Гарантии социальные. Социальные гарантии Что такое соц гарантии

Для большей заинтересованности работников в сохранении рабочего места именно на данном предприятии и привлечения высококвалифицированных кадров работодатели вводят на предприятии дополнительные социальные гарантии. Они обычно касаются охраны здоровья работников, улучшения их жилищных условий и т.д. Такие меры всегда привлекательны для наемных работников.

Разумеется, предоставление дополнительных социальных гарантий никак не может отменить или уменьшить размер гарантий и компенсаций, выплата которых возложена на работодателей законодательством.

Приведу пример соответствующей статьи в трудовом договоре (контракте).

Дополнительные социальные гарантии.

  • 1. Работодатель обеспечивает Работнику во время работы на предприятии следующие социальные гарантии:
    • ·Дополнительный отпуск в связи со временной нетрудоспособностью.
    • ·Выплату дополнительных сумм к установленному законодательством пособию по государственному социальному страхованию.
    • ·Медицинское обслуживание в виде выплаты компенсации за пользование платными медицинскими услугами в следующих учреждениях ___________.
    • ·Санаторно -курортное обслуживание в виде предоставления ежегодных бесплатных либо частично оплачиваемых путевок
    • ·бытовое обслуживание в виде ________.
    • ·Дополнительную компенсацию в возмещении вреда, причиненного здоровью работника.
    • ·Выплаты семье работника в случае его смерти.
    • ·Периодическое проведение за счет работодателя медицинского обследования и оценки состояния здоровья и трудоспособности работника.
    • ·Поддержание здоровья в случаях ухудшения его состояния как во время работы, так и по обстоятельствам, не связанными с исполнением трудовых обязанностей.
  • 2. В случае, если причиной ухудшения здоровья Работника явились злоупотребления алкоголем или наркотиками, дополнительные выплаты на медицинское обслуживание не производятся, либо по согласованию сторон, Работнику может быть предоставлена ссуда на медицинское обслуживание.
  • 3.Часть перечисленных гарантий применяется к работнику в случае выхода его на пенсию.

Участие в прибылях.

Некоторые предприятия, особо заинтересованные в привлечении высококлассных специалистов, формируют фонд участия персонала в прибылях. В этом случае работники заинтересованы в преуспевании предприятия в целом. Работодатель может разработать специальный документ об участии персонала в прибыли в качестве локального нормативного акта, возможно и включения этого условия в каждый трудовой контракт. Наиболее часто подобное условие включается в трудовые контракты в акционерных обществах.

материальные и правовые средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических прав граждан – право на труд, на отдых, на жилище, на бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь, на материальное обеспечение в старости и в случае потери трудоспособности, и т.д. Социальные гарантии обеспечиваются социальной политикой, материальной основой которой выступают социальные фонды государства и предприятий, их которых осуществляются целевые выплаты на социальное обеспечение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Социальные гарантии

система социально-экономических и правовых средств, обеспечивающих условия жизнедеятельности членов общества, социальных групп, реализацию их интересов, разнообразных связей и отношений, функционирование и развитие общественной системы в целом. К основным С. г. относятся право на выбор профессии, сферы приложения труда, форм экономической деятельности, получение общего и профессионального образования, право человека на реализацию своего трудового потенциала, способностей и адекватное вознаграждение в соответствии с количеством и качеством труда, одинаковую равноценность этого вознаграждения набору потребительских товаров и услуг. Составной частью реализации С. г. является поддержание оптимального соответствия в удовлетворении общественных и индивидуальных потребностей, что осуществляется посредством распределения доли национального дохода на потребление и накопление. Часть национального дохода, направляемая на потребление, реализуется через оплату по труду и общественные фонды потребления. Осуществление С. г. в сфере потребления означает обеспечение минимально приемлемого уровня удовлетворения потребностей в жилье, здравоохранении, образовании, доходах (в достигнутых обществом масштабах благосостояния и уровня экономического развития), в обеспечении приемлемого уровня жизни. С этой целью разрабатывается система социально-экономических нормативов, определяющих нижние границы минимального уровня жизненных благ для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей. К числу таких относятся минимум заработной платы, пенсии, стипендии, уровень расходов на образование, детские дошкольные учреждения, нормативы обеспеченности жильем, охраны здоровья, получения образования, набора товаров и услуг для удовлетворения жизненно необходимых потребностей. Минимальный уровень удовлетворения потребностей, гарантированный обществом для граждан, должен быть увязан с достигнутым средним жизненным стандартом. Функцию социальной защиты выполняют общественные фонды потребления. Они призваны обеспечить гарантированный доход тем, кто не может зарабатывать средства к жизни (пенсионеры, инвалиды, дети-сироты), а также равное право для всех членов общества получить бесплатное образование, здравоохранение и жилье. Если эти возможности распределяются не на всех, то принцип бесплатности лишается социального смысла, так как в этом случае не реализуется право всех членов общества на равную долю национального дохода из общественных фондов потребления. К основным С. г. относится право на минимум жизненных благ (гарантия частично сохраняемой зарплаты) матерей, занятых трудом, обеспечивающим оптимальные условия воспитания и поддержания здоровья детей в первые годы жизни после рождения. Реализация С. г. зависит во многом от количества и качества потребительских товаров и социальных услуг, предоставляемых населению за счет общества или в обмен на заработанные денежные средства. В условиях дефицита товаров и услуг, и как следствие отсутствия свободы их выбора, а также в условиях господства ведомств и монополий производителей С. г. населения не могут быть осуществлены достаточно полно. Обеспечение условий жизнедеятельности индивидов и социальных групп включает в себя право выбора потребительских товаров и услуг, жилища, места проживания, учреждений здравоохранения, культуры, способов организации отдыха, удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Принимая на работу сотрудников, вы обязательно упомянете о предоставлении социального пакета. Под этой фразой подразумеваются оплата больничного, отчисления в различные фонды. И это не просто бонусная программа. Вы по закону обязаны предоставить сотрудникам соцпакет при трудоустройстве. Какие еще существуют социальные гарантии?

Основные социальные гарантии и компенсации, которые вы должны предоставить сотрудникам по ТК РФ:

  1. Предоставление и оплата больничного листа.
  2. Предоставление и оплата ежегодного отпуска (28 дней).
  3. Социальное страхование.
  4. Оплата командировочных.
  5. При разъездном характере работы оплата расходов на транспорт.
  6. При совмещении работы с обучением. За время обучения должна быть выплачена компенсация.
  7. Компенсация при вынужденном прекращении работы не по вине сотрудника.
  8. Компенсация при понижении или переводе сотрудника на работу с более низкой зарплатой.
  9. Компенсация, если произошел несчастный случай на производстве.
  10. В определенных случаях прекращение действия трудового договора.
  11. Если вы сами направили работника на повышение квалификации, то вы должны ему компенсировать отсутствие на рабочем месте.
  12. Компенсация прохождения медосмотров.
  13. Компенсация в случае, если человек стал временно нетрудоспособен.

Также в ТК РФ (в ст. 170 , ) прописаны гарантии для работников, выполняющих государственные или общественные обязанности, например сдача крови или выступление свидетелем в суде.

Вам нужно помнить о том, что это обязательные гарантии и они не являются дополнительным социальным обеспечением. Если вы осуществляете деятельность в педагогической сфере, то тут нужно знать следующее: работники через каждые 10 лет непрерывной работы имеют право на год отпуска для написания учебной литературы. Им можно предоставить как полную, так и частичную зарплату на период отпуска, или отпустить педагога «ни с чем». Все это предоставляется по заявлению сотрудника, и форму оплаты определяете вы по соответствующей рекомендации совета.

Хочется отметить, что социальная поддержка персонала может осуществляться за счет прописанного коллективного договора, в котором будут гарантированы безопасные условия труда. Там прописаны различные компенсации: что, для чего, почему. В каждой организации есть свое положение о социальной поддержке работников.

Социальная поддержка персонала может осуществляться за счет прописанного коллективного договора, в котором будут гарантированы безопасные условия труда.

Женщины с детьми

Вы, наверное, знаете, что отказать женщине, имеющей ребенка, в работе – это как минимум незаконно. Есть еще несколько правил, касающихся этой темы:

  1. Если к вам пришла соискательница и ее ребенку не исполнилось 1,5 лет, то испытание при приеме на работу для нее не устраивается.
  2. Если ребенок вашей сотрудницы не достиг 3 лет либо она мать ребенка-инвалида, то вызвать ее на работу в ночную смену или сверхурочно вы можете только с ее письменного согласия.
  3. Если работница находится в отпуске по уходу за ребенком, то имеет право выйти на работу на неполный день или выполнять работу дома. При этом пособие должно сохраниться.
  4. Если ребенку работающей у вас женщины нет еще 1,5 лет, то ей должны предоставляться, помимо основного перерыва на обед, еще и перерывы для кормления ребенка каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут. В случаях если детей двое и более – то не менее одного часа.
  5. В период отпуска по уходу за ребенком вы обязаны сохранить за сотрудницей ее рабочее место без перерывов в трудовом стаже. .

Мотивационный или дополнительный пакет

Все то, чего нет в законе, – это и есть дополнительные социальные гарантии. Сюда можно отнести подарки, которые ваше предприятие дарит детям сотрудников на Новый год, а также работникам на определенные календарные праздники. Подарки от компании на день рождения, свадьбу, при рождении ребенка и т.п. Билеты в театр и кино тоже могут стать мотивацией сотрудника. Есть такой вариант, как доплата за стаж работы. Также можно предложить в качестве дополнительных социальных гарантий компенсации расходов. Например, оплата сотовой связи или бензина (ГСМ). Если организация наделяет сотрудников подобными гарантиями, то текучка кадров становится меньше, а сплоченность коллектива, наоборот, выше.

Все то, чего нет в законе, – это и есть дополнительные социальные гарантии.

Назначать ли дополнительные гарантии или обеспечивать сотрудников только тем, что прописано в законе, – это только ваше решение. И принимать его нужно, исходя из того, какие цели вы преследуете и какими возможностями располагаете. Ведь мотивация сотрудников, несомненно, очень важна для организации.

ВВЕДЕНИЕ

Законы воспроизводства рабочей силы устанавливают пропорции и количественные зависимости потребляемых материальных и духовных благ необходимых для цикличного восполнения использованных трудовых ресурсов. Как видим, существует целая теория воспроизводств трудовых ресурсов, без которых в принципе ни какой бизнес не возможен. Нет работника - не будет товара и прибавочной стоимости.

Экономические законы общественного воспроизводства в гонке «бандитской» приватизации Российской экономики похоже забыты. Экономические и социальные реформы последних 5 лет показывают стремление государства полностью переложить расходы по воспроизводству трудовых ресурсов на самих работников и их семьи: полная оплата коммунальных услуг, платные образование и медицина, «нищенское» пенсионное обеспечение сегодняшних пенсионеров и т.п.. Лозунг «социальная ответственность бизнеса» в экономическом выражение остается только лозунгом. Например, стоимость социальных программ для работников в общем бюджете таких компаний как ОАО «РАО ЕС», ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл» составляли в 2005 году менее одного процесса. А в стоимости продажи одного барреля нефти, проданного за рубежом ОАО «Сибнефть», социальный пакет работника этой компании составляет менее 0,1%. При прибыли 35%. Несколько улучшается ситуация с профессиональным образованием. Ускоренными темпами восстанавливается профессиональное образование в топливно-энергетическом комплексе, в черной и цветной металлургии.

И «отцы бизнеса» вкладываю в это деньги и немалые, так как за 15 лет приватизации целое поколение торгует на рынках, а старые кадры «рабочих у трубы» постепенно вымирают. Это показывает, что не все еще потеряно. Экономика заставляет задумываться о людях, о воспроизводстве трудовых ресурсов самими капиталистами. И чем раньше работодатель поймет это, чем больше средств будет вкладывать в воспроизводство трудовых ресурсов, тем успешнее будет его бизнес в перспективе. На западе это давно уже поняли. «Социально» ориентированные экономики Швеции, Дании и Германии наглядно это показывают. Может быть, приход в Россию западных инвесторов сдвинет и нас в эту сторону.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ

Размер социальных гарантий работодателя определяется общим компенсационным пакетом работника, который, по мимо, заработной платы, включает в себя еще ряд опций: - добровольное медицинское страхование (ДМС); - дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО); - санаторно-курортное обслуживание и летний отдых (СКО); - жилищные программы в различной форме (бесплатное предоставление жилья, жилищные ссуды, ипотечное кредитование и т.п.). Общий компенсационный (социальный) пакет работника либо большой, либо маленький (вообще нет), либо оптимален. Оптимален, если он способствует стимулированию персонала, и появления у него мотивации трудиться на этом предприятии, рожать и обучать детей, содержать родителей и обустраивать жилье. В разные периоды времени в разных рыночных ситуациях размеры социального пакета могут изменяться. Если предприятие наращивает объемы, наращивает все виды ресурсов, в том числе и трудовые ресурсы, то владелец думает, как инвестировать в трудовые ресурсы, чтобы было комфортно на этом предприятии работать. Если предприятие сворачивает объемы, то значит, что оно сворачивает и ресурсы, все виды ресурсов, в том числе и трудовые. Это все взаимосвязано.

Под социальным пакетом необходимо понимать предоставление работодателями своим работникам различных материальных благ помимо обязательств, предусмотренных трудовым законодательством и законодательством о социальном обеспечении Российской Федерации. В соответствии с требованиями ст. 22 ТК к таким обязательствам работодателя относятся:

Обеспечение бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей,

Обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами,

Выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы,

Ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и т. д.

Различные льготы, компенсации и привилегии, которые сейчас принято называть социальным пакетом, работник получает за счет средств работодателя либо в виде товаров, работ или услуг, выполненных или оказанных работнику работодателем, либо в виде компенсации работодателем затрат работника на соответствующие товары, работы или услуги.

В соцпакет, таким образом, могут входить следующие материальные блага:

Бесплатное питание,

Негосударственное пенсионное страхование,

Добровольное медицинское страхование,

Страхование жизни и здоровья,

Оплата работодателем услуг мобильной связи,

Предоставление работникам санаторно-курортных и оздоровительных путевок (кроме оплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования РФ),

Иные материальные блага, предоставленные работнику работодателем.

Если рассматривать материальные блага, включаемые в так называемый социальный пакет, с точки зрения трудового законодательства, они не могут относится к стимулирующим выплатам (ст. 144 ТК) и тем более не являются элементами заработной платы (ст. 129 ТК).

В соответствии со ст. 57 ТК, в трудовом договоре между работником и работодателем могут предусматриваться любые условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с ТК, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Одним из таких условий трудового договора может являться и предоставление работнику социального пакета. При этом в трудовом договоре необходимо четко определить те материальные блага, которые составляют социальный пакет, и порядок их предоставления.

Нередко бывает, что организация, взявшая на себя слишком много различных обязательств в рамках «социального пакета», не в состоянии их выполнить, поскольку ее финансовые возможности изменились. Однако трудовое законодательство не предусматривает права работодателя в одностороннем порядке пересматривать условия трудового договора с работниками в случае отсутствия финансовых возможностей для их исполнения. Изменение определенных сторонами существенных условий трудового договора по инициативе работодателя допускается только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст.73 ТК). Однако предоставление работникам социального пакета существенным условием трудового договора не является (ч. 2 ст. 57 ТК), так не относится к оплате труда работника и его не надо учитывать при исчислении среднего заработка (ст. 139 ТК). Таким образом, взяв на себя обязанность предоставления работникам «социального пакета» работодатели должны строго выполнять принятые на себя обязательства.

Получается, что понимание сути соцпакета у разных работодателей отличается и часто не соответствует нормам закона. Поэтому в каждой конкретной ситуации работнику и работодателю стоит уточнять, что именно они имеют в виду. Рассмотрение вопроса акционерами об организации на предприятии «достойного» социального пакета работника в настоящее время в России довольно часто заканчивается мнением, что все это выгодно исключительно для работников и совершенно бесполезно для работодателя и акционеров и что социальные программы обходится крайне дорого. Это мнение совершенно не правильное. В результате постепенного старения квалифицированного персонала и его «естественного» выбывания в связи с выходом на пенсию руководство предприятия вынуждено идти на затраты по подготовке молодых специалистов либо приглашать квалифицированный персонал, работающий на аналогичных предприятиях или в той же отрасли. Однако как в первом, так и во втором случае руководитель не застрахован от того, что завтра квалифицированный работник не уйдет с предприятия.

Самый простой способ, который позволяет избежать этого, - повышение заработной платы. Однако, решение кадровых вопросов простым повышением заработной платы не только не эффективно (сотрудники быстро привыкают к новому уровню доходов и начинают воспринимать его как должное), но обременительно - для увеличения чистого дохода сотрудника на 1000 рублей предприятие должно фактически заплатить около 1500 (1000 рублей плюс ЕСН и НДФЛ). Создание корпоративной системы социальных компенсаций на предприятии помогает решить данную проблему с меньшими затратами для предприятия, но не менее эффективно. При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 статьи 81 ТКРФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 статьи 81 ТКРФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работникам при расторжении трудового договора в связи с:

Несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (подпункт «а» пункта 3 статьи 81 ТКРФ);

Призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 статьи 83 ТКРФ);

Восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (пункт 2 статьи 83 ТКРФ);

Отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность (пункт 9 статьи 77 ТКРФ).

Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

Гарантии при переводе работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу. При переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу в данной организации за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, - до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.

Дополнительные социальные гарантии

Для большей заинтересованности работников в сохранении рабочего места именно на данном предприятии и привлечения высококвалифицированных кадров работодатели вводят на предприятии дополнительные социальные гарантии. Они обычно касаются охраны здоровья работников, улучшения их жилищных условий и т.д. Такие меры всегда привлекательны для наемных работников.

Разумеется, предоставление дополнительных социальных гарантий никак не может отменить или уменьшить размер гарантий и компенсаций, выплата которых возложена на работодателей законодательством.

1. Работодатель обеспечивает Работнику во время работы на предприятии следующие дополнительные социальные гарантии:

Дополнительный отпуск в связи с временной нетрудоспособностью;

Выплату дополнительных сумм к установленному законодательством пособию по государственному социальному страхованию;

Медицинское обслуживание в виде выплаты компенсации за пользование платными медицинскими услугами в следующих учреждениях:

Санаторно-курортное обслуживание в виде предоставления ежегодных бесплатных либо частично оплаченных путевок;

Бытовое обслуживание в виде:

Дополнительную компенсацию в возмещении вреда, причиненного здоровью Работника;

Выплаты семье Работника в случае его смерти;

Периодическое проведение за счет Работодателя медицинского обследования и оценки состояния здоровья и трудоспособности Работника;

Поддержание здоровья в случае ухудшения его состояния как во время работы, так и по обстоятельствам, не связанным с исполнением трудовых обязанностей.

2. В случае, если причиной ухудшения здоровья Работника явились злоупотребления алкоголем или наркотиками, дополнительные выплаты на медицинское обслуживание не производятся, либо, по согласованию сторон, Работнику может быть предоставлена ссуда на медицинское обслуживание.

3. Часть перечисленных гарантий применяется к Работнику в случае выхода его на пенсию.

Некоторые предприятия, особо заинтересованные в привлечении высококлассных специалистов, формируют фонд участия персонала в прибылях. В этом случае работники заинтересованы в преуспевании предприятия в целом. Работодатель может разработать специальный документ об участии персонала в прибыли в качестве локального нормативного акта, возможно и включение этого условия в каждый трудовой контракт. Наиболее часто подобное условие включается в трудовые контракты в акционерных обществах.

Государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:

Выплату в установленном порядке пособия по безработице;

Оказание в некоторых случаях материальной помощи безработному и членам его семьи;

Выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;

Возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению Государственной службы занятости;

Возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

Оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности.

Решение о назначении пособий по безработице либо отказе в их назначении принимается Государственной службой занятости в течение 10 дней с момента регистрации безработного.

Выплата пособий по безработице производится со дня регистрации безработного в центре занятости и сохраняется в период выполнения безработным временной работы, о которой он обязан уведомить центр занятости, а также во время выполнения оплачиваемой общественной работы по направлению центра занятости.

Пособие по безработице выплачивается в следующих размерах:

За первые 13 календарных недель в размере 70% и за последующие 13 календарных недель - 50% средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не ниже минимальной заработной платы и не выше удвоенной ее величины в случае, если безработный в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель;

За первые 13 календарных недель в размере 100% и за последующие 13 календарных недель - 75% минимальной заработной платы безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также ищущие работу после длительного (более 1 года) перерыва при наличии у них общего трудового стажа не менее 1 года и при условии, что их трудоустройство не требует профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;

За первые 13 календарных недель в размере 85% и за последующие 13 календарных недель - 70% минимальной заработной платы безработным, впервые ищущим работу, а также ищущим работу после длительного перерыва при наличии у них общего трудового стажа менее 1 года и если их трудоустройство невозможно без профессиональной подготовки.

Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в Государственной службе занятости. Безработным, стаж работы которых составляет более 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, срок выплаты пособия по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный срок, на две календарные недели.

Безработным, имеющим на иждивении детей до 14 лет (инвалида - до 16 лет), размер пособия увеличивается на 10%, а при наличии двоих детей и более - на 20%.

В случае болезни безработного вместо пособия по безработице или стипендии выплачивается пособие по временной нетрудоспособности (в том числе по беременности и родам, уходу за больным ребенком), а срок получения пособия по временной нетрудоспособности не включается в общий срок выплаты пособия по безработице.

Пособие по безработице, как правило, не выплачивается в случаях:

Увольнения (отчисления) за нарушение трудовой или воинской дисциплины и иные виновные действия, а также в случае потери источника дохода в результате виновных действий;

Увольнения (отчисления) с последнего места работы или службы (учебы) по собственному желанию без уважительных причин;

Непредоставления по требованию центра занятости декларации о доходах.

Выплата безработному пособия прекращается в случаях:

Трудоустройства;

Прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению службы занятости;

Окончания установленного законом срока выплаты;

Получения пособия обманным путем;

Осуждения к наказанию в виде лишения свободы;

Получения пенсий или пособий в размерах, превышающих размер пособия по безработице.

В отдельных случаях выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев, причем этот срок включается в общий срок выплаты пособия по безработице, или размер пособия может быть сокращен, но не более чем на 50%. Это возможно в случае, если безработный нарушает условия регистрации или перерегистрации в центре занятости; если безработный не уведомляет центр занятости о трудоустройстве на временную работу в период получения пособия по безработице; если безработный дважды отказался от предложенной центром занятости подходящей работы или от профессионального обучения.

Безработному и членам его семьи за счет средств фонда занятости может быть оказана материальная помощь, размер которой, как правило, не может превышать минимальной заработной платы. Решение об оказании ее принимается центром занятости на основании письменного заявления с учетом материального положения безработного и членов его семьи (3, ст. 19). На период профессионального обучения или переобучения безработным выплачивается стипендия в размерах, определенных Законом о занятости (ст. 17). Стипендия безработным устанавливается в размере 50%, а при наличии иждивенцев - 75% средней заработной платы по последнему месту работы, но не ниже полуторного размера минимального пособия по безработице для данного безработного и не выше трехкратной минимальной заработной платы. Безработным, не работающим более 1 года, а также уволенным за нарушение трудовой дисциплины либо по собственному желанию без уважительных причин, стипендия выплачивается в размере минимальной заработной платы. Размер стипендии может быть уменьшен или выплата ее прекращена в связи с неуспеваемостью либо систематическим непосещением занятий без уважительных причин.

При переезде безработных и членов их семей по направлению центра занятости на новое место жительства и работы в другую местность им возмещаются расходы на переезд (стоимость проезда, перевозки имущества, суточные за время нахождения в пути), выплата этих сумм производится центрами занятости по месту нахождения предприятия, принимающего безработного на работу. Кроме того, безработным оказывается единовременная материальная помощь в размере 5 минимальных заработных плат и по одной минимальной заработной плате на каждого члена семьи.

К социальным гарантиям, предоставляемым безработным, следует отнести также возможность участия в оплачиваемых общественных работах. К общественным работам относятся такие виды работ, которые не требуют специальной профессиональной подготовки.

К ним относятся различные виды сельскохозяйственных работ, заготовка дикорастущих ягод, грибов, трав, работа на овощных базах, лесозаготовительные, погрузочно-разгрузочные работы, благоустройство городских территорий и т. п. Время участия в общественных работах включается в общий и непрерывный рабочий стаж. Общественные работы выполняются на основе трудового договора, договора подряда, иных гражданско-правовых договоров, которые заключаются между работодателем и безработным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать следующие выводы:

В настоящее время перед Российским рынком труда стоит множество проблем. Для их решения надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет снизить уровень безработицы.

Размер социальных гарантий работодателя определяется общим компенсационным пакетом работника, который, по мимо, заработной платы, включает в себя еще ряд опций: - добровольное медицинское страхование (ДМС); - дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО); - санаторно-курортное обслуживание и летний отдых (СКО); - жилищные программы в различной форме (бесплатное предоставление жилья, жилищные ссуды, ипотечное кредитование и т.п). Общий компенсационный (социальный) пакет работника либо большой, либо маленький (вообще нет), либо оптимален. Оптимален, если он способствует стимулированию персонала, и появления у него мотивации трудиться на этом предприятии, рожать и обучать детей, содержать родителей и обустраивать жилье.

В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным гражданам:

Бесплатное получение информации и услуг при содействии в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве службы занятости;

Бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, психологической поддержке профессиональной подготовке, переподготовке и повышение квалификации по направлению службы занятости;

Выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;

Выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

Возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Правом на получение пособия по безработице обладают безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нанесенный здоровью увечьем или иным повреждением, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем размер пособия по безработице, установленный законодательством о занятости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон о Занятости населения в Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 20.04.96 N 36-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 30.04.99 N 85-ФЗ, от 17.07.99 N 175-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 20.11.1999 N 195-ФЗ)

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года Опубликовано в «Российской газете» за 31 декабря 2001 г., № 256 (2868). (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 97-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.04.2004 N 32-ФЗ).

3. Котляр Б.А., Медведев А.Ю. «Социальное партнерство и конкурентоспособность», М., ОАО «Типография «Новости», 2006 г., с. 329-332.

4. Друкер Питер Ф., «О профессиональном менеджменте», М., Вильямс, 2006 г. Методические рекомендации по анализу и устранению причин трудовых конфликтов, вызванных требованиями рабочих о повышении заработной платы., ЦНОТОРГМЕТ, М, 2004 г.

5. М. Троттман «Любовь к людям», «Ведомости», 18.04.06 г., № 68, с.7

6. Труд и занятость в России. - М, 2005г, с.534.

7. Цыганкова Т.А. - Пособие по безработице как одна из основных социальных гарантий

В рыночной социально - ориентационной модели экономики повышается роль социальной функции государства. Правительство и государство несут ответственность за предоставление гражданам социальной защиты и обеспечение равного доступа к удовлетворению основных потребностей. Уровень бедности может рассматриваться как существенный показатель действия политики социальной защиты.

Социальное обеспечение является комбинацией программы пенсионных сбережений, программы страхования и программы перераспределения Национального дохода.

Социальная защита - это комплекс законодательно закрепленных социальных норм, которые гарантирует государство отдельным слоям населения, а также при определенных экономических условиях всем членам общества (во время роста инфляции, спада производства, экономического кризиса, безработицы и др.)

Формы и методы социальной защиты населения должны обеспечивать удовлетворение жизненно необходимых потребностей каждого гражданина на уровне не ниже прожиточного минимума.

Цель контрольной работы - подробнее познакомиться с социальными гарантиями, их видами и порядком их реализации.

Основные задачи контрольной работы:

  • 1. Изучить виды социальных гарантий.
  • 2. Рассмотреть принципы социальной защиты.
  • 3. Определить объекты социальной защиты.
  • 4. Изучить организационно-правовые формы социальной защиты населения.
  • 5. Выполнить практическое задание.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ (ВИДЫ И ПОРЯДОК ИХ РЕАЛИЗАЦИИ)

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

Социально - экономические гарантии - это метод обеспечения со стороны государства удовлетворения различных нужд граждан на уровне социально признанных норм и нормативов. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения [Текст]: учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - С. 154.

Рис. 1.

Нормативы потребления - размеры потребления в натуральном выражении продуктов питания, непродовольственных товаров текущего потребления и некоторых услуг за определенный промежуток времени (за день, месяц, год).

Нормативы обеспечения - определенное количество предметов долгосрочного пользования, которое находится в личном потреблении населения, а также обеспечение определенной территории сетью учреждений образования, охраны здоровья, бытового, транспортного обслуживания и др. Нормативы дохода - размер дохода граждан семьи, который гарантирует им удовлетворение потребностей на уровне нормативов потребления и обеспечения.

Нормативы рационального потребления - уровень потребления товаров и услуг текущего и долгосрочного пользования, который гарантирует оптимальное удовлетворение потребностей.

Нормативы минимального потребления - социально принятый уровень потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, определенный по нормам социальных физиологических потребностей. Статистические нормативы - нормативы, определяемые на основании показателей фактического потребления обеспеченности для всего населения отдельных социальных групп.

Государственные нормативы в сфере жилищно-коммунального хозяйства включают: Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России [Текст]: Учебное пособие. -М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. - С.127.

  • - предельную норму оплаты услуг на содержание жилья, жилищно-коммунальных услуг в зависимости от получаемого дохода;
  • - показатели качества предоставления коммунальных услуг.

К государственным социальным нормативам в сфере транспортного обслуживания и связи принадлежат:

  • - нормы обеспечения транспортом общего пользования;
  • - показатели качества транспортного обслуживания;
  • - нормы обеспечения населения услугами связи;

Государственные социальные нормативы в сфере охраны здоровья включают:

К государственным специальным нормативам в сфере образования принадлежат:

  • - перечень и объем услуг, предоставляемый государственными и коммунальными учреждениями дошкольного, общесреднего, профессионально-технического и высшего образования;
  • - нормативы максимальной наполняемости классов, групп;
  • - нормативы соотношения учеников, студентов и педагогических работников;
  • - нормативы материального обеспечения учебных заведений и др.

Объем и уровень обеспеченности социально-экономическими гарантиями является показателем цивилизованности страны. Основные направления осуществления социальных гарантий: Холостова Е.И. Социальная работа [Текст]: Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - С.321.

  • 1. Государство должно гарантировать каждому занятому в процессе производства:
    • а) нормальный уровень благосостояния через минимальный уровень заработной платы и ее индексацию;
    • б) умеренные налоги;
    • в) невмешательство в предпринимательскую деятельность.
  • 2. Государство должно гарантировать удовлетворение приоритетных потребностей граждан и общества, которое она не может, доверить каждому гражданину самостоятельно:
    • а) приобретение общего образования;
    • б) воспитание детей и подростков;
    • в) подготовка кадров;
    • г) организация охраны здоровья и развития физической культуры и др.
  • 3. Государство должно способствовать повышению доходов отдельных слоев населения, которые не могут обеспечить жизненный уровень для себя и своей семьи на уровне минимальных социальных стандартов независимо от их участия в процессе производства в таких формах:
    • а) пенсии;
    • б) различные виды помощи;
    • в) стипендии;
    • г) денежные выплаты и их индексация;
    • д) льготы в налогообложении.

Государство законодательно гарантирует удовлетворение приоритетных нужд за счет бюджета в минимально достаточных размерах в форме бесплатных услуг.

Органы местного самоуправления при разработке и реализации местных социально-экономических программ могут предусматривать дополнительные социальные гарантии за счет местных бюджетов.

Разработка и выполнение Государственного и местных бюджетов осуществляется на основе приоритетности финансирования социальных гарантий и социальной сферы.

Государственная целевая поддержка местного самоуправления осуществляется с целью выравнивания возможностей отдельных территориальных обществ в отношении предоставления социальных гарантий на законодательно признанном уровне.

Общая сумма благ и услуг, которые потребляет население за соответствующий период, составляет фонд потребления.

Необоснованное увеличение средств, которые направляются на социальную защиту населения, в общем объеме фонда потребления требует дополнительного изъятия средств из фонда оплаты труда, что в конечном итоге только расширяет масштабы перераспределения, уменьшает стимулирующую роль заработной платы и не увеличивает объем совокупного потребления.

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.). Конституция РФ. [Электронный ресурс]: - Доступ из информационно-правового портала «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru

Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты, то есть установленные законами РФ или решениями представительных органов государственной власти на определенный период времени минимальные уровни социальных гарантий, выраженные через социальные нормы и нормативы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на эти цели.

Социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на «достойный» уровень жизни.

Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. При этом необходимо не только поддержать, но и развивать общественные отношения, умело сочетая интересы различных категорий населения, а также общественных объединений и групп.

В широком общесоциологическом смысле термин «социальная защита» впервые появился в США в 30-е гг. и постепенно получил распространение в западной социологии для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п., а также стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России [Текст]: Учебное пособие. -М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. - С. 118.

Социальная защита населения рассматривается российским социальным правом как система правовых гарантий и охранительных мер, защищающих членов общества от экономической, социальной и физической деградации. Она выступает как процесс обеспечения государственными и муниципальными органами существующих гарантий и прав, охраняющих личность, её экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы.

В практическом отношении социальная защита представлена комплексом правовых экономических, социальных гарантий, закреплённых законодательно и в подзаконных актах на государственном уровне с использованием двухступенчатой системы правовых актов - федерального и регионального законодательства.

В то же время социальная защита выступает и как процесс обеспечения государственными или иными органами существующих в обществе гарантий и прав, охраняющих личность, ее экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества. В своем действии она распространяется на всех членов общества, однако функциональное проявление по отношению к различным группам неодинаково.

экономический социальный пенсия партнерство