Права сетевой организации. Сетевые организации. Элекстросетевые компании: как появились

Начальник Управления контроля электроэнергетики ФАС России Виталий Королев прокомментировал решение ВАС РФ, в котором суд признал законной обязанность сетевых организаций обеспечивать мероприятия по подключению объектов потребителей к электричеству. Тем самым ВАС РФ подтвердил соответствие Гражданскому кодексу РФ абз. 2 п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. ).

Ранее в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о признании абз. 2 п. 3 Правил технологического присоединения не соответствующим п. 3 ГК РФ и недействующим обратилось ОАО "Иркутская электросетевая компания".

Напомним, что согласно абз. 2 п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя . Перечень заявителей, которые имеют на это право, также определен в правилах. Неисполнение установленных обязанностей влечет административную ответственность.

По мнению ОАО "Иркутская электросетевая компания", присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электроустановкам, не отвечающим техническим требованиям и требованиям к безопасности объектов электросетевого хозяйства, может повлечь возникновение аварийных ситуаций . Также оспариваемые нормы нарушают законные интересы компании как коммерческой организации, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли . Ведь организации приходится выводить из процесса передачи электроэнергии часть своего имущества, что не позволяет систематически получать прибыль. При этом из-за отсутствия условий для техприсоединения сетевая организация несет неблагоприятные имущественные последствия за нарушение сроков присоединения в виде гражданско-правовой и административной ответственности.

Суд разъяснил, что оспариваемая норма, вопреки мнению ОАО, не устанавливает ни срок, в течение которого сетевая организация обязана осуществить мероприятия по технологическому присоединению, ни запрета на осуществление техприсоединения по индивидуальному проекту. Также из абз. 2 п. 3 правил не усматривается обязанность сетевой организации осуществить технологическое присоединение энергетических установок соответствующих потребителей к электрическим сетям сетевой организации в отсутствие технической возможности. Однако исходя из норм действующего законодательства сетевая организация обязана осуществлять подготовительные мероприятия по техприсоединению (за счет заявителя). В эти мероприятия и входит создание технической возможности для присоединения. Но данное положение заявитель не оспаривает.

Кроме того, ОАО "Иркутская электросетевая компания" ссылается на п. 3 ст. 426 ГК РФ. Он гласит, что отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. А абз. 2 п. 3 правил обязывает заключать договор независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителей. ВАС РФ разъяснил, что п. 3 ст. 426 ГК РФ не охватывает и не регулирует вопросы содержания публичного договора, из чего следует, что Правительство РФ при утверждении оспариваемого в части нормативного правового акта не превысило свои полномочия.

Отсутствие в правилах присоединения оспариваемой нормы позволяло бы сетевым организациям необоснованно уклоняться от осуществления мероприятий по технологическому присоединению, которые необходимы для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий, обеспечивающих создание технических условий технологического присоединения в отношении соответствующего заявителя, заключил ВАС РФ.

Таким образом, Решением ВАС РФ от 12.08.2011 г. по делу N ВАС-9742/11 было подтверждено соответствие абз. 2 п. 3 Правил технологического присоединения РФ. "Этим решением в очередной раз подтверждены права потребителей на получение услуги по техприсоединению независимо от наличия на момент обращения в сетевую компанию технической возможности для этого у нее", – пояснил начальник Управления контроля электроэнергетики ФАС России Виталий Королев .

Еще одним из методов снижения затрат на электроэнергию для потребителей юридических лиц, у которых есть на балансе линии электропередач или трансформаторные подстанции является получение тарифа на передачу электроэнергии по своим электрическим сетям. В основном такими объектами владеют промышленные потребители. Таким образом, после получения тарифа на передачу электроэнергии произойдет снижение стоимости электроэнергии для юридических лиц . Как произвести расчет тарифа на передачу электроэнергии и что такое вообще услуги по передаче электрической энергии об этом и пойдет речь в этой статье.

Почему это может быть актуально для потребителей?

Потому что многие крупные потребители, у которых на балансе есть объекты электросетевого хозяйства (линии электропередач, трансформаторные подстанции) от которых запитаны не только сам потребитель, но и объекты других собственников (так называемые субабоненты). Получается, услуги по передаче электроэнергии собственником осуществляется, более того, он обязан содержать эти объекты электросетевого хозяйства в надлежащем состоянии, а использовать их будет не только указанный собственник, но также и субабоненты, подключенные к ним. Таким образом, электроэнергия для предприятий, на чьем балансе есть линии электропередач будет дороже, чем электроэнергия для предприятий, у которых нет электросетевого хозяйства. При этом, в соответствии с п.5 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, собственник объектов электросетевого хозяйства не вправе препятствовать перетоку электроэнергии через его сети и требовать за это плату. Также собственник линий электропередач и трансформаторной подстанции должен оплачивать потери электроэнергии, которые возникают в элементах сети.

Возникает резонный вопрос, а кто же компенсирует указанному собственнику затраты на содержание этих объектов.

Ответ содержится в п. 6 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче», в котором говорится о том, что «указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии». Т.е. собственник таких объектов может произвести расчет тарифа на передачу электроэнергии по своим сетям (произвести расчет НВВ - необходимой валовой выручке от оказания услуг по передаче электроэнергии), собрать определенный перечень документов и обратиться за установлением тарифа на передачу электроэнергии в местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (РЭК или комитет по тарифам). В свою очередь, РЭК оценивает и производит расчет величны НВВ сетевой организации и принимает решение об установлении тарифа на передачу электрической энергии в отношении компании. Т.е. предприятие получает статус сетевой организации.

Что это значит на практике? Собственник объектов электросетевого хозяйства заключает договор оказания услуг по передаче электроэнергии с вышестоящей сетевой организацией (либо с гарантирующим поставщиком - с кем заключать договор оказания услуг зависит от принятой в регионе схеме расчетов «котел сверху или снизу»), также он заключает договор купли - продажи электроэнергии в целях компенсации потерь в его объектах электросетевого хозяйства с гарантирующим поставщиком и обращается в местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении для него тарифа на услуги по передаче электроэнергии по его электрическим сетям. Стоит отметить, что тариф ему может быть установлен, начиная с любого месяца (например, с 15 июня, а не с 1 января следующего года, как зачастую на этом настаивает местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов). Таким образом собственник должен предпринять ряд действий, чтобы ему установили тариф на передачу электроэнергии по его электрическим сетям.

После выполнения всех мероприятий (расчета тарифа на передачу электроэнергии, расчета НВВ, подготовки документов для получения статуса сетевой организации и т.д.) указанному собственнику устанавливается индивидуальный тариф на передачу электроэнергии для взаиморасчетов с вышестоящей сетевой организаций или другим получаетелем платы за передачу электроэнеергии (так называемый "котлодержатель"). После этого, указанный собственник наделяется статусом сетевой организации и имеет право получать плату за оказанные им услуги по передаче электроэнергии по установленному тарифу за каждый кВт.ч. электроэнергии, переданной по своим сетям.
Таким образом путем получения тарифа на передачу электроэнергии по своим сетям, потребитель может снизить конечный тариф на электроэнергию для предприятий, тем самым снизив затраты на электроэнергию (стоимость электроэнергии для компаний).

Важно!!! Если у потребителя есть на балансе объекты электросетевого хозяйства, но субабоненты к его сетям не присоединены (объекты электросетевого хозяйства используются только для «личных» целей), то в таком случае указанный собственник имеет право провести указанные выше мероприятия, получить тариф на передачу электроэнергии и требовать оплаты за оказанные «самому себе» услуги по передаче электроэнергии. Однако, 7 марта 2014 года подписано постановление Правительства РФ №179, в соответствии с которым, такие электросетевые компании (оказывающие услуги по передаче электроэнергии "сами себе") относятся к моносетевым компаниям при соответствии ими любому их двух критериев:

1. Максимальная мощность "основного потребителя" составляет более 80% от всей максимальной мощности всех потребителей, присоединенных к электросетям этой сетевой организации.

2. Годовой объем отпуска электроэнергии "основному потребителю" составляет более 80% от всего отпуска электроэнергии такой сетевой компании за последний год.

Если один из этих двух критериев выполняется, то оплату за оказанные услуги по передаче электроэнергии такой сетевой компании должен производить непосредственно "основной потребитель" по утвержденному для сетевой организации тарифу на передачу электроэнергии.

Т.е. просто напросто бремя содержания электросетей перекладывается на основного потребителя.

Кроме того, с 2015 году для сетевых компаний постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 утвержены критерии отнесения организации к сетевым компаниям. Вот эти критерии. Если организация не удовлетворяет указанным критериям , то не она не имеет право на получение индивидуального тарифа на передачу электрической энергии.

В случае, если указанные собственники не имеют желания или возможности проводить указанные мероприятия, то они могут заключить договор аренды и сдать находящиеся в собственности объекты электросетевого хозяйства в аренду специализированным организациям, для которых оказание услуг по передаче это основной вид деятельности. Размер арендной платы определяется индивидуально и зависит в этом случае от множества факторов: степени износа объектов, величины перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства и мн. другое.

Сетевые организации. Сетевые организационные структуры .

В современной теории организации особое место занимают представления о сетевых структурах и процессе сетизации. Термин «сетизация» означает формирование организационной сети с узлами и связями для достижения предпринимательских целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктурой. Применяемый в литературе термин «сетизация» означает метод, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей.

Перенесение рыночных отношений на внутреннюю сферу организаций (внутренние рынки) создало новый тип структур – сетевые организации , в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитие взаимоотношений с другими организациями. Сетевые системы концентрируют связи между элементами внутренней и внешней среды организаций.

Сетевая модель применима в качестве модели внутриорганизационного сотрудничества между потенциальными ресурсами и между организациями и группами организаций.

При создании «организации-сети», организация делится на самостоятельные в хозяйственном, а иногда и в правовом отношении центры (хозяйственные единицы, отделения, производственные сегменты, центры прибыли). Это необходимо для более гибкого выполнения производственных программ

Сети из организаций представлены двумя организационными моделями :

Сеть вокруг крупной организации . Крупные организации занимают доминирующее положение в деловых операциях, являются головным заказчиком, и сеть становится иерархизированной. Мелкие организации попадают в зависимость от более крупного партнера; Крупные фирмы подбирают в качестве партнеров организации, отличающиеся высокой гибкостью, адаптивностью к меняющимся условиям, творческим потенциалом.

Сеть организаций, близких по масштабам . Большинство организаций, объединенных в сеть, юридически самостоятельны, но в хозяйственном плане поддерживают устойчивость друг друга, что очень важно для всех. В целом организация может освободиться от многих видов деятельности и сконцентрировать все ресурсы на приоритетных для себя областях специализации. Постоянство связей стимулирует инновационный и коммерческий процессы, упрощает управленческие задачи мелких и средних предприятий, входящих в сеть и повышает конкурентоспособность производимых товаров и услуг.

Сетевые структуры и сетевые отношения могут рассматриваться как альтернативный вариант экономической деятельности.

Сетизация предполагает:

Нетрадиционный взгляд на потенциальные результаты деятельности сетевых структур, которые можно рассматривать как одну из форм социальной мобилизации. Кроме того,



Сетизация содержит в себе предпосылки новой организационной и управленческой системы взглядов, основанной на виртуализации бизнес-процессов и концепции самоорганизации. В связи с этим, с позиций синергетического подхода узлы сетей можно рассматривать как аттракторы процессов самооорганизации.

Сетевая структура неформальна, мобильна и дискретна, так как построена на максимально возможном разделении рисков и создает временные виртуальные институты для решения конкретной задачи, которая решается такой структурой гораздо эффективнее.

По времени развитие сетевой теории и реальных процессов сетизации совпало с распадом социально-экономической системы в странах прежнего социалистического лагеря и последовавшим перераспределением государственной собственности.

Объективно эффективность сетизации определяется ее направлением: «частные предприятия - сеть» или «государственные предприятия - сеть».

Сетевые организации больше опираются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы – не просто взаимоотношения независимых хозяйствующих субъектов. На самом деле они кооперируются друг с другом, поставляют продукцию, для того чтобы удерживать определенное место в существующей ценностной цепи.

Многие вновь разработанные сети предполагают более заинтересованную и действенную роль участников совместных проектов. Как показывает практика, такое добровольное активное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств.

Часть отраслей, количество которых постоянно растет, сети представляют как объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы – производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.

Оболочечная организация – это организация, которая часть бизнесфункций, прежде всего производство продукции, передает на контрактной основе сторонним подрядчикам, а сама сосредотачивается на трансакционной составляющей бизнеса, т. е. определяет, что и сколько производить, как и кому реализовывать.

Преимущества сетевых организаций достаточно значительны:

Адаптивность организаций к изменяющимся условиям, быстрая реакция на изменение конъюнктуры;

Концентрация деятельности организации на приоритетных областях, специализации на уникальных процессах;

Существенное сокращение издержек, их рациональная структура и повышение доходов;

Низкий уровень занятости, исключение дублирования использования квалифицированной рабочей силы;

Привлечение к совместной деятельности в рамках сети самых лучших партнеров, исключение использования второсортных исполнителей.

Трудности при внедрении сетевых принципов, свидетельствуют о том, что должны быть определенные границы для «безграничных» организаций.

Сетевая организация сама по себе имеет ряд ограничений, так как имеет реальные и потенциальные слабые стороны сети и присущие ей недостатки. Широкий успех и использование преимуществ каждой новой формы сетевой организации сменялись выявлением ее недостатков в процессе развития.

Исследования показали, что для развития различных организационных форм характерны два вида типичных ошибок :

Расширение формы за пределы ее внутренних возможностей;

Появление таких модификаций, которые не соответствуют внутренней логике данного организационного образования.

Организационная форма эффективно работает только в определенных пределах, а когда логика формы нарушается, наблюдается сбой в системе.

В разделе термины электроэнергетики в простом изложении представлены основные термины, понятия и определения электроэнергетики, которые необходимы потребителям электроэнергии. Все приведенные понятия мы попытались изложить более доступным и понятным языком, чем они изложены в специализированных справочниках или нормативных документах. Если Вы считаете, что необходимо дать разъяснения по какому-либо термину, который отсутствует в этом списку, напишете об этом администратору сайта в разделе "Вопрос-ответ ".

Акт о технологическом присоединении - документ, выдаваемый потребителю на вновь построенный объект (или реконструированный) сетевой организацией, после завершения всех мероприятий по технологическому присоединению (присоединению к электросетям). Этот документ необходим для заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком и осуществления поставок электроэнергии.

Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон . Составляется сетевой организацией после завершения процедуры технологического присоединения. Необходим для определения кто и за что отвечает при обслуживании электрической сети. В этом документе также указывается уровень категории надежности потребителя.

Акт согласования аварийной и технологической брони . Если потребитель относится к социально-значимым объектам (водоканалы, тепловые сети и т.д.) или производственный цикл потребителя сопряжен с невозможностью ежесекундного прекращения подачи электроэнергии, то в отношении него должен быть составлен такой акт. Акт может составляться как по инициативе потребителя, так и по инициативе поставщика электроэнергии.

Акт о безучетном потреблении электроэнергии - документ составленный в случае выявления того, что потребление электроэнергии происходит либо при отсутствии прибора учета, либо было вмешательство в его работу. Обычно рассчитывается с использованием данных о максимальной мощности электроприемников и 24 ч. их работы в сутки. Стоимость безучетного потребления взыскивается гарантирующим поставщиком. Порядок расчета безучетного потребления приведен в приложении 3 к "Основным положениям функционирования розничных рынков электроэнергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442. После выявления безучетного потребления, как правило, производится отключение электроэнергии

Акт о бездоговорном потреблении электроэнергии - документ составленный в случае выявления того, что потребление электроэнергии происходит без заключенного договора энергоснабжения (купли-продажи). Стоимость бездоговрного потребления взыскивается сетевой компанией. Порядок расчета бездоговорного потребления приведен в приложении 3 к "Основным положениям функционирования розничных рынков электроэнергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442. После выявления бездоговорного потребления, как и при безучетном потреблении, производится отключение электроэнергии до заключения договора энергоснабжения.

Бронь аварийная - минимальный расход электрической энергии (наименьшая мощность), при котором обеспечивается безопасное состояние для персонала и окружающей среды предприятия с полностью остановленным производством. Эта величина должна устанавливаться по требованию потребителя, в случае когда полное ограничение (отключение электроснабжения) может привести к возникновению угрозы жизни и здоровья для людей или экологической безопасности.

Бронь технологическая - мощность, которая необходима потребителю для того, чтобы он смог безопасно завершить свой технологический процесс, после чего может произведено отключение электроэнергии (в том числе отключение электроэнергии за неуплату). Эта величина может быть установлена по требованию потребителя, когда по условиям его производства одномоментное отключение электроэнергии недопустимо и может привести к необратимому нарушению производственного процесса.

Воздушные линии электропередачи (ВЛ, ВЛЭП) - конструкции для передачи электроэнергии на расстояние по проводам. Основными конструктивными элементами ВЛ являются провода, тросы, опоры, изоляторы и линейная арматура. Провода служат для передачи электроэнергии. В верхней части опор над проводами для защиты ВЛ от грозовых перенапряжений монтируют грозозащитные тросы. Опоры поддерживают провода и тросы на определенной высоте над уровнем земли или воды. Изоляторы изолируют провода от опоры. С помощью линейной арматуры провода закрепляются на изоляторах, а изоляторы на опорах. В некоторых случаях провода ВЛ с помощью изоляторов и линейной арматуры прикрепляются к кронштейнам инженерных сооружений.

Гарантирующий поставщик - это энергосбытовая компания, которая обязана заключить договор с любым обратившимся в ее адрес лицом. Для своих потребителей гарантирующий поставщик приобретает электроэнергию (чаще всего на оптовом рынке электроэнергии) и продает ее на розничном, т.е. своим потребителям.

Граница балансовой принадлежности (граница разграничения) - линия раздела объектов электросети между потребителем электроэнергии и сетевой организацией, а также иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, которая разделяет ответственность за состояние и обслуживание электрической сети. Устанавливается актом разграничения.

Договор энергоснабжения - Договор заключаемый между потребителем электроэнергии и гарантирующим поставщиком (независимой энергосбытовой компанией), согласно условиям которого гарантирующий поставщик обязуется поставлять потребителю электроэнергию и мощность, а также урегулировать в отношении потребителя услуги по передаче электроэнергии (услуги транспорта электроэнергии от производителя электроэнергии до потребителя) с сетевой организацией.

Договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком - Договор, по которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а вопросы по передаче электроэнергии от производителей до своих энергопринимающих устройств, потребитель урегулирует самостоятельно с сетевыми компаниями путем заключения договора оказания услуг по передаче.

Договорной объем электропотребления - объем потребления электроэнергии и (или) мощности (поставки, приобретения, расхода) в предстоящем периоде, который согласован в электроснабжения (купли-продажи). Для отдельных групп покупателей (выбравших для расчета 4 или 6 ценовую категории) необходима почасовая детализация договорного объема электропотребления (в разрезе каждого часа). При этом потребитель самостоятельно обязан ежемесячно предоставлять заявки с плановыми объемами потребления по каждому часу.

Индивидуальный прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме или нежилом помещении. Иными словами - это счетчик электроэнергии, установленный в квартире или на лестничной клетке.

Исполнитель коммунальных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть: управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Категория надежности энергоснабжения (категория надежности электроснабжения, категория надежности снабжения электрической энергии) - категория, обуславливающая содержание обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего покупателя, в том числе: допустимое число часов отключения в год (не связанного с неисполнением покупателем обязательств по договору, а также с иными основаниями, исключающими ответственность гарантирующего поставщика перед покупателем) и срок восстановления энергоснабжения. Иными словами, наивысшая степень надежности для потребителей - 1 категория, наименьшая надежность - для потребителей 3 категории. При этом для повышения уровни надежности, потребителю необходимо провести существенный ряд технических мероприятий.

Качество электрической энергии - соответствие параметров электроэнергии утвержденным значениям. Существует несколько параметров качества электроэнергии:

  • установившееся отклонение напряжения от номинального;
  • отклонение частоты;
  • провал напряжения;
  • перенапряжение;
  • несинусоидальность напряжения и др.

Более подробно о показателях качества электроэнергии написано в ГОСТ 13109-97, который приведен в разделе "Нормативные документы "

Короткое замыкание - не предусмотренное нормальными условиями работы соединение точек электрической цепи, имеющих различные потенциалы, друг с другом или с другими цепями через пренебрежимо малое сопротивление (например, при касании неизолированных проводов электрической сети между собой). При коротком замыкании как правило срабатывает релейная защита, и участок электросети, на котором произошло короткое замыкание отключается.

Мощность заявленная - мощность, определенная в договоре энергоснабжения или договоре оказания услуг по передаче электроэнергии, которую потребитель обязуется не превышать (исчисляется в мегаваттах - МВт). Используется для установления тарифов на предстоящий год.

Мощность максимальная - величина мощности, которая обусловлена составом оборудования потребителя, режимом работы и технологическим процессом работы потребителя. (Исчисляется в мегаваттах - МВт). Указывается в документах, выдаваемых после технологического присоединения (в акте о технологическом присоединении или акте разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон)

Мощность присоединенная - суммарная величина присоединенного к электросети оборудования потребителя, (исчисляемая в мегавольт-амперах - МВа). Т.е. зависит от количество устройств потребителя, которые могут потреблять электроэнергию

Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Т.е. прибор учета электроэнергии, который фиксирует потребление электроэнергии не только всех квартир в многоквартирном доме, но также и потребление электроэнергии на освещение лестничных клеток и подвалов, электроэнергию, которая затрачивается на работу лифтов, насосов водоподкачки. Также этот прибор учета учитывает все потери электроэнергии, которые возникли в многоквартирном доме, в т.ч. и "воровство" электроэнергии.

Перекрестное субсидирование - тарифы на электроэнергию дифференцируются таким образом, что в отношении одной категории потребителей (в РФ это население) - установленные тарифы ниже экономически обоснованных, а в отношении других групп потребителей (прочие потребители - в основном мелкий и средний бизнес) применяются цены, которые выше экономически обоснованных тарифов. Таким образом бремя платежей за электроэнергия распределяется на потребителей неравномерно. Кроме того, можно выделить также и территориальное перекрестное субсидирование: ситуация при которой в одних регионах тарифы выше, а в других ниже.

Поверка счетчиков - мероприятия по установлению соответствующим органом государственной метрологической службы факта пригодности к эксплуатации средств измерения электроэнергия (приборов учета электроэнергии).

Подстанция - электроустановка, служащая для преобразования и распределения электроэнергии и состоящая из трансформаторов или других преобразователей энергии, распределительных устройств, устройств управления и вспомогательных сооружений.

Потери электроэнергии - разница между объемом электроэнергии, которая поступила в электрическую сеть и объемом электроэнергии, который был отпущен из этой электросети.

Потребитель электрической энергии - любое физическое или юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который использует для различных нужд электроэнергию (мощность). Ради них, собственно, и задумывался этот сайт;

Производство энергии (генерация) - действия организации, направленные на производство и продажи электроэнергии или тепловой энергии на оптовый или розничный рынок электроэнергии для дальнейшей поставки электроэнергии потребителям. Кроме того выделяют также собственную генерацию на предприятии . В этом случае предприятия устанавливает для собственных нужд объекты по производству электроэнергии. Кроме того, при наличии собственной генерации, предприятие может выступать в роли продавца электроэнергии на розничном рынке электроэнергии и мощности .

Пропускная способность электрической сети - максимальное количество электрической мощности, которую может пропустить электросеть в нормальных условиях работы.

Распределительное устройство (РУ) - электроустановка, предназначенная для приема и распределения электрической энергии на одном напряжении и содержащая коммутационные аппараты и соединяющие их сборные шины (секции шин), устройства управления и защиты.

Расчетные счетчики - счетчики электроэнергии, с использованием показаний которых производятся расчеты за потребляемую электроэнергию. Такие счетчики должны быть поверены Госстандартом РФ, и иметь пломбу сетевой компании или гарантирующего поставщика.

Субъекты оптового рынка - юридические лица, которые получили право участвовать в торговле электроэнергией (мощностью) на оптовом рынке ОРЭМ.

Точка поставки (точка поставки на розничном рынке) - место в электросети, которое находится на границе между потребителем и сетевой организацией. В этом месте осуществляется исполнение обязательств по поставке электроэнергии между потребителем и поставщиком электроэнергии.

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению - комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы технических устройств электростанций, электрических сетей и энергопринимающего оборудования потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих техническим регламентам и иным обязательным требованиям.

Услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами, иными словами транспортировка электроэнергии от места выработки к месту потребления.

Федеральная служба по тарифам - организация, осуществляющая государственное регулирование тарифов на федеральном уровне.

Электрическая сеть - совокупность электроустановок для распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, воздушных и кабельных линий электропередачи. По электрической сети осуществляется распределение электроэнергии от электростанций к потребителям

Хотите бесплатно проверить правильный ли у вас тариф на электроэнергию?

Отсутствие в настоящее время единого подхода к определению понятия сетевой организации на розничных рынках электроэнергии приводит к серьезным осложнениям правоприменительной практики.

Правовое регулирование отношений, складывающихся в сфере передачи электрической энергии на розничных рынках электроэнергии, уже не первый год ставит в тупик как правоприменителей, так и исследователей теории договорного права. Неоднозначная судебная практика, противоречивые подходы арбитражных судов различного уровня - все это является следствием адаптации зарубежной модели функционирования розничных рынков электроэнергии в условиях России. Подтверждением могут служить следующие вопросы:

1) Свидетельствует ли отсутствие утвержденного в установленном законом порядке тарифа на услуги по передаче электрической энергии о лишении статуса сетевой организации?

2) Соответствует ли положениям Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" или иным нормативным правовым актам договор оказания услуг по передаче электрической энергии, в котором предусмотрено условие об оплате потребителем оказанных услуг в виде возмещения стоимости затрат, понесенных сетевой организацией?

3) Вправе ли организация, владеющая на законном основании объектами электросетевого хозяйства, основным видом деятельности которой является оказание услуг по передаче электроэнергии, но не имеющая установленного для нее тарифа, заключать с потребителями договоры оказания услуг по передаче энергии и фактически исполнять их?

4) Какое правовое последствие при рассмотрении споров, связанных с деятельностью организации, для которой не был в установленном порядке утвержден тариф на услуги по передаче электроэнергии, влечет принятие ФСТ России решения о введении государственного регулирования деятельности такой организации и о включении ее в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе?

Прежде чем перейти к рассмотрению поставленных вопросов, необходимо обратиться к истории создания сетевых организаций на розничных рынках электроэнергии. Первые такие организации появились в Англии и Соединенных Штатах Америки, главной задачей которых определялось содержание электросетей и иных объектов электросетевого хозяйства в работоспособном состоянии и их эксплуатация в соответствии с требованием безопасности.

В начале 2000-х гг. при заимствовании зарубежного опыта были созданы первые российские сетевые организации на рынке электрической энергии, которые стали осуществлять традиционные полномочия по содержанию объектов электросетевого хозяйства. Электроэнергию передает ее источник, следовательно, название договора оказания услуг по передаче электроэнергии, заключаемого с сетевой организацией, весьма условно: исходя из технологии процесса она может лишь обеспечивать процесс передачи энергии через сети посредством поддержания их в исправном состоянии. Кроме того, договор оказания услуг по передаче энергии является производным и зависим от основного обязательства - договора купли-продажи электроэнергии. Как известно, вспомогательные сделки всегда совершаются для реализации другого, уже ранее существовавшего между сторонами, правоотношения, для исполнения обязательств из ранее совершенной сделки. Как следствие, отношения по снабжению потребителей энергией регулируются посредством заключения, как правило, двух договоров: основного (купля-продажа) и вспомогательного (договор оказания услуг по передаче энергии). Существенным признаком вспомогательного договора является то, что он не приводит к достижению конечных хозяйственных (экономических) целей сторон, а выступает только необходимым условием для реализации основного договора. Кроме того, достаточно часто встречаются случаи, когда для обеспечения процесса передачи энергии необходимо заключать несколько договоров оказания услуг по передаче энергии, поскольку участки присоединенной сети принадлежат разным сетевым организациям и иным владельцам.

В соответствии со статьей 3 Закона N 35-ФЗ под территориальной сетевой понимается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, по общему правилу не относящихся к оптовому рынку электроэнергии. Следует также иметь в виду, что не всякая организация, которая оказывает услуги по передаче энергии, будет являться территориальной сетевой, поэтому выделяют еще два критерия. Первый предусмотрен законом, а второй - "неоднозначный" - выработан судебной практикой. Так, в соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила N 861) территориальные сетевые организации должны владеть на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых они оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей.

Учитывая монопольное положение сетевой организации, в целях защиты интересов потребителей для территориальной сетевой организации заключение договора, опосредующего отношения по передаче энергии, признано обязательным (ст. 37 Закона N 35-ФЗ), и, как следствие, государственному регулированию подлежат тарифы на услуги по передаче энергии.

Всех субъектов в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии на розничных рынках электроэнергии предлагается подразделять на профессиональных участников и непрофессиональных. Ключевым критерием такого разделения выступает оказание организацией услуг по передаче энергии в качестве своего основного вида деятельности. При этом как для первых, так и для вторых заключаемые ими договоры являются публичными. Непрофессиональные участники (так называемые иные владельцы), владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства потребителей, вправе оказывать услуги по передаче энергии с использованием принадлежащих им объектов только после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии (п. 6 Правил N 861). В данном случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил N 861, предусмотренные для сетевых организаций. Из смысла закона следует, что для приобретения статуса территориальной сетевой организации необходимо владение на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с помощью которых обеспечивается оказание услуг по передаче энергии в качестве основного вида деятельности такой организации. И, соответственно, не имеет никакого принципиального значения принятие ФСТ России решения о введении государственного регулирования деятельности такой организации и включении ее в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

Сказанное можно проиллюстрировать на следующем примере из судебной практики. Иск заявлен о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа о прекращении взимания платы за услугу по передаче электроэнергии по неустановленному тарифу. Как усматривается из материалов дела, антимонопольный орган признал общество субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах расположения принадлежащих ему на праве аренды электрических сетей; указал на незаконность установления и взимания с потребителей платы за передачу электроэнергии без применения тарифа, утвержденного уполномоченным органом. В удовлетворении требования судом отказано, поскольку факт нарушения обществом порядка ценообразования подтвержден.

Как показывает анализ судебной практики, очень часто возникают вопросы, связанные с отнесением той или иной организации к сетевой. После вступления в силу Закона N 35-ФЗ судебная практика пошла по пути ограничения круга территориальных сетевых организаций теми из них, кому в установленном законом порядке утверждены тарифы на услуги по передаче энергии. Соответственно, если тарифы на услуги по передаче энергии утверждены в установленном порядке, между участниками возникает обязательство из договора оказания услуг по передаче энергии, а в противном случае - внедоговорное обязательство вследствие неосновательного обогащения. В качестве иллюстрации можно привести один из многочисленных примеров.

Иск заявлен о взыскании неосновательного обогащения в виде платы за переданную электрическую энергию. Как усматривается из материалов дела, в спорный период тарифы на услуги истца по передаче электрической энергии не были утверждены. Расчет стоимости услуг по передаче электроэнергии произведен истцом исходя из величины его затрат на услуги по передаче электрической энергии: по уровню среднего второго напряжения - 19,99 коп. за 1 кВт/ч; по уровню низкого напряжения - 23,8 коп. за 1 кВт/ч. На основании пункта 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В отсутствие утвержденного регулирующим органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии в случаях, когда законом установлена необходимость применения регулируемых цен, истец вправе доказывать размер платы за оказанные услуги по передаче электроэнергии средствами, предусмотренными главой 7 Административного процессуального кодекса РФ, в том числе представлять суду заключение эксперта, сделанное на основании экспертизы, проведенной специалистами регулирующего органа или независимой экспертной организации, либо заключение специалистов регулирующего органа.

Таким образом, исковые требования о взыскании неосновательного обогащения удовлетворены судом правомерно, поскольку ответчик неосновательно обогатился на сумму не оплаченных им услуг по транспортировке электроэнергии, размер платы за переданную электрическую энергию при отсутствии утвержденного в установленном порядке тарифа определен истцом с учетом результатов проведенной экспертизы.

При рассмотрении другого дела арбитражный суд пришел к иному выводу. Суд отказал в иске о взыскании неосновательного обогащения, полученного в связи с использованием ответчиком при передаче электроэнергии подстанции, принадлежащей истцу, указав, что последний не является субъектом электроэнергетики и ему регулирующим органом не утвержден тариф на услуги по ее передаче, в связи с чем неосновательное обогащение ответчика за счет истца отсутствует.

В юридической литературе высказывалось критическое отношение к позиции судов, исходящих при рассмотрении споров из того, что круг сетевых организаций должен ограничиваться владельцами, кому в установленном порядке утверждены тарифы на услуги по передаче энергии.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 16 февраля 2010 г. N 3851/09, собственник сети вправе требовать от поставщика энергоресурсов возмещения затрат, связанных с использованием его имущества. В силу статьи 1102 и пункта 2 ст. 1105 ГК РФ потерпевший - лицо, владеющее на законных основаниях сетями, которые неосновательно использовались другими лицами (приобретателями) для передачи энергии, - вправе потребовать от этих лиц возмещения того, что они сберегли вследствие такого пользования сетями, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. Соответствующая обязанность возникает вне зависимости от наличия утвержденного в отношении собственника сети тарифа на транспортировку воды, тепловой и электрической энергии (аналогичная позиция находит свое подтверждение в определениях ВАС РФ от 17 января 2011 г. N ВАС-15256/10, от 19 июля 2012 г. N ВАС-9419/12).

Вместе с тем возникают ситуации, когда владельцы сетей специально не обращаются в соответствующие органы регулирования тарифов, поскольку тарифы на оказание услуг по передаче энергии устанавливаются "котловым" методом в размере, не превышающем предельных индексов роста цен. С экономической точки зрения более выгодно взыскивать в судебном порядке затраты на содержание объектов электросетевого хозяйства, которые не рассчитываются по принципу "единого котла" и не ограничиваются никакими предельными индексами.

Взыскание неосновательного обогащения в виде затрат на поддержание объектов электросетевого хозяйства в работоспособном состоянии в судебном порядке открывает возможность для недобросовестных сетевых организаций и иных владельцев приобретать незаконные имущественные выгоды в обход положений Закона N 35-ФЗ и постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике". Осуществление расчетов за оказанные услуги по передаче энергии в виде затрат неминуемо может повлечь нарушение законодательства о тарифном регулировании и привести к расчетам между участниками розничных рынков электроэнергии не по регулируемым, а произвольно определенным ценам в нарушение пункта 3 постановления Правительства РФ N 1178. В связи с этим незаконно включение в договор оказания услуг по передаче электрической энергии условия об оплате потребителем оказанных услуг в виде возмещения стоимости затрат, понесенных сетевой организацией или иным владельцем. Однако в судебной практике этот вопрос решается неоднозначно. Рассмотрим один из примеров.

Иск заявлен о взыскании неосновательного обогащения. Как усматривается из материалов дела, ответчик был признан нарушившим Закон о защите конкуренции в части установления для истца тарифов на передачу электрической энергии, в связи с чем истец считает, что договор на подключение к электрическим сетям является ничтожным, а полученная ответчиками оплата - неосновательным обогащением. Иск судом удовлетворен, поскольку тариф на услуги по передаче электрической энергии не утвержден, спорный договор в части условия о взимании платы за транзит энергии признается ничтожным, так как ответчик сетевой организацией не является.

При рассмотрении другого дела суд пришел к иному выводу.

Из материалов дела следует, что в спорный период для ЗАО "ПОК" не был установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии, следовательно, у ЗАО "ПОК" не возникли обязательства по заключению с потребителями договоров возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии. Но у ЗАО "ПОК" как у собственника сетей имелись обязательства по их надлежащему содержанию и обязанности не препятствовать перетоку электроэнергии к потребителям. Поскольку в соответствии с договором стороны приняли на себя обязательства нести расходы на содержание электрических сетей пропорционально потребляемой энергии, однако ответчик не оплатил долю расходов, подлежащую компенсации, суд, признав понесенные истцом расходы на содержание сетей разумными и подтвержденными имеющимися в материалах дела доказательствами, удовлетворил требование об их взыскании. При таких обстоятельствах следует признать правомерным вывод апелляционного суда, что при отсутствии утвержденного для собственника сетей тарифа на передачу электрической энергии потребителям собственник сетей и потребитель электроэнергии не лишены права заключить договор о порядке распределения расходов по содержанию электрических сетей, которые используются для передачи электрической энергии как потребителю, так и собственнику сетей.

Для правильного разрешения рассмотренных спорных ситуаций следует учитывать причины, по которым сетевая организация или владелец объектов электросетевого хозяйства уклонились от обращения в регулирующий орган за утверждением тарифа на передачу энергии.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Для изменения существующей правоприменительной практики необходимо воздействовать на недобросовестных сетевых организаций и иных владельцев путем отказа в удовлетворении требований о возмещении затрат на содержание объектов электросетевого хозяйства в случае их незаконного уклонения от обращения в органы тарифного регулирования. Такой подход направлен на дисциплинирование субъектов розничных рынков электрической энергии, недопущение обхода законодательства о тарифном регулировании в сфере оказания услуг по передаче электроэнергии и устранение нарушений прав добросовестных участников отношений, складывающихся при снабжении потребителей электрической энергией.