Педагогическое планирование в доу. Теоретические основы планирования воспитательно-образовательной работы в доу. а) Годовые задачи. Предполагаемые результаты

Планирование является началом любой деятельности, педагогическая и воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ) - не исключение. С его помощью администрация и методисты определяют порядок выполнения образовательной и воспитательной работы, выделяют необходимые для ее реализации средства, формы и методы.

  • цикличным;
  • блочно-схематическим (документ разбит на блоки и схемы);
  • табличным (документ строится в виде таблицы);
  • текстовым (даны текстовые описания всех этапов).
  • занятость детей вне занятий (игры, труд, знакомство с окружающим миром, воспитание культурно-гигиенических навыков, физкультурно-оздоровительные минутки);
  • индивидуальная работа и групповые занятия;
  • работа с родителями
Календарный План-конспект на одну-две недели, который освещает детскую занятость на протяжении дня. Включает цель, содержание видов деятельности согласно программе, формы и методы работы, результат.
  • индивидуальная работа по утрам;
  • тема, программное содержание занятий днем;
  • подвижные игры, труд, наблюдение во время прогулки;
  • вечером и во второй половине дня - развлечения и игровая деятельность
Ежедневный План-конспект на рабочие сутки, регламентирующий образовательную и воспитательную работу с воспитанниками. Он призван помогать педагогу в планомерном осуществлении воспитательных задач
  • воспитательные и обучающие занятия;
  • прогулки, дневной режим;
  • свободное время;
  • дополнения
Тематический , полугодие или четверть по организации развлекательно-воспитательной деятельности, игр, встреч, выставок.
  • встречи с писателями, художниками, ветеранами, представителями разных профессий;
  • выставки, мастерские, викторины, конкурсы;
  • подвижные игры;
  • музыкальные и театрализованные мероприятия.

Планирование работы педагогов детского сада

Традиционно, педагоги детского сада используют следующие формы планирования:

1. Календарно-тематическое

Определяет порядок реализации воспитательно-образовательной работы, а самое главное - необходимые для этого методы, формы и средства. Каждый сад принимает особую форму календарно-тематического плана. Его составляют на две недели, учитывая чередование индивидуальной и организованной деятельности дошкольников. Оно предусматривает , свободное время и нерегламентированные виды занятости детей.

2. Перспективно-календарное

Разрабатывается на каждый месяц, определяя последовательность реализации воспитательно-образовательного процесса. В плане важно отобразить задачи и содержание работы на каждый месяц.Работа над ним базируется на основной программе дошкольного образования и комплексно-тематическом планировании. Педагоги составляют документ на год, полугодие, квартал или месяц для каждой возрастной группы детей.

3. Блочное планирование в ДОУ по ФГОС.


Скачать в.docx

Дата Календарь знаменательных дат Суть Содержание
Сентябрь 1 - День знаний Важно адаптировать детей в детском саду, создать у них положительное отношение к учебе, учительскому труду. Сюжетно-ролевые игры, экскурсии в школу, рассказы, загадки, песни на тему школы, проектная работа.
9 - День красоты Формирование представлений о красоте, внешней и внутренней красоте человека. Украшение комнаты букетами из цветов и осенних листьев, наблюдение осенней природы, мастерская декорирования предметов быта, решение ситуаций морального выбора.
27 - День воспитателя и всех дошкольных сотрудников Формирование положительного отношения ко всем педработникам детского сада. Наблюдение за трудом воспитателя, развивающие игры, посильная помощь воспитателю.
Октябрь 1 - Международный день музыки Приобщение к музыкальному искусству, создание положительного представления о нем.
Беседы на тему праздника, знакомство с музыкой разных направлений, подвижные игры под музыку.
4 - Всемирный день животных Создание положительного как наших меньших братьях. Игры-драматизации, подвижные и сюжетно-ролевые игры, разучивание стихов и песен на тему животных,беседы, рассказы о домашних животных.
28 - День анимации Формирование ценностных представлений, приобщение к искусству анимации. Просмотр мультфильмов с проблемными ситуациями, проектная деятельность.
Ноябрь 1 - Всемирный день толерантности Создание представлений о способах общения, взаимоотношениях с представителями разных национальностей. Ситуативные разговоры, игровые ситуации, театрализованные игры.
25 - День матери России Воспитание чувства уважения и любви к матери, желания заботиться о ней и помогать. Сюжетно-ролевые игры, слушание музыки и стихотворений о маме, мастерская по изготовлению подарков для мам.
Декабрь 10 - День прав человека Знакомство детей с основами правовой сферы, ключевыми правами человека. Беседы, фотовыставки, проблемные и педагогические ситуации.
28 - Международный день кино Формирование эстетического вкуса, положительного отношения к миру кино Просмотр фильмов и короткометражек с проблемными ситуациями, сюжетно-ролевые игры.
Январь 11 - Международный день Спасибо Неделя вежливости, развитие у детей навыков толерантного общения, пополнение словарного запаса вежливых слов. Педагогические ситуации, разучивание стихотворений на тему вежливости, ситуации морального выбора.
18 - День рождения Алана Александра Милна Знакомство с произведениями и биографией писателя. Прослушивание отрывков из произведений Милна, просмотр мультфильмов, снятых на их основе.
Февраль 10 - День памяти Александра Сергеевича Пушкина Знакомство с произведениями и биографией поэта. Прослушивание стихотворений Пушкина, выучивание некоторых на память,сюжетно-ролевые игры, викторины.
17 - День рождения Агнии Барто
17 - День доброты
Формирование представлений о доброте на основании произведений писательницы. Чтение по теме праздника, ситуативные разговоры, знакомство с иллюстрациями к сказкам, сюжетно-ролевые игры, проектная деятельнсть.
Март 1 - День кошек в России Способствовать развитию заботливого отношения к кошкам, воспитывать желание оберегать природу. Беседы на тему, просмотр презентаций, подвижные игры.
8 - Международный женский день Воспитании уважительного отношения к женщине, расширять гендерные представления. подарков для мам, бабушек и сестер, все виды детской деятельности, знакомство с историей праздника, чтение произведений о мамах.
31 - День рождения Корнея Ивановича Чуковского Знакомство с произведениями и биографией писателя, формирование потребности в прочтении добрых книг и бережном отношении к ним. Сюжетно-ролевые игры, исполнение песен, экскурсия в библиотеку, викторина, выставка книг.
Апрель 7 - Всемирный день здоровья Формирование привычек здорового образа жизни, стремления к занятиям спортом, привитие культурно-гигиенических навыков. Спортивные игры, загадки и викторины о гигиене, теле человека.
12 - День авиации и космонавтики Расширение представлений воспитанников о космосе, формирование представлений о выдающихся россиянах Сюжетно-ролевые игры, конструирование ракеты, конкурс рисунков, .
Май 1 - Праздник весны и труда Развитие положительного уважения к труду, природе, окружающим. Творческие мастерские, подвижные игры, мероприятия на свежем воздухе.
9 - День победы Систематизации знаний дошкольников о Великой отечественной войне, подвиге людей в те годы. Знакомство с ветеранами, изготовление подарочных открыток для них, проблемные ситуации.

Тематическое планирование в ДОУ , которое рекомендовано, может не совпадать с официальной датой празднования того или иного дня. Перенос некоторых дат способствует оптиматизации процесса образования, потому педработники самостоятельно определяют даты проведения торжеств и тематических недель.

Особую роль приобрели тематические недели в организации воспитательно-образовательной среды в детском саду. Благодаря тематическому жизнь воспитанников ДОУ становится увлекательной и разнообразной. В качестве комплексной формы методической работы, администрация детского сада все чаще выбирает тематические недели. Они позволяют объединить усилия педработников, родителей и детей, создав активную творческую и поисково-исследовательскую деятельность.

Отличаются высокой эффективностью, поскольку способствуют гибкости мышления, вовлекают в активную работу всех участников воспитательно-образовательного процесса, позволяют воспитанникам проявить свои творческие способности. Таким образом методисты вовлекают в практику детского сада интегрированные формы работы, им удается сплотить коллектив педагогов и детей для осуществления поставленных целей, обогатить предметно-развивающую среду.

Задачи и цели тематических недель имеют практический характер, а потому развивает профессиональные черты педагогов, налаживает , способствуют повышению педагогической грамотности родителей. Главное подобрать социально и образовательно важную, педагогически целесообразную тематику, которая будет актуальна и интересна всем участникам процесса.

Ежедневное планирование в ДОУ

Поскольку ежедневный план занятий, свободного времени и отдыха на подразумевает систематическую работу педагога, он является наиболее эффективным в контексте реализации воспитательно-образовательного процесса. Причина успеха заключается в том, что ежедневное планирование в ДОУ позволяет оперативнее реагировать на успехи или неудачи воспитанников, изменения предметно-окружающей среды, сезонность, состояние здоровья и эмоциональный фон детского коллектива.

При составлении документа опираются на сетку занятий, двигательный режим, план воспитательно-образовательной работы.

Ежедневный план подразумевает:

  • групповую двигательную активность (разминки, подвижные игры);
  • индивидуальный диалог с воспитанником;
  • пересказ или чтение книг, актуальных для решения проблемных или педагогических ситуаций;
  • развивающие, творческие игры и дидактические упражнения;
  • творческую, художественную и музыкальную занятость;
  • познавательные пятиминутки;
  • труд;
  • упражнения на релаксацию, психогимнастику.

Воспитатели анализируют , систематизируют результаты наблюдений, делают выводы на основании результатов прошлых периодов, чтобы сделать новый ежедневный план наиболее эффективным и действенным.

Лилия Федоровна Огородник
Виды и формы планирования в ДОУ

Виды и формы планирования в ДОУ

Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что первым шагом к деятельности должно стать планирование .

Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при составлении планирования ДОУ . Это приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» .

Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования : годовой и календарный план .

Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» , требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.

Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.

Календарной (разбитой по месяцам,

Цикличной (содержать определенную цикличность форм работы ,

Текстовой (иметь текстовое описание содержания,

Табличной (иметь табличную форму написания ,

Блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы) .

Но в какой бы форме не был написан годовой план , первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год» .

Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ .

Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование . Рассмотрим каждый вид отдельно.

Комплексное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.

Такое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается до начала учебного года (с сентября по май включительно) .

Часто этот вид планирования называют комплексно-тематическим. Такое планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида ). Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана , утвержденного заведующим.

Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования .

Теперь о Календарно-тематическом планировании воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах. Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов . В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования .

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской жизни в трех формах :

Непосредственно образовательная деятельность;

Нерегламентированные виды деятельности ;

Свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно отдельно выписывать для педагогов мероприятия на месяц. Такой вид планирования чаще используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.

А теперь о технологии модульного планирования . При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования , целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.

Вы знаете, подыскивая цитаты великих умов о планах и планировании , я с некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают , мол, мы планы строим , а кто-то решает за нас каков будет конечный итог. Но есть один человек, американский автор книг и аудиопрограмм на темы бизнеса Брайан Трейси, который о планах сказал следующее : «Помните, что каждая минута, потраченная на планирование , экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.

Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.

Публикации по теме:

Циклограмма для написания календарного планирования (подготовительная группа) по ФГОС День недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Утро Утренняя гимнастика Беседа\заучивание Психогимнастика Инд. раб. по.

Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе «Теремок» на 2015-2016 уч. год воспитатель: Кипяткова.

Индивидуальный маршрут планирования своей деятельности детьми Выполнила воспитатель первой квалификационной категории Мастрикова Н. В. Работа с детьми строится на основных документах. Одним из них является.

Консультация для воспитателей «Виды и формы деятельности детей на прогулке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.

В Российском образовании систематически происходят изменения, и эти перемены побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Это касается не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми.

Первый шаг к этой деятельности, безусловно - планирование. От того, насколько качественно сделано планирование, в большой мере зависит эффективность педагогического процесса.

Планы должны учитывать ряд современных моментов, таких как актуальную ситуацию развития детей, особенности группы детей, реализуемые технологии, региональный компонент, вариативную часть образовательной программы, реализацию требований ФГОС ДО: учет интересов ребенка, поддержку его инициативы и становление ребенка как субъекта своего образования.

То есть нет и не может существовать готового плана именно под вашу группу и под ваших деток, пока вы не сделаете его сами. Готовые планы лишь частично могут быть использованы для разработки собственных планов педагогов.

Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» установлена следующая педагогическая документация детских дошкольных учреждений: для воспитателей и музыкальных руководителей - план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению.

Кроме того, для воспитателей - ежедневное ведение табеля посещаемости детей.

Для старшего воспитателя - план работы с воспитателями на месяц или неделю.

При этом планирование своей работы воспитатели, музыкальные руководители, старшие воспитатели ведут в произвольной форме. Записи наблюдений за педагогическим процессом старшими воспитателями и заведующими ведутся также в удобной для них форме, и данная документация не является обязательной для представления вышестоящим органам. Медицинская и финансовая документации детского дошкольного учреждения ведутся медицинскими работниками и администрацией согласно нормативным документам соответствующих ведомств.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные формы планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в возрастных группах ДОУ являются обязательными нормативными документами, регулирующим деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, по реализации содержания психолого-педагогической работы по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие), разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОУ. Какие же это виды и формы планирования?

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям. Комплексно-тематическое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается на учебный год (с сентября по май включительно).

Данный вид планирования должен отражать:

Наименование темы и период ее реализации;
решаемые педагогические задачи;
деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;
варианты итоговых мероприятий.

Комплексно-тематическое планирование является составной частью основной общеобразовательной программы ДОУ и должно быть разработано методистом и педагогами до начала учебного года. Комплексно-тематическое планирование оформляется в печатном виде должно иметь титульный лист.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности (НОД) составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.

Перспективный план включает (в зависимости от программы ДОУ):

Сроки реализации;
образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие);
цели и задачи (на месяц);
виды детской деятельности,
используемую литературу и методические пособия,
работа с родителями на учебный год (родительские собрания и консультации);
на начало каждого месяца определяется: комплексы утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна, работа с родителями и детьми на месяц (индивидуальные и групповые консультации, групповые и общесадовые родительские собрания, информационные стенды, папки-передвижки, памятки, конкурсы, выставки, семинары, музыкальные и спортивные мероприятия, дни открытых дверей, и т.д.).

Циклограмма составляется на основании плана организации образовательной деятельности для каждой возрастной группы, в каждом детском саду. Она разделена на дни недели. Каждый день это: утро, первая половина дня, включающая непосредственно организованную образовательную деятельность, прогулка, вторая половина дня, вторая прогулка, вечер. В циклограмме обозначены только формы организации детей, которые соответствуют каждому виду деятельности.

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.

Календарно-тематический план составляется на каждый день в соответствии с режимом дня группы, сеткой непосредственно образовательной деятельности, учитывающей требования к максимальной нагрузке на детей в образовательной деятельности, циклограммой, комплексно–тематическим планированием, перспективным планированием, программным содержанием по возрастным группам.

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарно-тематическое планирование следует начинать с перспективного (сетки НОД), учитывающего:

Требования к максимальной нагрузке на детей;
требования тематического планирования.

При планировании каждой формы работы с детьми воспитатель указывает вид игры, название, задачи, ссылку на учебно-методическое обеспечение. При наличии картотеки указывается лишь ее вид и номер игры в картотеке.

Календарно-тематический план включает:

Планирование утреннего отрезка времени;
планирование НОД;
планирование утренней и вечерней прогулок;
планирование второй половины дня,
планирование работы с семьёй,
создание развивающей предметно-пространственной среды.

Данный вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности и обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:

Непосредственно образовательная деятельность;
- нерегламентированные виды деятельности;
- свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Календарно-тематический план воспитательно – образовательной работы должен строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, продуктивная, музыкальная, театрализованная деятельности, коммуникативная и др.), обеспечивать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка, и должен предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности. Данный вид планирования должен определять цели и способы их достижения, выполнять мотивирующую и активизирующую функции. План является также средством контроля достижения целей и определения необходимой для этого деятельности.

Очень важно учитывать комплексно-тематический принцип при планировании - единая тема объединяет все виды деятельности.

Компонентами календарно-тематическго планирования являются:

Целевой компонент: цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми).
Содержательный - определяется программой.
Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
Результативный (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать) – может присутствовать в форме календарного планирования как средство оценки достижения результатов.
Материально-технический: оснащение и дидактическое обеспечение.

При планировании приветствуется использование картотек прогулок, утренней гимнастики, наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т.п., составленных педагогами групп, специалистами ДОУ.

В перспективном и календарно-тематическом планировании должны учитываться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.

В планах обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей группы, квалификационная категория, даты начала и окончания плана. Контроль за календарно-тематическим планированием осуществляется методистом ДОУ ежемесячно с соответствующей пометкой: Дата проверки. Надпись: «План проверен, рекомендовано: 1…., 2….., 3….. и т.д.», а так же в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями. Срок хранения календарно-тематического и перспективного плана 5 лет.

Для того чтобы обеспечить преемственность видов деятельности, сбалансировать чередование специально организованных НОД и нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей, оптимальное сочетание индивидуальной и фронтальной работы, грамотно спланировать подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, прогулки, экскурсии, наблюдения, работу в уголках развития, можно воспользоваться технологией модульного планирования. Она поможет рационально распределить разнообразные формы работы по дням недели и материал для закрепления знаний, умений, навыков дошкольников. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Пример схемы модульного планирования.

Вид деятельности детей Форма работы Число повторений за неделю

План воспитательно-образовательной работы оформляется в соответствии с утвержденной формой написания плана воспитательно-образовательной работы согласно требованиям ФГОС ДО. План воспитательно – образовательной работы содержит следующие разделы (на усмотрение администрации и педагогического коллектива ДОУ)

Годовые задачи ДОУ;
режим дня группы;
расписание непосредственно образовательной деятельности;
циклограмма;
ежедневные традиции группы;
еженедельные традиции группы;
список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09 текущего года, с указанием индивидуальных особенностей, групп здоровья…);
список детей по подгруппам;
условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы);
сведения о родителях воспитанников группы;
перспективный план работы с родителями на год;
протоколы родительских собраний;
комплексно-тематическое планирование на учебный год;
перспективное планирование на месяц;
календарно-тематический планирование на каждый день;
рекомендации методиста.

Приложениями к плану воспитательно – образовательной работы могут быть:

Комплексы утренней гимнастики и корригирующей гимнастики после дневного сна.
работа по созданию развивающей среды.
оценка промежуточных и конечных итогов работы (усвоение детьми программы) в соответствии с возрастом детей.

Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана. Решение о выборе формы написания календарного плана воспитателей принимается на педагогическом совете дошкольного учреждения. Формы планирования воспитательно-образовательной деятельности:

Текстовая,
сетевая,
графическая,
компилятивная.

Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста. Данная форма широко используется при планировании работы на год и более длительные формы. Чаще всего текстовую форму планирования используют при описании результатов анализа деятельности ДОУ за предыдущий год, установке причинно-следственных связей, описании структуры программного документа и т.д.

Сетевая форма планирования предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм. Эта форма применяется для отдельных разделов программы развития или годового плана ДОУ. В основу сетевой формы чаще всего заложена циклограмма, отражающая регулярно повторяющиеся мероприятия, в частности на очередной учебный год.

Для перспективного и комплексно-тематического планирования работы воспитателя удобнее использовать таблицы.

Планирование расписания НОД (модель регламентированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми) удобнее планировать схематично. В отличие от таблицы, где содержание представлено в определённой последовательности, схема показывает взаимосвязи и взаимодополняемость её элементов.

Календарно-тематическое планирование на неделю удобнее планировать при помощи циклограммы. Все составляющие календарного плана в течение дня практически повторяются ежедневно в течение недели (игры, беседы, индивидуальная работа, труд в природе и хозяйственный труд и т.д.). Поэтому циклограмма позволит воспитателю значительно сэкономить время на планировании образовательной деятельности, уделив его работе с детьми.

Графическая форма планирования отражает содержание деятельности ДОУ в виде двух координатных графиков, диаграмм, гистограмм. Чаще всего данная форма планирования используется для демонстрации количественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, неделю или день.

Компилятивная форма плана может объединять в себе несколько разных форм, сочетающихся друг с другом.

В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это заранее оп ределенный порядок, последовательность осуществления воспи тательно-образовательной работы с указанием необходимых ус ловий, средств, форм и методов.

Основой для планирования педагогического процесса явля ется та Программа, по которой работает дошкольное учреждение. Пла нирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возраст ной группе. Основной Целью планирования является определение конкретных задач воспитательно-образовательной работы на кон кретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечи вающих выполнение программы.

Принципы планирования: научность, перспективность, конк ретность, регулярность, последовательность, повторность. Ис ходя из принципов планирование всей работы детского сада долж но отвечать определенным Требованиям:

  • 1. Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.
  • 2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов пе дагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.
  • 3. Планирование воспитательной работы должно предусматри вать сохранение основных принципов воспитания и обучения.
  • 4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности.

Виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.

Годовой план - это совмест ная творческая работа всего коллектива. В нем определяются за дачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности дет ского сада.

Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:

  • 1. Деятельность детей вне занятий
  • 2. Обучение на занятиях.
  • 3. Индивидуальная работа с детьми.
  • 4. Работа с родителями.
  • 5. Учет работы.
  • 6. Дополнения.

К плану прилагаются список детей группы, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.

Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.

Календарно-перспективный план Обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.

1.3 Особенности планирования образовательного процесса в ДОУ

В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей. Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службу ранней помощи, лекотеку.

Планирование – это процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы воспитательно-образовательной работы. Следовательно, в планировании нуждаются все виды педагогической деятельности .

План является основным документом, на основе которого организуется вся деятельность специалистов структурного подразделения. Системный подход к планированию обеспечивается строго продуманной структурой и содержанием планов всех задействованных специалистов. Однако допускается, что в процессе реализации планы могут уточняться и корректироваться в зависимости от объективных условий.

Совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно в отдельном дошкольном учреждении, называется формой планирования. Соответственно структурное подразделение может так же иметь свою форму. Любая форма планирования может быть рассмотрена с точки зрения содержания, масштаба представления, степени детализации и т.п. С точки зрения временных параметров применяется следующая терминология планов:

Перспективный, составляется на длительный срок (год, квартал, месяц);

Календарный, составляется на короткий срок (неделю, день);

Циклограмма – схема регулярно проводимых мероприятий (в течение года, месяца).

Если рассматривать планирование работы структурного подразделения в общей системе планов дошкольного учреждения, то можно выделить следующие виды планов.

    Планирование работы структурного подразделения в целом, которое составляется руководителем структурного подразделения и утверждается на педагогическом совете дошкольного учреждения:

    • годовой план работы подразделения

      перспективный план работы подразделения

    Индивидуальное планирование специалистов, составляют педагоги и специалисты в соответствии со штатным расписанием (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, специалист):

    • годовой план работы специалиста

      календарный план работы специалиста

    Планирование работы с конкретной группой детей и родителей, составляет воспитатель (для групп кратковременного пребывания и центров игровой поддержки ребенка):

    • календарный план работы воспитателя

      планы индивидуальной, групповой работы (входит в перечень документов на ребенка)

При грамотном планировании у руководителя структурного подразделения появляется возможность рационально распределить во времени работу специалистов и прогнозировать результаты. Это создает предпосылки для успешной организации деятельности новой формы.

Этому так же может способствовать составление Программы – внутреннего документа структурного подразделения. С учетом специфики условий и реальной обстановки конкретного дошкольного учреждения.

Программа – это документ, выполняющий различные функции: основание для оплаты, характеристика профессионального уровня педагога, специфика содержания воспитательно-образовательного процесса и психолого-педагогической помощи семье и ребенку.

Программа работы структурного подразделения строится на основе программы развития и образовательной программы ДОУ. Она может иметь, на наш взгляд, аналогичную адаптированную структуру.

1. Пояснительная записка или введение (для постепенного вхождения в содержание программы), в которой отражаются:

1.1. Актуальность (в том числе, востребованность родителями новой формы работы в микрорайоне и возможности конкретного дошкольного учреждения: наличие помещений, материально-техническая база, квалификация и занятость педагогов, приоритетные направления деятельности);

1.2. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность структурного подразделения.

2. Программно-методическое сопровождение работы (на основе образовательной программы ДОУ);

2.1. Цель и задачи (т.е., на что направлена деятельность, конкретный, охарактеризованный качественно образ желаемого результата, определяющий стратегию и тактику образовательного процесса, с учетом интересов родителей и социума);

2.2. Принципы построения воспитательно-образовательной работы;

2.3. Методы, приемы, средства работы с детьми и родителями;

2.4. Контингент.

3. Содержание работы включающей материалы по направлениям деятельности педагогов и специалистов (каков объем информации; каким образом распределяется в течение года; какие сведения включаются в разделы; в какой форме и какими методами ведется работа в зависимости от темы или вида деятельности и т.п.). Материал может быть представлен в виде развернутого текста, сгруппированный по возрастам и разделам с добавлением дополнительных планов-схем, методических рекомендаций.

· Адаптированная модель воспитательно-образовательного процесса в период пребывания детей и родителей (распределение во времени различных видов деятельности);

· Тематический или перспективный план работы воспитателя (для ЦИПР и ГКП);

· Тематический или перспективный план работы специалистов.

4. Диагностика с учетом направлений деятельности структурных подразделений:

Используемые диагностики (название, кем разработаны, критерии оценки);

Результаты за предыдущий учебный год;

Результаты проведенных обследований.

4.1. Диагностика по оговоренным проблемам.

4.1.Диагностика готовности к посещению дошкольного или общеобразовательного учреждения.

4.2. Овладение родителями техниками игрового взаимодействия, и пр.

5. Условия реализации Программы.

5.1.Распределение обязанностей между сотрудниками структурного подразделения.

5.2. Работа с родителями:

· Формы и методы;

· Тематика консультаций, вопросы при обращении.

5.3. Компоненты предметно-развивающей среды:

· Кабинеты специалистов (какие);

· Зоны (для совместной работы, развивающих игр и пр.);

· Перечень игрушек и пособий.

5.4. Взаимодействие с социумом и другими учреждениями (в том числе, учреждениями науки и медицинскими учреждениями).

1. Приложения (по усмотрению).

Программа, как и планы специалистов могут быть представлены в текстовой и графической формах. Это наиболее оптимальное сочетание, что отмечалось многими современными авторами, рассматривающими вопросы планирования. Без текстовой формы, по мнению Л.М. Волобуевой , невозможно оценить полноту и целостность содержания. Без графической – оптимально скоординировать мероприятия в пространстве и времени, чтобы избежать перегруженных недель «столкновения» мероприятий. При графическом планировании можно проанализировать систематичность деятельности, последовательность, преемственность, плотность мероприятий, нагрузку педагогов в определенный период времени.

На наш взгляд именно с Программой необходимо согласовывать текущую деятельность и планы специалистов, которые конкретизируют, а в отдельных случаях корректируют или дополняют ее мероприятиями.

Рассмотрим более внимательно две основные формы планирования: годовой и календарный план. И одну и другую форму используют заведующая, методист и воспитатель. Годовой план заведующей и методиста предполагает организацию работы всего коллектива в течение года. В нем выделяются по меньшей мере 3-4 ведущие задачи (количество определяют сами работники). Например: добиться выполнения программы по разделу «Связная речь» на занятиях и в повседневной жизни; внедрять эффективные методы и приемы формирования у дошкольников элементарных математических представлений; формировать основу экологической культуры путем внедрения целостной технологии эколого-личностного подхода к ребенку; систематизировать работу по приобщению семьи к экологическому воспитанию детей.

Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план. Это могут быть семинары-практикумы, смотры-конкурсы, консультации, просмотры, педагогические советы, собрания и т. п. Отдельный раздел плана - организационно-педагогическая работа (темы заседаний педагогических советов, тематические проверки, содержание работы родительского комитета, сотрудничество со школой и др.).

Оформление годового плана работы дошкольного учреждения может быть самым разнообразным. Он может быть составлен в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам), цикличной по формам работы и т. д. Ориентируясь на основное содержание деятельности и ее направленность на конечные результаты, рассмотрим годовой план работы ДОУ , в котором ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняются только цели и содержание разделов, которые определяются полученными результатами .

Годовой план работы включает следующие разделы:

    Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.