Популярность рабочих профессий. Работай с удовольствием: самые престижные профессии. Самые высокооплачиваемые профессии для женщин

К инструментальному программному обеспечению относятся средства разработки программного обеспечения. Это системы программирования, включающие программные средства, необходимые для автоматического построения машинного кода. Они являются инструментами для программистов- профессионалов и позволяют разрабатывать программы на различных языках программирования.

В состав средств разработки программного обеспечения входят следующие программы:

  • ассемблеры – компьютерные программы, осуществляющие преобразование программы в форме исходного текста на языке ассемблера в машинные команды в виде объектного кода;
  • трансляторы – программы, выполняющие трансляцию программы;
  • компиляторы – программы, переводящие текст программы на языке высокого уровня в эквивалентную программу на машинном языке;
  • интерпретаторы – программы, анализирующие команды или операторы программы и тут же выполняющие их;
  • компоновщики (редакторы связей) – программы, которые производят компоновку – принимают на вход один или несколько объектных модулей и собирают по ним исполнимый модуль;
  • препроцессоры исходных текстов – это компьютерные программы, принимающие данные на входе, и выдающие данные, предназначенные для входа другой программы, например такой, как компилятор;
  • отладчики (debugger) – программы, являющиеся модулем среды разработки или отдельным приложением, предназначенным для поиска ошибок в программе;
  • специализированные редакторы исходных текстов – программы, необходимые для создания и редактирования исходного кода программ. Специализированный редактор исходных текстов может быть отдельным приложением или встроенным в интегрированную среду разработки и др.

Языки, представляющие алгоритмы в виде последовательности читаемых (не двоично-кодированных) команд, называются алгоритмическими языками. Алгоритмические языки подразделяются на машинно-ориентированные, процедурно-ориентированные и проблемно-ориентированные.

Машинно-ориентированные языки относятся к языкам программирования низкого уровня – программирование на них наиболее трудоемко, но позволяет создавать оптимальные программы, максимально учитывающие функционально-структурные особенности конкретного компьютера. Программы на этих языках, при прочих равных условиях, будут более короткими и быстрыми. Кроме того, знание основ программирования на машинно-ориентированном языке позволяет специалисту подробнейшим образом разобраться с архитектурой компьютера. Большинство команд машинно-ориентированных языков при трансляции (переводе) на машинный (двоичный) язык генерируют одну машинную команду.

Процедурно-ориентированные и проблемно-ориентированные языки относятся к языкам высокого уровня, использующим макрокоманды. Макрокоманда при трансляции генерирует много машинных команд (для процедурноориентированного языка это соотношение в среднем "1 к десяткам машинных команд", а для проблемно-ориентированного – "1 к сотням машинных команд". Процедурноориентированные языки программирования являются самыми используемыми (Basic, Visual Basic, Pascal, Borland Delphi, С и др.). В этом случае программист должен описывать всю процедуру решения задачи, тогда как проблемно-ориентированные языки (их называют также непроцедурными) позволяют лишь формально идентифицировать проблему и указать состав, структуры представления и форматы входной и выходной информации для задачи.

При выполнении инструкций программ компьютеру необходимо преобразовать удобные для человеческого восприятия операторы, написанные на каком-либо языке программирования, в форму, попятную для компьютера. Инструментальное программное обеспечение имеет специальные программы, транслирующие (translate) текст программ, написанных на различных языках программирования, в машинные коды, которые затем выполняются компьютером. Этот вид программного обеспечения называется компилятором или интерпретатором. Текст программы, написанной на языке программирования высокого уровня, до того как быть преобразованным в машинные коды, называется исходным кодом (source code). Компилятор (compiler) преобразует исходный код в машинные коды, называемые объектным кодом (object code) – программой на выходном языке транслятора. Перед выполнением происходит процесс редактирования связей (linkage editing), заключающийся в том, что модули выходной программы объединяются с другими модулями объектного кода, содержащими, например, данные. Результирующий загрузочный модуль – это команды, непосредственно выполняемые компьютером. Некоторые языки программирования содержат не компилятор, а интерпретатор (interpreter), который преобразует каждое отдельное выражение исходного кода в машинные коды и сразу выполняет их. Интерпретатор удобен на этапе отладки программы, так как обеспечивает быструю обратную связь при обнаружении ошибки в исходном коде. Основы программирования на языке высокого уровня Visual Basic изложены в гл. 12 настоящего учебника.

К инструментальному ПО относят также некоторые системы управления базами данных (СУБД). СУБД – это специализированный комплекс программ, предназначенный для организации и ведения баз данных. Так как системы управления базами данных не являются обязательным компонентом вычислительной системы, их не относят к системному программному обеспечению. А так как отдельные СУБД осуществляют лишь служебную функцию при работе других видов программ (веб-серверы, серверы приложений), их не всегда можно отнести к прикладному программному обеспечению. По этим причинам их часто относят к инструментальному программному обеспечению.

Основные функции таких СУБД:

  • управление данными во внешней памяти (на дисках);
  • управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша;
  • фиксация изменений в специальных журналах, резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев;
  • поддержка языков БД (язык определения данных, язык манипулирования данными).

Теоретические основы СУБД описаны выше (параграф 3.2), а практическое применение описано в гл. 10.

Этап 1: до середины 50-х .

Основные затраты связаны с кодированием (в машинных кодах). Появляются автокоды (языки с использованием мнемонических обозначений команд) и трансляторы с них (ассемблеры).

Реализуются возможности раздельной компиляции и перемещаемости программ. Появляются загрузчики и компоновщики программ.

Этап 2: середина 50-х – середина 60-х гг.

Увеличиваются размеры программ, выявляется разрыв между понятиями проблемных областей и машинно-ориентированных языков. Появляются различные языки высокого уровня (алгоритмические, универсальные):

Fortran (1954-1957);

Algol-60 (1958-1960);

Cobol (1959-1961);

и трансляторы с них (компиляторы). Изобретаются и опробуются почти все основные типы данных, операции над ними, управляющие структуры и способы изображения их в программах, различные варианты параметризации подпрограмм.

Этап 3: середина 60-х – начало 70-х гг.

Резко увеличиваются размеры ПО, происходит переход к коллективному характеру работ. Повышаются требования к ПО вследствие перехода к товарному производству.

Изменяется соотношение затрат на разработку ПО (40% и более тратится на отладку, проектирование и документирование), кодирование – один из самых простых видов работ. Используются и создаются "большие" языки программирования – ПЛ/1, АЛГОЛ-68, СИМУЛА-67, обобщающие и интегрирующие ранее найденные решения.

Появляются развитые системы программирования с оптимизирующими и отладочными трансляторами, макробиблиотеками, библиотеками стандартных программ, специализированных текстовыми редакторами, средствами анализа и диалоговой отладки в терминах входного языка. Разрабатываются развитые операционные системы, первые СУБД, многочисленные системы автоматизации документирования, системы управления программной конфигурацией (отслеживания модификаций и сборки версий ПО).

Этап 4 (“этап кризиса в развитии ПО”): начало 70-х–середина 70-х гг.

Несмотря на развитие инструментальных средств, производительность труда программистов не растёт. Более того, вследствие повышения требований к ПО и нелинейного роста его сложности, производительность труда падает. Срываются сроки разработки ПО, растёт его стоимость, непредсказуемо его качество, не срабатывают традиционные методы (предоставление дополнительных человеческих и материальных ресурсов), что характеризуется как "кризис ПО".

Получают признание методологии структурного программирования (Дейкстра, 1968г.), формируются основы технологии программирования (язык Паскаль (Н.Вирт), 1971г.).

Этап 5:1976г.– наше время. Этап посткризисного развития инструментальных средств.

1976г. – публикация работы Боэма, где вводится понятие жизненного цикла ПО и указывается, что основные затраты приходятся не на разработку, а на сопровождение программ.

Языки программирования:

C (начало 1970-х, впервые достаточно полно описан в 1978 г.);

Modula-2 (1978 г., развитие – язык Oberon (1988));

Prolog (1972 г., распространение получил с 1980 г.);

Smalltalk (1970-е годы, в 1980 был представлен как Smalltalk-80);

C++ (начало 1980-х гг., название – 1983, в привычном сегодня виде существует с 1990 г.);

Java (версия Java 1.0 – 1996 г., Java 2.0 – 1998, Java 5 – 2004...);

C# (1998–2001, версия 1.0 – 2000–2002, версия 2.0 – 2003-2005, версия 3.0 – 2004–2008, версия 4.0 – 2008–2010).

Развиваются интегрированные инструментальные среды разработки программ. Получает признание объектно-ориентированный подход к проектированию и программированию. Разрабатываются программы, поддерживающие создание ПО на каждом этапе.

Контрольные вопросы:

1. Какие действия включает в себя разработка программного продукта?

2. Какие этапы в разработке программ выделяются в рамках Rational Unified Process (RUP)?

3. Что обеспечивает использование инструментальных средств?

4. Какие составные части входят в программу? Назначение каждой из частей.

5. Определения программы и программного обеспечения.

6. Какими свойствами должно обладать программное обеспечение?

7. Какие языки программирования применяют при разработке программ?

8. Определение инструментального программного обеспечения.

9. На какие четыре группыможно разбить инструментальное ПО? Примеры ПО для каждой группы.

10. По каким критериям можно сравнивать программы из одного класса?

11. Какие этапы выделяют в развитии инструментальных средств разработки ПО?

12. Назначение и основные характеристики компиляторов (ассемблеров) и редакторов связей.

13. Назначение и основные характеристикиредакторов текстов.

14. Назначение и основные характеристикиотладчиков.

15. Назначение и основные характеристикипрограмм создания инсталляторов.

16. Назначение и основные характеристикиредакторов ресурсов.

17. Назначение и основные характеристикипрофилировщиков.

18. Назначение и основные характеристикипрограмм поддержки версий.

19. Назначение и основные характеристикипрограмм создания файлов помощи (документации).

20. Назначение и основные характеристикигенераторов документации.

21. Назначение и основные характеристикидизассемблеров и декомпиляторов.

22. Назначение и основные характеристикипрограмм отслеживания активности системы и изменений, происходящих в системе.

23. Назначение и основные характеристикипрограмм-вериферов и контейнеров.

24. Назначение и основные характеристики программ для защиты разрабатываемого программного обеспечения (протекторов).

25. Назначение и основные характеристикиSDK.

26. Назначение и основные характеристики парсеров.

27. Назначение технологических стандартов.


ТЕМА: Методологии разработки ПО.

Литература: 1. Зелковиц М., Шоу А., Гэннон Дж. Принципы разработки программного обеспечения.

2. Гецци К., Джазайери М., Мандриоли Д. Основы инженерии программного обеспечения.

3. Камаев В. А., Костерин В. В. Технологии программирования.

Рассмотрим понятия методологии, метода и средства.

Определение 1: Метод (от греч. methodos - способ исследования или познания, теория или учение) - прием или система приемов практического осуществления чего-нибудь в какой-либо предметной области, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретных задач.

Метод включает средства - с помощью чего осуществляется действие и способы - каким образом осуществляется действие.

Определение 2: Методология - это система принципов, а также совокупность идей, понятий, методов, способов и средств, определяющих стиль разработки программного обеспечения.

Методология - это реализация стандарта. Сами стандарты лишь говорят о том, что должно быть, оставляя свободу выбора и адаптации.

Конкретные вещи реализуются через выбранную методологию. Именно она определяет, как будет выполняться разработка. Существует много успешных методологий создания программного обеспечения. Выбор конкретной методологии зависит от размера команды, от специфики и сложности проекта, от стабильности и зрелости процессов в компании и от личных качеств сотрудников.

Методологии представляют собой ядро теории управления разработкой программного обеспечения.

В зависимости от используемой модели жизненного цикла методологии делятся на:

Водопадные (каскадные);

Итерационные (спиральные).

Также существует и более общая классификация на:

Прогнозируемые;

Адаптивные.

Прогнозируемые методологии фокусируются на детальном планировании будущего. Известны запланированные задачи и ресурсы на весь срок проекта. Команда с трудом реагирует на возможные изменения. План оптимизирован исходя из состава работ и существующих требований. Изменение требований может привести к существенному изменению плана, а также дизайна проекта. Часто создается специальный комитет по «управлению изменениями», чтобы в проекте учитывались только самые важные требования.

Адаптивные методологии нацелены на преодоление ожидаемой неполноты требований и их постоянного изменения. Когда меняются требования, команда разработчиков тоже меняется. Команда, участвующая в адаптивной разработке, с трудом может предсказать будущее проекта. Существует точный план лишь на ближайшее время. Более удаленные во времени планы существуют лишь как декларации о целях проекта, ожидаемых затратах и результатах.

Каскадная разработка или модель водопада (англ. waterfall model) - модель процесса разработки программного обеспечения, в которой процесс разработки выглядит как поток, последовательно проходящий фазы анализа требований, проектирования, реализации, тестирования, интеграции и поддержки.

Принципиальной особенностью каскадного подхода является: переход на следующую стадию осуществляется только после того, как будет полностью завершена работа на текущей стадии, и возвратов на пройденные стадии не предусматривается . Каждая стадия заканчивается получением некоторых результатов, которые служат в качестве исходных данных для следующей стадии (рис. 1).

Рис. 1. Каскадная модель жизненного цикла.

Каждая стадия завершается выпуском комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков. Критерием качества разработки при таком подходе является точность выполнения спецификаций технического задания.

Преимущества применения каскадного способа:

На каждой стадии формируется законченный набор проектной документации, отвечающий требованиям полноты и согласованности;

Выполняемые в логической последовательности стадии работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.

Каскадный подход хорошо зарекомендовал себя при построении электронных информационных систем, для которых в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования, с тем, чтобы предоставить разработчикам свободу реализовать их технически как можно лучше.

В то же время этот подход обладает рядом недостатков, вызванных, прежде всего тем, что реальный процесс создания программного обеспечения никогда полностью не укладывается в такую жесткую схему. Процесс создания ПО носит, как правило, итерационный характер: результаты очередной стадии часто вызывают изменения в проектных решениях, выработанных на предыдущих стадиях. Таким образом, постоянно возникает потребность в возврате к предыдущим стадиям и уточнении или пересмотре ранее принятых решений (рис. 2). Изображенную схему можно отнести к отдельной модели - модели с промежуточным контролем, в которой межстадийные корректировки обеспечивают большую надежность по сравнению с каскадной моделью, хотя увеличивают весь период разработки.

Основным недостатком каскадной модели является существенное запаздывание с получением результатов и, как следствие, высокий риск создания системы, не удовлетворяющей изменившимся потребностям пользователей. Это объяснятся двумя причинами:

Пользователи не в состоянии сразу изложить все свои требования и не могут предвидеть, как они изменятся в ходе разработки;

За время разработки могут произойти изменения во внешней среде, которые повлияют на требования к системе.

Рис. 2. Каскадная модель ЖЦ на практике.

В рамках каскадного подхода требования к разрабатываемому продукту фиксируются в виде технического задания на все время его создания, а согласование получаемых результатов с пользователями производится только в точках, планируемых после завершения каждой стадии (при этом возможна корректировка результатов по замечаниям пользователей, если они не затрагивают требования, изложенные в техническом задании). Таким образом, пользователи могут внести существенные замечания только после того, как работа над системой будет полностью завершена. Пользователи могут получить систему, не удовлетворяющую их потребностям. В результате приходится начинать новый проект, который может постигнуть та же участь.

Для преодоления перечисленных проблем в середине 80-х годов была предложена спиральная модель жизненного цикла (рис.3).

Рис. 3. Спиральная (итерационная) модель ЖЦ.

Ее принципиальной особенностью является следующее: прикладное ПО создается не сразу, как в случае каскадного подхода, а по частям с использованием метода прототипирования .

Под прототипом понимается действующий программный компонент, реализующий отдельные функции и внешние интерфейсы разрабатываемого ПО. Создание прототипов осуществляется в несколько итераций, или витков спирали. Каждая итерация соответствует созданию фрагмента или версии ПО, на ней уточняются цели и характеристики проекта, оценивается качество полученных результатов и планируются работы следующей итерации. На каждой итерации производится тщательная оценка риска превышения сроков и стоимости проекта, чтобы определить необходимость выполнения еще одной итерации, степень полноты и точности понимания требований к системе, а также целесообразность прекращения проекта.

Спиральная модель избавляет пользователей и разработчиков от необходимости точного и полного формулирования требований к системе на начальной стадии, поскольку они уточняются на каждой итерации. Таким образом, углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта, и в результате выбирается обоснованный вариант, который доводится до реализации.

Спиральная модель - классический пример применения эволюционной стратегии конструирования. Спиральная модель (автор Барри Боэм, 1988) базируется на лучших свойствах классического жизненного цикла и макетирования, к которым добавляется новый элемент - анализ риска, отсутствующий ранее.

Спиральная модель определяет четыре действия, представляемые отдельными секторами спирали:

1. Планирование - определение целей, вариантов и ограничений.

2. Анализ риска - анализ вариантов и распознавание/выбор риска.

3. Конструирование - разработка продукта следующего уровня.

4. Оценивание - оценка заказчиком текущих результатов конструирования.

Интегрирующий аспект спиральной модели очевиден при учете радиального измерения спирали. С каждой итерацией по спирали (продвижением от центра к периферии) строятся все более полные версии ПО.

В первом витке спирали определяются начальные цели, варианты и ограничения, распознается и анализируется риск. Если анализ риска показывает неопределенность требований, на помощь разработчику и заказчику приходит макетирование (используемое в квадранте проектирования). Для дальнейшего определения проблемных и уточненных требований может быть использовано моделирование. Заказчик оценивает инженерную (конструкторскую) работу и вносит предложения по модификации. Следующая фаза планирования и анализа риска базируется на предложениях заказчика. В каждом цикле по спирали результаты анализа риска формируются виде «продолжать, не продолжать». Если риск слишком велик, проект может быть остановлен.

В большинстве случаев движение по спирали продолжается, с каждым шагом продвигая разработчиков к более общей модели системы.

При итеративном способе недостающую часть работы можно выполнять на следующей итерации. Главная же задача - как можно быстрее показать пользователям системы работоспособный продукт, тем самым активизируя процесс уточнения и дополнения требований.

Спиральная модель не исключает каскадного подхода на завершающих стадиях проекта в тех случаях, когда требования к системе оказываются полностью определенными.

Основная проблема спирального цикла - определение момента перехода на следующую стадию. Для ее решения необходимо ввести временные ограничения на каждую из стадий ЖЦ. Переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. План составляется на основе статистических данных, полученных на предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков.

Достоинства спиральной модели:

Наиболее реально (в виде эволюции) отображает разработку программного обеспечения;

Позволяет явно учитывать риск на каждом витке эволюции разработки;

Включает шаг системного подхода в итерационную структуру разработки;

Использует моделирование для уменьшения риска и совершенствования программного изделия.

Недостатки спиральной модели:

Новизна (отсутствует достаточная статистика эффективности модели);

Повышенные требования к заказчику;

Трудности контроля и управления временем разработки.

На сегодняшний день можно выделить следующие итеративные методологии разработки программного обеспечения:

Rational Unified Process (RUP)

Гибкие методологии разработки (SCRUM, KANBAN, DSDM, MSF, ALM, XP)

Гибкая методология разработки (англ. Agile software development).

Большинство гибких методологий нацелены на минимизацию рисков, путём сведения разработки к серии коротких циклов, называемых итерациями , которые обычно длятся одну-две недели. Каждая итерация сама по себе выглядит как программный проект в миниатюре, и включает все задачи, необходимые для выдачи мини-прироста по функциональности: планирование, анализ требований, проектирование, кодирование, тестирование и документирование. Хотя отдельная итерация, как правило, недостаточна для выпуска новой версии продукта, подразумевается, что гибкий программный проект готов к выпуску в конце каждой итерации. По окончании каждой итерации, команда выполняет переоценку приоритетов разработки.

Agile-методы делают упор на непосредственное общение лицом к лицу. Большинство agile-команд расположены в одном офисе. Как минимум она включает и «заказчиков» (заказчики которые определяют продукт, также это могут быть менеджеры продукта, бизнес-аналитики или клиенты). Офис может также включать тестировщиков, дизайнеров интерфейса, технических писателей и менеджеров.

Одной из наиболее известных и передовых гибких методик является методология SCRUM.

SCRUM - методология, предназначенная для небольших команд (до 10 человек). Весь проект делится на итерации (спринты) продолжительностью 30 дней каждый. Выбирается список функций системы, которые планируется реализовать в течение следующего спринта. Самые важные условия - неизменность выбранных функций во время выполнения одной итерации и строгое соблюдение сроков выпуска очередного релиза, даже если к его выпуску не удастся реализовать весь запланированный функционал. Руководитель разработки проводит ежедневные 20 минутные совещания, которые так и называют - scrum, результатом которых является определение функции системы, реализованных за предыдущий день, возникшие сложности и план на следующий день. Такие совещания позволяют постоянно отслеживать ход проекта, быстро выявлять возникшие проблемы и оперативно на них реагировать.

KANBAN – гибкая методология разработки программного обеспечения, ориентированная на задачи.

Основные правила:

Визуализация разработки:

o разделение работы на задачи;

o использование отметок о положение задачи в разработке;

Ограничение работ, выполняющихся одновременно, на каждом этапе разработки;

Измерение времени цикла (среднее время на выполнение одной задачи) и оптимизация процесса.

Преимущества KANBAN:

Уменьшение числа параллельно выполняемых задач значительно уменьшает время выполнения каждой отдельной задачи;

Быстрое выявление проблемных задач;

Вычисление времени на выполнение усредненной задачи.

DYNAMIC SYSTEM DEVELOPMENT METHOD (DSDM) появился в результате работы консорциума из 17 английских компаний. Целая организация занимается разработкой пособий по этой методологии, организацией учебных курсов, программ аккредитации и т.п. Кроме того, ценность DSDM имеет денежный эквивалент.

Все начинается с изучения осуществимости программы и области ее применения. В первом случае, вы пытаетесь понять, подходит ли DSDM для данного проекта. Изучать область применения программы предполагается на короткой серии семинаров, где программисты узнают о той сфере бизнеса, для которой им предстоит работать. Здесь же обсуждаются основные положения, касающиеся архитектуры будущей системы и план проекта.

Далее процесс делится на три взаимосвязанных цикла: цикл функциональной модели отвечает за создание аналитической документации и прототипов, цикл проектирования и конструирования - за приведение системы в рабочее состояние, и наконец, последний цикл - цикл реализации - обеспечивает развертывание программной системы.

Базовые принципы, на которых строится DSDM:

Активное взаимодействие с пользователями;

Частые выпуски версий;

Самостоятельность разработчиков в принятии решений;

Тестирование в течение всего цикла работ.

Как и большинство других гибких методологий, DSDM использует короткие итерации, продолжительностью от двух до шести недель каждая. Особый упор делается на высоком качестве работы и адаптируемости к изменениям в требованиях.

MICROSOFT SOLUTIONS FRAMEWORK (MSF) - методология разработки программного обеспечения, предложенная корпорацией Microsoft. MSF опирается на практический опыт Microsoft и описывает управление людьми и рабочими процессами в процессе разработки решения.

Базовые концепции и принципы модели процессов MSF:

Единое видение проекта - все заинтересованные лица и просто участники проекта должны чётко представлять конечный результат, всем должна быть понятна цель проекта;

Управление компромиссами - поиск компромиссов между ресурсами проекта, календарным графиком и реализуемыми возможностями;

Гибкость – готовность к изменяющимся проектным условиям;

Концентрация на бизнес-приоритетах - сосредоточенность на той отдаче и выгоде, которую ожидает получить потребитель решения;

Поощрение свободного общения внутри проекта;

Создание базовых версии - фиксация состояния любого проектного артефакта, в том числе программного кода, плана проекта, руководства пользователя, настройки серверов и последующее эффективное управление изменениями, аналитика проекта.

MSF предлагает проверенные методики для планирования, проектирования, разработки и внедрения успешных IT-решений. Благодаря своей гибкости, масштабируемости и отсутствию жестких инструкций MSF способен удовлетворить нужды организации или проектной группы любого размера. Методология MSF состоит из принципов, моделей и дисциплин по управлению персоналом, процессами, технологическими элементами и связанными со всеми этими факторами вопросами, характерными для большинства проектов.

Application Lifecycle Management (ALM) - разработанная и поддерживаемая компанией Borland.

Extreme Programming (XP) -экстремальное программирование, поддерживаемое открытым сообществом независимых разработчиков.

Инструментальное программное обеспечение -- программное обеспечение, предназначенное для использования в ходе проектирования, разработки и сопровождения программ.

В процессе изучения предметной области были исследованы средства создания виртуальных экскурсий. В качестве средств создания виртуальной экскурсии были исследованы:

KPresenter - это свободная программа подготовки презентаций, входящая в проекты KOffice и KDE. Интерфейс программы представлен на рисунке 6.

Рисунок 6- Kpresenter.

Adobe Photoshop выбран из ряда других программ (Paint, Paint.net, Photoshop online и др.) в связи с тем, что он довольно- таки прост в изучении и использовании. По нему создано большое количество видеоуроков, и к тому же он входит в программу изучения. С его помощью будут удаляться неизменно возникающие искажения. Интерфейс программы представлен на рисунке 7.


Рисунок 7- Adobe Photoshop.

Microsoft Paint -- многофункциональный, но в то же время довольно простой в использовании растровый графический редактор компании Microsoft, входящий в состав всех операционных систем Windows, начиная с первых версий. Интерфейс программы представлен на рисунке 8.


Рисунок 8- Paint.

Paint.NET -- бесплатный растровый графический редактор для Windows NT, основанный на.NET Framework. Приложение начато как проект, разработанный группой студентов Университета штата Вашингтон для Microsoft Windows под руководством Microsoft. Paint.NET написан на C#, с некоторым количеством C++, используемого при установке и интеграции с оболочкой.

Photoshop online - бесплатный интернет ресурс, расположенный по адресу http://photoshop.domfailov.ru. Графический редактор, который оснащен большим количеством возможностей. Приложение, позволяющее производить различные действия по улучшению и обработке изображения. К числу таких действий относят: обработка цветовой гаммы, монтаж и многое другое. Интерфейс программы представлен на рисунке 9.


Рисунок 9- Photoshop online.

Microsoft Office Word 2003 - текстовый процессор, предназначенный для создания, просмотра и редактирования текстовых документов, с локальным применением простейших форм таблично-матричных алгоритмов. Выпускается корпорацией Microsoft в составе пакета Microsoft Office.. Интерфейс программы представлен на рисунке 10.


Рисунок 10- Microsoft Office Word 2003.

Microsoft Power Point - программа для создания и проведения презентаций, являющаяся частью Microsoft Office и доступная в редакциях для операционных систем Интерфейс программы представлен на рисунке 11.


Рисунок 11- Microsoft Power Point.

Microsoft ICE Autopano Giga, Ulead Cool 360, The Panorama Factory, PTGui Pro в связи со своей простотой использования и тем, что она бесплатная. Чтобы объединить фотографии в панораму, достаточно просто переместить их в рабочую область программы и дальше программа действует автоматически. Интерфейс программы представлен на рисунке 12.


Рисунок 12 - Microsoft ICE.

Autopano Giga - Весь процесс при создании полностью автоматизирован: она сама откорректирует и сбалансирует яркость и цвет, подгонит фрагменты, автоматически найдет подходящие для склейки фотографии в указанной пользователем папке. Поддерживается немалое количество форматов (включая формат RAW). Интерфейс программы представлен на рисунке 13.


Рисунок 13 - Autopano Giga.

PTGui Pro - коммерческая (условно-бесплатная) компьютерная программа для создания панорамных фотоснимков, разработанная и поддерживаемая основанной в 1996 году нидерландской компанией New House Internet Services из Роттердама. Первоначально PTGui представляла собой графический интерфейс к комплекту бесплатных инструментов Panorama Tools (из чего следует и название программы), однако более поздние версии программы работают на собственном алгоритме сшивания фотографий. Интерфейс программы представлен на рисунке 14.


Рисунок 14 - PTGui Pro.

Microsoft Office SharePoint Designer 2007 - Программа проста в использовании и распространяется бесплатно. Программа обладает широким спектром возможностей, в частности, может автоматически отправлять изменения, внесённые разработчиком сайта в исходные тексты, в режиме реального времени. Интерфейс программы представлен на рисунке 15.


Рисунок 15 - Microsoft Office SharePoint Designer.

Pano2VR наиболее прост из других вариантов(Photo Warp, Tourweaver, Panorama2Flash, Pano2QTVR free, JATC, Easypano Studio Pro) широко известных программ с такими возможностями совсем немного, а безоговорочным лидером в данной сфере считается американская компания IPIX Corporation (http://www.ipix.com), являющаяся автором технологии виртуальных туров. Поэтому именно ее программные продукты чаще всего используются при разработке туров, в том числе и в России. Однако существуют весьма интересные альтернативные варианты от других компаний, которые тоже позволяют получить отличные результаты, но стоят гораздо меньше.

Easypano Studio Пакет включает два программных модуля: Panoweaver и Tourweaver. Первый из них -- это сшиватель сферических панорам 360Ѕ360, что возможно как в полностью автоматическом, так и в ручном режиме, а второй позволяет объединять панорамы, равно как и иную информацию, в виртуальных турах. Приложение Tourweaver может использоваться не только в связке с Panoweaver, но и автономно, так как в нем поддерживается импорт панорам, созданных в других сшивателях. Например, можно импортировать цилиндрические панорамы, полученные в Panorama Factory, или панорамы, сгенерированные в 3D-пакетах, в частности в 3D Studio Max. Кроме того, возможен импорт панорам с цифровых панорамных камер Kaidan"s 360 One VR, Panoscan, RoundShot и др. Интерфейс программы представлен на рисунке 16.

Рисунок 16 - 360 Degrees Of Freedom Developer Suite.

SP_VTB, SP_STITCHER - Компания Spherical Panorama специализируется на разработке программного обеспечения для создания разных типов панорам и объединения их в виртуальные туры, однако в нашем случае наибольший интерес представляют сшиватель снимков в панорамы SP_STITCHER и построитель виртуальных туров SP_VTB. Они поставляются как отдельные приложения, однако при разработке виртуальных туров дополняют друг друга, так как SP_VTB позволяет создавать туры только на основе панорам в формате spf, получаемых в среде SP_STITCHER. Оба приложения достаточно просты в применении, а прилагаемые к ним подробная документация, несколько fisheye-наборов для тестирования сшивания и пробный виртуальный тур позволят быстрее разобраться с тонкостями работы. Интерфейс программы представлен на рисунке 17.

Рисунок 17 - SP_VTB, SP_STITCHER.

IPIX Interactive Studio, IPIX Real Estate Wizard, IPIX i-Linker - В качестве приложений для создания виртуальных туров компания IPIX предлагает программные пакеты IPIX i-Linker 3.1 и IPIX Multimedia Toolkit, которые имеет смысл использовать только в связке с IPIX-сшивателем, так как оба приложения настроены на применение IPIX-панорам. В качестве программ для сшивания панорам могут быть задействованы пакеты IPIX Interactive Studio и IPIX Real Estate Wizard. Интерфейс программы представлен на рисунке 18.

Рисунок 18 - SP_VTB, SP_STITCHER.

Ну и собственно Pano2VR- программа для занимающихся производством виртуальных 3D панорам, новый продукт обеспечит все необходимые современные возможности представления контента на основе технологии Flash. Помимо пост-продакшн, Вы также можете производить текстурные преобразования (выбор большой) и создавать превью-картинки (thumbnail). Новый концепт переписан с нуля, добавлено огромное количество улучшений и возможностей. Хотя программа, как прежде, и поддерживает конвертацию в формат QTVR, все же основной упор в этой редакции был сделан на технологию Flash. Приложение, для преобразования сферических или цилиндрических панорамных изображений в форматы QuickTime VR (QTVR) или Adobe Flash 8 и Flash 9/10 (SWF). С возможностью создания собственных шаблонов для панорам, кнопок, добавления анимации и звука, автоматическим вращением. Интерфейс программы представлен на рисунке 19.

Рисунок 19 - Pano2VR.

Средства Pano2VR:

Patch Tool. Позволяет динамическое исправление исходного изображения. Вы можете выбрать область панорамы и экспортировать его в программное обеспечение для редактирования изображений. Поддерживает возможность редактирования только выделенных областей, которые должны быть исправлены и остальная часть изображения не затрагивается.

Skin Editor. Возможность создать свой собственный шаблон для панорамы. Вы можете добавить свои собственные кнопки и графику, дизайн. Вы также можете добавить анимацию и звуковые эффекты к вашему шаблону.

Sound Editor. Возможность добавления различных звуков в панорамы.

Flash Export. Экспорт панорам, включая все графические элементы в виде одного файла SWF формате. Это в значительной степени упрощает процесс размещения панорамы в системы управления контентом, или поместить ее в блоге. Цилиндрические, а также кубические панорамы можно поворачивать автоматически с выбором направления движения, скорости и задержки. Панорамы могут содержать "горячие точки", а также заранее определенные или полностью настраиваемые шаблоны. Встроенный редактор шаблонов, также позволяет добавлять карты, ссылки, логотипы и другую информацию в панораму в удобном для пользователя виде.

QuickTime VR Export. Возможность экспортировать цилиндрические и кубические панорамы в формат QuickTime VR.

Adobe Flash Player - это программа, благодаря которой и будет демонстрироваться экскурсия, возможны и другие варианты (Java-аплета, записываемые на CD, просматриваются с помощью специальных обозревателей экскурсий), но благодаря известности марки Adobe и широкому распространению Flash Player именно он и будет использоваться

Share Point Designer 2007 -WYSIWYG HTML- бесплатный редактор и программа для веб-дизайна от компании Microsoft, замена для Microsoft Office FrontPage и часть семейства SharePoint. Является одним из компонентов пакета Microsoft Office 2007, однако не включен ни в один из комплектов офиса (устанавливается отдельно). Переход в названии от FrontPage к SharePoint Designer связан с его назначением: созданием и дизайном веб-сайтов Microsoft SharePoint. SharePoint Designer имеет один и тот же движок обрисовки HTML, что и Microsoft Expression Web и не полагается на движок Trident браузера Internet Explorer, который менее совместим с общими стандартами.

Yandex Интернет - наиболее современный и поэтому более высокоскоростной и перспективный браузер. На нем будет проводиться тестирование экскурсии, выбор осуществлялся из множества вариантов: Google Chrome (рисунок 2), Chromium (рисунок 22), Хром от Яндекса (рисунок 23), Microsoft Internet Explorer (рисунок 24), Mozilla Firefox (рисунок 25), Opera (рисунок 26), Yandex (рисунок 20) и др.

Рисунок 20 - Yandex браузер.

Рисунок 21 - Google Chrome.

Рисунок 22 - Opera.

Рисунок 23 - Chromium.

Рисунок 24 - Хром от Яндекса.

Рисунок 25 - Internet Explorer.

Рисунок 26 - Mozilla Firefox.

Перечисленные ниже программы выбраны из списка инструментальных средств по причинам перечисленным ниже.

Обоснование выбора инструментальных средств разработки и программного

На основании исследования инструментальных средств разработки программного обеспечения в качестве инструментальных средств разработки виртуальной экскурсии по школе №2 будут использоваться:

Adobe Photoshop CS3 - способен работать с большим количеством форматов, создавать, сохранять, редактировать изменять изображения различными способами. Многофункциональный графический редактор, как нельзя кстати подойдёт для более точного результата объединения фотографий в панораму.

Microsoft ICE version 1.4.4.0 - программа нужна для объединения множества отдельных фотографий одного объекта с правильной последовательностью в одно панорамное изображение.

Pano2VR версия 4.1.0 pro - программа для объединения панорамы в экскурсии.

Adobe flash player 13 plugin - бесплатная программа для просмотра экскурсии.

Яндекс Интернет 14.4.1750.13414 - наиболее новый, удобный и быстрый браузер.

Share Point Designer 2007 - бесплатная программа для редактирования web страниц, HTML-редактор и программа для веб-дизайна от компании Microsoft, замена для Microsoft Office FrontPage и часть семейства SharePoint.

Microsoft Word - текстовый редактор и редактор документов. Поражает своей функциональностью и возможностью применения, он способен работать с различными форматами.

Microsoft Office PowerPoint - является частью Microsoft Office. Это позволило PowerPoint стать наиболее распространённой во всем мире программой для создания презентаций. Файлы презентаций PowerPoint часто пересылаются пользователями программы на другие компьютеры, что означает необходимую совместимость с ними программ конкурентов.

Выбранные средства разработки были исследованы и установлены на компьютер. Разработка программного обеспечения будет вестись с их помощью.

Қазақстан Республикасының Министерство

Білім және ғылым образования и науки

министрлігі Республики Казахстан

Д. Серікбаев ат ындағы ВКГТУ

ШҚМТУ им. Д. Серикбаева

УТВЕРЖДАЮ

Декан ФИТиБ

М. Кылышканов

2015 г.

БАҒДАРЛАМАНЫ ӘЗІРЛЕУДІҢ ҚҰРАЛ-САЙМАНДАРЫ

Жұмыс модульдік оқу бағдарламасы және силлабус

ИНСТРУМЕНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ

Количество кредитов дисциплины: 3

Усть-Каменогорск

Рабочая модульная учебная программа и силлабус разработаны на кафедре «Информационные системы и компьютерное моделирование» на основании Государственного общеобязательного стандарта образования РК ГОСО РК 5.04.019 - 2011 Высшее образование. Бакалавриат, Рабочего учебного плана, Типовой учебной программы и Модульной специальности.

Обсуждён на заседании кафедры «Информационные системы и компьютерное моделирование»

Зав. кафедрой Н. Денисова

Одобрен учебно – методическим советом ФИТиБ

Председатель Г. Уазырханова

Протокол № ____ от ____ ____________ 2015

Разработали

доцент кафедры Т. Балова

старший преподаватель кафедры И. Увалиева

Нормоконтролёр И. Фазылова

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1 Краткое содержание изучаемой дисциплины

Дисциплина «Инструментальные средства разработки программ» (далее ИСРП) относится к обязательному компоненту цикла профилирующих дисциплин образовательной программы специальности 5В070400-«Вычислительная техника и программное обеспечение» и входит в состав модуля разработки программ модульной образовательной программы специальности 5В070400-«Вычислительная техника и программное обеспечение».

Содержание изучаемой дисциплины направлено на формирование у обучающихся знаний в области современных технологий программирования и инструментальных средств их поддержки, способствует формированию ИТ-специалиста с широким кругозором и культурой мышления, подготовленного для использования в сфере современных CASE-средств проектирования программных продуктов.

1.2 Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины «Инструментальные средства разработки программ» - ознакомление обучающихся с теоретическими знаниями в области технологий проектирования и обеспечения жизненного цикла программных систем, а также приобретение практических навыков использования современных технологий, ориентированных на моделирование бизнес-процессов и проектирование программных систем средствами CASE-технологий (Computer Aided Software/System Engineering, CASE). Цель дисциплины согласована с общими целями модульной образовательной программы специальности.

Компетентностный подход в преподавании дисциплины «Инструментальные средства разработки программ» определяет её основные задачи:

Сформировать у обучающихся систему знаний в области программной инженерии (Software engineering) и программирования (computer programming);

Ознакомить обучающихся с теоретическими основами моделирования бизнес-процессов, с методологиями проектирования и разработки программных продуктов и набором инструментальных средств, обеспечивающих их жизненный цикл;

Выработать навыки применения CASE-средств структурного и объектно-ориентированного моделирования и проектирования программных средств.


Задачи изучения дисциплины обеспечивают реализацию установленных в квалификационной характеристике требований к подготовке бакалавров по образовательной программе 5В070400-«Вычислительная техника и программное обеспечение».

1.3 Результаты изучения дисциплины

Результаты обучения определяются на основе Дублинских дескрипторов соответствующего уровня образования и выражаются через следующие компетенции:

знать и понимать:

Модели жизненного цикла программного обеспечения и теоретические основы методологии проектирования программного обеспечения;

Принципы классификации современных инструментальных средств разработки программных продуктов;

Подходы к моделированию и реструктуризации бизнес-процессов и систем;

уметь применять на практике CASE-средства, поддерживающие:

Методологию функционального моделирования IDEF0;

Методологию событийного моделирования IDEF3;

Методологию моделирования потоков данных DFD;

Методологию семантического моделирования данных IDEF1X;

Методологию объектно-ориентированного моделирования программного обеспечения и метамодели UML;

быть готовым формировать суждения:

О выборе модели жизненного цикла для конкретного проекта и проекта;

По вопросам совершенствования программного обеспечения в рамках корпоративных информационных систем и крупных государственных проектов (от модели AS-IS к модели TO-BE);

О значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учётом социальных, профессиональных и этических позиций;

развивать коммуникативные способности, в том числе:

развивать навыки обучения, способствующие:

Профессиональному и личностному развитию, повышению квалификации в области международных стандартов программной инженерии;

Самостоятельному приобретению и использованию в практической деятельности новых знаний и умений работы с инструментальными CASE-средствами, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины направлено на успешное формирование указанных результатов обучения.

1.4 Пререквизиты

Для полноценного усвоения материала по дисциплине ИСРП необходимо наличие знаний по дисциплинам, связанным с алгоритмизацией и технологией программирования.

1.5 Постреквизиты

Полученные знания необходимы для качественного освоения материала дисциплин: интерфейсы компьютерных систем и Интернет технологии; системы и проектирование персональных баз данных; проектирование информационных систем и прикладное программирование. Полученные знания необходимы для успешной подготовки в части разработки программного обеспечения.

2.1 Тематический план


Наименование темы, её содержание

и другие источники

Трудоёмкость,

Модуль 1 «CASE-средства структурно-функционального проектирования программных средств»

Лекционные занятия

Тема 1 «Введение в дисциплину».

Основные понятия. Классификация современных инструментальных средств разработки программных продуктов. Цель и задачи инструментальных средств разработки программ. История развития инструментальных средств.

Тема 2 «Методы проектирования программного обеспечения».

Общие требования к методологии и технологии проектирования программного обеспечения. Руководство к своду знаний по программной инженерии SWEBOK. Обзор методов проектирования программного обеспечения. Обзор инструментария проектирования программного обеспечения

Тема 3 «Основы методологии проектирования программного обеспечения».

Проектирование программ как сложных систем. Жизненный цикл программного обеспечения. Основные процессы ЖЦ ПО. Вспомогательные процессы ЖЦ ПО. Организационные процессы ЖЦ ПО

Тема 4 «Модели жизненного цикла программного обеспечения».

Понятие модели жизненного цикла программного обеспечения. Классическая модель процесса разработки программ. Прототипирование. Стратегия инкрементальной разработки. Спиральная модель процесса. Модель быстрой разработки приложений RAD

Тема 5 «Методологии разработки программного обеспечения».

XP - процесс или экстремальное программирование. Методология Rational Unified Process (RUP). Гибкие (agile) методологии. Выбор модели жизненного цикла для конкретного проекта. Порядок разработки программного обеспечения

Тема 6 «Современные CASE - технологии».

CASE - технологии и их использование. Общая характеристика и классификация современных CASE-средств. Технологии внедрения и освоения CASE-средств. Оценка CASE-средств

Тема 7 «Моделирование бизнес-процессов».

Понятие бизнес-процесса. Реструктуризация бизнес-процессов. Моделирование бизнес-процессов. Методы моделирования бизнес процессов

Тема 8 «CASE-технологии структурного анализа и проектирования программных средств».

Методология структурного анализа и проектирования. Методология функционального моделирования IDEF0. Методология событийного моделирования IDEF3. Моделирование потоков данных DFD. Методология семантического моделирования данных IDEF1X

Лабораторные занятия

Тема 1 «Разработка функциональной модели IDEF0»

Тема 2 «Разработка моделей информационных процессов IDEF3 и потоков данных DFD»

Тема 3 «Методология семантического моделирования данных IDEF1X»

Тема 1 «Отчёты и Sibling диаграммы IDEF0-модели»

Тема 2 «Средства коллективной разработки функциональных моделей в среде BPwin»

Тема 3 «Создание отчётов в ERwin»

Тема 1 «Создание диаграмм FEO»

Тема 3 «Создание связи категоризации в IDEF1X-модели»

Итого по модулю 1

Модуль 2 «CASE-средства объектно-ориентированного проектирования программных средств»

Тема 9 «Основы объектно-ориентированного моделирования программного обеспечения и метамодели UML».

Иерархия метаописаний, используемых в визуальном моделировании программного обеспечения. Назначение и уровни моделей UML. Представления в UML

21, 22, 23, 24, 25

Тема 10 «Унифицированный язык моделирования UML. Модель UML».

UML – унифицированный язык моделирования. Сущности в UML. Отношения в UML

22, 23, 24, 25, 26, 27

Тема 11 «Унифицированный язык моделирования UML. Диаграммы UML».

Виды диаграмм UML. Общие диаграммы UML. Специальные диаграммы UML

22, 23, 24, 25, 26, 27

Тема 12 «Унифицированный язык моделирования UML. Общие механизмы UML».

Использование общих механизмов UML. Общие свойства модели. Точки семантики

22, 23, 24, 25, 26, 27

Тема 13 «Общее описание системы с позиции представления UML».

Представления UML с позиции обобщения описаний. Общие механизмы UML. Общие свойства модели

22, 23, 24, 25, 26, 27

Тема 14 «Описание функциональности разработки программного обеспечения».

Управление рисками проекта. Порядок разработки программного обеспечения. Документирование программных средств. Управление требованиями

Тема 15 «Научно-технологические тренды и самые быстрорастущие сегменты на мировом ИТ рынке».

Три платформы в эволюции рынка ИТ. Новые тренды ИТ: прогноз компании Gartner. Мировые Top тренды развития ИТ на ближайшие 3-5 лет

Лабораторные занятия

22, 23, 24, 25, 26, 27

22, 23, 24, 25, 26, 27

22, 23, 24, 25, 26, 27

Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (СРОП)

Тема 4. «Построение структурных диаграмм UML»

22, 23, 24, 25, 26, 27


Тема 5. «Построение поведенческих диаграмм UML»

22, 23, 24, 25, 26, 27


Тема 6. «Генерация программного кода по модели UML»

22, 23, 24, 25, 26, 27


Самостоятельная работа обучающегося (СРО)

Тема 4. «Построение структурных диаграмм UML»

22, 23, 24, 25, 26, 27

Тема 5. «Построение поведенческих диаграмм UML»

22, 23, 24, 25, 26, 27

Тема 6. «Генерация программного кода по модели UML»

22, 23, 24, 25, 26, 27

Итого по модулю 2

Итого по дисциплине, кредит РК


2.2 Задания для самостоятельной работы (СРОП, СРО)


Продолжитель-ность выполнения, уч. неделя

Форма контроля

Срок сдачи

(номер уч. недели)

Задание на СРОП –IDEF0-модель дополнить отчётами и диаграммами Node Tree.

Задание на СРО –IDEF0-модель дополнить диаграммой FEO.

Познакомиться с основными приёмами коллективной разработки функциональных моделей в среде BPwin

Инд. задание и дополнительные вопросы при защите . Тестовые задания

Задание на СРОП:

Выполнить расщепление IDEF0-модели и

ABC анализ.

Задание на СРО – изучить элементы имитационной модели.

Получить практические навыки использования средств коллективной разработки модели с элементами анализа ABC

Задание на СРОП - для IDEF1X-модели построить шаблон отчёта.

Задание на СРО – изучить работу по созданию связи категоризации в IDEF1X-модели

Изучить приёмы построения шаблонов отчёта средствами Report Builder среды ERwin и освоить процедуры работы со связями категоризации

Инд. задание и дополнительные вопросы при защите лабораторной работы Тестовые задания

Сенсорный многопозиционный ввод и события WPF

Получить начальные сведения о способах взаимодействия с приложением WPF с помощью

касания экрана для интерактивного взаимодействия

Инд. задание и дополнительные вопросы при защите лабораторной работы. Тестовые задания

Триггеры свойств и событий WPF

Познакомиться с механизмом триггеров WPF для создания анимационного эффекта

Инд. задание и дополнительные вопросы при защите лабораторной работы. Тестовые задания

Использование API-интерфейса Office и первичных сборок. Net Microsoft. Office. Interop

Освоить упрощённый механизм взаимодействия с СОМ с целью расширения практических приёмов организации межпрограммного взаимодействия

Инд. задание и дополнительные вопросы при защите лабораторной работы.

Тестовые задания


2.3 График выполнения и сдачи заданий по дисциплине



Основная литература

1 Рамбо Дж. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения / А. Якобсон, Г. Буч, Дж. Рамбо - СПб.: Питер, 2002.-496 с.:ил.

2 CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем / - М.: Финансы и статистика, 1998.- 176 с.

3 Бахтизин, разработки программного обеспечения: учеб. пособие / , . - Минск: БГУИР, 2010. - 267 с. : ил.

4 , Анализ и компьютерное моделирование информационных процессов и систем / , .- Диалог-МИФИ, 2009. - 416 стр.

5 ISO/IEC 12207:2008. Systems and software engineering - Software life cycle processes [Электронный ресурс]. - URL: http://www. iso. org/iso/catalogue_detail? csnumber=43447, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 30.10.2015)

6 ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств. – М. Изд-во стандартов, 2011., 115с.

7 ГОСТ Р ИСО/МЭК 11179-2-2012 Информационная технология. Регистры метаданных (РМД). Часть 2. Классификация [Электронный ресурс]. - URL: http:///Catalog/64/6430.shtml, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 30.10.2015)

8 ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 12182 – 2002. Информационная технология. Классификация программных средств. – Введ. 2002 – 06 – 11. – М. Изд-во стандартов, 2002

9 IEEE Computer Society. SWEBOK [Электронный ресурс]. - URL: http://puter. org/web/swebok, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 30.10.2015)

10 , Учебное пособие к практическим занятиям «Структурно-функциональный подход к проектированию и с использованием CASE-средств» / Перм. гос. тещн. ун.-т. – Пермь, 2005.- 245 с.

11 Марка МакГоуэн етодология структурного анализа и проектирования SADT [Пер. с англ.] / арка, акГоуэн - М.: МетаТехнология, 1993. -240 с.

12 РД 50.1.028-2001. Методология функционального моделирования IDEF0, Руководящий документ. Издание официальное. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. - 75 с.

13 оделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум/С. Черемных, И. Семенов, В. Ручкин.- М.: Финансы и статистика, 2006. -192 с.

14 , Структурный анализ систем. IDEF - технологии/С. Черемных, И. Семенов, В. Ручкин.- М.: Финансы и статистика,2001. – 208 с.

15 труктурные модели бизнеса: DFD-технологии/ А. Калашян, Г. Калянов.- М.: Прикладные информационные технологии, 2009.- 256 с.

Дополнительная литература

16 IEEE Std. 1320.2–1998. Стандарт IEEE по синтаксису и семантике языка концептуального моделирования IDEFIX97 (IDEF Object). - Введ. 1998-06-25. – Нью-Йорк: IEEE, 1998.

17 ффективное моделирование с AllFusion Process Modeler/ В. Дубейковский.- М.: Диалог-МИФИ, -2007.- 384 с.

18 оделирование бизнес-процессов с AllFusion Process Modeler/ С. Маклаков.- М.: Диалог-МИФИ, -2004.- 240 с.

19 BPwin и Erwin. CASE-средства для разработки информационных систем / С. Маклаков. - Диалог-МИФИ, 2000. - 320 с.

20 , Методология функционального проектирования IDEF0. Учебное пособие по курсу «Технология разработки программного обеспечения» для студ. спец. 40 01 01 Программное обеспечение информационных технологий дневной формы обучения. – Минск: БГУИР, 2003. – 24 с.: ил.

21 , Моделирование на UML. Теория, практика, видеокурс. - СПб, Профессиональная литература, Наука и Техника, 2010, 640 с.

22 зык UML. Руководство пользователя. Второе издание. - ДМК, 2006, 496 с.

23 Дж. Рамбо, М. Блаха, UML 2.0. Объектно-ориентированное моделирование и разработка.- Питер, 2007г., 544 с.

24 Мартин Фаулер. UML. Основы. Краткое руководство по стандартному языку объектного моделирования. Символ-Плюс, 2011., 192с.

25 The Unified Modeling Language (UML) [Электронный ресурс]. - URL: http://www. uml. org/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 30.10.2015)

26 ведение в UML: [Электронный ресурс] - Открытые курсы Интернет-университета информационных технологий (ИНТУИТ). - Режим доступа http://www. intuit. ru/studies/courses/1007/229/info (дата обращения: 30.10.2015)

27 изуальное моделирование в среде IBM Rational Rose 2003: [Электронный ресурс] - Открытые курсы Интернет-университета информационных технологий (ИНТУИТ). - Режим доступа http://www. intuit. ru/studies/courses/14/14/info (дата обращения: 30.10.2015)

28 The Gartner Symposium/ITxpo [Электронный ресурс]. - URL: http://www. /technology/symposium/japan/exhibitor-directory. jsp, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 30.10.2015)

29 Обзор и оценка перспектив развития мирового и российского рынков ИТ / Блог компании Московская Биржа, IT-стандарты, ИТ-инфраструктура [Электронный ресурс]. - URL: http://habrahabr. ru/company/moex/blog/250463/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 30.10.2015)

4 ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

4.1 Требования преподавателя

Требования преподавателя:

Посещение лекционных и лабораторных занятий, СРСП по расписанию является обязательным;

Присутствие студентов на занятиях проверяется в начале занятий, в случае опоздания студент должен бесшумно войти в аудиторию и включиться в работу, а в перерыве объяснить преподавателю причину опоздания;

Оцениваемые в баллах лабораторные работы следует сдавать в установленные сроки, к рубежному тестированию допускаются студенты, защитившие не менее одной лабораторной работы текущего рейтинга;

Повторное прохождение студентом рубежного контроля, в случае получения неудовлетворительной оценки, не допускается;

В течение занятий мобильные телефоны должны быть отключены;

Студент обязан приходить на занятия в деловой одежде.

4.2 Критерии оценки

Оценка всех видов заданий осуществляется по 100-балльной системе.

Текущий контроль проводится на каждой неделе и включает контроль посещения лекций, практических занятий и выполнение самостоятельной работы.

Рубежный контроль знаний проводится на 7 и 15 неделе семестра в форме тестирования. Рейтинг складывается из следующих видов контроля:



Экзамен по дисциплине проходит во время экзаменационной сессии в форме тестирования.

Итоговая оценка знаний студента по дисциплине включает:

40% результата, полученного на экзамене;

60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчёта итоговой оценки:

где Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и её цифровой эквивалент в баллах:



4.3 Материалы для итогового контроля

4.3.1 Модуль 1 «CASE-средства структурно-функционального проектирования программных средств»

В соответствии с международным стандартом ISO и IEC (International Electrotechnical Commission) технология программирования – это

A) один из видов деятельности, входящих в цикл разработки программного обеспечения

B) процесс создания программистом (человеком) программы (информационной структуры), предназначенной для последующего исполнения (компьютером)

C) совокупность обобщённых и систематизированных знаний, или наука об оптимальных способах проведения процесса программирования, обеспечивающего в заданных условиях получение программной продукции с заданными свойствами

D) совокупность методов и средств, позволяющих наладить производственный процесс создания программного обеспечения

E) алгоритм, записанный на языке программирования

F) последовательность команд (операторов, инструкций) компьютера, выполнение которых приводит к получению результата решения задачи

Инструментальные программные средства (Software tools) – это:

A) браузеры, предоставляющее графический интерфейс для интерактивного поиска, обнаружения, просмотра и обработки данных в сети

B) программное обеспечение предприятий, функции которого обеспечивают финансовое управление, систему отношений с потребителями, управление кадрами и пр.

C) компоновщики и отладчики

D) программное обеспечение, используемое в ходе проектирования, разработки, модификации или развития других программных продуктов

E) программное обеспечение для доступа к цифровому контенту или ресурсам без их редактирования, примерами выступают медиа-плееры, веб-браузеры и пр.

Компилятор - это:

A) программа, преобразующая исходный текст, написанной на языке программирования высокого уровня, в исполняемый программный код, который может использоваться на других компьютерах без дополнительных преобразований

B) набор средств разработки программных продуктов на конкретном языке программирования, включающий редактор исходного текста, транслятор или интерпретатор, компоновщик, отладчик, библиотеки стандартных подпрограмм и др.

C) программный комплекс, который предназначен для разработки программных продуктов и интегрирует редакторы исходных текстов и ресурсов, компилятор или интерпретатор, компоновщик и др.

D) модуль системы программирования или самостоятельная программа, которая собирает результирующую программу из объектных модулей и стандартных библиотечных модулей

E) программа, которая обеспечивает пошаговое исполнение программы, просмотр текущих значений переменных, вычисление значения любого выражения программы и другие функции

Основными преимуществами CASE-средств являются:

A) Увеличение затрат на разработку

B) Уменьшение затрат на разработку

C) Усложнение доступа к данным

D) Увеличение времени на разработку

E) Облегчение при модификации систем

F) Возможность хранения данных

В соответствии с проектом ICAM (Интеграция компьютерных и промышленных технологий) методология функционального моделирования производственной среды или системы связана с нотацией

К основным элементам IDEF3-модели относятся

B) связи (Links)

C) внешние сущности (external entities)

D) перекрёстки (Junctions)

E) потоки данных (data flow)

F) хранилища данных (data stores)

G) внешние сущности (external entities)

H) процессы или работы (activity)

4.3.2 Модуль 2 «CASE-средства объектно-ориентированного проектирования программных средств»

Риск, который связан с выходом за рамки бюджета, негативной реакцией заказчика или плохими контактами с пользователями:

A) технического риска

B) календарного риска

C) управленческого риска

D) коммерческого риска

Используемый языком UML принцип моделирования, в соответствии с которым в модель следует включать только те элементы проектируемой системы, которые имеют непосредственное отношение к выполнению ей своих функций или своего целевого предназначения, другие элементы опускаются, чтобы не усложнять процесс анализа и исследования модели, называется

A) наследованием

B) инкапсуляцией

C) полиморфизмом

D) абстрагированием

E) многомодельностью

F) иерархическим построением

На диаграмме использования UML применяют следующие типы сущностей

B) Варианты использования

C) Действующие лица

D) Интерфейсы

F) Состояния

G) Объекты

Какая структурная сущность UML находится вне моделируемой системы и непосредственно взаимодействует с ней

A) класс (class)

B) интерфейс (interface)

C) действующее лицо (actor)

D) вариант использования (use case)

E) артефакт (artifact)

F) узел (node)

5 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Для повышения мотивации обучающихся к усвоению знаний по дисциплине используются:

Контекстное обучение, позволяющее выявить связи между конкретным знанием и его применением на практике;

Интерактивная модель обучения, предусматривающая публичную защиту лабораторных работ в форме презентации, сообщения по теме СРОП и СРС;

Программное обеспечение, позволяющее при выполнении лабораторных работ создавать группы разработчиков программ, управлять процессами комплексной отладки, тестирования и программ, что повышает творческую активность обучающихся, стимулирует к теоретическому осмыслению знаний и самостоятельному поиску решения задач индивидуального задания;

Проектная технология, предполагающая индивидуальную или коллективную деятельность по систематизации знаний по смежным дисциплинам (модули проектирования баз данных и проектирования ИС), предполагающим по реальной производственной теме;

Обучение на основе научного и производственного опыта преподавателей, что позволяет активизировать обучающихся за счёт ассоциации собственного опыта с предметом изучения;

Дистанционная технология обучения.

Для формирования индивидуальных заданий с элементами научных исследований при выполнении лабораторных работ используются результаты научных исследований учёных кафедры.

6 ВРЕМЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ

Консультации проводятся по графику работы преподавателя.