Базисные характеристики таможенных процедур понятия виды функции. Понятие и правовая сущность таможенной процедуры. Виды таможенных процедур, критерии их классификации и правовое регулирование. Понятие таможенной процедуры

ТК РФ закрепил понятие таможенных процедур - это совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств (пп.21 п.1 ст.11 ТК РФ).

Выделяются виды таможенных процедур: таможенное оформление, таможенные режимы (условно можно назвать «общие») и специальные таможенные процедуры.

Смысл понятия: это таможенные процедуры - т.е. включает все признаки, присущие таможенным процедурам (отличающие их от иных институтов таможенного права), при этом имеет специфические признаки.

Виды специальных таможенных процедур:

  • 1.) перемещение транспортных средств;
  • 2.) ;
  • 3.) перемещение товаров в международных почтовых отправлениях;
  • 4.) перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц;
  • 5.) перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Особенности:

  • 1. все процедуры связаны с перемещением (дать понятие перемещения)
  • 2. классификация специальных таможенных процедур в ТК РФ дана по разным критериям (по субъектам - отдельные категории иностранных лиц, физическими лицами, по видам товаров объектов: транспортные средства, способ: трубопроводным транспортом). Возникает вопрос: нет ли путаницы, когда нет единого критерия? В науке нет спора по данному поводу. Такое деление вызвано необходимостью.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

ТК РФ 1993 г. не устанавливал какие-либо особенности применения таможенных режимов для транспортных средств и предусматривал перемещение транспортных средств через таможенную границу РФ в соответствии с таможенными режимами, применимыми к транспортным средствам.

ТК РФ 2003 г. установил возможность заявления транспортных средств, используемых для международной перевозки лиц или товаров при пересечении таможенной границы РФ (подп. 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ), только к таможенным режимам временного ввоза или временного вывоза и определил специальный порядок их применения к транспортным средствам.

Таким образом, есть общие правила, применяемые при перемещении товаров в режимах временного ввоза и вывоза, в отношении же транспортных средств применяются специальные правила.

А именно, временный ввоз транспортных средств м.б.осуществлен с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин при соблюдении условий пп.1 п.1 ст.271 ТК РФ: 1) если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства; 2) если транспортное средство ввозится на таможенную территорию РФ и используется иностранным лицом; 3) если транспортное средство не используется на таможенной территории РФ во внутренних перевозках; 4) если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию РФ не передается в аренду.

При невыполнении хотя бы одного из условий временного ввоза транспортного средства с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (в том числе условий, установленных Правительством РФ) применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин.

С временно ввезенным транспортом допускается совершение операций, но только указанных в законе - ст.273 ТК РФ (тех.обслуживание, ремонт). Если другие, то и режим другой.

Временный ввоз заканчивается вывозом (как правило).

Временный вывоз транспортных средств - также имеет свои особенности. А именно, он допускается при условии, что 1.) транспортное средство находится в свободном обращении на территории РФ и 2.) зарегистрировано за российским лицом.

При временном вывозе транспортных средств таможенные пошлины не взимаются.

Допускается временный вывоз транспортных средств ранее временно ввезенных на территорию РФ с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин (при соблюдении условий п.3 ст.274 ТК РФ).

Сроки временного вывоза транспортных средств не ограничиваются.

Согласно ст.276 ТК РФ допускается обратный ввоз временно вывезенных транспортных средств.

Ст.278 ТК РФ регламентируется временный ввоз оборудования и запасных частей.

Таможенное оформление транспортных средств, запасных частей и оборудования производится в упрощенном порядке в месте прибытия на территорию РФ или убытия - в местах нахождения таможенных органов.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

Регламентируется гл.23 ТК РФ.

Специальные правила применяются только для товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью (а также транспортных средств в указанных целях, причем транспортные средства в этой главе понимаются более узко - см.примечание к ст.282 ТК РФ).

Возникает вопрос: как таможенный орган должен определить, для какой цели перемещаются товары, а ведь от этого зависит таможенный режим, следовательно, уплата пошлин.

По п.2 ст.281 ТК РФ предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из: 1) заявления физического лица о товарах, перемещаемых через границу, 2) характера товаров, 3) количества товаров, 4) частоты перемещения товаров через таможенную границу. Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 27.11.03 № 715 «О порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования» предназначение товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, устанавливает должностное лицо таможенного органа в соответствии со статьей 281 ТК РФ с учетом общепринятых международных норм и практики, а также всех обстоятельств поездки этих лиц.

Основной целью данной процедуры с точки зрения целей государственного таможенного регулирования является устранение сомнений в том, что товары ввозятся для коммерческих целей, поскольку ввоз товаров для коммерческих целей сопряжен с необходимостью применения мер тарифного и нетарифного регулирования (мер экономической политики). В свою очередь, неприменение мер экономической политики в отношении любых коммерческих партий товаров, бесконтрольное осуществление физическими лицами (в том числе и нерезидентами) предпринимательской деятельности на территории России ведет к уходу от внутреннего налогообложения, появлению недобросовестной конкуренции, уклонению от валютного контроля, а также способствует уходу юридических лиц - участников ВЭД "в тень", поскольку указанным лицам становится более выгодно осуществлять внешнеторговые операции посредством физических лиц, которым при перемещении товаров предоставляются льготы.

Таким образом, сущность перемещения (в чем его специальность): товары для личного и иного пользования полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов, применения единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимания таможенных платежей и неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера.

Это полное освобождение от пошлин не абсолютно, оно имеет высший предел - 65 тыс.руб. (в отношении товаров). Т.е. только такая сумма ввозимых и вывозимых товаров не облагается уплатой пошлин.

Для автомобилей стоимостью от 65 тыс.руб. до 650 тыс.руб. также установлены специальные правила, предусмотренные п.1 ст.282 ТК РФ.

Детально прописаны полномочия Правительства в данном вопросе: 1.) оно вправе устанавливать количественные и стоимостные ограничения на ввоз физическими лицами товаров с освобождением от уплаты пошлин; 2.) вправе определять, когда освобождение от уплаты пошлин применяется в размерах - больших чем 65 тыс.руб. и 650 тыс.руб. соответственно.

ТК также регламентирует режимы временного ввоза и вывоза товаров и транспортных целей для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

В отношении товаров, временно ввозимых на таможенную территорию РФ иностранными физическими лицами, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, если эти товары ввозятся исключительно для личного пользования на период временного пребывания этих лиц на таможенной территории РФ. Аналогично в отношении вывоза - ФЛ граждане РФ могут вывозить временно на срок пребывания заграницей с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин).

Таможенная процедура (режим) в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, - это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами. Содержание таможенных процедур включает:

    направление перемещения через таможенную границу;

    цель перемещения;

    статус товаров;

    условия помещения товаров в таможенный режим;

    порядок применения ограничений, установленных законодательством о регулировании ВЭД;

    порядок применения таможенных пошлин и налогов;

    другие требования и условия, предусмотренные Таможенным кодексом таможенного союза.

Отдельные таможенные процедуры определяют порядок исчисления таможенных пошлин и налогов, особенности их уплаты и устанавливают льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, их виды, условия и порядок представления.

Таможенный кодекс таможенного союза установил в целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

Вне зависимости от заявленных таможенных процедур лица обязаны соблюдать:

    запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД;

    требования законодательства РФ, установленные в целях валютного контроля.

Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом.

Правила, регламентирующие таможенные процедуры, обязательны как для таможенных органов, так и для организаций и лиц, перевозящих товары. Таможенная процедура выбирается лицом, перемещающим товары, и может быть по его желанию заменен другим. Однако выбор этот, как правило, обусловлен рядом обстоятельств: учитываются назначение и характер товара, цели ввоза или перспективы дальнейшего использования, условия, на которых он закупается, и др.

Таможенные процедуры предназначены для определения статуса товаров и транспортных средств. Таким образом, назначение таможенных процедур заключается в определении действий, совершаемых с товарами и транспортными средствами.

Однако, указанные действия не должны противоречить целям таможенной политики РФ, установленным ст.2 ТК ТС.

Такими целями являются:

    обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля;

    регулирование товарообмена на таможенной территории РФ;

    стимулирование развития национальной экономики и др.

К основным таможенным процедурам относятся следующие:

    выпуск для внутреннего потребления;

  1. международный таможенный транзит.

Глава 1. Понятия, виды и классификация таможенных процедур

1.1 Понятие таможенных процедур

Рассмотрение различных видов таможенных процедур, условий и особенностей их функционирования в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности невозможно без выявления и анализа правового фундамента, на котором строится вся система административно-правовых режимов. Самым общим понятием в этой системе выступает правовой режим, как основа любой регламентированной законом деятельности.

Так, например, И.И. Матузов и А.В. Малько в содержательной статье по данному вопросу рассматривают правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Это система условий и методов осуществления правового регулирования, как бы «распорядок» действия права, это – функциональная характеристика права.

Вместе с тем, Д. Н. Бахрах под правовым режимом понимает совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующие определенную деятельность людей. Специальное правовое регулирование связано с объектами деятельности (режим наркотических, автотранспортных средств, культурных ценностей и др.), временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, а чаще всего – сочетанием этих факторов. Понятие правового режима сопоставимо с понятием правового статуса. Последнее означает права и обязанности субъекта, связывает их с какими-то лицами, а правовой режим характеризует деятельность и с нею связывает права и обязанности ее участников.

Правовой режим – это комплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств. Он задается параметрами двоякого рода: во-первых, особой специальной значимостью общественных отношений, их специфическими целями и задачами; во-вторых, использованием особых принципов, форм и методов деятельности, отражающихся в системе прав и обязанностей субъектов. Понятие режима «несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает известную степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности».

1.2 Понятие таможенной процедуры

Таможенная процедура является основной категорией российского таможенного законодательства. С ее помощью определяется конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения), условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории, а также права и обязанности бенефициара таможенной процедуры.

В узкоспециальном значении, используемом в российском таможенном законодательстве, это понятие обозначает «таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами» (ч. 22 ст. 11 ТК ТС).

Однако не все таможенные процедуры имеют определенный период действия и соответственно требования, предъявляемые к товарам в процессе нахождения под конкретной таможенной процедурой. Существуют, например процедуры, которые не содержат каких-либо требований и ограничений при нахождении в них, так как товар после оформления выпускается в свободное обращение либо покидает таможенную территорию РФ, то есть «уходит» из-под таможенного контроля.

Вместе с тем ТК ТС предусмотрены общие условия применения таможенных процедур, которые должны соблюдаться вне зависимости от выбора конкретного таможенного режима. Такие условия имеют значение правовых принципов или институциональных принципов таможенного права (применительно к институту таможенных режимов).

К принципиальным основам применения таможенных процедур в соответствии с гл. 17 ТК ТС следует отнести:

    обязательность заявления таможенной процедуры – п. 1 ст. 156 ТК ТС;

    право выбора таможенной процедуры в соответствии с ТК ТС – п. 2 ст. 156 ТК ТС;

    соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров под таможенной процедуры – ст. 158 ТК ТС;

    разрешительный порядок выпуска товаров в соответствии с заявленной процедурой – ст. 157 ТК ТС;

    обязательность соблюдения условий и требований избранной таможенной процедуры, в соответствии с которым товар выпущен – п. 1 ст. 156 ТК ТС;

    приостановление действия таможенной процедуры при изменении статуса товара – ст. 162 ТК ТС;

    право изменения таможенной процедуры на иную в соответствии с ТК ТС – п. 2 ст. 156 ТК ТС (заинтересованное лицо вправе в любое время изменить избранную таможенную процедуру на иную, при условии соблюдения требований изменения и избираемую таможенную процедуру).

Товары попадают под таможенную процедуру при их ввозе с момента пересечения таможенной границы РФ, а при вывозе – с начала таможенного оформления или с момента их размещения в зоне таможенного контроля.

Таможенные правоотношения представляют собой общественные от-ношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, урегулированные нормами таможенного права.

Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации 1993 года (утв. ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1) (далее ТК РФ) в редакции от 18 июня 1993 года, перемещение товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу производится в соответствии с заявленными таможенными режимами. Понятие «таможенный режим» служит для обозначения специальной системы мероприятий и совокупности методов (приёмов), обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которого осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеэкономических отношений.

В узкоспециальном значении, используемом в российском таможенном законодательстве, это понятие обозначает «совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (далее РФ), для таможенных целей» (п. 12 ст. 18 ТК РФ).

Таможенный режим становится одной из основных категорий российского таможенного законодательства. С его помощью определяется:

а) конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения);

б) условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории;

в) права и обязанности бенефициара таможенного режима; (Под бенефициаром таможенного режима здесь и далее следует понимать лицо, которое в соответствии с таможенным законодательством располагает необходимыми правомо-чиями (пользования, распоряжения) в отношении помещенного под таможенный режим товара и имеет право использовать в полном объеме все выгоды, льготы, преимущества, предоставляемые регламентацией данного режима).

г) в некоторых случаях также требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу.

В ст. 23 ТК РФ содержится общий перечень видов таможенных режимов.

В зависимости от роли и места таможенных режимов в общем процессе хозяйственной деятельности их можно было условно разделить на две группы. Для первой характерен общий, без каких-либо изъятий и ограничений порядок применения таможенных средств и методов регулирования. Таможенные режимы этой группы выступали как относительно самостоятельные и завершённые коммерческие операции (выпуск для свободного обращения, экспорт, реимпорт, реэкспорт).

Вторую группу составляли, так называемые, экономические таможенные режимы (переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад, свободная таможенная зона), отличающиеся более гибким использованием таможенно - правовых инструментов регулирования и выступающие своего рода результатом их адаптации к разнообразным потребностям участников внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД). Таможенные режимы второй группы, предоставляя определенные экономические выгоды, допускали использование товара только в строго определенных целях. Разрешение на применение таких таможенных режимов выдавалось только при наличии экономического обоснования проведения предполагаемых операций. Таким образом, предоставление экономических таможенных режимов носило целевой и индивидуализированный характер.

Согласно ТК РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ (принят Государственной Думой ФС РФ 25.04.2003) таможенным режимам посвящён подраздел 2, главы с 17 по 21, раздела 2, где указаны общие положения, относящиеся к таможенным режимам, а также основные, экономические и завершающие таможенные режимы.

Согласно п. 22 ст. 11 ТК РФ таможенный режим - это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

Направление перемещения через таможенную границу;

Цель перемещения;

Статус товаров;

Условия помещения товаров под таможенный режим;

Порядок применения ограничений, установленных законодательством о регулировании ВЭД;

Порядок применения таможенных пошлин и налогов;

Другие требования и условия, предусмотренные ТК РФ.

Отдельные таможенные режимы определяют порядок исчисления таможенных пошлин и налогов, особенности их уплаты и устанавливают льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, их виды, условия и порядок представления.

ТК установил 4 вида таможенных режимов (приложение 1).

1. Основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит.

2. Экономические таможенные режимы: переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад).

3. Завершающие таможенные режимы: реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства.

4. Специальные таможенные режимы: временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные режимы.

Вне зависимости от заявленного таможенного режима лица обязаны соблюдать:

Запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД;

Требования законодательства РФ, установленные в целях валютного контроля.

Днём помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом (ст. 157 ТК).

1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (принят Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17 (ред. от 16.04.2010)) (далее ТК ТС), что ознаменовало создание механизма единого правового регулирования таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана.

Вследствие изменения законодательства в отношении таможенной политики таможенные режимы получили новое определение - таможенные процедуры.

Необходимость корректировки терминологии обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, слово «процедура» менее обширный термин и больше подходит для термина, который определяет порядок использования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории ТС или за ее пределами. Иными словами, процедура - это юридически закрепленный ТК ТС порядок использования и (или) распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу, действующий в течение определенного периода времени.

Во-вторых, содержание термина «таможенная процедура» приведено в соответствие с терминологией Таможенного кодекса Европейского союза.

Таможенным процедурам посвящён 6 раздел, глава 29 ТК ТС.

Таможенная процедура, в соответствии с п.п. 26 п. 1 ст.4 ТК ТС, - это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза (далее ТС) или за её пределами.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров в ст. 202 ТК ТС дана классификация таможенных процедур.

В ТК ТС таможенные процедуры не сгруппированы.

В силу того, что на протяжении 17 лет ТК РФ претерпел ряд значительных изменений и впоследствии образования ТС утратил силу, аналогично таможенным режимам, следует подытожить их преобразование.

Преобразование таможенных режимов ТК РФ в редакции от 1993 года и ТК РФ в редакции от 2003 года (приложение 2) следует:

Режим транзита получил название режима таможенного транзита;

Таможенный режим магазин беспошлинной торговли - режим беспошлинной торговли;

Режим переработки под таможенным контролем утратил силу;

Вступил в действие режим переработки для внутреннего потребления

Режимы свободной таможенной зоны и свободного склада объединились;

Режим уничтожения товара преобразовался на режим уничтожение.

Преобразование таможенных режимов ТК РФ в редакции от 2003 года и ТК ТС в редакции от 2010 года (приложение 3) следует:

Режим международного таможенного транзита потерял актуальность, в место него вступила в силу процедура таможенного транзита;

Процедуры временного ввоза (допуска), временного вывоза не претерпели изменений в двух кодексах;

Исключено перемещение припасов (особенности этой процедуры установлены главой 50 ТК ТС) и иные специальные таможенные режимы;

Введена специальная таможенная процедура;

Процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада устанавливаются международными договорами государств - членов ТС.

Изменились сроки действия и особые назначения процедур.

Таким образом, с момента существования ТК РФ до образования ТС законодательство претерпело ряд значительных изменений, в силу которых в настоящее время действует 17 таможенных процедур, которые регулируются законодательством ТС.

Несмотря на относительно долгий срок существования основных таможенных режимов и накопленный опыт, по - прежнему возникают вопросы их применения на практике, связанные с взиманием таможенных платежей, их перечислением в бюджетную систему, возмещением налога на добавленную стоимость, обеспечением уплаты таможенных платежей, предоставлением таможенных льгот, соблюдением запретов и ограничений, установленных в законодательстве о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Указанные вопросы представляют особый интерес для науки финансового и таможенного права.

Таможенное регулирование как процесс установления порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу служит в конечном итоге интересам любого суверенного государства - обеспечить экономическую безопасность и пополнить бюджет. В этом смысле направления таможенной политики (протекционизм или свободная торговля) продиктованы общим вектором экономической (в том числе и финансовой) политики страны. Разумный баланс государственных интересов и выгоды субъектов предпринимательства в таможенной сфере достигаются посредством применения таможенных процедур.

Институт таможенных процедур является базовым, системообразующим в таможенном праве. Таможенные процедуры представляют собой разновидность публично-правовых, а законодатель определяет их в качестве особого вида юридической процедуры -- таможенной.

Наряду с иными процедурами действие таможенных процедур во времени образуют стадии таможенного процесса, последовательное прохождение которых позволяет декларанту достичь основной цели перемещения груза, а государству обеспечить законность такого перемещения и пополнить бюджет за счет таможенного обложения и применения нетарифных мер экономического характера.

Особенности таможенных процедур заключаются в следующем:

  • 1. Перечень таможенных процедур установлен ТК;
  • 2. Таможенная процедура отражает алгоритм законного вариативного поведения;
  • 3. Процедурные нормы ТК имеют императивный характер;
  • 4. Применение таможенной процедуры служит задачам достижения конкретного, разрешенного законом результата;
  • 5. Обязательным участником процедурных отношений является таможенный орган и лицо, ответственное за совершение действий с товарами и транспортными средствами;
  • 6. Таможенная процедура позволяет избрать наиболее приемлемый статус товаров и транспортных средств с точки зрения цели их перемещения через таможенную границу, нахождения его на таможенной территории России или за ее пределами;
  • 7. Вариативность поведения заинтересованных в перемещении товаров лиц в рамках таможенной процедуры ограничивается необходимостью получения разрешения таможенного органа на ее использование;
  • 8. Завершение в установленном ТК порядке действия таможенной процедуры является предпосылкой для наступления следующего этапа таможенного процесса либо стадии производств, иных таможенных процедур, его образующих;
  • 9. Во время процедурных отношений, а также в результате достижения определенной цели уполномоченный орган принимает правовой акт управления (промежуточный или окончательный);
  • 10. Охрана от нарушений положений таможенных процедур обеспечивается принудительными мерами.

Поскольку таможенные процедуры являются специфической разновидностью процедур, названные признаки характерны и для них. В отличие от процедур специального характера, таможенные процедуры призваны обслуживать законность перемещения товаров для коммерческих целей. Таможенная процедура избирается декларантом самостоятельно, тогда как процессы оформления и контроля являются обязательными при любом характере перемещения грузов. Наряду с необходимостью таможенного контроля, уплаты таможенных платежей, совершение таможенных операций служат «спусковым крючком» для действия режимных правил, предусматривающих больший объем тарифных и нетарифных льгот, с одной стороны, и наличие дополнительных обременений для декларанта, с другой. На заинтересованное в использовании таможенной процедуры лицо распространяются не только общие требования по соблюдению запретов и ограничений, не имеющих экономического характера, но и специальные обязанности, сопряженные с действием избранного таможенной процедуры.

В зависимости от цели перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу существуют.

  • - таможенные процедуры, применяемые только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при коммерческом перемещении (таможенные процедуры в отношении транспортных средств);
  • - специальные таможенные процедуры, применяемые физическими лицами (ввоз, вывоз, временный ввоз, временный вывоз товаров и транспортных средств для личных нужд).

В системе таможенной процедуры условно можно выделить три составляющие части - подсистемы:

  • - нормативно - регулятивную;
  • - организационную;
  • - материально - техническую.

Нормативно - регулятивная подсистема состоит из основных начал (принципов) правового регулирования, нормативных правовых актов, устанавливающих порядок применения таможенных процедур, а также устанавливающих ответственность за нарушение «процедурных» мероприятий. Организационная подсистема представляет собой совокупность «процедурных» органов и органов, с которыми взаимодействуют «процедурные» органы (Минэкономразвития России, Минфин России, ФНС России, и др.). Материально - техническая подсистема включает соответствующую таможенную инфраструктуру (складские помещения, транспорт, охранные и сигнализационные системы, помещения магазинов беспошлинной торговли, таможенные лаборатории и т.д.).

Сущность таможенных процедур состоит в том, что в них отражены условия и формальности, которые должны соблюдаться в отношении товаров, помещенных под соответствующую процедуру.

С помощью таможенных процедур определяются:

Конкретный порядок перемещения товаров через таможенную границу РФ в зависимости от их предназначения (цели перемещения);

Условия нахождения и использования товаров на (вне) таможенной территории РФ; - права и обязанности лица (в том числе участника ВЭД), выбравшего ту или иную таможенную процедуру;

В некоторых случаях требования к товарам и правовому статусу лица, перемещающего их через таможенную границу РФ.

Каждая из предусмотренных ТК ТС таможенных процедур перемещения товаров, а также отдельно взятая специальная таможенная процедура представляют собой совокупность требований, обусловленных: порядком таможенного оформления товаров; производством таможенного контроля товаров; особенностями уплаты таможенных пошлин, налогов. Независимо от вида отдельной таможенной процедуры в ТК ТС содержатся условия применения таможенной процедуры, которые должны соблюдаться во всех случаях выбора любой из существующих процедур. К таким условиям отнесены:

1) обязательность заявления таможенной процедуры. Любое перемещение товаров через таможенную границу возможно только в соответствии с одной из предусмотренных ТК ТС таможенных процедур. Конкретная таможенная процедура фиксируется при декларировании;

2) право выбора любой таможенной процедуры. Каждый участник ВЭД самостоятельно выбирает таможенную процедуру при условии соблюдения всех её требований;

3) обязательность соблюдения запретов и ограничений при помещении товаров под таможенную процедуру. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, а также требования, установленные в целях валютного контроля, обязаны соблюдаться лицами вне зависимости от заявленной таможенной процедуры;

4) обязательность соблюдения разрешительного порядка выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Для получения разрешения на помещение товара под таможенную процедуру таможенному органу представляются только те документы и сведения, которые подтверждают соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру, предусмотренную ТК ТС. Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом. Выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой возможен только после того, как таможенный орган проверит соблюдение декларантом всех условий, предусмотренных ТК ТС для помещения товара под избранную таможенную процедуру, а в отдельных случаях и требований таможенного органа о принятии мер по обеспечению уплаты таможенных платежей;

5) обязательность соблюдения условий и требований избранной таможенной процедуры, в соответствии с которой товар был выпущен;

6) право изменения выбранной таможенной процедуры на иную в соответствии с ТК ТС. Каждый участник ВЭД вправе в любое время изменить избранную таможенную процедуру на иную при условии соблюдения требований изменяемой и избираемой таможенных процедур;

7) обязательность приостановления действия таможенной процедуры при изменении статуса товара. В случае изъятия товара по делу о нарушении таможенных правил, например, в качестве вещественного доказательства, действие таможенной процедуры в отношении этого товара приостанавливается.

Направление перемещения через таможенную границу;

Цель перемещения;

Статус товаров;

Условия помещения товаров под таможенную процедуру;

Порядок применения ограничений, установленных законодательством о регулировании Внешней Экономической Деятельности (далее-ВЭД)

Порядок применения таможенных пошлин и налогов;

Другие требования и условия, предусмотренные Таможенным кодексом таможенного союза.

Действие таможенной процедуры также приостанавливается при помещении иностранного товара под таможенную процедуру таможенного склада, например, процедура временного ввоза приостанавливается при помещении временно ввезенных товаров на таможенный склад.

Начало действия таможенной процедуры при ввозе товаров - момент пересечения таможенной границы РФ. При вывозе товаров таможенная процедура начинает действовать с начала таможенного оформления, с момента их размещения в зоне таможенного контроля.

Выбор и изменение таможенной процедуры - по выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены таможенным кодексом таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с ТК ТС.