Оборудование необходимое для работы с микроскопом. Порядок работы с микроскопом. В какой микроскоп можно увидеть хлоропласты, лейкопласты

РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА

Клетка - функциональная и структурная единица живого организма.

Устройство микроскопа

Микроскоп служит для увеличения и рассматривания мелких предметов, не видимых простым глазом. Он необходим при изучении анатомического строения растений (рис.1). В микроскопе можно выделить три части:

1.Оптическая (объектив, окуляр, диафрагма, конденсор).

2.Механическая (тубус, тубусодержатель, предметный столик, револьвер, макро- и микрометрические винты, подставка).

3.Осветительная (зеркало).

Рис.1. Строение микроскопа

Объектив наиболее важная часть микроскопа, представляет собой систему линз, заключенных в металлическую оправу. Микроскоп снабжен несколькими объективами с разным увеличением (10X,40X,80X).

Зеркало имеет две поверхности, одна плоская, другая вогнутая. При работе с микроскопом пользуются вогнутым зеркалом.

Конденсор состоит из двух или трех линз в металлическом цилиндре. С помощью специального винта конденсор можно поднимать или опускать, при этом освещение будет усиливаться или ослабляться. Между зеркалом и конденсором располагается диафрагма, с помощью которой регулируется освещение и резкость изображения.

Макрометрический винт нужен для грубой наводки (фокусировки) изображения.

Микрометрический винт необходим для перемещения тубуса на малые расстояния.

Предметный столик служит для расположения на нем микропрепарата. На столике имеются два зажима для закрепления препарата.

Правила работы с микроскопом

1.Микроскоп следует брать за дугообразно изогнутую часть тубусодержателя.

2.Микроскоп ставят на стол таким образом, чтобы дугообразный тубусодержатель был обращен к себе, зеркало и предметный столик от себя.

3.Установленный в начале работы микроскоп нельзя перемещать с места на место, так как нарушаются условия освещения.

4.Тетрадь и все необходимые для работы предметы располагаются справа от микроскопа.

5.Освещение микроскопа производится при малом увеличении (8X) зеркалом вогнутой стороной. Глядя сбоку на зеркало, направляем его к источнику света. Затем левым глазом (правый глаз всегда открыт) смотрим в окуляр и добиваемся максимального освещения.

6.Готовый микропрепарат выкладываем на предметный столик, закрепляем зажимами.

7.Глядя сбоку на объектив 8X, с помощью макрометрического винта опускаем объектив на расстояние меньше 1 см от препарата. Затем, глядя в окуляр, тем же макровинтом поворачиваем его к себе до четкого изображения (фокусное расстояние). Фокусное расстояние- это расстояние от рассматриваемого объекта до линзы объектива. При малом увеличении оно равно 1 см.

8.Для рассматривания препарата при большом увеличении (40X) необходимо сменить объектив с помощью револьвера, поворачиваем его до щелчка. Устанавливается фокусное расстояние так же, как и при малом увеличении. Фокусное расстояние при большом увеличении равно 1 мм.

9.После зарисовки препарата при большом увеличении поверните револьвер и установите малое увеличение. Затем снимите препарат. Макровинт опустите вниз- это не рабочее состояние микроскопа.

10.Уберите микроскоп в шкаф, защищающий его от механических повреждений и пыли (рис.2).

Рис.2. Работа с микроскопом

Микроскоп - это прибор, который позволяет получить увеличенное изображение объекта и рассмотреть мелкие детали. Хотя оптические микроскопы бывают разных размеров, они, как правило, состоят из одинаковых частей: основания, окуляра, объективов и предметного столика. Изучите основные правила пользования микроскопом, чтобы предохранить его от повреждений и иметь возможность полноценно использовать этот ценный прибор.

Шаги

Часть 1

Установка микроскопа

    Изучите компоненты микроскопа. Микроскоп состоит из нескольких частей, которые необходимо уметь различать и правильно использовать. В окуляр вы смотрите на свои образцы. Простые микроскопы имеют один окуляр, тогда как более сложные микроскопы снабжены бинокуляром (двумя окулярами). Оптический микроскоп состоит из следующих частей:

    Поставьте микроскоп на чистую ровную поверхность. Очистите место для микроскопа от мусора и грязи, которые могут повредить прибор. При необходимости используйте средство для очистки поверхностей и безворсовую ткань. Проверьте, чтобы стол находился поблизости от электрической розетки.

    Поверните револьвер с объективами так, чтобы получить наименьшее увеличение. Лучше начать работу с минимального увеличения, так как это позволит максимально увеличить поле зрения. Увеличение указано на боковой поверхности объектива в виде числа и знака ‘x’, например 4x. Чем меньше число, тем меньше увеличение. Так вам будет легче сфокусировать микроскоп на выбранном участке образца.

    • При смене объектива следите за предметным столиком. Объективы с бо льшим увеличением длиннее, и при неосторожном обращении они могут задеть предметное стекло. С помощью винта грубой фокусировки отведите объектив от предметного столика, чтобы он не задел его.
  1. Держите под рукой инструкцию к микроскопу. Если при работе на микроскопе вам что-то неясно, внимательно прочитайте соответствующий раздел инструкции. Кроме того, в инструкции вы найдете указания насчет того, как следует ухаживать за микроскопом и при необходимости чистить его.

    • Держите инструкцию рядом с микроскопом, чтобы в случае необходимости можно было сразу заглянуть в нее.
    • Если вы потеряли инструкцию, зайдите на сайт производителя микроскопа и посмотрите, нельзя ли скачать инструкцию в электронном виде. Если вам не удалось найти инструкцию в Интернете, свяжитесь непосредственно с компанией-производителем и поинтересуйтесь, нельзя ли получить новую инструкцию по почте.

    Часть 2

    Подготовка предметных стекол
    1. Перед работой на микроскопе вымойте руки. Находящийся на руках жир может загрязнить предметные стекла и изучаемые объекты. Этот жир способен повредить как ваши образцы, так и сам микроскоп. Лучше работать в перчатках, если есть такая возможность.

      • Следите за чистотой своих рук и рабочего места и регулярно вытирайте пыль.
    2. Держите возле микроскопа безворсовую ткань, чтобы брать ею предметные стекла, а также протирать их, когда они загрязнятся. Это особый род ткани, которая не оставляет после себя волокон и ворсинок. Многие предметные стекла имеют положительно заряженное покрытие, что облегчает работу с образцами. Однако электрический заряд притягивает пыль и мелкий мусор. С помощью безворсовой ткани вы сможете быстро протереть предметное стекло.

      • Никогда не используйте при работе с предметными стеклами бумажные полотенца, так как после них остается множество ворсинок.
      • Если вы работаете в перчатках, то можете прикасаться к предметным стеклам руками, однако и в этом случае старайтесь брать стекла за края.
    3. В начале работы используйте стандартные препараты. Эти образцы уже как следует приготовлены. Их можно приобрести в специализированном магазине; нередко несколько стандартных образцов поставляется вместе с микроскопом. После того как вы немного освоите микроскоп, попробуйте подготовить собственные препараты.

      Поместите предметное стекло на предметный столик микроскопа. Держите предметное стекло только за края, чтобы не оставлять на нем отпечатки пальцев. Отпечатки пальцев и жир могут испачкать предметное стекло. Можно также брать предметные стекла с помощью безворсовой ткани.

      • Если предметное стекло загрязнилось, аккуратно протрите его безворсовой тканью.
    4. Закрепите предметное стекло с помощью двух клипс. Эти металлические или пластмассовые клипсы закрепляют предметное стекло на месте, после чего можно убрать руки и сфокусировать микроскоп. Предметное стекло должно довольно легко проходить под клипсы.

      • Не пытайтесь силой затолкнуть предметное стекло под клипсы. Клипсы должны легко приподниматься и пропускать стекло. Если вам приходится прикладывать силу, попробуйте сначала подсунуть стекло под одну клипсу. Приподнимите клипсу и просуньте под нее стекло, после чего проделайте то же самое со второй клипсой.
      • Предметные стекла довольно хрупки, и при неосторожном обращении они могут треснуть.
    5. Включите микроскоп. Обычно кнопка включения расположена сбоку микроскопа. После этого в центре предметного стекла возникнет маленькое круглое световое пятно.

      • Если вы не увидели световое пятно, попробуйте полностью раскрыть диафрагму. На диафрагме расположен рычажок или вращающееся колесико, которые позволяют менять ее диаметр и, тем самым, освещенность образца. При полностью закрытой диафрагме вы не увидите свет. Отодвиньте рычажок или покрутите колесико, чтобы приоткрыть диафрагму.
      • Если свет не появится и после этого, обратитесь к поставщикам - не исключено, что следует заменить осветительную лампу.

    Часть 3

    Фокусировка микроскопа
    1. Если микроскоп снабжен бинокуляром, настройте его. Данный шаг можно пропустить в том случае, если в вашем микроскопе один окуляр. Если же вы имеете дело с бинокуляром, установите правильное расстояние между окулярами (так называемое межзрачковое расстояние). Если это расстояние выставлено правильно, при взгляде в бинокуляр обоими глазами вы увидите один световой круг.

      • Пока вы видите два изображения, продолжайте корректировать расстояние между окулярами.
      • Сдвигайте ближе окуляры или разводите их шире, пока не увидите один световой круг.
      • Если вы носите очки, снимите их. Вы сможете использовать настройки микроскопа, чтобы сфокусироваться на объекте в соответствии с вашим зрением.
    2. Максимально раскройте диафрагму. Диафрагма позволяет контролировать количество света, которое направляется на предметное стекло. В начале фокусировки следует как можно ярче осветить предметное стекло. Диафрагма снабжена рычажком или колесиком, с помощью которых можно изменять ее диаметр.

      • Сместите рычажок или покрутите колесико до тех пор, пока диафрагма не раскроется полностью.
    3. Начните фокусироваться на объекте при наименьшем возможном увеличении. Микроскоп снабжен крутящимся диском с несколькими объективами, которые дают разное увеличение изучаемого объекта. Начните с минимального увеличения и по мере фокусировки переключайтесь на бо льшие увеличения. Как правило, в стандартных микроскопах минимальное увеличение дает объектив 4x (иногда 3,5x).

      • Объектив с минимальным увеличением обеспечивает самое широкое поле зрения. Он позволяет постепенно сфокусировать объект и при этом не упустить его из поля зрения. В связи с этим данный объектив часто называют сканирующим. Если вы начнете сразу с высокого увеличения, то можете совсем не обнаружить объект или увидеть лишь малый его участок, который не дает представления о всем образце.
      • Для бо льших увеличений наиболее часто используют объективы 10x и 40x.
      • Окуляр дает увеличение 10x, которое умножается на увеличение объектива. Таким образом, при объективе 4x у вас получится общее увеличение 40x (10 умножить на 4). При объективе 10x увеличение составит 100x, а объектив 40x даст увеличение 400x.
    4. При необходимости сместите предметное стекло к центру предметного столика. Как правило, предметные стекла намного больше, чем исследуемый объект. Если вам виден объект, попробуйте переместить предметное стекло так, чтобы он располагался посередине освещенного поля. Если вы не видите образец, попытайтесь найти его: слегка подвигайте предметное стекло, глядя при этом в окуляр.

      • Помните о том, что микроскоп дает перевернутое изображение, поэтому следует двигать предметное стекло в противоположном направлении.
    5. Сфокусируйтесь на объекте с помощью винтов фокусировки и диафрагмы. Начните с винта грубой фокусировки (более крупный винт), затем перейдите к винту тонкой фокусировки, после чего отрегулируйте освещенность. Глядя в окуляр, медленно поворачивайте винт грубой фокусировки до тех пор, пока не увидите, что изображение начинает фокусироваться.

      Перейдите к большему увеличению. Переключайтесь на более сильный объектив лишь в том случае, когда обнаружили образец при меньшем увеличении. Большее увеличение позволит вам разглядеть более мелкие детали. Однако объективы с высоким увеличением могут использоваться не со всеми предметными стеклами, так как некоторые объективы фокусируются слишком близко.

      • Будьте осторожны при смене объективов, чтобы не задеть ими предметное стекло.
      • При работе на высоких увеличениях (например, с объективом 10x) пользуйтесь винтом тонкой фокусировки. Поскольку винт грубой фокусировки приближает объектив к предметному столику, при неосторожном обращении с ним можно повредить предметное стекло.
      • Поработайте с разными объективами и фокусируйте объект при различных увеличениях, пока не освоитесь с микроскопом. Попробуйте также использовать разные предметные стекла, чтобы получить необходимую практику.
    6. Храните микроскоп в чехле, который защитит его от пыли. Пыль может повредить линзы и другие подвижные части микроскопа, поэтому старайтесь, чтобы на прибор попадало как можно меньше пыли. Для чистки линз используйте специальный раствор и безворсовую ткань.

Вы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что детский микроскоп ничем не отличается от других обычных игрушек. Микроскоп – это «научный» прибор, позволяющий вашему ребенку прикоснуться к волшебному и таинственному микромиру. Эта не очередная игрушка, которая через пару часов окажется на антресолях. Эта маленькая «научная лаборатория», по своей функциональности не слишком то уступающая настоящим биологическим микроскопам. Поэтому неудивительно, что большинство родителей и сами готовы часами просиживать над микроскопом, заглядывая и изучая окружающий нас микромир. Детский микроскоп позволяет ребенку самостоятельно изучать структуру самых разных объектов. Конечно, на начальном этапе юному исследователю потребуется помощь родителей.

Виды микроскопов

Специалисты считают, что ребенку не имеет смысла сразу покупать «супернавороченный» микроскоп с максимальным увеличением. Они рекомендуют родителям присмотреться к недорогому монокулярному микроскопу. Эти оптические приборы, как правило, продаются в наборе с дополнительными объективами. Вместе с окуляром такой микроскоп позволяет достигать увеличения до 800 крат.

И все же, давайте более подробно рассмотрим, какие виды микроскопов предлагает нам отечественный рынок. Чаще всего эти приборы классифицируются по возможному увеличению микрочастиц, которые позволяет рассмотреть тот или иной вид микроскопа.

В соответствии с этой классификацией, микроскопы подразделяются на следующие виды:

  • Оптические.
  • Электронные
  • Рентгеновские.
  • Сканирующие.

Для начинающего исследователя, конечно же, предпочтительней приобретать более простые оптические микроскопы (их еще принято называть «световыми). Эти микроскопы позволяют решать основные задачи по исследованию практически любого объекта.

Остальные виды микроскопов принято относить к «специализированным». То есть работать с ними нужно в лабораторных условиях, при наличии необходимых знаний.

Популярные модели микроскопов для детей

На сегодняшний день в магазинах представлен довольно широкий выбор световых (оптических) детских микроскопов.

Одним из наиболее качественных по праву считается Микромед Эврика40х-1280х . Этот прибор широко используется в учебных заведениях при проведении лабораторных работ. Однако, благодаря трем батарейкам и адаптеру, этот микроскоп можно использовать и в домашних условиях.

Самым доступным считается МР-450 . Это микроскоп двойного действия. В роли освещения выступают солнечные лучи и освещение от лампы. МР – 450, позволяющие изучать биологические срезы и мазки.

На российском потребительском рынке сегодня представлен широкий ассортимент не только профессиональных микроскопов, но и детских оптических приборов по вполне демократичным ценам. Они отлично подойдут для исследований и и биологии в домашних условиях

Что можно предложить ребенку рассмотреть в микроскоп?

  • Листья растений. Например, на листе крапивы можно увидеть жгучие волоски. При достаточном увеличении бесподобно смотрятся лепестки садовых и полевых цветов.
  • Волосы. Они у каждого человека и животного не только разные по своему цвету, но и толщине. И в этом можно убедиться, заглянув в микроскоп.
  • Пыльца. Мягкой кисточкой можно перенести пыльцу с растения на предметное стекло.
  • Мякоть фрукта. Не менее интересно заняться изучением строения не только мякоти, но и кожуры.
  • Грязь под ногтями может произвести самую настоящую революцию в сознании ребенка. Рассмотрев свои ногти под микроскопом, грязнуля сразу же побежит в ванную.
  • Деньги, бумага, нитки, мех.
  • Если в доме есть аквариум, то соскоб налета с его стенок заставит вашего ребенка часами не отходить от микроскопа. Налет необходимо положить на стекло и аккуратно прикрыть вторым стеклышком. Изучение столь необычной субстанции лучше осуществлять при среднем увеличении.

Клетки лука под микроскопом

Как провести исследование — инструкция:

  1. Эксперимент начинаем с подготовки оптического прибора. Настраиваем свет.
  2. Чистой салфеткой протираем оба стекла микроскопа.
  3. Разводим слабый раствор йода и капаем капельку на стеклышко. Можно воспользоваться пипеткой.
  4. Убрав наружные чешуи с луковицы, аккуратно отщипываем пинцетом крохотный кусочек лука.
  5. Аккуратно укладываем его на стекло в каплю йодной воды.
  6. Иглой расправляем кусочек, и накрываем объект вторым стеклышком.
  7. Препарат (луковый срез) начинаем изучать при небольшом увеличении в пятьдесят шесть раз. При внимательном рассмотрении мы видим прилегающие вплотную клетки вытянутой формы.
  8. Затем переходим к изучению объекта при большем увеличении в 300 раз. Картина меняется на глазах. При рассмотрении видна прозрачная пористая оболочка. В полости клетки присутствует вязкая субстанция, не имеющая цвета — цитоплазма. Окрасив ее йодом, можно увидеть ядро, а в нем ядрышко. В большинстве клеток наблюдаются полости, которые в биологии носят название «вакуоли».

Благодаря, микроскопу мы смогли разглядеть строение клетки, и узнать из чего она состоит.

В какой микроскоп можно увидеть хлоропласты, лейкопласты

Для начала давайте определимся с самими понятиями «Хлоропласты» и «Лейкопласты».

Хлоропласты – это пластиды зеленого цвета, участвующие в процессе фотосинтеза. Это внутриклеточные органеллы растительного происхождения, в составе которых содержится хлорофилл.

Лейкопласты – это абсолютно бесцветные пластиды сферической формы, входящие в состав растительной клетки. Однако при прямом попадании на них солнечных лучей они могут преобразовываться в хлоропласты.

Хлоропласты и лейкопласты можно рассмотреть в обычный световой микроскоп, которым пользуются в большинстве школ. Этот микроскоп позволяет рассмотреть не только форму пластид, их расположение, но и сосчитать их количество.

Как провести эксперимент?

Главная функция хлоропластов заключается в привлечении насекомых и животных с целью опыления растений и распространения семян. Наиболее удобным для рассмотрения объектом, по мнению специалистов, считается срез красного перца. Для рассмотрения берется тоненький срез кожицы красного перца. На предметное стекло капается капля воды, и в нее помещается изучаемый объект. Сверху он накрывается вторым стеклом. Лучше всего хромопласты видны на наиболее тонких участках среза.

Лейкопласты можно прекрасно рассмотреть в обычном картофельном клубне. Нужно для эксперимента взять тончайший срез картофеля и поместить его в капельку воды на лабораторном стекле. Накрываем объект покрывным стеклом. Даже обесцвеченные лейкопласты прекрасно видны, но если их окрасить йодом они приобретают ярко синий цвет.

Споры под микроскопом — как провести эксперимент

Детям (впрочем, как и взрослым) очень нравится наблюдать за танцующими спорами хвоща – древнего растения, заставшего динозавров. У каждой споры хвоща имеются специальные приспособления – элатеры. Они предназначены для распространения растения при помощи воздушных масс. Их топливом является изменение влажности. При рассмотрении спор хвоща покрывное стекло не используется. Чтобы заставить споры «танцевать» на них достаточно подышать, но осторожно, иначе они просто разлетятся.

При попадании на споры воды, они сжимаются. В этом случае удивительный танец можно будет наблюдать — только при полном их высыхании.

Мухи, бабочки и другие насекомые под микроскопом

В домашних условиях найти насекомое для исследования под микроскопом не так сложно, как кажется. Достаточно просто выйти на балкон. Там, как правило, можно найти массу всевозможных трупиков насекомых. Выбрав подходящий объект, его нужно (при помощи иглы) осторожно перенести на смотровое стеклышко, и максимально аккуратно накрыть покрывным стеклом.

Любой ребенок, задевая крыло бабочки, замечал, что на его пальцах оставалась пыльца. Глядя в окуляр, можно понять, что это вовсе не пыль, а маленькие чешуйки крылышек. С помощью микроскопа ребенок сможет изучить не только строение насекомого, его крылья и конечности, но и понять, что каждая его чешуйка имеет разную форму.

Можно ли увидеть бактерии и микробы под микроскопом дома

Бактерии и некоторые микробы можно увидеть даже в обычный микроскоп без дополнительных приспособлений. Просто для этого нужно приготовить сенной настой. Именно в этом настое через некоторое время образуется сенная палочка, которая служит пищей для прожорливых инфузорий туфелек. Выглядят эти микробы как небольшие светоотражающие палочки. Для рассмотрения достаточно увеличение х800. Инфузория по своему внешнему виду напоминает туфлю, спереди она заужена, сзади расширена. Отсюда и столь необычное название. Микробы в нашей жизни встречаются всюду, они способны существовать даже без наличия воздуха.

Если у вас дома имеется микроскоп с увеличением 600-800х крат, то вы сможете рассмотреть массу бактерий в зубном налете, разведенном в капельке воды. Правда, выглядят они далеко не презентабельно – совсем маленькие шарики, ниточки, палочки.

Ученые выращивают целые колонии отдельных микроорганизмов, но для этого они используют специальные питательные среды.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о технике безопасности при работе с микроскопом.

  • Даже детский микроскоп является сложным оптическим прибором, и отношение к нему должно быть соответственное.
  • Первое время не стоит позволять ребенку крутить и вертеть винты без нужды. Родители должны сразу объяснить ребенку как называются детали микроскопа и для чего они предназначены.
  • С предметными стеклами лучше работать совместно.

Микроскоп – идеальный подарок для ребенка любого возраста. Ведь этот оптический прибор поможет расширить познания об окружающем нас мире. Ребенок почувствует себя настоящим ученым, перед которым открывает свои секреты таинственный микромир. Мир под микроскопом – это чудо доступное каждому. А если ребенок хочет заглянуть в глубины космоса, то несколько простых помогут в этом. Подробности в другой статье на нашем сайте.

Работая с микроскопом, необходимо соблюдать определенные правила обращения с ним.

1. Микроскоп вынимают из футляра и переносят к рабочему месту, держа его одной рукой за ручку штатива, а другой поддерживая за ножку штатива. Наклонять микроскоп в сторону нельзя, так как окуляр может выпасть из тубуса.

2. Микроскоп помещают на рабочем столе на расстоянии 3-5 см от края стола ручкой к себе.

3. Устанавливают правильное освещение поля зрения микроскопа. Для этого, смотря в окуляр микроскопа, зеркалом направляют луч света от настольного осветителя (являющегося источником света) в объектив. Настройка освещения производится с объективом 8 х. При правильной установке поле зрения микроскопа будет выглядеть в виде круга, хорошо и равномерно освещенного.

4. На предметный столик помещают препарат и закрепляют его клеммами.

5. Сначала препарат рассматривают с объективом 8 х, затем переходят к большим увеличениям.

Для получения изображения объекта необходимо знать фокусное расстояние (расстояние между объективом и препаратом). При работе с объективом 8 х расстояние между препаратом и объективом составляет около 9 мм, с объективом 40 х — 0,6 и с объективом 90 х — около 0,15 мм.

Тубус микроскопа необходимо осторожно опускать вниз с помощью макрометрического винта, наблюдая за объективом сбоку, и приблизить его к препарату (не касаясь его) на расстояние, несколько меньшее фокусного. Затем, глядя в окуляр, тем же винтом, медленно вращая его на себя, поднимают тубус до тех пор, пока в поле зрения не появится изображение изучаемого объекта.

После этого вращением микрометрического винта фокусируют объектив так, чтобы изображение объектива стало четким. Микрометрический винт нужно вращать осторожно, но не более чем на полоборота в ту или другую сторону. При работе с иммерсионным объективом на препарат предварительно наносят каплю кедрового масла и, глядя сбоку, макрометрическим винтом осторожно опускают тубус микроскопа так, чтобы кончик объектива погрузился в каплю масла. Затем, глядя в окуляр, тем же винтом очень медленно поднимают тубус до тех пор, пока не появится изображение. Точную фокусировку производят микрометрическим винтом.

6. При смене объективов следует вновь отрегулировать интенсивность освещения объекта. Опуская или поднимая конденсор, получают желаемую степень освещенности. Например, при просмотре препарата с объективом 8 х конденсор опускают, при переходе на объектив 40 х — несколько поднимают, а при работе с объективом 90 х конденсор поднимают вверх до предела.

7. Препарат рассматривают в нескольких местах, передвигая предметный столик боковыми винтами или передвигая стекло с препаратом вручную. При изучении препарата следует все время пользоваться микрометрическим винтом, с тем чтобы рассмотреть препарат во всей его глубине. Перед заменой слабого объектива более сильным место препарата, где расположен изучаемый объект, необходимо поставить точно в центр поля зрения и только после этого, повернуть револьвер с объективом.

8. Во время микроскопирования нужно держать оба глаза открытыми и пользоваться ими попеременно.

9. После окончания работы следует снять препарат с предметного столика, опустить конденсор, поставить под тубус объектив 8 х, мягкой тканью удалить иммерсионное масло с фронтальной линзы объектива 90 х и убрать микроскоп в футляр.

Отчет.

Ход работы.

Практическая работа №1.

По дисциплине: «Микробиология, санитария и гигиена в пищевом промышленности». Тема: Изучение устройства микроскопа по рисунку и овладение техникой микроскопирования.

Практическая работа №1

Подготовительная часть

Содержание Время ОМУ
1.Построение. Приветствие. Сообщение задач урока. 2.Строевые упражнения: Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Направо!», «Налево!». 2.Ходьба и ее разновидности: а) обычная в) на носках руки на поясе с) на пятках руки за голову д) на внешней стороне стоп 3. Бег и его разновидности: а) обычный в) с высоким подыманием бедра с) с захлестыванием голени д) приставными правым и левым боком г) спиной вперед 4.Перестроение для проведения ОРУ ОРУ – Смотреть приложение №1 30сек 2мин 3мин 3мин 5мин Внешний вид (наличие спортивной формы) Следить за правильной осанкой Бег в среднем темпе
Основная часть
5. Обучать общеобразовательным упражнениям поворотам налево и направо переступанием, прыжком а)имитация упражнений повороты налево и направо переступанием, прыжком в)выполнение упражнениям поворотам налево и направо переступанием, прыжком 6. Закреплять общеобразовательные упражнения размыкание на ширину поднятых в стороны рук. а)выполнение упражнений размыкание на ширину поднятых в стороны рук. 7.Совершенствовать общеобразовательные упражнения расхождение по заранее установленным местам. а)выполнение упражнений расхождение по заранее установленным местам. 8. Совершенствовать бег в чередовании с ходьбой а)выполнения бега в чередовании с ходьбой 9.Игра «Елочки-березки» 5мин 3мин 3мин 3мин 5мин Следить за правильностью выполнения Следить за правильностью выполнения Следить за правильностью выполнения Следить за правильностью выполнения
Заключительная часть
10.Упражнение на восстановление дыхания: Медленная ходьба, на вдохе руки поднять к вверху, на выдохе опустить вниз. 11.Построение. Подведение итогов урока. 12.Домашнее задание 1мин 1мин 30сек Организовать выход из спортивного зала Подвижные игры

г.Спас – Клепики 20__г.

Тема: Изучение устройства микроскопа по рисунку и овладение техникой микроскопирования.



Цель: Изучить устройство микроскопа и овладеть техникой микроскопирования.

Оснащение работы: Микроскоп, рабочая тетрадь, ручка.

1. Расчехлить микроскоп. 2. Аккуратнопоставить на рабочий стол и осмотреть внешний вид. 3. Изучить основные детали микроскопа и сделать запись в рабочую тетрадь.

1. Зарисовать рисунок микроскопа.2. Описать правила пользования микроскопом.

1 - подставка. 2 - икрометренный винт. 3 - винт грубой наводки. 4 - съемный светофильтр. 5 - коробка с микрометренный винт. 6 - тубусодержатель. 7 - окуляр. 8 - тубус. 9 - револьвер. 10 - Объектив. 11 - предметный столик. 12 - конденсатор. 13 - ирисовая диафрагма. 14 - рукоятка конденсатора. 15 - зеркало.

1. Микроскоп вынимают из футляра и переносят к рабочему месту, держа его одной рукой за ручку штатива, а другой за ножку штатива. Наклонять микроскоп в сторону нельзя, т.к. окуляр может выпасть из тубуса.

2. Микроскоп помещают на рабочем столе на расстоянии 3-5 см от края стола ручкой к себе.

3. Устанавливают правильное освещение поля зрения микроскопа. Для этого, смотря в окуляр микроскопа, зеркалом направляют луч света от настольного осветителя объектив. При правильной установке поля зрения микроскопа будет выглядеть в виде куга хорошо и равномерно освещенного.

4. На предметный столик помещают препарат и закрепляют его клеммами.

5. Сначала препарат рассматривают с объективом 8*, а затем переходят к большим увеличением. Для получения изображения объекта необходимо знать фокусное расстояние (расстояние между объективом и препаратом). При работе с объективом 8* расстояние между препаратом и объективом составляет около 9 мм, с объективом 40* - 0,6 мм и с объективом 90* - 0,15 мм. Тубус микроскопа необходимо осторожно опускать вниз с помощью макрометрического винта. Наблюдая за объективом сбоку, и приблизить его к препарату (не касаясь его) на расстоянии несколько меньше фокусного. Затем, глядя в окуляр, тем же винтом, медленно вращая его на себя, поднимают тубус до тех пор, пока в поле зрения не появиться изображение изучаемого объекта.

После этого вращением макрометрического винта фокусируют объектив так, чтобы изображение объектива стало четким. Макрометрический винт нужно вращать осторожно, но не более чем на полоборота в ту или другую сторону. При работе с иммерсионным объективом на препарат предварительно наносят каплю кедрового масла и, глядя сбоку, макрометрическим винтом осторожно опускают тубус микроскопа так, чтобы кончик объектива погрузился в каплю масла. Затем, глядя в окуляр, тем же винтом очень медленно поднимают тубус до тех пор, пока не появиться изображение. Точную фокусировку производят макрометрическим винтом.

6. При смене объективов следует отрегулировать интенсивность освещения объекта. Опуская или поднимая конденсор, получают желаемую степень освещенности. Например, при просмотре препарата с объективом 8* конденсор опускают, при переходе на объектив 40* несколько поднимают, а при работе с объективом 90* конденсор поднимают вверх до предела.

7. Препарат рассматривают в нескольких местах, передвигая предметный столик с боковыми винтами или передвигая стекло с препаратом вручную. При изучении препарата следует все время пользоваться макрометрическим винтом с тем, чтобы рассмотреть препарат во всей глубине. Перед заменой слабого объектива более сильным место препарата, где расположен изучаемый объект, необходимо поставить точно в центр поля зрения и только после этого повернуть револьвер с объективом.

8. Во время микроскопирования нужно держать оба глаза открытыми и пользоваться ими попеременно.

9. После окончания работы следует снять препарат с предметного столика, опустить конденсор, поставить под тубус объектив 8*, мягкой тканью удалить иммерсионное масло с фронтальной линзы объектива 90* и убрать микроскоп в футляр.