Мир в каждом шаге скачать epub. «Мир в каждом шаге. Путь осознанности в повседневной жизни» Нат Тит. Цитаты из книги “Мир в каждом шаге”

Путь осознанности в повседневной жизни

В 1967 году Мартин Лютер Кинг выдвинул его кандидатуру на получение Нобелевской премии мира. Он сказал: "Я не знаю более достойного человека для этой награды, чем смиренный монах из Вьетнама".

Политик Роберт Кеннеди назвал его "символом мира". Томас Мертон, известный католический монах и мистик, впервые увидев его у себя в Гефсиманском монастыре, сказал ученикам: "Даже то, как он открыл дверь и вошел, свидетельствует о глубине его личности. Вот настоящий монах".

Он находится в списке ста самых влиятельных духовных лидеров современности. На третьем месте - сразу после Далай Ламы и Экхарта Толле.

Далай Лама назвал его книгу "Мир в каждом шаге" способной изменить жизнь целого общества.

Монах из Вьетнама

Знакомьтесь Тит Нат Хан - вьетнамский дзен-мастер, участник движения за мир и один из величайших духовных лидеров современности. Он принял монашеский постриг в 16 лет, а шесть лет спустя стал сооснователем Ан-Куанга - буддийского института, центра духовной жизни Южного Вьетнама. Позже его пригласили в США, чтобы учиться и преподавать религиоведение в Колумбийском и Принстонском университетах.

Пару лет спустя ему пришлось срочно вернуться во Вьетнам, потому что там началась война. Он вернулся на родину и стал одним из руководителей едва ли не величайшего мирного движения сопротивления ХХ века, основанного на идеях Махатмы Ганди.

Вот уже более 60 лет Тит Нат Хан остается одним из величайших духовных учителей и призывает к миру. Но настоящий мир на Земле начинается с мира внутри человека.

Его книга "Мир в каждом шаге" описывает более 50 практик осознанности. Вы узнаете, как в обществе, живущем на высоких скоростях, в котором главное - это законы материальной успешности, сохранять в душе спокойствие, мир и осознанность. Эта книга - приглашение вернуться в настоящее и обрести мир и радость.

Улыбка одуванчика

Мы постоянно спешим. И в этой бешеной гонке мы не замечаем простых вещей, которые делают нас счастливыми: улыбка, дыхание, солнце, играющее на лице, неспешно ползущая по земле божья коровка. Мира нет ни внутри нас, ни снаружи.

Для того чтобы поселить мир внутри себя, достаточно улыбнуться. Источник искренней улыбки - пробужденный разум. Когда я вижу улыбающегося человека, то сразу чувствую: вот сейчас он живет осознанно. В конце ретрита в Калифорнии одна участница написала такое стихотворение:

Я потеряла улыбку,

Но не стоит беспокоиться.

Она у одуванчика.

Поливайте здоровые семена

Сознание существует на двух уровнях: как семена и их всходы. Допустим, в нас есть семечко гнева. Гневаясь пять минут, мы успеваем породить новые семена гнева и высадить их в почву своего бессознательного ума. Внутри нас много разных семян - и хороших, и плохих.

Каждый раз во время практики внимательной жизни мы сажаем здоровые семена.

Они действуют аналогично антителам. Когда в кровь попадает вирус, организм реагирует, антитела находят и окружают вирус, заботятся о нем и преображают его. В случае с психологическими семенами происходит то же самое. Чтобы добиться успеха, нужно вырастить про запас множество хороших семян.

Что так?

Мы часто спрашиваем: "Что не так?" Но мы бы намного счастливее, если научились спрашивать: "Что так?" - и удерживать в себе ощущение от ответа.

Жизнь полна чудес: синее небо, солнечный свет, глаза детей. Например, дыхание так приятно. Я радуюсь дыханию каждый день. Но большинство людей осознают радость дыхания, только когда у них астма или насморк. Чтобы понять, насколько приятно дышать, не нужно дожидаться астмы. Осознание драгоценных составляющих счастья - сама по себе практика подлинной внимательности. Эти компоненты внутри и вокруг нас. Мы можем радоваться им каждую секунду жизни. Вот несколько идей:

Секрет счастья - в самом счастье.

Хотя попытки принести мир на землю через внутреннее изменение каждого человека трудны, это единственный путь к цели. Вначале мир должен возникнуть в душе каждого из нас. И я верю, что любовь, сострадание и альтруизм - его основа. Только тогда мы способны создавать атмосферу мира и гармонии вокруг себя. Она окружает нашу семью, знакомых, а в итоге - весь мир.

Если вы избрали указанный путь, то "Мир в каждом шаге" - ваш путеводитель. Если в повседневной жизни мы научимся выкраивать мгновения ощущения простора и покоя, мы откроем себя для абсолютной свободы. Мы окажемся счастливыми прямо сейчас. Если в течение всей жизни мы не находили себе покоя и у нас осталось только две минуты до смерти, даже в этот короткий промежуток времени мы способны остановить мысли и обрести подлинное спокойствие. Но зачем ждать смертного одра, чтобы оказаться в настоящем и оценить все волшебство жизни?

Скачать книгу “Мир в каждом шаге” можно тут

Мой отзыв о книге тут:

14 заповедей от Тит Нат Хана

1- Не будь поклонником и не ограничивайся какой-либо доктриной, теорией или идеологией. Все системы взглядов – есть лишь руководство к действию, они не являются абсолютной истиной.

2- Не думай, что знания, которыми ты сейчас обладаешь, неизменны, что это абсолютная истина. Не будь таким узконаправленным и ограниченным своими сегодняшними взглядами. Учись и практикуй непривязанность к взглядам для того, чтобы быть открытым для приобретения новых точек зрения. Правда обретается в жизни, а не в концепциях. Будь готов учиться всю свою жизнь и наблюдать реальность в себе и вокруг все время.

3- Не заставляй других людей, включая детей, принять твои взгляды, чего бы они ни касались, власти, развлечений, денег, пропаганды или даже образования. Тем не менее, через сострадательную беседу помогай другим избегать фанатизма и узости взглядов.

4- Не избегай боли и не закрывай глаза перед страданием. Не теряй осознание того, что в мире существует страдание. Всеми способами, включая общение и путешествия, ищи возможность быть с теми, кто страдает. Таким образом, пробуждай себя и других к реальности страдания в мире.

5- Не накапливай богатство, в то время, как миллионы людей в мире голодают. Не делай целью своей жизни славу, выгоду, богатство или чувственные удовольствия. Живи просто и дели время, энергию и материальные средства с теми, кто нуждается в этом.

6- Не поддерживай в себе гнев или ненависть. Учись понимать и преобразовывать их, пока они еще содержатся в твоем сознании. Как только гнев или ненависть придут, направь свое внимание на дыхание, чтобы увидеть и понять сущность человека, который стал для тебя причиной этих чувств.

7- Не теряй себя в окружении. Практикуй осознанное дыхание, чтобы вернуться к тому, что происходит в настоящий момент. Будь в контакте с удивительным, освежающим и целительным внутри и вокруг тебя. Сей семена радости, мира и понимания в себе для того, чтобы облегчить преобразования в глубине своего сознания.

8- Не произноси слов, которые могут создать диссонанс и прервать общение. Старайся сгладить и разрешить все конфликты, даже самые маленькие.

9- Не говори неправды в личных интересах или чтобы произвести впечатление на других людей. Не произноси слов, которые могут вызвать разлад в отношениях и ненависть. Не распространяй новости, в которых ты не уверен. Не критикуй и не осуждай вещи, в которых ты не уверен. Всегда говорит честно и по существу. Имей храбрость говорить о несправедливых ситуациях, даже если это может угрожать твоей безопасности.

10- Не используйте религиозную общину в личных интересах или для получения прибыли, и не превращай ее в политическую партию. Однако, религиозная община должна занять четкую позицию, противостоящую насилию и несправедливости и должна стремиться изменить ситуацию. не вовлекаясь в партизанскую борьбу.

11- Не занимайтесь деятельностью, которая вредит людям и природе. Не поддерживайте фирмы, которые препятствуют нормальной жизни других людей. Вы берите для себя занятие, которое поможет вам воплотить ваш идеал сострадания.

12- Не убивайте. Не позволяйте другим убивать. Всеми возможными способами старайтесь защищать жизнь и предотвращать войну.

13- Не владейте ничем, что принадлежать другим. Уважайте собственность других людей, но не позволяйте им обогащаться через человеческие страдания или страдания других существ.

14- Не вредите своему телу. Научитесь обращаться с ним с уважением. Не смотрите на ваше тело только как на инструмент. Сохраняйте жизненные энергии для исполнения Пути. Сексуальное самовыражение не должно происходить без любви и преданности. В сексуальных отношениях осознавайте возможность возникновения страдания в будущем. Чтобы сохранить счастье других людей, уважайте их права и привязанности. Полностью осознавайте ответственность за новые жизни, приходящие в мир. Медитируйте о мире, в который вы приносите новые жизни.

Об авторе

Тит Нат Хан - дзен-буддийский монах из Вьетнама, настоятель буддийского медитативного центра, автор более 100 книг по буддизму, медитации и осознанности. Родился в 1926 году. Занимался благотворительностью и социальной деятельностью в Хошимине, преподавал в ведущих американских университетах, выдвигался на получение Нобелевской премии мира. В 2014 году попал в список 100 самых влиятельных духовных лидеров под номером 4 (после Далай-ламы, Экхарта Толле и папы римского Франциска). Также попадал в ТОП-3 этого рейтинга в предыдущие годы.

В настоящее время Тит Нат Хан живет во Франции в коммуне Plum Village, настоятелем которой он является.

Цитаты из книги “Мир в каждом шаге”

Слова Далай-Лама

«Вначале мир должен возникнуть в душе каждого из нас. И я верю, что любовь, сострадание и альтруизм - его основа. Если вы избрали указанный путь, то «Мир в каждом шаге» - ваш путеводитель». Далай-Лама

Великий Тит Нат Хан

Мартин Лютер Кинг был так тронут поступками Тит Нат Хана, что выдвинул его на Нобелевскую премию мира 1967 года, сказав: «Я не знаю никого более достойного Нобелевской премии мира, чем смиренный монах из Вьетнама».

Улыбка как у одуванчика

Медитации при ходьбе

Прочувствуйте контакт подошв с Землей. Идите, словно целуя ногами Землю. Мы принесли Земле столько страданий - пришла пора позаботиться о ней. Мир и спокойствие, выращенные внутри нас, мы приносим на поверхность Земли.

И напоследок один отзыв, который раскрывает суть:

Несмотря на все регалии автора, не сказала бы, что книга полна каких-то откровений. По крайней мере, для себя я ничего нового, кроме разве что, дыхательной медитации на каждый день, не нашла. «Живите осознанно, будьте благодарны, творите добро, помните о бедных и несчастных» ну и тому подобные истины. Рекомендовала бы я ее разве что для детей или подростков. Если в начале книги еще можно найти что-то полезное, то вторая половина – сплошь критика существующего режима и описание тяжелой жизни в странах третьего мира.

Нат Хан Тит

Мир в каждом шаге. Путь осознанности в повседневной жизни

Thich Nhat Hanh

PEACE IS EVERY STEP

The Path of Mindfulness in Everyday Life

Научный редактор Ольга Турухина


Издано с разрешения Random House, a division of Penguin Random House LLC и литературного агентства Nova Littera SIA


Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»


© Thich Nhat Hanh, 1991. All rights reserved This translation is published by arrangement with Bantam Books, an imprint of Random House, a division of Penguin Random House LLC

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

* * *

Эту книгу хорошо дополняют:

Осознанность

Марк Уильямс и Дэнни Пенман


Осознанная медитация

Видьямала Берч и Дэнни Пенман


Стрессоустойчивость

Шэрон Мельник

Предисловие

Хотя попытки принести мир на землю через внутреннее изменение каждого человека трудны, это единственный путь к цели. Так я говорю везде, где оказываюсь, и радуюсь, когда вижу понимание среди непохожих друг на друга людей. Вначале мир должен возникнуть в душе каждого из нас. И я верю, что любовь, сострадание и альтруизм – его основа. Только тогда мы способны создавать атмосферу мира и гармонии вокруг себя. Она окружает нашу семью, знакомых, а в итоге – весь мир.

Если вы избрали указанный путь, то «Мир в каждом шаге» – ваш путеводитель. Тит Нат Хан начинает с обучения внимательности к дыханию и осознанию всех небольших действий, которые мы совершаем в повседневной жизни, а затем показывает, какие преимущества для преодоления и исцеления трудных психологических состояний человека дают осознанность и сосредоточенность. Наконец, Тит Нат Хан показывает связь между личным, внутренним миром – и миром на Земле. Это очень полезная книга. Она способна изменить жизнь отдельных людей и целого общества.

Далай-лама* * *

Сегодня утром, когда я медленно и осознанно прогуливался по зеленой дубовой роще, на горизонте восходило сияющее, красно-оранжевое солнце. Оно сразу вызвало в памяти образы Индии: там в позапрошлом году мы вместе с Тит Нат Ханом посещали места, где проповедовал Будда. Как-то раз, по дороге к пещере возле Бодх-Гаи, мы остановились в поле, окруженном рисовыми плантациями, и вспомнили стихотворение:

Мир в каждом шаге.
Лучистое красное солнце – это мое сердце.
Каждый цветок улыбается вместе со мной.
Как зелено и свежо все растущее.
Как прохладен ветер.
Каждый шаг – это мир.
Он направляет нас по бесконечной тропе к счастью.

В этих строках суть послания Тит Нат Хана: мир не существует вне нас, его нельзя найти или получить. Жить осознанно, замедляясь и наслаждаясь каждым вдохом, – это и есть мир. Он присутствует в каждом шаге, и если мы пойдем по такому пути, то под нашими стопами станут расцветать цветы, улыбаясь нам и желая счастливой дороги.

Я познакомился с Тит Нат Ханом в 1982 году на нью-йоркской конференции Reverence for Life. Я был едва ли не первым американским буддистом на его жизненном пути, и его поразило, что я выгляжу, одеваюсь и до некоторой степени действую так же, как послушники, с которыми он уже двадцать лет занимался во Вьетнаме. На следующий год мой учитель Ричард Бейкер Роси пригласил его посетить наш центр медитации в Сан-Франциско, и он с радостью откликнулся. Так начался новый этап в удивительной жизни смиренного монаха, в котором Бейкер Роси увидел свойства «облака, улитки и высокоорганизованного разума, способного обрести подлинный религиозный опыт».

Тит Нат Хан родился в центральной части Вьетнама в 1926 году. Он принял монашество в 1942 году в возрасте шестнадцати лет. Всего восемь лет спустя он стал сооснователем Ан-Куанга – буддийского института, центра духовной жизни Южного Вьетнама.

В 1961 году Тит Нат Хан отправился в Соединенные Штаты, чтобы учиться и преподавать сравнительное религиоведение в Колумбийском и Принстонском университетах. Но в 1963-м ему пришла телеграмма от вьетнамских монахов с просьбой вернуться домой и помочь им противостоять войне, разразившейся после падения режима Нго Динь Зьема. Он немедленно вернулся на родину и стал одним из руководителей едва ли не величайшего мирного движения сопротивления ХХ века, полностью основанного на идеях Махатмы Ганди.

В 1964 году совместно с группой университетских профессоров и студентов Тит Нат Хан основал во Вьетнаме Молодежную школу социальных услуг. Американские СМИ окрестили ее «маленьким Корпусом мира». Ее последователи отправлялись в провинцию и основывали там школы и больницы, а впоследствии восстанавливали разбомбленные деревни. К моменту падения Сайгона в работе школы были задействованы более десяти тысяч монахов, монахинь и социальных работников. В том же году Тит Нат Хан помог основать издательство La Boi Press, ставшее впоследствии одним из лучших в стране. Он издал ряд книг, а также работал главным редактором официального печатного органа Объединенной буддийской церкви. Оба эти канала Тит Нат Хан использовал, чтобы призвать все стороны вьетнамского конфликта к миру. Неслучайно он постоянно испытывал давление цензуры обеих враждующих сторон.

В 1966 году по настоянию монашеской общины он принял приглашение Fellowship of Reconciliation и Корнелльского университета и приехал в США, «чтобы рассказать о чаяниях и страданиях вьетнамского народа, лишенного права голоса» (газета New Yorker от 25 июня 1966 года). Его время было расписано по минутам: выступления, встречи… И везде он убеждал прекратить огонь и перейти к переговорам. Мартин Лютер Кинг был так тронут поступками Тит Нат Хана, что выдвинул его на Нобелевскую премию мира 1967 года, сказав: «Я не знаю никого более достойного Нобелевской премии мира, чем смиренный монах из Вьетнама». Во многом благодаря влиянию Тит Нат Хана Кинг и сам публично высказался против войны на их совместной пресс-конференции в Чикаго.

Томас Мертон, известный католический монах и мистик, впервые увидев Тит Нат Хана у себя в Гефсиманском монастыре под Луисвиллем, сказал ученикам: «Даже то, как он открыл дверь и вошел, свидетельствует о глубине его личности. Вот настоящий монах». Мертон написал статью «Брат мой Нат Хан». Она стала страстным призывом прислушаться к предложениям Тит Нат Хана о прекращении огня и поддержать его мирные инициативы. В Вашингтоне Тит Нат Хан встретился с сенаторами Джеймсом Фулбрайтом и Робертом Кеннеди, министром обороны Робертом Макнамарой и другими политиками, после чего отправился в Европу, чтобы пообщаться с несколькими главами государств и высшими духовными лицами католической церкви. В попытках добиться сотрудничества католиков и буддистов в деле прекращения войны во Вьетнаме он проявил такое упорство, что был удостоен двух аудиенций Папы Римского Павла VI.

В 1969 году по просьбе Объединенной буддийской церкви Вьетнама Тит Нат Хан отправил на мирные переговоры в Париже делегацию буддистов. После подписания мирного договора в 1973 году ему было запрещено возвращаться во Вьетнам, и он основал небольшую общину под названием «Сладкий картофель» в паре сотен километров к юго-западу от Парижа. В 1976–1977 годах Тит Нат Хан организовал кампанию по спасению терпящих бедствие в Сиамском заливе, но вынужденно прервал ее из-за враждебного отношения властей Таиланда и Сингапура. Следующие пять лет он пребывал в своей общине: медитировал, читал, писал, переплетал книги, возделывал сад и иногда принимал посетителей.

В июне 1982 года Тит Нат Хан посетил Нью-Йорк, а некоторое время спустя основал под городом Бордо Сливовую деревню – крупный ретритный центр для изучения духовных практик, расположенный среди виноградников и полей пшеницы, кукурузы и подсолнечника. С 1983 года он каждые два года предпринимал поездки в Северную Америку, где вел занятия по духовной практике и читал лекции, посвященные внимательности и социальной ответственности, ведущими к «созданию мира в тот самый момент, когда мы живем».

Хотя Тит Нат Хан не имел права посещать родную страну, по Вьетнаму распространялись самиздатовские копии его книг. Присутствие учителя также ощущалось благодаря последователям и коллегам по всему миру, исповедовавшим его учение и неустанно работавшим над улучшением положения бедствующего народа Вьетнама. Эти люди тайно снабжали едой нищие семьи и организовывали акции в помощь писателям, художникам и монахам. Они также оказывали материальную и духовную поддержку беженцам в лагерях Таиланда, Малайзии и Гонконга, в частности спасая их от насильственной репатриации.

Сегодня Тит Нат Хан остается одним из величайших духовных учителей. В обществе, живущем на высоких скоростях и следующем законам эффективности и материальной успешности, он способен научить других действовать спокойно, мирно и осознанно. Вот что поражает и привлекает в нем жителей Запада. И хотя учение его очень просто, слова отражают глубину понимания жизни, достигнутую медитациями, буддийскими практиками и опытом работы по всему миру.