Положение о финансовом отделе. Финансовый отдел предприятия: формирование и регламенты Положение о финансовом отделе облсовпрофа

Узнайте, какой может быть структура финансовой службы отдельной компании и холдинга, должна ли в нее входить бухгалтерия, обязаны ли подчиняться финансовому директору бухгалтеры, внутренние аудиторы и IT-специалисты. Скачайте положение о финансовом департаменте, чтобы корректно сформулировать цели, задачи и функции подразделения.

В финансовом отделе должны трудиться сотрудники особого образа мышления:

  1. Они должны быть способны проанализировать полученный результат, найти «узкие места» и, наоборот, слишком хорошо профинансированные процессы.
  2. Они должны уметь смотреть в будущее и планировать деятельность предприятия на несколько периодов вперед.
  3. Они должны знать, через какие ключевые показатели нужно вести оперативный контроль.
  4. Квалификация специалистов финансового отдела должна позволять им вести диалог со всеми подразделениями предприятия. Другими словами, финансист должен быть способен перевести бизнес-процессы любого подразделения на язык денег, оптимизировать их, и сделать обратный перевод. Этого невозможно добиться, если финансисты работают в «вакууме», они должны обязательно иметь доступ к нефинансовой информации и интересоваться ею.

Основной тренд сегодня - упрощать бизнес-процессы, освобождать сотрудников от рутинных задач и больше времени посвящать анализу и финансовому контролю. Вместо устаревших обязанностей появляется новый функционал в финансовой службе.

Функции и задачи финансового отдела

Определиться с тем, сколько специалистов должно работать в финансовом отделе предприятия, и какие это должны быть специалисты, поможет схема функций и объектов финансового отдела.

Функции /Объекты

Планирование

Оперативная деятельность

Анализ

Создание / разработка

Доходы и расходы

Бизнес-планирование

Согласование заявок на расходы, ежедневная, еженедельная и ежемесячная отчетность

Денежные средства

Бюджет движения денежных средств

Платежный календарь

Согласование заявок на выплаты

Реестры платежей

Привлечение финансирования

План-фактный анализ, выявление неэффективности

Положения, процедуры, формы, программное обеспечение

Оборотный капитал

План по оборотному капиталу

Контроль ДЗ и КЗ по срокам долга

Срочные депозиты

Структура оборотного капитала, ликвидность

Положения, процедуры, формы, программное обеспечение

Налоги

Налоговый бюджет

Схемы оптимизации

Договоры

Ведение портфеля договоров

Согласование

Финансовые главы договоров

Капитальные вложения

Инвестиционный план

Согласование заявок на капиталовложения

Анализ основных фондов, амортизации

Финансовые вложения

Поиск и планирование лучших форм инвестирования

Управление инвестициями

Анализ инвест-проектов

Инвестиционный портфель, регламенты, программное обеспечение

Бизнес-процессы

Расчет стоимости бизнес-процессов

Контроль и оптимизация процессов в финансах

Финансовые бизнес-процессы

Ежедневная, еженедельная и ежемесячная отчетность

Расчет фактических KPI, выплат

Система KPI

Список функций и объектов настолько обширен, что на первый взгляд, кажется, треть штатного расписания нужно отдать под финансовую службу. Но это не так. См.,

Как рассчитать оптимальное количество сотрудников финансовой службы

Если в финансовой службе сотрудников слишком мало, они не справляются с объемом работ. Много – простаивают и съедают деньги компании. Чтобы избежать подобных проблем, определите оптимальное количество подчиненных.

Рассмотрим последовательно каждый объект финансового отдела и функции по нему и определимся, какой сотрудник должен их выполнять.

Первый блок финансов компании

Доходы и расходы

Финансовый контролер. Человек, с которого начинается финансовый отдел. Тот, кого первым нанимают в финансовую службу, а с ростом ее он часто становится финансовым директором.

В небольших компаниях финансовый контролер часто создает управленческий учет с нуля, разрабатывает документы, аналитики и процессы, по которым должен вестись учет. В средних компаниях финансовые контролеры активно принимают участие в дальнейшем совершенствовании управленческого учета, а ежедневные рутинные задачи выполняют подчиненные им финансовые аналитики.

В крупных компаниях финансовые контролеры и финансовые аналитики работают в выделенных подразделениях – отделах финансового контроля по направлениям деятельности: продуктам, регионам, видам расходов, где занимаются планированием, учетом и анализом в рамках своего направления. Иногда возникает необходимость планирование вывести в отдельную функцию и создать плановый отдел, или отдел бюджетирования.

Зачем финансовой службе система «персональных BI» и собственный IT‑архитектор

Не все компании могут позволить себе дорогие ERP-системы, а использовать расширенную аналитику сейчас необходимо уже практически всем. Альтернативное решение – оставить данные в нескольких информационных системах, внедрить систему «персонального BI» и ввести в штат IT‑архитектора.

Цена

Функции по ценообразованию не слишком сильно отличаются от расчета доходов и расходов. Поэтому их выполняют либо все те же финансовые контролеры, если предприятие невелико, либо Отделы ценообразования. Вся деятельность по ценообразованию и ведению ценовой политики проводится совместно с Коммерческим департаментом, потому что финансисты могут дать только одно из слагаемых цены – себестоимость и прибыль, второе слагаемое, – рынок, не в их компетенции.

Отчетность (локальная, МСФО)

Ведение локальной отчетности, конечно же, находится в зоне ответственности бухгалтерии. Тогда как ведением отчетности по МСФО часто занимается финансовый контролер, специалист по МСФО, или же целые отделы МСФО.

Если предприятию по той или иной причине нужен плановый пакет отчетности, то его тоже могут сделать специалисты отдела финансового контроля на основе БДР, БДДС и инвестиционного бюджета.

Внутренним аудитом локальной бухгалтерской отчетности можно озадачить финансового контролера. Или же создать отдел внутреннего аудита. Все зависит от масштабов, конечно. Анализ ключевых финансовых показателей и написание аналитических записок обычно производят все те же финансовые контролеры.

Когда масштабы бизнеса растут, собственники ставят перед финансовым директором задачу усилить контроль процессов. Иногда такие поручения учредители и руководство не озвучивают, просто устанавливают показатели KPI для руководителя финансовой службы, которые невозможно выполнить без четкой системы внутреннего контроля.

Управленческая отчетность

Ведение управленческой отчетности – это полностью зона ответственности финансового отдела. Соответственно полный цикл от планирования до анализа полученных результатов лежит на финансовых контролерах. Или, при наличии выделенного подразделения, на сотрудниках Отдела управленческой отчетности.

Второй б лок финансов компании

Денежные средства

Если в расчете доходов и расходов главным был финансовый контролер, то в управлении денежными средствами ключевая фигура – казначей. Инструменты краткосрочного планирования ДС – , и среднесрочного – находятся в зоне его ответственности. Ежедневно он согласовывает заявки на оплату и формирует реестры платежей, следит за выгодным размещением ДС на срочных депозитах.

В небольших компаниях казначеем может быть все тот же финансовый контролер. Но такое совмещение эффективно только если компания проводит не более 30 операций ежедневно и у нее хорошо автоматизированы бизнес-процессы в финансах.

Хорошо работает союз казначея и бухгалтера на участке оплаты для средних предприятий, а для крупных необходимо создавать отдел казначейство.

Оборотный капитал

Дополнительные и смежные функции

Налоги

В функции отдела финансового контроля может входить снижение налоговой нагрузки путем разработки методов оптимизации и планирования налоговых схем. По сути, это смежная функция главного бухгалтера, но все зависит от распределения обязанностей на предприятии.

В крупных холдингах целесообразно создать позицию налогового консультанта или отдел налогообложения.

Договоры

В секторах бизнеса, основанных на договорной деятельности с покупателями и поставщиками, крайне важно установить контроль финансовых специалистов над вновь заключаемыми договорами. С одной стороны, это снизит количество финансовых ошибок при заключении договора, таких как:

  1. Неправильный расчет сумм и тарифов.
  2. Некорректный срок оплаты.
  3. Отсутствие индексации цен по долгосрочным договорам.
  4. Существование или наоборот не включение штрафов.
  5. И т. д.

С другой стороны, это позволит финансистам включать новые договоры в планирование, снимать с них ключевые данные, вести портфель договоров.

Капитальные вложения

На определенном этапе развития для предприятия становится очевидно, что основными фондами нужно управлять особенно тщательно, ведь стоимость их огромна. И с помощью грамотного управления можно сэкономить существенную сумму на платежах, налогах и высвободить денежные средства на оборотный капитал. Управлением капитальными вложениями также занимается отдел финансового контроля или специально выделенное подразделение.

Финансовые вложения

Когда предприятие имеет свободные денежные средства или нераспределенную прибыль, которые могут приносить дополнительный доход, задачей финансиста становится выгодное их инвестирование.

В небольших объемах с управлением финансовыми вложениями справляется финансовый директор. А когда объемы растут, целесообразно выделить под управление Инвестиционного аналитика или создать отдел инвестиций

Управление проектами без вложений в IТ‑систему

Программа MyProject поможет быстро разработать план проекта, рассчитать бюджет, нажатием одной кнопки уведомить исполнителей и отслеживать отклонения от плана в режиме реального времени.

Бизнес-процессы

В процессно-ориентированных компаниях всегда остро стоит вопрос: «Кто будет участвовать в разработке процессов от компании?» Благодаря своему складу ума, финансисты обычно хорошо с этим справляются и их охотно включают в различные проектные группы. Кроме того, финансисты по долгу службы должны быть в курсе основных бизнес-процессов, чтобы знать, куда обращаться за информацией.

KPI

Очень распространенная практика – назначать финансовый отдел ответственным за расчет KPI, особенно если они (KPI) не многочисленные и не сложные. В обратном случае – это зона ответственности выделенного подразделения отдела KPI.

А вот разработку KPI не стоит полностью делегировать финансистам, потому что в итоге вы получите хорошие KPI для стагнирующего бизнеса, но никак не для бурного развития.

За что премировать сотрудников: наборы KPI для подразделений компании

Редакция собрала 17 наборов KPI для финансовой службы и других подразделений, регламенты, отчеты о премировании, справки о выполнении ключевых показателей. Скачайте и используйте у себя в компании.

Структура финансового департамента

Структура финансового отдела зависит от конкретных задача развития компании. У подразделения есть базовые функции (бюджетирование, управленческий учет, внутренний контроль, составление финансовой отчетности) и есть дополнительные. Последние могут различаться в зависимости от приоритетов текущего этапа развития компании.

Таблица . Пример структуры и штата финансовой службы предприятия

Наименование структурных подразделений и должностей

Структурная численность

действующая

резервная

Финансовый директор

Отдел финансового контроллинга

Руководитель отдела - специалист по управленческому учету

Финансовый менеджер по бюджетированию и планированию

Финансовый специалист 2-й категории

Финансовый аналитик

Казначейство

Руководитель отдела - казначей

Кредитный офицер

Финансовый специалист 1-й категории

Контрольно-ревизионный отдел

Руководитель отдела - главный аудитор

Отдел бухгалтерского учета и отчетности

Начальник отдела (главный бухгалтер)

Заместитель начальника

Бухгалтер

Бухгалтер-кассир

Служба IT-сопровождения

Руководитель отдела

Программист

Финансовый блок

Мы рассмотрели большинство функций финансового отдела и надеемся, что статья поможет вам создать эффективный и не раздутый по штату отдел.

ПОЛОЖЕНИЕ О ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ ВЕДУЩИМ СПЕЦИАЛИСТАМ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВО - ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ХОЛДИНГА )

ПОЛОЖЕНИЕ О ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

2.3.4. Определяет потребность в денежных средствах , проводит экономи­
ческую и финансовую экспертизу проектов и предложений, а также расчет их
эффективности (составление бизнес-планов).

2.3.5. Проводит обоснование допустимого уровня отпускных цен на про­
дукцию (товары, услуги), а также обоснование затрат при заданном уровне
рентабельности.

2.3.6. Организует и разрабатывает оптимальные схемы документооборота,
устанавливает сроки представления и формы внутрифирменных документов.

2.2.7. Контролирует ведение бухгалтерского, финансового, налогового и
инвестиционного учета, подготовку бухгалтерской, финансовой, налоговой и
статистической отчетности.

2.2.8. Проводит текущий и оперативный учет финансово-экономического
состояния предприятия и его структурных подразделений в реальном режиме
времени.

2.2.9. Обеспечивает руководство предприятия всей необходимой плановой
(прогнозной) и фактической (аналитической) информацией в режиме реаль­
ного времени.

3. ПРАВА , ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1. Заместитель генерального директора по экономике и финансам имеет
право:

3.1.1.Контролировать и направлять деятельность предприятия и его струк­
турных подразделений в вопросах целесообразного и экономного использова­
ния материальных и финансовых ресурсов.

3.1.2.Получать всю необходимую информацию от структурных подразделе­
ний для осуществления планирования, бюджетирования и анализа финансо­
во-экономической деятельности предприятия.

3.1.3.Давать указания и издавать распоряжения в рамках возложенных на
него обязанностей.

3.2. Заместитель генерального директора по экономике и финансам обязан:

3.2.1.Требовать от руководителей структурных подразделений безусловного
и своевременного выполнения сводного бюджета, заложенных показателей
рентабельности и оборачиваемости оборотных средств.

3.2.2. Разрабатывать методические положения, нормы, нормативы, инструк­
ции, схемы документооборота и стандарты внутренних документов с целью ук­
репления финансово-экономического состояния предприятия.

3.2.3.Контролировать структуру активов, капитала, финансовую устойчи­
вость, платежеспособность и ликвидность предприятия .

3.3. Заместитель генерального директора по экономике и финансам несет
ответственность за:

3.3.1. Предоставление руководству предприятия не позднее 25 числа каждо­
го месяца сводного бюджета на следующий плановый месяц, включая план по
прибыли и финансовый план.

3.3.2. Предоставление руководству предприятия не позднее 5 числа каждого
месяца исполнения сводного бюджета за истекший отчетный месяц, включая
отчет по прибыли и отчет о движении денежных средств .

3.3.3. Оперативное обеспечение руководства предприятия всей аналитической
информацией о текущем финансово-экономическом состоянии предприятия.

3.3.4. Методическое руководство и состояние бухгалтерского, финансово­
го, налогового, управленческого и инвестиционного учета.

3.3.5.Разработку нормативов накладных, транспортных и таможенных рас­


кой задолженности).

«Утверждаю» Генеральный директор

«____ » ___________

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ГЛАВНОМУ БУХГАЛТЕРУ

ОАО «

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.2. Начальник финансового отдела выполняет следующие задачи и функ­
ции:

2.2.1.Осуществляет финансовое планирование, составляет бюджет движе­
ния денежных средств, определяет кассовые разрывы и потребность в заемных
средствах.

2.2.2.В целях избежания текущих кассовых разрывов и дефицита платежных
средств устанавливает очередность платежей, контролирует поступление и рас­
ходование денежных средств развернуто во времени.

2.2.3.Разрабатывает мероприятия по своевременному привлечению заем­
ных денежных средств.

2.2.4.Обеспечивает своевременное погашение задолженности предприятия
перед бюджетом, внебюджетными фондами, а также работниками и акционе­
рами предприятия.

2.2.5.Контролирует фактическую оборачиваемость денежных средств и ус­
траняет отклонения от нормативного значения.

2.2.6.Обеспечивает руководство предприятия всей плановой, фактической
и аналитической информацией, необходимой для принятия управленческих
решений.

3. ПРАВА , ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1. Начальник финансового отдела имеет право:

3.3.1.Визировать договора, платежно-расчетные и денежные документы,
связанные с расходованием собственных и заемных денежных средств.

3.3.3.Контролировать работу служб и подразделений в пределах утвержден­
ных бюджетов движения денежных средств и установленных сроков их поступ­
ления и расходования.

3.2. Начальник финансового отдела обязан:

3.2.1. Контролировать поступления и расходования денежных средств раз­
вернуто во времени по предприятию в целом, его структурным подразделени­
ям и объектам.

3.2.2. Во избежание кассовых разрывов и дефицита в целом по предприя­
тию своевременно определять потребность в заемных средствах, а также источ­
ники их поступления.

3.2.3. Соблюдать норматив оборачиваемости денежных средств и создавать
необходимые страховые резервы.

3.3. Начальник финансового отдела несет ответственность за:

3.3.1.Своевременное предоставление руководству предприятия плана и от­
чета о движении денежных средств.

3.3.2. Выполнение финансового бюджета, включая расчеты с подрядчика­
ми, поставщиками и покупателями, выплату заработной платы и перечисле­
ние налогов и неналоговых платежей.

3.3.3.Оперативное обеспечение руководства предприятия всей аналитичес­
кой информацией о текущем финансово-экономическом состоянии предприя­
тия.

«Утверждаю» Генеральный директор

«_____ » _______________

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ НАЧАЛЬНИКУ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА

ОАО « ____________________________ _ »

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. На должность начальника аналитического отдела назначается лицо,
имеющее высшее экономическое или финансовое образование и стаж работы
не менее 5 лет.

1.2. Назначение и освобождение начальника аналитического отдела произ­
водится приказом генерального директора в установленном порядке.

1.3. Начальник аналитического отдела подчиняется заместителю генераль­
ного директора по экономике и финансам.

1.4. Начальник аналитического отдела в своей работе руководствуется дей­
ствующим законодательством, приказами генерального директора и распоря­
жениями заместителя генерального директора по экондмике и финансам, а
также положением о финансово-экономической службе и настоящей инструк­
цией.

1.5. Система оплаты труда начальника аналитического отдела устанавлива­
ется в контракте.

2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

2.1. В качестве главной задачи начальника аналитического отдела выступает
оперативный учет финансово-экономического состояния предприятия, его
структурных подразделений и отдельных бизнес-единиц в реальном режиме
времени на основе составления форм внутренней управленческой отчетности,
анализа текущей ликвидности и финансовой устойчивости, проведения внут­
реннего аудита, установления нормативов рентабельности (продаж, активов и
собственного капитала) и оборачиваемости запасов, дебиторской и кредитор­
ской задолженности, расчета бизнес-планов.

2.2. Начальник аналитического отдела выполняет следующие задачи и фун­
кции:

2.2.1. Осуществляет разработку стандартов внутренних документов - пла­
новых и отчетных, в том числе формы внутренней отчетности, анализа и ауди­
та, схемы документооборота, регламента, сроков и последовательности дви­
жения документов.

2.2.2. Проводит в реальном режиме времени текущий и оперативный учет
финансово-экономического состояния предприятия на основе бухгалтерских
данных. Для этого составляются документы внутренней отчетности, анализа и
аудита за любой период времени.(с начала месяца, квартала, года) по всему
предприятию и по любому структурному подразделению или объекту.

2.2.3..gif" height="81">Ежемесячно и ежеквартально на основе плановых и отчетных данных
анализирует финансово-экономическое состояние предприятия, вносит пред­
ложения по повышению финансовой устойчивости и экономического роста.

2.2.4. Устанавливает нормативы рентабельности (продаж, активов и соб­
ственного капитала), а также оборачиваемости запасов, дебиторской и креди­
торской задолженности по каждому объекту или проекту.

2.2.5. Определяет продолжительность финансового цикла, обеспеченность
предприятия собственными оборотными средствами.

2.2.6. Составляет баланс движения собственных денежных средств и опре­
деляет их профицит или дефицит.

2.2.7. Разрабатывает положения об основной и дополнительной оплате тру­
да по каждому структурному подразделению и объекту.

2.2.8. Обеспечивает руководство предприятия всей необходимой аналити­
ческой информацией с целью принятия управленческих решений.

3. ПРАВА , ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1. Начальник аналитического отдела имеет право:

3.1.1.Участвовать в разработке бюджетов, установке показателей эффек­
тивности для каждого подразделения или объекта в отдельности, а также в
проведении анализа фактических данных.

3.1.2.Определять политику, ведущую к повышению эффективности исполь­
зования материальных и финансовых ресурсов, управлению рабочим капита­
лом и платежеспособностью.

3.1.3.Информировать руководителей структурных подразделений и объек­
тов о размерах дополнительной оплаты труда по результатам работы в отчетном
периоде.

3.2. Начальник аналитического отдела обязан:

3.2.1.Разрабатывать стандарты внутрифирменных документов, схемы доку­
ментооборота, методические положения, нормативы и инструкции по повы­
шению финансовой устойчивости предприятия.

3.2.2.Составлять ежемесячную и квартальную аналитическую отчетность о
финансово-экономическом состоянии предприятия.

3.2.3.Проводить внутренний аудит финансово-экономической деятельнос­
ти предприятия, давать оценку инвестиционным проектам, а также схемам
минимизации затрат, налогообложения и движения финансовых ресурсов.

3.3. Начальник аналитического отдела несет ответственность за:

3.3.1. Оперативную обработку и своевременное представление руководству
предприятия плановой, текущей и аналитической информации о финансово-
экономическом состоянии предприятия.

3.3.2. Разработку нормативов накладных, транспортных и таможенных рас­
ходов, показателей рентабельности (продаж, активов и собственного капита­
ла) и оборачиваемости оборотных средств (запасов, дебиторской и кредиторс­
кой задолженности).

3.3.3. Объективность расчета основной и дополнительной частей оплаты
труда по каждому структурному подразделению и объекту.


СВОДНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ВХОДНЫХ И ВЫХОДНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

ОАО « ______________________________ »

Отправитель

Название документа

Получатель

Структурные подразде­ления, объекты, управляющая компания

Операционный и финансовый бюджет

ПЭО, ФО, АО

Отчет об исполнении операцион­ного и финансового бюджета

Сводный операционный бюджет

Заместитель ГД(ФЭС) ■

Отчет об исполнении сводного операционного бюджета

Сводный финансовый бюджет

Заместитель ГД (ФЭС)

Отчет об исполнении сводного финансового бюджета

Анализ фин.-эк. состояния пред­приятия на плановый период

Заместитель ГД (ФЭС)

Анализ фин.-эк. состояния пред­приятия за отчетный период

Заместитель ГД (ФЭС)

Уточнение, согласование, изменение

Заместитель ГД (ФЭС)

Сводный основной бюджет

Отчет об исполнении сводного основного бюджета

Утверждение

Совет директоров

Текущая бухгалтерская информа­ция

Ежедневно

ПЭО, ФО, АО

ПЭО, ФО, АО

Текущая отчетность о фин.-эк. состоянии предприятия, об испол­нении бюджетов, отклонении фактических показателей от плановых

Ежедневно

ГД, заместители ГД, руководители структурных подразделений и объектов


1. Абрютина М)С, , Переход от финансовых балан­
сов первичного*уровня к распределительным операциям в системе национальных сче­
тов: Учебное пособие. - М.: Госкомстат России, 1995.

2. , От бухгалтерского учета к системе национальных сче­
тов // Вопросы статистики. - 1997. - № 8.

3. Абрютина М. С. Экономический учет и анализ деятельности предприятий // Воп­
росы статистики. - 2000. - № И.

4. Абрютина М. С. Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности : Методика. Практичес­
кие рекомендации // Библиотека журнала «Консультант бухгалтера». Вып. 2. - М.: Дело
и Сервис, 1999.

5. Абрютина М. С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие,
- М.: Дело и Сервис, 2000.

6. , Финансовый анализ. - 2-е изд., перераб. и доп. -
М.-Новосибирск: Издательство «Дело и Сервис»: Издательский дом «Сибирское со­ глашение», 1999.

7. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с
банкротством. - М.: Ось-89, 1996.

8. С. Совершенствование положения о бухгалтерском учете и отчетности и
Плана счетов // Бухгалтерский учет. - 1995. - № 4.

9. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: Учеб­
но-практическое пособие. - М.: Дело и Сервис, 2002.

10. Рост собственного капитала, финансовый рычаг и платежеспособ­
ность предприятия // Финансовый менеджмент. - 2002. - № 2.

11. Воссоединение различных форм отчетности на основе унифициро­
ванного баланса // Финансовый менеджмент. - 2002. - № 4.

12. Оценка платежеспособности предприятия за период // Финансовый
менеджмент- № 6; 2003. - № 1.

13. В, Учет внутренней структуры капитала // Финансовый менеджмент. -
2003. - № 2.

14. Основы финансовой устойчивости предприятия // Финансовый ме­
неджмент. - 2003. - № 4.

15. Моделирование финансовой устойчивости предприятия // Финансо­
вый менеджмент. - 2003. - № 5.

16. , Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. -
4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2001.

18. Финансовый анализ. -М.: Финансы и статистика, 1998.

19. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекатель­
ности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М.: АО
«ДИС»: МВ-Центр, 1994.

20. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: Дело
и Сервис, 1997.

21. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. и
перераб. - М.: Дело и Сервис, 2001.

22. Международный бухгалтерский учет GAAP и IAS / Сост. . - М.:
Дело и Сервис, 1998. (Справочник бухгалтера от А до Я).

23. Национальные счета России в 1989-1995 гг.: Статистический сборник / Пред.
ред. коллегии В. Л. Соколин. - М.: Госкомстат России, 1997.

24. , Финансовый учет: Учебное пособие в 2-х частях. - М.:
ФБК-Пресс, 1998.

25. Райе Э. Бухгалтерский учет и отчетность без проблем / Пер. с англ. - М.:
ИНФРА-М, 1997.

1. Общие положения

1.1. Финансово-экономический отдел (далее - Отдел) в соответствии с приказом Федерального архивного агентства (далее - Росархив) от 22 июня 2016 г. № 70 «Об утверждении штатного расписания Федерального архивного агентства» является структурным подразделением в составе Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования(далее - Управление).

1.2. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Росархива, а также настоящим Положением.

1.3. Отдел осуществляет свою деятельность непосредственно, а также во взаимодействии в пределах своих полномочий с другими подразделениями Росархива, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

1.4. Положение об Отделе и штатная численность утверждаются приказами Росархива.

2. Задачи Отдела

Основными задачами Отдела являются:

2.1. Подготовка предложений к документам стратегического планирования федерального и ведомственного уровней.

2.2. Реализация мероприятий Росархива по осуществлению государственной финансовой, экономической и социальной политики в подведомственных Росархиву федеральных государственных учреждениях.

2.3. Планирование финансовых ресурсов на содержание аппарата Росархива и подведомственных Росархиву федеральных государственных учреждений, обеспечение их финансированием.

2.4. Организация бухгалтерского учета и отчетности в подведомственных Росархиву федеральных государственных учреждениях, осуществление контрольно-ревизионной работы в соответствии с действующим законодательством.

2.5. Организация финансово-экономической работы в подведомственных Росархиву федеральных государственных учреждениях, оказание им методической помощи.

2.6. Организация обеспечения бесперебойной работы автоматизированных рабочих мест структурных подразделений Росархива.

3. Основные функции Отдела

В целях выполнения поставленных задач на Отдел возлагаются следующие функции:

3.1. Во взаимодействии со структурными подразделениями Росархива:

3.1.1. осуществляет подготовку предложений к основным направлениям государственной политики, нормативно-правовому регулированию и контролю в сфере архивного дела и делопроизводства, документам стратегического планирования федерального и ведомственного уровней;

3.1.2. готовит предложения к проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам развития архивного дела, к проектам федеральных и отраслевых программ, Основных направлений и прогнозов развития архивного дела, разрабатывает проекты нормативных документов по профильным отделу направлениям;

3.1.3. участвует в подготовке прогнозов развития в установленной сфере;

3.1.4. обеспечивает формирование и согласование в установленном порядке Плана информатизации Росархива на плановый период, а также отчета за предыдущий период;

3.1.5. участвует в подготовке проекта ежегодного итогового доклада о деятельности Росархива;

3.1.6. по поручению Руководства Росархива готовит по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, других уполномоченных министерств и ведомств статистическую, аналитическую и оперативную информации по профильным отделу направлениям;

3.1.7. участвует в проведении комплексных и тематических проверок подведомственных федеральных государственных учреждений по профильным отделу направлениям;

3.1.8. организует разработку экономических нормативов, проведение анализа трудозатрат в подведомственных федеральных государственных учреждениях;

3.1.9. вносит на рассмотрение коллегии Росархива вопросы развития архивного дела и деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений по профильным отделу направлениям;

3.1.10. готовит предложения по совершенствованию системы оплаты труда работников подведомственных федеральных государственных учреждений; разрабатывает в пределах компетенции Росархива руководящие материалы и инструктивно-методические письма по применению действующих систем оплаты труда;

3.1.11. участвует в подготовке предложений по улучшению условий труда работников подведомственных федеральных государственных учреждений, их социальной защищенности, подготовке предложений о поощрении работников федеральных архивных учреждений;

3.1.12. разрабатывает вопросы деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений по привлечению внебюджетных средств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, организует разработку методических документов по вопросам стоимости работ и услуг, оказываемых ими юридическим и физическим лицам;

3.1.13. участвует в работе по оптимизации перечня платных работ и услуг, выполняемых (оказываемых) федеральными архивными учреждениями, унификации прейскурантов.

3.1.14. организует работу по проведению конкурсов и торгов в аппарате Росархива, осуществляет методическую помощь в подготовке конкурсов и торгов в подведомственных федеральных государственных учреждениях;

3.1.15. участвует в подготовке и проведении конференций, совещаний, семинаров, заседаний научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов;

3.1.16. принимает участие совместно с Отделом государственной службы и наград в подборе кадров отдела.

3.2. Разрабатывает в установленном порядке предложения к проекту федерального бюджета Российской Федерации о расходах на содержание аппарата Росархива, подведомственных федеральных государственных учреждений.

3.3. Готовит на утверждение руководству Росархива смету расходов и штатное расписание аппарата Росархива, обеспечивает их исполнение.

3.4. Готовит на утверждение руководству Росархива сметы расходов (изменения к ним) на содержание подведомственных федеральных государственных учреждений, осуществляет их финансирование.

3.5. Рассматривает вопросы подготовки соответствующей документации и финансирования капитального и текущего ремонтов в подведомственных федеральных государственных учреждениях, осуществляет реализацию инвестиционных программ.

3.6. Осуществляет контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с выделенными ассигнованиями и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов по бюджету с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений, проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, готовит предложения по ее совершенствованию.

3.7. Составляет сводный бухгалтерский отчет по подведомственным федеральным государственным учреждениям и бухгалтерский отчет по аппарату Росархива для представления в Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке.

3.8. Составляет сводные отчеты о поступлении средств из федерального бюджета, об исполнении сметы расходов учреждений, финансируемых из федерального бюджета, об использовании ассигнований на выполнение федеральных целевых программ, о проведении торгов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд, другие бухгалтерские и статистические отчеты.

3.9. Осуществляет контроль за сохранностью основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и других материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации, организует проведение инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей аппарата Росархива.

3.10. Обеспечивает организацию учета средств вычислительной техники в структурных подразделениях Росархива и подведомственных федеральных государственных учреждениях.

3.11. Осуществляет мониторинг информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и программных продуктов, подведомственных Росархиву учреждений, подготовку предложений по их модернизации, включая подготовку соответствующих справок и заключений.

3.12. Определяет спецификацию средств вычислительной техники и сканирующего оборудования, приобретаемых для обеспечения аппарата Росархива и подведомственных федеральных государственных учреждениях.

3.13.Осуществляет контроль за подлинностью лицензионных программных продуктов.

3.14. Реализует необходимые меры для бесперебойной работы автоматизированных рабочих мест структурных подразделений Росархива.

3.15. Решает технические вопросы по использованию и подключению Росархива к внешним информационным ресурсам.

3.16. Оказывает техническую помощь структурным подразделениям Росархива, связанную с переходом на предоставление государственных услуг (функций) в электронном виде.

3.18. Консультирует государственных служащих Росархива, работников подведомственных федеральных государственных учреждений, рассматривает заявления, жалобы и предложения граждан по профильным отделу направлениям, принимает меры к устранению недостатков.

3.19. Готовит информацию для официального сайта Росархива по профильным Отделу направлениям работы, осуществляет ее актуализацию.

3.20. Ведет в установленном порядке делопроизводство и обеспечивает хранение документов Отдела, осуществляет их передачу на архивное хранение.

4. Права Отдела

Отдел при выполнении функций имеет право:

4.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений Росархива, подведомственных федеральных государственных учреждений, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Отдел.

4.2. Созывать в установленном порядке совещания представителей структурных подразделений Росархива, подведомственных федеральных государственных учреждений для обсуждения вопросов, входящих в компетенцию Отдела.

4.3. Осуществлять в установленном порядке деловые связи с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Советом директоров федеральных архивов, Российским обществом историков-архивистов, научными, общественными и иными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

4.4. Давать в пределах своей компетенции разъяснения юридическим и физическим лицам по профильным Отделу направлениям деятельности.

4.5. Оказывать методическую помощь уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, государственным и муниципальным архивам в организации их работы по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

5. Организация работы Отдела

5.1. Структура и штатная численность Отдела утверждается приказом Росархива в соответствии с задачами и объемом выполняемых работ.

5.2. Отдел возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности в установленном порядке приказом Росархива.

5.3. Начальник Отдела непосредственно подчиняется начальнику Управления, а по вопросам финансового обеспечения деятельности Росархива и подведомственных Росархиву учреждений Руководителю.

5.4. Начальник Отдела в пределах своей компетенции:

5.4.1. организует деятельность Отдела и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Отдел, состояние служебной и исполнительской дисциплины;

5.4.2. принимает участие в работе совещательных органов Росархива;

5.4.3. взаимодействует с другими структурными подразделениями Росархива;

5.4.4. распределяет обязанности между гражданскими служащими Отдела, вносит на утверждение их должностные регламенты, предложения о размере премии, поощрении, наложении взысканий;

5.4.5. представляет Росархив по всем вопросам, входящим в компетенцию Отдела;

5.4.6. осуществляет иные функции и полномочия, устанавливаемые Регламентом Росархива.

5.5. Отдел осуществляет свою деятельность на основе годовых планов работы Росархива.

5.6. Отдел организует выполнение возложенных на него задач как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Росархива и иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

5.7. Гражданские служащие Отдела назначаются на должность и освобождаются от должности приказом Росархива в порядке, предусмотренном федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

5.8. Должностные обязанности гражданских служащих Отдела определяются их должностными регламентами. Гражданские служащие Отдела несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них должностных обязанностей.

УТВЕРЖДАЮ ____________________________________ (наименование должности руководителя предприятия)

____________________________________ (Ф.И.О., подпись)

"____"______________ _____ г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о финансовом отделе предприятия

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Отдел создан на основании приказа руководителя предприятия N _____ от "__"_______ ____ г.

1.3. Начальник отдела назначается и освобождается от должности приказом руководителя предприятия.

Работники отдела назначаются и освобождаются от должности приказом руководителя предприятия по представлению Начальника отдела.

1.4. Отдел в своей работе руководствуется:

Федеральными законами Российской Федерации;

Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;

Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;

Законами ____________________ (указать субъект Российской Федерации);

Уставом предприятия;

Настоящим Положением.

1.5. В отделе должны быть документы и материалы по следующим вопросам:

Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность;

Нормативные и методические материалы, касающиеся финансовой деятельности предприятия;

Методы организации и планирования информационной работы; новые информационные технологии;

Перспективы развития предприятия;

Состояние и перспективы развития финансовых рынков и рынков сбыта продукции (работ, услуг);

Основы технологии производства;

Организация финансовой работы на предприятии;

Порядок составления финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств, планов реализации продукции (работ, услуг), планов по прибыли;

Система финансовых методов и рычагов, обеспечивающих управление финансовыми потоками;

Порядок финансирования из государственного бюджета, краткосрочного и долгосрочного кредитования предприятия, привлечения инвестиций и заемных средств, использования собственных средств, выпуска приобретения ценных бумаг, начисления платежей в государственный бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды;

Порядок распределения финансовых ресурсов, определения эффективности финансовых вложений;

Нормирование оборотных средств;

Порядок и формы финансовых расчетов;

Налоговое законодательство;

Стандарты финансового учета и отчетности;

Экономика, организация производства, труда и управления;

Бухгалтерский учет;

Единая государственная система делопроизводства;

Методы эффективного применения оргтехники и других технических средств управленческого труда;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила и нормы охраны труда.

2. СТРУКТУРА ОТДЕЛА

2.1. Структуру и штаты отдела утверждает руководитель предприятия.

2.2. Руководство отделом осуществляет Начальник отдела.

2.3. В состав отдела входят (указать должности):

- __________________________________________;

- __________________________________________;

- __________________________________________;

- __________________________________________.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОТДЕЛА

3.1. Управление движением финансовых ресурсов предприятия.

3.2. Регулирование финансовых отношений.

3.3. Обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

3.4. Определение финансовой стратегии предприятия.

3.5. Осуществление инвестиционной политики предприятия.

3.6. Анализ и контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

4. ФУНКЦИИ ОТДЕЛА

В соответствии с возложенными на него задачами отдел осуществляет следующие функции:

4.1. Управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в условиях рынка, в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли.

4.2. Разработку проектов перспективных и текущих финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств.

4.3. Разработку финансовой стратегии предприятия и его финансовой устойчивости.

4.4. Доведение утвержденных финансовых показателей до подразделений предприятия.

4.5. Подготовку проектов планов реализации продукции (работ, услуг), капитальных вложении, научных исследований и разработок, планирование себестоимости продукции и рентабельности производства.

4.6. Расчет прибыли и налога на прибыль.

4.7. Определение источников финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия, включающих бюджетное финансирование, краткосрочное и долгосрочное кредитование, выпуск и приобретение ценных бумаг, лизинговое финансирование, привлечение заемных и использование собственных средств, исследование и анализ финансовых рынков, оценку возможных финансовых рисков применительно к каждому источнику средств и разработку предложений по их уменьшению.

4.8. Осуществление инвестиционной политики и управление активами предприятия, определение оптимальной их структуры, подготовку предложения по замене, ликвидации активов, контроль портфеля ценных бумаг, проведение анализа и оценки эффективности финансовых вложений.

4.9. Разработку нормативов оборотных средств и осуществление мероприятий по ускорению их оборачиваемости.

4.10. Обеспечение своевременного поступления доходов, оформление в установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций, оплату счетов поставщиков и подрядчиков, погашение займов, выплату процентов, заработной платы рабочим и служащим, перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения.

4.11. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, разработку предложений, направленных на обеспечение платежеспособности, предупреждение образования и ликвидацию неиспользуемых товарно-материальных ценностей, повышение рентабельности производства, увеличение прибыли, снижение издержек на производство и реализацию продукции, укрепление финансовой дисциплины.

4.12. Осуществление контроля за выполнением финансового плана и бюджета, плана реализации продукции, плана по прибыли и другим финансовым показателям, за прекращением производства продукции, не имеющей сбыта, правильным расходованием денежных средств и целевым использованием собственных и заемных оборотных средств.

4.13. Ведение учета движения финансовых средств и составления отчетности о результатах финансовой деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности.

4.14. Обеспечение достоверности финансовой информации.

4.15. Контроль за составлением и оформлением отчетной документации, своевременным ее предоставлением внешним и внутренним пользователям.

4.16. Осуществление методического руководства деятельностью других структурных подразделений по финансовым вопросам.

4.17. Осуществление в рамках своей компетенции ведения делопроизводства, формирование и отправление/получение корреспонденции и другой информации по электронным каналам связи.

4.18. Осуществление организации ведения нормативно-справочной информации, относящейся к функциям отдела.

4.19. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иных сведений ограниченного распространения.

4.20. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности отдела.

Возложение на отдел функций, не относящихся к функциям отдела, не допускается.

5. ПРАВА

Отдел для решения возложенных на него задач имеет право:

5.1. Запрашивать в установленном порядке от структурных подразделений предприятия информацию (материалы) по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

5.2. Контролировать выполнение структурными подразделениями предприятия программ, разработанных отделом.

5.3. Контролировать финансово-хозяйственную деятельность структурных подразделений предприятия.

5.4. Проводить в пределах своей компетенции в установленном порядке переговоры со сторонними организациями, подписывать договоры.

5.5. Вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию отдела, в виде проектов.

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.1. В процессе производственной деятельности предприятия отдел взаимодействует со следующими структурными подразделениями:

- ____________________________________________________________,

- ____________________________________________________________,

- ____________________________________________________________.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

7.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет Начальник отдела.

7.2. Ответственность работников отдела устанавливается действующим законодательством и должностными инструкциями.

7.3. Начальник и другие работники отдела несут персональную ответственность за соответствие оформляемых ими документов и операций с корреспонденцией законодательству Российской Федерации.

8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА

8.1. Своевременное и качественное выполнение поставленных целей и задач.

8.2. Качественное выполнение функциональных обязанностей.

Начальник финансового отдела

____________________________

Формирование финансового отдела на предприятии - ответственная задача. Функции финансового отдела постоянно расширяются и формируются исходя из задач, решать которые придется финансовому директору.

Функции финансовой службы

  • Финансовый контроллинг - одна из основных функций финансового отдела, которая заключается в формировании планов и контроля за их исполнением. Исполнение данной функции связанно не только с учетом и анализом, но и контроля за исполнением бизнес-процессов предприятия
  • Казначейство. Управление денежными средствами компании, формирование платёжного календаря, контроль за состоянием взаиморасчетов – все это функции казначейства и недооценить их важность невозможно.
  • Организация и ведение бухгалтерского и налогового учета. Данная функция не требует особого разъяснения.

Единственно на чем хочется заострить внимание – это разграничение функций главного бухгалтера и финансового директора. Ответственность главного бухгалтера – ведение регламентированного и налогового учета в соответствии с требованиями законодательство, своевременное формирование бухгалтерской и налоговой отчетности, отражение фактов хозяйственной деятельности компании на регистрах бухгалтерского учета. Функции же финансового директора заключаются в планировании деятельности компании, его финансового результата, в том числе и в условиях постоянно изменяющегося законодательства. Функция налогового планирования – прямая ответственность финансового директора компании. Структура подчинения главного бухгалтера является темой отдельного разговора. С одной стороны главный бухгалтер входит в зону ответственности финансового директора и должен ему подчиняться, с другой, в соответствии с законом «о бухгалтерском учете», главный бухгалтер подчиняется непосредственно генеральному директору организации. Самый простой выход в данной ситуации – двойственное подчинение главного бухгалтера.

Следует понимать, что в конкретной компании функции финансовой службы могут не ограничивать задачи, стоящие перед финансовым директором в процессе организации финансового отдела.

Структура финансовой службы

После того, как определены функции финансового отдела, можно приступать к формированию его структуры.

Структуру финансового отдела можно представить на следующей схеме:

При этом подразделения «Договорной отдел» и «IT отдел» не входят в состав ФЭО, но стратегически подчинены финансовому директору.

Самое простое - выделить для реализации каждой функции отдельную службу.

Но никто не мешает дробить функцию на несколько служб или, наоборот, объединять несколько функций в одну службу.

Определив задачи и структуру финансовой службы, необходимо приступать к разработке внутренних регламентов.

Регламенты финансовой службы

Регламенты финансовой службы – это набор положений, правил, инструкций, регламентирующих бизнес-процессы, владельцем которых является финансовый директор, причем как базовые (бюджетирование, учет, привлечение финансирования, проведение платежей; регламентируются соответственно бюджетной, учетной, кредитной политикой, порядком проведения платежей, составления финансовой отчетности), так и непосредственно связанные с управлением персоналом финансовой службы предприятия. Последние часто называют HR-процессами.

В процессе разработки, согласования и утверждения документов, регламентирующих эти процессы, снимаются многие вопросы, связанные с количеством сотрудников финансовой службы, с требованиями к их квалификации, с фондом оплаты труда. При изменении требований к функциональным обязанностям сотрудников со стороны руководства компании регламентирующие документы, утвержденные ранее, позволят свести к минимуму потенциальные конфликты, изменить штатную численность и пересмотреть заработную плату.

Положение о финансовой службе предприятия

Совокупность задач финансового отдела, его регламенты и структура составляют основу для формирования итогового документа - Положение о финансовой службе предприятия.

Настоящее положение представляет собой внутренний регламентирующий документ, который имеет следующую структуру:

  1. Организационно-функциональная структура финансовой службы. Обычно организационная структура представляет собой организационную диаграмму с выделением отделов и описанием их функций. Для целей HR-планирования полезно на диаграмме вывести информацию о количестве штатных единиц (существующих и планируемых).
  2. Структурная и штатная численность финансовой службы. Как правило, данная информация формируется в виде таблицы с обязательным указанием названий отделов, должностей, количества действующих и вакантных штатных единиц.
  3. Основные цели и задачи финансовой службы. В данном разделе регламента дается описание целей, сформулированных с учетом стратегии развития компании, и задач, которые необходимо решить для их достижения. Задачи определяются для каждого отдела.
  4. Матрица функций. Это таблица, в которой по вертикали расположены функции финансовой службы, а по горизонтали – организационные звенья, то есть руководители и ключевые сотрудники отделов службы. На пересечении строк и граф делается отметка (кто за что отвечает). Матрица функций дает представление о возможной загрузке отделов и позволяет оптимально сгруппировать функции по подразделениям.
  5. Порядок взаимодействия сотрудников финансовой службы. Обычно выделяют внутренний порядок взаимодействия – между отдельными сотрудниками и (или) структурными подразделениями компании и внешний – с отдельными лицами (например, особо крупными клиентами) или государственными (коммерческими) организациями. Порядок взаимодействия разрабатывается с учетом организационной структуры компании в целом, функций и задач других ее подразделений, сложившихся принципов и традиций.
  6. Данный раздел подробно прописывает процедуру подачи апелляции или выражения несогласия по цепочке «генеральный директор – финансовый директор – руководитель отдела – рядовой сотрудник». Это касается любых вопросов и предложений (полученное задание, принимаемое решение, несоразмерная компенсация, поощрение или наказание), в том числе инновационных, которые могут возникнуть и у сотрудника, и у его непосредственного руководителя.
  7. Система показателей, позволяющих оценить работу финансового директора и финансовой службы.
  8. Заключительные положения.

Если руководителем финансовой службы является финансовый директор, то его деятельность регламентируется должностной инструкцией финансового директора, а если финансовый отдел, выделен в отдельное подразделение, то при разработке должностной инструкции начальника финансового отдела нужно применять общие правила формирования должностных инструкций.

Подробная должностная инструкция включает, как правило, следующие пункты:

  1. Общие положения
  2. Требования к квалификации. Формулируются требования к уровню образования специалиста данной позиции, а также описывается набор умений и навыков необходимых для выполнения должностных обязанностей.
  3. Должностные обязанности. Чем подробнее будет заполнен этот раздел, тем меньше потом будет возникать вопросов у специалиста о необходимости выполнения тех или иных задач. Следовательно, этот раздел должен быть максимально полным изложением всех возможных задач, выполняемых специалистом.
  4. Права специалиста.
  5. Ответственность специалиста.

Стоит отметить, что эффективная деятельность финансового отдела невозможна без качественной информационной системы.

Положение о казначействе

Значимость работы отдела казначейства трудно переоценить. Именно от эффективности функционирования данного подразделения зависят своевременность и корректность платежей, исполнение бюджета движения денежных средств.

Формализация регламентов работы отдела – основа эффективного функционирования. Как следствие, необходимо разработать внутренние регламенты работы отдела.

Примерный состав регламентов отдела казначейства:

  • Регламент формирования бюджетов;
  • Регламент согласования платежей;
  • Должностная инструкция руководителя отдела казначейства;
  • Должностная инструкция специалиста отдела казначейства.

Все эти регламенты описываются или входят в виде приложений в документ «Положение о казначействе».

Настоящее положение – внутренний регламентирующий документ, который имеет следующую структуру:

  1. Организационно-функциональная структура отдела казначейства. Обычно, организационная структура представляет собой организационную диаграмму с выделением должностей и описанием их функций. Для целей HR-планирования полезно на диаграмме вывести информацию о количестве штатных единиц (существующих и планируемых).
  2. Структурная и штатная численность отдела казначейства. Как правило, данная информация формируется в виде таблицы с обязательным указанием названий, должностей, количества действующих и вакантных штатных единиц.
  3. Основные цели и задачи отдела казначейства. В данном разделе регламента дается описание целей, сформулированных с учетом стратегии развития компании, и задач, которые необходимо решить для их достижения.
  4. Порядок взаимодействия сотрудников отдела казначейства. Обычно выделяют внутренний порядок взаимодействия - между отдельными сотрудниками и (или) структурными подразделениями компании и внешний – с отдельными лицами (например, особо крупными клиентами) или государственными (коммерческими) организациями. Порядок взаимодействия разрабатывается с учетом организационной структуры компании в целом, функций и задач других ее подразделений, сложившихся принципов и традиций.
  5. Порядок разрешения конфликтных ситуаций. Подробно прописывается процедура подачи апелляции или выражения несогласия по цепочке «генеральный директор – финансовый директор – руководитель отдела – рядовой сотрудник». Это касается любых вопросов и предложений (полученное задание, принимаемое решение, несоразмерная компенсация, поощрение или наказание), в том числе инновационных, которые могут возникнуть и у сотрудника, и у его непосредственного руководителя.
  6. Система показателей, позволяющих оценить работу руководителя отдела и отдела казначейства. Этот раздел включает перечни и описание показателей, при выполнении которых работа финансового директора и его подчиненных признается успешной. Показатели должны быть конкретными и измеримыми.
  7. Заключительные положения. В данной части закреплены порядок согласования и утверждения Положения, срок его действия, процедура внесения изменений, ознакомления сотрудников с Положением и процедура его хранения.

Обязанности финансового менеджера

Сегодня финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, оборота денежных средств. Как следствие, роль финансового менеджера в системе управления компании может изменяться в зависимости от конкретных задач, стоящих перед финансовой службой.

Финансовый менеджер, обязанности которого сводятся к участию в деятельности казначейства и бюджетном процессе, контролю и анализу деятельности предприятия, исследованию применимости тех или иных финансовых инструментов, играет важную роль в обеспечении текущей деятельности и развитии компании.

Для эффективного решения различных задач в текущей деятельности используются различные инструменты и регламенты, начиная от электронных таблиц Excel, и заканчивая современными специализированными программными продуктами с широчайшим функционалом, которые позволяют расширять функциональность просто и «безболезненно» для пользователя.

В зависимости от специализации и деятельности список должностных обязанностей финансового менеджера может изменяться от функций управления движением денежных потоков до системы контроля финансового состояния компании, и осуществления функции управления взаимоотношениями с контрагентами. Соответственно должностная инструкция должна включать в себя полный список обязанностей и полномочий, обеспечивающий полноту той функции, которую исполняет конкретный финансовый менеджер в данной организации.

Приводить конкретный пример должностной инструкции не имеет смысла, так как невозможно предусмотреть весь перечень обязанностей, так же, как и невозможно описать весь спектр задач управленческого учета предприятия. В каждой конкретной компании управленческий учет индивидуален, и соответственно набор функций сотрудника, обеспечивающего этот учет, индивидуален в рамках каждой компании.

Однако можно привести общую структуру должностной инструкции. В общем случае она должна состоять из следующих разделов:

  1. Общие положения – описание документа, должность, кем назначается сотрудник на данную позицию и прочее.
  2. Требования к квалификации.
  3. Должностные обязанности. Данный раздел должен быть максимально полным изложением всех возможных задач выполняемых специалистом.
  4. Критерии успешности исполнения трудовых обязанностей. Достаточно сложный для заполнения раздел, так как не всегда можно сформулировать данные критерии. В данном разделе имеет смысл описывать только те критерии, выполнение которых можно проконтролировать и объективно оценить.
  5. Права специалиста. В разделе описываются обязанности компании перед специалистом. Это своевременная выплата заработной платы, организация рабочего места и технологической инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и т.п.
  6. Права и обязанности руководителя. Этот пункт дополняет предыдущий, в нем содержатся разъяснения обязанностей и полномочий непосредственного руководителя специалиста.
  7. Ответственность специалиста. Пункт, в котором описывается то, за что отвечает непосредственно сотрудник и содержит информацию о возможных взысканиях за неисполнение должностных обязанностей.

Залог качественной должностной инструкции финансового менеджера – максимально четкое и полное прописывание всех пунктов, которое снизит возможность маневров для недобросовестных сотрудников. Только такая инструкция обеспечит эффективную работу сотрудника, его взаимодействие с руководителем, с другими сотрудниками и подразделениями компании, и деятельность компании ы целом.

Обязанности финансового директора

Финансовый директор не только руководит соответствующей службой, но и управляет денежными потоками компании, формирует инвестиционную политику, обеспечивает высшее руководство компании оперативной и достоверной информацией о движении денежных средств организации. Обязанности данного руководителя во многом зависят от специфики как самого бизнеса, так и особенностей системы управления компанией.

К обязанностям относятся следующие функции:

  • Организация управления движением денежных ресурсов предприятия и регулирование соответствующих отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в условиях рынка, в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли.
  • Обеспечение капиталоустойчивости предприятия за счет разработки денежнообразующей стратегии предприятия.
  • Управление бюджетным процессом компании, участие в разработке проектов и финансовых планов компании.
  • Контроль исполнения подразделениями утвержденных вышеуказанных показателей.
  • Выбор оптимальных источников финансирования деятельности компании, путем анализа финансового рынка и эффективности применимости того или иного источника для отдельных видов деятельности.
  • Формирование инвестиционной политики компании, проведение анализа эффективности вложений капитала.
  • Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, разработка методик, направленных на обеспечение эффективности деятельности компании (оптимизация товарооборота, повышение рентабельности, управление издержками и т.п.).
  • Осуществление учета движения денежных средств и составление отчетности о результатах состояния деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности, достоверность финансовой информации, контролирует правильность составления и оформления отчетной документации, своевременность ее предоставления внешним и внутренним, пользователям.
  • Осуществление руководства работниками финотдела.

От полноты инструкции будет зависеть понимание исполнителем своих прав и обязанностей. Наличие инструкции позволит избежать проблемных ситуаций, связанных с различными трактовками своих обязанностей сотрудником и его руководством. Должностная инструкция может включать в себя следующие разделы:

  1. Общие положения – описание документа, должность, кем назначается сотрудник на данную позицию и пр.
  2. Требования к квалификации. В данном разделе формулируются требования к уровню образования специалиста данной позиции, а также описывается набор умений и навыков необходимых для выполнения должностных обязанностей.
  3. Должностные обязанности. Этот раздел должен быть максимально полным изложением всех возможных задач выполняемых специалистом.
  4. Критерии успешности исполнения трудовых обязанностей. Достаточно сложный для заполнения раздел, так как не всегда можно сформулировать данные критерии. Имеет смысл описывать только те критерии, выполнение которых можно проконтролировать.
  5. Права специалиста. Описываются обязанности компании перед специалистом. Это своевременная выплата заработной платы, организация рабочего места и технологической инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и т.п.
  6. Права и обязанности руководителя. Этот пункт дополняет предыдущий. В нем содержатся разъяснения обязанностей и полномочий непосредственного руководителя специалиста.
  7. Ответственность специалиста. Пункт, в котором описывается то, за что отвечает непосредственно сотрудник и содержит информацию о возможных взысканиях за неисполнение должностных обязанностей.

Приведем в качестве примера один из вариантов должностной инструкции финдиректора, но хотим отметить, что инструкцию для каждого руководителя необходимо адаптировать под особенности деятельности предприятия.

Должностная инструкция финансового директора

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

Фамилия И.О. ________________

«________»_____________ ____ г.

1. Обязанности финансового директора. Общие положения.

1. Настоящая должностная инструкция описывает должностные обязанности, права и ответственность финансового директора.

1.1. Данная должность относится к категории руководителей.

1.2. Назначается только приказом генерального директора.

1.3. Находится в непосредственном подчинении у генерального директора.

1.4. При его отсутствии функциональные обязанности выполняются руководителем, уполномоченным для выполнения должностных обязанностей финансового директора генеральным директором.

1.5. На должность руководителя данного направления может быть назначено лицо, имеющее высшее экономическое образование, а также опыт работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

1.6. Финансовый директор должен знать:

  • законодательство РФ, Устав предприятия, нормативно-правовые акты предприятия, а также другие нормативно-правовые акты, регулирующие его деятельность;
  • технику безопасности, правила пожарной безопасности, а также производственной гигиены и санитарии, охраны труда, приказы и инструкции руководства, а также методические рекомендации по организации собственной работы;
  • методологию организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также составления планов, прогнозируемых балансов, планирования бюджетов, оформления и разработки планов по сбыту и производству продукции, планирования прибыли и убытков;
  • инструменты, порядок оценки и анализа финансовых активов, прогноз доходности и рисков, порядок кредитования предприятия, поиска средств и инвестиций для займа;
  • прогнозирование эффективности инвестиций и распределения капиталообразующих ресурсов предприятия;
  • методы формирования финансовой отчетности, налоговую систему Российской Федерации, а также порядок оформления бухгалтерского и финансового отчета.

1.7. При его отсутствии обязанности данного директора перекладываются на лицо, уполномоченное генеральным директором.

2. Должностные обязанности финансового директора

Должностная инструкция предполагает должностные обязанности:

2.1. Управление денежными ресурсами предприятия, а также перераспределение бюджета в целях получения максимальной эффективности производства, процессов сбыта товаров и услуг, а также снижения расходов, определение основных источников финансирования производства и обслуживания предприятии;

2.2. Ведение переговоров, переписки и необходимого документооборота с коммерческими структурами, банками, кредитными и инвестиционными учреждениями, а также различными третьими организациями в целях выявления потенциальных источников кредитования, финансирования, совместного финансирования и инвестирования.

2.3. Проведение анализа предприятия с точки зрения вышеуказанного и экономического состояния, аудит, вертикально-горизонтальный анализ, тренд-анализ, расчет финансовых коэффициентов и показателей.

2.4. Исследование всех видов расходов предприятия, включая расходы на энергию, коммунальные услуги, закупку сырья или товаров, а также комиссии, издержки транспорта и производства.

2.5. Разработка бизнес-плана предприятия совместно с другими руководителями и сотрудниками или самостоятельно, а также обеспечение бюджетного планирования, распределения средств бюджета, контроль над выполнением предписаний бюджета.

2.6. Контроль над реализацией планов и бюджета, расходованием заемных и бюджетных средств.

2.7. Анализ основных показателей предприятия: поступлений денежных средств на расчетный счет и наличными платежами за все виды продуктов предприятия, доходы от собственной финансовой деятельности предприятия, процентные начисления по кредитам, выплата или получение дивидендов, расходы, связанные с инвестициями и вложениями денежных ресурсов предприятия.

2.8. Разработка предложений по улучшению производительности предприятия, снижению расходов предприятия, а также упреждению появления лишних расходов и издержек, повышению эффективности политики направления.

2.9. Формирование инвестиционной политики предприятия на основе изучения состояния рынка, анализа спроса и предложения, эффективности инвестиционных вложений, а также рентабельности и потенциальных доходов от различных предприятий с учетом страхования рисков, различных платежных и политических условий для инвестора.

2.10. Контроль над своевременным получением средств доходных статей бюджета, а также оформлением в заданные сроки банковских и отчетных операций, оплату счетов и процентных ставок по кредитам, над выплатой денежных средств работникам в счет заработной платы, перевод налогов в установленном законодательством РФ порядке.

2.11. Разработка и определение направлений налоговой политики предприятия.

2.12. Полное руководство над разработкой различных документов финансового и бухгалтерского учета на предприятии, включая не установленные в нормативно-правовом порядке документы.

2.13. Контроль над составлением и оформлением отчетной документации, а также подготовка финансовой отчетности для руководства и соответствующих органов, предварительная сверка документов с фактическим положением дел.

3. Права финансового директора

Должностная инструкция гарантирует ему права:

3.1. Требовать от генерального директора обеспечения всех условий для эффективного выполнения собственных служебных обязанностей.

3.2. Предлагать и вносить на рассмотрение коллегии руководителей предложения по улучшению производственного процесса, а также документооборота в пределах своей компетенции.

3.3. Выявлять недостатки производственного процесса, а также, входящей в круг его обязанностей, деятельности предприятия и предлагать руководству методы и пути их ликвидации либо упреждения.

3.4. Подписывать и издавать приказы, распоряжения и другие внутренние документы предприятия в пределах собственной компетенции.

3.5. Получать необходимые документы для успешного выполнения должностных обязанностей.

3.6. Представлять к поощрению или взысканию сотрудников в тех случаях, когда для поощрения и взыскания собственных полномочий недостаточно.

3.8. Принимать активное участие в разработке всех соответствующих документов, планов и других документах, относящихся к непосредственной деятельности предприятия.

3.9. Согласовывать и утверждать должностные обязанности подчиненных в рамках собственных полномочий.

3.10. Заниматься повышением собственной квалификации.

4. Ответственность финансового директора

Должностная инструкция определяет его ответственность за:

4.1. Разглашение коммерческой тайны, передачу третьим лицам финансовой информации, повлекшее за собой материальные и имиджевые потери предприятия.

4.2. Невыполнение или халатное выполнение своих должностных обязанностей, равно как и бездействие при выявлении невыполнения или халатного выполнения должностных обязательств подчиненными.

4.3. Причинение материального ущерба или ущерба имиджу предприятия в результате выполнения должностных обязанностей.

4.4. Нарушения законов Российской Федерации, которые были совершенны во время выполнения должностных обязанностей.

4.5. Несоблюдение правил охраны труда, трудового распорядка и дисциплины, правил производственной гигиены и санитарии, правил пожарной безопасности и техники безопасности на производстве.

СОГЛАСОВАНО:

Генеральный
Директор: __(подпись)____ _______(ФИО)___________

Начальник
юридического отдела: __(подпись)____ _______(ФИО)___________

С инструкцией ознакомлен: __(подпись)____ _______(ФИО)___________