К механизмам социального контроля относятся. Виды контроля в социальной работе. По субъекту, осуществляющему правомерное поведение

Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

Выделяют две основные формы социального контроля: внутренний и внешний контроль. Внутренний контроль предусматривает регулирование самим индивидом своего поведения. Фактором внутреннего контроля выступает совесть. Внешний контроль представляет собой совокупность институтов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и правил поведения.

Система социального контроля включает два основных элемента: нормы и санкции. Социальные нормы – это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:

? регулируют общий ход социализации;

? интегрируют личность в социальное окружение;

? служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

? контролируют отклоняющееся поведение.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют – какстандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Например, защита чести и достоинства членов семьи составляет обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.

Социальные санкции – это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведения. Выделяют четыре типа санкций:

? формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продвижение по службе, присвоение ученых степеней и званий и т. д.);

? неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, исходящее от неформального окружения, т. е. со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых и т. д. (дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, признание лидерских качеств, положительный отзыв и т. п.);

? формальные негативные санкции – это наказания, предусмотренные юридическими законами, официальными указами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав и др.);

? неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные правовой системой общества (замечание, порицание, выражение неудовольствия, разрыв дружеских отношений, недоброжелательный отзыв и т. д.).

Применение правовых санкций обеспечивается государственным принуждением, моральных – силой нравственного воздействия со стороны общества, церкви или социальной группы. Различные виды социальных санкций взаимосвязаны и дополняют друг друга. В этом – один из источников повышения эффективности их действия. Так, если юридические санкции опираются на моральные устои и требования общества, то действенность их намного повышается.

Таким образом, значение социального контроля состоит прежде всего в том, что он регулирует поведение людей и поддерживает общественный порядок, способствуя тем самым интеграции и стабилизации общества. Функционируя на основе общепринятых ценностей и норм культуры данного общества, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям и нормам. Особенно наглядно эта роль социального контроля проявляется в предотвращении девиантного (отклоняющегося) поведения (5.7).

Социальный контроль, его виды. Нормы и санкции. Девиантное(отклоняющееся) поведение

Социальный контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Социальный контроль включает в себя два главных эле­мента: социальные нормы и санкции.

Социальные нормы

Социальные нормы - это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.

Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания.

Нормы морали - неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.

К социальным нормам обычно относят:

    групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);

    социальные обычаи (например, гостеприимства);

    социальные традиции (например, подчинение детей родителям),

    общественные нравы (манеры, мораль, этикет);

    социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.

Социальная санкция

Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.

Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию.

Выделяют следующие механизмы социального контроля:

    изоляцию - изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);

    обособление - ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);

    реабилитацию - комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Виды санкций(виды социального контроля)

Формальные(официальные):

Негативные(наказания) - наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

Позитивные(поощрения) - поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награжде­ния, свидетельства о профессиональных, академических ус­пехах и др.

Неформальные(неофициальные):

Негативные - осуждение человека за поступок со сто­роны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

Позитивные - благодарность и одобрение неофициаль­ных лиц - друзей, знакомых, коллег: похвала, одобритель­ная улыбка и т. п. и др.

Типы социального контроля

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля - формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль , основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах - законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль , основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания - смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

Внутренний социальный контроль - самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой - в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

Сознание человека - это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационализировать свое социальное поведение.

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности.

Кроме внешнего и внутреннего социального контроля социального поведения индивида выделяют также: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Девиантное поведение

Поддевиантным (от лат. deviatio - отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном.

Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

    инновация , предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);

    ритуализм , связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное - цель;

    ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);

    бунт , отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).

Некоторыепричины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям.

Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей.

Бродяжничество и попрошайничество , представляющие собой особый образ жизни, получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.

Социальные вознаграждения, выражающиеся в улыбках, одобрительных кивках и более весомых проявлениях (например, повышении в должности), служат для поощрения конформности и косвенного осуждения девиации.

Наказание - недовольный взгляд, критические замечания и даже угроза физической расправы - непосредственно направлено против девиантных поступков и обусловлено желанием их предотвратить.

Убеждение - еще один способ воздействия на девиантов. Тренер может убедить игрока в бейсбол, пропускающего тренировки, в необходимости поддерживать свою спортивную форму.

переоценка норм - при этом поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное. Например, в прошлом, если муж оставался дома, выполнял домашнюю работу и присматривал за детьми, когда жена уходила на работу, такое поведение считалось необычным и даже девиантным. В настоящее время (главным образом в результате борьбы женщин за свои права) роли в семье постепенно перераспределяются, выполнение домашней работы перестало считаться предосудительным и позорным для мужчины.

Типы формального контроля

Парсонс (1951) проанализировал три метода социального контроля.

Изоляция применяется с целью отлучения девианта от других, она даже не предусматривает попытки реабилитации. Именно так в тюрьмах содержатся закоренелые преступники.

Обособление предусматривает ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества. Это позволяет девиантам вернуться в общество, когда они готовы выполнять его нормы. Речь идет о таких методах, когда, например, человека помещают в психиатрическую больницу на ограниченный срок.

реабилитации девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и исполнению своих ролей в обществе.

Таблица 7-2. Теории девиации

Тип объяснения

Теория

Основная идея

Биологическое

Физические черты связаны с преступными наклонностями.

Определенное строение тела, наиболее часто встречающееся среди девиантов

Ломброзо

Физические особенности являются причиной девиации

Психологическое

Психоаналитическая теория

Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию

Социологическое

Аномия

Социальная дезорганизация

Аномия

Культурологические теории

Теория стигматизации (клеймения)

Радикальная криминология

Дюркгейм

Шоу и Маккей

Селин, Миллер, Сутерленд,

Клауорд и Оулин

Турк, Квинни, Тэйлор, Уолтон и Янг

Девиация , в частности самоубийства, происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм

Девиация многих видов возникают в тех случаях, когда культурные ценности , нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми

Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре ценностями и социальными способами их достижения

Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры

Девиация - своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп

Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества

Уильям X. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у собак некоторых пород имеется склонность следовать определенным образцам поведения. Также и у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И наконец, эктоморф , отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.

Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

  • 3.Особенности девиантного поведения в России
  • 1. Отсутствие единной системы ценностей, разделяемой большей частью населения - фрагментация мировозрения.
  • 2. Криминализация общества - это такая форма девиации когда стирается сама возможность различения социально позитивного и негативного поведения, действия. Преступный социальный мир уже не находится на социальной обочине, он - на авансцене общественной жизни, оказывает существенное воздействие на все ее грани
  • 3. Право как ценность, регулятор поведения все больше замещается своеволием, групповой целесообразностью, утрачивает свою привлекательность.
  • 4. пьянство вовсе "не является в России девиантным. Точнее говоря, оно признается таковым на формальном, или институциональном, уровне. ... Фактической девиацией здесь является не обильное возлияние, а отказ от него"

Термин «интернет-зависимость» впервые ввела английский психолог М. Шоттон (M.A. Shotton) в 1989 г, по отношению к особой группе людей, занимавшихся разработкой компьютерной техники и программного обеспеченияКузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М.: ЛКИ, 2008. С. 75.. Начало изучения интернет-аддикции было положено в 1994 году в США, когда группа американских учёных (клинический психолог Кимберли Янг (K. Young) и психиатр Эйван Голдберг (I. Goldberg)), разработав опросник для выявления интернет-аддиктов, разместили его в Интернете и провели своё первое исследование. В 1996 г Э. Голдберг (I. Goldberg), официально ввел в научный оборот использование термина «Internet-addiction» для описания непреодолимого желания использовать Интернет, которое влечёт за собой пагубные последствия для бытовой, учебной, социальной и психологической сфер деятельности

Интернет-зависимостью одну из форм девиантного поведения, суть которого состоит в уходе от реальности путём искусственного изменения своего состояния посредством постоянной фиксации внимания на деятельности в Интернет с развитием и поддержанием ряда определённых эмоций

В отечественной литературе сводный список признаков сетевой зависимости представил психолог А. Е. Войскуновский Скородумова. О.Б. Виртуальная личность и свобода// ВМГУ. Серия 7. Философия. 2004. №2. С.84-85.:

неспособность и нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернет;

появление чувства досады и раздражения при вынужденных отвлечений в работе Интернет;

навязчивые размышления об Интернет;

стремление проводить за работой в Интернет всё увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы;

побуждение тратить на обеспечение работы в Интернет всё больше денег, не останавливаясь перед расходами припасенных для других целей сбережений или влезанием в долги;

готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернет;

способность и склонность забывать при работе в Интернет о домашних делах, учёбе или служебных обязанностей, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой;

стремление и способность освободиться на время работы в Интернет от ранее возникавших чувств вины или беспомощности, от состояния тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъёма и своеобразной эйфории;

нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства, готовность смириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощённости работы в Интернет;

пренебрежение собственным здоровьем, и в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернет в ночное время;

избегание физической активности или стремление сократить её, оправдывая необходимостью выполнения срочной работы, связанной с применением Интернет;

постепенное «забывание» о еде, готовность удовлетворить голод случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера;

злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами;

подбор, просматривание и изучение специальной литературы о новинках Интернета, обсуждение их с окружающими.

В зависимости от выделяемых симптомов диагностирования в научно?исследовательской литературе описываются 5 различных типов Интернет-зависимости Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М.:ЛКИ, 2008. С. 46-48.. К ним относят:

5) Веб-серфинг - бесконечное путешествие по интернету, поиск информации, неспособность ограничить просмотр предоставляемых ссылок. Получение информации при этом является только мотивировкой для присутствия в сети.

При этом категорией, операционализирующей поисковое поведение пользователя, является глубина интереса пользователя - количество времени, проведённое пользователем на сайте в ходе сессии, и количество страниц, просмотренных пользователем на сайте в ходе сессии Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. М.:ЛКИ, 2008. С. 46..

Также в зависимости по содержанию и итогам поисковой деятельности исследователями были выделены три группы пользователей:

Использующие пассивную стратегию поиска обращаются к Интернет часто, предпочитают популярные веб-сайты (преимущественно коммерческие порталы), просматривают тексты на родном языке. При отборе информации они руководствуются соображениями прямого отношения к запросу. Они доверяют простым и понятным интерфейсам. При отсутствии ответа на запрос они считают, что в Сети такой информации нет;

Использующие стратегию отбора - наиболее типичные посетители Интернет. Обычно они обращаются к веб-сайту, когда уже что-либо знают по интересующему их вопросу. Просматривая результаты поиска, они принимают во внимание количество альтернатив, удобна ли навигация и так далее. Отбирая содержание, они предпочитают информацию, представленную в понятной и информативной форме. Они ищут сайты, на которых можно найти исчерпывающую информацию о знакомых предметах;

Использующим динамическую стратегию Интернет предоставляет широкие возможности. Техническая компетентность таких пользователей позволяет им обращаться к разным веб-сайтам в зависимости от задач поиска. Их собственное знание о предмете поиска помогает получать ревалентную информацию в более эффективном режиме. Просматривая результаты поиска, они принимают в расчёт такие параметры, как количество альтернатив, время и скорость, используемые языки, возможность использования родного языка и удобство интерфейса. При отборе учитываются все ревалентные факторы: надёжность, конфиденциальность, соответствие информации запросу, простота и ясность её формы и достоверность её содержания. Такие пользователи достигают наилучших результатов в поиске информации Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М.:ЛКИ, 2008. С. 49..

6) Киберсексуальная зависимость - навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом. Данный тип породил целое направление в исследовании феномена Интернет-зависимости, дав ему новое обозначение, как Интернет-секс-зависимость (Cybersexual Addiction) Интернет-зависимость приравнена к наркомании и алкоголизму. URL: htpp://Psychology OnLine.Net .

В целом, людей, занимающихся киберсексом можно условно разделить на четыре группы согласно исследованиям Н. Н. Нарицына:

«стеснительные» испытывают потребность «встряхнуть собственное либидо», но стесняются купить кассету или книгу эротического содержания.

«человек в масках» стремятся реализовать свои тайные фантазии, связанные, например, с трансексуальными желаниями или фрустрированным в реальных сексуальных отношениях стремлением прочувствовать себя смелым и решительным.

«борцы с внешностью», проблема которых заключается в желании, чтобы их никто никогда не видел, так как они уверены, что их внешность отталкивает партнёров и в реальном мире их никто не полюбит.

«странные люди» с настолько нестандартным видением мира, что с окружающими они практически никогда не находят общего языка, поэтому уходят в виртуальный мир Нарицын Н.Н. О «вреде компьютеров». URL: http://www.netaddiction.com/.

7) Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам - большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей.

Средин причин обращения к Интернету как инструменту общения называют неудовлетворенность общением в жизни: неудовлетворённость реальной социальной идентичностью и желанием избавиться от неё; возможность реализации качеств личности, проигрывание ролей, переживание эмоций, по тем или иным причинам недостижимым в жизни Формирование зависимости от компьютера (Кибераддикции) URL:// htpp://myafp.narod.ru/internet1.html . Либо, как полагает российский социолог М.Н. Дёмина, привлекательность различных видов интернет-ресурсов для виртуального общения связана еще с тем, что, по сути, оно является воплощением игры как средства самореализации личности.

1. Навязчивая финансовая потребность - участие в азартных Интернет-играх, ненужные покупки в Интернет-магазинах или постоянное участие в Интернет-аукционах.

Гэмблинг - игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми в сети

Можно сказать, что, в целом, пользователя в виртуальной игре привлекает:

  • 1. Наличие собственного интимного мира, в котором нет доступа никому, кроме него самого;
  • 2. Отсутствие ответственности;
  • 3. Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  • 4. Возможность исправить любую ошибку при многократности повторения;
  • 5. Возможность самостоятельно принимать любые в рамках игры решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.
  • 5. Социальные взаимодействия (личность, социализация, группы, гендер, конфликты)

Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение, реакция на неё, её переработка и возврат её, а также реакция на новую информацию первого лица. Оно определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны:

  • · Объективная сторона - факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
  • · Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

Личность

Личность определяется её самосознанием. Самосознание - это представление личности о самой себе и оценка самого себя. Самосознание личности состоит из таких компонентов, как:

Реальное Я - Самовосприятие

Идеальное Я - самооценка

Зеркальное Я - самоопределение или как думают обо мне другие.

И рассматривается как функция от выполнения множества ролей конкретного человека.

Социализация личности: условия, этапы, виды, агенты социализации

Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект.

Условия социализации:

Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений).

Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)

Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

1. Первичная социализация - связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей.

Феномен феральных людей (от лат. homo ferus - люди волки) - люди, которые по тем или иным причинам оказались с младенческого возраста лишены человеческого общения и воспитаны животными. После 7 - 9 лет такие дети окончательно утрачивают возможность обрести человеческий разум и навсегда остаются животными.

2.Вторичная социализация - это общая подготовка индивида к предстоящей ему в дальнейшем жизнедеятельности. Она связана с овладением специальных знаний и навыков, расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей, происходит включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.

Понятие социальной группы. Типология социальных групп.

Социальная группа- это множество индивидов, регулярно взаимодействующих друг с другом, и объединённых одним общим признаком.

свойства социальной группы:

наличие внутренней структуры

устойчивость границ во времени и пространстве

геторегенность, однородность состава

типы: большие и малые социальные группы, квазигруппы

Большие социальные группы - это группы, основанные на различного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов (город, нации, аудитории, партии).

Малые социальные группы - небольшие по количеству группы, обязательное условие - непосредственное взаимодействие каждого с каждым, общность групповых норм, осознание своей принадлежности к группе.

Малые группы начинаются от диады (2 человека), характеризуются высокой эмоциональностью и конфликтностью.

Фазы развития малых групп:

фаза ориентации - период становления, формирования группы.

фаза конфликта - процесс распределения ответственности, вызывающей эмоциональное напряжение.

фара развития сплочённости- управление конфликтами, фиксация набора норм поведения в группе.

фаза консенсуса или поддержки - функционирование группы как единого организма.

Квазигруппа - малоустойчивая, неформальная совокупность людей, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.

Квазигруппы можно подразделить на следующие виды: аудитория;

фан-группа - объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;

толпа - временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

Основными свойствами квазигруппы являются:

анонимность. индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в толпе, не ощущает социального контроля и ответственности;

внушаемость. Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за ее пределами;

социальная заражаемость квазигруппы. Она заключается в быстрой передаче эмоций, настроений, а также быстрой их перемене;

бессознательность квазигруппы. Индивиды как бы «растворяются» в толпе и «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами, их действия в квазигруппе вытекают скорее из подсознания, чем из сознания, и носят иррациональный и непредсказуемый характер.

виды малых социальных групп: формальная, неформальная, первичная, вторичная, референтная.

Формальными группами называются такие, цель и структура которых заранее определена, например воинские подразделения.

Неформальные группы образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается всеми ее членами. Н

Первичная группа , небольшая, очень тесно сплоченная, все ее члены очень хорошо знают друг друга. Например, семья, группа друзей, школьный класс.

Вторичная группа более многочисленна и может состоять из двух или нескольких первичных, менее сплочена по сравнению с первичной, степень влияния на каждого ее члена меньше. Примером вторичной группы может служить школьный коллектив, курс в вузе, производственное подразделение начиная от управления и выше.

Понятие референтной группы было введено в научный оборот Гербертом Хаймоном (Hymon) в его работе "Архивы психологии" в 1942 г. Под референтной он понимал группу, которую индивид использует для сравнительной оценки своего собственного положения или поведения.

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов, определяются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. В узком смысле социальный контроль - это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Соц. контроль включает в себя два главных элемента : социальные нормы и санкции. Санкции - любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Виды: Неформальный (внутригрупповой) - основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации.

Формальный (институциональный) - основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

В социологической науке известно4 принципиальные формы социального контроля:

Внешний контроль (Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов)

Внутренний контроль (самоконтроль);

Контроль через отождествление с референтной группой;

Контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Выделяют следующие механизмы социального контроля :

изоляцию - изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);

обособление - ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);

реабилитацию - комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Б.46 Гражданское общество и государство.

Гражданское общество - это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Признаки гражданского общества: наличие в обществе свободных владельцев средств производства; развитая демократия; правовая защищённость граждан; определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

самоуправление; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; сильная социальная политика государства; многоукладная экономика; большой удельный вес в обществе среднего класса. Состояние гражданского общества, его потребности и цели определяют основные черты и социальное назначение государства . Качественные перемены в структуре гражданского общества, содержании основных сфер его деятельности, неизбежно приводят к изменению характера и форм государственной власти. В то же время государство, обладая относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу, может существенно влиять на его состояние. Это влияние, как правило, позитивно, нацелено на поддержание стабильности и прогрессивное развитие гражданского общества. Хотя история знает и противоположные примеры. Государство как особое явление социальной власти имеет качественные признаки. Оно организованно в виде государственного аппарата; осуществляет управление обществом через систему функций и определенными методами. Внешне государство представлено в различных формах. Признаки государства - его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе. К основным признакам государства относятся: суверенитет, территориальный принцип осуществления власти, особая публичная власть, неразрывная связь с правом

Б. 47 Массовое сознание и массовое действие. Формы массового поведения.

Массовое сознание - база массовых действий, поведения. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными (демонстрация, революция, война). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли лидеры, способные возглавить остальных.

Массовое поведение (в том числе и стихийное) - это термин политической психологии, которым обозначают различные формы поведения больших групп людей, толпы, циркуляции слухов, паники и прочих массовидных явлений.

К формам массового поведения относят : массовую истерию, слухи, сплетни, панику, погром, бунт.

массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами (средневековая "охота на ведьм", послевоенная "холодная война", процессы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы "третьей мировой войны" в 60-70 годы, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.)

слухи - совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам.

паника - такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Они действуют независимо, как правило, мешая и травмируя друг друга.

погром - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности.

бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Б. 48. Культура как система ценностей

культура – это система ценностей, накопленная человечеством за многолетнюю историю своего развития. включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Основные элементы культуры: язык,обычаи,традиции,нравы,законы,ценности.

Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба. Без ценностей не обходится ни одно общество. Именно ценности являются определяющим элемент культуры, ее ядро. Они выступают как а) желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; б) критерий оценки реальных явлений; в) они определяют смысл целенаправленной деятельности; г) регулируют социальные взаимодействия; д) внутренне побуждают к деятельности. В систему ценностей соц. субъекта могут входить различные ценности:

1 ) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2 ) универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок и т.д.); б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.); в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д.);

3 ) партикулярные: а) привязанность к малой родине, семье; б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

Определение 1

Социальный контроль – совокупность различных мер оценки поведения личности и соответствия его общепринятым и признанным нормам. Нормы эти определяются правом, этикой, нравственностью, традициями, психологическими особенностями. Контроль может быть внутренним и внешним

Внутренний социальный контроль

Внутренний контроль, или как его еще называют самоконтроль. Это форма контроля, при которой каждый индивид самостоятельно контролирует свое собственное поведение и соответствие его обществе нному ожиданию.

Замечание 1

Данный контроль может проявляться в таких личностных реакциях индивида как чувство вины за определенные поступки, эмоциональных проявлениях, совести, а с другой - в форме безразличия данной личности по отношению к своему поведению.

Самоконтроль собственного поведением сформировывается в процессе социализации личности и развития социально-психических механизмов индивида. Основными элементами самоконтроля являются такие понятия как воля, сознание и совесть:

  • Сознание человека – это личная форма понимания реальности в виде субъективной модели внешней среды. Это понимание состоит из различных словесных понятий и эмоциональных образов. Сознание личности позволяет ей улучшать и адаптировать свое социальное поведение под меняющиеся общепризнанные стандарты;
  • Совесть – способность человека создавать собственные нравственные стандарты и требовать от себя их точного исполнения, а также постоянно проводить оценку совершаемых поступков и действий. Совесть не дает индивиду возможность нарушать данные им самим установки и принципы;
  • Воля – осознанное регулирование личности своего собственного поведения, заключающееся в умении преодолевать различные трудности. Воля дает личность возможность преодолевать свои собственные негативные желания и потребности, поступать не в соответствии с общепринятыми нормами.

Виды внешнего социального контроля

Внешний самоконтроль – это совокупность общественных институтов и механизмов, гарантирующих выполнение социальных норм и правил. Существует два типа внешнего контроля - формальный и неформальный.

Основывается он на четко прописанных законах, постановлениях, указах и инструкциях. К формальному контролю также относится преобладающая в обществе идеология. Когда говорят о формальном общественном контроле, подразумевают, прежде всего, действия, направленные на уважение всеми без исключения людьми верховенства закона и общественного порядка. Подобный контроль особо эффективен и необходим в больших социальных группах, какой является государство. За нарушение социальных норм при формальном контроле следует наказание, являющееся весомым для провинившегося. Наказание установлено уголовным, административным и гражданским законодательством.

Неформальный социальный контроль, строится на одобрении или осуждении родственниками и близкими, друзьями и товарищами, коллегами, знакомыми того или иного поступка личности. Данный контроль выражается через сложившиеся в обществе традиции и обычаи. Агентами этого типа контроля являются такие общественные институты как семья, школа, рабочий коллектив, то есть малые общественные группы. При нарушении принятых социальных норм следует слабое наказание. Такими наказаниями могут стать неодобрение, общественное порицание, потеря доверия или уважения в соответствующей социальной группе.