Тренинг "эффективное взаимодействие". Тренинг эффективного общения Упражнение тренинг эффективного межличностного общения

Педагог-психолог Гатилова Вероника Сергеевна

Тренинг эффективное взаимодействие

Пояснительная записка

Переход в среднее звено одновременно предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию, и при этом предоставляет бОльшую свободу выбора, нежели этом было в начальной школе. В 5ом классе ребята выходят из-под опеки первой учительницы, и переходят в среднюю школу, в которой каждый учитель ведет свой предмет и предъявляет свои требования к выполнению работы. И этот переход совпадает с естественным взрослением, началом младшего подросткового возраста, когда огромное значение приобретает умение общаться со сверстниками и находить с ними общий язык. Этот тренинг создан с целью профилактики возможных проблем в межличностном общении в дальнейшем и с целью помощи в формировании сплоченного коллектива.

Цель: формирование навыков работы в команде

Задачи :

    Тренировать навык презентации себя

    Развить организаторские качества

    Способствовать формированию групповой сплоченности

    Создание положительного психологического климата в классе

    Развивать умение действовать сообща

Контингент участников : параллель 5ых классов

Возраст : 10, 11 лет

Количество участников : 20 человек

Продолжительность : 1 час

Вид мероприятия : тренинг

Необходимое оборудование : план занятия, мяч, лист ватмана и маркеры, музыка(колонки), пазлы, рисунок корзины, стикеры, раздаточный материал «неоконченные предложения».

Ожидаемые результаты : повышение эффективности работы в команде

1 Занятие «Давайте знакомиться заново»

Цель: знакомство, выявление ожиданий, правил работы в группе, работа с понятием «команда».

Разминка : упражнение снежный ком

Ведущий передает мяч по кругу, и каждый участник представляется по имени и называет имена всех, кто представился перед ним.

Основная часть : бегущая ассоциация на слово «команда »,

Участники высказывают свои предположения, образы, все, что приходит на ум, когда называют данное слово. Затем по очереди записывают все на листе ватмана. Затем обобщает все сказанное и выдает сложившееся в группе представление о команде.

упражнение «образ команды» + рефлексия,

Ведущий предлагает рассчитаться на 1ый, 2ой. Образуются 2 подгруппы. Каждая подгруппа получает метафору, которую необходимо обсудить, и на основании общего решения представить образ команды, который соответствует данной метафоре. Метафоры:

- Команда – это живой, творчески функционирующий организм

- Команда – это слаженный, четко действующий механизм

Время на обсуждение и подготовку 10-15 минут.

упражнение «полянка» + рефлексия

Все участники группы представляют себя на поляне в лесу в виде любого объекта. Выбирают себе удобное местоположение и стараются изобразить этот объект. В течении 3 минут под музыку на поляне происходит действие. Как только заканчивается музыка, все участники возвращаются в круг.

Рефлексия(кем был сам, какие объекты заметил на поляне, о своих ощущениях, чувствах, которые появились у него на поляне)

Заминка: упражнение «цветочная фантазия» + рефлексия всего занятия

Участникам предлагается представить себя на поляне, где можно увидеть рядом любые цветы – от самых экзотических, и возможно, очень привередливых в уходе, до самых обычных, полевых, радующих взгляд человека и не требующих от него чрезмерной заботы. Присмотреться и выбрать тот цветок, который больше всего понравился. Рассмотреть его повнимательнее: какие у него лепестки, стебель, у него один цветок или это соцветие. Почувствовать его аромат. Обратите внимание на то, что произрастает вокруг него, и рассказать об этом участникам группы.

Необходимые инструменты : мяч, лист ватмана и маркеры, музыка(колонки)

2 Занятие «Приглядись к тому, кто рядом»

Цель: обратить внимание участников группы на особенности друг друга, то, каким воспринимают человека со стороны, развить организаторские качества в игровой ситуации, умение презентовать себя, свою работу; способствовать развитию групповой сплоченности.

Разминка: отзеркаливание приветствия

Ведущий предлагает поприветствовать друг друга в своей собственной манере, по очереди выходить в круг, после представления участника, вся группа повторяет движение и здоровается в ответ.

Основная часть : упражнение «атомы»

Ведущий предлагает всем представить себя атомами, которые выглядят следующим образом: руки согнуты в локтях, кисти прижаты к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное. Ведущий называет число атомов, которые объединяются в молекулы. Например, число 3 – по 3 атома в каждой молекуле. Таким образом, группа объединяется то в пары, то в тройки, четверки, пятерки, постоянно двигаясь по комнате.

упражнение «оркестр» + рефлексия

Из группы выделяется несколько человек – «дирижеров», которые будут создавать себе «оркестр». Каждый дирижер набирает себе подгруппу из оставшихся участников – «инструментов» и создает свой музыкальный шедевр. Участники группы могут припевать гласные звуки, хлопать в ладоши, топать ногами, как поочередно, так и все вместе.

Время на подготовку 5-7 минут. Затем каждый «дирижер» представляет свой «оркестр» и тот шедевр, который они создали вместе.

Рефлексия(что вызвало приятные чувства, ощущение комфорта, что вызвало противоположные чувства, возможно ощущение дискомфорта)

упражнение «сказочные герои»

Ведущий: Часто, встречаясь с людьми, мы испытываем достаточно разные чувства, ощущения. С одним человеком нам легко и приятно общаться, улыбка не сходит с нашего лица, он кажется нам таким близким, почти родным, мы готовы рассказать ему о себе все. А с другим испытываем неловкость, наше тело напряжено, что-то вызывает у нас опасения, мы стараемся как можно быстрее закончить свое общение с ним. Как вы считаете, с чем это может быть связано? Ответы ведущий записывает и затем резюмирует.

А были ли у вас случаи, когда люди напоминали вам сказочных персонажей?

Ведущий предлагает участникам занятия вспомнить своих любимых сказочных героев, которые привлекали их, возможно они чувствовали себя на них похожими. Он просит записать этих персонажей на правой стороне листа, а слева – тех героев, которые являются совершенно противоположными по своему характеру, поведению с любимыми героями.

упражнение «режиссер» + рефлексия

Ведущий: сегодня у нас с вами есть потрясающая возможность принять участие в кастинге актеров на роли в фильмах-сказках известной студии Уолт Диснея. Я предлагаю тем, кто уверен в своих силах и кому интересно, на какую роль они могли бы претендовать в новой сказке, выйти в круг. Остальные участники – режиссеры, которые и будут проводить отбор актеров. Каждый актер по очереди присаживается на стул и выслушивает предложения режиссеров. Режиссеры, предлагая ту или иную роль актеру, объясняют по каким параметрам они видят данного актера в этом образе. Актер записывает на другой стороне листа все роли, которые ему были предложены, затем зачитывает те роли, которые ему приятно было бы сыграть, возможно они совпадут с любимыми сказочными персонажами из упражнения, которое проводилось ранее. Далее актер объясняет, в какой роли он себя не видит и в какой не захотел бы сниматься ни под каким предлогом. Возможно, что актеров будет меньше, поэтому ведущий может ввести четкую директиву, например, рассчитаться на 1,2,3,4 и каждый четвертый – актер.

Заминка : упражнение «мы один цветок» + рефлексия всего занятия

Ведущий: Сегодня мы с вами еще раз увидели, что то, каким нам хотелось бы быть в глазах других, не всегда совпадает с тем, что есть на самом деле, какими нас видят окружающие. И хочется надеяться, что нас есть о чем подумать.

Участники представляют групповую композицию «Мы один цветок», где каждый – лепесток, который индивидуален и неповторим, но при этом все вместе – это единый цветок.

3 Занятие «Дружба – доверие без границ»

Цель : создание в группе атмосферы доброжелательности, расширение пространства доверия, развитие осознанного отношения к дружеским связям.

Разминка: упражнение «имя и любимое число»

Ведущий предлагает участникам группы назвать свое имя и показать любимое число в пределах 10.

упражнение «приветствие на пальцах»

Все участники хаотично передвигаются по комнате и, встречаясь с кем-то, стараются вспомнить его любимое число и поприветствовать, выбросив число на пальцах. Внимание, игра проводится в полной тишине, договариваться, чье число выбрасывают первым можно только с помощью глаз.

игра «меняются местами те, кто..» + рефлексия

Ведущий предлагает участникам группы поменяться местами, если они согласны с такими утверждениями:

    Утром умывался

    Одет в брюки

    У него голубые глаза

    Сегодня пришел на занятие в хорошем настроении

    Сыт, не хочет есть

    Устал и хотел бы сегодня быть менее активным на занятии

    Бодр и активен

Основная часть: упражнение «чувствоеды»

Все участники объединяются в круг, каждый задумывает какое-либо чувство и представляет его участникам группы с помощью мимики и жестов. Участники называют, какое это может быть чувство.

игра «мозг и руки» + рефлексия

Ведущий предлагает разбиться на пары. Паре дается задание, разрезанная на части картинка, которую им необходимо собрать. Один – «мозг» - говорит какую часть картинки необходимо взять, он направляет своего партнера, а второй – «руки» - становится за спиной первого, берет его руки в свои и выполняет указания «мозга».

Необходимо, чтобы все пары собрали свою картинку. После того, как задание выполнено, партнеры меняются ролями.

Рефлексия по парная.

упражнение «слепой и поводырь»

Участники делятся на пары и выполняют следующее задание. Один закрывает глаза: он «слепой», который прислушивается к своим внутренним ощущениям и старается их запомнить. Второй – его «поводырь», который помогает «слепому» познакомиться с тем, что есть в комнате.

Заминка : упражнение «корзина дружеских качеств» + рефлексия

Ведущий предлагает участникам занятия положить в нарисованную корзину главные качества личности, которые необходимы, чтобы отношения между ними можно было назвать дружескими. Участники пишут качества и накаливают их на ватман, как бы вкладывая в корзину.

Необходимые инструменты : пазлы, рисунок корзины, стикеры.

4 Занятие «Мы – команда!»

Цель: развивать умение действовать сообща, быть гибкими, прислушиваться к мнению друг друга, способствовать развитию групповой сплоченности.

Разминка: упражнение «аббревиатура имени»

Представление участников занятия по именам, но так, чтобы каждая буква имени имела свою характеристику, которая соответствует чертам характера ученика. Например:

О – обаятельная

Л – любознательная

Я - яркая

упражнение «построй фигуру» + рефлексия

Всем участникам предлагается хаотично передвигаться под музыку по комнате, а по условному сигналу ведущего, объединиться в названную геометрическую фигуру.

Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник

Затем задание усложняется, ведущий предлагает участникам образы, которые необходимо создать вместе:

Солнце, дом, цветок

Основная часть: упражнение «образ команды»

Ведущий предлагает ребятам вспомнить свои высказывания, которые были на слово «команда» на первом занятии. Он вывешивает ватман с их высказываниями и предлагает дополнить список или изменить что-нибудь. Затем ведущий предлагает определить, является ли их класс командой. Нарисовать на новом листе ватмана образ команды карандашами и фломастерами.

упражнение «ладонь в ладонь» + рефлексия

Ведущий предлагает группе разделиться на пары и, прижимая ладони друг к другу, передвигаться по воображаемому пути с некоторыми сюрпризами и испытаниями. При передвижении участники не отрывают свои ладони от ладоней своего партнера. Затем партнеры становятся в строй на расстоянии 1 метра друг от друга.

Ведущий: вы отправляетесь в путь, но вам будет нелегко, так как ваши ладони как бы приклеились друг к другу, разъединить вы их не сможете. По пути вам предстоит преодолеть ряд препятствий, и только от согласованности и умения находить взаимопонимание зависит успех этого путешествия.

Итак, вы идете по большой и светлой проселочной дороге, она сворачивает в поле, вы благополучно его пересекаете, и перед вами тропинка, уходящая в лес. Вы видите впереди огромную яму, которую необходимо преодолеть.

Молодцы, справа от вас коряга, которая не дает возможности двигаться дальше, обойти ее невозможно, вы пытаетесь ее отодвинуть, делаете это аккуратно, ведь за вами следующая пара. Теперь, на вашем пути мостик, который пересекает лесную речку. Мостик очень шаткий и достаточно узкий; чтобы его преодолеть, вам необходимо прижаться друг к другу и передвигаться мелкими шажками. Вот снова перед вами тропинка, она вывела вас к бурному течению реки, которую можно преодолеть, если вы одновременно будете размахивать руками, как в стиле «кроль». Старайтесь двигаться синхронно. Вот река позади, и вы можете сделать привал в тени деревьев, но помните, что ваши ладони не должны размыкаться. Вдруг, налетел сильный ветер, он очень силен. Поэтому постарайтесь, не размыкая рук, короткими перебежками добежать до пещеры. Пещера в горе, которая находится в 20 метрах от вас, именно в ней вы можете укрыться от ветра и предстоящего дождя. Помогая друг другу, вы добираетесь до пещеры: еще шаг направо, 3 нага вперед, 2 шага налево, и вы у ее входа. Вы входите в пещеру, и теперь у вас есть возможность отдохнуть. Ладони можно разъединить.

Рефлексия:

Какие ощущения и чувства вы испытали? Что вызывало дискомфорт? Что порадовало? Легко ли было преодолевать препятствия или это вызывало затруднения? Какое из препятствий оказалось самым сложным? С каким справились без труда?

упражнение «таинственная пещера» + рефлексия

Итак, вы находитесь в пещере. Вы отдохнули, полны сил, и вас интересует пещера, ведь это напоминает приключения Индианы Джонса. Вы отправляетесь вглубь, по дороге ломает ногу один из товарищей. Вам предстоит решить, оставить его или нести с собой. У вас есть время на обсуждение 5 минут. Если хоть один из вас будет против принятого решения, то вам придется искать другой вариант решения задачи. Только когда вы все будете едины в своем выборе, сможете продолжить свой путь. (команда озвучивает решение) Теперь вы прошли глубоко в пещеру, перед вами дверь. Вы открываете ее и видите склад, где есть провиант(продукты питания и вода), а также золото и драгоценности. Вам предстоит принять важное решение, что взять с собой из пещеры. Помните, что решение вы должны принять единогласно, если хоть один из вас против, то необходимо искать другой вариант. (Время на обсуждение 10 минут – затем озвучивается решение) Вот вы возвращаетесь, помните, что у все есть раненный и те, кто его несет, должны быть освобождены от другой ноши, а также имеют право на питание и привал. Вы должны решить кто несет раненого, а кто вещи. (Время на обсуждение 10 минут. По истечении данного времени, команда объявляет о своем решении. Ведущий предлагает участникам обосновать свой выбор, то есть ответить на вопрос: почему именно эти люди понесут раненого.)

Вы благополучно вышли из пещеры и добрались до поляны, где уже вас ждет вертолет на Большую землю.

Рефлексия:

Что было трудно? В какой момент вы почувствовали себя командой? Какие чувства и ощущения вы испытали за время путешествия? Что вы выбрали и почему?

упражнение «вертолет на большую землю»

Вы в вертолете, раненый жив, вот уже через каких-то два часа дома, но что происходит..Вертолет теряет высоту, пилот не может выяснить причину неполадки. Однако, есть выход: чтобы дотянуть до ближайшего населенного пункта, вам необходимо облегчить вертолет, избавиться от всего тяжелого. Снова вы стоите перед выбором: у вас есть продукты питания, вода, золото, драгоценности. С чем вы готовы расстаться? Вы помните, что решение принимается сообща, если хоть один из вас не согласен, то оно не является выходом.(Время на обсуждение – 10 минут. Затем группа озвучивает свой вариант. Постепенно необходимо подвести группу к тому, что на карту поставлена жизнь людей, самая великая ценность) Вертолет благополучно приземляется, все живы. Ваше путешествие подошло к завершению.

Рефлексия:

Опишите, какие чувства и ощущения вы испытали. Что порадовало, что огорчило? Изменилось ли ваше представление о классе, как о команде? Что по-вашему помогает вам почувствовать себя командой сейчас?

Заминка: дополнение «портрета команды»

Ведущий предлагает участникам после перенесенных тягот и радостей путешествия внести дополнения в рисунок.

Время выполнения 5-7 минут

итоги работы, рефлексия

письменная рефлексия «неоконченные предложения»

Необходимые инструменты: лист ватмана, рисунок с первого занятия, раздаточный материал «неоконченные предложения».

Использованная литература :

    Коробкина С.А. «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах», 2015 г.

    Крыжановская Л.М. «Психологическая коррекция», 2014 г.

    Рудякова О.Н. «Развитие культуры общения в подростковой среде», 2011 г.

    Свешникова Л.В. «Рефлексивные техники эмоционального состояния детей», 2015 г.

    Эксакусто Т.В. «Групповая психокоррекция»,2015 г.

Причины, по которым стоит посмотреть предложенную программу тренинга эффективного взаимодействия:

  • учителя изучают организацию общения в конфликтных ситуациях;
  • присутствуют три авторских упражнения (приложение 1) ;
  • упражнения и программы были зачтены по курсу повышения квалификации “Методы психологического тренинга в школе” в 2009-2010 гг. (курс лекций доктора психологических наук, профессора Московского городского психолого-педагогического университета Вачкова И.В.).
  1. Изучение психологических основ общения.
  2. Организация общения в конфликтных ситуациях.

Дать возможность участникам увидеть, что можно предотвращать конфликтные ситуации;

Научить конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;

Уточнить знания по типам конфликтных личностей.

Участники: учителя (от 6 до 12 человек).

Время: (частота и длительность каждого занятия) 3 дня по 1 ч. – 2 ч. 40 мин.

Программа тренинга

№ занятия Тема Время (на занятие) Задачи, решаемые на каждом занятии Упражнения (психотехники)
1 Взгляд со стороны: Как я общаюсь? 1-2 часа - определить особенностей собственной тактики поведения в конфликтной ситуации в частности

Отработка навыка конструктивного выхода из потенциально опасных ситуаций (могут привести к конфликту)

Снятие мышечных зажимов

“Достойный ответ”

“Подарок”

2 Способы выхода из конфликтных ситуаций 1 ч. 35 мин.
2 ч. 40 мин.

Уточнить понятие “конфликт”

Дать увидеть, что есть возможность предотвращать конфликтные ситуации

Знакомство со способами решения конфликтных ситуаций

Активизировать словарь положительных эмоций

Снять некоторые барьеры в общении

“Пожелания”

“Разожми кулак”

3 Конфликтные личности, как с ними общаться? 1 ч. 20 мин.
1 ч. 50 мин.

Создание свободной доброжелательной атмосферы

Знакомство с типами конфликтных личностей и способами общения с такими людьми

Закрепление понятий, полученных в ходе минилекции

“Снежинки”

“Разговор по телефону”

Минилекция

“Карусель”

“Аплодисменты по кругу”

Домашнее задание
Подготовиться к упражнению “Отражение” В течение недели учителя и логопед наблюдают каждый за своим объектом (другим учителем). За это время происходят мероприятия: на неделе русского языка наблюдают за организационными способностями; на педсовете за работой в группах; празднование дня рождения – поведение в неформальной обстановке; открытый урок – умение работать на публике.

Сценарий тренингового занятия № 1

Тема: Взгляд со стороны: Как я общаюсь?

Цель: анализ собственного образа через взгляд другого человека

Определить особенности собственной тактики поведения (в конфликтной ситуации в частности);

Отработка навыка конструктивного выхода из потенциально опасных ситуаций (могут привести к конфликту).

Сценарий занятия

Этап занятия Время (на каждый этап) Задачи этапа Комментарии Вопросы для обсуждения
Организационный момент 5-10 мин. Правила работы группы
создание настроя на работу (установление контакта) “Осьминог” Группа должна изобразить осьминога, когда он готов, все закрывают глаза, и осьминог перемещается по комнате. Разговаривать в это время не разрешается. Вам понравилась игра? Легко ли было двигаться вместе? Было ли что-то что вам мешало?
Основная часть 30-50 минут

Выделить особенности поведения, речи и характера одного из участников тренинга

- “отзеркалить” друг другу тактику поведения в конфликтной ситуации

“Отражение” Выделив особенности поведения, речи и характера (домашнее задание) участники отзеркаливают друг другу тактику поведения в конфликтной ситуации. На тренинге участники изображают по ролям свои задания. При этом остальные устанавливают объект наблюдения. Узнав себя, какие чувства вы испытываете?

Считаете ли вы, что вас изобразили правильно?

Что бы вы изменили в данном образе?

20-40 минут Отработка навыка конструктивного выхода из потенциально опасных ситуаций (могут привести к конфликту) “Достойный ответ” Каждый участник получает карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Все слушатели по кругу по очереди произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого - достойно ответить на этот “выпад”.

Легко ли было выполнять задание? Принимали ли вы близко к сердцу нелестное замечание о себе.

Что может помочь конструктивному восприятию негативной информации о себе?

Подведение итогов 5 мин. Подведение итогов беседа

Ритуал прощания

5-10 минут Снятие мышечных зажимов “Подарок” Участники встают в круг и делают “подарки” друг другу по очереди средствами пантомимы изображают какой-либо предмет и передают его своему соседу справа. Понравились ли подарки? Хочется ли пожать друг другу руки? Если да, то мы можем сделать это.

Сценарий тренингового занятия № 2

Тема: Способы выхода из конфликтных ситуаций

Цель: активизация представлений участников по теме “конфликт”, “эмоции”

Уточнить понятие “конфликт”;

Показать, что есть ситуации, которые могут стать конфликтными, а могут и не стать;

Активизировать знания участников по теме “способы выхода из конфликтных ситуаций”.

Сценарий занятия

Этап занятия Время (на каждый этап) Задачи этапа Методы (упражнения, психотехники) Комментарии Вопросы для обсуждения
Организационный момент Создание настроя на работу (установление контакта) “Пожелания” “Начнём работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день…”
Основная часть 5-15 мин. Знакомство со способами решения конфликтных ситуаций (собственными в частности) “Разожми кулак” Группа разбивается на пары. Партнёры садятся рядом и решают, кто из них будет А, а кто – Б. А сжимает правую руку в кулак. Перед Б стоит задача этот кулак разжать. Он может делать это любыми способами. После этого партнёры меняются ролями. Какие средства только усиливали сопротивление? Какие можно отметить как тактичные? Играло ли какую-то роль, что партнёры лично доверяли друг другу?
5 мин. Мини-лекция Уточняется понятие “конфликт”. Озвучиваются способы поведения в конфликтных ситуациях.
30-40 минут - Показать, что есть ситуации, которые могут не стать конфликтными

Показать, что есть возможность предотвращать конфликты ситуации

“Прогноз” (авторская)
5 мин. Подобрать примеры конфликтных ситуаций беседа Участники вспоминают конфликтные ситуации, которые с ними случались на работе и дома. Подготовка к следующему упражнению
30-60 мин. - Закрепить материал, полученный в ходе предыдущей работы

Отработать навыки поведения в некоторых конфликтных ситуациях

“Карусель” Участники делятся на 2 равные группы. Участники внешнего круга получают карточки с названием одного стиля выхода из конфликтной ситуации. Далее все участники начинают движение по кругу, По сигналу останавливаются и в парах разыгрывают конфликтную ситуацию, предлагаемую участниками из их практики, где внутренний круг – инициаторы, а внешний круг – выходит из ситуации, используя стиль, указанный в карточке. Затем участники внешнего круга меняются карточками и упражнение продолжается. Какой опыт вы получили после проделанной работы? Что удалось? Что было трудным? Какие способы выхода из конфликтных ситуаций было сложнее изобразить и почему?

Подведение итогов

5 мин. Подведение итогов Беседа Участники делятся впечатлениями от тренинга. Высказывают что им понравилось и что нет и почему.

Ритуал прощания

15-30 минут - Активизировать словарь положительных эмоций

Снять некоторые барьеры в общении

“ Подарок” (авторская)

(Приложение 1)

Сценарий тренингового занятия № 3

Тема: Конфликтные личности, как с ними общаться?

Цель: активизация знаний по теме “способы выхода из конфликта”

Активизировать знания по теме “способы решения конфликтных ситуаций”;

Определить какие способы выхода из конфликтных ситуаций более продуктивны, если мы сталкиваемся с определённым типом конфликтной личности.

Сценарий занятия

Этап занятия Время (на каждый этап) Задачи этапа Методы (упражнения, психотехники)

Эффективное деловое взаимодействие

(Эффективная коммуникация тренинг)

Целевая аудитория: руководители, ассистенты, специалисты, координаторы и другие сотрудники, которым необходимы эффективные приемы и навыки делового взаимодействия.

Длительность: 2 дня.

Цели:

  • осознание участниками причин возникновения противоречий в процессе общения, причин потери и искажения информации
  • отработка практических навыков коммуникации при помощи вербальных и невербальных средств
  • освоение техники ассертивного поведения
  • освоение техник ведения переговоров в эмоционально напряженной ситуации
  • освоение навыков уверенного взаимодействия для преодоления пассивности, агрессивности и манипулирования в деловой коммуникации

Программа:

Тема 1. Почему люди не понимают друг друга?

  • Как выглядит процесс передачи и восприятия информации?
  • Критические точки искажения информации.
  • Как преодолеть барьеры во взаимопонимании. Простые и эффективные способы.

Тема 2. Секреты эффективного общения

  • Принципы эмпатии
  • Подстройка к эмоциональному состоянию собеседника и управление чувствами в диалоге

Тема 3. Техника обратной связи

  • Мотивирующая обратная связь, формы обратной связи и ситуации их эффективного использования
  • Управление диалогом с помощью вопросов, типы вопросов, их возможности и ограничения
  • Развитие диалога с помощью перефразирования, виды перефразирования, возможности техник перефразирования в ситуациях взаимодействия

Тема 4. Управление эмоциональным состоянием

  • Техники выхода из эмоционально напряженной ситуации
  • Способы предупреждения конфликтов
  • Метод ОВУ как способ отстаивания деловых интересов

Тема 5. Типы поведения во взаимодействии

  • Агрессивный, пассивный, манипулятивный, ассертивный типы поведения в бизнесе
  • Распознавание и противодейстивие
  • Ассертивность как наиболее эффективный стиль поведения при отстаивании деловых интересов

Посмотрите мини-лекцию Тамары Воротынцевой «Схема эффективной коммуникации»:

Используемые средства:

  • моделирование типичных и наиболее проблемных ситуаций в общении;
  • анализ видеозаписей участия в упражнениях;
  • выполнение специальных упражнений и заданий;
  • обсуждение конкретных проблем участников.

Получаемые эффекты:

  • повышение результативности деловых переговоров
  • повышение коммуникативной компетентности
  • снижение эмоционального напряжения
  • умение распознавать агрессивный, пассивный и манипулятивный стили поведения и успешно им противодействовать
  • умение бесконфликтно отстаивать свои интересы.

Посмотрите отзывы участников тренинга «Эффективная деловая коммуникация» :