Формы совместная люди исторически сложившиеся для удовлетворения. Понятие о формах организации обучения. Исторически сложившиеся формы организации учебного процесса

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

2. Какое определение социологии более точное?
1. Социология – наука об обществе
2. Социология изучает поведение людей
3. Социология – наука о возникновении, развитии и функционировании социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностью и личностью
4.Социология изучает механизмы взаимодействия между организациями и социальными институтами
5. Вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных

3. Понятие «социальное действие» ввел в научный оборот…
1.О.Конт
2. Г. Спенсер
3. М.Вебер
4. Э. Дюркгейм
5. Т. Парсонс

4. Кто рассматривал общество как биологический организм?
1. Г. Спенсер
2. М. Вебер
3. В. Паретто
4. К. Маркс
5. Т. Парсонс

5. Как называется исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей?
1. Социальная группа
2. Гражданское общество
3. Социальный институт
4. Социальная общность.
5. Трудовой коллектив

6. Какое определение общества наиболее полно и корректно?
1. Общество – это то же, что и государство
2. Общество всегда совпадает с территорией определенной страны,
поэтому основной признак – это географические границы
3. Понятие «общество» совпадает с понятием «культура»
4. Общество – люди, взаимодействующие на очерченной территории и имеющие общую культуру
5. Общество – самая крупная группа людей

7. Для какого типа общества характерна социальная солидарность, сплоченность?
1. Массовое общество
2. Индустриальное общество
3. Постиндустриальное общество
4. Постмодерное общество
5. Традиционное общество

8. Что, по мнению Т.Парсонса, сохраняет общество как стабильную систему?
1. Дифференциация и интеграция
2. Органическая солидарность, которая в процессе развития общества, пришла на смену механической солидарности
3. Определенные механизмы и структуры, которые выполняют функции
адаптации, целеполагания, интеграции и поддержания образца
4. Социальные конфликты, которые сплачивают противоборствующие стороны
5. Всевозрастающая рационализация общества

9. Какому типу общества характерны такие черты, как разделение руда, усиление социального разнообразия, расширение возможностей личного выбора?
1. Аграрное общество
2. Традиционное общество
3.Общество охотников и собирателей
4. Индустриальное общество
5. Индустриальное и постиндустриальное общество

10. Как называется процесс возрастающего влияния различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах?
1. Модернизация
2. Индустриализация
3. Информатизация
4. Глобализация
5. Интеграция

11. Методологический раздел программы эмпирического социологического исследования включает в себя:
1. Описание методы обработки и анализа данных
2. Описание цели, задач, объекта, предмета исследования, интерпретацию понятий
3. Обоснование выборки, обоснование методов сборки данных
4. Организационный план исследования
5.Распределение обязанностей между исполнителями и учет финансовых ресурсов

12. Что такое объект социологического исследования?
1. Это содержательная, методическая, организационная конкретизация цели
2. Это то, что существует вне зависимости от исследователя и на что может быть направлен процесс исследования
3. Это значимые свойства, стороны, особенности явления, которые подлежат непосредственному изучению
4. Это значимая сторона социального явления, подлежащая системному анализу
5. Определенные общественные отношения.

13. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является:
1. Опрос
2.Наблюдение
3. Эксперимент
4. Социометрический тест
5. Анализ документов

14. В социологическом исследовании перевод понятий в систему эмпирически проверяемых показателей, индексов и шкал это:
1. Теоретическая интерпретация понятий
2. Эмпирическая интерпретация понятий
3. Операционализация понятий
4. Анализ и интерпретация эмпирических данных
5. Системный анализ объекта исследования

15. Под репрезентативностью в социологическом эмпирическом исследовании понимают:
1. Предположение о свойствах изучаемых объектах
2. Часть объектов генеральной совокупности, отобранных с помощью специальных приемов для получения информации
3. Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического явления
4. Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности
5. Социальное противоречие, требующее разрешения

16. Какой принцип определения малой социальной группы является наиболее существенным?
1. Количество участников
2. Степень формализации статусов и ролей
3. Длительность существования
4. Тесные межличностные контакты, близость участников и взаимодействия
5. Наличие системы контроля

17. Что такое конформизм?
1. Тенденция к согласованности между членами группы, что приводит к узкому взгляду на тот или иной вопрос
2. Поведение, контролируемое посредством группового давления
3. Поведение, в котором проявляются способности группового лидера
4. Действия, направленные на поддержку социальных изменений
5. Вид группового мышления

18. Примером квазигруппы будет…
1.Толпа
2. Студенческая группа
3. Семья
4. Дружеская тусовка
5. Трудовой коллектив

19. Отождествления себя с другим субъектом, группой, социальным образом в процессе социализации называется…
1. Социализация
2. Идентификация
3. Институционализация
4. Приспособление
5. Ассимиляция

20. Кого нельзя назвать агентами первичной социализации?
1. Семья
2. Школа
3. Воспитатели
4. Трудовой коллектив
5. Сверстники

21. Вторичная социализация включает в себя…
1. Профессиональную социализацию
2. Воспитание в школе
3. Воспитание в семье
4. Нормы и правила поведения, которые ребенок узнает в кругу сверстников. 5. Нормы и правила поведения, которые человек получает от родителей, воспитателей, учителей

22. Социальный статус – это…
1. Совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенное место в социальной системе
2. Определенная позиция в социальном пространстве
3. Устойчивая связь элементов в социальной системе
4.Нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия
5. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений между ними

23. Какие из перечисленных статусов и ролей личности нельзя назвать предписанными?
1.Мужчина
2. Афроамериканец
3. Мужские и женские роли, характерные для данной культуры
4. Муж
5. Пожилой человек

24. Выберите наиболее полный набор важнейших дифференцирующих признаков слоя.
1. Национальность, вероисповедание, происхождение, доход
2. Образование, профессия, доход, престиж
3. Профессия, национальность, доход
4. Профессия, доход, половозрастные характеристики
5. Доход, образование, происхождение, характер потребления благ

25. Какое из перечисленных понятий не имеет прямого отношеня к социальной структуре общества
1. Стратификация
2. Социализация
3. Социальная мобильность
4. Маргинальность
5. Социальный класс

26. Выберете наиболее точную формулировку такого явления, как социальная мобильность:
1. Это получение человеком новой профессии
2. Это борьба социальных групп за улучшение своего собственного положения
3. Это переход общества как социальной системы на более высокую ступень развития
4. Это изменение условий жизни индивидов
5. Это продвижение по иерархической социальной вертикали или
горизонтали социальных групп или индивидов

27. Как называется система упорядоченных взаимодействий, где появляется набор устойчивых социальных ожиданий.
1. Социальные действия
2. Социальная общность
3. Социальные отношения
4. Социальные институты
5. Социальная организация

28. Что такое девиантное поведение?
1. Поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм и ценностей
2. Система взаимообусловленных социальных действий
3. Поведение, ориентируемое на действия других людей
4. Поведение, которое характеризует лидера в группе
5. Поведение, направленное на социальные изменения

29. Социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высокоформализованных структур – это
1. Социальный институт
2. Социальная общность
3. Формальная группа
4. Организация
5. Институт социализации

30. Как называется процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности?
1. Социализация
2. Организация
3 Институционализация
4. Модернизация
5. Стратификация

В обществе, между индивидами и социальными группами постоянно возникают, функционируют, развиваются определенные связи и взаимодействия. Они делятся, с одной стороны, на случайные, спонтанные, хаотичные, поверхностные, неорганизованные. С другой - устойчивые, регулируемые, упорядоченные социальные взаимодействия. Особо важные и глубокие из них относят к социальным институтам (понятие "социальный институт" заимствовано из юридической науки, где оно означает совокупность норм, регулирующих социально-правовые отношения таких, как институты наследования, брака и т.п.).

При этом, в социологической учебной литературе понятие "социальный институт" употребляется в двух значениях. Во-первых, им означают совокупность лиц, учреждений и др., которые обеспечены определенными материальными средствами, выполняют конкретные социальные функции (к примеру, государство, трудовой коллектив, семья и т.п.). Во-вторых, под социальным институтом понимают специфические механизмы социальной регуляции, посредством которых осуществляется контроль за поведением индивидов, групп посредством применения специальных правил, принципов, норм, установок - в целом системы социального контроля.

Оба эти понимания сущности социальных институтов не противоречат друг другу, поскольку указывают на две взаимосвязанные стороны этого сложного социального явления.

Основное определение:

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ - ЭТО ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ, УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, СОВОКУПНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ, И, С ДРУГОЙ - ОПРЕДЕЛЕННЫЙ "НАБОР" ЦЕННОСТЕЙ, НОРМ, СТАНДАРТОВ, ОБРАЗЦОВ ПОВЕДЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Институционализация - процесс придания социальным связям (между индивидами, социальными общностями) упорядоченного, нормативного характера, в т.ч. появления для их реализации, регулирования специальных учреждений, организаций.

Социальный контроль - важнейший элемент социальных институтов, механизм саморегуляции, обеспечивающий их стабильность, следование индивидов и групп принятым в обществе (или в рамках определенных социальных общностей) ценностям, социальным нормам, стандартам поведения.

Социальная норма : важнейшее средство социальной регуляции поведения индивидов и групп в рамках социальных институтов, представляющее собой совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (организация, общество в целом) своим членам с целью осуществления деятельности определенного образца (типа). Подобные социальные нормы носят, естественно, относительный характер, формируются с учетом интересов социальных групп, их представлений о должном, возможном, одобряемом и, наоборот, о нежелательном, неприемлемом и т.п.

Итак, для социальных институтов характерно четкое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность, слаженность их действий, достаточно высокий и жесткий уровень регуляции и контроля за этим взаимодействием. Что же касается функций социальных институтов, то выделяют следующие:

Закрепление и воспроизводство социальных отношений в определенной сфере общественной жизни.

Интеграция и сплочение общества, социальных групп.

Регулирование деятельности индивидов и социальный контроль за этой деятельностью.

Включение людей в деятельность.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни функционируют социальные институты, какие выполняют функции, каков уровень и характер их организации, выделяют следующие виды социальных интститутов (по классификации Яна Щепаньского):

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, регулирующие процессы производства, обмена и распределения, осуществляющие организацию и управление хозяйственной деятельностью (собственность, рынок, предприятие, банк, деньги, труд и т.п.)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ, связанные с процессами установления, поддержания и использования государственной власти (власть, государство, политические партии, армия и т.п.)

СОЦИАЛЬНЫЕ, регулирующие социальные связи, взаимодействия людей в обществе (трудовой коллектив, семья, добровольные объединения граждан, общественное мнение, средства массовой информации)


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ, связанные с созданием и распространением духовных ценностей, социализацией молодежи (образование, наука, театр и др.)

РЕЛИГИОЗНЫЕ, организующие «отношения» человек с

трансцендентными силами (вера, церковь, и т.п.)

5.2. Социальные организации: сущность, виды

Разграничение понятий "социальный институт" и "социальная организация", в силу уже указанных выше причин, представляет определенную сложность: действительно, социальная организация - в принципе не что иное, как сложный социальный институт.

Однако, при этом нужно иметь в виду то обстоятельство, что термин "социальная организация" употребляется и в двух других значениях.

Социальная организация обозначает определенный организованный вид деятельности, т.е. здесь социальная организация - процесс распределения функций, координации, целенаправленного воздействия субъекта деятельности на объект.

Термином "социальная организация" обозначают также свойство социального объекта, имея в виду степень внутренней согласованности, упорядоченности какого-либо целого, его структуру.

Однако, вернемся к понятию "социальная организация" в его основном значении, о котором уже шла речь выше.

Итак, СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - это один из важнейших элементов социальной структуры общества (в широком значении этого термина), искусственное социальное объединение людей институционального характера, реализующее в обществе определенные функции.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:

1.Социальные организации обладают целевой природой, поскольку создаются в обществе для реализации определенных целей, т.е. это средство объединения и регламентации поведения людей для совместного достижения определенной цели.

2. Для достижения цели члены организации вынуждены распределяться по ролям и статусам, т.е. занимать в ней определенные позиции.

3. Организации возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Потому в них, с одной стороны, имеют место различные горизонтальные структуры. С другой - социальные организации всегда строятся по вертикальному (иерархическому) признаку, в них выделяются управляющая и управляемая подсистемы.

4.Управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации (имеются в виду как непосредственно органы управления организацией, так и внутриорганизационные нормы).

На основе перечисленных факторов и возникает определенный организационный порядок как система относительно стабильных целей и норм, регулирующих организационные связи, взаимодействия и отношения. Соответствено, поведение индивидов в организации и вне ее - явления различные. Разные элементы человеческого поведения - мотивы, роли, ценности, установки, цели, потребности и т.п. - "выстраиваются" в рамках организации совершенно по-иному, чем вне организации, поскольку в организации действуют законы совместной кооперированной деятельности. Подобная организационная деятельность порождает организационный эффект, который называют СИНЕРГИЕЙ, т.е. приростом дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий ее участников.

СОСТАВЛЯЮЩИЕЭФФЕКТА СИНЕРГИИ

1. Организация объединяет усилия своих членов и уже простая массовость, т.е. одновременность многих усилий дает прирост энергии.

2. Сами единицы, элементы организации, включаясь в нее, становятся иными, специализированными и эта специализация, однонаправленность действий индивидов позволяет также усилить энергию, концентрируя ее в одной точке.

3. Благодаря наличию управляющей подсистемы, действия людей синхронизируются, что также служит мощным источником повышения обшей энергии организации.

Основное определение:

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ЭТО ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ОТЛИЧАЮЩИЙСЯ ОТ ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ НАЛИЧИЕМ ЦЕЛЕЙ, ИЕРАРХИЧЕСКИМ СТРОЕНИЕМ (В ТОМ ЧИСЛЕ НАЛИЧИЕМ УПРАВЛЯЮЩЕЙ И УПРАВЛЯЕМОЙ ПОДСИСТЕМ), А ТАКЖЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ФОРМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении высшего учебного заведения(педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово латинское. В переводе обозначает « учреждение».

В общественных науках употребляется термин « социальный институт».

Что такое социальный институт?

Определений данного понятия несколько.

Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

ПОЯСНЕНИЕ.

Социальный институт, говоря более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.

  1. Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
  2. Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.

И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.

Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.

Социальные институты, их виды

Институты по сферам общества. Что регулируют Примеры
Экономические институты Регулируют производство и распределение товаров и услуг. Собственность, рынок, производство
Политические институты Регулируют общественные отношения, используя властные полномочия. Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд
Социальные институты Регулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование. Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита
Духовные институты Регулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство. Церковь, школа, вуз, искусство

Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

Структура социальных институтов

Структура, то есть элементы целого.

Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.

  • Цель и сфера деятельности социального института
  • Функции
  • Социальные роли и статусы
  • Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.

Признаки социальных институтов

  • Образцы поведения, установки. Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
  • Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
  • Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
  • Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
  • Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека; для семьи- дом, мебель.

Функции социальных институтов

  • Удовлетворение социальных потребностей — это основная функция каждого института.
  • Регулятивная функция — то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
  • Закрепление и воспроизводство общественных отношений . У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
  • Интегративная функция , то есть сплочение, взаимосвязь членов общества.
  • Транслирующая функция — возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
  • Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
  • Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.

Формальные и неформальные социальные институты

Формальные институты — в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)

Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социальные общности и социальные институты

1. Виды социальных общностей и их характерные черты

Социальная общность является одной из важных составляющих социума. Социальные общности разных видов и типов - это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Именно поэтому их изучение является важным направлением социологической науки. Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом общественноисторического процесса.

Социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающихся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Таким образом, в качестве основных черт социальных общностей можно выделить следующие: социальный институт культурный

1) реальность - социальные общности не являются умозрительными абстракциями или экспериментальными искусственными образованиями, а существуют реально, в самой действительности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить;

2) целостность - социальные общности не являются простой совокупностью индивидов, социальных групп, а обладают характеристиками целостных систем;

3) выступление в качестве объекта социального взаимодействия - социальные общности сами являются источниками своего развития. Становление и функционирование социальных общностей происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношений.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретноисторических и ситуационно обусловленных видов и форм. По количественному составу они варьируются от двух людей до многочисленных международных, экономических и политических движений. По времени продолжительности существования - от минуты и часы до столетия и тысячелетия этносов, народностей, наций. По плотности связи между индивидами - от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований.

Разнообразные виды общностей образуются на различной объективной основе.

В качестве таких оснований можно выделить следующие характеристики:

1) характер общественного производства (производственный коллектив, социально-профессиональная группа);

2) этническая принадлежность (народности, нации), которые отличаются спецификой экономической деятельности, окружающей природной среды и другими качествами;

3) естественные социально-демографические факторы (пол, возраст, принадлежность к социальному слою, например, студенчество и т. д.);

4) культурные особенности (различные культурные объединения: театральные, кинематографические и т. д.);

5) политические ориентации (политические партии и общественные движения).

Все социальные общности можно разделить на массовые и групповые.

Массовые общности - это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы. Они характеризуются следующими признаками:

1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с непосредственным качественным и количественным составом, не имеющие четко обозначенного принципа вхождения в них;

2) для них характерен ситуационный способ образования и существования, так как они функционируют в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;

3) им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, то есть эти общества преодолевают классовые этнические и иные границы;вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в качестве структурных единиц более широких общностей.

Групповые общности - это совокупности людей, которые отличаются устойчивым характером взаимодействия, высокой степенью сплоченности, однородностью; они чаще всего входят в более крупные социальные общества в качестве структурных элементов.

Любая общность формируется на основе одинаковых условий жизни людей, из которых она образуется. Однако совокупность людей становится общностью только тогда, когда они могут осознать эту одинаковость, проявить свое отношение к ней. В связи с этим у них вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим».

Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнению с другими общностями.

Осознание данного единства присуще любой социальной общности. При этом существует прямая зависимость между характером основы общества и осознанием единства; чем больше общих условий лежит в основе их формирования, тем больше единство данной общности. Поэтому наиболее присуще осознание единства для этнических общностей: наций, народов, народностей.

2. Социальная группа как объект социологического изучения. Виды социальных групп

П. Сорокин отмечал, что «...вне группы история нам не дает человека. Абсолютно изолированного человека, живущего вне общения с другими людьми, мы не знаем. Нам всегда даны группы.». Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных.

Социальная группа - это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

Такими признаками могут выступать быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и т.д.

Первые попытки создания социальной теории групп были предприняты в XIX - нач. XX вв. Э. Дюркгеймом, Г. Тардом, Г. Зиммелем, Л. Гумпловичем, Ч. Кули, Ф. Теннисом.

В обыденной жизни понятию «социальная группа» даются самые различные толкования.

В одном случае этот термин применяется для обозначения сообщества индивидов, физически и пространственно находящихся в одном месте. Примером такого сообщества могут быть индивиды, находящиеся в определенный момент на определенной площади или проживающие на одной территории. Такое сообщество называют агрегацией. Агрегация - это некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательного взаимодействия.

Значимость социальной группы для индивида заключается в том, что группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. В соответствии с местом в системе общественных отношений социологи выделяют большие и малые социальные группы.

Большая группа - это группа с большим числом ее членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. Большие социальные группы, в свою очередь, также можно разделить на несколько видов:

Номинальные группы - совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения;

Реальные группы - это такие общности людей, которые способны к самодеятельности, т.е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их, стремятся к их удовлетворению совместными организованными действиями. Это группы типа класса, этноса и других сообществ, которые образуются на основе совокупности существенных признаков.

Большие социальные группы редко выступают в качестве объекта социологических исследований, что обуславливается их масштабом.

Гораздо чаще в качестве элементарной частицы общества, сосредотачивающей в себе все виды социальных связей, выступает малая социальная группа.

Малая социальная группа - это небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют. Российский социальный психолог Г.М. Андреева определяет этот феномен как группу, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Таким образом, главным группообразующим фактором в данном случае выступает непосредственный личный контакт. Малая группа имеет ряд отличительных признаков:

1) ограниченное число членов, как правило, не более 20;

2) члены малой группы находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя в течение определенного времени;

3) каждый из членов группы взаимодействует со всеми членами;

4) принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных потребностей;

5) члены группы имеют общие цели, как правило, они вырабатывают общие правила, стандарты, нормы и ценности.

Существует две исходных формы малой группы: диада и триада.

Диада - это группа, состоящая из двух человек, характеризующаяся более интимными отношениями, например, пара влюбленных. Триада - активное взаимодействие трех человек, для которых менее характерны эмоциональность и интимность, но в большей степени развито разделение труда.

Существуют различные подходы к классификации малых групп. В рамках одной из них принято выделять первичные и вторичные группы.

Первичная группа - разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления и неформальным контролем над поведением ее членов, например, семья, группа сверстников, компания друзей и т. д. Впервые термин «первичная группа» ввел в научный социологический оборот Ч. Кули. Автор рассматривал его как элементарную клеточку всего социального организма.

Изучение первичных групп важно в силу их огромного влияния на нравственное и духовное воспитание человека. Стереотипы, вырабатываемые в таких группах, становятся частью культуры, моральными постулатами и ролевыми установками для огромного количества людей.

Вторичная группа - это социальная группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер. Эмоциональные характеристики в такой группе отходят на второй план, а на первый выходит способность осуществлять определенные функции и достигать общей цели. Вторичной группой можно назвать социальные общности, связанные между собой внешней связью, которая, однако, оказывает существенное влияние на их поведение.

В классификации малых групп выделяют также референтные группы. Референтная группа - это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, цели, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Разработка этого социального явления были проведены американским социологом Г. Хайменом. В ходе исследований он выяснил, что каждый человек включает себя сразу в несколько референтных групп, хотя и не принадлежит им формально.

При рассмотрении малых социальных групп принято выделять также группы членства - группы, к которым индивид реально принадлежит. В обыденной жизни нередки случаи, когда между группами членства и референтными группами возникает ценностный конфликт. Результатом этого может стать разрыв межличностных связей, что грозит разрушением социальной группы. В современном обществе такие явления имеют значительные масштабы. Прежде всего это связано с развитием информационных технологий.

3. Социальные квазигруппы. Социальный феномен толпы. Особенности поведения людей в толпе

Помимо указанных типов социальных групп в социологии выделяются группы, которые появляются непреднамеренно и носят случайный характер.

Такие спонтанные неустойчивые группы называются квазигруппами. Квазигруппа - это спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо вида. Одним из самых ярких примеров квазигруппы является толпа.

Толпа - это временное собрание людей, объединенных в замкнутом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы, как правило, проста - лидеры и все остальные участники. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. В зависимости от характера поведения и формирования толпы можно разделить на несколько видов:

Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Например, собрание людей на улице возле произошедшего дорожнотранспортного происшествия. В этом виде толпы людей объединяют либо незначительные цели, либо вовсе бесцельное времяпровождение. Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее. Однако при определенном изменении условий такая толпа может быстро сплотиться и приобрести общую структурированность;

Обусловленная толпа - собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. Например, толпа, собравшаяся на стадионе для просмотра футбольного матча. В данном случае толпа «обусловлена» в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм;

Экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личного удовольствия ее членов при активности людей, которая уже сама по себе является целью и результатом. Например, собрание людей на проведении рок-фестиваля;

Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы. Одной из важнейших форм действующей толпы является сборище - эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища, как правило, имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех членов.

Действия сборища направлены на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается.

Распространенным примером сборища является ликующая толпа, которая имеет очень узкую направленность и после достижения цели быстро распадается. Другая форма действующей толпы - восставшая толпа.

Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво.

Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом. Такой вид толпы в наименьшей степени подвержен различным случайным явлениям извне, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы.

Несмотря на то, что толпы сильно различаются по характеру и поведению, можно выделить общие черты, характерные для поведения людей в любой толпе:

1) внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства;

2) анонимность. Индивид ощущает себя неузнаваемым в толпе. Толпа часто действует как целое, ее индивидуальные члены не воспринимаются и не выделяются как индивиды;

3) спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанному поведению, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своим поведением и их действия диктуются исключительно эмоциями, царящими в толпе;

4) неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля. Например, при осуществлении акта вандализма футбольными болельщиками каждый из участников действия снимает с себя ответственность, действуя со всеми вместе как единое целое.

В толпе теряют значение индивидуальные и статусные различия, действующие в «обычных» условиях социальные нормы и табу. Толпа понуждает отдельных людей одинаково действовать и буйствовать, сминает всякую попытку сопротивления или сомнения. Тут понятны аналогии с бешеным потоком, селем и т.п. Но это лишь аналогии: поведение самой неистовой толпы имеет свою логику, причем это логика социального действия, участники которого действуют как существа социальные. В действующей толпе, особенно в сплоченной, всегда можно обнаружить более или менее определенную и устойчивую собственную структуру.

В ее основе лежит некоторый традиционный поведенческий стереотип (ксенофобия религиозная или этническая, кровная месть, «закон Линча» и пр.) и ролевой механизм (например, подстрекатели, активисты, крикуны и т.д.). Нечто подобное существует и в ситуации разобщенной, панической толпы (стереотип «спасайся, кто, как может» и соответствующее распределение ролей). Ролевой этот набор в толпе беден.

4. Понятие социального института. Признаки, роль и значение социальных институтов

Фундаментом, на котором строится все общество, являются социальные институты. Термин происходит от латинского «institutum» - «устав». Впервые это понятие ввел в научный оборот американский социолог Т. Веблейн в книге «Теория праздного класса» в 1899 г.

Социальный институт - это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии. Их становление называется институциализацией.

Институциализация - это процесс определения и закрепления социальных норм, связей, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Этот процесс состоит из нескольких стадий:

1) возникновение потребностей, которые можно удовлетворить только в результате совместной деятельности;

2) появление норм и правил, регулирующих взаимодействие по удовлетворению возникших потребностей;

3) принятие и реализация на практике появившихся норм и правил;

4) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Институты имеют свои отличительные признаки:

Культурные символы (флаг, герб, гимн);

Кодексы поведения (присяга, клятва);

Идеологию, философию (миссия).

Социальные институты в обществе выполняют значительный набор функций:

1) воспроизводственная - закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение порядка и рамок деятельности;

2) регулятивная - регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов поведения;

3) социализация - передача социального опыта;

4) интегративная - сплочение, взаимосвязь и взаимоответственность членов групп под воздействием институционных норм, правил, санкций и системы ролей;

5) коммуникативная - распространение информации внутри института и во внешнюю среду, поддержание взаимосвязи с другими институтами;

6) автоматизация - стремление к самостоятельности.

Функции, выполняемые институтом, могут быть явными и латентными. Существование латентных функций института позволяет говорить о его возможности принести обществу большую пользу, чем заявляется изначально. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. Формирование системы санкций является основным условием институциализации. Негативные санкции предусматривают наказание за неточное, небрежное и неправильное выполнение должностных обязанностей. Позитивные санкции (благодарность, материальное поощрение, создание благоприятных условий) направлены на то, чтобы поощрять и стимулировать правильное и инициативное поведение.

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения. Социальные институты всегда выполняют общественно значимые функции и обеспечивают достижение относительно устойчивых социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Неудовлетворенные институтом социальные потребности вызывают к жизни новые силы и нормативно нерегулируемые виды деятельности. На практике возможна реализация следующих путей выхода из такой ситуации:

1) переориентация старых социальных институтов;

2) создание новых социальных институтов;

3) переориентирование общественного сознания.

В социологии существует общепризнанная система классификации социальных институтов на пять типов, которая основывается на потребностях, реализуемых с помощью институтов:

1) семья - воспроизводство рода и социализация личности;

2) политические институты - потребность в безопасности и общественном порядке, с их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть;

3) экономические институты - производство и добывание средств к существованию, они обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг;

4) институты образования и науки - потребность в получении и передаче знаний и социализации;

5) институт религии - решение духовных проблем, поиск смысла жизни.

Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемые институтами, носят обезличенный характер. Социальные институты (социальные системы) не состоят из конкретных людей, в них люди участвуют, занимая те или иные позиции, приобретая соответствующие социальные статусы (положение). Например, институт семьи - это не конкретные родители, дети и др. члены семьи. Это определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения.

Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Например, для функционирования института образования создаются такие учреждения, как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания, выделяются средства.

Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Так, например, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения - роддоме; первичную социализацию проходит в институте семьи; получает образование и профессию в различных учреждениях института образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты.

По мере развития общества возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются, либо исчезают совсем. Так, например, институт монархии во многих странах был ликвидирован. На смену ему пришли такие политические институты, как институт президентства, институт парламентаризма. А такие институты, как институты семьи и брака, институт религии существенно трансформировались.

Литература

1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. - М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2007-572 с.

2. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2009.-316 с.

3. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2008- 231с.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2009.- 860с.

5. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузовМ.: NOTA BENE, 2008.-269с.

6. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2009.-319с.

7. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2007.- 479с.

8. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2008 -431с.

9. Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010.-734с.

10. Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. - М.: Гранд, 2009. - 602с.

11. Самыгин С.И. Социология:100 экзаменационных ответов/ С.И. Самыгин, Г.О. Петров.- 3-е издание.- М.; Р/нД: МарТ, 2008.-234с.

12. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко - М.ЮНИТИ: 2009- 447с. (Гриф УМО, серия Золотой фонд российских учебников)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социальные институты как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, их внешняя и внутренняя структура, типы и основные принципы деятельности. Семья как социальный институт, современные тенденции ее развития.

    реферат , добавлен 26.07.2009

    Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Социальный институт в философских учениях. Институциональный порядок общества и общественной жизни. Роль социальных институтов в современном обществе. Социальные нормы и предписания, которые регулируют поведение людей в рамках социального института.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Социальные институты как постоянно повторяющиеся отношения людей. Основные функции социальных институтов: воспроизводство членов общества, социализация, производство, распределение, управление и контроль. Простая форма существования социальных институтов.

    презентация , добавлен 07.12.2011

    Социальные институты как форма социальных связей, и вместе с тем – инструмент их формирования. Понятие институционализации, функции социальных институтов. Проблемы власти и государства. Семья как социальный институт. Проблемы образования и религии.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2009

    Социальные институты как ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье. Эволюция социальных институтов, их типология, функции, дисфункции.

    реферат , добавлен 18.12.2009

    Сущность и основные характеристики социальной группы. Большие, средние и малые группы, их особенности. Понятие про формальные и неформальные социальные группы. Социальные общности и их виды. Социальные институты как формы организации общественной жизни.

    презентация , добавлен 17.03.2012

    Понятие социальной структуры общества, характеристика индивида как ее основного элемента. Личный и групповой социальный статус. Социальные общности и группы, определяющие социальную структуру общества. Социальные институты и социальные организации.

    реферат , добавлен 13.02.2016

    Происхождение термина "социальный институт", анализ функционирования домашних, политических, профессиональных учреждений. Функции, формы, источники развития социальных институтов; процесс институционализации. Организация как элемент социальной структуры.

1. М. Вебер 2. Платон 3. Э. Дюркгейм 4. О. Конт 5. Аристотель

2. Какое определение социологии более точное?

1. Социология – наука об обществе 2. Социология изучает поведение людей 3. Социология – наука о возникновении, развитии и функционировании социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностью и личностью 4.Социология изучает механизмы взаимодействия между организациями и социальными институтами 5. Вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных

3. Понятие «социальное действие» ввел в научный оборот…

1. О.Конт. 2. Г. Спенсер. 3. М.Вебер. 4. Э. Дюркгейм.5. Т. Парсонс.

4. Кто рассматривал общество как биологический организм?

1. Г. Спенсер.2. М. Вебер.3. В. Паретто.4. К. Маркс.5. Т. Парсонс.

5. Как называется исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей?

поэтому основной признак – это географические границы. 3. Понятие «общество» совпадает с понятием «культура» 4. Общество – люди, взаимодействующие на очерченной территории и имеющие общую культуру. 5. Общество – самая крупная группа людей

7. Для какого типа общества характерна социальная солидарность, сплоченность?

1. Массовое общество. 2. Индустриальное общество. 3. Постиндустриальное общество. 4. Постмодерное общество. 5. Традиционное общество.

8. Что, по мнению Т.Парсонса, сохраняет общество как стабильную систему?

1. Дифференциация и интеграция. 2. Органическая солидарность, которая в процессе развития общества, пришла на смену механической солидарности. 3. Определенные механизмы и структуры, которые выполняют функции адаптации, целеполагания, интеграции и поддержания образца. 4. Социальные конфликты, которые сплачивают противоборствующие стороны. 5. Всевозрастающая рационализация общества.

9. Какому типу общества характерны такие черты, как разделение руда, усиление социального разнообразия, расширение возможностей личного выбора?

1. Аграрное общество. 2. Традиционное общество. 3.Общество охотников и собирателей. 4. Индустриальное общество. 5. Индустриальное и постиндустриальное общество.

10. Как называется процесс возрастающего влияния различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах?

1. Модернизация. 2. Индустриализация. 3. Информатизация. 4. Глобализация. 5. Интеграция.

11. Методологический раздел программы эмпирического социологического исследования включает в себя:

1. Описание методы обработки и анализа данных. 2. Описание цели, задач, объекта, предмета исследования, интерпретацию понятий. 3. Обоснование выборки, обоснование методов сборки данных. 4. Организационный план исследования 5.Распределение обязанностей между исполнителями и учет финансовых ресурсов.

12. Что такое объект социологического исследования?

1. Это содержательная, методическая, организационная конкретизация цели 2. Это то, что существует вне зависимости от исследователя и на что может быть направлен процесс исследования 3. Это значимые свойства, стороны, особенности явления, которые подлежат непосредственному изучению 4. Это значимая сторона социального явления, подлежащая системному анализу 5. Определенные общественные отношения.

13. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является:

1. Опрос 2.Наблюдение 3. Эксперимент 4. Социометрический тест 5. Анализ документов

14. В социологическом исследовании перевод понятий в систему эмпирически проверяемых показателей, индексов и шкал это:

1. Теоретическая интерпретация понятий. 2. Эмпирическая интерпретация понятий 3. Операционализация понятий 4. Анализ и интерпретация эмпирических данных 5. Системный анализ объекта исследования.

15. Под репрезентативностью в социологическом эмпирическом исследовании понимают:

1. Предположение о свойствах изучаемых объектах 2. Часть объектов генеральной совокупности, отобранных с помощью специальных приемов для получения информации 3. Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического явления 4. Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности.

5. Социальное противоречие, требующее разрешения.

16. Какой принцип определения малой социальной группы является наиболее существенным?

1. Количество участников. 2. Степень формализации статусов и ролей. 3. Длительность существования. 4. Тесные межличностные контакты, близость участников взаимодействия. 5. Наличие системы контроля.

17. Что такое конформизм?

1. Тенденция к согласованности между членами группы, что приводит к узкому взгляду на тот или иной вопрос. 2. Поведение, контролируемое посредством группового давления. 3. Поведение, в котором проявляются способности группового лидера.4. Действия, направленные на поддержку социальных изменений. 5. Вид группового мышления.

18. Примером квазигруппы будет…

1.Толпа. 2. Студенческая группа. 3. Семья. 4. Дружеская тусовка. 5. Трудовой коллектив.

19. Отождествления себя с другим субъектом, группой, социальным образом в процессе социализации называется…

1. Социализация. 2. Идентификация. 3. Институционализация. 4. Приспособление. 5. Ассимиляция.

20. Кого нельзя назвать агентами первичной социализации?

1. Семья. 2. Школа. 3. Воспитатели. 4. Трудовой коллектив. 5. Сверстники.

21. Вторичная социализация включает в себя…

1. Профессиональную социализацию. 2. Воспитание в школе. 3. Воспитание в семье. 4. Нормы и правила поведения, которые ребенок узнает в кругу сверстников. 5. Нормы и правила поведения, которые человек получает от родителей, воспитателей, учителей.

22. Социальный статус – это…

1. Совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенное место в социальной системе 2. Определенная позиция в социальном пространстве. 3. Устойчивая связь элементов в социальной системе. 4.Нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия.

5. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и

отношений между ними.

23. Какие из перечисленных статусов и ролей личности нельзя назвать предписанными?

1.Мужчина. 2. Афроамериканец. 3. Мужские и женские роли, характерные для данной культуры. 4. Муж. 5. Пожилой человек.

24. Выберите наиболее полный набор важнейших дифференцирующих признаков слоя.

1. Национальность, вероисповедание, происхождение, доход 2. Образование, профессия, доход, престиж.

3. Профессия, национальность, доход. 4. Профессия, доход, половозрастные характеристики. 5. Доход, образование, происхождение, характер потребления благ.

25. Какое из перечисленных понятий не имеет прямого отношеня к социальной структуре общества

1. Стратификация 2. Социализация 3. Социальная мобильность 4. Маргинальность 5. Социальный класс

26. Выберете наиболее точную формулировку такого явления, как социальная мобильность:

1. Это получение человеком новой профессии 2. Это борьба социальных групп за улучшение своего собственного положения 3. Это переход общества как социальной системы на более высокую ступень развития 4. Это изменение условий жизни индивидов 5. Это продвижение по иерархической социальной вертикали или горизонтали социальных групп или индивидов

27. Как называется система упорядоченных взаимодействий, где появляется набор устойчивых социальных ожиданий.

1. Социальные действия. 2. Социальная общность. 3. Социальные отношения. 4. Социальные институты. 5. Социальная организация.

28. Что такое девиантное поведение?

1. Поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм и ценностей. 2. Система взаимообусловленных социальных действий. 3. Поведение, ориентируемое на действия других людей. 4. Поведение, которое характеризует лидера в группе. 5. Поведение, направленное на социальные изменения.

29. Социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высокоформализованных структур – это

1. Социальный институт. 2. Социальная общность. 3. Формальная группа. 4. Организация. 5. Институт социализации.

30. Как называется процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности?

1. Социализация. 2. Организация.3 Институционализация. 4. Модернизация. 5. Стратификация.

Ключ к тесту

№ вопроса

№ ответа