Темы проектов по дисциплине экология. Лучшие проекты конкурса «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать! Как написать экологический проект образец

Можно выбирать для просвещения подрастающего поколения, вовлечения детей в проектную деятельность? Попробуем вместе найти ответ на поставленный вопрос.

Требования к экологическим проектам

В настоящее время такие исследования особенно актуальны, они касаются всех людей, проживающих на нашей планете. Не все осознают, что каждый человек несет ответственность за сохранение живой природы, может внести посильный вклад в разрешение проблемы.

Самой активной частью населения является поэтому так важно правильно подобрать для детей темы экологических проектов.

Задачи экологического просвещения

Оно направлено на формирование осознанного и нравственного отношения к природной среде, повышение экологической просвещенности населения.

Экологический проект на тему «Загрязнение окружающей среды» направлен на выявление проблемных вопросов, улучшение К примеру, вместе с воспитателем дети могут облагородить участок около детского сада.

Вариант проекта в ОУ

Какие темы экологических проектов можно подобрать для школьников? Например, под руководством педагога ребята могут облагородить территорию около своего образовательного учреждения. Как может выглядеть проект на тему «Экологические проблемы глазами школьников»?

Цель: внесение посильного вклада в улучшение экологии.

Задачи проекта: создание проекта ландшафтного дизайна территории вокруг школы, подбор растений и кустарников, реализация проекта.

Для достижения поставленной цели будут предприняты следующие шаги:

  • подбор растительного материала;
  • организация конкурса по разработке дизайна территории;
  • создание материала, который направлен на информирование населения об экологических проблемах;
  • создание брошюр, в которых ребята предлагают полезные советы по уходу за посаженными цветами и кустарниками;
  • подготовка и проведение субботников силами школьников, их родителей, учителей;
  • создание документального фильма, рассказывающего о реализации проекта.

Что еще должен включать такой проект? На тему «Экологические факторы» можно сделать отдельную исследовательскую работу, проанализировав основные проблемы, характерные для данного региона.

Чтобы оценить результативность проекта, можно применять следующие факторы:

  • социологические опросы;
  • вовлечение добровольцев в реализацию задуманных мероприятий.

Специфика учебных процессов

Темы экологических проектов могут быть разными, но они сходны по своему смыслу. Все учебные проекты предполагают самостоятельную деятельность школьников, которая позволяет использовать знания, реализовывать возможности и способности, предоставлять результаты публично.

Темы экологических проектов могут быть как теоретического, так и практического характера. В любом случае школьники получают навыки:

  • планирования своей деятельности;
  • прогнозирования возможных результатов;
  • сопоставления фактов;
  • оценки экологической ситуации;
  • анализа литературных источников;
  • публичной презентации;
  • оценки себя и своих результатов;
  • пропаганды экологических знаний.

Структура экологического проекта

Любой проект на тему «Экологическое воспитание» предполагает определенную структуру. На титульном листе указывается информация об авторе, образовательном учреждении, научном руководителе. Во введении указываются причины и необходимость проведения исследования в рамках проектной работы. Объем этого раздела составляет 1-2 страницы. В качестве обязательных элементов введения выступает рассмотрение актуальности исследования, выдвижение цели, постановка задач.

Предполагает пояснение его важности, приведение аргументов, подтверждающих это мнение.

Цель предполагает краткое описание планируемого результата. Задачами считают указание действий, предпринимаемых для ее достижения. При их формулировке пользуются глаголами. К примеру, допустимо употребление следующих вариантов: «раскрыть», «проанализировать», «разработать», «выявить», «охарактеризовать», «выявить». Количество задач определяется целью рассматриваемого проекта.

Обзор литературы по теме проекта

Проект на тему «Экологические катастрофы» предполагает предварительный обзор научной литературы. К примеру, можно кратко описать проблему, отметить ее масштаб, сделать вывод о своевременности и актуальности ее рассмотрения.

Пример работы школьника

Как должны выглядеть реальные проекты? Экологическая тема: природа, взаимоотношения с ней человека - все это может стать целью проекта.

Предлагаем вариант работы, посвященной воде. Во введении можно отметить, что вода является основой жизни на нашей планете.

Человеческий организм в большей части состоит именно из воды. Процесс функционирования и деятельности отдельных систем и органов, работа клеток происходит только в жидкой среде. По результатам оценки качества питьевой воды, проведенной Госкомсанэпиднадзором России, было выявлено, что в последние годы она стала опасной для жизни. Вода не соответствует гигиеническим стандартам по запаху, мутности, цветности, содержанию нефтепродуктов, марганца, железа.

Качество питьевой воды - это актуальная и серьезная проблема нашего времени. Является ли безопасной та вода, которую мы используем для питья? Найти ответ на этот вопрос можно после завершения исследования.

Постановка задач и целей

Цель работы заключается в сравнении количественного содержания в водопроводной воде анионов хлора в зависимости от применяемого фильтра.

Задачи работы:

  • анализ особенности шунгита, серебра в виде фильтрующих веществ для проведения очистки водопроводной воды от анионов хлора;
  • проведение экспериментов по очистке от анионов хлора проб водопроводной воды;
  • выполнение количественного определения в пробах водопроводной воды содержания анионов хлора;
  • формулировка рекомендаций с учетом имеющихся результатов.

Методы проведения проекта:

  • работа с разнообразными литературными источниками;
  • проведение различных экспериментов;
  • количественное вычисление содержания в пробах водопроводной воды анионов хлора;
  • статистическая обработка полученных результатов.

Объектом исследования являются пробы водопроводной воды, которые взяты в разных районах города.

Предмет составляет количественное вычисление в пробах анионов хлора.

Основные виды загрязнителей питьевой воды

Показатели качества питьевой воды делят на несколько групп:

  • органолептические, в которые входит цветность, мутность, запах;
  • микробиологические;
  • химические.

Запах вода приобретает из-за летучих веществ, которые в нее попадают со сточными водами. Причиной мутности являются разнообразные мелкодисперсные примеси. Привкус питьевой воде могут давать органические вещества растительного происхождения, растворенные в воде. При анализе качества природной воды необходимо использовать следующие характеристики: количество гидрокарбоната кальция, окисляемость, щелочность, постоянную и временную жесткость.

Заключение

Экологическое просвещение является важным вопросом, который заслуживает серьезного внимания и рассмотрения. Необходимо пояснять значимость экологического просвещения подрастающего поколения. Педагог должен пояснить своим воспитанникам необходимость грамотного ведения хозяйства. Целью и задачами проекта является изучение особенностей, к примеру, отдельного участка в рамках экосистемы, а также выявление связи между ее компонентами, составление простых, понятных приусадебных участков, выделение рекомендаций по правильному уходу за участком.

Например, если в качестве проекта выбрано исследование экосистемы приусадебного участка, важно проанализировать растительность, которая может присутствовать на нем.

Помимо культурных растений, на участке могут присутствовать сорняки. Их состав зависит от тех действий, которые предпринимаются в борьбе с ними, а также от удобрений, вносимых в почву. Ребята, занимающиеся подобным проектом, могут продумать вариант организации на участке В ней допускается использование многолетних цветов, отличающихся по периоду цветения, что упростит уход, даст возможность наслаждаться красотой цветов на протяжении всего летнего периода.

Воспитание в подрастающем поколении ответственного, бережного отношения к природе является одной из важнейших проблем современности. С раннего возраста важно развивать в подрастающем поколении чувства наблюдательности, ответственности за состояние природы.

Во время обучения в образовательном учреждении у ребенка закладываются позитивные чувства к неживой и живой природе. При общении с растительным и животным миром у ребенка создается позитивное отношение к объектам и явлениям, желание постигать этот удивительный мир, открывать для себя ценность и многообразие природы, необходимость ее изучения и познания. Например, если в качестве объекта исследования ребенок выбирает насекомых, у него появляется возможность сформировать для себя представления об их мире, проявить заботу о сохранении природы.

Среди задач проекта выделяют:

  • расширение и систематизацию представлений детей о муравьях, бабочках, жуках, пчелах, их специфических особенностях;
  • развитие умений формировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между отдельными объектами;
  • воспитание у детей бережного отношения к природным объектам.

Педагог, который осуществляет экологическое воспитание школьников, предлагает своим воспитанникам наблюдать на прогулках за насекомыми, проводить беседы о вреде и пользе насекомых, их видовом разнообразии, предлагает ребятам ролевые игры, стихи и пословицы для заучивания.

В котором могут принять участие школьники 7-11 классов и их учителя немецкого языка и учителя-предметники (биологии, географии, химии, физики и экологии).

Конкурс призван привлечь внимание учащихся к проблемам окружающей среды, с которыми они ежедневно сталкиваются в своем городе или поселке. Школьники исследуют экологическую ситуацию в своем городе (поселке), на своей улице, в своей школе, например: качество воды и воздуха, состояние почвы, потребление энергии, растительный и животный мир, отходы, здоровье/питание. Исходя из результатов исследования, школьники предлагают конкретные идеи и проводят акции, направленные на улучшение экологической ситуации и привлечение к ней внимания широкой общественности.

Проекты, которые выбрало жюри по итогам конкурса 2015 г.:

Проект: О пластиковых бутылках и туалетной бумаге: экомероприятия в Гёте-гимназии №23 Бишкека (Бишкек, Кыргызстан)

Активное дорожное движение в непосредственной близости от школы ведет к повышенному уровню загрязнения вредными веществами, которые в одинаковой степени опасны для людей и растений.

Содержание проекта: чтобы оценить влияние транспорта на окржающую среду, мы взяли пробы воздуха на содержание частичек пыли, а также пробы земли рядом со школой. Мы зафиксировали существенное загрязнение воздуха на близлежащих улицах, а пробы земли имели очень низкие показатели PH. Чтобы улучшить экологическую ситуацию и помочь природе, мы посадили новые растения на школьном дворе, а также связались с перерабатывающим предприятием. Кроме того, мы запустили в нашей школе раздельный сбор мусора и постарались привлечь внимание общественности к нашим экологическим акциям.

Гёте-гимназия №23

Проектная команда: Диана Игольникова, Ильяра Изупжанова, Анастасия Сухорукова, Чинара Бапышова (учитель немецкого языка), Светлана Паремская (учитель химии).

Проект: Чистая и зеленая окружающая среда (Чамбарак, Армения)

Недостаток экологического сознания привел к тому, что школьная территория выглядела заброшенной.

Содержание проекта: В рамках проекта мы расчистили школьный двор, очистили реку от старых автопокрышек и разбили фруктовый сад. Вместе с другими школьниками, учителями, родителями и жителями поселка мы обработали почву школьного двора и посадили в общей сложности 27 фруктовых деревьев. Дополнительно мы внесли наш вклад и украсили школу.
Чамбаракская старшая школа

Команда проекта: Карен Арамян, Роза Арамян, Смбат Габриелян, Алина Самсонян (учитель немецкого языка), Хакоб Тизян (учитель географии)

Проект: фаст-фуд = почти еда? (Гаврилов-Ям, Россия)

Фаст-фуд все чаще становится одной из главных пищевых привычек людей, при этом совершенно не учитываются последствия для здоровья.

Содержание проекта: В рамках проекта мы занимались исследованием последствий нездорового питания, провели опрос в нашей школе о привычках питания и организовали просветительскую работу, рассказывая о здоровых продуктах. Кроме того, мы подготовили интерактивные занятия для школьников, написали статью для региональной газеты и сняли разнообразные просветительские видеоролики о здоровом питании.

Школа №1
Команда проекта: Полина Мачина, Дарья Замарёнкова, Надежда Чаркова, Ирина Сорокина (учитель немецкого языка), Евгения Мелькова (учитель биологии)

На фото школьница проводит эксперименты с едой типа Фаст-Фуд

Проект: Автомобили и почва на обочине: растения в опасности (Гродно, Беларусь)

Растущее количество автомобилей увеличивает и без того критические содержание вредных веществ и способствует загрязнению окружающей среды.

Содержание проекта: На основе различных проб почвы мы проанализировали результаты интенсивности трафика для окружающей среды. При этом мы сделали фитотест и сравнили между собой проростки семян белой горчицы. Чтобы оказать позитивное влияние на окружающую среду, мы провели экоакции в школе, рассказали о проблеме прохожим, а также посадили кустарники и деревья в своих дворах.

Средняя школа №28

Команда проекта: Аляксей Карпейчук, Илона Минко, Алена Тцяляк, Тацьяна Смолка (учитель немецкого языка), Алена Костсикава (учитель биологии)

На фото: школьники изучают состояние растений на придорожной территории.

Проект: Действительно ли Магнитогорск чистый и зеленый? (Магнитогорск, Россия)

Бытовые и промышленные отходы и массивное загрязнение воздуха представляют угрозу для окружающей среды.

Содержание проекта: Загрязнение окружающей среды – это очень многогранная тема, поэтому мы проанализировали две актуальнейшие проблемы – отсутствие раздельного сбора мусора и загрязнение воздуха промышленностью, Благодаря посещению предприятий по утилизации отходов мы смогли убедиться в большом потенциале переработки мусора. Проведя эксперименты, мы установили вред для экологии от сжигания мусора. Также в рамках проекта мы провели большую акцию по раздельному сбору мусора, а также акцию по сбору старых вещей, и высадили ели на школьном дворе.

Общеобразовательная школа №6

Команда проекта: Василина Варюха, Дмитрий Бабушкин, Регина Галимова, Светлана Шамшурина (учитель немецкого), Татьяна Емец (учитель биологии)


Проект: Предотвращение процесса опустынивания, реконструкция деградирующих ландшафтов и создание «зелёного оазиса» на нашей школьной территории (Шашубай, Казахстан)

Неблагоприятные климатические и экологические условия Северо-Балхашского региона приводят к эрозии почвы и образованию пустыни.

Содержание проекта: Мы занимались изучением влияния сурового климата на растительный мир нашего региона и искали пути предотвращения процесса опустынивания. Вместе со школой и всем поселком мы провели проектные занятия и беседы, чтобы донести до всех жителей важность проблемы. В сотрудничестве с различными спонсорами, жителями села и многочисленными представителями местных органов власти мы разработали большой проект по благоустройству «Зелёный оазис» и успешно совместно его реализовали. Нами посажено 550 саженцев устойчивых к местному климату деревьев.

Комплекс школа-детский сад

Команда проекта: Кристина Дылгина, Валерия Бурдман, Яна Дылгина, Даметкен Тасбулатова (учитель немецкого языка), Юлия Когай (учитель экологии)

На фото школьники изучают состав почвы с пришкольной территории.

Проект: Так начинается Куршская коса (Зеленоградск/Калининградская область, Россия)

Жителям города не хватает понимания исключительной ценности природного заповедника «Куршская коса», поэтому необходимая ему защита отсутствует; а загрязнение природной территории угрожает вымиранием многих видов.

Содержание проекта: В первую очередь мы занимались изучением экологической значимости влажной среды обитания растений и животных на территории «Куршской косы». А также определяли возможности возникновения угрозы для данного природного заповедника от расположенного рядом быстро развивающегося города Зеленоградска. Мы исходили из того, что все жители готовы защищать окружающую среду, но им не хватает информации о важности и уникальности природоохранной территории. Поэтому мы разработали тематическую природную тропу, а материалы о наших планах и результатах были опубликованы в местных газетах. Мы считаем, что экологическая тропа может без вмешательства в природу познакомить местных жителей с уникальной природной территорией.

Прогимназия «Вектор»

Команда проекта: Влада Карелина, Дарья Межуй, Назар Лукашев, Валерия Валль (учитель немецкого языка), Максим Напреенко (учитель биологии)

Проект: Вода и синтетические чистящие средства (Челябинск, Россия)

Вода подвергается значительной угрозе из-за содержащихся в синтетических чистящих средствах химикалий.

Содержание проекта: Сначала мы провели опрос среди школьников и узнали, какими чистящими средствами они чаще всего пользуются. Затем на основании частотности их использования распределили все чистящие средства по категориям. С помощью двух различных экспериментов мы установили, насколько вредны для окружающей среды синтетические чистящие средства и натуральное мыло - и рассказали об этом в школьной газете. Кроме того, мы занимались производством натурального мыла и открыли для себя экологически чистую альтернативу привычным химическим чистящим средствам. В будущем мы хотим проводить мастер-классы по этой теме, а также информировать школьников о вреде синтетических чистящих средств с помощью плакатов.

Гимназия №96

Команда проекта: Ирина Жукова, Марина Белозерова, Анастасия Дрон, Ольга Банникова (учитель немецкого языка), Екатерина Горват (учитель химии)

Проект: Эко-чистящие средства (Тула, Россия)

Химические вещества, содержащиеся в чистящих и моющих средствах, попадают в сточные воды, не могут быть полностью отфильтрованы и представляют риск для нашего здоровья.

Содержание проекта: Чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды, в нашем проекте мы рассматриваем альтернативные привычным чистящие и моющие средства для дома. После того как мы проанализировали вещества, входящие в состав чистящих средств, и пришли к выводу об их опасности для окружающей среды, мы сконцентрировались на производстве безвредного для экологии энзима, который может заменить традиционные чистящие средства. После получения положительных результатов использования эко-чистящих средств мы рассказали об этой идее.

Команда проекта: Егор Турков, Дарья Ануфриева, Арина Лифанова, Светлана Лифанова (учитель немецкого языка), Марина Старина (учитель химии)

Проект: Новая жизнь водного источника (Зугдиди, Грузия)

Село Ахалсопели страдает от недостатка воды, так как вода из единственного источника постоянно исчезает.

Содержание проекта: Мы поставили себе задачу остановить массовое исчезновение родниковой воды в нашем селе, а также провести акцию в поддержку повторного запуска единственного бассейна под открытым небом. Благодаря экономному обращению с водой открытый бассейн мог бы наполняться родниковой водой. Поэтому для начала мы очистили сам источник и территорию вокруг него, установили защитное сооружение из бамбука, а затем провели просветительскую работу с населением поселка.
Общеобразовательная школа Ахалсопели

Команда: Мариам Джоджуа, Тамта Джоджуа, Мариам Шерозия, Кобалия Тцитцино (учитель немецкого языка), Китиа Кетеван (учитель экологии)


Проект: Когда деревья были зелёными… (Москва, Россия)

Растущее число парковочных мест угрожает тем немногим деревьям, которые еще украшают город.

Содержание проекта: Цель нашего проекта заключалась в установлении причинной связи между возникновением новых парковочных мест и вымиранием деревьев. Мы провели междисциплинарное исследование: не только взяли пробы почвы и собрали информацию о деревьях, но и узнали о правилах обращения с растениями при проведении дорожных работ. Была выявлена следующая проблема: в городе отсутствует необходимая оросительная система. Мы разработали многочисленные рекомендации, а также рассказали о нашем проекте в школе и в интернете.

Школа №1179
Команда проекта: Алина Аносова, Алина Погосян, Даниил Сидоров, Анна Цуканова (учитель немецкого языка), Наталья Кисляк (учитель биологии)

На фото школьники исследуют с помощью микроскопа состояние листьев.

Проект: Последствия кормления птиц в воде. Исследовательская работа школьников на реке Мироша
(Псков, Россия)

Загрязнение окружающей среды и массовое кормление птиц угрожают качеству воды и многообразию животного мира реки Мироша.

Содержание проекта: Проект нашей инициативной группы посвящен исследованию влияния кормления птиц в водоемах на экологию. Заинтересовавшись нашей локальной экосистемой, мы смогли установить связь между кормлением птиц и ухудшающимся качеством воды. Чтобы привлечь внимание жителей Пскова к последствиям их действий, мы установили в парке информационный щит «Кормить птиц запрещено» и рассказали об этом в интернете.

Школа №11
Команда проекта: Ольга Степанова, Сергей Соловьев, Елизавета Терентьева, Юлия Михайлова (учитель немецкого языка), Анастасия Фролова (учитель географии)

Проект: Начни экономить энергию сам! (Ровно, Украина)

Растущая по всему миру потребность в энергии вызывает целый ряд экологических проблем – увеличение выброса вредных веществ и загрязнение окружающей среды.

Содержание проекта: Хотя мы осознаем, что не сможем внедрить экологичные технологии обработки энергоресурсов по всему миру, мы всё же решили проявить инициативу ответственного энергопотребления в нашем городе. Для этого мы разработали подробные информационные брошюры об экономии электроэнергии, провели в нашей школе просветительские уроки и конкурс рисунков на соответствующую тему. Кроме того, мы подготовили рекомендации по экономии электроэнергии и опробовали их на практике.

Лицей №12
Команда проекта: Анастасия Ваврык, Оксана Мельничук, Олександра Труш, Ольга Мороз (учитель немецкого языка), Людмила Бондарук (учитель физики)

Проект: Определение концентрации углекислого газа в помещениях гимназии с помощью самодельного газоанализатора (Санкт-Петербург, Россия)

Повышенное содержание углекислого газа в закрытом помещении – серьезный фактор, вызывающий головные боли, чувство усталости и сердечно-сосудистые заболевания, а также оказывающий негативное влияние на другие показатели здоровья.

Содержание проекта: Так как нам известны последствия повышенного содержания углекислого газа, в рамках нашего проекта мы измерили концентрацию диоксида углерода в помещениях нашей школы и сравнили их с нормальными показателями. Мы самостоятельно разработали конструкцию газоанализатора и узнали о методике химических измерений. К счастью, все показатели выбросов диоксида углерода находятся в норме, однако мы все равно рекомендуем постоянно проветривать помещения.

Гимназия №116 Приморского района

Команда проекта: Роман Губенко, Алина Иванова, Михаил Мезенцев, Татьяна Хорунжая (учитель немецкого языка), Татьяна Пузикова (учитель химии)

Проект: Экологическая лаборатория. По лесозащитным тропам Мордовии. (Саранск, Россия)

Вырубка деревьев, загрязнение окружающей среды и другие проблемы, вызванные деятельностью человека, угрожают лесам Мордовии.

Содержание проекта: Поскольку приблизительно третья часть Республики Мордовии покрыта лесами, эти дары природы недостаточно ценятся многими местными жителями. Чтобы привлечь внимание школьников и жителей Саранска к красоте лесов, мы подготовили интерактивную экологическую лабораторию, развесили плакаты, провели акцию по сбору мусора и разработали экологическую тропу.

Гимназия №20
Команда проекта: Мария Долгаева, Александр Паткин, Анастасия Шибаева, Татьяна Шарашкина (учитель немецкого языка), Юлия Варданян (учитель географии)

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Актуальность проекта состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Проблема: низкий уровень осведомленности детей начальной школы и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

Цель: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.

Задачи:

  1. Провести анкетирование среди учащихся и их родителей с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире.
  2. Осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности.
  3. Разработать тематическое планирование по разным предметным направлениям с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
  4. Осуществить контроль над реализацией данного проекта.
  5. Обобщить итоги по внедрению проекта.

Методы: анкетирование, игровые практикумы, беседы, лекции, тренинги общения и т.д.

Формы : индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Это клубные, секционные занятия юных друзей природы, кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.

В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании, конференции, экологические фестивали.

Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап - формирующий: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о законахживой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

3 этап - обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

Ожидаемые результаты. Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной школы, позволит в дальнейшем:

  • создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
  • достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;
  • активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.

Приложение 1. Проект по экологии.

Приложение 2. Презентация проекта.

Учителя начальных классов МБОУ СОШ № 3, г. Алатырь Республики Чувашии: Михайлова Елена Петровна, 1 категория, стаж 17 лет, Самойлова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 16 лет, Иванова Наталья Викторовна, 1 категория, 16 лет, Селиверстова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 24 года, Андоськина Светлана Валерьевна, 1 категория, стаж 15 лет, Мащиц Людмила Александровна,стаж 41 год, Щитова Ольга Евгеньевна, 2 категория, стаж 14 лет, Парфенова Ольга Алексеевна, стаж 17 лет.

Департамент образования г. Москвы

Восточное окружное управление образованием.

ГБОУ школа №1022 ВОУО ДО, методическое объединения

учителей биологии, химии, физики г. Москвы.

Проектная работа

Тема: «Анализ воды Святого озера»

Групповой проект.

Участники:

Коликова Мария

Хорайкина Наталья

Специальность: экология

Класс: 11а

Отделение: основная школа.

Руководитель: Криулина И.В.

Москва 2014 – 2015 г.

I. Вступление

1. Паспорт проекта

2. Календарный план

3. Пояснительная записка

II. Теоретическая часть

1.Святое озеро.

2.Легенды о Святом озере.

3.Географическое положение.

4.Состав воды Святого озера.

III Практическая часть

1. Взяли пробы воды

2. Анализ воды из Святого озера

    Определение цвета

    Определение мутности

    Определение запаха

    Определение прозрачности

    Определение рН

    Определение наличия органических примесей

    Определение жесткости

    Определение качественного состава

    Определение минерализации

3. Результаты анализов

I V . Заключение

1. Вывод

2. Литература

Этапы работы над проектом.

Этапы работы

Формы работы

Время

Место

Результат

Подготовительный

Создание рабочих групп, распределение обязанностей.

Сентябрь 2014 г.

Кабинет биологии

Выбор темы проекта, составление плана работы, определение этапов по содержанию и срокам.

Подготовка паспорта проекта, проектной папки, циклограммы.

Подготовка предварительного продукта

Сбор объектов исследования, сбор информации.

Октябрь 2014 г.

Дом, библиотека, кабинет биологии

Наработка материала по теме проекта.

Подготовка реферата.

Реализация проекта

Деятельность по реализации проекта.

Ноябрь 2014 г.

Кабинет биологии

Отпечатка и сборка в реферат полученных материалов, проведение эксперимента.

Реферат.

Изготовление основного продукта

Редактирование и детальная проработка проекта.

Декабрь 2014 г.

Кабинет биологии

Создание электронной презентации и портфолио проекта.

Электронная презентация.

Заключительный

Обсуждение результата проекта, перспектив дальнейшей проектной деятельности, самооценка.

Март, апрель, май 2015 г.

Кабинет биологии

Подготовка к участию в конкурсах, научных чтения.

Участие в конкурсах, научных чтениях.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Сроки

Анализ исходных данных

Сентябрь-октябрь

Отбор содержания

октябрь

Соотношение видов работ с опытом и жизненным смыслом

ноябрь

Разработка материала. Составление моделей анализа

Ноябрь-декабрь

Применение теоретических знаний для решения практических вопросов

Январь-февраль

Фиксация проекта

Март-апрель

Предъявление опыта

Апрель

Паспорт проекта.

Название проекта

Святое озеро

Руководитель проекта

Криулина Ирина Вячеславовна

Коликова Мария

Хорайкина Наталья

Учебный предмет

Экология

Цели работы

Актуальность и новизна работы

Через активные формы организации деятельности вызвать у учащихся интерес к изучению экологии, истории и химии, развить коммуникативные умения и системное мышление школьников

Гипотеза

Действительно ли вода Святого озера не цветет и не портится?

Использованные исследовательские методы

Изучение теоретического материала по данной теме, лабораторное исследование

Этапы работы над проектом

    Постановка целей и задач.

    Сбор объектов исследования.

    Сбор информации.

    Оформление реферата.

    Практические исследования.

    Создание электронной версии.

    Участие в конкурсах.

Перспективы для продолжения работы

Обновление объектов исследования

Как может быть использован проект

В качестве дополнения к урокам экологии, химии, истории в 9, 10, 11 классах

Сроки работы

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

В Московской области нет запасов ценных полезных ископаемых, почва ее не отличается высоким плодородием, а климатические условия, в свою очередь, существенно ограничивают возможности сельскохозяйственного производства, но по водным ресурсам и возможностям их воспроизводства ландшафты области представляют собой выдающиеся явления.

Атмосферные осадки, выпадающие в течение всего года, обеспечивают водой все водоемы и верхние горизонты грунтовых вод.

Выпавшая атмосферная влага становится составной частью ландшафта и, как один из мобильных и активных его компонентов, сразу вступает во всевозможные связи с другими компонентами. Результаты этого свойства ландшафта отражаются на свойствах входящих в него вод.

В своей работе мы изучили литературу по данной теме, нами была проведена попытка выяснить: является ли вода в Святом озере экологически чистой.

Мы выяснили, что вода является важнейшим компонентом жизнедеятельности организма человека и всей окружающей среды. Поэтому мы считаем данное исследование актуальным.

Цель нашего проекта: провести анализ воды из Святого озера.

Задачи проекта .

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Взять пробы воды из Святого озера.

3. Провести сравнительный анализ проб воды.

Методы исследования .

1. Работа с научной литературой.

2. Метод химического анализа.

1.Теоретическая часть проекта

Святое озеро.

Озеро Святое входит в природный комплекс "Косинских озер", происхождение которых связывают с ледниковым периодом. Подобные озера встречаются, в основном, в северо-западных и северных регионах России. Святое озеро имеет круглую форму. Вокруг озера метров на 200-250 трясина, заросшая камышом и небольшими деревьями. Вода в озере никогда не цветет, возможно это объясняется наличием в воде большого количества йода, брома и серебра. Дно озера покрыто толстым слоем ила.

Святое озеро – историко-культурный памятник столицы. Берега озера заселялись еще с глубокой древности. Здесь археологи часто находили наконечники кремниевых стрел, относящиеся к неолиту. Косинские озера издавна пользовались славой священников и посещались паломниками со всей Руси.

В день памяти Косинской иконы Божией Матери в храме Успения в Старом Косино проходит праздничная Божественная литургия, а затем - крестный ход и освящение воды на Святом озере.

Освящение воды на Святом озере.

Крестный ход.

Легенды о Святом озере.

Святое озеро связано с легендой о затонувшей церкви, подобных рассказов очень много на землях России… Говорят, что храм начал медленно опускаться прямо во время службы с находящимися там людьми и священником. Причем вода стала выступать из-под земли, и через несколько минут на этом месте возникло озеро… Еще долгое время из его поверхности выступал купол с крестом, но и он постепенно погрузился в воду. А озеру дали имя Святое, однако старинное поверье гласит, что храмы затопляются за грехи находящихся в нем людей…

Как повествует древняя легенда: давным-давно стояла на этом месте церковь, со всех сторон окруженная лесом. Церковь ту построил некий отшельник. Однажды проходил мимо удалой витязь Букал, отставший от княжеского войска из-за жестокого недуга. Отшельник принял Букала и вылечил его не только от болезни телесной, но и от болезни духовной - был тот витязь безжалостен и своеволен, забыл он Бога. Теперь же, возблагодарив своего наставника за духовное врачевание, отправился Букал восвояси и поселился на берегу реки, которую мы зовем теперь Москвою. Города там ещё не было - только болота и леса с диким зверьем. Много думал Букал о судьбе своего народа, гибнущего в междоусобицах, много размышлял он о столице Руси - славном Киеве и молился, молился, молился... Не устоять Киеву, а как же быть родной земле без стольного града?

И вот однажды было ему видение: огромный город раскинулся перед ним: на месте лесов сияют купола церквей, громоздятся каменные дома, зубчатые стены протянулись, с бойницами башни. Наполнилось радостью сердце Букала, но открылись в видении и все беды и несчастья грядущей столицы, бунты и разорения, а закончилось видение панорамой великого пожара, предрекавшего 1812 год.

В тревоге пошел Букал в Косино к наставнику, поведал ему о случившемся. "Помолимся вместе, сын мой, дерзновенно Господу Богу - ответствовал старец. И когда молились они в церкви, было Букалу новое видение: явилась Царица Небесная и хор ангелов с Ней.

Недостойным счел себя Букал присутствовать при сем и вышел из церкви. Только вышел, как вдруг земля потряслась, и церковь торжественно, тихо и плавно, при пении чудном невидимого хора, начала опускаться и вскоре скрылась совсем под землей... И тут же то место залила хрустальная волна.

Чудесно явившееся озеро назвал народ православный "Святым".

По преданию, уже позже появилась на Святом озере икона Святителя Николая, и с тех пор потянулись в Косино богомольцы со всех уголков нашего Отечества.

Удивительно, что сюжеты легенды в настоящее время имеют вполне логичное обоснование. Если раньше существовало предположение, что местные озера возникли после таяния ледниково, то сейчас специалисты считают, что водоемы карстового происхождения, т. е. провал грунта спровоцировал их возникновение. Следовательно, эти места действительно помнят провалы почвы! Не исключен факт того, что храмы на самом деле погружались в землю или воду, ведь их строили, как правило, на возвышенности, под которой находились пустоты и разломы. Под воздействием определенных факторов начиналось движение почвенных пластов, и здание «сползало» вниз. В истории Святого озера на поверхность могли выбиться воды подземного источника, который и является «родителем» водоема. Людьми же все произошедшее было названо чудом…

В народе верили также, что озеро находится под особым покровительством Николая Чудотворца и Пресвятой Богородицы. Дело в том, что когда-то в давние времена на озере явилась икона святителя Николая. Чудотворный образ перенесли в церковь. Впоследствии Петр I пожертвовал в Косинский храм Моденскую икону Божией Матери.

Икона эта также прославилась чудесами. Постепенно сформировался обычай совершать молебен перед иконами Моденской Божией Матери и святителя Николая, а затем купаться на святом озере.

Букал же, по преданию, отошел в сторону и засвидетельствовал погружение храма в землю… После чего вернулся в лесное пристанище, а позднее здесь появились еще люди, основавшие поселение, ставшее позднее Москвой… Так осуществился сон, увиденный отшельником. На озере же, имеющем чудесное происхождение, нашли самоявленную икону святителя Николая. Именно ему посвящено возведение первого в Косино храма после пропавшего.

«Село Косино хорошо известно православному люду земли Русской и ежегодно посещается, по преимуществу в летнее время, массой богомольцев, приходящих помолиться перед чудотворными иконами, находящимися в храмах его, и погрузиться в цельбоносные волны Святого озера, - писал в 1903 году И. К. Померанцев. - Озеро имеет тесную, можно сказать, органическую духовную связь с храмами села Косина, и целебная сила его вод, по народному верованию, основанному на многих опытах богомольцев, производится благодатным действием Божией Матери и святителя Николая, по молитвам верующих пред чудотворными, находящимися в храмах села Косина иконами.

Географическое положение Святого озера.

Озеро Святое располагается на восточной окраине района Косино-Ухтомский г. Москвы. Оно имеет площадь 0,08 км2, среднюю глубину 3 м и максимальную глубину 5,1 м. Форма озера – округлая, напоминает блюдце. Со всех сторон оно окружено сфагновым болотом.

Состав воды Святого озера.

По химическим свойствам вода Святого озера резко отличается от воды других Косинских озер: она содержит очень мало органических веществ.

Дно озера покрыто толстым слоем ила, тем не менее, оно имело особенность - никогда не цвело! Вода в нем постоянно была холодная, чистая, очень прозрачная и хороша на вкус. Вода Святого озера целебна: донный ил содержит йод, серебро, бром. Крестьяне в старину лечили ревматизм и различные кожные заболевания, натираясь илом и обливаясь озерной водой. В настоящее время ученые показали, что вода Святого озера действительно целебна, обладает особыми физико-химическими свойствами, определяемыми низкой температурой и особым биоценозом. Эти свойства воды способствуют удалению из организма шлаков, образовавшихся в результате радиоактивного облучения человека или выхода его в открытый космос. Лечебными свойствами обладают и грязи, содержащие большое количество голубой глины. Святой источник Косино издавна считается целебным, и множество людей возвращается к этой воде за её целебной силой.

Практическая часть.

I .Взяли пробы воды из Святого озера.

II . Изучение внешнего вида образца воды: цвет, запах, прозрачность, наличие твердых частичек или пятен, содержание ионов серебра и органических веществ.

Опыт №1

Определение цвета воды.

Цель. Научиться правильно определять цвет воды из природных источников.

Оборудование. Штатив с пробирками, лист белой бумаги.

Таблица 1

Цвет сбоку

Цвет сверху

градус цветности

Не отмечен

Не отмечен

Не отмечен

Очень слабый желтоватый

Слабый бледно-жёлтый

Желтоватый

Бледно- жёлтый

Слабый жёлтый

Бледно- жёлтый

Жёлтый

Бледно- жёлтый

Интенсивно-жёлтый

Проведение исследования.

Принесенную воду наливаем в чистые пробирки в количестве 5-6 мл и определяем цветность, руководствуясь ниже приведенной шкалой, отмечаем наиболее подходящий оттенок.

Наблюдение проводим, глядя сверху, на белом фоне при достаточном освещении.

Вывод. Цвет очень слабый бледно-желтый. Градус цветности равен - 20

Опыт №2 Определение мутности воды

Цель. Определить чистоту воды

Оборудование. Штатив с пробирками, лист бумаги.

Объект исследования. Пробы воды из Святого озера.

Проведение исследования.

Определите мутность воды. Содержание нерастворимых примесей можно определить на глаз: сильно мутная, мутная, прозрачная, рассматривая воду в пробирке на фоне белого экрана. Количественное содержание примесей можно определить гравиметрически. Для этого возьмите фильтр и предварительного взвесьте. Затем 100 мл. воды профильтруйте. Фильтр высушите и взвесьте. По разнице массы определите количество примесей, содержащихся в 100мл. воды.

Определяем мутность воды другим способом.

В пробирку наливаем исследуемую воду и сильно встряхиваем. Проводим визуальное наблюдение. Наблюдаем наличие и количество взвешенных веществ.

Вывод. Вода имеет небольшой осадок.

Опыт №3 Определение запаха.

Цель. Определить чистоту воды органолептическим методом.

Оборудование: пробирка, пробка.

Объект исследования. Проба воды из Святого озера

Проведение исследования.

В пробирку с пробкой наливаем исследуемую воду до 2/3 объема и сильно встряхиваем в закрытом состоянии.

Открываем колбу и отмечаем характерный запах.

Вывод. Вода без запаха.

Опыт №4 Определите прозрачность воды.

Для этого необходимо налить воду в цилиндр и установить, через какой слой в см. можно прочитать текст учебника.

Вывод. Вода прозрачная. Текст можно было прочитать на расстоянии 20 см.

Опыт №5 Определение рН.

Цель. Определить рН воды химическим методом.

Оборудование. Пробирка. Универсальная индикаторная бумага.

Объект исследования. Пробы воды из Святого озера.

Проведение исследования. Определите рН при помощи универсального индикатора, шкала рН = 1-10.

Водородный показатель природных вод должен находиться в интервале 6,5-

8,5. Реакция среды зависит от величины гидролиза растворимых солей, входящих в состав природных вод.

В пробирку наливаем немного исследуемой воды. Сухими чистыми руками возьмем одну полоску индикаторной бумаги и сравним с цветом шкалы. Запишем цифру, помещенную под наиболее подходящую к нашему образцу по цвету полоской. Это и есть полученное нами значение рН.

Вывод: рН воды равен 7

Опыт №6 Определение наличия органических примесей.

Цель: Определить наличие органических примесей.

Оборудование: пробирка, раствор перманганата калия, спиртовка.

Объект исследования: пробы воды из Святого озера.

Проведение исследования.

Налили ½ пробирки исследуемой пробы воды. Добавили 2-3 капли перманганата калия, до розового цвета. Нагрели содержимое до кипения.

О наличии органических примесей в воде говорят буро-коричневые хлопья оксида марганца, а цвет раствора должен изменится в желтовато-коричневый.

Вывод. Органических веществ не обнаружено. Раствор перманганата калия окраску не изменил.

Опыт №7

Определите жёсткость воды

Для этого к 100 мл. пробы, постепенно добавляли по каплям концентрированный раствор карбоната натрия (соды) или хозяйственного мыла. Визуально отметьте количество выпавшего осадка. Сделали вывод о жесткости речной воды: много осадка-жесткая, мало- умеренно-жесткая, практически нет осадка- мягкая.

Вывод – добавленное мыло хорошо продолжало пениться (осадок не выпадал), при добавлении концентрированного раствора карбоната натрия осадок тоже не выпал. Значит вода Святого озера мягкая.

Опыт № 8 Определите качественный состав растворённых в озерной воде веществ. Качественный анализ озерной воды можно провести при помощи следующих реакций:

Таблица2. Качественные реакции

Что определяется

Что добавляется

Признаки реакции

Уравнения реак-

ций

Соли аммония

(NH4+)

Щёлочь (ОН¯) при

нагревании

Запах аммиака

_________

Соли бария

(Ba ²+)

Сульфаты, серная

кислота

(SO4 ² ¯)

Белый осадок

_________

Соли меди

(Cu ²+)

Щёлочь (ОН¯)

Голубой осадок

_________

Соли синца

(Pb ²+)

Сульфиды (S² ¯)

Чёрный осадок

________

Соли железа

(Fe ³+)

Щёлочь (ОН¯)

Бурый осадок

_________

Вывод. При проведении качественных реакций исследуемые ионы не обнаружены.

Опыт №9

Определение минерализации воды.

Для определения величины общей минерализации выпарили 20 мл. воды в фарфоровой чашке и высушили осадок. После выпаривания окраска остатка была желтая, что свидетельствует о присутствии в пробе оксидов железа или марганца.

Вывод. Выпало небольшое количество осадка желтого цвета, что свидетельствует о наличии в воде оксидов железа и марганца.

III . Результаты анализа.

В результате анализа мы установили, что взятая нами вода из Святого озера соответствует природным нормам, обусловленным геохимическим фоном.

Концентрация вредных веществ в водоеме не превышает допустимого.

Ежегодный анализ проб (весна – осень) на содержание катионов и ряда анионов позволит сделать выводы о состоянии природной среды и проследить за ее изменениями.

Вывод.

В 2006 году природно-исторический парк «Косинский» получил статус особо охраняемой природной территории регионального значения. Не имеет ни одной эколого-просветительской тропы.

Мы бы хотели присоединиться к учителям школ Восточного округа в разработке станций экотропы на Косинских озерах и внести свой вклад в эту работу.

Использованная литература

1. Брэгг П. Вода и соль. Шокирующая правда. М. 2004.

2. Гудман М., Морхауз Ф. Органические молекулы в действии.

3. Журналы «Химия и жизнь». №4 1998, №7 2001г.

4. Макаров К.А. Химия и здоровье. М. Просвещение. 1985.

5. Касаткин В.Н. Здоровье. 2005.

6. Химия для любознательных. 1978

7. Горегляд А.А. Косино и его святые храмы. – М.,1995.

8. Клуб ЮНЕСКО «Экополис-Косино» Косинское Трехозерье – один из «колодцев» пресной воды на планете.

9. Рысин Л.П., Еремкин Г.С., Лихачева Э.А., Насимович Ю.А. Косино. – М., 2002.

10. У колыбели Москвы. История Косинских храмов. – 4-е изд.перераб. и доп.- М., 2004.

11. Трифиленкова О.И. Косино: маленький уголок моей Родины. – М., 1992..

http://staroekosino.ru/page12.html

http://deadokey.livejournal.com/37624.html

http://orthomap.ru/mesto16084

2-11-2017, 15:10

Сегодня в нашей стране экологии уделяют большое внимание. Разработка законов в области природоохраны и регулярное обновление требований в области контроля за экологической ситуацией, обязывает каждое предприятие следовать этим правилам для функционирования своей деятельности. Чтобы выполнять обязанности по экологическому проектированию, в штате может быть предусмотрен специальный отдел или один специалист.

Цели и особенности экологического проектирования

Экологическое проектирование - ряд действий, включающих разработку и согласование пакета документов в контролирующих инстанциях с целью соблюдения закона и получения разрешающего документа для правомерной работы предприятия. Промышленные, строительные и другие компании, действующие на окружающую среду негативно, не могут работать без согласованного экологического проекта.

Экопроект - документ, включающий в себя расчеты по конкретному объекту, проведенные на основе собранной информации на предприятии. Этот документ и дает право на осуществление деятельности в рамках установленных законов.

Главная цель экологического проектирования - минимизировать негативное влияние на ОС, а также восстановить экосистему путем проведения ряда мероприятий.

Виды экологических проектов

Исходя из от рода деятельности, предприятия должны иметь следующие виды экопроектов:

1. Проект нормативов образования отходов (ПНООЛР) устанавливает количество и состав отходов предприятия с целью выбора оптимального способа их утилизации для контроля за экосистемой. Обращение с вредными для окружающей среды отходами включает работы по их образованию, устранению, транспортировке, сбору и размещению. Это один из главных экологических проектов, сопровождающий производственные процессы каждой компании. Исключение составляют фирмы малого и среднего бизнеса. Они могут не разрабатывать проект, но обязаны ежегодно подавать отчеты в установленной форме с данными по образованию отходов.

Виды экологических проектов:

  • работа без отрыва от производства,
  • получение допуска на размещение отходов,
  • снижение суммы экоплатежа в 5 раз.

2. Проект допустимых выбросов (ПДВ) разрабатывается на каждом предприятии, чьи техпроцессы приводят к загрязнению воздуха. Норматив загрязняющих масс устанавливается для каждого источника. Источник не должен превышать установленный предельно допустимый уровень и оказывать критическую нагрузку на ОС.

  • утвержденное разрешение на выбросы,
  • уменьшение расходов на штрафы за нанесение вреда ОС,
  • возможность разработать стратегии по снижению количества вредных выбросов.

3. Проект нормативов допустимых сбросов (НДС) необходим организациям, использующих водные ресурсы для утилизации сточных вод. Нормативы устанавливаются по каждому опасному веществу, находящемуся в сбрасываемой массе.

  • проект является основанием для выдачи допуска к водным ресурсам,
  • наличие проекта исключает уголовные или административные наказания,
  • контроль за соблюдением нормативов.

Это далеко не все виды проектов, также разрабатываются и другая экологическая документация: санитарно защитная зона (СЗЗ), проект освоения лесов, проект зоны санитарной охраны, экологический аудит и другие.

Экологическое сопровождение проектов и предприятий

Предприятие может самостоятельно проводить экологическое проектирование или обратиться в компанию, специализирующуюся на данном типе услуг. Последний вариант более выгоден, тем, что вы сэкономите на содержании штата сотрудников и будете уверены, что работы будут выполнены в установленный срок с исполнением предписанных требований в области природоохраны. Экологическое сопровождение включает, как составление проекта, так и его согласование в контролирующих органах, получение разрешающего документа и составление отчетности.

Экологическое проектирование доверьте профессионалам из компании "Экосфера ", которая более 6 лет предоставляет услуги в области охраны окружающей среды и реализовала сотни успешных проектов. Опытные специалисты высокой квалификации предоставляют качественные услуги с соблюдением сроков и законодательных норм.