Планирование воспитательного процесса в доу. Основные принципы планирования в дошкольной организации на современном этапе. Детская образовательная деятельность в ДОУ после обеда и вечером

Виды и формы планирования в ДОУ

Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что первым шагом к деятельности должно стать планирование.

Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при составлении планирования ДОУ. Это приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».

Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план .

Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.

Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.

    календарной (разбитой по месяцам),

    цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),

    текстовой (иметь текстовое описание содержания),

    табличной (иметь табличную форму написания),

    блочно – схематичной ( разбитой на определенные блоки работы).

Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год».

Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ.

Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование. Рассмотрим каждый вид отдельно.

Комплексное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это пла­нирование в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.

Такое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается до начала учебного года (с сентября по май включительно).

Часто этот вид планирования называют комплексно-тематическим. Такое планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.

Теперь о Календарно-тематическом планировании воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах. Э то заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:

Непосредственно образовательная деятельность;

Нерегламентированные виды деятельности;

Свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно отдельно выписывать для педагогов мероприятия на месяц. Такой вид планирования чаще используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.

А теперь о технологии модульного планирования. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.

Вы знаете, подыскивая цитаты великих умов о планах и планировании, я с некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают, мол, мы планы строим, а кто-то решает за нас каков будет конечный итог. Но есть один человек, американский автор книг и аудиопрограмм на темы Брайан Трейси, который о планах сказал следующее: «Помните, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.

Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.

Екатерина Рыкова
Планирование образовательной деятельности в дошкольных учреждениях

Повышение качества дошкольного образования в современной образовательной практике , согласно ФГОС ДО, подразумевает повышения качества трех её основных составляющих :

Условий, в которых реализуется содержание;

Результатов (целевых ориентиров, которых достигает ребенок в итоге освоения примерной программы, реализуемой в дошкольной организации (5) .

Планировать – составлять , разрабатывать планы , проекты, размечать какое-либо место, пространство подо что-либо в соответствии с планом (24, продумывать последовательность будущих действий. Термин «план » толкуется, как : система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий , определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программ, работ или отдельных мероприятий; способ кратко (или полно) зафиксировать целевые ориентиры, последовательность организации образовательной деятельности с детьми .

Планирование образовательной процесса с детьми – составная часть педагогической деятельности , существенным признаком которой, по мнению А. Н. Леонтьева (20, С. Л. Рубинштейна (25, является её продуктивно-преобразующий характер , социальность и осознанное целеполагание. Планирование не вступает в противоречие с образовательной программой , реализуемой в дошкольной организации , отражает структуру образовательного процесса (целевой, содержательный, организационный, учитывает приоритетные направления деятельности ДОУ , определяет перспективу их развития. В условиях личностно ориентированного образования мотивация планирования связана с повышением качества дошкольного образования .

Проанализировав литературу, посвященную вопросу планирования образовательной работы в ДОУ (8, 9, 11, 21, 26, мы пришли к выводу, что сегодня все планы образовательной деятельности дошкольных учреждений в большинстве ДОУ традиционно подразделяются на :

Перспективные – составляются на длительный срок (примерная структура составления годового плана приведена в Приложении 1);

Календарные – составляются на короткий срок.

То есть основой для составления календарного плана служит план перспективный .

Что касается видов планирования , то их можно разделить на несколько групп :

Годовое планирование : планирование работы всего детского сада (как правило, данный вид планирования осуществляет либо руководитель ДОУ, либо старший воспитатель (педагог) ;

Тематическое планирование : подразумевает планирование по отдельным видам воспитательно-образовательной деятельности (его составлением занимаются авторы парциальных программ или руководитель ДОУ совместно со старшим воспитателем);

Индивидуальное планирование : планирование деятельности специалистов узкой направленности, которые работают в ДОУ (составление возложено на плечи самих специалистов – логопедов, психологов, преподавателей музыки, рисования, физической культуры и т. д.);

- планирование работы с дошкольниками конкретной возрастной группы (данный вид планов составляется воспитателями групп под контролем старшего воспитателя).

Для обеспечения успешности воспитательно-образовательного процесса необходимо , чтобы план обладал следующими характеристиками :

Единство;

Непосредственность;

Гибкость;

Прогностичность.

О. Р. Меремьянина (22) пишет, что для реализации образовательных программ , разработанных с учетом ФГОС ДО целесообразным является выделение в перспективном плане нескольких основных разделов :

- «Образовательное ;

- ;

- ;

- «Организация развивающей предметно-пространственной среды» .

В разделе «Образовательное сотрудничество с родителями» целесообразно указывать формы работы с родителями, требующие от воспитателя специальной подготовки к их организации и проведению : родительские собрания , практикумы, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации, конференции, разработка анкет, вопросников, обработка полученных результатов, пополнение информационных центров новыми рекомендациями и т. д.

Содержание раздела «Индивидуальная работа с детьми» планируется , исходя из реальных проблем, выявленных в результате наблюдений и констатации педагогом фактов конкретных затруднений детей на занятиях или других видах детской деятельности . Затруднения детей являются объективным основанием при проектировании программы индивидуального сопровождения ребенка, выборе форм индивидуальной работы.

Раздел «Содержательная интеграция деятельности воспитателя со специалистами ДОУ» выделяется при условии наличия в дошкольном учреждении специалистов : музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, иностранному языку, изобразительной деятельности , хореографа, логопеда, тифлопедагога. В разделе планируются совместные мероприятия, определяется их цель, назначаются ответственные за подготовку и проведение.

В разделе «Профессиональное саморазвитие» педагоги фиксируют мероприятия, направленные на повышение уровня собственной профессиональной компетентности. Формы работы отражают усилия педагога, направленные на развитие конкретных профессиональных компетенций. Методические материалы, разработанные в процессе деятельности , пополняют профессиональный портфолио педагога, используются при проведении процедуры самоанализа.

Все занятия по рассмотренным разделам (их количество и продолжительность, организационные формы) определяются расписанием занятий ДОУ.

В большинстве случаев, как уже говорилось, основой планирования всех видов образовательной деятельности в ДОУ является перспективный план , который, помимо проверенных годами преимуществ имеет и ряд недостатков, в частности :

Перспективное планирование , в отсутствии календарного (комплексно – тематического) плана , не раскрывает содержания деятельности , методические приемы, не конкретизирует дидактическое обеспечение;

Не всегда позволяет равномерно распределить деятельность по ее видам в течение определенного отрезка времени;

Избежать прецедента дополнительной нагрузки на детей или ее необоснованного отсутствия;

Затрудняет осуществление методического контроля над выполнением планируемых мероприятий .

ФГОС ДО (5) не предусматривает жестко заданных требований к формам и видам планирования образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений . Вероятно, разработчиками Стандарта предполагалось, что ко всем дошкольным образовательным программам , которые будут внесены в федеральный образовательный реестр , будут прилагаться конкретные рекомендации по планированию образовательной деятельности ДОУ , использующих какую-либо программу.

Сегодня наиболее актуальным, востребованным и эффективным для реализации целей и задач ФГОС ДО считается комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности .

Долгое время комплексно-тематическое планирование использовалось при работе с детьми, которые имеют особые образовательные потребности . Однако в последние годы проявляется устойчивая тенденция по использованию данного вида планирования и в образовательной деятельности ДОУ общей направленности (некоррекционного вида) (26, 41-42) .

Составление комплексно-тематического плана образовательной деятельности подразумевает , во-первых, проведение проблемно-ориентированного анализа достижений и затруднений дошкольников и учет результатов проведенной диагностики при составлении плана ; во-вторых, выбор таких форм, приемов и методов преподавания, которые максимально эффективно будут способствовать достижению положительных результатов в обучении каждого ребенка; в-третьих, определение форм контроля и учета качества образовательного процесса ; и наконец, в-четвертых, использование приемов и методов педагогики сотрудничества с дошкольниками и их родителями для формирования мотивации к активной деятельности всех участников образовательного процесса .

Основным образовательным содержанием комплексно-тематического плана являются события , позволяющие дошкольнику успешно «ориентироваться в четырех мирах действительности : мире живой и неживой природы, рукотворном мире, мире общественных (социальных отношений, мире собственной внутренней жизнедеятельности » (26, 43) . При разработке комплексно-тематического плана педагогом выделяются основные «узловые» темы. Темы занятий «многослойны» , то есть они повторяются с определенным усложнением в каждой возрастной группе. Возвращение к теме в иных педагогических условиях, на другом содержании, возрастном уровне развития помогают ребенку успешно освоить информацию, овладеть новыми способами общения и познания окружающего мира, формирует компетентность как особую «практическую умелость, опыт» при решении несложных жизненных ситуаций. Ход занятия, методические приемы, формы предварительной и индивидуальной работы с детьми, дидактические материалы, то есть все основное методическое и дидактическое сопровождение педагоги отражают в конспектах, сценарных планах занятий . Помимо основного образовательного содержания воспитателю целесообразно иметь дополнительный тематический материал : тексты художественных произведений, дидактические игры и игровые упражнения, творческие задания для самостоятельной исследовательской деятельности , иллюстрации, модели, схемы и др. Дополнительный материал обеспечивает педагогам свободу выбора содержания с учетом возможностей детей и реальной образовательной ситуации .

Комплексно-тематический план может составляться воспитателем при участии специалистов ДОУ, которые на своих занятиях творчески обогащают и развивают возможности детей, добиваясь при интеграции усилий высоких образовательных эффектов .

Таким образом , можно говорить о том, что сегодня традиционные подходы к планированию образовательной деятельности нуждаются в доработке и корректировке. Необходимо учитывать не только возрастные особенности каждой группы дошкольников , но и индивидуальные особенности каждого ребенка в отдельности. В связи с чем перспективным представляется комплексно-тематический подход к планированию . К составлению планов , как календарных, так и перспективных целесообразно привлекать весь педагогический коллектив ДОУ : это обеспечит более высокое качество планирования , а значит и всего образовательного процесса в целом .

Планирование является началом любой деятельности, педагогическая и воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ) - не исключение. С его помощью администрация и методисты определяют порядок выполнения образовательной и воспитательной работы, выделяют необходимые для ее реализации средства, формы и методы.

  • цикличным;
  • блочно-схематическим (документ разбит на блоки и схемы);
  • табличным (документ строится в виде таблицы);
  • текстовым (даны текстовые описания всех этапов).
  • занятость детей вне занятий (игры, труд, знакомство с окружающим миром, воспитание культурно-гигиенических навыков, физкультурно-оздоровительные минутки);
  • индивидуальная работа и групповые занятия;
  • работа с родителями
Календарный План-конспект на одну-две недели, который освещает детскую занятость на протяжении дня. Включает цель, содержание видов деятельности согласно программе, формы и методы работы, результат.
  • индивидуальная работа по утрам;
  • тема, программное содержание занятий днем;
  • подвижные игры, труд, наблюдение во время прогулки;
  • вечером и во второй половине дня - развлечения и игровая деятельность
Ежедневный План-конспект на рабочие сутки, регламентирующий образовательную и воспитательную работу с воспитанниками. Он призван помогать педагогу в планомерном осуществлении воспитательных задач
  • воспитательные и обучающие занятия;
  • прогулки, дневной режим;
  • свободное время;
  • дополнения
Тематический , полугодие или четверть по организации развлекательно-воспитательной деятельности, игр, встреч, выставок.
  • встречи с писателями, художниками, ветеранами, представителями разных профессий;
  • выставки, мастерские, викторины, конкурсы;
  • подвижные игры;
  • музыкальные и театрализованные мероприятия.

Планирование работы педагогов детского сада

Традиционно, педагоги детского сада используют следующие формы планирования:

1. Календарно-тематическое

Определяет порядок реализации воспитательно-образовательной работы, а самое главное - необходимые для этого методы, формы и средства. Каждый сад принимает особую форму календарно-тематического плана. Его составляют на две недели, учитывая чередование индивидуальной и организованной деятельности дошкольников. Оно предусматривает , свободное время и нерегламентированные виды занятости детей.

2. Перспективно-календарное

Разрабатывается на каждый месяц, определяя последовательность реализации воспитательно-образовательного процесса. В плане важно отобразить задачи и содержание работы на каждый месяц.Работа над ним базируется на основной программе дошкольного образования и комплексно-тематическом планировании. Педагоги составляют документ на год, полугодие, квартал или месяц для каждой возрастной группы детей.

3. Блочное планирование в ДОУ по ФГОС.


Скачать в.docx

Дата Календарь знаменательных дат Суть Содержание
Сентябрь 1 - День знаний Важно адаптировать детей в детском саду, создать у них положительное отношение к учебе, учительскому труду. Сюжетно-ролевые игры, экскурсии в школу, рассказы, загадки, песни на тему школы, проектная работа.
9 - День красоты Формирование представлений о красоте, внешней и внутренней красоте человека. Украшение комнаты букетами из цветов и осенних листьев, наблюдение осенней природы, мастерская декорирования предметов быта, решение ситуаций морального выбора.
27 - День воспитателя и всех дошкольных сотрудников Формирование положительного отношения ко всем педработникам детского сада. Наблюдение за трудом воспитателя, развивающие игры, посильная помощь воспитателю.
Октябрь 1 - Международный день музыки Приобщение к музыкальному искусству, создание положительного представления о нем.
Беседы на тему праздника, знакомство с музыкой разных направлений, подвижные игры под музыку.
4 - Всемирный день животных Создание положительного как наших меньших братьях. Игры-драматизации, подвижные и сюжетно-ролевые игры, разучивание стихов и песен на тему животных,беседы, рассказы о домашних животных.
28 - День анимации Формирование ценностных представлений, приобщение к искусству анимации. Просмотр мультфильмов с проблемными ситуациями, проектная деятельность.
Ноябрь 1 - Всемирный день толерантности Создание представлений о способах общения, взаимоотношениях с представителями разных национальностей. Ситуативные разговоры, игровые ситуации, театрализованные игры.
25 - День матери России Воспитание чувства уважения и любви к матери, желания заботиться о ней и помогать. Сюжетно-ролевые игры, слушание музыки и стихотворений о маме, мастерская по изготовлению подарков для мам.
Декабрь 10 - День прав человека Знакомство детей с основами правовой сферы, ключевыми правами человека. Беседы, фотовыставки, проблемные и педагогические ситуации.
28 - Международный день кино Формирование эстетического вкуса, положительного отношения к миру кино Просмотр фильмов и короткометражек с проблемными ситуациями, сюжетно-ролевые игры.
Январь 11 - Международный день Спасибо Неделя вежливости, развитие у детей навыков толерантного общения, пополнение словарного запаса вежливых слов. Педагогические ситуации, разучивание стихотворений на тему вежливости, ситуации морального выбора.
18 - День рождения Алана Александра Милна Знакомство с произведениями и биографией писателя. Прослушивание отрывков из произведений Милна, просмотр мультфильмов, снятых на их основе.
Февраль 10 - День памяти Александра Сергеевича Пушкина Знакомство с произведениями и биографией поэта. Прослушивание стихотворений Пушкина, выучивание некоторых на память,сюжетно-ролевые игры, викторины.
17 - День рождения Агнии Барто
17 - День доброты
Формирование представлений о доброте на основании произведений писательницы. Чтение по теме праздника, ситуативные разговоры, знакомство с иллюстрациями к сказкам, сюжетно-ролевые игры, проектная деятельнсть.
Март 1 - День кошек в России Способствовать развитию заботливого отношения к кошкам, воспитывать желание оберегать природу. Беседы на тему, просмотр презентаций, подвижные игры.
8 - Международный женский день Воспитании уважительного отношения к женщине, расширять гендерные представления. подарков для мам, бабушек и сестер, все виды детской деятельности, знакомство с историей праздника, чтение произведений о мамах.
31 - День рождения Корнея Ивановича Чуковского Знакомство с произведениями и биографией писателя, формирование потребности в прочтении добрых книг и бережном отношении к ним. Сюжетно-ролевые игры, исполнение песен, экскурсия в библиотеку, викторина, выставка книг.
Апрель 7 - Всемирный день здоровья Формирование привычек здорового образа жизни, стремления к занятиям спортом, привитие культурно-гигиенических навыков. Спортивные игры, загадки и викторины о гигиене, теле человека.
12 - День авиации и космонавтики Расширение представлений воспитанников о космосе, формирование представлений о выдающихся россиянах Сюжетно-ролевые игры, конструирование ракеты, конкурс рисунков, .
Май 1 - Праздник весны и труда Развитие положительного уважения к труду, природе, окружающим. Творческие мастерские, подвижные игры, мероприятия на свежем воздухе.
9 - День победы Систематизации знаний дошкольников о Великой отечественной войне, подвиге людей в те годы. Знакомство с ветеранами, изготовление подарочных открыток для них, проблемные ситуации.

Тематическое планирование в ДОУ , которое рекомендовано, может не совпадать с официальной датой празднования того или иного дня. Перенос некоторых дат способствует оптиматизации процесса образования, потому педработники самостоятельно определяют даты проведения торжеств и тематических недель.

Особую роль приобрели тематические недели в организации воспитательно-образовательной среды в детском саду. Благодаря тематическому жизнь воспитанников ДОУ становится увлекательной и разнообразной. В качестве комплексной формы методической работы, администрация детского сада все чаще выбирает тематические недели. Они позволяют объединить усилия педработников, родителей и детей, создав активную творческую и поисково-исследовательскую деятельность.

Отличаются высокой эффективностью, поскольку способствуют гибкости мышления, вовлекают в активную работу всех участников воспитательно-образовательного процесса, позволяют воспитанникам проявить свои творческие способности. Таким образом методисты вовлекают в практику детского сада интегрированные формы работы, им удается сплотить коллектив педагогов и детей для осуществления поставленных целей, обогатить предметно-развивающую среду.

Задачи и цели тематических недель имеют практический характер, а потому развивает профессиональные черты педагогов, налаживает , способствуют повышению педагогической грамотности родителей. Главное подобрать социально и образовательно важную, педагогически целесообразную тематику, которая будет актуальна и интересна всем участникам процесса.

Ежедневное планирование в ДОУ

Поскольку ежедневный план занятий, свободного времени и отдыха на подразумевает систематическую работу педагога, он является наиболее эффективным в контексте реализации воспитательно-образовательного процесса. Причина успеха заключается в том, что ежедневное планирование в ДОУ позволяет оперативнее реагировать на успехи или неудачи воспитанников, изменения предметно-окружающей среды, сезонность, состояние здоровья и эмоциональный фон детского коллектива.

При составлении документа опираются на сетку занятий, двигательный режим, план воспитательно-образовательной работы.

Ежедневный план подразумевает:

  • групповую двигательную активность (разминки, подвижные игры);
  • индивидуальный диалог с воспитанником;
  • пересказ или чтение книг, актуальных для решения проблемных или педагогических ситуаций;
  • развивающие, творческие игры и дидактические упражнения;
  • творческую, художественную и музыкальную занятость;
  • познавательные пятиминутки;
  • труд;
  • упражнения на релаксацию, психогимнастику.

Воспитатели анализируют , систематизируют результаты наблюдений, делают выводы на основании результатов прошлых периодов, чтобы сделать новый ежедневный план наиболее эффективным и действенным.

Гатаулина Клавдия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 9 "Дружок"
Населённый пункт: г. Улан–Удэ
Наименование материала: консультация для молодых специалистов
Тема: Вида планирования в ДОУ
Дата публикации: 26.09.2018
Раздел: дошкольное образование

МКУ Комитет по образованию г.Улан-Удэ

МБДОУ детский сад № 9 «Дружок»

комбинированного вида г. Улан-Удэ

Консультация для молодых специалистов

ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Подготовил: Гатаулина К.Г.,

воспитатель 1кв.категоррии

г. Улан-Удэ

Виды и формы планирования в ДОУ

Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к

реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных

документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что

первым шагом к деятельности должно стать планирование.

Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при

составлении планирования ДОУ. Это приказ Министерства народного образования РСФСР

от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».

Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования:

годовой и календарный план.

Планирование

заблаговременное

определение

последовательности

осуществления

воспитательно-образовательной

указанием

необходимых

условий, средств, форм и методов.

Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении

используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3

2. Годовой план ДОУ;

3. Тематические планы (по основным видам деятельности);

4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;

5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.

Годовой

план

работы

является

важнейшим

локальным

дошкольного

учреждения.

соответствовать

Федеральному

закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному

муниципальному

законодательству

основываться

современных

достижениях

педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.

Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.

календарной (разбитой по месяцам),

цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),

текстовой (иметь текстовое описание содержания),

табличной (иметь табличную форму написания),

блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы).

Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является

«анализ работы за прошедший учебный год».

Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ.

Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-

тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является

модульное планирование. Рассмотрим каждый вид отдельно.

Комплексное

планирование

процесса

возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной

программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.

планирование

составляется

методистом

педагогами

возрастной

совместно

разрабатывается

учебного

сентября

включительно).

планирования

называют комплексно-тематическим.

планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.

Перспективное

планирование

воспитательно-образовательного

процесса

возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности

осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением

является

о сновная

общеобразовательная

программа

дошкольного

учреждения.

Перспективный

составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год

(допустима

коррекция

Перспективный

разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и

осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с

учетом комплексно-тематического планирования.

Т е п е р ь

о Календарно-тематическом

планировании

во спит ательно-

образовательного процесса в возрастных группах. Это заблаговременное определение

последовательности

осуществления

воспитательно-образовательной

указанием

необходимых

используемых

устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех

видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать

разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной

на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской

жизни в трех формах:

Непосредственно образовательная деятельность;

Нерегламентированные виды деятельности;

Свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной

спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо

отдельном

планировании

отдельно

выписывать

педагогов

мероприятия

планирования

используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.

технологии модульного планирования . При составлении плана на

основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на

неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты

наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание

начинается

распределения

деятельности,

организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования, целесообразно

ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в

виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

оформлению

документов

отводится

второстепенная

оформленный

своевременно

корректно

помощником.

подыскивая

планировании,

некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают,

мол, мы планы строим, а кто-то решает за нас, каков будет конечный итог. Но есть один

который о планах сказал следующее: «Помните, что каждая минута, потраченная на

планирование, экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.

Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с

требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.

Рассмотрим

подробнее

планирования

необходимые

воспитателю

перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели,

используя лишь календарный план, намного чаще допускают ошибки в планировании.

ПРИНЦИПЫ

ПЕРСПЕКТИВНОГО И

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ

Давайте назовём первые три принципа, а потом подробно рассмотрим их.

Соблюдение

оптимальной

нагрузки

(количество

длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).

Соответствие

планируемого

педагогического

процесса

физиологическому

развитию

(учитываются

биоритмы,

планируются

вторник, среду).

медико-гигиенических

требований

по следовательно сти,

длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных

процессов.

региональных

особенностей

комплексные программы составлены с учетом климатических условий нашего региона и в

коррекции не нуждаются.

Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при

проведении

прогулок,

закаливающих

оздоровительных

мероприятий,

экологии.

Учет индивидуальных особенностей. (необходимо знать тип темперамента

ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его

вовлечению в педагогический процесс).

Разумное

чередование

организованной

самостоятельной

деятельности. (занятий; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя,

а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).

изменения

работоспособности

планировании

требования

сочетаемости

(планирование

максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с

занятиями с высокой двигательной активностью).

Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы,

игр по подгруппам).

Взаимосвязь

процессов

обучения

развития

(обучающие

планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).

Регулярность,

последовательность

повторность

воспитательных

воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи –

познакомить

выполнять

воспитывать

доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и

Рассмотрим

ПРИМЕРЕ Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут

быть запланированы в течение 1 – 2 недель:

1 день – Способствовать формированию у детей умения выполнять правила ролевого

поведения;

2 день – учить детей заранее придумывать план игры;

3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин», обратить внимание на

культуру общения;

4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;

5 день - воспитывать доброжелательное отношение к детям.

Включение

элементов

деятельности,

способствующих

эмоциональной

разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).

Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.

Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной

проведение

индивидуальной

подготовке

занятиям,

проведение

интегрированных занятий.

Планируемая деятельность должна быть мотивирована.

Мотив – это интерес, желание.

Мотивация практическая – научиться сделать.

Мотивация игровая (использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости

Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…)

Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как живут

птицы в лесу?…).

Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально

возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.

Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать

разнообразную

деятельность,

полноценную

предметно-

развивающую

экологический,

спортивный,

театрально-музыкальный,

патриотический (в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран.возр.

сенсорный;

«Занимательной

математики»,

сюжетно-ролевых игр.

Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих

задачах ДОУ.

Предполагается

обязательное

привлечение

родителей

образовательный

процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что

должен знать и уметь ребенок к концу года?» Выполнение домашней работы в тетрадях

дается только на выходные дни.

УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

1. Знание программных задач.

2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.

Использование

принципа

повторности

усложнением

небольшим интервалом.

Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.

используется

занятиях

выносить

нерегламентированную деятельность.

4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен

мнениями

результатам

наблюдений

усваивают

пройденный

материал,

выполняют

обязанности,

культуры

поведения,

проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть

плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в

ходе работы в плане данного вида).

В перспективном плане планируются:

1. Цели и задачи (на квартал);

2. Виды детской деятельности:

а) игровая деятельность;

б) социальное развитие;

в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,

подвижные игры);

г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,

эксперименты);

д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,

изобразительная);

е) элементы трудовой деятельности.

3. Работа с семьей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематиче ское

планирование

– структурирует

образовательного

процесса.

разработать

подробный

календарно-

тематический план необходимо:

Установить объем плана в условно-учебных часах.

Определить

тематику,

количество

прохождения

каждой темы.

Н: Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.

Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для

достижения поставленных целей и задач.

Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится

очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по

ходу календарного планирования в течении года.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Организация

целостного,

непрерывного,

педагогического

процесса.

Педагогический

совокупность

различных

мероприятий,

направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.

Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей

и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарный план является обязательным документом (1987 г).

Компонентами календарного планирования являются:

1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.

Организационно-действенный

компонент

соответствовать поставленным задачам).

Результат

запланировали

получили

совпадать).

Планируемые

календарно-тематическом

диагностируемыми. Н: воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а

формировать

бережное

отношение

цветнике

(поливать,

диагностируемая цель.

Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика

показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели.

Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

УТРО. Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.

В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию

детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать

следующим требованиям:

Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут),

ребенок должен увидеть результат своей работы. Н: сюжетно-ролевые и строительные

игры длительны и не планируются в средних и старших группах.

желательно

планировать

деятельность

предполагающую

большую подготовку.

планировать

деятельность,

предполагается

использование колющих и режущих предметов труда.

Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.

Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии

комплекс меняется через две недели.

ПРОГУЛКА. Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную,

интересную деятельность и снять утомление.

Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие

(музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или

спортивной игры если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее,

что нужно планировать на прогулке:

1 . Наблюдение

природой,

транспортом,

взрослых,

сезонными

изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся чаще.

Подвижная

(сюжетная

«Гуси-гуси…»,

бессюжетная

соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она

планируется с учетом погоды, особенностей сезона.

3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в старших

группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки) .

4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.

5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к занятиям (математике,

развитию речи), с детьми которые не усвоили материал (3 – 7 минут), с одаренными

детьми, по подготовке к праздникам.

6..Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей необходимо

формировать потребность в труде.

Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от

настроения и желания детей.

7. Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.

ВЕЧЕР. Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с

удовольствием шел в детский сад. В данный отрезок времени планируются:

Настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные,

дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и потребности детей.

2 . Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз

неделю (в четверг или пятницу).

Примерные

названия

праздников:

праздник

«Мыльных

пузырей», «Воздушных

шаров», «Бумажных

снежинок», «Нитяных (бумажных)

кукол», «Пушистиков»,

«Летящих

голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются

различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи,

песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.

3. Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам. Планировать

знакомый вид дежурства нет необходимости, в плане отражается лишь нововведение.

Индивидуальная

работа по

деятельности.

изобразительной

деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы воспитателя.

До занятия желательно планировать индивидуальную работу с робкими, «слабыми» в

данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на занятии эти дети чувствовали себя

увереннее.

5. Чтение художественной литературы.

6. Работа с родителями.

Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима

циклограмма.

Непосредственно образовательная деятельность.

Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:

Задачи (программное содержание).

(учебная,

развивающая

воспитательная).

сформировать,

психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и

какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.

как умению слушать, запоминать и выполнять то, что говорит воспитатель, нужно учить

на всех НОД.

ВОСПИТЫВАТЬ

доброжелательность,

заботиться

выражать

сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не

шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.

В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов,

развлечений.

Оборудование.

Активизация словаря.

Методы и приемы.

Источник.

В методической литературе подробно указываются учебные и развивающие задачи и

зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).

ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

планирования

программы

профессионального

воспитателя. Существуют следующие формы планирования:

Текстовая –

подробная

Она необходима

начинающим

воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и

2. Схема-сетка.

1 страница – список детей.

2 страница – сетка занятий.

3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти

задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.

Н: записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.

Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и

заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем

младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.

Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в

недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением

вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.

3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей.

В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема.

Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.

Н: Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка»,

Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки»

Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это

обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.

СХЕМА - СЕТКА

календарное планирование на 1 неделю

наблюдение

познават.

развлече

индивид.рабо

1 половина

Дидактические,

настольные.

математическим

Наблюдения

из окна за

состоянием

(нравств,

Самообслужив

математике,

развитию

экологии

Подвижные,

спортивн.

2. за животн.

и растен.

Беседы на

нравственны

Закрепление

Хозяйственно-

бытовой труд

Труд в природе

Развитие

Подготовка

к праздникам

2 половина

строительные,

театральные,

Составление

рассказов.

Пересказ.

Заучивание

стихотворен

Ручной труд

Хозяйственно-

бытовой труд,

самообслужива

развлече

конструирова

Математика

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕ НОД С______ ПО ______ _________________

наблюдение

познават.

развлечение

1 половина

Д/и «Чудесный

мешочек» - закреп.

зн.геом. фигур

Д/и «Из чего что

варят» овощи –

1. Рассмотреть

распустивший

ся цветок

ухаживать)

котором мы

архитект.

самостоятельн

о готовить

материал к

занятиям.

Правильно

пользоватьс

я вилкой –

ПРОГУЛКА

П/и «Бездомный

П/и «У медведя во

П/и «День и ночь»

1. За облаками

– чтение

стихотворения

покупками в

магазин» -

закр. знания

об овощах,

рябины для

ручного труда

2. Привлечь

1.Закрепить

временные

утро, день,

вечер, ночь

2 половина

С/р и «Библиотека»

С/р «Семья»

С/р Магазин»

изменилось»

Составление

рассказа

«Если бы я

строительн.

работать по

Литературна

я викторина

сказку» (по

правильно

полоскать

Приобщение к

национальной

культуре:

Знакомство со

сказками.

Приобщение к

национальной

культуре:

Заучивание загадок,

пословиц,

поговорок.

Приобщение к

национальной

культуре:

Знакомство с

народными

промыслами.

Приобщение к

национальной

культуре:

заучивание

потешек, песенок.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Наблюдение за

сезонными

изменениями в

Наблюдение за

сезонными

изменениями в

Наблюдение за

сезонными

изменениями в

Наблюдение за

сезонными

изменениями в

Словесные игры и

упражнения.

Словесные игры и

упражнения.

Словесные игры и

упражнения.

Словесные игры и

упражнения.

Забочусь о своем

здоровье.

Забочусь о своем

здоровье.

Забочусь о своем

здоровье.

Забочусь о своем

здоровье.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Наблюдение за

животными.

Наблюдение за

Наблюдение за

насекомыми.

Наблюдение за

неживой природой.

Знакомство с

творчеством

художников.

Знакомство с

творчеством

художников.

Знакомство с

творчеством

композиторов.

Знакомство с

творчеством

композиторов.

ПДД (чтение).

ПДД (игры).

ПДД (беседа).

ПДД (наблюдение).

Экскурсия.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

математическим

Количество, счет.

математическим

Форма, величина.

математическим

математическим

Ориентировка в

пространстве.

Культурно-

гигиенические

Культурно-

гигиенические

Культурно-

гигиенические

Культурно-

гигиенические

Литературный час.

(мировое народное

творчество)

Литературный час.

(поэтические

произведения)

Литературный час.

(заучивание)

Наблюдение за

растительным

Наблюдение за

растительным

Наблюдение за

растительным

Наблюдение за

растительным

Театрализованные

Театрализованные

Театрализованные

Театрализованные

Работа по

закреплению темы

по познавательному

развитию.

Работа по

закреплению темы

по познавательному

развитию.

Работа по

закреплению темы

по познавательному

развитию.

Работа по

закреплению темы

по познавательному

развитию.

ППБ (беседа)

ППБ (чтение)

ППБ (игра).

ППБ (чтение).

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Игры на развитие

памяти, внимания.

Игры на развитие

памяти, внимания.

Игры на развитие

речи, мышления.

Игры на развитие

речи, мышления.

Наблюдение за

неживой природой.

Наблюдение за

неживой природой.

Наблюдение за

неживой природой.

Наблюдение за

неживой природой.

ЦИКЛОГРАММА. Распределение видов деятельности по дням недели.

Развивающие

«Веселый счет»

«Количество»

Логические

упражнения.

Ориентировка,

«День да ночь»

«Семь братцев»

«Времена года»

«Календарь»,

Наблюдение

Изменения в

Изменения в

Изменения в

Изменения в

Самообслуживани

Самообслуживани

Самообслуживани

Самообслуживани

«Российская

словесность»

развитие речи,

Составление

рассказов,

творческое

рассказывание

Пересказ.

Словесные игры.

Литературные

викторины.

природы»

Растительный

Животный мир.

Взаимосвязь

человека с

природой.

Экология: беседы,

ситуации.

Наблюдение

Животный и

растительный

Животный и

растительный

Животный и

растительный

Животный и

растительный

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

«Учимся быть

здоровыми»

Безопасность

Культура

поведения,

правила этикета.

Безопасность

Гигиенические

Художественна

я литература

драматизация,

театрализованные

Заучивание

наизусть.

Знакомство с

писателями.

Загадки и отгадки.

Наблюдение

За погодой.

За погодой.

За погодой.

За погодой.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

«Мир вокруг

«Космос»

«Воздух».

«Наша Родина –

«Наш город»

Труд взрослых.

«Открою сам» в

«Почемучек».

Наблюдение

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд взрослых.

В уголке природы.

В уголке природы.

В уголке природы.

В уголке природы.

произведений.

Рассматривание

плакатов,

иллюстраций,

Создание

проблемных

ситуаций, игры.

Приобщение к

национальной

культуре

праздники.

Пословицы,

поговорки,

народные

Экскурсия

Целевая прогулка

Наблюдение

За транспортом.

За транспортом.

За транспортом.

За транспортом.

Ручной труд

С бумагой.

С природным

материалом,

бросовым

материалом.

Строитель,

составление

С тканью.

Формы работы во второй младшей группе.

Понедельник

Беседы по

иллюстрациям

(развитие речи,

ознаком. с

окружающим).

Дидактическая игра

Театрально-игровое

творчество.

Индивидуальная

работа по изо-

деятельности.

Подвижная игра.

Настольные

развивающие игры с

правилами.

Артикуляционная

гимнастика.

Наблюдения в

уголке природы

(экологическое

воспитание,

артикуляция

Рассказывание

сказок по

пиктограммам.

Подвижная

Логоритмика.

пальчиковая

гимнастика.

Индивидуальна

я работа по

ознакомлению с

окружающим

(игра, общение)

Беседа по

нравственному

воспитанию.

Индивидуальная

работа по изо-

деятельности.

Подвижная игра.

Разучивание

Логоритмика.

Индивидуальная

работа по

активизации

Театрализованная

деятельность.

Беседы по ОБЖ,

рассказы из

личного опыта.

Дидактическая

формирование

грамматического

строя речи.

Индивидуальная

работа по

трудовому

воспитанию.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по

формированию

самообслуживания

Подвижная

Дидактическа

я игра по

Составление

описательного

рассказа.

Работа по

развитию

моторики рук.

эксперимент.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по РЭМП

(предварительная

подготовка к

будущему занятию).

экспериментирование

Проблемно-игровая

ситуация (воспитание

гуманизма,

ознакомление с

окружающим).

Подвижная

Индивидуальна

я работа по

развитию

внимания,

мышления.

ролевая игра.

художественной

литературы.

«обыгрывание»

поделок и

речевая работа.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Конструирование,

«Обыгрывание»

упражнение на

развитие

артикуляции

(звукоподражание

Чистоговорки).

Динамический

Сюжетно-ролевая

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая

Индивидуальная

по закреплению

навыков владения

ножницами,

кисточкой клеем.

Игра на развитие

памяти, внимания,

мышления.

художественной

литературы.

Подвижная

ролевая игра.

Хозяйственно-

деятельность

подгруппам).

драматизация.

Дидактическа

я игра на

расширение и

активизацию

Музыкально-

спортивное

развлечение.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в средней группе .

Понедельник

Наблюдение в

уголке природы.

Разучивание стихов.

Дидактическая игра

по развитию речи.

Индивидуальная

работа по ознак. с

окружающим.

Элементы ТРИЗ.

Составление

рассказов по

(описание).

Подвижная

Индивидуальна

я работа по

развитию

Беседа по

нравственному

воспитанию

проблемных

ситуаций,

рассказы из

личного опыта,

рассуждение).

Составление

рассказов по схеме

(повествование).

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по

грамматическому

строю речи.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная

Элементы

Дидактическая

развитию речи.

Индивидуальна

я работа по

Развитие

фонематического

(автоматизация

моторики рук.

Дидактическая

развитию речи.

Индивидуальна

я работа по

физическому

воспитанию.

Индивидуальна

я работа по

Подвижная

Индивидуальна

я работа по

грамматическом

у строю речи.

Элементы

Дидактическая

развитию речи.

Дидактическая игра

по развитию речи.

Народная игра.

Трудовое

воспитание.

окружающим.

Активизирующ

ее общение

(рассказы из

личного опыта,

проблемных

ситуаций).

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая

экспериментировани

Предварительная

работа по

подготовке к

будущему занятию

изобразительного

Дидактическая игра

по развитию речи.

Индивидуальная

работа по РЭМП.

Индивидуальна

я работа по

окружающим.

ролевая игра.

Предварительн

ая работа по

подготовке к

аппликации (с

бумагой и

ножницами).

Элементы

художественно

й литературы.

Развивающая

развитие

внимания,

мышления.

Подвижная

Индивидуальна

я работа по

нравственному

воспитанию.

ролевая игра.

Составление

рассказов по

Развивающая

развитие

внимания,

мышления.

Конструирован

«обыгрыванием

» поделок.

Динамический

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по развитию

мелкой моторики

Развивающая игра

на развитие памяти,

внимания,

мышления.

Работа по

дифференциации

Сюжетно-ролевая

экспериментировани

Элементы ТРИЗ.

Подвижная

Индивидуальна

(предварительн

ая подготовка к

будущему

занятию по

познавательном

у развитию).

ролевая игра.

художественной

литературы.

Театрально-

творчество.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в старшей группе .

Понедельник

(социально-

нравственное

воспитание).

Дидактическая

игра по развитию

Индивидуальная

работа по

изодеятельности.

Подвижная игра.

Индивидуальное

обсуждение

выполнения

«домашних

заданий» в

тетрадях.

Составление

рассказов по

(описание).

Дидактическая

игра по РЭМП.

Дидактическая

развитию речи.

Индивидуальная

работа по

развитию

моторики рук.

Подвижная игра.

Наблюдение в

Дидактическая

игра по ознак. с

окружающим.

Артикуляционная

и пальчиковая

гимнастика.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по РЭМП.

Составление

рассказов из

личного опыта

(повествование и

рассуждение).

Дидактическая

подготовке к

обучению

Артикуляционная

и пальчиковая

гимнастика.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа в тетрадях

по развитию

мелкой моторики

рук, активизации

мышления и речи.

Активизирующее

общение (решение

проблемных

ситуаций).

Развивающая игра

(пространственное

и логическое

мышление,

воображение).

Разучивание

Подвижная игра.

Дидактическая

игра по ознак. с

окружающим.

Подвижная игра.

ролевая игра.

Индивидуальная

работа по

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по

развитию

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая

Элементы ТРИЗ.

Динамический

Подвижная игра.

эксперимент.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по

активизации

формированию

грамматического

строя речи.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая

игра по РЭМП.

Разучивание

внимания,

мышления.

художественной

литературы.

Театрально-

творчество.

Индивидуальная

работа по

физическому

воспитанию.

Конструирование

«обыгрыванием»

художественной

литературы.

Драматизация

Сюжетно-ролевая

Индивидуальная

работа по

развитию

фонематического

Хозяйственно-

бытовой труд.

Музыкально-

спортивное

развлечение;

конкурс чтецов,

загадок и т.п.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в подготовительной к школе группе .

Понедельник

Активизирующе

е общение

(рассказы из

личного опыта,

проблемных

ситуаций).

Наблюдение и

труд в уголке

Индивидуально

е обсуждение

выполнения

«домашних

заданий» в

тетрадях.

Подвижная

Составление

рассказов по

(повествование,

описание).

Дидактическая

игра по ознак. с

окружающим.

Артикуляционна

я и пальчиковая

гимнастика.

Подвижная игра.

Элементы ТРИЗ.

Индивидуальная

работа по

развитию

моторики рук.

эксперимент.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Развивающая

игра (логическое

пространственно

е мышление.

Подвижная игра.

Логоритмика.

Разучивание

(социально-

нравственное

воспитание).

Развивающая

(пространственно

е и логическое

мышление,

воображение).

Подвижная игра.

Артикуляционная

и пальчиковая

гимнастика

применением

пиктограмм по ОБЖ.

Артикуляционная и

пальчиковая

гимнастика

Подвижная игра.

Игра-забава

(народная,

хороводная, малой

подвижности).

Драматизация

Подвижная

Индивидуальная

работа по ознак.

с окружающим.

ролевая игра.

Дидактическая

подготовке к

обучению

Дидактическая

игра по РЭМП.

Индивидуальная

по развитию

фонематическог

элементов

звукового

анализа слова.

Предварительна

я работа по

подготовке к

будущему

занятию по

познавательному

развитию.

ролевая игра.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по

Дидактические и

развивающие

упражнения с

использованием

карточек

(внимание,

моторика рук).

Предварительная

работа по

подготовке к

будущему

изобразительного

Подвижная игра.

художественной

литературы.

Дидактическая

активизацию

Индивидуальная

работа по

развитию мелкой

моторики рук.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Элементы ТРИЗ.

экспериментировани

Дидактическая игра

(грамматический

строй речи).

Индивидуальная

работа по РЭМП.

Конструирование,

обыгрывание

поделок (2-я неделя-

музыкально-

спортивное

развлечение).

Модели написания конспекта непосредственно образовательной деятельности (нод).

Вариант 1.

Тема нод.

Триединая задача (воспитание, обучение, развитие).

Оборудование.

Активизация словаря.

Методические приемы (формы организации познавательной деятельности):

Организационный момент (мотивация)

Первая часть (закрепление пройденного материала)

Вторая часть (ознакомление с новым материалом, формирование понятий

словарного запаса)

Третья часть (закрепление нового материала)

Итог занятия в соответствии с поставленными целями.

Вариант 2.

Тема нод.

Триединая задача (воспитание, обучение, развитие)

Специально организованное рабочее пространство.

Активизация словаря.

Методические приемы:

а) Первая часть (вступительная). Назначение вида деятельности – настроить детей на

активную работу, позитивный контакт друг с другом, создать заинтересованность

предстоящей деятельностью.

б) Вторая часть (мотивационная основа деятельности). Назначение вида деятельности –

стимулировать принятие элементов учебной задачи, создать интерес к содержанию

в) Третья часть (совместная продуктивная деятельность). Создание проблемной ситуации,

поиск выхода из нее.

Г) Четвертая часть (заключительная).

Разнообразие методов и приемов.

Словесные:

Воспитателю увлекаться словесными методами обучения нельзя – это приводит к

формальному усвоению знаний.

Наглядные (подключение к запоминанию и усвоению учебного материала всех органов

чувств – слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания):

Наблюдение

Демонстрация

Рассматривание

Самые необходимые методы в процессе первоначального обучения.

Организационные:

интригующее начало

эмоциональная завязка

сюрпризный момент и т. д.

Мотивирующие:

создание ситуации занимательности

загадывание загадок

создание ситуации новизны

эффект удивления и т.д.

Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:

создание ситуации столкновения мнений

игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и пр.)

игровое упражнение

эвристический метод – метод открытий

проведение опыта

10. экспериментирование

Данный вид планирования разрабатывается на весь учебный год.

Количество НОД должно соответствовать учебному плану ДОУ.

Программные задачи должны соответствовать возрастному стандарту и

требованиям программы.

В 5 графе обязательно указание метод.литературы и страницы.

Темы должны соответствовать программе.

Совместная деятельность определяется по выбору педагога.

В Российском образовании систематически происходят изменения, и эти перемены побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Это касается не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми.

Первый шаг к этой деятельности, безусловно - планирование. От того, насколько качественно сделано планирование, в большой мере зависит эффективность педагогического процесса.

Планы должны учитывать ряд современных моментов, таких как актуальную ситуацию развития детей, особенности группы детей, реализуемые технологии, региональный компонент, вариативную часть образовательной программы, реализацию требований ФГОС ДО: учет интересов ребенка, поддержку его инициативы и становление ребенка как субъекта своего образования.

То есть нет и не может существовать готового плана именно под вашу группу и под ваших деток, пока вы не сделаете его сами. Готовые планы лишь частично могут быть использованы для разработки собственных планов педагогов.

Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» установлена следующая педагогическая документация детских дошкольных учреждений: для воспитателей и музыкальных руководителей - план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению.

Кроме того, для воспитателей - ежедневное ведение табеля посещаемости детей.

Для старшего воспитателя - план работы с воспитателями на месяц или неделю.

При этом планирование своей работы воспитатели, музыкальные руководители, старшие воспитатели ведут в произвольной форме. Записи наблюдений за педагогическим процессом старшими воспитателями и заведующими ведутся также в удобной для них форме, и данная документация не является обязательной для представления вышестоящим органам. Медицинская и финансовая документации детского дошкольного учреждения ведутся медицинскими работниками и администрацией согласно нормативным документам соответствующих ведомств.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные формы планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в возрастных группах ДОУ являются обязательными нормативными документами, регулирующим деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, по реализации содержания психолого-педагогической работы по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие), разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОУ. Какие же это виды и формы планирования?

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям. Комплексно-тематическое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается на учебный год (с сентября по май включительно).

Данный вид планирования должен отражать:

Наименование темы и период ее реализации;
решаемые педагогические задачи;
деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;
варианты итоговых мероприятий.

Комплексно-тематическое планирование является составной частью основной общеобразовательной программы ДОУ и должно быть разработано методистом и педагогами до начала учебного года. Комплексно-тематическое планирование оформляется в печатном виде должно иметь титульный лист.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности (НОД) составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.

Перспективный план включает (в зависимости от программы ДОУ):

Сроки реализации;
образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие);
цели и задачи (на месяц);
виды детской деятельности,
используемую литературу и методические пособия,
работа с родителями на учебный год (родительские собрания и консультации);
на начало каждого месяца определяется: комплексы утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна, работа с родителями и детьми на месяц (индивидуальные и групповые консультации, групповые и общесадовые родительские собрания, информационные стенды, папки-передвижки, памятки, конкурсы, выставки, семинары, музыкальные и спортивные мероприятия, дни открытых дверей, и т.д.).

Циклограмма составляется на основании плана организации образовательной деятельности для каждой возрастной группы, в каждом детском саду. Она разделена на дни недели. Каждый день это: утро, первая половина дня, включающая непосредственно организованную образовательную деятельность, прогулка, вторая половина дня, вторая прогулка, вечер. В циклограмме обозначены только формы организации детей, которые соответствуют каждому виду деятельности.

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.

Календарно-тематический план составляется на каждый день в соответствии с режимом дня группы, сеткой непосредственно образовательной деятельности, учитывающей требования к максимальной нагрузке на детей в образовательной деятельности, циклограммой, комплексно–тематическим планированием, перспективным планированием, программным содержанием по возрастным группам.

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарно-тематическое планирование следует начинать с перспективного (сетки НОД), учитывающего:

Требования к максимальной нагрузке на детей;
требования тематического планирования.

При планировании каждой формы работы с детьми воспитатель указывает вид игры, название, задачи, ссылку на учебно-методическое обеспечение. При наличии картотеки указывается лишь ее вид и номер игры в картотеке.

Календарно-тематический план включает:

Планирование утреннего отрезка времени;
планирование НОД;
планирование утренней и вечерней прогулок;
планирование второй половины дня,
планирование работы с семьёй,
создание развивающей предметно-пространственной среды.

Данный вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности и обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:

Непосредственно образовательная деятельность;
- нерегламентированные виды деятельности;
- свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Календарно-тематический план воспитательно – образовательной работы должен строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, продуктивная, музыкальная, театрализованная деятельности, коммуникативная и др.), обеспечивать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка, и должен предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности. Данный вид планирования должен определять цели и способы их достижения, выполнять мотивирующую и активизирующую функции. План является также средством контроля достижения целей и определения необходимой для этого деятельности.

Очень важно учитывать комплексно-тематический принцип при планировании - единая тема объединяет все виды деятельности.

Компонентами календарно-тематическго планирования являются:

Целевой компонент: цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми).
Содержательный - определяется программой.
Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
Результативный (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать) – может присутствовать в форме календарного планирования как средство оценки достижения результатов.
Материально-технический: оснащение и дидактическое обеспечение.

При планировании приветствуется использование картотек прогулок, утренней гимнастики, наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т.п., составленных педагогами групп, специалистами ДОУ.

В перспективном и календарно-тематическом планировании должны учитываться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.

В планах обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей группы, квалификационная категория, даты начала и окончания плана. Контроль за календарно-тематическим планированием осуществляется методистом ДОУ ежемесячно с соответствующей пометкой: Дата проверки. Надпись: «План проверен, рекомендовано: 1…., 2….., 3….. и т.д.», а так же в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями. Срок хранения календарно-тематического и перспективного плана 5 лет.

Для того чтобы обеспечить преемственность видов деятельности, сбалансировать чередование специально организованных НОД и нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей, оптимальное сочетание индивидуальной и фронтальной работы, грамотно спланировать подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, прогулки, экскурсии, наблюдения, работу в уголках развития, можно воспользоваться технологией модульного планирования. Она поможет рационально распределить разнообразные формы работы по дням недели и материал для закрепления знаний, умений, навыков дошкольников. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Пример схемы модульного планирования.

Вид деятельности детей Форма работы Число повторений за неделю

План воспитательно-образовательной работы оформляется в соответствии с утвержденной формой написания плана воспитательно-образовательной работы согласно требованиям ФГОС ДО. План воспитательно – образовательной работы содержит следующие разделы (на усмотрение администрации и педагогического коллектива ДОУ)

Годовые задачи ДОУ;
режим дня группы;
расписание непосредственно образовательной деятельности;
циклограмма;
ежедневные традиции группы;
еженедельные традиции группы;
список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09 текущего года, с указанием индивидуальных особенностей, групп здоровья…);
список детей по подгруппам;
условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы);
сведения о родителях воспитанников группы;
перспективный план работы с родителями на год;
протоколы родительских собраний;
комплексно-тематическое планирование на учебный год;
перспективное планирование на месяц;
календарно-тематический планирование на каждый день;
рекомендации методиста.

Приложениями к плану воспитательно – образовательной работы могут быть:

Комплексы утренней гимнастики и корригирующей гимнастики после дневного сна.
работа по созданию развивающей среды.
оценка промежуточных и конечных итогов работы (усвоение детьми программы) в соответствии с возрастом детей.

Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана. Решение о выборе формы написания календарного плана воспитателей принимается на педагогическом совете дошкольного учреждения. Формы планирования воспитательно-образовательной деятельности:

Текстовая,
сетевая,
графическая,
компилятивная.

Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста. Данная форма широко используется при планировании работы на год и более длительные формы. Чаще всего текстовую форму планирования используют при описании результатов анализа деятельности ДОУ за предыдущий год, установке причинно-следственных связей, описании структуры программного документа и т.д.

Сетевая форма планирования предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм. Эта форма применяется для отдельных разделов программы развития или годового плана ДОУ. В основу сетевой формы чаще всего заложена циклограмма, отражающая регулярно повторяющиеся мероприятия, в частности на очередной учебный год.

Для перспективного и комплексно-тематического планирования работы воспитателя удобнее использовать таблицы.

Планирование расписания НОД (модель регламентированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми) удобнее планировать схематично. В отличие от таблицы, где содержание представлено в определённой последовательности, схема показывает взаимосвязи и взаимодополняемость её элементов.

Календарно-тематическое планирование на неделю удобнее планировать при помощи циклограммы. Все составляющие календарного плана в течение дня практически повторяются ежедневно в течение недели (игры, беседы, индивидуальная работа, труд в природе и хозяйственный труд и т.д.). Поэтому циклограмма позволит воспитателю значительно сэкономить время на планировании образовательной деятельности, уделив его работе с детьми.

Графическая форма планирования отражает содержание деятельности ДОУ в виде двух координатных графиков, диаграмм, гистограмм. Чаще всего данная форма планирования используется для демонстрации количественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, неделю или день.

Компилятивная форма плана может объединять в себе несколько разных форм, сочетающихся друг с другом.

В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.