Сдавать в налоговую общественной организации. Какую отчетность должны сдавать некоммерческие организации. Принципы составления отчетности

Сегодня на территории Российской Федерации может вестись не только коммерческая деятельность, но и некоммерческого характера.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Необходима регистрация подобных учреждений в различных государственных контролирующих органам.

При этом следует помнить о большом количестве самых разных особенностей, связанных с деятельность подобного рода предприятий, также называемых НКО.

В первую очередь ответственным лицам необходимо будет помнить о важности предоставления отчетности по деятельности некоммерческих организаций.

Что нужно знать

Деятельность некоммерческих организаций вызывает у различного рода контролирующих органов не менее пристальный интерес, чем коммерческих.

Основной причиной тому является наличие большого количества различных , послаблений со стороны государства для всевозможных НКО.

Именно поэтому необходимо будет заблаговременно ознакомиться со всеми основными моментами, связанными с деятельностью и отчетностью подобного рода предприятий. Существует большое количество всевозможных особенностей.

К наиболее существенным вопросам, рассмотреть которые необходимо будет в обязательном порядке, сегодня можно будет отнести:

  • основные понятия;
  • срок сдачи документов;
  • правовая база.

Рассмотрение обозначенных выше вопросов даст возможность формировать соответствующим образом отчетность и избежать допущения наиболее типичных ошибок.

Основные понятия

В первую очередь руководителю некоммерческой организации, а также её бухгалтеру, иным ответственным лицам стоит ознакомиться с действующими законодательными нормами.

Только отсутствие различных нарушений нормативно-правовых документов позволит избежать большого количества самых разных ошибок, иных затруднений.

Но для верной трактовки основных положений необходимо будет ознакомиться с различными терминами, используемыми в НПД.

К наиболее важным понятиям, связанным с нормативными документами, регулирующими работу НКО, можно отнести следующее:

  • «некоммерческая организация»;
  • «годовая отчетность»;
  • «статистическая отчетность»;
  • «уведомления о расходовании средств»;
  • «структурные подразделения»;
  • «учредители»;
  • «общественные объединения».

На данный момент в первую очередь необходимо будет ознакомиться с понятием «некоммерческая организация». Также применительно к подобного рода структурам возможно будет использовать аббревиатуру НКО.

Под данного типа учреждениями понимаются различного рода предприятия, основной целью которых является не коммерческая, а иная деятельность.

При этом получение какой-либо прибыли не планируется, подобное отсутствует. Важно помнить, что формат деятельности предприятия такого типа должен полностью соответствовать фактам.

В противном случае могут возникнуть достаточно серьезные проблемы – вплоть до в принудительном порядке.

«Годовая отчетность» — совокупность различного рода документов, которые отражают сведения о всех полученных доходах в результате ведения определенной деятельности.

Чаще всего подобными документами являются различного рода декларации. «Статистическая отчетность» — совокупность различного рода отчетов, которые составляются предприятиями по установленным ранее формам документов.

Данного типа отчетность будет предоставляться в Росстат . «Уведомление о расходовании средств» — специальный документ, формат которого установлен на законодательном уровне.

В обязательном порядке формируется некоммерческими предприятиями. Является одним из самых важных документов составления отчетности.

«Структурные подразделения» — филиалы некоммерческих предприятий, которые располагаются отдельно от основного предприятия.

Подобный статус присваивается в случае, если оборудовано рабочее место на срок более, чем 2 месяца.

Важной особенностью подобных подразделений является то, что они должны иметь отдельный баланс, а также предоставлять отчетность отдельно от основной организации.

Имеются также иные моменты, связанные с формирование отчетности структурных подразделений.

«Учредители» — какое-либо физическое или же юридическое лицо, являющееся создателем, владельцем и руководителем организации. При этом следует помнить, что таких учредителей одновременно может быть сразу несколько.

Именно учредители имеют право принимать различного рода важные решения относительно ведения деятельности некоммерческого предприятия.

Также совет учредителей назначает исполнительный орган, который имеет право представлять интересы НКО.

«Общественные объединения» — одна из разновидностей некоммерческого предприятия, которое создается на основании общих интересов простых граждан.

При этом отчетность подобного НКО должна формироваться в соответствии со всеми законодательными нормами, действующими относительно подобных предприятий.

Имеется большое количество самых разных нюансов, связанных с подобного рода деятельностью. Также существуют различного рода иные виды некоммерческих предприятий.

Срок сдачи документов

Очень важно не пропустить срок сдачи соответствующей отчетной документации. В первую очередь это касается различного рода государственных внебюджетных фондов.

На данный момент установлены следующие сроки:

Важной особенностью рассматриваемого типа организаций является то, что имеется необходимость отчитываться в региональные налоговые органы.

Отчетность не ограничивается сдачей документов в государственные фонды, а также различного рода статистические учреждения. Этот момент установлен на законодательном уровне.

Правовая база

На данный момент основополагающим документом, регулирующим деятельность подобного рода организаций, а также на основании которого формируется отчетность, является

Он включает в себя следующие основные разделы:

Также существуют некоторые специализированные нормативно-правовые документы, которые регламентируют отчетность НКО.

К таким нормативно-правовым документам сегодня относится следующее:

Особое внимание необходим будет уделить именно срокам и формату предоставления различного рода отчетности.

Так как наличие ошибок, различного рода недочетов и неверное представление информации может послужить причиной возникновения большого количества всевозможных затруднений.

Формы налоговой отчетности НКО

На данный момент формат налоговой отчетности некоммерческой организации установлен законодательно. Все необходимые документы должны передаваться непосредственно по месту постоянной регистрации.

Сама процедура создания НКО мало отличается от формирования иных организаций. Имеются отличия только лишь в перечне предоставляемых документов.

Аналогичным образом обстоит дело с отчетностью. Необходимо будет составлять достаточно обширный перечень документов.

К наиболее существенным вопросам, рассмотреть которые необходимо будет заблаговременно, необходимо будет отнести следующее:

  • список для сдачи;
  • если нулевая отчетность;
  • ответственность при нарушениях.

Список для сдачи

На данный момент перечень документов для сдачи отчетности достаточно обширен. Он включает в себя большое количество самых разных документов.

В первую очередь необходимо заняться формированием бухгалтерской отчетности. Данный момент устанавливается

В соответствии с данным нормативно-правовым документом необходимо будет сдавать отчетность такого вида, которая включает в себя:

  • стандартный ;
  • приложения к обозначенным выше документам – если по какой-то причине это необходимо в конкретном случае.

Состав бухгалтерской отчетности устанавливается только федеральным законодательством.

Все необходимые в данном случае документы должны быть представлены в соответствующие органы не позднее, чем по истечении 3 месяцев с момента окончания отчетного периода.

Перечень налоговых документов для отчетности зависит от применяемого налогового режима.

Предприятиям, которые работают на общем, необходимо будет сдавать:

Бухгалтерская отчетность НКО - это унифицированные формы, раскрывающие информацию о результатах деятельности субъекта. Для таких организаций установлены особые правила и отчеты.

Кто такие НКО

НКО, или некоммерческие организации — это экономические субъекты, основной целью создания которых является выполнение социально значимых функций и программ. А вот получение прибыли для данной категории организаций стоит далеко не на первом месте. Понятие и ключевые особенности деятельности закреплены в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018).

Несмотря на особый статус, как и другие экономические субъекты, некоммерческие организации обязаны сдавать отчетность о результатах своей деятельности. Причем подавать такие сведения придется не только в ФНС, но и своим учредителям, в территориальные органы статистики, а также в Минюст.

Именно НКО обязаны отчитываться в Министерство юстиции России. Например, для бюджетных учреждений или коммерческих фирм такие обязательства не предусмотрены.

Какую отчетность сдают НКО

Отчетность некоммерческих организаций следует разделять на отдельные группы:

  1. Налоговая — это формы, которые предназначены для ФНС. Основная цель: предоставление сведений для сверки правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты налоговых платежей. Простыми словами, это декларации, авансовые расчеты, справки и пояснения, которые позволяют налоговикам проверить, правильно ли компания рассчитала налог и в полном ли объеме уплатила его в бюджет, верно ли истолковала законодательство, правомерно ли воспользовалась льготами, вычетами и привилегиями.
  2. Страховая — это информация, раскрывающая сведения о начисленных и уплаченных взносах в пользу страхового обеспечения работающих граждан. Данная категория сведений — это персонифицированная информация. То есть отчет раскрывает объем страховых взносов, начисленных в отношении каждого работника компании.
  3. Статистическая — это сведения статотчетности, которые систематически запрашивают территориальные органы статистики. Данная группа отчетов раскрывает практически все показатели деятельности компании: производство, трудовые ресурсы, потребление, заработная плата, рабочее время и многое другое. Состав статотчетности довольно велик, определяется для каждого субъекта в индивидуальном порядке.
  4. Финансовая или бухгалтерская отчетность — это данные, которые раскрывают информацию о финансовом положении субъекта, стоимости активов и объемах принятых обязательств, а также характеризует фактические результаты деятельности организации. Анализ отчетов данной категории позволяет принимать управленческие решения.

Именно о бухгалтерской отчетности и расскажем в статье.

Правовое регулирование финотчетности

Бухгалтеру некоммерческой организации при формировании бухгалтерской финансовой отчетности следует руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
  2. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н.
  3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
  4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н.

Применяя правила вышеуказанных законодательных актов, следует помнить об особенностях некоммерческих организаций, установленных Гражданским кодексом России.

Во-первых, НКО созданы не с целью извлечения прибыли, а для достижения социально значимых показателей, но могут вести предпринимательскую деятельность, если это требуется для достижения поставленных целей.

Во-вторых, некоммерческие предприятия не имеют права распределять полученный доход (прибыль) между участниками, учредителями, собственниками, а направляют его на достижение поставленных целей.

В-третьих, на основании ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации (некоммерческой) не должна содержать информацию о наличии и изменениях уставного (складочного), резервного и других составляющих частей капитала организации.

Особенности ведения бухучета и формирования бухгалтерской отчетности

Некоммерческие учреждения, как и другие организации, обязаны вести бухучет в установленном порядке (закон № 402-ФЗ). Хозяйственные операции, отражающие деятельность предприятия, подлежат отражению в первичной документации и регистрационных журналах. Формирование финансовых отчетов производится на основании данных учета. Особенности ведения учета, годовая бухгалтерская отчетность и способы формирования и детализации бухотчетности НКО должны быть отражены в учетной политике.

Вести бухучет без утвержденной учетной политики недопустимо. Простыми словами, не определив основные аспекты и правила отражения и учета хозяйственных операций, добиться полноты, достоверности и своевременности отражения данных невозможно. А следовательно, и составить правдивую финансовую бухгалтерскую отчетность не представляется реальным.

Ведение бухгалтерского учета в НКО, как и в других категориях российских организаций, осуществляется исключительно в рублях. Даже если операция была совершена в иностранной валюте, то ее необходимо перевести в рубли. Следует руководствоваться основным правилом пересчета. То есть операция переводится в рубли по курсу, установленному Центробанком России на дату совершения операции. Если определить курс невозможно или проблематично, то следует применить новый порядок пересчета по кросс-курсу. Но отразить в учете операцию в иностранной валюте нельзя. Следовательно, и бухотчетность не может содержать сведений и показателей, исчисленных в иностранных валютах.

Состав и структура отчетных форм

Годовая бухгалтерская отчетность по предприятию определена в Приказе Минфина № 66н. Нормативно-правовой акт закрепляет шесть отчетных форм, которые придется заполнить по итогам календарного года. В состав финотчетности НКО входят:

  1. Бухгалтерский баланс — это основа основ финотчетности. Ключевой документ, отражающий стоимостное выражение активов, капиталов и обязательств субъекта. Форма разделена на две части: пассив и актив. В активной стороне баланса раскрывается информация о стоимости основных фондов, запасов, финансовых инструментов, находящихся в распоряжении компании. Пассивная же часть баланса характеризует источники формирования активов, то есть обозначается денежное выражение капиталов (уставный, добавочный, резервный), принятых обязательств (кредиторская задолженность, заемные капиталы) и так далее. Ключевое правило бухгалтерского баланса — актив и пассив должны быть равны.
  2. Отчет о финансовых результатах — вторая по значимости форма финотчетности. Отражает фактический результат деятельности компании. Структура документа предусматривает заполнение показателей не только за отчетный период (год), но и за два предшествующих. Данная особенность позволяет производить сравнительный анализ деятельности предприятия по годам.
  3. Отчет об изменениях капитала раскрывает информацию обо всех движениях капиталов, которые произошли в отчетном периоде. Информация заполняется в разрезе экономически значимых показателей, на основании данных бухучета, за полный финансовый год.
  4. Отчет о движении денежных средств детализирует сведения о движении финансовых активов предприятия. Структура формы предусматривает возможность проведения сравнительного анализа показателей отчетного периода и предшествующих лет (два предшествующих календарных года).
  5. Отчет о целевом использовании средств обличает информацию о размерах целевых поступлений (субсидий, грантов, дотаций и прочих средств), а также данные о их использовании. Причем сведения об использовании раскрываются в разрезе целевых направлений. Заполняется за отчетный и предшествующий годы.
  6. Приложение к бухгалтерскому балансу — это пояснительная записка, а также совокупность форм и таблиц, раскрывающих отдельные показатели о деятельности, структуре, имущественных активах предприятия. Пояснительная записка — это текстовое описание показателей отчетных форм. Обратите внимание, что при наличии каких-либо расхождений в бухотчетности данные обстоятельства должны быть максимально подробно раскрыты в пояснительной записке.

Актуальные бланки — в отдельном материале . Для каждой формы отчета дан краткий комментарий по заполнению, а также актуальные бланки: бухгалтерская отчетность форма 1 и 2, образец для них и других отчетов доступны для скачивания.

Упрощенная бухгалтерская отчетность

НКО, как и другие виды организаций, определенные в законе № 402-ФЗ, имеют право вести бухучет упрощенным способом. Для «упрощенцев» предусмотрен сокращенный состав отчетов.

Но далеко не каждую НКО можно отнести к счастливчикам, имеющим право на предоставление упрощенных форм. Законодатели утвердили особые условия для экономических субъектов, которые могут считаться «упрощенцами». Проверьте, относится ли ваша компания к таковым. Должны выполняться все три условия:

  1. Штатная численность организации не должна превышать 100 человек за предшествующий год. Как правильно рассчитать показатель численности, указано в Приказе Росстата от 30.12.2014 № 739.
  2. Доля участия в уставном капитале не превышает установленных нормативов. Для организаций государственного сектора данный показатель не может быть более 25 % от УК НКО, для иностранных субъектов — не более 49 % от УК НКО.
  3. Доход от предпринимательской деятельности — не более 800 миллионов. Аналогичное ограничение по объему установлено для остаточной стоимости активов — не может превышать 800 млн руб.

Если НКО отвечает вышеперечисленным условиям, то право на ведение упрощенного бухучета есть. Такое положение придется закрепить в учетной политике, причем обязательно. В противном случае при проверке контролирующих органов, например налоговиков, инспекторы могут затребовать предоставление всех форм бухгалтерской отчетности. Ведь организация не закрепила в УП, что учет ведется в упрощенном виде.

КНД 0710096 состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о финансовых результатах;
  • отчета о целевом использовании средств.

Отчет о финрезультатах не обязателен для НКО, не ведущих предпринимательскую деятельность. Например, организация функционирует за счет государственных дотаций, выполняет возложенные функции, но предпринимательскую деятельность не осуществляет. Следовательно, показателей к заполнению в форму № 2 нет.

Компания самостоятельно определяет критерии значимости информации для внесения в отчетность. Критерии следует закрепить в учетной политике, чтобы избежать споров с контролирующими органами.

Особенности заполнения упрощенной бухгалтерской отчетности закреплены в Приказе Минфина № ПЗ-3/2015. Определим ключевые положения:

  1. Финансовая информация может быть внесена в отчетность без детализации по статьям учета.
  2. Упрощенная отчетность предусматривает раскрытие меньшего объема информации, в сравнении со стандартными формами.
  3. Сведения о прекращающейся деятельности могут быть полностью исключены из отчетности.
  4. Операции, совершенные после отчетной даты, могут быть также не внесены в отчет, если будут признаны незначительными.

Отчетность в Минюст

Бухгалтерская отчетность направляется в ФНС и Росстат и в Министерство юстиции. В отличие от коммерческих фирм и учреждений государственного сектора, НКО — единственные, кто должен подавать сведения в Минюст.

Для отчетности в Минюст утверждены специальные унифицированные формы, отличные от бланков налоговой отчетности. Бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.

НКО обязаны своевременно публиковать информацию о продолжении своей деятельности. Причем публикации должны быть размещены в сети Интернет в открытом доступе либо в специальных средствах массовой информации.

Подать сведения в Минюст можно несколькими способами:

  • почтовым отправлением, обязательно сделать опись вложения с перечнем всех вложенных форм;
  • посредством электронной почты, однако отправляемую отчетность необходимо подписать электронной цифровой подписью;
  • разместив самостоятельно в сети Интернет, на сайтах, доступ к которым осуществляется непосредственно через сайт Министерства юстиции;
  • предоставив сведения для публикации в СМИ.

В состав отчетных форм включены:

  1. Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов (форма № ОН0001).
  2. Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (форма № ОН0002).

Подавайте информацию ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным. В зависимости от формы и вида НКО, законодатели предусмотрели дополнительную отчетность. Все бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности

Отчеты о финансовой деятельности НКО следует предоставлять в территориальное отделение налоговой инспекции, органы статистического наблюдения и другие госорганы по официальному запросу.

Причем руководитель или главный бухгалтер не вправе отказать в ознакомлении с бухгалтерской отчетностью третьим лицам. Сдать финансовую отчетность следует не позднее 90 календарных дней с момента окончания отчетного периода, то есть до 31 марта следующего года. Исключением является реорганизация предприятия. Например, НКО ликвидируется в сентябре этого года, следовательно, составляется бухгалтерская отчетность за 4 квартал 2020 (разделительный баланс).

В общем порядке подайте сведения в контролирующие органы не позднее 1 апреля. Если последний день сдачи отчетности (31 марта) выпадает на нерабочий день, то срок переносится на первые рабочие сутки.

Учредители НКО вправе требовать предоставления бухотчетности в разрезе утвержденных сроков. Например, собственник имеет право затребовать готовый отчет уже в январе. Такие ситуации, в большей степени характерны для организаций, учредителями которых выступают учреждения госсектора. Бюджетники формируют отчетность в особом порядке, следовательно, и сроки для них определяются в индивидуальном порядке.

Учредитель должен в установленном порядке довести до организации требование о предоставлении бухгалтерской отчетности. Причем уведомить ответственных лиц придется под подпись. В противном случае требовать отчет раньше установленного срока недопустимо.

Контроль и аудит

Финансовый аудит бухотчетности — это независимая оценка полноты, правильности, достоверности и законности ведения бухучета и составления отчетов. Причем проводить аудиторскую проверку отчетов бухгалтерии имеют право только специализированные аудиторские организации или частные аудиторы, прошедшие лицензирование.

Некоммерческое предприятие, как и учреждение бюджетной сферы, не относится к организации, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту. Однако учредитель (собственник, наблюдательный совет, высший орган управления) НКО может принять решение о необходимости проведения аудиторской проверки для проведения экспертной оценки и получения достоверного заключения о качестве ведения бухучета в организации.

В таком случае должен быть разработан и доведен до заинтересованных лиц порядок проведения аудиторской проверки. Должны быть конкретно определены продолжительность мероприятия, направления учета, перечень документации, которые подвергнутся контролю.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Любая коммерческая организация, работающая на территории Российской Федерации, обязана сдавать отчёты в государственные органы. Это позволяет контролировать деятельность (пресекать нарушения) и составлять реальную статистику, на основании которой и выстраивается законодательная политика Правительства.

Но, что же касается некоммерческих организаций? Тех субъектов российского предпринимательства, которые не ставят своей целью получение прибыли и в некоторых случаях вовсе не участвуют в каких-либо финансовых операциях. Необходимо ли им отчитываться? И, если да, то как и перед кем?.. Почему нужно подавать отчетность в Минюст?

Какую отчётность сдают некоммерческие организации (НКО) в Минюст РФ?

С целью предоставления в государственные органы информации о том, чем занималась некоммерческая организация прошедший год, и на что были потрачены инвестированные средства, представитель НКО составляет и подаёт в Минюст России несколько отчётных документов установленного образца.

В частности это отчёты по форме: №ОН0001, №ОН0002, №ОН0003.

Первые две формы – обязательные для большинства организаций. Что же касается последней – это, так называемая, упрощённая форма, которая подаётся НКО вместе с уведомлением о продолжении деятельности в случае выполнения следующих условий:

  • в состав учредителей/руководителей/участников организации не входят иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства;
  • в течение отчётного периода не было финансовых/имущественных поступлений в бюджет НКО со стороны граждан/организаций иностранного государства;
  • общие поступления в бюджеты НКО не превысили 3 млн. руб. по итогам прошедшего года;

Данная форма отчётности применима для любых видов некоммерческих объединений. Ознакомиться с действующим вариантом бланка и уведомления о продолжении деятельности можно на официальном сайте Министерства Юстиции Российской Федерации. Там же размещаются и другие бланки форм отчётов для НКО.

Принципы составления отчётности

Все виды отчётов подготавливаются на основе информации, полученной из действующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов.

Они должны чётко и ясно отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации. Перечень необходимой Минюсту информации так же опубликован на официальном сайте, и его самостоятельное расширение слабо приветствуется.

Все отчёты должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на оф. сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок.

Порядок и сроки подачи отчётности для НКО

В соответствие с требованиями Министерства Юстиции РФ все некоммерческие организации должны ежегодно сдавать отчётность одним из предложенных способов:

  • размещение полного перечня отчётов о своей деятельности (за исключением персональной информации членов и руководителей организации) в одном из средств массовой информации, в том числе на собственном веб-ресурсе (при наличии такового);
  • личная либо почтовая доставка отчётов в Минюст России;
  • публикация отчётов, а также информации о своей деятельности на специализированном портале официального сайта уполномоченного госоргана (Министерства Юстиции).

Каждый из перечисленных способов имеет одинаковую законную силу и может быть использован организациями в равной степени.

Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года , следующего за отчётным периодом.

Что же касается некоммерческих агентов иностранных компаний – они подчиняются тем же требованиям, но сдают/публикуют отчёты о персональном составе руководящего звена раз в пол года, и раз в квартал – отчёт о целевом расходовании полученных от головной компании денежных средств.

Для агентов иностранных компаний обязательны аудиторские проверки, отчётность по которым сдаётся один раз в год.

Если годовой или квартальный отчет в установленный срок, то организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.

Способы предоставления электронной отчётности

Как уже упоминалось ранее, для некоммерческих организаций предусмотрен обычный и электронный способ подачи отчётности.

А прогнозы, как и в случае с коммерческими компаниями, говорят о том, что в ближайшие годы все НКО будут переведены на один – электронный способ обмена документами с госорганами . Так как же им воспользоваться?

Чтобы подать отчёт в Министерство Юстиции в электронном виде необходимо сначала зарегистрироваться на официальном сайте, затем войти в свой личный кабинет профиля. Там вы сможете указать информацию о представляемом вами НКО и подать отчёты одним из имеющихся способов:

  1. Загрузка документа MSExcel с готовым отчётом.
  2. Ручное заполнение онлайн-формы отчёта.

Все необходимые бланки и формы для заполнения на компьютере также есть в личном кабинете.

Впервые данный сервис был запущен в 2010 году. Так что, на данный момент, он полностью проработан и работает стабильно, экономя время и силы многих бухгалтеров.

О том, как оформить электронную отчетность, вы можете узнать из видео:

Наиболее частые ошибки

В качестве заключения хотелось бы перечислить наиболее частые ошибки, допускаемые при подготовке и сдаче отчётности некоммерческих организаций. Ведь этот процесс, хоть этот и не так сложен, как составление годового баланса, но тоже имеет свои нюансы и хитрости. Их незнание приводит к следующим ошибкам:

  • подача не полного пакета документов;
  • противоречивые данные, указанные в формах ОН0001 и ОН0002 в сравнении с информацией ведомственного реестра;
  • не заполнена форма ОН0002, несмотря на то, что деятельность фактически велась (проводились мероприятия, указания на которые есть в первой форме либо ведомственном реестре);
  • в пунктах 1, 2 формы ОН0002 вместо расходов НКО указаны инвестиции (поступившие средства);
  • технические ошибки: незаверенные, несшитые, непронумерованные страницы;
  • наличие указаний о расходовании нецелевых средств без указания на их источники (в форме ОН0001 указаны только целевые поступления).

Все указанные неточности являются результатом поспешного заполнения бланков и невнимательности заполняющего.

Поэтому, при должном старании во время подготовки отчётов, данных ошибок можно избежать и сдать отчётность НКО правильно с первого раза. Тем более, что теперь это можно сделать не выходя из офиса.

Некоммерческая организация (НКО), как следует из названия, не является коммерческой, то есть созданной для получения прибылей и распределения их между участниками. При образовании НКО преследуются политические, социальные, религиозные, образовательные и научные, благотворительные цели. Некоммерческие организации функционируют в рамках деятельности, олицетворяющей известное выражение: «не хлебом единым…».

Организации занимаются реализацией духовных потребностей граждан, например, развитием массовой физической культуры и спорта, здравоохранения, защитой прав организаций и граждан и прочее. Однако несмотря на то, что коммерческую деятельность НКО не ведут (хотя могут, если таковая способствует достижению целей, поставленных перед организацией ее создателями), но регулярно представлять отчетность должны. Рассмотрим, какую именно отчетность обязаны предъявить НКО в Минюст.

Время «Ч»

В 2019 году не произошло изменений во времени подачи документов по отчетности некоммерческими организациями для Министерства юстиции России. Эта дата – 15 апреля. НКО должны отчитываться о своей деятельности на основании Федерального закона «О некоммерческой деятельности» за номером 7 от января 1996 года.

В статье тридцать второй этого законодательного документа прописан порядок формирования отчета о деятельности организации перед налоговой, статистическими органами, перед учредителями и прочими лицами согласно уставным документам организации и существующему законодательству.

В контролирующие органы предоставляются сведения о поступлениях и расходованиях денежных средств и другого имущества в течение истекшего периода, о руководительском составе организации и общей деятельности НКО.

Дело это серьезное, и за безалаберное отношение к нему – несвоевременное предоставление или вообще непредставление указанных сведений – полагается соответствующее административное наказание (согласно статье 19.7 Административного кодекса РФ).

Куда нужно представить отчетность

Составленную отчетность в сегодня можно подать в двух вариантах:

  1. Почтовым отправлением. Отчетность отправляется обычным почтовым отправлением, адресованным в территориальные органы Центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации. При отправке отчета обязательно вложение описи документов.
  2. Размещение данных по отчету в сети Интернет на информационных ресурсах Министерства юстиции России. Доступ к этим ресурсам можно осуществить посредством официальных сайтов региональных органов Минюста или через центральный официальный сайт Министерства юстиции – www.minjust.ru. Размещение отчетности на официальных интернет-ресурсах предусматривается специальным приказом Министерства юстиции, регламентирующим возможность размещения сообщений НКО о продолжении своей деятельности и отчетов о деятельности за истекший период в сети Интернет.
  3. Есть еще третий вариант – отправка документов об отчетности и сообщения о продолжении деятельности в электронном виде посредством электронной почты. Этот способ возможен только при существовании цифровой электронной подписи уполномоченного руководителя организации.

Состав отчетности

Некоммерческие организации должны представлять отчетность о своей текущей деятельности за истекший отчетный период в следующем составе:

  • налоговая отчетность. НКО, как и прочие организации, могут выбирать налоговый режим. Либо используя общий налоговый режим, либо применяя упрощенную систему налогообложения. В первом случае некоммерческие организации заполняют декларацию на прибыль и на уплату НДС. В случае использования УСН НКО заполняется декларация, по уплате налога, предусмотренного по УСН. Для организаций, имеющих на балансе недвижимость, обязательна декларация об уплате налога на недвижимое имущество;
  • бухгалтерская отчетность. Состав необходимой для представления бухгалтерской отчетности прописан в Федеральном законе о бухгалтерском учете. Однако для организаций, не ведущих коммерческую деятельность, предусмотрена упрощенная система бухгалтерской отчетности, в которой включается только отчет об убытках и прибылях, отчет о целевом использовании полученных средств и бухгалтерский баланс. Упрощено и количество отчетов: такой отчет необходимо составлять только раз в год;
  • статистическая отчетность. Кроме отчета об убытках и прибылях и бухгалтерского баланса, некоммерческими организациями, не ведущими коммерческую деятельность, подаются данные в органы государственной статистики. Для этого используется специальная форма, разработанная для некоммерческих организаций для представления сведений – № 1-НКО.

Помимо заполнения установленной формы, возможно, понадобится представить и иные сведения согласно запросу статистического органа.

  1. Данные в государственные внебюджетные фонды. Представляются сведения по начислению и уплате взносов в Фонд медицинского страхования и Пенсионный фонд, а также сведения о персонифицированном учете.
  2. Специализированная отчетность. Для НКО, в связи со спецификой их деятельности, предусмотрены специальные виды отчетности и представляемых данных. Так, организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью ежегодно, до 31 марта, должны направлять в орган, ведающий учетом подобных организаций, заявление о продолжении деятельности в наступившем году. Сведения включают в себя данные о настоящем месте нахождения руководящего органа, информацию о руководителях организации.

Как известно, для некоммерческих организаций были упрощены процедуры государственной регистрации, предоставления отчетности и осуществления контроля за их деятельностью (Федеральный закон от 17.07.2009 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”»). Исходя из того, что некоммерческая организация как собственник целевого капитала обязана не позднее шести месяцев после окончания отчетного года подготовить и утвердить годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала, рассмотрим обусловленные спецификой деятельности формы отчетности. Отметим также, что в случае, если такой некоммерческой организацией сформировано несколько целевых капиталов, указанный годовой отчет готовится по каждому сформированному целевому капиталу.

В целом отчетность некоммерческих организаций можно условно разделить на следующие группы:

  • бухгалтерская отчетность;
  • налоговая отчетность;
  • отчетность перед государственными внебюджетными фондами;
  • статистическая отчетность;
  • специальная отчетность.

Состав отчетности в отношении некоммерческой организации зависит как от ее организационно-правовой формы, так и от особенностей налогообложения (в частности, от применяемого режима налогообложения).

Бухгалтерская отчетность

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, в состав которой входят следующие формы:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительная записка;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Следует отметить, что для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), установлен упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности. Указанные организации представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о целевом использовании полученных средств.

Кроме того, нужно обратить внимание на то, что в соответствии с приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности» некоммерческие организации могут не представлять формы № 3–5 бухгалтерской отчетности в случае отсутствия соответствующих данных.

Бухгалтерская отчетность в сокращенном составе (формы № 1 и № 2) также представляется в органы государственной статистики.

С 2003 г. в связи с введением в действие УСН многие некоммерческие организации перешли на указанный специальный налоговый режим. Такие организации в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, а значит, и составления бухгалтерской отчетности. Но при этом установлена обязанность ведения данными организациями учета доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Доходы и расходы учитываются в Книге доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Налоговая отчетность

Обязанность составления и представления в предусмотренных законодательством случаях налоговой отчетности в форме налоговых деклараций (расчетов) установлена ст. 23 НК РФ. Состав налоговой отчетности некоммерческих организаций напрямую зависит от применяемого режима налогообложения: общего или специального налогового режима. При общем налоговом режиме состав налоговой отчетности включает в обязательном порядке:

  • налоговую декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • налоговую декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Нужно иметь в виду, что форма декларации по НДС изменилась. Новая форма декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009. Указанная форма декларации применяется уже с отчетности за IV квартал 2009 г.

В отношении налога на прибыль нельзя не отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога, представляют налоговые декларации в упрощенной форме по истечении налогового периода. Также следует принять во внимание, что налоговая декларация по налогу на прибыль применяется в редакции приказа Минфина России от 16.12.2009 № 135н.

Некоммерческая организация, обладающая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, обязана составлять налоговую отчетность по налогу на имущество в форме налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество, что закреплено в ст. 386 НК РФ. Следует обратить внимание на то, что ранее организация, не имевшая объектов налогообложения налогом на имущество, все равно обязана была представлять так называемую «нулевую» налоговую отчетность по налогу на имущество. Однако теперь в связи с принятием Федерального закона от 30.10.2009 № 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» организации освобождены от обязанности представлять расчеты и декларации по налогу на имущество организаций при отсутствии объекта налогообложения.

В случае если в отношении некоммерческой организации зарегистрировано транспортное средство, то она обязана составлять и представлять налоговую декларацию и налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу (ст. 363.1 НК РФ).

Если некоммерческая организация обладает правом собственности на земельный участок или же правом постоянного (бессрочного) пользования им, то в отношении нее установлена обязанность формирования налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу (ст. 398 НК РФ).

Некоммерческие организации, равно как и коммерческие, признаются налоговыми агентами по НДФЛ в соответствии со ст. 226 НК РФ. В качестве самого простого примера здесь можно привести отношения между работодателем и работником в части начисления и выплаты заработной платы. Указанное выше обстоятельство влечет за собой необходимость составления и представления в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

Как уже было отмечено выше, с момента введения специального налогового режима в виде УСН довольно большое число некоммерческих организаций воспользовалось правом перехода на указанный налоговый режим.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 3, 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций по договору простого товарищества, договору доверительного управления имуществом или концессионному соглашению на территории РФ).

Применение УСН обязывает некоммерческие организации составлять и представлять в налоговые органы налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в порядке, установленном ст. 346.23 НК РФ. Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н.

Отчетность перед государственными внебюджетными фондами

Данной группе отчетности следует уделить особое внимание в связи с изменениями законодательства, вступившими в силу с начала текущего года. Отмена с 01.01.2010 Федеральными законами от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) и № 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» ЕСН и введение обязанности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование внесли определенные новшества, в том числе и в порядок формирования и представления отчетности.

Привычная для многих декларация по ЕСН отменена, а администрирование указанных выше страховых взносов передано от налоговых органов Пенсионному фонду России (ПФР), а также Фонду социального страхования (ФСС России). В связи с изменением порядка администрирования взносов страхователи в соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ должны подавать расчеты ежеквартально по месту своего учета:

1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС);

2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС России - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС России.

Следует обратить внимание на то, что подача расчетов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика-страхователя не предусматривается.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования представляется по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н.

Отчетность в ФСС России несколько видоизменилась, что стало следствием указанных выше изменений законодательства. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за I квартал 2010 г. должен быть представлен по форме-4 ФСС РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н.

Помимо этого организации также обязаны формировать отчетность, связанную со сдачей сведений по персонифицированному учету. Эта обязанность установлена Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В связи с принятием Федерального закона № 212-ФЗ порядок сдачи сведений по персонифицированному учету в ПФР изменился. Так, в 2010 г. их нужно сдавать два раза - по итогам полугодия и года (до 01.08.2010 и 01.02.2011), а начиная с 2011 г. - четыре раза в год, ежеквартально (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля).

Статистическая отчетность

Помимо представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках некоммерческой организацией в органы государственной статистики подаются сведения по специализированным формам статистического наблюдения.

Говоря об особенностях отчетности некоммерческих организаций, следует указать, что в отношении них среди прочих установлена специальная форма статистического наблюдения - форма № 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации». Указанная форма является новой. Форма утверждена приказом Росстата от 02.10.2009 № 213, является единовременной и действует для отчета в 2010 г. Также в отношении некоммерческих организаций действует форма № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», утвержденная приказом Росстата от 14.08.2008 № 189 (ред. от 10.07.2009, с изм. от 18.11.2009).

Органы государственной статистики могут запросить и другие сведения по установленным формам.

Специальная отчетность

При формировании комплекта отчетности в отношении некоммерческих организаций следует принимать во внимание Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Сейчас указанные выше сведения представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, по форме № ОН0001 «Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 (ред. от 08.12.2008). Сведения представляются ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Однако указанное выше требование распространяется не на все некоммерческие организации. Так, согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 млн руб., представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

С 01.01.2010 вступил в силу п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым некоммерческие организации обязаны каждый год размещать в сети Интернет или средствах массовой информации отчет о своей деятельности в объеме сведений, которые представляются в Минюст России или его территориальный орган, а некоммерческие организации, у которых выполняются условия, перечисленные в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, - сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения этих отчетов и сообщений определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Следует отметить, что в настоящее время существует достаточно большое число форм некоммерческих организаций, и действующее законодательство требует от них представления той или иной отчетности.

Так, общественные объединения в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общественных объединениях» обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Помимо этого общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Аналогичная обязанность закреплена и за такой формой некоммерческой организации, как религиозная организация (ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Благотворительные организации, являясь также некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» также обязаны ежегодно представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения:

  • о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
  • нарушениях требований указанного выше едерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Некоммерческие фонды в соответствии со ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

М. В. Панов,
аттестованный аудитор Минфина России, член НП «Московская Аудиторская Палата», ведущий эксперт аудиторско-консалтинговой компании «РУСКОНСАЛТИНГ ГРУПП»