Конспект урока по русскому языку на тему "Тезис. Конспект. Конспектирование" (9 класс). Оформление результатов научной деятельности Конспект в виде тезисов

ФАКТОРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

Антропогенное воздействие на климат может быть преднамеренным, то есть сознательно совершаем. И непреднамеренным, то есть непроизвольным, связанным с человеческой деятельностью, преследующей совсем иные цели.

Природные факторы воздействия на климат можно разбить на несколько групп: астрономические, геофизические, метеорологические. Группа астрономических факторов включает светимость (радиацию) Солнца, положение и движение Земли в Солнечной системе, наклон ее оси вращения. Это все внешние климатообразующие факторы, связанные с влиянием на движение Земли других тел Солнечной системы и определяющие инсоляцию (облучение солнечной радиацией) и гравитационные воздействия (создающие приливы-отливы и колебания в движении Земли по ее орбите и вокруг собственной оси). Вполне возможны глобальные колебания климата с изменениями параметров земной орбиты и наклона земной оси.

Группа геофизических факторов связана со свойствами Земли как планеты: ее размерами и массой, внутренними источниками тепла, собственными магнитными и гравитационными полями, особенностями земной поверхности и ее взаимодействия с атмосферой. Влияние факторов этой группы на значительном отрезке времени, в течение которого поверхность нашей планеты сохраняет ее собственный вид, можно считать стабильным. Однако в более отдельном прошлом оно могло существенно изменять земной климат. Достаточно указать на подвижность материков, изменения в распределении участков суши и морей, конфигурации и высоте горных хребтов и т.п.

Наконец, группа метеорологических факторов охватывает основные характеристики атмосферы и гидросферы, их массу и химический состав. Содержание в атмосфере термодинамически активных примесей, таких, как вода и углекислый газ, а также аэрозолей имеет решающее значение для формирования земного климата, и колебания их количества, возможно, являются причиной колебаний климата нашей планеты как в прошлом, так и в будущем.

(«Познание продолжается»)

Конспект 1

1. Антропогенное воздействие на климат.

2. Природные факторы воздействия на климат: астрономические, геофизические, метеорологические.

3. Астрономические факторы, связанные с влиянием на движение Земли других тел Солнечной системы.

4. Изменение параметров земной орбиты и наклона земной оси как причина глобальных колебаний климата.

5. Геофизические факторы, связанные со свойствами Земли как планеты.

6. Метеорологические факторы, отражающие основные характеристики атмосферы и гидросферы, их массу и химический состав.

Конспект 2

Астрономические
Светимость Солнца, положение и движение Земли в Солнечной системе, наклон ее оси вращения и скорость вращения Изменение параметров земной орбиты и наклона земной оси
Геофизические
Размеры и масса Земли, внутренние источники тепла, магнитные и гравитационные поля, особенности земной поверхности и ее взаимодействие с атмосферой Подвижность материков, изменение в распределении участков суши и морей, конфигурации и высоте горных хребтов.
Метеорологические
Основные характеристики атмосферы и гидросферы, их масса и химический состав. Содержание в атмосфере термодинамически активных примесей (вода, углекислый газ), аэрозолей.

2. Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи .

Оригинальные тезисы пишутся как сжатое отражение собственного доклада. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.

В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис составляет отдельный абзац. В отличие от плана, который только называет рассматриваемые вопросы, тезисы должны раскрывать решение этих вопросов. Тезисы носят характер модально-утверждающего суждения или умозаключения, а не характер конкретно-фактологической констатации. Отсутствуют в тезисах примеры, цитаты. Стиль лаконичен.

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются следующие части:

– преамбула;

– основное тезисное положение;

– заключительный тезис.

По стилю изложения можно выделить два типа тезисов:

тезис глагольного строя и тезисы номинативного строя.

Формальное выражение логических связей между тезисами может быть следующим:

· вводные слова в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых… );

· противоположные по смыслу фразы (внешние факторы – внутренние причины );

· фразы-классификации (движется…, достигает…, состоит… ).

Графически логика изложения подчеркивается порядковым номером каждого тезиса.

Тезисы являются одним из наиболее устойчивых жанров научного стиля, поэтому нарушение в структуре текста, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы.

3. Аннотация – краткое, сжатое сообщение о теме и основной мысли первичного текста, дающее лишь общее представление о его содержании . Аннотация должна включать характеристику содержания в виде перечисления основных положений текста. Одна из задач аннотирования текста – показать важность или незначительность воспринятой информации. (В основе аннотирования лежит процесс смысловой группировки материала, который, в свою очередь, ведет к смысловому свертыванию теста, созданию реконструированного краткого варианта). В аннотации активно используются глагольные и причастные конструкции.

Основные принципы работы над аннотацией:

1. Перед текстом аннотации приводятся выходные данные (автор, название, место и год издания) в назывной форме.

2. Аннотация обычно состоит из двух частей: в первой части формулируется тема книги, статьи и т.п.; во второй – перечисляются основные ее положения.

3. В процессе работы над аннотацией осуществляется смысловая компрессия (сжатие) первичного текста. Элементарная операция обобщения – это замена по принципу «вид – род», например: биология – наука; экспорт Швейцарии – экономика Швейцарии; американские нефтяные магнаты – монополии. Еще один важный прием – это так называемое дескрипторное обобщение (конденсация), т.е. обобщение содержания, выраженного в пространных языковых формах, с помощью более компактных форм. Таким образом, дескриптор – это слово, словосочетание или предложение, которое выражает то или иное содержание в наиболее сжатом виде.

4. В аннотации не используются ключевые фрагменты текста-оригинала: автор аннотации создает новые формулировки, которые не содержатся в исходном тексте, то есть передает содержание «своими словами».

5. Субъект действия в аннотации обычно не называется, так как он ясен из контекста; гораздо чаще используются пассивные конструкции (глагольные и причастные).

6. В аннотации отсутствуют эмоционально-экспрессивные, образные средства и т.п., но могут и должны содержаться оценочные элементы, в которых отражаются критический личностный подход автора к первичному тексту. Чаще всего это языковые единицы с рационально-оценочной семантикой: рассматривается важная (актуальная, интересная) проблема и т.п.

7. В аннотации широко представлены клише, специализированные штампы, которые помогают автору в оформлении обобщаемого содержания. Например, с помощью таких клише дается перечень (перечисление) основных положений первичного текста, причем передача содержания часто сопровождается анализом структуры текста-оригинала.

8. Важно уяснить суть оппозиции «тема текста – идея текста». Тема всегда выражается словосочетанием. В заглавном предложении аннотации, которое выявляет тему текста, это словосочетание находится в конечной его части, например: Статья посвящена клеточной этологии. Словосочетание клеточная этология обобщает тему (субъект) всей статьи. Слово статья – это исходный пункт высказывания, который понимается как эта (данная) статья. Слово посвящена не несет особой нагрузки и выполняет роль связующего элемента. Главная мысль текста, в отличие от темы, выражается предложением. Его можно рассматривать в терминах бинарного (двойного) высказывания, которое состоит из логического субъекта и логического предиката, например: Финансовая империя переживает кризис. Характерно, что предложение, которое передает идею текста, связано с предложением, раскрывающим тему, по принципу цепной связи, например: Темой статьи является финансовая империя. (Эта) финансовая империя переживает кризис.

Широко распространенной разновидностью аннотации, главным образом библиографической, является составление текста с перечислением дескрипторных обобщающих цепочек, например: Швейцарская империя банков. История ее становления. Борьба с зарубежными соперниками. Кризис явления в западном финансовом мире. Составление такого рода аннотации, которая включает в себя тематические высказывания, проще формулирования высказываний бинарного характера. Фактически это составление своеобразного плана обобщений, состоящего из назывных словосочетаний.

Образец аннотации:

Шаммазов А.М., Абсалямова В.Ф., Мугаллимов Ф.М. Подводные переходы магистральных нефтепроводов // Трубопроводный транспорт нефти. – 2005. – № 10. – С. 18-21.

Данная статья посвящена изучению проблем, связанных с сооружением и эксплуатацией подводных переходов магистральных нефтепроводов.

В статье подробно рассмотрены вопросы проектирования, строительства, эксплуатации, технического диагностирования и капитального ремонта подводных переходов магистральных нефтепроводов.

В статье изложена методика расчета подводных переходов, описаны методы и технические средства диагностики переходов через водные преграды.

Статья предназначена для научных и инженерно-технических работников, студентов технических вузов.

Образцы клише для составления аннотаций:

В книге исследуется (что?)...

Показано (что?)...

Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)…

В монографии дается характеристика (чего?)…

Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как ...

В книге анализируется (что?)

Главное внимание обращается (на что?)...

Отмечается, что...

Подчеркивается, что...

В книге дается (что?)…

Раскрываются (что?)...

Описываются (что?)...

Особое внимание уделяется вопросам (чего?)...

В работе нашла отражение разработка проблем (чего?)...

Показывается (творческий) характер (чего?)...

Устанавливаются критерии (чего?)...

В книге подробно освещается (что?)...

Характеризуется (что?)...

Рассматривается (что?)...

В статье на основе анализа (чего?) показано (что?)...

Констатируется, что...

В заключение кратко разбирается (что?)...

Статья представляет интерес…

Статья предназначена…

Тезисы и конспект, их отличие от плана (Занятие 4)

Умение законспектировать статью или лекцию, выделить и зафиксировать тезисы своего или чужого высказывания, как и умение составить план, относится к числу важнейших практических умений, которыми необходимо овладеть школьникам. И на занятиях по факультативному курсу, и на классных занятиях, и в практической деятельности после окончания школы учащимся не раз придется столкнуться с необходимостью глубоко и прочно усвоить содержание какой-либо статьи, книги, подготовить самостоятельное публичное выступление и т. д.

Во всех этих случаях умение законспектировать прочитанное или зафиксировать основные положения будущего высказывания в форме тезисов окажет им неоценимую помощь.

Учитывая, что на факультативных занятиях школьники будут выступать с сообщениями и докладами и им потребуются названные умения, мы включили знакомство с конспектированием и тезированием в план первых занятий по факультативному курсу.

Занятие 4

Цель занятия

Познакомить учащихся с тезисами и конспектом; раскрыть особенности тезисов и конспекта как разновидностей сжатого изложения; заложить основы для формирования у школьников навыков тезирования и конспектирования.

Основные этапы работы

Вступительное слово учителя. Известно, что прочитанное гораздо лучше усваивается и понимается, если процесс чтения сопровождается конспектированием (составлением конспекта, т. е. краткого, сжатого письменного изложения содержания читаемого) или тезированием (записью тезисов - основных положений книги, статьи). Беглое, поверхностное и невнимательное чтение не принесет пользы, не обогатит ваших знаний.

Чтение - это серьезный творческий труд. "Без известного самостоятельного труда, - писал В. И. Ленин, - ни в одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину" (Поли. собр. соч., т. 23, с. 68).

Известно также, что даже крупнейшие ученые и прославленные ораторы детально разрабатывали план и тезисы своих публичных выступлений. Составление развернутого плана и тезисов освобождает от необходимости записывать свое выступление полностью, во всех деталях, чтобы затем, не отрывая глаз от написанного, читать текст. Продуманный план и тезисы обеспечивают живое общение с аудиторией, контакт со слушателями, а в этом - половина успеха оратора или лектора.

На занятии мы познакомимся с тезисами и конспектом, рассмотрим их отличие от плана и выполним некоторые практические упражнения.

Чтение учащимися раздела "Тезисы и конспект". Чтобы выяснить, как ученики усвоили содержание статьи, учитель предлагает им ответить на следующие вопросы:

1) Для чего нужно уметь составлять тезисы и конспектировать?

2) Что мы называем тезисами и чем отличаются тезисы от плана? 3) Что такое конспект? Чем отличается конспект от тезисов?

Практические упражнения. Упр. 16 (сопоставление плана, тезисов и конспекта начала статьи В. Г. Белинского "Письмо к Гоголю") выполняется коллективно под руководством учителя. Предварительно школьники знакомятся с краткой пояснительной статьей.

Вначале читается формулировка 1-го пункта плана, затем в тексте статьи В. Г. Белинского выделяется часть, соответствующая данному пункту. Устанавливается, что формулировка плана: "Причина гневной оценки Белинским книги Гоголя" - только указывает на содержание соответствующей части "Письма", но не раскрывает его.

Сопоставление конспекта со статьей приводит учащихся к выводу, что в конспекте в сжатой (обобщенной) форме изложено основное содержание первого абзаца статьи, сохранена его основная мысль и использованы слова В. Г. Белинского. Это помогает передать особенности языка статьи. (Если учитель увидит, что школьники хорошо справляются с заданием, он может предложить дальнейший анализ выполнить самостоятельно.)

Упр. 17 (сопоставление плана и тезисов к сочинению "Характеристика Простаковой") выполняется учащимися самостоятельно. Они устанавливают, что тезисы более конкретно раскрывают общие положения, сформулированные в плане, и содержат некоторый фактический материал. Так, тезис к 1-му пункту плана конкретизирует его формулировку, тезисы к 2-му и 3-му пунктам содержат фактический материал, используя который можно более конкретно раскрыть эти пункты плана.

К упражнению с текстом статьи В. Г. Белинского "Сочинения Александра Пушкина" (упр. 18) ученики подготовлены работой по анализу статьи "Письмо к Гоголю". Поэтому задание следует предложить для самостоятельного выполнения, разбив учащихся и а четыре группы.

Упр. 19 (составление тезисов устного выступления) выполняется учащимися к следующему занятию, на котором можно выслушать одно-два сообщения.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕЗИСОВ

(Из выступления Адюковой Л.А.)

В исследовательской работе трудно обойтись без таких основных умений при работе с текстами как составление тезисов, конспектирование, цитирование, свертывание информации.

Тезис – слово греческого происхождения буквально означает «положение, утверждение»; вид вторичного документа. Согласно общепринятому определению тезисы –это краткое изложение основных положений доклада, лекции, статьи без системы доказательств и фактического материала, которое содержит четко сформулированные мысли первичного документа.

Можно говорить о двух видах тезисов:

    Читательские представляют собой один из вариантов «переработки» научного текста в ходе его изучения; они пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, учебника или статьи.

В учебной практике и самостоятельной научной работе написание тезисов используется как форма работы над готовым чужим текстом. В таком случае тезисы, представляя собой наиболее краткий вариант записей, связанных с аналитической переработкой текста, оказывается в ряду других видов таких записей:

план – тезисы – конспект – реферат – обзор.

Работа над тезисами:

Главной отличительной чертой тезисов от других форм научных публикаций является обобщение информации, которое можно представить универсальным перечнем следующих аспектов содержания:

    Актуальность проблемы

    .Степень изученности проблемы

    .Целевая установка

    .Предмет рассмотрения или предлагаемый вариант решения заявленной проблемы

    Особенности (новизна) предлагаемого предмета рассмотрения

Структура тезисов : вводная часть, основная, заключительная.

Приступая к работе над тезисами, необходимо внимательно прочитать, проанализировать материалы своего исследования. Тезисы составляются на основании главных идей и положений. Составление тезисов позволяет автору глубоко проанализировать материал, выделить в нем главное.

По форме различают три типа тезисов :

    Краткие, лаконичные, четкие, категорические, в которых заключена суть основных положений работы или доклада;

    Мотивированные , с кратким объяснением выдвигаемых авторских положений;

    Развернутые , с анализом причин исследуемых процессов и явлений.

Требования к содержанию тезисов :

    Информативность тезисов, т.е. они должны быть максимально

    Четкая формулировка каждого положения.

    Логическая последовательность в изложении, т.е. отсутствие

логических противоречий как внутри отдельного положения, так и между тезисами.

    Соразмерность в содержании тезисов, т.е. учет предыдущего и

последующего «накопления» положений.

    Отсутствие тавтологий (повторения уже названного понятия другими

словами).

    Краткая и лаконичная формулировка (отсутствие обосновывающих

фактов и примеров).

    Объем тезисов должен быть от 1,5 до 3 страниц машинописного

    Соответствие тематике конференции, семинара и т.д.

    Требования к заглавию тезисов: краткость, емкость, законченность.

    Для тезисов не характерно цитирование, использование

библиографических ссылок, списков литературы, примеров, деталей, пояснений.

По сути, тезисы содержат сжатый текст. Сжатие (сокращение) текста – это извлечение основной информации без потери связности. Сокращение происходит за счет исключения менее информативных частей текста, трансформации оставшейся части, за счет замены используемых языковых средств «вместительными» синонимичными (вместо нескольких простых – одно сложное; вместо перечисления однородных членов – обобщающее слово и т.д.).

Существует несколько видов переработки, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации.

Сокращать текст можно разными способами :

1) исключить отдельные его части (соответствующие определенным пунктам плана);

2) сократить пересказ, изложение каждой части;

3) заменить развернутые предложения более простыми.

При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка:

1) составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые можно сократить;

2) в каждой части выделите главное, которое необходимо оставить;

3) сделайте более короткими предложения.

Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова.

План – выделение и формулировка основных мыслей, вопросов, которые необходимо раскрыть в высказывании (устном или письменном), их оглавление, последовательное изложение.

Работа над планом дает возможность сформировать умения и навыки по обобщению материала, его группировке и систематизации.

Тезисы – это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в тексте, в каждой его части (чему вы учились при составлении плана). Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части .

Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.

Умение сокращать текст важно не только для составления плана и тезисов, но и для составления конспекта.

В чем отличие конспекта от других видов сокращения текста?

План – это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде коротких формулировок; тезисы – основные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу.

Конспект – это краткое письменное изложение текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план.

Различают следующие в иды конспектов : план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схема­тический.

План-конспект – э то сжатый в форме плана пересказ прочи­ танного или услышанного.

Характеристика конспекта: краток, прост, бы­стро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памя­ти содержание материала.

Этапы работы :

1. Составьте план прочитанного текста или вос­пользуйтесь готовым.

2. Разъясните кратко и доказательно каждый пункт плана, выберите разумную и эффективную форму записи.

3. Сформулируйте и запишите вывод.

Текстуальный (цитатный) конспект - это конспект, созданный из отрывков подлин­ ника – цитат.

Характеристика конспекта: строится из выска­зываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Од­нако он не способствует активной мыслитель­ной работе, как правило, служит только иллю­страцией к изучаемой теме.

ТЕЗИСЫ – это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Для того, чтобы сделать тезисный конспект надо:

1) Прочесть целый абзац (еще лучше сначала просмотреть весь текст целиком). Выделить главную мысль (ключевые слова) в абзаце. Найти ключевые предложения. В них – ключевые слова.

2) отбросить в предложении детали, пояснения. Возможно, что главная мысль «разбросана» по двум или даже трем предложениям.

3) переформулировать выделенную мысль в более простой форме.

Пр: история про восп-е девочки-маугли (т.е. кратко указывается суть или название, если речь идет об известном эксперименте, научном или историческом факте)

Пример: фрагмент стенограммы телепередачи Гордона с Д. Леонтьевым и С. Братченко «Пунктирный человек»)

…Громадную ошибку допустил великий психолог Карл Роджерс который отождествил человеческий потенциал с тем, что в нас заложено от природы. Понятие "личностный рост", которое было введено в обиход Карлом Роджерсом, подразумевает, что все заложено, надо только поливать и все само прорастет. Но прорастает как раз не то, что делает человека человеком, прорастает то, что представляет собой лишь предпосылку. Наш природный потенциал не есть наш человеческий потенциал. Человеческий потенциал не внутри нас, он в наших отношениях с миром.

В человеке есть не только биологическое и социальное, но и собственно личностное, что не относится ни к тому и ни к другому. Очень красивая модель, описывающая это, была предложена американским психологом Сальваторе Мадди, автором очень оригинальной теории потребностей. Он выделяет три группы человеческих потребностей: биологические, социальные и психологические. К психологическим Мадди относит потребности в воображении, суждении и символизации: то, что никто никогда к потребностям не относил. И далее Мадди описывает два пути развития личности. Первый путь - когда мы воспринимаем себя исключительно как воплощение биологических нужд и социальных ролей, у нас доминируют биологические и социальные потребности, и мы себя самих воспринимаем как воплощение этих биологических нужд и социальных ролей и ведем себя в их логике. Это конформистский путь. Но есть еще второй вариант, когда доминирующими являются потребности психологические. У нас возникают свои образы, свой мир. Мы строим идеалы, мы проецируем себя в будущее… И мы начинаем вести себя уже по-иному, по–человечески. Можно без этого обойтись, но при этом человеческий потенциал никогда не реализуется. Это выбор, который каждый из нас делает…

Тезисы:

Карл Роджерс ложно уравнял потенциал ч-ка наследственности. А личностный рост – самораскрытию способностей.

ДАЛ Заложенное в наследственности – это лишь предпосылка. Челов-ий потенциал заложен в отношениях, а не внутри ч-ка.

ДАЛ: Три аспекта «содержания» человека:

    биологическое,

    социальное

    собственно личностное

Аналогичная идея ам.психолога Сальваторе Мадди про 3 гр-ы потребностей (биол-ие, соц-е, личностные).

По Мадди есть 2 пути р-я:

1) конформистский: когда ч-к воспринимаем себя как воплощение биол-их нужд и соц. ролей.

2) когда доминируют психол-е потребности. Ч-к строит идеалы, проецирует себя в будущее. (= личностный путь по ДАЛ.)

Ч-к сам выбирает способ жизни