Социальный интерес выступает как. Фундаментальные исследования. Категория «интерес» в контексте общественно-гуманитарных наук

побудительные силы деятельности социальных групп, направленные на социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей .

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т. д. - участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, сообществ. С.И. - это форма, в которой индивид (социальная группа, сообщество) непосредственно осознает свое реальное положение и свои потребности, выражающиеся в свою очередь в форме целей, которые ставит себе индивид (класс, общество).

Основная трудность в понимании интересов состоит в антиномии: с одной стороны, признано, что интерес является непосредственным побудительным мотивом деятельности человека, если иметь в виду материальную обусловленность его действий. С другой - интерес есть нечто внешнее, не зависящее от воли и сознания человека. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, является ли интерес в обоих своих качествах одним и тем же явлением, или одним термином обозначаются различные явления. По мнению А. Г. Здравомыслова, С.И. - это не просто социальное положение; это положение, рефлексирующееся в сознании, и вместе с тем сознание, переходящее в действие. В этом смысле С.И. является и объективным отношением, и одновременно субъективным побудителем, т.е. единством объективного и субъективного.

В структуре С.И. выделяют четыре основные момента: социальное положение субъекта, или совокупность его связей с обществом; степень осознания положения, которая может варьировать от непонимания через смутное ощущение до ясного осознания; мотивы деятельности, направленные на определенные объекты интереса; само действие, представляющее собой утверждение субъекта в объективном мире. С.И., таким образом, отражают социальное положение субъекта и определяются им же. Эту объективную зависимость С.И. индивидов от материальных условий их жизни можно квалифицировать как закономерность. Существует и вторая сторона данного вопроса - проблема включенности С.И. в процессы социально-экономического развития. С.И. могут сами влиять на общественные отношения, и это обратное влияние исследовано явно недостаточно (между тем оно нуждается в глубоком анализе). Проблема влияния С.И. на процессы социально-экономического развития связывается с проблемой субъекта исторического процесса, обладающего сознанием и способностью к целеполаганию.

Исходя из понимания того, что общественные отношения проявляются в виде С.И., можно сделать определенные выводы. Во-первых, С.И. всегда имеют своих носителей, т.е. принадлежат реальным субъектам, вступающим в отношения между собой. Во-вторых, С.И. по природе своей объективны, являясь отражением роли соответствующих субъектов в системе общественного разделения труда, их связи с определенным типом общественного присвоения. В-третьих, общественные отношения (и выражающие их сущность общественные законы), проявляясь в С.И., обретают характер движущих сил общественного развития. Ни законы, рассматриваемые сами по себе, ни общественные отношения как таковые еще не являются источниками движения. Они становятся ими, лишь выражаясь в С.И. субъектов действия. Так как С.И. есть форма выражения общественных отношений, то каждой общественной системе присущи своя особая структура С.И., свой специфический способ их взаимодействия.

В рамках определенного общественного устройства целесообразна структурализация С.И., связанная с: разделением труда и закреплением тех или иных родов деятельности за соответствующими социальными группами; формированием различных форм собственности и возникновением С.И. собственников; производством форм общения как компонентов, составляющих образ жизни людей; персонификацией общественных отношений, т.е. выработкой личностных типов, наиболее пригодных для данного способа производства, жизнедеятельности всего общества. Во всяком обществе, на основе развертывания его внутренних противоречий, складывается определенная иерархия С.И.; при этом удовлетворение и реализация С.И. более общего порядка есть условие удовлетворения С.И. меньшей степени общности. Вопрос о соотношении общих и частных С.И. имеет огромное значение для выработки стратегии социально-экономического развития и ее реализации в решении тактических вопросов. Общий С.И. выражает доминирующую тенденцию развития целого благодаря тому, что в нем наиболее полно выражается комплекс основных социальных противоречий. Вместе с тем неравномерность развития различных компонентов целого способна порождать противоречия между общими и частными С.И. Здесь опасны две крайности - игнорирование и недооценка общих интересов, выдвижение на первый план интересов составляющих частей и, напротив, отрыв общего интереса от своей собственной почвы, превращение общего интереса в абстрактный лозунг (идею), не подкрепляемый конкретными действиями в силу недостаточного развития, недостаточной подготовленности составных частей. И та, и другая крайности ведут к замедлению темпов общественного прогресса, к замедлению реализации как общих, так и частных С.И.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Содержание человеческой жизни во многом определяется по его взаимоотношениям с окружающими. Качество взаимосвязей, в свою очередь, обуславливается психологическими особенностями, присущими индивиду. Они в числе прочего включают в себя и непосредственную реакцию человека на других. Она может быть позитивной или негативной. Особое значение отношение к окружающим имеет в работе психолога. Эффективная помощь невозможна без проявления искреннего интереса к личности человека, его проблемам. Это обусловлено необходимостью обеспечить психологически комфортные условия для развития внутренних ресурсов при решении актуальных вопросов. В этой связи особое значение имеют . Рассмотрим их подробно.

Терминология

Автором понятия "социальный интерес" считается австрийский психолог Сам он не мог дать точное определение термину. Он характеризовал его как чувство, присущее человеку. При этом Адлер придавал ему терапевтическое значение. По его мнению, социальный интерес - это признак психического здоровья. Он выступает в качестве основы интеграции индивида в окружение и устранения ощущения неполноценности.

Социальные интересы общества

Человек стремится познать все, что может удовлетворить его нужды. Социальный интерес - это одна из ключевых движущих сил жизнедеятельности любого индивида. Он непосредственно связан с потребностями. Нужды ориентированы на предмет удовлетворения, конкретный комплекс духовных и материальных благ. На условия, которые позволят их получить, в свою очередь, направлены .

Специфика

Интересы социальных групп обуславливаются наличием элемента сопоставления индивидов друг с другом. Каждому объединению присущи свои потребности. В рамках каждой из них участники стремятся создать определенные условия для их удовлетворения. Специфический социальный интерес - это неотъемлемый атрибут статуса индивида. Он присутствует во взаимосвязи с такими понятиями, как обязанности и права. От того, существуют в объединении, будет зависеть характер его деятельности. Однако в любом случае она будет ориентирована в первую очередь на сохранение или преобразование порядков, учреждений, норм, от которых зависит процесс распределения благ, удовлетворяющих те или иные потребности. В этой связи следует говорить и о дифференциации. Проявление действительности у каждого индивида различно. Здесь можно провести аналогию с разным уровнем дохода, условиях отдыха и труда, престижем, перспективами.

Особенности реализации

Рассматриваемая категория формирует основу для любых проявлений состязательности, сотрудничества, борьбы. Привычный социальный интерес - это устоявшийся институт. Он не подвергается обсуждению и признан всеми. В соответствии с этим, он получает статус законного. К примеру, в многонациональных странах представители разных этнических групп проявляют интерес к сохранению своей культуры и языка. Для этого создаются специальные классы, школы, в которых ведется соответствующее обучение. Любая попытка нарушить такой интерес, препятствовать его проявлению расценивается как посягательство на жизненный уклад социальной группы, общности, государства. Это подтверждается и историческим опытом. Он свидетельствует о том, что социальные группы не поступаются своими интересами добровольно. Это не зависит от нравственно-этических соображений, призывов к гуманизму, принятию во внимание особенностей другой стороны или объединения. Напротив, история указывает на то, что каждая группа стремится закрепить достигнутый успех в экспансии своего интереса. Зачастую это происходит за счет ущемления прав других объединений.

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

В качестве основных видов взаимоотношений выступают сотрудничество и соперничество. В них зачастую проявляются социально-экономические интересы индивидов. Соперничество часто отождествляют, например, с конкуренцией. Сотрудничество, в свою очередь, близко по значению к кооперации. Оно предполагает участие в одном деле и проявляется во множестве определенных взаимодействий между индивидами. Это может быть деловое партнерство, политический союз, дружба и так далее. Сотрудничество рассматривается как основа объединения, проявления взаимной поддержки и взаимопомощи. Соперничество возникает при несовпадении либо пересечении интересов.

Отличительные черты сотрудничества

В первую очередь кооперация индивидов предполагает наличие общего интереса и осуществление деятельности для обеспечения его защиты. В результате несколько человек объединяются единой идеей, задачами и целями. Так создаются общественные движения, политические партии. В рамках такого сотрудничества все стороны заинтересованы в достижении одного результата. Их цели определяют специфику деятельности. Зачастую сотрудничество предполагает достижение компромисса. В этом случае стороны самостоятельно определяют, на какие уступки они готовы пойти для реализации общего интереса.

Соперничество

В такой ситуации люди, преследуя свой социальный интерес, противостоят друг другу. Один участник старается превзойти другого, чтобы добиться поставленной цели. При этом интересы противоположной стороны рассматриваются как препятствия. Зачастую в рамках соперничества возникает неприязнь, зависть, озлобленность. Сила их проявления будет зависеть от формы, в которой выражается противостояние.

Конкуренция

Она несколько отличается от рассмотренной выше формы взаимодействия. Конкуренция предполагает признание интересов и прав противоположной стороны. При этом в рамках такого взаимодействия "противник" может быть и неизвестен. Примером может служить конкурс абитуриентов. В данном случае конкуренция обуславливается тем, что кандидатов больше количества предоставляемых вузом мест. При этом поступающие обычно не знают друг друга. Все их действия ориентированы на то, чтобы добиться от приемной комиссии признания их способностей. Конкуренция, таким образом, в большей степени предполагает демонстрацию своих умений и навыков, чем прямое влияние на соперника. Однако имеют место случаи, когда одна из сторон такого взаимодействия может пренебречь правилами. В такой ситуации участник осуществляет прямое воздействие на конкурентов для их устранения. При этом соперники стараются навязать друг другу свою волю, заставить отказаться от притязаний, изменить поведение и так далее.

Конфликты

Они с давних времен считаются неотъемлемым элементом социальной жизни. К вопросу о сути конфликта обращалось большое количество авторов. Так, например, Здравомыслов говорит о том, что такое противостояние представляет собой форму отношений между актуальными и потенциальными участниками социальных отношений, мотивы которых обуславливаются противостоящими нормами и ценностями, потребностями и интересами. Бабосов приводит несколько расширенное определение. Автор говорит о том, что представляет собой предельный случай противоречий. Он выражается в многообразии методов борьбы между индивидами и их объединениями. Конфликт ориентирован на достижение социальных, экономических, духовных, политических интересов и целей, устранение либо нейтрализацию предполагаемого соперника. Борьба предполагает создание препятствий для удовлетворения потребностей другой стороны. По мнению Запрудского, конфликт представляет собой скрытое либо явное состояние противоборство интересов, объективно расходящихся друг с другом, особую форму исторического движения к преобразованному социальному единству.

Выводы

Чем же объединены приведенные выше мнения? Обычно один участник имеет определенные нематериальные и материальные ценности. В первую очередь ими являются власть, авторитет, престиж, информация, деньги. У другого субъекта их или нет, или они есть, но в недостаточном количестве. Не исключено, безусловно, что обладание теми или иными благами может быть мнимым и существовать только в воображении кого-либо из участников. Однако если одна из сторон почувствует себя ущемленной в наличии каких-то ценностей, возникнет конфликтное состояние. Оно предполагает специфичное взаимодействие индивидов либо их объединений в рамках столкновения несовместимых интересов, позиций, взглядов - конфронтацию по поводу множества ресурсов жизнеобеспечения.

Польза и вред

В литературе присутствует два основных взгляда на конфликт. Одни авторы указывают на негативную его сторону, вторые, соответственно, на положительную. По сути, речь идет о благоприятных и неблагоприятных последствиях. Они могут быть интегративными или дезинтрегративными. Последние способствуют усилению ожесточения, разрушению нормальных партнерских отношений. Они отвлекают субъектов от решения актуальных и первоочередных задач. Интегративные последствия, напротив, способствуют усилению сплоченности, более четкому пониманию своих интересов, оперативному поиску выхода из сложных ситуаций.

Анализ

Изменения в общественных отношениях в современных условиях сопровождаются расширением области проявления конфликтов. Это обуславливается разными факторами. Если говорить о России, то предпосылками к расширению сферы выступает вовлеченность в общественную жизнь большого количества социальных групп и территорий. Последние населены и однородными по национальному составу и разнородными этносами. Межэтнические социальные конфликты порождают миграционные, конфессиональные, территориальные и прочие проблемы. Как указывают эксперты, в современной России имеют место два типа скрытого противодействия. Первое - конфликт работников и собственников производственных средств. Он обуславливается необходимостью адаптироваться к новым рыночным условиям, существенно отличающимся от существовавшей ранее модели хозяйствования. Во второй конфликт вовлечено бедное большинство и богатое меньшинство. Это противостояние сопровождает ускоренный процесс расслоения общества.


Интерес социальн ый (от лат. socialis - общественный и interest - важно) - это интерес любого социальн ого субъекта (личности, социальн ой группы, класса, нации), связанный с его положением в определённой системе общественных отношений. Это осознанные потребности, реальные причины действий, событий, свершений, стоящие за непосредственными внутренними побуждениями (мотивами, помыслами, идеями и т.д.) участвующих в этих действиях индивидов, социальн ых групп, классов. По определению А. Адлера социальн ый интерес - элемент мотивационно - потребностной сферы, он выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности. Ему свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности.
Важнейшее значение имеют классовые интересы, которые обусловлены положением классов в системе производственных отношений. Однако любые социальн ые интересы, в т.ч. и классовые, не ограничиваются сферой производственных отношений. Они охватывают всю систему общественных отношений и связаны с различными аспектами положения своего субъекта. Обобщённым выражением всех интересов социальн ого субъекта становится его политический интерес, в котором выражается отношение данного субъекта к политической власти в обществе. Социальная группа, стремясь реализовать
свой интерес, может вступить в конфликт с другими группами. Поэтому нередко частный интерес обретает форму общественного или даже общечеловеческого. Тогда он приобретает вид законного, легитимного интереса и не подлежит обсуждению. Любая социальн ая трансформация общества сопровождается резким изменением баланса интересов. Конфликт классовых, национальных, государственных интересов лежит в основе социальн ых революций, войн и прочих потрясений мировой истории.
Социально-экономические интересы - система социальн о-экономических потребностей субъекта (индивида, коллектива, социальн ой группы, общества, государства). Интерес выражает целостность системы социальн о- экономических потребностей и в этом своем качестве является стимулом деятельности субъекта, определяя его поведение. Осознание собственных социальн о-экономических интересов субъектом есть исторический процесс. Так, осознание товаропроизводителями своих интересов приводит к их реализации и соответственно является основой механизма рыночной экономики. Реализация социальн о-экономических интересов рабочим классом способствует созданию системы социальн ых гарантий всего общества.
В обществе существует сложная диалектика взаимодействия частного, коллективного и общего интересов. Так, частные социальн о-экономические интересы, будучи побуждением к действию индивидов, обеспечивают тем самым реализацию общего интереса. Взаимозависимость и взаимообусловленность интересов еще более проявляется в диалектике коллективного и общего интереса, интересов социальн ых групп и национального интереса. Однако в таком сложном социальн ом организме, как общество в целом, отнюдь не всегда и не во всем коллективный, и тем более частный интерес совпадает с общим интересом. Государство в интересах всех социальн ых групп и слоев, а также индивидов регулирует и контролирует как частные, так и групповые (коллективные) интересы, формируя и защищая государственные интересы.
Цель всякой правовой нормы исходит из социальн ого интереса. В этом смысле он является основным компонентом государственной воли. Социальный интерес относится к фундаментальным категориям социологии. Его можно представить как понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи, коллектива, класса, нации, общества в целом. Интерес и потребность не тождественны. Объективные социальн о- экономические потребности выступают побудительными причинами волевой деятельности людей, но определяют ее, только проявляясь в социальн ых интересах.
Обществу свойствен осмысленный характер всех действий его членов. Интерес - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества. Социальные интересы обусловливают цели деятельности людей. В результате устанавливаются определенные отношения, определенный общественный строй, политическая и правовая организация общества, культура, мораль и т. д., которые в конечном счете соответствуют экономическим условиям жизни общества. Следовательно, социальн ый интерес - отправное начало целенаправленной деятельности людей и определитель ее социальн ой значимости. Этим свойством категории интереса обусловлена его роль в формировании права как главного критерия выявления объективной основы содержания права, его социальн ой сущности.
Социальный интерес, будучи осознанным и закрепленным в нормах права, предопределяет действие права. Соотношение между социальн ыми ин-тересами как объективной реальностью и интересом в праве объясняется соотношением объективного и субъективного в самом интересе. По этому вопросу в правовой литературе существуют три точки зрения. Одни авторы считают интерес объективным явлением; другие - субъективным; третьи - единством объективного и субъективного. В зависимости от оснований классификации выделяются экономические, политические, духовные, классовые, национальные, групповые, личностные интересы. В свою очередь
каждой сфере жизнедеятельности общества присущи свои подгруппы важнейших социальн ых интересов.

Вспомните:

что такое социальное взаимодействие? Каковы виды со­циальных отношений? Что такое интерес? Что такое конфликт?

Социальный интерес и социальное взаимодействие - предмет комплексного изучения разных социально-гумани­тарных наук. Так, социология исследует сущностные харак­теристики социального взаимодействия как родового поня­тия социальной науки, изучает его разновидности и прин­ципы регуляции, анализирует средства обмена, всеобщие виды и формы взаимодействий. Социальная психология рас­сматривает социальное взаимодействие как интерактивную сторону общения, обращая основное внимание на психо­логическое содержание, структуру и механизмы этого процесса.


СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Как вы уже знаете, интерес представляет собой одну из форм направленности личности. Человека интересует то, что может удовлетворить его потребности. Социальные интере­сы - это одна из важных движущих сил деятельности лю­бого социального субъекта (личности, группы, какой-либо социальной общности, общества в целом). Они неразрывно связаны с потребностью данной общности. Напомним, что в отличие от потребностей, направленных в первую очередь на предмет удовлетворения, определенную совокупность мате­риальных и духовных благ, интересы человека, как прави­ло, направлены на те общественные условия, которые поз­воляют удовлетворить соответствующую потребность. К их числу можно отнести: социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей и благ (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

Социальность интересов обусловлена тем, что в них все­гда присутствует элемент сопоставления человека с челове­ком, одной социальной группы с другой. Таким образом, можно говорить о социальных интересах, т. е. интересах людей, составляющих какую-либо социальную общность (страту, этнос), тот или иной коллектив, объединение (поли­тическую партию, профессиональное объединение и т. п.). Набор специфических социальных интересов наряду с сово­купностью определенных прав и обязанностей - непремен­ный атрибут каждого социального статуса. В первую оче­редь эти социальные интересы направлены на то, чтобы сохранить или преобразовать те учреждения, порядки, соци­альные нормы, от которых зависит распределение благ, не­обходимых данной социальной группе. Поэтому различие интересов, так же как разница в уровне доходов, условиях труда и отдыха, уровне престижа и открывающихся пер­спективах продвижения в социальном пространстве, отно­сится к проявлениям социальной дифференциации.

Социальный интерес лежит в основе любых форм состя­зательности, борьбы и сотрудничества между людьми. При­вычные, устоявшиеся интересы, признанные общественным мнением, не подлежат обсуждению, приобретая таким обра­зом статус законных интересов. Например, в многонацио­нальных государствах представители различных этнических групп заинтересованы в сохранении своего языка и своей культуры. Поэтому создаются школы и классы, в которых ведется изучение национального языка и литературы, от­крываются культурно-национальные общества. Любая по­пытка ущемления подобных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои соответствующих социаль-


Ных групп, общностей, государств. Исторический опыт сви­детельствует, что, как правило, ни одна из социальных групп не поступается своими интересами добровольно, на ос­нове нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других групп или общностей. Наоборот, каждая из групп стремится к экс­пансии своих интересов, к закреплению достигнутого успе­ха и его развитию, как правило, за счет интересов других групп и общностей. (Проиллюстрируйте это положение при­мерами.)

Современный мир представляет собой сложнейшую сис­тему взаимодействия реальных социальных интересов. Воз­росла взаимозависимость всех народов и государств. На пер­вый план выступают интересы сохранения жизни на Земле, культуры и цивилизации.

а) Социальная деятельность. Общение и обособлении как формы взаимодействия. Основным способом существования человека, проявления его социальной сущности является существование в форме деятельности. Для существования личности необходимо ее постоянное взаимодействие с социальной средой. Это взаимодействие осуществляется, с одной стороны, как потребление и познание социальной среды, а, с другой, как изменение этой среды.

Основными формами такого взаимодействия являются общение и обособление. В современной социологической литературе общение рассматривается как сложный и разносторонний процесс, проявляющийся в виде взаимодействия, взаимоотношения, взаимопонимания и сопереживания. Обособление – другая взаимопротивоположная сторона взаимодействия личности с социальной средой. Личность не только стремится к общению со своей средой, но и к обособлению, содержание которого заключается в приобретении человеком своей социальной сущности через формирование индивидуальности.

б) Потребности и интересы. Основным источником активности человека являются потребности. Именно потребности выступают в качестве непосредственной силы, приводящей в движение механизм человеческой деятельности. В самом общем смысле потребность – это отражение (проявление) противоречия между имеющимся (веществом, энергией, информацией) и необходимым для сохранения и прогрессивного изменения саморазвивающейся системы органического мира. Человеческая потребность есть проявление противоречия между имеющимся (веществом, энергией, информацией) и необходимым для сохранения и развития человека как биосоциальной системы. В реальной жизни (при осознании) она выступает как нужда, влечение, стремление к чему-то (веществу, энергии, информации). Необходимо подчеркнуть, что стремление к удовлетворению потребности связано не только с установлением равновесия в системе личность-среда (снятие напряжения через ликвидацию противоречия), но и с развитием личности.

Исходным моментом в этом процессе является то, что каждый индивид координирует свои поступки с конкретным состоянием социальной среды. Нормальное поведение любого человека представляет собой компромисс между возможностями, заложенными в обстоятельствах, и человеческими потребностями, постоянно нуждающимися в удовлетворении.

Проявление этих потребностей, а, следовательно, возможное поведение человека, представляет собой действие трех факторов: стремления к максимальной удовлетворенности, желания ограничиться минимумом неприятностей (избежать страданий), усвоенных культурных ценностей и норм, а также правил и норм, принятых в окружающей социальной среде. Важное значение для понимания сущности потребностей имеет их классификация.

в) Классификация потребностей. Материальные и духовные потребности. Попытки классифицировать потребности представляют значительную трудность. В самом общем виде различают потребности биологические и социальные. Биологические (физиологические) потребности – это потребности физического существования человека, требующие удовлетворения на уровне культурных и исторических стандартов общества и конкретной общности, к которой принадлежит человек. Биологические потребности иногда называют материальными. Речь идет о непосредственных потребностях людей, удовлетворение которых предполагает наличие определенных материальных средств – жилищ, продуктов питания, одежды, обуви и т. д.

Социальные (духовные) потребности предполагают стремление к обладанию результатами духовного производства: приобщение к науке, искусству, культуре, а также потребности в общении, признании, самоутверждении. Они отличаются от потребностей физического существования тем, что их удовлетворение связано не с потреблением конкретных вещей, не с физическими свойствами человеческого организма, а с развитием личности и общества как социокультурных систем.

г) Элементарные и вторичные потребности. Процесс образования потребностей включает в себя как возобновление уже имевшихся, так и появление новых потребностей. Для правильного понимания этого процесса все потребности можно разделить на два основных типа: элементарные и вторичные.

К элементарным относятся потребности в вещах и условиях существования, без которых личность погибнет: любая пища, любая одежда, любое жилище, примитивные знания, зачаточные формы общения и т. п. К вторичным относятся потребности более высокого уровня, предусматривающие возможность выбора.

Вторичные потребности возникают при достаточно высоких формах организации общественной жизни. При отсутствии выбора или возможностей его осуществления вторичные потребности либо не возникают, либо остаются в зачаточном состоянии.

Возможности удовлетворения элементарных и вторичных потребностей определяют уровень жизни, расположенный на шкале двух полярностей: нужда (недостаток в удовлетворении элементарных потребностей) и роскошь (предельно возможный при данном развитии общества максимум в удовлетворении вторичных потребностей).

Наряду с индивидуальными потребностями, в обществе возникают потребности групповые (от малых групп до страны в целом). При взаимодействии с другими группами (социальными общностями) они проявляются как общественные потребности. Осознаваясь индивидом, они выступают как социальный интерес. Рассматривая свойства человеческих потребностей, необходимо учитывать, что они существуют не на «паритетных» началах, а по принципу доминанты. Одни оказываются более насущными для субъекта, другие – менее.

д) Базовая потребность. В последнее время все большее внимание социологов привлекает идея выделения базовой потребности, которая может найти выход в удовлетворении любой другой из существующих потребностей. Идея выделения базовой потребности предполагает дать объяснение поведению личности в различных жизненных ситуациях.

Такой потребностью является потребность в самоутверждении. Через какую потребность находит выход базовая, определяющая потребность – зависит от многих факторов. Такими факторами могут быть способности личности, условия ее формирования и жизнедеятельности, цели, преследуемые обществом в процессе социализации личности. Именно потребность в самоутверждении детерминирует различные виды самореализации.

Потребность в самоутверждении, в отличие от других потребностей, не имеет заранее заданной направленности. Если, например, творческие потребности реализуются в творческой деятельности, потребность в вооружении навыками в познавательной деятельности, материальные – в потреблении материальных благ, то потребность в самоутверждении может удовлетворяться через удовлетворение любой из человеческих потребностей. Способ удовлетворения базовой потребности в самоутверждении зависит от способностей индивида, от уровня развития общества и т. д.

Самоутверждение может проявляться и в антисоциальной деятельности, в форме девиантного поведения. Жизнь знает немало примеров, когда самоутверждение личности происходили не по линии раскрытия ее сущностных сил, а в неумеренном потребительстве, жажде власти, аномическом сексуальном поведении и т. п.

е) Формы проявления потребностей. Разумеется, было бы неправильным считать, что потребности непосредственно определяют поведение человека. Между воздействием среды и деятельностью человека существует несколько промежуточных ступеней. Потребности субъективно проявляются в форме интересов, стремлений, желаний человека. Затем неизбежно следуют такие акты, как мотивация, установка и, наконец, действие.

Удовлетворяя потребности через фиксированную деятельность, личность формирует в своем сознании динамическую систему устойчивых чувств, привычек, умений и знаний, которые составляют опыт личности. Будучи составной частью сознания личности, опыт есть итоговая совокупность фиксированных внешних воздействий, преобразованных через призму потребностей. Социально обусловленный процесс аккумуляции, сохранения и воспроизведения опыта и знаний составляет память личности. Опыт прошлых поколений, не имеющий достаточного научного обоснования, переданный последующему поколению и используемый им, закрепляется в традициях.

ж) Мотивация социальной деятельности. Взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов образует механизм мотивации социальной деятельности. Под мотивацией понимается совокупность устойчивых побуждений (мотивов) личности, определяемая ее ценностной ориентацией. Через этот механизм происходит осознание личностью своих потребностей в качестве интересов. В механизме мотивации интерес выступает как сосредоточение внимания, как доминирующая потребность, возникающая в конкретной ситуации.

Интересы личностей проявляются в реальной жизни как социальные законы, выступают детерминантой их поведения, формируют цели деятельности. Цель в этом смысле понимается как ожидаемый и желаемый результат деятельности, обусловленный стремлением к его реализации (объективации).

Цель деятельности как идеальный прообраз будущего формируется на основе интересов социального субъекта.

Мотивы деятельности представляют собой отраженные в сознании людей потребности и интересы, выступающие как побудители к деятельности. Мотив выступает в качестве внутренней причины (побуждения) к деятельности. При переходе от интереса к цели деятельности могут возникать и внешние побудители или стимулы.

Стимул выступает в форме информации об изменении конкретной ситуации в обществе или группе или в форме прямого практического действия. Мотив – это стимул, преобразованный в цель. Мотив деятельности формируется через осознание индивидами содержания ценностных установок и выступает как фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность.

з) Диспозиция личности. В результате взаимодействия мотивов и стимулов формируются диспозиции личности, выступающие в качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности. Диспозиция личности, выраженная в ее установке, проявляется в социальном поведении.

Диспозиция личности означает предрасположенность (установку) личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях на основе идеалов, норм и жизненных ценностей.

Поведение личности регулируется общей диспозиционной системой. В процессе жизнедеятельности личности ее диспозиционная система выполняет функцию регулятора поведения и проявляется как отношение к окружающей среде.

Отношение – это направленность активности (деятельности и поведения) конкретной личности на установление и поддержание связи с другими людьми на основе ее интересов. В этом смысле социальные отношения есть взаимодействие интересов субъектов (личностей), которые устанавливают связи между собой в зависимости от целей и убеждений, от понимания смысла своей деятельности.

Рассмотренные социально-психологические формы, в которых осуществляется переработка внешних воздействий личностью, образуют определенную социальную систему, обладающую особенностями, знание которых чрезвычайно важно для понимания механизма взаимодействия личности с социальной средой.

ЛИТЕРАТУРА

    Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Уч. для вузов. – М., 2002.

    Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. В 2 т. М.: ВЛАДОС, 2009.

    Гидденс Э. Социология/ При участии К. Бердсолл: пер. с англ. Изд. 2-е. – М.: Едиториал УРСС, 2005.

    Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Уч. пособ. М.: Центр социальн. прогнозир., 2003.

    Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.). СПб., 2000.

    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Уч. – М., 2005.

    Зборовский Г.Е. Общая социология: уч. для вузов. – Екатеринбург, 2003.

    Лукьянов В.Г., Сидоров С.А., Урсу И.С. Социология. Уч. пособие. СПб.: СПбИВЭСЭП, 2007.

    Масионис Дж. Социология. 9 изд. – СПб.: Питер, 2004.

    Рахманова Ю.В. Социологическое исследование: методология, методика, техника. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.

    Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб., 2002.

    Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Уч. пособ./ Под ред. В.А. Ядова. М.: Изд-во «Флинта» Моск. психол.-соц. инст., 2005.

    Социология/ Отв. ред. Воронцов А.В. СПб.: Изд-во «Союз», 2006.

    Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2007.

    Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2002.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

http://ecsocman.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал.

http://soc.lib.ru/books.htm - Библиотека по социологии.

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

    Библиотека публикаций: книги, статьи по социологии.

Социологческий словарь. http://www.rusword.org/articler/socio.php

    Социология по-новому. Библиотека социологической литературы. Учебники, статьи научных журналов. http://www.socioline.ru

    Социология, психология, управление. Электронная библиотека. http://soc.lib.ru