Образовательные услуги ндс не облагаются. Когда образовательные услуги облагаются ндс. Платят ли НДС коммерческие образовательные организации

О.А. Курбангалеева,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Услуги по реализации образовательных программ, не облагаемые НДС

Прежде чем перейти к вопросу ведения раздельного учета, напомним, какие образовательные услуги освобождаются от обложения НДС в обязательном порядке.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг в сфере образования по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2017 № 346-ФЗ). Эта льгота является обязательной, и образовательное учреждение не может от нее отказаться.

Образовательные программы

Как следует из положений статей , и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) под образовательной деятельностью понимается лицензируемая деятельность по реализации образовательных программ. Полный перечень услуг по реализации образовательных программ приведен в приложении к положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.
Основные образовательные программы реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению (см. рис. 1). Это установлено статьей 12 Закона № 273-ФЗ.

Статья 12 «Образовательные программы» (извлечение)
3. К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
3) основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
4. К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Рис. 1. Основные образовательные программы

По дополнительному образованию в Российской Федерации реализуются дополнительные образовательные программы (см. рис. 2).

Рис. 2. Дополнительные образовательные программы

Таким образом, при реализации любой из перечисленных далее образовательных программ образовательное учреждение обязано применять льготу по НДС. Иными словами, использование льготы по НДС является не правом, а обязанностью образовательного учреждения.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение о применении НДС при оказании образовательных услуг, по вопросам относящимся к компетенции ФНС России, сообщает следующее. Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации на территории Российской Федерации услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Когда образовательные услуги облагаются ндс

НК РФ, в целях освобождения муниципального образовательного учреждения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость следует учитывать следующее. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.11.2007 N 719-О-О указывается, что в тех случаях, когда законодатель имеет намерение вывести из-под налогообложения те или иные субъекты либо объекты, он прямо на это указывает. В данном случае в ст. 145 НК РФ прямое указание о праве применения такого освобождения некоммерческими учреждениями отсутствует в связи с чем, по мнению Управления, муниципальное бюджетное учреждение не может воспользоваться таким освобождением.

Образовательные услуги освобождаются от ндс. но не всегда

И то только потому, что это важно для участника семинара и для его работодателя в связи с решением вопросов о включении стоимости семинара, оплаченного работодателем, в доход участника семинара при исчислении НДФЛ и ЕСН, а также отнесении этих сумм на расходы организации-работодателя. Доказательство своей правоты, что семинар все-таки является образовательной, а не консультационной услугой, бухгалтер и руководитель образовательного учреждения могут построить на том, что обучение предполагает собой приобретение слушателями знаний по отдельным вопросам с выдачей документов, подтверждающих прохождение обучения (диплома или сертификата). Приобретение знаний при обучении характеризуется также выдачей методических пособий, книжных изданий и т.п.

Более того, обучение могут проводить только уполномоченные на это организации, располагающие специальной на то лицензией (разрешением).

Особенности исчисления ндс образовательными учреждениями

Специфика образовательной деятельности такова, что, как правило, часть операций, осуществляемых учебным заведением, является объектом обложения НДС, другая же часть не признается объектом обложения налогом или освобождается от налогообложения. А это влечет за собой необходимость ведения раздельного учета по НДС. Льготы по НДС, не зависящие от вида деятельности Для начала рассмотрим норму, предусмотренную подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ, которая введена в действие с 1 января 2012 года.
Согласно указанной норме, не признается объектом обложения НДС «выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации».

В каких случаях образовательные услуги не облагаются ндс?

На практике же семинары чаще всего проходят за один-два дня или даже за несколько часов. В этом случае для того, чтобы выполнить требования по часам, можно попробовать такой вариант — разбить семинар на несколько частей, проводимых в разное время. Например, семинар для бухгалтеров можно разделить на 6 ежемесячных встреч по 12 часов каждая, и в результате общая продолжительность семинара составит 72 часа.

При этом каждая часть может быть посвящена определенной теме, например, первая часть семинара, проводимая в январе, может быть посвящена изменениям в налогообложении, вторая часть семинара — в феврале — составлению годовой бухгалтерской отчетности и т.д. Тем более что чаще всего подобные семинары проводятся «без отрыва от производства», т.е. слушатели будут приходить на них вечером или в выходные дни, а потому подобная разбивка может быть вполне оправданна. Кроме того, согласно п.

Должно ли образовательное учреждение оплачивать ндс с платных услуг?

Внимание

Закона РФ «Об образовании»), что на практике иногда не имеет места. Кроме того, согласно п. 1 ст. 45 того же Закона РФ образовательные учреждения могут оказывать платные услуги, и не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами (например, обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), однако о семинарах здесь ничего не сказано. Нет упоминания о семинарах и в Правилах оказания платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 505).

Во-вторых, одним из обязательных условий освобождения от НДС согласно пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ является наличие у образовательного учреждения лицензии, иными словами, лицензирование платной образовательной деятельности.

Образовательные услуги как объект ндс

Но даже если у организации есть лицензия на осуществление образовательной деятельности, это не меняет картины для целей налогообложения, ведь семинары в принципе не лицензируются — а потому и не льготируются. Иными словами, если организация оказывает платные образовательные услуги, на которые лицензия не нужна, то платить НДС придется в общеустановленном порядке. В-третьих, высока вероятность того, что налоговые органы обратят внимание и на сущность организуемого мероприятия с целью установить, что же имело место при проведении семинара: обучение или консультирование.
Ведь оказание консультационных услуг не льготируется, этот вид деятельности напрямую исключен из пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Таким образом, если образовательное учреждение: имеет соответствующую лицензию; при проведении семинара обеспечивает участников методическими материалами; а по итогам семинара выдает сертификаты или дипломы, подтверждающие прохождение обучения, — возможно, налоговики примут возражения и согласятся с тем, что НДС с таких семинаров платить не нужно. Но это далеко не факт. А вот если проводимые мероприятия заключались только в получении информации по отдельным вопросам (кругу вопросов) без выдачи каких-либо документов о прохождении обучения, то налицо только консультирование работников организаций в рамках выполняемых ими должностных обязанностей. И в этом случае от НДС точно не «отвертеться». Отсюда неутешительный для бухгалтеров образовательных организаций вывод: на стоимость услуг по организации семинаров НДС начисляется в общеустановленном порядке.

Облагается ли ндс услуги по написанию образовательной программы

И рассуждение на эту тему приводит к мысли о том, что целью любых семинаров (конференций, симпозиумов) является изучение проблемных вопросов, то есть получение участниками семинара (представителями учебных заведений, работниками различных организаций и т.д.) новых знаний и информации, вызванное необходимостью их использования в практической деятельности (производственном процессе, процессе управления предприятием и т.д.). И даже если участникам семинара выдается какой-либо документ о том, что они прослушали лекции на определенные темы, скорее всего, налоговики все равно будут искать доказательства о том, что фактически участникам семинара оказана консультационная услуга. Можно, конечно, возразить: раз у образовательного учреждения есть лицензия на образовательную деятельность, то семинар — учебный, а не консультационный.

Важно

Таким образом, в случае, если семинар проводится не образовательным учреждением профессионального или дополнительного образования, его однозначно нельзя рассматривать как дополнительную образовательную программу. Такой семинар считается консультационным, а потому услуги по его проведению облагаются НДС в общеустановленном порядке. Если же семинар проводит образовательное учреждение, необходимо обратить внимание на то, что основной задачей дополнительного образования согласно ст.

26 Закона РФ «Об образовании» является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. Нужно также иметь в виду, что перечень образовательных учреждений повышения квалификации, которые вправе реализовывать дополнительное профессиональное образование, приведен в п.
В избранноеОтправить на почту НДС образовательные услуги в одних случаях облагаются, в других – не облагаются, что зависит от ряда факторов, связанных с оказанием услуг. Чтобы понять, облагаются ли НДС образовательные услуги, необходимо определиться с тем, кто их оказывает, какой режим применяет налогоплательщик, точно ли это образовательные услуги и где они реализуются. Кто является плательщиком НДС по образовательным услугам НДС при оказании образовательных услуг некоммерческими организациями НДС при оказании образовательных услуг коммерческими организациями или ИП Итоги Кто является плательщиком НДС по образовательным услугам В сфере образовательных услуг задействованы большей частью некоммерческие организации, действующие на основании лицензий, подтверждающих их право на осуществление образовательной деятельности.

N 610 (далее — Постановление N 610). А в соответствии с п. 7 вышеуказанного Типового положения повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения: 1) краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; 2) тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения; 3) длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Законодательству о налоге на добавленную стоимость идет второй десяток лет. Впервые этот налог был введен в действие 1 января 1992 года Законом РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» . Но, несмотря на такой стаж, это едва ли не самый «популярный» налог в СМИ и арбитражной практике, у финансовых и налоговых органов, у аудиторов, юристов и, конечно же, у налогоплательщиков. Особенности его начисления, возмещения и уплаты должны знать даже те организации, которые применяют специальные режимы налогообложения: УСНО , ЕНВД , ЕСХН и др. Для бухгалтерских работников бюджетной сферы этот налог представляет особый интерес. В данной статье мы рассмотрим основные вопросы, связанные с его применением.

Являются ли бюджетные организации плательщиками НДС?

Один из вопросов, которые возникают у бухгалтеров бюджетной сферы в связи с налогом на добавленную стоимость, звучит следующим образом: должны ли бюджетные учреждения вставать на учет в налоговом органе как плательщики налога на добавленную стоимость? Согласно Закону «О налоге на добавленную стоимость» экономическая сущность НДС заключается в изъятии в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. При этом добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат по их производству (выполнению, оказанию). Так вот, принимая во внимание суть этого налога, любая организация, если она производит или реализует товары (работы, услуги), должна платить налог на добавленную стоимость. Непременным условием выступает наличие самой добавленной стоимости, то есть дохода или, другими словами, прибыли, поскольку разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат по их производству (выполнению, оказанию) и есть прибыль.

Однако известно, что бюджетные организации в отличие от коммерческих созданы не с целью получения прибыли. В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение создается органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера. Бюджетные организации осуществляют свою деятельность на основании сметы доходов и расходов за счет соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда, то есть за счет государства. Вполне очевидно, что уплата НДС государству за счет государства не имеет смысла. Несмотря на это, ст. 143 НК РФ признает плательщиками НДС организации без какого-либо исключения. А поскольку бюджетные учреждения относятся к организациям , то они являются плательщиками НДС и подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 83, 84 НК РФ .

Обратите внимание : бюджетные организации обязаны встать на налоговый учет по месту своего нахождения, даже если они не осуществляют предпринимательскую деятельность. Это связано с тем, что Налоговый кодекс освобождает отдельные товары и операции от обложения НДС (ст. 146, 149, 150 НК РФ ), а также предусматривает определенные условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ ) и не содержит положений об освобождении от НДС бюджетных организаций.

Право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС

Такая возможность есть, и она закреплена в ст. 145 НК РФ . Если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысит одного миллиона рублей, то организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Это освобождение не распространяется на операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ ). Кроме того, организация не должна заниматься реализацией подакцизных товаров в течение трех указанных месяцев, а также в течение всего последующего периода, когда действует право на освобождение от НДС. В противном случае организация утрачивает данное право. Утрачивается оно и в случае, если сумма выручки за каждые три последовательных календарных месяца превысит один миллион рублей с 1-го числа месяца, в котором произошло такое превышение (п. 5 ст. 145 НК РФ ).

Обратите внимание : выручка должна исчисляться именно за каждые три последовательных календарных месяца, а не за квартал.

Пример 1.

Детская спортивная школа (ДСШ) пользуется правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС с 1 февраля 2005 г. Выручка ДСШ без учета НДС в 2005 г. составила:

- в феврале - 300 000 руб.;

- в марте - 340 000 руб.;

- в апреле - 310 000 руб.;

- в мае - 330 000 руб.;

- в июне - 360 000 руб.;

- в июле - 320 000 руб.

За первые три последовательных месяца - февраль, март, апрель - выручка составила 950 000 руб. (300 000 + 340 000 + 310 000). За вторые три последовательных месяца - март, апрель, май - 980 000 руб. (340 000 + 310 000 + 330 000). За три следующих месяца - апрель, май, июнь - выручка будет равна 1 000 000 руб. (310 000 + 330 000 + 360 000). А вот за последние три месяца - май, июнь, июль - 1 010 000 руб., то есть в июле 2005 года произойдет превышение лимита выручки.

Таким образом, в соответствии с п. 5 ст. 145 НК РФ с 1 июля 2005 года ДСШ утратит право на освобождение от обязанностей плательщика НДС.

Документальное оформление права на освобождение от НДС

Для того чтобы получить такое право, в налоговые органы до 20-го числа месяца, начиная с которого оно будет использоваться, необходимо представить уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС (выписки из бухгалтерского баланса и книги продаж, копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур). Поскольку бухгалтерский баланс не содержит данных о выручке организации, выписка составляется на основании данных «Отчета об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам » (ф. 4 ), если организация не перешла на новую Инструкцию по бюджетному учету , или «Отчета о финансовых результатах деятельности » (ф. 0503121 ), если учет ведется по новой инструкции.

После того как уведомление будет направлено в налоговые органы, организация не может по своей воле отказаться от освобождения в течение 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случая утраты права на него в соответствии с п. 5 ст. 145 НК РФ .Если вернуться к нашему примеру и предположить, что ДСШ не утрачивала права на освобождение от уплаты НДС в связи с превышением лимита выручки, то до 1 февраля 2006 года она будет обязана пользоваться освобождением.

При использовании права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС необходимо помнить, что его нужно периодически (каждый год) подтверждать. То есть по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа следующего месяца (в нашем примере до 20 марта 2006 года) необходимо представить в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения соблюдались условия относительно выручки. А также направить уведомление о продлении использования права на освобождение или об отказе от него. При отказе от права на освобождение от НДС налогоплательщики могут представлять в налоговый орган уведомление в произвольной форме .

Обратите внимание : условие подтверждения права на освобождение является непременным, и о нем следует помнить.

Для бюджетных учреждений освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС не только вполне законный способ минимизации налогообложения, но и возможность сокращения объема работы бухгалтерии по представлению налоговой отчетности. В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ в обязанность любого бюджетного учреждения как налогоплательщика входит представление налоговой декларации либо ежемесячно, либо один раз в квартал. Организации, получившие право на освобождение от уплаты НДС, в соответствии со ст. 145 НК РФ могут непредставлять налоговые декларации. Именно к такому заключению пришел ВАС РФ в решении от 13.02.03 № 10462/02 .

Еще на один аспект использования права на освобождение от НДС хотелось бы обратить внимание читателей. Освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не снимает с налогоплательщика иные обязанности, в том числе обязанности налогового агента. Так, например, если бюджетная организация является арендатором федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества, за ней сохраняются обязанности налогового агента по начислению, удержанию и перечислению НДС в бюджет.

Определение суммы выручки для получения права на освобождение от НДС

Практическая реализация этого права вызывает немало спорных вопросов у бюджетных организаций. Один из них - учитывается ли при определении выручки стоимость товаров (работ, услуг), произведенных в рамках основной (бюджетной) деятельности? Или выручка определяется только на основании данных по внебюджетной деятельности?

По моему мнению, суммы финансирования бюджетной (основной) деятельности учреждения не должны участвовать в расчете лимита выручки при освобождении от НДС. На основании п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов организации, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Вполне очевидно, что финансирование бюджетной деятельности учреждения не относится к оплате товаров (работ, услуг). Кроме того, в п. 32.1. Методических рекомендаций по НДС указано,что в налоговую базуне включаются денежные средства в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие в качестве финансовой помощи от других организаций и (или) физических лиц, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и использованные указанными получателями по назначению.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в свою очередь, относятся суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Поскольку бюджетные учреждения относятся к некоммерческим организациям (ст. 120 ГК РФ ), это положение вполне к ним применимо. Отсюда следует вывод, что денежные средства, полученные на финансирование бюджетной (основной) деятельности учреждения, не учитываются при определении налогооблагаемой базы по НДС и, следовательно, не участвуют при расчете лимита выручки для получения права на освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ . Значит, в расчет принимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) в рамках разрешенной предпринимательской деятельности.

А если учреждение занимается предпринимательской деятельностью, облагаемой и не облагаемой НДС? Участвует ли в расчете выручка от реализации продукции, не облагаемой НДС? Положительный ответ на этот вопрос содержится в п. 2.2. Методических рекомендаций по НДС : сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса).

В учетной политике для целей налогообложения организация должна закрепить метод определения налоговой базы. В соответствии со ст. 167 НК РФ налоговую базу по НДС можно определять двумя способами:

- по отгрузке (по мере предъявления покупателю расчетных документов - день отгрузки, передачи товаров, работ, услуг);

- по оплате (по мере поступления денежных средств - день оплаты отгруженных товаров).

Учетная политика формируется организацией до получения права на освобождение. Так, в нашем примере при расчете лимита выручки для получения права на освобождение от уплаты НДС должна участвовать выручка, полученная ДСШ в ноябре, декабре 2004 года и в январе 2005 года. Следовательно, в учреждении должен быть приказ об учетной политике для целей налогообложения на 2004-2005 годы. Наличие этого приказа имеет значение в том случае, если организация выбрала метод определения выручки по оплате. Если учреждение не указало, какой способ определения выручки оно будет использовать для целей исчисления и уплаты НДС, то выручка определяется по отгрузке (п. 12 ст. 167 НК РФ ).

При расчете лимита выручки для получения права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не учитываются:

Суммы денежных средств, перечисленные в ст. 162 НК РФ , в частности авансы, полученные по предстоящую поставку продукции;

Операции по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

Операции, приведенные в пп. 2, 3, 4 п. 1 и п. 2 ст. 146 НК РФ ;

Операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ .

НДС в период действия права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Особый интерес для организаций, которые на момент получения права на освобождение от уплаты НДС определяли выручку по оплате, представляет ситуация, когда плата за продукцию, отгруженную до получения данного права, поступила в период действия права на освобождение от исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате НДС.

Пример 2.

Продолжим пример 1. Учетная политика ДСШ в 2004-2005 гг. - «по оплате». В феврале 2005 г. школа получила плату за услуги, оказанные в январе 2004 г. - 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб.

У бухгалтера ДСШ возникнут сразу два вопроса:

1. Учитываются ли полученные суммы при подсчете выручки за каждые три последовательных месяца?

2. Надо ли платить НДС с полученных сумм?

Ответим на них.

1. При подсчете выручки за каждые три последовательных календарных месяца учитывается выручка за продукцию, отгруженную в период действия освобождения. Другими словами, выручка в этом случае считается по отгрузке, и суммы, полученные за услуги, оказанные в декабре 2004 года, в расчет не включаются. Это следует из п. 5 ст. 145 НК РФ .

2. С полученной суммы надо заплатить НДС. Такое требование содержится в п. 2.10. Методических рекомендаций по НДС . С позицией налоговых органов трудно не согласиться. Дело в том, что НДС облагается реализация товаров, работ или услуг, то есть передача их покупателю. Так как организация в момент отгрузки являлась плательщиком НДС, у нее появился объект налогообложения и обязательство по уплате налога. При этом Налоговый кодекс не связывает возникновение этого обязательства с методом определения выручки для целей налогообложения, устанавливающим срок исполнения обязательства. В нашем примере он наступает в день получения оплаты, то есть в феврале 2005 года.

Оформляются следующие записи :

Не менее интересна ситуация, когда до использования права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС организация на основании ст. 171, 172 НК РФ приняла к вычету НДС по товарам, работам, услугам (в том числе по основным средствам и нематериальным активам), приобретенным для осуществления операций, облагаемых налогом, но не использованных по назначению. Или, наоборот, в период действия указанного права суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам учитывались в их стоимости, а после его утраты они были использованы для осуществления операций, облагаемых НДС.

Пример 3.

По данным бухгалтерского учета ДСШ по состоянию на 1 февраля 2005 г. на счетах учета материальных ценностей имелись остатки:

-25 000 руб. - на счете 2 105 05 000 «Прочие материальные запасы»;

- 8 000 руб. - на счете 2 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь».

В мае 2005 г. ДСШ приобрела и оплатила 4 спортивных велосипеда на общую сумму 59 000 руб., в том числе НДС - 9 000 руб. Напомним, что ДСШ получила право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС 1 февраля 2005 г. и утратит его с 1 июля 2005 г.

По состоянию на 1 июля 2005 г. на счетах учета материальных ценностей будут числиться остатки:

- 8 000 руб. - на счете 2 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

- 59 000 руб. - на счете 2 101 05 000 «Транспортные средства».

По моему мнению, выход из описанной ситуации может быть следующим.

Во-первых, сумму НДС, относящуюся к остатку на 1 февраля 2005 года на счете «Прочие материальные запасы», ДСШ обязана восстановить в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение от НДС путем уменьшения налоговых вычетов (п. 8 ст. 145 НК РФ ). Это право используется организацией с 1 февраля 2005 года, значит, последним периодом перед отправкой уведомления будет январь 2005 года. В налоговой декларации по НДС за январь 2005 года должны быть уменьшены налоговые вычеты (строка 310 «Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг))» на 4 500 руб. (25 000 руб. x 18%). На сумму восстановленного НДС надо увеличить стоимость прочих материальных запасов.

Во-вторых, необходимо определить остаточную стоимость основных средств, числящихся на счете 2 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь». Допустим, что это гантели (5 шт.), каждая стоимостью 1 600 руб. Всего - 8 000 руб. По правилам бюджетного учета на основные средства стоимостью от 1 000 до 10 000 руб. амортизация начисляется в размере 100% при вводе их в эксплуатацию (п. 44 Инструкции № 70н ). О том, что спортивный инвентарь был выдан, свидетельствует требование-накладная на гантели. Таким образом, остаточная стоимость спортивного инвентаря равна нулю.

По мнению автора, восстанавливать НДС не с чего. Налоговые органы могут не согласиться с такой позицией, так как прямых указаний на восстановление налога с остаточной стоимости основных средств относительно утраты права на освобождение от НДС Налоговый кодекс не содержит. В этом случае можно сослаться на Письмо Минфина РФ от 27.04.04 № 04-03-11/66 , в котором говорится о необходимости восстановления НДС с остаточной стоимости основных средств при переходе на упрощенную систему налогообложения.

В-третьих, при утрате организацией права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС сумма налога, относящаяся к основным средствам, приобретенным в период освобождения, принимается к вычету в порядке, установленном ст. 171, 172 НК РФ . Следуя логике вышеприведенных рассуждений, принимать к вычету НДС нужно в части, которая относится к остаточной стоимости.

В бюджетном учете срок полезного использования объектов основных средств определяется в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы . Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету и производится ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. (п. 39 - 41 Инструкции № 70н ).

Согласно указанной классификации велосипеды относятся к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования от трех до пяти лет. Установленный организацией срок эксплуатации велосипедов - три года. На учет они были поставлены в мае 2005 года. В июне бала начислена амортизация в сумме 1 639 руб. (59 000 руб. / 36 мес.). НДС, относящийся к остаточной стоимости, будет равен 8 750 руб. ((59 000 руб. -1639 руб.) / 118 % x 18 %)).На сумму НДС, поставленного к вычету, придется уменьшить стоимость велосипедов и пересчитать норму дальнейшей их амортизации.

В бухгалтерском учете ДСШ в 2005 году на основании Плана счетов бюджетного учета должны быть отражены следующие операции:

Дата Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Февраль Сторно

Уменьшены вычеты по НДС в связи с применением права на освобождение от НДС с февраля 2005 года на сумму НДС, относящуюся к прочим материальным запасам, не использованным на момент перехода к освобождению от НДС

2 303 04 830 2 210 01 660

Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по прочим материальным запасам

4 500
Февраль Увеличена стоимость прочих материальных запасов на сумму восстановленного НДС 2 105 05 340

Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря

2 210 01 660

Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенному спортивному инвентарю

4 500
Май Получены велосипеды 2 106 01 310 2 302 17 730 59 000
Май Приняты велосипеды к учету 2 101 05 310 2 106 01 410 59 000
Июнь Начислена амортизация на велосипеды 2 401 01 271 2 104 05 410 1 639
Июль НДС, относящийся к остаточной стоимости велосипедов, поставлен к вычету 2 303 04 830

Уменьшение кредиторской задолженности по НДС

2 210 01 660

Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по прочим матиериальным запасам

8 750
Июль Сторно

Сторнированы капитальные вложения на сумму НДС, подлежащую вычету

2 106 01 310

Увеличение капитальных вложений в основные средства

2 302 17 730

Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств

8 750
Июль Выделен НДС со стоимости велосипедов 2 210 01 560

Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям

2 302 17 730

Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств

8 750
Июль Сторно

Уменьшена стоимость велосипедов на сумму НДС, поставленную к вычету

2 101 05 310

Увеличение стоимости транспортных средств

2 106 01 410

Уменьшение капитальных вложений в основные средства

8 750
Июль Начислена амортизация на велосипеды

((59 000 руб. -1 639 руб. - 8 750 руб.) / 35 мес.)

2 401 01 271

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов

2 104 05 410

Уменьшение стоимости транспортных средств за счет амортизации

1 389

Постановление ВС РСФСР от 06.12.91. № 1994-1 «О порядке введения в действие Законов РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» и «Об акцизах».

Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ.

Глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» НК РФ.

Ст. 120 Гражданского кодекса относит учреждения к некоммерческим организациям.

Форма Уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, утв. Приказом МНС России от 04.07.02 № БГ-3-03/342.

Приказ Минфина РФ от 15.06.00 № 54н «Об утверждении Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью».

Приказ Минфина РФ от 26.08.04 № 70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

Приказ Минфина РФ от 21.01.05 № 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности».

Письмо МНС РФ от 30.09.02 № БГ-6-03/1488@.

В целях упрощения примера использован 9-значный номер счета начиная с 18-го разряда. По правилам бюджетного учета признак «2» (18-й разряд счета) соответствует виду деятельности, в данном случае - предпринимательской деятельности.