Применение псн к деятельности по оказанию услуг общественного питания. Нестандартный общепит Патент общепит без зала обслуживания страховые взносы

У предприятий общественного питания немало проблем с расчетом ЕНВД: неясные критерии, по которым они подпадают под «вмененку»; сложности с определением площади зала обслуживания; проблемы, если залов несколько, и т.д.

Федеральным законом от 17.05.2007 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –Закон № 85-ФЗ) внесено много существенных изменений, которые касаются предприятий общественного питания, которые начнут действовать с 1 января 2008 г.

Во-первых, исключены из объектов общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей, торговые автоматы, законодатели заменили их на магазины (секции, отделы) кулинарии.

Во-вторых, из списка услуг общественного питания исчезли производство и реализация подакцизных товаров, указанных в подп. 3 и 4 п. 1 ст. 181 НК РФ. Напомним, что этим подпунктам соответствуют алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов) и пиво. Получается, что в новом году продажа алкоголя и пива через объекты общественного питания будет облагаться в соответствии с другими режимами налогообложения.

Кроме того, с 1 января 2008 г. оказание услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения также не будет облагаться ЕНВД. Предполагается, что оказание таких услуг неразрывно связано с функционированием данных учреждений, то есть организация питания не является для них самостоятельным видом предпринимательской деятельности (подп.8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

15.1. Основные критерии, определяющие какие предприятия общепита, подпадают под ЕНВД

В соответствии со ст. 346.26 НК РФ, по решению региональных властей на уплату ЕНВД может быть переведена такая деятельность, как «оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв. м».

То есть должны выполняться три условия:

1) деятельность является услугой общепита;

2) у фирмы есть зал обслуживания посетителей;

3) площадь зала не превышает 150 кв. м.

Кроме того, на «вмененку» должны перейти независимо от своего желания организации и предприниматели, оказывающие услуги общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.

Согласно приведенному в Законе определению «объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, – объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, торговые автоматы и другие аналогичные точки общественного питания».

При оказании услуг общественного питания через объекты общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, установлен физический показатель «количество работников, включая индивидуальных предпринимателей» с базовой доходностью 4500 руб.

К услугам общественного питания относятся:

1) питание в ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и предприятиях других типов, по ОКУН – коды группы 122100;

2) организация досуга (музыкальное сопровождение, концерты, программы варьете и демонстрация видео, предоставление прессы и настольных игр) – коды группы 122500.

Согласно приведенному в Законе определению услуги общественного питания – «услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга». Соответственно к услугам общественного питания применительно к оказанию их через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, можно отнести:

– изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий, в том числе по заказам потребителей;

– реализацию кулинарной продукции вне предприятия;

– комплектацию наборов кулинарной продукции в дорогу, в том числе туристам для самостоятельного приготовления кулинарной продукции;

– доставку кулинарной продукции, кондитерских изделий и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому;

– доставку кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам и обслуживание потребителей в пути следования пассажирского транспорта (в том числе в купе, каюте);

– доставку кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам и обслуживание в номерах гостиниц;

При оказании данных услуг может быть задействовано значительное количество работников, в то же время это наиболее сложно контролируемый для налоговых органов доход. В данном случае внесенные изменения привели к установленной величине базовой доходности (п. 9 п. 2 ст. 346.26) и гарантированному поступлению в бюджет налога.

По мнению чиновников, существует закрытый перечень услуг общепита, которые подпадают под ЕНВД, и состоит он только из двух пунктов. Между тем по ОКУН в группу «Услуги общественного питания» входит гораздо больше видов деятельности. Например, изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий – код 122200.

Дело в том, что, для реализации кулинарной продукции (код 122400) не требуется зала обслуживания посетителей. Именно поэтому не подпадает под ЕНВД деятельность ресторанов, столовых, кафе, когда они реализуют свою продукцию через магазины. То же относится и к палаткам, продающим кур– гриль, пончики, пирожки и т.д. По таким видам бизнеса организации должны платить налоги в общем порядке либо по упрощенной системе.

Для предприятий общественного питания, применяющих ЕНВД не установлено ограничение по форме оплаты. Поэтому с ними могут, расплачиваются как наличными, так и по безналичному расчету.

У них есть такое право, ведь ограничение в форме оплаты установлено только для розничной торговли. Вот там оплата наличными или посредством пластиковой карты является обязательным условием. А для предприятий общепита способ получения денег не важен. Это подтверждает и ФАС Волго– Вятского округа в Постановлении от 9 августа 2004 г. по делу N А28-11959/2003-601/21.

Если фирма открыла столовую только для своих работников и бесплатно выдает им талоны на обед, то такая деятельность под «вмененный» налог не подпадает. В подобной ситуации питание сотрудников организация оплачивает за счет собственной прибыли, следовательно, эта деятельность не направлена на получение дохода.

А если фирма, имеющая столовую, кормит не только своих работников, но и сотрудников других организаций, то деятельность столовой подпадает под ЕНВД.

Также надо платить ЕНВД, если в столовой питаются только работники фирмы, но за деньги. Ведь столовая берет за обеды плату, то есть получает доход, а значит, занимается предпринимательством.

15.2. Определение площади зала обслуживания

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ, «Площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) – это площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно– бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей».

То есть в кодексе ясно прописано, что во внимание не принимается метраж подсобок и офисов, а также кухонь, складов и прочих подсобных помещений.

Если на каждое помещение, используемое для обслуживания посетителей, заключен отдельный договор (например, договор аренды), то каждую такую площадь надо рассматривать как отдельный объект и не нужно складывать их для того, чтобы определить, не превышает ли их общая площадь 150 м2 и надо ли платить ЕНВД.

В своем Письме от 20 октября 2004 г. № 03– 06-05-05/12 финансовое ведомство рассмотрело ситуацию, когда предприятие общепита арендовало несколько помещений в одном торговом центре. В каждом из них стоит ККТ, на каждое заключен свой договор аренды, где указана площадь конкретного помещения – меньше 150 кв. м. Однако если сложить все площади, то выйдет более 150 кв. м.

По мнению минфиновцев, в такой ситуации складывать площади помещений не надо. Они являются самостоятельными кафе и барами, а потому все подпадают под ЕНВД.

В случае если на несколько помещений заключен один договор аренды, то организациям лучше обезопасить себя от возможных претензий инспектора и все– таки заключить на каждое помещение свой договор аренды.

У организаций остается также право платить ЕНВД по тем объектам, площадь которых не превышает 150 кв. м, если у одного из объектов общепита площадь данную планку.

Минфин России в Письме от 21 декабря 2004 г. № 03-06-05-02/22 поддержал налогоплательщиков. Налоговики согласились с тем, что организации, у которых площадь одного из магазинов превышает 150 кв. м, все-таки могут перейти на ЕНВД по другим точкам.

При расчете ЕНВД можно не учитывать площадь, занимаемую игровыми автоматами. Но только если они стоят не в общем зале, а, например, отделены от него перегородкой. И, конечно же, это разделение должно быть отражено в документах на помещение. Необходимо, чтобы в них было видно, каков общий метраж зала и сколько именно занимают игровые автоматы.

А вот площадь сцены предприятиям общепита в любом случае придется учитывать при расчете «вмененного» налога. Ведь она предназначена для того, чтобы артисты выступали перед посетителями. Согласно ОКУН, такие услуги, как организация программ варьете, проведение концертов, относятся к услугам общественного питания (код 122500). Учитывая это, площадь сцены обязательно надо облагать ЕНВД.

При установлении на теплое время года дополнительных столиков на открытом воздухе предприятиям общественного питания придется сложить площади обслуживания посетителей.

Согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ, на уплату налога на вмененный доход переводятся только те предприятия общественного питания, в которых площадь зала обслуживания посетителей не превышает 150 кв. м. Причем Кодекс не дает права региональным властям изменять этот показатель.

Если общая площадь зала обслуживания, с учетом летнего кафе, превышает 150 кв. м, то предприятие должно будет перейти с уплаты налога на вмененный доход на обычную систему налогообложения. Правда, только на те несколько месяцев, в которых действует летнее кафе. Причем перейти на упрощенную систему налогообложения в такой ситуации не получится. Ведь начинать работать по «упрощенке» можно только с 1 января.

Есть два способа не переходить с уплаты налога на вмененный доход на обычную систему налогообложения в этой ситуации.

Первый способ подходит для предприятий, в которых площадь залов обслуживания превысила установленный Налоговым кодексом предел (150 кв. м) незначительно.

Согласно ст. 346.27 НК РФ, площадь зала обслуживания посетителей определяется на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Подавая заявление на открытие летнего кафе (или летней торговли), нужно проследить, чтобы площадь залов обслуживания посетителей не превышала 150 кв. м.

Площадь зала ресторана – 100 кв. м. Летом ресторан получил разрешение использовать прилегающую к зданию площадку – 70 кв. м. Но в сопроводительной документации директор ресторана указал, что непосредственно для обслуживания посетителей будет задействовано только 40 кв. м. Остальная часть площади будет использоваться для открытой кухни.

Таким образом, общая площадь зала обслуживания посетителей составила:

100 кв. м + 40 кв. м = 140 кв. м.

Следовательно, ресторан может продолжать уплачивать налог на вмененный доход.

Второй способ: подходит для предприятий общественного питания, если совокупная площадь залов обслуживания значительно превышает 150 кв. м.

Получив разрешение на использование прилегающей к зданию площади, сдайте ее в аренду доверенному лицу. Как вариант: владелец ресторана может получить свидетельство индивидуального предпринимателя и взять площадь в аренду у предприятия. В этом случае площадь залов обслуживания для целей уплаты налога на вмененный доход нужно будет считать раздельно. И если площадь летнего зала меньше 150 кв. м, то оснований для перехода на общую систему налогообложения нет.

Если бар никак не отделен от игорного зала, то налоговики требуют включить в расчет единого налога всю площадь помещения (конечно, при условии, что она не больше 150 кв. м). При этом данные берут из справки бюро технической инвентаризации.

Можно выйти и из этой ситуации. Предложим два способа решить проблему.

Первый способ. Можно отделить помещение бара какой– либо перегородкой. Если перегородка декоративная, то отразить ее установку можно в плане помещения, утвердив изменение планировки внутренним распорядительным документом.

Но, конечно, лучше, чтобы наличие перегородки подтвердили органы технической инвентаризации (БТИ) и указали это в техпаспорте помещения, плане, схеме... Кроме того, не лишним будет указать в бумагах назначение объекта недвижимости. В этом случае у налоговиков уже не будет повода придраться. И единый налог по деятельности, связанной с торговлей, нужно платить только с площади, которая занята под баром.

Второй способ. Часть помещения, отведенного под бар или кафе, нужно сдать в аренду дочерней организации или индивидуальному предпринимателю. Тогда получится, что «вмененным» видом деятельности занимается отдельное юридическое (или физическое) лицо. А сама фирма лишь сдает свои площади в аренду.

ЕНВД в этом случае будет платиться с той площади, которая прописана в договоре аренды. И никаких сомнений у проверяющих не возникнет.

Дополнительно хотим посоветовать заключить договор аренды на срок меньше года, а потом продлить его (или заключить новый). В этом случае вам не придется регистрировать этот договор.

15.3. Особенности расчета ЕНВД по общепиту

Услугами общепита, подпадающими под ЕНВД, является продажа не только продукции собственного изготовления, но и покупных продуктов питания и напитков.

Определение розничной торговли дано в ст. 346.27 НК РФ. Здесь же говорится, что к розничной торговле не относится реализация продуктов питания и напитков (в том числе алкогольных) в барах, ресторанах, кафе и других точках общепита. И подчеркивается: не важно, продаются эти товары в упаковке и расфасовке изготовителя или нет.

Более того, в государственном стандарте четко сказано, что в услуги ресторанов и прочих заведений включается реализация покупных товаров (п. 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р 50764-95).

Продажа сигарет в зале обслуживания посетителей также считается оказанием услуг общественного питания.

В тех регионах, где коэффициент К2 не имеет фиксированного значения, а зависит от типа заведения, фирме необходимо определиться – к какому типу относится именно ее предприятие общепита. Ведь для ресторанов и баров этот коэффициент выше, чем для кафе, закусочных и уж тем более, столовых. Такая шкала значений К2 введена, например, в Вологодской области, Краснодарском, Красноярском краях.

Стандарт, по которому можно определить тип предприятия, – ГОСТ Р 50762-95. Именно им зачастую пользуются суды. Приведем одно из арбитражных дел.

Налоговые инспекторы пытались доказать, что точка общественного питания является не столовой, а кафе. А все потому, что заведение работает до вечера, продает спиртные напитки и в его штате числится официант.

Судьи не поддержали инспекцию. Их решение основывалось на требованиях ГОСТ Р 50762– 95, согласно которым в кафе должны быть система вентиляции, столовые приборы из нержавеющей стали, сортовая стеклянная посуда. В данной точке питания всего этого нет, поэтому она является не кафе, а столовой (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 сентября 2003 г. № А33-3497/03-С3С-Ф02-2717/03-С1). Соответственно предприятию надо брать в расчет небольшой корректирующий коэффициент, установленный для столовых.

В соответствии с письмом Минфина РФ от 3 июля 2006 г. N 03-11-02/150 деятельность по доставке изготовленной предприятием общественного питания кулинарной продукции и кондитерских изделий для общеобразовательных учебных учреждений и изоляторов временного содержания не может быть отнесена к услугам общественного питания, так как не соответствует определению понятия «услуги общественного питания».

Под объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.

В этом случае предприятие общественного питания оказывает только услуги по доставке изготовленной им кулинарной продукции и кондитерских изделий и не участвует в создании условий для потребления и (или) реализации изготовленной им продукции.

Кроме того, общеобразовательные учебные заведения и изоляторы временного содержания, в которые предприятие общественного питания поставляет изготовленную им продукцию, не имеют специально оборудованных помещений для потребления изготовленной кулинарной продукции и кондитерских изделий (столовых), а также обособленных объектов для их реализации (киосков, палаток и т.п.).

При этом, в соответствии со статьей 346.27 Кодекса к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

Таким образом, осуществляемая предприятием общественного питания деятельность по доставке изготовленной им кулинарной продукции и кондитерских изделий для общеобразовательных учебных учреждений и изоляторов временного содержания не может быть отнесена к услугам общественного питания, так как не соответствует определению понятия «услуги общественного питания».

Учитывая изложенное, такая деятельность должна облагаться в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.

Своим письмом от 11.09.2007 г. № 03-11-04/3/359 «Об изготовлении кулинарной продукции и реализации покупных товаров» Минфин России отвечает на следующий вопрос:

Будет ли деятельность организации по изготовлению кулинарной продукции, кондитерских изделий, с 2008 г. подпадать под действие системы налогообложения в виде ЕНВД?

Организация оказывает услуги по изготовлению кулинарной продукции, кондитерских изделий, и создает условия для ее потребления и реализации, а также условия для потребления и реализации покупных товаров, включая алкогольную продукцию и пиво, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки. Кроме того, организация, одновременно, создает условия для проведения досуга через объекты организации общественного питания, с площадью зала обслуживания не более 150 кв. м по каждому объекту общественного питания.

Ответ: Согласно статье 346.27 Кодекса к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

При этом с 1 января 2008 г. вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 261, 262 и 263 части второй НК РФ».

Данным Законом внесены поправки в статью 346.27 Кодекса, которыми, в частности, уточнено понятие «услуги общественного питания».

К услугам общественного питания не будут относиться услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в подп. 3 и 4 п. 1 ст. 181 Кодекса.

Таким образом, к услугам общественного питания не будет относиться производство и последующая реализация спирта питьевого, водки, ликероводочных изделий, коньяка, вина и иной пищевой продукции с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента (за исключением виноматериалов), а также пива.

Поэтому, если организация изготавливает перечисленные в п. 3-4 ст. 181 Кодекса подакцизные товары и реализует в дальнейшем данные товары через объект общественного питания, то такая деятельность не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и должна облагаться в рамках общего режима налогообложения.

Если же организация реализует через объект общественного питания приобретенные для последующей реализации перечисленные в п. 3-4 ст. 181 Кодекса подакцизные товары, то такая деятельность может быть отнесена к услугам общественного питания и, соответственно, переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Кроме того, согласно новой редакции главы 26.3 НК РФ (подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ) с 1 января 2008 г. не переводится на уплату ЕНВД оказание услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения, то есть на уплату единого налога на вмененный доход не переводится оказание услуг общественного питания, если это является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и данные услуги оказываются непосредственно самими учреждениями.

Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность организации, связанная с оказанием услуг по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий, а также по созданию условий для потребления и реализации данной продукции и покупных товаров, в том числе, алкогольной продукции и пива в упаковке и расфасовке изготовителя и без такой упаковки и расфасовки; по проведению досуга через объекты организации общественного питания, с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м. по каждому объекту, в 2008 г. может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД при условии соблюдения норм, установленных статьей 346.26 и статьей 346.27 Кодекса в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания с учетом новой редакции главы 26.3 Кодекса.

15.4. Оказание услуг по хранению автотранспортных средств своих клиентов

В соответствии с действующей редакцией статьи 346.27 НК РФ платные стоянки – это площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств. Причем в главе 26.3 НК РФ не было указано, на основании каких документов следует определять площадь автостоянки и что в нее включать.

Теперь законодатели ввели понятие «площадь стоянки». Это общая площадь земельного участка, на которой размещена платная стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

Многие торговые организации и организации общественного питания содержат платные автостоянки, предназначенные для хранения автотранспортных средств клиентов.

В соответствии с п. 4.1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ деятельность, связанная с оказанием услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках, подпадает под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ физическим показателем базовой доходности для данного вида деятельности является площадь стоянки (в квадратных метрах).

Статьей 346.27 НК РФ определено, что платные стоянки – это площади (в том числе открытые и закрытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств. Минфин России в Письме от 25 мая 2005 г. № 03-06-05-04/143 разъяснил, что площадь стоянки следует определять исходя из технической документации на данный объект.

В новой редакции статьи 346.27 «площадь стоянки» изменено. Теперь это общая площадь земельного участка, на которой размещена платная стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

То есть, с одной стороны, при расчете физического показателя нас обязали учитывать всю площадь земельного участка, а с другой – наконец определили, что считать эту площадь следует на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В нашем случае: площадь помещения 85 кв.м, но столики расположены в зале менее 50 кв.м, остальные 35 кв.м это входная группа, Кухня и бараны стойка где посетители тоже могут приобретать кофе с собой например!

Здравствуйте. Поддержу коллегу и дополню, что судя по разъяснениям Минфина, площадь обслуживания прямо выделяется от всех остальных площадей. Вот например одно из них:

Вопрос: Индивидуальный предприниматель оказывает услуги общественного питания и применяет УСН. ИП арендует помещение площадью 70 кв. м. Организация, у которой арендуется помещение, не является объектом общественного питания. Вправе ли ИП с 2013 г. перейти на патентную систему налогообложения?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения патентной системы налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 47 п. 1 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения может применяться в отношении предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей в сфере услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.
Согласно пп. 6, 13 и 14 п. 3 ст. 346.43 Кодекса под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Под услугами общественного питания понимаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 181 Кодекса.
Под объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, предназначенные для оказания услуг общественного питания и имеющие специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга.
При этом согласно п. 4 ст. 346.43 Кодекса в целях гл. 26.5 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
Таким образом, если индивидуальный предприниматель оказывает вышеуказанные услуги общественного питания в помещении, имеющем специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, площадь которого не более 50 квадратных метров, то индивидуальный предприниматель в части оказания таких услуг общественного питания вправе применять патентную систему налогообложения.
В случае если арендуемое помещение, в котором оказываются услуги общественного питания, согласно договору аренды не имеет специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, то индивидуальный предприниматель не вправе применять патентную систему налогообложения в отношении таких услуг общественного питания.

Для услуг общественного питания возможно два вида применения ПСН:

Оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. метров по каждому объекту организации общественного питания (размер потенциально возможного к получению годового дохода на один обособленный объект общественного питания)*

*Подходит для стационарных кафе с наличием столиков для посетителей

Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие залы обслуживания посетителей **.

**Подходит для торговли на фудкортах в торговых центрах и быстрого питания «на вынос»

Условия применения ПСН на услуги общественного питания

  • Зал обслуживания посетителей не более 50 кв.м. или объект организации общественного питания без зала обслуживания посетителей
  • Сотрудников в штате не более 15 человек

Воспользуйтесь нашими услугами по оформлению патента!

Мы вам поможем:

  • определить относится ли Ваш вид деятельности к патентной системе налогообложения (ПСН)
  • рассчитать стоимость патента для вашей деятельности
  • оформить необходимые документы для получения патента
  • подать документы на получение патента в ИФНС

Закажите услугу по оформлению перехода на ПСН.

Выберите подходящий вариант оформления патента

Пакет «Патент-1» Пакет «Патент-макси» Пакет «ИП + Патент» Пакет «ИП + Патент макси»
Оформление заявления для оформления патента Оформление пакета документов на регистрацию ИП
Подача документов в ИФНС (без участия клиента)* Подготовка заявления по переходу на УСН
Получение готовых документов в ИФНС Оформление пакета документа для оформления патента Оформление пакета документов для оформления патента
Передача готовых документов клиенту Помощь в открытии счета в банке (Сбербанк, Точка, Тинькофф) Сопровождение клиента в ИФНС на регистрацию ИП + Патент (либо подача без участия клиента*)
Получение готовых документов в ИФНС (без участия клиента)*

Хотим организовать зону бара в автосалоне (подогрев готовой выпечки, кофе, чай, напитки). Бар будет оформлен на ИП, патентная система налогообложения. В нашем регионе патентная система налогообложения предусмотрена по нескольким категориям:Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, в том числе:услуги питания ресторана1 000 000услуги питания кафе800 000услуги питания столовой480 000услуги питания закусочной400 000услуги питания бара600 000услуги питания предприятий других типов270 000,к какой категории относится деятельность, которую мы хотим организовать?Спасибо!

Для того что бы понять к какому типу общественного питания будет относиться ваша деятельность, следует узнать определения таких типов. Они могут быть даны в том документе, которым установлена патентная система в регионе. Если там таких понятий не установлено, можно воспользоваться ГОСТ 30389-2013. Исходя из определений, данных в этом документе, можно сделать вывод, что у вас будет предприятие быстрого обслуживания, то есть «оказание услуг питания предприятий других типов».

Обоснование

ПРИКАЗ, ГОСТ РОССТАНДАРТА ОТ 22.11.2013 №№ 1676-СТ, ГОСТ 30389-2013

ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ 31985, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. предприятие (объект) общественного питания (предприятие (объект) питания): Имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.

3.2. ресторан: Предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров.

3.3. кафе: Предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.

3.4. бар: Предприятие (объект) питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары.

3.5. предприятие быстрого обслуживания: Предприятие (объект) питания, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, как правило, из полуфабрикатов высокой степени готовности, и обеспечивающее минимальные затраты времени на обслуживание потребителей.

3.6. буфет: Предприятие (объект) общественного питания, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе холодные и горячие блюда, закуски, мучные кулинарные, хлебобулочные и кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.

3.7. кафетерий: Предприятие (объект) общественного питания, оборудованное буфетной или барной стойкой, реализующее с потреблением на месте горячие напитки, прохладительные напитки, ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе бутерброды, хлебобулочные и кондитерские изделия, горячие блюда несложного изготовления и покупные товары.

3.8. столовая: Предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели.

3.9. закусочная: Предприятие (объект) питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольных напитков, покупных товаров.

3.10. магазин (отдел) кулинарии: Магазин (отдел) по реализации населению продукции общественного питания в виде кулинарных изделий, полуфабрикатов, кондитерских и хлебобулочных изделий.

3.11. тип предприятия (объекта) общественного питания: Вид предприятия (объекта) с характерными условиями обслуживания, ассортиментом реализуемой продукции общественного питания и технической оснащенностью.

3.12. заготовочный цех (объект): Предприятие (объект) общественного питания, осуществляющий изготовление кулинарной продукции, хлебобулочных и кондитерских изделий и снабжение ими доготовочных объектов, магазинов (отделов) кулинарии, розничной торговой сети и других организаций, а также для доставки потребителям по их заказам.

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 9

В каких случаях предприятие общепита осуществляет свою деятельность через объект, не имеющий зала обслуживания посетителей? Необходимо ли создавать условия для потребления продукции объекта общепита в данном случае? Об этом в настоящей статье.

Услуги без потребления продукции

В соответствии с пп. 8, 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ в отношении оказания услуг общественного питания ЕНВД может применяться при их осуществлении через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту, а также через объекты общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей. Не имеющим зала обслуживания посетителей является объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров.

В свою очередь, услуги общественного питания <1> - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга (ст. 346.27 НК РФ).

<1> К данным услугам не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3, 4 п. 1 ст. 181 НК РФ.

Иначе говоря, допускаются:

  • создание условий только для потребления;
  • только реализация;
  • создание условий для потребления и реализация.

В определении объекта общепита без зала обслуживания также указывается на то, что условия для потребления в таком объекте не создаются. Для целей применения ЕНВД определение услуг общественного питания, содержащееся в ст. 346.27 НК РФ, имеет преимущество перед положением ГОСТ Р 50647-94 <2> "Общественное питание. Термины и определения" (далее - ГОСТ Р 50647-94). Так, согласно ст. 3 ГОСТ Р 50647-94 под общественным питанием понимается совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции. Как видим, союз "или" в данном определении отсутствует.

<2> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35.

Хотя, например, в ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания" <3>, введенном в действие с 01.01.2009, к предприятию общественного питания относится предприятие, предназначенное для производства, реализации и (или) организации потребления продукции общественного питания, включая кулинарную продукцию, мучные кондитерские и булочные изделия. Кроме того, одним из видов предприятий общественного питания в зависимости от характера их деятельности являются предприятия, организующие реализацию продукции общественного питания (с возможным потреблением на месте) (магазины кулинарии, буфеты, кафетерии, предприятия мелкорозничной торговой сети) (п. 4.1 ГОСТ Р 50762-2007). Ни о каком потреблении не говорится и в определении магазина кулинарии, содержащемся в ГОСТ Р 50762-2007 (п. 4.15) и ГОСТ Р 50647-94 (п. 14 Приложения А).

<3> Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст.

Примечание. Магазин кулинарии - предприятие общественного питания, имеющее собственное кулинарное производство и реализующее потребителям кулинарные изделия, полуфабрикаты, мучные булочные и кондитерские изделия и покупные продовольственные товары (п. 4.15 ГОСТ Р 50762-2007).

Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ установлено, что с 01.01.2009 к категории объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей, относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания (ст. 346.27 НК РФ). В предыдущей редакции это положение было следующим: к данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (секции, отделы) кулинарии и другие аналогичные точки общественного питания.

Заметим, что крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты являются объектами стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов (ст. 346.27 НК РФ). К другим аналогичным объектам Минфин относит обособленные объекты, размещенные на земельных участках и не подлежащие перемещению в течение какого-либо периода времени (например, в период действия договора аренды), в частности палатки, ларьки, контейнеры, боксы и т.д. (Письмо от 22.05.2006 N 03-11-04/3/267). Как мы видим, два объекта (киоски и палатки) могут использоваться в качестве объектов общепита и объектов торговли. Согласно ст. 346.27 НК РФ киоском признается строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца, а палаткой - сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала. Аналогичные определения содержатся и в ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" <4>. А вот в ГОСТ Р 50647-94 понятия "киоск" и "палатка" отсутствуют совсем. Да и магазины кулинарии могут быть как на предприятиях общепита, так и торговли. Представленные положения показывают, что создание условий для потребления кулинарной продукции не является обязательным требованием для признания деятельности через объект общепита без зала обслуживания услугой объекта общественного питания, переводимого на уплату ЕНВД. Как в таком случае киоски, палатки, отделы кулинарии общественного питания отличить от аналогичных объектов, относящихся к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов?

<4> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст.

Полагаем, что предлог "при" в определении объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей, играет ключевую роль: только те киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии, которые находятся при заведении общепита, осуществляют деятельность, относящуюся к услугам общественного питания. Хотя, заметим, Минфин считает, что понятие "объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания" с 01.01.2009 по сути не изменилось (Письмо от 24.12.2008 N 03-11-05/309). Он указывает, что деятельность организации по реализации кулинарной продукции собственного производства (мучных кулинарных, хлебобулочных и кондитерских изделий) через магазины кулинарии, а также отделы кулинарии при кулинарных цехах как в 2008 г., так и с 1 января 2009 г. относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемой через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей, и, соответственно, подлежит переводу на уплату ЕНВД.

Мнение чиновников: услуги для потребления нужны в любом случае

Финансовый орган в своих ранних письмах указывал, что деятельность объекта организации общественного питания, как имеющего зал обслуживания посетителей, так и не имеющего его, независимо от месторасположения и вида (киоск, палатка и другие аналогичные точки общественного питания), предусматривает также организацию потребления приобретенной продукции на месте (Письмо от 01.02.2006 N 03-11-04/3/55). Обосновывается данный вывод тем, что в противном случае возникает несоответствие понятию "общественное питание", содержащемуся в ст. 3 ГОСТ Р 50647-94. Аналогичные выводы были озвучены и в Письме от 25.07.2007 N 03-11-04/3/295. Заметим, что в Приложении А "Описание группировок" ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) <5> сказано, что в группировку "Гостиницы и рестораны" (код 55) не включается производство кулинарной продукции, полуфабрикатов или готовых продуктов, не предназначенных для потребления на месте.

<5> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.

Позже Минфин в Письме от 18.02.2008 N 03-11-05/34 указал, что деятельность по изготовлению и реализации кулинарной продукции (кур гриль, блинчиков, горячих сосисок с булочками, кофе) через киоск относится к услугам общественного питания, оказываемым через объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, и, соответственно, может быть переведена на уплату ЕНВД. Причем о создании условий для потребления в данном Письме не говорится ни слова.

Однако в этом году на аналогичный вопрос в отношении кур гриль, реализуемых через киоск, в котором не созданы условия для их потребления, Минфин указал, что поскольку приготовляемые куры гриль реализуются без потребления на месте, то данная деятельность не относится к сфере общественного питания, облагаемой ЕНВД (Письмо от 01.07.2009 N 03-11-09/233). Не является данный вид деятельности и розничной торговлей, облагаемой ЕНВД, поскольку происходит реализация продукции собственного производства <6> (ст. 346.27 НК РФ). Исходя из этого, отмечается, что такой вид деятельности подлежит налогообложению в рамках ОСНО или УСНО.

<6> С 01.01.2009 в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ к розничной торговле относится реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах.

В отношении реализации кулинарной и кондитерской продукции собственного производства через лоток на улице Минфин в Письме от 06.03.2007 N 03-11-04/3/63 указал, что этот вид деятельности относится к разносной торговле и на него распространяются положения, предъявляемые к розничной торговле. Поскольку реализация продукции собственного производства (изготовления) не относится к розничной торговле, реализация организацией кулинарной и кондитерской продукции собственного производства через лоток на улице не является розничной торговлей и должна находиться на общем режиме налогообложения.

Как видим, несмотря на наличие в определении объекта общепита без зала обслуживания посетителей (ст. 346.27 НК РФ) указания на то, что отсутствует специально оборудованное помещение (открытая площадка) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, чиновники настаивают на необходимости создания условий потребления и в этом случае.

Как можно создать условия для потребления при отсутствии зала обслуживания? Ответа на данный вопрос Минфин не дает. При этом, если рядом с отделом кулинарии устанавливаются столики, налоговый орган считает, что в этом случае отдел кулинарии в торговом зале магазина нельзя отнести к объектам организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей (Письмо УФНС по Московской обл. от 07.02.2007 N 24-16/0106@). В другом Письме (от 06.03.2007 N 03-11-04/3/63) Минфин также говорит, что если в инвентаризационных документах площадь, оборудованная для потребления кулинарной продукции и кондитерских изделий (для размещения столиков), в отделе кулинарии выделена, то ее следует отнести к объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей.

Примечание. В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под залом обслуживания понимается специально оборудованное помещение или открытая площадка для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые и закусочные. А открытая площадка - специально оборудованное для общественного питания место, расположенное на земельном участке.

Какие условия для потребления можно создать в киосках, палатках, магазинах (отделах) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и в других аналогичных точках общественного питания, чтобы при этом не возник зал обслуживания посетителей? Для налогоплательщиков, не желающих вступать в спор с чиновниками, можно порекомендовать разве что снабжение посетителей салфетками, одноразовой посудой, пакетами.

Считаем численность

Физическим показателем оказания услуг общественного питания через объект общепита, не имеющий зала обслуживания посетителей, на основании п. 3 ст. 346.29 НК РФ является количество работников, включая предпринимателя. Базовая доходность составляет 4500 руб. в месяц.

Если предприятие общественного питания осуществляет два вида деятельности (с площадью зала обслуживания посетителей и без нее), возникает вопрос: как определить физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя", необходимый для расчета величины единого налога?

Примечание. Количество работников - среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (ст. 346.27 НК РФ).

Порядок распределения данного показателя Налоговым кодексом не определен. В свою очередь, административно-управленческий персонал - АУП (руководство, бухгалтеры и др.) и вспомогательный персонал (дворники, уборщицы и др.) задействованы во всех видах деятельности. Чиновники до мая этого года считали, что в численность работников, занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД, надо включать тех, кто непосредственно связан с этой деятельностью, и тех, кто напрямую с ней не связан (Письма Минфина России от 06.03.2009 N 03-11-09/88, от 28.08.2008 N 03-11-04/3/404, от 06.09.2007 N 03-11-05/216). Причем, как указал ФАС ЗСО в Постановлении от 09.12.2008 N Ф04-7728/2008(17505-А03-19), без сотрудников управленческого персонала невозможно получение потенциально возможного дохода. В связи с этим включение данных работников в физический показатель "количество работников" при исчислении налоговой базы является правомерным.

В недавних разъяснениях (Письма от 25.06.2009 N ШС-22-3/507@, от 08.05.2009 N 3-2-16/49@) налоговики кардинально поменяли свою позицию, указав, что считают целесообразным при определении физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" среднесписочную (среднюю) численность работников, участвующих одновременно во всех видах деятельности, распределять по видам осуществляемой деятельности пропорционально исчисленной среднесписочной (средней) численности работников, непосредственно участвующих в каждом виде их деятельности.

Причем в данных Письмах налоговый орган со ссылкой на утратившие силу Методические рекомендации по применению главы 26.3 НК РФ и Письмо Минфина России от 18.03.2003 N 04-05-12/21 утверждает, что и раньше придерживался данной точки зрения, "забыв" о представленных выше официальных разъяснениях.

При этом федеральная налоговая служба отмечает, что, если распределить численность по видам предпринимательской деятельности невозможно (отсутствует закрепление работников по конкретным видам деятельности), величина данного показателя должна определяться исходя из общей списочной численности работников, включающей в себя и административно-управленческий, и вспомогательный персонал, а также численности внешних совместителей и работников, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера. Это означает, что все работники предпринимателя, например, в отделе кулинарии работают посменно, значит, ЕНВД нужно будет уплачивать с общей численности работников, включая АУП, вспомогательный персонал, а также численность внешних совместителей и работников, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера.

Предприятия, не согласные с данной точкой зрения, могут воспользоваться выводами Президиума ВАС. Так, в качестве базы для распределения можно использовать и выручку. Касается Постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 17123/08 площади торгового зала и свидетельствует о праве налогоплательщика уплачивать ЕНВД не с общей площади магазина, а соответствующей части (через магазин реализовывались покупные товары и собственная продукция). В частности, Президиум ВАС пришел к выводу, что анализ положений ст. 346.26 НК РФ и общие начала законодательства о налогах и сборах позволяют сделать вывод, что физический показатель "площадь торгового зала" нужно определять в рассматриваемом случае пропорционально выручке. Полагаем, что данные выводы можно перенести и на наш физический показатель - "количество работников, включая индивидуального предпринимателя". Единственное, нужно помнить, что возможен спор с контролирующим органом, поэтому выбранная база для распределения показателя должна иметь экономическое обоснование.

Н.В.Лебедева

Редактор журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"