60 глобальные проблемы человечества философский аспект. Философия и глобальные проблемы, человечества. Глобальные проблемы современных цивилизаций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Трехгорный технологический институт - филиал НИЯУ МИФИ

« Философия и глобальные проблемы современности»

Выполнил: Брусова В. А.

Сулимова М. В.

студенты группы ТМ-3047

Проверил: Прохорова О. А.

г. Трехгорный 2010

Введение

Глобальные проблемы современных цивилизаций

Борьба за права человека

Наука и её влияние на будущее человечества

Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества

Введение

Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступает в качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, потребовалось внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты

Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований. В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими науками - экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. В то же время этот анализ необходим, помимо его эвристической ценности, для дальнейших исследований, так как способствует интеграции частных наук, нуждающихся в согласованности о координации при исследовании глобальных проблем. Философия становится для представителей различных научных дисциплин связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность.

Новый импульс заключается в развитии прикладной философии, имеющей дело с практическими проблемами. Без философского видения всей ситуации в целом ни дна из глобальных проблем не может получить принципиальное решение.

Специфика философского осмысления глобальных проблем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Таким образом, к извечным философским проблемам бытия, познания, смысла жизни человека и т.д. современная эпоха добавила принципиально новую тему - сохранение жизни на Земле и выживание человечества.

Глобальные проблемы современных цивилизаций

С точки зрения общечеловеческого подхода, противоречия общественного прогресса на современном этапе аккумулируются в глобальных проблемах человечества. К глобальным проблемам в первую очередь относятся:

Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле.

Проблемы, вызванные экологическим кризисом.

Демографические проблемы (популяционистские и депопуляционистские).

Проблемы человеческой духовности (образования, здравоохранения, культуры) и бездуховности (потери общечеловеческих ценностей как внутренних ориентиров человека).

Проблема преодоления отрицательных последствий НТР, компьютерной революции, информационного взрыва.

Проблема преодоления человеческой разобщенности, вызванной различным экономическим, политическим, духовным развитием стран и народов.

Эти и другие проблемы - глобальные, так как, во-первых, по сути своей, они затрагивают интересы всего человечества и его будущее. Они всемирные, их нерешенность создает угрозу для будущего всего человечества, причем эта угроза идет в двух направлениях: гибель человечества или регресс в условиях длительной стагнации.

Во-вторых, это те проблемы, которые требуют для своего решения объединения усилий всего человечества.

Таким образом, глобальность этих проблем вытекает не из их "повсеместности" и тем более не из "биологической природы человека", как утверждают многие идеологи, а из все возрастающей интернационализации всей общественной деятельности на Земле, вследствие чего они прямо или косвенно затрагивают человечество в целом.

Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле

Приоритетность предотвращения мировой термоядерной войны определяется не только ее последствиями, но и тем, что ненасильственный мир без ядерного оружия создает все предпосылки для научного и практического решения остальных глобальных проблем в условиях международного сотрудничества.

Достаточно сказать, что гонка вооружений на конец 80-х годов XX в. поглощала триллион долларов ежегодно, не говоря уже о том, что в военных отраслях производства и науки было занято более 25 % высококвалифицированных специалистов и ученых; десятки миллионов людей отвлекались на службу в армию. Общая сумма военных расходов только за один год ныне сравнялась с внешней задолженностью всех развивающихся стран, накопленной за четверть века. И это в то время как в этих странах от голода и недоедания гибнет или страдает каждый второй ребенок. И одной десятой отчислений на военные расходы хватило бы для того, чтобы обеспечить необходимые капиталовложения в экономику развивающихся стран для ее модернизации.

Такая же доля вычета из военных расходов на экологические программы позволила бы резко приостановить и смягчить последствия загрязнения окружающей среды на нашей планете.

Можно продолжить сопоставление, но уже и из вышесказанного следует, что впервые в истории перед человечеством открылась возможность обеспечить самому себе достойные условия жизни, возможность, по своей сути, такая же реальная, как и ей противоположная, то есть самоуничтожение. Для ее достижения человечество имеет достаточно материальных средств, но для ее реализации необходимо и новое мышление, добрая воля и международное сотрудничество на основе приоритета общечеловеческих интересов и целей.

Проблемы, вызванные экологическим кризисом

Вторая глобальная проблема современности и по содержанию, и по значимости для существования и развития рода человеческого - это экологическая проблема, которая означается как экологический кризис.

Никого сегодня не надо убеждать в том, что природа была, есть и будет не только причиной и естественным условием возникновения и существования человеческого общества, но и одним из решающих факторов его развития. То есть, в общественном развитии есть сферы и компоненты его развития (и экономические, и политические, и духовные), которые практически непосредственно определяются и зависят от природы, "географической среды". "Колыбель" наша и "обитель" в опасности. Как ни парадоксально, но социальный прогресс подвел человечество к тому, что его экологическая ниша испытывает состояние нарастающей нестабильности. Отношения в системе "общество - природа", "человек - природа" по своей значимости начинают перекрывать наши экономические и политические заботы и теоретические дебаты. Поэтому экология должна стать одной из главных парадигм политики, главной определяющей экономических усилий, предметом первостепенного внимания науки. Есть мудрая индийская пословица: "Когда вы убьете последнего зверя и отравите последний ручей, тогда вы поймете, что ни бумажными купюрами, ни золотыми монетами питаться нельзя".

В чем суть экологической угрозы? Она неотъемлемый элемент и результат той эпохи, которая называется эпохой научно-технической революции. Именно в условиях НТР, начавшейся в середине XX в., природные ресурсы перестали быть практически неисчерпаемыми по сравнению с колоссально возросшими материальными потребностями общества. Но тем не менее взаимодействие в системе "общество - природа" продолжает носить односторонний характер: оно больше направлено на эксплуатацию природы, чем на ее охрану и восстановление, хотя очевидно, что люди не могут и далее бесконтрольно, беспланово, безрассудно и бессовестно эксплуатировать природу. Маркс был абсолютно прав, предупреждая еще в условиях промышленной революции о том, что культура, если она развивается стихийно, а не сознательно, оставляет после себя пустыню.

Экологический кризис, по своей сущности, это кризис общества. Он есть результат противоречий между действием законов общества и естественными законами природы. Эти противоречия привели к тому, что за весьма короткий срок были подорваны механизмы саморегуляции биосферы, и самым уязвимым в ней стал человек. Если низшие биологические организмы за весьма короткое время приспособились к этим изменениям, а часть из них мутировали в неизвестном, и в этом случае, небезопасном для человека направлении, то перед человеком возникла реальная опасность физической и умственной деградации.

Таким образом, сегодня можно утверждать, что технологическое развитие пошло "не туда, куда требовала природа". Человечество переступило порог возможностей биосферы. Одна из последних ресурсных моделей состояния Земли по пяти основным параметрам: население, ресурсы, промышленная продукция, питание, загрязнение среды обитания, - показывает, что, если темпы роста населения, экономики, истощения ресурсов будут такими, как последнее десятилетие, то Земля потерпит катастрофу, примерно, в 2040 году.

Причин и составляющих экологического кризиса много, и они не равны по значимости: демографический взрыв (биосфера была устойчива, пока население Земли не превышало двух миллиардов человек); несовершенство техники и технологии; колоссальное химическое загрязнение окружающей среды; бесплановая урбанизация и т.п. материальные, объективные причины. Но, пожалуй, самая главная причина - низкий уровень духовной культуры, выразившийся в том числе в экологическом невежестве человека и человечества. Об этом необходимо сегодня помнить и говорить особо.

Исходя из такого подхода к человеку, к обществу, к цивилизации, нужно уяснить простую истину: защищать природу человек сможет лишь тогда, когда он сам останется человеком в духовном смысле, человеком не только разумным, но и совестливым, так как разум и совесть - единственное достоинство и достояние Человека, позволяющее знать и оценить, что он "творит".

Демографические проблемы (популяционистские и депопуляционистские)

Известно, что наряду с природой народонаселение выступает как материальный фактор, определяющий возможности развития общества. То есть, будучи основой и субъектом общественного развития, демографический фактор оказывает воздействие на все компоненты общественного развития, хотя сам он в то же время подвержен их влиянию. Нет сомнения в том, что всякому исторически определенному экономическому укладу, определенной социальной организации свойственны свои законы роста населения и перенаселения. Но в реальной действительности эти связи не столь однозначны и прямолинейны. Опираясь на факты, можно согласиться и с Т.Р. Мальтусом, предупреждавшим еще в XVIII веке, что, если люди не ограничат свою греховную склонность, то они со временем ввергнут себя в ад, предопределенный для них силами природы и общества.

Рост населения, вызванный "демографическим взрывом", сопряжен с серьезными экономическими проблемами и последствиями, хотелось бы думать, что только для самих этих стран, так как здесь идет интенсивный прирост не "рабочих рук", а вначале "ртов". Но вряд ли это так. Известно, что, если население растет темпами 1 % в год, то "демографические инвестиции" в экономику должны составлять 4 %, для того, чтобы не падали темпы экономического роста и не снижался по всем параметрам жизненный уровень. Естественно, что при западных темпах роста населения, такие инвестиционные "вливания" в экономику не под силу ни самим этим странам, ни развитым странам, оказывающим ту или иную поддержку развивающимся странам. Следствие - голод, рост нищеты и материальной, и духовной. А не предъявят ли народы этого региона претензий к развитым странам и не потребуют ли от них компенсаций за свою нищету? В блестящем анализе "демографического взрыва", данном Ч. Дарвиным - внуком в книге "Следующий миллион лет", констатируется, что факты подобного рода есть. Следовательно, поставленный вопрос - не праздный, а то или иное его решение создаст дополнительные проблемы для мировой цивилизации.

Нельзя сбрасывать со счетов возможные политические последствия "демографического взрыва" в развивающихся странах для всего мира, что находит свое выражение уже сегодня, например, в геополитических притязаниях некоторых из них.

Однако было бы не корректно свести глобальную демографическую проблему современной цивилизации только к "демографическому взрыву". Человечество не может не быть обеспокоено минимальными темпами естественного прироста населения в развитых странах, действием тех причин, которые их вызывают, и теми последствиями, которыми этот процесс может "обернуться" для них.

Но особо необходимо остановиться на медико-биологических проблемах современного человечества. Они возникли на пересечении демографического, экологического, экономического, нравственного кризисов современного общества и являются их обобщающим результатом. Речь идет не только о телесном здоровье, которое в цивилизованном обществе всегда стояло на одном из первых мест в системе человеческих ценностей.

"В здоровом теле - здоровый дух" - утверждали древние греки. И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. Например, "достижения" генной инженерии открывают не только новые горизонты, но и зловещие возможности выхода из под контроля "мутанных генов", могущих исказить эволюционные приспособления человека, массовое порождение искусственных ублюдков-мутантов. Не исключена опасность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Нарастает генетическая отягощенность человеческой популяции. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личностных стрессов.

Кризис человеческой духовности

Практически все светские и религиозные, мировые и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа.

Мечущаяся в вечном поиске истины человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы с минимумом точности предвидеть будущее. Нет сейчас надежных социальных теорий и философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы более или менее, определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все сферы человеческого существования.

Нет свежего взгляда на мир. Две великие идеи, - социалистическая и научно-технологическая, пришедшие в ХХ век из века XIX на сегодняшний день переживают глубочайший кризис.

В начале XX в. считалось, что, опираясь на эти идеи, люди Земли построят не только райское, но и справедливое, свободное, достойное человека общество.

Обе эти идеи, практически, лежат в руинах. И та и другая столкнулись с границами, поставленными биосферными глобальными возможностями человеческого бытия. Благородна была давняя исконная мечта людей об обществе справедливости, равенства, братства об удовлетворении всех запросов - материальных и духовных. Это идея коммунизма. Увы, не говоря уже об ее уродливом искажении реальной практикой, она является внутренне уязвимой, ибо девиз "каждому по потребностям" не может опереться на реалии жизни. Доказательство тому - простой расчет. Если стандарт потребления населения развивающихся и бывших социалистических стран (примерно пять миллиардов) поднять до уровня жизни населения развитых капиталистических стран (примерно один миллиард), то надо за 50 лет удвоить потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство энергии. Не забывая при этом, что за эти 50 лет население увеличится, как минимум, в 1,5 раза. При существующих технологиях и потребительных ориентациях биосфера планеты этого не выдержит.

То же относится и к технократическому оптимизму. Техника несет в себе не только благо, но и зло. Поэтому названные идеи сейчас в таком состоянии, что опираться на них трудно, а порой и опасно. Социалистическая идея поднимала на щит социальную справедливость, технократическая - экономическую эффективность. Их объединение не состоялось. Но и новых объединяющих идей наш XX век не родил. Думается, не погрешим против истины, сказав - человечество ныне в идейном вакууме. Это касается как философско-социалистических идей, так и религий самых разных уровней и оттенков, которые не пошли далее зова "в мир иной".

философия глобальная человечество духовность

Борьба за права человека

Соблюдение прав человека и их неприкосновенность - одно из важнейших направлений деятельности Организации Объединенных Наций. Права человека закреплены в международных документах, призванных обеспечить их незыблемость и стабильность. В соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека.

Согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, может быть осуществлен только в том случае, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, право на жизнь - это конституционный принцип, неотъемлемое право каждого человека, на основании которого никто не может быть произвольно лишен жизни.

Ни для кого не секрет, что вышеизложенные принципы нередко нарушаются, преступаются или же не исполняются вовсе. Особенно устрашают факты несоблюдения основных прав человека - на жизнь, свободу, безопасность существования и т.п. Терроризм - одно из тех явлений современной действительности, которое подрывает сами основы этих прав, ставит под угрозу безопасность каждого индивида и всего человечества в целом.

Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами и на концептуальном, и на практическом уровне.

Даже в развитых странах Запада продолжаются острые дискуссии о том, как следует трактовать права человека. Например, в споре о допустимости абортов все утверждают, что защищают права человека: защитники абортов - право беременной женщины на свободу и безопасность, противники абортов - право нерожденного человека на жизнь. Поскольку нет общепринятой иерархии различных прав человека по степени их важности, подобное столкновение мнений пока ведет к принятию конкретных решений в соответствии скорее с сиюминутным соотношением сил, чем с общими принципами.

Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как «культурный империализм», вмешательство во внутренние дела.

Но и сам международный стандарт прав человека внутреннее противоречив. Ведь право на свободу убеждений и на их свободное выражение предполагает допустимость защиты и таких убеждений, которые требуют ликвидации многих прав человека во имя «прав нации» или «правоверия».

Совершенствование защиты прав человека в 21 в. невозможно, если их концепция будет продолжать восприниматься как элемент не мировой, а только западной культуры. Политическая глобализация требует диалога о правах человека между разными цивилизациями, в ходе которого можно попытаться переосмыслить концепцию прав человека так, чтобы она действительно выражала общечеловеческие ценности.

Наука и её влияние на будущее человечества

Нововведения во всех областях науки и в школах необходимы. Со старой наукой в будущем мире далеко не уедешь. С одной стороны, нужно искоренять все ненужные нагромождения, с другой - нужно глубже вникнуть в явления, прибавляя самые современные достижения. Сейчас слишком много времени проходит, пока достижения отдельных лабораторий, исследований и открытий доходят до школ, ВУЗов, всего народа. Необходимы информационные отделы при школах с популярным изложением новейших достижений. Необходимо ускорение сообщений. Девяносто процентов крупных научных достижений принадлежит двадцатому веку. Можно наглядно показать, чем была наука и какой она стала теперь. Такое поразительное сравнение может открыть глаза на возможности будущего. Нельзя ни запрещать, ни преследовать развитие науки. Но даже при быстром своем росте, наука все-таки не выполняет и десятой доли предназначенного ей в этот период. Основные причины лежат в косности человечества, в запретах и предрассудках. Ученые исследуют космическое пространство, новые энергии и токи, но все вращаются в заколдованном круге, так как не признают всеначальную энергию. Без нее останется детским занятием самый смелый полет. Без нее не разглядеть межпространственных путей.

К сожалению, наука двигается слишком медленно. Наиболее значительные области остаются не затронутыми. Астрохимия, астрология почти не развиваются. Лишь недавно внимание ученых было обращено к Космическим лучам и токам и наиболее смелые ученые даже начали допускать влияние таких взрывов на психическую сторону человечества. Эволюция требует новых форм во всем. Пределы знания расширяются. Новые взаимоотношения складываются между различными областями науки. Многое, еще вчера казавшееся разделенным, теперь оказывается растущим из одного корня. Нужны новые сочетания сотрудничества. Прежние деления необходимо заменить более целесообразными. Это нужно во всех областях жизни - от философии и верований до самых практических наук. Действительность опережает механические представления жизни.

Для дальнейшей эволюции обновление нужно человечеству. В плотном состоянии на Земле можно познать лишь одну сторону явлений. Но не следует ограничиваться только физически зримым горизонтом. Чтобы обогатить жизнь средствами естественными, нужно допустить жизнь повсюду, расширить познания приобщением знаний Тонкого Мира, понять ценность взаимности, сотрудничества, утончения сознания. Это поможет усилить земную науку, сделав ее более выпуклой. Предстоит множество новых открытий, но познание Основ Бытия будет краеугольным условием. Пока даже передача мысли на расстояние продвигается слабо. Недостает ученым надземных чувствований и познания Основ Бытия. Любое открытие - лишь врата к ближайшей тайне. Полюбим путь трудный, иначе на чем же испытаем себя?

Философия о возможных путях будуще го развития мирового сообщества

Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.

На протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование, видение будущего.

Современная философия на данный вопрос дает утвердительный ответ: возможно. В обосновании возможности предсказания будущего выделяются такие аспекты: онтологический, гносеологический, логический, нейрофизиологический, социальный.

Онтологический объект заключается в том, что предвидение возможно из самой сущности бытия -- его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно «проследить» будущее.

Гносеологический аспект основывается на том, что поскольку возможности познания безграничны, а прогнозирование -- также вид познания, то само прогнозирование возможно.

Логический аспект на -- том, что законы логики всегда остаются неизменны, как в настоящем, так и в будущем.

Нейрофизиологический аспект основывается на возможностях сознания и мозга к опережающему отражению действительности.

Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.

В философии существуют и точки зрения, согласно которым прогнозирование невозможно, однако они не используются большой популярностью.

В современной западной науке выделяется особая дисциплина -- футурология.

Футурология (от лат. Futurum - будущее) -- в широком смысле -- совокупность представлений о будущем человечества, в узком -- область несущих знаний охватывающая перспективы социальных процессов. Термин «футурология» был введен для обозначения философии будущего в 1943 году немецким ученым О. Флехтхеймом. С 60-х годов этот термин стал употребляться на Западе как история будущего или «наука о будущем». В 1968 году была создана международная организация, объединившая специалистов из 30 стран мира, получившая название -- Римский клуб. В него вошли известные ученые, общественные деятели и бизнесмены. Его возглавил итальянский экономист П.Печчен. основными направлениями этой организации является стимулирование исследований глобальных проблем, формирование мирового общественного мнения и диалог с руководителями государств. Римский клуб стал одним из ведущих в глобальном моделировании перспектив развития человечества.

К всемирно известным современным ученым и философам, которые занимаются проблемами прогнозирования будущего, относятся Г.Парсонс, Е.Ханке, И.Бестружев-Лада, Г.Шахназаров и другие.

Основным видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе, среди них процессы в области:

· Производственных отношений;

· Науки и техники;

· Образования;

· Здравоохранения;

· Литературы, искусства, моды;

· Строительства;

· Освоения космоса;

· Международных отношений.

Данное направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью (изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее вообще).

Основоположником глобального прогнозирования с использованием математических методов и компьютерного моделирования считается Дж. Форретор, который в 1971 г. создал вариант модели мирового экономического развития с учетом роста численности населения Земли, роста промышленного производства, загрязнения среды. Математическое моделирование показало, что если не ограничить роста указанных факторов, то сам рост промышленного производства приведет к социально-экологической катастрофе и гибели человечества в середине ХХI века.

Заключение

Осознание человечества как общепланетарного фактора происходит не только за счет позитивных аспектов его влияния на мир, но и через целый спектр негативных последствий техногенного пути развития. Глобальность этих проблем не позволяет их решать регионально, т.е. в плане одного или нескольких государств. В организационном плане решение глобальных проблем неизбежно потребует создания особого «генерального штаба человечества», который должен определить стратегию использования знаний для предотвращения глобальных катастроф.

При выяснении путей решения глобальных проблем следует определить стратегию их решения. Здесь в качестве отправного пункта можно взять их классификацию на три взаимосвязанных группы. Сегодня имеется множество попыток разработки путей решения глобальных проблем. И здесь особое место занимает Римский клуб, во главе которого долгое время находился Аурелио Печчеи. По инициативе этой неправительственной организации был осуществлен ряд крупных исследований, опубликованных в форме докладов. К их числу относятся: «Пределы роста», «Человечество у поворотного пункта», «Цели человечества» и др. В рамках этого направления осознается единство современной цивилизации и общность судеб всех стран и народов.

Глобальные проблемы во многом меняют сам подход к пониманию социального прогресса, заставили переоценивать те ценности, которые закладывались на протяжении всей истории цивилизации в ее основание. Для многих становится очевидным то, на что полстолетия назад обратил внимание академик В.И.Вернадский, который писал: «Человек впервые понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства, но и в планетарном аспекте». Такой обобщенный, общепланетарный взгляд на человека и его место в мире явился важным шагом к становлению глобального сознания на основе понимания человеком своей целостности. Следующий шаг состоит в нравственной переориентации людей, в осмыслении с этих позиций сложившейся ситуации и поиске практических путей выхода из нее.

Кризис современного общества в значительной мере обусловлен тотальным, глобальным отчуждением человека. Отсюда спасение человечества в усовершенствовании общества и в воспитании самого человека, а не только в научно-технических достижениях. Системная организация программ решения глобальных проблем предполагает использование глобального моделирования.

Глобальные проблемы требуют от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых отношений между людьми, а также отношений людей к природе.

Использованная литература

· Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. - М., 1996.

· Наука и глобальные проблемы современности. Круглый стол //Вопросы философии. - 1984.

· Ясперс К. Будущий мировой порядок //Век XX и мир. - 1990.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Глобализация как предмет социально-философского анализа. Теории Э. Гидденса и Л. Склэра. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности. Экологические императивы цивилизации. Философия и футурология о перспективах человечества.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2013

    Глобальные проблемы как совокупность проблем человечества, основные критерии их выделения. Моральное содержание глобальных проблем современности. Понятие толерантности, ее принципы и взаимосвязь с моральным сознанием, роль нравственности и обычаев.

    реферат , добавлен 18.08.2011

    Глобальные проблемы человечества: понятие, классификация, пути преодоления. Проблемы экологии и ресурсов. Демографическая ситуация в мире, ее возможные последствия. Военные конфликты в современном мире. Концепции дальнейшей судьбы человечества.

    контрольная работа , добавлен 18.03.2011

    Понятие глобальных проблем, их особенности и классификация. Проблема гонки вооружений и угроза ядерного самоуничтожения человечества. Опасность экологической катастрофы. Неконтролируемый рост народонаселения и исчерпание жизненно важных сырьевых ресурсов.

    реферат , добавлен 11.10.2014

    Классификация глобальных проблем современности. Философское понимание будущего в условиях глобальных проблем. Научное предвидение, социальное прогнозирование и уровни прогнозирования. Описание основных глобальных проблем и взгляд философов на их решение.

    реферат , добавлен 05.12.2014

    Исследование понятия будущего и развития представлений о нем. Обзор теоретических аспектов сущности футурологии. Презентизм первобытного мышления. Кризис утопизма. Социальное прогнозирование в России и его представители. Глобальные проблемы человечества.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2013

    Понятие глобальных проблем человечества, их сущность и особенности, классификация и разновидности. Основные проблемы в системе "общество-природа" и "индивид-общество", их отличительные черты, возможные последствия и пути разрешения на данном этапе.

    реферат , добавлен 15.02.2009

    Социальное прогнозирование и научное предвидение как формы философского осмысления проблемы будущего. Анализ глобальных проблем современности, их взаимосвязь и иерархия. Концепции постиндустриального и информационного общества, феномен глобализации.

    реферат , добавлен 15.04.2012

    Глобальные проблемы общественного развития, их признаки, сущность и содержание. Философские основания информационного общества. Человечество перед историческим выбором, обострение экологических проблем. Идея единства, взаимной зависимости и взаимопомощи.

    реферат , добавлен 15.11.2009

    Гуманизм как философия. Социально-экономические основы и духовные истоки эпохи Возрождения. Проблемы человеческой индивидуальности. Эпоха Возрождения и реформация. Глобальные проблемы в системе "Общество - Природа". Классификация глобальных проблем.

Человеческое общество всегда сталкивалось и, видимо, будет сталкиваться с различными проблемами. Однако далеко не все из них являются глобальными. В России многие люди живут за чертой бедности. В США террористы разрушили Всемирный торговый центр и Пентагон. В Прибалтийских республиках нарушаются права русскоязычного населения. В Англии происходят столкновения между протестантами и католиками. Все эти проблемы являются очень серьезными, так как они связаны с жизнью многих людей. Тем не менее они не затрагивают интересы всего человечества. Поэтому они не являются глобальными.

К глобальным относятся острые мировые проблемы, которые в силу своей специфики влияют на жизнь и благосостояние всего человечества.

Наиболее важными из таких проблем в начале XXI века являются следующие:

Духовный кризис.

Распространение массовых заболеваний.

Угроза войны с применением оружия массового поражения.

Истощение природных ресурсов планеты.

Углубление экологического кризиса.

Демографическая проблема.

Рост терроризма.

Неравномерное социально-экономическое развитие регионов и государств планеты.

Глобальное изменение климата.

Увеличение сейсмической активности земной коры.

Вышеотмеченные проблемы в той или иной мере признаются большинством специалистов. Однако есть и такие глобальные про блемы, обсуждение которых замыкается узким кругом исследователей-профессионалов, так как далеко не все из них признают, что такие проблемы существуют или представляют реальную опасность для человечества. В качестве примера здесь можно назвать следующие.

Потенциальная опасность столкновения Земли с космическими телами (метеориты, кометы, астероиды), от которых на данный момент средств защиты не существует. Такие столкновения могут быть очень опасными и привести к гибели всего человечества и животного мира Земли.

Негативное психо-энергетическое влияние «внутреннего космоса» планеты (так называемых тонких миров), причиной которого являются духовная дисгармония и отрицательный пси-хо-эмоциональный фон ноосферы человечества.

Сущность и пути преодоления глобальных проблем

Решение любой проблемы, тем более глобальной, невозможно без понимания ее причин.

Все отмеченные выше глобальные проблемы в самом общем виде имеют три причины:

Духовное несовершенство человека;

Противоречивость исторического развития человеческой цивилизации и культуры;

Объективные природные процессы.

Подавляющее большинство проблем связано с первой и второй причинами. Некоторые проблемы, как полагают специалисты, обостряются под действием всех трех причин (глобальное изменение климата, увеличение сейсмической активности). И лишь одна из указанных проблем целиком связана с природными процессами или, по крайней мере, влияние человека и общества здесь не установлено (столкновение планеты Земля с космическими телами).


Таким образом , мы видим, что почти все глобальные проблемы связаны с сознанием или мировоззрением человека, развитие которых, очевидно, отстает от стремительного изменения объективной действительности в науке, политике, экономике, культуре, демографии, технике. В условиях современной цивилизации в сотни и тысячи раз обостряется ответственность человека за свою деятельность. Так, еще несколько столетий назад самая большая война не грозила гибелью для всего человечества. Теперь же военный конфликт с применением оружия массового поражения по своим последствиям непредсказуем. Ядерное оружие может уничтожить не только цивилизацию, но и все живое на планете.

Поэтому главное средство преодоления глобальных проблем — духовное преображение человечества. Это означает развитие нового планетарно-космического мышления и гуманистического мировоззрения, ориентированного на общечеловеческие ценности, этические, экологические и культурные приоритеты.

Современный человек должен полностью осознавать свою личную ответственность за судьбу планеты, он должен понимать, насколько сложной и вместе с тем хрупкой является экологическая система Земли, как легко нарушить природный баланс и трудно его будет восстановить. Человечество подошло к такому рубежу своего исторического развития, когда уже становится невозможно отгородиться от мировых проблем границами своего государства — террористы, ураганы, землетрясения, цунами, экологические катастрофы, эпидемии не признают никаких границ.

Рассмотрим теперь некоторые из глобальных проблем подробнее и попробуем понять, как их можно преодолеть.

Духовное развитие человечества всегда было сложным и противоречивым. Тем не менее трудно найти в истории период, в котором духовная культура, моральные устои общества подвергались бы такому испытанию, как в XX — начале XXI века. Не случайно понятие «духовный кризис » прочно вошло в современный философский и научный лексикон.

В чем же проявляется современный духовный кризис? В подрыве духовных основ личности и нарастании множества разрушительных социальных явлений. К таким явлениям можно отнести потерю смысла жизни и этических ориентиров многими нашими современниками, пьянство и наркоманию, проституцию и сексуальные отклонения, стремление многих людей исключительно к материальному обогащению и чувственным наслаждениям, рост преступности и всевозможного насилия, массовые стрессы и психические заболевания, социальный эгоизм и нетерпимость и некоторые другие.

Законодательные, полицейские, медицинские меры в преодолении этих пороков оказываются неэффективными без обращения к внутреннему миру человека и его духовным принципам. Что же их укрепляет и развивает? Духовные учения, образование, философия, наука, высокое искусство — все, что относится к сфере подлинной духовной культуры человечества. Очевидно, что проблема духовного кризиса — это проблема мировоззрения человека и духовной культуры общества. Именно в этих направлениях необходимо концентрировать усилия для преодоления духовного кризиса.

. Когда говорят о распространении массовых заболеваний, то, прежде всего, подразумевают кардиологические, онкологические, инфекционные и психические заболевания. Так, например, ежегодная смертность кардиологических и онкологических больных по всему земному шару исчисляется многими миллионами. Стремительно распространяется СПИД. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2001 году ВИЧ-инфекцией в мире было поражено 35 миллионов человек. До 2001 года СПИД явился причиной смерти 22 миллионов человек. В конце XX века, по данным Министерства здравоохранения России, в десятки раз увеличилась динамика психических отклонений.

Причин роста числа заболеваний множество — неправильный образ жизни и питания, загрязнение окружающей среды, стрессы и неумение большинства людей контролировать свой внутренний мир и управлять нервно-эмоциональными реакциями организма, половые отклонения и недостаток психической энергии.

Специалисты полагают , что проблема массовых заболеваний должна решаться с двух сторон. Во-первых, необходима популяризация здорового образа жизни, правильного питания, сбалансированной физической и умственной активности, систем естественной профилактики и оздоровления (очистительные процедуры, физические упражнения и диетическое питание, курсы релаксации и аутотренинга , йогические методики саморегуляции и др.). Во-вторых, необходима разработка новых методов медицинской терапии — новых технологий лечения массовых заболеваний и новыхлекарств. Например, вакцины против СПИДа, кардиостимуляторов, препаратов, блокирующих неконтролируемый организмом рост клеток, технологий психокоррекции человеческого сознания.

. В XX столетии человечество научилось производить оружие массового поражения (ядерное, химическое, биологическое). Научный разум на этом поприще добился поистине впечатляющих «успехов». Одной капли боевого химического реактива хватит, чтобы отравить целое озеро. Один реактивный снаряд с биологическим наполнителем при взрыве в воздухе способен поразить население целого города. Один ядерный подводный ракетоносец способен превратить в руины целое государство. К началу XXI века в арсеналах государств блока НАТО , России, Китая, Индии и других стран хранились тысячи тонн химических и биологических боевых отравляющих веществ, тысячи ядерных боеголовок, которых хватило бы на многократное уничтожение всех городов земного шара и всего живого на Земле. Зачем людям такое количество такого разрушительного оружия?

Ученые смоделировали и доказали , что война с применением оружия массового поражения уравнивает победителей и побежденных. Высокая радиация, отравление окружающей среды или «ядерная зима» поставят всех — побежденных и победителей — в одинаковые условия — на грань жизни и смерти. Когда два человека сидят в пороховом погребе, какая разница, кто первым из них взорвет свой заряд в надежде поразить другого? Пока оружие массового поражения не уничтожено, планета представляет собой такой пороховой погреб, подвергающий смертельной угрозе все человечество. Поэтому необходимы постепенное сокращение, а затем уничтожение и полное запрещение производства оружия массового поражения для всех стран планеты.

. В прошлом веке человечество впервые осознало угрозу истощения природных ресурсов на своей планете — нефти, угля, рудно-минерального сырья, запасов чистой воды, лесных и
плодородных массивов, рыбы и т. д. Пока эта проблема не является самой актуальной. Однако если использование сырья будет возрастать прежними темпами, общество уже в
XXI веке может столкнуться, например, с полным истощением запасов нефти, что приведет к парализации авто-, авиа- и водного транспорта, многих видов химического производства
и других промышленных объектов.

Где же искать выход? Ученые предлагают разрабатывать и внедрять ресурсосберегающие и безотходные технологии производства, активнее использовать энергию Солнца, ветра, воды, ядерную энергию, искать новые источники энергии, ограничивать потребление ресурсов, осуществлять промышленную разработку недр планет Солнечной системы.

. Одной из острейших проблем современности является экологический кризис. Многие думают, что он заключается только в загрязнении окружающей среды. Но это не так. С фило софской точки зрения, экологический кризис есть негативное влияние деятельности человека на природу. Последствия такой деятельности проявляются не только в отравлении земли, воды и воздуха промышленными отходами, но и в разрушении озонового слоя планеты и устойчивых экологических систем. Например, массовая вырубка лесов понижает процент кислорода и увеличивает количество углекислого газа в атмосфере. Непродуманное нарушение водного баланса региона (при строительстве плотины или изменении русла реки) может привести к гибели многие виды животных и растений, распространению вредных насекомых, появлению болот или пустынь.

Решение экологической проблемы предполагает целый комплекс мер. Среди них большое значение имеют: изменение отношения людей к окружающей среде, строительство очистных сооружений на производствах, замена тепловых электростанций и двигателей внутреннего сгорания на новые, экологически безопасные аналоги, сокращение выбросов углекислого газа и фреона в атмосферу, сохранение природного экологического баланса регионов и многие другие.

. Сущность демографической проблемы заключается в крайне высоких темпах прироста населения в некоторых странах и регионах планеты (Китай, Индия, Южная Америка). В результате, несмотря на падение рождаемости в Европе, Северной Америке, России, общее количество населения земного шара стремительно возрастает. Чем это грозит? Некоторые аналитики полагают, что Земля способна прокормить лишь ограниченное количество людей. Например, называется цифра в 10 миллиардов. Если динамика роста сохранится, то, по разным оценкам, современная шестимиллиардная цивилизация достигнет этого предела уже через несколько десятков лет.

Многие специалисты отмечают, что при равномерном расселении людей и эффективно организованном промышленном и сельскохозяйственном производстве планета может обеспечить жизнь, по крайней мере, пятидесятимиллиардной цивилизации. Однако проблема от этого не становится менее острой. Дело в том, что социально-экономическая и культурная инфраструктура государств отстает в своем развитии от темпов роста населения. Эти два процессадолжны быть синхронизированы. Поэтому Китай, Индия и другие страны проводят жесткую политику, направленную на снижение прироста населения.

. Проблема терроризма и насилия имеет социокультурные корни. Однако она упирается не только в морально-этические принципы и правосознание человека. Во многих случаях тер- pop — крайняя мера борьбы с обществом за свои права и свое мировоззрение. Следовательно, общество должно, прежде всего, обеспечить людям элементарные права и свободы — право на жизнь и труд, на образование и свободу совести, на собственность, свободу мышления и слова. Здесь весьма важную роль играет политическая, экономическая и социокультурная поддержка развивающихся государств, население ко- торых порой лишено многих возможностей и прав. Существенное значение имеет и расширение межкультурного диалога, позволяющего народам лучше понимать, а следо- вательно, и уважать, ценности и традиции друг друга.

Особая проблема — деятельность антиобщественных, социально-опасных группировок, террористическая деятельность которых имеет криминальные причины. Здесь решающее слово должно при надлежать законодательным и правоохранительным органам. Причем особую актуальность сейчас приобретает их международное сотрудничество и выработка единых стандартов правовой оценки и противодействия терроризму. Оказалось, что, например, западные страны в проблеме терроризма придерживаются политики двойных стандартов. Такая политика по своей сути очень опасна и не позволяет мировому сообществу консолидированно бороться с терроризмом.

. В XX столетии наука зафиксировала нарастание глобальных климатических изменений на планете. Ученые полагают, что происходит постепенное потепление. В некоторых странах, например в России, за последние четверть века это стало очевидно даже неспециалистам. В средней полосе зимы стали менее снежными, лето — более жарким. У берегов Европы наблюдается подъем воды в Атлантическом океане, который, по некоторым оценкам, происходит из-за таяния снегов и льдов на полюсах.

Вместе с тем во многих странах мира наблюдаются погодные аномалии. Например, выпадает снег в Африке и в южных широтах Америки. По всему земному шару метеорологи отмечают резкие перепады температур, давлений, увеличение опасных атмосферных явлений (ураганы, тайфуны, ливни, крупный град, внезапные сильные снегопады и т. д.).

В течение последних нескольких сотен лет наблюдается и нарастание сейсмической активности земной коры. Землетрясения становятся все более частыми и разрушительными. Подводные землетрясения вызывают огромные океанские волны (цунами). Например, в 2004 году мощное цунами в Юго-Восточной Азии погубило более 250 тысяч человек.

Что является причиной этих процессов? Исчерпывающего ответа наука пока дать не может. Однако многие ученые склоняются к точке зрения, согласно которой изменение климата и нарастание сейсмоактивности может зависеть не только от объективных природных причин, но и от деятельности человека. Так, например, полагают, что ядерные взрывы вызывают колебания земной коры. Увеличение углекислого газа в атмосфере создает «парниковый эффект». Ментально-психическая дисгармония человечества порождает электромагнитные флуктуации энергетического поля планеты, что вызывает как атмосферные, так и сейсмические явления.

Объективные причины рассматриваемых процессов некоторыми исследователями связываются с периодически возникающими изменениями наклона земной оси и дрейфом магнитных полюсов планеты. Предполагают, что такие изменения уже происходили в глубокой древности. В результате климат и географические очертания материков претерпевали кардинальные трансформации. Так, последователи некоторых философских систем (теософия, Живая Этика и др.) полагают, что под действием подобных глобальных процессов в далеком прошлом были разрушены огромные материки Лемурия и Атлантида. Но что вызывает изменение наклона земной оси и смещение магнитных полюсов? Вопрос пока остается открытым.

Каждая глобальная проблема имеет свою специфику, а значит, и свои методы решения. Однако совершенно очевидно, что ни одна глобальная проблема не может быть решена усилиями одной нации или одного государства. Необходимо объединение ресурсов всего человечества — политических, экономических, демографических, научных и других. Поэтому сейчас на передний план выходит необходимость широкого международного сотрудничества стран и народов, а также координации их усилий. Однако, по большому счету, мировые проблемы требуют от человечества большего — политической, экономической и культурной интеграции в единое планетарное сообщество. От решения этой проблемы во многом будет зависеть

Что охватывается понятием «глобальные проблемы»? Какие особые признаки позволяют говорить о них, как о явлении всего человечества? Ответы на эти вопросы важны как в теоретических номах, так и в практическом плане, поскольку от этого зависят основные нации поиска путей их решения.

Этимологически термин «глобальный» происходит, с французского «global», что означает целый, весь, общий. Отсюда наиболее распространенным является определение, согласно которому проблемы, которые затрагивают интересы человечества в целом и каждого человека в разных точках планеты, т.е. носящие планетарный общечеловеческий характер, принято называть глобальными.

Глобальные проблемы охватывают весь земной шар, причем не только часть, где проживают люди, но и другую ее поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающих в сферу деятельности человека. Важно при этом отметить, что любая проблема лишь тогда может считаться глобальным, когда она актуальна отношении любого региона, т.е. проявляется в них. Для более строгого определения глобальных проблем в отличие от всех других в науке и философии, кроме «географического», вводятся дополнительные критерии, которые характеризуют их со стороны существенных черт, которыми они владеют. Большинство исследователей определяют такие особые черты, отделяют собственно глобальные проблемы от любых других:

  • 1. По своей сути глобальные проблемы затрагивают интересы не только отдельных людей, народов, государств или групп государств, а всего человечества, т.е. носят планетарный, общечеловеческий характер.
  • 2. Эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы, а потому требуют немедленных решений.
  • 3. Нерешенность глобальных проблем представляет угрозу для существования человечества: может привести к гибели цивилизации как таковой.
  • 4. Глобальные проблемы не могут быть решены усилиями отдельных государств, а требуют целенаправленного согласованного действия, объединение всех народов, всего мирового сообщества.

Принципиальной особенностью глобальных проблем их комплексность, т.е. сложная взаимозависимость, взаимообусловленность и тесная связь между собой

Обновление или наоборот решения одной из них прямо или косвенно отражается на всей системе глобальных проблем современности. Поэтому решение одной из глобальных проблем предполагает учет на нее влияния других проблем.

Характерной чертой глобальных проблем их динамизм, есть возможность увеличения количества проблем, которые относятся к глобальным, или наоборот уменьшение по мере их решения. Ярким примером является проблема терроризма, которая перерастает в глобальную проблему на наших глазах. Фролов И.Т., Загладин В.В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты - М., Международные отношения, 2002г.С 42.

Среди различных подходов к классификации глобальных проблем наибольшее признание в современной науке имеет разделение, учитывающие объекты, которые испытывают на себе действие этих проблем и деятельность субъектов, которые вызывают обострение их.

Первую группу глобальных проблем составляют, проблемы, которые характеризуются наибольшей всеобщностью и актуальностью и вытекающие из взаимодействия между такими социальными общностями людей как государство, народы, нации, социально-экономические системы и т.д., поэтому их называют интерсоциальными. Эти проблемы обусловлены общественно-политическими реалиями, которые предопределяют прежде противоречия между различными государствами мира. К одной из важных проблем этой группе относят проблему устранения войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира, установление нового экономического порядка, направленного на преодоление экономического, экологической, научно-технической отсталости развивающихся стран, преодолении и полную ликвидацию терроризма.

Вторая группа объединяет те проблемы, которые возникают в результате взаимодействия человека и общества с природой - это природно-социальные проблемы. Во второй половине XX в. было отмечено, что человеческое общество должно не только черты преемственности по отношению к органическому миру, который породил его, но и глубокие принципиально отличительные черты, которые выделяют человечество из всего биологического мира. Эти черты, как считал Ю.П.Трусов, связаны с разумом, познанием мира и социальным организованным трудом. Это позволило ему выделить из биосферы особую область - ноосферу, т.е. сферу разума, продуктом которой является техника в самом широком понимании, включающем искусство, науку и литературу как кристаллизацию деятельности разума.

Но плоды рук человеческих имеют существенное отличие от творений природы. Человеческое творчество вырывает из природы частицы вещества и вжимает их в кандалы формы. Камни превращаются в пирамиды, металл - в танки и станки, шерсть - в одежду. А эти предметы лишены саморазвития, они могут только разрушаться. Итак, человек занимает промежуточное положение между мертвой техносферой и живой природой. Это означает, что они находятся в оппозиции. И как бы мы не относились к идее существования ноосферы, полярность техники и жизни бесспорна. Этот антагонизм и лежит в основе данной группы глобальных проблем. К ним в первую очередь относится экологическая проблема, а также энергетическая, минерально-сырьевая и проблема освоения космоса и Мирового океана. Третью группу составляют проблемы, связанные с отношениями между человеком и обществом - это антропосоциальные проблемы. К ним в первую очередь относится демографическая, а также проблемы здравоохранения, нищеты и голода.

Каждый из трех блоков глобальных проблем имеет свою специфику, но они образуют целостную систему, ядром которой является проблема человека и его будущего, которая превратилась в общенаучную и требует для своего решения объединения усилий представителей всех областей знания естественных, общественных и технических наук.

Итак, круг глобальных проблем, стоящих перед человечеством, достаточно широк, и каждая из них - результат действия специфических причин и предпосылок, а с другой стороны закономерно возникает вопрос: если все эти проблемы носят планетарный характер, если они затрагивают интересы и судьбы всего человечества, то очевидно, существуют и общие факторы, которые их порождают, ведут к обострению и углублению. Какие же это факторы. Фролов И.Т. Сущность и значение глобальных проблем. - М.: Знание, 2002.С 48.

Следует отметить, что обострение глобальных проблем е наследником комплекса причин и противоречий второй половины XX века. Наиболее общей причиной превращения ранее локальных и региональных проблем в глобальные е быстрый рост интернационализации хозяйственной, социально-политической и духовной жизни общества, в которых проявляется общая тенденция превращения в будущем человечества в целостную систему, единый субъект социального действия. Уже сейчас создается взаимосвязанный, во многом целостный мир, в котором с необходимостью возникают проблемы, свойственные развитию человечества в целом. Понятно, что несвоевременное решение этих проблем приводит к тому, что они приобретают характер глобальных.

В свою очередь возникновение глобальных проблем, их обострения способствует дальнейшему усилению всемирного характера многих общественных процессов, в частности, что касается центрального вопроса международных отношений - обеспечение мира на Земле и решения других глобальных проблем современности. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.С. 27-28.

Техническая цивилизация, которая разъедает наш общий дом сегодня, возникла и эксплуатируется не сама по себе, а в рамках определенной культуры. В культуре производятся те ценности, которые ориентируют человечество на неограниченное развитие технических средств, эксплуатацию природных запасов. В культуре было заложено отношение о неограниченности этих запасов и право бесконтрольно распоряжаться ими. Культура формирует людей проводить эксперименты в Чернобыле, уничтожать запасы пресной воды, разворачивать атомное вооружение и т.п.

И в этой связи самая страшная из всех катастроф - это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты разного уничтожения человечества, сколько антропологическая - уничтожение человека в человеке. Причина многих бед заключается в ошибках, допущенных человечеством, и более того - в выборе ложных ориентиров, следствием которых является не только нанесение природе вред, но и вред человеческой сущности. Ряд катастроф, в частности в нашей стране является следствием нашей некультурности, безответственности и недостойного организации.

Таким образом, причины глобальных проблем своими корнями: достигают истории становления современной цивилизации, породившей кризис и индустриального общества и технически ориентированной культуры в целом, охватившей весь комплекс взаимодействий людей между собой, с обществом, с природой. Этот кризис распространилась практически на все мировое сообщество, даже на самые удаленные от центров цивилизации регионы. Все это дало основания назвать нашу планету «общим домом», а проблемы, которые оказались общими для всех людей - глобальными.

Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом.

Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

К глобальным проблемам современности относятся:

Этот набор не является постоянным и по мере развития человеческой цивилизации меняется понимание существующих глобальных проблем, корректируется их приоритетность, а также зарождаются новые глобальные проблемы (освоения космического пространства, управления погодой и климатом и др.).

Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним.

Одной из главных глобальных проблем является проблема бедности . Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода) в наименее развитых странах, а также несбалансированности питания в развитых. Ее решение будет во многом зависеть от эффективного использования , научно-технического прогресса в сфере сельского хозяйства и от уровня государственной поддержки.

Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Если развитые страны решают эту проблему сейчас прежде всего за счет замедления роста своего спроса путем снижения энергоемкости, то в остальных странах идет сравнительно быстрый рост энергопотребления. К этому может добавиться растущая конкуренция на мировом рынке энергоресурсов между развитыми странами и новыми крупными индустриальными странами (Китай, Индия, Бразилия). Все эти обстоятельства в сочетании с военно-политической нестабильностью в некоторых регионах могут обусловливать значительные колебания в уровне на энергоресурсы и серьезно влиять на динамику спроса и предложения, а также производства и потребления энергетических товаров, создавая подчас кризисные ситуации.

Экологический потенциал мировой экономики все больше подрывается хозяйственной деятельностью человечества. Ответом на это стала концепция экологически устойчивого развития . Она предполагает развитие всех стран мира с учетом настоящих потребностей, но не подрывающее интересы будущих поколений.

Защита окружающей среды является важной частью развития. В 70-х гг. 20 века экономисты осознали важное значение проблем окружающей среды для экономического развития. Процессы деградации окружающей среды могут иметь самовоспроизводящийся характер, что грозит обществу необратимым разрушение и исчерпанием ресурсов.

Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых — эмиграция и реформирование пенсионной системы.

Взаимосвязь роста населения и экономического роста длительное время является предметом исследования экономистов. В результате исследований выработалось два подхода к оценке влияния роста населения на экономическое развитие. Первый подход в той или иной степени связан с теорией Мальтуса, который полагал, что рост населения опережает рост и поэтому население мира неизбежно . Современный подход к оценке роли народонаселения на экономику является комплексным и выявляет как положительные, так и негативные факторы влияния роста населения на .

Многие специалисты считают, что действительная проблема — не рост населения сам по себе, а следующие проблемы:

  • слаборазвитость — отсталость в развитии;
  • истощение мировых ресурсов и разрушение окружающей среды.

Проблема развития человеческого потенциала — это проблема соответствия качественных характеристик характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Нарастающая , взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз , от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам.

Проблема Мирового океана — это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана — это прежде всего проблема его выживания и, следовательно, выживания современного человека.

Пути решения глобальных проблем современности

Решение названных проблем является сегодня актуальной задачей для всего человечества. От того когда и как они начнут решаться зависит выживание людей. Выделяют следующие пути решения глобальных проблем современности.

Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.;

Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;

Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха;

Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах;

Предотвращение негативных последствий современной научно-технической революции;

Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

    ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ………………………………………………………

    ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАИЯ И ОБОСТРЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ…………………………………………………………..

    ПРОГРЕСС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..27

ВВЕДЕНИЕ

Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступает в качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, потребовалось внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты.

Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований. В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими науками - экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. Также глобальные проблемы изучаются философией в мировоззренческом, методологическом, социально-гуманитарном аспектах. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. В то же время этот анализ необходим, помимо его эвристической ценности, для дальнейших исследований, так как способствует интеграции частных наук, нуждающихся в согласованности о координации при исследовании глобальных проблем. Философия становится для представителей различных научных дисциплин связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность.

Каждая эпоха рождает свою философию. Современная философия должна стать прежде всего философией выживания. Задача современной философии состоит в поиске таких ценностей и социальных систем, которые обеспечили бы выживание человечества. Новая философия призвана выработать модель решения глобальных проблем, помочь практической ориентации человека в современном мире в деле выживания цивилизации.

Новый импульс заключается в развитии прикладной философии, имеющей дело с практическими проблемами. Без философского видения всей ситуации в целом ни дна из глобальных проблем не может получить принципиальное решение.

Специфика философского осмысления глобальных проблем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Таким образом, к извечным философским проблемам бытия, познания, смысла жизни человека и т.д. современная эпоха добавила принципиально новую тему - сохранение жизни на Земле и выживание человечества.

    ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Глобальные проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.

Философское осмысление глобальных проблем - это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса. Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению глобальных проблем, изучает их социальную опасность и обусловленность.

В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем:

    все проблемы могут стать глобальными;

    число глобальных проблем необходимо ограничить числом насущных и наиболее опасных (предотвращение войн, экология, народонаселение);

    точное определение причин возникновения глобальных проблем, их признаки, содержание и методы быстрейшего разрешения.

Глобальные проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего человечества, для их разрешения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи между собой.

Глобальные проблемы имеют, с одной стороны, естественно-природный характер, с другой, - социальный. В этой связи их можно рассматривать как влияние или итог человеческой деятельности, оказавший отрицательное влияние на природу. Второй вариант возникновения глобальных проблем - кризис в отношениях между людьми, который затрагивает весь комплекс взаимоотношений между членами мирового сообщества.

Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация позволяет установить степень их актуальности, последовательность теоретического анализа, методику и последовательность решения.

Наибольшее распространение получил метод классификации, в основе которого стоит задача определения остроты проблемы и последовательность ее решения. В связи с этим подходом можно выделить три глобальные проблемы:

    между государствами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка);

    экологические (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана;

    между обществом и человеком (демография, здравоохранение, образование и др.).

Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

    ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОБОСТРЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕММ СОВРЕМЕННОСТИ

Возникновение глобальных проблем, возрастание опасности их последствий ставят новые задачи перед наукой в прогнозировании и способе их решения. Глобальные проблемы - это сложная и взаимосвязанная система, которая оказывает воздействие на общество в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления.

К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся: предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов; преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии); преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу: прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых);

своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

    ПРОГРЕСС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

В предыдущих темах неоднократно звучала мысль о сложности, многогранности процесса развития и той значительной роли, которую играет в нем человек. Результатом участия в нем стали не только созданные блага, но и многочисленные трудности, с которыми сталкивается природа и сам человек в результате своей активной преобразующей деятельности. В настоящее время, именно о них принято говорить как о глобальных проблемах современности. К ним относятся такие как экологические, войны и мира, демографические, болезней, преступности и некоторые другие.

Остановим внимание на названных и, в первую очередь, на экологической проблеме, в силу тех причин, что все происходящее на планете Земля с участием человека или без него, протекает и в природе. Под последней понимают часть материи, с которой люди прямо или косвенно взаимодействуют, воспринимают ее, т.е. видят, слышат, осязают и т.д. Она, в свою очередь, тем или иным способом также воздействует на каждого из нас, общество в целом, влияет на результаты человеческой деятельности. В этом смысле сам человек является продуктом природы. Она же присутствует и во всех творениях человеческих рук.

Поэтому, как бы не было высоко развито и насколько эффективнее не становилось бы индустриальное производство, человек всегда зависит от природы. Характер же этих взаимоотношений очень сложен и противоречив, т.к. природа очень многообразна и имеет достаточно сложную структуру. В ней выделяются:

1. Геосфера - поверхность Земли, как необитаемая, так и пригодная для жизни человека.

2. Биосфера - совокупность живых организмов на поверхности, в недрах и атмосфере нашей планеты.

3. Космосфера - околоземное космическое пространство, в котором уже находятся созданные людьми космические аппараты, а также та область космоса, которая может быть заселена землянами в исторически обозримое время и являющаяся объектом интенсивных научных исследований.

4. Ноосфера («ноо» - разум) - область разумной деятельности человека, онрделяемая в конечном счете уровнем человеческого интеллекта и объемом перерабатываемой его мозгом информации.

5. Техносфера - («техне»-искусство, мастерство, умение). Представляет собой совокупность всех процессов и феноменов, созданных человеком. Она во многих пунктах пересекается с гео- био-космо- и ноо- сферами. И, по мнению ученых, именно в этом пересечении заключается тайна и причина глобальных процессов, протекающих в них, а также вызванных этими обстоятельствами проблем.

  1. Глобальные проблемы современности (12)

    Реферат >> Экология

    Глобальные проблемы современности и пути их решения. Глобальными проблемами называются проблемы , вставшие во второй половине XX в. ... нивелировал достигнутые в экономике успехи. Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из...

  2. Глобальные проблемы современности (21)

    Лекция >> Философия

    Глобальные проблемы современности Вопросы: 1. В чём специфика технической... свидетельствует о силе реализации, присущей современной технике. Тут приоткрывается новая действительность... этой проблемы еще более убеждает нас в том, что все болезни современной ...

  3. Глобальные проблемы современности (11)

    Реферат >> Государство и право

    Социоприродной и биосоциальной универсальности и совместимости. «Глобальные проблемы - современные проблемы существования и развития человечества в целом - ... между понятиями процесса и проблемы : «Глобальные проблемы современности - это совокупность наиболее...