Программы создания беспилотных авиационных систем в интересах вооружённых сил США. Легкие тактические бпла


БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА RQ-21A STUAS (SMALL TACTICAL UNMANNED AIRCRAFT SYSTEM)

13.02.2013
АМЕРИКАНСКИЙ БЕСПИЛОТНИК INTEGRATOR ВПЕРВЫЕ ЗАПУСТИЛИ С КОРАБЛЯ

ВМС США 10 февраля впервые запустили разведывательный беспилотник RQ-21A, также известный как Integrator, с палубы корабля. Об этом сообщается в пресс-релизе ВМС от 12 февраля.
По данным ВМС, испытания прошли в Мексиканском заливе на палубе десантного корабля-дока «Меса-Верде» (LPD-19). До этого БПЛА три месяца испытывали на суше в Калифорнии. Первый полет аппарат совершил в июле 2012 года.
БПЛА RQ-21A разрабатывается компанией Insitu (дочка Boeing). Аппарат весит 34 килограмма, достигает пяти метров в ширину и может нести до 27 килограммов полезной нагрузки. Он развивает скорость до 100 километров в час и может находиться в воздухе в течение суток. Боевой радиус RQ-21A - до 1000 километров. Беспилотник оснащен лазерным дальномером, а также комплексом электрооптических и инфракрасных датчиков.


Лента.ру

14.02.2013

10 февраля малый тактический беспилотник RQ-21A (Small Tactical Unmanned Air System — STUAS) выполнил первый взлет с палубы УДК USS Mesa Verde (LPD 19) класса San Antonio, сообщает ASDNews 13 февраля. После завершения полета аппарат был поднят на борт десантного корабля.
Полету над морем предшествовали три месяца наземных/летных испытаний на авиастанции ВМС в Чайна-Лэйк (Калифорния).

19.02.2013
АМЕРИКАНСКИЙ БЕСПИЛОТНИК RQ-21A INTEGRATOR ВПЕРВЫЕ ЗАПУСТИЛИ С КОРАБЛЯ

В воскресенье 10 февраля ВМС США впервые запустили разведывательный беспилотник RQ-21A STUAS (Small Tactical Unmanned Air System), также известный как Integrator, с палубы корабля. Об этом сообщается в пресс-релизе ВМС от 12 февраля.
По данным ВМС, испытания прошли в Мексиканском заливе на палубе десантного корабля-дока «Меса-Верде» (LPD-19). До этого БПЛА три месяца испытывали на суше в Калифорнии. Первый полет аппарат совершил в июле 2012 года. БПЛА RQ-21A разрабатывается компанией Insitu (дочка Boeing). Аппарат весит 34 килограмма, достигает пяти метров в ширину и может нести до 27 килограммов полезной нагрузки. Он развивает скорость до 100 километров в час и может находиться в воздухе в течение суток. Боевой радиус RQ-21A - до 1000 километров.
Беспилотник оснащен лазерным дальномером, а также комплексом электрооптических и инфракрасных датчиков. Как сообщалось ранее, поставка беспилотников RQ-21A в войска в рамках программы STUAS намечено на 2017 год. Помимо ВМС США беспилотники RQ-21A планируется закупать для Морской пехоты. Морпехи, как сообщалось, будут запускать аппараты преимущественно на суше.
Lenta

27.05.2013
RQ-21A — МАЛОРАЗМЕРНЫЙ ТАКТИЧЕСКИЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВМС США

ВМС США дали разрешение на начало производства головной партии малоразмерных тактических беспилотных авиационных систем (БАС)STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System) RQ-21A для ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП) в рамках этапа С. Об этом сообщило издание АРМС-ТАСС.
Это означает, что программа RQ-21A, руководимая отделом по программе STUAS для ВМС и КМП в Патаксент-Ривер (штат Мэриленд), вступает в этап производства и развертывания.
Входящий в систему беспилотный летательный аппарат (БЛА) RQ-21A будет выполнять задачи по ведению тактической разведки, наблюдения и целеуказания на море и на суше в интересах двух видов вооруженных сил США.
ОРУЖИЕ РОССИИ

15.01.2014


Морские силы самообороны Японии намерены оснастить корабли беспилотными летательными аппаратами, сообщает Jane’s со ссылкой на военные источники. В качестве одного из основных вариантов рассматриваются американские беспилотные аппараты RQ-21A Blackjack. На проведение испытаний и выбор корабельного беспилотника Япония потратит в 2014 году два миллиона иен (19,2 тысячи долларов).
По данным японских военных, новые беспилотники будут использоваться для слежения за перемещением китайских кораблей в Восточно-Китайском море. Окончательное решение об оснащении японских кораблей беспилотниками пока не принято. В случае закупки RQ-21A или других подобных аппаратов ВМС станут первым японским видом вооруженных сил, использующим беспилотные летательные аппараты. Лента.ру

31.01.2014


Морская пехота и ВМС США приступили к войсковым испытаниям перспективного беспилотного летательного аппарата RQ-21A Blackjack, сообщает Defense News. Оценочные испытания беспилотника в настоящее время проводятся в 29-м Центре управления боевыми действия наземных войск и авиации Корпуса морской пехоты США в Палмсе штата Калифорния. После их завершения может быть принято решение о принятии RQ-21A на вооружение.
Беспилотник также пройдет испытания в составе 1-й эскадрильи воздушных испытаний и оценки ВМС США. Военные будут проверять его как на суше, так и на море, запуская с палубы корабля. После этих испытаний продолжительностью несколько месяцев RQ-21A передадут для проверки 2-й эскадрилье беспилотных летательных аппаратов Морской пехоты, расположенной на авиабазе «Черри-Пойнт» в Северной Каролине.

06.06.2014
Новая беспилотная авиационная система (БАС) RQ- 21A «Блэкджек» (Blackjack) разработки и производства компании «Инситу» (Insitu) — подразделения «Боинга» — уже развернуты в Афганистане, на вооружении Корпуса морской пехоты США. Об этом говорится в сообщении ВМС США. RQ-21A в составе с пятью беспилотными летательными аппаратами (БЛА) развернуты спустя почти четыре года после того, как в августе 2010 г. «Инситу» выиграла контракт на поставку Пентагону небольших тактических БАС и более чем два года после передачи КМП первых двух систем.

20.10.2015
Американская компания Logos Technologies получила контракт Научно-исследовательского управления ВМС США, в рамках которого займется разработкой «суперсенсора» для разведывательного беспилотного летательного аппарата RQ-21 Blackjack. Как сообщает Flightglobal, сумма сделки составила 18,2 миллиона долларов.
Logos Technologies должна будет разработать электронно-оптическую камеру, широкоугольную камеру, коротковолновую инфракрасную гиперспектральную камеру и камеру высокого разрешения с датчиком контроля. Эти приборы должны быть компактно размещены в небольшом корпусе. Масса готового «суперсенсора» не должна превышать 17,8 килограмма.
Все изображения, получаемые при помощи новой системы, будут передаваться вычислительной системе на борту беспилотника, способной обрабатывать до одного гигабайта данных в секунду. «Суперсенсор» позволит военным вести детальную разметку местности и обнаруживать на ней спрятавшихся бойцов противника и самодельные взрывные устройства.
Как ожидается, разработка устройства завершится до конца марта 2020 года. Использовать новую систему разведки будет Морская пехота США.
N+1

09.06.2017

Министерство обороны Нидерландов подписало контракт с американской компанией Insitu (структурное подразделение Boeing) на поставку трех комплексов с беспилотными летательными аппаратами малого радиуса действия Integrator, сообщает пресс-служба компании Insitu.
«Поставки должны начаться в 2018 году. Integrator должны заменить ранее приобретенные министерством обороны Нидерландов беспилотные системы ScanEagle, которые с 2012 года использовались для защиты войск в ходе военных действий, обнаружения целей, а также корректировки огня», - говорится в сообщении.
Integrator представляет собой многофункциональную беспилотную систему с аппаратами большой продолжительности полета. Аппарат взлетной массой около 60 кг может нести полезную нагрузку общей массой до 18 кг, включая различную аппаратуру разведки, наблюдения и целеуказания.
Integrator (другое название системы RQ-21A Blackjack) серийно производятся с 2016 года. Они используются подразделениями ВМС и морской пехоты США. Кроме того, эти аппараты используют вооруженные силы Канады.
RNS


БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА RQ-21A STUAS

БПЛА RQ-21A разрабатывается компанией Insitu (дочка Boeing). БПЛА Integrator, разработанный компанией Insitu, является составной частью малой тактической разведывательной беспилотной авиационной системы RQ-21A STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System), которой присвоен статус начальной оперативной готовности.
Первый полет продолжался два часа, управляли аппаратом специалисты 2-й и 3-й эскадрилий беспилотных авиационных систем корпуса морской пехоты США совместно с представителями компании Insitu.
RQ-21A имеет возможность выполнять несколько заданий в одном полете, на его борту размещены электронно-оптическая система, инфракрасная камера, инфракрасный целеуказатель и лазерный дальномер.
Аппарат весит 34 килограмма, достигает пяти метров в ширину и может нести до 27 килограммов полезной нагрузки. Он развивает скорость до 100 километров в час и может находиться в воздухе в течение суток. Боевой радиус RQ-21A - до 1000 километров. Беспилотник оснащен лазерным дальномером, а также комплексом электрооптических и инфракрасных датчиков.
Как сообщалось ранее, поставка аппаратов RQ-21A для ВМС США намечена на 2017 год в рамках программы STUAS (Small Tactical Unmanned Air System), предполагающей оснащение войск малыми тактическими беспилотниками.
Помимо ВМС США интерес к беспилотникам RQ-21A проявила американская Морская пехота. Морпехи, как сообщалось, будут запускать аппараты преимущественно на суше.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальный взлетный вес 61,2 кг
Вес пустого 34 кг
Длина: 2,5 м
Размах крыльев: 4,8 м
Двигатель: JP-5, JP-8
Радиус действия до 1000 км
Продолжительность полета 24 ч
Скорость полета 100 км/ч
Потолок до 6000 м
Вес полезной нагрузки 18 — 27 кг

Источники: www.insitu.com и др.

Insitu"s 61kg, twin-boomed RQ-21A Integrator is based on the UAS. Although heavier than the ScanEagle, Integrator has a common ground control system, catapult launcher and Skyhook recovery system. The RQ-21A"s 37.5 pounds payload capacity includes Day/Night Full Motion Video (FMV) cameras, an infrared marker and laser range finder, and Automatic Identification System (AIS) receivers. Integrator flies higher (16,000 feet) and longer than ScanEagle, with a 15 hour endurance.

In 2010, the aircraft won the Department of the Navy"s STUAS contract and the Navy and Marine Corps will purchase a total of 36 systems, each with five aircraft. The Integrator will conduct persistent maritime and land-based tactical Reconnaissance, Surveillance, and Target Acquisition (RSTA) missions ashore and afloat. The Dutch Navy has also purchased five systems

Integrator began shipboard testing in early 2013 ahead of a decision to move into low-rate initial production (LRIP). However, during the Navy’s Fiscal Year 2014 budget request briefing on April 10, 2013, Rear Admiral Joseph Mulloy said the STUAS would be “truncated” into a “Marine Corps program moving on Navy ships.” The Marine Corps has nick-named the RQ-21 "Blackjack."

In November 2013, the Navy awarded an $8.8 million contract to Boeing Insitu Inc. for one low-rate-initial-production Blackjack system, to include air vehicles, ground control stations, launch and recovery equipment, and air vehicle support equipment.

Wide Area Sensor Flies on Integrator UAV

Integrator Launch with Redkite Wide-Area Motion Imagery Sensor Bay (Photo: Business Wire)

15 February 2017 - Logos Technologies and Insitu, a subsidiary of The Boeing Company, are proud to announce the successful initial flight test of the Redkite wide-area sensor aboard the Integrator small tactical unmanned aircraft.

Conducted early this month in Boardman, Ore., the test marks the first time a wide-area motion imagery (WAMI) system has been carried in the internal payload bay of a small UAS.

“In the past, we’ve mounted podded versions of our lightweight WAMI systems to rotary- and fixed-wing aircraft,” says John Marion, president of Logos Technologies. “Now, thanks to further reductions in weight, we can easily fit a Redkite inside a tactical unmanned platform, as demonstrated with our recent flights on the Insitu Integrator.”

Redkite Sensor package - Image courtesy of Logos Technologies

Despite its compact form, Redkite can image a city-sized area (over 12 square kilometers) all at once-detecting, tracking and recording all significant movers within the scene. It also stores up to eight hours of this geo-tagged mission data on onboard solid state drives (SSDs).

While the WAMI sensor is flying, multiple users on the ground can select real-time and/or historical video feeds within its expansive coverage area and view them on desktop screens, tablets and other mobile devices. Redkite can transmit up to 10 unique views to hundreds of users at one time.

“Insitu is pleased to collaborate with Logos to provide yet another way for our customers to get the critical information they need,” said Pete Kunz, chief technology officer for Insitu. “Integrator with Redkite enables an even broader set of missions to aid the warfighter in a complex operational environment.”

In addition, the new sensor weight (under 30lbs) means that Redkite can potentially be integrated with even smaller unmanned aircraft in the future, notes Marion.

Logos Technologies will be unveiling a full-size model of the new internal payload version of Redkite at the International Defence Exhibition and Conference (IDEX) 2017, held February 19-23 in Abu Dhabi, in the United Arab Emirates.

Marines Receive New Blackjack Unmanned Air System

16 August 2016 - Story by Sgt. Brytani Wheeler Marine Corps Air Station Miramar / 3rd Marine Aircraft Wing

Marine Unmanned Aerial Vehicle Squadron (VMU) 1 launched their new RQ-21A Blackjack Unmanned Aerial System during training aboard Cannon Air Defense Complex in Yuma, Arizona, Aug. 16.

VMU-1 received the new aircraft in June and the Marines are excited about the advanced capabilities it brings over the RQ-7 Shadow the unit previously used.

“The Blackjack is runway independent, expeditionary, modular and a lot quieter than the Shadow,” said Cpl. Preston Martin, a UAS maintainer with VMU-1.

VMU-1 Marines received hands-on mobile training from maintenance instructors from Insitu, the company who developed the Blackjack.

“The Blackjack is faster to set up and tear down,” said Cody Cavender, a maintenance instructor with Insitu. “It comes loaded with payload packages, it has a longer endurance, and the training out here is going great.”

16 August 16 - Marines with Marine Unmanned Aerial Vehicle Squadron (VMU) 1 recover their new RQ-21A Blackjack Unmanned Aerial System after its flight aboard Cannon Air Defense Complex in Yuma, Ariz., Aug. 16. VMU-1 received their new Blackjack’s in June and conducted training to increase their proficiency with the new aircraft before they deploy with the 15th Marine Expeditionary Unit next year. The new aircraft is runway independent and leaves a significantly smaller footprint than their previous UAS. (U.S. Marine Corps photo by Sgt. Brytani Wheeler)

The Small Tactical Unmanned Aerial System Launching equipment and the STUAS Recovery System require a significantly smaller space to store and set up for operations, explained Capt. Garon Taylor-Tyree, director of safety and standardization for VMU-1 and will be the detachment officer-in-charge for the 15th Marine Expeditionary Unit.

“The fact that our footprint has decreased substantially is the first benefit,” said Taylor-Tyree. “The second is that we don’t require a runway to operate the RQ-21.”

VMU-1 is slated to deploy in summer 2017 in support of the 15th MEU with the new RQ-21A Blackjack UAS which will primarily bring the unit Intelligence Surveillance Reconnaissance.

“The capability of the new aircraft will bring organic ISR to the MEU that is persistent and easy to manage,” said Taylor-Tyree.

“We’ll be able to distribute that feed to other ships, or if satellite capabilities allow, back to the states to various units,” continued Taylor-Tyree. “This means that we can provide persistent ISR organic to the MEU instead of having to request it from sister services.”

The deployment with the 15th MEU will be the first chance for the Marines of VMU-1 to showcase their proficiency with their new equipment.

“We’re excited about the challenge of meeting the requirements of the first west coast MEU,” said Taylor-Tyree. “But we’re up for the challenge. It’s going to take a lot of training to make it work but we’ve received a lot of support from the and the 3rd to make that all possible.”

Navy Awards Insitu $71.5 Million Tactical UAS Contract

1 June 2016 - The Navy has awarded Insitu a $71.5 million firm fixed price contract to deliver six Lot V RQ-21 Blackjack unmanned air systems.

In addition to the aircraft, the Boeing subsidiary will provide ground control stations, launch and recovery equipment, shipboard equipment kits, systems engineering, and program management.

Work will be completed in Washington state by October 2017.

NAVAIR Awards Insitu Another $78 Million UAS Contract

28 July 2015 - Naval Air Systems Command, Patuxent River, Maryland has awarded Insitu Inc., of Bingen, Washington, a $78,000,001 modification to a previously awarded firm-fixed-price contract for the procurement of six low-rate initial production Lot IV RQ-21A Blackjack unmanned aircraft systems.

According to the award announcement, this contract provides for the procurement of the air vehicles, ground control stations, launch and recovery equipment, spares, and system engineering and program management. The work is expected to be completed by September 2016, with seventy percent performed in Bingen, Washington, and thirty percent in Hood River, Oregon.

Boeing Insitu Awarded Navy Contract for Blackjack UAS

18 December 2014 - The Naval Air Systems Command has awarded Boeing"s Insitu subsidiary a $41,076,746 firm-fixed-price contract for the procur ement of three low rate initial production RQ-21A Blackjack unmanned aircraft systems.

This award provides for acquisition of the air vehicles, ground control stations, launch and recovery equipment, initial spares, system engineering, and program management services. Work will be performed in Bingen, Washington and is expected to be completed in January 2016.

Insitu Integrate Demonstrates 24 Hour Long Flight

22 July 2014 – Insitu announced today the successful 24-hour flight of its Integrator unmanned aircraft.

The flight demonstrated Integrator"s expanded endurance at an increased gross take-off weight with payload on board. The event is the first of several planned milestones for the platform aimed toward continuously increasing payload capacity and endurance for future missions.

"Today"s flight is just the beginning,” said Insitu Chief Engineer Peter Kunz. “We designed Integrator with growth in mind; high fuel capacity, large dedicated payload volumes and an aerodynamically and structurally efficient airframe have all been carefully implemented to allow the platform to change and adjust to our customers" priorities.”

Integrator is a modular and flexible solution for both land and maritime operations, consisting of six payload spaces that can be customized with cameras, communication capabilities and a broad array of other payloads. The platform is also the basis for the RQ021A Blackjack, developed by Insitu under the United States Navy and United States Marine Corps program of record.

“Our customers require a flexible, long-endurance system,” said Senior Vice President Insitu Programs Ryan Hartman. “Taking this first step to increase the gross take-off weight opens up more opportunities for us to integrate heavier payloads while maintaining long endurance for a multi-mission platform.”

U.S. Navy Begins Blackjack UAS Operational Testing

29 January 2014 - NAVAL AIR SYSTEMS COMMAND, PATUXENT RIVER, Md. – The Navy and Marine Corps" newest small unmanned aircraft system RQ-21A Blackjack began its initial operational test and evaluation (IOT&E) in early January at Marine Corps Air Ground Combat Center Twentynine Palms, California.

As part of IOT&E, this first low-rate initial production (LRIP) lot of the Blackjack, previously known as RQ-21A Small Tactical Unmanned Aircraft System (STUAS), will demonstrate the system’s effectiveness and suitability in realistic combat conditions.

“Receiving the first production-level Blackjack is a great accomplishment for our government and industry team,” said Col. James Rector , program manager for the Navy and Marine Corps STUAS program office, who oversees the RQ-21A program. “It is a very capable system that will meet the needs of our warfighters deployed on land or at sea with our Marine expeditionary units.”

Air Test and Evaluation Squadron (VX) 1 is conducting ground and shipboard testing on Blackjack for the next several months. After completing IOT&E, the government and Insitu team will transition the system to Marine Unmanned Aerial Vehicle Squadron (VMU) 2, located at Marine Corps Air Station Cherry Point, N.C. for operational use. A second LRIP lot, consisting of one system, is scheduled for delivery in the spring.

Lt. Col. Anthony Bolden, commanding officer for VMU-2, said the myriad of capabilities that come with the introduction of Blackjack will provide the Marine Air-Ground Task Force (MAGTF) with a platform that has the payload and persistence to significantly enhance situational awareness.

“RQ-21A brings a new level of flexibility and expeditionary capability not present in any UAS to date,” Bolden said. “As a result, having and operating the Blackjack will posture the Marine UAV squadrons at the forefront of MAGTF operations.”

JMSDF Considering RQ-21 Buy

12 January 2014 - According to the Japan Times, the Japanese Maritime Self Defense Force is considering the purchase of up to 19 RQ-21A Insitu unmanned air vehicles over the next five years. The aircraft would launch from destroyers to bolster the JMSDF"s monitoring capability in the East China Sea. The JMSDF has also made investments to research the equipment needed to operate UAVs at sea.

Navy and Marine Corps Small Tactical UAS Enters Production Phase 

21 May 13 - The Department of the Navy announced May 15 that the RQ-21A Small Tactical Unmanned Aircraft System (STUAS) received Milestone C approval authorizing the start of low rate initial production.

With MS C approval, the RQ-21A program, managed by the Navy and Marine Corps STUAS program office (PMA-263) here at NAS Patuxent River, enters the production and deployment phase of the acquisition timeline, according to the PMA-263 Program Manager Col. Jim Rector.

“This milestone allows us to provide our warfighter with a unique capability – an organic UAS capable of operations from both land and sea,” said Rector. “The RQ-21A will provide persistent maritime and land-based tactical Reconnaissance, Surveillance, and Target Acquisition data collection and dissemination capabilities.”

Concurrently, Marines are flying an Early Operational Capability (EOC) system at Twenty Nine Palms, Calif. for pre-deployment preparation. Lessons learned from EOC will be applied to operational missions in theater.

The aircraft is based on Insitu’s Scan Eagle UAS, which has flown more than 245,000 hours in support of Navy and Marine Corps forward deployed forces via a services contract. The RQ-21A system has a 25 pound payload capacity, ground control system, catapult launcher and unique recovery system, known as Skyhook, allowing the aircraft to recover without a runway.

The RQ-21A includes Day/Night Full Motion Video (FMV) cameras, infrared marker and laser range finder, and Automatic Identification System (AIS) receivers. The ability to rapidly integrate payloads allows warfighters to quickly insert the most advanced and relevant payload for their land/maritime missions and counter-warfare actions.

“The expeditionary nature of the RQ-21A makes it possible to deploy a multi-intelligence capable UAS with minimal footprint, ideal for amphibious operations such as a Marine Expeditionary Unit conducts,” Rector said. “The RQ-21A can be operated aboard ship, and then rapidly transported ashore as either a complete system or just a “spoke”, or control center, making this system ideally suited for humanitarian or combat operations, where getting real-time intelligence to the on-scene commander is crucial.”

The DoN plans to purchase a total of 36 STUAS systems, each with five aircraft. Initial Operational Capability is scheduled for second quarter fiscal year 2014.

Integrator Completes First At-Sea Testing

13 February 2013 - The Navy"s RQ-21A Small Tactical UAS completed its first operational take offs and landings at sea from the San Antonio class dock landing ship USS Mesa Verde (LPD-19). The testing took place in the Gulf of Mexico on 10 February. Above, the Integrator is recovered with Insitu"s SkyHook capture rope (U.S. Navy Photo).

Integrator Tests New Synthetic Aperature Radar

10 October 2012 - Insitu Pacific announced that it successfully flew SELEX Galileo’s PicoSAR, a compact Active Electronically Scanned Array (AESA) radar onboard an Integrator Small Tactical UAS at United States testing ranges. The PicoSAR features high-resolution Synthetic Aperature Radar (SAR) and Ground Moving Target Indicator (GMTI) modes. The radar can be mounted on a gimbal or the beam can be steered electronically.

RQ-21A Integrator Continues Flight Testing

13 September 2012 - The Navy’s RQ-21A Small Tactical Unmanned Air System (STUAS) began developmental tests with a 66 minute flight on September 10 at Naval Air Weapons Station China Lake, California. According to Colonel Jim Rector, STUAS program manager (PMA-263), the system is on track for initial operational capability in 2013. A more capable derivative of the highly successful ScanEagle platform, each STUAS consists of five air vehicles, two ground control stations, multiple payloads, and associated launch, recovery, and support equipment. The system will conduct a variety of missions, including maritime domain awareness, maritime security operations, maritime interdiction operations, and support to Navy and Marine units operating within 50 nautical miles of the sea. Production models of the RQ-21A will be upgraded with a mid-wave infrared (MWIR) camera and an automatic identification system (AIS) system for maritime missions.

The testing was supported by Sailors and Marines from the Navy’s Air Test and Evaluation Squadron (VX-30) “Bloodhounds,” based at Naval Weapons Test Squadron Point Mugu . Previous flight tests occurred January 22, 2012 at the Marine Corps Air Ground Combat Center in Twentynine Palms, California with representatives from Marine Corps VMU-1 and VMU-3 squadrons in attendance. 

Долгое время надводные корабли оставались единственным эффективным инструментом ведения войны на море, и лишь в прибрежных районах определенную конкуренцию им могла оказать береговая артиллерия. Появление подводных лодок и морской авиации (палубного и берегового базирования) кардинально изменило облик морской войны и флотов. Сейчас, с началом разработки и внедрения значительного числа самых разнообразных беспилотных подводных и летательных аппаратов, можно наблюдать начало нового этапа кардинальных изменений в структуре флотов ведущих морских держав.

MQ-4C Triton

Подводные беспилотники находятся в самом начале своего развития, и пройдет значительное время прежде, чем они смогут играть существенную роль в военно-морской деятельности. Напротив, морские беспилотные летательные аппараты (БПЛА) переживают период бурного развития. В структуре ВМС США они уже играют значительную роль, которая должна существенно вырасти в течение ближайшего десятилетия. Многие морские державы идут по пути догоняющего развития, но они также уделяют достаточно серьезное внимание морским беспилотным системам.

Особо стоит отметить, что, как и в случае с пилотируемой авиацией, задачи и возможности различных классов БПЛА существенно различаются. Один из вариантов классификации БПЛА, который применяется Министерством обороны Великобритании, подразумевает разделение всех БПЛА на три класса по максимальному взлетному весу. Первый класс соответствует беспилотникам до 150 кг, второй – от 150 до 600 кг, и третий – более 600 кг. Данная классификация является весьма условной: например, третий класс включает в себя столь разные по своим возможностям образцы, как стратегический разведывательный БПЛА MQ-4C Triton (максимальный взлетный вес – около 15 тонн) и тактический беспилотник вертолетного типа MQ-8B Fire Scout (максимальный взлетный вес – около 1400 кг).

Основными преимуществами беспилотников являются их существенно меньшие размеры по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами, что позволяет увеличить корабельные авиагруппы, а также разворачивать авиагруппы, состоящие из БПЛА, на кораблях, которые мало приспособлены к базированию пилотируемой авиации. Также БПЛА обычно отличаются меньшей стоимостью. Кроме того, беспилотники могут находиться в воздухе существенно дольше, чем пилотируемые вертолеты и самолеты. Наконец, использование БПЛА в боевой обстановке позволяет избежать угрозы жизни пилотов.

«Стратегические» морские БПЛА

В мае 2013 г. мы стали свидетелями целого ряда существенных успехов программ создания «стратегических» (учитывая их размеры, стоимость и спектр выполняемых задач; на Западе часто используется термин HALE – High Altitude, Long Endurance) морских беспилотных систем ВМС США. Утром 14 мая 2013 года с палубы авианосца «Джордж Буш» совершил первый взлет БПЛА X-47B корпорации Northrop Grumman. Данный БПЛА является одним из двух опытных образцов, созданных «Нортроп Грумман» в рамках заключенного в 2007 году контракта с ВМС по программе UCAS-D (Unmanned Combat Air System Carrier Demonstration). В рамках этой программы планируется отработать взлет и посадку БПЛА на авианосец, а также дозаправку в воздухе. Испытания по дозаправке в воздухе планируется провести до 1 октября 2014 г.

X-47B


UCAS-D предваряет начало программы UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike), предполагающей создание малозаметного тяжелого палубного беспилотника. Такие БПЛА должны будут осуществлять разведку и наносить удары по наземным целям. В условиях развития противокорабельных ракет, неатомных подводных лодок и иных т.н. «систем ограничения доступа», на БПЛА UCLASS возлагаются большие надежды. Среди экспертов и представителей американского руководства существует мнение, что именно от создания ударного беспилотника с большим (порядка 1800 км) боевым радиусом зависит будущее палубной авиации и авианосной компоненты ВМС США. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по программе UCLASS должны начаться в 2013 г. На них планируется выделить 2,3 млрд долларов. Боевой готовности БПЛА, разработанные по программе UCLASS, должны достигнуть к 2020 г.

Тем не менее, существуют опасения, что программа UCLASS способна выродиться в создание палубного беспилотника, который будет ориентирован на выполнение разведывательных задач, а ударные функции будут играть второстепенную роль. Кроме того, БПЛА UCLASS может в итоге быть создан с использованием значительно меньшего числа технологий «стелс», чем существующие X-47B. Брайан МакГрат, один из ведущих американских военно-морских экспертов, озвучил опасения, что БПЛА UCLASS может быть создан в качестве палубного аналога боевых БПЛА семейства Predator. Стоит напомнить, что корпорация General Atomics, которая является создателем семейства Predator, участвует в программе UCLASS с БПЛА Sea Avenger. Подобный БПЛА несомненно усилит морскую авиацию США, но не сможет эффективно действовать в условиях наличия у противника развитых «систем ограничения доступа». Говоря о причинах противодействия созданию по-настоящему малозаметного ударного БПЛА, МакГрат отмечает конкуренцию со стороны программы создания палубного истребителя пятого поколения F-35C, который должен взять на себя функции ударного самолета «первого дня войны», сокращение военных расходов в США, а также консервативность представителей командования морской авиации.

Predator-C Sea Avenger

Вторым типом «стратегического» БПЛА, который в ближайшем будущем должен стать важным инструментом американских ВМС, является дальний разведывательный БПЛА берегового базирования MQ-4C Triton производства Northrop Grumman, который совершил свой первый полет 22 мая 2013 г. Этот БПЛА создается в рамках программы BAMS (Broad Area Maritime Surveillance) на основе беспилотника RQ-4B Global Hawk ВВС США.

Четыре MQ-4C смогут обеспечивать постоянное патрулирование заданного сектора Мирового океана. Они будут осуществлять длительное (до 28 часов) патрулирование больших пространств (радиус зоны патрулирования должен составить около 3700 км). Также MQ-4C смогут исполнять функции ретранслятора для поддержания связи между рассредоточенными силами на театре военных действий. MQ-4C Triton разрабатывается в качестве дополнения к патрульному самолету берегового базирования P-8A Poseidon производства Boeing. Беспилотники должны снять с P-8A большую часть задач по патрулированию морского пространства и разведке, что позволит сосредоточить «Посейдоны» на выполнении других задач, в том числе – борьбе с надводными кораблями и подводными лодками.

Всего планируется закупить 70 MQ-4C, включая два опытных образца. Стоимость программы должна составить 13,2 млрд долларов (в т.ч. 3,3 млрд на НИОКР), а конечная стоимость серийного беспилотника – 189 млн. Свою заинтересованность в закупке БПЛА Triton оффициально подтвердила Австралия. Кроме того, существует вероятность, что MQ-4C заинтересует Индию, которая закупает P-8A. Triton должны достигнуть боевой готовности в 2016 г. В первую очередь данные БПЛА будут развернуты на Ближнем Востоке в зоне ответственности Пятого флота, где сейчас успешно эксплуатируется опытный БПЛА BAMS-D, затем на острове Гуам в зоне ответственности Седьмого флота, на базе Сигонелла в Италии (Шестой флот) и, наконец, в континентальной части США.

Тяжелые тактические морские БПЛА

Дорогостоящие «стратегические» морские БПЛА дополняются существенно более дешевыми тяжелыми тактическими БПЛА вертолетного типа, которые способны стать рабочими лошадками морской авиации, дополняя вертолеты.

MQ-8B Fire Scout

Наиболее ярким примером подобных БПЛА является MQ-8B Fire Scout, который был разработан Northrop Grumman на базе легкого вертолета Schweizer/Sikorsky S-333. Этот БПЛА занимает вдвое меньше места, чем стандартный палубный вертолет ВМС США MH-60R Seahawk, и может выполнять многие из задач, которые возлагаются на вертолет. Размеры БПЛА позволяют существенно увеличить количество летательных аппаратов на надводных кораблях. На борту боевых кораблей прибрежной зоны (БКПЗ) типа LCS, которые являются основными носителями данных БПЛА, один-два Fire Scout будут практически всегда дополнять пилотируемый Seahawk. А на борту фрегата может быть размещено четыре MQ-8B. Стоит подчеркнуть, что такие БПЛА планируется использовать преимущественно не как замену, но в дополнение пилотируемой авиации. Так, исследование показало, что с точки зрения критерия «стоимость-эффективность» смешанная авиагруппа на боевых кораблях прибрежной зоны предпочтительнее авиагруппы, состоящей только из БПЛА или вертолетов.


MQ-8C

Используя бортовое оборудование и электронные системы MQ-8B, Northrop Grumman разработала более крупный беспилотник MQ-8C на базе вертолета Bell 407 Jet Ranger. Корпорация вела разработку за счет собственных средств, но ВМС США новая модель оказалась по вкусу и они отказались от дальнейших закупок MQ-8B в пользу MQ-8C. В 2012 году корпорация получила контракт на строительство 30 MQ-8C. Новая версия Fire Scout отличается возросшим до 2 тонн максимальным взлетным весом, практически вдвое большей полезной нагрузкой (около 500 кг), более высокой скоростью (около 260 км/ч) и более длительной продолжительностью полета (до 11-14 часов). Испытательные полеты MQ-8C должны начаться в сентябре этого года, а боеготовности они достигнут в конце 2014 г. Вследствие увеличившихся размеров и существенно улучшенных ТТХ, ВМС планируют обойтись меньшим количеством данных БПЛА на кораблях. Так, вместо 4 MQ-8B на фрегатах будет базироваться 3 MQ-8C.

Похожую работу в интересах ВМС Франции в данный момент осуществляет Boeing совместно с DCNS и Thales: осенью 2012 г. закончились испытания БПЛА H-6U Unmanned Little Bird на базе вертолета Boeing MD-530А. H-6U является комбинированным летательным аппаратом, то есть может использоваться и как БПЛА, и как пилотируемый вертолет.



H-6U Unmanned Little Bird

Основными функциями MQ-8 является разведка и целеуказание, но ВМС также планируют вооружить данные БПЛА – в частности, 70-мм высокоточными ракетами APKWS.

БПЛА вертолетного типа имеют определенные ограничения по длительности и дальности полета, что ставит вопрос о разработке морских БПЛА с неподвижным крылом (на Западе часто используют термин MALE – Medium Altitude, High Endurance), которые могут базироваться на небольших кораблях. Агентство по перспективным технологиям Министерства обороны США (DARPA) начало программу TERN (Tactically Exploited Reconnaissance Node), которая предполагает разработку подобного БПЛА, полезная нагрузка которого должна составлять около 300 кг, а оперативный радиус – от 1100-1700 км, и сопутствующей системы, которая будет обеспечивать его взлет и посадку на БКПЗ и другие подходящие корабли. Беспилотники по программе TERN должны будут выполнять как разведывательные, так и ударные функции.

Легкие тактические БПЛА

Наряду с более тяжелыми беспилотниками, свое место на палубе кораблей занимают легкие БПЛА, подобные разведывательному беспилотнику с неподвижным крылом ScanEagle производства «дочки» Boeing Insitu, который эксплуатируется на американском флоте с 2005 г., а также с успехом применяется флотами других государств.

ScanEagle


В 2012 г. контракт на поставку этих БПЛА для своего флота заключил Сингапур. К июлю 2011 года ScanEagle совершили общим счетом 56 тыс. боевых вылетов, их совокупный налет превысил 500 тыс. часов, в том числе около 250 тысяч часов – в интересах ВМС, а их общая численность в составе американского флота превысила 120 единиц. Примечательно, что ВМС не закупают ScanEagle, а пользуются их услугами в рамках договоров подряда с производителем.

RQ-21A Integrator


Данные БПЛА предваряют реализацию программы STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System) по созданию беспилотной разведывательной системы с более крупными БПЛА RQ-21A Integrator в интересах ВМС и Корпуса морской пехоты США, которую реализует Insitu в рамках заключенного в 2010 г. контракта. Максимальный взлетный вес беспилотника составит около 60 кг. Первый полет с палубы корабля RQ-21A совершил 9 апреля 2013 г. Всего ВМС планируют приобрести 36 систем STUAS, каждая из которых будет включать пять БПЛА.

Россия

В отличие от США, развитие морских беспилотных систем в России только начинается. И хотя принятие на вооружение «стратегических» беспилотников остается вопросом долгосрочной перспективы, разработка тактических БПЛА различной дальности уже активно идет. Говоря непосредственно о морских БПЛА, стоит упомянуть модель «Горизонт Эйр» S-100 на базе Camcopter S-100, которую на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в 2011 г. продемонстрировало ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону). Компания собирает БПЛА по лицензии австрийской Schiebel. Данные беспилотники уже активно эксплуатируются французскими ВМС и флотами других государств, в том числе, по некоторым данным, КНР.

«Горизонт Эйр» представляет собой БПЛА вертолетного типа с максимальным взлетным весом в 200 кг, который может применяться для ночного и дневного патрулирования, наблюдения и мониторинга наземного и надводного пространства, проведения поисково-спасательных операций, участия в ликвидации последствий стихийных бедствия и техногенных катастроф, а также охране границ. Более того, S-100 может быть вооружен: данный ПБЛА успешно осуществлял запуск легкой многоцелевой ракеты LMM производства Thales. Сейчас беспилотник находится на стадии сертификации.

Горизонт Эйр

В ноябре 2012 г. для проведения опытной эксплуатации был поставлен первый комплекс с БПЛА S-100 для нужд Береговой охраны Пограничной Службы ФСБ России. Предварительное решение о закупке одного комплекса с БПЛА «Горизонт Эйр» для проведения опытной эксплуатации также принято ВМФ. Заинтересованность в данных БПЛА высказало и МВД.

Развитие беспилотных систем не является приоритетом военно-морского строительства в России. Это связано как с первоочередностью задачи обновления корабельного состава флота, так и с технологическим отставанием в данной области. Тем не менее, развитие беспилотных систем способно усилить авиацию флота, береговой охраны и других ведомств. Выполняя патрульные и разведывательные функции, морские БПЛА будут способствовать защите национальных интересов России в Мировом океане.

Полковник А. Чекунов

В США ведутся работы, направленные на создание беспилотных авиационных систем корабельного базирования. Одной из наиболее амбициозных является программа UCLASS (Unmanned Carrier Launched Airborne Surveillance and Strike), предполагающая разработку палубного беспилотного летательного аппарата (БЛА), способного вести всепогодную воздушную разведку, поражать критичные по времени цели на удалении более 1 100 км от авианосца, а также применяться для ведения радиоэлектронной борьбы и решения других задач.

Активность американцев в данной области в значительной мере обусловлена тем, что использование пилотируемой палубной авиации в начальный период конфликта со странами, обладающими высоким военным потенциалом, до завоевания господства в воздухе будет ограничено из-за неприемлемого уровня потерь от средств ПВО противника.

В соответствии с требованиями, разработанными министерством ВМС, максимальная продолжительность полета беспилотных машин составит не менее 12 ч. Достижение этой, не ограниченной физиологическими возможностями экипажа характеристики, в том числе благодаря применению дозаправки топливом в воздухе, позволит сократить потребный наряд сил для организации непрерывной разведки и воздушного патрулирования, снизить интенсивность использования взлетно-посадочного оборудования, а также загруженность инженерно-технического состава.

Согласно оценке прогнозируемых условий боевого применения и планируемых задач, перспективный аппарат должен обладать малой заметностью в радиолокационном и инфракрасном диапазонах длин волн. При этом его масса и габариты должны быть достаточно большими из соображений обеспечения устойчивости БЛА при взлете и посадке в условиях характерной высокой турбулентности воздушных потоков над полетной палубой авианосца.

В состав бортового оборудования БЛА планируется включить комплекс оптоэлектронных и радиолокационных средств разведки, а также аппаратуру передачи данных по защищенным каналам радиосвязи.

Х-47В
MQ-8C
RQ-21A

В ходе предварительных этапов НИОКР отрабатываются различные концепции построения и применения беспилотной системы, а также уточняются тактико-технические требования к ее компонентам. В целях обеспечения конкурентности исследований и расширения круга участвующих в них специалистов министерство ВМС США заключило контракты на проведение работ по данной программе с несколькими ведущими национальными разработчиками беспилотной авиатехники.

Наиболее перспективными и соответствующими предъявляемым требованиям считаются экспериментальные боевые БЛА Х-47В и "Фантом Рэй" фирм "Нортроп-Грумман" и "Боинг" соответственно.

В свою очередь, фирма "Дженерал атомикс" (разработчик многоцелевых аппаратов "Предатор" и "Рипер") предложила созданный в инициативном порядке БЛА большой продолжительности полета "Авенджер".

Собственный проект многоцелевой системы, основу которой составляет аппарат "Си Хост", разрабатывает фирма "Локхид-Мартин". Данная машина предположительно является адаптированной для корабельного базирования модификацией БЛА с большой продолжительностью полета RQ-170 "Сентинел", который применялся американцами для ведения разведки в Азиатском регионе.

Все участвующие в программе аппараты оснащаются турбореактивными двигателями, в конструкции которых реализованы решения по снижению за-метности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах.

Следует отметить, что ряд ключевых технологий, определяющих осуществимость данной концепции, уже разработаны и прошли практическую демонстрацию в рамках программы UCAS-D, в которой задействовались два экспериментальных аппарата типа Х-47В.

Работы на предварительных этапах создания новой многоцелевой беспилотной системы UCLASS ведутся в значительной мере за счет собственных средств фирм-разработчиков. На дальнейшее их финансирование планируется выделять средства из бюджета Пентагона.

Наряду с этим особое место занимает программа создания корабельных БЛА вертолетного типа. Такие машины сочетают в себе гибкость использования и минимальные требования к условиям базирования. Разработка многоцелевой беспилотной системы на базе БЛА MQ-8B "Файрскаут" возложена на фирму "Нортроп-Грумман".

Систему воздушной разведки на базе аппаратов "Файрскаут" предполагается размещать на кораблях разных классов и использовать самостоятельно или совместно с палубными вертолетами в рамках обеспечения действий отдельных кораблей, корабельных ударных групп и подразделений морской пехоты. При выполнении наиболее часто решаемых палубной авиацией задач по разведке надводных (наземных) целей беспилотные аппараты MQ-8B будут иметь в 2-4 раза большую по сравнению с пилотируемыми вертолетами продолжительность полета, расходуя при этом в 3-5 раз меньше авиационного топлива.

Основу разведывательного бортового радиоэлектронного оборудования аппарата составляет оптоэлектронная станция (ОЭС) "Брайт Стар-2" с телевизионной и тепловизионной камерами и лазерным дальномером-целеуказателем. Для обеспечения ведения разведки в сложных метеоусловиях рассматривается возможность оснащения машины малогабаритной радиолокационной станцией.

Управление БЛА осуществляется по командам оператора корабельного пункта управления по радиоканалам на дальности прямой видимости, а также автономно по введенной в бортовой компьютер программе. Система автоматического управления машины с электромеханическими исполнительными устройствами во всех каналах использует данные от инерциальной навигационной системы, скомплексированной с КРНС "Навстар".

Американской фирмой "Сьерра Невада" разработана унифицированная система UCARS (UAV Common Automatic Recovery System), обеспечивающая автоматическую посадку БЛА на площадку ограниченного размера, в том числе на палубу движущегося корабля. Одним из основных элементов этой системы является посадочный терминал со следящей параболической радиолокационной антенной и видеокамерой. После завершения полетного задания летательный аппарат в автоматическом или ручном режиме прибывает в назначенную воздушную зону в пределах 4,5 км от места посадки, в которой излучением антенны активизируется установленный на борту БЛА радиомаяк. Сигналы маяка используются для вычисления относительных координат и скорости UCARS, которые передаются в пункт управления и применяются для выполнения автоматического или автоматизированного посадочного маневрирования. Изображение с цифровой видеокамеры позволяет оператору получать более точную информацию о пространственном положении аппарата на конечном этапе посадки.

Ведутся работы по оснащению БЛА MQ-8B управляемым оружием, что позволит использовать их для решения задач поражения выявленных надводных или наземных целей.

Благодаря небольшим габаритам три подобных аппарата могут размещаться на площади, обычно занимаемой одним вертолетом. Такое количество машин позволяет организовать их ротацию для обеспечения непрерывного присутствия в заданном районе либо (при одновременном применении) существенно расширить разведываемую зону.

UCARS достаточно успешно задействовалась для разведывательного обеспечения коалиционной группировки в Афганистане. Применение этой системы обеспечивали гражданские специалисты фирмы "Нортроп-Грумман", а постановку задач, контроль их выполнения и анализ полученной информации - военные.

Вместе с тем на основе анализа результатов опытной эксплуатации беспилотной системы "Файрскаут" командование ВМС США приняло решение о дальнейшем наращивании ее возможностей. Признано целесообразным увеличить продолжительность патрулирования MQ-8B при применении ее в условиях повышенных температур наружного воздуха. Благодаря существенному росту массы полезной нагрузки аппаратов будет обеспечено их использование для переброски военных грузов. В этих целях министерство ВМС США заключило с фирмой "Нортроп-Грумман" контракт на разработку БЛА MQ-8C, построенного на базе вертолета Белл 407.

В ходе НИОКР использовались компоненты и ПО систем автоматического управления, передачи данных, другого бортового и наземного оборудования, созданного для модификации MQ-8B.

Планер и силовая установка вертолета доработаны для обеспечения его эксплуатации в морских условиях. Освободившееся пространство кабины пилотов, грузопассажирского отделения может использоваться для размещения целевой аппаратуры, дополнительных топливных баков и различных грузов. Последние могут располагаться также на внешней подвеске (максимальная масса 1 200 кг).

В перспективе предполагается приобрести до 28 аппаратов этого типа. В случае успешного хода программы создания новой модификации может быть принято решение о корректировке количества закупаемых машин MQ-8B.

На завершающем этапе находится разработка новой системы воздушной разведки на базе тактического БЛА. Считается, что эта техника наиболее полно отвечает требованиям при ведении военных действий подразделениями и частями морской пехоты в звене "батальон-полк", а также надводными кораблями различных классов в ближней морской зоне.

Головным разработчиком новой системы является корпорация "Боинг" с проектом БЛА RQ-21А "Интегратор". В основе его конструкции лежат технологические решения, реализованные в беспилотной системе "Си Скэн" (разработана фирмой "Инситу", вошедшей в состав компании "Боинг"). Данная авиатехника применялась в Ираке в интересах морской пехоты США и продемонстрировала свою высокую эффективность, в частности, при обеспечении охраны районов базирования на ТВД.

Основным разведывательным оборудованием БЛА RQ-21A "Интегратор" является гиростабилизированная оптоэлектронная станция в составе двух инфракрасных (среднего и дальнего диапазонов длин волн) и одной цифровой дневной телевизионной камеры, а также лазерных дальномера и целеуказателя. В качестве дополнительной полезной нагрузки, размещаемой в фюзеляжном отсеке или на крыльевых узлах внешней подвески, может устанавливаться также миниатюрная РЛС и радиоретрансляционная аппаратура.

Передача полученной видеоинформации на пункт управления (наземный или корабельный) для последующей обработки и анализа осуществляется на дальность прямой видимости с использованием аппаратуры цифровых радиоканалов.

В соответствии с требованиями заказчика обеспечена возможность эксплуатации системы с площадок ограниченных размеров, в том числе с палуб надводных кораблей или защищенных позиций, при наличии ветра скоростью до 55 км/ч. Запуск оснащенного поршневым двигателем (мощность около 8 л. с.) БЛА осуществляется пневматической катапультой.

Для выполнения посадки используется устройство "Скай Хук", представляющее собой штангу с тросом длиной около 15 м. Захват троса происходит крюками, вмонтированными в законцовки передней кромки крыла. Все этапы захода и посадочного маневрирования выполняются полностью автоматически с задействованием дифференциального режима системы спутниковой навигации.

В соответствии с контрактом (43,7 млн долларов) фирма "Боинг" разработала и изготовила два опытных образца системы для проведения войсковых испытаний, которые начались в 2012 году. Достижение начальной боевой готовности подразделений, оснащенных новой техникой, ожидается в текущем году. Всего предполагается приобрести 56 беспилотных систем, в состав каждой из которых войдет до трех летательных аппаратов, наземная станция управления, взлетно-посадочное оборудование, комплект запасных частей и инструментов.

В целом работы по созданию беспилотной авиатехники являются одним из наиболее приоритетных направлений повышения боевых возможностей вооруженных сил США, позволяющим достигать значительных преимуществ при решении различных обеспечивающих и боевых задач.

Основные ТТХ БЛА
Х-47В БЛА "Фантом рэй" (проектные) БЛА "Авенджер" MQ-8B "Файрскаут" (проект) БЛА MQ-8C БЛА RQ-21A "Интегратор"
Масса, кг:
максимальная взлетная 19000 16500 4500 1430 2380 61
полезной нагрузки (в том числе боевой) 2 000(900) 2 000 1350 270 1360 22,7
топлива 360
Максимальная скорость полета, км/ч 1000 1 000 740 230 250 170
крейсерская км/ч: 170 220 100
Практический потолок, м 10000 12 000 18000 6100 6000 6100
Максимальная продолжительность полета (без дозаправки), ч 7 4 20 8 (с массой полезной нагрузки 77 кг), до 15 24
Время патрулирования на удалении до 280 км от корабля (базы) с основной полезной нагрузкой (масса 135 кг), ч 8
Максимальный радиус действия (без дозаправки), км более 2400 2400 4000 200 280 100
Геометрические размеры, м:
длина 11,5 12 11,6 6,8 13 2,2
размах крыла 18,8 15,2 19,5 4,8
высота 3 3,3
диаметр несущего винта 8,4 10,7

С конца прошлого десятилетия американская компания Boeing Insitu работает над проектом беспилотного летательного аппарата RQ-21 Blackjack. Этот аппарат был разработан по заказу Корпуса морской пехоты и военно-морских сил США. Основное предназначение машины – ведение разведки, патрулирование в заданных районах и обнаружение различных объектов. К настоящему времени все проектные работы завершены и ведется полномасштабное строительство новых беспилотников.


БПЛА RQ-21 разрабатывался в рамках программы STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System – «Малая тактическая беспилотная авиационная система»). Целью этой программы было создание легкого беспилотника для эксплуатации в КМП и ВМС. Подобное предназначение сказалось на требованиях к перспективной машине. Так, нужно было сделать сравнительно легкую машину, способную вести патрулирование в течение длительного времени. Кроме того, она должна была иметь минимально возможные габариты для хранения на кораблях. В состав комплекса планировалось включить рельсовую пусковую установку для взлета. Посадку требовалось производить при помощи системы, позволяющей обойтись без большой площадки.

В программе STUAS помимо Boeing Insitu приняли участие несколько других компаний. Raytheon представила БПЛА Killer Bee (ныне известен под названием Northrop Grumman Bat), компания AAI предложила проект Aerodyne, а General Dynamics (США) и Elbit Systems (Израиль) вошли в программу с проектом Storm. Разработка предварительных проектов и их сравнение продолжались до середины 2010 года. В июне 2010-го заказчик сделал свой выбор. Самым лучшим из предложенных проектов в Пентагоне сочли Boeing Insitu RQ-21A Integrator (такое название проект носил на ранних стадиях). Для завершения проекта разработчику выделили 43,7 миллиона долларов.

Основой для проекта RQ-21A стала предыдущая разработка фирмы Boeing Insitu – БПЛА ScanEagle. Новый беспилотник «унаследовал» ряд агрегатов и технических решений. Тем не менее, специфика требований Корпуса морской пехоты и ВМС заставила заметно переработать исходный проект. Так, все это привело к кардинальному изменению внешнего вида и компоновки аппарата.

БПЛА RQ-21 с точки зрения аэродинамики представляет собой двухбалочный высокоплан с толкающим воздушным винтом. Фюзеляж и крыло аппарата Integrator/Blackjack были выполнены путем переработки соответствующих агрегатов БПЛА ScanEagle. Новая машина имеет вытянутый фюзеляж характерной формы, внутри которого устанавливается двигатель и различная аппаратура.



В средней части фюзеляжа закреплено высокорасположенное крыло размахом 4,8 м. Крыло с большим удлинением имеет небольшую стреловидность по передней кромке. На стыке крыла и фюзеляжа центроплан имеет характерный скругленный наплыв. На законцовках имеются т.н. винглеты. Использованная конструкция крыла призвана обеспечивать максимально возможное аэродинамическое качество, прямо влияющее на летные данные аппарата, в первую очередь на дальность и продолжительность полета.

На стыках центроплана и консолей крыла к плоскости крепятся две тонкие балки, на которых закреплено П-образное хвостовое оперение. Последнее состоит из двух килей с рулями направления и высокорасположенного стабилизатора с рулем высоты. С учетом хвостовых балок и оперения общая длина БПЛА RQ-21 равняется 2,5 м.

В хвостовой части фюзеляжа имеется поршневой двигатель мощностью 8 л.с., в качестве топлива использующий авиационный керосин сортов JP-5 и JP-8. В качестве движителя используется толкающий воздушный винт, расположенный между двумя хвостовыми балками. Используемый двигатель позволяет беспилотнику развивать максимальную скорость до 167 км/ч. Крейсерская скорость – 101 км/ч. Потолок достигает 6 км. Имеющийся запас топлива достаточен для патрулирования в течение 16 часов.

БПЛА RQ-21 Integrator/Blackjack получился достаточно легким. Вес пустого аппарата – 36 кг. Максимальный взлетный вес с полезной нагрузкой 17 кг – 61 кг. Малый вес машины позволил обойтись сравнительно маломощным двигателем.

В носовой части фюзеляжа аппарата предусмотрена гиростабилизированная установка для аппаратуры наблюдения. В стандартной конфигурации на ней находится оптико-электронная система с видеокамерой и тепловизором, а также лазерный дальномер и ответчик системы опознавания. При необходимости аппарат может нести дополнительную аппаратуру. Для энергоснабжения радиоэлектронной аппаратуры беспилотник оснащен генератором мощностью 350 Вт.

Для облегчения конструкции летательного аппарата в проекте RQ-21 пришлось использовать специальные устройства для запуска и посадки, заимствованные из проекта ScanEagle. Запуск предлагается осуществлять при помощи рельсовой пусковой установки. Установка смонтирована на буксируемом колесном шасси. На нем установлен набор оборудования и рельсовая направляющая. На последней имеется подвижная каретка с креплениями для беспилотника. Перед запуском необходимо поднять направляющую на нужный угол возвышения и установить летательный аппарат на каретку. По команде оператора каретка, приводимая в движение пневматическим приводом, разгоняет БПЛА до взлетной скорости, после чего тот отделяется от нее и поднимается в воздух.

В качестве посадочного устройства было предложено использовать систему Skyhook («Небесный крюк»). Она представляет собой буксируемую платформу с подъемной стрелой, на которой имеется трос. Для посадки беспилотника необходимо поднять стрелу и привести трос в вертикальное положение. Далее БПЛА, используя радиомаяк, выходит на посадочный курс. Оператор или автоматика должен направить аппарат на посадочное устройство таким образом, чтобы захватить трос специальным крюком, установленным на крыле. После этого трос натягивается и гасит горизонтальную скорость БПЛА, после чего его можно опустить на землю или на палубу корабля.

В состав беспилотного авиационного комплекса Boeing Insitu RQ-21A Integrator/Blackjack входят пять летательных аппаратов, два пульта управления на колесном шасси, а также буксируемые прицепы с пусковой установкой и системой Skyhook. Подобный состав комплекса позволяет использовать его как в сухопутных войсках, так и в КМП или ВМС с базированием техники на кораблях.

28 июля 2012 года специалисты компании Boeing Insitu провели первый испытательный запуск нового беспилотника. Аппарат успешно отделился от пусковой установки, выполнил полетную программу и «сел» с использованием системы Skyhook. В дальнейшем были проведены еще несколько испытательных полетов. К примеру, в начале сентября 2012 года продолжительность полета впервые превысила один час.

В начале февраля 2013 года комплекс RQ-21A был доставлен на борт десантного корабля USS Mesa Verde (LPT-19). 10 февраля состоялся первый запуск с палубы. В течение нескольких месяцев специалисты проверяли работу беспилотного комплекса при использовании в интересах флота или КМП.

19 февраля американские специалисты приступили к летным испытаниям новой модификации беспилотника – RQ-21A Block II. От базовой версии он отличается некоторыми особенностями конструкции, а также использованным оборудованием. Для наблюдения за обстановкой этот БПЛА получил обновленную оптико-электронную систему NightEagle, разрабатывавшуюся в рамках проекта ScanEagle. Модернизированная оптико-электронная система имеет более высокие характеристики при работе ночью и в условиях жаркого климата. Дальнейшие испытания беспилотников RQ-21A и RQ-21A Block II велись параллельно.

В сентябре 2013 года проект Integrator получил новое название – Blackjack. Вскоре, в конце ноября, компания-разработчик получила контракт стоимостью 8,8 млн долларов, целью которого была подготовка к серийному производству новых БПЛА. Первый серийный комплекс RQ-21A был передан Корпусу морской пехоты в январе 2014 года.

Основным заказчиком новых беспилотных летательных аппаратов должен стать КМП США. В настоящее время компания Boeing Insitu выполняет заказ Корпуса на поставку 32 комплексов. В состав каждого из них входят пять беспилотников. До 2017 года Корпус морской пехоты намерен приобрести 100 комплектов системы Blackjack. Ожидается, что стоимость всего заказа будет оставаться на уровне 560 млн долларов.

Военно-морские силы США тоже выразили свое желание приобрести новые БПЛА. Существует заказ на 25 комплексов с пятью летательными аппаратами в каждом.

Ранее сообщалось, что в 2014 году свои первые RQ-21A Blackjack может получить Королевская армия Нидерландов. Эта структура выражала готовность приобрести пять беспилотных комплексов. Еще шесть комплексов могли быть приобретены неназванной ближневосточной страны. Какие-либо сведения об этом контракте отсутствуют.

В апреле 2014 года КМП США начал эксплуатацию БПЛА RQ-21A в Афганистане. На одну из баз был доставлен комплекс из пяти беспилотников, двух блоков управления и набора прочего оборудования. Аппараты Blackjack использовались для ведения разведки и обнаружения объектов противника. В сентябре сообщалось, что за 119 дней эксплуатации в Афганистане общий налет беспилотников составил 1000 часов. Комплекс RQ-21A хорошо зарекомендовал себя, вследствие чего его эксплуатация в Афганистане продолжилась.

По материалам сайтов:
http://insitu.com/
http://naval-technology.com/
http://navaldrones.com/
http://arms-expo.ru/
http://globalsecurity.org/