Какие системы стандартов действуют в рф. Система стандартизации. Органы и службы по стандартизации

Система стандартизации и ее цели

Стандартизация включает в себя деятельность в сфере установки правил производства и характеристик продукции для того, чтобы добровольно и многократно использовать их.

Замечание 1

Система стандартизации сконцентрирована на том, чтобы достичь эффективности в области обращения и выпуска продукции с целью роста конкурентоспособности. Концепцию развития национальной системы стандартизации нашей страны разработал национальный орган РФ по стандартизации.

Разработка данной концепции характеризуется требованием актуализации предыдущей редакции концепции национальной системы стандартизации нашей страны на период до 2010 года.

Актуализацию концепции проводили через осмысление и фиксацию новых задач и целей, которые были сформированы национальной системой стандартизации в сфере:

  • потребностей в интенсификации экономического развития государства,
  • технико-технологической модернизации,
  • совершенствования качественной составляющей жизни общества,
  • охраны окружающей среды,
  • формирования процессов интеграции,
  • образования Таможенного союза,
  • расширения деятельности внешнеэкономического характера и активации процессов, которые концентрируют вступление Российской Федерации в ВТО.

Основные цели системы стандартизации:

  • содействовать социальному и экономическому развитию государства,
  • содействовать интеграции государства в международную экономику и мировые системы стандартизации в качестве равноправного партнера,
  • улучшать качество жизни общества,
  • обеспечивать оборону государства и его безопасность,
  • осуществить техническое перевооружение в промышленности,
  • повысить качество продукции, оказания услуг и выполнения работ с целью роста конкурентоспособности товаров отечественного производства.

Принципы системы стандартизации

В соответствии с принципами стандартизации и использования документов стандартизация должна осуществляться добровольно. Обязательное применение документов в области стандартизации предусмотрено по отношению к объектам, которые обеспечивают комплексную системную стандартизацию, преемственную деятельность в области стандартизации.

Существует несколько принципов системы стандартизации, в частности она призвана:

  • обеспечить соответствие общих характеристик, принципов и правил, которые установлены в документации национальной системы стандартизации к сегодняшнему уровню развития техники, технологии и науки,
  • обеспечить соответствие передового отечественного и иностранного опыта,
  • содействовать открытости в разработке документации национальной системы стандартизации,
  • обеспечивать участие в разработке определённой информации для всех заинтересованных лиц,
  • достичь согласия в области разработки национальных стандартов,
  • установить в документах по стандартизации требований, которые способны обеспечить возможность контролировать объекты,
  • унифицировать разработку и ведение, актуализацию и утверждение, отмену и изменение, публикацию и использование документов в области стандартизации,
  • обеспечить документы по стандартизации техническим регламентом, который действует на территории Российской Федерации,
  • обеспечить непротиворечивое соответствие национальных стандартов друг другу,
  • сформировать доступную информацию о документах в области стандартизации при учете ограничений, которые установлены нормативными правовыми актами РФ.

Документы системы стандартизации включают в себя: документы национальной системы стандартизации, Общероссийский классификатор, стандарты предприятий, включая ТЭУ (технические условия), различные виды документации по стандартизации, устанавливающие обязательные требования по отношению к объектам стандартизации.

Система стандартизации Российской Федерации

Система стандартизации в нашей стране включает в себя совокупность организационных, правовых, технических и экономических мероприятий, которые осуществляются под контролем национального органа стандартизации и концентрируются на формировании и использовании нормативных документов в сфере стандартизации.

Система стандартизации в нашей стране призвана защитить потребителей государства.

Определение 1

Стандартизация в целом представляет собой деятельность по установке правил и характеристик для добровольного использования. Система стандартизации существует для того, чтобы повышать уровень безопасности здоровья и жизни граждан, защищать имущество физических лиц, обеспечивать экологическую безопасность, безопасность жизни растений и животных, а также содействовать требованиям технических регламентов.

С помощью системы стандартизации повышается конкурентоспособность, более рационально используются ресурсы, обеспечивается техническая и информационная совместимость, обеспечивается научно-технический прогресс.

В нашей стране сформирована государственная система стандартизации. С помощью неё объединяется и упорядочивается работа по стандартизации в масштабе всего государства, по всем уровням производства и управления на всех уровнях государственных стандартов.

Принято различать также государственную или национальную стандартизацию, международную стандартизацию.

Государственная стандартизация включает форму развития и проведения стандартизации, которая осуществляется под четким руководством органов государства в соответствии с единым государственным планом стандартизации.

Что касается международной стандартизации, то ее проводят с помощью специальной организации определенных государств или группы стран для обеспечения взаимной торговли, технических, научных и культурных связей.

Система стандартизации включает в себя различные категории и виды стандартов. В соответствии с областью действия принято различать стандарты: международные, региональные, государственные стандарты РФ, стандарты отраслей, стандарты предприятий или организаций.

ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ

СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ

ЛЕКЦИЯ 6

1. Общая характеристика системы стандартизации в Российской Федерации и направления ее реформирования.

2. Органы и службы стандартизации Российской Федерации.

3. Понятие о технических регламентах.

4. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента.

5. Виды национальных стандартов РФ.

СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РФ – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов с целью защиты потребителей и государства.

1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП (1992-2002 гг.)

Государственная система стандартизации (ГСС ) начала функционировать в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России как отдельного государства после распада СССР в 1991 г.

Государственное управление стандартизацией осуществлялось Госстандартом России через территориальные органы - Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ ), их было более 90.

Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов, представлявший собой четырехуровневую систему :

1 уровень - техническое законодательство , основой которого был Закон РФ «О стандартизации», который утратил силу со дня вступления Закона РФ «О техническом регулировании» в 2002 г.

2 уровень документы общероссийского уровня : государственные стандарты РФ (ГОСТ Р ); межгосударственные стандарты; государственные стандарты бывшего СССР (ГОСТ ); правила, нормы, рекомендации по стандартизации, метрологии, сертификации; общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

3 уровень – документы, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства - стандарты отрасли (ОСТ ) – или сферой деятельности - стандарты научно-технических и инженерных сообществ (СТО ); категория ОСТ была введена в 1960 г, категория СТО была введена в 1992 г.

4 уровень – документы, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) - стандарты предприятий (СТП ) и технические условия (ТУ ).

2. ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП (2003- 2010)

С принятием в декабре 2002 г. ФЗ «О техническом регулировании» начался следующий этап реформирования системы стандартизации РФ - переходный. Согласно закону он равен семи годам, т.е. до 2010 г.

В 2006 г. разработана Концепция развития национальной системы стандартизации (принятая распоряжением Правительства РФ № 266-р от 26.02.2006 г.), согласно которой Государственная система стандартизации (ГСС ) должна быть преобразована в Национальную систему стандартизации (НСС ) с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный.


Национальным органом по стандартизации вместо Госстандарта России в 2004 г. утверждено Федеральное агентство по техническому регулированию, метрологии и стандартизации – Ростехрегулирование .

Основой НСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов, представлявший собой трехуровневую систему :

1 уровень технические регламенты РФ (ТР ), которые устанавливают обязательные требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооруже­ниям, процессам ЖЦП)

2 уровень национальные стандарты РФ (НС ), которые устанавливают требования на добровольной основе к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооруже­ниям, процессам ЖЦП).

3 уровень стандарты организаций (СТО ).

Со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» национальными признаны действовавшие на тот момент в стране государственные (ГОСТ Р ) и межгосударственные стандарты (ГОСТ) .

Переходный этап реформирования системы стандартизации РФ согласно ФЗ «О техническом регулировании» должен был закончиться в 2010 г, когда действующая НСС должна была окончательно приобрести форму и содержание в соответствии с заложенной идеей – т.е. должна возглавляться негосударственной организацией, фонд ТР должен окончательно сформироваться за 7 лет со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании», и в связи с окончанием формирования фонда ТР НС будут документами сугубо добровольного применения.

Основы стандартизации

Государственная система стандартизации
Понятие стандартизация охватывает широкую область общественной деятельности, включающую в себя научные, технические, хозяйственные, экономические, юридические, эстетические, политические аспекты. Во всех странах развитие государственного хозяйства, повышение эффективности производства, улучшение качества продукции, рост жизненного уровня связаны с широким применением различных форм и методов стандартизации. Правильно поставленная стандартизация способствует развитию специализации и кооперирования производства.
В России действует государственная система стандартизации (ГСС) , объединяющая и упорядочивающая работы по стандартизации в масштабе всей страны, на всех уровнях производства и управления на основе комплекса государственных стандартов.
Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности при участии всех заинтересованных сторон. Стандартизация должна обеспечить возможно полное удовлетворение интересов производителя и потребителя, повышение производительности труда, экономное расходование материалов, энергии, рабочего времени и гарантировать безопасность при производстве и эксплуатации.
Объектами стандартизации являются изделия, нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения и т.п., имеющие перспективу многократного применения в науке, технике, промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в связи, в культуре, здравоохранении, а также в международной торговле.
Различают государственную (национальную) стандартизацию и международную стандартизацию .
Государственная стандартизация – форма развития и проведения стандартизации, осуществляемая под руководством государственных органов по единым государственным планам стандартизации.
Международная стандартизация проводится специальными международными организациями или группой государств с целью облегчения взаимной торговли, научных, технических и культурных связей.
Устанавливаемые при стандартизации нормы оформляются в виде нормативно-технической документации по стандартизации – стандартов и технических условий .
Стандарт – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарт может быть разработан как на предметы (продукцию, сырье, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера труда, порядок разработки документов, нормы безопасности, системы управления качеством и др.
Технические условия (ТУ) – нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на продукцию, на которую они распространяются.
Цели и задачи стандартизации
Главная цель Государственной системы стандартизации (ГСС) - с помощью стандартов, устанавливающих показатели, нормы и требования, соответствующие передовому уровню отечественной и зарубежной науки, техники и производства, содействовать обеспечению пропорционального развития всех отраслей народного хозяйства страны.
Другими целями и задачами стандартизации являются:
1. Установление требований к качеству готовой продукции на основе стандартизации ее качественных характеристик, а также характеристик сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
2. Разработка и установление единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля и испытаний, а также необходимого уровня надежности изделий с учетом их назначения и условий эксплуатации;
3. Установление норм, требований и методов в области проектирования и производства с целью обеспечения оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров продукции;
4. Развитие унификации промышленной продукции, повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
5. Обеспечение единства и достоверности измерений, создание государственных эталонов единиц физических величин;
6. Установление единых систем документации;
7. Установление систем стандартов в области обеспечения безопасности труда, охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.

Формы стандартизации
В зависимости от метода решения основной задачи различают несколько форм стандартизации.
Симплификация – форма стандартизации, заключающаяся в простом сокращении числа применяемых при разработке изделия или при его производстве марок полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п. до количества, технически и экономически целесообразного, достаточного для выпуска изделий с требуемыми показателями качества. Являясь простейшей формой и начальной стадией более сложных форм стандартизации, симплификация оказывается экономически выгодной, так как приводит к упрощению производства, облегчает материально-техническое снабжение, складирование, отчетность.
Унификация – рациональное уменьшение числа типов, видов и размеров объектов одинакового функционального назначения. Объектами унификации наиболее часто являются отдельные изделия, их составные части, детали, комплектующие изделия, марки материалов и т. п. Проводится унификация на основе анализа и изучения конструктивных вариантов изделий, их применяемости путем сведения близких по назначению, конструкции и размерам изделий, их составных частей и деталей к единой типовой (унифицированной) конструкции.
В настоящее время унификация является наиболее распространенной и эффективной формой стандартизации. Конструирование аппаратуры, машин и механизмов с применением унифицированных элементов позволяет не только сократить сроки разработки и уменьшить стоимость изделий, но и повысить их надежность, сократить сроки технологической подготовки и освоения производства.
Типизация – это разновидность стандартизации, заключающаяся в разработке и установлении типовых решений (конструктивных, технологических, организационных и т. п.) на основе наиболее прогрессивных методов и режимов работы. Применительно к конструкциям типизация состоит в том, что некоторое конструктивное решение (существующее или специально разработанное) принимается за основное – базовое для нескольких одинаковых или близких по функциональному назначению изделий. Требуемая же номенклатура и варианты изделий строятся на основе базовой конструкции путем внесения в нее ряда второстепенных изменений и дополнений.
Агрегатирование – метод создания новых машин, приборов и другого оборудования путем компоновки конечного изделия из ограниченного набора стандартных и унифицированных узлов и агрегатов, обладающих геометрической и функциональной взаимозаменяемостью.

  • Международный стандарт
  • Региональный стандарт
  • Госстандарт Российской Федерации (ГОСТ Р)
  • Межгосударственный стандарт (ГОСТ)
  • Стандарт отрасли
  • Стандарт предприятия

Правила (ПР) - документ, устанавливающий обязательные для применения общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ (ГОСТ Р 1.0).
Рекомендации (Р) – документ, содержащий добровольные для применения общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ.
Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные категории, которые должны быть удовлетворены (ИСО\МЭК2).
Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.
Технический регламент – регламент, который устанавливает характеристики продукции (услуги) или связанные с ней процессы и методы производства (ГОСТ 1.0).

Единые государственные системы стандартов
На основе комплексной стандартизации в РФ разработаны системы стандартов, каждая из которых охватывает определенную сферу деятельности, проводимой в общегосударственном масштабе или в определенных отраслях народного хозяйства.
К подобным системам относятся Государственная система стандартизации (ГСС), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Единая система технологической документации (ЕСТД), Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации, Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственная система стандартов безопасности труда (ГССБТ) и др.
Рассмотрим некоторые из них.
Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) начала формироваться в 1992 году. Основой её является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Фонд представляет четырех - уровневую систему:

  • Техническое законодательство – правовая основа ГСС.
  • Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации.
  • Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ.
  • Стандарты предприятий и технические условия.

Законодательная база ГСС находится в стадии становления.
Единая система конструкторской документации (ЕСКД) . Эта система устанавливает для всех организаций страны порядок организации проектирования, единые правила выполнения и оформления чертежей и ведения чертежного хозяйства, что упрощает проектно-конструкторские работы, способствует повышению качества и уровня взаимозаменяемости изделий и облегчает чтение и понимание чертежей в разных организациях. ЕСКД включает в себя более 200 стандартов.
Единая система технологической документации (ЕСТД) представляет собой комплекс государственных стандартов, устанавливающих:
формы документации общего назначения (маршрутная карта технологического процесса, сводная спецификация, карта эскизов, схем и наладок и др.);
правила оформления технологических процессов и формы документации для процессов литья, раскроя и нарезания заготовок, механической и термической обработки, сварочных работ, процессов, специфичных для отраслей радиотехники, электроники и др.
Существует тесная связь между ЕСТД и ЕСКД. Эти системы играют большую роль в улучшении управления производством, повышении его эффективности, во внедрении автоматизированных систем управления и т. д.
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) устанавливает общие правила и нормы метрологического обеспечения. Основными объектами стандартизации ГСИ являются:
единицы физических величин;
государственные эталоны и общесоюзные поверочные схемы;
методы и средства поверки средств измерений;
номенклатура нормируемых метрологических характеристик средств измерений;
нормы точности измерений;
способы выражения и формы представления результатов измерений и показателей точности измерений;
методика выполнения измерений;
методика оценки достоверности и формы представления данных о свойствах веществ и материалов;
требования к стандартным образцам состава и свойств веществ и материалов;
организация и порядок проведения государственных испытаний, поверки и метрологической аттестации средств измерений, метрологической экспертизы нормативно-технической, проектной, конструкторской и технологической документации, экспертизы и аттестации данных о свойствах веществ и материалов;
термины и определения в области метрологии.

С переходом к рынку изменился сам подход к организации и использованию системы стандартов. Организация работ по стандартизации стала более демократичной, проводится на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов в большей части носит рекомендательный характер. Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т.д. Обязательными к применению на предприятиях и в организациях России являются также требования стандартов, которые включены в договоры на производство и поставку проектируемой продукции, и требования, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.

В Российской Федерации существуют следующие нормативные документы по стандартизации:

Государственные стандарты РФ (ГОСТ);

Отраслевые стандарты (ОСТ);

Технические условия (ТУ);

Стандарты предприятий и объединений, ассоциаций, концернов;

Стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных организаций.

Государственная система стандартизации регламентирует процессы построения, изложения, и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов:

1) ГОСТ Р 1.0-92 Г.С.С. РФ. Основные положения;

2) ГОСТ Р 1.2-92 Г.С.С. РФ. Порядок разработки государственных стандартов;

3) ГОСТ 1.3-92 Г.С.С. РФ. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;

4) ГОСТ Р. 1.4-92 Г.С.С. РФ. Стандарты предприятия. Общие положения;

5) ГОСТ Р. 1.5-92. Г.С.С. РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Существующая система стандартов преследует правовые и социально-экономические цеди. Во-первых, в законодательном порядке обеспечивается защита интересов потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения. Во-вторых, гарантируется техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции. В-третьих, система стандартов служит нормативно-технической базой социально-экономических программ и проектов.

Государственные стандарты обеспечивают также рациональное использование ресурсов за счет оптимизации всех видов работ, проводимых в системе качества, развития унификации, взаимозаменяемости продукции и процессов. Немаловажное значение имеет и дальнейшее развитие комплексности, которая предусматривает охват всех стадий производства, процессов и услуг системой стандартов в целях обеспечения стабильного выпуска продукции заранее определенного уровня качества.

Создание в России системы стандартов, соответствующих требованиям рыночной экономики, позволяет:

Значительно расширить круг заказчиков и потенциальных пользователей стандартов, существенно повысить заинтересованность и изменить мотивации их разработки, усиливая внимание к проблеме снижения издержек производства;

Превратить стандарты в практический инструмент борьбы за рынок потребителей;

Стимулировать в интересах потребителей использование стандартов для усиления конкуренции между производителями за более высокие потребительские свойства товаров;

Превратить стандарты в продукт демократического согласования (консенсуса) заинтересованных участников, что позволяет избегать диктата и обеспечивает заинтересованность в применении и соблюдении требований стандартов;

Создать необходимые условия конкурентоспособности и успешной работы на рынке.

Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном официальном уровне, основная функция которых заключается в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты.

К функциям Госстандарта относятся:

  • выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции);
  • рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также др. нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и др. органов государственного управления;
  • обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы;
  • осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники;
  • руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации;
  • участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов;
  • издание и распространение государственных стандартов и др. нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации;
  • повышение качества отечественной продукции и ее конкуренто-способности на мировом рынке;
  • нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;
  • обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов.

Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, региональном, отраслевом, предприятий (организаций).

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Введенная в действие с 1 января 1993 г. государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. Ею предусмотрены демократизация процедур разработки стандартов и устра-нение монополизма в этой области.

ГСС регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов:

ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;

ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов;

ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;

ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения;

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Государственные стандарты Российской Федерации включают :

  • обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
  • обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • обязательные требования к контролю качества продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • параметрические ряды и типовое конструирование изделий;
  • основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизацию продукции;
  • положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами и обеспечивать:

  • защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;
  • повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;
  • совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства;
  • создание нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных проектов;
  • устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и эффективное участие в международном разделении труда;
  • безопасность народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности.

Правильное использование возможностей стандартизации на предприятии позволяет повысить эффективность его функционирования. При этом основными составляющими экономического эффекта на конкретном предприятии являются:

  • снижение себестоимости производства стандартной продукции;
  • увеличение продажной цены единицы изделия вследствие повышения его качества;
  • рост объема сбыта продукции в результате увеличения спроса на более качественные изделия;
  • уменьшение количества необходимых средств предприятия (как основных, так и оборотных) из-за сокращения длительности производственного цикла и более интенсивного использования оборудования при выпуске стандартной продукции.

Основой государственной системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации, имеющий четырехуровневую систему :
I. Техническое законодательство – правовая основа ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг.
II. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, представлены государственными стандартами РФ; межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов РФ; государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.
III. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ представлены стандартами, сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., категория СТО впервые введена в 1992 г.
IV. Стандарты предприятий и технические условия представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) – стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

Таким образом, нормативные документы по стандартизации, действующие в Российской Федерации, подразделяются на следующие основные категории :

  • государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р;
  • общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ;
  • межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ;
  • отраслевые стандарты – ОСТ;
  • технические условия – ТУ;
  • стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП;
  • стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО.

Государственный и межотраслевой уровни обеспечиваются действием международных и государственных стандартов, разрабатываемых по всем стадиям жизненного цикла продукции. В них дается общая регламентация всех отраслей хозяйства страны по управлению качеством продукции: терминология по качеству, оценка качества, рекомендации по созданию систем управления качеством (стандарт серии ИСО 9004).

Отраслевые стандарты – ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП (ЕСКД – единая система конструкторской документации, ЕСТД – единая система технологических документации, ЕСТПП – единая система технологической подготовки производства). Управление качеством в отрасли ведется по государственным стандартам и стандартам общих технических условий, а также по отраслевым стандартам ОСТам.

На уровне предприятия стандартизация учитывает специфику производства: вид продукции, серийность, особенности технологических процессов и др. Эти нормы закрепляют в стандартах предприятий.

Наиболее многочисленная группа среди нормативно-технических документов по стандартизации – технические условия (ТУ) . ТУ – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс технической документации и требований на соответствующую продукцию. Они регламентируют взаимоотношения изготовителей и потребителей в вопросах о качестве изделий при их изготовлении, контроле, приёмке и поставки. ТУ разрабатываются на продукцию, на которую стандарты не устанавливаются. ТУ могут уточнять и детализировать требования стандартов.

По оценкам экспертов, применение стандартизации дает снижение себестоимости продукции машиностроения на 10–20%, а затраты на содержание заводской службы стандартизации составляют всего порядка 0,5% стоимости продукции.

Если работы по стандартизации на конкретном предприятии непосредственно направлены на повышение качества продукции, то затраты на их проведение первоначально выше ожидаемых результатов. Однако в дальнейшем на продукцию повышенного качества растет спрос потребителей и она может быть реализована по значительно большим ценам. Таким образом, рост объемов поступлений от продаж может компенсировать не только дополнительные затраты предприятия по улучшению качества, но и обеспечить в будущем более высокую прибыль по сравнению с той, которую давала продукция, выпускавшаяся ранее.

Если проводимые на предприятии работы по стандартизации не меняют качество выпускаемой продукции, то затраты на их проведение непосредственно перекрываются получаемой в рамках предприятия экономией сырья, материалов, времени, трудовых и финансовых ресурсов.

Так, например, проведение работ по унификации сырья и материалов обеспечивает сокращение их типоразмеров в запасах предприятия, снижение уровня самих запасов, значительное сокращение необходимых складских площадей, улучшение материально-технического снабжения, экономию оборотных средств, ускорение их оборачиваемости и др., что в свою очередь положительно влияет на снижение издержек производства и обеспечивает рост прибыли предприятия.

К основным задачам службы стандартизации предприятия в общем случае относятся:

  • ведение (хранение и актуализация) фонда нормативно-технической документации предприятия;
  • разработка технических условий на выпускаемую продукцию;
  • экспертиза и согласование проектов нормативно-технических до-кументов, поступающих на предприятие со стороны;
  • разработка необходимых стандартов предприятия.

Если служба стандартизации предприятия выполняет функции базовой организации по стандартизации в своей подотрасли, то в круг ее первоочередных обязанностей входят также следующие:

  • разработка проектов стандартов на продукцию и методы ее испытаний для своей подотрасли;
  • согласование проектов стандартов смежных отраслей;
  • экспертиза и согласование проектов технических условий, разработанных предприятиями на продукцию, закрепленную за базовой организацией.

Если служба стандартизации предприятия выполняет функции головной организации по стандартизации в своей отрасли, то в перечень ее обязанностей входит также координация работ по стандартизации с директивными органами, Госстандартом России и его организациями, другими министерствами и ведомствами, соответствующими организациями этой отрасли.

Умелое использование возможностей стандартизации руководителями предприятий может послужить хорошей предпосылкой для создания на них более эффективных систем управления качеством продукции.