2 мое призвание социальная работа. Моя будущая профессия – социальный работник. дефиниция - Краткое и точное определение, толкование какого-л. понятия

МОЕ ПРИЗВАНИЕ – СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Заведующая организационно-методическим отделением

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям «Октябрьский»

Свое знакомство с профессией «Социальная работа» я начала в 2003 г., поступив на кафедру социальной работы и социологии гуманитарного факультета Сибирского государственного технологического университета. За время обучения в вузе, благодаря высококвалифицированным преподавателям, я получила мощную теоретическую базу, которая позволила мне, находясь еще на 4 курсе обучения, в октябре 2007 г. получить работу в должности специалиста по социальной работе в МБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Октябрьский», отделении профилактики безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних. В рамках деятельности специалиста данного отделения на всем протяжении своей работы я осуществляла социальный патронаж неблагополучных семей; вела обучающую, коррекционно-воспитательную работу с детьми и их родителями с целью стабилизации детско-родительских отношений; осуществляла профилактическую деятельность с родителями из социально опасных семей с целью обеспечения надлежащего исполнения ими обязанностей по воспитанию и содержанию своего ребенка; оказывала помощь в организации частичной занятости, трудоустройства детей и членов их семей; содействовала семьям в получении материальной помощи; вела работу со спонсорами и благотворительными организациями по предоставлению гуманитарной помощи малообеспеченным семьям; оказывала содействие в сборе документов для направления детей на санаторно-курортное лечение.

Но помимо всех вышеперечисленных направлений профессиональной деятельности , наиболее близкой мне по духу стала организация досуга детей и подростков через привлечение их к клубной деятельности. Первым моим вполне самостоятельным опытом работы в этой области стала разработка программы «Хочу быть успешным », направленной на профилактику и коррекцию дезадаптивного поведения детей младшего школьного возраста. Работая в 2007 г. над составлением программы, я испытывала некоторое волнение - достаточно ли будет полученных мною за время обучения в вузе знаний для успешной работы с детьми, смогу ли я грамотно выстроить свое общение с ними, получу ли я в итоге ожидаемый положительный результат? Однако, мои усилия не пропали даром, и, набрав ребят в группу, я отметила для себя, что могу довольно успешно устанавливать контакт с ними по принципу «субъект-субъектных», партнерских отношений, постоянно «подпитывая» их интерес к занятиям через привлекательные для них формы игровой познавательной активности, использование методов направленного воображения, арт-, музыко - и сказкотерапии, ролевой игры, а также упражнений на эмоциональную релаксацию.

В последствие выяснилось, что востребованы в моей профессиональной деятельности и некоторые приемы и навыки, которые я бы даже и не подумала, что мне когда-либо пригодятся. Это владение основами стилистики и визажа, которые я применила на практике, когда в 2009 г. организовала занятия в группе эстетико-профилактической направленности для девушек-подростков под названием «Школа красоты». К мысли о работе по данному направлению меня подтолкнуло наблюдение за девушками-подростками, которые не имеют собственного адекватного представления о том, как должна выглядеть девушка их возраста и социального статуса, зачастую ориентируясь в выборе гардероба, прически, макияжа на эмансипированные, вульгарные образы, навязываемые их сознанию западной культурой через средства массовой информации . Также есть девушки, которые просто не следят за своим внешним видом, так как их родители не уделяют должного вниманию эстетическому воспитанию своих дочерей. Такие тинейджеры не знают, каким образом должна вести себя в обществе воспитанная девушка, будущая жена и мать. В результате, в отсутствие положительного примера, зачастую происходит процесс бессознательного копирования манеры одеваться и вести себя у сверстниц, ведущих социально неодобряемый образ жизни, зачастую употребляющих алкоголь и наркотические вещества, не имеющих позитивно организованного досуга, рано начинающих вести половую жизнь. Все это в том числе побудило меня начать занятия в клубе по разработанной ранее моими коллегами программе, несколько адаптированной и доработанной мною. Главной задачей деятельности группы являлось формирование у девушек культурных, моральных и этических ценностных ориентаций, привитие концепции здорового образа жизни, а также содействие установлению благоприятного психологического климата в семьях и улучшение коммуникативных способностей в общении со сверстниками. Занятия включали обучающие мастер-классы по стилистике, визажу и бисероплетению на базе Центра детского творчества №4, а также коммуникативные тренинги, мероприятия, направленные на профилактику различного рода зависимостей, многочисленные экскурсии в учреждения культуры и спорта, тематические праздники и многое другое. Именно на данном этапе профессиональной деятельности мною был впервые опробован и в последствие неоднократно отработан на практике метод психологической диагностики личности, по результатам которого я увидела положительные изменения в манерах поведения, а также в отношении девушек к сверстницам и сверстникам, родителям. В настоящее время данная программа находится в стадии доработки. В нее уже включены такие направления, как: повышение правовой грамотности девушек посредством проведения тематических занятий в игровой форме с элементами тренинга; организация для них положительного примера в общении через встречи с интересными, успешными, авторитетными для них людьми (в частности, руководителем и организатором модельной школы «De luxe» Лыткиной Анастасией); содействие профессиональному самоопределению девушек посредством организации для них на базе учреждения занятий по дизайну ногтей, мастер-классов по плетению французских кос, технике визажа и наращивания ресниц, скрапбукингу; формирование сознательного отношения к материнству и супружеству посредством посещения центров планирования семьи , женских консультаций, просмотра и обсуждения тематических видео-роликов, проведения профилактических бесед; организация занятий по йоге и фитнесу. Вскоре эта программа сделает свои первые шаги под новым названием - «Моя прекрасная леди».

В 2010 г., в рамках клубной работы с подростками, мне захотелось попробовать свои силы в области проведения тренингов личностного роста для полюбившейся мне возрастной категории - подростков. Так, дополнив разработанную ранее моими коллегами программу и произведя набор в группу из учащихся старших классов СОШ №72, на базе данной школы мною была организована работа клуба «Психология общения» . Занятия в группе были ориентированы на создание условий для формирования у детей стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем; расширение знаний ребят о своих чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, выработки умения управлять выражением своих чувств и эмоций; содействие формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей; создание условий для осознания подростками своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения. Методами, выбранными мною для решения задач тренингов, служили групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика, техника арт-терапии, приемы эмоциональной релаксации. Подросткам работать в группе очень нравилось, и они каждый раз с нетерпением ждали нового занятия, постоянно вносили свои пожелания и предложения в организацию тренингов, проявляли неподдельный интерес к обсуждаемым темам и активно проявляли себя во время их проведения.

Вообще, вспоминая весь свой опыт работы с детьми разных возрастов, с разными проблемами, интересами, переживаниями, темпераментами, я понимаю, что получила от общения с ними только самые теплые, положительные и искренние эмоции. Когда ты своими глазами видишь, как помаленьку, от встречи к встречи, изменяется поведение и сознание ребенка, понимаешь, что труд, который ты проделываешь с ними с первого и до последнего занятия, не напрасен. Но лишь в том случае усилия принесут плоды, если ты будешь до конца честен с этим маленьким взрослым человеком, если будешь общаться с ним, как с равным, не стараясь показывать свое превосходство – в возрасте, в социальной роли, порицать его поведение или заставлять вести себя определенным образом. Мне кажется, что успеха можно ждать лишь в том случае, если создать условия для самореализации подростка, создать атмосферу доброжелательности и всегда принимать его таким, какой он есть. Тогда и он приложит все усилия, чтобы «не подвести» твоих ожиданий, осознает, на какие замечательные поступки он способен. Энергетика, исходящая от детей, - наверное, самая положительная и всегда идет из самого сердца.

Приобретение пятилетнего опыта социально-педагогической работы с детьми разных возрастов и социальных категорий в отделении профилактики безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних позволило мне добиться и некоторого карьерного роста, благодаря которому я начала осваивать принципиально новое для себя, но не менее интересное направление работы в отрасли. С января 2012 г. я была переведена в должность заведующего организационно-методическим отделением Центра. Несомненно, в работе прибавилось много дополнительной ответственности, но одновременно появилось и много нового, увлекательного и неизученного для меня на профессиональном фронте.

На данном этапе профессиональной деятельности оказались востребованы мои навыки в сфере разработки грантовых проектов, а также программ, ориентированных своим результатом на улучшение качественных и повышение количественных показателей деятельности учреждения.

Кроме того, у меня появились новые должностные обязанности по организации повышения профессиональной квалификации сотрудников Центра. Как известно, любой специалист сферы социальной защиты населения должен обладать навыками как профессиональной, так и социальной компетентности. Именно исходя из наличия этих навыков, которые я научилась отслеживать и оценивать у коллег, мы стараемся подбирать индивидуальные программы обучения для каждого специалиста Центра.

Хочется отметить, что формы профессиональной деятельности, которые я освоила в новой должности, достаточно разнообразны. В частности, одним из важных направлений работы нашего отделения является организация и проведение «круглых столов » и семинаров для сотрудников как самого учреждения, так и специалистов других центров социальной помощи семье и детям, а также субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Я считаю, что данная форма методической работы является весьма эффективным средством по обмену практическим опытом, позволяющим обсудить те затруднения, которые возникают порой у специалистов в их профессиональной деятельности, и совместными усилиями найти выход из проблемных ситуаций. Данная форма работы хороша тем, что, с одной стороны, позволяет повысить уровень теоретических знаний сотрудников, а с другой стороны, имеет очевидную прикладную направленность.

Еще одним значимым для меня достижением за минувший год явился выпуск составленной специалистами организационно-методического отделения ресурсной карты Октябрьского района, включившей в себя информацию об учреждениях обязательного и дополнительного образования , здравоохранения, спорта, культуры, правопорядка, системы социальной защиты населения района. Я считаю, что выпуск данного информационного ресурса значительно способствовал оптимизации работы сотрудников учреждения, позволив получать необходимую для них информацию оперативно, наглядно и в необходимом для их работы объеме. Кроме того, поскольку проблема привлечения общественных организаций к сотрудничеству с нашим учреждением является весьма актуальной, составление ресурсной карты позволяет устанавливать контакты и налаживать тесное межведомственное взаимодействие с учреждениями как в рамках отрасли, так и за ее пределами. Данная форма сотрудничества наиболее полезна для расширения спектра предоставления услуг, в первую очередь, таким категориям семей, как семьи с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности, и семьям, находящимся в социально опасном положении. Для детей из таких семей силами межведомственного взаимодействия обеспечивается как содержательная досуговая деятельность, так и необходимый в случае несовершеннолетних в статусе СОП социальный контроль. В качестве примера положительного результата межведомственного взаимодействия отделения с вузами можно назвать сотрудничество с нашими специалистами студентов-волонтеров Российского государственного социального университета, которые с октября 2012 г. активно участвуют в работе с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности, находящимися под патронатом нашего учреждения.

Поскольку одной из важнейших задач деятельности Центра является популяризация информации для населения о спектре предоставляемых услуг, еще одним новым и актуальным направлением деятельности моего отделения в 2012 г. явилось участие в разработке и последующем информационном наполнении официального интернет-сайта учреждения. Данный сайт, в ближайшей перспективе, будет содержать в себе: информацию по истории образования Центра; нормативно-правовой базе, лежащей в основе его деятельности; специфике и основных направлениях работы структурных подразделений учреждения; об услугах, предоставляемых населению; об актуальных методических разработках Центра, его акциях и проектах; статистические данные о динамике потребления услуг населением; форум, где каждый посетитель сайта сможет оставить свой отзыв о деятельности учреждения, внести в нее предложения, а также получить ответы от специалистов на интересующие его вопросы.

На современном этапе развития института социальной работы в Красноярском крае одной из наиболее актуальных проблем, характерной для данной отрасли, на мой взгляд, является абилитация семей с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Долгое время работа с данной категорией в нашем городе и стране в целом осуществлялась преимущественно по двум направлениям – в сфере социального обеспечения, а также медико-социальной помощи. На самом же деле, потребности данной категории семей значительно шире этого спектра предоставляемых ей услуг. Дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности испытывают огромный дефицит общения со сверстниками, т. к. отстранены от всего внешнего мира, практически недоступного для них ввиду состояния здоровья. По моему мнению, решить проблему социальной изоляции детей с особенностями в развитии можно путем интеграции их в микро-сообщество здоровых сверстников – успешных и не очень, благополучных или находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. Данная форма организации взаимодействия детей разных социальных категорий позволила бы успешно решить одновременно несколько стоящих перед обществом задач: во-первых, организовать досуг «трудных» подростков через привлечение их к социально одобряемой, гуманно ориентированной деятельности, воспитывая в их сознании нравственное, толерантное отношения к ребятам с дефектами в развитии, во-вторых, устранить коммуникативный барьер и изолированность детей-инвалидов от внешнего мира. Ведь, по сути, практически каждый ребенок из неблагополучных, асоциальных семей изо дня в день страдает от одиночества, чувства ущербности, ненужности своим родителям, от их холодности и безразличия к его судьбе. Такой ребенок, скорее всего, считает себя глубоко несчастным человеком. Человеком, без прошлого, настоящего и будущего. Человеком, чья жизнь уже никогда не станет лучше. И как же важно, на мой взгляд, будет для такого ребенка понять, что, на самом деле, рядом есть и другие дети, которым живется гораздо тяжелее, чем ему. И что именно он, отвергнутый и непонятый многими, в силах сделать кого-то немного счастливее в этой жизни, помочь добрым словом, поступком. Я уверена, что такое взаимодействие двух социальных категорий принесет много пользы обеим сторонам.

Второй не менее важной по значимости проблемой в сфере социальной защиты населения я считаю вопрос о необходимости определения ребенка в замещающую семью в случае лишения его родственников родительских прав. По моему мнению, каждый ребенок из асоциальной семьи достоин лучшего будущего в своей жизни, и именно поэтому наше государство должно стремиться к стимулированию и поддержке семейных форм воспитания брошенных детей. Ведь только любящая семья способна дать ему все то, чего он был лишен, проживая с неблагополучными родителями.

И последней, на мой взгляд, но не по значимости, проблемой в социальной сфере в настоящее время является организация продуктивной работы с подростками, освободившимися из мест лишения свободы, а также находящимися в конфликте с законом. К сожалению, ввиду дефицита кадров мужского пола в сфере социальной защиты населения по причине сравнительно невысокой заработной платы , результативность работы с данной категорией несовершеннолетних невелика. А ведь именно крепкая сила мужского характера в большинстве случаев способна оказать более значительное влияние на мировоззрение такой категории подростков, нежели более мягкая по своей природе женская энергетика. Решение данной проблемы, как мне кажется, можно найти через привлечение к работе с такими детьми мужчин-волонтеров, наладив более тесное межведомственное сотрудничество с организациями, готовыми пойти навстречу учреждениям социальной сферы и оказать ей посильное содействие в данном вопросе.

Я считаю, что в нашей стране и в городе, в частности, социальная защита играет огромную роль в жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Специалисты, нашедшие свое призвание в этой отрасли – люди с огромным сердцем, сильным чувством морального долга и высокой социальной ответственностью, протягивающие руку помощи людям в периоды их жизненного кризиса. Меня очень впечатлил проект главы города, в рамках которого запущено такое важное направление социальной политики, как создание в Красноярске условий для развития самостоятельности, приобретения трудовых навыков, социализации подростков с инвалидностью посредством создания для них специализированных трудовых отрядов. Наше учреждение принимает активное участие в работе с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности и находит целесообразным привлечение в трудовые отряды для детей-инвалидов и здоровых детей - с целью снятия коммуникативного барьера и более успешной социализации последних.

Лично для меня выбранная мною профессия является неотъемлемой частью жизни, моего внутреннего мира. Я знаю, что каждый день я помогаю людям в решении их проблем, оказываю поддержку в трудные для них периоды. Ведь для того, чтобы подарить немного радостных моментов семьям, не требуется каких-то особых финансовых или трудовых затрат, а эмоциональная отдача от них и вовсе бесценна. В моей работе присутствует много творческих моментов, встреч с интересными людьми, новых знакомств. Я очень люблю свой коллектив, этих светлых, добрых, отзывчивых людей. И я действительно рада, что судьба свела меня именно с этой профессией - профессией с большой буквы - Социальная работа!

Социа́льная рабо́та - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Профессия социального работника появилась в нашей стране в 90-е годы ХХ века. Она состоит в том, что работники обеспечивают одиноких пожилых людей продуктами питания и оказывают им другие услуги. Причин для создания такой службы в г. Санкт-Петербурге было несколько. Ранжировать их по степени важности трудно, однако назвать можно следующие: это отдаленные последствия Великой Отечественной войны, т. к. многие женщины остались вдовами, а многие просто не смогли создать семью; это вопрос престижа в международных отношениях, поскольку государственная помощь престарелым и немощным гражданам присуща культурным и богатым странам; это и прямая необходимость заботы о пожилых больных людях, потому что при общественных катаклизмах они страдают в первую очередь, а к переменам привыкают гораздо труднее.

В настоящее время социальная служба продолжает расширяться. Социальные работники состоят на службе в соответствующем районном Центре социального обслуживания Санкт-Петербургского Комитета социальной защиты. Цели, представления о конечном результате, эффекте труда социального работника фиксируются посредством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих требований к работнику. Информация содержится в должностной инструкции, а также в «Договоре об обслуживании инвалидов и одиноких пенсионеров». Обслуживанию подлежат пожилые одинокие люди, имеющие вторую или первую группу инвалидности или не имеющие инвалидности, но в результате общей дряхлости не имеющие возможности обслуживать себя в полной мере. Одинокими признаются пожилые люди, которые прописаны и живут отдельно, а также те, с кем прописаны родственники, но совместно не проживают или проживают, но находятся в крайне неприязненных отношениях. Подтверждением таких фактов является личное заявление и опрос соседей. Кроме того, обслуживаются и члены одной семьи, проживающие совместно (например, супруги), но в результате серьёзных заболеваний или глубокой старости обоих частично утративших возможность ухода за собой и другим.

Люди, подлежащие обслуживанию социальным работником, называются «подопечными». Подопечные, полностью утратившие возможность самообслуживания, т. н. лежачие, передаются в дом престарелых (инвалидов) или под надзор сестринской службы Центра социального обслуживания.

Подопечными люди становятся в результате обращения в «СОБЕС», Совет ветеранов, непосредственно в Центр социального обслуживания (ЦСО) или Комитет социальной защиты, а также в результате специального обхода территории социальным работником с целью выявления нуждающихся в обслуживании.

Социальный работник должен обеспечивать подопечного продуктами питания, выносить мусор, оплачивать коммунальные услуги, ходить в поликлинику за выпиской рецептов, сдачей анализов и получением результатов, покупать лекарства в аптеке, помогать в сборе документов в органах СОБЕСА, медицинских документов для стационарного лечения, посещать подопечного в больнице, вести учёт всех покупок и поручений, сдавать отчёт в ЦСО, иметь у себя номера телефонов близких друзей или родственников подопечного, оформлять (по выбору подопечного) посещение бесплатных обедов в течение одного месяца в году или доставлять наборы продуктов (т.н. заказы) на фиксированную сумму один раз в году, приносить денежную материальную помощь подопечным, имеющим минимальную пенсию (по решению ЦСО на основании заявления подопечного), сообщать в ЦСО об изменениях в жизни подопечного, имеющих отношение к его статусу, извещать о смерти подопечного и совершать регулярные рейды с целью выявления нуждающихся в обслуживании.

Права социального работника обеспечиваются действующим законодательством, а также должностной инструкцией и договором об обслуживании инвалидов и одиноких пенсионеров. Договор заключается между подопечным и ЦСО в лице его начальника и определяет, в частности, права и обязанности подопечного по отношению к социальному работнику. Так, например, подопечный обязан давать деньги на покупки авансом, не отказываться от заказанных продуктов, находиться дома во время, оговоренное с социальным работником, извещать о важных изменениях в своей жизни и т. п.

Норма для обслуживания одним социальным работником - восемь подопечных. Время обслуживания распределяется так: обязательное посещение два раза в неделю (в определённые дни недели) каждого, по четыре человека в день, для обеспечения продуктами, и один раз в неделю для выполнения поручений, связанных с аптекой, поликлиникой, СОБЕСом, Сбербанком.

Допускается по желанию работника увеличение нормы в полтора или два раза, т. е обслуживание соответственно двенадцати или шестнадцати одиноких пенсионеров и инвалидов. При неудовлетворительном выполнении своих обязанностей, т. е. при поступлении жалоб от подопечных в ЦСО, социальный работник может быть уволен.

На практике дни и время посещений, а также выполнения поручений могут изменяться по согласованию с подопечным, поскольку связаны с режимом работы различных учреждений.

Социальный работник может выполнять и отдельные поручения подопечных, которые хотя и не входят в перечень конкретных обязанностей, но вытекают из общего смысла социальной службы, т.е. оказание помощи и поддержки одиноким пожилым людям и инвалидам. Например, пожилая женщина передвигается с трудом из-за сильных мозолей на ногах. Социальный работник отвозит её в баню, где после обработки паром и услуг мастера по педикюру, подопечная испытывает значительное облегчение и может обслуживать себя в большей степени.

Рабочий день начинается с телефонного звонка социального работника подопечному. Работник выясняет, какие поручения надо выполнить, какие продукты купить, и составляет список в отдельной тетради по каждому подопечному. Кроме того, обязательно по истечении года работы и приобретении необходимого опыта социальному работнику присваивается следующий разряд с соответствующим повышением зарплаты. Ещё через три года надбавка к зарплате составляет 10%, а через 5 лет работы - 30%.

Для этой профессии необходимо обладать отзывчивостью и умением сочувствовать, поскольку одинокие пожилые и больные люди, вынужденные обращаться за помощью к службе социальной защиты, не бывают счастливыми и часто испытывают физические страдания, в этой связи социальный работник должен обладать способностью к эмпатии (сопереживанию). Социальные работники должны уметь общаться, быть вежливыми и приветливыми, поскольку их работа предполагает контакты с большим кругом людей. Они должны обладать склонностью к порядку и аккуратности, а также безусловной честностью, т.к. постоянно имеют дело с большим количеством людей и дел, а также с чужими деньгами. Социальному работнику необходимо иметь крепкое здоровье, поскольку посещать подопечных он обязан в любую погоду, невзирая на жару, дождь или холод. Хорошо быть довольно сильным физически, т. к. даже наличие сумки-тележки не освобождает от необходимости поднимать (а не катить) её по лестнице, особенно в домах без лифтов. Кроме того, многократное посещение различных учреждений, иногда в течение одного дня, довольно утомительно.

Социальный работник должен иметь хорошую память, чтобы удерживать в голове большие списки продуктов и поручений и не тратить время на частые обращения к своим записям. Кроме того, хорошая память нужна для того, чтобы помнить имена, лица и обстоятельства жизни своих подопечных для проявления внимания и участия. Социальному работнику желательно обладать уверенностью и настойчивостью в разумных пределах. Это связано с тем, что одинокие пожилые люди, оторванные в большой степени от окружающей действительности, плохо в ней ориентируются, и высказывают порой нереальные желания.

Для представителей этой профессии важно чувство такта, сдержанность, умение подавлять брезгливость. Пожилые больные люди не всегда выдержаны, ощущение собственной беспомощности может вызывать у них раздражительность, а физическая слабость порой не позволяет полностью выполнять требования личной гигиены. Для профессии социального работника не подходят люди бестактные, раздражительные, брезгливые, нетерпеливые, вспыльчивые, небрежные и нечестные; нежелательны - невнятная речь и плохой слух, т. к. это мешает при общении с людьми, особенно пожилого возраста.

Для организации социальной службы необходимы специалисты с высшим образованием, поэтому организована подготовка кадров по специальности «социальная работа». В этой сфере могут с пользой для общества и для себя найти применение и психологи, особенно специализировавшиеся в области возрастной психологии, клинической психологии, социальной психологии.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Факультет психолого-социальной работы

Самостоятельная работа

(вид работы: эссе.)

По дисциплине: «Введение в профессию».

На тему: «Моё виденье будущей профессии» .

Выполнила студентка 2012 года

Очной формы обучения

Криницына

Кристина

Сергеевна

Проверила

Коваленко Т. Н.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Есть множество авторов, дающих определение социальной работы, все эти определения отличаются друг от друга. Например,Клыгин С. считает, что социальная работа - это вид профессиональной деятельности, направленный на оказание помощи индивидам, группам индивидов, общинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в достижении, восстановлении или усилении способности к психосоциальному функционированию. По Багрецову Д. М., социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Сколько бы ни было определений социальной работы, есть общепризнанное мнение, что социальная работа- это профессиональная деятельность по улучшению качества жизни людей, и с этим никто не спорит.

Сначала я не очень хорошо представляла, что такое социальная работа, не понимала, действительно ли она так важна, но со временем я это осознала. Я представляю социальную работу, как деятельность, которая улучшает наш окружающий мир, ведь кто, как не социальный работник может помочь в самых различных сферах жизни и проблем людей. Исходя из этого, не трудно представить, какую ответственность несет социальный работник за свою работу, ведь представитель социальной работы должен не просто быть профессионалом своего дела, но и обладать рядом тех черт, качеств и умений, которые могут быть не так важны в представителях других профессий. Вот некоторые из требований по мнению Н. М. Платоновой, которые предъявляются специалисту по социальной работе: понимание социальной значимости профессии, способность к профессиональной адаптации, способность координации социальных связей и отношений, знание законов социального развития общества, следование этическим стандартам профессии, наличие аксиологических устремлений, личностная и социальная ответственность, творческое отношение к профессии. У социального работника есть этические обязательства и нормы, которые об должен выполнять, иначе это идет вразрез с самим характером работы этого человека, ведь если социальный работник,например, хамит или неуважительно относится к своим клиентам, то его социальным работником назвать сложно. Только приняв все принципы и обязанности и положив их в основу профессионализма, можно выдержать все психические и физические нагрузки, связанные с этой работой и быть настоящим социальным работником. Итак, исходя из всего этого, мы видим, что социальный работник несет не только профессиональную, но и огромную моральную ответственность.Сфера деятельности социальных работников очень широка, поэтому перед социальными работниками ежедневно возникают какие-то новые неожиданные задачи и проблемы.

Почему социальная работа настолько значима? Я убеждена, что социальный работник-это врач для общества, ведь социальная работа считает высшей ценностью человека, а значит, эта работа будет стремиться развивать общество, делать его все лучше и лучше, избавляясь от негативных аспектов жизни людей. Социальный работник решает многие проблемы жизни людей, такие, как социальная незащищенность инвалидов, трудная жизненная ситуация у детей, психологические проблемы людей, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, демографическая проблема, проблемы уровня жизни и доходов населения и многие другие.Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек, семья, группа, сообщество людей или организация. Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас является клиентом социального работника. Это указывает на масштабность, значимость и уникальность этой профессии.

В заключение, хочется сказать, что социальный работник берет на себя важную миссию, ведь в своей деятельности он имеет дело с беспомощными, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он берет на себя моральную ответственность, а значит, заслуживает уважения от общества. Я рада, что выбрала такую важную профессию для общества и надеюсь, что буду хорошим специалистом в этой области.

Профессионализация - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. В литературе рассматриваются различные аспекты профессионального становления личности. Особое внимание уделяется также разработке методов и приемов преодоления профессиональных деструкции и кризисных ситуаций, которые неизбежны в профессиональном становлении.

Обязательным условием профессионального развития личности является осознание ею приемов профессионального самосохранения, которое рассматривается как способность личности противостоять негативно складывающейся социально-профессиональной ситуации, максимально актуализировать профессионально-психологический потенциал (в условиях дестабилизации профессиональной жизни), противостоять профессионально обусловленным кризисам, стагнации, деформациям, а также готовность к профессиональному самоизменению.

В работах исследователей по созданию программ профессионального самосохранения, ориентирующихся на гуманистический подход в психологии, опираются на теорию самоактуализации и самореализации личности А. Маслоу, предложены следующие приемы профессиональною самосохранения.

1. Реализация намеченного профессионального плана (сценария профессиональной жизни).

2.Преодоление дезинтегрированного сознания (то есть вытеснение так называемых "мотивов ложной самоактуализации", которые порождают несбыточные цели, мечты в ущерб стабильной целостности человека).

3.Активная позиция в профессиональной жизни.

4.Готовность к постоянному самоизменению, лобильность установок.

5.Знание собственной индивидуальности и использование ее в профессиональной жизни.

6. Освоение индивидуальной системы адекватных средств преодоления негативных состояний.

7. Противодействие профессиональному старению.

Социальная работа как профессия возникла как ответ на требования общества, которое реагирует на негативные преобразования в стране. Сущность социальной работы определяется такими факторами как экономический, социологический, психологический, этический, культурный, имеющие место в стране.

Профессия – это готовность к выполнению социально-целесообразной деятельности, изменяющей социальный мир человека и максимально мобилизующей потенциал человека для решения проблем, адекватной реакции на изменения в обществе и личной жизни.

Профессионализм в социальной работе – это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов.

Призвание социального работника означает социальную обусловленность, является субъективным фактором, компонентом внутреннего мира работника. Профессиональное призвание социального работника – это сложнейшая модификация комплекса развитых качеств личности специалиста, внутренняя социально-психологическая готовность к реализации функций социальной работы, к оказанию определенного вида социальной помощи населению и различных услуг – социально-психологических, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых и др.

Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него:

    Профессионального призвания.

    Глубокой мотивации к выполнению труда

    Духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической предрасположенности к работе с человеком.

    Профессионального мастерства.

    Объективно-критического отношения к своей деятельности.

    Профессиональных знаний и умений.

    Способности всю жизнь учиться и самореализовываться.

    Профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности.

Социальная работа объединяет в себе призвание и профессию, поэтому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью.

Специфика социальной работы заключается в том, что:

1) социальные работники имеют дело с людьми из разных социальных групп;

2) сталкиваются с разными сферами жизни человека и общества - медициной, правосудием, системой образования, планированием семьи, финансовыми программами, с проблемами трудоустройства и др.

3) социальные работники и клиенты находятся в неравных отношениях с точки зрения власти - клиент зависит от работника

4) в социальной работе очень важны такие ценности, как достоинство, социальная справедливость, самоопределение, удовлетворение основных человеческих потребностей.

Социальная работа - это и один из сложных инструментов социального контроля. Она позволяет осуществлять социальный контроль различными способами - от принудительного отлучения детей от родителей и рекомендаций относительно помещения людей в психиатрическую клинику до психологического воздействия на людей с целью изменить их взгляды на себя и на других.

Социальная работа является фасилитационной деятельностью, осуществляемой в системе человек-человек.

Специалист по социальной работе - это новый феномен в соци­альной практике, а потому далеко не полностью изученный теорией социальной работы. Можно назвать следующие характерологичес­кие признаки личности специалиста в области социальной работы:

Это профессионализированный индивид, осуществляющий свою деятельность в системе «человек-человек»;

Это субъект профессиональной деятельности, включенный в социокультурные условия;

Его личность как субъекта деятельности определяют два базо­вых компонента: возможности (способности) и готовность к этой деятельности;

Личность специалиста в сфере социальной работы формирует­ся, развивается, самореализуется, самосовершенствуется в про­фессиональной деятельности, она изменяет себя и деятельность;

Эта личность есть индивидуальность с присущими личностны­ми инвариантными характеристиками, которые отвечают про­фессионально-этическим принципам и стандартам данной про­фессии.

Эффективность деятельности социальной службы выражается и в психическом самочувствии граждан, которым оказывается по­мощь; это означает, что подбор кадров, которые способны быть психо­логически близкими, эмпатичными этим категориям граждан, влияет на повышение эффективности системы социальной работы.

«Если в жизни готов к испытаниям,

Если сердце твое горячо,

Если людям готов дать добро:

Стань носителем жизни искусства,

Соцработа – призвание твое!

Людям делать добро поспеши.

Я люблю тебя, слышишь Россия,

Это песня идет от души.

Ничего не жалей для людей:

Для друзей - огонька,

Сердца – для старика,

Для России – и жизни своей не жалей»

Социальная работа не только и не столько профессия, но состояние души. Некоторые ученые считают, что это призвание, которое дает чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдерживать общение со страдающими людьми, с людьми, которые столкнулись с проблемами, подчас неразрешимыми, с людьми, которые в своей жизни испытывали много потерь. Социальный работник должен эмоционально сопереживать людям, испытывать к ним сочувствие и любовь, иметь желание помочь и даже пожертвовать своим личным во имя изменения ситуации в лучшую сторону.

Чужой беды не бывает. Нередко приходится и слышать, и встречать в печати, даже в качестве заголовка, эту ставшую уже расхожей фразу. И всегда что-то мешало воспринимать ее как абсолютную, безоговорочную истину. В самом деле, разве мало среди нас таких, кто занят только собой, своей личной жизнью, до других, тем более до чужих невзгод ему никакого дела нет. Судьба других нисколько, говоря словами поэта, его не гложет, не тревожит. Но есть тысячи и тысячи людей, которые не могут пройти равнодушно мимо чужого горя, чужой боли. И болят этой чужой болью, как своей собственной, их тонкие души, добрые, отзывчивые сердца. И идут эти люди навстречу другим- кому плохо, кому трудно, кто не может обойтись без посторонней помощи. И подставляет свое плечо, протягивает руку, находят доброе, одобряющие и утешающие слова…

Социальный работник… Это профессия становится делом жизни лишь тех, кто готов самоотверженно трудится для людей, которые в силу недуга, преклонного возраста, сложившихся обстоятельств не могут обходится всеобъемлющей, богом данной любви к ближнему. Для многих одиноких и немощных стариков, инвалидов работники социальной службы, часто становятся самыми близкими, самыми дорогими, почти родными людьми. Именно социальные работники на практике реализуют государственную политику поддержки наименее защищенных людей, находится в постоянном контакте с ветеранами, инвалидами, обеспечивая таким образом, равновесия в общении стабильности государства. Социальный работник – это особая профессия, это люди особого душевного вклада, отзывчивые, умеющие сострадать, всегда готовые на помощь тем, кому трудно.

Социальный работник стремиться делать все необходимое для того, чтобы люди были счастливы, довольны своей жизнью. Отдавать тепло души- это социальная работа. Не каждый человек может выполнить ее. Для этого нужны человеколюбие, доброта, внимание и чуткость к жизни.

Случается так, что прожив активную жизнь, в старости человек оказывается одинок, и единственной связующей нитью с внешним миром для него становится социальный работник. Это профессия уходящая в бесконечность. Она появилась совсем недавно в нашей стране. Кто лучше социального работника знает оборотную сторону всех наших кризисов: душевных, общественных, экономических? Кто первым оказывается у постели одинокого тяжело больного человека и порой является единственным, кто проводит его в последний путь? Кто на свою скудную зарплату купит старику хлеб и принесет картошки из своего погреба, чтобы он как то смог дожить до выплаты пенсии? Такие поступки по бальной шкале оценить невозможно.

В сферу социального обслуживания населения я пришла совершенно случайно, когда по семейным обстоятельствам вернулась в родное село Павловку Никольского района. До этого, после окончания училища в г. Пензе, работала кондитером.

Весной 2002 года в наше село приехала Комплексная выездная бригада, сотрудники Центра социального обслуживания посещали и оказывали помощь престарелым гражданам, инвалидам попавшим в трудную жизненную ситуацию. Я заинтересовалась этой работой, небольшой опыт у меня был. Еще в детстве участвовала в тимуровском движении,- мы помогали бабушкам и дедушкам. Тогда я и не предполагала, что это занятие будет главным в жизни. Я живу одна, сложилось так в моей судьбе. Но я не грущу, потому, что мои бабушки стали для меня почти родными, самыми дорогими и близкими. С апреля началась моя трудовая деятельность, я стала помогать пожилым людям – своим односельчанам. Работа, которая приносит радость- что для человека может быть лучше?

Ежедневная забота о пожилом человеке – сходить за продуктами питания, убраться в доме, помочь по хозяйству, доставить медикаменты, оплатить жилищно- коммунальные услуги, работа с участковым врачом, ложатся на плечи социального работника.

Социальный работник выполняет особую благородную миссию: своей деятельности он имеет дело с беспомощными, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он берет на себя моральную ответственность. Подопечные в свою очередь рассчитывают на знание, отзывчивость, добросовестность, любовь и заботу. Ощущение неуверенности, надрыв, безотчетная и непреодолимая тревога - именно это присуще большинству тех, кто находится под патронажем Центра.

Весь жизненный путь человек переосмысливает и выстраивает в определенный порядок пережитых событий, радостей и разочарований, побед и неудач.

На моем «попечении» два труженика тыла, ветеран труда, вдова участника ВОВ и пенсионеры по возрасту – всего семь человек. Это немощные, оставшиеся без попечения родственников, нуждающиеся в посторенней помощи и поддержке люди. Стараюсь им помочь, облегчить их существование и взаимодействие с окружающим миром, поддержать чувство собственного достоинства человека. Подопечные встречают понимание и сочувствие со стороны социального работника, и постепенно из отношений уходит настороженность и создается атмосфера доверия и открытости.

В моей группе люди с разными характерами и неповторимыми судьбами. Пенсионерке Кутьковой М.И. 76 лет, она энергична, общительна. Однако артроз сделал «свое дело» - передвигается по дому медленно с помощью клюшки. Сын взрослый, имеет свою семью,живет в другом городе, помочь матери нет возможности. Сама к сыну переезжать не хочет, решила умереть на родной земле. У Колесиной А.Я. , детей нет. В прошлом работала на щебеночном заводе, складировала кирпич, ветеран труда. Теперь беспомощной, доживающей свой век человек. Самое дорогое для нее, кроме ведения хозяйства, каждодневное общение. Приходится терпеливо выслушивать истории о своем пережитом за долгие годы (т.к. эти истории рассказывались не один раз), посочувствовать и рассказать о том, что в мире делается. Многим старикам слабые зрение и слух не позволяют смотреть телевизор, а у иных и вовсе их нет.

Я чувствую себя человеком бесконечности, у меня богатое прошлое- это воспоминание стариков. Я рассказываю им о себе, спрашиваю у них совета. Я чувствую как переплетаются прошлое и будущее. И между ними – я. Не в том ли суть социальной работы, чтобы не прерывать связь времен? Рассуждать на эту тему можно бесконечно, как бесконечна и сама социальная работа.

То, что общение- большая роскошь наиболее остро чувствуют инвалиды. Несчастье или недуг, увы, «запирает» их дома. Инвалидам очень нужна вера в свои силы, очень нужна поддержка. Бодровой Т.М. 80 лет, в прошлом доярка колхоза, ныне пенсионерка, инвалид 3 группы. Приходится часто для нее выполнять работу, не входящую в перечень услуг. Трудно в чем либо отказать больному человеку. «Наверно, это не входит в мои должностные обязанности, - но ведь кто то должен помочь старушке»? Кто окажет ей действенную помощь, поможет продлить активную жизнь, сохранить остаток здоровья и благополучия? Быть рядом с инвалидом, помочь, разделять боль старых людей, отягощенных недугами – долг моей профессии.

Заведующая проводила беседу с детьми подопечных по вопросу ухода за престарелыми родителями, и мою подопечную забрали дети, потому что она уже нуждалась в постоянном уходе. Жалко расставаться, но что делать, такова жизнь. Я рада за нее, что она будет окружена заботой близких людей. Есть в моей группе бабушка, которая иногда устраивает испытание «на прочность». Любая мелочь (плохо выпеченный хлеб, не вовремя доставленный газовый баллон) могут вывести пожилого человека из равновесия. Социальный работник как «громоотвод». И с этими житейскими трудностями приходится справляться. Труднее зимой, когда приходится ходить на родник под гору, чистить дорожки от снега, приносить дрова и оказывать содействие в их заготовке, идти по неочищенной дороге за продуктами, лекарством, чтобы вызвать скорую помощь больному. Тяжела работа на селе. Было по началу трудовой деятельности доходило до отчаяния: " Все! Хватит!" Потом спохвачусь и воскликну: «А как же там без меня бабушки останутся? Нет, надо идти к ним.» И отправляюсь к ним в любую погоду. Да еще, когда приехала с отчетом в Центр социального обслуживания, меня встретили лучистые, добрые глаза, улыбка и приветливое лицо директора, поговорила о наболевших проблемах со своей заведующей, которая дала профессиональный совет, и все встало на свои места. Я поняла, что социальная работа – мое призвание, что работаю в коллективе, где коллеги пользуются уважением среди обслуживаемых, которые благодарят их за чуткость и терпение. Они научили меня мужеству, терпению, пониманию чужой боли. Эти люди укрепили в мысли о необходимости в помощи ближним…

От работы в социальной помощи «отговорить» может многое – маленькая зарплата, ненормированный рабочий день, непонимание в семье (как можно целыми днями помогать другим, когда и у самих дома так много проблем!). Можно перечислять и перечислять. Но, видимо заложено что-то в человеке, когда он, даже несмотря на все неприятные моменты идет на работу, помогает старикам, поддерживает в трудную минуту, не ожидая ответной благодарности. В таких непростых условиях на социальных работниках была возложена непростая задача – быть защитой опорой для всех, кто оказался в крайне тяжелой жизненной ситуации, поддержать морально и материально. И надо сказать, с поставленной задачей социальные работники справляются. Как и в любом деле, в нашей профессии много нерешенных проблем, трудностей, финансовых и других препятствий. Но я уверена, что все проблемы осилим, ведь в нашем обществе есть люди, которым во много раз труднее, и они ждут нашей помощи. Социальная работа- уникальная профессия, которая несет в себе не только помощь конкретным людям, им подает пример гуманного отношения к человеку. Вклад социального работника в жизнь общества велик и бесценен. Все это не может не вызвать большого уважения к деятельности социального работника.

Вряд ли существует другая сфера деятельности, где милосердие, сочувствие и житейская мудрость играли бы такую важную роль, как в социальной работе. И как сказал Рэй Брэндбери, «передай добро по кругу…». Я уверена, что оно вернется и к нам, когда нам будет нужна помощь других.

Ежегодно со всеми социальными работниками проводится учеба, которая включает в себя основы психологии, этики, доврачебной медицинской помощи, знание пенсионного законодательства , социального обеспечения , санитарных норм. Большую востребованность социального работника на селе определяет как демографическая ситуация, так и условия проживания (отсутствие удобств, отдаленность от торговых центров, поликлиник и т.д.). И хотя надомное обслуживание остается, по-прежнему, основным направлением в работе Центра, деятельность учреждения направлена на удовлетворение и индивидуальных потребностей старшего поколения и людей с ограниченными возможностями, их социальную адаптацию, повышение качества жизни через доступность социальных услуг.

Я надеюсь, что данный конкурс станет важным шагом на пути распространения передовых форм и методов работы,
а также повышения престижности профессии социального работника.