Техническая основа системы управления вс рф. Автоматизированная система управления войсками(асу вс рф) automated control system (acs armed forces). В России создается единая АСУ

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СВЯЗИ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫх СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫх СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Евгений Робертович Мейчик НАЧА ЛьНИК СВязИ ВООРУ женных СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ заместитель НАЧА ЛьНИК А ГЕНЕРА ЛьНОГО штаба 1. МЕСТО И РОЛь СИСТЕМЫ СВязИ И КОМПЛЕКСОВ СРЕДСТВ АВТОМАТИзАЦИИ УПРАВЛЕНИя В современных условиях высокий уровень информационного обеспечения боевых действий войск (сил) становится определяющим фактором достижения стратегического и оперативно-тактического превосходства над противником. Так, оснащение войск современными автоматизированными системами вооружений, комплексами радиоэлектронной борьбы, средствами разведки и навигации, подвижной и роботизированной техникой различного назначения, беспилотными летательными аппаратами, функционирующими как в автономном, так и в дистанционно управляемом режимах, оказывает непосредственное влияние на основные направления развития систем связи и комплексов средств автоматизации управления войсками и оружием. В настоящее время активно развернута работа по созданию единого информационного пространства ВС РФ. Реализация данной задачи должна способствовать эффективному применению войск (сил) путем организации своевременного планирования и согласования их действий, обеспечения своевременной обратной связи с подчиненными соединениями, частями и подразделениями для получения сведений об их состоянии, положении и средствах, способствующих выполнению поставленных задач. Создание единого информационного пространства ВС РФ предполагает: создание глобальной информационной среды, обеспечивающей комплексную обработку сведений в реальном масштабе времени о противнике, своих войсках и окружающей местности в интересах поддержки принятия решения по созданию группировок

2 380 о б О Р О Н Н Ы Й К О М П Л Е К С Р Ф: С О С Т О Я Н И Е и П Е Р С П Е К Т И В Ы Р А з В И Т И Я (сил) оптимального (для достижения поставленных целей) состава и их эффективного применения в различных условиях обстановки; повышение качества восприятия текущей обстановки (создается единая картина тактической обстановки); улучшение качества взаимодействия разнородных сил, повышение степени согласованности и целенаправленности их действий, а также оперативности управления; повышение эффективности применения сил и средств. При этом основой будет выступать глобальная (пространственно разнесенная) информационная сеть, создаваемая на базе имеющихся и перспективных сетей связи и передачи данных на основе применения современных телекоммуникационных технологий и обладающая высокими оперативно-техническими характеристиками. Такая сеть должна обеспечить непрерывный и единообразный обмен информацией для всех систем и средств, используемых в мирное время и при ведении боевых действий. Другим важным направлением работ является обеспечение широкомасштабной автоматизации управления войсками во всех звеньях и создание средств, позволяющих формировать единую картину «поля боя» на основе получаемой от различных источников информации, доводить ее до руководства в удобном для принятия решения виде, а также обеспечить планирование боевого применения войск (сил) и оружия в близком к реальному масштабе времени. Успешная реализация запланированного нами комплекса работ в целом позволит обеспечить нанесение вероятному противнику большого ущерба при значительно меньших потерях своих сил за счет существенного повышения оперативности управления и качества принятия решений, сокращения времени между получением информации о цели и нанесением огневых ударов. Кроме того, доступность оперативной информации о текущей обстановке для всех звеньев управления будет приводить к появлению новых форм (способов) тактических действий войск (сил), действующих как единая пространственно распределенная разведывательно-поражающая система. В настоящее время система связи и комплексы средств автоматизации управления являются основными средствами и материально-технической основой управления Вооруженными Силами Российской Федерации и обеспечивают обмен всеми видами информации в системах управления войсками и оружием. Современные системы (комплексы) связи и автоматизации управления должны обладать высокой боевой готовностью, устойчивостью, мобильностью, необходимой пропускной способностью, доступностью, разведывательной защищенностью, управляемостью и обеспечивать выполнение требований, предъявляемых к связи по своевременности, достоверности и безопасности информационного обмена. Таким образом, совершенствование форм и способов вооруженной борьбы, постоянное совершенствование вооружения и военной техники, процессов автоматизации управления существенно повышают роль системы военной связи в современной войне. Мы уверены, что проводимые в настоящее время модернизация и разработка новых систем, комплексов и средств связи и автоматизации управления позволят многократно увеличить боевую эффективность применения Вооруженных Сил Российской Федерации. 2. СОВРЕМЕННОЕ состояние системы связи И КОМПЛЕКСОВ средств автоматизации управления В наши дни важнейшей особенностью развития системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации является широкая автоматизация деятельности органов военного управления. Так, для эффективной управленческой деятельности в настоящее время назрела необходимость решения поставленных задач в реальном масштабе времени, широкого использования компьютерной техники, различных электронных баз (банков) данных, комплексов при-

3 381 с в я з ь В О О Р У ж Е Н Н Ы Х С И Л Р Ф кладных программ, представления данных в форме изображений (образов), документооборота в электронном виде, а также применения цифровых карт и видеоизображений местности. Кроме того, должностными лицами органов военного управления все активнее используются информационные средства поддержки принятия решения и различные компьютерные модели для оценки обстановки, а также проверки и выбора рационального варианта решения при планировании боевых действий. Следствием этого является усиление зависимости системы управления от ее технологической составляющей, основу которой образуют система связи и комплексы средств автоматизации управления войсками и оружием Командно-штабные машины 2. занятия по тактико-специальной подготовке Необходимо отметить, что сейчас в целом система связи и комплексы средств автоматизации управления Вооруженных Сил РФ характеризуются следующими основными особенностями: необходимостью существенного сокращения сроков разработки и внедрения новых перспективных систем, комплексов и средств связи и комплексов средств автоматизации, отвечающих современным требованиям системы управления Во оруженных Сил РФ; объективной необходимостью скорейшего оснащения соединений и частей связи современными цифровыми комплексами и средствами связи и автоматизации управления; возрастанием объемов поступления в войска новых систем, комплексов и средств связи и автоматизации управления; предоставлением должностным лицам более широкого спектра услуг связи. Вот почему сейчас на повестке дня стоят вопросы широкомасштабного реформирования системы связи и комплексов средств автоматизации управления Вооруженных Сил Российской Федерации на основе внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий. 3. ОСНОВНЫЕ направления и перспективы развития СИСТЕМЫ связи и комплексов автоматизации управления Говоря об основных важнейших направлениях развития системы связи и комплексов средств автоматизации управления, считаю необходимым подчеркнуть, что они тесно увязаны с созданием современной системы управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

4 382 о б О Р О Н Н Ы Й К О М П Л Е К С Р Ф: С О С Т О Я Н И Е и П Е Р С П Е К Т И В Ы Р А з В И Т И Я Таким образом, основными, по нашему мнению, задачами развития системы связи и комплексов средств автоматизации управления Вооруженными Силами Российской Федерации являются: приведение системы связи и комплексов средств автоматизации управления в соответствие со структурой системы управления Вооруженных Сил РФ; обеспечение упреждающей готовности системы связи и комплексов средств автоматизации управления по отношению к боевой готовности органов управления войсками (силами); поддержание на необходимом уровне боевой и мобилизационной готовности системы связи и комплексов средств автоматизации управления; создание и внедрение унифицированных цифровых систем, комплексов и средств связи и автоматизации управления, в том числе создаваемых по технологиям «двойного назначения», то есть телекоммуникационное оборудование, применяемое на сетях связи Единой сети электросвязи Российской Федерации, которое после определенных доработок, по требованиям Минобороны России, может быть использовано в войсках связи Вооруженных Сил Российской Федерации; использование новых способов организации управления и связи, обеспечивающих высокую эффективность боевого применения существующих и создаваемых группировок войск (сил), в том числе и по территориальному принципу. В целом порядок реализации мероприятий развития системы и войск связи, КСА Во оруженных Сил Российской Федерации определен основными направлениями военно-технической политики Российской Федерации. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 года поставлена задача по осуществлению замены до 1 января 2012 года устаревших аналоговых средств связи цифровыми средствами. Так, перевод системы военной связи и автоматизированной системы управления войсками (силами) и оружием на современные цифровые технологии и телекоммуникационное оборудование, разработка и внедрение перспективных комплексов средств автоматизации управления являются актуальными направлениями военного строительства, от решения которых будет зависеть боевая готовность и эффективность применения Вооруженных Сил Российской Федерации. С учетом этого основной линией развития системы связи и комплексов средств автоматизации управления Вооруженных Сил является переход к более совершенной форме ее построения на основе применения современных информационных и телекоммуникационных технологий. В 2009 году Министром обороны РФ утверждены Концепция развития системы управления ВС РФ до 2025 года и Концепция развития системы связи ВС РФ на период до 2020 года. В основу Концепции развития системы связи ВС РФ на период до 2020 года положены основные принципы развития системы связи в современных условиях. Основу системы связи Вооруженных Сил Российской Федерации впервые будет составлять объединенная автоматизированная цифровая система связи Вооруженных Сил Российской Федерации (ОАЦСС ВС РФ), построенная на основе современных телекоммуникационных технологий, объединенных единым управлением и обеспечивающих предоставление пользователям требуемых услуг связи заданного качества. Развитие ОАЦСС ВС РФ является одной из первоочередных задач военного строительства. ОАЦСС ВС РФ создается как интегрированная система связи Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенная для непрерывного и полного обеспечения услугами связи должностных лиц органов военного управления, управляющих и боевых систем, группировок войск (сил), соединений и частей постоянной готовности и мобилизационного резерва на стратегических направлениях. ОАЦСС ВС РФ должна отвечать требованиям, предъявляемым к ней системой управления Вооруженных Сил Российской Федерации, и предоставлять техническую инфраструктуру с целью:

5 383 с в я з ь В О О Р У ж Е Н Н Ы Х С И Л Р Ф обеспечения устойчивого, непрерывного, оперативного, скрытного управления межвидовыми группировками войск (сил), принимающими участие в совместных операциях (боевых действиях); предоставления органам управления и должностным лицам Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации современных информационно-телекоммуникационных услуг для обмена информацией, в том числе в глобальном масштабе; обеспечения устойчивости (живучести, помехозащищенности и надежности) функционирования в условиях воздействия на ОАЦСС ВС РФ различных видов оружия противника, опасных факторов техногенного и природного характера и всех видов помех; обеспечения безопасности, достоверности и целостности информации, циркулирующей в ОАЦСС ВС РФ, на всех этапах ее передачи, хранения и обработки. Развертывание цифровых систем связи обеспечит высокую эффективность взаимодействия видов и родов войск Вооруженных Сил, специальных войск и послужит основой создания единого телекоммуникационного пространства. Комплексный системный подход развития ОАЦСС ВС РФ позволит успешно осуществить поэтапный перевод системы военной связи на цифровые способы обработки и передачи информации, провести разработку не отдельных образцов, а взаимоувязанных систем, комплексов и средств связи, с учетом их интеграции с автоматизированной системой управления войсками (силами) и оружием. Реализация запланированных программных мероприятий непосредственно осуществляется в рамках Государственной программы вооружения в части развития системы связи и комплексов средств автоматизации управления. 4. ОСНОВНЫЕ пути и направления разработки (МОДЕРНИзАЦИИ) ПЕРСПЕКТИВНЫХ систем, комплексов И СРЕДСТВ военной связи и автоматизации управления Хотел бы особо отметить, что, создавая современные средства связи и автоматизации управления, мы широко используем боевой опыт применения войск связи в войнах, локальных конфликтах и при выполнении миротворческих задач, а также опыт проведения целого ряда международных учений с войсками стран СНГ, Индии, Китая и других стран. Нами внимательно изучается и анализируется опыт боевых действий коалиционных войск (сил) в Югославии, Афганистане и Ираке. Был проведен глубокий анализ и учтен опыт, полученный нами в ходе проведения операции по принуждению Грузии к миру, где Вооруженным Силам Российской Федерации пришлось столкнуться с хорошо обученной, организованной и технически оснащенной грузинской армией, а частям и подразделениям связи обеспечивать связь в сложных условиях электромагнитной обстановки и воздействия средств радиоэлектронной борьбы противника. Кроме того, мы активно исследуем и учитываем в своей деятельности тенденции и основные направления создания и совершенствования современных систем связи и автоматизации управления вооруженными силами ведущих зарубежных стран. Полученные знания активно используются нашими специалистами при разработке основных путей и направлений развития системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации, обосновании тактико-технических требований к новым образцам техники связи и автоматизации управления, разработке технических заданий на создание новых образцов, проведении государственных испытаний. 18 января 2010 года Председатель Правительства России В.В. Путин провел совещание по вопросу «Об обеспечении оборонно-промышленным комплексом нового облика Во оруженных Сил России современными образцами вооружения и военной техники в области управления, разведки и связи», где создание перспективных систем управления, связи

6 384 о б О Р О Н Н Ы Й К О М П Л Е К С Р Ф: С О С Т О Я Н И Е и П Е Р С П Е К Т И В Ы Р А з В И Т И Я и разведки обозначены в качестве одного из ключевых приоритетов оборонной программы, который, в свою очередь, влияет на развитие всей экономики, ее гражданских отраслей. В настоящее время можно выделить основные направления разработок перспективных средств связи и комплексов средств автоматизации управления: расширение функциональных возможностей средств связи и комплексов средств автоматизации управления; совершенствование архитектуры автоматизированных систем управления для реализации принципов распределенной обработки данных и ее согласование с общей структурой управления войсками; стандартизация и унификация оборудования, информационного и программного обеспечения; существенное расширение спектра услуг служб связи, особенно по передаче мультимедийной информации; использование новых способов цифровой обработки сигналов и методов помехозащиты; освоение новых участков диапазонов частот. Отмечу, что указанные выше направления разработок уже находят свое практическое воплощение в новой технике связи и комплексах средств автоматизации управления. В войска связи в настоящее время широко внедряются подвижные и стационарные станции спутниковой связи нового поколения. Были успешно проведены государственные испытания цифровых малоканальных радиорелейных станций для использования в составе комплексных аппаратных связи. Ведется разработка перспективных радиосредств малой мощности 6-го поколения, а также разработки в области развития мультисервисных сетей с широкополосными системами передачи данных. На снабжение войск связи поступает унифицированная цифровая аппаратура каналообразования для использования на стационарных и подвижных узлах связи. Сейчас в войсках связи проводятся испытания новых полевых комплексов средств связи и автоматизации управления. В интересах совершенствования системы управления тактического звена разработан комплекс технических средств, предназначенный для оперативного построения цифровой сети проводной и радиосвязи в полевых условиях. В настоящее время широко развернуты работы по оснащению современными комплексами средств автоматизации управления командных пунктов различных звеньев управления. Кроме того, активно проводятся работы по внедрению новых информационных технологий в локальные и территориально разнесенные вычислительные сети (центры) пунктов управления, а также системы обмена данными между различными звеньями управления. Отмечу, что в самое ближайшее время мы получим еще целый ряд новых современных образцов военной техники связи и комплексов средств автоматизации управления различного назначения. В целом полагаю, что выработанные нами направления военно-технической политики и их активная практическая реализация позволят в ближайшие годы значительно повысить основные возможности системы связи и автоматизированных систем управления войсками и оружием. А это в конечном счете позволит обеспечить дальнейшее развитие Вооруженных Сил РФ, повысить оборонную мощь России в целом.


Перспективы развития системы связи и АСУ Вооруженных Сил Российской Федерации Н а ч а л ь н и к Г л а в н о г о у п р а в л е н и я С в я з и В о о р у ж е н н ы х С и л Р о с с и й с к о й Ф е д е р а

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ СВЯЗИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Начальник связи Вооруженных Сил Российской Федерации з а м е с т и т е л ь н а ч а л ь н и к а Г е н е р а л ь н о г о ш т а б а В

А.М. Мухаметжанов¹, О.С. Ишутин² Современные подходы в управлении военно-медицинской службой ¹Военная кафедра Карагандинской государственной медицинской академии. Республика Казахстан. ²Военно-медицинское

Развитие системы связи Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе Вадим Аркадьевич Малюков Нача льник Главного у правления связи Воору женных Сил Российской Федерации заместитель нача льник

СовЕРШЕНСтвовАНИЕ СИСтЕМЫ РАДИАцИОННОЙ, химической и БИОЛОГИчЕСКОЙ защиты Эдуард Анатольевич Черкасов НАЧА ЛьНИК ВОйСК РА ДИАЦИОННОй, ХИМИЧЕСКОй и БИОЛОГИЧЕСКОй защиты ВООРУ женных СИЛ РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от 24 февраля 2015 года 65 О поддержании сил и органов управления гражданской обороны в готовности к действиям В соответствии с Федеральным законом от 12

«Система связи и оповещения в ГО и РСЧС» А) Организация связи Связь является основным средством, обеспечивающим непрерывность управления органами и силами гражданской обороны, как в мирное, так и в военное

Военная МЕтРОЛОГИя НАучНАя ОСНОва МЕтРОЛОГИчЕСКОГО ОБЕСПЕчЕНИя войск (СИЛ), РАзвития вооружения, военной и СПЕцИАЛьНОЙ техники Игорь Викторович Лесун нача льник У ПРАВЛЕНИ я МЕТРОЛОГИИ ВООРУ женных СИЛ

Перспективы развития икт в интересах системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации Начальник Управления заказов и поставок автоматизированных систем управления, информационных систем, комплексов

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 3 ноября 1992 г. 1904-XІІ О Вооруженных Силах Республики Беларусь Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 4 сентября 1996 г. 568-XІІІ (Ведамасці Вярхоўнага Савета

Связь и автоматизированное управление важнейшее условие руководства спасательными силами Н а ч а л ь н и к У п р а в л е н и я з а щ и т ы и н ф о р м а ц и и и о б е с п е ч е н и я б е з о п а с н о

Основным действием, необходимым для предотвращения SQL-инъекций, является полный и жесткий контроль параметров запросов, поступающих в БД, и тщательная проверка БД на этапе ввода в эксплуатацию. Гречишников

Анализ современного состояния обороннопромышленного комплекса Республики Казахстан и перспективы его развития Талгат Женисович Жанжуменов Заместитель Министра обороны Республики К аза хстан, генера л-м

ВНЕДРЕНИЕ ИКТ В СЛУЖЕБНО-БОЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ н а ч а л ь н и к У п р а в л е н и я с в я з и и а в т о м а т и з и р о в а н н о г о у п р а в л е н и я в о й с к а м и Г К

В.А.Семенков Основные итоги боевой и специальной подготовки медицинской службы в 2008 году и задачи на 2009 год (доклад на сборе с начальниками медицинских служб Вооруженных Сил Республики Беларусь) Военно-медицинское

Радиоэлектронная борьба в условиях ведения информационных войн Агейкин Владимир Иванович, старший научный сотрудник, ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России (г. Москва), капитан 1 ранга в отставке Анализ ряда

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЛУХОВИЦКИЙ АГРАРНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» СОГЛАСОВАНО: Председату трудовог Протокол До овета лектива Дорофеев

Развертывание узлов и линий связи >>> Развертывание узлов и линий связи Развертывание узлов и линий связи Так как переговоры между двумя корреспондентами сети слышат все остальные, то обеспечивается взаимная

Документ предоставлен 20 декабря 2016 года N 696 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ПЕРИОД ДО 2030

Опыт организации системы связи и АСУ внутренних войск МВД России во внутренних вооруженных конфликтах 28 Мирошников Алексей Иванович, начальник управления связи и АУВ ГКВВ МВД России заместитель начальника

1. Основные понятия Гражданская оборона система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих

Основные направления развития метрологического обеспечения вооружения и военной техники Игорь Викторович Лесун нача льник Метрологической слу жбы Воору женных Сил Российской Федерации, главный метролог

Республикæ Цæгат Ирыстон - Аланийы Горæтгарон районы бынæттон хиуынаффæйады муниципалон равзæрды администраци У Ы Н А Ф Ф Æ Администрация местного самоуправления муниципального образования - Пригородный

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 9 декабря 2009 г. N 552 Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве энергетики Российской Федерации В соответствии

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2010 г. N 16194 МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 9 декабря 2009 г. N 552 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ПРОБЛЕМНЫЕ вопросы СНИЖЕНИя заметности вооружения и военной техники в РАзЛИчНЫх ФИзичЕСКИх ПОЛях Юрий Илларионович Ласточкин НАЧА ЛьНИК ВОйСК РА ДИОЭЛЕКТРОННОй БОРьБЫ ВООРУ женных СИЛ РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ,

НовЫЕ АСПЕКты военно-технической ПОЛИтИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАцИИ в современных условиях Сергей Кужугетович Шойгу МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ, ГЕНЕРА Л АРМИИ В настоящее время научно-технический

ЭтАЛоннАЯ БАЗА МинистерстВА обороны российской ФедерАЦии как техническая основа МетроЛоГическоГо обеспечения ВооруЖеннЫх сил Игорь Викторович Лесун НАЧАЛьНИК УПРАВЛЕНИЯ МЕТРОЛОГИИ ВООРУЖЕННыХ СИЛ РОССИйСКОй

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕчЕНИЕ ВОЙСК В ВООРУЖЕННЫх КОНФЛИКТАх ПОСЛЕДНИх ЛЕТ Александр Борисович Белевитин НАЧА ЛьНИК ГЛАВНОГО ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОГО У ПРАВЛЕНИя МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГЕНЕРАЛ-МАЙОР

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Вопросы обоснования требований к БАК военного назначения Александр Жеребин, Валентин Попов, Сергей Демидов ФГУП «ГосНИИАС» Создание нового боевого комплекса считается целесообразным в

ОСНОвНЫЕ НАПРАвЛЕНИя РАзвития вооружения, военной и СПЕцИАЛьНОЙ техники Юрий Иванович Борисов заместитель МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ В последние годы военно-техническая политика ведущих зарубежных

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ СВЯЗИ В ОАО «РЖД» Фотеев Е.А., Кузнецова В.С. Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения. г.курган INTRODUCTION

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; - разработка и осуществление мер, направленных на повышение устойчивости функционирования объекта в условиях военного времени; - защита продовольствия,

ПОЛОЖЕНИЕ О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ В ГБПОУ «СОЛИКАМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Дата введения-2015-04-03 1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения мероприятий

П-СМК-5.5.1-06-2013 Редакция 1 Стр. 1 из 7 Бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования Положение о гражданской обороне БОУ ОО СПО Дата введения 2013-08-30

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 декабря 2013 г. 1051 Об утверждении Основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны В соответствии с Законом

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 ноября 2006 г. N 1359 О САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ПОЛОЖЕНИЕ об организации и ведении гражданской обороны в Саратовском социально-экономическом институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова 1. Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии

Таможенная автоматизированная информационная система (ТАИС): история создания, состояние, перспективы * * Мнения, выраженные в данном документе, являются мнением авторов и не обязательно отражают мнение

2 Войска связи Вооруженных Сил Российской Федерации Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Подходы к подготовке офицеров для управления межвидовыми группировками войск

Государственной программе вооружения эффективные методы контроля и управления Сергей Владимирович Хуторцев Директор Департамента мобилизационной подготовки экономики РФ и формирования госуд арственного

РОЛь военных технологий в РАзвитИИ СИСтЕМЫ вооружения вооруженных СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАцИИ Сергей Егорович Панков нача льник У ПРАВЛЕНИ я ПЕРСПЕКТИВНЫХ МЕжВИ ДОВЫХ ИССЛЕДОВАНИй и СПЕЦИА ЛьНЫХ ПРОЕКТОВ

1 Материалы МВД России и взаимодействующих федеральных органов Система управления внутренних войск МВД России в условиях изменения характера угроз национальной безопасности Российской Федерации Бунин Сергей

Государственная инспекция Республики Беларусь по электросвязи Примеры конверсии радиочастотного спектра в Республике Беларусь Армения, г. Цахкадзор, 28-30 Основные нормативно-правовые акты Республики

ПОЛОЖЕНИЕ об организации и ведении гражданской обороны в ГБОУ СОШ 1912 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской

Государственное образовательное учреждение высшего образования «ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Т.Г. Шевченко» Естественно-географический факультет Кафедра «Техносферная безопасность»

Международная организация гражданской авиации A37-WP/195 1 РАБОЧИЙ ДОКУМЕНТ ТЕ/109 22/9/10 (Information paper) АССАМБЛЕЯ 37-Я СЕССИЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ Пункт 35 повестки дня. Глобальная система организации

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны Первоначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 ноября 2007 г. N 804 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне"

ПерсПектиВЫ развития системы радиоэлектронной БорЬБЫ российской ФедерАЦии на Период до 2020 ГодА Михаил Валерьевич Доскалов НАЧА ЛьНИК ВОйСК РА ДИОЭЛЕКТРОННОй БОРьБы ВООРУЖЕННыХ СИЛ РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ,

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 05.07.2016 г. Тамбов 965 Об утверждении Положения о нештатной спасательной службе оповещения и связи Тамбовского района Тамбовской

Утверждены Комиссией по развитию информационного общества и формированию электронного Правительства Челябинской области 19.02.2013 г. На целевом уровне приоритетные направления развития информационных

Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

\ql Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 (ред. от 15.10.2014) 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Научно-технические проблемы развития федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации и пути их решения Генерал-майор А.Я. КОБАН, кандидат технических наук Полковник

Российская Федерация Новгородская область, Мошенской район Администрация Калининского сельского поселения П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 22.02.2013 25 д. Новый Поселок О внесении изменений в Положение о

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПОДОТРАСЛИ РЭБ Олег Анатольевич Иванов НАЧА ЛьНИК ВОЙСК РА ДИОэЛЕКТРОННОЙ БОРьБЫ ВООРУжЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОЛКОВНИК Анализ тенденций развития

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГКОУ ДПО «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России» (ВИПК МВД России) УТВЕРЖДАЮ Начальник ВИПК МВД России генерал-лейтенант

И.М. Тетерин, Н.Г. Топольский, С.А. Качанов СИСТЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС Информационные технологии и автоматизированные системы управления предупреждением

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ Россия одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Её экономический, научно-технический и военный потенциал,

Код УДК: 355/359 2016г Качалков А.Д., магистрант Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РАНХиГС, г.екатеринбург

1. Общие положения 1.1. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) и обеспечению пожарной безопасности (далее КЧС и ОПБ) дошкольного учреждения (далее объекта) предназначена для

Утверждено Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района от 29.03.2017 1381 ПОЛОЖЕНИЕ о спасательной службе защиты сельскохозяйственных животных и растений гражданской обороны Одинцовского

Максим ГОВОРИН РОЛЬ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. Внутренние войска, являющиеся специфической частью военной организации России, входят в систему МВД. Их история советского периода

Тема: Организационные основы ГО и защиты населения и территорий от ЧС 2 Нормативные акты и литература: 1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. 28-ФЗ «О гражданской обороне»; 2. Федеральный закон от

Документ предоставлен КонсультантПлюс ГУБЕРНАТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 июня 2012 г. N 37-пг ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В целях

Состояние и тенденции развития подводных сил Часть 2 (продолжение) Россия. Столкнулась с острейшей проблемой финансового и технологического обеспечения процесса утилизации функционально устаревших пла.

Федеральный закон РФ N 61:96-бис "Об обороне" Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 4/2008 , стр. 11-17

УПРАВЛЕНИЕ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ

УДК 358.111.6

Генерал-майор М.В. ПУЗИКОВ ,

начальник ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил -

начальник управления ракетных войск и артиллерии

Генерального штаба Вооруженных Сил, кандидат военных наук

Полковник В.К. СИНЯВСКИЙ ,

начальник отдела управления Генерального штаба

Вооруженных Сил, доктор военных наук

Опыт войн и вооруженных конфликтов современности свидетельствует, что одним из главных условий достижения успеха на поле боя является опережение противника в разведке и нанесении ракетных ударов и огня артиллерией. Одним из приоритетных направлений достижения этого является комплексное повышение эффективности управления родом войск. Повышение оперативности процессов управления в настоящее время рассматривается как самое приоритетное направление развития ракетных войск и артиллерии (РВиА). Уже сегодня очевидно, что будущее РВиА непосредственно связано с комплексной автоматизацией процессов управления на всех уровнях. В статье предложены основные подходы к определению облика автоматизированной системы управления (АСУ) РВиА как составной части АСУ Вооруженных Сил.

Анализ боевого применения РВиА в современных вооруженных конфликтах показал, что в настоящее время боевые возможности рода войск реализуются только на 40 - 50% . Это обусловлено высоким динамизмом и неопределенностью складывающейся оперативной обстановки, ростом количества высокоманевренных объектов поражения и возрастающим их противодействием, а также низким уровнем развития подсистем разведки, управления и обеспечения.

Анализ вклада каждой из подсистем в реализацию боевых возможностей РВиА позволил сделать два принципиальных вывода [ 1 ]:

1. Реализуемая доля боевого потенциала подсистемы поражения определяется возможностями наиболее «слабой» из подсистем.

2. Никакое совершенствование более «сильных» подсистем не ведет к увеличению реализуемой доли боевого потенциала группировки РВиА в целом.

Из этих выводов вытекает важнейшее практическое следствие: поэтапное повышение боевой эффективности требует последовательного выявления наиболее слабого звена. Расчеты вклада каждой подсистемы в эффективность боевого применения РВиА показали, что при современном состоянии рода войск наиболее слабым звеном является подсистема управления . Следовательно, ее совершенствование является первоочередным направлением повышения боевой эффективности РВиА.

В современных условиях управление родом войск может быть эффективным только в том случае, если оно практически мгновенно, в реальном масштабе времени, реагирует на неполностью определенную и постоянно изменяющуюся оперативную обстановку. Достижение такого уровня возможно только путем комплексной автоматизации процессов управления РВиА, как в мирное время, так и в военное время .

Уже сегодня становится очевидным тот факт, что без четкого определения целей автоматизации и научно обоснованного распределения функций управления между штабами различного уровня нельзя приступать к определению облика АСУ РВиА. В статье под обликом АСУ будем понимать структурно-функциональное состояние контуров системы, количественно-качественных показателей, а также сущности и содержания процессов управления, подлежащих автоматизации.

Анализ опыта оперативной и боевой подготовки войск свидетельствует, что наиболее полная реализация задач, стоящих перед штабами РВиА, возможна только в условиях широкой автоматизации процессов управления в рамках единой интегрированной АСУ Вооруженных Сил.

Рис. 1. Основные процессы управления ракетными войсками и артиллерией, подлежащие автоматизации

Рис. 2. Вариант расчетных задач управления, решаемых штабом ракетных войск и артиллерии на этапе выработки замысла операции

При этом основной целью автоматизации системы управления следует считать максимально возможное повышение эффективности решения задач управления и обеспечение тем самым заданного уровня оперативности и обоснованности процессов управления.

Одним из наиболее важных вопросов на пути к автоматизации является четкое определение перечня и содержания процессов и задач управления, подлежащих автоматизации. Анализ функциональной деятельности штабов показал, что задачи управления, решаемые в штабах различных уровней иерархии, по последовательности и своему содержанию в основном аналогичны. Они представляют собой ряд взаимосвязанных последовательных процессов, представленных на рисунке 1.

В АСУ все процессы управления войсками и оружием должны реализоваться через информационно-вычислительные процессы (ИВП), связанные с решением информационных, оперативно-тактических и расчетных задач на автоматизированных рабочих местах (АРМ) комплексов средств автоматизации (КСА).

При этом решение информационных задач должно быть направлено на наполнение баз данных информацией по соответствующим прикладным областям (свои войска, войска противника, условия ведения боевых действий и т.д.). Они реализуют механизмы отбора данных из баз с элементами обработки информации по заданным условиям.

В свою очередь, решение оперативно-тактических и расчетных задач должно обеспечить обработку накопленной информации по заданным алгоритмам и критериям. Результат их решения должен быть направлен на максимально возможную обоснованность принимаемых решений. Вариант, решаемых штабом РВиА расчетных задач на этапе выработки замысла операции, представлен на рисунке 2.

В совокупности все информационные и расчетные задачи целесообразно интегрировать в комплексы задач управления, вариант которых представлен на рисунке 3.

ИВП в АСУ РВиА должны строиться с учетом следующих принципов:

обработка и передача информации должна осуществляться в соответствии с едиными алгоритмами приема информации, решения задач управления, регистрации, документирования и обеспечения безопасности информации;

обеспечение устойчивости и целостности ИВП при выходе из строя отдельных элементов системы, а также отказах и сбоях программно-аппаратных средств;

применение распределенных локальных вычислительных сетей (ЛВС) как основы ИВП;

унификация специального математического и программного обеспечения в рамках АСУ;

определение номенклатуры и полномочий должностных лиц к прикладным функциям и оперативно-тактическим данным, а также автономность баз данных АРМ должностных лиц в пределах их прав доступа к информации;

объединение в базу данных сервера пункта управления локальных баз данных АРМ.

Рис. 3. Вариант комплексов задач управления ракетными войсками и артиллерией

Рис. 4. Вариант технологии принятия решения в условиях автоматизации системы управления

В настоящее время способ построения ИВП на пунктах управления с использованием ЛВС является наиболее перспективным. Он позволяет значительно улучшить характеристики передачи информации за счет использования стандартных сетевых протоколов, а также распределения функций обработки информации между узлами сети (сервером, шлюзом и клиентом). При этом технология обработки информации определяется ее видом и представляет собой набор типовых операций обработки данных в соответствии с функциональными обязанностями должностных лиц, реализуемых на АРМ. Следует заметить, что взаимодействие объектов внутри пункта управления должно осуществляется на базе технологий взаимодействия открытых систем.

Реализация на практике принципов организации ИВП позволит реально упростить процесс поддержки принятия решений в условиях автоматизации и, как следствие, повысить эффективность процесса управления. Вариант технологии принятия решений в условиях автоматизации системы управления представлен на рисунке 4 .

Рассмотрим контуры АСУ РВиА. На наш взгляд, она должна представлять собой комплексную, полностью сопряженную с АСУ Вооруженных Сил подсистему, обеспечивающую автоматизированное управление подчиненными формированиями в любых условиях оперативной обстановки. Она должна образовать полномасштабную интегрированную систему автоматизированного управления войсками, разведкой и оружием.

По своему структурно-функциональному предназначению АСУ РВиА должна включать в себя подсистемы ракетных формирований, реактивных артиллерийских формирований крупного калибра, РВиА объединений и общевойсковых соединений. При этом подсистема объединения должна представлять собой совокупность объединенных в единую интегрированную систему автоматизированных подсистем артиллерийских частей и артиллерии общевойсковых соединений, сопряженных с АСУ разведки, боевого, тылового и технического обеспечения.

В ней должны быть охвачены автоматизацией все звенья управления от стратегического до тактического, а в подсистеме поражения и разведки до конкретного средства разведки и поражения. Вариант структурно-функциональной схемы АСУ РВиА представлен на рисунке 5.

Для реализации своего предназначения АСУ РВиА должна отвечать следующим принципам построения и функционирования :

создание интегрированной на основе унифицированного информационного, лингвистического, математического и программного обеспечения АСУ РВиА, объединяющей в единое целое все структурные подсистемы рода войск объединений, соединений и воинских частей, непосредственно до отдельного средства разведки и огневого поражения;

универсальность, обеспечивающая возможность ее работы в мирное время, период нарастания военной угрозы и в ходе ведения военных действий;

открытость, обеспечивающая устойчивость и адаптивность ее структуры к реконфигурации структуры войск, а также возможность расширения круга решаемых задач и функциональных возможностей;

комплексность автоматизации основных процессов управления;

рациональное распределение функций управления между пунктами управления, функциональными группами и должностными лицами штабов;

рациональное сочетание централизованного и децентрализованного управления с последовательным, по уровням иерархии, транзитным сбором и передачей информации;

обеспечение совместимости и взаимодействия с другими автоматизированными подсистемами АСУ Вооруженных Сил;

возможность поэтапного создания и внедрения подсистем и элементов АСУ в войска и включением в ее состав новых элементов.

Внедрение новых информационных технологий в предметную область боевого применения РВиА должно базироваться на едином информационном, математическом, алгоритмическом и программном обеспечении задач управления и обеспечивать:

адаптацию информационной базы к предметной области РВиА и ее интеграцию в общевойсковую систему;

использование наряду с типовыми математическими моделями и методами решения задач управления, новых методов решения формализуемых и недостаточно формализуемых задач на базе единых модулей представления знаний;

реализацию единой идеологии решения задач управления;

синтез программного обеспечения м совмещение моделей

предметной области РВиА с формальными моделями задач управления.

Рис. 5. Вариант структурно-функциональной схемы автоматизированной системы управления ракетных войск и артиллерии

Рассматривая вопросы автоматизации системы управления РВиА, следует также уделить внимание разработке машин управления. В качестве альтернативы можно предложить следующий вариант. Отказ от создания специализированных командно-штабных машин, ориентированных на конкретные задачи, и переход к унифицированным машинам управления (УМУ), имеющим одинаковый набор средств связи, передачи данных и документирования. В основе их создания должно лежать широкое применение современных средств обработки информации и новых информационных технологий. Это позволит, используя общие технологические подходы, разработать единую для всех звеньев управления УМУ, имеющую идентичные КСА, отличающиеся между собой только комплектами функциональных программно-технических модулей. В статье под функциональным программно-техническим модулем КСА понимается набор программно-аппаратных средств, выполняющих определенную функцию.

Среди функциональных программно-технических модулей КСА можно выделить модули, используемые во всех подсистемах рода войск, и модули, применяемые в функциональных модулях КСА ракетных и артиллерийских формирований, а также в подсистеме разведки. Вариант функциональных программно-технических модулей КСА РВиА представлен на рисунке 6.

Совокупность функциональных модулей в тсазклом KLCA

УМУ должна обеспечивать возможность решения следующих задач:

настройку на работу в составе различных пунктов управления с определением параметров обмена с внешними абонентами;

прием, обработку, отображение и документирование приказов, команд и сигналов боевого управления, полученных от вышестоящих инстанций, формирование и выдачу подтверждений о принятых приказах, сигналах и командах;

формирование и выдачу подчиненным (взаимодействующим) органам военного управления (циркулярно и избирательно) приказов, сигналов, команд и распоряжений, в том числе целеуказаний, прием от них, обработку и отображение подтверждений о принятых приказах, сигналах и командах, докладов о получении и выполнении поставленных задач, других докладов и донесений;

приоритетную обработку входной информации в соответствии с категорией срочности;

формирование и хранение бланков (макетов) формализованных документов в интересах должностных лиц органов военного управления;

набор, хранение и выдача в каналы связи формализованных и неформализованных сообщений с ведением документной базы данных и возможностью выбора требуемого документа по каталогу и запросу;

хранение и отображение на АРМ цифровой карты местности с элементами оперативно-тактической обстановки;

проведение оперативно-тактических расчетов и решение расчетных задач в интересах выработки и принятия решений;

ввод данных, получаемых от объектов и источников, не имеющих КСА;

контроль состояния составных частей АРМ и трактов обмена (каналов связи и передачи данных) с внешними абонентами.

Рис. 6. Вариант функциональных программно-технических модулей комплексов средств автоматизации ракетных войск и артиллерии

Рис. 7. Вариант технического оснащения унифицированной машины управления

В качестве базовой машины УМУ предлагается использовать отечественную командно-штабную машину, серийно выпускаемую предприятиями Республики Беларусь. Она должна иметь одинаковую структуру технических средств и отличаться только гибким прикладным программным обеспечением, реализующим функции управления. Состав средств автоматизации, связи, жизнеобеспечения и электроснабжения УМУ представлен на рисунке 7.

К особенностям ее средств автоматизации относится то, что в основе АРМ должны быть специализированные персональные компьютеры, печатающее устройство должно быть общего пользования и одно АРМ реализовано на базе переносного компьютера и использоваться как выносное. Все АРМ должны быть объединены в единую сеть, имеющую выход на другие УМУ в рамках создаваемой ЛВС пункта управления. Кроме того, все подключенные к системным блокам технические средства (аппаратура передачи данных, печатающее устройство и навигационная аппаратура) должны использоваться как сетевые устройства.

АРМ, размещенные в оперативном отсеке, по своему функциональному предназначению должны быть распределены следующим образом: АРМ 1 - для функционального контроля и безопасности информации, АРМ 2 - сервер, АРМ 3 - выносное рабочее место и АРМ 4 выступает как шлюз и рабочее место администратора сети .

Это позволит унифицировать и расширить информационные, вычислительные и сервисные услуги, предоставляемые должностным лицам, и реализовать модификационный ряд машин, отличающихся друг от друга только составом программного обеспечения.

Внедрение современных КСА в практику управления РВиА позволит обеспечить эффективность работы должностных лиц штабов за счет многофакторного учета данных обстановки и сокращения времени решения задач управления. В таблице приведен вариант основных временных параметров решения задач управления, которые должны быть достигнуты в результате автоматизации основных процессов управления РВиА .

Анализ опыта применения АСУ в Российской Федерации и результаты проведенных научных исследований показывают, что практическое применение средств автоматизации в процессе управления войсками позволит обеспечить повышение степени реализации боевых возможностей РВиА в тактическом звене до 15%, а в оперативном звене - до 10% .

ЛИТЕРАТУРА

1. Синявский В. К. Проблемы управления ракетными войсками и артиллерией в современных операциях// Наука и военная безопасность. ~ 2004. - № 1.

2. Синявский В.К. Методологические аспекты поддержки принятия решений должностными лицами штаба ракетных войск и артиллерии // Наука и военная безопасность. - 2005. - № 3.

3. Пузиков М.В. Развитие теоретических положений и выработка практических рекомендаций по боевому применению ракетных войск и артиллерии региональной группировки войск (сил) в воздушной

операции на Западном театре военных действий // Дис. канд. военных наук. - М: ВАГШ. - 2005.

4 Новые технические решения в области развития систем и средств автоматизированного управления СВ США. - М..ГШ ВС СССР, 6 ЦНИИ, выпуск № 1721, 1989. - 108 с.

5. Кежаев В.А., Чварков СВ. Автоматизированные системы управления, 4.2 / Основы автоматизации процессов управления РВиА. - СПб.: МО РФ, 1999. - 74 с.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Полковник А. Сканцев

В статье рассматриваются вопросы, связанные с современным состоянием дел, касающихся автоматизации системы управления (АСУ) вооруженными силами, и в частности такие аспекты, как: основные АСУ, используемые в системе управления ВС; документы нормативно-правовой базы по вопросам автоматизации системы управления ВС США; сведения об управлении информационных систем (УИС) министерства обороны (Defense Information Services Agency - DISA).

Актуальность материалов, представленных в статье, обусловливается изменениями, произошедшими в этой области в 2013-2014 годах.

По взглядам американского руководства, с конца XX века человечество вступило в новую "информационную" стадию своего развития. Доказательством тому служит массовая компьютеризация, стремительное развитие информационных технологий (ИТ), средств связи и телекоммуникаций. Эти обстоятельства решительным образом изменили возможности интеллектуальной деятельности человека и вызвали необходимость переоценки и развития установившихся в военной теории и практике взглядов.

Под АСУ понимается часть системы управления войсками (силами), представляющая собой организационно-технический комплекс в соответствии с видами обеспечения, предназначенный для повышения эффективности управления посредством автоматизации основных процессов, таких как сбор, обработка, оценка и отображение данных об обстановке, состоянии своих войск и войск противника; оперативное оповещение руководства о возможной агрессии; информационная и математическая поддержка принятия решения; доведение приказов (команд, распоряжений) до войск (сил); сбор донесений о получении приказов (команд) и об их выполнении; оформление и передача боевых и отчетно-информационных документов.

В соответствии с принятой в ВС США терминологией под автоматизированной системой управления войсками понимается взаимосвязанная совокупность соединенных в локальную вычислительную сеть (ЛВС) средств обработки информации, связи и передачи данных, обеспечивающих автоматизацию процессов сбора, анализа и оценки данных обстановки, поддержки принятия решения, планирования, постановки и доведения задач до войск (сил) в режиме реального времени, а также контроля их выполнения.

В структурном отношении данные системы представляют собой совокупность соединенных в локальную сеть аппаратно-программных средств (автоматизированные рабочие места должностных лиц на базе персональных ЭВМ, аппаратура связи и передачи данных, средства определения местоположения, серверное и сетевое оборудование, комплекты общего и специального программного обеспечения), размещенных на пунктах управления соединений, частей и подразделений, боевой технике различного назначения, а также включенных в состав экипировки отдельных военнослужащих.

Ниже рассмотрены основные АСУ, которые используются в системе управления вооруженными силами.

1. Глобальная система оперативного управления ВС (Global Command and Control System - GCCS) . Официально введенная в действие 30 августа 1996 года, GCCS является автоматизированной системой управления ВС США, которая связывает министра обороны, комитет начальников штабов (КНШ) и командующих видами вооруженных сил США. Предназначенная для обеспечения оперативного управления вооруженными силами в автоматизированном режиме, она представляет собой комплекс аппаратных и программных средств, использующих в своей работе общие стандарты, регламенты и процедуры. АСУ способна взаимодействовать с многочисленными приложениями и интерфейсами, которые составляют "оперативные архитектуры" и обеспечивают связь со всеми территориально распределенными компонентами этой системы во всех средах ведения войны на тактическом, оперативном и стратегическом уровне управления.

GCCS поддерживает шесть управленческих процессов", руководство операциями; мобилизация; развертывание группировок; кадровое, тыловое и техническое обеспечение; разведка.

Эта АСУ имеет восемь функциональных подсистем: идентификации угроз и их оценки; помощи в стратегическом планировании; прогноза развития обстановки; планирования выполнения задач; подготовки и доведения исполнительных указаний (реализации планов); мониторинга обстановки; анализа рисков; общей геоинформационной картины обстановки.

Данная АСУ включает следующие структурные компоненты:
- глобальную система оперативного управления (ГСОУ) сухопутных войск (Global Command and Control System -Army) (далее - GCCS-A);
- ГСОУ военно-воздушных сил (Global Command and Control System-Air Force) (далее - GCCS-AF);
- ГСОУ военно-морских сил и береговой охраны (Global Command and Control System - Navy) (далее - GCCS-N);
- ГСОУ морской пехоты (КМП - Global Command and Control System - Marine Corps).

2. Глобальная система управления тыловым обеспечением ВС - объединенная (Global Combat Support System - Joint (GCSS-J) ; GCSS-J является АСУ, которая включает в себя подсистемы, идентичные по своей структуре управлениям (отделам) штабов различного уровня управления: материально-техническую (снабжения материальными средствами); транспортную; медицинскую; юридическую (правовую); религиозную; финансовую; военно-музыкальную; кадровой службы; службы обезвреживания боеприпасов (опасных материалов).

GCSS-J, введенная в строй в сентябре 2011 года, представляет собой АСУ, которая на сервис-ориентированной архитектуре позволяет решать задачи материально-технического обеспечения ВС США. Данная система в указанных целях предоставляет информацию по определению: задач обеспечения; объемов и номенклатуры материальных средств, требуемых для выполнения задач на стратегическом, оперативном и тактическом уровне управления; сведений, необходимых для использования командованием и управлением, в части касающейся всестороннего обеспечения; ситуационной осведомленности в области планирования, выполнения, контроля и оценки логистических операций по всему спектру действий войск (сил) как в мирное, так и военное время.

Эта система позволяет сформировать отчеты по видам обеспечения в форме докладов на геоинформационной основе в короткие сроки, а также гарантирует информационную поддержку принятия решения на боевое обеспечение войск (сил). Она состоит из АСУ, автоматизирующих деятельность структурных подразделений боевого обеспечения ВС США, интегрированных в GCCS (например, автоматизированная система координации движения транспорта - Transportation Coordinator Automated Movement Server) и другие.

3. Система многонационального обмена информацией (Multinational Information Sharing - MNIS). Введенная в строй в I квартале 2013 года, эта АСУ предназначена для организации и осуществления обмена информацией между GCCS и системами управления вооруженных сил государств -партнеров в целях информационной поддержки планирования и проведения многонациональных военных операций. В состав MNIS входят: - Объединенная сеть боевых перевозок (Combined Federated Battle Logistics Network - CFBLNet), представляющая систему испытательных стендов и лабораторий по исследованию и тестированию совместимости АСУ стран, участвующих в многонациональных коалициях, членов НАТО и при необходимости других государств.

Объединенная региональная система обмена информацией (Combined Enterprise Regional Information Exchange System - CENTRIXS) - информационная цифровая среда, представляющая собой комбинацию сетевых приложений и услуг, позволяющих осуществлять обмен информацией и базами данных, обеспечивая при этом защиту информации.

Система круглосуточной поддержки CENTRIXS (Centrixs Surge Full-Time Equivalent (FTE) Support), а также программные продукты, предоставляемые в развитие CENTRIXS.

Информационный ресурс Pegasus/Griffin позволяет осуществлять совместное использование национальных и наднациональных АСУ для передачи по каналам связи грифованной информации.

Интернет-сервис UISS-APAN, который сочетает в себе преимущества неструктурированного доступа к информации (блоги, форумы) и структурированное сотрудничество (совместное использование файлов, календарей).

4. Объединенная система планирования и проведения операций (Joint Planning and Execution Services - J PES). Введенная в строй в I квартале 2013 года, JPES предназначена для информационной поддержки военных операций с использованием ИТ по автоматизированной обработке данных обстановки, представлению сведений согласно имеющейся системе отчетности, планирования, исполнения и контроля.

Она состоит из ряда подсистем: отчетности, планирования, исполнения, мониторинга, а также из инструментов: редактирования, быстрого запроса, управления, разрешения.

Система предназначена для гарантированного использования всеми участниками планирования и проведения военных операций одних и тех же словарей, процедур и баз данных.

Кроме того, существует значительное количество АСУ, автоматизирующих деятельность штабов, войск (сил) по территориальному или функциональному принципу (например, на отдельном оперативном направлении или по вопросам тылового обеспечения и т. д.).

Это такие GCCS-совместимые АСУ, как:
- глобальная система оперативного управления, объединенная с системой интегрированного представления изображений и разведки (Global Command and Control System-Joint Integrated Imagery and Intelligence);
- автоматизированная система обработки и анализа разведывательной информации (All-Source Analysis System);
- система формирования единой картины оперативной обстановки (Common Operational Picture);
- автоматизированная система управления тыловым обеспечением СВ (Battle Command Sustainment Support System);
- система автоматизированной координации движения транспорта (Transportation Coordinator Automated Movement Server);
- автоматизированная система управления армейского корпуса сухопутных войск (Army Tactical Command and Control System);
- автоматизированная система управления звена "бригада" и ниже (Force XXI Battle Command - Brigade and below);
- автоматизированная информационная система военной полиции (Military Police Management Information System);
- интегрированная сеть передачи информации министерства обороны (Defense Information Systems Network);
- объединенная сеть передачи данных (Joint Data Network) и другие.

Указанные АСУ характеризуют современный облик оснащения ВС США средствами автоматизации управления. Сильной стороной данных систем является то, что на их основе в вооруженных силах страны создается единая информационно-управляющая среда, которая позволяет осуществлять:
- сбор, хранение и анализ информации о действиях внешних и внутренних факторов на войска (силы), а также прогноз их развития;
- сбор, хранение, анализ и представление в необходимых формах информации о состоянии и возможностях своей системы управления, подчиненных и взаимодействующих систем;
- подготовку вариантов решения, их формализацию, формирование управляющих воздействий и доведение их до объектов управления.

Имеющиеся АС военного назначения (ВН) в перспективе будут заменяться другими, более совершенными. Среди долгосрочных решений прорабатывается идея создания единой для ВС США автоматизированной системы в результате эволюционного развития GCCS. Вместе с тем не исключается возможность разработки революционной АСУ на основе новой элементной базы и прорывных информационных и телекоммуникационных технологий.

В процессе совершенствования АСУ системы управления ВС США отмечались примеры неудач. Так, в 2000-е годы была предпринята попытка разработать и внедрить новую АСУ NECC (Net Enabled Command Capability) для замены GCCS. Однако данное направление работ по совершенствованию АС ВН было признано нецелесообразным, и в 2009 году они были прекращены.

Все вышеуказанные АСУ относятся к семейству систем, интегрированных с GCCS. Органы военного управления, войска (силы) используют данные системы в комплексе (в одном объединенном командовании - ОК - может использоваться несколько систем) в соответствии с решением ОК по организации управления. Состав и характер применения указанных систем ВН определяются видом вооруженных сил, в котором они используются (сухопутные войска, военно-морские или военно-воздушные силы, морская пехота или береговая охрана). Все стадии жизненного цикла указанных АСУ регламентированы документами нормативно-правовой базы по вопросам автоматизации системы управления ВС США.

Основные документы нормативно-правовой базы по вопросам автоматизации системы управления ВС США. К числу таких документов по вопросам автоматизации системы управления относятся следующие:
- "Удерживая глобальное американское лидерство. Приоритеты военного строительства в XXI веке" (Sustaining U.S. Global Leadership. Priorities for XXI (st) Century Defense).
- Концепция строительства и применения ВС США "Единые силы-2020" (Capstone Concept for Joint Operations: Joint Force 2020).
- "Стратегический план развития специального агентства информационного обеспечения (министерства обороны) на 2014-2019 годы" (Strategic Plan D1SA 2014-2019).
В развитие указанных документов постоянно разрабатываются и издаются уточняющие и развивающие их содержание наставления, приказы, инструкции, циркуляры и т. д.

В данных документах отражены взгляды американского командования на:
- основные функции АСУ ВС США, в частности: управление войсками (силами), обеспечение данными обстановки, формирование в перспективе единого информационно-разведывательного пространства (ЕИРП);
- перспективы развития АСУ;
- принципы прохождения военной службы личным составом американских вооруженных сил и т. д.;
- принципы всестороннего обеспечения ВС США.

Одним из направлений реализации положений руководящих документов, в части касающейся ЕИРП в ВС США, является развитие АСУ путем внедрения перспективных информационных и телекоммуникационных технологий. Это обеспечивает информационное преимущество при действиях в различных средах: на суше, на и под морской поверхностью, в воздухе и космосе, в кибер-пространстве. Таким образом, создаются условия для достижения подавляющего превосходства и завоевания победы над противником.

Итак, в ВС США существует развитая система нормативно-правовых документов по вопросам автоматизации системы управления. В них, как правило, раскрываются назначение, решаемые задачи, составные части, порядок работы, требования по обеспечению безопасности информации, а также другие важные (актуальные) проблемы.

Что касается ВС США, то для решения этой задачи создана организационная структура, основными компонентами которой являются:
- управление информационных систем МО США;
- глобальная система оперативного управления (Global Command and Control System);
- система многонационального обмена информацией (Multinational information Sharing);
- глобальная система управления тыловым обеспечением армии-объединенная (Global Combat Support System - Joint);
- система объединенного планирования и исполнения (Joint Planning and Execution Services);
- GCCS-интегрирован-ные АСУ.

Системным организатором деятельности по созданию и развитию единой информационно-управляющей среды ВС США, в том числе в части касающейся создания и развития АСУ, является управление информационных систем министерства обороны США.

УИС, созданное 25 июня 1991 года, предназначено для:
- формирования ЕИРП в ВС США;
- достижения и поддержания информационного превосходства путем сбора, обработки и распространения непрерывного потока информации заинтересованным пользователям;
- создания инфраструктуры информационного пространства.

Под единым информационным пространством в ВС США понимается исчерпывающая информация (базы данных, знаний и т. п.), складывающаяся из стандартизованных (классификаторы, словари, справочная литература и т. п.), централизованных (приказы, распоряжения, сигналы и т. п.) и обновляемых (донесения, доклады, сведения, отчетные материалы и т. п.) сведений, находящихся в автоматизированной технологичной инфраструктуре, которая включает: технические (серверы, дата-центры, ПЭВМ и т. д.) и программные (общие и специальные программы и т. д.) продукты.

В настоящее время персонал УИС включает более 14 тыс. человек, работающих в 90 странах по всему миру. Бюджет агентства в 2014 году составил более 8 млрд долларов США.
УИС определило следующие наиболее перспективные технологии, которые необходимо развивать в целях совершенствования АСУ:
- высокопроизводительные оптические сетевые технологии со скоростью 100 Гбит/с и выше;
- отказоустойчивые сетевые технологии, способные противостоять как естественным угрозам окружающей среды, так и кибератакам;
- "облачные" технологии;
- технологии массово-параллельной обработки больших объемов данных;
- технологии управления;
- мобильные технологии.

Для поиска и внедрения новых идей в области автоматизации управления Пентагон продолжает активно привлекать к сотрудничеству другие министерства и ведомства, представителей гражданского научно-технического сообщества и коммерческих структур страны. В этих целях УИС поддерживает интернет-ресурсы (например, Forge.mil), предназначенные для привлечения на коммерческой основе различных заинтересованных лиц и структур в проектах ВС США с использованием технических возможностей военного ведомства. В дальнейшем управление планирует расширять использование интернет-ресурсов, в том числе путем интеграции с аналогичными гражданскими ресурсами (в частности, с GitHub.com).

Отсюда следует, что УИС является главной организацией, занимающейся вопросами автоматизации системы управления ВС США.

Таким образом, американское руководство уделяет серьезное внимание задачам автоматизации управления вооруженными силами. Ключевые направления деятельности по автоматизации системы управления ВС США подробно регламентированы нормативно-правовой базой. В указанных документах отражены основные взгляды командования на автоматизацию системы управления, существовавшие в 2000-е и в 2013-2014 годах, а также на перспективу автоматизации системы управления на период до 2020-го.

Основные взгляды на автоматизацию системы управления, существовавшие с 2000 по 2013 год, были сформулированы в 2000-м. По мнению западных экспертов, это позволит:
- сохранить радиочастотный спектр, используемый АСУ ВС США;
- обеспечить информацией соответствующих должностных лиц;
- повысить оперативность и защищенность беспроводных сетей связи;
- предоставлять услуги АСУ при борьбе с терроризмом, в условиях боя, а также в критических условиях окружающей среды;
- повышение качества услуг АСУ. Основные взгляды на те же процессы, сформулированные в 2014 году, сводятся к необходимости:
- формирования информационно-управляющей среды в условиях войны и мира;
- обеспечения информацией военных операций на удаленных ТВД в Центрально-Азиатском регионе (особое внимание при этом обращается на развитие направления телевидеоконференций в защищенном режиме);
- координации планов и работы с другими ведомствами, формирующими информационно-управляющую среду в США и за ее пределами в интересах национальных ВС;
- Обеспечении информационного превосходства над любым противником в плане ответа на вопросы: что, где и когда.

В целях реализации этих задач представлены три направления развития АСУ:
- построение независимой инфраструктуры;
- развитие подсистем управления, контроля и обмена информацией АСУ;
- надежная эксплуатация и полноценное обеспечение АСУ.

Выработаны восемь механизмов реализации указанного плана развития: приобретение; контракты; машиностроение; управление информацией и знаниями; люди; планирование; ресурсы; радиочастотный спектр.

Основные взгляды американского руководства на перспективу автоматизации системы управления на период до 2020 года были сформулированы в 2014-м:
- развитие сформированной информационно-управляющей среды;
- закрепление лидирующего положения АСУ управления ядерными силами США по сравнению с аналогичными системами других стран;
- развитие концепции применения АСУ управления кибернетическими операциями;
- повышение быстродействия АСУ;
- глобальная оборона от деструктивных элементов;
- развитие "облачных" технологий в интересах ВС США;
- совершенствование мобильных технологий в интересах ВС.

Решение указанных задач возложено на DISA, которое обеспечивает потребности в информации по военным вопросам президента, вице-президента, министра обороны, КНШ, командующих видами ВС США, а также других пользователей АСУ МО страны.

В американских вооруженных силах создана четко структурированная, широко разветвленная сеть АСУ, включающих в себя как GCCS, так и GCCS-совместимые автоматизированные системы.

Вместе с тем очевидно, что слабой стороной рассмотренных АСУ является их многообразие, дублирование функций, сложность использования потребителями.

Руководство страны предпринимает шаги для создания единой унифицированной АСУ, которая позволит достичь информационного превосходства над противником с соблюдением современных требований к данным системам. Как постоянную можно рассматривать тенденцию повышения качества управления за счет внедрения более совершенных технических, программных, информационных, лингвистических, организационных и других решений.

Врио генерального директора объединенного холдинга «Радиоэлектроника» Григорий Элькин заявил, что начало серийных поставок автоматизированной системы управления войсками (АСУ ВС РФ) нового поколения запланировано госпрограммой вооружений на 2025 год.

В России создается единая АСУ

Военный эксперт Алексей Леонков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что все это говорит о том, что в 2025 году ВС РФ выйдут на принципиально новый технологический уровень.

«Так называемые автоматизированные системы управления войсками, которые скрываются за аббревиатурой АСУ, не являются новостью для отечественных вооруженных сил. На этой основе у нас сегодня, например, функционирует Национальный центр управления обороны, а также строится работа отдельных родов войск Российской армии», - констатирует Леонков.

По словам Алексея Петровича, в распоряжении Российской армии имеются АСУ ПВО, АСУ ВКС и АСУ ВДВ, а также такое явление, как единая система управления тактическим звеном.

«Эти автоматизированные системы Российской армии в настоящий момент взаимодействуют только частично, поэтому к 2025 году Москва планирует создать единый комплекс управления, который включит в себя те АСУ, которые уже существуют сегодня», - резюмирует Леонков.

В рамках единой системы все эти отдельные АСУ родов войск будут интегрированы друг в друга, как вертикально, так и горизонтально, вследствие чего смогут эффективно взаимодействовать.

Технологический процесс требует создания АСУ

Все это очень важно в контексте перспективного строительства отечественных вооруженных сил, учитывая, что технологический уровень будет повышаться, причем значительную роль начнет играть роботизированная техника, которая не будет напрямую управляться экипажем.

Достаточно посмотреть на те разработки, которые на этом направлении идут в России сегодня – это не только ударные или разведывательные беспилотники, но и роботизированная бронетехника, а также такие проекты, как . Это проект беспилотной подводной лодки, которая будет нести ядерный заряд с задачей нанесения неприемлемого ущерба экономике противника.

И это, не говоря уже о том, что технологическое развитие даже классических направлений военной техники достигает такого уровня, когда жизненно необходимо наличие автоматизированных систем.

Можно вспомнить концепты истребителей шестого поколения, которые предполагают создание полноценного боевого звена из ударных дронов и ведущего пилотируемого боевого самолета.

В такой ситуации значение АСУ очень сложно переоценить, поэтому не вызывает удивления то внимание, которое Министерство обороны РФ сегодня уделяет этому важному вопросу.

Российская концепция АСУ не имеет аналогов в мире

«Сам по себе, этот проект российской АСУ является уникальным, хотя надо признать, что нечто похожее, пусть и в разрозненном виде, имеют другие страны мира. В первую очередь, здесь нужно назвать США, у которых в вооруженных силах также есть автоматизированная система управления, но рассредоточенная по разным стратегическим командованиям», - заключает Леонков.

У американцев, как замечает эксперт, есть в наличии автоматизированная система управления стратегическими силами – так называемой «ядерной триадой», а также система управления получением и сохранением разведданных, поступающих в Пентагон со спутников.

«Еще у США можно назвать автоматизированную систему управления на уровне тактического звена, но она никак не связана с другими американскими АСУ. Это говорит о том, что у американцев такие системы также существуют, но в их стратегии основная интеграция идет по линии связи, а не по командованию войсками, как это происходит у нас. В итоге, американцы пытаются завязать все такие проекты в контексте объединения связи, и у них получится автоматизированная система управления передачей информации, а не, собственно, вооруженными силами», - констатирует Леонков.

Другой вопрос, что, согласно заявлению Элькина, разработка технической основы для подобной АСУ должна завершиться к 2022 году, а в 2025 году выйти на уровень серийного производства.

Российский ОПК сможет создать необходимую элементную базу

При этом, здесь речь идет о микроэлектронике и других смежных отраслях, с которыми в России дело обстояло не очень хорошо даже в советское время, несмотря на все попытки Москвы как-то нивелировать существовавший на то время технологический разрыв с США и Западом.

После того, как «случились» девяностые года, ситуация стала еще хуже – мы потеряли несколько технологических направлений в российской промышленности и, когда в 2014 году вопрос стал об импортозамещении, сразу стало понятно, что часть номенклатуры западных товаров заместить просто невозможно, и что в такой ситуации нужно искать альтернативных поставщиков.

К тому же, если мы говорим об оборонно-промышленном комплексе, то здесь закупались именно высокотехнологичные компоненты, производство которых в России было наладить проблематично.

«В настоящий момент эта проблема постепенно решается в нашей стране, и когда в России идет разговор об этом технологическом направлении, то сразу вспоминается такой микропроцессор, как «Эльбрус», поэтому нет сомнений, что мы к 2025 году сможем не только создать, но и поставить в серийное производство необходимую в рамках этих работ по автоматизированной системе управления элементную базу», - констатирует Леонков.

К тому же, изначально, все программное обеспечение для таких систем делалось в расчете на то, что мы рано или поздно полностью перейдем на российскую элементную базу.

(АСУ ВС РФ)

AUTOMATED CONTROL SYSTEM (ACS ARMED FORCES)

Новая автоматизированная система управления войсками (АСУ ВС РФ), способная работать в условиях кибератак и радиоэлектронного подавления, начнет серийно поступать в армию в 2025 году. Об этом сообщил временно исполняющий обязанности генерального директора объединенного холдинга «Росэлектроника» Григорий Элькин.
«До 2022 года должна завершиться разработка технической основы для построения перспективной АСУ ВС РФ — доверенных аппаратно-программных комплексов полностью на отечественной электронно-компонентной базе (ЭКБ). Начало серийного оснащения войск новой техникой запланировано на 2025 год», — сказал Элькин.
По его словам, новая система управления ВС РФ должна иметь серьезный «запас прочности», позволяющий устойчиво работать в условиях кибератак, радиоэлектронного подавления, радиации и иного воздействия. «Наши разработки учитывают все эти аспекты», — уточнил Элькин.
Он рассказал, что сейчас все системы стратегического звена управления базируются исключительно на доверенных аппаратных и программных средствах. «К примеру, в АСУ РВСН вся электронно-компонентная база, все программное обеспечение — полностью российские, и по-другому быть не может», — пояснил Элькин.
По его словам, эти принципы постепенно транслируются и на АСУ других видов и родов войск, где в аппаратуре пока допускается использование зарубежной ЭКБ с ограничениями.
ТАСС


АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ

(АСУ ВС РФ)

В течение последних 30 лет в СССР, США и России были созданы несколько автоматизированные системы управления боевыми действиями Сухопутных войск (АСУВ) - «Маневр», AGCCS, ATCCS, FBCB2, «Акация-М», ЕСУ ТЗ и «Андромеда-Д». Они имели различный объем реализации функций управления войсками, но совпадали между собой в общем подходе к автоматизации.
Указанные системы создавались по образу и подобию иерархической организационно-управленческой структуры Сухопутных войск. Будучи с технической точки зрения программно-аппаратными комплексами, автоматизированные системы умножали недостатки этой структуры:
- уязвимость всей системы при выходе из строя верхнего уровня;
- отсутствие горизонтальных связей между различными родами войск;
- пониженная скорость прохождения информации между подразделениями одного уровня, вынужденными общаться между собой через верхний уровень.
Разработка систем также велась в иерархической последовательности – сначала реализовывался функциональный состав верхнего уровня, затем среднего и только потом нижнего, причем приоритет полноты реализации функций определялся в той же последовательности. В результате АСУВ строились на основе однотипной централизованной архитектуры:
- центр автоматизированного управления верхнего уровня;
- центры автоматизированного управления среднего уровня;
- центры автоматизированного управления нижнего уровня.

АСУВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ


Это первая в мире единая система управления всеми воинскими подразделениями входящими в структуру Вооруженных сил России, в том числе и ядерной триадой, реализованная в действующем Национальном центре управления обороной Российской Федерации и соответствующих центрах подчинённых органов управления: военный округ (оперативно-стратегическое командование) – армия – дивизия (бригада).
Техническую основу АСУ ВС РФ составляет автоматизированная система управления войсками (АСУВ) отечественного производства «Акация-М», которая имеет в войсках мобильный аналог (МЧ АСУ Р «Акация-М»), поставляемый на вооружении военных округов России с 2005 года. АСУВ «Акация-М» позволяет военнослужащим находиться в одном и том же информационном пространстве, как в местах постоянной дислокации (НЦУО и Центры управления войскам округов), так и при выходе в поле или в ходе боевых действий. По сути «Акация-М» — это военный аналог интернета. Программное обеспечение, на котором работает АСУВ разработано под типовые силы и средства управления, а также типовые боевые расчеты.
АСУВ «Акация-М» в сочетании с развернутыми своими мобильными вариантами обеспечивают оперативно-стратегическое и оперативное управление Вооруженными силами России.
Оперативно-тактическое и тактическое управление войсками осуществляют комплексы Единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) «Созвездие-М2» и ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д».
ЕСУ ТЗ «Созвездие-М2» проходит обкатку и дальнейшее совершенствование в Сухопутных войсках, а ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» в войсках ВДВ. Обкатка этих комплексов проходила во время многочисленных общевойсковых учений и внезапных проверок, которые Вооруженные силы России провели в 2015 году, а также в реальных боевых условиях во время операции российских ВКС в Сирии.
Все информационные потоки от АСУВ концентрируются в «Ставке Верховного Главнокомандования» — НЦУО РФ. В ПАК НЦУО действует информационная система на базе ОС Astra Linux производства компании «РусБИТех», а обеспечение геопространственной информацией строится на концепции территориально распределенного сбора, хранения и доставки геопространтсвенных данных (полное наименование — ЕАСО ВС РФ ГПИ) разработки Группы «Кронштадт».
В ходе «полевых испытаний» во время учений и боевого применения в Сирии АСУВ ВС РФ показала следующие результаты:
1. Была достигнута высокая оперативность информационного обмена, (сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке), повышающая скорости выполнения основных задач управления в 5-6 раз, по сравнению с неавтоматизированными системами управления.
2. За счет постоянного сбора данных обстановки в режиме круглосуточного мониторинга, была обеспечена непрерывность работы всей АСУВ ВС РФ от оперативно-стратегического уровня (НЦУО) до уровня тактического звена (ЕСУ ТЗ) .
3. В результате использования единых аппаратно-программных комплексов (АПК), единого программного обеспечения (в том числе для графического отображения данных обстановки) для всех уровней управления от солдата до командующего Вооруженными силами, была достигнута высокая степень унификации элементов системы управления.
4. Была проверена живучесть АСУВ на случай выхода из строя группы АПК (штабов с АПК), которая благодаря способности АСУВ быстро восстанавливать свою работоспособность, в том числе и в распределенном режиме, показала высокую степень надежности применяемых средств и элементов комплексов.
Российская космическая группировка военных спутников связи и разведки на данный момент уступает американским группировкам INMARSAT, IRIDIUM и разведывательным спутникам Национального управления военно-космической разведки США (National Reconnaissance Office, NRO).
С введением в эксплуатацию космических аппаратов Единой космической системы и других образцов космических аппаратов военного и двойного назначения, ВС РФ и в этом сегменте выйдут на передовой мировой уровень.