Е а климов психология. Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды

М.: Академия, 2004 - 304 с.

В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

Формат: djvu / zip

Размер: 3,08 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ I. ИСХОДНЫЕ «ПРЕДНАСТРОЙКИ», ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ
Глава 1. О внутренних (психологических) трудностях освоения предлагаемого курса
1.1. Трудности ориентации
1.2. Трудности познания обсуждаемой предметной области
1.3. Дилемма жизненного пути
1.4. Самоопределение и «психологический портрет» человека в общественном сознании
Глава 2. Профессиональное самоопределение: предметная область, средства, ожидаемые результаты активности
2.1. Некоторые общие положения
2.2. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции педагога, родителя
2.3. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции врача
2.4. Социологические, экономические, правовые аспекты проблемы профессионального самоопределения
2.5. Общее представление о системе обеспечения профессионального самоопределения
2.6. О соотношении понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация», «профконсультация»
Глава 3. Взаимное соответствие человека и его работы
3.1. Пути установления соответствия личных качеств человека и требований деятельности
3.2. Индивидуальный стиль деятельности как выход из конфликта между особенностями субъекта и требованиями работы
Глава 4. Основные принципы профессионального самоопределения
4.1. Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением
4.2. Некоторые принципы самовоспитания и саморегуляции учащегося в связи с профессиональным самоопределением
ЧАСТЬ II. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОФЕССИЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ПРОФЕССИОНАЛА
Глава 5. Понятие «профессия»
5.1. Профессия как общность
5.2. Профессия как область приложения сил
5.3. Профессия как деятельность и область проявлений личности
5.4. О других терминах, характеризующих причастность человека к профессиональному труду
5.5. Профессия как исторически развивающаяся система
5.6. Профессия как реальность, творчески формируемая субъектом
Глава 6. Некоторые необходимые понятия и представления психологического профессиоведения
6.1. Обзорная классификация продуктов профессионального труда
6.2. О заданных (социально фиксированных, «объективных») и субъективно принятых профессионалом целях деятельности
6.3. О разнообразии внутренних условий деятельности
6.4. Обзорная классификация условий деятельности профессионала
6.5. О разнообразии средств деятельности
6.6. Обзорная классификация средств деятельности профессионала
6.7. Общезначимое и индивидуально своеобразное в системе средств и условий труда профессионала
Глава 7. Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи
7.1. Общие положения
7.2. Первый ярус классификации. Типы профессий
7.3. Второй ярус классификации. Классы профессий
7.4. Третий ярус классификации. Отделы профессий
7.5. Четвертый ярус классификации. Группы профессий
7.6. Понятие «формула профессии»
7.7. Вариант обзорной классификации профессий по признакам предметной области труда и формы необходимого образования
Глава 8. Образ мира у разнотипных профессионалов
8.1. Общие положения
8.2. Описательные психологические характеристики типов профессионалов

«Человек-природа» (П)
О представителях профессий типа
«Человек-техника» (Т)
О представителях профессий типа
«Человек-человек» (Ч)
О представителях профессий типа
«Человек-знаковая система» (3)
О представителях профессий типа
«Человек-художественный образ» (X)
8.3. Некоторые вопросы теории и практики профессионального самоопределения в связи с профессиональной относительностью психического склада человека
ЧАСТЬ III. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Глава 9. Обзорная характеристика допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда
9.1. Дошкольный онтогенез
9.2. Школьный онтогенез
Глава 10. Проектирование профессионального жизненного пути («выбор профессии»)
10.1. Проблема «предначертанности» или «рукотворности» профессионального жизненного пути
10.2. Общая структура ситуации и схема решения задачи «выбор профессии»
Глава 11. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития
11.1. Некоторые общие положения
11.2. Биографические кризисы
11.3. Основные варианты и фазы развития профессионала
Заключение
Приложение. Примерные краткие описания профессий для профессионального просвещения учащихся
Профессии типа «Человек-живая природа»
Профессии типа «Человек--техника и неживая природа»
Профессии типа «Человек-человек»
Профессии типа «Человек-знаковая система»
Профессии типа «Человек-художественный образ»

Климов Е. А. Психология профессионала. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996 - 400 с.
Оглавление.
Предисловие автора.
РАБОТЫ, ОБРАЩЕННЫЕ К НЕПСИХОЛОГАМ.
Психология для профессиональной педагогики.
Индивидуальный подход при обучении рабочих на производстве новым приемам труда.
Матч между передовым опытом и индивидуальным стилем работы.
Опознавательной составляющей в практическом труде.
Алгоритмизация обучения профессионально-трудовым действиям и индивидуальные особенности человека.
Основные проблемы психологии в связи с задачами профтехобразования.
О структуре среды субъекта деятельности.
К информационно-психологической поддержке начинающего профессионала.
О профессиональном самосознании.
О профессиональной пригодности.
Психика как реальность. Психические регуляторы поведения.
Развивающийся человек в мире профессий.
Допрофессиональное развитие субъекта. Труд и Руководство профессиональным самоопределением.
Психологические особенности подростка и некоторые вопросы трудового воспитания в семье.
Общая сетевая модель разработки комплексной проблемы «Профориентация».
Правильный выбор профессии и методика профессиональной консультации.
Общая характеристика состояния и задач научных исследований по комплексной проблеме «Профориентация».
Старшекласснику о выборе профессии.
Человек и его профессия.
Эксперимент и психолого-педагогическая профконсультация.
Психологическое содержание труда и вопросы воспитания.
О принципах подготовки молодежи к труду и выбору профессии.
Некоторые общие вопросы.
Социальное и биологическое в контексте проблемы формирования профессиональной пригодности.
Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания.
Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза.
РАБОТЫ, ОБРАЩЕННЫЕ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СООБЩЕСТВУ.
На подступах к индивидуально-типологическим особенностям профессионала.
К вопросу о роли индивидуальных особенностей интеллектуальной сферы в производственном труде.
Индивидуальные различия в трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с диагностическими испытаниями подвижности нервных процессов.
Некоторые особенности моторики и связи с типологическими различиями по подвижности нервных процессов.
О некоторых проявлениях индивидуального стиля учителя.
Немного истории и некоторые общие вопросы.
Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия.
Психологическое знание о труде в сочинениях М. В. Ломоносова.
Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога.
Реплика о структуре профессионализма и профессионала.
Примечания.


В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как сознание не только материальных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов.

Особое внимание обращает на своеобразие психологического содержания труда в разнотипных профессиях. Обсуждаются вопросы установления оптимального состояния требований и личных качеств человека.

История психологии труда в России

В пособии рассматривается система психологических представлений о труде и трудящемся, реконструированная на основе памятников материальной и духовной культуры нашего народа в разные периоды его истории (Древняя Русь и средневековье, XVII, XVIII, XIX вв., начало XX в.).

Материал впервые освещается с историко-психологических позиций и существенно дополняет и отчасти меняет сложившиеся взгляды на возникновение и развитие отечественной и советской психологии труда и смежных отраслей психологии.

Основы психологии

Любого специалиста ожидают ситуации, когда ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить).

Не менее важно также хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе.

Психолог. Введение в профессию

В учебном пособии, созданном в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 — Психология (квалификация «бакалавр»), содержатся сведения о психике, психологии, путях, средствах, способах совершенствования и самосовершенствования человека, который избрал для себя профессию психолога. Рассматриваются организационные вопросы, с которыми сталкиваются первокурсники. Обсуждаются возможные ошибки, допускаемые ими во время учебы, даны рекомендации по оптимизации учебной работы в вузе.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. Может быть полезно преподавателям, психологам, а также широкому кругу читателей.

Психологическая диагностика в управлении персоналом

Учебное пособие адресовано сотрудникам кадровых служб, заинтересованным в эффективном использовании психологических тестов в своей повседневной работе.

В основу книги лег опыт психодиагностической практики авторов в службах управления персоналом коммерческих и государственных организаций, а также разработки кафедры «Управление персоналом» Института повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Психология как профессия

Предлагаемые материалы рассчитаны, прежде всего, на тех, кто обдумывает для себя выбор профессии психолога (или специальности, специализации). А именно, они, надеемся, помогут заинтересованному читателю создать или расширить необходимую в обсуждаемом случае предварительную ориентировку в предметной области и условиях будущей трудовой деятельности.

Материалы собраны и подготовлены к печати в основном студентами-психологами (многими), которые встречались с соответствующими профессионалами, наблюдали их работу, беседовали, консультировались с ними (участники работы указаны в конце каждого текста). Ценно, что представленные описания отображают профессиональный оптимизм студентов, их увлеченность своим делом, уважение к учителям, а также осведомленность в отношении возможных нежелательных вариантов профессионального развития, противопоказаний к выбору данной области труда.

Психология профессионала

Избранные психологические труды.

В данную книгу из серии «Психологи Отечества. Избранные психологические труды» известного российского психолога Евгения Александровича Климова включены его работы разных лет, посвященные вопросам функционирования и развития человека как профессионала (состоявшегося или потенциального).

Яркие примеры своеобразия психики, свойственного разным профессионалам, помогают осознать важность владения миром психической реальности, миром социально-психологических феноменов.

Психология профессионального самоопределения

В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

Пути в профессионализм

Пособие обращает внимание читателя на немаловажные вопросы жизнепостроения человека как профессионала, дает психологическую информацию к размышлению и принятию самостоятельных решений.

В книге говорится о том, что существуют тысячи различных областей приложения душевных и физических сил людей. И это части нашего мира, о котором полезно знать; о том, что построение личного жизненного пути предполагает, в частности, проектирование человеком желательных изменений самого себя.

КЛИМОВ Евгений Александрович - член-корреспондент АПН СССР, профессор, автор многих работ по проблемам психологии труда, психологии профессий, профориентации

Рецензент: Леитес Н. С., доктор психологических наук

Климов е. А.

К49 Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Знание, 1983.- 96 с.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Педагогика и психология”;

Работа по профессиональной ориентации молодежи - важное звено коммунистического воспитания. Учитель по логике своей деятельности оказывается человеком, от которого ожидается компетентный совет по выбору профессии. Настоящая брошюра имеет целью вооружить педагога определенными средствами (информационными, методическими) для того, чтобы он мог квалифицированно, компетентно участвовать в проектировании профессиональной судьбы своих учеников.

Для учителей средней школы.

ББК 74.212.0 331.65

@ Издательство “Знание”, 1983 г.

О СПЕЦИФИКЕ ТЕОРИИ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ

Следует сразу оговориться: проблемы информационного (научно-методического) обеспечения практики профориентации и профконсультации имеют настолько явное отношение к области социальных норм, что у читателя, воспитанного в духе идеалов естественнонаучного мышления, могут создавать впечатление алогичности, ненаучности.

В самом деле, плодом работы психолога-практика или педагога в роли профконсультанта может быть такое высказывание: “Вам лучше подойдут профессии, требующие частых контактов с людьми, и меньше подойдут те, которые требуют работы в основном с техникой. Но если вы изберете все же ранее намеченную вами область техники, то надо будет позаботиться о развитии у себя пространственных представлений и психомоторной, то есть двигательной, культуры. При неудаче резервный, профессиональный план может быть следующим...” Подобные высказывания не могут быть проверены на «соответствие действительности» иначе, как в результате прослеживания жизненного пути. Но нужны-то они не в конце, а в начале пути, вернее. Перед вступлением на этот путь. А в этот период они как раз и не могут быть оценены ни как истинные, ни как ложные.

Более того, приходится признать, что очень многие утверждения в интересующей нас области и не могут рассматриваться как истинные или ложные. Например, консультируя человека, выбирающего профессию, мы руководствуемся положением: “Нужно, чтобы человек, избрав профессию, не только смог успешно справляться с работой, но был удовлетворен (трудом, общественным окружением, образом жизни)”. Так может быть, так должно быть. Хорошо, если так случается. Нужно к этому стремиться, даже если это непросто. Но является ли приведенное положение истинным или ложным? Наоборот, если бы мы спросили: “Хорошо ли, что точка кипения воды зависит от давления?”, то это положение может рассматриваться как истинное, но не имеет смысла подвергать его оценкам типа “хорошо”, “плохо”, рассматривать с точки зрения долженствования - “нужно”, “должно”.

Но если многие положения в области профконсультации не могут рассматриваться в рамках дилеммы “истина-ложь”, то отсюда один шаг до вывода, что данная область - не наука, что здесь “мало науки”. Дело осложняется тем, что профконсультация по своей природе предполагает прогнозирование и, таким образом, всегда рискует походить еще и на гадание.

Разумеется, если проанализировать приведенное высказывание воображаемого профконсультанта, мы увидим за ним некоторые предполагаемые зависимости, которые можно выразить в форме типичных для любой “строгой” науки условных суждений: “если А, то-Б”. А именно можно допустить что-то вроде: “Если люди общительны и при этом у них слабо выражены пространственные представления, то они имеют большую успешность деятельности и удовлетворенность в сфере межлюдских отношений, чем в области техники. Это утверждение статистически значимо и, таким образом, может рассматриваться как справедливое с большой степенью вероятности, то есть справедливое для большинства подобных случаев”. Возможно даже, что эта зависимость не более туманная и эмпирически не менее обоснованная, чем некоторые утверждения статистической физики. Тем не менее физический мир начисто лишен реальностей, подобных социальным нормам, тогда как последние играют огромную роль в практике профконсультации и придают соответствующей области знания специфический облик: “Что-то не очень похожее на науку”. Это так, если за эталон науки принять какое-либо частное ее выражение.

С чисто физической точки зрения у человека очень много степеней свободы. Он не только может пойти “на все четыре стороны”, спуститься под землю или полететь, но чисто физически не ограничен также и в том, чтобы укусить встречного за ухо или бросить башмак в открытое окно. Тем не менее он этих последних действий закономерно не осуществляет, а ведет себя в соответствии с некоторыми сознаваемыми правилами, оценками, нормами, которые сами по себе никак не могут быть выведены ни из конструкции его организма, ни из предметной среды, а являются уже функцией системы “человек - общество”.

Скажем, отличница восьмиклассница Катя Т. не без горестных переживаний расстается с перспективой учения в девятом классе и озабочена выбором профессии (намерена поступать в техникум). И это вытекает не из психофизиологического диагноза или самооценки способностей, а из того обстоятельства, что “бабушка уже старенькая, и маме трудно”, а отца нет. “Хорошая” теория должна предусматривать все, в частности, и подобного рода случаи. Но при анализе таких случаев логическое следование протекает не в обычной “научной” (“аристотелевской”), а в так называемой модальной логике 1 . Это основное обстоятельство, порождающее особенности теоретического знания в области профконсультации.

Брошюра посвящена индивидуальной профконсультации. Тем не менее в начале сравнительно подробно рассматриваются и общие вопросы профориентации как комплексной социальной проблемы, далеко выходящей за пределы компетенции собственно психологии. Это сделано на том очевидном основании, что часть (вопросы профконсультации) нельзя правильно понять вне более широкого целого.

Психолого-педагогической профконсультации должна предшествовать врачебная (что не исключает и последующего взаимодействия педагога, психолога, врача, а возможно, и знатоков мира профессий). Тем не менее ниже речь пойдет только о заглавном предмете 2 .

1 Модальная логика как отрасль науки занимается анализом мышления, использующего понятия “необходимость”, “возможность”, “разрешение”, “запрет” и т. п. Пример модального рассуждения: “Не запрещено - следовательно, разрешено”.

2 Ориентировку в медицинских вопросах выбора профессии можно составить, изучив книгу: Левин В. М., Рутенбург Э. С. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков. Л., 1977.


В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как сознание не только материальных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов.

Особое внимание обращает на своеобразие психологического содержания труда в разнотипных профессиях. Обсуждаются вопросы установления оптимального состояния требований и личных качеств человека.

История психологии труда в России

В пособии рассматривается система психологических представлений о труде и трудящемся, реконструированная на основе памятников материальной и духовной культуры нашего народа в разные периоды его истории (Древняя Русь и средневековье, XVII, XVIII, XIX вв., начало XX в.).

Материал впервые освещается с историко-психологических позиций и существенно дополняет и отчасти меняет сложившиеся взгляды на возникновение и развитие отечественной и советской психологии труда и смежных отраслей психологии.

Основы психологии

Любого специалиста ожидают ситуации, когда ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить).

Не менее важно также хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе.

Психолог. Введение в профессию

В учебном пособии, созданном в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 — Психология (квалификация «бакалавр»), содержатся сведения о психике, психологии, путях, средствах, способах совершенствования и самосовершенствования человека, который избрал для себя профессию психолога. Рассматриваются организационные вопросы, с которыми сталкиваются первокурсники. Обсуждаются возможные ошибки, допускаемые ими во время учебы, даны рекомендации по оптимизации учебной работы в вузе.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. Может быть полезно преподавателям, психологам, а также широкому кругу читателей.

Психологическая диагностика в управлении персоналом

Учебное пособие адресовано сотрудникам кадровых служб, заинтересованным в эффективном использовании психологических тестов в своей повседневной работе.

В основу книги лег опыт психодиагностической практики авторов в службах управления персоналом коммерческих и государственных организаций, а также разработки кафедры «Управление персоналом» Института повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Психология как профессия

Предлагаемые материалы рассчитаны, прежде всего, на тех, кто обдумывает для себя выбор профессии психолога (или специальности, специализации). А именно, они, надеемся, помогут заинтересованному читателю создать или расширить необходимую в обсуждаемом случае предварительную ориентировку в предметной области и условиях будущей трудовой деятельности.

Материалы собраны и подготовлены к печати в основном студентами-психологами (многими), которые встречались с соответствующими профессионалами, наблюдали их работу, беседовали, консультировались с ними (участники работы указаны в конце каждого текста). Ценно, что представленные описания отображают профессиональный оптимизм студентов, их увлеченность своим делом, уважение к учителям, а также осведомленность в отношении возможных нежелательных вариантов профессионального развития, противопоказаний к выбору данной области труда.

Психология профессионала

Избранные психологические труды.

В данную книгу из серии «Психологи Отечества. Избранные психологические труды» известного российского психолога Евгения Александровича Климова включены его работы разных лет, посвященные вопросам функционирования и развития человека как профессионала (состоявшегося или потенциального).

Яркие примеры своеобразия психики, свойственного разным профессионалам, помогают осознать важность владения миром психической реальности, миром социально-психологических феноменов.

Психология профессионального самоопределения

В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

Пути в профессионализм

Пособие обращает внимание читателя на немаловажные вопросы жизнепостроения человека как профессионала, дает психологическую информацию к размышлению и принятию самостоятельных решений.

В книге говорится о том, что существуют тысячи различных областей приложения душевных и физических сил людей. И это части нашего мира, о котором полезно знать; о том, что построение личного жизненного пути предполагает, в частности, проектирование человеком желательных изменений самого себя.