Су 33 новейший корабельный истребитель. Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами

Одиннадцать лет прошло с первого взлета Су-33 до принятия его на вооружение за два года до начала XXI века. Разрабатываемая ОКБ Сухого модель палубного истребителя четвертого поколения, прозванного в НАТО «Удар во фланг» (Flanker-D), имела лучшие характеристики по сравнению со стоявшим на вооружении МиГ-29К в части большей грузоподъемности и дальности полета. Также самолет мог дозаправляться в воздухе и за счет подвесного контейнера с топливом заправлять другие военные самолеты России.

Для чего он создавался? Основная цель, для которой создавался палубный истребитель Су-33 - контроль воздушного пространства вокруг корабля-матки и «работа» по надводным объектам противника. Крылья и хвост сделаны складывающимися, чтобы истребитель занимал как можно меньше места на корабле. Его автоматически включающиеся воздухозаборники дают возможность достигать скорости вдвое большей, чем скорость звука.

«Адмирал Кузнецов» и Су-33

Так назывался авианосец. Осенью 1989 года палубный истребитель Су-33 (в то время именовавшийся Су-27К) исполнил премьерный старт (и удачно аэрофинишировал на его палубе) с тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (далее по тексту ТАКР «АК»). Который назван так в честь командующего ВМФ СССР с 1939 по 1955 год (с небольшим перерывом) - 14 лет.

России - СУ-27К и Су-33 - проектировались и создавались под проект создания тяжелых с прицелом на возможное строительство и авианосцев. Но распад СССР не позволил этим планам осуществиться. В военно-морских силах России имеется только один корабль такого рода - ТАКР «АК».

Преимущества самолета

По сравнению с Су-27, истребитель Су-33 лучше вооружен (больше места для оружейных подвесок) и более эффективно «работает» по поверхности моря. После модернизации модели до 33М:


Другие особенности

Самолет Су-33 имеет (дополнительно к перечисленным выше особенностям) модернизированный двигатель АЛ-31Ф-М1, «наплыв» крыла, а вместо тормозного парашюта - посадочный гак, оборудованный специальной сигнализацией для «посадочной» команды ТАКР «АК». Вооружение на истребителе размещается на двенадцати пилонах, 8 из которых закреплены под крыльями, а остальные - на корпусе тяжелого истребителя. В бою с самолетами и вертолетами применяются пушка и ракеты как ближнего боя (неуправляемые), так и управляемые - самонаводящиеся на «тепло» и по локатору. При атаке на надводные цели также может применяться пушка, различного веса неуправляемые бомбы (прицеливание автоматическое, высокоточное) и противокорабельные управляемые ракеты.

Истребитель-бомбовоз

Высокоманевренный и скоростной тяжелый истребитель Су-33, если понадобится, очень быстро и легко переформатируется во вместительный бомбовоз. Если исключить или сильно ограничить ракетное вооружение, то на своих подвесках и балочных держателях (как одно-, так и многозамковых) он способен нести и сбросить на корабль (и с большой долей вероятности попасть в него) 4 тонны бомб ФАБ-500 или 7 тонн ФАБ-250. К сожалению, «умные» бомбы в боекомплект Су-33 не входят. Но при модернизации его до 33М существенно улучшен прицел для бомбометания.

Летно-технические характеристики


Су-33: обзор вооружения

Су-33 - это ПВО корабля-матки. Он базируется на ТАКР «КА» и «сухопутных аэродромах», имеет следующее вооружение (в наибольшей комплектации вес - до 6,5 тонны) и защитное оборудование:

Летные происшествия

Су-33 - надежный самолет. За тридцать лет произошло только восемь аварий, а фактически четыре, так как остальные произошли при испытательных полетах и «доводке» самолета до принятия его на вооружение. А из оставшихся четырех в двух случаях имел место обрыв троса, которым тормозят палубный истребитель Су-33 (корабельное оборудование), а в двух других - ошибка при пилотировании:

Самолет сегодня

Самолет Су-33 базируется на ТАКР «АК» (10 единиц) и на аэродроме морской авиации Северного Флота России (12 единиц). Таким образом, с учетом потерянных (4 единицы) в различных летных происшествиях всего серийным образом было собрано 26 многоцелевых всепогодных истребителей. Эти истребители наравне с комплексами ПВО наземного базирования обеспечивают противовоздушную оборону Кольской зоны российской Арктики.

Памятник

Летом 2013 года на территории авиазавода (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) был открыт памятник палубному истребителю Су-33. Самолет до середины последнего десятилетия прошлого века производился на этом заводе, а в нынешнем веке подвергся модернизации.

Изображенному на памятнике истребителю присвоен бортовой номер 70, под которым на авиашоу под Псковом выступал и погиб, пытаясь спасти самолет, генерал-майор Тимур Апакидзе.

На этом история данного самолета не заканчивается. Он принимал участие в военных действиях. Осенью 2016 года Су-33 в составе авиагруппы ТАКР «АК» наносили удары по террористам и мятежникам в провинциях Идлиб и Хомс (Сирия).

Самолет и культура

На данный момент «полетать» на Су-33 можно в авиасимуляторе «Диджитал Комбат Симулятор». Модель 33 имеет проработанную систему вооружения и физики полета. Также «протестировать» палубный истребитель можно в шестой части игры «Эйс Комбат».

Кроме того, данный истребитель можно встретить в аниме «Евангелион». Там он выполняет роль палубного истребителя флота Организации Объединенных Наций.

Су-33 палубный истребитель, разработанный в конце 1980-ых годов специально для ВМФ, и состоящий на вооружении российской армии. Относится к 4-му поколению реактивных истребителей.

Фото Су-33 в хорошем качестве.

История создания Су-33

Самолет изначально создавался в ОКБ Сухого (под руководством конструктора Симонова) по заданию и для нужд ВМФ СССР. Работы по его проектированию начались в 1984 году, основой послужил многоцелевой истребитель Су-27 . Перед разработчиками стояла задача создать самолет, способный эффективно атаковать корабли противника, действуя с палубы авианесущего крейсера.

В 1987-88 годах проводились опытные полеты первых двух прототипов машины. В конце 1989 года Су-33 проходили испытания на авианесущем крейсере «Тбилиси» с отработкой посадки и взлета. В следующем году истребитель пошел в серийное производство.

После 2000 года ОКБ Сухого выполнило модернизацию (Су-33М) 19-ти произведенных самолетов, в результате которой Су-33 получили новые двигатели с увеличенным ресурсом, были оснащены системой спутниковой навигации и высокоточными прицельными системами. Был произведен и еще ряд дополнительных усовершенствований, повышающих ударные возможности самолета, однако точные их подробности раскрыты не были.


Фото Су-33: вид снизу.

Особенности Су-33

Су-33 приспособлен для действий с палубы авианосца и, в сравнении со своим прототипом Су-27, имеет следующие особенности конструкции:

  • складывающиеся крылья для компактности машины и возможности размещения на борту большего числа самолетов;
  • конструкция крыла усовершенствована для повышения летных характеристик;
  • конструкционное решение с передним горизонтальным оперением повышает подъемную силу и устойчивость самолета;
  • для наращивания боевого радиуса машины и времени полета предусмотрена штанга дозаправки в воздухе;
  • оснащен специальными навигационными системами, предназначенными для маневров при посадке на палубу;
  • усиленные шасси повышают возможности маневрирования на палубе;
  • применена специальная антикоррозионная защита элементов конструкции машины с целью увеличения срока эксплуатации;
  • способен взять большое количество ракет типа «воздух-воздух» в один боевой вылет.

Кроме того, Су-33 оснащен специальным контейнером, позволяющем ему производить дозаправку в полете других самолетов.

Палубный истребитель Су-33 в полёте.

Палубный истребитель Су-33, фото с авиасалона МАКС-2005.

Су-33 развивает скорость до 2300 км/ч, имеет потолок 17 км, а его дальность полета доходит до 3000 км.

Вооружение Су-33

Система управления вооружением (СУВ-23К) рассчитана на действия против воздушных, морских и наземных целей в любых метеоусловиях.

Боевая нагрузка самолета составляет до 6,5 т, узлов подвески вооружения - 10. В разных вариантах загрузки вооружением он может нести:

  • управляемые ракеты «воздух-воздух» средней (Р-27) и малой (Р-73) дальности по 4-6 штук каждого вида;
  • неуправляемые ракеты разных типов, предназначенные для поражения наземных целей и кораблей, размещаются в блоках по 4, 20 и 80 штук;
  • неуправляемые бомбы (в том числе кассетные) 500, 250 и 100 кг по 8, 28 и 32 шт. соответственно.

Также самолет вооружен стандартной 30-мм пушкой ГШ-30-1 с боекомплектом 150 снарядов.

На опытных экземплярах Су-33 предусматривалась также возможность подвески управляемых ракет «воздух-поверхность» типа «Москит».

Палубный истребитель Су-33 (Су-27К), фотография с авиасалона МАКС-2005.

Су-33 (Су-27К), фото с авиасалона МАКС-2005.

Производство и служба Су-33

С 1990 года было построено 26 самолетов Су-33, однако 4 машины за это время были утеряны в различных авиапроисшествиях. К настоящему моменту в ВС России эксплуатируются 18 этих истребителей, еще 4 находятся на хранении и консервации.

Су-33 используются для подготовки пилотов палубной авиации на расположенном в Крыму специальном полигоне НИТКА.

На 2016 год 14 машин входят в состав авиационной группы ТАВКР «Адмирал Кузнецов», остальные Су-33 остаются на базе в Североморске.

Су-33 (Су-27К), фото с авиасалона МАКС-2005.

Су-33, фото с авиасалона МАКС-2003.

Текущая борьба с терроризмом на Ближнем Востоке имеет несколько любопытных особенностей. В частности, она прекрасно демонстрирует методики боевой работы, предпочитаемые разными странами, а также иллюстрирует существующие стратегии. Использование актуальных стратегий и тактик позволяет участникам борьбы с терроризмом не только решать имеющиеся военные и политические задачи, но и повышать уровень подготовки личного состава, а также проверять на практике и отрабатывать различные методики боевой работы.

Уже больше года удары по целям на территории Ирака наносят самолеты военно-воздушных сил США. Боевые вылеты совершаются с сухопутных баз региона, а также с авианосцев, которые регулярно приходят в близлежащие моря и обеспечивают работу своих самолетов. С прошлой осени аналогичным образом работают ВВС Франции: часть работы взяли на себя летчики «сухопутных» соединений, а кроме того, им оказывают поддержку самолеты палубной авиации. Так, в настоящее время в восточной части Средиземного моря находится французский авианосец Charles de Gaulle, с помощью которого достигается заметное повышение интенсивности боевой работы. Что касается российской боевой авиации, то она, в силу объективных факторов, работает только с сухопутных аэродромов в Сирии и России.


Основной базой группировки Воздушно-космических сил России, задействованной в текущей операции, является аэродром Хмеймим на западе Сирии. Кроме того, в предыдущих ударах участвовали самолеты с баз Энгельс и Моздок. При этом, несмотря на наличие теоретической возможности, российские вооруженные силы пока не привлекали к участию в операции палубную авиацию. Известно, что в середине минувшей осени единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» выполнял учебно-боевые задачи в Средиземном море. В связи с этим высказывались предположения о возможной отправке корабля с авиационной группой к сирийским берегам для участия в операции.

Су-33 в полете. Фото Wikimedia Commons

Тем не менее, до сих пор палубная авиация не привлечена к выполнению боевых вылетов в условиях реального конфликта. Самая очевидная причина этого – отсутствие необходимости. Боевые самолеты и вертолеты Воздушно-космических сил хорошо справляются с возложенными задачами и, по-видимому, не нуждаются в помощи коллег из палубной авиации. Также можно предположить, что палубные самолеты не будут участвовать в ударах из-за определенного проигрыша в характеристиках. Основой авиационной группы «Адмирала Кузнецова» являются истребители Су-33, которые по своим ударным возможностям заметно уступают технике базы Хмеймим.

И все же, пусть даже и в теории, Су-33 могли бы помочь своим «сухопутным» коллегам в деле борьбы с террористами. Как и другие отечественные истребители, эти самолеты имеют возможность несения вооружения класса «воздух-поверхность» и способны атаковать наземные цели. Естественно, в таком случае они имеют менее высокие характеристики в сравнении со специализированными ударными самолетами.

По ряду причин Су-33 является одним из самых малочисленных типов самолетов в вооруженных силах России. С конца восьмидесятых до конца девяностых было построено лишь 26 серийных самолетов этой модели. В настоящее время, по разным данным, эксплуатируется не более 14-15 таких машин. Несколько истребителей были потеряны в летных происшествиях, оставшиеся находятся на хранении. В ходе длительных выходов в море на борту авианесущего крейсера обычно находится лишь часть эксплуатируемых истребителей. Остальные самолеты при этом остаются на берегу.

Являясь дальнейшим развитием истребителя Су-27, палубный Су-33 сохранил высокие характеристики. Так, имеется возможность полета со скоростью до 2300 км/ч (на высоте), а дальность достигает 3000 км. За счет применения дополнительной штанги для дозаправки в полете продолжительность вылета и боевой радиус могут быть значительно увеличены. Таким образом, при нахождении авианесущего корабля в берегов Сирии возможно выполнение задач на большей части этого государства.

Основной задачей истребителей Су-33 является воздушный бой. Таким образом, в свете недавних событий, эти самолеты могут быть привлечены к осуществлению прикрытия ударной авиации при выполнении боевых задач. По имеющимся данным, при борьбе с воздушными целями Су-33 способен нести полезную нагрузку весом до 3,2 т. Для ближнего боя предлагаются управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-73. Основным вооружением при этом оказываются ракеты средней дальности Р-27 различных модификаций. В боекомплект самолета может входить до 4-6 ракет каждого типа.

В составе российской авиационной группировки в Сирии присутствуют истребители Су-27СМ и Су-30СМ. Эти самолеты могут нести управляемые ракеты «воздух-воздух» нескольких типов. При этом их номенклатура вооружений воздушного боя почти совпадает со списком ракет, которые может нести Су-33. Таким образом, боевые возможности всех этих самолетов могут быть на одном уровне, хотя возможны некоторые отличия, связанные с составом бортового оборудования.

Являясь истребителем, Су-33 имеет ограниченные возможности по применению вооружений «воздух-поверхность», однако все же способен уничтожать наземные цели при помощи неуправляемых ракет и бомб. Имеется возможность применения неуправляемых авиационных ракет С-8, С-13, С-25 и т.д. Количество блоков и ракет определяется в соответствии с поставленной задачей.

В состав бомбового вооружения могут входить боеприпасы калибра 500, 250 или 100 кг. На соответствующих держателях могут подвешиваться фугасные бомбы, разовые бомбовые кассеты, зажигательные баки и другие боеприпасы со схожими габаритами. При подвеске 500-кг бомб самолет несет восемь боеприпасов: по четыре под крылом и под фюзеляжем. Бомбы калибра 250 кг могут подвешиваться в количестве 28 штук. 100-кг боеприпасы – 32 единицы. Точное количество боеприпасов определяется с учетом различных факторов, в частности следует принимать во внимание взлетный вес самолета.

Необходимо отметить, что использование исключительно свободнопадающих бомб серьезно сокращает возможную боевую эффективность. Для повышения точности и, как следствие, успешности удара требуется применение управляемых боеприпасов либо специального прицельного оборудования. Какая-либо информация о возможности применения истребителями Су-33 корректируемых бомб отсутствует. По-видимому, в составе бортовой электроники отсутствует оснащение, предназначенное для работы с подобным . Прицельно-навигационный комплекс имеет и некоторые другие особенности, уменьшающие возможную эффективность бомбометания.

В настоящее время основой российской ударной группировки в Сирии являются бомбардировщики Су-24М. По имеющимся данным, эти самолеты активно применяют неуправляемые бомбы, однако при этом наносят удары с достаточно высокой точностью. Для эффективного применения свободнопадающих бомб самолеты используют особое электронное оборудование – специализированную вычислительную подсистему СВП-24, созданную компанией «Гефест и Т». Эта аппаратура собирает информацию о местоположении цели, расположении самолета, параметрах полета, атмосферных условиях и т.д., после чего обрабатывает ее и выдает данные для сброса бомб. Анализ всей необходимой информации позволяет в разы повысить характеристики бомбометания. Фактически, обычные неуправляемые бомбы ложатся в цель с точностью на уровне управляемых.

К настоящему времени создано несколько версий системы СВП-24. Разные модификации этого оборудования предлагаются для использования в составе авионики самолетов Су-24, Ту-22М3 и т.д. При этом, однако, до сих пор отсутствует вариант аппаратуры для некоторых других отечественных боевых самолетов, в том числе для Су-33. Таким образом, палубные истребители при атаке наземных целей вынуждены использовать штатные прицельные средства, предусмотренные исходным проектом, но не способные по своим характеристикам конкурировать с разработкой фирмы «Гефест и Т».

В существующем состоянии отечественные палубные истребители способны с достаточной эффективностью решать задачи завоевания превосходства в воздухе или перехвата воздушных целей, тогда как их характеристики при нанесении ударов по наземным объектам могут быть недостаточными. Это, в частности, может быть одной из главных причин того, что Су-33 до сих пор не используются в сирийской операции: Воздушно-космические силы и так располагают достаточным количеством самолетов с высокими характеристиками, из-за чего можно не привлекать к боевой работе авиацию военно-морского флота.

Тем не менее, в определенных условиях Су-33 могли бы оказаться полезными при выполнении некоторых задач в составе ударной группы. Ранее упоминалось, что Су-24М с системой СВП-24 могут работать в одних группах с самолетами своего типа, не имеющими подобного оборудования. В таком случае бомбардировщик с вычислительной подсистемой играет роль ведущего, выполняя поиск целей и осуществляя все необходимые вычисления. В нужный момент он должен сбрасывать свои свободнопадающие бомбы и тем самым подавать команду ведомым бомбардировщикам. За счет одновременного сброса бомб несколькими самолетами должна обеспечиваться приемлемая точность бомбометания всей группы.

В одной группе с лидирующим Су-24М, оснащенным СВП-24, могут работать не только самолеты этого же типа, но и другая техника, в том числе Су-33. Таким образом, задачи по поиску целей и обработке данных будут возложены на самолет со специальным оборудованием, что позволит другой технике обойтись только имеющейся авионикой. Естественно, это является компромиссным решением и не позволяет палубным истребителям полноценно работать без помощи бомбардировщиков с необходимым оборудованием. Тем не менее, появляется возможность решения поставленных задач с имеющейся техникой без длительной и сложной модернизации.


Варианты бомбового вооружения Су-33. Рисунок Navy-korabel.livejournal.com

Также совместная боевая работа бомбардировщиков и истребителей позволяет решить еще одну проблему. В связи с недавними трагическими событиями было принято решение усилить истребительное прикрытие ударных самолетов. При совместной эксплуатации Су-24М и Су-33 появляется возможность комбинирования двух задач. Так, истребители должны получать ракетное вооружение класса «воздух-воздух», а также некоторое количество неуправляемых бомб. Это позволит им защитить бомбардировщики от возможных атак, а также помочь им при нанесении удара за счет увеличения количества сбрасываемых бомб.

Следует отметить, подобные методы совместной работы могут использоваться не только в случае с палубной авиацией. Су-24М с аппаратурой фирмы «Гефест и Т» может вести не только Су-33, но и любые другие боевые самолеты с возможностью несения неуправляемых бомб. В первую очередь с такой точки зрения следует рассматривать истребители Су-27СМ и Су-30СМ, уже находящиеся на базе Хмеймим в Сирии.

Как видим, в теории палубные самолеты Су-33 вполне способны не только участвовать в текущей операции в роли истребителей и бомбардировщиков, но и показывать достаточно высокую эффективность, ограничиваемую, однако, некоторыми объективными факторами. Тем не менее, по-видимому, эти самолеты не смогут принять участие в борьбе с террористами в Сирии. Дело в том, что имеющаяся группировка позволяет решать поставленные задачи, а ее усиление может быть выполнено исключительно за счет техники Воздушно-космических сил. Привлечение к операции авиации ВМФ попросту не имеет смысла.

Этим можно объяснить тот факт, что в октябре авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», находившийся в Средиземном море, не стал отправляться к берегам Сирии и обеспечивать полеты своих самолетов в этом регионе. Кроме того, можно предположить, что это не произойдет и в будущем, хотя и исключать это тоже не стоит. Сирийский конфликт оказывается хорошим полигоном для испытаний новой авиационной техники и вооружения. Нельзя исключить, что в обозримом будущем командование решит опробовать в условиях реального конфликта не только «сухопутную» авиацию, но и самолеты военно-морского флота.

В последнее время в операциях на Ближнем Востоке участвовали несколько авианосцев ряда стран. К примеру, в конце ноября к берегам Сирии прибыл французский авианосец «Шарль де Голль», авиационная группа которого дополнила имеющуюся в регионе группировку ВВС Франции. ВМС Соединенных Штатов организовали полноценную ротацию, в ходе которой в регион попеременно прибывают разные авианосцы. Россия, в свою очередь, похоже, не будет задействовать в сирийской авиации свой единственный авианосец и его авиационную группу. В пользу этого предположения говорят несколько фактов тактического, стратегического и технического характера. При этом в контексте усиления авиационной группировки чаще всего упоминается создание новых сухопутных баз, но не использование палубной авиации. Тем не менее, как уже говорилось, участие Су-33 в боях пока не следует исключать полностью. Эти самолеты при грамотном использовании могут оказаться полезными для достижения поставленных целей.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://airwar.ru/
http://sukhoi.org/
http://bastion-karpenko.ru/
http://navy-korabel.livejournal.com/

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Array ( => Самолеты, Авиастроение [~TAGS] => Самолеты, Авиастроение => 91787 [~ID] => 91787 => Палубный истребитель Су-33: обзор, [~NAME] => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 => 104 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 104 =>


«Адмирал Кузнецов» и Су-33

Преимущества самолета


Другие особенности



Истребитель-бомбовоз

Летно-технические характеристики

Длина - 21 м.

Высота - 5,7 м. Р

азмах крыльев - 14,7 м.

Основа шасси СУ-33 - 5,9 м.

След шасси - 4,44 м.

Вес двигателя – 1,5 тонны.

Взлетный разбег – 105 метров.


Су-33: обзор вооружения


УРВВ – до 10 штук.

УРВП – две штуки.


Летные происшествия


Самолет сегодня

Памятник


Интересный факт

Самолет и культура

Источник: fb.ru [~DETAIL_TEXT] =>

Одиннадцать лет прошло с первого взлета Су-33 до принятия его на вооружение за два года до начала XXI века. Разрабатываемая ОКБ Сухого модель палубного истребителя четвертого поколения, прозванного в НАТО «Удар во фланг» (Flanker-D), имела лучшие характеристики по сравнению со стоявшим на вооружении МиГ-29К в части большей грузоподъемности и дальности полета. Также самолет мог дозаправляться в воздухе и за счет подвесного контейнера с топливом заправлять другие военные самолеты России.


Для чего он создавался? Основная цель, для которой создавался палубный истребитель Су-33 - контроль воздушного пространства вокруг корабля-матки и «работа» по надводным объектам противника. Крылья и хвост сделаны складывающимися, чтобы истребитель занимал как можно меньше места на корабле. Его автоматически включающиеся воздухозаборники дают возможность достигать скорости вдвое большей, чем скорость звука.

«Адмирал Кузнецов» и Су-33

Так назывался авианосец. Осенью 1989 года палубный истребитель Су-33 (в то время именовавшийся Су-27К) исполнил премьерный старт (и удачно аэрофинишировал на его палубе) с тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (далее по тексту ТАКР «АК»). Который назван так в честь командующего ВМФ СССР с 1939 по 1955 год (с небольшим перерывом) - 14 лет.

Военные самолеты России - СУ-27К и Су-33 - проектировались и создавались под проект создания тяжелых авианесущих крейсеров с прицелом на возможное строительство и авианосцев. Но распад СССР не позволил этим планам осуществиться. В военно-морских силах России имеется только один корабль такого рода – ТАКР «АК».

Преимущества самолета

По сравнению с Су-27, истребитель Су-33 лучше вооружен (больше места для оружейных подвесок) и более эффективно «работает» по поверхности моря. После модернизации модели до 33М:

Увеличился ресурс двигателя – до полутора тысяч полетов.

Появилась система навигации ГЛОНАСС.

Стала более точной «бомбежка» надводных целей, в том числе и управляемыми ракетами.

Установлено оборудование, предупреждающее о «захвате» истребителя радиолокационным лучом.

Расширился арсенал вооружений для атаки кораблей противника. Теперь в нем могут принять участие и УРВП - управляемые ракеты типа "воздух-поверхность".


Другие особенности

Самолет Су-33 имеет (дополнительно к перечисленным выше особенностям) модернизированный двигатель АЛ-31Ф-М1, «наплыв» крыла, а вместо тормозного парашюта – посадочный гак, оборудованный специальной сигнализацией для «посадочной» команды ТАКР «АК». Вооружение на истребителе размещается на двенадцати пилонах, 8 из которых закреплены под крыльями, а остальные - на корпусе тяжелого истребителя. В бою с самолетами и вертолетами применяются пушка и ракеты как ближнего боя (неуправляемые), так и управляемые - самонаводящиеся на «тепло» и по локатору. При атаке на надводные цели также может применяться пушка, различного веса неуправляемые бомбы (прицеливание автоматическое, высокоточное) и противокорабельные управляемые ракеты.


Истребитель-бомбовоз

Высокоманевренный и скоростной тяжелый истребитель Су-33, если понадобится, очень быстро и легко переформатируется во вместительный бомбовоз. Если исключить или сильно ограничить ракетное вооружение, то на своих подвесках и балочных держателях (как одно-, так и многозамковых) он способен нести и сбросить на корабль (и с большой долей вероятности попасть в него) 4 тонны бомб ФАБ-500 или 7 тонн ФАБ-250. К сожалению, «умные» бомбы в боекомплект Су-33 не входят. Но при модернизации его до 33М существенно улучшен прицел для бомбометания.

Летно-технические характеристики

Пилотирование осуществляет один человек.

Длина - 21 м.

Высота - 5,7 м. Р

азмах крыльев - 14,7 м.

Ширина (с убранными крыльями) – 7,4 м.

Площадь крыльев - 67,8 квадратного метра. С

ила, действующая на крыло (стандартная) – 383 кг/м.

Сила, действующая на крыло (максимальная) – 486 кг/м.

Основа шасси СУ-33 - 5,9 м.

След шасси - 4,44 м.

Вес (без нагрузки) – 19,6 тонны.

Вес (со стандартной заправкой и боекомплектом) – 30 тонн.

Вес (максимальный взлетный) – 33 тонны.

Вес топлива (стандартная заправка) – 5,4 тонны.

Вес топлива (наибольшая заправка) – 9,4 тонны.

Объем баков с топливом – 1 кубометр.

Вес (посадочный стандартный) – 22,4 тонны.

Вес (посадочный наивысший) – 26 тонн.

Тяга (стандартная) – 76,6 кг/м.

Тяга (форсированная) - 125 кг/м.

Тяга (модернизированная) - 135 кг/м.

Вес двигателя – 1,5 тонны.

Максимальная скорость (посадочная) – до 250 километров в час.

Максимальная скорость (в зените) – 2300 километров в час.

Максимальная дальность полета (у поверхности) - до 1000 километров.

Максимальная дальность полета (в зените) - до 3000 километров.

Время барражирования (удаление до 255 километров) - 2 часа.

Высота полета (предельная) - 17 километров.

Тяговооруженность (стандартная, форсажная) – 0,96.

Тяговооруженность (максимальная, форсажная) – 0,76.

Взлетный разбег – 105 метров.

Посадочный пробег – 90 метров.


Су-33: обзор вооружения

Су-33 - это ПВО корабля-матки. Он базируется на ТАКР «КА» и «сухопутных аэродромах», имеет следующее вооружение (в наибольшей комплектации вес - до 6,5 тонны) и защитное оборудование:

Пушка одноствольная (30 мм, 150 снарядов).

Узлов для подвески оружия – десять штук.

УРВВ – до 10 штук.

УРВП – две штуки.

Неуправляемые ракеты (разных типов и весовых категорий) – до четырех, двадцати или до восьмидесяти штук.

Бомбы (разных типов и весовых категорий) – 8 (полутонна), 28 (четверть тонны) или 32 (центнер) штуки.

Система обнаружения «захвата» радиолокационным устройством – 1 штука.

Нашлемная система целеуказания – одна штука.

Оптико-электронная система обнаружения – одна штука (не имеет аналогов).

Антенна (угол видимости в зените) - ±50°.

Антенна (угол видимости по пеленгу) - ±60°.

Дальность обнаружения воздушной цели (встречный курс) – 100 км.

Дальность обнаружения теплоконтрастной воздушной цели (встречный курс) – сорок километров.

Дальность обнаружения воздушной цели (вдогонку) – 40 км.

Дальность обнаружения теплоконтрастной воздушной цели (вдогонку) – 100 километров.

Число одновременно захватываемых целей – десять штук.


Летные происшествия

Су-33 - надежный самолет. За тридцать лет произошло только восемь аварий, а фактически четыре, так как остальные произошли при испытательных полетах и «доводке» самолета до принятия его на вооружение. А из оставшихся четырех в двух случаях имел место обрыв троса, которым тормозят палубный истребитель Су-33 (корабельное оборудование), а в двух других - ошибка при пилотировании:

Осень 1988 года. При осуществлении первого испытательного полета опытный экземпляр самолета утерян (отказ гидросистем). Летчик-испытатель катапультировался.

Лето 1991 года. Опытный экземпляр утерян (отказ системы управления). Летчик-испытатель катапультировался.

Зима 1994 года. Ошибка при пилотировании привела к гибели истребителя. Летчик-испытатель катапультировался.

Лето 1996. Осуществив вылет в ненастную погоду, пилот не справился с управлением и разбился вместе с самолетом. Пилот погиб.

Весна 2000. Отказ системы управления, Су-33 разбился. Летчик катапультировался.

Лето 2001. Во время авиашоу, проходившего около города Псков, после исполнения фигур высшего пилотажа самолет немного не дотянул до посадочной полосы и загорелся при жесткой посадке. Летчик-ас погиб.

Осень 2005. Затонул при осуществлении посадочного маневра (оборвался тормозной трос). Летчик катапультировался. Зима 2016. Аналогичное предыдущему летное происшествие с теми же последствиями.


Самолет сегодня

Самолет Су-33 базируется на ТАКР «АК» (10 единиц) и на аэродроме морской авиации Северного Флота России (12 единиц). Таким образом, с учетом потерянных (4 единицы) в различных летных происшествиях всего серийным образом было собрано 26 многоцелевых всепогодных истребителей. Эти истребители наравне с комплексами ПВО наземного базирования обеспечивают противовоздушную оборону Кольской зоны российской Арктики.

Памятник

Летом 2013 года на территории авиазавода (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) был открыт памятник палубному истребителю Су-33. Самолет до середины последнего десятилетия прошлого века производился на этом заводе, а в нынешнем веке подвергся модернизации.


Изображенному на памятнике истребителю присвоен бортовой номер 70, под которым на авиашоу под Псковом выступал и погиб, пытаясь спасти самолет, генерал-майор Тимур Апакидзе.

Интересный факт

На этом история данного самолета не заканчивается. Он принимал участие в военных действиях. Осенью 2016 года Су-33 в составе авиагруппы ТАКР «АК» наносили удары по террористам и мятежникам в провинциях Идлиб и Хомс (Сирия).

Самолет и культура

На данный момент «полетать» на Су-33 можно в авиасимуляторе «Диджитал Комбат Симулятор». Модель 33 имеет проработанную систему вооружения и физики полета. Также «протестировать» палубный истребитель можно в шестой части игры «Эйс Комбат».

Кроме того, данный истребитель можно встретить в аниме «Евангелион». Там он выполняет роль палубного истребителя флота Организации Объединенных Наций.

Источник: fb.ru => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html => Одиннадцать лет прошло с первого взлета Су-33 до принятия его на вооружение за два года до начала XXI века. Разрабатываемая ОКБ Сухого модель палубного истребителя четвертого поколения, прозванного в НАТО «Удар во фланг» (Flanker-D), имела лучшие характеристики по сравнению со стоявшим на вооружении МиГ-29К в части большей грузоподъемности и дальности полета. Также самолет мог дозаправляться в воздухе и за счет подвесного контейнера с топливом заправлять другие военные самолеты России. [~PREVIEW_TEXT] => Одиннадцать лет прошло с первого взлета Су-33 до принятия его на вооружение за два года до начала XXI века. Разрабатываемая ОКБ Сухого модель палубного истребителя четвертого поколения, прозванного в НАТО «Удар во фланг» (Flanker-D), имела лучшие характеристики по сравнению со стоявшим на вооружении МиГ-29К в части большей грузоподъемности и дальности полета. Также самолет мог дозаправляться в воздухе и за счет подвесного контейнера с топливом заправлять другие военные самолеты России. => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text => [~DETAIL_PICTURE] => => 10.07.2018 09:05:03 [~TIMESTAMP_X] => 10.07.2018 09:05:03 => 10.07.2018 [~ACTIVE_FROM] => 10.07.2018 => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => /news/104/91787/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/91787/ => / [~LANG_DIR] => / => palubnyy_istrebitel_su_33_obzor_letno_tekhnicheskie_kharakteristiki [~CODE] => palubnyy_istrebitel_su_33_obzor_letno_tekhnicheskie_kharakteristiki => 91787 [~EXTERNAL_ID] => 91787 => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => news [~IBLOCK_CODE] => news => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 => s1 [~LID] => s1 => => 10.07.2018 => Array ( => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => палубный истребитель су-33: обзор, летно-технические характеристики => Одиннадцать лет прошло с первого взлета Су-33 до принятия его на вооружение за два года до начала XXI века. Разрабатываемая ОКБ Сухого модель палубного истребителя четвертого поколения, прозванного в НАТО «Удар во фланг» (Flanker-D), имела лучшие характеристики по сравнению со стоявшим на вооружении МиГ-29К в части большей грузоподъемности и дальности полета. Также самолет мог дозаправляться в воздухе и за счет подвесного контейнера с топливом заправлять другие военные самолеты России. => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => палубный истребитель су-33: обзор, летно-технические характеристики => Одиннадцать лет прошло с первого взлета Су-33 до принятия его на вооружение за два года до начала XXI века. Разрабатываемая ОКБ Сухого модель палубного истребителя четвертого поколения, прозванного в НАТО «Удар во фланг» (Flanker-D), имела лучшие характеристики по сравнению со стоявшим на вооружении МиГ-29К в части большей грузоподъемности и дальности полета. Также самолет мог дозаправляться в воздухе и за счет подвесного контейнера с топливом заправлять другие военные самолеты России. => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики) => Array ( => Самолеты, Авиастроение) => Array () => Array ( => 1 [~ID] => 1 => 15.02.2016 17:09:48 [~TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => s1 [~LID] => s1 => news [~CODE] => news => Пресс-центр [~NAME] => Пресс-центр => Y [~ACTIVE] => Y => 500 [~SORT] => 500 => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ => [~PICTURE] => => [~DESCRIPTION] => => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text => 24 [~RSS_TTL] => 24 => Y [~RSS_ACTIVE] => Y => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N => clothes_news_s1 [~XML_ID] => clothes_news_s1 => [~TMP_ID] => => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y => Y [~INDEX_SECTION] => Y => N [~WORKFLOW] => N => N [~BIZPROC] => N => L [~SECTION_CHOOSER] => L => [~LIST_MODE] => => S [~RIGHTS_MODE] => S => N [~SECTION_PROPERTY] => N => N [~PROPERTY_INDEX] => N => 1 [~VERSION] => 1 => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 => [~SOCNET_GROUP_ID] => => [~EDIT_FILE_BEFORE] => => [~EDIT_FILE_AFTER] => => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости => Новость [~ELEMENT_NAME] => Новость => [~CANONICAL_PAGE_URL] => => clothes_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 => / [~LANG_DIR] => / => www.alfa-industry.ru [~SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru) => Array ( => Array ( => Array ( => 104 [~ID] => 104 => 2015-11-25 18:37:33 [~TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 => 2 [~MODIFIED_BY] => 2 => 2015-07-17 14:13:03 [~DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03 => 1 [~CREATED_BY] => 1 => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 => [~IBLOCK_SECTION_ID] => => Y [~ACTIVE] => Y => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y => 5 [~SORT] => 5 => Интересные статьи [~NAME] => Интересные статьи => [~PICTURE] => => 9 [~LEFT_MARGIN] => 9 => 10 [~RIGHT_MARGIN] => 10 => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 => [~DESCRIPTION] => => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ [~SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ => [~CODE] => => 104 [~XML_ID] => 104 => [~TMP_ID] => => [~DETAIL_PICTURE] => => [~SOCNET_GROUP_ID] => => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => /news/104/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/104/ => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => news [~IBLOCK_CODE] => news => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 => 104 [~EXTERNAL_ID] => 104 => Array ( => Интересные статьи => интересные статьи => => Интересные статьи => Интересные статьи => интересные статьи => => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи)))) => /news/104/)

Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики

Одиннадцать лет прошло с первого взлета Су-33 до принятия его на вооружение за два года до начала XXI века. Разрабатываемая ОКБ Сухого модель палубного истребителя четвертого поколения, прозванного в НАТО «Удар во фланг» (Flanker-D), имела лучшие характеристики по сравнению со стоявшим на вооружении МиГ-29К в части большей грузоподъемности и дальности полета. Также самолет мог дозаправляться в воздухе и за счет подвесного контейнера с топливом заправлять другие военные самолеты России.


Для чего он создавался? Основная цель, для которой создавался палубный истребитель Су-33 - контроль воздушного пространства вокруг корабля-матки и «работа» по надводным объектам противника. Крылья и хвост сделаны складывающимися, чтобы истребитель занимал как можно меньше места на корабле. Его автоматически включающиеся воздухозаборники дают возможность достигать скорости вдвое большей, чем скорость звука.

«Адмирал Кузнецов» и Су-33

Так назывался авианосец. Осенью 1989 года палубный истребитель Су-33 (в то время именовавшийся Су-27К) исполнил премьерный старт (и удачно аэрофинишировал на его палубе) с тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (далее по тексту ТАКР «АК»). Который назван так в честь командующего ВМФ СССР с 1939 по 1955 год (с небольшим перерывом) - 14 лет.

Военные самолеты России - СУ-27К и Су-33 - проектировались и создавались под проект создания тяжелых авианесущих крейсеров с прицелом на возможное строительство и авианосцев. Но распад СССР не позволил этим планам осуществиться. В военно-морских силах России имеется только один корабль такого рода – ТАКР «АК».

Преимущества самолета

По сравнению с Су-27, истребитель Су-33 лучше вооружен (больше места для оружейных подвесок) и более эффективно «работает» по поверхности моря. После модернизации модели до 33М:

Увеличился ресурс двигателя – до полутора тысяч полетов.

Появилась система навигации ГЛОНАСС.

Стала более точной «бомбежка» надводных целей, в том числе и управляемыми ракетами.

Установлено оборудование, предупреждающее о «захвате» истребителя радиолокационным лучом.

Расширился арсенал вооружений для атаки кораблей противника. Теперь в нем могут принять участие и УРВП - управляемые ракеты типа "воздух-поверхность".


Другие особенности

Самолет Су-33 имеет (дополнительно к перечисленным выше особенностям) модернизированный двигатель АЛ-31Ф-М1, «наплыв» крыла, а вместо тормозного парашюта – посадочный гак, оборудованный специальной сигнализацией для «посадочной» команды ТАКР «АК». Вооружение на истребителе размещается на двенадцати пилонах, 8 из которых закреплены под крыльями, а остальные - на корпусе тяжелого истребителя. В бою с самолетами и вертолетами применяются пушка и ракеты как ближнего боя (неуправляемые), так и управляемые - самонаводящиеся на «тепло» и по локатору. При атаке на надводные цели также может применяться пушка, различного веса неуправляемые бомбы (прицеливание автоматическое, высокоточное) и противокорабельные управляемые ракеты.


Истребитель-бомбовоз

Высокоманевренный и скоростной тяжелый истребитель Су-33, если понадобится, очень быстро и легко переформатируется во вместительный бомбовоз. Если исключить или сильно ограничить ракетное вооружение, то на своих подвесках и балочных держателях (как одно-, так и многозамковых) он способен нести и сбросить на корабль (и с большой долей вероятности попасть в него) 4 тонны бомб ФАБ-500 или 7 тонн ФАБ-250. К сожалению, «умные» бомбы в боекомплект Су-33 не входят. Но при модернизации его до 33М существенно улучшен прицел для бомбометания.

Летно-технические характеристики

Пилотирование осуществляет один человек.

Длина - 21 м.

Высота - 5,7 м. Р

азмах крыльев - 14,7 м.

Ширина (с убранными крыльями) – 7,4 м.

Площадь крыльев - 67,8 квадратного метра. С

ила, действующая на крыло (стандартная) – 383 кг/м.

Сила, действующая на крыло (максимальная) – 486 кг/м.

Основа шасси СУ-33 - 5,9 м.

След шасси - 4,44 м.

Вес (без нагрузки) – 19,6 тонны.

Вес (со стандартной заправкой и боекомплектом) – 30 тонн.

Вес (максимальный взлетный) – 33 тонны.

Вес топлива (стандартная заправка) – 5,4 тонны.

Вес топлива (наибольшая заправка) – 9,4 тонны.

Объем баков с топливом – 1 кубометр.

Вес (посадочный стандартный) – 22,4 тонны.

Вес (посадочный наивысший) – 26 тонн.

Тяга (стандартная) – 76,6 кг/м.

Тяга (форсированная) - 125 кг/м.

Тяга (модернизированная) - 135 кг/м.

Вес двигателя – 1,5 тонны.

Максимальная скорость (посадочная) – до 250 километров в час.

Максимальная скорость (в зените) – 2300 километров в час.

Максимальная дальность полета (у поверхности) - до 1000 километров.

Максимальная дальность полета (в зените) - до 3000 километров.

Время барражирования (удаление до 255 километров) - 2 часа.

Высота полета (предельная) - 17 километров.

Тяговооруженность (стандартная, форсажная) – 0,96.

Тяговооруженность (максимальная, форсажная) – 0,76.

Взлетный разбег – 105 метров.

Посадочный пробег – 90 метров.


Су-33: обзор вооружения

Су-33 - это ПВО корабля-матки. Он базируется на ТАКР «КА» и «сухопутных аэродромах», имеет следующее вооружение (в наибольшей комплектации вес - до 6,5 тонны) и защитное оборудование:

Пушка одноствольная (30 мм, 150 снарядов).

Узлов для подвески оружия – десять штук.

УРВВ – до 10 штук.

УРВП – две штуки.

Неуправляемые ракеты (разных типов и весовых категорий) – до четырех, двадцати или до восьмидесяти штук.

Бомбы (разных типов и весовых категорий) – 8 (полутонна), 28 (четверть тонны) или 32 (центнер) штуки.

Система обнаружения «захвата» радиолокационным устройством – 1 штука.

Нашлемная система целеуказания – одна штука.

Оптико-электронная система обнаружения – одна штука (не имеет аналогов).

Антенна (угол видимости в зените) - ±50°.

Антенна (угол видимости по пеленгу) - ±60°.

Дальность обнаружения воздушной цели (встречный курс) – 100 км.

Дальность обнаружения теплоконтрастной воздушной цели (встречный курс) – сорок километров.

Дальность обнаружения воздушной цели (вдогонку) – 40 км.

Дальность обнаружения теплоконтрастной воздушной цели (вдогонку) – 100 километров.

Число одновременно захватываемых целей – десять штук.


Летные происшествия

Су-33 - надежный самолет. За тридцать лет произошло только восемь аварий, а фактически четыре, так как остальные произошли при испытательных полетах и «доводке» самолета до принятия его на вооружение. А из оставшихся четырех в двух случаях имел место обрыв троса, которым тормозят палубный истребитель Су-33 (корабельное оборудование), а в двух других - ошибка при пилотировании:

Осень 1988 года. При осуществлении первого испытательного полета опытный экземпляр самолета утерян (отказ гидросистем). Летчик-испытатель катапультировался.

Лето 1991 года. Опытный экземпляр утерян (отказ системы управления). Летчик-испытатель катапультировался.

Зима 1994 года. Ошибка при пилотировании привела к гибели истребителя. Летчик-испытатель катапультировался.

Лето 1996. Осуществив вылет в ненастную погоду, пилот не справился с управлением и разбился вместе с самолетом. Пилот погиб.

Весна 2000. Отказ системы управления, Су-33 разбился. Летчик катапультировался.

Лето 2001. Во время авиашоу, проходившего около города Псков, после исполнения фигур высшего пилотажа самолет немного не дотянул до посадочной полосы и загорелся при жесткой посадке. Летчик-ас погиб.

Осень 2005. Затонул при осуществлении посадочного маневра (оборвался тормозной трос). Летчик катапультировался. Зима 2016. Аналогичное предыдущему летное происшествие с теми же последствиями.


Самолет сегодня

Самолет Су-33 базируется на ТАКР «АК» (10 единиц) и на аэродроме морской авиации Северного Флота России (12 единиц). Таким образом, с учетом потерянных (4 единицы) в различных летных происшествиях всего серийным образом было собрано 26 многоцелевых всепогодных истребителей. Эти истребители наравне с комплексами ПВО наземного базирования обеспечивают противовоздушную оборону Кольской зоны российской Арктики.

Памятник

Летом 2013 года на территории авиазавода (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) был открыт памятник палубному истребителю Су-33. Самолет до середины последнего десятилетия прошлого века производился на этом заводе, а в нынешнем веке подвергся модернизации.


Изображенному на памятнике истребителю присвоен бортовой номер 70, под которым на авиашоу под Псковом выступал и погиб, пытаясь спасти самолет, генерал-майор Тимур Апакидзе.

Интересный факт

На этом история данного самолета не заканчивается. Он принимал участие в военных действиях. Осенью 2016 года Су-33 в составе авиагруппы ТАКР «АК» наносили удары по террористам и мятежникам в провинциях Идлиб и Хомс (Сирия).

Самолет и культура

На данный момент «полетать» на Су-33 можно в авиасимуляторе «Диджитал Комбат Симулятор». Модель 33 имеет проработанную систему вооружения и физики полета. Также «протестировать» палубный истребитель можно в шестой части игры «Эйс Комбат».

Кроме того, данный истребитель можно встретить в аниме «Евангелион». Там он выполняет роль палубного истребителя флота Организации Объединенных Наций.