Быть человеком в человеческом обществе вовсе. Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мёд, она его делает, потому что она пче

Александр Иванович Герцен

(1812-1870 гг.)

писатель и философ

Без равенства нет брака. Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, – наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова.

Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела.

В мещанине личность прячется или не выступает, потому что она не главное: главное – товар, дело, вещь, главное – собственность.

В мире нет ничего разрушительнее, невыносимее, как бездействие и ожидание.

В науке нет другого способа приобретения, как в поте лица; ни порывы, ни фантазии, ни стремления всем сердцем не заменяют труда.

В природе ничто не возникает мгновенно и ничто не появляется в свет в совершенно готовом виде.

Вечно угрюмые постники мне всегда подозрительны; если они не притворяются, у них или ум, или желудок расстроены.

Вопрос «Может ли существовать душа без тела?» заключает в себе целое нелепое рассуждение, предшествовавшее ему и основанное на том, что душа и тело – две разные вещи. Что сказали бы вы человеку, который бы вас спросил: «Может ли черная кошка выйти из комнаты, а черный цвет остаться?» Вы его сочли бы за сумасшедшего, – а оба вопроса совершенно одинаковые.

Враги наши никогда не отделяли слова и дела и казнили за слова не только одинаковым образом, но часто свирепее, чем за дело.

Все государственные и политические вопросы, все фантастические и героические интересы по мере совершенствования народа стремятся перейти в вопросы народного благосостояния.

Все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве.

Все стремления и усилия природы завершаются человеком; к нему они стремятся, в него впадают, как в океан.

Всего меньше эгоизма у раба.

Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.

Всякий безнравственный поступок, сделанный сознательно, оскорбляет разум; угрызения совести напоминают человеку, что он поступил как раб, как животное.

Где не погибло слово, там и дело еще не погибло.

Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром.

Даже простой материальный труд нельзя делать с любовью, зная, что он делается напрасно…

Действительный интерес совсем не в том, чтобы убивать на словах эгоизм и подхваливать братство, а в том, чтобы сочетать гармонически свободно два неотъемлемые начала жизни человеческой.

Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают свое жизненное путешествие дельные и порядочные люди.

Если долг мною сознан, то он столько же силлогизм, вывод, мысль, которая меня не теснит, как всякая истина, и исполнение которого мне не жертва, не самоотвержение, а мой естественный образ действия.

Есть эгоизм узкий, животный, грязный, так, как есть любовь грязная, животная, узкая.

Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком шаге вперед.

Искусство легче сживается с нищетой и роскошью, чем с довольством. Весь характер мещанства, со своим добром и злом, противен, тесен для искусства.

Какое счастье вовремя умереть для человека, не умеющего в свой час ни сойти со сцены, ни идти вперед.

Личности мало прав, ей надобно обеспечение и воспитание, чтобы воспользоваться ими.

Личности надо отречься от себе для того, чтобы сделаться сосудом истины, забыть себя, чтобы не стеснять ее собою.

…Любит, потому что любит, не любит, потому что не любит, – логика чувств и страстей коротка.

Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и быть не может.

Любовь и дружба – взаимное эхо: они дают столько, сколько берут.

…Любовь раздвигает пределы индивидуального существования и приводит в сознание все блаженство бытия; любовью жизнь восхищается собой; любовь – апофеоз жизни.

Люди боятся умственной неволи, но они вдвое больше боятся отсутствия авторитета. Внешний авторитет несравненно удобнее: человек сделал скверный поступок – его пожурили, наказали, и он квит, будто и не делал своего поступка.

Мещанство – демократизация аристократии и аристократизация демократии.

Моралисты говорят об эгоизме, как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности.

Мучительная любовь не есть истинная…

Мы обыкновенно думаем о завтрашнем дне, о будущем годе, в то время как надобно обеими руками уцепиться за чашу, налитую через край, которую протягивает сама жизнь… Природа долго потчевать и предлагать не любит.

Надобно иметь силу характера говорить и делать одно и то же.

Наука – сила, она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия.

Наука требует всего человека, задних мыслей, с готовностью все отдать и в награду получить тяжелый крест трезвого знания.

Наша сила – в силе мысли, в силе правды, в силе слова.

Не от того ли люди истязают детей, а иногда и больших, что их так трудно воспитывать, а сечь так легко? Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность?

Не отвергнуться влечений сердца, но раскрыть свою душу всему человеческому, страдать и наслаждаться страданиями и наслаждениями современности, – словом, развить эгоистическое сердце во всех скорбящее, обобщить его разумом и в свою очередь оживить им разум!

Нельзя людей освобождать к наружной жизни больше, чем они освобождены внутри. Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы.

Несколько испуганная и встревоженная любовь становится нежнее, заботливее ухаживает, из эгоизма двоих она делается не только эгоизмом троих, но самоотвержением двоих для третьего; семья начинается с детей.

Нет мысли, которую нельзя было бы высказать просто и ясно.

Нет народа, вошедшего в историю, который можно было бы считать стадом животных, как нет народа, заслуживающего именоваться сонмом избранных.

Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. Воля людская, воля одного твердого человека – страшно велика.

Первая любовь потому так благоуханна, что она забывает различие полов, что она – страстная дружба.

Под влиянием мещанства все переменилось. Рыцарская честь заменилась бухгалтерской честностью, изящные нравы – нравами чинными, вежливость – чопорностью, гордость – обидчивостью.

Полного счастья нет с тревогой; полное счастье покойно, как море во время летней тишины.

Прогресс – неотъемлемое свойство сознательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенавование людей общественной жизнью.

Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры – гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка.

Прощение врагов – прекрасный подвиг; но есть подвиг еще более прекрасный, еще больше человеческий – это понимание врагов, потому что понимание – разом прощение, оправдание, примирение.

Пустые ответы убивают справедливые вопросы и отводят ум от дела.

Разумеется, люди – эгоисты, потому что они лица; как же быть самим собою, не имея резкого сознания своей личности? Мы – эгоисты, и потому добиваемся независимости, благосостояния, признания наших прав, потому жаждем любви, ищем деятельности и не можем отказывать без явного противоречия в тех же правах другим.

Расточительность носит сама в себе предел. Она оканчивается с последним рублем и с последним кредитом. Скупость бесконечна и всегда при начале своего поприща; после десяти миллионов она с тем же оханьем начинает откладывать одиннадцатый.

Религия – это главная узда для масс, великое запугивание простаков, это какие-то колоссальных размеров ширмы, которые препятствуют народу ясно видеть, что творится на земле, заставляя поднимать взоры к небесам.

Самые жестокие, неумолимые из всех людей, склонные к ненависти, преследованию, – это ультрарелигиозники.

Слово эгоизм, как и слово любовь, слишком общи: может быть гнусная любовь, может быть высокий эгоизм. Эгоизм развитого, мыслящего человека благороден, он-то и есть его любовь к науке, к искусству, к ближнему, к широкой жизни, к независимости; любовь ограниченного дикаря, даже любовь Отелло – высший эгоизм.

Сожитие под одной крышей само по себе вещь страшная, на которой рушилась половина браков. Живя тесно вместе, люди слишком близко подходят друг к другу, видят друг друга слишком подробно, слишком нараспашку и незаметно срывают по лепестку все цветы венка, окружающего поэзией и грацией личность.

Справедливость в человеке, не увлеченном страстью, ничего не значит, довольно безразличное свойство лица.

Старость имеет свою красоту, разливающую не страсти, не порывы, но умиряющую, успокаивающую…

Страдание, боль – это вызов на борьбу, это сторожевой крик жизни, обращающий внимание на опасность.

Страшные преступления влекут за собой страшные последствия.

Талант воспитания, талант терпеливой любви, реже встречается, чем все другие. Его не может заменить ни одна страстная любовь матери, ни одна сильная доводами диалектика.

Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов.

Только любовь создает прочное и живое, а гордость бесплодна, потому что ей ничего не нужно вне себя.

Требуйте вместо любви к человечеству ненависти ко всему, что валяется на дороге и мешает идти вперед.

Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно. И эти-то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем.

Уважение к истине – начало премудрости.

Хронического счастья так же нет, как нетающего льда.

Частная жизнь, не знающая ничего за порогом своего дома, как бы она ни устроилась, бедна.

Человек без сердца – бесстрастная машина мышления, не имеющая ни семьи, ни друга, ни родины; сердце составляет прекрасную и неотъемлемую основу духовного развития.

Человек не может отказаться от участия в человеческом деянии, совершающемся около него; он должен действовать в своем месте, в своем времени – в этом его всемирное призвание.

Человек, объятый сильной страстью, – страшный эгоист.

Человек призван в мир социально-исторический, нравственно свободный и положительно-деятельный; у него не одна способность отрешающегося понимания, но и воля, которую можно назвать разумом положительным, разумом творящим.

Человек, строящий свой дом на одном сердце, строит его на огнедышащей горе. Люди, основывающие все благо своей жизни на семейной жизни, строят дом на песке.

Юность всегда самоотверженна.

Юность, где только она не иссякла от нравственного растления мещанством, всегда непрактична. Быть непрактичным – далеко не значит быть во лжи; все, обращенное к будущему, имеет непременно долю идеализма. Иная восторженность лучше всяких нравоучений хранит от падений.

…Я прожил собственным опытом и до дна все фазы семейной жизни и увидел всю непрочность связей крови; они крепки, когда их поддерживает духовная связь…

Я считаю большим несчастьем положение народа, которого молодое поколение не имеет юности; мы, уже заметили, что одной юности на это недостаточно.

Мы вовсе не врачи – мы боль.

Русское правительство, как обратное провидение, устроивает к лучшему не будущее, а прошлое.

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Александр Иванович Герцен (1812-1870 гг.) писатель и философ Без равенства нет брака. Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, – наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова.Быть человеком в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДМ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УГ) автора БСЭ

Из книги 100 знаменитых москвичей автора Скляренко Валентина Марковна

Герцен Александр Иванович (род. в 1812 г. – ум. в 1870 г.) Революционер-демократ, философ, критик, писатель и публицист, редактор революционной газеты «Колокол» и альманаха «Полярная звезда», один из основоположников народничества. Автор мемуарной эпопеи «Былое и думы» (1852

автора

ГЕРЦЕН, Александр Иванович (1812–1870), писатель, публицист 209 Птичий язык. «Былое и думы», книга мемуаров (1854–1870), I, 7 ? Герцен, 8:149 Так отозвался астроном и математик Дмитрий Матвеевич Перевощиков (1788–1880) о «гегельянских» статьях Герцена в 1844 г.: «Ваши статьи читалс, пониматьс

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ОДОЕВСКИЙ, Александр Иванович (1802–1839), князь, поэт, декабрист 57 Наш скорбный труд не пропадет, Из искры возгорится пламя. «Струн вещих пламенные звуки…» (1827–1828; опубл. в 1857) ? Одоевский А. И. Полн. собр. стихотворений. – Л., 1958, с. 73 Выражение восходит к античности: «Часто

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ГЕРЦЕН Александр Иванович (Искандер) (1812-1870) - русский философ, писатель, общественный деятель. В 1829-1833 учился на физико-математическом факультете Московского университета. Еще до поступления в университет познакомился с Н.П. Огаревым, вместе с которым поклялся отомстить

Из книги 100 великих русских эмигрантов автора Бондаренко Вячеслав Васильевич

Александр Герцен (1812–1870) Александр Иванович Герцен родился в Москве 25 марта 1812 г. Он был незаконнорожденным сыном знатного и богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева и 16-летней немки Генриетты-Луизы Гааг, и фамилия Герцен, придуманная отцом, происходила от немецкого

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Александр Иванович Герцен (1812–1870) (псевдоним Искандер). Русский писатель, критик, публицист, общественный деятель. Автор повестей «Доктор Крупов», «Сорока-воровка», «Долг прежде всего», «Поврежденный», «Доктор, умирающий и мертвые»; романа «Кто

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

ГЕРЦЕН, Александр Иванович (1812–1870),русский писатель, публицист52Тихий океан – Средиземное море будущего.«Крещеная собственность» (1853)? Герцен А. И. Собр. соч. в 30 т. – М., 1957, т. 12, с. 110Повторено в «Былом и думах», I, 15, а также в статьях «Америка и Сибирь» (1858), «Америка и Россия»

Во-вторых, следует осознавать значение этих качеств для себя и для всех людей.

В-третьих, нужно научиться контролировать себя. Для этого полезно почаще спрашивать себя: правильно ли я поступил? Не принёс ли своим поступком вреда? Не подвёл ли кого-то своей необязательностью? Самоконтролю мешает склонность к оправданию собственных ошибок. Некоторые, как вы знаете, достигают в самооправданиях поистине чудеса изобретательности.

Вы поможете своим товарищам обрести чувство долга, ответственности, если будете им доверять, относиться к ним с уважением, показывать, что вы надеетесь на них, не сомневаетесь в их добрых качествах.

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Как вы понимаете, что такое свобода?

2. Почему свобода не может быть абсолютной? Поясните свой ответ.

3. Что такое ответственность? Дайте определение этого понятия.

4. Как воспитать в себе ответственность?

5*. Объясните название параграфа. Почему свобода – это ответственность?

Обсудите на уроке

С вободные установления тогда хороши, когда они у людей, себя уважающих, а стало быть, уважающих и долг свой, долг гражданина (Ф. М. Достоевский, русский писатель ).

О бязанности человека делятся на четыре рода: 1) на обязанности перед самим собой; 2) перед семьёй; 3) перед государством и 4) перед другими людьми вообще (Г. Гегель, немецкий философ ).

Б ыть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мёд, она его делает, потому что она пчела (А. И. Герцен, русский писатель и общественный деятель ).

Ч еловек не только может, но и должен связать удовольствие с долгом; он должен радостно повиноваться своему разуму (И. Ф. Шиллер, немецкий писатель ).

С вобода есть право делать всё, что дозволено законами ().

Л ишь глупцы называют своеволие свободой (Тацит, историк, писатель ).

М оральная необходимость мало мешает свободе, ибо кто выбирает наилучшее, то он от этого не становится менее свободен; наоборот, самая совершенная свобода скорее состоит именно в том, чтобы ничто не мешало действовать наилучшим образом (Г. Лейбниц, немецкий учёный, философ ).

Н равственным долгом является сопротивление всякому принуждению и безнравственному поступку (Ф. Энгельс, общественный деятель, один из основоположников марксизма ).

Д олг… – то, что возвышает человека над самим собой (И. Кант ).

С ознание долга, привязывающее человека к его обязательствам, есть не что иное, как сознание высшего интереса, который одерживает в нём верх над интересом низшего порядка (И. Бентам, английский философ и юрист ).

Д олг – это любовь к тому, что сам приказываешь себе (И. В. Гёте, немецкий поэт ).

Н аше уважение к общим правилам нравственности и есть, собственно, чувство долга (А. Смит, английский экономист ).

Ч то есть долг? Пока что у нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое и заботиться о собственном благе и о благе… других (Г. Гегель ).

Задания для самостоятельной работы

1. Группа подростков совершила преступление. Среди них был Алексей, который совсем недавно попал в эту компанию. На суде он сказал: «Я не хотел совершать преступление, хотел только дружить с ребятами. Я думал, что настоящий друг должен быть вместе с товарищами и в хорошем деле, и в плохом. Поэтому не отказался от того, что они просили меня сделать…» Прав ли Алексей? Как вы думаете, есть ли у него чувство ответственности?

2. Выберите качества, которые помогают быть ответственным, и впишите их в первый столбец (А) таблицы, во втором столбце (Б) укажите качества, которые не способствуют этому: 1) честность, 2) точность, 3) доброта, 4) агрессивность, 5) неряшливость, 6) вспыльчивость, 7) трудолюбие, 8) аккуратность, 9) лень, 10) смелость, 11) вежливость, 12) обязательность.

3. Как вы думаете, какими качествами обладал лирический герой стихотворения Бориса Пастернака?

4*. Проверьте себя, ответьте на вопросы («да» или «нет»).

Всегда ли вы выполняете свои обещания?

Были ли случаи, когда вы признавались родителям или учителю в своём проступке?

Вам легче признаться в вашем плохом поступке или обмануть кого-либо?

Если вам пришлось дать больше ответов «нет», чем «да», следует подумать об укреплении чувства ответственности.

Работа с текстом

П олитическая свобода состоит совсем не в том, чтобы делать то, что хочется. В государстве, т. е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждённым делать то, чего не должно хотеть.

Необходимо уяснить себе, что такое свобода и что такое независимость. Свобода есть право делать всё, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане. (Ш. Монтескьё, французский философ ).

Темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий

1. Надо быть, а не казаться.

2. Люди существуют друг для друга (Марк Аврелий ).

3. За худые дела слетит и голова (пословица ).

4. Сколько вору ни воровать, а виселицы не миновать (пословица ).

Словарь урока

Анархист – сторонник анархизма (греч. безвластие ), общественно-политического течения, выступающего за немедленное уничтожение государственной власти; человек, отрицающий всякий порядок, организованность.

Долг – выполняемые человеком из побуждений совести нравственные обязанности.

§ 3. Человек культурный

Задача урока. Уметь объяснять понятия: искусство , культура , культурный человек, массовая культура .

Что значит быть культурным? Приведём пример. Пожилая учительница почти всегда ездила в транспорте стоя: ей казалось, что она займёт место человека слабее её, сильнее уставшего. В очередях пропускала вперед других людей. Из вежливости. Кто-то смеялся над её уступчивостью, про себя называл чудачкой, блаженной. Другие жалели, считая несчастной неудачницей, обойдённой судьбой. И лишь немногие восхищались, видели в ней воспитанного, корректного, вежливого, деликатного, в точном смысле слова культурного человека.

А она сама? В своём поведении пожилая женщина не видела ничего необычного. Она вела себя естественно, иначе просто не могла. Что бы ни говорили ей окружающие, она не возражала, не спорила, но поступала так, как подсказывали ей совесть, представления о нравственности. Она была уверена в своей правоте. Поддерживала учительницу великая культура прошлого, то разумное, доброе, светлое, истинно человеческое, что она находила в настоящем.

Слово «культура» мы употребляем очень часто, но не всегда задумываемся о его значении. Между тем история этого понятия по-своему интересна.

Что такое культура? Слово «культура» пришло в русский язык из латыни. Мы с вами уже проходили, что первоначально оно употреблялось в значении «возделывание», «взращивание». Культура, таким образом, противоположна всему дикому, невозделанному, непреображённому. Первыми культурными (в исконном значении слова «культура») людьми были древнеримские земледельцы, которые возделывали, преображали землю.

Затем это понятие распространили на нематериальную, умственную, духовную деятельность человека. Римляне говорили о культуре души, духовной культуре. С этого времени словом «культура» стали называть всё, что создано не природой, а руками или умом человека.

По мере развития человеческого общества культура усложнялась, становилась совершеннее, разнообразнее. Человек создавал культуру, а культура создавала (преображала) человека.

Человек творит «вторую природу» – общественную жизнь, в которой он существует. Достаточно просто оглядеться по сторонам, чтобы понять: современный мир в значительной степени является порождением культуры. Нас окружают небоскрёбы из стекла и бетона, машины помогают нам в работе по дому, на производстве, в путешествиях, мы черпаем информацию из газет, радио и телевидения, получаем энергию из атомного ядра и не мыслим себя без всех тех удобств, которые появились благодаря достижениям материальной культуры.

ВОЗРАСТ… Опять читаю в глянце: «В свои 50 она выглядит на 30». Типа восторг. И который раз думаю: а что же позорного в пятьдесят выглядеть на пятьдесят? На хорошие, честные пятьдесят. Красивые пятьдесят. Нормальные пятьдесят. Нет, блин, возраст - это какой-то стыд и срам. Что не утверждается прямо, но обязательно подразумевается. Мы любой возраст как бы уважаем, но давайте, мадам, сбросим лет двадцать, а? Как-то приятнее нам всем будет от этого. Не получается? Тогда проходите, мадам, не задерживайтесь. Нам требуются молодые. Ваши морщинки никого тут не радуют. Все помешались на молодости. Готовы выпрыгнуть из старой кожи, в надежде, что появится новая. Лет в сорок многие женщины буквально сходят с ума. Начинают вытворять с собой что угодно, лишь бы никто не дал им этот «страшный» возраст. Похоже на истерику: «Я еще юная, юная, юная!». У меня есть знакомая, вполне светская дама, мы знакомы давно. И как-то, лет десять назад, заговорили об уколах и пластике. Элла улыбнулась: «Слушайте, Алексей, ну это же смешно – гнаться за юностью. Я никогда с собой ничего не делаю». Мне очень понравилось ее здравомыслие. А спустя пару лет мы встречаемся, смотрю: она явно лицо «обработала», глаз у меня наметанный. И между делом опять завожу разговор о погоне за юностью. Элла все так же улыбается: «Нет, я никогда!». То есть просто врет. Какие-то дурынды, мол, колются и подтягиваются, но только не я. А сама впала в то же безумие. Потому что не хочет выглядеть на пятьдесят, а хочет на тридцать, потому что у нас тупой и безжалостный культ юности. Только вот какая фигня. Со всеми уколами и приколами ты все равно будешь выглядеть на пятьдесят. Ну хорошо, на 49 с половиной. И никакой трагедии в этом нет, живи себе и радуйся, много есть кайфов в любом возрасте. А если увлечешься этой погоней, всей этой пластикой, то будешь выглядеть на уродливые пятьдесят. От тебя уже будут шарахаться. Но все адски хотят юности. Все хотят называться «девушками» и не иначе. Будто после сорока жизни нет, могильный сумрак. Косметологи мне рассказывали, что сейчас на уколы ботокса подсели девчонки, которым по 25 лет. Двадцать пять! У них еще очень гладкая кожа и веселые глаза, но они считают, что появились морщины, грядет ужасная старость, доктор, срочно укол! Вот это наша страшная эпидемия, а не какой-то там коронавирус. Эпидемия истерической юности. Возраст – это просто тотальный кошмар. Журналы, телепрограммы и инстаграм-жрицы громогласно трубят: «Да! Только молодость! С морщинами ты никому не нужна!» Женщины запуганы, сидят по салонам, трясутся и молятся: «Господи, избавь меня от лишних двадцати лет!». Фотошоп и фильтры теперь главные друзья женщин. Они мусолят свои фотки до состояния глянца, когда узнать невозможно уже. Дико смешно и жалко их всех. …Однажды я говорил с Изабеллой Росселлини, спросил о пластических операциях. Надо заметить, что Изабелла выглядела тогда на свои честные шестьдесят. Хотя вроде мегазвезда, уж может себе позволить. Но совершенно меня обворожила, влюбила в себя. Она была чуть насмешливой, раскованной, безумно обаятельной. Она сказала, что не делала никаких операций, никаких уколов и вообще ей это странно. Понимаете, говорит, ну в 60 я буду выглядеть на 50, допустим. А в 80 тогда я должна выглядеть на прекрасные 70? А в 90 на чудесные 80? «Ну глупость же какая-то!». Она засмеялась. Как свободная женщина. Счастливая тем, что у нее есть. Тем, что было. Да, Изабелла, да! Глупость, полная глупость. Даже хуже. Но кто вас услышит? Молодость у нас теперь как паранойя. Как диктатура. И она всё агрессивнее, всё навязчивей. Все комичней и отвратительней. © Алексей Беляков На фото: Изабелла Росселлини

ВОЗРАСТ… Опять читаю в глянце: «В свои 50 она выглядит на 30». Типа восторг. И который раз думаю: а что же позорного в пятьдесят выглядеть на пятьдесят? На хорошие, честные пятьдесят. Красивые пятьдесят. Нормальные пятьдесят. Нет, блин, возраст - это какой-то стыд и срам. Что не утверждается прямо, но обязательно подразумевается. Мы любой возраст как бы уважаем, но давайте, мадам, сбросим лет двадцать, а? Как-то приятнее нам всем будет от этого. Не получается? Тогда проходите, мадам, не задерживайтесь. Нам требуются молодые. Ваши морщинки никого тут не радуют. Все помешались на молодости. Готовы выпрыгнуть из старой кожи, в надежде, что появится новая. Лет в сорок многие женщины буквально сходят с ума. Начинают вытворять с собой что угодно, лишь бы никто не дал им этот «страшный» возраст. Похоже на истерику: «Я еще юная, юная, юная!». У меня есть знакомая, вполне светская дама, мы знакомы давно. И как-то, лет десять назад, заговорили об уколах и пластике. Элла улыбнулась: «Слушайте, Алексей, ну это же смешно – гнаться за юностью. Я никогда с собой ничего не делаю». Мне очень понравилось ее здравомыслие. А спустя пару лет мы встречаемся, смотрю: она явно лицо «обработала», глаз у меня наметанный. И между делом опять завожу разговор о погоне за юностью. Элла все так же улыбается: «Нет, я никогда!». То есть просто врет. Какие-то дурынды, мол, колются и подтягиваются, но только не я. А сама впала в то же безумие. Потому что не хочет выглядеть на пятьдесят, а хочет на тридцать, потому что у нас тупой и безжалостный культ юности. Только вот какая фигня. Со всеми уколами и приколами ты все равно будешь выглядеть на пятьдесят. Ну хорошо, на 49 с половиной. И никакой трагедии в этом нет, живи себе и радуйся, много есть кайфов в любом возрасте. А если увлечешься этой погоней, всей этой пластикой, то будешь выглядеть на уродливые пятьдесят. От тебя уже будут шарахаться. Но все адски хотят юности. Все хотят называться «девушками» и не иначе. Будто после сорока жизни нет, могильный сумрак. Косметологи мне рассказывали, что сейчас на уколы ботокса подсели девчонки, которым по 25 лет. Двадцать пять! У них еще очень гладкая кожа и веселые глаза, но они считают, что появились морщины, грядет ужасная старость, доктор, срочно укол! Вот это наша страшная эпидемия, а не какой-то там коронавирус. Эпидемия истерической юности. Возраст – это просто тотальный кошмар. Журналы, телепрограммы и инстаграм-жрицы громогласно трубят: «Да! Только молодость! С морщинами ты никому не нужна!» Женщины запуганы, сидят по салонам, трясутся и молятся: «Господи, избавь меня от лишних двадцати лет!». Фотошоп и фильтры теперь главные друзья женщин. Они мусолят свои фотки до состояния глянца, когда узнать невозможно уже. Дико смешно и жалко их всех. …Однажды я говорил с Изабеллой Росселлини, спросил о пластических операциях. Надо заметить, что Изабелла выглядела тогда на свои честные шестьдесят. Хотя вроде мегазвезда, уж может себе позволить. Но совершенно меня обворожила, влюбила в себя. Она была чуть насмешливой, раскованной, безумно обаятельной. Она сказала, что не делала никаких операций, никаких уколов и вообще ей это странно. Понимаете, говорит, ну в 60 я буду выглядеть на 50, допустим. А в 80 тогда я должна выглядеть на прекрасные 70? А в 90 на чудесные 80? «Ну глупость же какая-то!». Она засмеялась. Как свободная женщина. Счастливая тем, что у нее есть. Тем, что было. Да, Изабелла, да! Глупость, полная глупость. Даже хуже. Но кто вас услышит? Молодость у нас теперь как паранойя. Как диктатура. И она всё агрессивнее, всё навязчивей. Все комичней и отвратительней. © Алексей Беляков На фото: Изабелла Росселлини

  • Без равенства нет брака. Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, – наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова.
  • Беспощаднее инквизитора нет, как совесть.
  • Быть человеком в человеческом обществе – вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священная обязанность делать мед; она его делает потому, что она пчела. Человек, дошедший до сознания своего достоинства, поступает человечески потому, что ему так поступать естественнее, легче, свойственнее, приятнее, разумнее; я его не хвалю даже за это, он делает свое дело, он не может иначе поступать, так как роза не может иначе пахнуть.
  • В душе каждого человека, не слишком забитого судьбою, не слишком оттесненного на низшие ступени духовного существования, пылает фаустовская жажда бесконечной широты жизни.
  • В мещанине личность прячется или не выступает, потому что она не главное: главное – товар, дело, вещь, главное – собственность.
  • В мире нет ничего разрушительнее, невыносимее, как бездействие.
  • Все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве.
  • Всего меньше эгоизма у раба.
  • Где не погибло слово, там и дело еще не погибло.
  • Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой всё выражается в нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
  • Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром.
  • Даже простой материальный труд нельзя делать с любовью, зная, что он делается напрасно.
  • Достоинство жизни человеческой – в борьбе.
  • Есть эгоизм узкий, животный, грязный, так, как есть любовь грязная, животная, узкая.
  • Женщину безвозвратнее точит и губит всепожирающий Молох любви… Она больше сосредоточена в одном половом отношении, больше заключена в любовь. Она больше сведена с ума и меньше нас доведена до него.
  • Жизнь даром не проходит для людей, у которых пробудилось хоть какая нибудь сильная мысль.
  • Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком шаге вперед.
  • Жизнь – мое естественное право: я распоряжаюсь хозяином в ней, вдвигаю свое «я» во все окружающее, борюсь с ним, раскрывая свою душу всему, всасывая его, весь мир, переплавляю его, как в горниле, сознаю связь с человечеством, с бесконечностью.
  • Истинная дружба крайне редка в этом мире, в особенности между равными; а между тем она более всего прославлялась. Если такая высокая дружба существует, то только между высшим и низшим, потому что благосостояние одного зависит от другого.
  • Кажется, будто жизнь людей обыкновенных однообразна, – это только кажется: ничего на свете нет оригинальнее и разнообразнее биографий неизвестных людей.
  • Как только человек становится на свои ноги, он начинает кричать, чтоб не слыхать речей, раздающихся внутри; ему грустно – он бежит рассеяться; ему нечего делать – он выдумывает занятие; от ненависти к одиночеству – он дружится со всеми, все читает, интересуется чужими делами, наконец женится на скорую руку. Семейный мир и семейная война не дадут много места мысли; семейному человеку как то неприлично много думать; он не должен быть настолько празден. Кому и эта жизнь не удалась, тот напивается допьяна всем на свете – вином, нумизматикой, картами, скачками, женщинами, скупостью, благодеяниями, налагает на себя чудовищные труды, и они ему все таки легче кажутся, нежели какая то угрожающая истина, дремлющая внутри его. В этой боязни исследовать, чтоб не увидать вздор исследуемого, в этом искусственном недосуге, в этих поддельных несчастиях, усложняя каждый шаг вымышленными путами, мы проходим по жизни спросонья и умираем в чаду нелепости и пустяков, не пришедши путем в себя.
  • Какую бы глупость вы ни придумали, всегда найдется человек, который эту глупость сделает.
  • Красота ослепляет, а слепого легко обокрасть.
  • Любовь – высокое слово, гармония созидания требует ее, без нее нет жизни и быть не может.
  • Любовь и дружба – взаимное эхо: они дают столько, сколько берут.
  • Любовь раздвигает пределы индивидуального существования и приводит в сознание все блаженство бытия; любовью жизнь восхищается собой; любовь – апофеоз жизни.
  • Люди вообще забывают только то, чего не стоит помнить или чего они не понимают.
  • Люди боятся умственной неволи, но они вдвое больше боятся отсутствия авторитета. Внешний авторитет несравненно удобнее: человек сделал скверный поступок – его пожурили, наказали, и он квит, будто и не делал своего поступка.
  • Мещанство – демократизация аристократии и аристократизация демократии.
  • Мучительная любовь не есть истинная.
  • Мы тратим, пропускаем сквозь пальцы лучшие минуты, как будто их и невесть сколько в запасе. Мы обыкновенно думаем о завтрашнем дне, о будущем годе, в то время как надобно обеими руками уцепиться в чашу, налитую без края, которую протягивает сама жизнь, не прошенная, с обычной щедростью своей – и пить, и пить, пока чаша не перешла в другие руки. Природа долго потчевать и предлагать не любит.
  • Надобно иметь силу характера говорить и делать одно и то же.
  • Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звездного неба, если бы они хорошо знали астрономию!
  • Наследство имеет в себе сторону глубоко безнравственную: оно искажает законную печаль о потере близкого лица введением во владение его вещами.
  • Наука – открытый стол для всех и каждого, лишь бы был голод, лишь бы потребность манны небесной развилась.
  • Наука – сила, она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия.
  • Наука требует всего человека, без задних мыслей, с готовностью всё отдать и в награду получить тяжелый крест трезвого знания.
  • Наша жизнь – постоянное бегство от себя, точно угрызения совести преследуют, пугают нас.
  • Наша сила – в силе мысли, в силе правды, в силе слова.
  • Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама, всего осевшего ила, от принимания неестественного за естественное, непонятного за понятное.
  • Некоторые эпитафии существуют скорее для удовлетворения гордости живущих, чем для восхваления добродетелей умерших.
  • Несчастья приносят ужасную пользу: они поднимают душу, возвышают нас в собственных глазах.
  • Нет народа, вошедшего в историю, который можно было бы считать стадом животных, как нет народа, заслуживающего именоваться сонмом избранных.
  • Нет злейшего страдания, как ничего не делать.
  • Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. Воля людская, воля одного твердого человека – страшно велика.
  • Новое надобно созидать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твердо держится на костылях привычки. Новое надобно исследовать; оно требует внутренней работы, пожертвований; старое принимается без анализа, оно готово – великое право в глазах людей; на новое смотрят с недоверием, потому что черты его юны, а к дряхлым чертам старого так привыкли, что они кажутся вечными.
  • Первая любовь потому так благоуханна, что она забывает различие полов, что она – страстная дружба.
  • Полного счастья нет с тревогой; полное счастье покойно, как море во время летней тишины.
  • Прогресс – неотъемлемое свойство сознательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование общественной жизни.
  • Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка.
  • Прошедшее – не корректурный лист, а нож гильотины: после его падения многое не срастается и не всё можно поправить. Оно остается, как отлитое в металле, подобное, измененное, темное, как бронза.
  • Прощение врагов – прекрасный подвиг; но есть подвиг еще более прекрасный, еще более человеческий – это понимание врагов, потому что понимание – разом прощение, оправдание, примирение.
  • Пустые ответы убивают справедливые вопросы и отводят ум от дела.
  • Разврат какой бы ни был, истощает душу, оставляет крупинки яда, которые всегда будут действовать.
  • Расточительность носит сама в себе предел. Она оканчивается с последним рублем и с последним кредитом. Скупость бесконечна и всегда при начале своего поприща; после десяти миллионов она с тем же оханьем начинает откладывать одиннадцатый.
  • Свобода лица – величайшее дело: на ней и только на ней может вырасти свобода народа. В себе самом человек должен уважать свою свободу и чтить ее не менее, чем в ближнем, чем в целом народе.
  • Семья начинается с детей.
  • Совершенное отсутствие всякой определенной деятельности невозможно для человека. Нет злейшего страдания, как ничего не делать.
  • Сожитие под одной крышей само по себе вещь страшная, на которой рушилась половина браков. Живя тесно вместе, люди слишком близко подходят друг к другу, видят друг друга слишком подробно, слишком нараспашку и незаметно срывают по лепестку все цветы венка, окружающего поэзией и грацией личность.
  • Старость имеет свою красоту, разливающую не страсти, не порывы, но умиряющую, успокаивающую.
  • Страдание, боль – это вызов на борьбу, это сторожевой крик жизни, обращающий внимание на опасность.
  • Страшные преступления влекут за собой страшные последствия.
  • Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов.
  • Только труд дает душевное здоровье – упорный, бодрый труд.
  • У людей истинно добродетельных иронии нет; также нет ее у людей, живущих в эпохи живые. Ирония или от холода души, или от ненависти к миру и людям.
  • Уважение к истине – начало премудрости.
  • Француз не свободен нравственно: богатый инициативой в деятельности, он беден в мышлении. Он думает принятыми понятиями, в принятых формах, он пошлым идеям дает модный покрой и доволен этим. Ему трудно дается новое, даром что он бросается на него.
  • Хронического счастья так же нет, как нет нетающего льда.
  • Частная жизнь, не знающая ничего за порогом своего дома, как бы она ни устроилась, бедна.
  • Человек без сердца – бесстрастная машина мышления, не имеющая ни семьи, ни друга, ни родины; сердце составляет прекрасную и неотъемлемую основу духовного развития.
  • Человек должен из себя развить, в себе найти, понять то, что составляет его назначение, его цель.
  • Человек и наука – два вогнутых зеркала, вечно отражающих друг друга.
  • Человек, объятый сильной страстью, – страшный эгоист.
  • «Эгоизм», как и слово «любовь», слишком общи: может быть гнусная любовь, может быть высокий эгоизм. Эгоизм развитого, мыслящего человека благороден, он то и есть его любовь к науке, к искусству, к ближнему, к широкой жизни, к независимости; любовь ограниченного дикаря – высший эгоизм.
  • Юность всегда самоотверженна.
  • Юность, где только она не иссякла от нравственного растления мещанством, всегда непрактична. Быть непрактичным – далеко не значит быть во лжи; все, обращенное к будущему, имеет непременно долю идеализма. Иная восторженность лучше всяких нравоучений хранит от падений.
  • Юность отважна и полна героизма, а в летах человек осторожен и редко увлекается.
  • Я вижу слишком много освободителей, я не вижу свободных людей.