Воображение важнее чем знание. Альберт Эйнштейн: "Воображение - это реальный фактор в научном исследовании". Все зависит от вас

Альберт Эйнштейн, выдающийся физик и проницательный философ, совершил гениальные открытия и опередил многих ученых того времени не только благодаря имеющимся знаниям, но и тому, что доверял своему внутреннему голосу и использовал мощную силу своего воображения. Эйнштейн никогда не верил в невозможность чего-либо и следовал собственным секретам успеха. Вот некоторые из них.

1. Человек, который никогда не ошибался, никогда не пробовал сделать что-нибудь новое.

Страх ошибиться останавливает многих из нас в момент принятия важного решения. Иногда это решение способно изменить всю нашу жизнь. И тот, кто все-таки решается, знает точно, что лучше жалеть о том, что сделано, чем о том, что не сделано.

2. Образование – это то, что остается после того, когда забываешь все, чему учили в школе.

Мы помним только то, чему научились сами. С годами в нашей памяти стирается все, что мы узнали за годы обучения в школе. Но то, до чего мы дошли сами, называется опытом и остается с нами навсегда. Превосходное образование по-прежнему дается только в университетах жизни.

3. Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир.

Наши убеждения и представления часто являются ловушкой, ограничивающей наши возможности. Единственным знанием, способным продвинуть нас на пути развития, является знание того, что воображение способно на все. И все, что возможно в нашем воображении, возможно и в реальности.

4. Секрет творчества состоит в умении скрывать источники своего вдохновения.

У каждого из нас есть свои источники вдохновения. Кого-то зажигают успехи великих людей, кто-то заряжается новыми идеями во сне или на природе. Но то, что является Вашей музой, следует оберегать от чужих глаз: когда на Вас смотрит весь мир, Ваши идеи должны выглядеть уникальными.

5. Ценность человека должна определяться тем, что он дает, а не тем, чего он способен добиться.

Истинная цель Вашей жизни должна служить не только Вам. Служение целям, которые сделают мир лучше, – это то, что движет устремлениями великих людей. Созидание и привнесение ценностей поднимает нас на новый уровень развития и реализации.

6. Есть два способа жить: Вы можете жить так, как будто чудес не бывает, и Вы можете жить так, как будто все в этом мире является чудом.

Вера в чудеса вдохновляет нас и наполняет нашу жизнь энергией. Умение увидеть волшебство в самых простых и естественных вещах позволяет наслаждаться жизнью и радоваться тому, что есть. В то же время убеждение, что чудес не бывает, открывает безграничные возможности для самореализации, – ведь не существует никаких преград для достижения желаемого.

7. Когда я изучаю себя и свой способ думать, я прихожу к выводу, что дар воображения и фантазии значил для меня больше, чем любые способности к абстрактному мышлению.

Все, что способно родиться в нашем воображении, способно воплотиться в нашей жизни. Образное мышление и визуализация желаемого – это то, с чего начинается реализация Вашей мечты. Как говорил бизнес-консультант Брайн Трейси, все мужчины и женщины, которые добились успеха – великие мечтатели. Они четко представляют себе, каким должно быть их будущее, а затем начинают работать с единственной целью – сделать свою мечту реальностью.

8. Чтобы стать безупречным членом стада овец, нужно в первую очередь быть овцой.

Для того, чтобы достичь результата, нужно начать действовать. Если Вы хотите заняться бизнесом, нужно отбросить все сомнения и пополнить ряды предпринимателей. Это правило работает в любой сфере жизни: как говорится, выигрывает тот, кто играет.

9. Нужно выучить правила игры. А затем, нужно начать играть лучше всех.

И великий человек – всего лишь человек. Все успешные лидеры начинали как последователи. Первый шаг на пути к успеху – это подражание. Начните делать то, что делают все великие люди, станьте их последователем, выучите правила, которым они следуют, постоянно совершенствуйтесь – и к Вам неизменно придет успех и процветание.

10. Очень важно не перестать задавать вопросы. Любопытство не случайно дано человеку.

Любопытство и отсутствие страха критики, – вот что отличает всех умных людей. Они неустанно задают вопросы и не боятся показаться глупыми или смешными. Зачастую сам вопрос уже содержит ответ. Внутри нас есть ответы на все вопросы. Спрашивайте себя и других, и Вы всегда сможете найти нужное решение.

Оксана Гафаити,
автор сайт и Trades.сайт

Понравился👍 пост? Оставьте свой комментарий ниже👇.
Получайте мои идеи по рынку в Telegram📣:

Ессе по знаменитому высказыванию Альберта Эйнштейна " Воображение важнее, чем знания.
Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию. "

Немецкий физик Альберт Эйнштейн прославился на весь мир не только теорией относительности и иными научными открытиями, но и продуманными высказываниями, которые будут актуальны всегда. Мне близко множество его высказываний, включая и то, о котором сейчас пойдёт речь.
Отличительной чертой человека как живого существа является способность к грамотной членораздельной речи и мышлению. В данном случае разбору требуется подвергнуть второй пункт. Процессы, происходящие в мозгу человека, сами по себе окончательно не изучены, но уже на данный момент невозможно усомниться в поистине безграничных возможностях человеческого разума. Особого внимания заслуживает способность индивида визуально моделировать желаемое и рассматривать его с разнообразных сторон. В этом и заключается основа всех современных достижений человечества в различных областях - безграничное воображение человека, способное мысленно воссоздать практически всё. Окружающая нас действительность, представленная современными технологичными устройствами, такими как мобильная техника (телефоны, стационарные и планшетные компьютеры), бытовое оборудование (стиральные машины, холодильники или пылесосы) или иными цифровыми технологиями (Wi-Fi сети, передающие разнообразную информацию по беспроводным каналам, трёхмерные проекторы, а также фото - и видеокамеры и т. д.) - всё это составляет результат человеческой мысли. Таким образом, воображение, как это банально не звучит, составляет основу прогресса, и уровень его важности заметно превалирует над знаниями (что заметил Эйнштейн) по причине того, что знания ограничены лишь имеющимися и доказанными фактами, а воображение продолжает двигаться вперёд. Новейшие технологии активно разрабатываются и внедряются в жизнь уже сегодня, некоторые существуют в виде концептов, но велика вероятность их скорого появления в повседневной жизни. Ещё одну важную сторону прогресса характеризует Н. Казинс: «Прогресс начинается с веры в то, что необходимое всегда возможно».
Итогом действия человеческой мысли стала значительная компьютеризация мира. В этом процессе есть положительные и отрицательные стороны, однако ценность прогресса для человечества действительно неоспорима.

Альберт Эйнштейн оставил глубокий след в истории человечества как выдающийся физик, создатель целого ряда революционных физических теорий, автор множества научных работ. Но далеко не все знают, что этот замечательный ученый был и одним из мудрейших людей своего времени, который поделился с нами в своих публикациях большим количеством жизненных советов и наблюдений. Некоторые из них мы вам напомним в этой статье.

1. Мы все рождаемся гениями, но жизнь исправляет это

«Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, то она проживет всю жизнь, считая себя дурой.»

2. Относитесь ко всем с достоинством и уважением

«Я разговариваю со всеми одинаково, независимо от того, кто это - мусорщик или президент университета.»

3. Мы все едины

«Человек - это часть целого, которое мы называем , часть, ограниченная во времени и в пространстве. Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всех окружающих, что является своего рода оптическим обманом его сознания. Эта иллюзия стала темницей, заключающей нас в мире собственных желаний и привязанностей к узкому кругу близких нам людей. Наша задача - освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем его великолепии.»

4. Случайных совпадений не бывает

«Совпадения - это один из способов, с помощью которых Бог сохраняет свою анонимность.»

5. Воображение гораздо важнее знаний

«Воображение гораздо важнее знаний. Знания опираются лишь на то, что мы сейчас знаем и понимаем, в то время как воображение включает в себя целый мир и все то, что мы когда-либо поймем и узнаем.»

Настоящий признак интеллекта не знания, а воображение.

«Логика поможет вам добраться от A до Z; воображение проведет вас по всему миру.»

6. Одиночество может быть восхитительным для зрелой личности

«Одиночество является болезненным, когда человек молод, но восхитительным, когда он становится более зрелым.»

«Я живу в одиночестве; оно отвратительно для молодых, но приобретает прекрасный вкус с годами.»

«Ценность человека заключается в том, что он дает, а не в том, что он способен получить.»

16. Никогда не прекращайте учиться

«Интеллектуальный рост должен начаться при рождении и прекратиться только в момент смерти.»

17. Не переставайте задавать вопросы

«Учитесь у вчерашнего дня, живите сегодня, надейтесь на завтра. Важно не переставать задавать вопросы. Любопытство имеет все основания для существования.»

«Такие люди, как вы и я, хотя и смертны, конечно, как и все остальные, но никогда не стареют, независимо от того, как долго мы живем. Я имею в виду, что мы никогда не перестанем стоять, как любопытные дети, перед великим Таинством, в котором мы родились.»

18. Все зависит от вас

«Наш мир является опасным для жизни местом, но не потому, что некоторые творят зло, а потому, что все остальные видят это и ничего не делают.»

19. Не бойтесь высказывать свое мнение

«Мало кто способен спокойно высказать мнение, противоречащее господствующим в обществе предрассудкам. Большинство людей даже не способны сформировать такое мнение.»

20. Позвольте природе быть вашим учителем

«Приглядитесь лучше к природе, и после этого вы многое поймете лучше.»

21. Измените свое сознание, и это изменит вашу жизнь

«Мир, который мы имеем, был создан в процессе нашего мышления. Он не может быть изменен без изменения нашего сознания.»

Мы не сможем решить наши проблемы с тем же мышлением, которым мы создавали их.

22. Цель - это главное

«Если хотите прожить счастливую жизнь, то вы должны быть привязаны к целям, а не к людям или вещам.»

23. Мы становимся счастливее, делая счастливыми других

«Лучший способ - это доставить радость кому-либо еще.»

24. У вас нет никаких ограничений, кроме тех, которые вы сами себе поставили

«Только тот, кто пытается сделать абсурдную вещь, может достичь невозможного.»

«Вот вопрос, который иногда меня озадачивает: это я сумасшедший или все остальные?»

25. Правильные поступки не всегда делают вас популярным

«Что правильно, то не всегда популярно, и то, что популярно, далеко не всегда правильно.»

26. Трудности дарят новые возможности

«Среди беспорядка ищите простоту. Среди диссонанса ищите гармонию. В препятствиях найдите возможности.»

27. Вы не сможете добиться мира, используя силу

«Мира никогда нельзя достичь через силу. Он достигается только через взаимопонимание.»

«Нельзя одновременно предотвращать и готовиться к войне.»

28. Мелочей не бывает

«Тому, кто небрежен с в мелочах, нет доверия и в важных вещах.»

29. Ходите своими путями

«Человек, который следует за толпой, как правило пройдет не дальше, чем толпа. Человек, который ходит сам по себе, сможет, вероятно, оказаться в таких местах, где никто никогда не был.»

30. Прислушивайтесь к интуиции

«Интуиция - это священный дар, а рациональный ум - верный слуга. Мы создали общество, которое воздает почести слуге и забыло о даре.»

«Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления.»

31. Мудрость - это не результат обучения

«Мудрость является не продуктом обучения, а пожизненной попыткой ее приобрести.»

Гасымова Фарида

«Воображение важнее знания, ибо знание ограниченно.

Воображение же охватывает все на свете,

стимулирует прогресс и является источником эволюции».

Альберт Эенштейн

Введение.

Актуальность темы. Воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать и ниши дни. Мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния, на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

Цель. Рассмотреть мнение великого ученого Альберта Эйнштейна о важности воображения через призму взглядов на данную проблему учащихся 9,11 классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

XIX - Ставропольская открытая научная конференция школьников

Секция: психология

Название работы: «Воображение важнее знания?»

Место выполнения работы: г. Ставрополь,

МОУ СОШ № 6, 11 класс.

Научный рук.: Мостакова Наталья Владимировна,

Учитель биологии.

Ставрополь, 2008

Введение…………………………………………………………………………………

Глава I. Понятие, виды и функции воображения……………………………………..

. …………………...

Глава III. Воображение важнее знания?

(Изучение мнения учащихся 9-11-х классов)…………………………………………

Вывод…………………………………………………………………………………….

Список использованной литературы и источников………………………………………………………………………………

Приложение……………………………………………………………………………...

Введение.

Актуальность темы. Воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать и ниши дни. Мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния, на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей . Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

Цель. Рассмотреть мнение великого ученого Альберта Эйнштейна о важности воображения через призму взглядов на данную проблему учащихся 9,11 классов.

Задачи:

1 . Рассмотреть воображение, как творческий процесс.

2. Рассмотреть понятие, виды и функции воображения .

3. Рассмотреть процесс воображения в качестве основы изобретательства и творчества.

4. Изучить и проанализировать мнение учащихся 11 классов.

5. Показать важную роль воображения в жизни человека.

Объект исследования - воображение как психический процесс.

Предметам исследования - виды, приёмы создания образов воображения, влияние воображения на жизнь и творчество человека.

Методы исследования: метод актуализации, метод социальной психологии, опрос, ретроспективный метод, статистический метод, междисциплинарный.

Практическая значимость . Материал данной работы может быть использован на уроках биологии, технологии, на факультативных занятиях, при изучении элективного курса «Ценности и смыслы профессиональной карьеры», на классных часах и конференциях, в рефератах.

Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

Глава I. Понятие, виды и функции воображения.

1.Понятие воображения.

Творческой деятельностью называется всякая такая деятельность человека, которая создаёт нечто новое. Всю человеческую деятельность можно подразделить на два основных вида поступков.
1. Первый вид деятельности можно назвать воспроизводящим, сущность его заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создававшиеся и выработанные приёмы поведения, или воскрешает следы от прежних впечатлений.
2. Другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую. Всякая деятельность человека, результатом которой является создание новых образов или действий, будет принадлежать ко второму роду творческого или комбинирующего поведения. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращённым только к прошлому, и умел бы приспосабливаться к будущему. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее. Эту творческую деятельность, психология называет воображением или фантазией. Обычно под воображением, или фантазией, имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют всё то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьёзного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное научное и техническое творчество.

В этом смысле всё, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении. Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Отличительной особенностью воображения является своеобразный "отлёт от действительности", когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ. Воображение-это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда . Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, например, гипоталамо-лимбической системе.

Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания, интересен феномен возникновения стигматов. Воображение, фантазия - это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта.

Л.С.Выготский говорил: "Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение".

С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость.
2. Виды воображения .

1. Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность интуитивна.

2. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.
3.
Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения - социальная ценность его результатов, 4. Репродуктивное воображение - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности.

3.Функции воображения.

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного и технического творчества.

Глава II. Воображение - основа творчества и изобретательства.

Эйнштейн , Александр Грейам Белл, Эдисон, Галилео Галилей, Марко Поло, Ньютон и многие другие.… Все эти люди терпели насмешки, тюремное заключение, их обвиняли в сумасшествии, но им принадлежат величайшие открытия, которые перевернули весь мир. У всех исследователей, изобретателей и первооткрывателей прежде, чем они предпринимали какие-либо действия и становились благодаря этому знаменитыми, сначала в воображении зарождались идеи и возникали определенные представления. Представления и образы, которые сложились в их воображении. Их мечты были для них важнее, чем только однообразная работа, которую о них требовали другие. Если бы не было таких людей, мы бы все еще жили в пещерах и питались сырым мясом. За каждым шагом вперед, каждым достижением стоит человек, обладающий воображением, в голове которого сложилось представление о том, каким мог бы быть мир, о том, как можно его усовершенствовать.

Галилео Галилей - первый человек, взглянувший на небо в увеличительную трубу. Он оставил занятия медициной и занялся физикой и астрономией. Стал профессором физики и математики. Его открытия буквально потрясли современников. Церковники под страхом смерти заставили престарелого ученого отречься от своих взглядов.

Жюль Верн - знаменитый писатель, автор 65 интереснейших романов, повестей и рассказов. Где только не побывали герои Жюля Верна. Об их приключениях красноречиво говорят сами названия книг: «Пять недель на воздушном шаре», «Вокруг света за 80 дней», «20000 лье под водой», «С Земли на Луну», «Путешествие к центру Земли». Неудивительно, что об авторе этих романов ходили самые причудливые и противоречивые легенды. На самом деле он не был ни знаменитым ученым-географом, ни великим путешественником. Просто он любил мечтать и был страстно влюблен в науку.

Циолковский - основоположник космонавтики. Школьный учитель физики и математики в Калуге, был глухим. Его труды посвящены космическим ракетам и полетам в космос. Он предсказал возможность межпланетных перелетов еще в1903 г.

Предложил создать крупные орбитальные станции в космосе, чтобы человек смог длительное время жить и работать.

Эйнштейн имел способности к математике. Овладел атомной энергией. Открыл, что скорость света всегда постоянна (300 тыс. км/сек), и не подчиняется законам Ньютона. Механика Ньютона здесь стала бессильна.

Колумб мечтал побывать в Индии и открыл Америку.

Марко Поло мечтал о путешествии в Китай и добрался туда пешком.

Александр Грейам Белл мечтал, что люди будут разговаривать друг с другом на далеком расстоянии, и изобрел телефон.

Эдисон мечтал об источнике света, который не был бы открытым огнем, не требовал заправку газом и керосином.

Галилео Галилей доказал, что Земля круглая, а не плоская.

Братья Райт мечтали летать и сконструировали самолет.

Очевидно, что воображение особенно проявляется в научном, техническом видах творчества. Важнейшим условием является умение по-новому представить себе картину протекания изучаемых явлений. Творческое воображение - необходимый компонент умственной деятельности на всех этапах научного творчества.
При рассмотрении истории какой-либо науки, достигшей высокого уровня развития, можно убедиться, что на ранних стадиях развития эта наука насквозь была пронизана фантастическими допущениями, так как слишком много тогда ещё оставалось неизвестным и дополнялось догадками.
- Творческое воображение необходимо в период разработки экспериментальной ситуации - определения условий намечающейся серии опытов, которые должны подтвердить или опровергнуть исходные гипотезы.
- При конструировании новой экспериментальной установки или нового прибора также приходится прибегать к экспериментальному моделированию.
- На следующем этапе исследования - этапе накопления исходных данных, необходимых для решения проблемы, - воображение имеет не менее существенное значение. На этом этапе очень важно по мере накопления фактов представить себе, что кроется за малозаметными на первый взгляд случайными отклонениями в изучаемых явлениях. Не менее важно также увидеть, какие изменения необходимо внести в экспериментальную ситуацию, которые позволят подтвердить или уточнить полученные данные, довести их до степени неоспоримо доказанных фактов и показать их причинную обусловленность. На этом этапе исследования образы воображения - важные средства познания того нового, что ещё только в самой зачаточной форме начинает выступать в полученных исследователем фактах.
- На заключительном этапе научного исследования роль творческого воображения сводится к тому, что завершается преобразование ранее имеющихся у исследователя представлений об изучаемом объекте, формируются новые представления - образы,
существует связь между воображением и действительностью.

Глава III. Воображение важнее знания?

(Изучение мнения учащихся 9-11-х классов)

Мной был проведен опрос, целью которого было узнать, что по мнению учащихся 9, 11 классов важнее, воображение или знание? В опросе приняло участие 118 человек.

Результаты опроса.

1.Для 10 % участников исследования решили, что для них важнее воображение.

Вот как они обосновали свою точку зрения:

Золотухина Алиса убеждена в том, что «знание ограничено, воображение охватывает весь мир. Рожденный мечтать, способен и летать».

Палишкин Игорь решил, что «если бы у художников и поэтов не было воображения, не было бы тех произведений искусства, которые существуют сейчас».

2.Для 30% важнее оказалось знание.

Вот как некоторые из них объясняют это:

Кобзенко Сергей до некоторых пор думал, что «важнее, конечно, знания. Воображение нужно только для того, чтобы представить себе сейчас то, чего нет рядом». Но позже он изменил свое мнение в пользу воображения.

Ярош Станислав считает что «можно коснуться любой сферы жизни и понять, что на одном воображении далеко не уедешь. Даже один из литературных героев Робинзон Крузо подтвердил собственным примером, что знания могут спасти жизнь!»

Да, безусловно, без каких-либо знаний человек вряд ли способен сделать научное открытие да и вообще нормально функционировать в жизни общества, но, по-моему, одни лишь только знания могут дать «сухой материал». Другое дело, свобода смысли, способность вообразить невообразимое, объять необъятное, быть смелым в гипотезах и высказываниях. И подтверждений тому не перечесть. Циолковский, Эйнштейн, Ньютон и многие другие - люди, которые не боялись мечтать и воображать. Недаром в различных учебных заведениях часто имеет место проблема «зашоренности» мышления неразвитости воображения учащихся, особенно у отличников.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что знание - это прочный фундамент, а воображение - движущая сила.

3. Для 60 % участников опроса воображение и знание одинаково важны. Вот как трактовали свою точку зрения некоторые из опрошенных:

Мокшина Кристина говорит, что «можно привести измененную известную фразу: «Знания - это голова, а воображение - это шея, куда захочет, туда и повернет».

Ольга Юрченко считает, что «знания и воображение должны развиваться параллельно, чтобы человек превратился в полноценно развитую личность».

Я думаю, что не случайно большинство опрошенных пришли к этому мнению. Мне и самой эта позиция наиболее близка, потому что, на мой взгляд, знания и воображение представляют собой бесценный симбиоз человеческого интеллекта, циркулирующую систему, в которой каждый элемент детерминирует (обуславливает) другой.

Далеко не все, даже великие люди нашего мира могут похвастаться школьными успехами. По мнению психологов, больших результатов в жизни можно ожидать от тех, кто в школе учился на «удовлетворительно». Подтверждением служит факт того, что половина современных политиков, актеров и других знаменитостей были троечниками в школе, но оказались «отличниками» в жизни. Лев Толстой провалил вступительные экзамены в университет, и его не допустили из-за «совершенной безуспешности в истории». Так, Толстой навсегда распрощался с университетом. Эйнштейну один репортер как-то задал вопрос о том, сколько километров от Луны до Земли. На что он ответил, что не знает. Журналист воскликнул: «Да это же знает любой школьник!» Эйнштейн спокойно ответил: «Если мне потребуется узнать такую мелочь, я знаю, где ее найти. Я должен направлять свою умственную энергию на более важные предметы».

Роль воображения, несомненно, велика, оно безгранично и охватывает весь мир. Но одно лишь воображение не заменит необходимые человеку знания. Великие открытия появились в результате не только одного лишь воображения, в и их основе лежит тяжелый кропотливый труд.

Во время урока, который был проведен мной для своих сверстников, я попыталась задействовать их воображение. Были представлены интереснейшие задания, тесты, двойственные изображения, картинки, вопросы, предназначенные для выявления способности воображать, фантазировать, создавать различные образы. И оказалось, что воображение есть у каждого, несмотря на то, что некоторым роль воображения представляется второстепенной. Именно после этого урока многие их тех, что считали знание важнее воображения, изменили свою точку зрения. Я поняла, что для того, чтобы осознать важность воображения, необходимо и достаточно задействовать его в работе.

Вывод.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно

Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается на воображение

В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы...) можно увидеть опредмеченную воплощённую мечту многих поколений людей, испытавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем больше число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.

Проведя исследование по теме, я задалась вопросом: «Почему в столь юном возрасте для моих сверстников важнее знание, а не воображение? Быть может это признак того, что растет прагматичное поколение или люди просто разучились мечтать?» Очевидно, что в мире научно-технического прогресса такие понятия стоят на заднем плане, хотя именно они и способствовали его появлению. Но важно знать, что, расширяя горизонты своих познаний мечтами, фантазией, воображением, мы можем дать толчок к саморазвитию, самопознанию, прогрессу. Интерес и внимание к самому себе, к своему внутреннему миру - обязательное качество современного, самостоятельно мыслящего, развивающегося человека, важное условие для того, чтобы стать хозяином своей судьбы.

Вопрос о важности воображения и знания остается открытым.

Список литературы:

  1. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1986.
  2. Аминов И.И. Психология. М.: Омегша-Л, 2005.
  3. Леви В.Л. Искусство быть собой. - М.: Знание, 1991.
  4. Психологические тесты. /Сост. СтепановС.С./ - М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  5. Энциклопедия для детей. Т 18. Человек. Ч.2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия /Глав. Ред. Володин/ - М.: Аванта+, 2003.

Альберт Эйнштейн (1879-1955) — физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии (1879—1893, 1914—1933), Швейцарии (1893—1914) и США (1933—1955). Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926). Автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др. Ниже приведена подборка высказываний Эйнштейна о науке, впервые опубликованная в 1931 году: On Science. Cosmic Religion, with Other Opinions and Aphorisms. New York» 1931, 97-103. Здесь цит. по изданию: Эйнштейн А. Собрание научных трудов в 4 т. Т. 4. Статьи, рецензии, письма. - М.: Наука, 1967.

Я верю в интуицию и вдохновение. ... Иногда я чувствую, что стою на правильном пути, но не могу объяснить свою уверенность. Когда в 1919 году солнечное затмение подтвердило мою догадку, я не был ничуть удивлен. Я был бы изумлен, если бы этого не случилось. Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником ее эволюции. Строго говоря, воображение —[это реальный фактор в научном исследовании.

Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность. Это убеждение зиждется на религиозном чувстве. Мое религиозное чувство — это почтительное восхищение тем порядком, который царит в небольшой части реальности, доступной нашему слабому разуму.

Развивая логическое мышление и рациональный подход к изучению реальности, наука сумеет в значительной степени ослабить суеверие, господствующее в мире. Нет сомнения в том, что любая научная работа, за исключением работы, совершенно не требующей вмешательства разума, исходит из твердого убеждения (сродни религиозному чувству) в рациональности и познаваемости мира.

Музыка и исследовательская работа в области физики различны по происхождению, но связаны между собой единством цели—стремлением выразить неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют друг друга. Что же касается творчества в искусстве и науке, то тут я полностью согласен с Шопенгауэром, что наиболее сильным их мотивом является желание оторваться от серости и монотонности будней и найти убежище в мире, заполненном нами же созданными образами. Этот мир может состоять из музыкальных нот так же, как и из математических формул. Мы пытаемся создать разумную картину мира, в котором мы могли бы чувствовать себя как дома, и обрести ту устойчивость, которая недостижима для нас в обыденной жизни.

Наука существует для науки так же, как искусство для искусства, и не занимается ни самооправданиями, ни доказательством нелепостей.

Закон не может быть точным хотя бы потому, что понятия, с помощью которых мы его формулируем, могут развиваться и в будущем оказаться недостаточными. На дне любого тезиса и любого доказательства остаются следы догмата непогрешимости.

Каждый естествоиспытатель должен обладать своеобразным религиозным чувством, ибо он не может представить, что те взаимосвязи, которые он постигает, впервые придуманы именно им. Он ощущает себя ребенком, которым руководит кто-то из взрослых. Мы можем познавать Вселенную лишь посредством наших органов чувств, косвенно отражающих объекты реального мира.

Ученые в поисках истины не считаются с войнами.

Нет иной Вселенной, кроме Вселенной для нас. Она не является частью наших представлений. Разумеется, сравнение с глобусом не следует понимать буквально. Я воспользовался этим сравнением как символом. Большинство ошибок в философии и в логике происходят из-за того, что человеческий разум склонен воспринимать символ как нечто реальное.

Я смотрю на картину, но мое воображение не может воссоздать внешность ее творца. Я смотрю на часы, но не могу представить себе, как выглядит создавший их часовой мастер. Человеческий разум не способен воспринимать четыре измерения. Как же он может постичь бога, для которого тысяча лет и тысяча измерений предстают как одно?

Представьте себе совершенно сплющенного клопа, живущего на поверхности шара. Этот клоп может быть наделен аналитическим умом, может изучать физику и даже писать книги. Его мир будет двумерным. Мысленно или математически он даже сможет понять, что такое третье измерение, но представить себе это измерение наглядно он не сможет.Человек находится точно в таком же положении, как и этот несчастный клоп, с той лишь разницей, что человек трехмерен. Математически человек может вообразить себе четвертое измерение, но увидеть его, представить себе наглядно, физически человек не может. Для него четвертое измерение существует лишь математически. Разум его не может постичь четырехмерия.

___________________________________

РАЗНОЕ

Каждый человек заключен в темницу своих идей, и каждый в юности должен взорвать ее, чтобы попытаться сравнить свои идеи с реальностью. Но через несколько веков другой человек, быть может, отвергнет его идеи. С художником в его неповторимости такого произойти не может. Так происходит только в поисках истины, и это вовсе не печально.

Юность всегда одна и та же, бесконечно одна и та же.

Я не верю, что отдельные личности обладают какими-то неповторимыми дарованиями. Я верю лишь в то, что, с одной стороны, существует талант, а с другой — высокая квалификация.

Перед богом мы все одинаково умны, точнее — одинаково глупы.

Работать — значит думать. Поэтому точно учесть рабочий день не всегда легко. Обычно я работаю от четырех до шести часов в день. Я не слишком прилежен.

Интеллектуал всегда рассматривает действительность в микроскоп.

Никогда не забывайте, что сам по себе продукт нашего труда не является конечной целью. Материальное производство должно сделать нашу жизнь возможно прекрасной и благородной. Мы не должны опускаться до положения рабов производства.

Гитлер не в большей степени характеризует Германию этого десятилетия, чем антисемитские беспорядки меньших масштабов. Гитлер живет (может быть, лучше сказать «сидит») на пустом желудке Германии. Как только экономическое положение улучшится, Гитлер канет в забвение. Он любительски играет на немыслимых крайностях. Если говорить краткими формулами, то можно просто сказать, что пустой желудок в политике плохой советчик. К сожалению, верно и следствие из этого утверждения: до тех пор, покуда есть надежда набить желудок, тех, кто лучше разбирается в политической обстановке, не слушают. Лично я чувствую, что в мире в настоящее время уже накоплено достаточно технических знаний, чтобы ситуация, подобная той, которая наблюдается сейчас в Германии, была невозможна. Можно было бы производить достаточно предметов первой необходимости, чтобы обеспечить каждого, и в то же время каждому можно было бы предоставить работу. Разумеется, это означало бы короткий рабочий день и высокую заработную плату, а отнюдь не продолжительный рабочий день и низкую заработную плату, как это часто предлагают.

Психология масс — вещь, трудная для понимания. Боюсь, что историки при написании истории никогда не принимали в расчет психологию масс. На события они глядят ретроспективно, исходя из идеи, будто они могут точно определить причины, повлекшие за собой то или иное выдающееся событие. На самом же деле, помимо этих очевидных причин, существуют не поддающиеся определению факторы психологии масс, о которых мы знаем мало или даже ничего не знаем. Иллюстрацией, увы, может служить моя теория. Почему всеобщее любопытство избрало своим объектом меня, ученого, который занимается абстрактными вещами и счастлив, когда его оставляют в покое? Это одно из проявлений психологии масс, недоступных моему разумению. Ужасно, что так случилось. Я страдаю от этого больше, чем можно себе представить.

Я не люблю подходить с мерной линейкой к таким тонким материям, как гений. Шоу, несомненно, является одной из величайших фигур в мире и как писатель, и как человек. Я как-то сказал о нем, что его пьесы напоминают мне произведения Моцарта. В прозе Шоу нет ни одного лишнего слова, так же как в музыке Моцарта нет ни одной лишней ноты. То, что один делал в сфере мелодий, другой делает в области языка: безупречно, почти с нечеловеческой точностью передает свое искусство и свою душу.