На закрепленное за ней собственником. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Что будем делать с полученным материалом

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав , утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Устав должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия , который назначается уполномоченным собственником органом, и ему подотчетен.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия . Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Виды унитарных предприятий :

на праве хозяйственного ведения , - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;

Унитарные предприятия, основанные , - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Собственник имущества , находящегося в хозяйственном ведении , решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество , сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом , принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно , за исключением случаев, специально установленных законом.

Казенное предприятие , за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления , владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию .

  • Гражданское право
    • Понятие гражданского права
    • Граждане как субъекты гражданского права
      • Дееспособность
    • Юридические лица: понятие и виды
    • Объекты гражданских прав
      • Деньги как объект гражданских прав
      • Иные объекты гражданских прав
    • Защита гражданских прав
    • Гражданско-правовая ответственность
      • Виды гражданско-правовой ответственности
      • Условия гражданско-правовой ответственности
      • Вина как условие гражданско-правовой ответственности
    • Исковая давность
    • Право собственности: понятие и его содержание
    • Приобретение и прекращение права собственности
      • Основания прекращения права собственности
    • Виды права собственности
      • Право общей собственности
    • Защита права собственности
    • Понятие, виды и исполнение обязательств
    • Исполнение и обеспечение обязательств
      • Способы обеспечения исполнения обязательства
    • Гражданско-правовой договор (общие положения)
      • Заключение договора
    • Классификация граажданско-правовых договоров
    • Характеристика видов гражданско-правовых договоров
      • Договор купли-продажи
        • Розничная купля-продажа
        • Договор поставки
        • Договор купли-продажи недвижимости
      • Договор мены
      • Договор дарения
      • Договор ренты и пожизненного содержания с иждивением
      • Договор аренды (имущественного найма)
      • Договор подряда
      • Договор перевозки
      • Договор хранения
      • Договор займа
      • Кредитный договор
      • Договор банковского вклада
      • Договор банковского счета
      • Договор страхования
      • Договор поручения
    • Обязательства вследствие причинения вреда
      • Обязательства вследствие неосновательного обогащения
      • Обязательства, возникающие вследствие ведения чужих дел без поручения
  • Жилищное право
    • Жилищный фонд Российской Федерации
    • Право собственности на жилое помещение
    • Понятие договора найма жилого помещения
    • Договор коммерческого найма жилого помещения
    • Договор социального найма жилого помещения
  • Наследственное право
    • Понятие наследования
    • Наследование по завещанию
    • Наследование по закону
    • Принятие и отказ от наследства
  • Авторское право
    • Право на результаты творческой деятельности
    • Объекты авторского права
    • Субъекты авторского права
    • Права авторов
  • Изобретательское право
    • Понятие изобретения
    • Субъекты изобретательского права
    • Субъекты авторского права
  • Семейное право
    • Семейное право как отрасль
    • Понятие брака и семьи
    • Заключение брака
      • Условия заключения брака и препятствия к вступлению в брак
      • Признание брака недействительным
    • Расторжение брака
    • Личные неимущественные права и обязанности супругов
    • Права и обязанности по поводу супружеской собственности
    • Алиментные права и обязанности супругов и бывших супругов
    • Установление происхождения ребенка
    • Личные права и обязанности родителей и детей
      • Споры о воспитании детей
      • Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей
    • Права и обязанности родителей и детей по поводу имущества
    • Алиментные обязательства родителей и детей
      • Виды заработка (дохода), из которых производится удержание алиментов
      • Порядок уплаты и взыскания алиментов
      • Ответственность за неисполнение алиментных обязанностей
  • Уголовное право
    • Уголовный закон и его действие
    • Понятие преступления
    • Состав преступления
      • Объективная сторона преступления
      • Субъект преступления
      • Вменяемость и невменяемость
      • Субъективная сторона преступления
    • Соучастие в преступлении
    • Обстоятельства, исключающие преступность деяния
      • Крайняя необходимость
      • Задержание лица, совершившего преступление
      • Обоснованный риск
      • Физическое или психическое принуждение
    • Понятие и цели наказания
    • Система наказаний
    • Смертная казнь
    • Лишение свободы
      • Режим отбывания наказания
      • Арест
      • Исправительные работы
      • Штраф
      • Конфискация имущества
    • Назначение наказания
    • Обстоятельства, смягчающие наказание
    • Обстоятельства, отягчающие ответственность
    • Условное осуждение
    • Судимость
    • Виды преступлений

Унитарное предприятие

По общему правилу юридическое лицо имеет имущество на праве собственности. Однако ГК допускает исключение из этого правила, одним из которых является унитарное предприятие, т.е. коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Отсюда эта форма и получила свое название.

Отличительные черты унитарного предприятия таковы.

  1. Собственником имущества унитарного предприятия может быть только государственное или муниципальное образование, другими словами, в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
  2. Имущество закрепляется за предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Соответственно выделяются два вида унитарных предприятий.

А. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа:

  • такое предприятие владеет, пользуется и распоряжается вверенным ему имуществом с некоторыми ограничениями по сравнению с правами собственника. Так, предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника;
  • собственник имущества (государственное или муниципальное образование) обладает некоторыми правомочиями по отношению к такому предприятию. Так, собственник решает вопросы создания, реорганизации, ликвидации предприятия, определение целей его деятельности, назначение директора и др.

Собственник имеет право на получение части прибыли от деятельности предприятия;

  • унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим долгам всем своим имуществом. Собственник не отвечает по долгам предприятия. Собственник не вправе изъять имущество предприятия либо распорядиться им другим образом.

Б. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности:

  • казенное предприятие наделяется правом оперативного управления закрепленным за ним имуществом. Это означает, что предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом в соответствии с законом и целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника (Российской Федерации). Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или другими правовыми актами. Собственник имущества определяет порядок распределения доходов казенного предприятия;
  • Правительство РФ определяет предмет и цели деятельности предприятия; порядок управления его деятельностью, назначает руководителя предприятия, решает вопросы его реорганизации и ликвидации;
  • предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Однако ввиду того, что деятельность казенного предприятия в значительной мере определяется собственником имущества, Российская Федерация при недостаточности имущества казенного предприятия несет дополнительную ответственность по его обязательствам.

Наделение специальной правоспособностью самым непосредственным образом сказывается на содержании принадлежащих юридическому лицу вещных прав, пределах и способах их осуществления. “И хотя характер правомочий обладателя вещного права неизменен, но содержание и границы неодинаковы”1. В общем виде ГК РФ и ФЗ “О некоммерческих организациях” от 12 января 1996 года № 72-ФЗ связывают возможный конкретный объем правоспособности некоммерческой организации с той или иной организационно-правовой формой юридического лица, то есть совокупностью конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных2.

Поскольку любая организационно-правовая форма некоммерческих организаций предполагает возможность осуществления деятельности разносторонней направленности ввиду многообразия целей деятельности, не связанных с извлечением прибыли, индивидуализация некоммерческой организации требует отражения в наименовании не только указания на организационно-правовую форму, но и на характер деятельности некоммерческой организации.

Анализ законодательства показывает, что как правило перечисленные выше признаки имеют объективную взаимосвязь и не являются лишь результатом произвольного волеизъявления законодателя. Иными словами, особенности имущественных прав некоммерческой организации той или иной организационно-правовой формы на закрепленное за ней имущество обусловлены следующей зависимостью: “чем шире цели и задачи отражают интересы организации, тем большего материального обеспечения они требуют”1. Некоммерческие организации, которые выступают в качестве собственников, имеют наиболее полное по содержанию вещное право в большинстве случаев основаны на принципе добровольного участия (членства). В соответствии с Гражданским Кодексом РФ к основанным на членстве организациям отнесены потребительские кооперативы (ст.116), общественные и религиозные организации (объединения) (ст.117), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст.121). Этот перечень расширен ФЗ “О некоммерческих организациях” от 12 января 1996 года №72-ФЗ. Основанными на членстве признаются некоммерческие партнерства (ст.8 ФЗ от 12.01.96 г.). В собственность некоммерческих организаций передается также движимое имущество, образуемое из добровольных имущественных взносов. В подобных организационно-правовых формах образуются фонды (ст.118 ГК РФ. ст.7 ФЗ от12.01.96 г. №72-ФЗ), а также автономные некоммерческие организации (ст.10 ФЗ от 12.01.96 г. №72).

Единственная организационно-правовая форма некоммерческих организаций - учреждение - отличается тем, что она наделяется имуществом создавшего его собственника на праве оперативного управления (ст.120 ГК РФ, ст.9 ФЗ от12.01.96 г. № 72).

В наибольшей степени неясен вопрос об имущественных правах потребительского кооператива1. Как известно, члены потребительского кооператива имеют обязательственные права на имущественные паевые взносы (абз.2 ч.2 ст.48 ГК РФ). Вопрос об имущественном обособлении потребительского кооператива должен подробно регламентироваться в законах о потребительских кооперативах (ч.2 ст.116 ГК РФ). В Российской Федерации действует Закон РФ “О потребительской кооперации” от 19 июня 1992 года № 3085-12. Основные направления деятельности потребительской кооперации ограничены заготовительной, торговой, производственной, посреднической, иной деятельностью, не запрещенной законодательством РФ. Норма закона об имуществе потребительских обществ (совокупность которых составляет потребительскую кооперацию в РФ) вступила в противоречие с абз.2 ч.2 ст.48 ГК РФ, поскольку устанавливает, что имущество потребительских обществ принадлежит пайщикам на праве частной собственности (общей долевой, общей совместной) собственности. Требует прояснения также вопрос о сфере правового регулирования Закона РФ “ О потребительской кооперации в РФ”.

В соответствии со ст.6 Закона РФ “О введении в действие Закона РФ “О потребительской кооперации в РФ” от 19 июня 1992 года № 3085-13 утратил силу

Закон “О кооперации в СССР” от 26 мая 1988 года1 в части, касающейся потребительской кооперации. Согласно Закона СССР “О кооперации в СССР” систему потребительских кооперативов составляют потребительская кооперация

(ст.ст. 45,46,47 Закона), кооперативы по удовлетворению жилищно-бытовых потребностей своих членов (ст.51 Закона), садоводческие и садово-огородные товарищества (ст.52 Закона). Таким образом, нормы Закона СССР “О кооперации в СССР” от 26 мая 1988 года в данный момент сохраняют действие на территории РФ постольку поскольку они не противоречат части первой Гражданского Кодекса РФ (ст.4 Закона “О введении в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации” от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ. Таким образом, проблема имущественного обособления потребительских кооперативов требует скорейшего и единообразного разрешения Федеральными законами, поскольку кооперативы, так называемый малый бизнес целью своей деятельности всегда ставят обеспечение самодостаточности для самих себя, решая социальные задачи своих членов, но следует учесть, что “прибыль от предпринимательской деятельности необходима кооперативам как средство достижения этой цели”2.

Имущественные права общественных организаций на закрепленное за ними имущество в ныне действующем законодательстве определяются Законом РФ “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 года.3 Согласно ст.8 Закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ общественная организация является одной из организационно-правовых форм общественных объединений.

Исключительно важное значение имеет норма ст.32 Закона РФ от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ о субъектах права собственности, так как ранее действовавший Закон СССР “Об общественных объединениях” от 9 октября 1990 года1 не обеспечивая решения проблем имущественного обособления общественных организаций - участников общесоюзных общественных объединений, хотя предложения по совершенствованию законодательства обсуждались среди правоведов2. Речь ведется о проблеме определения субъектов права собственности. Закон РФ “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 года внес ясность в данный вопрос. Если по Закону СССР от 9 октября 1990 года решение вопроса о субъектах права собственности на имущество союзов общественных объединений поручалось уставу союза общественных объединений (ч.7 ст.18 Закона СССР), то Закон РФ “Об общественных объединениях” эту проблему ставит в зависимость от статуса структурных единиц общественной организации. Структурные подразделения (отделения) общественных организаций, осуществляющие свою деятельность на основе единого устава общественной организации владеют имуществом, закрепленным за ними организацией-собственником на праве оперативного управления (ч.2 ст.32 Закона РФ). Территориальные общественные организации, входящие в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию) (являющуюся по организационно-правовой форме общественной организацией) являются собственниками принадлежащего им имущества.

При этом союз (ассоциация) является собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом (ч.3 ст.32 Закона РФ).

Законы, определяющие правовое положение отдельных видов общественных политических партий, профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений - в вопросах, касающихся имущественных прав общественных объединений определенного вида делают акцент в регулирующем воздействии на характер направленности их деятельности. Так, согласно ч.4 ст.24 ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” от 12 января 1996 года № 10-ФЗ1 источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях. Иной подход правового регулирования отражен в ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ2. Содержание вещных прав благотворительной организации на принадлежащее ей имущество Закон ставит в прямую зависимость не только от положений устава этой организации, но также и от установленных в законе требований к субъектам благотворительной деятельности (ч.2 ст.16 ФЗ от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ).

Ранее, в правовой литературе поднималась проблема имущественных прав массовых общественных движений и фондов. Дело в том, что существовавшее ранее законодательство, в частности, Закон СССР “Об общественных объединениях”, не знало деления общественных организаций на имеющих членство и не имеющих членства, однако в практике широко были распространены массовые общественные движения без четко фиксированного членского состава. В Законе “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ общественное движение рассматривается в качестве формы общественных объединений. Особенности деятельности данного вида юридических лиц (отсутствие членства) предполагают повышенную ответственность органа общественного движения при осуществлении прав юридического лица от имени общественного движения. Ст.9 ФЗ “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 года устанавливает, что постоянно действующим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. Деятельность фондов как формы некоммерческих организаций, не имеющих членства регулируется ст.118 ГК РФ и ст.7 ФЗ “О некоммерческих организациях” от 12 января 1996 года № 7-ФЗ. Особенностью функционирования фонда является обязательная организация в нем попечительского совета, осуществляющего надзор за деятельностью фонда, использованием средств фонда. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества, так как фонд может быть ликвидирован при недостаточности имущества для осуществления его целей и нереальности вероятности получения необходимого имущества (ст.18 ФЗ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ).

В ряду добровольных объединений граждан особое место принадлежит религиозным объединениям, образовываемым гражданами в целях осуществления права граждан на свободу вероисповеданий, в том числе для совместного исповедания и распространения веры. Права религиозных объединений на принадлежащее им имущество определяются спецификой деятельности данных юридических лиц. Основное отличие - судьба имущества после прекращения деятельности религиозных объединений. В соответствии с Законом РФ “О свободе совести и религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ1 после прекращения деятельности религиозной организации имущество распределяется в соответствии с уставом и гражданским законодательством России. В собственности религиозных организаций могут находиться здания, в том числе отнесенные к памятникам истории и культуры. Государство оказывает помощь в реставрации, содержании и охране таких зданий.(ст.ст. 4, 21 №125-ФЗ от 26 сентября 1997 г.).Не содержит Закон РФ "О свободе совести и религиозных объединениях" 1997 года и положения о преимущественном праве религиозных организаций на передачу им культовых зданий с прилегающей территорией в собственность или безвозмездное пользование (ч.3 ст.17 Закона СССР "О свободе совести и религиозных организациях" от 1.10.90 г.). Также не нашло поддержки проведенное в законе СССР унифицирование статуса всех религиозных объединений без учета отношения различных форм религиозных организаций к религиозным потребностям верующих. В то время как “главную роль в удовлетворении религиозных потребностей верующих играют первичные религиозные объединения верующих (общины, приходы), все другие формы религиозных организаций и их руководящие органы лишь содействуют удовлетворению религиозных потребностей верующих.

ФЗ “О некоммерческих организациях” от 12 января 1996 года в качестве особенности имущественных прав учреждения устанавливает принадлежность закрепленного за ним собственником имущества на праве оперативного управления (абз.2 ч.1 ст.9 ФЗ). Кроме этого, ФЗ “О некоммерческих организациях” воспринял норму ч.3 ст. 120 ГК РФ о том, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Нормы об особенностях деятельности учреждений содержаться в ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” от 13 января 1996 года № 12-ФЗ (ст.12, ст. 39)1, в ФЗ “О науке и научно-государственной политике” от 27 августа 1996 года2 (ст.6 ФЗ); в ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления” от 28 августа 1995 года3 № 154-ФЗ (ст.31 ФЗ). Кроме этого, Правительство РФ вправе регламентировать особенности правового положения определенных видов учреждений, независимо от форм собственности. Так, Постановлением Правительства РФ утверждено Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства от 26 июня 1995 года №6094. Указанные нормативно-правовые акты как правило выражают волю собственника (государства) по поводу уставных целей создаваемых им учреждений, а кроме того, не забывая о публично-правовом характере интересов государства, определяются пределы некоммерческого характера деятельности учреждений в определенной сфере деятельности и перечень видов деятельности, направленной на извлечение прибыли, не противоречащих целям создания учреждений того или иного вида.

Подводя итог краткой характеристики организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленных законодательством РФ хотелось бы отметить принципиальную важность многообразия возможных способов достижения тех или иных целей некоммерческого характера путем образования юридических лиц, наделенных обособленным имуществом, в отношении которого они имеют вещные права.

Связь организационно-правовой формы некоммерческой организации и вещных прав на закрепленное за ней имущество.

Наделение специальной правоспособностью самым непосредственным образом сказывается на содержании принадлежащих юридическому лицу вещных прав, пределах и способах их осуществления. И хотя характер правомочий обладателя вещного права неизменен, но содержание и границы неодинаковы 11 Гражданское право.

Часть 1. Под ред. Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева М. Изд-во ТЕИС, 1996, с.362 В общем виде ГК РФ и ФЗ О некоммерческих организациях от 12 января 1996 года 72-ФЗ связывают возможный конкретный объем правоспособности некоммерческой организации с той или иной организационно-правовой формой юридического лица, то есть совокупностью конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных22 Суханов Е.А. Юридические лица, государственные и муниципальные образования.

Комментарий ГК РФ. Хоз. и право, 1995, 4, с.7 Поскольку любая организационно-правовая форма некоммерческих организаций предполагает возможность осуществления деятельности разносторонней направленности ввиду многообразия целей деятельности, не связанных с извлечением прибыли, индивидуализация некоммерческой организации требует отражения в наименовании не только указания на организационно-правовую форму, но и на характер деятельности некоммерческой организации.

Анализ законодательства показывает, что как правило перечисленные выше признаки имеют объективную взаимосвязь и не являются лишь результатом произвольного волеизъявления законодателя. Иными словами, особенности имущественных прав некоммерческой организации той или иной организационно-правовой формы на закрепленное за ней имущество обусловлены следующей зависимостью чем шире цели и задачи отражают интересы организации, тем большего материального обеспечения они требуют 11 Кудрявцева Г.А. Материальная основа деятельности общественных организаций на современном этапе М. Наука, 1988, с.15 Некоммерческие организации, которые выступают в качестве собственников, имеют наиболее полное по содержанию вещное право в большинстве случаев основаны на принципе добровольного участия членства. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ к основанным на членстве организациям отнесены потребительские кооперативы ст.116 , общественные и религиозные организации объединения ст.117 , объединения юридических лиц ассоциации и союзы ст.121 . Этот перечень расширен ФЗ О некоммерческих организациях от 12 января 1996 года 72-ФЗ. Основанными на членстве признаются некоммерческие партнерства ст.8 ФЗ от 12.01.96 г В собственность некоммерческих организаций передается также движимое имущество, образуемое из добровольных имущественных взносов.

В подобных организационно-правовых формах образуются фонды ст.118 ГК РФ. ст.7 ФЗ от12.01.96 г. 72-ФЗ, а также автономные некоммерческие организации ст.10 ФЗ от 12.01.96 г. 72 . Единственная организационно-правовая форма некоммерческих организаций - учреждение - отличается тем, что она наделяется имуществом создавшего его собственника на праве оперативного управления ст.120 ГК РФ, ст.9 ФЗ от12.01.96 г. 72 . В наибольшей степени неясен вопрос об имущественных правах потребительского кооператива11 Толстой Ю.К. Еще раз о формах собственности в Российской Федерации.

Известия вузов.

Правоведение, 1993, 3, с. 29 Как известно, члены потребительского кооператива имеют обязательственные права на имущественные паевые взносы абз.2 ч.2 ст.48 ГК РФ. Вопрос об имущественном обособлении потребительского кооператива должен подробно регламентироваться в законах о потребительских кооперативах ч.2 ст.116 ГК РФ. В Российской Федерации действует Закон РФ О потребительской кооперации от 19 июня 1992 года 3085-122 Российская газета, 23 июля 1992 года, с.6 Основные направления деятельности потребительской кооперации ограничены заготовительной, торговой, производственной, посреднической, иной деятельностью, не запрещенной законодательством РФ. Норма закона об имуществе потребительских обществ совокупность которых составляет потребительскую кооперацию в РФ вступила в противоречие с абз.2 ч.2 ст.48 ГК РФ, поскольку устанавливает, что имущество потребительских обществ принадлежит пайщикам на праве частной собственности общей долевой, общей совместной собственности.

Требует прояснения также вопрос о сфере правового регулирования Закона РФ О потребительской кооперации в РФ. В соответствии со ст.6 Закона РФ О введении в действие Закона РФ О потребительской кооперации в РФ от 19 июня 1992 года 3085-133 Там же, с.6. утратил силу Закон О кооперации в СССР от 26 мая 1988 года11 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1988, 22, ст.356. в части, касающейся потребительской кооперации.

Согласно Закона СССР О кооперации в СССР систему потребительских кооперативов составляют потребительская кооперация ст.ст. 45,46,47 Закона, кооперативы по удовлетворению жилищно-бытовых потребностей своих членов ст.51 Закона, садоводческие и садово-огородные товарищества ст.52 Закона. Таким образом, нормы Закона СССР О кооперации в СССР от 26 мая 1988 года в данный момент сохраняют действие на территории РФ постольку поскольку они не противоречат части первой Гражданского Кодекса РФ ст.4 Закона О введении в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года 52-ФЗ. Таким образом, проблема имущественного обособления потребительских кооперативов требует скорейшего и единообразного разрешения Федеральными законами, поскольку кооперативы, так называемый малый бизнес целью своей деятельности всегда ставят обеспечение самодостаточности для самих себя, решая социальные задачи своих членов, но следует учесть, что прибыль от предпринимательской деятельности необходима кооперативам как средство достижения этой цели 22 Новое законодательство о кооперативах.

Проблемы и перспективы кооперативного движения в России круглый стол. Государство и право, 1996, 5, с.25 Имущественные права общественных организаций на закрепленное за ними имущество в ныне действующем законодательстве определяются Законом РФ Об общественных объединениях от 19 мая 1995 года.33 Российская газета, 25 мая 1995 года, с.2-5. Согласно ст.8 Закона от 19 мая 1995 года 82-ФЗ общественная организация является одной из организационно-правовых форм общественных объединений.

Исключительно важное значение имеет норма ст.32 Закона РФ от 19 мая 1995 года 82-ФЗ о субъектах права собственности, так как ранее действовавший Закон СССР Об общественных объединениях от 9 октября 1990 года11 Мищенко Г.В. Конституция и право собственности общественных организаций.

Советское государство и право, 1979, 10, с.38. не обеспечивая решения проблем имущественного обособления общественных организаций - участников общесоюзных общественных объединений, хотя предложения по совершенствованию законодательства обсуждались среди правоведов22 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, 42, ст. 839 Речь ведется о проблеме определения субъектов права собственности.

Закон РФ Об общественных объединениях от 19 мая 1995 года внес ясность в данный вопрос. Если по Закону СССР от 9 октября 1990 года решение вопроса о субъектах права собственности на имущество союзов общественных объединений поручалось уставу союза общественных объединений ч.7 ст.18 Закона СССР, то Закон РФ Об общественных объединениях эту проблему ставит в зависимость от статуса структурных единиц общественной организации.

Структурные подразделения отделения общественных организаций, осуществляющие свою деятельность на основе единого устава общественной организации владеют имуществом, закрепленным за ними организацией-собственником на праве оперативного управления ч.2 ст.32 Закона РФ. Территориальные общественные организации, входящие в качестве самостоятельных субъектов в союз ассоциацию являющуюся по организационно-правовой форме общественной организацией являются собственниками принадлежащего им имущества.

При этом союз ассоциация является собственником имущества, созданного и или приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом ч.3 ст.32 Закона РФ. Законы, определяющие правовое положение отдельных видов общественных политических партий, профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений - в вопросах, касающихся имущественных прав общественных объединений определенного вида делают акцент в регулирующем воздействии на характер направленности их деятельности.

Так, согласно ч.4 ст.24 ФЗ О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности от 12 января 1996 года 10-ФЗ11 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, 3, ст.148. источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.

Иной подход правового регулирования отражен в ФЗ О благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11 августа 1995 года 135-ФЗ22 Российская газета 17 августа 1995 года, с.3-5 Содержание вещных прав благотворительной организации на принадлежащее ей имущество Закон ставит в прямую зависимость не только от положений устава этой организации, но также и от установленных в законе требований к субъектам благотворительной деятельности ч.2 ст.16 ФЗ от 11 августа 1995 года 135-ФЗ. Ранее, в правовой литературе поднималась проблема имущественных прав массовых общественных движений и фондов.

Дело в том, что существовавшее ранее законодательство, в частности, Закон СССР Об общественных объединениях, не знало деления общественных организаций на имеющих членство и не имеющих членства, однако в практике широко были распространены массовые общественные движения без четко фиксированного членского состава.

В Законе Об общественных объединениях от 19 мая 1995 года 82-ФЗ общественное движение рассматривается в качестве формы общественных объединений.

Особенности деятельности данного вида юридических лиц отсутствие членства предполагают повышенную ответственность органа общественного движения при осуществлении прав юридического лица от имени общественного движения.

Ст.9 ФЗ Об общественных объединениях от 19 мая 1995 года устанавливает, что постоянно действующим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду конференции или общему собранию.

Деятельность фондов как формы некоммерческих организаций, не имеющих членства регулируется ст.118 ГК РФ и ст.7 ФЗ О некоммерческих организациях от 12 января 1996 года 7-ФЗ. Особенностью функционирования фонда является обязательная организация в нем попечительского совета, осуществляющего надзор за деятельностью фонда, использованием средств фонда.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества, так как фонд может быть ликвидирован при недостаточности имущества для осуществления его целей и нереальности вероятности получения необходимого имущества ст.18 ФЗ от 12 января 1996 года 7-ФЗ. В ряду добровольных объединений граждан особое место принадлежит религиозным объединениям, образовываемым гражданами в целях осуществления права граждан на свободу вероисповеданий, в том числе для совместного исповедания и распространения веры. Права религиозных объединений на принадлежащее им имущество определяются спецификой деятельности данных юридических лиц. Основное отличие - судьба имущества после прекращения деятельности религиозных объединений.

В соответствии с Законом РФ О свободе совести и религиозных объединениях от 26 сентября 1997 года 125-ФЗ11 Российская газета, 1 октября 1997 года, с.3-4. после прекращения деятельности религиозной организации имущество распределяется в соответствии с уставом и гражданским законодательством России.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, в том числе отнесенные к памятникам истории и культуры. Государство оказывает помощь в реставрации, содержании и охране таких зданий. ст. ст. 4, 21 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. .Не содержит Закон РФ О свободе совести и религиозных объединениях 1997 года и положения о преимущественном праве религиозных организаций на передачу им культовых зданий с прилегающей территорией в собственность или безвозмездное пользование ч.3 ст.17 Закона СССР О свободе совести и религиозных организациях от 1.10.90 г Также не нашло поддержки проведенное в законе СССР унифицирование статуса всех религиозных объединений без учета отношения различных форм религиозных организаций к религиозным потребностям верующих.

В то время как главную роль в удовлетворении религиозных потребностей верующих играют первичные религиозные объединения верующих общины, приходы, все другие формы религиозных организаций и их руководящие органы лишь содействуют удовлетворению религиозных потребностей верующих.

ФЗ О некоммерческих организациях от 12 января 1996 года в качестве особенности имущественных прав учреждения устанавливает принадлежность закрепленного за ним собственником имущества на праве оперативного управления абз.2 ч.1 ст.9 ФЗ. Кроме этого, ФЗ О некоммерческих организациях воспринял норму ч.3 ст. 120 ГК РФ о том, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Нормы об особенностях деятельности учреждений содержаться в ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об образовании от 13 января 1996 года 12-ФЗ ст.12, ст. 39 11 Собрание законодательства РФ, 1996, 3, ст.150 в ФЗ О науке и научно-государственной политике от 27 августа 1996 года22 Российская газета, 3 сентября 1996 года, с.25. ст.6 ФЗ в ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления от 28 августа 1995 года33 Российская газета, 8 сентября 1995 года, с.2-5. 154-ФЗ ст.31 ФЗ. Кроме этого, Правительство РФ вправе регламентировать особенности правового положения определенных видов учреждений, независимо от форм собственности.

Так, Постановлением Правительства РФ утверждено Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства от 26 июня 1995 года 60944 Экономика и жизнь, 33, август 1995 года, с.31 Указанные нормативно-правовые акты как правило выражают волю собственника государства по поводу уставных целей создаваемых им учреждений, а кроме того, не забывая о публично-правовом характере интересов государства, определяются пределы некоммерческого характера деятельности учреждений в определенной сфере деятельности и перечень видов деятельности, направленной на извлечение прибыли, не противоречащих целям создания учреждений того или иного вида. Подводя итог краткой характеристики организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленных законодательством РФ хотелось бы отметить принципиальную важность многообразия возможных способов достижения тех или иных целей некоммерческого характера путем образования юридических лиц, наделенных обособленным имуществом, в отношении которого они имеют вещные права.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Право собственности некоммерческих организаций на жилые и нежилые помещения

Законодательное закрепление особенностей их правового статуса прежде всего основывается на том, что извлечение прибыли не является основной целью их.. В этом смысле исключительно актуальной и разносторонней по проблематике.. Данная работа прежде всего своей целью ставит именно определение значимости совместного применения этих институтов..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Статья 113. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Приказом Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205 утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

5. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

2. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)

5. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

6. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

7. Исключен. - Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ.

7. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.

Статья 115. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

(в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)

1. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

2. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

4. Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 297 настоящего Кодекса и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

5. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

6. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.