Но если клиент не может. Как решить ситуацию с недовольным клиентом. Каким должно быть насилие

Классики менеджмента. Питер Друкер

Информация для публикации любезно предоставлена изд-вом Питер

Друкер, Питер (1909 - 2005), Peter Ferdinand Drucker

1. Введение
2. Биографические данные
3. Основной вклад
4. Оценка
5. Выводы

Краткие биографические сведения


с 1937 г. постоянно проживает в США, где работает в качестве ученого-экономиста и консультанта;
в 1942 г. избран профессором кафедры философии и политологии в Беннингтонском колледже, штат Вермонт;
в 1952 г. профессор кафедры менеджмента в Нью-Йоркском университете;
в 1974 г. опубликовал работу ;
в 1982 г. напечатал свой первый роман The Last of All Possible Worlds.

Основные работы

The End of Economic Man (1936)
The Future of Industrial Man (1942)
The Concept of the Corporation (1946)
The Practice of Management (1954)
Managing for Results (1964)
The Effective Executive (1967)
People and Performance (1973)
Management: Tasks, Responsbilities, Practicies (1974)
The Unseen Revolution (1976)
Adventures of a Bystander (1979)
Towards the Next Economics (1981)
(1985)
The Frontiers of Management (1987)

Резюме

Питер Друкер является одним из самых известных ученых в области менеджмента и автором многих книг по проблемам управления. В его научных трудах затрагивается широкий круг экономических и политических проблем, но знаменитым он стал благодаря работам по вопросам управления. П. Друкер ввел в обращение выражение (УПЦ) и неудивительно, что его обычно рассматривают в качестве ученого, оказавшего влияние на перемещение фокуса внимания с научного менеджмента в сторону более философского подхода, в котором проблема управления сводится к последовательности решения общих задач и в котором цели имеют более важное значение, чем функции.

1. Введение

Вероятно, П. Друкера лучше всего можно представить как ученого, всячески подчеркивающего важность гуманистического подхода к проблеме менеджмента. Он считает, что в современном обществе бизнес-предприятиям принадлежит решающая роль и отводит центральную роль в обеспечении динамики развития и выполнении функций управления менеджерам компаний. Руководитель управляет организацией для того, чтобы добиться экономической эффективности и, следовательно, стремится к увеличению общественных благ. Дальновидный мыслитель, П. Друкер является также превосходным писателем и оратором, во многом обязанным своему успеху у публики отличному литературному стилю своих сочинений и способности воздействовать на воображение аудитории. Его нередко критиковали за распространение чересчур обобщенного взгляда на проблемы управления и, в особенности, концепции “способного к перемещениям менеджера”, но его общий подход к проблеме менеджмента завоевал всеобщее признание.

2. Биографические данные

Питер Фердинанд Друкер родился в 1909 г. в Вене. Его отец, Адольф Друкер, был ведущим венским адвокатом и известным австрийским либералом, одним из учредителей Зальцбургского музыкального фестиваля. Семья Друкеров эмигрировала в США в 1938 г. после насильственного присоединения Австрии к нацистской Германии (так называемого аншлюса). В своей автобиографии, выпущенной в 1979 г. под названием Adventures of Bystander (“Приключения очевидца”) П. Друкер живо рассказывает о своем венском детстве, пришедшемся на годы Первой мировой войны, а также о семейных и культурных традициях, оказавших влияние на формирование его мышления. В 1930-х гг. П. Друкер работал в Европе журналистом и специалистом по экономике прежде чем в 1937 г. окончательно обосновался в США. В 1942 г. он поступил на работу в Беннингтонский колледж в штате Вермонт, откуда десять лет спустя перебрался в Нью-Йоркский университет, где получил место профессора кафедры менеджмента. С тех пор основными его занятиями стали преподавание, написание книг и консультирование некоторых ведущих американских компаний.

П. Друкер является весьма плодовитым автором, и именно благодаря его сочинениям можно проследить, как развивались и изменялись его представления с течением времени. В 1936 г, когда ему еще не было 30 лет, П. Друкер опубликовал свою первую книгу The End of Economic Man (“Конец экономического человека” ), посвященную изучению экономических истоков фашизма. Написанная ясным и легким языком, она остается примером одной из самой удачных попыток объяснения успеха фашизма и причин его распространения в Европе. Во второй его книге, The Future of Industrial Man (“Будущее индустриального человека” ) (1942), вышедшей в свет в разгар Второй мировой войны, делалась попытка заглянуть в послевоенное будущее и дать описание природы нового мира. Следует отметить, что к тому времени П. Друкер уже отошел от изучения политики и общества и приступил к более конкретным исследованиям организаций. В своей третьей книге The Concept of Corporation (“Концепция корпорации” ) (1946) он идентифицирует типы организаций, которые, по его мнению, будут преобладать в обществе, политике и экономике будущего.
В связи с этим у ученого появилась необходимость понять, как действуют корпорации и что определяет успех или фиаско их деятельности. По убеждению П. Друкера главной движущей силой корпорации является ее руководитель, поэтому он уделяет основное внимание изучению природы управленческой деятельности. В течение последующих двадцати лет он написал пять книг - начиная с The Practice of Management (“Практика менеджмента” ) (1954) и заканчивая Management: Tasks, Responsabilities, Practices (“Менеджмент: задачи, обязанности, методы осуществления” ) (1974), каждая из которых и по сей день относится к числу самых значительных работ по данной теме. Именно в последней из этих пяти книг в наиболее полной мере обобщается философский взгляд П. Друкера на корпорацию и ее руководителя, определяются особенности управленческой работы и ее цели, а также рассматриваются вопросы влияния корпорации на общество.
Однако в этот период вновь наметилось расширение научных интересов П. Друкера. В трех самых важных его работах из числа написанных в 1980-е гг. - Towards the Next Economics (“На пути к будущей экономике” ) (1981), Innovation and Entrepreneurship (“Инновации и предпринимательство” ) (1985) The Frontiers of Management (“Границы менеджмента” ) (1987) - продолжается рассмотрение проблемы определения цели и роли руководителя , но теперь это делается с более широких позиций, с учетом социальных, политических, макроэкономических и в особенности технологических изменений. В своих самых последних книгах П. Друкер утверждает, что руководители должны учиться понимать не только свою собственную роль, но и то, как следует видоизменять ее для повышения эффективности управленческой деятельности.

3. Основной вклад

До Второй мировой войны в американской теории менеджмента доминировали воззрения и Г. Форда, рассматривавших управление как точную науку. П. Друкер же, воспитанный на традициях либерального гуманизма, рассматривал менеджмент как своего рода новую философию. Вместо того, чтобы подробно анализировать каждую возникающую задачу, он исследовал лежащие в их основе общие принципы управления. Смещение акцента с производительности на конечный результат позволило П. Друкеру разработать концепцию , в соответствии с которой задача руководителя состоит в установлении целей и осуществлении действий направленных на их осуществление.

Задачи

Ключевой фигурой коммерческого предприятия является его руководитель, играющий основную роль в объединении различных ресурсов и создании товара. Хотя сам П. Друкер иногда рассматривает руководителя в качестве “основного человеческого ресурса предприятия” (Drucker , 1973: 3), по его мнению, менеджмент является не столько ресурсом, сколько катализатором: “ Руководитель является динамическим, животворным элементом бизнеса. Без его лидерства “ресурсы производства” останутся ресурсами и никогда не станут товаром” (Drucker , 1954: 3). П. Друкер даже предвидит время, когда рабочие станут ненужными и будут заменены автоматами. Однако и в этом случае руководители все равно останутся, в результате чего весь штат сотрудников будет состоять из управленцев; таким образом в процессе своего развития человечество будет превращаться из общества труда в общество управления (Drucker , 1973).
Помимо решения задач совместного использования ресурсов и выпуска продукции менеджер должен выполнять функции общего руководства и контроля. С точки зрения П. Друкера эти функции являются почти полностью проактивными: “Экономические силы устанавливают пределы того, что может сделать менеджер. Они создают благоприятные возможности для его действий. Но сами по себе они не определяют, что из себя представляет бизнес-предприятие или чем оно занимается” (Drucker , 1973: 88). Затем П. Друкер идет дальше, приписывая менеджерам ведущую роль не только в управлении предприятием, но и в создании рынков:
Существует только одно истинное определение цели бизнеса: создание потребителя . Рынки создаются не Богом, природой или экономическими силами, а управляющими предприятиями людьми. Потенциальные потребители могут желать, чтобы бизнес удовлетворял их запросы, ... но это желание так и останется нереализованным до тех пор, пока деловые люди не преобразуют его в эффективные действия. Только тогда возникают потребители и рынок (Drucker , 1973: 89).

Следовательно, на менеджеров возлагается решение задач объединения трудовых и материальных ресурсов с целью производства товаров и создания рынка для их реализации. К сфере управления относится все, что способствует укреплению предприятия; менеджеры должны создавать добавленную стоимость, стремясь к тому, чтобы стоимость товара была выше стоимости использованных для его производства ресурсов. Здесь П. Друкер отступает от традиционных методов научного управления, которые подчеркивают необходимость использования ресурсов наиболее целесообразным образом. На первом месте для него творческий способ, посредством которого менеджеры используют ресурсы наиболее эффективным образом для того, чтобы достичь стоящих перед предприятием целей.
Это сочетание катализа и проактивного управления подводит П. Друкера к идее отождествления предприятия с его менеджерами. Он не заходит настолько далеко, чтобы открыто заявить об этом, но настойчиво повторяет мысль о первостепенной роли руководителей: “Предприятие может что-то решать и что-то производить лишь в той мере, в какой в этих процессах будут участвовать его менеджеры - само по себе предприятие не может работать эффективно” (Drucker , 1954: 7).

Ответственность

С точки зрения П. Друкера все институты существуют для достижения определенных целей; для бизнес-предприятий такой целью является экономическая эффективность (Drucker , 1974). Руководитель предприятия несет ответственность за: (1) обеспечение экономической эффективности; (2) продуктивность деятельности, так чтобы эффективности достигалась наиболее простым способом; (3) управление социальными воздействиями, которые предприятие в качестве организации оказывает на внешнюю среду.
Хотя здесь и содержится указание на значение роли лидера, П. Друкер лишь кратко останавливается на задаче менеджмента в осуществлении руководства. Вместо этого он предпочитает использовать понятие “ответственности”; менеджеры “ответственны” за тот вклад, который вносят в работу предприятия они сами и подчиненные им работники. По сути менеджмент подразумевает функцию, а не власть, и П. Друкер убеждает руководителей отказаться от представления о том, что они находятся наверху, а рабочие - под ними. Скорее он рассматривает менеджеров как стержень организации, вокруг которого вращаются все прочие элементы - труд, ресурсы, рынки, внешняя среда.
Важным фактором во всех работах П. Друкера является необходимость для менеджеров рассматривать социальные воздействия, которые они и их организации оказывают на внешнюю среду. Менеджеры не должны быть только лишь технократами; они обязаны понимать социальное значение своей деятельности (Drucker , 1974). Чем более крупным и могущественным становится предприятие, тем сильнее будет оказываемое им социальное влияние и тем выше будет необходимость в учете социального фактора: “Требование социальной ответственности является, в значительной мере, платой за успех” (Drucker , 1973: 289). Как ·тмечал Дж. Таррант:
П. Друкер никогда не теряет из виду общественное благо, которое находится внутри организации в общем случае и внутри корпорации в частном. Корпорации должны управляться не только в соответствие с набором прагматических правил, но и в рамках философских понятий, определяющих роль организации в индустриальном обществе (Tarrant , 1976: 84).

Согласно философии П. Друкера конечной целью предприятия является создание общественных благ. Организация служит для преобразования человеческих усилий в конкретную продукцию и “личные усилия создают общественные выгоды” (Drucker , 1974: 810). Это убеждение составляет суть его философии менеджмента.

Практические действия

Основываясь на своей философии менеджмента П. Друкер (1973) определяет, с помощью каких практических действий руководители могут сделать свою работу более эффективной. Он перечисляет следующие основные характеристики менеджмента:
· как инструмента достижения цели;
· как самостоятельной научной дисциплины;
· как совокупности работающих индивидуально и совместно людей;
· как общественного органа для решения жизненно важных задач;
· как целостной, синтезированной функции в сложном и изменяющемся мире.
П. Друкер настаивает на том, что руководители должны быть полностью вовлечены в свою работу и часто говорит о “душевном волнении”, которое обязательно должно сопровождать процесс управления. Однако сама по себе вовлеченность вовсе не подразумевает отсутствие дисциплины и строгости. В книге The Effective Executive (“Эффективный руководитель”) (1967) П. Друкер утверждает, что эффективность определяется набором практических действий, которым можно научиться. Его определение эффективности базируется на пяти основных принципах:
1. эффективные руководители знают, на что расходуется их рабочее время;
2. они ориентированы не на процесс труда, а на его результаты;
3. они строят свою работу, опираясь на сильные, а не на слабые стороны;
4. они направляют усилия на те области, где отличная работы обеспечит получение выдающихся результатов;
5. они принимают действенные решения, делая верные шаги в правильной последовательности.
Отталкиваясь от утверждения о том, что основной задачей руководителя является создание рынка, П. Друкер отмечает, что двумя основными функциями менеджмента являются внедрение инноваций и осуществление маркетинговой деятельности. Он уделяет сравнительно мало внимания маркетингу, но вопрос о необходимости понимания и внедрения инноваций рассматривается практически во всех его последних книгах. Ученый настойчиво критикует компании, считающие, что “инновации возникают по вдохновению, а успех в предпринимательстве зависит от удачи” (Drucker , 1985 ix) и утверждает, что внедрение нововведений является наукой, которую можно освоить. Он убежден в том, что внедрение инноваций является в первую очередь управленческой функцией и подчеркивает, что руководители должны полагаться на технологии, а не на что-нибудь другое: одно из его самых известных выражений - “компьютер это идиот” - подразумевает необходимость использовать технику как инструмент для внедрения инноваций, а не как средство их замены.

4. Оценка

У П. Друкера нет недостатка в критиках, а созданная им парадигма не раз становилась мишенью для их стрел. Например, Дж. Таррант отмечает чрезмерное подчеркивание важности экономической эффективности и соответствия “итоговой линии”, что можно считать несправедливым с учетом постоянных призывов П. Друкера к проявлению социальной ответственности (Tarrant , 1976). В тоже самое время его последняя идея, по-видимому, никогда объединялась с остальными темами работ ученого. Главы о необходимости социальной ответственности нередко оказываются малопонятными, не говоря уже об остальном тексте книг, в которых они появляются. Для читателей, выросших на тех же идеях, что и П. Друкер мысль о необходимости социальной ответственности кажется вполне понятной; в то же время послевоенному поколению менеджеров США она представляется далеко не столь очевидной.
Одним из побочных результатов теории П. Друкера стало создание концепции “способного к перемещениям менеджера”. Определяя менеджмент как набор основных функций, он возможно невольно содействовал укреплению убеждения в том, что любой подготовленный руководитель может управлять любым предприятием, независимо от его природы и назначения. Сам П. Друкер никогда так не считал и напротив утверждал, что менеджер всегда должен досконально знать дело, которым он занимается (Tarrant , 1976), но представление о том, что управленческие навыки носят универсальный характер и с равным успехом могут применяться в разных областях, пустило прочные корни.
Однако, наряду с этими возражениями бесспорным остается тот факт, что в послевоенный период П. Друкер, возможно внес наибольший вклад в определение природы менеджмента. Обычно считается, что до Второй мировой войны менеджеры просто не знали, что они являются управленцами; П. Друкер же показал им, кто они есть на самом деле. Его философия менеджмента проникла на все уровни управленческого мышления - от высших научных кругов академий бизнеса до руководителей малых компаний. Концепция управления по целям по-прежнему имеет широкое распространение, даже несмотря на то, что иногда она используется под другими названиями.

5. Выводы

В концентрированном виде основные идеи П. Друкера представлены в приложении к книге Дж. Тарранта:
Основная часть процесса подготовки торгового персонала абсолютно бесполезна. В лучшем случае она поможет вывести некомпетентного продавца из состояния полного идиотизма.

Если у вас слишком много проблем, возможно вам следует уйти из бизнеса. Не существует закона, гласящего, что компания должна существовать вечно.

Концепция управления в соответствие с целями будет работать в том случае, если вы знаете цели. Однако в течение 90% всего времени эти цели вам неизвестны.

Мы подчиняем экономику политике; но мы анализируем моральные и политические вопросы в экономических терминах

Мы должны прекратить говорить о прибыли как о вознаграждении. Она является лишь разновидностью издержек. На самом деле не существует вознаграждений; есть вчерашние и завтрашние расходы (Tarrant, 1976: 255-60)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Питер Фердинанд Друкер

Питер Фердинанд Друкер (Peter Ferdinand Drucker) является одним из самых известных ученых в области менеджмента и автором многих книг по проблемам управления. Его работы широко известны в мире. Родился Питер Ф. Друкер в 1909 году в Вене (Австрия). Будущий гуру получил образование на родине и в Великобритании, после чего работал репортером газеты во Франкфурте (Германия), параллельно готовясь к защите докторской диссертации. Позже Друкер работал экономистом в лондонском филиале одного из крупных международных банков, а в 1937 году переехал в США. В Америке, в Беннингтонском колледже и Высшей школе бизнеса Нью-Йоркского университета он начал преподавательскую карьеру. 21 июня 2002 года Питер Друкер получил Медаль свободы из рук Президента США Джорджа Буша. Он был лауреатом почетных докторских степеней множества университетов по всему миру. Последние годы жизни Питер Друкер провел в Клермонте, штат Калифорния. Отойдя от активной деятельности, он, тем не менее, продолжал консультировать. 11 ноября 2005 года Питер Друкер скончался, не дожив восьми дней до своего 96-летия.

Питер Фердинанд Друкер - знаменитый писатель, консультант и теоретик в области менеджмента. К его консультациям обращались руководители крупнейших мировых корпораций, некоммерческих организаций, правительственных структур. Друкер написал 31 книгу, которые были переведены на более чем два десятка языков. Тринадцать из них посвящены экономике, политике, общественной жизни, а пятнадцать книг - менеджменту. Также он издал две повести и автобиографию, был соавтором книги по японской живописи. Главным вкладом ученого является систематизация знаний по проблемам управления и выделение менеджмента в отдельную науку. Современное общество сегодня из индустриального превращается в «общество управляющих», поскольку именно эта категория работников выходит на первостепенные позиции. Именно феноменом менеджмента можно объяснить, почему на предприятиях все больше и больше используется труд высококвалифицированных работников. Ни одно общество, ни одна социальная система прежде не могли себе позволить этого. И именно управление в состоянии использовать постоянно углубляющееся разделение труда, объединить работников разных специальностей и привести их к достижению общих целей. Роль управления в том и состоит, чтобы превратить знание и образованность в непосредственную производительную силу общества, в то, что называется истинным капиталом любой экономики. Почти 150 лет тому назад понятие «менеджмент», сама наука управления были неизвестны. С тех пор, согласно Друкеру, управление радикально изменило всю систему социально-экономических отношений в высокоразвитых странах мира. В своих работах Друкер прослеживает весь путь этой трансформации, показывая, как управление создало мировую экономику, установило новый экономический порядок. Он останавливается на анализе тех проблем, с которыми сталкиваются и встретятся в будущем управляющие развивающихся и развитых стран, делая акцент на тех принципах управления, которые помогут управляющим создавать преуспевающие предприятия по всему миру.

«Энциклопедия менеджмента». Сам Питер Друкер называет эту книгу путеводителем по его работам; настоящее издание составлено по материалам десяти книг Питера Друкера, опубликованным за все 60 лет научной и творческой деятельности. По словам автора, это "... не только лучшее, на мой взгляд, введение в дело, которому я посвятил всю свою жизнь. Это не просто антология, о которой любой автор может только мечтать. Я уверен, что это действительно уникальное, логически последовательное введение в теорию управления, охватывающее базовые принципы, проблемы, задачи и возможности менеджмента".

2. Основные идеи и концепции, разработанные Питером Друкером

Живя и работая в Лондоне, Питер Друкер выпускает свои первые книги (1939 и 1942 гг.): «Конец экономического человека» и «Будущее промышленного человека». Идеи, высказанные Друкером в данных работах, заинтересовали одного из руководителей «Дженерал Моторс», который пригласил его провести исследование высшего управленческого звена компании и основных принципов его функционирования. На основе данного исследования и опыта работы в консалтинговых проектах, выполнявшихся им для других крупных корпораций («Дженерал Электрик», «Сиарс, Робак») Друкер выпустил еще две работы: в 1946 году - книгу «Концепция корпорации», а в 1954 году - «Практика менеджмента». В качестве выводов, основанных на этих работах, автор определил отсутствие понятия менеджмент, как профессии: менеджеры не осознают, что выполняют набор функций менеджера. Друкер считал что: «Умение принимать верные решения - самый важный навык для всех уровней менеджмента». Друкер также выделил 3 основополагающие функции менеджера:

1) управление бизнесом;

2) управление менеджерами;

3) управление работниками.

Третьим важным выводом было определение бизнеса, как фирмы, включающее 3 понятия. Во-первых, как «бизнеса», то есть экономического института, образованного для создания продукции, удовлетворяющей запросы рынка, клиентов фирмы. Во-вторых, как гуманитарной и социальной «организации», нанимающей людей и обязующейся платить им за труд. В-третьих, как «социального института», интегрированного в общество и потому подверженного влиянию общественных интересов. Главным в первых книгах Друкера является попытка представить управление в виде систематизированной суммы знаний, то есть новой научной дисциплины. Друкер сделал вывод, что успехи ведущих корпораций США связаны с использованием одних и тех же приемов эффективного руководства бизнесом. К ним ученый относил децентрализацию принятия оперативных решений, оптимизацию численности управленческого персонала, «обогащение» труда, четкое осознание своей принадлежности к конкретному бизнесу. Наиболее существенным вкладом ученого в теорию менеджмента считается анализ самых важных из подобных методов, позволивший ему разработать концепцию «управления по целям».

2.1 Концепция предпринимательского общества

Питер Друкер в 1984 г. издает книгу под названием «Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы». В этой работе Друкер вводит термин «революция в управлении», подразумевая под ним инновационную деятельность и предпринимательство. Автор пишет, что они (инновационная деятельность и предпринимательство) помогают достичь тех изменений, которых пытались добиться с помощью различных исторических революций, но только без кровопролития, гражданской войны, концентрационных лагерей и экономических провалов. Созидательные функции инновационной деятельности и предпринимательства отличаются целенаправленностью, определенностью и контролируемостью. Друкер говорит о необходимости предпринимательского общества, в котором инновационность и предпринимательство были бы устойчивым, нормальным и обязательным явлением. От руководителей всех учреждений требуется, чтобы они превратили инновационность и предпринимательство в нормальную, непрерывную, каждодневную деятельность, в практику их личной работы и работы их организации. Таким образом, менеджер выходит на первую роль, и возникает понятие «менеджер-предприниматель». Друкер отмечает, что предпринимательство носит более качественный характер, а предпринимателем считает того, кто создает принципиально новые товары или услуги. Кроме того, Друкер трактует сферы предпринимательства: мелкий бизнес, внутрифирменное предпринимательство (технологическое, организационное), предпринимательство в социальной сфере (новые подходы к мотивации труда). В своей работе Питер Друкер выделяет также условия становления и существования предпринимательского общества. Первоочередной задачей государственной политики и мер, которые необходимо проводить в предпринимательском обществе, автор считает определение областей отказа, то есть тех направлений, в которых инновационная и предпринимательская деятельность не приносят желаемых результатов. Так, по его мнению, планирование в традиционном понимании не совместимо с предпринимательским обществом и предпринимательской экономикой. По своей сути инновационные мероприятия должны быть децентрализованы, оперативны, конкретны и должны носить микроэкономический характер. Лучше всего сделать так, чтобы они реализовывались постепенно, были бы гибкими и результативными.

Питер Друкер определил и первостепенную задачу, стоящую перед членами предпринимательского общества, и относиться к которой следует как к благоприятной возможности для собственного роста: непрерывное обучение и переобучение. Забота о личном росте и профессиональной карьере мотивирует индивидуальных членов предпринимательского общества во все большей степени брать на себя ответственность за свое непрерывное обучение и переобучение. Они не могут более руководствоваться тем представлением, что знания, полученные в детстве и в юношестве, будут служить им «фундаментом» на всю оставшуюся жизнь. Заложенные в ранние годы знания следует рассматривать как «стартовую площадку» для разбега, взлета, а не как базу для возведения здания, в котором собираешься провести всю жизнь. Люди должны быть готовы к тому, чтобы самостоятельно определять для себя направления своей деятельности. Интенсивность обновления знаний и навыков зависит от уровня исходной подготовки и того, насколько их профессиональная карьера связана с предпринимательством. В этом отношении большое значение имеет область деятельности работников. Например, навыки, полученные плотником в годы учения, могут служить ему верой и правдой без значительных изменений лет сорок, то есть практически до конца его экономически активной жизни. Что же касается врачей, инженеров, учителей, юристов, менеджеров и т.п., то они должны исходить из того, что приобретенные ими знания, навыки и умения устаревают лет через пятнадцать. Специалисты этого уровня должны быть готовы к тому, что через полтора десятка лет после освоения ими знаний и навыков на настоящем уровне, им фактически придется решать совершенно другие проблемы, перед ними будут стоять иные цели, и во многих случаях их профессиональная «карьера» может пойти в ином направлении. Из данных рассуждений вытекает следующая концепция Питера Друкера - концепция «общества знаний».

управление менеджмент друкер

2.2 Общество знаний

Основной идеей концепции общества знаний является выражение самого Петера Друкера: "В обществе знаний менеджеры должны быть готовы отказаться от всего, что они знают». В подобном обществе знания являются первостепенным ресурсом и всеобъемлющим ресурсом и для индивидуумов, и для экономики в целом. Такие традиционные факторы производства, как земля, труд и капитал, не исчезают, но отходят на второй план. Они могут приобретаться и достаточно легко приобретаются как раз с помощью специализированных знаний. Согласно данной концепции, появляется новый тип работника - работник, обладающий знанием (knowledge worker). Друкер выделяет две категории работников: управленцы и специалисты (менеджеры определенного уровня, консультанты, программисты, пользователи программного обеспечения и т.п.).

Пользователи и программисты могут работать как самостоятельно, так и в компании. Основное отличие их деятельности в том, что они создают продукт собственными средствами, не используя средства компании. Возникает справедливый вопрос: как управлять такими работниками? Отвечая на этот вопрос, Друкер рассмотрел три типа команд:

· парный теннис, характеризующийся высокой взаимозависимостью партнеров, необходимостью увязки их сильных и слабых сторон и отсутствием свободы;

· бейсбол, где место и функции каждого игрока строго определены и четко сформулированы;

· американский футбол со значительно большей степенью свободы, по ходу игры любой игрок может брать инициативу на себя и выполнять различные функции.

Друкер считает, что структуру и тип работы большинства организаций можно сопоставить с той или иной категорией спортивных команд и выбрать соответствующий стиль работы с персоналом. Друкер также отмечает, что динамика знаний четко предписывает менеджерам, что каждая организация должна строить управление изменениями по своей собственной системе, близкой именно этой организации. С одной стороны, это означает, что каждая организация должна быть готова к отказу от всего, что она делает. Менеджеры должны учиться через определенное количество времени относительно каждого процесса, каждого продукта, каждой процедуры и политики периодически задаваться вопросом: «Если мы этого уже не делаем, следует ли это делать, зная то, что мы сейчас знаем?» Если на этот вопрос будет отрицательный ответ, должен возникнуть следующий вопрос: «Так что же нам делать сейчас?» И организация должна что-то предпринимать именно для разрешения этой проблемы, а не призывать к проведению другого исследования. Организация должна уметь отказываться от какой-либо неперспективной и невыгодной деятельности, а не стараться пролонгировать жизнь какому-то успешному на сегодня продукту производства. Иногда подобная стратегия приносить большую выгоду, чем последняя.

2.3 Теория бизнеса

Еще одна концепция, разработанная Питером Друкером, - концепция теории бизнеса. Она построена на попытках ответить на вопрос, что произошло с известными фирмами в 80-90 годах. Автор проанализировал причины кризисов крупных корпораций (например, «Дженерал Моторс» и «ИБМ») и сделал соответствующие выводы. Для «Дженерал Моторс» главной проблемой стала утрата понимания своего рынка, а для «ИБМ» - своего продукта, то есть компании не смогли адаптировать свою теорию бизнеса к современным условиям. Главной же разработкой Друкера стали три элемента, из которых состоит теория бизнеса. Первый элемент - представление об окружающей среде организации: общество и его структура, рынок, потребитель и технология. Второй элемент - представление о специфической (особой) миссии организации. Третий элемент - представление о ключевых возможностях компании или стержневая компетенция - совокупность возможностей, определяющих конкурентные преимущества и необходимых для выполнения миссии организации. Автор отмечает, что эти три пункта обманчиво просты. Обычно на выработку четкой, полноценной и действенной теории бизнеса уходят годы интенсивной работы, размышлений и экспериментов. Для достижения успеха организация должна работать на износ и развиваться по своему собственному пути. Чтобы теория бизнеса была действенной, следует учитывать четыре важных момента:

1. Представления об окружающей среде, миссии организации и стержневой компетенции должны соответствовать действительности. То есть необходимо учитывать изменения, происходящие в обществе, его структуре, а соответственно в потребностях и возможностях потребителей, и уже, исходя из этого, каким-то образом развивать и изменять свой бизнес.

2. Представления об этих трех элементах должны соответствовать друг другу. Возможно, это было самой сильной стороной «Дженерал Моторс», определяющей доминирующее положении компании в течение десятилетий. В компании было замечательное сочетание представления о рынке и об оптимальном процессе производства. В середине 20-х годов компания решила, что ей также необходимы совершенно новые, неизвестные до сих пор ключевые возможности: финансовый контроль производственного процесса и теория распределения капитала. В результате появились современный учет издержек и первый рациональный процесс распределения капитала.

3. Все сотрудники организации должны знать и понимать ее теорию бизнеса. Это просто осуществить на начальном этапе деятельности организации. Однако с постепенным ее становлением и приходом к успеху все больше и больше проявляется тенденция считать теорию бизнеса чем-то само собой разумеющимся. Затем в работе организации появляется некая небрежность, она начинает «срезать углы». Компания начинает делать то, что кажется подходящим, а отнюдь не то, что является правильным. Она перестает задумываться, задаваться вопросами. Она помнит ответы, но забывает задавать вопросы. Теория бизнеса становится культурой. Однако культура не является заменой дисциплины, а теория бизнеса - это прежде всего дисциплина.

4. Теория бизнеса должна постоянно проверяться. Она не выгравирована на камне. Она состоит из предположений о вещах, находящихся в постоянной динамике, движении - общество, рынки, потребители, технологии. Таким образом, сама теория бизнеса должна предполагать возможность ее изменения.

2.4 Эффективность

В 1966 году Питер Друкер выпустил книгу под названием «Эффективный управляющий». Интересно то, что в этой работе ученый выступил не только в качестве теоретика, но и в качестве практика, дающего конкретные советы. Автор пишет, что эффективности нельзя научить, но можно и нужно научиться самому. Он говорит, что управляющие, которые не в состоянии направить свою деятельность в эффективное русло, вряд ли смогут правильно управлять своими сослуживцами и подчиненными. Управляющие, не знающие, как эффективно организовать собственный трудовой процесс, показывают дурной пример для окружающих. Для того, чтобы эффективно работать, еще недостаточно быть трудолюбивым, хорошо информированным или обладать высокими интеллектуальными способностями. Эффективность - это нечто самостоятельное и особенное. Однако для того, чтобы быть эффективным, совсем не обязательно иметь особые способности, склонности или приобретенные навыки. Эффективность управляющего выражается в его способности выполнять определенные - достаточно простые - задачи. Эффективность слагается из нескольких практических компонентов. Друкер выделяет пять основных элементов для повышения эффективности труда работника управления. Во-первых, эффективные управляющие должны знать, на что они расходуют свое время. Умение контролировать свое время является важнейшим элементом производительной работы. Этот шаг носит чисто методический характер: регистрация времени, ведение контрольных записей с его замерами. Это заставляет работника более внимательно взглянуть на то, куда он тратит свое время, на свою деятельность и цели, что в значительной степени повлияет на уровень и качество выполняемой работы. Во-вторых, эффективные управляющие должны концентрироваться на достижениях, выходящих за рамки своей организации. Им следует быть нацеленными не на выполнение работы как таковой, а на конечный результат. Хороший управляющий, прежде чем приступить к выполнению того или иного задания, задают себе вопрос: «Каких результатов я должен достичь?» Сам процесс работы и ее методы отходят для него на второй план. Управляющий приучается анализировать свою роль в организации и определять свой вклад в ее деятельность. Ответы на поставленные вопросы должны вести к повышению требований к самому себе, к размышлениям относительно собственных целей и целей организации, а также к определению ценностей. Самое главное, вопросы должны натолкнуть на мысль о необходимости повысить показатели своей работы. Они стимулируют управляющего на принятие на себя большей ответственности и отказ от роли подчиненного лица, для которого хорошо все то, что устраивает начальство. Иными словами, концентрируясь на собственном вкладе, управляющий приучается ориентироваться не на средства как таковые, а на конечные цели. В-третьих, эффективные управляющие должны строить свою деятельность на преимущественных, сильных качествах, как собственных, так и руководителей, коллег и подчиненных, а также обязаны отыскивать положительные моменты в конкретных ситуациях. Нельзя начинать работу с решения нереальных на данный момент задач. Активизация сильных сторон характера находит свое отражение в поведении. Это уважение личности как своей собственной, так и других. Это система ценностей и действий. Но это снова учение в процессе выполнения работы и саморазвитие на практике. Акцентируя сильные качества, управляющий объединяет индивидуальную цель и потребности организации, индивидуальные способности и результаты работы организации, индивидуальные достижения и возможности организации. В-четвертых, эффективные управляющие концентрируют свое внимание на нескольких важнейших участках, в которых исполнение поставленных заданий принесет наиболее ощутимые результаты. Они должны научиться устанавливать приоритетные направления работ и не отклоняться в их выполнении. Пустая трата сил и времени приводит к самым отрицательным результатам. В центре внимания на данном этапе - функциональные показатели управляющего и организации. Анализируется не то, что происходит, а то, что хочется, чтобы произошло в окружающих условиях. Развитию в данном случае подлежит не информация, а характер: предусмотрительность, уверенность в своих силах, смелость. Другими словами, здесь развивается лидерство, основанное на целеустремленности, решительности и уверенности. И в-пятых, эффективные управляющие должны принимать эффективные решения. А это, прежде всего вопрос системности, то есть процесс выполнения задания должен проходить в нужной последовательности. Следует помнить, что эффективное решение - это всегда суждение, основанное, скорее, на несовпадении мнений, чем на согласованности по фактам. Чрезмерная поспешность ведет к принятию неверных решений. Решений должно быть немного, но все они должны быть фундаментальными. В принятии решений нужно руководствоваться верной стратегией, а не сиюминутными тактическими соображениями. Автор самое большее внимание уделяет саморазвитию управляющего, играющему огромную роль в его становлении как эффективного работника. Он должен приобрести соответствующие знания и умения. Он должен освоить множество новых для себя навыков по мере смены деятельности. Но любые навыки и знания мало чем помогут руководителю, если он не будет развивать себя под углом зрения эффективности. Саморазвитие управляющего в целях повышения собственной эффективности является центральным звеном в развитии организации. В той мере, в какой управляющие стремятся приносить конкретную пользу, они поднимают функциональный уровень организации, в которой работают. В результате организация не только становится способной на более производительную деятельность, она приобретает возможность выполнять самые различные функции и стремится к самым разным целям.

3. Заключение

Главным вкладом Питера Друкера в современную теорию менеджмента является то, что он смог собрать и систематизировать знания многих ученых о проблемах управления, выделив его тем самым в отдельную науку. Безусловно, огромную роль играют и собственные разработки ученого, он обладал потрясающим даром формулировать идеи, которые потом становились постулатами менеджмента, связанные с конкретизацией и объяснением процессов, происходящих в организации на пути к совершенствованию ее структуры, производительности и удовлетворению потребностей потребителей. Учитывая то, что сегодня национальные природно-климатические богатства все более утрачивают свое былое значение и для экономического роста, и для культурного развития любой страны, после прочтения работ Друкера начинаешь лучше понимать не просто важность фактора управления в современном обществе, но и превращение его в главный, решающий фактор прогресса человеческой цивилизации.

По Друкеру можно выделить следующие принципы управление:

1. Управление - неотъемлемая часть человеческого бытия. Без него невозможна никакая совместная деятельность людей. Управление позволяет сделать сильные стороны людей эффективными, а слабости - не имеющими значения.

2. Управление глубоко вошло в культуру любой страны. И здесь большое значение имеет обратная связь: воздействие культурных и исторических традиций на управление.

3. Задача управления - установить в организации такую систему ясных и простых целей и ценностей, которая сделала бы всех работников союзниками в их достижении.

4. В задачу управления также входит: предоставление предприятию и каждому его работнику возможности расти и развиваться. Непрерывные подготовки и переподготовки должны войти в плоть и кровь любой организации на всех уровнях.

5. Выполнение работы каждым сотрудником должно базироваться на личной ответственности за порученное дело. Каждый должен четко представлять свои обязанности и иметь возможность оценивать свой личный вклад в общее дело.

6. От управления также зависит контроль за всеми параметрами деятельности организации.

7. Наконец, всегда нужно помнить, что главный конечный результат деятельности предприятия - удовлетворение потребителя.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Систематизация идей по проблемам управления в теории Питера Фердинанда Друкера, их применение в современном менеджменте. Концепция предпринимательского общества. Управление по целям (management by objectives). Роль знаний в создании ценности компании.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2016

    Книга П. Друкера "Менеджмент в XXI веке", ее значение для российской практики. Определение ее жанра и структуры. Размышления о роли демографии, здравоохранения и образования в стратегии организационной структуры. Сравнение книги с трудами других авторов.

    реферат , добавлен 16.04.2014

    Друкер П.Ф. – крупнейший современный исследователь менеджмента, один из основателей эмпирической школы. Характеристика основных идей и концепций, разработанных П. Друкером. Элементы, из которых состоит теория бизнеса. Содержание "Практики менеджмента".

    курсовая работа , добавлен 13.06.2014

    Основные идеи и концепции, разработанные П. Друкером. Управление по целям. Концепция предпринимательского общества. Общество знаний. Теория бизнеса, эффективность. контроль за всеми параметрами деятельности организации. Удовлетворение потребителя.

    контрольная работа , добавлен 01.11.2006

    Сущность управления бизнесом по целям Питера Дракера. Базовые характеристики современной системы менеджмента. Особенности ее развития в России и в Америке. Специфика японского менеджмента. Отличительные особенности менеджмента в различных странах.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2014

    Характеристика раннего периода развития теории управления, основные концепции классической школы. Исследование Г. Минцбергом деятельности руководителей, содержание положений бюрократической теории организации. Современные разработки в области менеджмента.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Процесс и система управления предприятием. Характеристика основных целей и задач менеджмента. Изучение принципов формализации процесса управления и методов решения современных задач управления. Анализ идей П.Ф. Друкера - основателя эмпирической школы.

    реферат , добавлен 15.06.2010

    Сущность менеджмента. Область профессиональной деятельности менеджера и требования к нему. Основные модели управления в организации, их взаимосвязь. Основные этапы формирования и развития теории менеджмента. Школа научного управления.

    шпаргалка , добавлен 22.05.2007

    Новая парадигма менеджмента. Новые реалии и стратегия бизнеса. Лидер перемен. Задачи в сфере информации. Производительность работников умственного труда. Роль менеджмента в карьере и жизни. Методика поиска и прогнозирования изменений.

    анализ книги , добавлен 11.01.2005

    Анализ положений различных школ и концепций менеджмента. Характеристика деятельности ООО "Загородный клуб "Аут", способы повышения эффективности управления. Особенности школы научного менеджмента Ф.Тейлора и концепции организационного поведения.

1909 г. Вырос в Вене, в 1920-х переехал в Германию, учился в Гамбурге , затем во Франкфурте.

Все ведущие мировые концерны с середины 40-х годов XX века живут «по Друкеру». Друкер верил, что можно создать экономический прогресс и социальную гармонию. Но, как многие великие создатели, Друкер ужаснулся своему детищу. «Корпорации, которые строились, чтобы стоять как пирамиды, теперь похожи на палатки », - не без скорби признавал Питер в последние годы жизни.

Сочинения

  • The End of Economic Man: The Origins of Totalitarianism (1939)
  • The Future of Industrial Man (1942)
  • Concept of the Corporation (1945)
  • The New Society (1950)
  • The Practice of Management (1954). Русскоязычное издание: Практика менеджмента. - М.: «Вильямс» , 2007. - С. 400. - ISBN 0-7506-4393-5
  • America’s Next 20 Years (1957)
  • Landmarks of Tomorrow: A Report on the New "Post-Modern" World (1959)
  • Power and Democracy in America (1961)
  • Managing for Results: Economic Tasks and Risk-Taking Decisions (1964)
  • The Effective Executive (1966)
  • The Age of Discontinuity (1968). Русскоязычное издание: Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества. - М.: «Вильямс» , 2007. - С. 336. - ISBN 1-56000-618-8
  • Technology, Management and Society (1970)
  • Men, Ideas and Politics (1971)
  • Management: Tasks, Responsibilities and Practices (1973) Русскоязычное издание: Менеджмент: зачачи, обязаности, практика. - М.: «Вильямс» , 2008. - С. 992. - ISBN 978-5-8459-1365-4
  • The Unseen Revolution: How the Pension Fund Came to America (1976)
  • An Introductory View of Management (1977)
  • Adventures of a Bystander (1979)
  • Song of the Brush: Japanese Painting from the Sanso Collection (1979)
  • Managing in Turbulent Times (1980)
  • Toward the Next Economics and Other Essays (1981)
  • The Changing World of the Executive (1982)
  • The Temptation to Do Good (1984)
  • Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles (1985). Русскоязычное издание: Бизнес и инновации. - М.: «Вильямс» , 2007. - С. 432. - ISBN 0-88730-618-7
  • The Frontiers of Management (1986)
  • The New Realities (1989)
  • Managing the Non-Profit Organization: Practices and Principles (1990) Русскоязычное издание: Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика. - М.: «Вильямс» , 2007. - С. 304. - ISBN 0-88730-601-2
  • Managing for the Future: The 1990s and Beyond (1992)
  • The Post-Capitalist Society (1993)
  • The Ecological Vision: Reflections on the American Condition (1993)
  • The Theory of the Business (1994)
  • Managing in a Time of Great Change (1995)
  • Drucker on Asia: A Dialogue Between Peter Drucker and Isao Nakauchi (1997)
  • Peter Drucker on the Profession of Management (1998). Русскоязычное издание: О профессиональном менеджменте: о профессии менеджера. - М.: «Вильямс» , 2005. - С. 320. - ISBN 1-59139-322-1
  • Management Challenges for the 21st Century (1999). Русскоязычное издание: Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: «Вильямс» , 2007. - С. 272. - ISBN 0-7506-4456-7
  • The Essential Drucker: The Best of Sixty Years of Peter Drucker’s Essential Writings on Management (2001). Русскоязычное издание: Энциклопедия менеджмента. - М.: «Вильямс» , 2006. - С. 432. - ISBN 0-06-621087-9
  • Leading in a Time of Change: What it Will Take to Lead Tomorrow (2001; with Peter Senge)
  • The Effective Executive Revised (2002). Русскоязычное издание: Эффективный руководитель. - М.: «Вильямс» , 2007. - С. 224. - ISBN 0-06-051607-0
  • Managing in the Next Society (2002). Русскоязычное издание: Управление в обществе будущего. - М.: «Вильямс» , 2007. - С. 320. - ISBN 0-312-28977-4
  • A Functioning Society (2003)
  • The Daily Drucker: 366 Days of Insight and Motivation for Getting the Right Things Done (2004). Русскоязычное издание: Друкер на каждый день. 366 советов по мотивации и управлению временем. - М.: «Вильямс» , 2007. - С. 416. - ISBN 0-06-074244-5
  • Managing Oneself (2005)
  • The Effective Executive in Action (to be published in January 2006)

Ссылки

  • Personal MBA: Питер Фердинанд Друкер. Основные идеи, Выдержки из сочинений
  • Peter F. Drucker, a Pioneer in Social and Management Theory, Is Dead at 95 (The New York Times , November 12, 2005)
  • The Man Who Invented Management (Special report on Peter Drucker (The Economist , November 19, 2005)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Друкер П. Ф." в других словарях:

    Еврейская фамилия. Друкер, Питер Фердинанд (Peter Ferdinand Drucker; 1909 2005) американский экономист, публицист, педагог австрийского происхождения. Викторов, Борис Михайлович (настоящая фамилия Друкер; 1947 2004) русский поэт … Википедия

    - (Drucker), Петер Фердинанд (р. 19 нояб. 1909) – амер. бурж. социолог и экономист, сторонник теории управляющих (мэнеджеризма). С 1950–проф. Нью Йорк. ун та. В своих работах Д. излагает теорию, согласно к рой совр. капиталистич. общество,… … Философская энциклопедия

    Cофья Юрьевна (p. 25 XII 1906 (7 I 1907), c. Kопысь Bитебской обл.) сов. певица (драм. сопрано). Hap. арт. БССР (1955). B 1930 32 училась в студии оперы и балета и в 1933 36 в Белорус. консерватории. C 1933 солистка Белорус. т pa оперы и… … Музыкальная энциклопедия

    Шарон Друкер … Википедия

    Питер Друкер Питер Фердинанд Друкер (нем. Peter Ferdinand Drucker; по немецки его имя звучит как Петер; 19 ноября 1909, Вена 11 ноября 2005) американский учёный австрийского происхождения; экономист, публицист, педагог, один из самых… … Википедия

    Питер Друкер Питер Фердинанд Друкер (нем. Peter Ferdinand Drucker; по немецки его имя звучит как Петер; 19 ноября 1909, Вена 11 ноября 2005) американский учёный австрийского происхождения; экономист, публицист, педагог, один из самых… … Википедия

    Питер Фердинанд Дрyкер нем. Peter Ferdinand Drucker … Википедия

    ДРУКЕР (DRUCKER) Питер Фердинанд - (1909 2005) американский ученый австрийского происхождения, родоначальник современного менеджмента. В разные годы был советником правительств США, Канады, Японии. Автор ряда фундаментальных работ по менеджменту, вопросам экономической теории и… … Политологический словарь-справочник

    Питер Фердинанд Друкер (нем. Peter Ferdinand Drucker; по немецки его имя звучит как Петер; 19 ноября 1909, Вена 11 ноября 2005) американский учёный австрийского происхождения; экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков… … Википедия

Одним из наиболее последовательных представителей системного подхода считается Питер Друкер.

Питер Фердинанд Друкер (1909–2005) – один из самых авторитетных и известных современных ученых в области менеджмента, классик мировой управленческой мысли, представитель системного подхода, создатель концепции управления по целям.

П. Друкер родился в Вене в семье адвоката. Получил образование в университетах Австрии и Англии. Долгое время работал экономистом в одном из международных банков в Англии. В 1937 г. переехал в США. В 1942 г. он поступил на работу в Беннингтонский колледж в штате Вермонт, где занимал должность профессора политики и философии на кафедре философии и политологии. Спустя десять лет получил место профессора менеджмента в Школе бизнеса для аспирантов Нью-Йоркского университета. С 1971 г. работал профессором общественных наук в Клермонтской аспирантуре (Калифорния). С середины 1950-х гг. основными занятиями П. Друкера были преподавание, написание книг и консультирование некоторых ведущих американских компаний по вопросам управления.

Основные работы. Сочинения П. Друкера, посвященные вопросам управления, а также анализу экономических и социальных проблем, переведены более чем на 20 языков. Знаковыми для управленческой науки стали следующие работы П. Друкера: «Конец экономического человека» (1936), «Будущее индустриального человека» (1942), «Концепция корпорации» (1946), «Практика менеджмента» (1954), «Эффективный менеджер» (1967), «Век разрывов» (1969), «Менеджмент: задачи, обязанности, методы осуществления» (1974), «На пути к будущей экономике» (1981), «Инновации и предпринимательство» (1985), «Границы менеджмента» (1987), «Задачи менеджмента в XXI веке» (1999), «Энциклопедия менеджмента» (2001).

Главным вкладом ученого в управленческую науку является систематизация знаний по проблемам управления.

Теория бизнеса. В работе «Практика менеджмента» автор предложил новую трактовку природы бизнеса и управления. Концепция теории бизнеса построена на попытках ответить на вопрос, что произошло с известными фирмами в 80–90 гг. ХХ в. и каковы причины кризисов крупных корпораций.

Рассматривая историю функционирования различных компаний, П. Друкер сделал два основных вывода. Во-первых, предприятие создается людьми, а не экономическими факторами.

Во-вторых, бизнес невозможно определить или объяснить с точки зрения прибыли, она является объективным условием экономической деятельности, а не ее основной целью.

По мнению П. Друкера, цель бизнеса – в создании потребителя. Он писал: «Потребитель – это основа бизнеса, и от потребителя зависит его существование. Только потребитель обеспечивает занятость. И именно для удовлетворения запросов и нужд потребителя общество доверяет предприятию ресурсы для производства материальных благ». Из этого следует вывод, что основные функции бизнеса – маркетинг и инновации, т. е. предоставление более качественных и дешевых товаров и услуг. Причем подчеркивалось, что инновации означают производство не просто любых новых и дешевых услуг, а именно качественных и дешевых.

Основными элементами теории бизнеса П. Друкер назвал: представление об окружающей среде организации: общество и его структуру, рынок, потребителя и технологию; представление о специфической (особой) миссии организации; представление о ключевых возможностях компании, или стержневую компетенцию (core competencies), – совокупность возможностей, определяющих конкурентные преимущества и необходимых для выполнения миссии организации. При этом П. Друкер подчеркивал, что представления об окружающей среде, миссии организации и стержневой компетенции должны, с одной стороны, соответствовать действительности, а с другой – соответствовать друг другу.

Автор отмечал, что на выработку четкой, полноценной и действенной теории бизнеса обычно уходят годы интенсивной работы, размышлений и экспериментов. Для достижения успеха нужно, чтобы организация работала на износ и развивалась по своему собственному пути. При этом всем сотрудникам организации необходимо знать и понимать ее теорию бизнеса, которая должна постоянно проверяться. То есть теория бизнеса должна предполагать возможность ее изменения.

В работе «Практика менеджмента» обсуждалось почти неизвестное в 50-е гг. ХХ в. явление «социальной ответственности бизнеса», которое в конце XX в. стало самостоятельной сферой исследований и преподавания в школах бизнеса.

Концепция «управления по целям». В отличие от Ф. У. Тейлора и Г. Форда, рассматривавших управление как точную науку, П. Друкер трактовал менеджмент как своего рода новую философию. По мнению зарубежных ученых, вместо того чтобы подробно анализировать каждую из возникающих задач, он исследовал лежащие в их основе общие принципы управления. Тем самым П. Друкер сместил акцент с производительности на конечный результат, что позволило ему разработать концепцию «управления по целям» – одну из наиболее известных его концепций на Западе.

Идея П. Друкера о том, что управление должно начинаться с определения целей и потом переходить к определению функций, системы взаимодействия и процесса, перевернула логику управления, принятую со времен А. Файоля. В соответствии с концепцией «управления по целям», задача руководителя состоит в установлении целей и осуществлении действий, направленных на ее реализацию. При этом конкретные рабочие цели формируются совместно с подчиненными и их менеджерами, прогресс продвижения к ним периодически оценивается, а вознаграждения распределяются на основе этой оценки.

То есть особенность концепции «управления по целям» заключается в том, что руководство организацией является функцией группы менеджеров (сотрудников), а не исключительной привилегией одного человека. При таком методе управления цели используются не только в качестве механизмов контроля, но и для мотивации сотрудников.

Задача рационального менеджера состоит в сбалансировании различных целей организации. Определенность целей для каждой сферы управленческой деятельности позволяет:

Во-первых, объяснять весь спектр хозяйственных явлений в нескольких обобщающих формулировках;

Во-вторых, проводить проверку этих суждений на практике;

В-третьих, предсказывать поведение фирмы;

В-четвертых, проверять разумность решений в процессе их принятия, а не после их реализации;

В-пятых, улучшать будущую деятельность на основе анализа прошлого опыта.

Таким образом, использование механизма «управления по целям» как метода повышения эффективности организации позволяет, по П. Друкеру, объединить планирование и контроль, повысить вовлеченность руководителей всех уровней в процесс выработки целей и стимулирует процессы обратной связи.

П. Друкер выделил набор целей, определяющих долгосрочный успех, в который входят совершенствование: положения компании на рынке, производительности труда, показателей прибыльности, инновационной активности, физических и финансовых ресурсов, деятельности менеджеров и развития их способностей, деятельности работников и отношения их к труду, ответственности компании перед обществом.

Все эти цели, по П. Друкеру, «должны соответствовать тому, что необходимо и желательно для данного предприятия. Они не должны основываться на целесообразности или приспосабливаться к колебаниям экономической активности». По его мнению, управляя предприятием, нельзя руководствоваться «интуицией», а управлять нужно на основе поставленных целей, которые должны периодически пересматриваться.

Характеристика менеджеров. В большинстве своих работ П. Друкер анализировал функции, качества и роль менеджеров в управлении предприятием и функционировании экономики в целом.

Сравнивая функции и требования к менеджеру в начале и в середине ХХ в., П. Друкер пришел к выводу, что изменение условий хозяйствования выдвигает новые требования к менеджеру. К самым важным из них ученый относил:

Глубокое понимание принципов современного производства и их последовательное применение на практике;

Способность видеть свой бизнес в целом и умение управлять им как единым целым;

Умение прогнозировать будущие события;

Умение создавать новые рынки;

Освоение нового набора совершенно нового для себя набора управленческих инструментов, многие из которых придется разрабатывать самостоятельно.

Исходя из этого, основополагающими функциями менеджера в середине ХХ в. П. Друкер считал: управление бизнесом, управление менеджерами и управление работниками.

П. Друкер критически относился к бихевиористским идеям, называя их «психологическим деспотизмом». Считал, что главная задача менеджера – забота о достижении экономических целей и о клиентах, а не о «радости для рабочих». В то же время он сознавал, что отношения на работе должны строиться на взаимном уважении. В начале 1950-х гг. выдвинул идею самоуправляющегося трудового коллектива. Она состоит в том, что на фирме создается демократический выборный орган из рабочих и служащих, который призван решать вопросы, касающиеся социальных аспектов жизни предприятия. Участвуя в такой деятельности, рабочие должны приобретать чувство ответственности за деятельность предприятия. Сам П. Друкер считал это самой важной своей идеей, касающейся управления. Однако в то время такое предложение не встретило поддержки.

Прогнозируя развитие ситуации, П. Друкер сформулировал семь новых задач менеджера будущего. По его мнению, менеджер будущего должен:

1) управлять на основе поставленных целей;

2) больше рисковать из расчета на длительную перспективу;

3) быть способным принимать стратегически решения;

4) быть в состоянии создавать интегрированные управляемые группы, где контролю поддается как эффективность управленческой деятельности, так и ее соответствие общей цели;

5) уметь быстро и четко работать с информацией;

6) уметь видеть свой бизнес в целом и интегрировать с ним свои функции;

7) учиться видеть экономические, политические и социальные изменения, происходящие в глобальном масштабе, учитывая эти глобальные тенденции в своих собственных решениях.

С учетом того, что работа «Практика менеджмента» была написана около шестидесяти лет назад, провидческие способности П. Друкера изумляют. Западные ученые считают, что вершиной его футурологической деятельности является работа «Век разрывов». В 1969 г. она предсказала уход эпохи массового производства, базирующегося на использовании физического труда, и наступление информационной эры, основанной на знаниях.

Концепция «общества знаний». Согласно концепции «общества знания», появляется новый тип работника – работник, обладающий знанием (knowledge worker). П. Друкер выделил две категории работников: управленцев и специалистов (менеджеры определенного уровня, консультанты, программисты, пользователи программного обеспечения и т. п.). Пользователи и программисты могут работать как самостоятельно, так и в компании. Основное отличие их деятельности в том, что они создают продукт собственными средствами, не используя средства компании.

В обществе знания, по мнению П. Друкера, знания являются первостепенным ресурсом и всеобъемлющим ресурсом и для индивидуумов, и для экономики в целом. Такие традиционные факторы производства, как земля, труд и капитал, не исчезают, но отходят на второй план. Они могут приобретаться и достаточно легко приобретаются как раз с помощью специализированных знаний. В то же время специализированные знания сами по себе ничего не производят. Они могут быть продуктивными только в том случае, если интегрированы в задачу. И именно поэтому общество знаний является также обществом организаций, поскольку цель и функция любой организации, как связанной с бизнесом, так и не связанной с ним, – это интеграция специализированных знаний в общую задачу.

В работе «Век разрывов» П. Друкер обозначил представителей нового поколения – думающих и ищущих менеджеров. Он предложил отказаться от отождествления менеджера «с надсмотрщиком или канцелярской крысой». Управленец – это личность с высоким уровнем ответственности. Автор остановился и на последствиях появления нового поколения корпоративных управленцев для общества. По его мнению, поскольку ставка в обществе знания делается не на физический труд, а на знания, критерием экономического развития общества должны стать не фабрики, а перемены. П. Друкер писал: «Работник, обладающий знаниями, в обществе, умеющем ценить знания, одновременно и капиталист, и наемный служащий. Вместе такие специалисты представляют собой наемный образованный средний класс современного общества, коллективно владеют средствами производства через пенсионные фонды, инвестиционные тресты и тому подобные институты». Таким образом, П. Друкер считал знания не только силой, но и собственностью.

Анализируя теории П. Друкера, можно сделать вывод, что центральной идеей большинства из них являлась идея об исключительной роли профессиональных менеджеров в развитии современного бизнеса и общества в целом. Он доказывал, что основой предпринимательства и развития современного бизнеса должна стать управленческая элита, состоящая из высокопрофессиональных менеджеров.

В своих трудах П. Друкер в той или иной степени затронул практически все значимые вопросы управления. Одной из последних работ П. Друкера стала «Энциклопедия менеджмента», написанная в 2001 г. В ней автор подвел своеобразный итог своей научной деятельности и представил обзор наиболее интересных и концептуальных для развития управленческой мысли теорий. Эта работа стала не просто антологией, ее можно считать уникальным, логически последовательным и самодостаточным введением в теорию управления, охватывающим базовые принципы, задачи и возможности менеждмента.

Вклад П. Друкера в развитие управленческой мысли наиболее ярко охарактеризовал Г. Хамел: «Мне бы хотелось предложить всем претендующим на роль гуру в управлении: попробуйте сказать что-нибудь, чего не сказал бы до вас Питер Друкер, и не сказал бы хорошо». Действительно, во второй половине ХХ в. трудно найти ученого, который бы сделал больше для совершенствования теории и практики управления. Не случайно во всём мире П. Друкер признается самым авторитетным гуру менеджмента.

__________________________________________________________________________________________________________________

Друкер П. Практика менеджмента: пер. с англ. Москва: Вильямс, 2003. С. 47–48.

Там же. С. 50.

Классики менеджмента: пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург: Питер, 2001. С. 318.

Друкер П. Практика менеджмента: пер. с англ. Москва: Вильямс, 2003. С. 70.

Там же. 373–374.

Кезин А. И. История учений менеджмента. Киев: ВИРА-Р, 2000. С. 230.

Друкер П. Практика менеджмента: пер. с англ. Москва: Вильямс, 2003. С. 375–376.

Крейнер С. Библиотека избранных трудов о бизнесе. Книги, сотворившие менеджмент / пер. с англ. А. Трактинский. Москва: Олимп-Бизнес, 2005. С. 106.

Красова О. Питер Друкер. URL: http://readr.ru/olga-krasova-i-dr-piter-druker.html (дата обращения: 16.09.2009).

Цит. по: Крейнер С. Библиотека избранных трудов о бизнесе. Книги, сотворившие менеджмент / пер. с англ. А. Трактинский. Москва: Олимп-Бизнес, 2005. С. 108.

Подробнее см.: Друкер П. Энциклопедия менеджмента / пер. с англ. О. Л. Пелявского. Москва: Вильямс, 2004. 421 с.

Крейнер С. Библиотека избранных трудов о бизнесе. Книги, сотворившие менеджмент / пер. с англ. А. Трактинский. Москва: Олимп-Бизнес, 2005. С. 107.

Выходные данные учебного пособия:

История менеджмента: учебное пособие / Е. П. Костенко , Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. - Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. - 606 с.

Питер Друкер/Peter Drucker

Питер Ф. Друкер оказал революционное влияние на развитие бизнеса в двадцатом веке. Именно он превратил менеджмент - непопулярную и неуважаемую в 50-е годы специальность - в научную дисциплину. Питер Друкер имеет 19 докторских степеней в различных университетах США, Бельгии, Великобритании, Испании, Японии и Швейцарии. Его именем названы бизнес-школы и фонды. В течение шести десятилетий Друкер был самым желанным советником исполнительных директоров, среди которых были Уолтер Ристон из Citicorp, Давид Рокфеллер из Chase Manhattan Corp., Генри Льюс из Time Inc. и Марк Уиллес из Times Mirror Co. Он изобрёл термин “управление посредством целей» и помог разработать объективные меры зарплаты и продвижения. Он определил важность «работника знаний» — элиты белых воротничков — раньше, чем кто бы то ни было ещё.

Друкер хотел ориентировать компании на клиентов, а не только на технологию. Работая в стиле известного венского психоаналитика, Друкер зондировал глубоко, задавал вопросы и отслеживал связи. Он читал лекции на такие темы, как демографические изменения в Латинской Америке, перемещение крестьян из сельской местности в города и о том, как это влияет на бизнес GE. Способность Друкера схватывать новые идеи и внушать уверенность управляющим GE выкристаллизовалась в роли, которую он играл, помогая отделу реактивных двигателей GE совершить революцию в области коммерческого авиастроения. Надо было убедить авиастроителей, которые поставляли самолёты для военных, что имеет смысл затратить деньги на разработку гражданского самолёта. Роль Друкера состояла в помощи менеджерам отдела реактивных двигателей GE. Друкер иногда ошибался, и долговременные последствия этого были потрясающими. «Мы разработали самую научную в мире систему компенсаций, и она едва не развалила GE», - признаёт Друкер с долей самооосуждающего юмора.

Когда Друкеру исполнилось 90 лет, он продолжал консультировать, хотя и редко покидал свой скромный дом в Клермонте, штат Калифорния.

Все ведущие мировые концерны с середины 40-х годов XX века живут «по Друкеру». Друкер верил, что можно создать экономический прогресс и социальную гармонию. Но, как многие великие создатели, Друкер ужаснулся своему детищу. «Корпорации, которые строились, чтобы стоять как пирамиды, теперь похожи на палатки», — не без скорби признавал Питер в последние годы жизни. Лучшие книги Питера Друкера:

    Задачи менеджмента в XXI веке

    Практика менеджмента

    Энциклопедия менеджмента

Питер Друкер и его правила для эффективного руководителя

Питер Фердинанд Друкер родился в Вене 19 ноября 1909 года, бежал в США от преследований нацистов в 1937 году и умер 11 ноября 2005 года, не дожив всего восьми дней до 96 лет. Как сообщил представитель университета, где преподавал великий экономист, Питер Друкер умер у себя дома в Клермонте. Питер Друкер останется в памяти экономистов как отец современной теории менеджмента.

В течение более чем 20 лет он преподавал менеджмент в Университете Нью-Йорка. Кроме того, Друкер в течение 20 лет вел колонку для Wall Street Journal и часто сотрудничал с Harvard Business Review. Он занимался консалтингом, даже когда перешагнул девяностолетний рубеж.

Обучался в Австралии и Великобритании. Присвоена докторская степень в области публичного и международного права. Питер Ф. Друкер работал репортером и экономистом. Когда переехал в Соединенные Штаты преподавал философию и политику.

C 1950 по 1971 год был профессором менеджмента в Высшей школе бизнеса.

В 1971 в университете Клермонт - профессор социальных наук и менеджмента, а в 1984 его именем назвали Высшую школу менеджмента этого университета. Питер Ф. Друкер - знаменитый теоретик, консультант и писатель в области менеджмента и стратегии для бизнеса и общественных организаций.
Написал книгу, которая стала прорывом в управлении бизнесом. В сумме он написал тридцать одну книгу - это книги о менеджменте, политике, экономике, автобиографическая, художественная, стал соавтором книги о японской живописи.

Статьи Питера Ф. Друкера часто публиковались в Harvard Business Review и не только. 21 июня 2002 года ему была торжественна вручена Медаль Свободы президентом Соединенных Штатов. Он обладатель докторской степени многих университетов (Бельгии, Великобритании, США, Испании, Швейцарии и Японии). Основал Leader to Leader Institute, где занимает должность почетного председателя.

Друкер был женат, у него четверо детей и шесть внуков.

Шестьдесят лет он проработал на посту советника исполнительного директора.

Термин «управление посредством целей» - его изобретение. Именно он хотел ориентировать компании непосредственно на клиентов.

Было проведено исследование, где участникам был задан вопрос: кто по их мнению самый значимый западный бизнес - мыслитель. Дукер занял третье место. Все неоспоримо считают его отцом менеджмента, можно сказать, что он его сам создал. Когда люди, знавшие его лично и даже только по книгам, узнавали о смерти - искренне удивлялись. Всем казалось, что он не может умереть, что он должен жить вечно. Но после себя он оставил бесценные книги, по которым до сих пор преподают.

Восемь с половиной правил Питера Друкера

1. Эффективный руководитель спрашивает: что должно быть сделано? Правило не такое тривиальное, как кажется на первый взгляд. Акцент здесь сделан именно на слове «спрашивает». Руководитель вполне может знать (думать, что знает) заранее, что должно быть сделано.

2. Эффективный руководитель спрашивает, что необходимо сделать в интересах предприятия. Второе правило, как и первое, дает руководителю возможность получать необходимые знания для управления организацией.

Следующие четыре правила позволяют превратить собранное знание в эффективное действие, поскольку руководитель - это, прежде всего, деятель:

3. Эффективный руководитель готовит развернутый план действий.

4. Эффективный руководитель берет на себя ответственность за решения.

5. Эффективный руководитель берет на себя ответственность за коммуникацию.

6. Эффективный руководитель концентрируется на возможностях, а не на проблемах.

Последние два правила касаются того, как создать во всей организации чувство ответственности и подотчетности. Эффективный руководитель понимает, что обладает властью только до тех пор, пока у него есть доверие организации.

7. Эффективный руководитель проводит продуктивные встречи.

8. Эффективный руководитель думает и говорит «мы», а не «я».

Есть и еще одно действие, которое представляется Друкеру настолько важным, что он возводит его в ранг правила:

Эффективный руководитель сначала слушает, а уже затем говорит.