Порядок формирования должностных окладов, ставок заработной платы работников учреждений культуры. Нюансы и правила использования тарифной сетки по разрядам Сущность заработной платы и ее формирование

Раздел 2. Порядок формирования должностных окладов (окладов, ставок заработной платы)

2.1. Должностные оклады руководителей областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры и руководителей учебно-методических (методических) центров (кабинетов) областных образовательных учреждений культуры устанавливаются в соответствии с группой учреждений по оплате труда согласно таблицам 1 ,

Порядок отнесения образовательных учреждений культуры к группам по оплате труда устанавливается отдельным нормативным правовым актом органа исполнительной власти области, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

2.2. Должностные оклады заместителей руководителя, заведующего филиалом, главного бухгалтера, главного инженера, заместителей руководителя отдела (структурного подразделения), заместителя главного бухгалтера образовательных учреждений культуры устанавливаются на 5 процентов ниже должностного оклада соответствующего руководителя, с учетом группы по оплате труда, к которой отнесено образовательное учреждение культуры, и индивидуальной квалификационной категории каждого конкретного работника.

2.3. Должностные оклады специалистов и других служащих (кроме педагогических работников) образовательных учреждений культуры устанавливаются с учетом уровня профессиональной подготовки и наличия квалификационной категории, присваиваемой по результатам аттестации.

2.4. Аттестация осуществляется в отношении:

руководителей, специалистов и других служащих образовательных учреждений культуры - на основе требований квалификационных характеристик должностей работников культуры Российской Федерации, квалификационных характеристик должностей работников образования Российской Федерации;

служащих общеотраслевых должностей - на основе требований квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих;

рабочих профессий - на основе тарифно-квалификационных требований по общеотраслевым профессиям рабочих.

Рабочие, профессии которых не предусмотрены тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, аттестуются в соответствии с работ и профессий рабочих.

Порядок проведения аттестации работников образовательных учреждений культуры, включая порядок формирования аттестационных комиссий, устанавливается учреждением самостоятельно.

В соответствии с Порядком применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 9, лица, не имеющие специальной подготовки или необходимого стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

2.5. Ставки заработной платы педагогических работников областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры и учебно-методических (методических) центров (кабинетов) областных образовательных учреждений культуры рассчитываются по формуле:

Базовая ставка заработной платы педагогических работников;

Увеличение базовой ставки заработной платы в размере 100 руб. - в областных государственных учреждениях среднего профессионального образования культуры и учебно-методических (методических) центрах (кабинетах) областных образовательных учреждений культуры (размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года).

Базовые ставки заработной платы педагогических работников областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры и учебно-методических (методических) центров (кабинетов) областных образовательных учреждений культуры устанавливаются с учетом уровня профессиональной подготовки и наличия квалификационной категории педагогических работников.

Базовые ставки заработной платы педагогических работников устанавливаются для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, квалификационную категорию, в соответствии с таблицами 3

Педагогическим работникам, не имеющим высшего профессионального образования, базовые ставки заработной платы устанавливаются ниже на 5 процентов.

2.6. Педагогическим работникам за специфику работы ставки заработной платы устанавливаются в повышенном размере в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.

Размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера указанным работникам устанавливаются с учетом повышения, предусмотренного частью первой настоящего пункта.

2.7. Концертмейстерам и преподавателям музыкальных дисциплин, окончившим консерватории, музыкальные отделения и отделения клубной и культурно-просветительной работы институтов культуры, педагогических институтов (университетов), педагогических и музыкальных училищ, работающим в образовательных учреждениях культуры, ставки заработной платы устанавливаются как работникам, имеющим высшее или среднее музыкальное образование.

2.8. Должностные оклады библиотечных работников областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры устанавливаются в соответствии с таблицами 5 , приложения N 1 к настоящему Положению.

2.9. Должностные оклады работников учебно-вспомогательного персонала областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры устанавливаются в соответствии с таблицей 7 приложения N 1 к настоящему Положению.

2.10. Должностные оклады служащих областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры устанавливаются в соответствии с таблицей 8 приложения N 1 к настоящему Положению.

2.11. Оклады по профессиям рабочих областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры устанавливаются в зависимости от присвоенных им тарифных разрядов в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.

Оклады рабочих устанавливаются в соответствии с таблицей 9 приложения N 1 к настоящему Положению.

2.12. Рабочим, имеющим высший разряд согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и выполняющим работы, предусмотренные этим разрядом, или высшей сложности, постоянно занятым на важных и ответственных работах (высококвалифицированные рабочие), повышенные оклады устанавливаются руководителем учреждения по согласованию с представительным органом работников в повышенных размерах в соответствии с таблицей 10 приложения N 1 к настоящему Положению.

Указанные оклады устанавливаются на неопределенный срок либо на период выполнения определенной работы.

Введение, изменение или отмена повышенных окладов производится работодателем с соблюдением правил изменений условий трудового договора, предусмотренных нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

2.13. Изменение размеров должностных окладов (окладов, ставок заработной платы) производится при условии соблюдения требований трудового законодательства в следующие сроки:

при получении образования или восстановлении документов об образовании - со дня приказа руководителя на основании представления соответствующего документа;

при изменении квалификационного разряда - согласно дате, указанной в приказе руководителя учреждения;

при присвоении квалификационной категории - согласно дате, указанной в приказе органа исполнительной власти или учреждения, при котором создана аттестационная комиссия.

Лехтянская Лариса Владимировна , кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Находка, Россия

Римская Татьяна Григорьевна , кандидат исторических наук, доцент кафедры ГСД, директор, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Находка, Россия

Заработная плата – денежное вознаграждение человека за его труд. Она зависит от квалификации работника, качества и количества выполненной работы, а также от сложности работы; это цена, которая выплачивается за использование труда. В основном различают два вида заработной платы: номинальную плату и реальную. Номинальная заработная плата представляет собой непосредственно денежную сумму, полученную за труд, а реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно купить на эту денежную сумму (Токарев, Куликова, 2015) . Если говорить о заработной плате, то должен существовать и рынок рабочей силы. Как и на любом рынке товаров и услуг, на рынке рабочей силы существуют продавцы и покупатели рабочей силы. Продавцами рабочей силы являются квалифицированные работники, а покупателями – фирмы, которые нуждаются в сотрудниках, рабочей силе . В процессе экономических отношений между продавцами и покупателями складывается цена рабочей силы. Это заработная плата в виде рабочих тарифов, окладов, сдельной и повременной оплаты (Тюгашев, Куликова, 2015) .

Так складывается спрос и предложение на рабочую силу. Спрос – те люди и фирмы, которым нужны сотрудники, рабочие кадры (Мошкова, Харламова, 2011) . Предложение – люди, которые предлагают свой труд за денежное вознаграждение.

Купля-продажа рабочей силы осуществляется по трудовому договору. Этот договор является основным документом, регулирующим трудовые отношения между работодателем и его работниками. Права и обязанности сторон также изложены в Трудовом Кодексе РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

Оплата за труд представляет собой вознаграждение, которое получают работники за предоставление своей рабочей силы. Ставка заработной платы оплата за труд в единицу времени. Следовательно, уровень заработной платы зависит от спроса на труд в сравнении с предложением. Спрос на труд напрямую зависит от его производительности (Халикова, 2011) .

Производительность труда определяется количеством и качеством произведенной продукции.

Предложение труда будет зависеть от доли трудоспособного населения. Возникает следующая зависимость: чем больше рабочей силы на определенном рынке при данном спросе, тем ниже уровень заработной платы (Миронова, Егоров, 2014) .

Заработная плата формируется на конкретном рынке труда в зависимости от качества рабочей силы. На конкурентном рынке труда равновесная цена заработной платы будет складываться из пересечения двух кривых: спроса и предложения. Это пересечение будет являться оптимальной точкой для обеих сторон – покупателей и продавцов рабочей силы (Стыцюк, 2014) .

Выделим основные признаки конкурентного рынка труда:

- наличие фирм, оказывающих одинаковые услуги, выпускающих одинаковую продукцию, которые конкурируют между собой и предлагают одинаковые условия для высококвалифицированных работников определенного вида труда;

- значительное количество работников, которые предлагают определенный вид труда, независимо друг от друга, и имеющие одинаковую квалификацию;

- ставка заработной платы на таком рынке не может быть никем продиктована, и никто не осуществляет контроль над ней (Скульский, 2014) .

Следующая модель рынка труда – монопсония. Монопсония – ситуация на рынке, когда только один покупатель сотрудничает на рынке с множеством продавцов, который диктует цену и объем продаж. Для монопсонии характерны следующие признаки:

- работникам невозможно найти другое место работы в силу особенностей профессии, условий жизни или географических факторов;

- работники определенного вида труда заняты в одной фирме;

- фирма осуществляет контроль над заработной платой (Шалаева, Ваховский, 2014) .

Кривая спроса и предложения рабочей силы на таком рынке будет иметь возвышающий вид, все точки на данном графике будут показывать ставку зарплаты одного рабочего при любом определенном количестве используемых работников (Андреева, 2006) .

Немалую роль в развитых странах играют профсоюзы, выступающие в качестве защитника прав работника. Главная экономическая задача профсоюзов – повышение зарплаты работников. Для этого они используют различные методы для достижения главной цели (Заярная, 2014).

Цель профсоюзов – добиваться повышения зарплаты, цель работодателей держать уровень зарплаты на достигнутом уровне, уменьшая себестоимость и увеличивая прибыль.

Заключение

1. Заработная плата на различных рынках формируется по-разному. Она зависит от соотношения спроса и предложения на конкретных рынках труда. Происходит формирование ставок заработной платы рабочих. Эта дифференциация определяется конкретными причинами:

- работники не являются однородными, т.е. отличаются по способностям, уровню образования, подготовке, квалификации.

- определенные виды работ различаются своей привлекательностью, условиями труда, другими факторами.

2. Качество рабочей силы отличается в связи с инвестициями в человеческий капитал.

3. Профсоюзы борются за улучшение условий труда, за недопущение травматизма на производстве, всегда выступают против сокращения работников, даже в случаях, когда работодатель вынужден проводить оптимизацию в силу ряда сложившихся причин: отсутствие сбыта на продукцию, снижение цен на выпускаемую продукцию. Профсоюзам дано право, при невозможности, договориться с работодателем о повышении зарплаты работникам, когда для ее повышения имеются все необходимые показатели, объявить забастовку, но это крайняя мера, и на практике чаще всего договоренности по увеличению заработной платы достигаются.

Москва + 7 495 648 6241

Существует два вида заработной платы:

Основная;

Дополнительная.

Основная заработная плата - заработная плата за фактически выполненную работу или отработанное время. В нее включают все виды начисленной заработной платы, премии, доплаты за работу в ночное время, за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочную работу, оплату простоев, за совмещение профессий и т.д.

Дополнительная заработная плата - оплата труда за неотработанное время, но предусмотренное законодательством. В ее состав включают оплату за отпуск, оплату льготных часов подростков, оплату за время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходные пособия при увольнении по сокращению штата или ликвидации организации, компенсацию за неиспользованный отпуск.

Состав фонда заработной платы определен действующим законодательством, согласно которому расходы организации, связанные с оплатой труда, и другие выплаты работникам подразделяются на три части:

Фонд заработной платы;

Выплаты социального характера;

Расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.

Фонд заработной платы включает:

Оплату за отработанное время, в том числе оплату труда лиц, принятых

на работу по совместительству, а также оплату труда работников не списочного состава;

Оплату за неотработанное время (оплату ежегодных и дополнительных отпусков, льготных часов подростков, простоев не по вине рабочих и др.);

Единовременные поощрительные и другие выплаты (разовые премии, вознаграждения по итогам работы за год и годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), материальная помощь (кроме предоставленной работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.д., которые относятся к выплатам социального характера), дополнительные выплаты при предоставлении ежегодного отпуска, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций и другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков);

Оплату питания, жилья, топлива (стоимость бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей экономики питания и продуктов, оплата стоимости питания, в том числе в столовых, буфетах, в виде талонов, по льготным ценам или бесплатно (сверх норм, предусмотренных законодательством), стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики жилья и коммунальных услуг или суммы денежной компенсации за непредоставление их бесплатно, средства на возмещение расходов по оплате жилья (сверх предусмотренных законодательством норм) и стоимость бесплатно предоставленного работникам топлива).

Расходы, не учитываемые в фонде заработной платы:

Доходы по акциям и другие доходы от участия работников в собственности организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям);

Взносы в фонд социальной защиты и на обязательное социальное страхование Республики Беларусь от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Выплаты внебюджетных (государственных и негосударственных) фондов, а также по договорам личного, имущественного и иного страхования;

Стоимость выданных бесплатно форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании, или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам;

- командировочные расходы в пределах и сверх норм, установленных законодательством, и др.

При составлении статистической отчетности по труду показываются начисленные за отчетный период денежные суммы независимо от источников их выплаты и статей смет в соответствии с платежными документами, по которым с работниками были произведены расчеты по заработной плате, премиям и т.д. независимо от срока их фактической выплаты.

Суммы, начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска, включаются в фонд заработной платы следующего месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд заработной платы следующего месяца 22, c.207.

Основой учета и расчета заработной платы является тарифная система оплаты труда, включающая в себя: тарифную ставку (оклад), определяющую размер оплаты труда в час или за день; тарифную сетку, показывающую соотношение в оплате труда между различными разрядами работ и рабочих (квалификациями); тарифные коэффициенты 25, c.178.

Для дифференциации заработной платы в зависимости от сложности, содержания, характера, условий труда и других факторов наниматели обязаны использовать республиканские тарифы оплаты труда работников как минимальные гарантии размеров оплаты труда.

Республиканскими тарифами оплаты труда являются часовые и (или) месячные тарифные ставки и должностные оклады, определяющие уровни оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.

Республиканские тарифы оплаты труда определяются с помощью тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и устанавливаемой правительством Республики Беларусь с участием профсоюзов тарифной ставки первого разряда.

Хозрасчетные организации самостоятельно обеспечивают повышение ставок и окладов исходя из своих финансовых возможностей и при условии повышения эффективности хозяйствования, роста объемов производства и реализации продукции, работ, услуг. Источником повышения ставок и окладов в организациях производственных отраслей служат их доходы.

Для обеспечения единого организационно-методического подхода к применению Единой тарифной сетки рекомендуется дополнительно пользоваться коэффициентами повышения ставок и окладов работающих, распределением должностей технических исполнителей и руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания по разрядам, распределением организаций отраслей экономики по группам ставок руководителей и специалистов, по разрядам отдельных профессий специалистов организаций производственных отраслей (должности которых не категорируются) и др.

При расчете часовых тарифных ставок месячная тарифная ставка делится на среднемесячное количество рабочих часов, установленное действующими нормативными актами, с учетом годового баланса рабочего времени.

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника, он присваивается каждой производственной операции, каждой работе. Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Тарификация работы - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от его сложности. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов (разрядов оплаты) работникам производится на основе тарифно-квалификационных справочников. Тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих составлены для каждой отрасли промышленности и содержат подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации работника. С помощью тарифно-квалификационных справочников можно определить разряд работы и рабочих в соответствии с тарифной сеткой. Справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

Заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

В социально-экономической жизни общества заработная плата выполняет важную роль: в качестве личного дохода служит основным материальным источником жизнеобеспечения работников и их семей и в качестве совокупного платежного спроса – одним из факторов поддержания и развития производства. В условиях рыночной экономики на величину заработной платы влияет ряд рыночных и нерыночных факторов. В результате чего складывается определенный уровень оплаты труда. Определяющими факторами, влияющими на величину заработной платы, являются взаимодействие спроса на труд и его предложение, а также уровень техники, технологии и организации производства, эффективность государственной политики в этой области, степень влияния профсоюзов и др.

Заработная плата есть элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Вместе с тем для работодателя, который покупает ресурс труда для использования его в качестве одного из факторов производства, оплата труда наемных работников является одним из элементов издержек производства.

Возможность продавать свой труд есть только в рыночной экономике. Человек, чтобы продавать свой труд, должен быть лично свободен. В традиционной системе люди занимаются тем же делом, что и их родители. В командной экономике, кому, чем заниматься, решает начальство, правительство, государство.

Величина предложения на рынке труда равна величине экономически активного населения – общей численности людей, работающих не по найму (в том числе на своём предприятии) и безработных, ищущих работу.

На величину предложения труда влияют факторы:

Демографические (рождаемость и возрастной состав населения)

Социальные (в первую очередь, доля работающих женщин и пенсионеров)

Факторы, определяющие величину спроса на труд - экономический рост / спад.

Цена на рынке труда – ставка заработной платы, т.е. её величина за определённую единицу времени.

Факторы, влияющие на формирование заработной платы:

Минимум зарплаты государства

Уровень производительности

Уровень квалификации

Трудовой стаж

Интенсивность

Сложность труда

Качество и срочность

Динамика цен на потребительские товары и услуги

Особенности рынка труда:

Неоднородный товар - предлагается труд разных работников разных специальностей в разных областях (но в макроэкономике мы, тем не менее, рассматриваем рынок труда, безработицу и занятость в масштабе всей экономики в целом).

Ставка заработной платы, является менее подвижной, чем цены других товаров. От цены прямо зависят условий жизни большинства граждан.

Но всё по-другому у продавцов труда. Как правило, труд – это единственное, что они могут продать.

Обычная для рынка конкуренция между продавцами и покупателями (первые хотят продать подороже, вторые – купить подешевле) на рынке труда достигают степени острых противоречий.

Заключение сделки о найме труда имеет важное отличие от покупки услуги.

Основной элемент заработной платы – ставка заработной платы. Однако он не учитывает индивидуальных различий в способностях работников, их физической силе и выносливости, быстроте реакции, усердия и т. п. Поэтому в структуре заработной платы выделяют еще и переменную часть, отражающую различия в индивидуальных результатах трудовой деятельности (премии, надбавки, сдельный приработок). Кроме того, существуют различные виды доходов, которые работник может получать в силу того, что он работает в данной организации (материальная помощь, оплата питания, оплата путевок и лечения, ценные подарки, дополнительное медицинское и пенсионное страхование). В совокупности заработную плату и эти виды доходов можно рассматривать как трудовой доход работника данной организации.

К основным рыночным факторам, влияющим на ставку заработной платы, относят:

1. изменения спроса и предложения на рынке товаров и услуг, при производстве которых используется данный труд. Снижение спроса на рынке товаров и услуг ведет к сокращению объемов выпуска, а следовательно к падению спроса на используемый ресурс и наоборот;

2. полезность ресурса для предпринимателя (соотношение величины предельного дохода от использования фактора труда и предельных издержек на этот фактор). Характеризует соотношение величины предельного дохода от использования фактора труда и предельных издержек на этот фактор;

3. эластичность спроса на труд. Повышение цены ресурса, увеличение издержек предпринимателя ведут к снижению спроса на труд, а следовательно условий найма. В то же время эластичность спроса на труд по цене не всегда одинакова и зависит от характера динамики предельного дохода, доли затрат на ресурс в издержках, от эластичности спроса на товары;

4. взаимозаменяемость ресурсов. Возможности работодателя снизить издержки на труд при неизменной технической базе ограничены. Основные возможности снижения издержек на труд связаны с сокращением переменной части заработка, однако в качестве сдерживающего фактора выступают условия коллективных трудовых договоров;

5. изменение цен на потребительские товары и услуги. Рост цен на товары и услуги, вызывает повышение стоимости жизни, т. е. увеличение воспроизводственного минимума в структуре ставки заработной платы.



Тарифная ставка (должностной оклад) – это основа оплаты труда работников, размер которой устанавливается нанимателем в коллективном договоре, соглашении, в бюджетных организациях - Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Тарификация должностей специалистов и других служащий производиться в соответствии с приложениями 1 и 4 к Инструкции.

Установление конкретных тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов производиться нанимателем самостоятельно в пределах диапазонов по строкам 2, 4, 5 приложения 1 к Инструкции. При этом тарифный разряд зависит от уровня квалификации теоретических и практических знаний, степени сложности выполняемых работ (обязанностей) и ответственности. Эти требования заложены в квалификационных характеристиках, предусмотренных соответствующими квалификационными справочниками.

Отнесение должностей к специалистам среднего или высшего уровня квалификации осуществляется нанимателем в зависимости от конкретного содержания обязанностей работника, характеризующего характер (сложность) выполняемой работником трудовой функции по направлению деятельности, что отражается в должностной инструкции специалиста.

Согласно приложению к Инструкции ревизору автомобильного транспорта, как специалисту среднего уровня соответствует строка 4 и может быть установлены тарифные разряды в диапазоне 7-10.

Диспетчер автомобильного транспорта согласно приложению к Инструкции относится к специалистам и могут быть установлены тарифные разряды в диапазоне 10-13 тарифного разряда.

Начальнику отделения согласно Приложению к Инструкции соответствует номер уровня управления 2.11 и могут быть установлены тарифные разряды в диапазоне 13-15.

Начальнику ремонтной мастерской согласно приложению 4 к Инструкции соответствует уровень управления 4.13 и могут быть установлены тарифные разряды в диапазоне 16-18.

В данном примере конкретные тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты по профессиям (должностям) устанавливается нанимателем самостоятельно в пределах диапазонов по строкам или уровням управления, с учетом квалификационных требований уровня образования и стажу работы, изложенных в ЕКСД и ЕТКС.

Нанимателем установлены следующие тарифные разряды и коэффициенты:

Ревизору автомобильного транспорта - 9 разряд и тарифный коэффициент 2,32;

Диспетчеру автомобильного транспорта - 12 разряд и тарифный коэффициент 2,84;

Начальнику отделения – 13 разряд и тарифный коэффициент 3,04;

Начальнику ремонтной мастерской – 17 разряд и тарифный коэффициент 3,98.

Тарифная ставка I разряда в коммерческой организации составляет 132000 руб. Расчет тарифных ставок (тарифных окладов) представлен в таблице:

Формирование тарифной ставки (должностного оклада) работника производится на основании тарифной ставки (оклада) работника, рассчитанной по ETC. Для этого к тарифной ставке (окладу) работника, рассчитанной по ETC, прибавляются повышения, предусмотренные Инструкцией и иными нормативными правовыми актами. Все указанные повышения исчисляются от тарифной ставки (оклада), рассчитанной по ETC, по каждому основанию отдельно.

Работникам организации по решению руководителя могут быть установлены следующие повышения тарифных ставок (окладов):

За выполнение особо важных работ в размере от 15 до 45 %;

За работу с удаленными структурными подразделениями организации -15 %;

За высокий уровень ответственнос­ти - до 40%;

При внесении вклада в эффективность работы организации - от 20 до 50 %;

За интенсивность работы - до 50 %;

За внедрение рационализаторского предложения - до 40 %;

При наличии присвоенной в установ­ленном порядке квалификационной кате­гории - от 10 до 25%;

В зависимости от ответственности выполняемой работы или трудовых функ­ций - от 10 до 25 %;

За интенсивность работы - от 15 до 45 %;

За участие в разработке и реализации инновационных проектов, способствующих модернизации производства - от 30 до 50 %;

За участие в разработке и реализации инвестиционных проектов - до 45 %;

За внедрение новейших технологий - на 70 %;

При внесении вклада в эффективность работы организации - на 15 %.

Тарифная ставка первого разряда в коммерческой организации установлена в размере 180000 руб. Ведущему экономисту по ЕТС к Инструкции нанимателем установлен 14 разряд и соответственно тарифный коэффициент 3,25.

Тарифный оклад, рассчитанный по ЕТС составляет.

ТАРИФНЫЙ оклад = 180000 × 3,25 = 585000 руб.

Коэффициенты повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям могут применяться для расчета тарифных окладов, рассчитанных по ЕТС, руководителей и специалистов соответствующих производственных структурных подразделений при условии, что они установлены не менее 50 процентам рабочих, непосредственно занятых в этих подразделениях.

Конкретный перечень профессий (должностей) работников, работ, по которым может предусматриваться применение коэффициентов повышения, а также порядок и условия их применения устанавливаются нанимателем в локальном нормативном правовом акте.

В соответствии с приложением 2 к Инструкции применяется коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям:

ТАРИФНЫЙ оклад = 180000 × 3,25 × 1,2 = 702000 руб.

В соответствии с ЕТС и Инструкцией по ее применению наниматель с учетом финансового состояния организации может устанавливать работникам повышения их тарифных ставок (окладов), а также сдельных расценок до 300 % включительно, если больший размер не установлен законодательством. Порядок и условия установления повышения предусматриваются в локальном нормативном правовом документе «Положение об оплате труда».

Штатное расписание - организационно-распорядительный документ, который содержит сгруппированный с учетом структуры управления организации перечень наименований должностей служащих и профессий, рабочих с указанием их количества по каждому наименованию,. Поскольку в соответствии со ст. 1 и 19 ТК трудовой договор заключается по должностям, специальностям, профессиям и квалификации согласно штатному расписанию для соблюдения законодательства в организациях любых организационно-правовых форм должно быть утверждено штатное расписание.

Учитывая важную роль штатного расписания в деятельности организации, подход к его созданию должен быть профессиональным и основываться на применении нормативных актов по вопросам структуры, наименования профессий (должностей), определения численности работников, установления размеров должностных окладов (ставок), доплат и надбавок.

Штатное расписание организации утверждается должностными лицами, которым это право предоставлено уставом (положением), учредительным договором.

В соответствии со ст. 43 Закона Республики Беларусь «О предприятиях» предприятие самостоятельно утверждает структуру и штаты. Организационная структура любой организации разрабатывается с точки зрения экономической целесообразности и, как правило, включает производственную (исполнительную) структуру и структуру аппарата управления. При этом учитываются особенности организации производственных процессов, необходимость специализации и кооперирования, разделение сфер их деятельности, прав и ответственности, подчиненность и взаимодействие. Выбор типа организационной структуры предприятия зависит от формы организации труда, централизации и децентрализации функций управления. Организационная структура и штаты утверждаются приказом нанимателя.

Для того чтобы организационная структура и штатная численность, а также штатное расписание были экономически обоснованными, необходимо выполнить:

1. Расчет количества рабочих мест и численности работников (трудоемкости) с учетом утвержденных нанимателем норм труда и планируемого объема работ (услуг).

Согласно ст. 87 ТК установление, замена и пересмотр норм труда производится нанимателем. Нормирование труда является важнейшим фактором организации производства и повышения его эффективности. Нормы труда служат для объективной оценки трудового вклада работника, полного использования производственных возможностей предприятия. Основой для расчета норм труда, установленных на предприятии, могут быть нормы труда (времени, численности, обслуживания), разрабатываемые НИИ труда, отраслевыми министерствами и другими организациями и утверждаемые в установленном порядке, либо ранее существовавшие нормы труда и ввиду объективных причин еще не переработанные. Нормативная база организации должна строиться на основе оптимального сочетания межотраслевых, отраслевых и местных норм труда, соответствующих организационно-техническим условиям на рабочих местах.

2. Определение наименования профессий рабочих и должностей служащих, их квалификации с учетом распределения работ по рабочим местам и расстановки работников, а также тарификация работ.

Наименования должностей служащих и профессий рабочих, установление им квалификационных разрядов, категорий должны соответствовать Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКПД) ОКРБ 006-96, введенному в действие с 1 января 1997 с учетом последующих изменений и Единому тарифноквалификационному справочнику работ и профессий рабочих и квалификационному справочнику должностей и служащих.

Наименование должности со словом старший устанавливается только по тем должностям, по которым в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих не определены квалификационные категории. Например, в штатное расписание может вводиться должность старший инспектор по кадрам, а по должности экономист наименование старший не устанавливается, т.к. по этой должности квалификационным справочником предусмотрены квалификационные категории.

3. Распределение обязанностей между руководителем организации и его заместителями (утверждается приказом), разработка и утверждение положений о структурных подразделениях организации (отделов, цехов, участков и др.).

4. Разработка и утверждение положения (условий) оплаты труда работников организации.

5. Расчет месячных должностных окладов (ставок) на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и с учетом тарифной ставки первого разряда, установленной в организации.

6. Расчет фонда заработной платы с учетом планируемого объема работ (услуг) и численности работников.

плата труда руководителей производится по следующим показателям:

Виды выплат Показатели %
Должностной оклад - единый вариант – на основе тарифных коэффициентов ЕТС (в зависимости от численности работников в организации) и тарифной ставки 1-го разряда организации - дифференцированные тарифные коэффициенты - руководство подчиненными организациями до 7 % до 10 %
Увеличение должностного оклада - рост объема производства в сопоставимых ценах - увеличение удельного веса валютных поступлений в выручке, полученной от реализации продукции (работ, услуг) - при условии выполнения доведенных целевых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, соблюдения установленного норматива запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства до 5 % - на 10 % свыше 5 % - на 20% до 5 % - на 10 % от 5 до 15 % - на 20% свыше 15 % - на 30 % до 50 %
Надбавки - сложность и напряженность работы - стаж работы до 50 % от 1 года до 5 лет – 5 % от 5 до 10 лет – 10 % от 10 до 15 лет – 15 % 15 лет и свыше – 20 %
Премирование по результатам финансово-хо-зяйственной деятельности - рост выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) - выполнение доведенного показателя прибыли (рентабельности) производства - снижение затрат на рубль товарной продукции до 50 %
Дополнительное премирование из прибыли - перевыполнение плана по прибыли (рентабельности) - перевыполнение доведенных целевых показателей прогноза социально-экономического развития - выполнение заданий по сокращению бартерных показателей - увеличение численности работников. принятых на дополнительно введенные рабочие места до 50 %
Спецпремии - внедрение новой техники и технологии - увеличение выпуска экспортной продукции - освоение производства новых видов продукции - экономия топливно-энергетических и материальных ресурсов и др. до 6 окладов в год

УТВЕРЖДАЮ

Штат в количестве 21 единицы

С месячным фондом заработной

Платы 14 540 410 рублей

___________________________

(наименование должностного лица,

Утвердившего штатное расписание)

_________ _______________

(подпись) (фамилия, инициалы)

« » ________________201__ г.

«Печать организации»

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ

работников __________________________________________

(полное наименование организации)

Вводится в действие с ______________

Тарифная ставка 1-го разряда 234 800


№ п/п Наименование структурных подразделений и должностей Квалификационные разряды (классы, категории) Коли-чество штатных единиц Тарифные коэффициенты по ETC Тарифный оклад (ставка) по ЕТС Повышения,предусмотренные положением об оплате труда * Дополнитель- ная мера стимулирования труда в соответствии с Дикретом №29* Повышения в соответствии с Постановлением №1748* Должностной оклад (тарифная ставка)
за категорию
Аппарат управления
Директор 4,26 1 000 248 50% 7% 1 570 389
Главный инженер 3,98 934 504 50% 7% 1 467 171
Зам. директора 3,72 873 456 50% 7% 1 371 326
Итого: 2 808 208 4 408 886
Бухгалтерия
Главный бухгалтер 3,72 873 456 50% 5% 1 353 857
Зам. глав. бухгалтера 3,48 817 104 40% 1 143 946
Бухгалтер I кат. 2,84 666 832 20% 20% 2% 946 901
Бухгалтер II кат. 2,65 622 220 10% 10% 746 664
Итого: 2 979 612 4 191 368
Планово-экономич. отдел
Начальник отдела 3,72 873 456 40% 5% 1 266 511
Экономист I кат. 2,84 666 832 20% 20% 3% 953 569
Экономист Ii кат. 2,65 622 220 10% 10% 746 664
Итого: 2 162 508 2 966 744
Производственный отдел
Начальник отдела 3,72 873 456 40% 5% 1 266 511
Инженер I кат. 2,84 666 832 20% 20% 4% 960 237
Инженер 2,65 622 220 10% 684 442
Итого: 2 162 508 2 911 190
Всего по штатному расписанию: 10 112 836 14 478 178

*повышения в соответствии с данными графами штатного расписания рассчитываются по усмотрению студентов и отражаются в коллективном договоре


Тарифная ставка 1-го разряда на предприятии, приведенном в примере, составляет 234 800 руб. Численность предприятия 21 человека.

Тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты руководителей организаций устанавливаются по решению собственника имущества (органа, уполномоченного заключать контракт) в зависимости от списочной численности работающих по организации в целом, включая обособле6нные подразделения, а также подчиненные организации и дочерние предприятия, в диапазоне тарифных разрядов согласно приложению 5 ЕТС.

Директору соответствует диапазон тарифных разрядов 17-19. В данном примере, директору устанавливается 18 разряд. Тарифный коэффициент – 4,26.

ТС(ОКЛАД)директора= 234 800 × 4,26=1000248 руб.

Декретом № 29 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) директора на 50%.

Повышениедиректора= 1 000 248 × 50%=500 124 руб.

Постановлением № 1748 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) директора на 7%.

ПовышениеТС= 1 000 248 × 7%=70 017 руб.

Должностной оклад директора с учетом повышения составляет

ДОдиректора = 1 000 248 + 500 124 + 70 017 = 1570389 руб.

Тарифный разряд 1-го заместителя директора (главного инженера) устанавливается на 1 разряд ниже разряда руководителя организации (ст. 21 Инструкции). Главному инженеру соответствует тарифный разряд – 17, тарифный коэффициент – 3,98.

ТС(ОКЛАД)гл. инженера=234 800 × 3,98=934504 руб.

Декретом № 29 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) главного инженера на 50%.

ПовышениеТС= 934 504 × 50%=467 252 руб.

Постановлением № 1748 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) главного инженера на 7%.

ПовышениеТС= 934 504 × 7% =65 415 руб.

Должностной оклад главного инженера с учетом повышения составляет

ДО гл. инженера = 934504 + 467252 + 65 415=1467171 руб.

Тарифные разряды заместителей руководителя организации, главного инженера, в качестве заместителя руководителя организации, главного бухгалтера устанавливаются на 1-2 разряда ниже тарифного разряда первого заместителя руководителя организации (или главного инженера в качестве первого заместителя руководителя организации).

Заместителю директора устанавливается разряд, на 1 ниже разряда главного инженера. Тарифный разряд – 16, тарифный коэффициент – 3,72.

ТС(ОКЛАД)зам. директора=234 800 × 3,72=873456 руб.

Декретом № 29 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) заместителя директора на 50%.

Постановлением № 1748 предусматривается повышение ДО заместителя директора на 7%.

Должностной оклад заместителя директора с учетом повышения составляет

ДОзам.директора= 873 456 + 436 728 + 61 142=1371326 руб.

Тарифный разряд главного бухгалтера устанавливается на 1–2 разряда ниже тарифного разряда 1-го заместителя – главного инженера. Тарифный разряд – 16, тарифный коэффициент – 3,72.

ТС(ОКЛАД)гл. бухгалтера=234 800 × 3,72=873456 руб.

Декретом № 29 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) главного бухгалтера на 50%.

ПовышениеТС= 873 456 × 50%=436 728 руб.

Постановлением № 1748 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) главного бухгалтера на 7%.

ПовышениеТС= 873 456 × 7%=61 142 руб.

ДОгл.бухгалтера= 234 800 + 436 728 + 61 142=1371326 руб.

Тарифные разряды заместителей главного инженера, главного бухгалтера, заместителей руководителей структурных подразделений устанавливаются на 1-2 разряда ниже разрядов главного инженера, главного бухгалтера, руководителей соответствующих структурных подразделений.

Заместителю главного бухгалтера установлен тарифный разряд – 15, тарифный коэффициент – 3,48.

ТС(ОКЛАД)зам. гл. бухгалтера=234 800 × 3,48=817104 руб.

Декретом № 29 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) заместителю главного бухгалтера на 50%.

ПовышениеТС= 817 104 × 40%=326 842 руб.

Постановлением № 1748 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) заместителю главного бухгалтера на 7%.

ДОзам.гл.бухгалтера= 817104 + 326 842 + 57 197= 1 143 946 руб.

Должностные оклады специалистов организации устанавливаются в соответствии с тарифными разрядами ЕТС. В данном примере должность бухгалтера относится к специалистам с высшим образованием. Бухгалтеру I категории устанавливается тарифный разряд – 12, тарифный коэффициент – 2,84.

ТС(ОКЛАД)бухгалтера I кат.= 234 800 × 2,84=666832 руб.

Согласно положению по оплате труда бухгалтеру 1 категории установлена доплата 20%.

Декретом № 29 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) бухгалтера I категории на 20%.

ПовышениеТС= 666832 × 20%=133 366 руб.

Постановлением № 1748 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) бухгалтера I категории на 2%.

ПовышениеТС= 666832 × 2%=13 337 руб.

Должностной оклад бухгалтера 1 категории оставляет

Аналогичным образом определяются тарифный разряд, тарифный коэффициент, должностной оклад начальника планового отдела, начальника производственного отдела, инженера, экономиста.


КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

Согласно статье 61 Трудового кодекса Республики Беларусь оплата труда работников производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в коллективном договоре, соглашении или нанимателем, а в организациях, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, - Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

На основании коллективного договора, соглашения и трудового договора нанимателем устанавливаются формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера (ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь). Дифференциация размера оплаты труда осуществляется в зависимости от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников.

Положение о премировании вводится в целях активного использования в условиях рыночной экономики стимулирующей роли премий в обеспечении роста выпуска продукции, рентабельности работы предприятия, наиболее полном удовлетворении потребностей работников. Премирование применяется для поощрения за дополнительные результаты труда, характеризующие личные качества работников (отношение к труду, проявление творческой инициативы и т.д.).

Коллективный договор является локальным нормативным актом, заключенным на основании Закона Республики Беларусь «О коллективных договорах и соглашениях», устанавливает для работников предприятия обязательные трудовые гарантии в области условий и оплаты труда.

В разделе «Оплата труда» коллективного договора должны быть отражены основные положения организации заработной платы на предприятии (см. приложение А):

1. Установить тарифную ставку первого разряда для работников предприятия в размере…..

2. Применять эту тарифную ставку первого разряда как основу для дифференциации оплаты труда по профессионально-квалификационным группам работников.

3. Корректировать тарифную ставку первого разряда на индекс роста потребительских цен, если он, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущего повышения тарифной ставки первого разряда, превысит пятипроцентный порог.

4. Применять для оплаты труда руководителей, специалистов и служащих повременную форму, для рабочих - повременную и сдельную формы.

5. Установить следующие доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам работников:

· за работу в ночное время в размере...... за каждый час работы в ночное время;

· за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполненных работ, выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника в размере;

6. Установить оплату за работу в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни……..;

7. Установить надбавки рабочим............;

8. Установить надбавки руководителям, специалистам и служащим...;

9. Премирование работников предприятия производить в соответствии с действующим положением о премировании (см. приложение Б).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Оплата труда

Наниматель обязуется:

1. Все вопросы установления и изменения форм, систем и размеров оплаты труда, материального стимулирования, выплаты вознаграждений, дивидендов, материальной помощи, индексации заработной платы решать по согласованию с Профкомом в пределах заработанных средств в соответствии с Положением об оплате труда, являющимся неотъемлемой частью данного коллективного договора (Приложение к коллективному договору № __).

При отсутствии единого Положения о системе и формах оплаты труда в коллективный договор следует включить приложения, где будут конкретизированы вопросы тарификации, премирования и др.

2. Установить минимальную заработную плату в размере ________ (ст. 59 ТК).

Вариант. Обеспечить выплату заработной платы работникам в размере не ниже минимального потребительского бюджета, рассчитанного за истекший месяц, при условии соблюдения установленной продолжительности рабочего времени и выполнения норм труда.

3. Применять следующие формы и системы оплаты труда: ________________________

(указать, какие системы оплаты труда -- повременная, повременно-премиальная, сдельная , сдельно-премиальная, индивидуальная, коллективная, ст. 63 ТК).

Вариант. Установить следующие системы оплаты труда по категориям работников:


Похожая информация.