Учебная программа менеджмент. Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент. Индивидуальные наборы курсов

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.03 ­ 2017 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых ________________ Д.А. Мартынов «_____» ______________ 2017 г. технологий и сервиса» ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОП.03 МЕНЕДЖМЕНТ (название дисциплины/предмета/модуля) специальности (специальностей) среднего профессионального образования ___09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям) в экономике____ код, наименование специальности(ей) / профессии 2017 г. 2 ОДОБРЕНА Разработана на основе Предметной, цикловой комиссией Федерального государственного ______________________________ образовательного стандарта по название ЦМК специальности 09.02.05 «Прикладная информатика в экономике» Председатель ЦМК Заместитель директора по УР Давыденко Л.И _________ ______________Л.С.Панькова «_____»_________________20___г. «_____»______________20____ г. РАЗРАБОТЧИК/И: _________________________________________________ ФИО, должность _________________________________________________ ФИО, должность _________________________________________________ ФИО, должность РЕЦЕНЗЕНТЫ: _________________________________________________ ФИО, должность внутреннего рецензента _________________________________________________ ФИО, должность, место работы внешнего рецензента с предприятия или организации 3 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) среднего профессионального образования (далее ­ СПО) Организация­разработчик: ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Разработчики: Сафина В.Г., заместитель директора по НМР ГБПОУ «СТОТиС» Мартынов В.Ю, преподаватель ГБПОУ «СТОТиС» 4 СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 5 11 12 5 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы «МЕНЕДЖМЕНТ» Программа учебной дисциплины «Менеджмент» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)» Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по повышению квалификации и переподготовки специалистов по специальностям 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» 22.02.06 «Сварочное производство» 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)» 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Менеджмент» относится к профессиональному циклу (общепрофессиональные дисциплины) учебного плана по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)» 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  применять в профессиональной деятельности приемы делового общения; принимать эффективные решения. ­ использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;  применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; 6 ­ учитывать особенности менеджмента (по отраслям); В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:     функции менеджмента; процесс принятия и реализации управленческих решений; методы управления конфликтами; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента 69 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов; самостоятельной работы обучающегося 23 часов. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме: Объем часов 69 46 ­ ­ ­ 23 зачёт 8 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.03 ­ 2017 a. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент» Наименование разделов и тем 1 Раздел1 Основы менеджмента Тема 1.1. Сущность современного менеджмента Тема 1.2. Организация и её среда Раздел 2. Функции менеджмента Тема 2.1. Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. 2. История развития менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям Самостоятельная работа обучающихся: Содержание учебного материала 1. Организация, как форма существования людей. Условия возникновения организации. 2. Организация как открытая система. Внешняя и внутренняя среда организации. Внутренние элементы организации. Значение и показатели внешней среды Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Школы менеджмента Факторы внешней среды организации Социальная ответственность и этика менеджмента Объем часов Уровень освоения 4 2 1 2 1 3 18 6 6 4 6 4 24 Содержание учебного материала Наименование разделов и тем 1 Цикл менеджмента Тема 2.2. Планирование и организация деятельности коллектива Тема 2.3. Мотивация сотрудников Тема 2.4 Контроль в управлении Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1. Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента. .Цикл менеджмента. . Связующие процессы. 2 Самостоятельная работа обучающихся: изучить функции менеджмента Содержание учебного материала 1. Содержание и организация стратегического планирования. Методы планирования и организации работы подразделения. 2. Организация взаимодействий в управлении. Понятия структура управления. Принципы построения организационной структуры управления Практические занятия Построение и анализ организационной структуры управления конкретного предприятия. Использование на практике методов планирования и организации работы подразделения с учетом особенностей менеджмента (по отраслям). Самостоятельная работа обучающихся: изучить планирование и организацию деятельности коллектива Содержание учебного материала 1. Значение и основные элементы мотивации. Первичные и вторичные потребности. Основы формирования мотивационной политики организации Практические занятия Выполнениеработыпомотивациитрудовойдеятельностиперсоналаипринятиярешений Учетом особенностей менеджмента(по отраслям). Содержание учебного материала 1 Сущностьинеобходимостьконтролядеятельностиэкономическогосубъекта. Виды контроля. Процесс контроля: установление стандартов, сравнение результатов и корректирующие действия. 3 6 2 6 2 6 2 6 6 6 4 3 1 3 3 3 1 1 3 2 10 Наименование разделов и тем 1 Раздел 3. Методы управления Тема 3.1. Система методов управления Тема 3.2. Деловое общение Тема 3.3. Управленческое решение Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 2 Самостоятельная работа Выполнение домашнего задания по разделу 2 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Основные теории мотивации Практика мотивации труда Содержание учебного материала 1. Система методов управления. Экономическое, административное и социально­ психологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления 2. Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства. Социально Психологические отношения Практические занятия Изучение 4 типов темперамента составление анкеты по определению характера Содержание учебного материала 1. Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации. Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и приемы делового общения. Практические занятия Использованиевпрофессиональнойдеятельностиприемовделовогоиуправленческого общения, разбор ситуаций Самостоятельная работа обучающихся: изучить тему Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения Содержание учебного материала 1. Процесс принятия и реализации управленческих решений. Методика принятия решений Практические занятия Разборситуацийипринятиеэффективныхрешенийсиспользованиемсистемыметодов 3 2 28 8 4 6 6 2 6 6 4 1 2 3 2 3 1 3 3 11 Наименование разделов и тем 1 Тема 3.4 Руководство в организации Контрольная работа по разделам 1­3 Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3: Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Информационные технологии в сфере управления. Барьеры общения и пути их устранения. Управление конфликтами. Управление стрессами. Управление неформальной организацией Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) Всего: 105 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 2 управления. Самостоятельная работа обучающихся: изучить материал по теме принятие управленческих решений Содержание учебного материала 1. Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние Неформальный лидер и работа с ним. Практические занятия Изучение основных понятий руководства. Разбор производственных ситуаций Самостоятельная работа студента: изучить материал по теме Стили руководства. 3 1 8 6 1 4 1 2 3 1 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Требования к минимальному материально­техническому 3.1. обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмент» Оборудование учебного кабинета: ­ посадочные места по количеству обучающихся; ­ рабочее место преподавателя; ­ альбом наглядных пособий по «Менеджменту» Технические средства обучения: ­ интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и Мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет­ресурсов, Дополнительной литературы Основные источники: 1.КазначевскаяГ.Б. Менеджмент. – Ростов­на­Дону, Феникс, 2007. 2.КорговаМ.А. Менеджмент. – Ростов­на­Дону, Феникс, 2007. 3.МесконМ.Х. Основы менеджмента: Пер. сангл. / Мескон М.Х., Альберт М., ХедоуриФ. – М.: Вильямс, 2007. 4.НазаровЮ.А. Основы менеджмента. Учебное пособие. М.: Глобус; Волгоград: Альянс, 2006. Дополнительные источники: 1.ВиханскийО.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – 4­еизд., перераб. и доп. – М.: Экономист, 2008. 2.ГапоненкоА.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.: Омега Л., 2008. 3.ДрукерП.Ф. Практика менеджмента/ Пер. сангл. – М.: Издат. дом «Вильяме», 2006. 4.ЛомакинА.Л. Управленческие решения. – М.: Форум, ИНФРА­М, 2005. 5.ЛукашевичВ.В., Астахов Н.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ­ДАНА, 2007. 6.МэддаксР. Успешная команда: как ее создать, мотивировать и развивать. Пер. сангл. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 7.ТомпсонА.А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: Пер. сангл.: Вильямс, 2005. 13 8.Теория управления: Учебник/Подобщ.ред. ГапоненкоА.Л. и ПанкрухинаА.П. изд. 3­е, доп. и перераб. – М.: Изд­воРАГС, 2008. 9.ЧудновскаяС.Н. Управленческие решения: Учебник. – М.: Эксмо, 2007. 10.«МенеджментвРоссииизарубежом». Практический журнал. Издательство: «Финпресс». 11.«Российский журнал менеджмента». Научно­исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ. 12.«Новыйменеджмент».Научно­практическийжурнал. Издательство: «Новый издатель». Интернетресурсы: 1.http://www.mevriz.ru/ 2.http://www.rjm.ru/ 3.http://www.new­management.info/ 4.http://www.top­manager.ru/ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Обучающийся должен: уметь: ­ использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения ­ анализировать организационные структуры управления ­ проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала ­ применять в профессиональной деятельности приёмы делового и управленческого общения ­ принимать эффективные решения, используя систему методов управления ­ учитывать особенности менеджмента (по отраслям) Знать: ­ сущность и характерные черты современного менеджмента ­ методы планирования организации работы подразделения ­ основы формирования мотивационной политики организации ­ особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Индивидуальные Практическое занятие 15 ­ внешнюю и внутреннюю среду организации ­ цикл менеджмента ­ процесс принятия и реализации управленческих решений Функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта ­ систему методов управления ­ методику принятия решений ­ стили управления, коммуникации, принципы делового общения Практическое занятие Тестирование Индивидуальное тестирование Разработчики: Заместитель директора по НМР ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»В.Г. Сафина Преподаватель ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Мартынов В.Ю Эксперты: ____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) 16 17

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГПБОУ «Торопецкий колледж»

«Согласовано» «Утверждаю»
зам. директора по УПР Директор колледжа

Самуйлова З.Н. __________ Ю.С. Гапаненок

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент
Специальность 38.02.03 Операционная деятельность в логистики

г. Торопец
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистики

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Торопецкий колледж».

Разработчики: Петренева А.А., преподаватель.

Рецензенты:

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Структура и содержание рабочей программы учебной дисциплины

Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения рабочей программы учебной дисциплины

паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Менеджмент

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистики.
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
применять знания менеджмента при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
знать:
функции, сущность и характерные черты современного менеджмента;
процесс принятия и реализации управленческих решений;
сущность стратегического менеджмента: основные понятия, функции и принципы;
способы управления конфликтами;
функции стратегического планирования и методы реализации стратегического плана;
этапы, виды и правила контроля;
этику делового общения;

1.4. Требования к результатам освоения обязательной части ОПОП в части общих компетенций (ОК) и/или профессиональных компетенций (ПК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Принимать участие в разработке стратегических и оперативных логистических планов на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом. Организовывать работу элементов логистической системы.
ПК 1.2. Планировать и организовывать документооборот в рамках участка логистической системы. Принимать, сортировать и самостоятельно составлять требуемую документацию.
ПК 1.3. Осуществлять выбор поставщиков, перевозчиков, определять тип посредников и каналы распределения.
ПК 2.1. Участвовать в разработке инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом.
ПК 2.2. Применять методологию проектирования внутрипроизводственных логистических систем при решении практических задач.
ПК 2.4. Осуществлять управление заказами, запасами, транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой, сервисом.
ПК 3.2. Составлять программу и осуществлять мониторинг показателей работы на уровне подразделения (участка) логистической системы (поставщиков, посредников, перевозчиков и эффективность работы складского хозяйства и каналов распределения).
ПК 4.1. Проводить контроль выполнения и экспедирования заказов.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;
самостоятельной работы обучающегося 50 часов2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
100

в том числе:

Практические занятия
50

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
50

в том числе:


20

Выполнение домашних заданий
21

проектно – исследовательская деятельность
9

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины мЕНЕДЖМЕНТ

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Тема 1 Сущность и характерные черты современного менеджмента
ОК 1, 9 ПК 3.1-3.3

Введение. Предмет, метод и содержание дисциплины.
Основные понятия, применяемые в менеджменте. Элементы система управления. Функции управления. Принципы управления. Методы управления. Требования к личности менеджера.
12
1

2,3
Современные подходы к менеджменту. Эволюция управленческой мысли. Сущность характерные черты совершенного менеджмента.
Школы менеджмента. Процессный подход. Ситуационный подход. Системный подход.

5,6
Функция управления. Структура управления.
Функция управления производством. Организационные структуры. Организационные процессы. Законы организации.
Практическая работа №1 Основные понятия менеджмента
Практическая работа № 2 Теоретические основы менеджмента


Выполнение домашних заданий по теме 1 (проработка конспектов занятий, учебной литературы)
Подготовка к практическим занятиям

Тема 2. Внешняя и внутренняя среда организации
ПК 3.1-3.3

7
Характеристика внешней и внутренней среды организации.
Понятие «окружающая среда организации». Факторы внешней среды, их состав и влияние на деятельность организации. Факторы внутренней среды, их состав и влияние на деятельность организации.
4
2

8
Анализ внешней и внутренней среды организации.
Методы анализа внешней и внутренней среды. SWOT-анализ, методика его проведения.

9,10
Практическая работа № 3 Анализ внутренней и внешней среды организации Практическая работа № 4 Анализ внутренней и внешней среды организации
4

Внеаудиторная самостоятельная работа:
Выполнение домашних заданий по теме 2 (проработка конспектов занятий, учебной литературы)
Подготовка к практическим занятиям
Выполнение проекта «Выдающиеся управленцы истории и современности»

Тема 3. Функции менеджмента

ОК 4
ПК 1.1-1.3

11
Цикл менеджмента.
Понятие цикл менеджмента. Понятие функция менеджмента. Краткая характеристика функций менеджмента: планирование, организовывание, мотивация, контроль.
10
2

12
Планирование в системе менеджмента.
Назначение планирования. Виды планирования: тактическое, стратегическое, бизнес-планирование. Технология стратегического планирования.

13
Организационные структуры управления предприятием.
Понятие и элементы организационных структур управления. Виды организационных структур управления: иерархические и органические структуры управления, их характеристика.

14
Мотивация.
Понятие мотивации. Элементы мотивации. Эволюция теорий мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.

15
Контроль и его виды.
Понятие и назначение контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.

16,17,18
Практическая работа № 5 Сравнительный анализ основных структур управления
Практическая работа № 6 Построение и анализ организационных структур управления
Практическая работа № 7 Реализация функций мотивации и контроля в управлении
6

Внеаудиторная самостоятельная работа:
выполнение домашних заданий по теме 3 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическим занятиям).
Выполнение проекта «Выдающиеся управленцы истории и современности»

Тема 4. Система методов управления
ОК 2,8 ПК 3.1-3.3

19
Характеристика методов управления.
Понятие метод управления. Система методов управления: административные, экономические, социально-психологические, их характеристика. Особенности применения тех или иных методов управления.
2
3

20,21,22
Практическая работа № 8 Сравнительный анализ методов управления.
Практическая работа № 9 Анализ предпочтительности методов управления
Практическая работа № 10 Самоменеджмент
6

Внеаудиторная самостоятельная работа:
выполнение домашних заданий по теме 4 (

Программа «Менеджмент» подойдет тем, кто хочет построить карьеру в различных подразделениях российских и международных компаний. В ВШМ СПбГУ вы сможете подобрать себе индивидуальный набор курсов, выбрав учебные дисциплины с акцентом на разные функциональные области менеджмента: маркетинг, финансовый менеджмент, информационный менеджмент, логистику или управление человеческими ресурсами.

Лекции, семинары и мастер-классы будут проводить не только преподаватели — эксперты в своей области, но и практики — топ-менеджеры ведущих компаний и владельцы стартапов. Благодаря сочетанию лекционных и практических занятий, у вас сформируется необходимая база знаний и разовьются аналитические и коммуникативные навыки. Кроме того, обучение на программе «Менеджмент» ВШМ СПбГУ позволит вам стать членом дружного сообщества успешных студентов, выпускников, партнёров и друзей Школы.

Индивидуальные наборы курсов

Сначала вы изучите общие управленческие дисциплины, а на третьем курсе углубитесь в одну из функциональных областей менеджмента. В зависимости от ваших предпочтений вы сможете подобрать курсы в той области менеджмента, которая заинтересует вас больше всего.

Базовые предметы

Финансовый менеджмент

Маркетинг

Управление человеческими ресурсами

Информационный менеджмент

Логистика

Блок курсов «Финансовый менеджмент»

Если вам интересно, как компании принимают решения о финансировании, выбирают проекты для инвестирования и взаимодействуют с акционерами, то финансовый менеджмент — для вас. Вы будете изучать работу с рисками при финансировании, методы оценки компаний и их деятельность на международных финансовых рынках.

Вы изучите:

  • Корпоративные финансы
  • Банковский менеджмент
  • Эконометрика
  • Финансовое моделирование
  • Корпоративное управление
  • Управленческий учёт
  • Риск-менеджмент
  • Оценка компаний
  • Страхование
  • Налоги и налогообложение
  • Международный финансовый менеджмент
  • Аудит и международный контроль (Audit and Internal Control) — на английском языке

Блок курсов «Маркетинг»

Как создаются самые известные бренды? Почему одни потребители выбирают Apple, а другие — Android? Как определить цену на товар или услугу? Эти и многие другие вопросы вы разберёте на занятиях по маркетингу. В конце курсов вы научитесь создавать маркетинговые кампании, изучать поведение потребителей, разрабатывать стратегии ценообразования и управлять продажами.

Вы изучите:

  • Маркетинговые исследования (Marketing Research) — на английском языке
  • Стратегии ценообразования
  • Поведение потребителей
  • Маркетинговые коммуникации (Marketing Communication) — на английском языке
  • Управление продажами
  • Количественные методы в маркетинге
  • Промышленный маркетинг
  • Управление маркетингом
  • Управление брендами
  • SMM (Social Media Marketing) — на английском языке

Блок курсов «Управление человеческими ресурсами»

Управление человеческими ресурсами в компании — это подбор людей в команду, обучение и мотивация персонала, развитие корпоративной культуры. На курсах этого блока вы разберётесь, что нужно делать, чтобы люди работали максимально эффективно, как мотивировать сотрудников, определять уровень зарплат и премий и почему HR-специалисты должны быть хорошими психологами. Навыки ведения переговоров и управления конфликтами помогут вам встраивать отношения между членами любой команды.

Вы изучите:

  • Технологии оценки и найма персонала
  • Экономика труда и персонала
  • Мотивация и вознаграждение персонала
  • Обучение и развитие персонала
  • Лидерство
  • Экономическая психология
  • Коучинг как стиль управления
  • Информационные технологии в управлении человеческими ресурсами
  • Исследования в сфере управления персоналом (Research in Human Resource Management) — на английском языке
  • Теория и практика ведения переговоров
  • Кадровый аудит и консалтинг
  • Организационная психология
  • Управление конфликтами

Блок курсов «Информационный менеджмент»

Способность анализировать массивы данных и использовать полученную информацию для развития бизнеса — главное конкурентное преимущество компаний в будущем. На курсах по информационному менеджменту вы научитесь управлять информационными потоками в компании и руководить процессами цифровой трансформации.

Вы изучите:

  • Моделирование бизнес-процессов
  • Управление данными (Data Governance) — на английском языке
  • Цифровая торговля (Digital Commerce) — на английском языке
  • Искусственный интеллект (Artificial Intelligence) — на английском языке
  • Корпоративные информационные системы
  • Бизнес-аналитика (Business Intelligence) — на английском языке
  • Управление информационно-технологическими проектами
  • Управлениями технологическими инновациями (Technology Innovation Management) — на английском языке
  • Управление знаниями (Knowledge Management) — на английском языке
  • Цифровой маркетинг (Digital Marketing) — на английском языке
  • Информационная безопасность
  • Архитектура мероприятий (Enterprise Architecture) — на английском языке
  • Технология разработки информационных систем

Блок курсов «Логистика»

Если вы любите оптимизировать все вокруг себя, вам понравится логистика. Это наука про то, как правильно распределять потоки. Например, складская логистика изучает то, как наиболее эффективно использовать пространство для хранения товаров и управлять запасами. Транспортная логистика занимается вопросами перевозки товаров — какими путями лучше перевезти товар из пункта А в пункт В, чтобы он добрался до покупателя быстро и экономично. На этих занятиях студенты используют очки дополненной реальности для погружения в производственные процессы на ведущих заводах России и Европы.

Вы изучите:

Структура программы

Почему учиться у нас круто?

Семестр по обмену

Вы сможете провести один семестр на 3 или 4 курсе. Обучение в университетах-партнёрах ВШМ СПбГУ бесплатное, вам нужно будет оплатить только личные расходы (транспорт, проживание, виза). На выбор — 78 бизнес-школ в 36 странах, начиная от Австралии и заканчивая Японией.

Подготовка к успешной карьере

Без стажировок — никуда. После 2 и 3 курсов вы отправитесь на летнюю стажировку в одну из наших компаний-партнёров. У вас будет шанс поработать в ПАО «Сбербанк», «МегаФоне», L’Oreal, Mail.ru, P&G или стартапе одного из наших выпускников .

Второй иностранный язык

Английский язык для эффективного управленца — необходимость, а второй язык — неоспоримое конкурентное преимущество. Поэтому и английский и второй язык — часть программы ВШМ СПбГУ. Вы сможете изучать немецкий, испанский или французский. Для студентов программы “Международный менеджмент” также доступны китайский, корейский или японский языки.

Много практики на занятиях

Менеджмент — это, в первую очередь, практика. Поэтому большинство ваших курсовых работ будет посвящено бизнес-проектам. Например, на первом курсе вы сделаете свой первый SWOT-анализ реальной компании и защитите его перед комиссией из топ-менеджеров. А на втором курсе напишите полноценный бизнес-план.

Где работают наши выпускники

  • В крупных российских и международных компаниях

По данным опроса выпускников бакалавриата, через полгода после выпуска около 30% выпускников работают в крупных компаниях, таких как Procter&Gamble, ПАО «Газпром нефть», Bayer AG, ПАО «Сбербанк», Google и других. Около 80% из них при этом остаются в России, остальные уезжают за рубеж. Очень часто карьера выпускников начинается с лидерских программ, где стажер пробует себя во всех сферах деятельности компании и вырастает до руководителя за несколько лет. Вот история выпускницы Алеси Трепашёвой, которая стала амбассадором Unilever еще на третьем курсе бакалавриата .

  • В стартапах и собственном бизнесе

Часто выпускники ВШМ СПбГУ принимают решение в сторону стартапов или собственных бизнес-проектов. Вот истории наших выпускников о том, как привлечь в свой бизнес $250 тысяч инвестиций через полтора года после университета , как открыть свой ресторан или создать бизнес, который продаёт себя сам .

  • В некоммерческих, творческих и других проектах

Грамотный управленец — это человек с развитыми мягкими навыками, то есть тот, кто умеет быть гибким, учиться, общаться и мыслить критически. Такой человек востребован во многих профессиях, поэтому как бы ни менялся мир вокруг, полученные навыки, помогают выпускникам быть успешными практически в любой деятельности. Вот истории о том, как наши выпускники создают путешествия во времени с Константином Хабенским , запускают собственную линию одежды , открывают музей и продюссируют документальное кино в США.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

менеджмент

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Организация-разработчик: Благовещенский политехнический колледж

Разработчики:

Николаева Анна Артёмовна, преподаватель экономических дисциплин

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.

номер

стр.

    ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    условия реализации примерной программы учебной дисциплины

    Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10-11

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Менеджмент» относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Главная цель дисциплины «Менеджмент» - дать студентам системное целостное представление о базовых принципах, закономерностях и механизме функционирования организации (предприятия). Обеспечить соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

Организовывать работу подчинённых;

Находить необходимую информацию для процесса управления;

Использовать современные технологии менеджмента;

Мотивировать исполнителей на повышение качества труда;

- обеспечивать условия для профессионально-личностного

совершенствования исполнителей;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

Функции, виды и психологию менеджмента;

Основы организации работы коллектива исполнителей;

Принципы делового общения в коллективе;

Информационные технологии в сфере управления производством;

Организацию производственного и технологического процессов;

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

максимальной учебной нагрузки обучающегося: 56 часов, в том числе:

для очной формы обучения:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 42 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 14 часов;

для заочной формы обучения:

обязательной аудиторной учебной нагрузки – 10 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 46 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Менеджмент»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (для очной формы обучения)

лабораторные занятия

-

практические занятия

12

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (не предусмотрено)

-

14

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

………………

………………

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.).

*

*

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (для заочной формы обучения)

лабораторные занятия

-

практические занятия

4

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (не предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

46

в том числе:

Домашняя контрольная работа

-

Итоговая аттестация в форме зачёта

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»

Раздел 1.

Менеджмент. Основные понятия дисциплины

Тема 1.1.

Сущность и характерные черты современного менеджмента

2

Понятие менеджмента, его содержание. Предпосылки возникновения. Роль менеджмента в развитии современного производства. Менеджмент как искусство. Эволюция управленческой мысли.

Классическая школа научного управления. Школа «человеческих отношений» и поведенческих наук.

2

Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия.

2

Национальные особенности менеджмента. Проблемы менеджмента в России. Зарубежные школы менеджмента.

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме: «История развития менеджмента»

Тема 1.2. Внешняя и внутренняя среда организации

2

Организация как объект менеджмента. Виды организаций.

Внешняя среда организации.

2

Внутренняя среда организации

2

Контрольные работы

Составление плана тезисов ответа;

Составление таблицы «Особенности внутренней и внешней среды организации» для систематизации учебного материала.

Раздел 2. Функции управления

Тема 2.1. Цикл менеджмента

Цикл менеджмента (планирование организация, мотивация и контроль) основа управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта занятия, учебной литературы по вопросам, составленным преподавателем.

Тема 2.2. Организация и типы ее структур

Организация как основная функция менеджмента. Подходы к формированию структур управления. Процесс формирования организационной структуры.

Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная; характеристика, преимущества и недостатки. Базисные схемы управления: «лента», «колесо», «звезда», «иерархическая»; распределение линейных и функциональных связей.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка реферата на тему: «Проблемы менеджмента в России»

Тема 2.3 Планирование и контроль

Стратегическое планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии. Тактическое планирование. Основные этапы тактического планирования. Реализация текущих планов.

Понятие контроля. Три этапа контроля: выбор стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, коррекция. Правила контроля: «Управленческая пятерня». Виды контроля: предварительный, ткущий и заключительный. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования.

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта занятия, учебной литературы по вопросам, составленным преподавателем;

Тема 2.4 Мотивация и потребности

Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Правила работы с группой. Первичные и вторичные потребности. Мотивация и иерархия потребностей.

Практическое занятие:

Изучение потребностей и мотивация сотрудников (тестирование)

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений к семинару «Мотивы и потребности как движущая сила поведения»;

Составления тематического кроссворда.

Раздел 3. Связующие процессы

Тема 3.1 Принятие решений

Типы решений и требования предъявляемые к ним. Процесс принятия решений: постановка проблем, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения, реализация и контроль за исполнением.

Методы принятия решений. Уровни принятия решений.

Практическое занятие:

Деловая игра «Принятие эффективного решения»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Творческая работа по теме: «Методы принятия управленческих решений на основе творческого мышления»;

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

-

Всего:

*

(должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта программы)

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «общеобразовательных дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся;

Рабочее место преподавателя;

Комплект законодательных и нормативных документов;

Комплект учебно-методических материалов

Технические средства обучения:

Компьютер;

Мультимедипроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов «Менеджмент»

2.Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. -М.: ИД Форум – ИНФРА-М, 2006.

3.Салимжанов И.Х. Менеджмент: учебное для студентов средних профессиональных учреждений - М.: Ростов-на-Дону, Феникс, 2003

4.Рейченко А.В., Хохлова И.В. Менеджмент: учебное пособие. -М.: Форум. 2007 – 368с – (Профессиональное образование).

www.managment.aaanet.ru/‎

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения

Анализировать организационные структуры управления

Письменная проверка в виде диктанта;

Защита реферата (компьютерной презентации);

Проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала

Устный опрос в виде собеседования

Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения

Оценка результатов деловой игры;

Принимать эффективные решения, используя систему методов управления

Письменная проверка в виде проверочного диктанта;

Экспертная проверка выполнения практических работ;

Учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Экспертная оценка защиты практических работ;

Защита реферата (компьютерной презентации)

Знания:

Сущность и характерные черты современного менеджмента

Тестовый контроль

Программа дистанционного курса

« »

Цель и задачи дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации « Менеджмент в образовании или образовательный менеджмент ».

Цель: ознакомление специалистов, имеющих высшее педагогическое образование с основными понятиями и направлениями образовательного менеджмента, с его типовыми задачами и подходами к их решению.

Задачи:

- понимание сущности образовательного менеджмента и его места в системе управления организацией;

Изучение основных направлений образовательного менеджмента и их особенностей;

Определение задач образовательного менеджмента и методов их решения.

Специалисты системы образования, имеющие начальное профессиональное, среднее специальное или высшее образование.

Прогнозируемы результаты:

Знание основных понятий, методов и инструментов теории моделирования организаций;

Знание основных информационных технологий в области управления образования;

Умение проводить моделирование образовательного процесса;

Владение навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;

Владение информационными технологиями для прогнозирования и управления образованием;

Владение активными методами преподавания управленческих дисциплин.

В результате изучения курса, обучающиеся должны иметь представление:

- о месте образовательного менеджмента в системе управления организацией;

О проблемах образовательного менеджмента как специфических проблемах управления;

О сфере деятельности образовательного менеджера;

- об основных подходах к организации управления;

- о методологиях и стандартах в области управления.

знать:

Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области образования, а также другие законодательные и нормативные отраслевые акты;

Основы российского административного, гражданского и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров;

Правовые нормы выдвижения законодательных инициатив в области образования;

- основные методы решения задач образовательного менеджмента;

- основные цели и задачи планирования образовательного менеджмента;

Основные типы организационных структур образовательного менеджмента.

уметь:

Составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных систем;

Использовать информационные технологии, применяемые в управлении образовательными системами;

Организовывать ведение делопроизводства органов управления образованием;

- выполнять анализ состояния существующей образовательно й системы;

- составлять календарный план создания/развития образовательного менеджмента и организовывать процесс его реализации;

- выполнять оценку экономической эффективности образовательного менеджмента.

Аннотация курса

Образовательный менеджмент является новой отраслью знаний, возникшей на стыке различных направлений менеджмента.

Для успешного усвоения материала по дисциплине «Менеджмент в образовании или образовательный менеджмент» обучающимися должны быть прослушаны такие специальные дисциплины как: « Менеджмент в сфере образования», «Образовательный маркетинг», « Сущность и основные принципы управления образовательными системами», « Методы управления образовательными учреждениями», « Основы управления персоналом», « Делопроизводство в кадровой службе», « Информационные технологии в образовательной деятельности ».

Программой дисциплины «Образовательный менеджмент или менеджмент в образовании» предусмотрено чтение лекций он-лайн, а также выполнение обучающимися заданий по самоподготовке в рамках самостоятельной работы, а также подготовки к практическим занятиям, выполнение контрольных и тестовых заданий.

Лекционные занятия

Лекционные занятия проводятся в объеме 21 часа. При проведении лекционных занятий, посвященных вопросам, которые связанны с рассмотрением, как теоретических вопросов изучения дисциплины, так и практических приемов работы может быть использовано специальное оборудование (персональный компьютер и сеть Интернет).

Практические занятия

Практические занятия проводятся в объеме 21 часа. При проведении практических занятий для выполнения ряда индивидуальных заданий обучающимся необходим свободный доступ к глобальной сети Интернет.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа (16 часов, из них: по 2 часа на каждый модуль, 2 часа на написание итоговой работы) подразумевает подготовку обучающихся к лекционным и практическим занятиям, на основании материалов лекций и рекомендованных программой литературных и Интернет - источ¬ников, а также других информационных источников, закрепление теоретических знаний и практических навыков, подготовку к прохождению тестов по усвоению пройденного материала.

Самостоятельная работа также является дополнением к лекционному курсу и практическим работам, позволит расширить и углубить знания с помощью самостоятельной проработки отдельных тем и вопросов.

Текущий, промежуточный и итоговый контроль:

Текущий, промежуточный и итоговый контроль (28 часов) осуществляются с использованием организационных форм и количественных показателей контроля, закрепленных для данной дисциплины в соответствии с действующей системой оценки успеваемости обучающихся.

Изучение модуля завершается зачетом или дифференцированным зачетом, который включает проверку теоретических знаний обучающихся и приобретенных практических навыков работы. Обязательным условием получения, обучающимися зачета, является выполнение всех практических работ и наличие необходимого количества баллов по текущему контролю.

Учебная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Основное содержание программы

Модуль 1.

Тема 1. Методологические основы менеджмента в образовании:
-
Развитие науки об управлении, эволюция управленческой мысли;

Инфраструктура менеджмента;

Социофакторы и этика менеджмента в образовании;

Природа и состав функций менеджмента.

Тема 2. Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента:

Организационные отношения в системе менеджмента, формы организации;

Мотивация деятельности.

Тема 3. Регулирование и контроль в системе менеджмента:

Моделирование ситуаций и разработка решений;

Динамика групп и лидерство, управление человеком и управление группой; -Руководство: власть и партнерство;

Стиль и имидж менеджера;

Конфликтность;

Факторы эффективности менеджмента.

Модуль 2. Образовательный маркетинг:

Тема 1. Сущность образовательного маркетинга:

- Сущность

Предпо сылки образовательного маркетинга.

Тема 2. Современ ная концепция маркетинга:

Услуга (товар) в мар кетинговой деятельности;

Комплексное исследо вание рынка образовательных услуг;

Методиче ские основы исследования рынка;

Оценка возможностей рынка;

Формирова ние политики выбора услуг и рыночной страте гии;

Роль маркетинговой деятельности в процессе разработки и создания услуги рыночной новизны;

- Разработка ценовой политики, продвижение ус луги, сбыт и сервис в маркетинговой деятельно сти, формирование спроса и стимулирование сбыта.

Тема 3. Организация деятельности маркетинговой службы в образовании :

- Специфика образовательных услуг;

- Что такое маркетинговая служба школы;

- Функции маркетинговой службы школы.

Модуль 3.

Тема 1. Управление функциониро ванием и развитием образовательных систем :

- Образовательная система как объект управления;

Системный, про цессный и ситуационный подходы к управлению;

- Понятие управления. Система управления. Функции управле ния;

Содержание функций управления образова тельными системами;

Эффективность управления образовательной системой;

- Планирование функционирования образователь ных систем;

Базовые организационные структуры систем управления образованием;

Органы управления образова нием;

Контроль в управлении образо ванием.

Тема 2. Мониторинг качества образования :

Организационные структуры управления развитием образования в регионе и муниципаль ном округе;

Построение региональной системы осуществления государственной аттестации, ак кредитации и лицензирования образовательных учреждений;

Планирование и экспертиза эффективности введения инноваций в образовании;

Эффективность управленческих нововведений.

Тема 3. Целевая комплексная программа развития как инструмент управления образовательными системами:

- Функции целевых комплексных программ;

Типы целевых комплексных программ;

Механизм разработки и реализации целевых комплексных программ.

Модуль 4.

Тема 1. Методологические основы управления образовательными учреждениями:

Зарождение и развитие научных подходов к управлению образовательными учреждениями;

Функции управления. Система управления. Эффективность управления образовательным учреждением;

Образовательное учреждение как объект управления. Типы и виды образовательных учреждений;

Планирование функционирования и развития образовательного учреждения;

Организация управления функционированием и развитием образовательных учреждений;

Мотивация организационного поведения;

Методы стимулирования трудовой активности кадров в образовательных учреждениях;

Оценка эффективности деятельности педагогических кадров.

Тема 2. Контроль в управлении образовательным учреждением:

- Методы контроля учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и исполнения решений;

Основные стратегии развития образовательных учреждений;

Организационные структуры управления развитием образовательных учреждений.

Тема 3. Инновационный процесс и его этапы:

Оценка и выбор инноваций, планирование, апробация и освоение нововведений, оценка результатов инновационного процесса;

Мотивация кадров при осуществлении нововведений;

Системное управление развитием образовательного учреждения;

Целевая программа развития как инструмент управления.

Модуль 5.

Тема 1. Методические центры и отделы кадров в системе управления образованием и их функции:

Задачи управления персоналом в образовании. Органы и структура службы управления персоналом в муниципальных и региональных системах образования. Кадровое, информационно-техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Функциональное разделение труда в образовании. Анализ и планирование развития кадрового потенциала образовательных систем. Перемещения в системе образования, работа с резервом, планирование деловой карьеры. Методы подбора и профориентации педагогических кадров. Система работы с молодыми специалистами. Профессиональная и организационная адаптация кадров. Тема 2. Аттестация педагогических и управленческих кадров в образовании.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих и педагогических кадров в системах образования. Обучение новым технологиям. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Системы стимулирования труда педагогических и управленческих кадров. Конфликты в трудовом коллективе: методы предупреждения и разрешения конфликтов.

Тема 3. Оценка эффективности систем управления персоналом в образовании:

- Методы оценки эффективности системы управления персоналом;

Исследование системы управления персоналом;

Показатели эффективности систем управления персоналом в образовании.

Модуль 6.

Тема 1. Государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам:

Содержание, значение делопроизводства;

Службы документации и секретарской службы.

Тема 2. Основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, протоколы и выписки из них, другие виды:

Организация документооборота, работа с документами;

Дела: номенклатура дел, формирование дел;

Средства составления текстовых документов, средства копирования и оперативного размножения, средства хранения и поиска документов, средства передачи информации, использование ПК в делопроизводстве, программное обеспечение делопроизводства.

Тема 3. Деловая переписка:

- Общие требования к деловой переписке;

Основные требования к тексту письма;

Виды деловых писем;

Особенности делового письма.

Модуль 7.

Тема 1. Проектирование информационных систем управления образованием:

Назначение и области применения ЭВМ в образовании и управлении образовательными системами;

Компьютерный мониторинг качества образования;

Компьютерный банк инноваций.

Тема 2. Новые информационные технологии выработки управленческих решений:

Информационные технологии нормативно-правового обеспечения работы образовательных учреждений.

Тема 3. Дистанционное обучение кадров в образовании:

Программно-методическое обеспечение информационных технологий.

Объем программы 72 часа

Общее количество часов

Лекционная часть

Самостоятельная работа

Практическая работа

Контроль

72

21

16

7

28

Учебный план

Наименование разделов, модулей,

тем

Всего часов

Из них

Контроль

лекции

самостоятельная работа

практическая работа

количество часов

форма

контроля

Модуль 1. Менеджмент в сфере образования:

10

3

2

1

4

Зачет

Тема 1. Методологические основы менеджмента в образовании;

1

1

Тема 2. Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента;

1

1

Тема 3. Регулирование и контроль в системе менеджмента.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 2. Образовательный маркетинг:

10

3

2

1

4

Диф. зачет

Тема 1. Сущность образовательного маркетинга;

1

1

Тема 2. Современ ная концепция маркетинга;

1

1

Тема 3. Организация деятельности маркетинговой службы в образовании .

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 3. Сущность и основные принципы управления образовательными системами:

10

3

2

1

4

Диф.

зачет

Тема 1. Управление функциониро ванием и развитием образовательных систем;

1

1

Тема 2. Мониторинг качества образования;

1

1

Тема 3. Целевая комплексная программа развития как инструмент управления образовательными системами.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 4. Методы управления образовательными учреждениями:

10

3

2

1

4

Зачет

Тема 1. Методологические основы управления образовательными учреждениями;

1

1

Тема 2. Контроль в управлении образовательным учреждением;

1

1

Тема 3. Инновационный процесс и его этапы.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 5. Основы управления персоналом:

10

3

2

1

4

Диф.

зачет

Тема 1. Методические центры и отделы кадров в системе управления образованием и их функции;

1

1

Тема 2. Аттестация педагогических и управленческих кадров в образовании;

1

1

Тема 3. Оценка

эффективности систем

управления персоналом в

системе образования.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 6. Делопроизводство в кадровой службе:

10

3

2

1

4

Зачет

Тема 1. Государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам;

1

1

Тема 2. Основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, протоколы и выписки из них, другие виды;

1

1

Тема 3. Деловая переписка.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 7. Информационные технологии в образовательной деятельности:

10

3

2

1

4

Диф.

зачет

Тема 1. Проектирование информационных систем управления образованием;

1

1

Тема 2. Новые информационные технологии выработки управленческих решений;

1

1

Тема 3. Дистанционное обучение кадров в образовании.

1

1

Итоговое тестирование

1

Итоговая практическая работа или тестирование

2

2

Всего:

72

21

16

7

28

Требования к оснащению рабочего места обучающегося

(если будут использоваться программы, которые требуют дополнительного оснащения ПК)

Компонент

Требования

Операционная

система

Windows 7 и выше

Доступ в

Интернет

браузер Mozilla Firefox, возможность доступа в сеть Интернет

Редактор слайдов

Компьютер и

процессор

Intel Pentium(или аналогичный AMD Athlon ) или выше

Оперативная

память

2 Гб

Жесткий диск

120 Гб

Дисплей

19

Принтер, сканер

По мере поступления заданий (если требуется)

Средства связи

Skype, электронная почта