Нормы специальной оценки условий труда. Специальная оценка условий труда (соут). Соут обязателен, но не для всех

С 1 января 2014 года вступили в силу положения Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее — Закона N 426-ФЗ). Изменения, вводимые данным Законом, являются очередным этапом реализации утвержденной в 2012 году Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. Указанный закон интересен для плательщиков страховых взносов, использующих труд рабочих во вредных и опасных условиях труда.

Напомним, что начиная с 1 января 2013 года в целях обеспечения пенсионных прав категорий пенсионеров, имеющих право на досрочную пенсию, установлена обязанность уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии для отдельных категорий страхователей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ с вредными и тяжелыми условиями труда.

Перечень лиц, которым назначается льготная трудовая пенсия по старости (т.е. ранее достижения мужчинами возраста 60 лет, а женщинами — 55 лет), установлен Федеральным законом N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27) (далее — Закон N 173-ФЗ). Указанный перечень предусматривает виды профессий, работа по которым осуществляется во вредных, тяжелых либо опасных условиях.

В связи с чем законом предусмотрено право на пенсионное обеспечение в некоторых случаях с 45 лет — у женщин, с 55 лет — у мужчин. Следовательно, и период получения пенсии у данных категорий может быть на 10 лет дольше, чем общеустановленный у пенсионеров -"нельготников". Однако в пенсионной системе, действовавшей до 2013 года, работодатель не нес дополнительных расходов в связи с наличием "вредных" рабочих мест. Следствием чего явились, с одной стороны, необеспеченность досрочных пенсий финансовыми источниками, а с другой стороны — отсутствие заинтересованности работодателя в улучшении условий труда своих работников.

При этом прежнее пенсионное законодательство предусматривало назначение льготных пенсий на основании списков, а не реальной картины условий труда. Таким образом, пенсия "досрочникам" выплачивалась за счет средств тех работодателей, чьи работники выходят на пенсию в общеустановленные сроки.

С 1 января 2013 г. работодатели лиц, имеющих право на досрочную пенсию по основаниям, предусмотренным п.п. 1-18 Федерального закона N 173-ФЗ, обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.

При этом частью 4 вышеназванной статьи было установлено, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом. Однако такой закон появился только в конце 2013 года и вступил в силу с 1 января 2014 года.

В связи с этим Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в ст. 58.3 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 года" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ). Кроме того, Закон N 421-ФЗ содержит самостоятельные положения, определяющие возможность и сроки использования результатов аттестации рабочих мест, проведенной до вступления в силу Закона N 426-ФЗ.

Итак, первое, на что, необходимо обратить внимание:

Порядок применения дополнительных тарифов страховых взносов с 1 января 2014 года связан не только с фактом выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ), но и с результатами классификации условий труда на рабочих местах на указанных видах работ по степени вредности и опасности.

Из истории вопроса

До 01.01.2014 порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определялся следующими документами:

— приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда";

— приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда";

— Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (утверждено Роспотребнадзором 29.07.2005).

Исходя из степени отклонения фактических условий труда от установленных нормативов, условия труда по степени вредности и опасности подразделялись на 4 класса:

1-й класс — оптимальный;

2-й класс — допустимый;

3-й класс — вредный (при этом вредные условия труда разделялись ещё на 4 степени вредности: 1-я степень 3-го класса (3.1), 2-я степень 3-го класса (3.2), 3-я степень 3-го класса (3.3), 4-я степень 3-го класса (3.4));

4-й класс — опасный.

Таким образом, у работодателей, которые провели аттестацию до 1 января 2014 года, рабочим местам по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда присвоены именно такие классы (подклассы).

Согласно части 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно.

С 01.01.2014 в отношении рабочих мест проводится специальная оценка условий труда. Порядок ее проведения установлен Законом N 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Обратите внимание! В соответствии с разъяснением Минтруда России от 07.03.2014 требование должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест необоснованны.

В соответствии с Федеральным законом N 421-ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

В соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанная Методика утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н и находится на государственной регистрации в Минюсте России. При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение 5 лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года и могут быть использованы работодателями в целях, установленных Федеральным законом N 426-ФЗ, за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в ПФ РФ по дополнительному тарифу.

Понятие специальной оценки условий труда

Статьей 3 Закона N 426-ФЗ определено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам проведения данной спецоценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В соответствии с Законом N 426-ФЗ результаты спецоценки условий труда могут быть использованы во всех процедурах в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями. Речь идет о разработке и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты; об организации обязательных медосмотров; установлении работникам соответствующих гарантий и компенсаций и т.д. Полный перечень возможностей использования результатов спецоценки условий труда приведен в ст. 7 Закона N 426-ФЗ.

Помимо всего прочего, от результатов указанной спецоценки зависит также размер скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. По итогам спецоценки определяется размер тарифа, по которому уплачиваются дополнительные взносы в Пенсионный фонд РФ. В соответствии со ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (в редакции Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) в зависимости от класса и подкласса "вредности" значение тарифа может составлять от 0 до 8 процентов.

Обязанность по организации и финансированию проведения спецоценки условий труда возлагается на работодателя (часть 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ, ст. 212 ТК РФ).

Специальная оценка не проводится в отношении условий труда надомников и дистанционных работников, а также работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Иных исключений Закон N 426-ФЗ не устанавливает. А это означает, что если вопрос о необходимости проведения аттестации офисных рабочих мест был спорным (письмо Минтруда России от 08.04.2013 N 15-1-859), то теперь он разрешен однозначно — условия труда на таких рабочих местах подлежат специальной оценке в обязательном порядке.

Порядок проведения спецоценки

В соответствии с Законом N 426-ФЗ основными этапами проведения специальной оценки труда являются:

— подготовка к проведению специальной оценки условий труда;

— идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

— декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;

— оформление результатов специальной оценки условий труда.

Подготовительный этап

Специальная оценка условий труда должна проводиться работодателем совместно с привлекаемой им на основании договора гражданско-правового характера специализированной организацией. Требования к таким организациям приведены в ст. 19 Закона N 426-ФЗ.

Прежде всего они должны быть включены в реестр, порядок формирования которого утверждается Правительством РФ. В уставных документах организации, проводящей оценку, должно содержаться указание на осуществление ею в качестве основного либо одного из видов деятельности специальной оценки условий труда.

Кроме того, организация должна иметь не менее пяти экспертов, получивших сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего профильное образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. Также для данной организации обязательно наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Законом закрепляется принцип независимости организаций, осуществляющих специальную оценку. В соответствии со ст. 22 Закона N 426-ФЗ вне зависимости от того, числится организация в реестре или нет, спецоценку условий труда она не может проводить, если ее руководители и иные должностные лица являются учредителями юридических лиц, на рабочих местах которых проводится специальная оценка. Нельзя поручить проведение спецоценки взаимозависимой компании, в т.ч., если в ней трудятся на руководящих постах близкие родственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) учредителей организации, которой необходимо оценить условия труда.

На подготовительном этапе работодателю необходимо прежде всего заключить гражданско-правовой договор с одной или несколькими из упомянутых спецорганизаций. Кроме того, в организации необходимо создать комиссию по проведению специальной оценки условий труда и утвердить график проведения данного мероприятия.

Число членов этой комиссии должно быть нечетным. Конкретный состав законом не определен. Если речь идет о субъекте малого предпринимательства, то в состав комиссии включаются работодатель — ИП лично, для организаций — руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в т.ч. специалист по охране труда, члены профсоюза и т.п.

Поскольку от результатов спецоценки зависит не только размер дополнительного тарифа, но и право на досрочную трудовую пенсию по старости конкретного работника, представляется логичным включать в состав такой комиссии специалиста по осуществлению работы по досрочному пенсионному обеспечению (как правило, это работник кадровой службы).

Целесообразность включения такого специалиста очевидна, например, при составлении перечня рабочих мест, на которых должна проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест, а также при составлении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, предусмотренных списками, соответствующих работ, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и которые подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Эта работа требует знания законодательства о досрочном пенсионном обеспечении практики его применения к работникам организации, где проводится специальная оценка условий труда, а согласно Закону N 426-ФЗ эти перечни составляет эксперт организации, производящей спецоценку, который может и не обладать подобным опытом.

До начала выполнения работ по оценке условий труда комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке. При этом необходимо указать, какие из них являются аналогичными.

Под таковыми понимаются рабочие места, которые одновременно отвечают следующим условиям:

— они должны быть расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

— оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

— сотрудники трудятся по одной и той же профессии, должности, специальности. Их трудовые функции одинаковы, равно как и график рабочего времени. А при выполнении своих служебных обязанностей они используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье. При этом они обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При наличии аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20 процентов из них (но не менее двух рабочих мест), а ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

При этом заполняется единая карта специальной оценки условий труда. Данное правило позволит работодателю сэкономить на проведении спецоценки 80 процентов аналогичных рабочих мест.

Идентификация вредных условий

Все выявленные в ходе осуществления оценки условий труда вредные и (или) опасные производственные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Их перечень формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья.

Также во внимание принимаются результаты ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, и предложения, исходящие от сотрудников.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов представляет собой процесс сопоставления выявленных на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Если на рабочем месте не выявлены вредные или опасные факторы, условия труда на нем признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.

При этом работодатель обязан на такие рабочие места подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (такая декларация действительна в течение пяти лет).

А вот если комиссия идентифицирует их как вредные или опасные, назначается проведение исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов.

Необходимо отметить, что идентификация не проводится в отношении рабочих мест, занятых работниками, профессии (должности, специальности) которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также занятых работниками, которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за труд во вредных и (или) опасных условиях. При этом комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов на таких рабочих местах.

Все идентифицированные, потенциально вредные или опасные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень таких факторов формирует комиссия, исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса, а также исходя из предложений работников.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных или опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

По результатам проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений каждому рабочему месту по степени его "вредности" присваивается соответствующий класс (подкласс) условий труда.

Классификация условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальными признаются условия, при которых воздействие на организм работника вредных или опасных факторов отсутствует либо уровни их воздействия минимальны и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности (1-й класс).

Допустимыми считаются условия труда, при которых на организм работника воздействуют вредные или опасные факторы, значения показателей которых не превышают значений, установленных нормативами, или функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены (2-й класс).

Вредными можно считать условия, когда уровни воздействия вредных или опасных факторов превышают значения, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) (3-й класс). Как и при аттестации рабочих мест, предусматриваются четыре подкласса вредных условий труда (3.1-3.4).

Опасные условия труда — условия труда, характеризующиеся наличием вредных или опасных факторов, уровни которых способны в течение всего либо части рабочего дня (рабочей смены) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности (4-й класс).

Декларация соответствия

Законом N 426-ФЗ предусмотрена новая процедура — декларирование соответствия условий труда, т.е. подтверждение работодателем соответствия условий труда на его рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

Так, в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми.

При этом никакие исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

В отношении таких рабочих мест в трудовую инспекцию подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма и порядок представления подобной декларации будут утверждены Минтруда РФ.

Данная декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

При этом, если в период действия этой декларации с работником, занятым на "допустимом" рабочем месте, произойдет несчастный случай или у него будет выявлено профзаболевание, то в отношении этого рабочего места действие декларации прекращается, то есть проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

С другой стороны, если в течение обозначенных пяти лет с работниками не произойдет никаких несчастных случаев и т.п., то действие декларации автоматически продлевается на следующие пять лет.

Итоги специальной оценки условий труда

Организация, проводящая специальную оценку по окончании всех работ, составляет отчет (ст. 15 Закона N 426-ФЗ). В нем указываются сведения о компании, проводящей специальную оценку, с приложением копий документов, подтверждающих, что она отвечает необходимым требованиям.

В отчете приводится перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах. Кроме того, в отчет включаются:

— карты специальной оценки условий труда, оформленные на конкретные рабочие места (на аналогичные рабочие места составляется одна карта);

— протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

— протоколы оценки эффективности СИЗ;

— протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений тех или иных "опасных" рабочих мест;

— сводная ведомость специальной оценки условий труда;

— перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

— заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда. Данный отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Форма такого отчета будет утверждена Министерством труда и социальной защиты.

Затем работодатель в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета должен ознакомить с отчетом каждого работника под расписку. В этот срок не включаются периоды болезни работника, командировки и межвахтового отдыха. В этот же срок необходимо на официальном сайте компании (если у нее такой имеется) разместить сводные данные о проведении спецоценки условий труда ("вредные" классы (подклассы), мероприятия по улучшению условий труда). Сведения о результатах оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче таких сведений возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. Она должна это сделать в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о результатах специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения спецоценки

По общему правилу спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (часть 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

При этом в ст. 17 Закона N 426-ФЗ приведен перечень случаев, когда данная спецоценка должна проводиться во внеплановом порядке (например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получении работодателем соответствующего предписания госинспектора труда; при изменении технологического процесса, замена производственного оборудования, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и в некоторых других случаях).

Уплата страховых взносов по доптарифу по результатам аттестации и спецоценки

Если плательщик производит выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, то, начиная с 2014 года, в привязке к результатам классификации условий труда на рабочих местах на указанных работах возможно несколько вариантов:

Вариант 1

Плательщик не проводил аттестацию рабочих мест и специальную оценку условий труда. В этом случае силу ч. 1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР (см. таблицу 1).

Таблица 1

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ в силу части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для работодателей, применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР (см. таблицу 2).

Таблица 2

Вариант 2

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми.

В этом случае в силу ч. 4 ст. 15 Закона N 421-ФЗ до установления на указанных рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Законом N 426-ФЗ, плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным частями 1, 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (т.е. по тарифу 6% или 4%).

Таким образом, освобождение от уплаты страховых взносов по доптарифу возможно только по результатам специальной оценки условий труда, но не на основании результатов аттестации.

Вариант 3

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны вредными и (или) опасными.

В этом случае в силу части 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (см. таблицу 3).

Таблица 3

Вариант 4

У плательщика есть результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, согласно которым этим рабочим местам присвоены классы условий труда в соответствии с Законом N 426-ФЗ.

Тогда плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (см. таблицу 4).

Таблица 4

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Допустимый

Оптимальный

Пенсионные права в переходный период

До установления класса условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, периоды таких работ могут включаться в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости только в том случае, если работодатель уплачивает дополнительные страховые взносы. "Льготные" периоды, имевшие место после 1 января 2013 г. согласно п. 3 ст. 27 Закона N 173-ФЗ учитываются для назначения досрочной пенсии в том случае, если класс условий труда на указанных рабочих местах соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам спецоценки.

Если такая оценка еще не проведена и у работодателя есть только результаты аттестации рабочих мест, проведенной по ранее действовавшим правилам, предусмотрено переходное положение: такое положение дел не препятствует включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов занятости на указанных рабочих местах при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.

Новеллы трудового законодательства

Стоит отметить изменения, которые коснулись содержания трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор стали условия о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, а также условия труда на конкретном рабочем месте. К числу дополнительных условий трудового договора отнесена договоренность о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника (ст. 57 ТК РФ).

В соответствии с действующей редакцией ст. 92 ТК РФ для работников, которые трудятся во вредных условиях 3-й или 4-й степени либо опасных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, т.е. не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника определяется трудовым договором в соответствии с отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором с учетом результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Кроме того, для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором, дополнительным соглашением к трудовому договору может быть предусмотрено увеличение законодательно установленной максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени при 36-часовой рабочей неделе — до 12 часов, при 30-часовой рабочей неделе и менее — до 8 часов (ч. 3 ст. 94 ТК РФ).

При суммированном учете рабочего времени сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, учетный период не может превышать трех месяцев (часть1 ст. 104 ТК РФ).

Новые правила для дополнительного отпуска

В новой редакции изложена и ст. 117 ТК РФ, согласно которой ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4-й степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части 1 данной статьи, составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором с учетом положений отраслевого (межотраслевого) соглашения, коллективного договора и результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Заключение

Процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда в настоящее время объединены и унифицированы: работодатель проводит исследование рабочего места своих работников однократно, а результаты данного исследования могут использоваться и в целях уплаты страховых взносов в ПФР, и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций работникам.

Специальная оценка условий труда представляет собой универсальный инструмент перехода от "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему в указанных целях исключительно фактическое воздействие на организм работника вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Такой подход с позволит максимально объективно решать вопрос наличии права на льготное пенсионное обеспечение, а также о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте. Вместе с тем именно такой подход призван экономически мотивировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда, в том числе в целях оптимизации своих дальнейших издержек. Поскольку реализация концепции специальной оценки предоставляет работодателям возможность путем проведения организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение условий труда на рабочих местах, менять размер страховых взносов, а в определенных случаях и освобождаться от их уплаты.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон), который ввел новую процедуру, - специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай - результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):
  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию - он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача - идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс

Подкласс

Условия труда

Размер доп.тарифа

Характеристики класса (подкласса)

Оптимальные Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.

Допустимые

Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха.

1 степени

После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.

2 степени

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).

3 степени

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

4 степени

Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Оценка проведена, а что дальше?

Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).

В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Важно: обновите информацию на сайте

А если у организации имеется официальный сайт - то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.
Сделать это нужно в тот же срок - 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность - ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.

Ответственность за нарушения правил спецоценки

Норма КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

организаций

ч. 2 ст. 5.27.1 Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение Предупреждение или 5 000 - 10 000 руб. Предупреждение или 60 000 - 80 000 руб.
ч. 5 ст. 5.27.1 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 30 000 - 40 000 руб. или дисквалификация на 1 - 3 года 30 000 - 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток 100 000 - 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 1 ст. 14.54 Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения 20 000 - 30 000 руб. Нет 70 000 - 100 000 руб.
ч. 2 ст. 14.54 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 40 000 - 50 000 или дисквалификация на 1 - 3 года 100 000 - 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушением порядка проведения СОУТ могут быть признаны следующие действия/бездействие работодателя:

  1. несоблюдение срока проведения спецоценки;
  2. неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
  3. нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
  4. проведение спецоценки:
  • без привлечения специализированной организации;
  • без формирования комиссии по ее проведению;
  • не на всех рабочих местах.

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут (п. 2 Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113). Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (подп. "г" п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

Методика проведения специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. В ней установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п. 1 Методики).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Результаты аттестации используются для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В п. 4 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113 Минтруд России подчеркнул, что это обязанность, а не право плательщика страховых взносов.

Если в результате аттестации рабочего места, проведенной до 1 января 2014 г. условия труда признаны вредными или опасными, то в отношении данного рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в размере от 2 до 8 процентов в зависимости от подкласса условий труда (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171). В связи с этим Минтруд России разъяснил следующее: если налогоплательщик не может документально подтвердить подкласс вредных условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф, равный 7 процентам, который соответствует подклассу условий труда 3.4 (п. 2 Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Как начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам при наличии у организации актуальных результатов аттестации только части рабочих мест, Минтруд России указал в п. 3.5 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113. Если по результатам аттестации условия труда работника, занятого на работах, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, признаны вредными и опасными, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми либо результаты аттестации рабочего места отсутствуют, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно ч. 1 или 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Кроме того, в п. п. 7, 8 данного Письма Минтруд России отвечает на вопрос, как определить сумму страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда. В такой ситуации страховые взносы начисляются по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты.

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов до 31 декабря 2014 года включительно (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

В дополнение следует добавить, что расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются в целях УСН (Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528 (направлено Письмом ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877)). Позиция финансового ведомства не является бесспорной. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 20.08.2014.

Также отметим, что эти расходы можно возместить за счет начисленных в ФСС РФ взносов на травматизм (п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н в редакции Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)).

В каждой организации сотрудники работают в конкретных условиях. Это важный фактор процесса трудовой деятельности, ведь это влияет на работоспособность персонала. Условия труда на рабочем месте должны соответствовать нормам закона, поэтому регулярно выполняется их оценка. Подробности об этом представлены в статье.

Понятие

Что такое условия труда на рабочем месте? Это понятие существует давно, с момента начала эксплуатации людей, но только в настоящее время оно реализовано на законодательном уровне. По ст. 56 и 57 ТК РФ трудовой договор не оформляется без указания условий труда. Их фиксируют вместе с остальной информацией - ФИО, зарплатой.

В ст. 56 указано, что работодатель должен обеспечить установленные законом условия труда на рабочем месте. А по ст. 57 обязательно выделение в соглашении, вредных факторов, которые могут быть на производстве. Отдельно оговариваются положенные компенсации и гарантии.

Характеристики

Производственный процесс - работа по получению из материи или сырья продуктов. Все этапы этой деятельности взаимосвязаны. Характер процесса определяется по типу:

  1. Используемой рабочей силы.
  2. Средств производства.
  3. Исходных материалов.

Определив основное средство производства, можно установить тип процесса. Предположим, известно, что основной машиной является металлургическая установка. Тогда будет понятно, что там происходит деятельность с металлом, рудой. В качестве рабочей силы будут металлурги, сталелитейщики. Из этого можно определить требования безопасности и возможные виды профессиональных заболеваний сотрудников.

Производственная среда

Этим понятием называют пространство, где сотрудник выполняет работу. Среда подразумевает здания, средства производства, применяемый транспорт. В это понятие входят психологические и экологические условия. Именно они имеют воздействие на персонал.

Интенсивность труда

Это понятие предполагает напряженность рабочего процесса. Оно подразумевает психологическую сторону. Интенсивность имеет связь с производительностью. На неорганизованном месте напряженность высокая, а производительность - небольшая. Это отрицательный момент. Работники быстро устают, а итоги деятельности не радуют.

Классификация

Условия труда на рабочем месте делятся законом на 4 класса (ст. 14 ТК РФ):

  1. Оптимальные. При них отрицательное воздействие на сотрудников отсутствует или очень низкое.
  2. Допустимые. Вероятно некоторое негативное воздействие, но в пределах установленных норм.
  3. Вредные. В этом случае наблюдается превышение влияния отрицательных факторов на организм. Вероятно появление профессиональных болезней.
  4. Опасные. На работников влияют отрицательные факторы производства. Есть большой риск профзаболеваний.

Определение класса условий труда на рабочем месте нужно для определения уровня вредности деятельности. На каждой работе они разные. Их важно учитывать, прежде чем трудоустраиваться. Вредные условия труда в рабочее время негативно влияют на самочувствие, здоровье человека. Поэтому на каждом предприятии важно, чтобы соблюдались нормы организации процесса.

Факторы среды

Какими должны быть условия труда на в офисе, на производстве? При выполнении профессиональной деятельности важно, чтобы сотрудникам было комфортно, удобно. Тогда и результаты работы будут высокими. На рабочий процесс влияет много факторов, главными из которых являются:

  1. Освещение: норма 1-2 тыс. люм.
  2. Температура - чем больше физическая активность, тем меньше показатель в помещении. При активной работе оптимальным уровнем будет 10-16 градусов, а при средней - 18-23 градусов.
  3. Шум. Нормой считается 65 децибел и частота 75 000 Герц. Степень шума будет высокой, если он превышает 88 децибел.
  4. Вибрация. Такие воздействия бывают локальными и общими. Вибрация связана с шумом.

Есть и другие факторы - биологические и химические. Примером отрицательной характеристики условий труда считается высокая концентрация пыли, ядовитых компонентов.

Аттестация

За аттестацию условий рабочих мест отвечает работодатель. В этом мероприятии участвует специальное учреждение. Создается особая комиссия, включающая работодателя, специалиста охраны труда, членов профсоюзов. мест по условиям труда предполагает инспектирование организации и сбор информации.

В ходе мероприятия происходит измерение факторов среды - шума, освещения, вибрации. Устанавливаются отклонения от норм. Если рабочие места подобны друг другу, то можно выполнять проверку одного схожего места. Аттестация рабочих мест по условиям труда бывает плановой и внеплановой.

Плановое мероприятие выполняется каждые 5 лет. Аттестация рабочих по условиям труда позволяет сделать работу эффективнее, если после мероприятия будут учтены все замечания эксперта. Внеплановая проверка осуществляется при различных изменениях производственного процесса. К ним относят замену оборудования, перевод на другой технический процесс. При несчастном случае выполняется внеплановая проверка. В заключении прописывается оценка условий труда рабочих мест.

Что прописывается в договоре?

Организация условий труда на рабочем месте является обязанностью руководства. В трудовом соглашении обязательно должны быть сведения о том, к какому классу относится работа. Для этого отводится раздел с названием «Охрана труда». В нем обозначают, считаются ли условия «оптимальными» или «опасными». В первом случае указывается, что все нормы соблюдены, на рабочем месте нет вредных условий.

С 3 и 4 классом фиксируется, что условия вредны для здоровья. В договоре указывается класс, подкласс, факторы, которые привели к ухудшению ситуации. Например, опасные условия возникли из-за высокого уровня шума и низкой температуры.

Закон об оценке

Главным документом по оценке условий считается ФЗ №426. В нем установлена сущность мероприятия, правила его выполнения и применения результатов. Оценка - процедура, итоги которой могут различным образом влиять на деятельность организации, а также на развитие и совершенствование кадровой политики.

Если найдены вредные рабочие места, у компании могут появиться обязательства, например:

  1. Предоставление сотрудникам социальных преференций, установленных законом РФ.
  2. Уплата в ПФР и ФСС более высоких взносов.

Оценка может выявить объективные недоработки в области обеспечения безопасности персонала, устранение которых увеличивает производительность и благоприятно влияет на бизнес в целом. Нужно лишь исполнять предписания специалистов, предоставленные по результатам мероприятия.

Этапы оценки

Даже если учреждение не готово к выполнению оценки, эта задача решается по закону. К этапам мероприятия относят:

  1. Обращение в специализированную компанию, которая имеет разрешение на выполнение подобной деятельности.
  2. Идентификация этой фирмой факторов производства. опасности рабочих мест.
  3. Оформление отчета о проверке.

Список критериев, которому должны соответствовать фирмы, выполняющие оценку, установлены гл. 3 ФЗ №426. На практике такое учреждение проще отыскать с помощью реестра аккредитованных Минтрудом организаций, выполняющих работу в сфере охраны труда.

Условия на рабочем месте и мотивация персонала тесно взаимосвязаны. Если деятельность сотрудников сложная, да к тому же присутствуют вредные факторы, учреждение должно поощрять сотрудников. Обычно мотивацией персонала служит материальное вознаграждение. Тогда эффективность работы предприятия будет намного лучше.

Компенсация

В ст. 224 ТК РФ указано, что за дополнительную нагрузку, получаемую от вредных факторов, необходима компенсация. Это могут быть дополнительный отпуск и надбавки к зарплате. Суммы надбавки установлены ст. 147 ТК РФ. Ее минимум составляет 4 % оклада.

Ухудшение условий

Если сотрудник заметил негативные изменения, а работодатель игнорирует замечания, то необходимо обращаться в профсоюз для выполнения новой аттестации. При дальнейшем игнорировании могут назначить крупные штрафы.

Если изменения бытовые, например, неисправное освещение, то нужно сообщить специалисту по охране безопасности труда. В этом случае важно выполнить ремонт, устранение дефекта без потери качества. Удаление недостатка позволит улучшить ситуацию.

Безопасность труда считается важной частью рабочего процесса. Она включает множество факторов, на их основании создается классификация. Самым безопасным считается «оптимальный класс», а вредным - «опасный». В договоре все это должно быть прописано. Несоблюдение норм закона ведет к привлечению к ответственности руководства предприятия.

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом , который вступил в силу с 1 января 2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной , который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников. Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России ).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении ():

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям ().

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; и письмо Минтруда России ).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)


Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий ():

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России ).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России или .

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. , можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки ();
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года ( , утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах ()

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера ()

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда ():
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки ( «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить .
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по .

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. Ф.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены ()

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога ().
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН ().
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу ()

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет ФСС

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены . Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте .
  • Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено , который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу.
    О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте .