Управление муниципальным имуществом. Управление муниципальным имуществом Общие основы управления муниципальным имуществом

Статья 130 п. 1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.

Они же от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав данной собственности; в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, это право может быть реализовано населением непосредственно.

Полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции, ни в Гражданском кодексе РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования.

Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Если на территории муниципальных образований имеются незадействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета.

Право муниципальной собственности прекращается в случае гибели или уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации; в порядке разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

Приватизация муниципальной собственности является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики и формирования муниципальной собственности. Пункт 4 статьи 29 Федерального закона «Об общих принципах…» гласит, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами муниципального образования. Доходы от приватизации муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.

Органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления средств от покупателей объектов приватизации, обеспечить учет поступающих средств по каждому проданному объекту, предоставлять налоговому органу по месту расположения сведения о поступлении средств в местный бюджет, то есть они должны организовать процесс приватизации имущества.

В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.

Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями. Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

В интересах населения они могут устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

В настоящее время в ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной собственностью. В законах о местном самоуправлении большинства субъектов РФ относительно управления и распоряжения собственностью муниципального образования воспроизводятся нормы федерального закона (например, Закон Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области»).

Осуществление от имени соответствующего муниципального образования собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией не делает их собственниками соответствующего имущества. Как и государственные органы, органы муниципальных образований могут выступать в имущественном обороте и в качестве самостоятельных юридических лиц - муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество (ст. 296 Гражданского кодекса РФ). Частью этого имущества - денежными средствами - они будут отвечать по своим обязательствам. При осуществлении ими правомочий собственника муниципального образования - они получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну, и именно имущество казны, в первую очередь средства соответствующего бюджета, составляет базу самостоятельной имущественной ответственности такого муниципального (публичного) собственника по своим долгам.

В связи с этим муниципальное имущество, подобно государственному, также делится на две части (ст. 215 п.3 Гражданского кодекса РФ). Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на самостоятельных, хотя и ограниченных вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления, а другая, нераспределенная часть составляет казну соответствующего муниципального образования. С точки зрения интересов имущественного оборота такое разделение муниципального имущества имеет значение, прежде всего, для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им юридических лиц по их долгам.

Признав гражданскую правосубъектность муниципалитетов, Гражданский кодекс, однако, позволяет выступать в гражданско-правовых отношениях только органам местного самоуправления (п. 2 ст. 125). Тем самым муниципалитеты как институты власти практически лишаются гражданской правоспособности.

И Гражданский Кодекс РФ, и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливают, что права собственника муниципального имущества осуществляются от имени муниципального образования. Следовательно, субъектом права муниципальной собственности является только муниципальное образование, а не органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, действующие в соответствии с законом, и не юридические лица или граждане, действующие по специальному поручению, которые являются лишь представителями муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества. Этот вывод подтверждает п. 2 ст. 212 Гражданского кодекса РФ, устанавливающий, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

А. Уваров, анализируя соотношение прав пользования и распоряжения муниципальной собственностью, принадлежащих населению муниципального образования и органам (должностным лицам) местного самоуправления, указывает: "Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, согласно п. 1 ст. 130 Конституции РФ - это прежде всего право самого населения. Но, учитывая высокую степень декларативности данного положения в сфере его практического применения, уставы отдельных муниципальных образований закрепляют передачу права пользования и распоряжения муниципальной собственностью от населения органам и должностным лицам местного самоуправления. Хочется верить, что подобные нормы не могут трактоваться как абсолютный переход права собственности от населения к другому владельцу, так как, с одной стороны, власть муниципальных органов и их должностных лиц производна от власти местного населения, и, следовательно, такая передача права собственности, с точки зрения гражданского права, не приводит к изменению муниципальной формы собственности. С другой стороны, появление таких норм не лишает население возможности в любое время реализовать это право от своего имени на местном референдуме".

Наделение населением муниципального образования органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению права муниципальной собственности означает лишь перераспределение полномочий представителей одного и того же собственника - муниципального образования, но не передачу от него права собственности какому-либо другому лицу.

Муниципальное имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности (например, п.5 ст.35 Закона Оренбургской области).

Органы местного самоуправления владеют, пользуются, распоряжаются муниципальными землями и другими природными ресурсами в интересах развития муниципального образования и социально-экономических интересов его граждан.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • - которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • - право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • - которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со статьей 66 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Поэтому муниципальное имущество не может быть передано указанным обществам и товариществам, кроме специально оговоренных законом случаев. Но на основании той же статьи учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом. То есть, муниципальные учреждения с разрешения органов местного самоуправления вправе вносить в качестве вклада находящееся в оперативном управлении муниципальное имущество, если закон прямо не запрещает этого.

Подводя итог главе, можно сделать следующие выводы в отношении специфики управления муниципальной собственностью в России.

Во-первых, муниципальная собственность принадлежит всему населению муниципального образования и служит удовлетворению его основных жизненных потребностей. Следовательно, необходимо ограничить возможность совершения органами местного самоуправления действий, влекущих банкротство муниципальных образований.

Во-вторых, органы местного самоуправления являются не только субъектом хозяйствования, но и субъектом властных отношений. А это дает возможность органам местного самоуправления право принимать общеобязательные на территории муниципального образования решения, в том числе и такие, которые могут создать муниципальным предприятиям и организациям льготные условия деятельности по отношению к другим субъектам рыночных отношений.

Общие основы управления муниципальным имуществом

Традиционно под «управлением» принято понимать целенаправленное воздействие на кого-либо или что-либо для достижения заданного результата.

Под имуществом понимают ту собственность, которая принадлежит определенному объекту.

Муниципальное имущество – это имущество, принадлежащее соответствующему муниципальному образованию.

Муниципальное образование – это населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы МСУ. Основными формами муниципальных образований являются поселения, муниципальные районы и городские округа.

Управление муниципальным имуществом – это воздействие муниципальных образований на принадлежащее им имущество с целью эффективного решения стоящих перед ними задач или эффективной реализации властных полномочий.

Задачи, стоящие перед муниципальным образованием, принято относить к вопросам местного значения. Муниципальное имущество является неотъемлемой составной частью муниципальной собственности. В состав муниципальной собственности принято включать:

Средства местного бюджета;

Муниципальные внебюджетные фонды;

Имущество органов муниципального самоуправления (МСУ);

Муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

Муниципальные предприятия и организации

Муниципальные финансово – кредитные учреждения;

Муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;

Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Муниципальное имущество может быть классифицировано по нескольким признакам:

1. По уровню властных полномочий, для реализации которых оно используется:

Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

Имущество, используемое для решения вопросов, переданных муниципальному образованию субъектам РФ;

Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов МСУ и соответствующих должностных лиц.

2. По направлению использования (см. таблицу 4).

3. По форме использования:

· Имущество, используемое в качестве залога

· Имущество, входящее в муниципальную казну

· Имущество, сдаваемое в аренду

· Имущество, передаваемое в хозяйственное ведение

· Имущество, передаваемое в оперативное управление

· Имущество, передаваемое в доверительное управление

· Имущество, передаваемое в безвозмездное пользование

· Приватизированное имущество

· Имущество, приобретенное за счет средств местного бюджета

· Памятники истории, архитектуры и культуры местного значения

· Имущество, вносимое в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ.

В качестве субъектов управления муниципальным имуществом выступает соответствующие органы местного самоуправления:

Администрация муниципального образования;

Представительный орган МО;

Глава МО;

Отраслевые и функциональные подразделения администрации МО.

Таблица 4- Классификация муниципального имущества по направлениям использования (лист 1)

Виды имущества

Муниципальные образования

поселения

муниципальные районы

городские округа

1. Имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов

2. Автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания

3. Жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда

4. Пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования

5. Имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования

Виды имущества

Муниципальные образования

поселения

муниципальные районы

городские округа

6. Объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров

7. Библиотеки и библиотечные коллекторы

8. Имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры

9. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения

10. Имущество, предназначенное для развития массовой физической культуры и спорта

11. Имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения

12. Имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора

13. Имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения

Таблица 4- Классификация муниципального имущества по направлениям использования (лист 2)

Виды имущества

Муниципальные образования

поселения

муниципальные районы

городские округа

14. Имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации

15. Земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности

16. Обособленные водные объекты на территории муниципального образования

17. Леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения

18. Имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля

19. Имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией

20. Имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время

Таблица 4- Классификация муниципального имущества по направлениям использования (лист 4)

Виды имущества

Муниципальные образования

поселения

муниципальные районы

городские округа

21. Имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов

22. Архивные фонды, в том числе кадастр землеустро-ительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов

23) Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

24) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности финансовой деятельности государственных корпораций в рамках государственно-частного партнерства. Управление государственным имуществом собственности в государственной компании "Российские автомобильные дороги". Программа управления имуществом.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2015

    Уровни регионального управления и их специфика. Механизм управления социально-экономическими процессами на уровне муниципального образования. Основные элементы и инструменты инновационного управления региональной экономикой на муниципальном уровне.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Теоретические основы управления имуществом, закрепленным за областными унитарными предприятиями. Исследование особенностей управления имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями Оренбургской области, мероприятия по его совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2013

    Особенности управления имуществом государственных унитарных предприятий, возможные источники его формирования и возобновления. Рекомендации по управлению имущественным комплексом ФГУП "Васильевское", коэффициенты текущей ликвидности и фондоотдачи.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2015

    Понятие структуры имущества и главные источники его формирования. Характеристика организации и оценка структуры баланса. Динамика состава и структуры источников формирования и управления имуществом, разработка мероприятий по его совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2015

    Изменение отношений собственности. Процесс приватизации государственного имущества. Проблема государственного управления имуществом в Российской Федерации. Сфера управления недвижимостью. Модель управления развитием рынка жилья Ленинградской области.

    контрольная работа , добавлен 07.11.2012

    Правовые основы взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса на территории муниципального образования. Экономические индикаторы регулирования жилищной застройки города. Сущность хозяйственного механизма управления в строительстве.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

Управление муниципальным имуществом

"...Управление муниципальным имуществом - организованный принятия и исполнения решений, осуществляемых органами местного самоуправления в области учета муниципального имущества, контроля за его сохранностью и использованием по назначению, по обеспечению надлежащего содержания, а также по вопросам, связанным с участием муниципального образования в создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, обеспечением эффективной координации, регулирования и контроля за их деятельностью..."

Источник:

РЕШЕНИЕ Совета депутатов городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района МО от 30.07.2009 N 62

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В ГОРОДСКОМ ПОСЕЛЕНИИ ЗАПРУДНЯ"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Управление муниципальным имуществом" в других словарях:

    Действия органов местного самоуправления по определению юридической судьбы муниципального имущества, в том числе передаче его иным лицам в собственность, на ином вещном праве, в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, залог … Официальная терминология

    Управление имуществом - Комплексный подход к управлению имущественными отношениями обеспечивает полный контроль над юридическими и хозяйственными отношениями между муниципалитетами, муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, юридическими и физическими… … Википедия

    ДОГОВОР ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ - договор, по которому одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Слободской - У этого термина существуют и другие значения, см. Слободской (значения). Город Слободской Флаг Герб … Википедия

    Товарково (Калужская область) - У этого термина существуют и другие значения, см. Товарково. Посёлок городского типа Товарково Страна РоссияРоссия … Википедия

    Сеуруярви, Янне - Янне Антеро Сеуруярви фин. Janne Antero Seurujärvi … Википедия

    Долг - (Debt) Долг денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях Понятие долг, внутренний и внешний долг государства и другие виды долгов, государственный долг США и России, долговые инструменты и погашение долгов… … Энциклопедия инвестора

    Концессия - (concession) Концессия это форма государственно частного партнёрства Понятие коммерческой концессии и ее виды, форма и содержание договора коммерческой концессии, передача в концессию государственных объектов Содержание >>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Соколова, Ариадна Леонидовна - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Соколова. Ариадна Соколова Имя при рождении: Ариадна Леонидовна Соколова Дата рождения … Википедия

    Приватизация - (Privatization) Понятие приватизации, способы и формы приватизации Понятие приватизации, способы и формы приватизации, методы приватизации Содержание Содержание 1. Понятие и разгосударствления Раздел 1. Понятие 2. Способы и формы приватизации… … Энциклопедия инвестора