Минсельхоз РФ: региональные центры компетенции послужат дополнительным импульсом развития сельхозкооперации. Основные направления государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе Эволюция сельскохозяйственных кооперативов в рыночной экономике

10 и 11 ноября в Москве состоялся IV Всероссийский съезд сельскохозяйственных кооперативов, который обсудил современное состояние, проблемы и перспективы в этом движении. В форуме участвовали фермеры, руководители Минсельхоза РФ, региональных аграрных ведомств, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, ученые.

Большой актовый зал Минсельхоза гудел многоголосьем 500 делегатов и гостей из 73 регионов. Первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов зачитал участникам приветствие главы ведомства А. Ткачева (был в командировке): «Развитие сельскохозяйственной кооперации является стратегическим направлением деятельности Минсельхоза России… Организации сельскохозяйственной кооперации должны стать надежными партнерами для малых форм хозяйствования, обеспечивая гарантированный сбыт произведенной фермерами продукции и укрепляя продовольственную безопасность страны».

Джамбулат Хатуов: инструмент обеспечения продбезопасности

В системе кооперации накопилось немало проблем, среди которых несовершенство законодательной базы, а также недостаточность финансовых и кредитных ресурсов. Автор строк помнит первый съезд в Питере при министре Федорове. С тех пор капитальных изменений нет. Разве руководители ведомства поменялись кардинально.

Энергичный первый замминистра Джамбулат Хатуов напомнил истину, что для системного развития кооперации необходимо наладить тесное взаимодействие региональных органов власти и кооперативной общественности. Создана специальная рабочая группа по совершенствованию законодательства в области кооперации.

По итогам 2015-2016 гг. гранты на строительство, реконструкцию производственных помещений, приобретение техники и оборудования, уплату части взноса по договорам лизинга получили 238 кооперативов, в регионы направлено 1,3 млрд рублей. В 2017-2020 годах поддержку сельхозкооперативов планируется увеличить до 1,5 млрд рублей ежегодно. До регионов доведены планы-задания по созданию в 2016-2017 годах не менее 1500 сельхозкооперативов с учётом региональной специфики.

Другим важным условием развития кооперации Джамбулат Хатуов назвал образовательную, информационную и идеологическую поддержку: «Необходимо рассказывать населению о преимуществах и возможностях кооперативов, о мерах поддержки, тиражировать лучшие практики». Он высказался за необходимость проведения обучающих семинаров, создания позитивного образа кооперации на селе.

Делегаты подчеркивали, что перспективным направлением развития сельскохозяйственных кооперативов является объединение их с перерабатывающими предприятиями, выстраивание агрологистической цепочки и вовлечение кооперативов в работу с оптово-распределительными центрами (ОРЦ), создание и развитие экспортно-ориентированных кооперативов.

По предварительным данным сельхозпереписи 2016 года в России насчитывается около 36 тыс. сельхозорганизаций, 175 тыс. КФХ, 18,2 млн ЛПХ. Эти товаропроизводители составляют сегодня основу агропромышленного комплекса и являются потенциалом развития кооперации.

Директор Департамента развития сельских территорий Владимир Свеженец сообщил: с 2017 года предельная сумма гранта на КФХ будет увеличена до 3 млн рублей для производства КРС мясного и молочного направления. Грантовую поддержку планируется оказать в 60 регионах России.

Пленарное заседание прошло под председательством президента АККОР Владимира Плотникова. Делегатов вживую приветствовал первый заместитель председателя аграрного Комитета Совета Федерации Сергей Лисовский.

Вячеслав Телегин: кооперация носит очаговый характер

Председатель Совета АККОР Вячеслав Телегин сразу взял быка за рога и честно вскрыл болевые точки:

– Что сегодня тормозит объединение крестьян в кооперативы? Прежде всего то, что участие в кооперативе не сокращает, а только увеличивает число проблем, которых и без того выше крыши. Это и двойное налогообложение, и дополнительные административные барьеры, в частности, двойное сертифицирование продукции. Это и проблемы с кредитами. Мы имеем примеры, когда учредителям СХПК отказывают в кредитах именно за то, что они – учредители.

Есть проблемы и финансового плана. Среднее фермерское хозяйство в прошлом году получило доход порядка 3 млн рублей. Из этих денег на кооператив фермер может выделить в лучшем случае несколько сотен тысяч. Это подтверждается и реальной практикой получения гранта на развитие кооператива.

Согласно требованиям, в СХПК может объединиться не менее 10 хозяйств. Средний размер гранта на СХПК составляет 8 млн рублей. Примерная доля собственных средств – 40% или 3-4 млн рублей. Что в расчете на одно хозяйство составляет порядка 300 тысяч рублей. Это является для большинства фермеров непосильным вкладом.

Мы считаем исключительно важным оказание сельхозкооперативам грантовой поддержки. Но, несмотря на то, что ее объемы увеличиваются и растет количество регионов-участников программы, кооперация на селе по-прежнему носит очаговый характер.

Правительство, Минсельхоз должны наращивать свое непосредственное участие в этом процессе. Государственную поддержку сельхозкооперации необходимо усиливать, ведь большая часть кооперативов, целые направления по-прежнему ее не имеют. Скажем, сегодня на нее не могут рассчитывать те из них, кто занят подработкой, переработкой, хранением, фасовкой и реализацией зерновых и зернобобовых культур, подсолнечника, кормовых и технических культур, сахарной свеклы, кооперативы по совместному использованию техники и др.

Почему мы считаем необходимым поддерживать все виды кооперации? Прежде всего потому, что они взаимодополняют друг друга, помогают друг другу развиваться. К примеру, у нас в приоритетах молочная и мясная кооперация. Но без надежной кормовой базы не будет роста производства, — «молоко у коровы на языке». А кооперативы, производящие корма, — не получают господдержки. В то же время по молочной кооперации заложен целевой показатель 10% ежегодного прироста сбыта и переработки молока.

Сама жизнь требует изменить правила выделения господдержки кооперативам: во-первых, изменить соотношение средств гранта. Сегодня средства федерального и регионального бюджетов в нем составляют 60%, а собственные средства крестьян 40%. Ситуация требует перейти к формуле 80 на 20%; во-вторых, увеличить сроки освоения гранта до 24 месяцев, так как есть высокотехнологичные цеха, требующие значительного времени для строительства и запуска; в-третьих, разрешить направлять средства гранта на подключение кооперативных объектов к инженерной инфраструктуре, уплату первоначального взноса по договорам лизинга, на строительство, реконструкцию или модернизацию подъездных путей к кооперативным объектам и т.д.

Предлагаем также разработать дополнительные меры господдержки, стимулирующие развитие кооперации, в виде субсидий из расчета на 1 тонну мяса и молока, закупаемого у членов кооператива – КФХ и ЛПХ для переработки в кооперативных цехах, производствах.

Учитывая низкий уровень информированности и знаний сельских предпринимателей, крестьян о кооперации и ее преимуществах, высока востребованность информационно-консультационных центров. К сожалению, это важное направление также не имеет господдержки. И это – просчёт.

В последние годы в наш оборот входит понятие «опорный фермер». К нему тяготеют малые подворья. Они получают от опорного фермера помощь техникой, транспортом, сеном, зерном. Он дает работу соседям-односельчанам, расширяет производство. Стихийная, теневая, начальная кооперация решает текущие проблемы, помогает выживать крестьянству. И ключевая задача — поддержать на старте эти ростки кооперации, обеспечить их развитие, переход в новое качество.

Особо следует сказать о сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах. Потому что для любого кооператива, в том числе для тех, кто получил грант, для всех МФХ главный вопрос — где брать деньги на текущие нужды, на развитие. Ситуация – сверхкритическая. Если в 2011 году МФХ – а это КФХ, ЛПХ, СХПК – было выдано субсидированных кредитов 63,4 млрд рублей, то в 2015 – 4,7 млрд. В 13 раз меньше. Соответственно, доля МФХ в общем объеме за этот период сократилась с 13,5% до 0,6% — в 22,5 раза.

В 2015 году на компенсации процентных ставок планировалось в Госпрограмме выделить 4,8 млрд рублей, а реально выплачено субсидий 130 млн, в том числе кооперативам только 56 млн. На какие цели и кому пошли остальные средства?! Добавим к этому, что банки сворачивают филиальную сеть. Только за три последних года она сократилась с 42 до 35 тысяч.

Ситуация для МФХ становится все хуже. И главная надежда на ее спасение связана с развитием сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации. Требуем включить кредитную кооперацию в Госпрограмму и обеспечить ее достойным финансовым ресурсом. Иначе крестьянин останется вообще без средств на поддержание и развитие своих хозяйств и кооперативов.

В первую очередь предлагаем предоставить Фонду развития сельскохозяйственной кредитной кооперации долгосрочный целевой беспроцентный государственный займ на развитие кредитных кооперативов в размере 2 млрд рублей сроком на 20 лет с погашением равными долями после пяти лет освоения.

Несправедливо и рискованно растворять в «единой субсидии» сектор МФХ, включая сельхозкооперацию. Предлагаем Правительству РФ, Минсельхозу РФ и Госдуме предусмотреть в проекте закона «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» выделение отдельной строкой мероприятия по поддержке МФХ на селе, в том числе кооперативов, в соответствии с Госпрограммой.

В статье 123.1. Гражданском кодексе необходимо исключить сельскохозяйственные потребительские кооперативы из организаций, которые не распределяют полученную прибыль между участниками, и закрепить порядок распределения доходов между членами СХПК, который предусмотрен законом «О сельскохозяйственной кооперации…

Дмитрий Зубов: мы не конкуренты – мы партнеры

На пленарном заседании выступил новый председатель Совета Центросоюза Дмитрий Зубов:

– Коллеги! Я приветствую вас от всех кооператоров России! Почему я сказал коллеги, потому что считаю, что кооперативное движение всеобщее. Став председателем Центросоюза, я понял, что нам не надо строить Министерство кооперации. Есть Министерство промышленности и торговли, другие ведомства. А надо помочь кооператорам и создать условия, при которых кооперативное движение начнет развиваться.

Мы не конкуренты, мы партнеры. Мы с вами органично дополняем друг друга — идеальная ситуация. Сельхозкооперативы – должны произвести как можно больше. Потребительские – закупить, переработать, продать и, еще лучше: заранее сообщить вам, сколько купили бы у вас сырья и по какой цене. Нам нужен Информационно-методический центр, который сможет обобщить передовой опыт. В чем наша совместная деятельность – кооперативы всякие нужны, кооперативы всякие важны.

В нашей программе следующие основные направления развития. Первое. Разработка нормативной базы. Она должна быть простой и удобной для кооператора. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала нас, создается рабочая группа по совершенствованию законодательства о потребительской кооперации. Второе. Наша цель – финансовая устойчивость кооперативов. Мы на форуме в Сочи подписали Соглашение со Сбербанком. В нем много прописанных программ. Мы должны учить наших людей правильно оформлять документы и брать деньги.

Парадоксальная ситуация на сегодня: всем нам не хватает денег, но существует банковская система, которая все больше и больше увеличивает депозиты – это когда банкам некуда размещать деньги, и они под малый процент отдают в ЦБ. Значит, мы не готовим проекты. В чем наше сильное отличие: потребительская кооперация сегодня – это около 40 тысяч магазинов, это огромная товарно-реализационная сеть. Но к нашему стыду, многие торговые заведения арендуют помещения или представляют из себя мелкие лавочки. Сейчас работаем над тем, чтобы магазины объединить в единую сеть, чтобы гарантированно забирать у местных производителей продукцию, выстроить с ними партнерские отношения.

Исторически так сложилось, что потребительская кооперация сегодня имеет инфраструктуру в каждом областном, районом центре. Я предлагаю вам активнее взаимодействовать с нашими отделениями потребкооперации – нам делить нечего, мы все в одной системе. Минсельхоз вышел с инициативой в Правительство, чтобы мы нормативно закрепили эту форму кооперативного движения, имели четкость, ответственность. Мы открыты к сотрудничеству и работе.

Наталья Чернецова: новая структура Госпрограммы поможет МФХ

Выступления директора Департамента экономики и господдержки АПК Минсельхоза РФ Натальи Чернецовой ждали как манны небесной. И это понятно. За сухими цифрами доклада делегаты выстраивали свою дальнейшую жизнь, отношения с банками, с чиновниками. Она поведала:

– Федеральным бюджетом на 2016 год на развитие МФХ предусмотрено 10,2 млрд рублей. Сельзтоваропроизводителям перечислены на счета федеральных казначейств в субъектах 9,8 млрд, в том числе: на субсидирование процентных ставок по кредитам – 1,7 млрд, начинающим фермерам – 3,8 млрд, семейным животноводческим фермам – 3,4 млрд и на развитие материально-технической базы сельхозкооперативов – 845 млн (скудно, конечно, но и эти деньги регионы зажали – Авт.). Размер использования федеральных денег равен 99,8%, а региональная часть хромает. В основном это касается возмещения части процентной ставки по заемным ресурсам, привлеченным МФХ. Из региональной части до сельхозкооперативов, КФХ и ЛПХ доведено всего…58%.

Это одна из причин, которая повлекла за собой необходимость пересмотра Госпрограммы, структура которой вызывала критику на всех уровнях. В первую очередь, за невозможность оперативного реагирования на изменения, которые происходили на уровне регионов в течение года. Действующее бюджетное законодательство ограничивало перераспределение средств между направлениями господдержки, как того требовала жизнь, подчеркнула докладчик. Для того, чтобы повысить качество управления деньгами, были приняты решения, которые легли в основу новой структуры Госпрограммы. Сегодня в структуру Госпрограммы входят пять подпрограмм и две федеральные программы. Удалось отстоять целевые программы по устойчивому развитию сельских территорий и мелиорации.

Единая субсидия, о которой много говорят, включала 27 мер поддержки. Для того, чтобы не было соблазна обидеть МФХ, заметила директор, разработаны правила предоставления субсидий, проект которых находится в правительстве. Мы предусмотрели увеличение гранта для начинающих фермеров с 1,5 до 3 млн рублей, семейных животноводческих ферм – с 21,6 до 30 млн.

Есть еще новшество. С 2017 года намечено ввести механизм льготного кредитования. Будут прекращены расходы товаропроизводителя на обслуживание кредитов в два раза. Сейчас он, получая кредит в банке, приходит в органы АПК. Там его могут не принять, ссылаясь на отсутствие денег, и он находится в постоянном режиме ожидания: возьмут у него заявку на возмещение процентной ставки или нет. А льготный механизм кредитования предполагает, что заемщик приходит в банк, берет кредит под 5%. Дальше вступают в силу взаимоотношения между федеральным органом исполнительной власти и банком, в который перечисляются субсидии в размере 10% (ключевая ставка ЦБ на данный момент). Новшество позволяет сократить время оформления документов.

И самое важное, чтобы обеспечить доступ МФХ к заемным ресурсам, мы предусмотрели в правилах необходимость предоставления 20% субсидий на кредиты, полученные МФХ, подчеркнула Н. Чернецова. Это облегчит равный доступ к заемным ресурсам как крупным заемщикам, так и мелким. Для работы определены 10 системно значимых банков, потом их будет больше.

Говорят делегаты съезда

Председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияр Байтемиров: в Республике создано 11 кооперативов. К примеру, сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой перерабатывающий потребительский кооператив «Индейка» работает с фермерскими и личными подсобными хозяйствами, имеет полный цикл – от вывода птенцов до реализации мяса индейки. Поголовье птиц составляет от 90 до 100 тысяч. Планируется, что в 2017 году объем реализации мяса индейки составит 3600 тонн, а к 2010 году возрастет до 7200 тонн. По расчетам ежегодная выручка составит 630 млн.рублей и более. Продукция высокого качества реализуется в Татарстане, Белоруссии, Новосибирске.

Одна из самых острых – нерешенный земельный вопрос. Надо создать комиссию, чтобы работать с Госдумой по изменению законодательства. Необходимо скорректировать схему софинансирования сельхозкооперативов: 60% должны составить средства федерального бюджета, 20% — регионального, 20% -сельскохозяйственного потребительского кооператива.

Варвара Баишева, председатель сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива второго уровня «Саха Кредит»: в Республике работают 78 кооперативов, из которых 56 объединены в региональную двухуровневую систему во главе с сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативом «Саха Кредит». Система «Саха Кредит» через СКПК первого уровня оказывает финансовые услуги более чем 16 тысячам пайщиков в 26 улусах республики. Благодаря господдержке Республика Саха (Якутия) сейчас занимает 3 место в стране по количеству действующих кооперативов.

Председатель снабженческо-сбытового кооператива «Колос» Николаевского района Волгоградской области Айгуль Рушанова: для развития сельхозкооперации необходимо решить земельный вопрос. Ведь без земли нет развития, а получить ее можно только через конкурс. Необходимо установить арендную плату в размере уровня земельного налога или с применением минимальных коэффициентов расчета арендной платы, при этом зафиксировать ее на момент заключения договора на весь период аренды.

– Выступления были по делу, острые и конкретные. Надо выбрать рациональный путь движения, потребкооперативам и сельхозкооперативам консолидироваться. Мы звенья одной цепи, между нами не должно быть конкуренции. Очень важно вместе работать над единым законодательством по кооперации, позволяющим людям объединяться в кооперативы и работать на село, на обеспечение продовольственной безопасности России. Работая в своей сфере, должны стать партнерами. Тогда дело пойдет. Производители – производят, и не должны ломать голову, как продать сделанное. Потребкооперация сохранит, переработает и реализует продукцию. Вот этот паровозик пустить. Мы – братья по крови!

В заключение. По словам Джамбулата Хатуова, кураторами кооперации будут сразу три заместителя министра с/х РФ, а развитие кооперации перенести на уровень Национального приоритетного проекта.

В приветствии главы аграрного ведомства РФ А. Ткачева съезду говорится: «На сегодняшний день пора переходить к обсуждению конкретных мер, направленных на решение стоящих перед сельхозкооперативами вопросов». Было бы вернее: переходить не к обсуждению, а к делам.

Наша справка : По данным Росстата на 1 января 2016 года в России числится 8313 сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК), 6293 сельскохозяйственных потребительских кооператива (СПоК), работающих из которых – 3491 (55%). В структуре кооперативов наибольшую долю занимают снабженческо-сбытовые, кредитные и перерабатывающие кооперативы.

На снимках: во время съезда

Наступивший год должен стать переломным в сфере развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. Более того, по мнению руководства Минсельхоза России, вектор развития этого важного направления сельского хозяйства должен быть возведен в ранг национального приоритета.

Что сегодня конкретно тормозит объединение крестьянского сообщества в кооперативы? Какие меры государственной поддержки могут стимулировать эффективное и качественное функционирование потребкооперации в сфере АПК? На эти и другие актуальные вопросы специально для нашей газеты отвечает председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) России Вячеслав Телегин.

Вячеслав Владимирович, в своем выступлении на последнем Всероссийском съезде сельхозкооперативов, который проходил в Москве в конце 2016 года, вы подчеркнули, что «участие в кооперативе представителей крестьянского сообщества не сокращает, а только увеличивает число проблем, которых и без того выше крыши». Можно вас попросить конкретизировать свое суждение в этой части?

В первую очередь это двойное налогообложение и дополнительные административные барьеры, в том числе двойное сертифицирование продукции. Вторая проблема связана с кредитами. Мы имеем достаточно примеров, когда учредителям сельхозкооперативов отказывают в кредитах именно за то, что они - учредители.

Это порождает в свою очередь и проблемы финансового плана.

Бесспорно. Простой пример: среднее фермерское хозяйство в прошлом году получило доход порядка трех миллионов рублей. Из этих денег на кооператив фермер может выделить в лучшем случае несколько сотен тысяч. Это подтверждается и реальной практикой получения гранта на развитие кооператива.

Согласно требованиям в СХПК может объединиться не менее десяти хозяйств. Средний размер гранта на СХПК составляет восемь миллионов рублей. Примерная доля собственных средств - 40 процентов, или порядка 3-4 миллионов. А это в расчете на одно кооперативное хозяйство составляет около 300 тысяч рублей, что является для большинства фермеров непосильным вкладом.

Мы считаем исключительно важным оказание сельхозкооперативам грантовой поддержки. Но, несмотря на то, что ее объемы увеличиваются и растет количество регионов - участников программы, кооперация на селе по-прежнему носит очаговый характер.

Глава страны определил, что всемерное развитие фермерства и сельхозкооперации является важным государственным приоритетом. Государственную поддержку сельхозкооперации необходимо усиливать, ведь большая часть кооперативов, целые направления по-прежнему ее не имеют.

Вы знаете, сегодня на гранты не могут рассчитывать те из них, кто занят переработкой, хранением, фасовкой и реализацией зерновых и зернобобовых культур, подсолнечника, кормовых и технических культур, сахарной свеклы, сельхозкооперативы по совместному использованию техники и другие.

Но ведь эти направления, о которых вы говорите, предусмотрены Концепцией развития сельхозкооперации и должны быть обеспечены господдержкой.

Мы в АККОР России считаем необходимым поддерживать все виды кооперации. Прежде всего потому, что они взаимодополняют друг друга, помогают в эффективном развитии.

К примеру, у нас в приоритете сельхозкооперативы, которые специализируются на молоке и мясе. Но без надежной кормовой базы не будет эффективного роста производства: молоко у коровы на языке. А кооперативы, производящие корма, не получают господдержку. И это сдерживает развитие как одних, так и других.

В то же время по молочной кооперации заложен целевой показатель 10 процентов ежегодного прироста сбыта и переработки молока. Показатель существенный, но его можно достичь, если подходить к развитию кооперативного движения системно и комплексно.

То есть реалии дня сегодняшнего требуют в корне изменить правила государственной поддержки кооперативов.

Это аксиома. Во-первых, нужно изменить соотношение средств гранта. Сегодня средства федерального и регионального бюджетов в нем составляют 60 процентов, а собственные средства крестьян - 40. Ситуация требует перейти к формуле в процентном соотношении 80 на 20.

Во-вторых, имеет смысл увеличить сроки освоения гранта до 24 месяцев, так как есть высокотехнологичные цеха, требующие значительного времени для строительства и запуска.

В-третьих, нужно разрешить направлять средства гранта на подключение кооперативных объектов к инженерной инфраструктуре, уплату первоначального взноса по договорам лизинга, на строительство, реконструкцию или модернизацию подъездных путей к кооперативным объектам и т.д.

Также необходимо разработать дополнительные меры господдержки, стимулирующие развитие кооперации, в виде субсидий из расчета на одну тонну мяса и молока, закупаемого у членов кооператива - КФХ и ЛПХ, для переработки в кооперативных цехах, на производствах.

Вячеслав Владимирович, не считаете ли вы, что сегодня крайне низкий уровень информированности и знаний сельских предпринимателей, крестьян о потребительской кооперации и ее преимуществах. И в этой части высока востребованность информационно-консультационных центров. К сожалению, это важное направление также не имеет господдержки. И это просчет.

Так и есть на самом деле. Создание таких центров не требует особых затрат - много на них не сэкономишь, а польза будет значительная.

В последние годы в наш оборот входит понятие «опорный фермер». К нему тяготеют малые подворья: они получают от опорного фермера помощь техникой, транспортом, сеном, зерном. Он дает работу соседям-односельчанам, расширяет производство.

Стихийная, теневая, начальная кооперация решает текущие проблемы, помогает выживать крестьянству. Ключевая задача - поддержать на старте эти ростки кооперации, обеспечить их развитие, переход в новое качество. Кроме того, мы считаем, что меры господдержки должны быть распространены на вновь создаваемые сельскохозяйственные кооперативы.

Особая тема - сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы. Проблема в том, что для любого кооператива (в том числе получившего грант), для всех малых форм хозяйствования главный вопрос - где брать деньги на текущие нужды и развитие.

Вы очень верно подметили. Ситуация сверхкритическая. Если в 2011 году малым формам хозяйствования - а это КФХ, ЛПХ, СХПК - было выдано субсидированных кредитов на 63 миллиарда 400 миллионов рублей, то в 2015-м - только на 4 миллиарда 700 миллионов рублей, то есть в 13 раз меньше. Соответственно доля малых форм хозяйствования в общем объеме за этот период сократилась с 13,5 до 0,6 процента - в 22,5 раза.

В 2015 году на компенсацию процентных ставок планировалось в госпрограмме выделить 4 миллиарда 800 миллионов рублей, а реально выплачено субсидий 130 миллионов, в том числе кооперативам - только 56 миллионов рублей.

Добавим к этому тот факт, что банки сворачивают филиальную сеть. Только за три последних года она сократилась с 42 до 35 тысяч, а за следующие десять лет, по прогнозам экспертов Банка России, уменьшится еще в два раза.

Как понимаете, ситуация для малых форм хозяйствования не самая радужная.

Главная надежда на ее спасение связана с развитием сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации.

Мы в АККОР России считаем необходимым включить кредитную кооперацию в госпрограмму и обеспечить ее достойными финансовыми ресурсами. Иначе крестьянское сообщество останется вообще без средств на поддержание и развитие своих хозяйств и кооперативов.

Надо понимать, что сегодня по объемам выданных кредитов - около 12 миллиардов рублей - сельскохозяйственная потребительская кредитная кооперация в числе лидеров среди кредиторов малых форм хозяйствования, а потому заслуживает всемерной поддержки.

В связи с этим в первую очередь предлагаем поддержать Фонд развития сельскохозяйственной кредитной кооперации, предоставив ему долгосрочный целевой беспроцентный государственный займ на развитие кредитных кооперативов в размере не менее 2 миллиардов рублей сроком на 20 лет с погашением равными долями после пяти лет освоения.

Государственная поддержка развития сельскохозяйственной кооперации - это не только финансовый вопрос. Серьезным сдерживающим фактором является несовершенство законодательной базы.

И здесь проблем немало. Остановлюсь на трех наиболее значимых.

Во-первых, в статье 123.1. Гражданского кодекса РФ необходимо исключить сельскохозяйственные потребительские кооперативы из организаций, которые не распределяют полученную прибыль между участниками, и закрепить порядок распределения доходов между членами СХПК, который предусмотрен в другом федеральном законе - «О сельскохозяйственной кооперации», положительно зарекомендовавшем себя на протяжении двадцати лет.

Во-вторых, в Налоговом кодексе РФ нужно предусмотреть снижение удельного веса оказываемых услуг СХПК для своих членов с 70 до 50 процентов, как это записано в законе «О развитии сельскохозяйственной кооперации», а также изменить другие нормы Гражданского кодекса, которые не учитывают специфику сельскохозяйственной потребительской кооперации.

В-третьих, в Кодексе об административных правонарушениях РФ значительно снизить штрафные санкции для потребительских кооперативов и их руководителей в соответствии с принципом пропорциональной ответственности.

Правовых проблем очень много, по некоторым требуется согласование позиции внутри кооперативного сообщества и с государственными органами.

Сельхозкооперация является магистральным путем развития сельского хозяйства и прежде всего малых форм хозяйствования. Очевидно, что центральная фигура в кооперативном движении на селе - это фермер. Чем прочнее он стоит на земле, тем действеннее фермерское движение, тем увереннее идет развитие кооперации. Сильная кооперация - важнейшее условие благополучия и развития фермерских хозяйств, реального подъема сельских территорий, а значит, повышения качества жизни людей, живущих в сельской местности.

Именно поэтому сельхозкооперация на деле должна стать стратегически значимым направлением нашей аграрной политики.

Записал Борис Бербеков, Москва - Нальчик

Важнейшей чертой развития агропромышленного комплекса в развитых странах на современном этапе является кооперирование крестьянских хозяйств с общественным сельскохозяйственным производством.

Для активизации производственной деятельности крестьянских хозяйств необходим поиск путей улучшения материально-технического снабжения и обслуживания, развития снабженческо-производственно-сбытовой крестьянской кооперации, что требует разработки конкретных рекомендаций по практической реализации данной задачи с учетом сложившихся региональных условий.

Опыт Венгрии, Болгарии, Польши, Японии, США и Голландии свидетельствует, что техническая оснащенность производства позволяет мелким хозяйствам достигнуть высокой эффективности. Благодаря широкой механизации сельскохозяйственных работ американские фермеры увеличивают размеры своих хозяйств, повышают производительность труда. Составляя менее двух процентов от общей численности населения, они производят столько продукции, что не только кормят своих соотечественников, но и обеспечивают экспорт сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время в большинстве развитых капиталистических стран сельскохозяйственные кооперативы - это наиболее массовая экономическая организация фермеров. Кооперативное движение в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, Нидерландах и Японии характеризуется практически стопроцентным охватом сельскохозяйственного населения. Во Франции и ФРГ кооперативы объединяют не менее восьмидесяти процентов всех сельских предприятий.

В современной структуре сельскохозяйственной кооперации можно выделить объединения по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, снабжению средствами производства, кредитованию, производственному обслуживанию, а также кооперативы в сфере производства. В большинстве развитых стран значительные позиции принадлежат кооперации на стыке сельского хозяйства со смежными отраслями экономики. Особенно значительна роль фермерских кооперативов в организации сбыта продукции сельского хозяйства, как в целом, так и отдельных ее видов. В ряде случаев кооперативы организуют переработку и сбыт специализированной продукции, идущей как на внутренний рынок, так и на внешний, создавая соответствующие производственно-сбытовые системы.

Во Франции, Италии, Португалии и Германии, виноделие которых во многом определяет конъюнктуру на мировом рынке вина, 35 - 46% (во Франции до 70%) его производства и сбыта осуществляют кооперативы. В Нидерландах, дающих треть мирового производства крахмала, кооперативные организации обеспечивают основную часть его переработки и сбыта, поставляют на рынок 75% шампиньонов и цветов. Датские кооперативы сбывают 98% пушнины. Производимая индивидуальными фирмами продукция, как правило, направляется на переработку на принадлежащие кооперативам предприятия, которые так же учитываются статистикой в сфере промышленности. Поэтому высокий удельный вес кооперативов в сбыте сельскохозяйственной продукции свидетельствует о том, что они контролируют и значительную часть пищевой промышленности. Так, например, в Дании, Финляндии, Нидерландах, Франции и Швеции кооперативный сектор обеспечивает 45 -50% объема продукции пищевой промышленности. В сферу кооперативной деятельности почти целиком входит такая важная отрасль пищевой промышленности, как переработка молока. В ряде стран кооперативы имеют высокий удельный вес в переработке мяса (Скандинавия), зерновых (Швеция, Нидерланды, Франция), овощей и фруктов (Дания, Нидерланды, Бельгия, Франция, Германия), оливкового масла (Франция, Испания), спирта (Франция, Швеция).

Кооперативная пищевая промышленность развитых стран отличается, как правило, высоким техническим уровнем и высоким качеством продукции. Стабильная доля кооперативного сектора в производстве продовольственной продукции является свидетельством того, что в условиях жесткой конкурентной борьбы кооперативы постоянно совершенствуют производственную базу принадлежащих им предприятий пищевой промышленности путем перехода к глубокой переработке сельскохозяйственного сырья на основе безотходной технологии, чутко реагируя на потребительский спрос и конъюнктуру рынка.

Другое важное направление кооперативной деятельности - производственное снабжение фермерских хозяйств. На долю закупочно-снабженческих кооперативов в Единой Европе приходится примерно 50% объема поставок товаропроизводителям необходимых им средств производства. Основа кооперативной снабженческой деятельности - обеспечение минеральными удобрениями и кормами. Доля таких кооперативов в США, Франции, Германии, Нидерландах, Швеции, Дании и Норвегии составляет 50 - 65%. В ряде стран кооперативам принадлежит существенная роль в снабжении фермеров семенами. Например, в Дании на их долю приходится 35% поставок всего семенного материала, в Ирландии - 55%, в США - 15%, во Франции - 73%. Следует отметить, что в современных условиях для кооперативного движения характерны тенденции к диверсификации деятельности кооперативов различных видов, к углублению связей между ними, совмещению в рамках одной кооперативной организации нескольких функций по экономическому обслуживанию фермерских хозяйств. Например, в Германии около 60% кредитных кооперативов одновременно занимаются сбытовыми и снабженческими операциями. Развивая технологии переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, обеспечивая производственное снабжение фермерских хозяйств, кооперативы способствовали созданию современной инфраструктуры продовольственной сферы, включающей не только пищевую промышленность, но и механизированное транспортное и складское хозяйство. Избавление фермера от трудностей, связанных со сбытом продукции и приобретением средств производства позволяет повысить эффективность фермерского производства, а от этого в конечном итоге зависит и продуктивность аграрного сектора в целом. Помимо специализированных кооперативов, разнообразную деятельность по производственному обслуживанию фермеров ведут также сбытовые и снабженческие кооперативы.

Во всех развитых капиталистических странах кооперативы ведут широкую консультационно-информационную деятельность на базе использования разветвленной сети учреждений и служб, связанных с научно-исследовательской работой, внедрением достижений науки в производственную практику. Так, в Нидерландах в системе кооперативных организаций имеется институт по изучению современных методов содержания и кормления домашних животных, институт птицеводства, несколько семеноводческих центров, широко разветвлена консультативная служба.

Опыт функционирования сельскохозяйственной кооперации в развитых странах свидетельствует о многообразии ее организационных форм и структур. Однако основу организационной структуры сельскохозяйственного кооперативного движения при всех условиях составляют базирующиеся на индивидуальном членстве первичные кооперативные организации. Осуществляя связи индивидуального фермерского производства со смежными отраслями экономики в рамках агропромышленного комплекса, они являются главным элементом системы кооперативного бизнеса. В целях повышения эффективности деятельности и для защиты своих интересов первичные кооперативы объединяются в союзы и ассоциации, создавая кооперативы кооперативов. В практике большинства развитых стран это объединение осуществляется по отраслевому, территориальному или территориально-отраслевому принципу.

Действуя в интересах своих членов, сельскохозяйственные кооперативы способствуют ускорению темпов индустриализации сельского хозяйства. Кроме того, развивая связи сельского хозяйства со смежными отраслями, кооперативы тем самым наиболее рентабельно используют аккумулируемые ими финансовые ресурсы, что способствует укреплению их позиций в борьбе с ростовщическим и посредническим капиталом. Создание собственной кооперативной системы кредитного обслуживания сельского хозяйства в ряде стран в известной степени способствует уменьшению их зависимости от коммерческих банков. Организуя в интересах фермеров систему обслуживания сельскохозяйственного производства и сбыта продукции, кооперативы действуют в то же время в интересах всего общества, нормальное функционирование которого невозможно без высокого уровня развития сельского хозяйства.

Разумеется, к такому высокому уровню кооперативное движение пришло не сразу. Для этого потребовалось не менее ста лет. Что касается России, то здесь можно отметить два периода некоторого оживления развития сельскохозяйственной кооперации: функционирование кредитных кооперативов в середине XIX века и специализированных кредитных кооперативов в период НЭПа. Однако цивилизованным формам кооперации в нашей стране так и не суждено было проявиться по известным причинам. И только в наши дни стала возрождаться сельская кредитная кооперация, так необходимая для развития агропредпринимательства. Но темпы ее становления пока слишком малы, чтобы говорить о развитии, как таковом. Например, на Урале, в прежнем его территориальном измерении, где проживает 20 млн. человек, нет ни одного сколько-нибудь заметного кредитного кооператива. А ведь именно с сельской кредитной кооперации начиналось развитие агрокооперации в ныне развитых странах.

Достаточно вспомнить Райфайзенские кредитные кассы в Австро-Венгрии. Имея дешевый кредит, крестьяне получают возможность развивать свои хозяйства, закрепляя свое положение участием в других кооперативах (производственно-перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, агросервисных, консалтинговых). Ведь зарубежный фермер является членом нескольких кооперативов, чем и сильна их агрокооперация.

Но, пожалуй, сила фермерской кооперации не только в этом. Огромное значение имеет развитие интеграции с другими сферами АПК и даже отраслями экономики. Например, несколько десятков тысяч шведских фермеров, объединив свои средства через кооперацию, скупают контрольные пакеты акций комбикормовых и перерабатывающих предприятий, машиностроительных фирм и даже нефтеперегонных заводов и становятся мощными кооперативно-корпоративными структурами, работающими на интересы фермерства.

Именно такое направление развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции следует считать стратегическим и для нашего многомиллионного крестьянства России - страны, являющейся родиной всемирно известного экономиста-аграрника Александра Васильевича Чаянова, расстрелянного в 30-е годы XX века за свои идеи крестьянской кооперации, идущей вразрез со сталинской псевдокооперацией. А ведь именно благодаря идеям и рекомендациям талантливого ученого зарубежная кооперация получила такое широкое развитие.

21 мая в Министерстве сельского хозяйства России состоялось селекторное совещание по вопросу координации деятельности и задач, стоящих перед региональными центрами компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации.

В совещании принял участие директор Департамента развития сельских территорий Владимир Свеженец, генеральный директор - председатель правления АО «Корпорация «МСП» Александр Браверман, представители региональных органов управления АПК, АО «Росагролизинг», АО «Россельхозбанк», а также кооперативных союзов и ассоциаций.

Владимир Свеженец сообщил, что Минсельхоз России ведет планомерную работу по развитию сельхозкооперации, регулярно разрабатывает новые механизмы поддержки и стимулирует увеличение средств на эти цели.

Директор департамента напомнил, что сегодня максимальный размер гранта для сельхозкооперативов составляет 70 млн рублей, из них 60% - средства федерального и регионального бюджетов, 40% - собственные средства кооператива.

В 2017 году из федерального бюджета на грантовую поддержку кооперативов было направлено 1,5 млрд рублей. В результате поддержку получили 174 кооператива в 61 регионе, средний размер гранта составил 10,7 млн рублей. (В 2016 году из федерального бюджета было выделено 900 млн рублей; грант получили 164 кооператива в 44 регионах, средний размер господдержки - 7,5 млн рублей).

«Интерес к развитию сельхозкооперации год от года возрастает. Сегодня мы представляем регионам совместный продукт Минсельхоза России, АО «Корпорация «МСП», АО «Росагролизинг», АО «Россельхозбанк», который позволит развивать сельхозкооперацию более эффективно. Задача регионов - детально разобраться в этом и довести информацию до каждого фермера», - сообщил Владимир Свеженец.

Александр Браверман рассказал о комплексе мер поддержки для сельхозкооперативов и фермеров-членов кооперативов.

По его словам, с 2016 года АО «Корпорация МСП» совместно с Минсельхозом России реализуется приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в части развития сельхозкооперации в регионах России.

В рамках приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы АО «Корпорация «МСП» совместно с Минсельхозом России разработаны рекомендации по разработке государственных программ (подпрограмм) развития сельхозкооперации на основе лучших региональных практик. Одновременно в рамках приоритетного проекта проводится работа по определению региональных центров компетенций, с этой целью АО «Корпорация «МСП» разработаны Методические рекомендации по определению положения о центре компетенций в сфере сельхозкооперации.

В настоящее время в регионах определено 36 центров компетенций.

«Центры компетенций в сфере развития сельскохозяйственной кооперации на региональном уровне будут ключевыми объектами инфраструктуры развития этого направления. Их основная задача - информационно-консультационная и методологическая помощь кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, сопровождение их при подготовке бизнес-планов и технико-экономических обоснований, заявок на получение субсидий из федерального и регионального бюджетов, организация и проведение семинаров и сессий; консультирование по использованию сервисов Портала Бизнес-навигатор, разработанного АО «Корпорация «МСП» и многое другое», - сообщил Александр Браверман.

Генеральный директор АО «Корпорация «МСП» рекомендовал регионам ускорить разработку программ и оперативно довести их до непосредственных потребителей.

Предполагается, что центры компетенций обеспечат эффективную (многоуровневую) поддержку и развитие системы сельскохозяйственной кооперации.
Кроме того, центры позволят систематизировать работу по развитию сельхозкооперации, а также будут способствовать увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства заинтересованных в создании сельскохозяйственных кооперативов.

Представители регионов доложили о готовности центров, а также рассказали о проблемах и преимуществах данного направления.

ВВЕДЕНИЕ Термин «сельскохозяйственная кооперация» все чаще встречается в аграрной сфере, в сельскохозяйственной литературе, на полосах газет. Это явление почти незнакомо современному человеку, что негативно сказывалось на развитии всего сельского хозяйства. Это происходило на фоне масштабного развития сельскохозяйственной кооперации в ведущих странах мира с интенсивными высокоразвитыми аграрными технологиями.

За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, составляющие тем неменее, индивидуально-семейный сектор сельского хозяйства, а также малые сельскохозяйственные организации стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом.

В стране функционирует 261,4 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (общая площадь земли 19200,4 тыс. га, в среднем на хозяйство 73 га); 16,0 млн. личных подсобных хозяйств (7014 тыс. га; 0,44 га); 14,5 млн. семей занимаются садоводством (1259 тыс. га, 0,09 га), 4,3 млн. семей огородничеством (408 тыс. га, 0,10 га), 19,3 тыс. малых сельскохозяйственных организаций (в них занято 203 тыс. работников) .

В перспективе социально-экономическая роль индивидуально-семейного сектора (прежде всего, крестьянских (фермерских) хозяйств и высокотоварных личных подсобных хозяйств) усиливается, особенно в наполнении местных и региональных агропродовольственных рынков, в производстве продукции «экологического сельского хозяйства», предоставлении общественных благ (сохранении сельского расселения, сельского образа жизни и культуры; удовлетворение рекреационных потребностей; обеспечение социального контроля над территорией).

В результате реформирования крупных и средних неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, значительная часть их земельных, материально-технических и трудовых ресурсов переместится в малые предприятия, в крестьянские (фермерские) и высокотоварные личные подсобные хозяйства.

В настоящее время производственный и социальный потенциал фермерских хозяйств, и других малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно. Владельцы хозяйств, сельские предприниматели испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем. Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания индивидуально-семейных хозяйств и малых сельскохозяйственных предприятий является создание сельхозпроизводителями потребительских кооперативов.

В данной работе мне бы хотелось рассмотреть:

1. Что же такое «потребительский кооператив»

2. Определить проблемы, тормозящие развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.

3. И роль государства в поддержке потребительских кооперативов.

1 .Основные понятия сельскохозяйственной потребительской кооперации

В данной работе используются определения понятий данные в действующем Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» . Приведем несколько понятий необходимых для данной работы:

Сельскохозяйственная кооперация - система сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их союзов;

Сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив (далее также - кооператив) может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива (далее также - производственный кооператив) или сельскохозяйственного потребительского кооператива (далее также - потребительский кооператив);

Член кооператива - принимающее личное трудовое участие в деятельности производственного кооператива физическое лицо либо принимающее участие в хозяйственной деятельности потребительского кооператива физическое или юридическое лицо, удовлетворяющие требованиям настоящего Федерального закона и устава кооператива, внесшие паевой взнос в установленных уставом кооператива размере и порядке, принятые в кооператив с правом голоса и несущие по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность;

Ассоциированный член кооператива - физическое или юридическое лицо, внесшее паевой взнос, по которому оно получает дивиденды, несущее риск убытков, связанных с деятельностью кооператива, в пределах стоимости своего паевого взноса и имеющее право голоса в кооперативе с учетом ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и уставом кооператива;

Паевой взнос члена кооператива - имущественный взнос члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в паевой фонд кооператива деньгами, земельными участками, земельными и имущественными долями либо иным имуществом или имущественными правами, имеющими денежную оценку. Паевой взнос члена кооператива может быть обязательным и дополнительным;

Обязательный паевой взнос - паевой взнос члена кооператива, вносимый в обязательном порядке и дающий право голоса и право на участие в деятельности кооператива, на пользование его услугами и льготами, предусмотренными уставом кооператива, и на получение полагающихся кооперативных выплат;

Дополнительный пай - паевой взнос члена кооператива, вносимый им по своему желанию сверх обязательного паевого взноса, по которому он получает дивиденды в размере и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и уставом кооператива;

Пай - часть имущества кооператива, отражающая размер участия члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в образовании имущества кооператива и учитываемая в стоимостном выражении. Пай члена кооператива складывается из его паевого взноса и приращенного пая. Пай ассоциированного члена кооператива равен его паевому взносу;

Неделимый фонд кооператива - часть имущества кооператива, не подлежащая в период существования кооператива разделу на паи членов кооператива и ассоциированных членов кооператива или выплате при прекращении ими членства в кооперативе и используемая на цели, определенные уставом кооператива;

В мировой практике сложились два типа сельскохозяйственных кооперативов: потребительские кооперативы и производственные кооперативы.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов . Сельскохозяйственные потребительские кооперативы - некоммерческие организации граждан – владельцы крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции для снижения затрат или получения дополнительных доходов путем передачи кооперативу функций по реализации, снабжению, переработке продукции и иной деятельности по обслуживанию участников.

Для реализации переданных кооперативу функций его члены формируют паевой фонд за счет денежных и иных взносов. Имущество кооператива является его собственностью. Члены кооператива ведут самостоятельную деятельность по производству сельскохозяйственной продукции в рамках своих хозяйств, пользуясь услугами кооператива. Деятельность кооператива ведется в интересах его членов, доходы от деятельности кооператива распределяются между его членами. Для осуществления содержания штата наемных работников, укрепления его материально-технической базы члены кооператива вносят ежегодные членские взносы. Потребительский кооператив может обслуживать также любые хозяйства, владельцы которых не являются членами кооператива. Прибыль, полученная от этого вида деятельности, является собственностью кооператива и подлежит налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Характерными признаками (принципами) кооперативных форм деятельности являются:

Добровольность членства, основанного на экономическом интересе, осознании хозяйствующими субъектами необходимости и выгодности объединения;

Самоуправляемость, экономическая и административная независимость предприятия, предполагающая функционирование на свой страх и риск в интересах своих членов (пайщиков);

Равноправие членов кооператива между собой по принципу "один член - один голос";

Подконтрольность выборных органов кооператива своим членам и построение организационной системы кооперации по принципу "снизу вверх";

Объединение членами кооператива на добровольной основе финансовых и материальных ресурсов, необходимых для функционирования совместного предприятия путем участия в формировании паевого капитала, создании общих фондов, самофинансировании, материальной ответственности;

Непосредственное участие членов кооператива в его операциях, распределения полученного дохода пропорционально этому участию, а не размеру паевого капитала.

Главная цель деятельности кооперативного предприятия или организации - не максимизация прибыли, а обслуживание экономических интересов объединившихся товаропроизводителей, достижения определенных выгод для своих членов (в том числе повышение прибыльности хозяйств).

Основные отличия сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов, зафиксированные в российском законодательстве, представлены в табл. 1.