Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Литературно-музыкальная композиция «Юные герои войны. Сценарий литературно-музыкальной композиции «Недетское дело - война Сценарий литературно музыкальной композиции пионеры герои

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

пгт Даровской Кировской области

Сценарий праздника, посвященного юбилею пионерской организации «Салют, Пионерия!»

Разработала

учитель русского языка

и литературы

Котельникова Е.И.

2012 год


Цель: привлечение внимания широкой общественности к детским общественным организациям, к детским объединениям и его истории. Задачи:
    отдать дань глубокого уважения, почтения и памяти всем поколениям организаторов пионерского движения; передать знания современным детям о том, как зарождалась и чем занималась пионерская организация школы в разные периоды жизни страны, и что составляло ее славу .

Под звуки марша вынос пионерского знамени. На сцене ведущие в красных галстуках.
1.Раньше всех нас утро разбудило, Заиграли тысячи лучей, И горнисты громко возвестили: «Здравствуй, пионерский юбилей»!
2.Пусть сильней трубят горнисты, Звонче барабаны бьют. Гостям, в этом зале собравшимся, ВСЕ: Наш пионерский салют!
3.Именно в нашей родной быстрине, Прозываемой новой эрой, Родилось и пошло по Советской стране: Пионер, пионер, пионерия.
4.Именно край Ильичевых заветов, Край весен, счастливого детства, Именно наша страна Советов – Родина пионерства.
5.Пионерская организация имени Владимира Ильича Ленина была создана 19 мая 1922 года. Сегодня, спустя уже 90 лет, в пионеры хоть и не принимают, но о тех временах не забыли.
6.Мы собрались в этом зале в преддверии юбилея, чтобы вспомнить то время, когда ребята ходили в пионерские походы, пели звонкие песни у пионерских костров, ходили строем, и многое, многое другое.
7.Иными словами, вспомнить яркое и незабываемое детство наших пап и мам, бабушек и дедушек.
8.Ровно 90 лет назад, в 1922 году, в Советском Союзе появились первые пионеры. Они жили интересами своей страны и своего народа, делили с ней все радости и тяготы жизни.
9. «Всегда будь готов!» - слова самой известной пионерской песни в Советском СОЮЗЕ знали все мальчишки и девчонки. Пожалуй, не было среди них того, кто не хотел бы носить это гордое звание «пионер». 1.Пионер - это надёжный товарищ, который уважает старших, заботится о младших и всегда поступает по совести и чести.
2.Пионерия! Пионерия! Чуть заслышу твой дружный шаг, Открываю окна и двери я, Чтобы ветер звенел в ушах, Чтобы сердце затрепетало И рванулось через порог… Пионерия! Ты начало Самых дальних наших дорог!
3.Первый пионерский отряд, насчитывающий 21 человек, в Даровском был создан в 1923 году. В основном это были мальчики, так как вступать в него девочкам не разрешали родители.
4.Злободневным вопросом начала 30-х годов была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В основном она была завершена к 1932 году. По этому случаю был большой праздник, пионеры занимали на нем почетное место.
5.Пионер – почетней званья нету. Мир и счастье мы несем по свету, Пионерским шагом мы шагаем, Новые маршруты открываем.
40 годы
6. В 40-е годы в школе около 300 пионеров. Несмотря на трудности этого времени, школа занимает 2 место по успеваемости в области.
7.Пионеры того времени много трудились, работали в колхозах, помогали семьям фронтовиков.
8.Во время Великой Отечественной войны ученики школы собрали 9 тыс.310 руб. на строительство танковой колонны «Смерть фашистским детоубийцам» и 4 тыс. 376 руб. в фонд помощи детям фронтовиков.
50 годы
9.В 50-е годы после объединения средней и семилетней школ дружина насчитывала 597 пионеров, это 19 пионерских отрядов.
1.На поля Нечерноземья Скоро выйдут наши звенья. Ждет земля заботы и ухода, Нащих рук сады и фермы ждут. Рады мы, когда в дела народа Ручейком вливается наш труд.
2.В 1958 году, готовясь к юбилею комсомола, пионеры школы вырастили тысячи цыплят, утят, сотни кроликов, ухаживали за посевами в колхозе. «Научился сам – научи товарища», - таков был девиз каждого пионера.
60 е годы
3.Знает каждый гражданин советский, Будь он молод или стар, Что на свете жил писатель детский Синеглазый богатырь Гайдар.
4.С юности, надев шинель солдата, Защищал он Родину свою, Был он лучшим другом вам, ребята. И за ваше счастье пал в бою.
5.Аркадий Петрович Гайдар погиб в октябре 1941 года, а в январе 1964 года пионерской дружине школы Котельничский совет юных пионеров присвоил имя Аркадия Петровича Гайдара.
6.2 раза в год лучшим пионерам дружины присваивается звание «Юный гайдаровец». Более 500 пионеров носят это почетное звание.
7. Мы растем здоровыми и сильными И готовы быть всегда в строю. Дружно, радостно трудиться И Отчизну защищать свою, - так рапортовали пионеры 70-х годов.
8.В 70 годы в традицию вошли проведение трудового десанта 2 октября, в канун Октябрьской революции, и ленинского субботника 22 апреля, в день рождения Ленина.
9.Пусть в море дел песчинкой стала Частица нашего труда – Из пионерского металла Спешат по рельсам поезда.
1.Так в течение одного учебного года пионерами школы было собрано 57 тонн металлолома, 14 т. макулатуры, 3 тонны еловых и сосновых веток, поставлено перед населением около 200 концертов.

80-е годы

Подведение итогов конкурсов, награждение победителей.
7. Труби, трубач, Бей, барабан веселый! От круч Днепра и до седых Карпат Сегодня рапортует Родине Советской пионерии отряд!
8. Земля отцов, страны советов! Тебе всей жизнью мы верны, Твоим весенним щедрым светом Дороги все озарены!
6.Стремись, придумывай, мечтой своей гори, Готовым будь в борьбу включиться смело, Но только лишних слов не говори А просто все, что можешь сделать – сделай!
ВЫНОС ЗНАМЕНИ.

Литература:

    Сценарии пионерских праздников прошлых лет; Школьная летопись
7 18.05.2017

19 мая 1922 года состоялся очередной съезд комсомола, участники которого решили в ближайшее время сформировать пионерские организации. Суть создания пионерии заключалась в прививании детям понятий коллективизма, дружбы, безвозмездной помощи, жизни в социалистическом обществе.

К юбилею пионерской организации в читальном зале библиотеки №27 оформлена выставка-инсталляция «Советское детство», на которой можно увидеть значки октябрёнка, пионера и комсомольца, барабан, горн, флажки, школьную форму, фотографии из архивов сотрудников библиотек, «Пионерскую правду» 1989 года, дневники, учебники, тетради, перьевые ручки, мелки, краски 80-ых годов прошлого века.

12 мая 2017 года в библиотеке №27 была проведена литературно – музыкальная композиция «Пионерский костёр». Ведущие - заведующая библиотекой №27 Котова Л.А. и заведующая библиотекой №38 Бирюкова Е.Н. с учащимися 6 «Б» класса МБОУ СОШ №72 им.Ю.В.Лукьянчикова весело, активно и задорно зажгли «Пионерский костёр». Дети с интересом слушали рассказ об истории пионерской организации, о пионерах – героях, о том, какие поручения выполняли пионеры, как дружили, чем занимались в свободное время, в какие игры играли; подпевали, когда звучали песни «Взвейтесь кострами», «Юный барабанщик», «Песня горна», «Песня о пионерской дружбе». Ребята узнали, как принимали в пионеры: торжественно прочли клятву и законы пионеров СССР, научились правильно и быстро завязывать галстук, отдавать салют. Также с удовольствием и азартом приняли участие в конкурсах «Задорная речовка», «Повяжи галстук». У какой-то команды получилось слаженно и бодро, а кто-то просто покорил своим задором и хорошим настроением. В заключение, все присутствующие оформили пионерский костёр из бумажных стикеров в честь юбилея замечательной детской пионерской организации.

КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Литературно-музыкальная

композиция для детей 12-17 лет.

Подготовила: музыкальный руководитель

Носова Любовь Михайловна

Таловая, 2015г.

Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет.

1. Воспитательная - воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны

2.Образовательная - знакомство учащихся с историческим прошлым через творчество композиторов К.Я. Листова, А.В. Александрова, И.О. Дунаевского, Н. Богословского, Соловьева-Седого и других.

3. Развивающая – развить творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализирования музыкальных произведений, ассознативных связей музыки с литературой, историей, изобразительного искусства, географией.

Оборудование:

Ноутбук, мультимедийный проектор, акустическая система, микрофоны, фонограммы песен: «Священная война», «Катюша», «Тёмная ночь», «Синий платочек», «На безымянной высоте», и др.; презентация «Песни военных годин ».

Ход литературно-музыкальной композиции.

Сл.1. Учитель :

Литературно-музыкальная композиция посвящается 70-летию Великой Победы.

Сл. 2. (видео) Песня на слова Расула Гамзатова, музыка Яна Френкеля

«Песни военных годин»

Сл.3. Война и песня, что может быть общего?

Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата. Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа. О песнях ставших памятниками военных лет мы поведем наш рассказ.

Сл.4. Ведущий 1.

Год и месяц борьбы всенародной

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно,

Кумачовые звезды

На полотнах знамен унося.

Сл. 5. Ведущий 2.

От песен сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой.

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

И слова тех честных песен звали

За Отчизну биться до конца,

И от песен слезы застывали

Каплями смертельного свинца.

Сл. 6,7. Чтец 1.

Священная война” – это песня-воин, песня-полководец”. Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах "Красная звезда" и "Известия" было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача "Священная война". Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.

Сл. 8.(видео) Песня «Священная Война»

Сл.9. Ведущий 2.

Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня композитора К.Листова на слова поэтаА.Суркова

Бьется в тесной печурке огонь”.

Чтец 2.

Одна из самых лирических песен военных лет, "В землянке". Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня "В землянке" была опубликована в "Комсомольской правде". К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал. Исполнителями «Землянки» в годы войны были замечательные советские мастера песни Леонид Утесов и Лидия Русланова. И в наши дни песня эта остается одной из самых популярных песен времён войны.

Сл. 10. Исполняется песня «В землянке»

Сл. 11. Ведущий 1.

Война… Жестокая война,
Не первый месяц длится.
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица.

Сл.12. Учитель

Эти знакомые всем слова из знаменитой песни:

И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
высечены на гранитном постаменте памятника героическим защитникам Москвы на 23 километре Ленинградского шоссе - том самом рубеже, где суровой осенью 1941 года был остановлен враг.

Сл. 13. Чтец 3.

В журнале «Новый мир” № 9-10 за 1941 год было опубликовано стихотворение, мало кому известного тогда молодого поэта-фронтовика Марка Лисянского «Моя Москва»:

Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но всегда я привык гордиться
И везде повторял слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Сл. 14.Весной 1942 года композитор И. О. Дунаевский прочитал это стихотворение в вагоне агитпоезда. Тут же, прямо на полях журнальной страницы, он записал мелодию, навеянную подсказанной первой строфой «Моей Москвы».
В ней и в самом деле было почти все, что необходимо для песни, - хорошее, броское начало, запоминающийся припев:

Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!..

Эта песня появилась почти случайно. Автор ее не москвич, он жил в Ярославле, откуда ушел на фронт. Когда грузовик, в котором ехал младший лейтенант Марк Лисянский, остановился на площади Пушкина возле редакции журнала “Новый мир”, Лисянский успел передать секретарю, редакции свое стихотворение, которое было опубликовано в декабрьском номере журнала. Находясь на Калининском фронте, молодой поэт услышал по радио песню, созданную на его стихи.

Учитель

Минули годы, выросло поколение, не знающее войны, но и для них песня о Москве является памятником мужества, верности и долгу столице. Песня стала памятником не только в переносном, но и в буквальном смысле.

Сл.15. Исполняется песня о Москве “Дорогая моя столица”.

Сл.16. Ведущий 2. Лучшие песни, те, что живут долго, становятся народными, появляются в своё время, тогда, когда их содержание и характер отвечают общественной обстановке. Счастливая и необычная судьба у песни «Синий платочек»: она родилась дважды. А чтобы разобраться, как это случилось, давайте перенесемся в довоенный 1939 год, в дни, когда впервые прозвучала ее незатейливая мелодия. Сл.17. Чтец 4 .
Именно тогда, спасаясь от фашистской неволи, в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадногоколлектива «Голубой джаз» .
Весной 1940 года «Голубой джаз» гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывалпоэт и драматург Я.М.Галицкий.
Сл.18. Среди многочисленных мелодических импровизаций композитораи пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он набросал слова на понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь. После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни. «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза» спел его солист Станислав Ляндау.
Сл. 19. Песню включили в свой репертуар многие известные певицы и певцы: Л.Русланова, И. Юрьева, В. Козин. Вспоминая о военном времени, поэт А. Сурков писал:
« Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек ».
Так и было. Более того - в солдатских окопах и землянках в короткие минуты отдыха пели не только прежний довоенный вариант «Синего платочка». Повсеместно бытовали самые различные его переделки: лирические, шуточные, сатирические. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора, стали петь: Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война
Война началась на рассвете,
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети,
Когда стали Киев бомбить. Сл.20. Но все-таки самую широкую известность и распространение в годы войны получил, вне всякого сомнения, тот фронтовой вариант «Синего платочка», исполнительницей которого стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко.
Время написания стихов этого фронтового варианта “Синего платочка” - 9 апреля 1942 года.. Клавдия Ивановна обратилась к авторам с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова: Строчит пулемётчик за синий платочек….. Сл.21. Клип (видео) «Синий платочек». Сл22. Ведущий 1. Песня о девушке Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась еще ближе, еще нужнее. В одном из вариантов сюжет был таким: Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье. Сл.23. Чтец 5. Композитором Матвеем Блантером и поэтом Михаилом Исаковским написано много прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжёлую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала для дружбы, как эта простодушная улыбчивая “Катюша”. Сл.24. Иногда с образом героини песни связывали конкретную личность. Это старший сержант Катюша Пастушенко, отважная пулеметчица, награжденная орденом Красной Звезды, уничтожившая немало фашистских автоматчиков.
Это Катя Иванова – редкой отваги, гордая и в то же время скромная, очень красивая девушка из кубанской станицы Медведовской. На фронт Катя, вчерашняя школьница, пошла добровольно и сразу же попала под Сталинград. Была санитаркой, пулеметчицей, в составе роты связи авиаполка прошла путь от Волги до Балкан. Имеет боевые награды. Пели мирную ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой 1941 года. Именно тогда появились на вооружении нашей армии реактивные миномёты. «Огненная смерть» - называли их фашисты. А наши солдаты называли их ласково “катюшами”. Сл.25. Памятником "Катюше" – оружию и песне – возвышается сегодня на пьедестале под орловским селом Орево монумент прославленного орудия. Кстати, такой же памятник "Катюше" стоит и у проходной Уральского компрессорного завода, выпускавшего в годы войны прославленные минометы.

Сл.26. Клип (видео) «Катюша», зал подпевает

Сл.27. Чтец 6.

История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.

Сл.28. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля.

Сл.29. Клип песни. «Темная ночь»

Сл.30. Ведущий 2.

На фронте среди солдат были очень популярны веселые, шуточные песни. В самые трудные минуты они помогали переносить тяготы войны. И недаром поэт Твардовский – устами своего героя Василия Теркина сказал:

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой,

На войне одной минутки,

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Сл.31. Очень популярна была и остается сейчас веселая песня на слова А.Фатьянова и композитора В.Соловьева-Седого“На солнечной поляночке”.(Звучит песня, просмотр слайдов).

Сл.32. Клип (видео) “На солнечной поляночке”

Сл.33. Учитель.

Вячеслав Иванович исполнит сейчас песню на той самой гармошке-тальяночке, которая была так популярна в минуты отдыха на войне.

Сл.34,35. Исполнение песен.

Сл.36. Чтец 7.

«Огонёк» Биография этой песни началась 10 апреля 1943 года, когда в “Правде” было опубликовано стихотворение Михаила Исаковского “Огонек” с подзаголовком “Песня”. Но при этом не было нот или какой-либо ссылки на то, что к стихотворению написана музыка. По всей вероятности, поэт заведомо рассчитывал на то, что песней эти его стихи обязательно станут. Такое уже бывало.
И действительно, многие композиторы сочинили музыку на этот текст.

Сл.37. Но случилось так, что на фронте, да и в тылу, «Огонек» получил распространение на музыку неизвестного автора. Кто же он? Когда кончилась война, пришлось создать авторитетную комиссию опытных специалистов, чтобы внести ясность в этот вопрос. Выяснилось, что тот «Огонек», который вошел в наш быт как одна из самых популярных военных песен, как песня, ставшая народной, поют на слегка измененный мотив довоенного польского танго.

Сл.38. (клип) Исполняется песня «Огонёк"

Сл.39. Чтец 8 .

История создания песни «Эх, дороги»

Эта песня родилась в самом конце войны. Один из ансамблей попросил поэта Льва Ошанина и композитора Анатолия Новикова сложить что-нибудь для новой программы.

Задумались поэт и компо­зитор: все, что можно написать о войне, вроде бы уже написано... Разве что попробовать рас­сказать о солдатах, которые идут на фронт? И они загорелись этой темой: ожидание боя, его ощущение, готовность к нему...

Композитор сидел за роялем и искал музыкальное выра­жение чувств, картин войны, пробовал какие-то мелодические отрывки и гармонии. И в энном по счету варианте вдруг запелось.

Сл.40. И хоть строка в этой песне действительно короткая и слов в ней умещается мало, но зато каждое слово весит много. Очень много.

Дороги, пыль, холода... Все это объемно, все включает в себя множество понятий, потому что...

Сл.41. Снег ли ветер

Вспомним, друзья,

Нам дороги эти

Позабыть нельзя.

Ведущий 1.

Песня эта как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу.

Сл.42. Клип. Песня «Эх, дороги»

Чтец 9.

Сл.43. Песня «Казаки в Берлине» написана в День победы.
Цезарь Солодарь в качестве военного корреспондена присутствовал при подписании капитуляции 8 мая под Берлином.
Сл.44. 9 мая рано утром в Берлине он увидел сцену - едут казаки, стоит регулировщица, улыбка... В тот же день Солодарь в военно-транспортном самолете по пути в Москву написал этот текст и, прилетев, отдал Дмитрию и Даниилу Покрассам. был полдень. Вечером композиторы позвонили ему и сказали, что музыка готова, и он может приехать посмотреть. Солодарь приехал - песня была готова

Сл.45. Эта песня родилась в незабываемый День Победы. Она как бы завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала “Священная война”, звавшая на смертный бой с фашизмом, и закончившийся в столице поверженной гитлеровской Германии.

Сл.46. Песня «Казаки в Берлине»

Сл.47. Учитель:

Ведущий. 1. Слова: Р. Гамзатов

Немало есть песен на свете,

Что звёздного света полны,

Но памятней нету, чем эти,

Рождённые в годы войны.

Всегда вы легки на помине,

И вас не забыл ни один,

Пронзаете сердце поныне

Вы, песни военных годин.

Сл.48. Песня, которую вы сейчас услышите, написана в 1969 году, спустя 24года после дня Победы. Это песня-реквием о тех, кто прошёл через суровые военные годы и о тех, кто не вернулся с полей сражений.

Сл.49. Клип «Журавли»

Учитель

Сл.50. В сердцах людей жива память о Великой Отечественной войне, потому что до сих пор не иссякла боль потерь, не забыты те, кто отдал жизнь за Великую Победу. И из поколения в поколение будет передаваться чувство гордости за наш народ, одержавший Великую Победу. И не зря главным праздником в России считается День Победы.

Сл.51,52. Песня «Главный праздни к»

Учитель

Сл.53.От вашего имени благодарю Вячеслава Ивановича за участие в нашем мероприятии. (вручение подарка).

Спасибо всем за участие и за внимание.

«Детство, опаленное войной»

(Посвящается Дню Победы в Великой Отечественной войне,

для учащихся 1 - 4 классов с применением презентации)

Разработала и провела

учитель начальных классов:

Панькова Л.В.

Литературно-музыкальная композиция

«Детство, опаленное войной»

(Посвящается Дню Победы в Великой Отечественной войне, для учащихся 1 - 4 классов с применением презентации)

Цель: Воспитание патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества.

Задачи:

Расширять знания школьников о Великой Отечественной войне; дать возможность прочувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле.

Способствовать расширению представлений о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек, и девчонок; вызвать чувство гордости, желание подражать героям, на их примерах учиться стойкости и мужеству; стремиться показать детям, какой нелегкой ценой завоевана Победа.

Рассказать о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны.

Привлекать детей к чтению книг о Великой Отечественной войне; содействовать воспитанию чувства глубокого уважения к людям, отдавшим жизнь во имя Победы.

Оформление:

Рисунки детей о войне, портреты пионеров - героев, выставка книг

Ход праздника:

1 ученик:

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Звучит фонограмма песни

«Журавли» муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова.

Ведущий 1:

Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым.

2 ученик:

Прошла война,

Прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, дети, никогда

Об этом не забудем!

Ведущий:2

Дорогие ребята, уважаемые гости! Много лет отделяет нас от Дня Победы в той страшной и тяжёлой войне. Весь народ поднялся на защиту Отечества. Тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах, наравне с взрослыми трудились в тылу.

Ведущий : 1

Сегодня наша литературно-музыкальная композиция о детях Великой Отечественной войны.

Ведущий: 2

Лето 1941 года началось замечательно для многих девчонок и мальчишек. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах.

Сценка: «На солнечной полянке»

На солнечной полянке сидят девочки и мальчики. Слышно пение птиц. Они мечтают о будущем.

Мальчик 1:

Вы знаете, о чём я мечтаю? Я хочу быть учителем. Буду учить детей любить Родину, буду читать им свои любимые стихи А.Блока

Рождённые в крае глухих

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего…

Мальчик 2:

А я буду врачом.

Девочка 1:

А я буду просто хорошим человеком.

Девочка 2:

Ребята, посмотрите, какая вокруг красота, даже дух захватывает. А тишина то, какая! А зори здесь тихие, тихие. Чистые, чистые, как слёзы…

Ведущий:1

А старшеклассники гуляли на выпускных вечерах.

(Несколько пар танцуют вальс. Музыка заканчивается. Ребята прощаются и расходятся по домам.)

Ведущий: 2

Спали люди, отложив на утро

Все свои заботы и дела.

В светлом доме, тихом и уютном,

Маленькая девочка спала.

На кровати, на столе игрушки,

За окном большой зелёный сад,

Где весною яблони и груши

Надевают праздничный наряд.

Ведущий: 1

Плыло небо в светлых точках,

Небо тоже дожидалось дня,

И никто не знал, что этой ночью

На рассвете началась ВОЙНА.

«СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

Ведущий: 2

На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Тысячи детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.

(Группа мальчиков, маршируя, исполняют песню «Прощание славянки»)

1 ученик :

Сороковые, роковые

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

2 ученик:

Нас не учили, как под танк бросаться,

И вражью амбразуру как закрыть,

И на врага живым тараном мчаться…

Но нас учили Родину любить!

3 ученик:

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!...

Ведущий: 1

Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск.

Ведущий: 2

В блокадном Ленинграде оставалось 2млн.544тыс. жителей, в том числе 400тыс. детей.

Ведущий: 1

Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались до конца, пройдя через все жестокие испытания.

Своим детским чутьем они понимали, что пришла беда, большая беда.

Сценка «Брат и сестра»

Сестра:

Как холодно и мама не идет

Быть может хлебушка, она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать

Голодной страшно мне идти в кровать

Брат:

А разве я есть не хочу?

Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное фашисты далеко.

Да и кому в стране сейчас легко!

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она

Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра:

А вот и мамины шаги слышны!

Брат: (строго)

Не вздумай хныкать перед ней,

дай отдохнуть сначала ей.

1 ученик:

В эти дни невеселые

Мы росли во дворах

Годы были нешкольные,

Всюду слезы и страх.

Апельсины, бананчики

Кушать мы не могли -

На очистках картофельных

Все тогда мы росли.

Ведущий:2

Но сколько их не вынесло голода!

И сколько сгорело в огне!

И сколько погибло от холода!

Не выговорить мне.

Не выговорить - нет мочи!

Ленинградских детей число,

Чьи жизни в те чёрные ночи

В те страшные дни унесло.

Ведущий: 1

18 млн. советских людей оказались в фашистских концлагерях. Среди них были и дети. Лишь 7млн. человек дождались своей свободы. Фашисты использовали малолетних узников в качестве бесплатной рабочей силы. Ставили над ними медицинские эксперименты, использовали в качестве доноров, забирая почти всю кровь.

(Фрагмент фильма «Помни имя свое»)

Ведущий: 2

Почти третья часть населения страны жила в условиях жестокой немецкой оккупации. Оккупанты уничтожали поселки, деревни. Расстреливали и сжигали жителей, не жалея ни женщин, ни детей.

Сценка «Бабушка и внук»

(Свет в зале гаснет. Слабый луч прожектора освещает угол сцены. Там окно, рядом табурет и стол, на столе горит свеча. Бабушка и внук, сидят у окна, выглядывают на улицу.)

Внук: Гляди, гляди, бабушка! Танки пошли! Большие какие! И на всех кресты, а ты говорила: «Креста на них нет».

Бабушка: Это по-ихнему «свастика»

Внук: Мотоциклы мчатся…

(Фонограмма - немецкие фразы, визг поросёнка, смех.)

Внук: Бабушка, гляди - фриц за поросёнком гоняется!

Бабушка: (беря внука за руку). Идём со мной, Васятка…

Внук: Куда, бабушка?

Бабушка: Посидишь в сарае, пока известие не придёт, как с тобой дальше быть…

Внук: Да что меня прятать, я же маленький…

Бабушка: Поросёнок тоже маленьким был… Идём!

Внук: Не пойду я в сарай!

Бабушка : Не перечь. Вернётся отец, всё расскажу, так и знай.

Внук : Бабушка, а он тебе не говорил, куда он подался?

Бабушка: Не знаю.

Внук : А я знаю. В партизаны вместе с заводскими ушёл.

Бабушка : (испуганно). Погубишь всех! Снимай фотографии со стен. (Бабушка и внук снимают со стен фотографии.) А теперь собирайся. Пойдём в сарай, и не перечь бабке.

Внук : Бабушка, родненькая… Всё, что хочешь проси меня… Только не в сарай. Не пойду! Я темноты и мышей боюсь. (Всхлипывает.)

Бабушка: Эх, Васятка, Васятка! «Мышей боюсь», храбростью-то не в отца вышел. Что мне с тобой делать? Боюсь я за тебя. Ты мальчик доверчивый. Сболтнешь про отца - и всё, конец. Вот что, Васятка, если придут фашисты, о чём бы ни спрашивали: об отце, о матери, обо мне, о чём угодно - прикинься немым. (Стук в дверь.) Ой, это к нам. Ноги подкашиваются…

Внук : Это голос Серёжи.

(Входит Серёжа)

Бабушка : Ох и напугал ты нас! Думали, это фашисты пожаловали. Ты что такой весь сине- зелёный? Лица на тебе нет…

Серёжа: Расстреляли, расстреляли!

Внук: Кого расстреляли?

Серёжа: Троих партизан на площади расстреляли. Они, говорят, листовки расклеивали. Фашисты их поймали, и сразу… понимаешь?

Бабушка: Давайте-ка, ребята, спрячемся в сарае, пока наши не придут.

(Все уходят со сцены)

Ведущий: 1

За время Великой Отечественной войны всего в мире погибло 13млн. детей.

1 ученик:

Юные погибшие герои,

Юными остались вы для нас,

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь и смерть - и нету середины

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки достойные поэм.

Сколько вас, весёлых и счастливых

По родной земле погребено?

2 ученик:

Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад!

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье,

Ты послушай святую минуту молчанья.

(Минута молчания)

Ведущий: 2

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина.

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Во имя Отчизны -

Дети (хором)

- Победа

Во имя живущих

Дети (хором)

- Победа

Во имя грядущих -

Дети (хором)- Победа

Ведущий: 2

9 мая 1945 года наступила долгожданная победа. Этого праздника люди ждали 1418 дней. Война оставила след почти в каждой семье. Почти 27 млн. своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна…

Группа детей исполняют песню «Победный марш».

Несколько пар детей танцуют вальс.

1 ученик :

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с победой вы домой пришли,

Солдаты мая, слава вам навеки,

От всей земли, от всей Руси!

2 ученик:

Шла война четыре года, много полегло ребят,

Но закончилась победой шесть десятков лет назад.

Шестьдесят пять лет, назад расцветала та весна,

Когда, наконец, прекратилась война!

3 ученик:

Я не знаю про эту войну ничего.

Книгу я прочитаю. Увижу в кино.

Но так трудно сегодня поверить мне,

Что прадедушка мой был убит на войне.

4 ученик:

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Ведущий: 1

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о войне.

Учителя исполняют песню «Живые помнят»

Ведущий: 2

Нашему поколению людей новой России, дорого будущее планеты, и поэтому наша задача - не допустить новой войны, бороться за мир во всем мире.

1 ученик:

2 ученик: Мир - это главное слово на свете,

3 ученик: Мир - очень нужен нашей планете!

4 ученик : Мир нужен детям!

5 ученик: Мир нужен взрослым!

6 ученик: Мир нужен всем!

Праздник заканчивается исполнением песни «Пусть всегда будет солнце»

Живые помнят о живых,

О тех, кто рядом был когда-то

Легенды сложены о них,

О верных подвигам ребятах.

Все помнит русский наш солдат:

С кем ел из котелка он кашу,

Махоркой, порохом пропахшей.

Об этом трудно вспоминать, -

Да только горя не забудешь

Россию, как родную мать,

Горячим сердцем не остудишь!

Живые помнят о живых…