Рабочая программа учебной дисциплины "менеджмент". Цели и задачи дисциплины теория управления

Специальность 2-91 01 01 «Производство продукции и организация общественного питания»

Раздел, тема Количество учебных часов
Всего В т.ч. на обзорные занятия Время на самост.работу
Днев. форма Заоч. форма На уст.занят На лаб-практ.занят
Введение
Раздел 1 . Теоретические основы менеджмента 20/2 7/2
1.1. Развитие теории и практики менеджмента
1.2. Цели организации и управленческие стратегии
1.3. Организационные структуры управления организацией (предприятием)
Практическая работа № 1 Изучение конкретных производственных ситуаций. Выбор оптимальных организационных структур управления для конкретных организаций
1.4. Функции и принципы менеджмента
1.5. Методы управления организацией (предприятием)
Раздел 2. Внутриорганизационные процессы
2.1. Власть и руководство
2.2. Мотивация работников
2.3. Управление конфликтами
2.4. Теория и практика принятия управленческого решения
Раздел 3. Основы управления персоналом
3.1. Управление персоналом
3.2. Организация управленческого труда
3.3. Эффективность менеджмента
Итого:

ТЕМ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Тема 1.1 Развитие теории и практики менеджмента

При изучении этой темы необходимо изучить следующие вопросы:

1. Понятие менеджмента

2. Предмет и содержание науки. Сущность, цели и задачи менеджмента

4. Историческое развитие менеджмента (основные этапы развития менеджмента, школы управления, современные подходы к управлению, уровни управления)



Понятие менеджмента

Понятие «менеджмент» трактуется в мировой литературе по управлению и практике весьма широко. Но между разными вариантами нет противоречий. Они взаимодополняют и конкретизируют друг друга. Это позволяет глубже уяснить сущность и содержание менеджмента, сделать правильный вывод о его общественной значимости и необходимости изучения.

Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, независящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации.

Менеджмент предполагает выполнение ряда требований, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленных целям. Умение ставить и реализовывать цели, что и как предстоит сделать, лежит в основе менеджмента.

Менеджмент выделился в самостоятельную науку в конце 19 века и происходит от английского слова «manage» – управлять.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение субъектом хозяйствования, действующего в рыночных условиях, определенных заданных целей путем эффективного использования имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Управление – это совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели.

Существует 3 класса управления:

В неживой природе (технических системах);

В организмах (биологических системах);

В обществе (социальных системах).

Можно сказать, чтоуправление – это функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.


Управление в технических системах – это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин.

Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются преимущественно естественные науки.

Социальное управление – это процесс, присущий только человеческому обществу. Оно осуществляется в целях упорядочения общества, сохранения его качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни.

Управление в социальных системах – это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения социальных (общественных) наук.

В процессе производства, распределения и потребления, материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т.е. социально-экономические системы.

Социальное управление – это воздействие объектов управления на деятельность людей, объединенных в социальные группы, т.е. управление социальными системами.

Следует различать понятия: управление, менеджмент и руководство .

Управление > Менеджмент

Менеджмент > Руководство

Менеджмент в переводе с английского языка означает управление.

Этот термин характеризует специфическую разновидность управленческой деятельности и изучающую ее (деятельность) науку.

В англоязычных странах менеджментам называют также группу руководителей (менеджеров).

Менеджмент

Определение «менеджмент» применяют как для коммерческих организаций, так и некоммерческих, оказывающих платные услуги (образовательные, медицинские и пр.), а также для самостоятельной деятельности, не связанной непосредственно с созданием и функционированием каких-то структур (организация платных выступлений артистов, спортсменов и т.д.).

Понятие «менеджмент» применяют только к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации.

Хотя понятия «менеджмент» и «управление» близки по значению, однако термин «управление» намного шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности.

Менеджмент предусматривает эффективное управление на профессиональном уровне , что отличает его от понятия «руководство».

Менеджер – это человек, прошедший специальную подготовку, а не просто инженер, экономист, занимающийся управлением.

Одним из наиболее важных управленческих процессов является разработка управленческого решения.

Только профессиональный менеджер владеет технологиями выработки, принятия и реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно.

2. Предмет и содержание науки. Сущность, цели и задачи менеджмента

Современная наука об управлении начинается с момента выхода в 1911 году книги Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915) «Принципы научного управления».

Основные ее положения можно сформулировать следующим образом:

1. Создание нового подхода к методам работы, научные исследование каждого ее элемента.

2. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение.

3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда.

4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

В менеджменте получили свое развитие идеи, взятые из теории управления, психологии, социологии, экономики и др.

По мере разделения общественного труда образовались две группы людей. Одна занята непосредственно производством и реализацией товаров, а другие управлением. Между этими двумя группами людей возникают определенные отношения, которые можно охарактеризовать как отношения управления . Именно эти отношения и составляют предмет науки управления , основы которой изучаются в менеджменте.

Иными словами - предметом изучения научного менеджмента являются наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею.

Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (организация, предприятие, фирма) независимо от сферы деятельности и формы собственности, как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей.

Субъекты менеджмента – это менеджеры – руководители различного уровня.

Как вид деятельности и процесс управления;

Как науку и искусство управления;

Как аппарат управления деятельностью современной организации.



1. Менеджмент – это процесс управления, с помощью которого профессионально подготовленные менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

2. Менеджмент – самостоятельная область знаний с начала ХХ века. В основе менеджмента как науки – тысячелетняя практика управления. Высокая степень, овладения практикой управления организациями может оцениваться как искусство, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают люди, имеющие талант.

3. Менеджмент – это специфический орган (аппарат) управления современной организацией. Без него организация как целостное образование не может существовать и эффективно функционировать. Главная задача аппарата управления – координация и рациональное использование ресурсов организации для достижения ее целей. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).

4. Менеджмент – это определенная категория людей (социальный слой), осуществляющих управление. Менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации, действующей в рыночных условиях. В зависимости от уровня управления различают высших, средних и низших менеджеров, а в зависимости от характера деятельности – линейных и функциональных.

Менеджмент можно характеризовать как:

Способ, манера общения с людьми;

Власть и искусство управлять кадрами;

Особые умения и административные навыки;

Орган управления, административная единица.

Сущность любой деятельности, в том числе и управленческой, проявляется в ее функциях, то есть в основных задачах общего характера, возникающих в процессе разделения труда, которые она постоянно решает.

Общие функции менеджмента , которые отражают его суть, были сформулированы в 1916 году Анри Файолем, выделивших в качестве таковых организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить мотивацию, развитие.

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Основная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой , что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке.

Перед менеджерами стоят две задачи :

тактическая - поддержание устойчивости работы организации и всех ее элементов);

стратегическая – развитие организации и перевод ее в качественно новое состояние.

Основные виды ресурсов в менеджменте :

Материальные ресурсы (земля, здания, помещения, оборудование, оргтехника, транспорт, коммуникации и т.д.);

Финансовые ресурсы (счета в банках, наличность, ценные бумаги, кредиты, недвижимость в стоимостном выражении и т.д.);

Трудовые или людские ресурсы (персонал);

Временные ресурсы.

Менеджер должен отдавать себе отчет, что в его распоряжении находятся шесть рычагов воздействия, соответствующих выделенным видам ресурсов.

В процессе управления человека от любого другого вида ресурсов отличает возможность принимать самостоятельные решения. В этом плане менеджмент любой организации может быть отнесен к одному из двух типов:

1-й тип – человек только исполняет полученное от своего непосредственного руководителя распоряжение;

2-тип – человек включен в процесс решения возникающих проблем.

Руководителям и ведущим менеджерам всегда необходима самая свежая информация из мира бизнеса. Они должны знать все тонкости и нюансы именно своей работы, своей специализации, чтобы успешно «двигать» компанию вперед. Однако существует и глобальная, фундаментальная часть, необходимая всем, кто выбрал для себя не самый простой путь российского управленца. Без которой не могут успешно использоваться даже самые узкоспециализированные знания. Это владение основами менеджмента.

Курсы по менеджменту составляют основную часть практически всех российских программ MBA. Общий менеджмент очень редко выделяется отдельной специализацией. Это, своего рода, отправная точка, без которой, наверное, и самой программы MBA просто бы не стало.

Менеджмент - это именно те знания, которые необходимы для практического успешного управления. Грамотный менеджер умеет не только руководить компанией или ее подразделением, но и управлять собой и рационально использовать ресурсы, которыми обладает, - и материальными, и человеческими.

Менеджмент - общее понятие, внутри которого выделяется масса отдельных специализаций - финансовый, стратегический, корпоративный, спортивный, менеджмент индустрии гостеприимства, туристический...

Программа General MBA ставит своей целью воспитание и обучение современного руководителя. В таких программах общий менеджмент обязательно является базовой дисциплиной, на изучение которой отводится порой наибольшее количество часов. Ведь, изучая факультативные дисциплины, решая «кейсы» или выполняя дипломную работу, слушатели волей-неволей будут оперировать понятиями курса по менеджменту.

Специализированные программы MBA, будь то маркетинг, финансы, информационные технологии или что-то еще, тоже не обходятся без курса по общему менеджменту. Лишь часов изучения этой дисциплины может быть немного меньше.

Вообще, курс «Общий менеджмент» - один из базовых курсов бизнес-образования. Его задача - сформировать у слушателей основные понятия о базовых концепциях, моделях и практиках и научить системному видению основных категорий, принципов и подходов в менеджменте.

Знание общих основ вкупе с конкретной специализацией для российской действительности - насущная необходимость. Почему? Хотя бы потому, что в нашей стране очень своеобразная система повышения персонала. Вчерашний руководитель отдела закупок становится коммерческим директором, а ведущий менеджер по маркетингу вдруг занимает освободившееся место начальника по логистике, или бухгалтер возглавляет отдел продаж. В таких условиях очень важно, чтобы специалист обладал основой, стержнем, на который можно нанизывать новые знания. Хороший менеджер, вне зависимости от профиля его работы, - это человек, который решает проблемы и берет на себя ответственность. И если второму научиться не каждому удается, то справляться с трудностями в постоянно меняющемся российском бизнесе так, чтобы компания не только сохраняла прежние позиции, но и достигала новых высот, слушателей, выбирающих MBA, действительно, учат.

Профили программ

Программу MBA «Общий менеджмент» предлагает Высшая коммерческая школа. Этот курс ориентирован на подготовку руководителей и специалистов, которые в дальнейшей своей работе смогут грамотно принимать решения в сложнейших ситуациях конкуренции и повышенного риска, нестабильности и неопределенности. При разработке программы учитывался передовой отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента, коммерции, финансов, права, маркетинга. МВА ВКШ составлена в соответствии с документом «Принципы Европейского стандарта МВА», и отвечает международным требованиям, стандартам и нормам, предъявляемым к подготовке менеджеров высшей квалификации.

И хотя программа и носит название «Общий менеджмент», в учебный план включены и дисциплины специализации. Это может быть одноименный курс «Стратегический менеджмент», «Управление российским и международным бизнесом» или «Менеджмент в коммерции», «Политический менеджмент» или «Менеджмент в индустрии гостеприимства» и др. Слушатели программы изучают среду бизнеса и научные основы бизнеса, базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента, специальные и специализированные дисциплины, 30% которых они выбирают самостоятельно. Программа также включает работу над исследовательскими проектами, профессиональные стажировки и производственную практику.

Учиться в ВКШ можно очно (днем или вечером), очнозаочно, по модульной форме. Продолжительность курса - 1,5 или 2 года (в зависимости от формы обучения). Высшая школа менеджмента - структурное подразделение Государственного университета - Высшей школы экономики. Программа МВА в этой школе, по оценкам аттестационной комиссии Министерства образования, сильная, хорошо сбалансированная, отвечающая международным стандартам. Одна из причин такой оценки - сотрудничество ВШМ с известной Школой менеджмента Крэнфилдского университета (Великобритания).

Одна из особенностей программы состоит в том, что большинство преподавателей сами являются практикующими консультантами по бизнесу. А это значит, что слушатели учатся на живых примерах из опыта российских компаний.

МВА «Общий и стратегический менеджмент» похожа на программы европейских школ бизнеса и ориентирована на подготовку менеджеров и консультантов широкого профиля, и на нужды собственников компаний и топменеджеров. В рамках программы слушатели изучают среду бизнеса, экономику для менеджеров, основы финансового менеджмента, количественные методы в менеджменте, организационное поведение, маркетинг-менеджмент. Специализированный блок «Общий и стратегический менеджмент» включает курсы «Разработка и принятие управленческих решений», «Управление организационными изменениями», «Организационная конфликтология», «Управление проектами» и др. Кроме этого слушателям предлагается выбрать для себя дисциплины специализации, например, «Антикризисное управление, управление рисками», «Сравнительный менеджмент» или др.

Программа МВА ЛИНК- «Стратегия» разработана для менеджеров-практиков, стремящихся получить высшую управленческую квалификацию международного уровня. Основа программы - курсы Открытого Университета Великобритании. Обучение включает четыре блока: базовый, специализаци, стратегический и английского языка. Первый дает базовые знания и навыки в области финансового менеджмента, маркетинга и финансового менеджмента, необходимые для дальнейшего понимания программы. Этот блок может быть пройден, например, изучением программы «Менеджер-профессионал». Этот курс разработан с учетом изменений, происходящих в мире современного менеджера, и обеспечивает поддержку его деятельности в новых условиях. Особое внимание уделяется вопросам управления информацией (около 20% занятий направлено на развитие навыков групповой работы в виртуальной среде), вопросам создания систем управления качеством, даны основы бренд-менеджмента. Программа содержит ряд наиболее современных управленческих теорий, например, идеологию лидерства, теорию управления различиями и конфликтами, концепцию удовлетворения потребностей «заинтересованных сторон».

Полуторалетняя программа MBA ВШМБ АНХ обеспечивает широкий выбор специализаций (стратегический менеджмент, управление финансами организации, внешнеэкономическая деятельность, маркетинг, малый и средний бизнес...) и обучение по индивидуальным планам на основе предложения около 50 курсов по выбору. Программа MBA, как и во многих других школах, состоит из четырех блоков: базовые, специальные, специализированные дисциплины и предметы по выбору. Сначала слушателей знакомят с макро- и микроэкономикой, проблемами развития экономики России на современном этапе, современными информационными технологиями, основами маркетинга и менеджмента и т.п. Специальные дисциплины разделены с учетом будущей специа­лизации. Например, те, кто выбирает «Стратегический менеджмент и предприни­мательство», будут обязательно изучать анализ формирования конкурентных стратегий, инвестиционные стратегии, корпоративное управление, реструктурирование предприятия, организационное проектирование, основы предпринимательства. Среди дисциплин по выбору - практика управления персоналом в системе эффективного менеджмента, сравнительный менеджмент, развитие малого и среднего бизнеса, безопасность бизнеса и др. В ВШМБ АНХ на дневном отделении можно пройти программу MBA «Менеджмент - Международный бизнес».

Миссия программы MBA Института бизнеса и делового администрирования АНХ - подготовка профессиональных управленческих кадров, предпринимателей и менеджеров нового стиля мышления, которые будут не только понимать особенности рыночной экономики, но и владеть знаниями и навыками, необходимыми для подготовки, принятия и реализации эффективных управленческих решений. Изучение базовых профессиональных дисциплин по всем функциональным разделам менеджмента - основа программы. В ходе курса «Общий менеджмент» изучаются основные принципы управления, связующие процессы и функции: планирование, организация, руководство, контроль. Программой предусмотрено активное изучение и практическое освоение зарубежного и отечественного опыта делового администрирования.

Хорошую подготовку по менеджменту вы получите и выбирая программы MBA, предлагаемые ВШБ МГУ, Всероссийской Академией Внешней Торговли, Магистратурой МЭСИ, ММВШБ «МИРБИС», Институтом международного бизнеса «Классическая Бизнес-школа». Просматривая учебный план, не забывайте, что фундамент вашего будущего образования - базовый курс «общий менеджмент».

  • Обучение, Развитие, Управление талантами

Многие сталкивались с таким понятием, как менеджмент. С английского языка это слово переводится как «управление», но два указанных термина имеют разные значения. Чтобы различать их, необходимо выучить азы - основы менеджмента.

Понятия «управление» и «менеджмент»

Управление означает действие относительно технических средств. Менеджмент - это набор методов, принципов и форм управления организацией, использование которых дает возможность достичь определенных целей и повысить эффективность деятельности.

Менеджер - это человек, который управляет ресурсами организации, а также обладает достаточным объемом знаний и нужными качествами для достижения той или иной цели. Подобными ресурсами считаются финансовые, материальные, информационные и людские. Существует три вида менеджеров: низшего, среднего и высшего звеньев. По статусу они делятся на исполнителей и руководителей.

Внутренняя и внешняя среда

Любая организация имеет внутреннюю среду, а также находится под влиянием внешней. В последней проводятся все операции фирмы. На внутреннюю среду влияют такие факторы, как цели и возможности организации. Она определяется структурой организации и производственными процессами, а также уровнем распределения труда и системой коммуникации.

Если говорить о внешней среде, то в нее включают поставщиков, конкурентов организации, ее клиентов и партнеров. В нее входят государственные структуры и само государство. Политические и экономические факторы, а также отношения с международными структурами и организациями тоже считаются элементами внешней среды.

Принципы менеджмента

Изучая теоретические основы менеджмента, нельзя не упомянуть о его принципах. Они реализуются через интеллект, целеустремленность и волю людей. Ученый Анри Файоль выделил четырнадцать принципов управления. К ним относятся следующие: принцип приоритетности, баланс власти, принцип единоначалия, системность, комплексность и другие. Принцип приоритетности означает то, что очередность выполнения работ зависит от их важности. Также для эффективного существования организации каждый ее член должен считать общие цели своими собственными.

Принцип демократического централизма предусматривает разумное сочетание разнообразных стилей управления. Нарушение этого баланса может приводить либо к автократии, либо к власти толпы.

Функции менеджмента

Следующее, что включают в себя основы менеджмента, это функции управления. Их роль заключается в обеспечении целенаправленного воздействия на установленные объекты. Менеджмент как наука выделяет десять функций: анализ, прогнозирование, постановку целей, принятие решений, контроль, мотивацию, организацию, планирование, регулирование и организационную культуру.

Процесс менеджмента реализуется руководителями структурных подразделений организации путем выполнения тех или иных функций. Наука выделяет общие и универсальные функции менеджмента. Основными инструментами управления принято считать мотивацию, планирование, контроль и организацию.

Мотивация

Изучая основы менеджмента, невозможно пройти мимо такой темы, как мотивация персонала. Ею принято считать побуждение других к выполнению трудовой деятельности с целью достижения того или иного результата. Очень много ученых уделяли внимание рассмотрению мотивации.

Данная функция направлена на побуждение персонала организации к труду для достижения целей, поставленных руководством. Мотивация может быть материальной и нематериальной. К первому типу относятся различные премии, надбавки и заработная плата. Ко второму - предоставление личного кабинета, корпоративный дух, наличие служебного автомобиля и так далее. Для того чтобы определить, как лучше мотивировать определенного работника, следует изучить его потребности.

Контроль

Функция контроля выполняет стабилизирующую роль. Она дает возможность руководству осуществлять мониторинг производственного процесса и оперативно реагировать на отклонения от желаемого результата.

Контроль может быть дискретным, когда проверяется не вся продукция, а некоторые партии, и непрерывным, когда изучается весь производственный процесс.

Планирование

Это очередная функция, которую необходимо рассмотреть, изучая основы менеджмента. Планирование - процесс распределения любых ресурсов организации с целью достижения определенных целей. Оно зависит от стратегии, которые бывают следующими: стратегия ограниченного роста во времени, снижения во времени, сокращения и комбинированная. По времени планирование делится на краткосрочное (менее одного года) и долгосрочное (более года).

Основы финансового менеджмента

Финансовый менеджмент - термин, который включает два понятия: финансы и менеджмент. Таким образом, финансовый менеджмент - это наука управления финансовыми потоками предприятия для достижения определенных стратегических и тактических целей. Материальное благополучие любой компании зависит от правильного управления средствами с целью их конвертирования в оборотные.

Одной из главных функций финансового менеджмента является финансовый маркетинг. Его роль заключается в обеспечении эффективной реализации материальных активов на рынке и в приспособлении к его законам.


"Утверждаю"

Проректор по УМО

С.П. Ермишин


"26" октября 2012 г.
Учебно-методический комплекс

дисциплины «Основы менеджмента,управление персоналом»

для студентов направления подготовки 072501.52 Дизайн (СПО)

Лекции 18 часов

Практические занятия 28 часов

Самостоятельная работа 22часов

Всего 68часов

Зачёт 7 семестр


Тольятти 2012


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента,управление персоналом» для студентов направления подготовки 072501.52 Дизайн (СПО)

Составитель: к.э.н., доцент А.Е.Бугаев.

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры «Менеджмент»

Зав. кафедрой д.э.н., проф. Кулапина Г.М.

1. Цель и задачи изучения дисциплины
Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Основы менеджмента, управление персоналом» является получение студентами представления об областях применения менеджмента, использования полученных знаний в управлении человеком и организацией , создания (для себя) методологической основы для последующего изучения как отдельных аспектов менеджмента, так и для формирования концепции применительно к управленческим проблемам. Профессиональные знания, умения и навыки по менеджменту формируются на основе усвоения как специальной управленческой литературы по разным разделам данной дисциплины, так и изучения основополагающих работ по смежным дисциплинам – экономике, социологии, психологии, математике и т.п.

Курс «Основы менеджмента,управление персоналом» раскрывает вопросы практического управления и предназначен для понимания содержания комплекса практических знаний об управлении, конкретных навыков осуществления различных видов управленческой деятельности, а так же овладения методами анализа системы управления и проектирования новых систем, отвечающих требованиям развивающегося производства.


1.2. Задачи изучения дисциплины « Основы менеджмента,управление персоналом»

К основным задачам изучения дисциплины «Основы менеджмента,управление персоналом» относятся:


  1. овладение понятийным аппаратом;

  2. изучение сущности менеджмента, его объекта и условий, в которых функционирует содержание процесса менеджмента;

  3. изучение социально-психологических проблем менеджмента;

  4. изучение проблем мотивации, лидерства и руководства;

  5. изучение связующих процессов менеджмента, а также форм и методов эффективного управления;

  6. умение правильно проводить анализ внутренней и внешней среды объекта менеджмента, социальных и психологических факторов, определяющих эффективность взаимодействия и связующих процессов менеджмента;

  7. умение наладить процессы коммуникаций, принятия решений;

  8. формирование навыков работы с учебной и научной литературой по менеджменту;

  9. формирование экономического мышления в задачах управления на основе системного подхода к изучению сложных систем;

  10. рассмотрение общего порядка исследования задачи управления: исходные условия, постановка задачи, декомпозиция, изучение элементов, синтез решения;

  11. определение сферы применения знаний менеджера и процесс его подготовки.

2. Место дисциплины в структуре ООП специальности (направления
Курс «Основы менеджмента,управление персоналом» представляет собой учебную дисциплину из цикла общепрофильных дисциплин федерального компонента основной образовательной программы и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 072501.52 «Дизайн»

Базовыми дисциплинами для изучения дисциплины “ Основы менеджмента,управление персоналом ” являются: экономика предприятия, экономическая теория, психология. Изучение данного курса способствует изучению курсов менеджмент, организация и планирование деятельности предприятий, маркетинг, антикризисное управление.

Перечень тем, освоение которых необходимо студентам для изучения дисциплины «Основы менеджмента,управление персоналом»:


  1. Развитие теории и практики управления, классическая и научная школа в управлении.


  2. Методы управления: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические.

  3. Типы предпринимательских фирм.

  4. Социально-психологические основы менеджмента: стиль руководства, управление кадрами, деятельностью коллектива.

  5. Организационная структура менеджмента в организации, на предприятии.

  6. Технология разработки и принятия управленческих решений.

  7. Информационная база менеджмента.
Курс «Основы менеджмента» рассчитан на 1 семестр и завершается зачётом.
В процессе изучения дисциплины специалист должен:

  • знать принципы, функции и методы управления;

  • уметь оценивать деятельность коллектива;

  • знать принципы построения организационной структуры менеджмента в организации;

  • понимать роль и значение социально-психологических процессов в коллективе;

  • уметь обнаруживать настроения трудового коллектива;

  • уметь выбирать подходы к управлению кадрами;

  • уметь разрабатывать и внедрять на предприятиях различные технологии управленческих решений;

  • владеть экономическими, организационно-распорядительными, социально-психологическими методами управления;

  • знать современные концепции в области управленческой деятельности;

  • уметь использовать полученные знания в практической деятельности.

В курсе рассматриваются вопросы, связанные с практической управленческой деятельностью руководителя. В результате освоения курса будущий специалист должен знать и уметь использовать специальные технологии в управлении предприятием.

Студенты должны получить практические навыки:


  • по методам управления;

  • по функциям управления;

  • по стилям руководства управления кадрами и деятельностью коллектива;

  • по построению организационной структуры менеджмента в организации;
 по разработке технологий управленческих решений;

 по обеспечению управленческой деятельности;

 по использованию современных методов руководства;

 по получению информационной базы менеджмента.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

ОК-20: Способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности.

б) профессиональных (ПК)

ПК-2: Способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования.

ПК-7: Способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций.

ПК-17: Готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям.

ПК-20: Владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения.

ПК-31: Умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели.

ПК-42: Способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений.

ПК-43: Способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования


4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.
4.1Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятии

№ семестра

Число недель в семестре

Количество часов по плану

Количество часов в неделю

Самостоятельная работа

всего

лекций

практик

всего

лекций

практик

всего

в неделю

Дневное отделение

7

17

68

18

28

2

1

1

22

1

4.2 Содержание дисциплины (распределение фонда времени по темам и видам занятий)
Содержание дисциплины «Основы менеджмента,управление персоналом»



Раздел
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)


Лекции

Практ. занятия

Лабор. занятия

Самост. работа

1



7

1-2

2

2

2

Контрольный опрос

2

Функции управления, принципы менеджмента.

7

3-4

2

4

2

Контрольный опрос

3

Методы управления: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические

7

5-7

2

4

3

Контрольный опрос

4

Типы предпринимательских фирм

7

8-9

2

4

3

Контрольный опрос

5

Социально-психологические основы менеджмента: стиль руководства, управление кадрами, деятельностью коллектива

7

10-11

2

4

3

Контрольный опрос

6

Организационная структура менеджмента в организации, на предприятии

7

12-13

4

4

3

Промежуточное тестирование

7

Технология разработки и принятия управленческих решений

7

14-15

2

4

3

Контрольный опрос

8

Информационная база менеджмента

7

16-17

2

2

3

итого

18

28

22

зачёит

4.3 конспект лекций


Тема 1 Развитие теории и практики управления, классическая и научная школа в управлении

Цель занятия:

Практические задания

1. Отметьте положительные и отрицательные стороны классической и научной школы управления


  1. Основные этапы развития менеджмента.

  2. Основные школы управления.

  3. Развитие менеджмента в России.

  4. Развитие менеджмента в XVII в.

  5. Развитие управленческой мысли в XVIII в.

  6. Развитие менеджмента в XX в

Тема 2. Функции управления, принципы менеджмента.

Цель занятия: усвоение и закрепление лекционного материала на основе практических заданий.

Практические задания

1. Попытайтесь проанализировать и понять весомость функции управления: планирования и организации. Выясните роль каждой из них в Вашей организации.

2. Обдумайте, какую роль в мотивации играют содержательные и процессуальные теории. Предложите варианты использования их в практике управления Вашей организацией.

3. Попробуйте применить теорию ожидания и справедливости в своей организации. Обсудите полученные результаты,

4. Сравните модель мотивации Маслоу с моделями Мак-Клелланда и Герцберга . Выявите принципиальные различия. Выберите из Вашей практики ситуацию, в которой требуется мотивация, и покажите, как в ней будут работать различные теории мотивации.

5. Разработайте схему реализации процесса контроля в Вашей организации. Найдите и опишите ситуацию, где бы контроль отрицательно воздействовал на людей.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. В чем сущность и взаимосвязь функций управления?

2. Какова роль планирования в управлении?

3. Опишите принципы и технику планирования.

4. В чем отличие функции организации от функции планирования?

5. Назовите и охарактеризуйте принципы, которыми руководствуются в процессе выполнения функции организации.

6. Дайте определение и опишите суть мотивации как функции управления.

7. В чем разница между содержательными и процессуальными теориями мотивации?

Участники которого вносят определённый паевый взнос в уставной капитал и несут ограниченную ответственность в пределах своих вкладов;

Участники которого вносят определённый паевый взнос в уставной капитал и и не несут ответственности.


22. По обязательствам акционерного общества своим имуществом отвечает:

Только само общество;

Только участники общества;

Только участники, которым принадлежит максимальное количество акций.


23. Число членов производственного кооператива не должно быть менее:

Трех;


- двух;

Пяти.
24. Стиль руководства – это:

Система способов, методов и форм практической деятельности менеджера;

Система способов и форм практической деятельности руководителя;

Система набора мероприятий деятельности организатора.
25. Менеджер, использующий преимущественно демократический стиль стремится:

Больше вопросов решать коллегиально;

Заставить всех активно работать.


26. Действия руководителя осуществляются:

В двух основных измерениях;

В трех основных измерениях;

В четырех основных измерениях.


27. Элементами управления не являются:

Власть и единоначалие;

Защита своего мнения и инициативность;

Разрешение конфликтных ситуаций и практический анализ.


28. К дополнительным стилям управления относят:

Патернализм, оппортунизм, фасадизм;

Демократизм, либерализм, патриотизм;


29. Под организационной структурой управления необходимо понимать:

Совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами;

Совокупность связей в горизонтальном и вертикальном направлении;

Совокупность управленческих звеньев, объединенных в вертикальные и горизонтальные связи.


30. Линейная структура управления характеризуется:

Во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник;

Свободой связей;

Наличием аппарата управления.


31. Функциональное управление создает:

Двойное подчинение;

Административный аппарат;

Мотивацию для работы сотрудников.


32. При линейно-функциональной структуре управления всю полноту власти берет на себя:

Функциональный руководитель;

Линейный руководитель;

Штабной руководитель.

33. Матричная структура управления создается путем совмещения:

Линейной и функциональной структуры;

Линейной и штабной структуры;

Линейной и программно-целевой структуры.


34. Процесс проектирования организационной структуры состоит из:

Трех этапов;

Двух этапов;

Четырех этапов.


35. Под управленческим решением понимают:

Процесс последовательного решения проблем организации;

Способ деятельности руководителя, по выполнению должностных обязанностей;

Выбор альтернативы.


36. Основными подходами по принятию управленческих решений являются:

Индивидуальный и коллегиальный;

Прогматичный и либеральный;

Индивидуальный и групповой.


37. Составным элементом процесса принятия управленческого решения является:

Постановка проблемы;

Поведение сотрудников;

Цели и миссия организации.


38. К методам принятия решений не относят:

Коллективный;

Количественный;

Качественный.


39. К факторам, не влияющим на принятие эффективного решения, относят:

Иерархия в принятии решения;

Централизация руководства при принятии решения;

Логичность в принятии решения.


40. Под организацией выполнения решений понимают:

Начальный цикл управлении;

Промежуточный цикл управления;

Завершающий цикл управления.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
Основная литература


  1. 1. Беляцкий Н.П. Менеджмент: Тесты, задачи, ситуации, деловые игры. Практикум.: Учебное пособие/ Н.П.Беляцкий, И.В.Балдин, С.Д.Вереенко и др.; Под ред. проф. Н.П.Беляцкого. – Мн.: Книжный дом, 2006.

  2. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент - М.: Финпресс, 2008.

  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент - М.: Экономист, 2007.

  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу менеджмент - М.: Экономист, 2006.

  5. Герчикова И.Н. Менеджмент - М.: Юнити, 2007.

  6. Глухов В.В. Менеджмент - СПб.: СпецЛит, 2006.

  7. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент - М.: Мастерство, 2006.

  8. Друкер П.Ф. Практика менеджмента - М.: ИД Вильямс, 2007.

  9. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента - Минск.: Новое знание, 2007.

  10. Литвак Б.Г. Практические занятия по менеджменту: Мастер-класс: - М.: Дело, 2006.

  11. Мескон М.И., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. Учебник. - М: Дело, 2008.

  12. Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием) – М.: Изд. «Экзамен», 2006.

  13. Румянцева З.П, Филинов Н.Б. Общее управление организацией: принципы и процессы. - М.: Инфра-м, 2008.

  14. Сухов В.Д., Сухов В.С., Москвичёв Ю.А. Основы менеджмента - М.: ИЦ Академия, 2006.

  15. Экономика и статистика фирм. Учебник.: Под ред. Ильенковой С.Д. - М.: Финансы и статистика, 2006.

  1. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте . - М.: Дело, 2006 г.

  2. Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб: Питер, 2007г.

  3. Ермакова Л.И. и др. Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежом. - М.: мир,2006. - 365 с.

  4. Зайцева О.А., Радугин А.А. и др. Основы менеджмента. - М.: Центр, 2006.

  5. История менеджмента: Учеб. пособие/ Под ред. Д.В. Валового. - М.:
    ИНФРА- М, 2008 - 256 с.

  6. Локтионов М.В. Системный подход в менеджменте. - М. ЮНИТИ, 2007.

  7. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. - М.: ИНФРА-М, 2006.- 309с.

  8. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006. - 222с

  9. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. - СПб.: ПИТЕР, 2007.

  10. Шегда А.В. Основы менеджмента.- М.: Приор, 2007.-400с.
7.2 Программное обеспечение использования современных информационно- коммуникативных технологий

Методической концепцией преподавания дисциплины предусмотрено использование следующих электронных средств обучения и контроля знаний. Список лицензионного программного обеспечения:


  • экономический пакет Project Expert – для осуществления расчетов, выполнения заданий на практических занятиях и для самостоятельной работы студентов;

  • Microsoft WORD – для проведения практических занятий, подготовки студентами докладов по представленной тематике, оформления самостоятельных работ;

  • Microsoft PowerPoint – для подготовки слайд-лекций;

  • графический пакет CorelDRAW – для формирования графических объектов в ходе подготовки докладов и презентаций;

  • информационно-справочная система Консультант+ - для поиска информации по дисциплине;

  • Прометей, АСТ-Тест - для проведения итогового контроля знаний в форме компьютерного тестирования

Основными формами обучения студентов являются аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа студентов, включающая выполнение контрольной работы и изучение вопросов для самопроверки.

На практических занятиях по дисциплине «Основы менеджмента, управление персоналом » студенты выполняют следующие виды работ:

Устные ответы на вопросы преподавателя в рамках изученной темы;

Устные ответы по изучаемой теме, подготовленные по дополнительным источникам литературы и публикациям в периодических изданиях;

Решения задач по изучаемой теме;

Дискуссии с преподавателем по проблемам качества продукции;

Выполнение контрольной работы, содержащей теоретические вопросы и задачи по темам;

Подготовка докладов и статей для публикации и научно-практическим конференциям студентов.
9. Методические указания для студентов по дисциплине «Основы менеджмента, управление персоналом»

Для успешного освоения дисциплины студентам следует придерживаться требований технологических карт по курсу основы менеджмента

Требования к изучению дисциплины «основы менеджмента» выражены соответствующими контрольными точками: обязательными и творческим рейтингом. К обязательным контрольным точкам относятся:

Активная работа на лекциях 2 балла;

Самостоятельная работа: чтение дополнительной научной литературы, подготовка конспектов 2 балла;

Текущий контроль знаний в форме устного или письменного опросов на семинарских занятиях 2 балла;

Промежуточное тестирование (контрольная работа) 6 баллов;

Выполнение индивидуальных заданий (для студентов,пропустивших занятия,или занимающихся по индивидуальному графику) 10 баллов;

Подготовка реферата 10 баллов;

Подготовка и проведение курс изучения ролевой игры под руководством преподавателя 10 баллов;

Подготовка докладов для участия в студенческих научных конференциях 10 баллов.

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитории оснащены ноутбуком, проектором и экраном для изучения основных тем лекционных занятий по дисциплине, демонстрации мультимедиа, презентаций по темам курса. В библиотеке университета имеются в наличии учебники согласно списку основной литературы.

Лист согласования рабочей программы


№ п/п

Наименование дисциплин, определяющих междисциплинарные связи

Кафедра

upload -> «Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника»
upload -> Проблемы и перспективы технологического образования в школе и в вузе обсудили преподаватели кафедры укитс и учителя технологии общеобразовательных школ г о. Тольятти
upload -> Рабочая учебная программа дисциплина: «Психология личности» Для студентов направления 071800. 62 «Социально-культурная деятельность»
upload -> Внутриличностные конфликты
upload -> Программа Шестой международной научно-практической конференции
upload -> Курс лекций по "Информатике" для студентов специальности 100101 «Сервис» Тема Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации

Конспект лекций

по дисциплине «Менеджмент»

Введение.......................................................................................................... 3

Тема 1. Основы менеджмента........................................................................ 3

1.1 Сущность менеджмента............................................................................ 3

1.2 История развития менеджмента............................................................... 5

1. 3 Специфика менеджмента в России........................................................ 12

Тема 2. Организация как объект управления.............................................. 16

2.2 Внутренняя и внешняя среда организации........................................... 19

Тема 3. Функции и принципы менеджмента................................................ 20

Тема 4. Методы управления........................................................................ 28

Управление как искусство означает способность эффективно применять накопленный опыт на практике. Искусство управления накапливалось в течение всей истории развития менеджмента.

Управление как наука имеет предмет изучения, специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет сумма знаний об управлении, накопленная за многие годы и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Управление как функция. Многовековое развитие менеджмента предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию. Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления.

Управление как процесс. Процессный подход к управлению, отражает стремление теоретиков и практиков менеджмента интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку. При подходе к управлению как к процессу внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом.

Управление - это люди, руководящие организацией. Данный процесс обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, формирующими организации и управляющими ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Управление - как аппарат. Управление нередко идентифицируется с органами или аппаратом управления. Менеджмент специфический орган управления современных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих). Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента.

1.2 История развития менеджмента

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

1. ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных
потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые
пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

2. постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

3. хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

4. постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

5. выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

6. необходимость использования современной информационной базы с
компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных
и оптимальных решений.

Термины "менеджмент", "менеджер" прочно вошли в наш словарный обиход, заменив прежние "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор".

Термин "менеджмент" по сути является аналогом термина "управление", его синонимом, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении не­предпринимательских организаций.

Термин "менеджмент" американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова.

Первый этап методологии научного управления составляет анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем обосновывалась необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства. Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные положения:

1. использование научного анализа для определения наилучших способов
достижения целей и решения конкретных задач;

2. важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения кон­кретных задач, и обеспечение их обучения;

3. необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для
эффективного выполнения задач.

В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепции:

1. научного управления;

2. административного управления;

3. управления с позиций психологии и человеческих отношений;

4. управления с позиций науки о поведении.

В современных условиях существуют три научных подхода к управлению:

1. подход к управлению как к процессу;

2. системный подход;

3. ситуационный подход.

Возникновение теории управления - это сложный и противоречивый процесс, в котором взаимодействуют многие факторы как позитивного, так и негативного плана, причины объективного и субъективного порядка. И все же объективная необходимость рано или поздно должна была проявиться и привести к прорыву в этой области - к оформлению теории управления, к осознанию ее роли как важной

и самостоятельной производительной силы. И это произошло в 1911 г. когда Ф. Тейлор, считающийся основателем научного управления, опубликовал книгу «Принципы научного управления».

С момента появления науки управления эволюция ее как самостоятельной дисциплины является не строгой последовательностью некоторых основных этапов, а развитием ряда подходов, которые частично совпадали по времени. Кроме того, развитие каждого из них и теории управления в целом происходило в более широком социальном и общенаучном контексте. Поэтому складывавшаяся теория управления испытывала влияние со стороны происходящих в мире перемен - - новых научно-технических достижений, изменения отношения к бизнесу, успехов в других, связанных с управлением, дисциплинах таких, как социология, психология, экономика, инженерные науки и др.

Выделяют четыре основных подхода в развитии теории управления: подход с точки зрения основных школ в управлении, процессный, системный и ситуационный подходы. Первый из них наиболее важен именно в историческом плане, поскольку он образован совокупностью достаточно четко сменявшихся «школ», рассматривавших управление с различных точек зрения. Это - - школы научного управления, административного управления («классическая школа»), человеческих отношений и поведенческих наук, а также школа количественных методов управления.

Школа научного управления (1885-1920). Ее возникновение явилось ключевым событием, благодаря которому наука управления приобрела не только самостоятельность, но и широкое общественное признание. Наиболее известными ее представителями, наряду с ф. Тэйлором, были Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гант, Г. Эмерсон и др. Смомента своего возникновения наука об управлении неразрывно связана с анализом трудовой деятельности в целом. Более того, она в значительной мере явилась результатом объективного развития научных методов анализа содержания и условий трудовой деятельности. Благодаря ей было наглядно и убедительно показано, что цель - повышение производительности - - может быть достигнута не только путем совершенствования производства, техники, но и путем лучшей организации труда (как индивидуального, так и совместного). Организация труда и управления им - это, следовательно, дополнительный и богатый возможностями резерв эффективности производства и увеличения прибыли. Лишь эти «неопровержимые аргументы» позволили преодолеть все, создав перелом общественного мнения в отношении к науке об управлении со стороны как административных, так и академических кругов. В этом состоит историческая миссия данной школы. Для того чтобы стать самостоятельной, науке об управлении понадобилось сразу же стать «больше, чем только наукой» - выступить наглядной и неопровержимой непосредственной производительной силой, которую уже нельзя было (или - невыгодно) игнорировать. И хотя сегодня «общие принципы управления трудом» Ф. Тэйлора воспринимаются как более или менее систематизированный здравый смысл, роль этого подхода в становлении теории управления важна и неоспорима. Основные из этих принципов состоят в следующем:

а) научный подход к выполнению каждого элемента работы;

б) научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочих;

в) кооперация с рабочими;

г) разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
Административная («классическая») школа в управлении (1920-1950).

Основоположник этой школы А. Файоль, считающийся «отцом» современного менеджмента, был главой одной из крупных французских компаний, а ряд его ведущих последователей также имели непосредственное отношение к практике высшего административного управления (Л. Урвик, Д. Мунк, Э. Реймс, О. Шелдон, Л. Аллен и др).

Основной целью «классической» школы являлась разработка некоторых
универсальных принципов управления, пригодных ко всем типам организаций и
обеспечивающих гарантированный и высокий результат их функционирования. Ее
реализация осуществлялась по двум основным направлениям исследований. Первое
из них связано с разработкой функционального анализа управленческой
деятельности - с выделением и описанием тех основных управленческих функций,
которые необходимы и достаточны для рациональной системы управления любой
организацией. Основное достижение А. Файоля состоит в том, что он обосновал
точку зрения на управление как на универсальный процесс, состоящий из системы
основных функций (целеполагание, планирование, контроль, мотивирование и др.).
Второе направление - это разработка системы универсальных принципов

управления.

Несмотря на выдающийся вклад в развитие управленческой науки, «классическая» школа не была свободна от некоторой ограниченности своего подхода. Ее мало интересовали, например, социальные аспекты управления (что затруднило ее синтез с социологическим направлением). Явно недостаточное внимание уделялось ею важной категории факторов работы организации собственно психологическим, поведенческим. Поэтому данную школу обычно рассматривают как реализацию рационалистического подхода в теории управления. Вместе с тем она показала и ограниченность строго рационалистического понимания организаций; привела к необходимости разработки новых подходов, учитывающих роль субъективных факторов в управлении.

Школа «человеческих отношений» (1930-1950); подход с точки зрения науки о поведении (1950 г. - по настоящее время). Начало этому направлению было положено знаменитыми хотторнскими экспериментами Э. Мэйо на заводе «Уэстерн Электрик». Он показал, что средства, предлагаемые представителями рационального, научного управления (четкая программа трудовых операций, хорошая заработная плата , высокая организация труда и пр.), не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководства. Рабочие иногда сильнее реагировали на давление коллег по группе, чем на усилия руководства или материальные стимулы. Тем самым было доказано, что в качестве сильных факторов эффективного труда и управления выступают не только причины экономического, организационного порядка. Комплекс психологических факторов таких как личностные отношения, мотивация, потребности, отношения к работникам, учет их целей, намерений также имеет очень большое значение. Их учет поэтому необходим при выработке стратегии и тактики управления. Управление, по выражению одного из наиболее крупных представителей этой школы, определяется как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Следовательно, оно должно базироваться на учете присущих этим «другим лицам» особенностей психологического плана.

Роль этой школы состоит в показе возможности и необходимости синтеза теории управления с психологическими знаниями. Теория управления постепенно и во все большей мере начинает отходить от жестко рационалистических подходов и переходит к разработке так называемых мягких схем управления, учитывающих психологические особенности человека.

Принципиальная переориентация исследований в направлении изучения человеческого фактора как основного элемента эффективной организации по­степенно приводит к оформлению поведенческой школы в управлении. Работы Р. Лайкерта, Д. МакГрегора, К. Аржириса, А. Маслоу, Ф. Херцберга, Р. Блейка, Д. Моутона, Ф. Филлера и др. показали, что не только межличностные отношения, но и мотивация, характер власти и авторитета , особенности лидерства, поддержание коммуникации, субъективное восприятие человеком своего труда и места в организации - все это выступает мощными факторами эффективной работы и управления. Таким образом, главной целью этой школы становится повышение эффективности организаций на основе человеческого фактора.

В целом поведенческий подход приобретает столь большую популярность и масштабы, что почти полностью охватывает основную проблематику теории управления. Многие его положения актуальны и сейчас, входят в содержание современной теории управления.

Школа «количественных методов в управлении» (1950 г. по настоящее время). Хотя влияние этого направления было значительно меньше, чем преды­дущего, оно все же оставило заметный след в эволюции управленческой мысли, а ряд его положений остается актуальным и поныне. Основная заслуга школы состоит в предложенной ею методологии исследования операций. Вначале разрабатывается модель организационной ситуации, характеризующаяся известным упрощением реальности и сокращением числа переменных до контролируемого уровня. Затем переменным задаются количественные значения, что позволяет объективно оценить и понять каждую из них, а также взаимосвязи между ними. Наконец, формализованная таким образом модель ситуации подвергается дальнейшей математической обработке; «проигрываются различные сценарии» ее функционирования и сравниваются их возможные результаты, на основе чего производится выбор управленческих воздействий. Развитие компьютерной техники дало новый мощный импульс данному направлению.

Наряду с анализом «школ управления», необходимо рассмотреть три основных и наиболее общих подхода в теории управления: процессный, системный и ситуационный. Они, однако, имеют уже не только историческое значение, но характеризуют особенности современного состояния теории управления. Тем самым «сквозь призму» этих подходов обнаруживается связь прошлого и настоящего теории управления.

Процессный подход. Данный подход сложился как развитие основного положения административной школы - идеи о существовании некоторых основных и универсальных функций управления. Однако с точки зрения процессного подхода вводится важнейшее дополнение: эти функции рассматриваются не как взаимонезависимые, а как органически взаимосвязанные и образующие в своей совокупности единый процесс управления. Управление - - это система непрерывных и взаимосвязанных действий, группирующихся в управленческие функции. Процесс управления в целом рассматривается как хронологически упорядоченная и циклически организованная система управленческих функций. Следовательно, важным условием успешного управления является не только эффективность управленческих функций самих по себе, но и правильная их соорганизация в рамках единого процесса.

Теории управления начиная со второй половины XX в. испытывали сильное воздействие со стороны интенсивно развивающегося общенаучного направления - системного подхода, «общей теории систем». На «стыке» теории управления и теории систем был сформулирован достаточно простой, но фундаментальный вывод, согласно которому любая организация - это система в наиболее полном и строгом значении данного понятия. Под системой же следует понимать определенную целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого. Следовательно, главной задачей руководителя является необходимость видеть организацию в целом, в единстве составляющих ее частей, которые прямо и косвенно взаимодействуют и друг с другом, и с внешним миром. Он должен учитывать, что любое, даже частное управленческое воздействие на какой-либо компонент организации обязательно приводит к многочисленным, а часто непредсказуемым последствиям. Их-то и необходимо учитывать в управлении; для этого надо знать, каковы те основные законы, по которым строятся системы. Любая организация как система имеет свою внутреннюю логику, живет по своим управлениям. Он, однако, утверждает, что оптимальные приемы и способы, которые должен использовать руководитель для успешного достижения целей организации, не могут носить только общего характера и должны значительно варьироваться, они определяются именно ситуацией управления.

Важным итогом ситуационного подхода явилось и то, что он, в отличие от разработанных ранее и претендовавших на роль универсальных и «единственно верных», показал, что лучшего способа управления нет, в принципе. Эффективность любого из них относительна и определяется ситуацией управления. Ситуационный подход в целом следует охарактеризовать как концепцию «управленческой относительности», резко контрастирующую с абсолютизмом многих иных подходов и их претензиями на универсальность. Не случайно, поэтому переход от «универсализма» к «ситуационизму» иногда сравнивают с «переходом от плоскости к трехмерному пространству, от немого черно-белого кино к цветному со стереоскопическим звуком».

Современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента характеризуется сосуществованием и взаимодействием трех основных подходов: системного, процессного и ситуационного (при явном доминировании последнего). Они направлены на синтез и развитие разработанных ранее взглядов основных «школ управления», а также на разработку новых представлений об управлении. В связи с параллельным существованием ряда подходов общий спектр современных теоретических и прикладных разработок чрезвычайно широк и многообразен. Результатом этого является фактически исчерпывающий охват современными исследованиями всех основных проблем управления. Вместе с тем ситуация в данной области - - именно в силу труднообозримого числа концепций, подходов, школ, трактовок - таит и определенные трудности. Это трудности обобщения, синтеза результатов.

Можно выделить основные тенденции современного этапа развития теории управления. Первая связана с приданием большей, чем ранее, значимости материальной, технологической базе организаций в плане управления ею. Огромную роль в этом плане сыграла «компьютерная революция», создавшая качественно новую по своим возможностям техническую базу управления, а также другие крупные достижения научно-технического прогресса.

Вторая, еще более мощная тенденция состоит в дальнейшей демократизации управления . Сейчас уже не подлежит сомнению, что будущее менеджмента - - за демократическими «партисипативными» (соучаствующими) формами управления. Привлечение персонала к выполнению управленческих функций есть главное условие для действия фундаментального социально-психологического феномена, обозначаемого понятием «размораживания потенциала группы». Проще говоря - это механизм полной реализации потенциала организации для управления ею, превращения ее из объекта управления в субъект самоуправления.

Третья тенденция - интернационализация менеджмента и бизнеса и порожденные ею новые проблемы управления. Это, например, проблема кросс-культурного переноса принципов и форм управления, проблема учета национальных менталитетов в сфере управления и др.

По мнению большинства исследователей, все эти и другие тенденции привели к тому, что сегодня сформировалась новая парадигма управления. Она обозначается, как «тихая управленческая революция», а ее ключевыми чертами являются следующие:

1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента,
состоящего в убеждении, что ключ к успеху управления лежит в правильном
воздействии на внутренние факторы организации. Вместо этого на первый план
выдвигается проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней
среды. Последняя диктует стратегию и тактику управления, определяет структуру
организации и формы управления ею.

2. Использование в управлении теории систем позволило не только
сформулировать новый взгляд на организацию как «органическое целое», имеющее
свою логику и законы, но и выделить ряд универсальных переменных любой
системы, контроль за которыми составляет основу эффективного управления.

1.3 Специфика менеджмента в России

Прежде чем говорить о российском менеджменте, следует отметить объек­тивные особенности современного этапа российской экономики. Как известно, рынок есть результат естественного отбора наибо­лее эффективных и действенных инструментов ведения хозяйства. История человечества не знает другой экономической системы, кроме рыночной экономики, которая являлась бы высокоэффек­тивной, восприимчивой к научно-техническим достижениям и по­стоянно ориентированной на изменения в структуре обществен­ных потребностей. Рынок нельзя создать искусственно, с помо­щью насильственного внедрения рыночных отношений. Рыночная экономика - результат длительного исторического процесса.

Россия находится на первом, переходном, этапе развития ры­ночных отношений. Задачи этого этапа:

достижение материально-финансовой сбалансированности на­родного хозяйства;

изменение стереотипов сознания и поведения;

подготовка кадров новой формации.

Рынок всегда отражает национальные и исторические тради­ции и особенности той или иной страны. Рыночная экономика в России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В первую очередь речь идет о наследии советской системы жесткой централизацией экономики, всеохватывающим планом, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий. Высокоэффективным в настоящее время может быть регулируемый, социально-ориентированный рынок.

Территориальный хозяйственный механизм ориентирует менед­жеров на развитие и укрепление межрайонных связей, комплекс­ное использование имеющихся в регионе ресурсов, максималь­ный учет всех требований экологии и природопользования . Ме­неджер может учитывать территориальную дифференциацию цен и налогов, участие предприятий в формировании фондов регио­нального развития, экологические нормативы и др. В частности, для менеджера может иметь особое значение тот факт, что пред­приятия, выпускающие дефицитную продукцию для нужд какого-либо региона, могут иметь льготное налогообложение и кредитование, приоритетное выделение централизованных ресурсов, до­полнительные права по развитию внешнеэкономических связей , льготы в социальном обеспечении, приоритеты в обеспечении квалифицированными кадрами и др.

Значительные возможности для российского менеджмента име­ются и в сфере территориальной рационализации производства и сбыта. Различные предприятия, расположенные в одном регионе, объединяют возможности для совместного решения проблем тех­нического перевооружения и наращивания производства, реали­зации территориальных социальных программ.

Таким образом, перспективы развития российского менеджмента определяются развитием рыночных отношений в стране.

Но для того чтобы начать решать проблемы менеджмента в Рос­сии, необходимо их четко выявить и определить.

За годы становления в современной России накопилось множе­ство проблем, без решения которых говорить о дальнейшей интег­рации в мировое сообщество нашего бизнеса было бы бессмыс­ленным. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандарта ми. Это трудный процесс, во многом осложненный как нехваткой высококвалифицированных преподавателей по менеджменту, так и отсутствием соответствующего оборудования и инструментария.

Понимание сущности менеджмента российскими руководителями. Руководители, прошедшие старую, советскую, школу жизни зача­стую не видят разницы между управлением и менеджментом. На­зывая себя по-новому - менеджерами, они используют на практике старые методы управления, не имеющие ничего общего с менеджментом. «Менеджмент» определяют только как управление или планирование, или ведение бизнеса. Однако если менеджер | не может правильно и полно определить менеджмент, есть опасе­ния, что и в практической деятельности некоторые важные направления будут им упущены.

Неспособность принимать решения. Как показывает анализ опы­та хозяйствования ряда российских предприятий, их руководите­ли и менеджеры не умеют своевременно принимать правильные решения, что может привести к печальным последствиям: потерь

прибыли, клиентов, банкротству и даже гибели людей (сотрудников или посторонних лиц).

Неумение менеджеров делегировать полномочия. В силу своего менталитета российский руководитель часто предпочитает делать нес сам, загружая себя теми делами и обязанностями, которые можно было бы смело делегировать подчиненным.

Низкий профессионализм. Нет достаточного числа ни професионалов-менеджеров, ни профессионалов-специалистов, которыми менеджеры-профессионалы должны были бы руководить.

Неумение прибегать к услугам независимых консультантов и консуль тационных фирм. Можно говорить не только о неумении, но и о страхе перед такими специалистами. У менеджеров есть опасения, что независимые консультанты выведают коммерческую тайну и продадут ее конкурентам.

Неумение применять на практике современные методы и приемы менеджмента. К сожалению, очень немногие российские руково­дители владеют такими методами и приемами менеджмента, как брейн-сторминг (метод мозгового штурма, используемый при вы­работке управленческих решений), модерация (подход, предпола­гающий свободу мнения, используемый для эффективной подго­товки, проведения и анализа рабочего совещания, семинара, де­ловой встречи), ролевые игры, презентации и др.

Отсутствие навыков реализации продукции. Руководители не вла­деют современными инструментами маркетинга.

Неумение эффективно управлять финансовыми ресурсами компа­ нии, использовать на практике современные методы мотивации. Появление и внедрение системы финансового менеджмента на рос­сийских предприятиях вызвано рыночными преобразованиями и формированием рынка ценных бумаг . Все больше предприятий приходят к необходимости создания специальных финансовых служб или найма финансового менеджера для управления финан­совыми средствами с помощью специального инструментария.

В настоящее время трудно стимулировать работника Доской почета или записью благодарности в трудовую книжку.

Формы мотивации изменились - это денежные премии, поез дки за рубеж или по стране, оплаченные предприятием, свобод ный график работы и т. п.

Отсутствие систематизированной теории российского менедж мента. В свое время советская теория управления создавалась таки ми учеными, как, (репрессированы в 30-е гг. XX в.).

Экологические проблемы (устаревшие оборудование и технологии). Для менеджеров российских предприятий экологические пробле­мы являются одними из наиболее актуальных. До сих пор суще­ствуют предприятия с оборудованием XIX или начала XX вв. Эко­логически безопасные технологии стоят недешево, поэтому при­рода систематически загрязняется отходами производства .

Те руководители, которые осознают экологическую опасность, пытаются создать на своих предприятиях систему экологического менеджмента.

Осознание социальной ответственности менеджмента. В погоне за прибылью менеджеры иногда забывают о той социальной от­ветственности, которую они должны нести. Такие руководители считают: «Или прибыль, или социальная ответственность». Закупка за границей вредных для здоровья промышленных товаров и продовольственных продуктов, например посуды из меланина или просроченных продуктов питания, сбыт испорченных продуктов в заказах для ветеранов Великой Отечественной войны или китай­ские игрушки, содержащие вредные химические соединения, для детей из детских домов - не считаются преступлением в сознании менеджеров.

Проблемы налогового пресса и неопределенность механизмов ценооб разования. До сих пор в нашей стране отсутствует отрегулированное и эффективное налогообложение. Руководителям предприятий легче находить пути обхода законов, чем соблюдать их.

Хотя декларируется рыночное ценообразование , на деле этот процесс до сих пор не отрегулирован и носит стихийный характер. Как правило, цены являются необоснованно завышенными и кон­тролируемыми не рыночными законами или государством, а кри­минальными группировками или монополистами, диктующими спои правила игры.

Слабость законодательной базы. Законы противоречат друг другу. Региональные законы порой вступают в противоречие с федераль­ным законодательством и др.

Отсутствие умения формировать команду, подбирать кадры. Психологические науки, такие как социальная психология, управленческая психология и другие уже долгое время считались у нас «порождением капитализма». За это мы сейчас расплачиваемся. Не Только менеджеры российских предприятий, но и руководители | I рапы часто не умеют формировать команду. Отсюда бесконечные волнения, конфликты интересов и т. д.

Менеджер должен владеть методикой определения характеров людей, их темперамента. Он должен уметь подбирать и обучать работников, расставить их по соответствующим местам, а при необходимости - увольнять.

Любая сложная система может быть описана только послойно, через выделение подсистем. Для описания системы управления организацией чаще всего используются подсистемы, представленные в табл. 1.

Таблица 1 - Составляющие системы управления предприятием

Наименование подсистемы

Результат функционирования подсистемы

Производство (технико-технологическая составляющая)

Продукт (услуга) заданного качества

Кадры (социальная составляющая)

Кадры определенной квалификации и отношения между ними

Управление (направляющая и координирующая составляющая)

Управленческие решения и действия с, ресурсами организации для достижения поставленных целей

Отношения между организацией и внешней средой

Ограничения, задаваемые обществом, которые должны учитываться при управлении

В начале века рынки не были насыщены, и система управления фирмой должна была научиться обеспечивать производство больших количеств продукта с минимальными издержками (эпоха массового производства). Главным ограничителем успеха выступает производственная подсистема, на ней менеджмент и акцентирует своё внимание. Анализу подвергается каждое рабочее место и их взаимосвязь, активно используются достоинства стандартизации для техники и узкой специализации для работников. Сосредотачиваясь на поиске организационных резервов и ориентируясь внутрь предприятия, система управления обеспечивает резкий рост производства при минимальных затратах.

Массовый успех фирм, управляемых на этих принципах, приводит к насыщению рынков сбыта и появлению новой проблемы для менеджмента. Главным ограничителем успеха становится сбыт. И. Ансофф подчеркивает, что переход к каждому новому этапу происходит как прибавление к достигнутому ранее, а не как его отрицание. На новом этапе, этапе массового сбыта, система управления учится взаимодействовать с внешней средой (пока только) и изменяться. Появляется отдел маркетинга и подразделения НИОКР, отрабатываются методики изучения спроса и изменения продукта, что заставляет пересмотреть сложившиеся принципы организации производства. Объектом оптимизации становится технологическая цепочка операций, обеспечивающая выпуск более разнообразного продукта при жестко контролируемом допустимом увеличении затрат.

Постиндустриальный этап знаменуется новым усложнением внешней среды. Развертывание НТР; насыщение рынков и рост благосостояния общества усиливают давление на фирмы со стороны внешней среды: ужесточаются требования к качеству продуктов, выдвигаемые потребителями, появляются требования со стороны общества. Материальный капитал перестает быть основной ценностью, все большее значение придается человеческому фактору и его творческому потенциалу, растет самостоятельность исполнителей. Акцент смещается в сторону социальной составляющей. Система управления фирмой вновь усложняется. Используя новые методы работы с человеческим ресурсом, она наращивает свою адаптивность, свою способность к изменениям.

Четвертый этап развития, начавшийся в 80-е годы, пока не имеет устоявшегося названия, но суть происходящих изменений вырисовывается достаточно ясно. Они связаны, во-первых, с широким использованием информационных технологий , а, во-вторых, с глобализацией экономики. Назовем его условно эпохой глобализации.

Рамки внешней среды становятся значительно шире, а предсказуемость изменений - меньше. Успешная работа бизнеса в этих условиях требует от менеджмента приобретения новых навыков. Решение этой проблемы связано во многом с тем, что пройденный путь развития дал необходимые навыки и научил не только считать прирост прибыли, но и жертвовать ей в определенном интервале времени для укрепления критерия выживания фирмы.

Таким образом, начало третьего тысячелетия ставит перед менеджментом развитых и постсоциалистических стран совершенно разные задачи. Для первых - это научиться выживать в условиях, когда будущее предсказать невозможно. Для вторых - овладеть накопленным опытом развитых стран и осуществить «догоняющее развитие». Понимая эту разницу, и следует действовать.

Рассмотрим особенности отечественной системы управления промышленным предприятием, опираясь на характеристики, использованные нами ранее. Обращает на себя внимание отсутствие единицы оптимизации. Мы уже указывали на то, что это обстоятельство прямо влияет на формирование той позиции, с которой принимаются управленческие решения. Однако данное явление имеет более глубокие последствия. Отсутствие требования оптимизации делает систему инфантильной, ей не надо изменяться, так как она может работать с любым уровнем отдачи. Становится не нужна информационная база о затратах и результатах, и руководители лишаются важного инструмента выявления «болевых точек», то есть определения мест, где имеют место рассогласования между составляющими системы. В результате изменения носят случайный характер и зачастую не влияют на конечный результат.

Между тем, именно требование оптимизации составляет основу первого этапа, когда система управления училась выживать, используя только внутренние резервы, осуществляя постепенные улучшения. Все остальные этапы развивали эту способность, учитывая внешнюю среду. Без исправления этой «специфики» движение вперед невозможно. Заимствование самых прогрессивных методик изучения рынка, создание самых благоприятных условий для отдела маркетинга не дадут высоких результатов, так как не будут поддержаны системой управления, в которой руководители говорят каждый на своем языке, отсутствуют общепонятые сводки об экономических результатах деятельности предприятия и должный контроль за доходами и расходами.

Следующая особенность российской системы управления бизнесом связана с тем, что в ней никогда не выделялся основной фактор успеха, основное стратегическое преимущество, без достижения которого нельзя выжить. Нет такой традиции, нет потребности, нет навыков выполнения такой работы.

В условиях, когда не ясно, куда плывет корабль, любой ветер становится попутным. Потому закономерно, что используются разрозненные «улучшения», не дающие ощутимых результатов. Чаще всего ориентируются на рост объемов сбыта, считая, что уж рост объема производства можно обеспечить всегда, то есть исходная точка имеет

внешний характер, но реальная логика иная. Зная, что ценит потребитель, обеспечиваем производство продукции соответствующего качества, что и позволяет при правильной организации процесса реализации наращивать сбыт. Таким образом, внутренние действия подкрепляют внешние. Обеспечение успеха, на втором этапе происходит за счет усложнения уже отлаженной системы первого этапа.

И, наконец, последняя особенность рассматриваемой системы управления связана с использованием организационной культуры. В социалистической экономике организационная культура активно использовалась, она была хорошей поддержкой неэффективных решений и действий, осуществляемых во имя будущего благополучия. Она позволяла гордиться нашими «успехами» и своими «передовыми предприятиями». Отказ от этих ценностей и нарастание беззакония в области оплаты труда и решений вопросов собственности подорвало и без того хрупкое единство администрации с рабочими. Результат - - рост социальной напряженности, снижение инициативы и мотивированности к высокопроизводительному труду, кризис доверия. Все это может стать серьезным тормозом столь необходимых преобразований.

Специфичность системы управления бизнесом на отечественных предприятиях связана прежде всего с тем, что, действуя в искусственной среде, эта система оказалась вне эволюционной логики развития, типичной для всех развитых стран. Для того, чтобы успешно осуществлять «догоняющее развитие», наши руководители должны понимать, что изменений требует:

1. позиция, с которой принимаются основные решения в сфере управления, чтобы перестать действовать для исполнения указаний любой ценой, а начать действовать для достижения экономического успеха;

2. отношение к проблеме оптимизации. Требование оптимизации должно буквально пронизывать всю систему управления. Для этого должна быть создана необходимая информационная база (управленческий учет), использоваться бюджеты, обсуждаться соответствующие результаты, оцениваться деятельность. Только тогда изменения будут желаемыми и будут приносить реальный результат;

3. практика управления без ясно выраженной измеримой цели и выделения критического фактора успеха.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение менеджмента.

2. Назовите подходы к определению сущности и роли менеджмента.

3. В чем состоит суть школы научного менеджмента?

4. В чем заключается вклад классической школы управления?

5. В чем суть школы человеческих отношений?

7. Назовите современные подходы к менеджменту.

8. Каковы основные вехи развития управления в России?

9. Назовите особенности современного менеджмента.

Тема 2. Организация как объект управления

2.1. Понятие и виды организаций

2.2 Внутренняя и внешняя среда организации

2.1. Понятие и виды организаций

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения значимой для всех членов группы общей цели или целей. Группа должна соответствовать требованиям:

· наличие не менее двух человек, считающих себя частью группы;

· наличие цели, которая принимается как общая для всех членов организации;

· наличие членов группы, которые работают вместе для достижения общих целей.

Организация - это система, представляющая собой некую целостность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Все хозяйствующие организации являются открытыми системами. Они не могут существовать автономно, закрыто. Для осуществления их деятельности необходимо взаимодействие с внешней средой и получение из нее ресурсов в виде рабочей силы, капитала, оборудования, сырья, энергии, информации и т. п. Ресурсы с помощью соответствующих технологий перерабатываются, преобразуются в продукцию и услуги, передаваемые во внешнюю среду.

Таким образом, в любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, производство продукта и передача его во внешнюю среду.