Таможенные органы и их деятельность. Таможенные органы российской федерации. Органы таможенного контроля

– это органы исполнительной власти, в чьи полномочия входит реализация мероприятий в области таможенного дела на подведомственной территории. Подчиняются высшему органу исполнительной власти, в нашей стране им является Правительство Российской Федерации. принимают участие в выработке государственной политики в области таможенного дела, нормотворчестве и практической реализации и применении принятых нормативно-правовых актов на всей подведомственной территории. Таможенные органы осуществляют свою деятельность руководствуясь:

  1. Основным законом – Конституцией;
  2. Таможенным кодексом;
  3. Иными законами.

А также руководствуясь:

  • Указами и распоряжениями главы государства;
  • Распоряжениями и постановлениями правительства страны;
  • Нормативно-правовыми актами исполнительных органов власти;
  • Нормативными актами Центрального банка;
  • Нормативно-правовыми актами руководящих органов таможенной службы;
  • Ратифицированными международными договорами и соглашениями.

Функции, деятельность и задачи таможенных органов

Осуществляя свою деятельность, таможенные органы руководствуются задачами и функциями, которые на них возложены.

Правоприменительная - таможенные органы являются органом исполнительной власти и участвуют в реализации государственной таможенной политики, а также реализации международных договоров и соглашений в области таможенного дела, ратифицированных правительством страны.

Законотворческая - таможенные органы разрабатывают и инициируют принятие законодательных актов, регулирующих таможенное дело, или вносят изменения в уже существующие. Также они наделены правом издавать собственные нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции.

Таможенное оформление товаров и транспортных средств - таможенные органы, будучи органом государственной власти, наделены монопольным правом на осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Фискальная - в обязанности таможенных органов входит сбор с участников ВЭД таможенных пошлин, налогов, акцизов и сборов в пределах своей компетенции.

Защита прав интеллектуальной собственности - таможенные органы ведут собственный Реестр объектов интеллектуальной собственности и защищают законные интересы правообладателей.

Борьба с контрабандой - борьба с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, борьба с международным терроризмом.

Валютный контроль - перемещение крупных денежных средств через таможенную границу должно осуществляться под строгим контролем таможенных органов с заполнением таможенной декларации.

Ведение таможенной статистики - на таможенные органы возложена обязанность по ведению статистики об объемах внешней торговли, объемах экспорта и импорта товаров. Эти данные находят широкое применение, например, при разработке внешнеэкономической стратегии государства, принятии законов, новых видов таможенных ставок и пошлин.

Информационная - на таможенные органы возложена обязанность по информированию и консультированию населения по вопросам таможенного дела.

Научная - таможенные органы проводят или участвуют в проведении научно-исследовательских работ в области таможенного дела.

Задачи и обязанности таможенных органов:

  • Производство таможенного оформления товаров и транспортных средств;
  • Обеспечение правильности исчисления и своевременности оплаты таможенных платежей, пошлин и сборов, соблюдения запретов и ограничений;
  • Обеспечение соблюдения таможенного законодательства на вверенной территории;
  • Борьба с контрабандой;
  • Ведение статистики внешнеторговых операций;
  • Валютный контроль;
  • Возврат (зачет) излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей, остатков неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога;
  • Регистрация участников ВЭД;
  • Регистрация объектов интеллектуальной собственности;
  • Информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела;
  • Проведение экспертиз и исследований декларируемых товаров и транспортных средств, документов к ним, проведение криминалистических экспертиз;
  • Производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел, анализ правоприменительной и судебной практики, анализ правоохранительной деятельности;
  • Оперативно-розыскная деятельность, дознание и производство неотложных следственных действий.

Права таможенных органов

Согласно статье 19 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы обладают следующими правами:

  • Принимают меры, предусмотренные законодательством;
  • Требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства;
  • Проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
  • Требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;
  • Осуществляют оперативно-розыскную деятельность, производство следственных действий и дознания;
  • Осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции;
  • Привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством;
  • Используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении;
  • Задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела;
  • Производят документирование, видео и аудиозапись, кино и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров и их вывозом.
  • Предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:
    • О принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;
    • Об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
    • О признании имущества бесхозяйным.
  • Разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.

Система таможенных органов

Система таможенных органов Российской Федерации находится в подчинении Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.

Структура таможенных органов России:

  • Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
  • Региональные таможенные управления (РТУ) – территориальный орган исполнительной власти, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации. РТУ ответственны в области реализации таможенного дела в пределах определённой территории. Находятся в непосредственном подчинении ФТС России. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 8 РТУ (по числу Федеральных округов РФ):
    • Дальневосточное таможенное управление;
    • Приволжское таможенное управление;
    • Северо-Западное таможенное управление;
    • Северо-Кавказское таможенное управление;
    • Сибирское таможенное управление;
    • Уральское таможенное управление;
    • Центральное таможенное управление;
    • Южное таможенное управление.
  • Таможни – территориальные таможенные органы, входящие в единую систему таможенных органов. Находятся в прямом подчинении таможенного управления своего региона;
  • Таможенные посты – территориальные таможенные органы. Подчиняются напрямую таможням.

Роль таможенных органов в защите экономических интересов страны

Имея в своем арсенале Слово Закона, таможенные органы Российской Федерации выполняют важную миссию – стоят на защите экономической безопасности нашей страны. Подобно надежному кордону, выстроенному на таможенной границе, таможенные органы защищают граждан страны от контрафактной и порой даже опасной продукции, циркулирующей на мировом рынке. Стоят надежным заслоном на пути проникновения в нашу страну наркотиков, оружия, взрывчатых веществ. Способствуют установлению в нашей стране благоприятного делового климата, защищают наших товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных партнеров. Помогают налаживать устойчивые экономические связи России с другими странами мира.

Таможенные органы РФ и таможенные представители

Подобно сотрудникам таможенных органов таможенные представители тоже являются специалистами в области таможенного дела. Это компании, в которых трудятся профессиональные таможенные декларанты. Их цель – помощь участникам ВЭД при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

Таможенные органы – это часть правоохранительных структур, которая осуществляет защиту экономической безопасности и суверенитета, контролирует условия и порядок перемещения товаров и транспорта через границу, взимает и оформляет соответствующие платежи.

Цели

Таможенной границей служат параметры свободных складов и экономических зон. А также все пределы территории РФ. Эта таможенная территория обеспечивается законностью и правопорядком, защитой прав и интересов всех граждан, общества, организаций и государства посредством системы определённых органов. Нарушение законодательства и правил в этой сфере (например, случаи контрабанды) влекут за собой уголовную и административную ответственность.

Таможенные органы существуют в целях как экономических, так и правоохранительных. Последние направлены на поддержание безопасности государства, окружающей среды, здоровья и жизни людей. Экономические цели, которые преследуют таможенные органы, это пополнение доходов госбюджета, защита интересов российских производителей за счёт установления ограничений, квот и тарифов.

Задачи

Конституция РФ предписывает исключительную монополию государства на всю таможенную деятельность. Обеспечивает это ряд факторов:

  • Единая таможенная политика.
  • Единство границы и территории.
  • Единая система и общая регламентация деятельности, которую проводят таможенные органы.

Организация и правовая основа определена Таможенным кодексом РФ, а также отдельными законами и подзаконными актами, международными договорами. Если же другие страны с Россией устанавливают иные правила, не предусмотренные отечественным законодательством, то согласно Конституции можно применять правила международных договоров. Задачи, которые решает система таможенных органов, следующие:

  1. Разработка соответствующей политики РФ, её реализация.
  2. Участие в организации и совершенствовании системы ведомства.
  3. Обеспечение единства таможенной территории и безопасности экономики РФ.
  4. Защита интересов экономики РФ.
  5. Международное сотрудничество в области таможенных вопросов и проблем.

Система таможенных органов

Это единая централизованная система, в которую входят следующие государственные органы:

  • Гос. таможенный комитет Российской Федерации.
  • Управления по таможне в регионах Российской Федерации.
  • Собственно ведомства.
  • Посты.

Есть в этой системе также специальные подразделения: лаборатории, научные, исследовательские и образовательные учреждения, вычислительные центры, другие организации и предприятия. Таможенные органы РФ возглавляются Государственным таможенным комитетом с председателем. Его назначает на должность и освобождает от неё президент России. Коллегия, образованная как совещательный орган при председателе, рассматривает самые важные вопросы. В её составе находится не только председатель с заместителями, но и другие компетентные работники. Также при Комитете функционирует Консультативный совет, контролирующий таможенные органы РФ. Он также рассматривает и анализирует проводимую ведомством политику.

Таможенный комитет

Система таможенных органов возглавляется, как уже было сказано, Государственным таможенным комитетом. Это ведомство руководит всеми нижестоящими структурными подразделениями. Состоит он из многих управлений, распределённых по направлениям деятельности: контроля, доходов, анализа и статистики, правовой и таможенный отделы, центры валютного контроля, безопасности, по борьбе с контрабандой и преступлениями этой сферы. Государственным таможенным комитетом России осуществляются контрольные и организационные функции, определяются соответствующие органы РФ, реорганизуются и ликвидируются профильные управления, определяется правовой статус.

Таможенные управления

Деятельность таможенных органов в регионах осуществляется на основе организации таможенного дела. Сюда также входит руководство постами на этой территории, отнюдь не совпадающей с административным делением России. Они финансируют подчинённые единицы, взаимодействуют с местным самоуправлением и другими органами правопорядка и коммерческими структурами.

Сейчас создано и действуют на территории России десять таможенных управлений в регионах. Это Татарское, Дагестанское, Западно-Сибирское, Московское, Уральское, Поволжское, Восточно-Сибирское, Северо-Кавказское, Дальневосточное и Севоро-Западное. Существуют пограничные таможни и внутренние. То есть те, которые создаются на границе и те, что действуют внутри территории страны. Таможня – лицо юридическое, имеющее свою печать и собственные счета в банках. Это позволяет ей проводить таможенное регулирование самостоятельно.

Таможенный пост

Это полностью уполномоченное подразделение. Объект, способный проводить контроль и оформление на конкретной территории определённого пункта, - это таможенный пост. Юридическим лицом он сам по себе не является, но выполняет следующие функции:

  1. Взимание таможенных пошлин, налогов и прочих таможенных платежей.
  2. Обеспечение соблюдения разрешительного порядка в перемещении транспорта и товаров через границу Российской Федерации.
  3. Борьба с контрабандой и прочими нарушениями правил таможни и налогового законодательства.
  4. Профильная статистика внешней торговли и специальные данные по Российской Федерации.
  5. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
  6. Контроль за вывозом из страны стратегических и прочих жизненно важных материалов для интересов Российской Федерации.
  7. Валютный контроль в пределах компетенции.
  8. Выполнение всех международных обязательств, касающихся таможни.
  9. Многие другие функции.

Органы таможенного контроля

В них работают уполномоченные лица. Именно они в этой сфере совершают управление. Таможенными органами РФ также проводится контроль посредством проверки сведений и документов. Работники ведомства проводят досмотр транспортных средств, товаров и физических лиц посредством учёта, устного опроса, проверки всех систем отчётности, осмотра территорий и складов хранения, точек беспошлинной торговли и свободных зон. Словом, всех тех мест, где надлежит провести соответствующий контроль.

Поскольку таможенное регулирование является одной из функций государственного аппарата РФ, к компетенции контроля относится и управление всей этой сферой. ФТС РФ имеет право создавать необходимые вспомогательные структуры. Это таможенные учреждения, органы и предприятия, а также представительства за рубежом. Это единая централизованная система, где регулирование осуществляется систематически и непрерывно.

Функции

В свете закона о таможенном регулировании этим органам предписаны следующие функции.

  • Контроль и совершенствование метода необходимых на границе операций.
  • Помощь в развитии внешней торговли России, внешнеэкономических связей всех субъектов, в ускорении товарооборота.
  • Ведение специальной статистики таможни и внешней торговли.
  • Взимание налогов, компенсационных, специальных, антидемпинговых пошлин,. Взимание сборов, а также контроль своевременности уплаты и правильности исчисления.
  • Соблюдение порядка при перемещении транспорта международных перевозок и товаров через границу Таможенного союза.
  • Соблюдение ограничений и запретов относительно товаров, ввозимых и вывозимых из РФ, которые установлены законодательством.
  • Защита прав на интеллектуальную собственность.
  • Выявление, предупреждение, а затем и пресечение административных правонарушений и преступлений, находящихся в компетенции органов.
  • Принятие мер по защите общественного порядка, государственной безопасности, здоровья и жизни человека, его нравственности, по охране окружающей среды, животных и растений, а также защита интересов потребителей тех товаров, что ввозятся в РФ.
  • Контроль валютных операций, которые связаны с перемещением товаров в РФ и из РФ через границу.
  • Содействие в развитии транзитного и экспортного потенциала РФ, оптимизация структуры экспорта и содействие интересам отечественных производителей.
  • Меры противодействия легализации доходов, которые получены преступным путём. А также финансированию терроризма при перемещении через границу валюты, ценных бумаг и дорожных чеков.
  • Информирование и консультирование по таможенному делу, разъяснение прав и обязанностей заинтересованным лицам, содействие участникам внешнеэкономических связей при совершении операций на таможне.
  • Выполнение международных обязательств РФ в области таможенного дела, сотрудничество с компетентными органами других государств, а также организациями, которые занимаются этим делом.
  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области деятельности таможни.

Исходя из вышеизложенного, функции таможенных органов можно классифицировать следующим образом. Первая группа – основные, то есть внешние, отраслевые. Их можно реализовать лишь на уровне административных отношений: таможенный контроль, информирование, взимание платежей, предоставление льгот и так далее. Вторая группа обеспечивает управление органами. Это внутренние функции – финансовая, плановая, кадровая, материально-техническая и остальная деятельность, обеспечивающие работу организационного характера.

Права таможенных органов

Выполняя возложенные на них функции, таможенные органы могут использовать следующие права:

  • Требовать сведения и документы.
  • Проверять у должностных лиц и граждан, участвующих в таможенной операции, документ, удостоверяющий личность.
  • Требовать от юридических и физических лиц подтверждение полномочий на деятельность.
  • Осуществлять оперативно-розыскную деятельность, чтобы выявить, предупредить, пресечь и раскрыть преступление в пределах компетенции, которая определена законодательством РФ.
  • Осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах компетенции и в том порядке, что определён законодательством РФ.
  • Привлекать к административной ответственности.
  • Использовать средства связи или транспорт, принадлежащие общественным объединениям или организациям для предотвращения преступлений.
  • Задерживать и доставлять в служебные помещения лиц, которые подозреваются в совершении преступлений, административных правонарушений или тех, что пребывают в границах таможенного дела.
  • Ведение документирования, аудио- и видеозаписи, фото- и киносъёмки событий и фактов, которые связаны с ввозом в РФ и вывозом из РФ товаров, с осуществлением перевозок и хранения, что находятся под контролем таможни, а также совершение грузовых перевозок или иных операций.
  • Другие многочисленные права.

Органам же государственной власти в субъектах РФ, а также местного самоуправления и любым общественным организациям вмешиваться в деятельность таможенных ведомств при осуществлении ними соответствующих функций запрещено.

Вопрос:

Таможенные органы РФ, их функции.



Ответ:

Таможенные органы РФ, их функции

Таможенные органы РФ - органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют деятельность в области таможенного дела. Таможенные органы входят в систему правоохранительных органов РФ.

Таможенные органы образуют единую федеральную централизованную систему, в которую входят: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральная таможенная служба, которая находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица. В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.

Функции таможенных органов:

Осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

Взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принуд. взысканию;

Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

Обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

Обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, адм. правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ и др., а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом;

Осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;

Ведут таможенную статистику внешней торговли;

Обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с тамож. и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

Проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Зайков Д.Е.
Таможенное право
2008 год

Общее руководство таможенным делом в России осуществляет Правительство РФ. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. В настоящее время таким органом является Федеральная таможенная служба, которая действует на основании Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. №459. Согласно данному Постановлению Федеральная таможенная служба осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Таможенные органы РФ составляют единую централизованную систему (ч. 1 ст. 10 Закона о таможенном регулировании).

Как центральный аппарат системы таможенных органов, так и сама система в целом имеют название Федеральной таможенной службы, или, сокращенно, ФТС России.

Руководство ФТС России осуществляет Правительство РФ.

Нижестоящими таможенными органами по отношению к центральному аппарату (ФТС России) являются региональные таможенные управления и таможни центрального подчинения.

По видам решаемых задач все региональные таможенные управления могут быть разделены на несколько групп:

Территориальные или общие региональные таможенные управления;

Специализированные региональные таможенные управления.

Территориальные региональные таможенные управления созданы в соответствии с границами федеральных округов (см. Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»):

    Дальневосточное таможенное управление;

    Приволжское таможенное управление;

    Северо-Западное таможенное управление;

    Сибирское таможенное управление;

    Уральское таможенное управление;

    Центральное таможенное управление;

    Южное таможенное управление;

    Северо-Кавказское таможенное управление.

Специализированные региональные таможенные управления призваны способствовать нормальной работе всей системы таможенных органов по отдельным направлениям выполняемых функций (правоохранительной, контрольной и т.д.). Например, специа­лизированными региональными таможенными управлениями являются:

    Региональное оперативно-поисковое управление;

    Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;

    Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление;

    Региональное таможенное управление организации силового обеспечения.

Таможенные органы, непосредственно осуществляющие таможенные операции, связанные с выпуском товаров (прием и проверка таможенных деклараций), представлены таможенными постами.

    Общий порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза РБ, РК и РФ

Объект – таможенное право

Предмет – институт перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

Общий порядок перемещения товаров и транспортных средств выражен в основных принципах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу – это фундаментальные правовые требования, на основе соблюдения которых всеми участниками таможенно-правовых отношений должно осуществляться правовое регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

К таким принципам относятся:

1. Равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.

2. Возможность запрещения ввоза и вывоза отдельных товаров.

3. Возможность введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.

4. Добровольность выбора и изменения таможенного режима.

5. Обязательность таможенного оформления и таможенного контроля.

6. Определенность места и времени пересечения таможенной границы.

7. Регламентированность порядка пользования и распоряжения перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами.

    Понятие «таможенная процедура». Виды таможенных режимов.

Таможенная процедура является одним из основных и наиболее важных институтов таможенного права. Таможенная процедура – основной инструмент, посредством которого применяются как таможенно-тарифные, так и нетарифные меры регулирования экономики. Понятие «таможенная процедура» пришло на смену понятию «таможенный режим», существовавшему в российском таможенном законодательстве в период действия Таможенных кодексов РФ 1993 и 2003 гг. Следует отметить, что сущностная часть данного определения осталась фактически без изменений, что позволяет использовать накопленный научный материал, касающийся таможенных режимов в отношении таможенных процедур с некоторыми оговорками.

Таможенный режим – совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации для таможенных целей.

Таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами (ст.4 ТК ТС).

При помощи различных таможенных процедур определяются:

1) порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения;

2) условия нахождения товаров на либо вне таможенной территории Таможенного союза;

3) права и обязанности декларанта, заявляющего таможенную процедуру;

4) дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему.

Таможенная процедура имеет сложную правовую природу и сочетает в себе, как полагают специалисты, элементы административно-правового и финансово-правового регулирования.

Статья 202 ТК ТС выделяет следующие виды таможенных процедур:

    выпуск для внутреннего потребления;

  1. таможенный транзит;

    таможенный склад;

    переработка на таможенной территории;

    переработка вне таможенной территории;

    переработка для внутреннего потребления;

    временный ввоз (допуск);

    временный вывоз;

    реимпорт;

    реэкспорт;

    беспошлинная торговля;

    уничтожение;

    отказ в пользу государства;

    свободная таможенная зона;

    свободный склад;

    специальная таможенная процедура.

Классификация таможенных процедур по различным основаниям:

1. В зависимости от направления движения товаров таможенные процедуры могут быть подразделены на ввозные, вывозные, комбинированные.

2. В зависимости от территориальных ограничений можно выделить таможенные процедуры, ограниченные определенной территорией, в частности территорией свободной таможенной зоны, свободного склада, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, и процедуры, используемые без территориальных ограничений.

3. В зависимости от периода возможного нахождения товаров и транспортных средств под таможенной процедурой следует различать срочные (таможенный склад, временный ввоз, переработка на таможенной территории и др.) и бессрочные таможенные процедуры (выпуск для внутреннего потребления, уничтожение, экспорт и др.).

    Юридическая ответственность за таможенные правонарушения (ответственность в таможенном праве).

Объект – правонарушение в таможенном деле.

Предмет – ответственность за правонарушение в таможенном деле.

Правонарушение в таможенном деле – это общественно опасное виновное деяние , противоречащее нормам таможенного права и наносящее вред обществу.

Критериями разграничения разных видов правонарушений в таможенном деле является причиненный вред. Основными видами правонарушений в таможенной сфере являются преступления и административные правонарушения. Помимо этого сотрудники таможенных органов могут совершать дисциплинарные проступки, за которые устанавливается дисциплинарная ответственность.

Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) - противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации правила таможенного регулирования, за которое КоАП установлена административная ответственность.

Ст. 14 УК РФ определяет преступление как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Юридическая ответственность за таможенные правонарушения – это предусмотренная нормами таможенного права обязанность субъекта таможенного правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия в результате совершенного им противоправного деяния.

В теории права принято выделять четыре вида ответственности:

1) уголовная,

2) административная,

3) дисциплинарная,

4) и материальная (гражданская).

Административная ответственность в области таможенного дела – предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций).

Законодательство РФ не содержит легального определения административной ответственности за нарушение таможенных правил.

Признаки:

1) форма административного принуждения в области таможенного регулирования;

2) является правовым последствием виновного антиобщественного поведения;

3) является элементом реализации государственной власти, применяется судами, таможенными органами и их должностными лицами на основании материальных и про­цессуальных норм, установленных административным законодательством;

4) находится за пределами компетенции органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

5) реализуется в процессуальных формах, нормативно определенных КоАП и международными соглашениями;

6) сопровождается публичным государственным и общественным осуждением поведения правонарушителя и выражается в претерпевании правонарушителем отрицательных для него последствий материального и морального характера;

7) состоит в применении к правонарушителям узкого круга административных наказаний в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения;

8) нацелена на восстановление публичных интересов государства: выполнение фискальных функций, защиту экономики, защиту правопорядка и безопасности населения при перемещении товаров и средств международных перевозок через таможенную границу;

9) в целях формирования единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза административный процесс по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушение таможенных правил строится на принципах сотрудничества таможенных служб государств, взаимной помощи в таможенной сфере, сближения и унификации административного законодательства в рамках Таможенного союза.

Глава 16 КоАП РФ («Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)», содержит 23 статьи, касающиеся конкретных административных правонарушений в таможенной сфере.

Нормативной основой административной ответственности в сфере таможенного дела на таможенной территории РФ является КоАП.

Статьей 3.2 КоАП установлено девять видов административных наказаний, которые перечисляются в порядке от менее к более суровым:

Предупреждение;

Административный штраф;

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

Административный арест;

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

Дисквалификация;

Административное приостановление деятельности;

Обязательные работы.

Учитывая особенности и экономическую природу нарушений в сфере таможенного управления, законодатель в санкциях статей гл.16 КоАП ограничивается применением только трех видов административных наказаний, таких, как:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета правонарушения.

Анализ действующего уголовного законодательства Российской Федерации (УК РФ 1996 г.) позволяет выделить несколько преступлений, которые могут быть включены в группу таможенных преступлений.

Уголовный кодекс РФ предусматривает 4 вида таможенных преступлений.

Ст.189 УК РФ. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники иностранной организацией наказывается штрафом от 700 до 1000 МРОТ, либо лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 3-х лет.

Ст.190 УК РФ. Невозвращение в установленный срок на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, вывезенных за её пределы, если такое возвращение является обязательным, наказывается лишением свободы на срок до 8 лет с конфискацией имущества или без таковой.

Ст.193 УК РФ. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте в крупном размере, т.е. более 10000 МРОТ, руководителем организации, если эти средства подлежат обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, наказываются лишением свободы на срок до 3-х лет.

Ст.194 УК РФ. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершённое в крупном размере, т.е. более 1000 МРОТ, наказывается штрафом от 200 до 7000 МРОТ или иного дохода осуждённого за период от 2-х до 7 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до 2-х лет.

    Правовой анализ нормативно-правовых актов (примерный перечень – прилагается).

Учебные задачи:

  • – формирование общих теоретических знаний о таможенных органах РФ:
  • – усвоение основных понятий, используемых законодателем при регулировании правового статуса и деятельности таможенных органов в Российской Федерации;
  • – усвоение правового статуса, структуры и системы деятельности таможенных органов РФ;
  • – усвоение направлений деятельности таможенных органов РФ.

В результате изучения этой главы обучающиеся должны :

знать

  • – правовой статус таможенных органов, а также сотрудников таможенных органов РФ;
  • – основные понятия, раскрывающие правовые основы формирования и деятельности таможенных органов РФ и правовой статус сотрудников данных органов;
  • – полномочия и деятельность таможенных органов РФ и сотрудников этих органов;
  • – систему и структуру таможенных органов РФ;

уметь

  • – анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовые основы деятельности таможенных органов РФ;
  • – оперировать юридическими понятиями и категориями, используемыми для раскрытия правового статуса таможенных органов РФ;
  • – анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью таможенных органов РФ;
  • – принимать решения, определяющие порядок деятельности таможенных органов РФ и их сотрудников;

владеть

  • – юридической терминологией;
  • – навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовой статус, порядок формирования и деятельность таможенных органов и сотрудников таможенных органов РФ;
  • – навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью таможенных органов и сотрудников таможенных органов РФ.

Ключевые слова : таможенные органы; таможенная граница; правоохранительные органы исполнительной власти; Таможенный союз; таможенные пошлины; налоги; противодействие преступности; обеспечение безопасности; государственная служба; оперативно-розыскная деятельность; правопорядок; дисциплина; безопасность; управления; отделы; государственная служба; поощрения; увольнение.

Понятие, система таможенных органов РФ

Таможенные органы РФ занимают одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов, осуществляющих защиту экономической безопасности государства.

Современные таможенные органы РФ созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 1992 г. № 1147 "О системе центральных органов исполнительной власти". Этим же Указом был учрежден Государственный таможенный комитет РФ (именно так ранее именовалась ФТС России) как орган межотраслевого регулирования. Последние двадцать лет на территории Российской Федерации были приняты и действовали два таможенных кодекса от 18 июня 1993 г. № 5221–1 и от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (нормы последнего утратили силу с 29 декабря 2010 г.).

С 6 июля 2010 г. на единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации применяется Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), принятый на Межгосударственном Совете ЕврАзЭС 27 ноября 2009 г., утвердивший своим решением Договор о ТК ТС. Указанный Договор был ратифицирован в Российской Федерации Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ.

Новый ТК ТС создает необходимые условия для формирования соответствующей общемировым стандартам нормативноправовой базы таможенного дела в рамках сформированного Таможенного союза названных выше государств. Кроме того, ТК ТС осуществляет правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Данное правовое регулирование в рамках осуществляется таможенными органами названных стран Таможенного союза. Сами по себе таможенные органы членов Таможенного союза представляют собой органы, которые обеспечивают на таможенной территории Таможенного союза решение следующих основных задач :

  • – содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;
  • – обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств – членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
  • – совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
  • – взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;
  • – обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  • – обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;
  • – обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств – членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
  • – выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза;
  • – обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;
  • – ведение таможенной статистики (ст. 6 ТК ТС).

Таможенные органы Таможенного союза могут осуществлять правоохранительную деятельность, суть которой заключается в производстве дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, а также могут осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством государств, входящих в Таможенный союз, преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. Во всех этих случаях таможенные органы выступают в качестве органа дознания (ч. 1 ст. 7 ТК ТС). Таможенные органы Таможенного союза осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности (ч. 3 ст. 7 ТК ТС).

Таможенное регулирование на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом о таможенном регулировании. Все правоотношения, связанные с таможенным регулированием на территории Российской Федерации, осуществляют таможенные органы РФ.

Таможенные органы РФ составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят:

  • – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела – ФТС России;
  • – региональные таможенные управления;
  • – таможни;
  • – таможенные посты (ст. 10 Закона о таможенном регулировании).

Любые правоотношения, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, осуществляются в порядке, определенном Правительством РФ.

Все таможенные органы Российской Федерации в своей деятельности основываются на следующих принципах:

  • – законности;
  • – равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
  • – единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
  • – профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
  • – ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;
  • – единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;
  • – недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;
  • – совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах – торговых партнерах Российской Федерации (ст. 11 Закона о таможенном регулировании).

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции (обязанности):

  • – проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;
  • – содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов РФ, ускорению товарооборота;
  • – ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
  • – взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
  • – обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;
  • – обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;
  • – обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • – выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу РФ;
  • – содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;
  • – осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
  • – содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;
  • – обеспечивают в соответствии с международным договором государств – членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств – членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
  • – разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;
  • – обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
  • – осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;
  • – проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.

Федеральными законами на таможенные органы Российской Федерации могут быть возложены иные функции (обязанности) (ст. 12 Закона о таможенном регулировании).

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере таможенного дела в Российской Федерации, является Федеральная таможенная служба (ФТС России). Правовую основу ФТС России составляет постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 "О Федеральной таможенной службе" (п. 1 Положения о ФТС России).

Основными полномочиями ФТС России являются:

  • – внесение в Правительство РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
  • – принятие на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
  • – обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  • – осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;
  • – производство по делам об административных правонарушениях, проведение оперативно-розыскной деятельности и дознания;
  • – осуществление валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу;
  • – ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в системе таможенного дела;
  • – обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль над исполнением которого возложен на таможенные органы;
  • – осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы;
  • – обеспечение участия России в международном сотрудничестве по таможенным вопросам (п. 5 Положения о ФТС России).

В соответствии с задачами, возложенными на ФТС России, данная Служба выполняет и другие функции, связанные с совершенствованием экономических и организационных механизмов таможенной политики, повышением эффективности таможенного контроля; организацией борьбы с контрабандой и иными преступлениями и правонарушениями, посягающими на деятельность таможенных органов; принятием мер по защите прав и интересов граждан, предприятий и организаций при осуществлении таможенного дела; с участием в деятельности международных организаций и развитием сотрудничества с таможенными органами иностранных государств; созданием и развитием сети таможенных органов и обеспечением подготовки и переподготовки кадров и др.

Для осуществления своих функций ФТС России вправе:

  • – создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы;
  • – определять регион деятельности таможенных органов;
  • – утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах;
  • – взаимодействовать с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также с должностными лицами и гражданами как в России, так и за границей; запрашивать и получать у них документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на него функций;
  • – образовывать координационные и экспертные советы, привлекать на договорной основе ученых и специалистов, включая зарубежных, для решения проблем организации таможенного дела, а также осуществлять издательскую деятельность (п. 6 Положения о ФТС России).

Руководство деятельностью ФТС России осуществляет Правительство РФ. Данную Службу возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководитель ФТС России самостоятельно распределяет обязанности между заместителями, назначает должностных лиц центрального аппарата, утверждает штатное расписание в пределах выделенных ассигнований, выполняет другие полномочия в соответствии с функциями ФТС России.

Руководитель ФТС России имеет заместителей, количество которых устанавливается Правительством РФ.

Заместители руководителя ФТС России назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению руководителя Федеральной таможенной службы.

Заместитель руководителя ФТС России, курирующий оперативно-розыскную работу таможенных органов, вопросам финансово-хозяйственной деятельности подотчетен руководителю ФТС России, а по вопросам оперативно-служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений.

Руководитель ФТС России:

  • – распределяет обязанности между своими заместителями;
  • – вносит в Правительство РФ:
    • проект положения о Службе;
    • предложения о предельной численности и фонде оплаты труда должностных лиц и работников федерального аппарата Службы и таможенных органов;
    • предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителя руководителя Службы;
    • проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;
  • – вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансирования деятельности Службы;
  • – назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц центрального аппарата Службы, начальников региональных таможенных управлений и таможен, а также иных должностных работников таможенных органов РФ, включая должностных лиц и работников представительств Службы за рубежом;
  • – решает в соответствии с законодательством России о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной таможенной службе;
  • – утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленной Правительством РФ численности должностных лиц и работников, смету доходов и расходов на содержание Службы в пределах утвержденных в соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
  • – утверждает численность и фонд оплаты труда должностных лиц и работников региональных таможенных управлений, таможен и организаций, находящихся в ведении Службы, и представительств Службы за рубежом в пределах показателей, установленных Правительством РФ;
  • – утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы;
  • – определяет порядок расходования средств, выделенных на проведение мероприятий, связанных с осуществлением таможенными органами оперативно-розыскной деятельности;
  • – организует в таможенных органах в установленном порядке оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия;
  • – утверждает положения о нагрудных знаках и медалях Службы и положение о Почетной грамоте ФТС России;
  • – награждает в порядке, предусмотренном законодательством РФ, именным оружием, а также применяет другие предусмотренные нормативными правовыми актами виды поощрений;
  • – определяет правомочия таможенных органов и их должностных лиц по решению организационных, кадровых, финансовых и иных вопросов;
  • – издаст приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • – представляет в Правительство РФ в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Службы (п. 9 Положения о ФТС России).

Финансирование расходов на содержание ФТС России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, а также средств иных источников, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба имеет геральдический знак, эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке.

Место нахождения Федеральной таможенной службы – г. Москва.

Структура ФТС России с учетом основных направлений деятельности центрального аппарата включает в себя:

  • – главные управления – организационно-инспекторское, финансово-экономическое, организации таможенного контроля, федеральных таможенных доходов, товарной номенклатуры и торговых организаций, по борьбе с контрабандой, таможенных расследований и дознания, тылового обеспечения, информационных технологий;
  • – управления – кадров, организации силового обеспечения, собственной безопасности, валютного контроля, таможенных расследований и дознания, контрольно-ревизионное, правовое и др.

Структура таможенных органов РФ утверждена приказом Минэкономразвития России от 4 октября 2004 г. № 270. Она включает: региональные таможенные управления, таможни, специализированные таможни и таможенные посты. Региональные таможенные управления входят в единую систему таможенных органов, непосредственно подчинены ФТС России и осуществляют свою деятельность на части территории России, не всегда совпадающей с ее административно-территориальным делением.

В непосредственном подчинении региональных таможенных управлений находятся расположенные на территории их деятельности таможни и таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России.

Региональное таможенное управление – орган управленческий и сам непосредственно таможенными процедурами не занимается. Он осуществляет реализацию таможенной практики и контроль на региональном уровне; разрабатывает меры, направленные па сохранение единства таможенной территории; применение в регионе ограничений и запретов в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу; кадровое, социально-бытовое, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности подчиненных ему таможенных органов, взаимодействует с местными органами государственной власти и органами местного самоуправления и осуществляет другие функции, аналогичные функциям ФТС России, с учетом объема предоставленных ему полномочий. Штатную численность региональных таможенных управлений утверждает руководитель ФТС России в пределах выделенных ассигнований. Начальников региональных таможенных управлений назначает руководитель ФТС России, которому поручено утверждать положения о соответствующих подразделениях.

Региональные территориальные управления являются правоохранительными органами и обеспечивают в пределах своей компетенции исполнение уголовного, уголовно-процессуального, административного и таможенного законодательства.

Помимо региональных таможенных управлений в системе таможенных органов функционируют специализированные региональные таможенные управления. Они решают задачи всех таможенных органов, но не входят в структуру центрального аппарата ФТС России. К ним относятся управления оперативнопоисковое, радиоэлектронной безопасности, специальных операций и центральное экспертно-криминалистическое.

Таможни являются нижестоящим звеном по отношению к региональным таможенным управлениям. Территория их деятельности определяется ФТС России и может не совпадать с административными границами субъектов РФ. В непосредственном подчинении таможен находятся таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России.

Таможни возглавляются начальником, назначаемым на должность руководителем регионального таможенного управления. Обычно в региональное таможенное управление входит несколько таможен. Таможня – юридическое лицо и осуществляет весь объем операций в соответствии установленными полномочиями, включая в себя таможенное оформление и контроль, борьбу с нарушениями таможенных правил и т.д.

В зависимости от расположения таможни подразделяют на внутренние и пограничные. С учетом специфики проводимых операций их классифицируют как сухопутные, морские, речные, воздушные.

Некоторые таможни являются специализированными и подчинены непосредственно ФТС России: Внуковская, Домодедовская центральная базовая, Центральная энергетическая и Шереметьевская.

Таможенный пост – низовое звено системы таможенных органов. Определение территории его деятельности, создание, реорганизация, ликвидация, а также назначение начальника таможенного поста относятся к полномочиям руководителя регионального таможенного управления, кроме тех случаев, когда таможенный пост подчинен непосредственно ФТС России. Таможенный пост является правоохранительным органом и может быть наделен статусом юридического лица. Таможенный пост уполномочен осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на конкретной территории, и в тех случаях, когда получил статус юридического лица, является структурным элементом таможни. Распределение полномочий и особенности деятельности таможенных органов разного уровня определяются положениями, утвержденными руководителем ФТС России.

Характер деятельности таможенных органов, подчеркивающий их правоохранительную функцию, установлен Законом о службе в таможенных органах РФ. В соответствии с указанным Законом служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации полномочий таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов (ст. 1).

Закон регламентирует условия поступления на службу, устанавливает ограничения в приеме отдельных лиц, определяет права, обязанности и ответственность сотрудников таможенных органов, порядок присвоения им специальных званий, материальные и социальные гарантии, их бытовое и медицинское обслуживание и др. Правительство РФ, руководитель ФТС России осуществляют контроль над прохождением и соблюдением условий службы в таможенных органах.

  • В соответствии с законодательством Российской Федерации ФТС России, являясь таможенным органом на территории России, не осуществляет дознание по данным категориям уголовных дел. Более подробно об этом см. параграф 29.2 данного учебника.