Особенности регулирования труда педагогических работников (2). Может ли педагог- организатор, социальный педагог, заместитель директора вести в свои основные часы уроки

ОТВЕТЫ

НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВОЗНИКАЮЩИЕ

ПО ОПЛАТЕ ТРУДА, ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ОТПУСКОВ И ДР.

1. Каким образом производится оплата труда учителей, которые осуществляют обучение больных детей на дому, - по тарификации или почасовая?

В соответствии с инструктивным письмом Минпроса СССР от 28 октября 1983 г. N 74-М (опубликованным в Бюллетене нормативных актов Минпроса СССР N 3 за 1984 год) месячная заработная плата учителей, индивидуально обучающих на дому больных детей - хроников, определяется в порядке, установленном ст. 92 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, если работа с детьми для этих учителей носит постоянный характер, т.е. продолжается в течение учебного года или полугодия.

В связи с этим оплата труда учителей, индивидуально обучающих на дому больных детей, производится по тарификации, в том числе и в каникулярный период.

Почасовая оплата труда для учителей может иметь место лишь в случаях, предусмотренных пунктом 95 вышеуказанной Инструкции (т.е. в период замещения временно отсутствующих учителей, а также во время совместительства работниками предприятий, учреждений и организаций преподавательской работы в школе).

2. В каком объеме учитель школы может вести часы преподавательской работы в другой школе? И зависит ли это от объема учебной нагрузки по основному месту работы?

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 "О работе по совместительству" и Постановлением Госкомтруда СССР, Минюстиции СССР и Секретариата ВЦСПС от 09.03.89 N 81/604-К-3/6-84 "Об утверждении Положения об условиях работы по совместительству" общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени.

По основному месту работу для учителя действующим законодательством не установлено ограничений в объеме учебной нагрузки.

В связи с этим учитель, независимо от объема учебной нагрузки по месту основной работы, может вести в другом учреждении образования на условиях совместительства преподавательскую работу в пределах половины месячной нормы часов, за что оплата производится по тарификации.

Кроме указанной преподавательской работы, выполняемой на условиях совместительства, в другом учреждении образования ему может быть разрешена преподавательская работа в объеме до 240 часов в год (6 часов в неделю), которая не считается совместительством, но оплата за которую производится почасовая.

3. Какова продолжительность рабочего дня учителей и других педагогических работников во время каникул?

Время осенних, зимних и весенних каникул, а также время летних каникул, не совпадающее с очередным отпуском, является рабочим временем учителей и других педагогических работников. В эти периоды они привлекаются руководством школы к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки (объема педагогической работы) до начала каникул.

4. Как производится оплата педагогических работников образовательных учреждений, привлекаемых в период, не совпадающий с их очередным отпуском, к работе в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей и в загородных оздоровительных лагерях?

Согласно Приказу Минобразования России от 29 марта 1993 г. N 113 "О неотложных мерах по организации летнего отдыха детей и подростков в 1993 году" для работы в лагерях с дневным пребыванием детей педагогические работники в период, не совпадающий с их отпуском, привлекаются в пределах установленного им до начала каникул объема учебной нагрузки с сохранением заработной платы, предусмотренной при тарификации. В случае привлечения педагогических работников (с их согласия) к этой работе сверх указанного времени им производится оплата за фактически отработанное время.

За педагогическими работниками образовательных учреждений при направлении их в период, не совпадающий с очередным отпуском, для работы в загородных оздоровительных лагерях сохраняется заработная плата, установленная при тарификации. Кроме того, этим работникам за счет средств, предусмотренных на содержание лагеря, производится оплата по занимаемой в лагере должности, а также устанавливается доплата в размере 15% за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени. В случае нахождения загородного лагеря в сельской местности педагогическим работникам производится оплата труда с учетом 25-процентного повышения ставки заработной платы (должностного оклада).

5. Как осуществляется оплата труда учителей школы, не проводивших учебных занятий в связи с карантином?

Оплата труда учителей и других педагогических работников образовательных учреждений, не проводивших учебных занятий (педагогической работы) в связи с карантином и не привлекавшихся в этот период к другой учебно - воспитательной, методической или организационной работе, должна производиться в соответствии со статьей 94 КЗоТ Российской Федерации в размере не ниже 2/3 тарифной ставки заработной платы (оклада) установленного работнику разряда, как за время простоя не по вине работника.

КонсультантПлюс: примечание.

Кодекс законов о труде РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 09.12.1971, утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Действующая норма по данному вопросу содержится в статье 157 Трудового кодекса РФ.

6. Какой разряд по оплате труда должен устанавливаться учителю, у которого нет среднего профессионального образования?

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 и тарифно - квалификационной характеристике по должности учителя, согласованной с Минтрудом России и утвержденной Приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. N 463/1268, оплата труда учителей производится в диапазоне 7 - 14-го разрядов Единой тарифной сетки.

В связи с этим ниже 7-го разряда оплата труда учителям не производится, в том числе и тем из них, которые не имеют среднего профессионального образования.

7. Производится ли повышение ставки заработной платы (должностного оклада) педагогическим работникам, имеющим диплом об окончании с отличием высшего или среднего профессионального образовательного учреждения?

В соответствии с действующим законодательством наличие диплома об окончании с отличием высшего или среднего профессионального образовательного учреждения не дает права на автоматическое повышение работнику ставки заработной платы (должностного оклада).

Однако в связи с тем, что согласно ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" установление доплат и надбавок в пределах средств, выделяемых на оплату труда, является компетенцией образовательного учреждения, вопрос об установлении надбавки педагогическим работникам, окончившим с отличием высшее или среднее профессиональное образовательное учреждение, при наличии финансовых возможностей может быть решен самим образовательным учреждением.

8. Какова норма часов за одну ставку у воспитателей, учителей - логопедов и учителей - дефектологов, работающих в образовательных учреждениях для детей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии?

На основании Постановления Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 "О мерах по улучшению работы специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии", а также письма Минобразования России от 4 февраля 1992 г. N 22-шт ставка заработной платы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах) для детей с дефектами умственного или физического развития выплачивается воспитателям за 25 часов педагогической работы в неделю, а учителям - логопедам и учителям - дефектологам - за 20 часов педагогической работы в неделю. При этом учителям - логопедам ставка заработной платы за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, повышается и в том случае, если в образовательном учреждении не создано отдельных классов или групп для таких детей.

9. Производится ли оплата труда педагогических работников образовательных учреждений из числа совместителей во время каникул, если они в этот период выполняют педагогическую работу?

В соответствии с п. 95 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 г. N 94, лица, работающие на условиях почасовой оплаты и не ведущие занятия во время каникул, оплату за это время не получают. Следовательно, те педагогические работники из числа совместителей, которые работают во время каникул, должны получать оплату за этот период.

10. Какой документ является основанием для выплаты суточных работникам, направляемым на курсы повышения квалификации с отрывом от работы? Бухгалтерские работники, ссылаясь на Постановление Минтруда России от 15 июня 1995 г. N 31, выплачивают только стипендию в течение первых двух месяцев в размере среднего заработка (даже если работник находится на курсах с отрывом от работы на протяжении 10 месяцев).

В письме Минтруда России от 26 января 1996 г. N 178-КВ сообщалось, что Постановление Минтруда России от 15 июня 1995 г. N 31 в части возмещения работникам расходов при направлении их на курсы повышения квалификации (на подготовку, переподготовку кадров, обучение вторым профессиям) с отрывом от работы недействительно, так как после него вышло Постановление Правительства РФ от 26.06.95 N 610.

Материальное обеспечение работников образовательных учреждений, направляемых на повышение квалификации с отрывом от основной работы, осуществляется в соответствии с пунктом 26 "Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610.

Согласно этому документу за слушателями на время их обучения с отрывом от работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работу. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от работы, выплачиваются суточные по нормам, установленным для командировок на территории Российской Федерации.

Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за счет средств федеральных органов исполнительной власти, предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту основной работы слушателей.

На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой расходов за счет направляющей стороны.

11. Устанавливается ли бухгалтерским работникам централизованной бухгалтерии надбавка за выслугу лет?

Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. N 17 "О порядке установления ежемесячных надбавок к должностным окладам за выслугу лет работникам органов исполнительной власти" (утвержденному Постановлением Минтруда России от 30 декабря 1993 г. N 186), на работников организаций, состоящих при органах исполнительной власти (в том числе на работников централизованных бухгалтерий), Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 ноября 1993 г. N 1173 "О выплате ежемесячных надбавок к должностным окладам за выслугу лет работникам органов исполнительной власти" не распространяется.

Однако в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.11.91 N 211 установление работникам учреждений доплат и надбавок в пределах средств, выделяемых на оплату труда, является компетенцией учреждения.

В то же время Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право самим решать все вопросы, связанные с увеличением расходов на содержание учреждений образования. В связи с этим вопрос об установлении надбавки работникам централизованной бухгалтерии вправе решить и местные органы исполнительной власти.

12. Как производится оплата труда руководителю образовательного учреждения, если он аттестовывался по должности учителя и ему установлена высшая квалификационная категория?

Разряд оплаты труда руководящих работников зависит от группы, к которой отнесено образовательное учреждение по объемным показателям, и квалификационной категории, полученной в результате аттестации по занимаемой руководящей должности.

Руководящие работники образовательного учреждения, ведущие часы преподавательской работы, должны аттестовываться как по руководящей должности, так и по должности учителя. Аттестация по той и по другой должности может быть проведена одновременно.

13. Производится ли повышение на 15% ставок заработной платы и должностных окладов работников школ - интернатов общего типа и в соответствии с каким документом?

Первоначально повышение ставок заработной платы и должностных окладов работников за работу в школах - интернатах общего типа было предусмотрено Постановлением Госкомтруда СССР от 20 марта 1991 года N 70 "Об утверждении новых размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивных учреждений" (приложение N 1, примечание 4).

В связи с введением Единой тарифной сетки Минобразованием России по согласованию с Минтрудом России было подготовлено письмо от 12 января 1993 г. N 10/32-Т, в котором указано, что ЕТС не отменяет действовавший до нее порядок повышения ставок заработной платы и должностных окладов, установления надбавок и доплат, не учтенных в разрядах ЕТС и выплачиваемых за условия работы, отклоняющиеся от нормальных. Перечень этих компенсационных доплат, надбавок и повышений ставок заработной платы (должностных окладов) приложен к вышеназванному письму Минобразования России. В этом Перечне поименованы школы - интернаты общего типа, за работу в которых ставки заработной платы и должностные оклады работников повышаются на 15%. Список работников, которым производится указанное повышение ставок заработной платы и должностных окладов, определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от конкретных условий работы.

14. На основании каких документов устанавливаются должностные оклады ректоров, проректоров и профессорско - преподавательского состава институтов повышения квалификации специалистов? Производится ли им доплата за наличие ученой степени кандидата и доктора наук? Устанавливается ли профессорско - преподавательскому составу ИПК надбавка к должностному окладу за занятие должности доцента или профессора и на основании какого документа?

Оплата труда ректоров, проректоров и профессорско - преподавательского состава институтов повышения квалификации производится в порядке и на условиях, предусмотренных для соответствующих работников образовательных учреждений высшего профессионального образования (основание: письмо Минобразования России (согласованное с Минтрудом России) от 12 января 1993 г. N 10/32-Т).

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 ноября 2006 года работникам, занимающим штатные должности в федеральных бюджетных учреждениях (организациях) науки и федеральных государственных высших учебных заведениях независимо от ведомственной принадлежности, ученые степени по которым предусмотрены тарифно-квалификационными требованиями, установлена ежемесячная доплата за ученую степень: доктора наук - в размере 7000 рублей, кандидата наук - в размере 3000 рублей (Постановление Правительства РФ от 23.11.2006 N 712).

С 1 сентября 1994 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1097 "Об установлении доплат работникам бюджетных образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов за ученые степени доктора наук и кандидата наук" на профессорско - преподавательский состав институтов повышения квалификации распространено действие пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 807, в соответствии с которым профессорско - преподавательскому составу высших учебных заведений доплата за ученую степень доктора наук устанавливалась в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, а за ученую степень кандидата наук - в размере трех минимальных размеров оплаты труда.

При этом согласно письму Минтруда России и Миннауки России от 23 августа 1994 г. N 1623-РБ работникам, занимающим штатные должности с неполным рабочим днем (0,5 и 0,25 ставки), указанные доплаты устанавливаются в размере, пропорционально отработанному времени.

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1994 г. N 1042 "О материальной поддержке профессорско - преподавательского персонала образовательных учреждений высшего профессионального образования", которым были установлены надбавки в размере 60% к должностному окладу работникам, занимающим должность профессора, и в размере 40% к должностному окладу работникам, занимающим должность доцента в высших учебных заведениях, на профессорско - преподавательский состав институтов повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов не распространяется.

По данному вопросу Минобразование России обращалось с ходатайством в Правительство Российской Федерации, однако он не получил положительного решения.

15. При каких условиях за пенсионерами, ранее работавшими в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности или поселках городского типа (рабочих поселках), сохраняются льготы по коммунальным услугам?

В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154/12-22 "Об утверждении разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" льготы по коммунальным услугам (бесплатные квартиры с отоплением и освещением) при переходе на пенсию сохраняются за перечисленными в этом Постановлении педагогическими работниками и за совместно с ними проживающими членами их семей, если общий стаж работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, каждого из этих работников составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

Право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами семей и при переезде их на новое место жительства в другую сельскую местность либо в другой поселок городского типа (рабочий поселок), в котором работники общеобразовательных школ, детских домов, домов ребенка, дошкольных учреждений, межшкольных учебно - производственных комбинатов, средних профессионально - технических училищ, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, пользуются этими льготами, а также при преобразовании сельского населенного пункта в поселок городского типа (рабочий поселок) и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город.

При переезде этих пенсионеров на постоянное место жительства в город льготы по коммунальным услугам за ними не сохраняются.

16. Имеют ли право педагогические работники учреждений дополнительного образования детей (внешкольных учреждений), расположенных в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), на льготы по коммунальным услугам в соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании"?

КонсультантПлюс: примечание.

Закон РСФСР от 21.12.1990 N 438-1 утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статьей 24 Закона РСФСР "О социальном развитии села" и пунктом 9 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено распространение льгот, установленных в данной местности для специалистов сельского хозяйства, соответственно на педагогических работников образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, и образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и управления.

При этом следует иметь в виду, что для работников агропромышленного комплекса (сельского хозяйства) льготы по коммунальным услугам действующим законодательством не предусмотрены. Им предоставляются совсем другие льготы, которые установлены Постановлением Совмина СССР от 5 апреля 1989 года N 289 "О коренной перестройке экономических отношений и управления в агропромышленном комплексе страны". Поэтому и педагогические работники внешкольных учреждений, расположенных в сельской местности, не пользуются льготами по коммунальным услугам, но имеют право на другие льготы, которые предусмотрены для работников сельского хозяйства.

Что касается пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции 1996 года), то в нем записано: "... в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". Но ни законодательством Российской Федерации, ни законодательством СССР льготы по коммунальным услугам для педагогических работников внешкольных учреждений никогда не устанавливались. Следовательно, педагогические работники внешкольных учреждений сельской местности права на льготы по коммунальным услугам не имеют.

Вопрос о предоставлении педагогическим работникам внешкольных учреждений льгот по коммунальным услугам может быть решен соответствующими органами исполнительной власти на местах.

17. Отпуск какой продолжительности предоставляется педагогам дополнительного образования, работающим в школах, школах - интернатах, детских домах и внешкольных учреждениях?

Педагогам дополнительного образования, которые состоят в штате школы, школы - интерната, детского дома, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.94 N 1052 отпуск предоставляется продолжительностью 56 календарных дней, а педагогам дополнительного образования внешкольных учреждений - 42 календарных дня.

18. Какой продолжительности предоставляется отпуск медицинским сестрам в образовательных учреждениях общего вида и в образовательных учреждениях для детей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии?

Очередной отпуск медицинским сестрам и старшим медицинским сестрам в образовательных учреждениях общего вида и в образовательных учреждениях для детей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии, предоставляется продолжительностью 24 рабочих дня. В соответствии с пунктами 174, 179 и 60 раздела 40 "Здравоохранение" Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16 июня 1988 года N 370/П-6, за вредные условия работы медицинским сестрам предоставлялся дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней в образовательных учреждениях общего вида и в образовательных учреждениях для детей с недостатками в физическом развитии и 30 рабочих дней в образовательных учреждениях для детей, имеющих отклонения в умственном развитии.

Могут ли педагог- организатор, социальный педагог, заместитель директора вести в свои основные часы уроки? Если может, то сколько часов максимально?Чем это обосновано? Каким доп. соглашением это оформить? Совмещением или совместительством является следующее сочетание нагрузки/должностей педагогов/учителей: а.Педагог- организатор (0,5 ставки, 18часов) сверх своего времени ведет в этом же учреждении еще 9 часов дополнительного образования (педагог доп. образования) б. Воспитатель группы продленного дня (30 часов, 1 ставка) сверх ведет в этом же учреждении еще 6 часов дополнительного образования -педагог доп. образования в. социальный педагог (1 ст, 36ч) - сверх ведет уроки русского языка г. заместитель директора(1 ст, 40ч) - уроки д. учитель ведет уроки, сверх ведет школьный компонент, сверх пдо (педагог дополнительного образования) е. учитель начальных классов ведет 2часа в группе продленного дня? Все они таким образом тарифицированы с 01.09.13.

Ответ

Ответ на вопрос: 1.Могут ли педагог- организатор, социальный педагог, заместитель директора вести в свои основные часы уроки? Если может, то сколько часов максимально?Чем это обосновано? Каким доп. соглашением это оформить? Да, могут. Согласно пп. «в», «е» и «ж» п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" для педагогических работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ: - педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год; - педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой; - преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений. При выполнении работ, не являющихся совместительством, заключать отдельный трудовой договор не нужно. Достаточно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору по основной работе о том, что работник принимает на себя обязанность наряду с обусловленной трудовым договором трудовой функцией выполнять дополнительную работу. В соглашении следует указать конкретный вид работ, ее объем, срок выполнения, а также условия оплаты. (По правилам совмещения ст. 60.2 Трудового Кодекса РФ)

Эксперт делится важной информацией о принятии локальных нормативных актов в материале по ссылке.

Ответ на вопрос: 2.Совмещением или совместительством является следующее сочетание нагрузки/должностей педагогов/учителей: а.Педагог- организатор (0,5 ставки, 18часов) сверх своего времени ведет в этом же учреждении еще 9 часов дополнительного образования (педагог доп. образования) б. Воспитатель группы продленного дня (30 часов, 1 ставка) сверх ведет в этом же учреждении еще 6 часов дополнительного образования -педагог доп. образования в. социальный педагог (1 ст, 36ч) - сверх ведет уроки русского языка г. заместитель директора(1 ст, 40ч) - уроки д. учитель ведет уроки, сверх ведет школьный компонент, сверх пдо (педагог дополнительного образования) е. учитель начальных классов ведет 2часа в группе продленного дня? Все они таким образом тарифицированы с 01.09.13 Совместительством является работа, которая осуществляется работником в свободное от основной работы время. Если работник сначала отрабатывает полностью свою норму времени, а затем выполняет дополнительную работу, то это совместительство. Если же дополнительная работа осуществляется в течение рабочего дня работника, то, как было отмечено выше, указанная дополнительная работа педагогических работников не считается совместительством, ее выполнение возможно оформить как совмещение профессий (должностей).

Правильно будет, что вся нагрузка педагога (часы по должности,уроки, ПДО,школьный компонент),сумма которой укладывается в 36 часов, является совмещением, а все сверх - совместительство? Если да, то в каких нормативных документах это указывается?

Да, правильно.

При совмещении профессий сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня, т.е. в течение установленной для него продолжительности рабочего времени (ст. 60.2 ТК РФ)

При внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время (ст. 60.1, ч. 1 ст. 282 ТК РФ), т.е. за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Для этого работодатель заключает с сотрудником отдельный трудовой договор.

Подробнее о том, как оформить совмещение профессий (должностей) Вы можете узнать из п. 3 Приложения к настоящему ответу.

Подробнее в материалах Системы:

1. Правовая база:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, МЕДИЦИНСКИХ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ И РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ

В соответствии со статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. I, ст. 3) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. N 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 15, ст. 1368) Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации постановляет:

1. Установить следующие особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры:

а) указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения);

б) продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:

для медицинских и фармацевтических работников - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

для медицинских и фармацевтических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, - 16 часов работы в неделю;

для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. При этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, а в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, - в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;

для младшего медицинского и фармацевтического персонала - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю - 16 часов работы в неделю;

для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей, - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

в) педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

2. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

а) литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;

б) проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;

в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;

з) работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств;

и) работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

Выполнение работ, указанных в подпунктах «б» - «з» допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

3. Признать утратившим силу разъяснение Минтруда России от 25 ноября 1993 г. N 14 "Об отпусках работающим по совместительству" и Постановление Минтруда России от 25 ноября 1993 г. N 173 "Об утверждении разъяснения "Об отпусках работающим по совместительству" (зарегистрировано в Минюсте России 1 декабря 1993 г., регистрационный N 415).

труда и социального развития

Российской Федерации

А.П.ПОЧИНОК

2. Ответ: Какие работы педагогических работников не являются совместительством

Существуют виды работ педагогических работников, которые не являются совместительством ( , ). Перечень таких работ приведен в постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41.

Выполнение этих видов работ допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

При выполнении работ, не являющихся совместительством, заключать отдельный трудовой договор не нужно. Достаточно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору по основной работе о том, что работник принимает на себя обязанность наряду с обусловленной трудовым договором трудовой функцией выполнять дополнительную работу. В соглашении следует указать конкретный вид работ, ее объем, срок выполнения, а также условия оплаты.

Выполнение такой дополнительной работы может быть досрочно прекращено по инициативе любой из сторон трудового договора: как работника, так и работодателя. Заинтересованная в прекращении дополнительной работы сторона обязана письменно уведомить вторую сторону не менее чем за три дня. После истечения указанного срока доплата за выполнение дополнительной работы не начисляется, и с работника снимается обязанность по выполнению дополнительной работы. Такой порядок следует из положений Трудового кодекса РФ.

Александр Завгородний

доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

3. Ответ: Как оформить совмещение профессий (должностей)

выполнять и основную, и свою дополнительную работу сотрудник будет в пределах установленной продолжительности рабочего дня (как правило, восемь часов в день) (иначе это будет ).

Выбор варианта зависит от характера дополнительной работы и от того, с какой регулярностью сотрудник должен ее выполнять. Если сотруднику придется заниматься новой для него работой в течение определенного времени, тогда лучше оформить внутреннее совместительство или совмещение профессий (должностей).

При внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время ( и ТК РФ). Для этого работодатель ().

При совмещении профессий сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа оплачивается и возможна только с письменного согласия сотрудника. Такие правила установлены в статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.

Под расширением зон обслуживания и увеличением объема выполняемых работ понимается выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности ().

При этом поручение сотруднику дополнительной работы за дополнительную оплату оформите подписанием сотрудником и работодателем дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором будут определены как содержание и объем, так и срок будущей работы, а также дополнительная оплата за ее выполнение (ст. , ТК РФ).

На основании дополнительного соглашения к трудовому договору издайте приказ (в произвольной форме) о поручении сотруднику соответствующей работы и установлении дополнительной оплаты. Копию приказа передайте в бухгалтерию для начисления и выплаты сотруднику доплаты.

Также следует помнить, что сведения о совмещении профессий, расширении зон обслуживания, увеличении объема работ, исполнении обязанностей временно отсутствующего сотрудника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, не вносят в трудовую книжку сотрудника и его личную карточку ( , п. , Правил, утвержденных , Инструкции, утвержденной ).

Ограничение по должностям при совмещении

Совмещать одноименные должности (профессии) сотрудник не может. Совмещение означает дополнительную работу по другой профессии или должности. Этим совмещение профессий (должностей) отличается от временного исполнения обязанностей отсутствующего сотрудника. При временном исполнении обязанностей сотрудник может исполнять обязанности как по одноименным, так и по разным должностям (профессиям). Это следует из положений статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.

Ситуация: Может ли сотрудник совмещать больше двух должностей в одной и той же организации

Да, может.

В трудовом законодательстве нет ограничений по количеству должностей, которые может совмещать один и тот же сотрудник ().

Единственное исключение предусмотрено в отношении руководителя организации: он не должен входить в состав органов, осуществляющих функции контроля и надзора в данной организации. То есть руководитель не может одновременно быть ее ревизором, аудитором и т. п. Такой порядок предусмотрен статьи 276 Трудового кодекса РФ.

Остальные сотрудники вправе совмещать больше двух должностей в одной и той же организации.

Ситуация: Можно ли совместителю установить работу в режиме совмещения

Кроме того, в ряде случаев установлен запрет на совмещение для отдельных должностей. Например, генеральный директор, работающий в организации по совместительству, может в этой же организации совмещать должность главного бухгалтера. А вот совмещать должность ревизора или аудитора он не сможет, так как будет

Досрочное прекращение совмещения

Сотрудник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении. О досрочном прекращении работы в режиме совмещения профессий (должностей) сотрудника нужно уведомить в не позднее чем за три рабочих дня. Если сотрудник хочет досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, он также должен письменно предупредить об этом работодателя за три рабочих дня. Такой порядок предусмотрен статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.

Иван Шкловец

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости


Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.


  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • В соответствии с ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. Очевидно, что при получении образования соответствующего уровня преподавателями могут быть лица, которые имеют данное образование. Например, в высших учебных заведениях в соответствии с образовательным цензом должны преподавать лица, имеющие соответствующее профилю высшее образование.

    В соответствии с ч. 2 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не должны допускаться лица, которым эта деятельность запрещена по приговору суда или по медицинским показаниям, а также имеющие судимость за отдельные преступления. Перечни медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не должны допускаться к педагогической деятельности, должны быть определены федеральным законом. После утверждения этих перечней федеральным законом лица, имеющие медицинские противопоказания и судимость за указанные в них преступления, не могут быть допущены к педагогической деятельности. Однако работники, занимающиеся этим видом деятельности, могут быть уволены лишь по установленным федеральным законом основаниям, например, в связи с применением на основании ст. 47 УК РФ наказания в виде запрета на занятие педагогической деятельностью.

    В соответствии с ч. 1 ст. 332 ТК РФ замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении заключению срочного трудового договора предшествует конкурсный отбор. Конкурсный отбор не проводится на должности декана факультета и заведующего кафедрой. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации утверждено Приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 года N 4114 (регистрационный номер 4084 от 27 декабря 2002 года). В соответствии с этим Положением занятию должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении предшествует проведение конкурса. Решение о проведении конкурса публикуется в печати, после чего подаются документы на участие в конкурсе. Конкурсный отбор заканчивается голосованием членов ученого совета высшего учебного заведения. С лицом, избранным по конкурсу, заключается срочный трудовой договор на срок избрания, который не должен превышать пяти лет.

    Изменениями, вносимыми в ст. 332 ТК РФ, закрепляется правило, согласно которому при согласии сторон трудового договора допускается его заключение между вузом и научно-педагогическим работником без конкурсного отбора на срок не более одного года в целях сохранения непрерывности учебного процесса в следующих случаях: 1) при приеме на работу совместителей; 2) при замещении временно отсутствующего работника; 3) во вновь открываемых вузах до начала работы ученого совета.

    При заключении срочного трудового договора на ранее занимаемую должность приказ о назначении работника на ту же научно-педагогическую должность на новый срок по результатам конкурсного отбора может издаваться без его увольнения по окончании срока предыдущего трудового договора.

    Должности декана факультета и заведующего кафедрой высшего учебного заведения являются выборными. Порядок выборов на эти должности определяется уставом высшего учебного заведения.

    В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудового договора. Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору, срок которого заканчивается по окончании полномочий ректора.

    По представлению ученого совета высшего учебного заведения учредитель (учредители) может продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет. По представлению ученого совета высшего учебного заведения ректор вправе продлить срок пребывания в должности проректора, декана факультета, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста 70 лет. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

    В соответствии со ст. 333 ТК РФ педагогическим работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" определены нормативы часов за ставку заработной платы в различных образовательных учреждениях.

    Педагогические работники могут работать по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности. Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 года N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" определены особенности работы по совместительству педагогических работников. Однако подчеркнем еще раз, что работа на условиях внутреннего совместительства, в том числе по аналогичной должности, специальности, является одним из видов работы за рамками нормальной продолжительности рабочего времени, и поэтому она должна быть оплачена в повышенном размере, установленном для оплаты сверхурочных работ.

    В соответствии со ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 года N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений" определена продолжительность указанного отпуска педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности и вида учебного заведения, в котором они работают. Отпуск педагогических работников отличает от ежегодных основных отпусков, предоставляемых другим работникам, своей продолжительностью.

    Педагогические работники образовательного учреждения на основании ст. 335 ТК РФ имеют право не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы использовать длительный отпуск продолжительностью до одного года. Порядок и условия предоставления этого отпуска определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. В соответствии со ст. 335 ТК РФ работодатель обязан предоставить данный отпуск педагогическому работнику при наличии 10 лет непрерывного педагогического стажа и при отсутствии регламентации его предоставления в локальных актах образовательного учреждения. Однако вопрос об оплате этого отпуска решается самим образовательным учреждением. Поэтому оплата может стать обязанностью работодателя только при наличии соответствующего условия в локальных документах образовательного учреждения.

    В ст. 336 ТК РФ перечислены дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками.

    К их числу относятся: 1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; 3) достижение ректором, проректором, деканом факультета, руководителем филиала (института) государственного или муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования возраста шестидесяти пяти лет. Перечисленные основания могут применяться в том случае, когда отсутствуют общие основания для увольнения работника, в частности перечисленные в ст. 81 ТК РФ. Поэтому в уставе образовательного учреждения могут быть определены дополнительные по сравнению со ст. 81 ТК РФ грубые нарушения устава образовательного учреждения, за совершение которых может последовать увольнение педагогического работника. Например, к числу таких нарушений может быть отнесено курение в местах, где это запрещено работодателем. Применение насилия над личностью обучающегося, воспитанника также следует признать дополнительным по отношению к ст. 81 ТК РФ основанием для увольнения педагогического работника. Применение такого насилия не должно входить в понятие аморального проступка, совершенного работником, выполняющим воспитательные функции. Дополнительным по сравнению с общими основаниями является и увольнение по достижении перечисленными лицами возраста шестидесяти пяти лет.

    Принимая на работу преподавателя-совместителя, в первую очередь необходимо правильно оформить с ним трудовые отношения. Право на работу по совместительству предоставляет каждому гражданину Трудовой кодекс. Согласно ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). Статья 282 ТК РФ дает право на заключение трудовых договоров о работе по совместительству с неограниченным числом работодателей, при этом в трудовом договоре необходимо обязательно указать на то, что работа является совместительством.

    Прием на работу

    На основании ст. 283 ТК РФ при приеме на работу по совместительству к другому работодателю работник обязан предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. При приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления документа об образовании и (или) о квалификации либо его надлежаще заверенной копии. Поскольку педагогическая работа, безусловно, требует специальных знаний, такой документ соискатель соответствующей должности будет обязан предъявить. Никаких других документов, справок, разрешений с основного места работы в соответствии с нормами Трудового кодекса не требуется.
    Хочется напомнить, что к внешнему совместителю, как и к основному работнику, претендующему на замещение должности, связанной с образованием и воспитанием детей, предъявляется ряд дополнительных требований. Так, согласно ст. 331 ТК РФ к занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Пунктом 1 ст. 46 данного Закона установлено, что этой деятельностью могут заниматься лица:
    - имеющие соответствующее образование (среднее профессиональное или высшее);
    - отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
    Несоответствие соискателя приведенным условиям является основанием для обоснованного отказа в приеме на работу в образовательное учреждение и в силу ст. 3 ТК РФ не может расцениваться как проявление дискриминации в сфере труда.
    При приеме на работу педагога руководителю учреждения и кадровому работнику необходимо иметь под рукой Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" названного справочника указывает на то, что квалификационные характеристики должностей работников образования не только предусматривают наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и содержат четкие требования к профилю полученной специальности по образованию.
    Исходя из данного документа учитель или преподаватель (за исключением профессорско-преподавательского состава вузов) должен иметь не просто высшее или среднее профессиональное образование, а образование соответствующего уровня по направлению подготовки "Образование и педагогика". Также он может иметь образование в области, соответствующей преподаваемому предмету (высшее профессиональное или среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении), без предъявления требований к стажу работы.
    Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.
    Для учителя-дефектолога или учителя-логопеда обязательным является высшее профессиональное образование в области дефектологии.
    Уровень образования и квалификация работников образовательных учреждений определяются на основании документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации: дипломов, аттестатов и других документов об образовании. Дифференциация высшего профессионального образования по ступеням (бакалавр, дипломированный специалист, магистр) при определении образовательного ценза во внимание не принимается.
    Трудовым кодексом установлены и категоричные запреты, согласно которым к педагогической деятельности не допускаются лица:
    - лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда (ст. 331 ТК РФ);
    - имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
    - имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
    - признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
    - имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
    Иными словами, при приеме на работу требуются справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в определенном порядке и по соответствующей форме органами внутренних дел, и заключение медицинского осмотра.
    При оформлении трудовых отношений с преподавателем-совместителем следует также руководствоваться Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры". В силу этого документа педагогические работники вправе осуществлять работу по совместительству - выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ установлены санитарно-гигиенические ограничения).
    Продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем. По каждому трудовому договору она не может превышать:
    - для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
    - для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, - 16 часов работы в неделю.
    Педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.
    При этом не будут считаться совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:
    - педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
    - осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;
    - осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;
    - педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;
    - работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;
    - работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств;
    - работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.
    Выполнение названных видов работ допускается в основное рабочее время, но с согласия работодателя.

    Оплата труда работника-совместителя

    Вопросы оплаты труда лиц, работающих по совместительству, регулируются ст. 285 ТК РФ. В соответствии с этой статьей оплата производится пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
    При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ.
    Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом таких коэффициентов и надбавок.
    Оплата труда преподавателей-совместителей будет зависеть от установленной им учебной педагогической нагрузки, которая, в свою очередь, зависит от количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, от обеспеченности кадрами и других конкретных условий в данном образовательном учреждении. Распределением учебной нагрузки занимается руководитель образовательного учреждения. Объем учебной нагрузки, определенный данному конкретному преподавателю, закрепляется в трудовом договоре.
    В целом заработная плата педагога-совместителя будет рассчитываться из стоимости одного педагогического часа у данного работника, умноженной на количество проведенных часов. А стоимость одного педчаса зависит от уровня образования, наличия квалификационной категории, стажа педагогической работы и установленных этому работнику выплат компенсационного и стимулирующего характера.
    Часто возникает вопрос: сколько часов педагогической нагрузки можно установить и, соответственно, оплатить преподавателю-совместителю? Для ответа на него обратимся к Постановлению Минтруда России N 41. В нем сказано, что продолжительность работы по совместительству в течение месяца у педагогических работников не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, а у тех работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе равна менее 16 часов в неделю, - 16 часов работы в неделю. Согласно ст. 333 ТК РФ продолжительность рабочего времени для педагогических работников составляет не более 36 часов в неделю. Исходя из этого продолжительность рабочего времени педагогов-совместителей не может превышать 18 часов в неделю.
    Кроме того, педагоги-совместители имеют право на получение всех гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством, коллективными договорами и локальными нормативными актами учреждений (ст. 287 ТК РФ).
    В случае необходимости совместителю полагается выплата пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, порядок назначения и выплаты которого производится в общеустановленном порядке. Так, п. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" определено, что в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. Названные пособия исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со ст. 14 данного Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие. Для этого необходимо предъявить листок временной нетрудоспособности по каждому месту работы. В силу п. 4 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам занят у нескольких работодателей и в двух предшествующих календарных годах до выдачи листка нетрудоспособности был занят у тех же работодателей, ему выдается несколько листков нетрудоспособности по каждому месту работы.

    Отпуск преподавателя-совместителя

    Право на ежегодный оплачиваемый отпуск преподавателю, работающему по совместительству, гарантирован ст. 286 ТК РФ. Он должен предоставляться одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется авансом.
    Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, то работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности.
    При предоставлении отпуска педагогам следует ориентироваться на ст. 334 ТК РФ и Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам", согласно которому продолжительность отпуска педагогов составляет 42 или 56 календарных дней (в зависимости от типа образовательного учреждения и занимаемой должности).

    Прекращение трудовых отношений с преподавателем-совместителем

    Помимо общих оснований, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого данная работа будет являться основной, о чем работодатель обязан предупредить указанное лицо в письменной форме не менее чем за две недели до прекращения трудового договора (ст. 288 ТК РФ).
    При этом не следует забывать, что на основании ст. 127 ТК РФ увольняемому работнику полагается выплата денежной компенсации за все неиспользованные отпуска. Расчет отпускных производится в общеустановленном порядке.

    Комментируемая статья регулирует трудовые отношения в сфере образования. Следует отметить, что она должна применяться в комплексе с гл. 52 ТК РФ «Особенности регулирования труда педагогических работников». Появление в новом Трудовом кодексе данной главы является новацией, ранее труд педагогических работников не рассматривался в качестве специального предмета правового регулирование. Специфика и социальная значимость педагогического труда определяют необходимость установления специальных правовых норм, регулирующих его.

    Трудовые отношения имеют специфический субъектный состав. Так, согласно п. 1 комментируемой статьи по общему правилу для педагогических работников работодателем является соответствующее образовательное учреждение.

    Исключение из этого правила составляют руководители образовательных учреждений, поскольку из смысла ст. 273 ТК РФ следует, что их работодателем является непосредственно учредитель (учредители) образовательного учреждения. Положение руководителя образовательного учреждения имеет еще одну особенность. Он в трудовых отношениях имеет двойственное положение, с одной стороны он сам является работником, а с другой он - представитель работодателя.

    Действующее законодательства предъявляет специальные требования к работникам образовательных учреждений. Так, к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. К педагогической деятельности не могут допускаться лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливаются федеральными законами. Данная норма, закрепленная в ч. 2 ст. 332 ТК РФ, получила развитее в п. 2 комментируемой статьи, согласно которому лицо, лишенное решением суда права работать в образовательном учреждении в течение определенного срока, не может быть принято на работу в образовательное учреждение в течение этого срока.

    В соответствии с п. 3 комментируемой статьи трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить законодательству о труде.

    Понятие трудового договора раскрывается в ст. 56 ТК РФ. В соответствии с ней трудовом договором признается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

    В трудовом договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор.

    Существенными условиями трудового договора являются:

      место работы (с указанием структурного подразделения);

      дата начала работы;

      наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

      права и обязанности работника;

      права и обязанности работодателя;

      характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

      режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);

      условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

      виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

    В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

    Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

    Согласно ст. 332 ТК РФ замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения указанных должностей утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Должности декана факультета и заведующего кафедрой высшего учебного заведения являются выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется уставами высших учебных заведений.

    В федеральных государственных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого проректором с высшим учебным заведением, совпадает со сроком окончания полномочий ректора. По представлению ученого совета высшего учебного заведения учредитель вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет. По представлению ученого совета высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, декана факультета, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

    В иных образовательных учреждениях трудовые договоры заключаются на неопределенный срок.

    В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации. Педагогическим работникам разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности.

    Педагогическим работникам образовательного учреждения предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ (см. постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724).

    Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. В целях реализации указанного права педагогических работников образовательных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, приказом Минобразования РФ от 07 декабря 2000 г. № 3570 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года.

    В связи с закреплением в трудовом законодательстве данной нормы представляет интерес, связанная с этим судебная практики. Так, Рубцовский городской суд Алтайского края 28 марта 1996 г. вынес решение, которым обязал администрацию муниципального учреждения культуры и детскую музыкальную школу № 2 г. Рубцовска предоставить преподавателю этой школы в соответствии со ст. 55 Закона об образовании длительный отпуск без сохранения заработной платы сроком с 15 мая 1996 г. по 15 мая 1997 г. Истица работала преподавателем музыкальной школы свыше 13 лет и подала заявление о предоставлении ей длительного отпуска. Администрация в предоставлении отпуска отказала, считая, что стаж для получения отпуска начинает идти с 1992 г. Затем администрация детской музыкальной школы N 2 г. Рубцовска подала жалобу в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда. Судебная коллегия рассмотрела жалобу в открытом судебном заседании 19 июня 1996 г. и определила: кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

    В данном случае, как видим, и городской, и краевой суды посчитали, что с принятием Закона об образовании все педагоги, имеющие 10-летний и более стаж, получили право на использование длительного отпуска.

    Согласно ст. 336 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных трудовым законодательством, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником образовательного учреждения являются:

      повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

      достижение ректором, проректором, деканом факультета, руководителем филиала (института), федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования возраста шестидесяти пяти лет.

    Пунктом 4 комментируемой статьи предусматривается, что помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора являются:

      повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

      применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

      появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

    Увольнение по данным основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.