Вертолетная стоянка н размер. Вертолетная посадочная площадка: устройство и правила безопасности. Требования к посадочным площадкам для вертолетов

При выборе площадок учитываются: преимущества вертолетов как аппаратов вертикального взлета и посадки; уровень шума - для обеспечения минимального зашумления местности: «роза ветров», чтобы до минимума сократить взлет-посадку с боковым ветром и исключить с попутным; возможность совершения аварийной посадки в любое время по маршрутам прибытия или вылета.

Если вертодром располагается в транспортных аэропортах, на крыше здания аэровокзала, перроне, площадке, примыкающей к зданию аэровокзала, т. е. в непосредственной близости к зонам регистрации пассажиров, то обеспечивается определенный интервал в движении самолетов и вертолетов во избежание- их столкновения при взлете и посадке, а также, учитывая, что. вертолеты рулят медленнее самолетов, исключается совмещение путей руления самолетов и вертолетов.

В аэропорту площадки строятся на уровне земли, а не на крыше зданий. Обычно они оборудуются на перроне для самолетов, так как это проще, дешевле и удобнее.

Выбор вертолетной площадки осуществляется с учетом четырех основных факторов: рациональное расположение и класс вертодрома; безопасность полетов в зоне вертодрома, влияние на воздушное пространство, открытое для полетов; влияние на окружающие населенные районы.

Рациональное расположение и класс вертодрома. Вертодромы размещаются на земле или на сооружениях над землей или над водой. Как правило, с наименьшими материальными затратами строятся вертодромы на уровне земли. Класс вертодрома в первую очередь зависит от летных характеристик вертолетов, от требуемого типа сооружений и обеспечения. Так, если нужен минимум посадочного- оборудования для одного вертодрома и не требуется сооружений обеспечения, то достаточно будет небольшой площадки. В связи с тем, что вертолетные линии короткой протяженности должны обеспечивать удобства для пассажиров и экономию времени, при выборе площадок определяются географические источники спроса на перевозки, сравнивается общее время путешествия на вертолетах с общим временем проезда на других видах транспорта. Для-этого перед выбором площадок рассматривается план городской системы аэропортов. При выборе площадок учитывается современный генеральный план населенного- пункта и транспортный план всего района,- так как они содержат информацию о предполагаемом использовании земли, и- данные по наземным транспортным системам района.


Безопасность полетов в зоне вертодрома. Наличие соответствующих воздушных подходов к вертодрому- основной фактор безопасности полетов. Траектория взлета и посадки должны проходить над местностью, где возможно совершать аварийные посадки. Это условие необходимо для всех однодвигательных вертолетов; много двигательные вертолеты в- состоянии длительное время совершать полет и при отказавшем двигателе. Рекомендуются траектории подхода и взлета, расположенные над автомагистралями и открытыми участками земли без препятствий. Избегаются траектории над участками городского строительства, спортивными площадками и густонаселенными районами. Точная оценка местоположения площадки- для строительства вертодрома с учетом возможных препятствий производится проверкой летных качеств вертолета в сочетании с детальным наземным обследованием площадки. Если? в зоне вертодрома имеются специальные аварийные посадочные площадки, что делает функционирование вертодрома приемлемым. то принимаются все меры для обеспечения постоянной сохранности этих площадок. Так, некоторые вертодромы в- США были вынуждены изменить объемы работы из-за ликвидации таких площадок в связи с использованием земли для других целей.

Влияние на воздушное пространство. Все предполагаемые площадки изучаются с целью определения излияния их эксплуатации на безопасное и эффективное использование воздушного транспорта. Этот элемент-выбора площадки чрезвычайно важен, особенно при размещении ее около аэропорта и других авиационных предприятий. Там, где присутствие- вертолетов может помешать взлетно-посадочным операциям самолетов, вертодромы не строят.

Влияние на окружающие населенные районы. Для успешного строительства вертодрома необходимо- заранее ознакомить проживающее вблизи него население, особенно владельцев недвижимого имущества, со специфическими особенностями вертолетов, которые позволят использовать их в- непосредственной близости от населенных пунктов. Очень важен фактор, который учитывается при проектировании вертодромов - это уровень шума, создаваемый вертолетами. Вертодромы располагаются таким образом, чтобы шум не мешал окружающему населению. Так как шум особенно велик под траекториями взлета и посадки, стараются размещать площадки

таким образом, чтобы в зоне траектории или в непосредственной близости от нее не было жилых районов.

Размеры взлетно-посадочных площадок берутся исходя из геометрических размеров вертолетов (диаметра несущего винта, длины), включая самые тяжелые машины, Находящиеся в стадии проектирования, но которые, возможно, будут эксплуатировать на данной площадке с учетом их летных характеристик. При этом учитывается способ взлета или посадки - вертикальный (по-вертолетному) или по траектории (по-самолетному) , а также состояние воздушных подходов - открытые или ограниченные.

В общем случае приняты следующие размеры площадки: длина 120 м, ширина 60 м.

В некоторых случаях площадка может быть несколько меньших размеров-для многодвигательных вертолетов с вертикальным взлетом.

Грунт или покрытие площадок должны выдерживать не только нормальные нагрузки от самых тяжелых вертолетов, но и ударные, которые могут быть при аварийных посадках. Это особенно важно на приподнятых вертодромах, где фактор нагрузки имеет первостепенное значение.

Вертодромы, находящиеся на территории жарких климатических районов или расположенные на значительной высоте над уровнем моря, должны иметь увеличенные размеры взлетно-посадочных площадок, которые определяются летно-техническими характеристиками вертолетов, эксплуатирующихся на этих вертодромах.

Рулежные дорожки перрона, если они предусмотрены, должны иметь формы, размеры, количество, зависящие от типа вертолетов, требуемого числа мест стоянки, требований к обслуживанию и необходимому оборудованию, интенсивности движения и времени оборачиваемости вертолетов, которое может изменяться от 3 мин, когда двигатели не останавливаются, до 15 мин, когда производится заправка топливом.

На вертодромах с высокой интенсивностью движения выделяются зоны ожидания вертолетов.

Поверхности площадок делаются как можно более ровными, с хорошими дренажами, свободными от пыли, грязи, камней и других предметов, которые могут повредить двигатели или лопасти винтов.

Вертодромы не требуют больших площадей, а их строительство не особых усилий, поэтому они обычно не являются дорогостоящими. Безопасные и эффективные вертодромы могут быть созданы путем использования небольшой огражденной травяной или мощеной площадки.

Некоторые страны (Япония, Англия, США), выработали свои рациональные требования по проектированию и строительству вертодромов, обеспечению их средствами противопожарной защиты, опасения при авариях.

Ниже рассматриваются некоторые положения руководства по проектированию наземных и приподнятых вертодромов, разработанного Федеральным авиационным управлением США. Показаны основные факторы, которые учитываются при проектировании и строительстве вертодромов. Принятие решений основано на практике эксплуатации известных типов вертолетов, обобщения опыта проектирования и строительства вертодромов и посадочных площадок в США.

ПОСОБИЕ
по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85*).
Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов

________________
СНиП 32-03-96 . - Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 1984-07-01


Настоящее Пособие издается в развитие ВНТП 2-83. С введением его в действие утрачивает силу "Инструкция по проектированию вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации".

В Пособии приведены методики расчета потребных параметров элементов вертодромов и посадочных площадок для вертолетов. Оно предназначено для проектирования вертодромов и посадочных площадок для конкретных типов вертолетов, а также для оценки эксплуатационной пригодности существующих вертодромов.

Пособие разработали инженеры Е.И.Васильева, В.Г.Гавко, В.А.Шиманский.

Пособие утверждено начальником института 30 сентября 1983 г. со сроком введения 1 июля 1984 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. Настоящее Пособие предназначено для проектирования вертолетных станций и вертодромов для конкретного типа вертолетов, а также для эксплуатационной оценки вертодромов и посадочных площадок.

1.2. Пособие не распространяется на проектирование посадочных площадок, расположенных на палубах кораблей, ледоколов и т.д.

1.3. Вертолетная станция - предприятие, осуществляющее регулярный прием и отправку пассажиров, багажа, почты и грузов.

Вертолетная станция может также обеспечивать выполнение народнохозяйственных задач.

1.4. Вертодром - земельный (водный) участок или специально подготовленная площадь (на крыше здания, на приподнятой над водной поверхностью платформе), имеющая комплекс сооружений и оборудования, которые обеспечивают взлет и посадку по-самолетному или по-вертолетному, руление, хранение и обслуживание вертолетов.

1.5. По эксплуатационно-техническому назначению вертолетные станции и вертодромы могут быть базовыми, конечными и промежуточными.

Базовая вертолетная станция (базовый вертодром) имеет приписной вертолетный парк и выполняет техническое обслуживание по оперативным видам работ, предусмотренным регламентом.

Конечная вертолетная станция (конечный вертодром) - пункт окончания полета по заданному маршруту. На конечных вертолетных станциях производится уборка пассажирского салона, техническое обслуживание вертолета, высадка и посадка пассажиров, разгрузка и погрузка грузов, багажа и почты для выполнения обратного рейса.

Промежуточная вертолетная станция (промежуточный вертодром) - пункт краткосрочной остановки вертолета согласно расписанию при выполнении рейса по установленному маршруту. Здесь производится осмотр вертолета и дозаправка топливом.

1.6. По местам расположения вертодромы могут подразделяться на наземные и надводные.

К наземным относятся вертодромы, расположенные на поверхности земли, на крыше здания. Наземные вертодромы могут быть равнинными и горными.

К надводным относятся вертодромы, расположенные на приподнятых над водой платформах, плавучих и прогруженных буровых установках.

1.7. Вертодром постоянный - вертодром, оборудованный для регулярной эксплуатации, зарегистрированный в установленном порядке и имеющий свидетельство о регистрации.

Вертодром временный - вертодром, подготовленный для полетов на ограниченный срок и не требующий регистрации, но подлежащий учету в управлении ГА.

Временный вертодром может состоять только из одной летной полосы.

1.8. Посадочная площадка - земельный участок или специально подготовленная площадь минимально допустимых размеров на каких-либо сооружениях (крыши зданий, надводные платформы и т.д.), обеспечивающая регулярные или эпизодические взлеты и посадки вертолетов без использования влияния воздушной подушки. Посадочные площадки подлежат учету в управлениях ГА.

1.9. Рабочая площадь - участок посадочной площадки, предназначенный для взлета и посадки вертолетов. Рабочая площадь, как правило, имеет искусственное покрытие.

Посадочные площадки, расположенные на крышах зданий, приподнятых платформах, судах и т.д., могут не иметь полос безопасности.

1.10. Швартовочные площадки - специально подготовленные и оборудованные швартовочными креплениями площадки, как правило, с искусственным покрытием, предназначенные для опробования двигателей на максимальных оборотах и для проведения регламентных испытаний.

2. ЭЛЕМЕНТЫ ВЕРТОДРОМОВ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ

2.1. Основными элементами вертодрома являются (рис.1):

летная полоса (ЛП);

рулежные дорожки (РД);

места стоянки вертолетов (МС);

девиационные площадки;

швартовочные площадки;

преддоковые площадки;

перрон;

площадки мойки вертолетов.

Рис.1. Примерная схема базовой вертолетной станции (базового вертодрома)

Рис.1. Примерная схема базовой вертолетной станции (базового вертодрома): 1 - служебно-пассажирское здание; 2 - перрон; 3 - РД; 4 - ЛП; 5 - ВПП; 6 - групповая МС; 7 - индивидуальные МС; 8 - док технического обслуживания; 9 - склад ГСМ; 10 - преддоковая площадка; 11 - швартовочная площадка; 12 - автодорога; 13 - ограждение; 14 - метеоплощадка; 15 - привокзальная площадь; 16 - автодорога

Данные для проектирования вертодромов и посадочных площадок приведены в приложении 1, взаиморасположение основных элементов вертодромов - в приложении 2.

2.2. Летная полоса (ЛП) должна обеспечивать взлет и посадку вертолетов с использованием влияния воздушной подушки, а также по-вертолетному без использования влияния воздушной подушки.

ЛП включает взлетно-посадочную полосу (ВПП), концевые и боковые полосы безопасности (КПБ и БПБ).

2.3. КПБ примыкают к концам ВПП и обеспечивают безопасность взлета и посадки вертолетов. БПБ располагаются по обе стороны ВПП и обеспечивают безопасность вертолетов при возможных выкатываниях за пределы ВПП при взлете и посадке.

2.4. Рулежные дорожки (РД) предназначены для руления и буксировки вертолетов. РД, как правило, соединяют ВПП с местами стоянки вертолетов, перроном (если он имеется). РД связывают между собой МС, швартовочные, преддоковые площадки, площадки устранения девиации и т.д.

2.5. Перрон предназначен для обеспечения кратковременной стоянки вертолетов при посадке и высадке пассажиров (если на вертодроме осуществляются пассажирские перевозки).

2.6. Места стоянки вертолетов (МС) предназначены для обеспечения хранения и обслуживания вертолетов. На МС может производиться погрузка и разгрузка почты, грузов, посадка и высадка пассажиров. МС могут быть групповыми и индивидуальными.

2.7. Швартовочные площадки предназначены для обеспечения опробования двигателей на максимальных оборотах.

2.8. Преддоковые площадки предназначены для проведения технического обслуживания и доработки после проведения технического обслуживания и текущего ремонта.

2.9. Привертодромная территория предназначена для обеспечения маневрирования вертолетов в воздушном пространстве над прилегающей к вертодрому (посадочной площадке) местностью. Полосы воздушных подходов (ПВП), являющиеся частью привертодромной территории и примыкающие к концам ЛП в направлении продолжения ее оси, обеспечивают набор высоты при взлете и планировании при посадке вертолетов.

3. ЛЕТНЫЕ ПОЛОСЫ

3.1. Летные и взлетно-посадочные полосы должны проектироваться с учетом обеспечения возможности взлета, посадки вертолетов с коротким разбегом-пробегом и по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки.

3.2. При проектировании вертодромов рекомендуется обеспечивать взлет вертолета по-самолетному, который является наиболее экономичным по сравнению с вертолетным, так как позволяет увеличить загрузку вертолета. В случае невозможности обеспечения взлета и посадки вертолетов с коротким разбегом-пробегом допускается взлет вертолетов по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки.

При расположении вертодромов в стесненных условиях, на крышах зданий, на приподнятых над водой платформах допускается взлет и посадка вертолетов по-вертолетному без использования влияния воздушной подушки.

3.3. Размеры элементов ЛП и ВПП следует принимать согласно главе СНиП "Нормы проектирования. Аэродромы". В том случае, если заданием на проектирование предусмотрено проектирование вертодрома для эксплуатации конкретного типа вертолета, размеры элементов ЛП и ВПП допускается принимать в соответствии с табл.1.

Таблица 1

Элементы вертодромов

Размеры элементов по типам вертолетов, м

Ми-6, Ми-10, Ми-26

Ми-8, Ми-4, Ка-32

Ширина ЛП

Длина ИВПП

Ширина ИВПП

Ширина БПБ

Длина КПБ

Посадочные площадки

Рабочая площадь посадочных площадок

Полосы безопасности посадочных площадок

Посадочные площадки, расположенные на вершинах гор, седловинах, террасах, с открытыми воздушными подходами в направлении старта

Минимальное превышение посадочной площадки над общим рельефом местности в сторону взлета

Минимальное расстояние от посадочной площадки до препятствия в направлении взлета

Посадочные площадки, расположенные на крышах зданий и приподнятых платформах, ограниченные комингсом

Примечание. Параметры элементов ЛП для вертолетов Ми-26 и Ка-32 даны предварительные и будут уточнены по результатам испытаний.

3.4. Формы и размеры вертодромов определяются исходя из количества и расположения ЛП. Количество ЛП, их направление и расположение по отношению друг к другу принимаются в зависимости от интенсивности движения вертолетов, ветровой загрузки, препятствий на привертодромной территории, рельефа местности, а также особенностей зимней эксплуатации вертодрома.

Таблица 2

Тип вертолета

Максимально допустимая скорость нормальной составляющей ветра, м/с

Ми-6, Ми-26, Ми-8

Ми-2, Ми-4

3.6. Расчет ветровой загрузки должен производиться по 8 или 16 румбам по данным наблюдений ближайшей метеорологической станции за период не менее 5 лет.

В случае, когда не обеспечивается требуемая минимальная ветровая загрузка вертодрома с одной ВПП, следует предусматривать вспомогательную ВПП, которая должна быть расположена к главной ВПП под углом, близким к 90°.

3.7. В том случае, когда невозможно оборудовать двусторонний старт, допускается устройство одностороннего старта. Расстояние от торца ВПП до препятствия, преграждающего второе направление старта, должно составлять не менее 50 м (рис.2).

Рис.2. Вертолетная площадка с односторонним стартом

Рис.2. Вертолетная площадка с односторонним стартом: 1 - посадочная площадка; 2 - условная плоскость ограничения высоты препятствий в направлении взлета и посадки; 3 - взлетная траектория вертолета


Минимальное расстояние между параллельными ИВПП (в осях) должно быть не менее трех диаметров несущего винта расчетного типа вертолета.

4. РУЛЕЖНЫЕ ДОРОЖКИ

4.1. Количество РД определяется из условий обеспечения наибольшей маневренности вертолетов с учетом интенсивности их движения при минимальной протяженности путей руления между ИВПП и другими элементами вертодрома.

При проектировании вертодромов для эксплуатации конкретных типов вертолетов ширину РД и минимальные радиусы их сопряжений с ИВПП, МС и перроном допускается принимать по табл.3.

Таблица 3

Тип вертолета

Ширина РД , м

Радиус сопряжения , м

Ми-6, Ми-10, Ми-26

Ми-4, Ми-8, Ка-32

Ми-2, Ка-26

Примечание. Указанные значения для вертолетов Ми-26 и Ка-32 являются предварительными и подлежат уточнению по результатам испытаний.

4.2. Ширина РД для вертолетов, не указанных в табл.3, может быть определена по формуле (рис.3)

Где - ширина рулежной дорожки;

Колея шасси вертолетов по внешним кромкам пневматиков;

- отклонение оси вертолета от оси РД на этапе руления (принимается по табл.4);

- минимально допустимое расстояние от кромки искусственного покрытия РД до внешней кромки пневматика (принимается по табл.4).

Рис.3. Схема определения потребной ширины РД для конкретного типа вертолетов

Рис.3. Схема определения потребной ширины РД для конкретного типа вертолетов


Таблица 4

Тип вертолета

Отклонение оси вертолета от оси РД на этапе руления , м

Минимально допустимое расстояние от кромки покрытия до пневматика , м

Ми-6, Ми-10, Ка-26

Ми-8, Ми-4, Ка-32

Ми-2, Ка-26

Примечание. Значения и для вертолетов Ми-26 и Ка-32 являются предварительными и подлежат уточнению по результатам испытаний.

4.3. Вдоль боковых сторон РД должны располагаться полосы обеспыливания, ширину которых следует принимать согласно главе СНиП "Нормы проектирования. Аэродромы".

5. МЕСТА СТОЯНКИ ВЕРТОЛЕТОВ

5.1. Места стоянки вертолетов на вертодромах могут быть групповые и индивидуальные.

5.2. На местах стоянки вертолетов возможны три способа установки:

подлетом на малой высоте с разворотом в воздухе (только для вертолетов Ми-4, Ми-8, Ка-32, Ми-2 и Ка-26;

рулением на тяге несущего винта;

буксировкой при помощи тягача.

5.3. В зависимости от способа установки вертолетов индивидуальные МС подразделяются на два типа:

первый - обеспечивает заруливание вертолета на тяге несущего винта или с помощью тягача с разворотом вокруг основного колеса;

второй - установку вертолета с разворотом в воздухе при висении на малой высоте, рекомендуется для средних и легких вертолетов при наличии свободных воздушных подходов.

Размеры индивидуальных МС следует принимать согласно табл.9 СНиП II-47-80*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 32-03-96 , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

5.4. Расстояние между концами лопастей несущих винтов вертолетов зависит от способа их установки на МС и принимается согласно табл.5.

Таблица 5

Способ установки вертолета

Расстояние между лопастями винтов вертолетов, м

Буксировка тягачом

Руление на тяге несущего винта

Установка с разворотом в воздухе


Для вертолетов, не указанных в табл.5, данные расстояния могут быть определены по формуле

Где - расстояние между концами лопастей несущего винта;

Диаметр несущего винта;

- параметр, принимаемый при буксировке тягачом - 0,25; рулении на тяге собственных двигателей - 0,5; подлете на малой высоте - 2,0.

Расстояние от проекции несущего и хвостового винтов вертолетов до кромки искусственного покрытия групповой МС должно быть 2,0 м.

5.5. Расстояние между элементами вертодромов следует принимать согласно табл.10 СНиП II-47-80.

Количество стоянок вертолетов на МС может быть определено по формуле

Где - количество базирующихся (приписных) вертолетов;

Количество преддоковых площадок;

- количество стоянок вертолетов на перроне (при осуществлении регулярных пассажирских перевозок);

- количество площадок устранения девиации.

5.6. Способ установки вертолетов на МС и схема расстановки принимаются при технико-экономическом обосновании, методом минимизации приведенных затрат на строительство, эксплуатацию искусственных покрытий МС, средств буксировки и затрат на эксплуатацию вертолетов на МС.

Методика определения оптимального способа установки вертолетов на МС и схемы их расстановки приведены в приложении 3.

6. ШВАРТОВОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ

6.1. Швартовочные площадки (ШП) должны предусматриваться на постоянных вертодромах, вертолетных станциях и в ремонтных предприятиях только для вертолетов Ми-4, Ми-8, Ка-32, Ми-2, Ка-26.

Количество ШП принимается одна на 10 вертолетов типа Ми-4, Ми-8, Ка-32 или на 15 вертолетов типа Ми-2, Ка-26.

Размеры ШП следует принимать согласно табл.9 СНиП II-47-80.

6.2. Расположение ШП на генплане вертодрома должно обеспечивать расстояния между элементами вертодрома (указанные в табл.10 СНиП II-47-80). Кроме того, на генплане вертодрома ШП должны располагаться таким образом, чтобы обеспечить воздействие воздушного потока, создаваемого несущим винтом вертолета, со скоростью не более 10 м/с для рядом стоящих вертолетов, 5 м/с для мест скопления пассажиров.

Скорости воздушного потока, создаваемого несущим винтом вертолета, указаны в приложении 1.

6.3. ШП оборудуются бортовыми и носовыми швартовочными креплениями. Прочность швартовочных креплений должна быть рассчитана на усилия, приведенные в табл.6.

Таблица 6

Тип вертолета

Расчетное усилие, тс

Бортовое крепление

Носовое крепление

Примечания: 1. Для вертолетов Ка-32 данные будут даны после проведения летных испытаний.

2. Для вертолетов типа Ка-26 расчетные усилия бортового и носового креплений равны.


Для вертолетов, не приведенных в табл.6, расчетные усилия могут быть определены по формуле

Где - параметр, принимаемый равным 2,5 для бортового крепления, 1,0 - для носового крепления.

6.4. Швартовочные крепления располагаются на ШП таким образом, чтобы обеспечить крепление вертолета против направления господствующего ветра.

6.5. В том случае, когда климатические и почвенно-грунтовые условия способствуют созданию высококачественного дернового покрова на ШП, допускается устраивать только фундаменты под швартовочные крепления без устройства искусственного покрытия на всей поверхности ШП.

7. ПЕРРОН

7.1. Количество стоянок вертолетов на перроне определяется по формуле

Где - максимальная часовая интенсивность движения вертолетов (только перевозящих пассажиров);

- коэффициент, учитывающий пропускную способность стоянки перрона, принимаемый для вертолетов Ми-4, Ми-8, Ка-32 1,2 и 0,85 для вертолетов Ми-2, Ка-26.

7.2. Схемы и способы расстановки вертолетов на перроне следует принимать с учетом рекомендаций раздела "Места стоянки вертолетов".

Минимально допустимые расстояния между вертолетами и препятствиями принимаются те же, что и для МС.

8. ТРЕБОВАНИЯ К ВЗАИМОРАСПОЛОЖЕНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ВЕРТОДРОМОВ И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК

8.1. Расстояния между осями МС и ЛП, между индивидуальными МС, с которых производятся полеты, должно быть не менее трех диаметров несущего винта расчетного вертолета. При рулении вертолета на собственной тяге расстояние от конца лопастей несущего винта до препятствия должно быть не менее половины его диаметра.

Расстояние между разнотипными вертолетами, стоящими рядом на МС или перроне, должно приниматься по размерам большего из них.

8.2. Швартовочные площадки должны располагаться от боковой границы ЛП и зданий на расстоянии, равном трем диаметрам несущего винта расчетного типа вертолета, а от магистральной РД - на расстоянии двух диаметров (по осям).

Желательно, чтобы здания располагались по отношению к швартовочным площадкам со стороны слабых ветров.

8.3. Перрон (если он имеется) должен быть удален от ВПП и ШП на расстояние, которое обеспечивает воздействие воздушного потока, создаваемого вертолетом, со скоростью не более 5 м/с. Расстояние от служебно-пассажирского здания до конца лопастей вертолетов должно быть не менее половины диаметра несущего винта вертолета.

8.4. При проектировании генерального плана базового вертодрома следует учитывать технологическую взаимосвязь элементов вертодрома, приведенную в табл.7.

Таблица 7

Элемент вертодрома

Требования к расположению и взаимосвязи элементов вертодрома

Летная полоса

Непосредственная связь при помощи сети РД с МС и перроном (если он имеется)

Место стоянки

Непосредственная связь со швартовочной площадкой, площадкой устранения девиации, преддоковой площадкой, объектами авиатопливообеспечения

Перрон (при осуществлении регулярных пассажирских перевозок)

Непосредственная связь с ЛП и МС вертолетов. Связь с объектами технического обслуживания и авиатопливообеспечения

9. ВЕРТОДРОМЫ В АЭРОПОРТАХ

9.1. Вертодромы могут располагаться в аэропортах и на аэродромах всех классов.

В состав вертодрома, размещенного на территории аэропорта, как правило входят:

летная полоса;

места стоянки вертолетов;

рулежные дорожки.

9.2. Расстояние между границей летной полосы аэродрома и осью ВПП или ПП вертодрома должно быть не менее 100 м. Это расстояние должно быть уточнено с учетом розы ветров данного района и скорости воздушного потока, создаваемой несущим винтом вертолета, с таким расчетом, чтобы суммарная скорость ветра, перпендикулярного ВПП аэродрома, не превышала максимальную скорость ветра, допустимую для эксплуатируемых самолетов на данном аэродроме.

9.3. При расположении вертодромов в аэропортах целесообразно выделять отдельный сектор на территории аэродрома и исключать возможность руления вертолетов вдоль стоящих самолетов.

9.4. Удаление МС или ПП вертолета от МС самолета или РД аэродрома должно обеспечивать следующие минимальные расстояния:

при выполнении с МС или ПП взлетно-посадочных операций - 50 м;

при отсутствии взлетно-посадочных операций - согласно СНиП II-47-80.

10. ПРИВЕРТОДРОМНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

10.1. Предназначаемый для строительства вертолетной станции или вертодрома земельный участок должен удовлетворять следующим требованиям:

иметь достаточные размеры для размещения вертодрома и территории служебно-технической застройки с учетом перспективного развития;

на прилегающей к участку местности не должно быть каких-либо препятствий для маневрирования и захода на посадку вертолетов.

10.2. Привертодромная территория должна обеспечивать безопасность выполнения взлетно-посадочных операций вертолетов при взлетах и посадках с коротким разбегом-пробегом и по-вертолетному с использованием и без использования влияния воздушной подушки.

10.3. Привертодромная территория в плане представляет собой прямоугольник, состоящий из боковой и двух торцовых частей.

10.4. Привертодромная территория состоит из плоскостей ограничения препятствий в направлении взлета и посадки и боковых плоскостей ограничения препятствий. Схема расположения элементов привертодромной территории приведена на рис.4. Размеры и наклоны плоскостей ограничения препятствий для взлетов и посадок с коротким разбегом-пробегом и по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки приведены в табл.8. Данные взлетов и посадок по-вертолетному без использования влияния воздушной подушки приведены на рис.5.

Таблица 8

Параметры привертодромной территории

Размеры привертодромной территории по типам вертолетов

Ми-6, Ми-10, Ми-26

Ми-4, Ми-8, Ка-32

Ми-2, Ка-26

Примечание. Параметры привертодромной территории для вертолетов Ми-26 и Ка-32 являются предварительными и будут уточнены по результатам испытаний.

Рис.4. Схема полос воздушных подходов при взлетах и посадках по-самолетному или по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки

Рис.4. Схема полос воздушных подходов при взлетах и посадках по-самолетному или по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки

Рис.5. Схема полос воздушных подходов и наклонов плоскостей ограничения высоты препятствий посадочных площадок при взлетах и посадках по-вертолетному без использования влияния воздушной подушки

Рис.5. Схема полос воздушных подходов и наклонов плоскостей ограничения высоты препятствий посадочных площадок при взлетах и посадках по-вертолетному без использования влияния воздушной подушки

10.5. Воздушные высоковольтные линии электропередачи (ЛЭП), расположенные в пределах полос воздушных подходов (ПВП), кроме ограничения по высоте должны быть удалены от границы летной полосы (ЛП) вертодрома, посадочной площадки не менее чем на 1,0 км и на 0,5 км, если ЛЭП, пересекающая ПВП со стороны вертодрома, закрыта складками местности, лесопосадками, зданиями и т.п., не пересекающими плоскости ограничения воздушных препятствий. Расстояние от боковой границы ЛП должно быть не менее 0,3 км и 0,12 км, если ЛЭП закрыта на всем протяжении затеняющими объектами (рис.6).

Рис.6. Взаиморасположение вертодрома (посадочной площадки) и высоковольтной линии электропередачи (ЛЭП)

Рис.6. Взаиморасположение вертодрома (посадочной площадки) и высоковольтной линии электропередачи (ЛЭП): 1 - летная полоса; 2 - ЛЭП; 3 - условная боковая плоскость ограничения высоты препятствий; 4 - условная плоскость ограничения высоты препятствий в направлении взлета и посадки

11. ПОВЕРХНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ ВЕРТОДРОМОВ И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК

Поверхность элементов вертодромов и посадочных площадок для вертолетов следует принимать согласно СНиП II-47-80 в зависимости от весовой категории вертолета.

12. ВРЕМЕННЫЕ ВЕРТОДРОМЫ И ПОСАДОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ

12.1. Размеры летных полос временных вертодромов (посадочных площадок) и полос воздушных подходов к ним должны приниматься в соответствии со СНиП II-47-80 и разделом 10 настоящего Пособия.

12.2. Максимальные уклоны ВПП временных вертодромов и посадочных площадок рекомендуется принимать согласно СНиП II-47-80.

13. ТРЕБОВАНИЯ К ИСКУССТВЕННЫМ ПОКРЫТИЯМ И НЕСУЩИМ КОНСТРУКЦИЯМ ВЕРТОДРОМОВ

13.1. Элементы вертодромов (ИВПП, РД, МС, перрон, ШП и другие площадки), предназначенные для эксплуатации вертолетов, рекомендуется оборудовать искусственными покрытиями (капитальными, облегченными или переходными) в зависимости от типа вертолета.

Искусственные покрытия элементов вертодромов (посадочных площадок) рассчитываются согласно СНиП II-47-80. Прочность ледовых вертодромов рассчитывается согласно приложению 24 НАС ГА-80 с учетом коэффициента динамичности 1,5.

13.2. В качестве искусственных покрытий вертодромов рекомендуется принимать следующие:

для вертолетов типа Ми-10, Ми-6, Ми-26, Ми-8, Ми-4, Ка-32 - сборный железобетон, армобетон, цементобетон, допускается применение асфальтобетона;

для вертолетов типа Ми-2 и Ка-26 - асфальтобетон или щебеночное покрытие, обработанное вяжущим.

При оборудовании временных вертодромов и посадочных площадок на участках со слабыми грунтами необходимо устраивать настил из бревен диаметром не менее 18 см, прочно скрепленных между собой, причем бревна верхнего наката должны укладываться поперек направления принятого старта.

Настил для вертолетов Ми-6, Ми-10К устраивается не менее чем в два наката, для остальных вертолетов - в один накат.

13.3. При проектировании надводных вертодромов конструкции основания взлетно-посадочных платформ (плоские фермы, балки, прогоны, сваи) должны рассчитываться на сосредоточенную нагрузку от максимального взлетного веса вертолета с коэффициентом 1,5.

Настил (перекрытие) взлетно-посадочной платформы рассчитывается на концентрированную нагрузку, составляющую 75% максимального взлетного веса расчетного вертолета, действующую на площадь размером 30х30 см.

13.4. В зависимости от местных климатических и производственных условий рекомендуется прочность настила (перекрытия) взлетно-посадочных платформ проверять на временную равномерно распределенную нагрузку, возникающую в результате сильного снегопада или при одновременном нахождении на платформе вместе с вертолетом обслуживающего его технического персонала, пассажиров, грузов, подвижных средств механизации и грузового транспорта. В целях упрощения расчетов временную равномерно распределенную нагрузку рекомендуется принимать равной 500 кг/м.

14. НАДВОДНЫЕ ВЕРТОДРОМЫ

14.1. Надводные вертодромы и посадочные площадки могут устраиваться на свайном основании или на плавсредствах (баржах, понтонах). В первом случае разность отметок рабочей площади и наивысшего горизонта воды не должна быть менее 1 м.

Взлетно-посадочная платформа надводных вертодромов должна быть приближена к берегу, на котором могут быть расположены пассажирские здания, МС вертолетов и автотранспорта, док технического обслуживания, склад ГСМ.

14.2. Размеры взлетно-посадочных платформ и посадочных площадок, а также воздушные подходы к ним принимаются в соответствии со СНиП II-47-80 и табл.1 в зависимости от заданного способа взлета.
Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

При подборе и подготовке площадок для посадки поисково-спасательных вертолетов необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в Инструкции о порядке использования вертолетов (самолетов) армейской авиации (М., Воениздат, 1981),
Под посадочные площадки для вертолетов могут использоваться ровные участки местности (луг, поле, лесная поляна), имеющие твердый грунт; в зимнее время, кроме того, замерзшие озера и реки.
При подборе площадки (минимальные размеры площадок для посадок и взлетов вертолетов Ми-2, Ми-8 и Ка-27 приведены в таблице 7) учитываются:
- наличие препятствий на границах площадки;
- состояние грунта поверхности площадки (снег, песок, грязь и т. д.);
- наличие предметов, затрудняющих выполнение посадки и взлета (камни, пни, кустарник, предметы, поднимаемые струей несущего винта и затрудняющие пилотирование и работу двигателей).
Для обеспечения безопасности посадки (взлета) вертолетов пыльные посадочные площадки летом по возможности поливаются водой, а зимой очищаются от снега.
После оценки вышеуказанных элементов и выполнения необходимых работ по подготовке площадки к приему вертолетов необходимо произвести оборудование площадки, которое заключается:
- в обозначении границ площадки;
- в обозначении места приземления вертолетов;
- в оборудовании конуса для определения направления ветра.
Границы площадки обозначаются через 50 м флажками летом белого, а зимой черного цвета, ночью - фонарями красного цвета.
Место приземления вертолетов обозначается флажками, устанавливаемыми на расстоянии 15 м один от другого. Расстояние между посадочными воротами при посадке нескольких вертолетов - 75 м. Ночью на месте флажков устанавливаются фонари белого цвета или зажигаются плошки.
Для определения направления ветра при посадке и взлете на площадке оборудуется конус. Конус изготавливается из материала черного и белого цветов, прикрепляется к металлическому круглому кольцу диаметром 40 - 45 см. Кольцо с конусом крепится к шесту с таким расчетом, чтобы в зависимости от направления ветра могло свободно вращаться. Конус устанавливается на открытом месте на расстоянии 50 - 100 м от площадки и не должен мешать заходящим на посадку и взлетающим вертолетам. Для определения направления ветра можно также использовать дымовые шашки, дымный костер и др.; при этом необходимо, чтобы дым не мешал подходу и посадке вертолетов.

Минимальные размеры площадок для посадок и взлетов вертолетов Ми-2, Ми-8 и Ка-27

Состав

группы

Размеры площадки (ширина х длина), м

без препятствий

на подходах

с препятствиями на границах площадки высотой 25м

День

Ночь

День

Ночь

Одиночный вертолет

Пара

размер шрифта

ПРИКАЗ Минтранса РФ от 04-03-2011 69 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСАДОЧНЫМ ПЛОЩАДКАМ... Актуально в 2018 году

III. Требования к посадочным площадкам для вертолетов

18. На посадочной площадке должна быть предусмотрена зона приземления и отрыва (далее - зона TLOF), зона конечного этапа захода на посадку и взлета (далее - зона FATO) и зона безопасности.

19. Зона FATO может быть расположена на ВПП или РД посадочной площадки, предназначенной для самолетов, либо вблизи них.

20. Зона FATO может быть любой конфигурации и должна иметь размеры, позволяющие:

для вертолетов с максимальной взлетной массой более 3100 кг - поместить круг диаметром не менее диаметра, равному длине вертолета с вращающимися винтами (далее - D), для полетов которого предназначена данная посадочная площадка;

для вертолетов с максимальной взлетной массой 3100 кг и менее - поместить круг диаметром не менее 0,83D самого большого вертолета, для обслуживания которого предназначена данная посадочная площадка.

21. Средний уклон зоны FATO в любом направлении составляет не более 3%. Локальный уклон любой части зоны подхода, измеряемый по размеру колеи вертолета, не превышает 7%.

22. Поверхность зоны FATO должна быть свободной от препятствий и выдерживать воздействие струи несущего винта.

23. На посадочной площадке предусматриваются не менее одной зоны TLOF, которая может располагаться в пределах зоны FATO или вне ее.

Зона TLOF может быть любой конфигурации и должна иметь достаточные размеры, чтобы вместить круг диаметром 0,83D вертолета, для полетов которого рассчитана данная зона.

Уклоны зоны TLOF устанавливаются достаточными для предотвращения скопления воды на поверхности зоны, но не должны превышать 2% в любом направлении, если иное ограничение не указано в эксплуатационной документации на воздушное судно.

Зона TLOF должна выдерживать нагрузку, создаваемую воздушными судами, для посадки которых она рассчитана.

24. Вокруг зоны FATO располагается зона безопасности, поверхность которой не обязательно должна быть твердой.

В зоне безопасности не допускается наличие предметов, которые в силу их функционального назначения не должны располагаться в этой зоне.

Объекты, которые в силу их функционального назначения необходимо размещать в зоне безопасности, должны быть ломкими объектами и не выше 0,25 метров. Если они располагаются вдоль границы зоны FATO, то они не должны выходить за пределы плоскости, берущей начало на высоте 0,25 метров над границей зоны FATO и восходящей в сторону от зоны FATO с градиентом 5%.

Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для использования вертолетами в визуальных метеорологических условиях, простирается за пределы контура зоны FATO на расстояние 0,5D вертолета, для обслуживания которого рассчитана посадочная площадка.

В случае:

если зона FATO имеет форму четырехугольника, каждая внешняя сторона зоны безопасности должна быть не менее 2D;

если зона FATO имеет форму окружности, диаметр зоны безопасности должен быть не менее 2D.

Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для полетов вертолетов в приборных метеорологических условиях, должна иметь размеры в поперечном направлении, не менее 45 м с каждой стороны от осевой линии и в продольном направлении, не менее 60 м от границ зоны FATO.

Восходящий уклон поверхности зоны безопасности, когда она является твердой, в направлении от границы зоны FATO не должен превышать 4%.

25. На посадочной площадке обеспечивается, чтобы препятствия со стороны зоны FATO не были выше боковой поверхности ограничения препятствий, простирающейся с восходящим уклоном 45° от границы зоны безопасности до высоты 10 м.

26. В тех случаях, когда рельеф местности или препятствия делают невозможным осуществление взлета и посадки в двух направлениях, допускается устройство посадочных площадок со стартом в одну сторону. В таких случаях расстояние от торца посадочной площадки, включая зону безопасности, до препятствий, перекрывающих второе направление полосы воздушных подходов, должно быть не менее 2D.

При применении криволинейной траектории набора высоты и снижения зона, свободная от препятствий, должна обеспечивать возможность осуществления начала разворота при взлете и завершения разворота при посадке на высоте не менее 30 м для всех классов летно-технических характеристик вертолетов.

27. Место стоянки вертолета обозначается согласно приложению N 4 к настоящим Правилам и должно иметь размеры, достаточные для того, чтобы поместить круг диаметром, равным величине 1,2D вертолета, для которого планируется использовать место стоянки.

Если место стоянки используется для разворота вертолета:

а) вокруг него располагается защитная зона, которая простирается в стороны на расстояние 0,4D от границы места стоянки;

б) минимальный размер места стоянки и защитной зоны должен быть не менее 2D.

Если на посадочной площадке предусматривается одновременное маневрирование вертолетов над местами стоянок, защитные зоны мест стоянки вертолетов и связанные с ними маршруты руления не перекрываются.

Если предусматривается неодновременное маневрирование вертолетов над местами стоянок, допускается перекрытие защитных зон мест стоянки вертолетов и связанных с ними маршрутов руления.

Если место стоянки вертолета предназначено для руления по земле вертолетов, имеющих шасси с колесами, его размеры должны учитывать минимальный радиус разворота вертолетов, для размещения которых предназначено место стоянки.

Если место стоянки вертолета используется для сквозного руления по земле, то минимальная ширина места стоянки и соответствующей защитной зоны должна быть не менее ширины наземного маршрута руления.

28. Центральная зона места стоянки вертолета должна выдерживать статическую нагрузку и нагрузку, обусловленную движением вертолетов, для обслуживания которых она предназначена и должна иметь:

а) диаметр не менее 0,83D вертолета, для обслуживания которого она предназначена;

б) ширину не менее ширины наземной РД для руления по земле, если место стоянки вертолета предназначено для выполнения сквозного руления по земле.

Допускается совмещение зоны TLOF и места стоянки.

Уклон места стоянки вертолета в любую сторону не должен превышать 2%, если иное не предусмотрено эксплуатационной документацией воздушного судна.

29. Места хранения вертолетов, на которых не будет производиться запуск двигателей, должны иметь размеры, необходимые для безопасного хранения вертолетов.

30. Ширина наземной РД для руления по земле равняется не менее 1,5 размера колеи вертолета, для обслуживания которого предназначена РД.

31. Пространство над РД для руления по земле освобождается от препятствий в каждую сторону от осевой линии на расстояние не менее 0,75D вертолета, для руления которого предназначена РД.

Продольный уклон РД для руления по земле вертолетов не должен превышать 3%, поперечный уклон не более 2%.

На РД для руления по земле вертолетов не допускается наличие каких-либо объектов, за исключением ломких объектов, которые вследствие своего функционального назначения должны там находиться.

РД для руления вертолетов по земле должна быть оборудована таким образом, чтобы исключить воздействие незакрепленных предметов на вертолет.

РД, предназначенные для руления по земле вертолетами и самолетами, должны соответствовать наиболее строгим требованиям к РД для самолетов и к РД для руления по земле вертолетов.

32. Ширина РД для руления по воздуху должна быть не менее 2 размеров колеи наибольшего вертолета, для руления которого предназначена РД.

Пространство над РД для руления по воздуху освобождается от препятствий в каждую сторону от осевой линии РД на расстоянии не менее диаметра несущего винта вертолета, для руления которого предназначена РД, поверхность под указанным пространством должна быть пригодной для аварийной посадки и должна исключать повреждение вертолетов незакрепленными предметами.

Поперечный и продольный уклоны поверхности РД для руления по воздуху для вертолетов не должны превышать 10% и 7% соответственно или не должны превышать ограничений уклонов, установленных в эксплуатационной документации вертолетов, для руления которых рассчитана РД.

33. Вертолетные посадочные площадки с искусственным покрытием должны иметь опознавательную маркировку - букву "Н" белого цвета. На посадочных площадках при учреждениях здравоохранения наносят букву "Н" красного цвета на фоне белого креста.

Поперечная линия буквы "Н" должна быть расположена под прямым углом к предпочтительному направлению конечного этапа захода на посадку. Размеры опознавательной маркировки должны быть не меньше размеров, указанных в приложении N 5 к настоящим Правилам.

Маркировка зоны FATO прямоугольной формы состоит из трех одинаковых маркировок, расположенных вдоль границы каждой стороны, включая угловые, через равные интервалы согласно приложению N 6 к настоящим Правилам. Если зона FATO имеет форму окружности или любую другую форму, минимальное количество маркировок, расположенных через равные интервалы, равно пяти. Белая линия маркировки границы зоны FATO должна быть шириной не менее 0,3 м.

Маркировка зоны TLOF должна быть обеспечена в том случае, если периметр зоны TLOF не является четко выраженным. Маркировка зоны TLOF состоит из непрерывной белой линии шириной не менее 0,3 м.

Маркировка точки приземления наносится таким образом, чтобы обеспечить нахождение вертолета на безопасном расстоянии от любого препятствия, если кресло пилота вертолета находится над маркировкой и представляет собой окружность желтого цвета с шириной линии не менее 0,5 м и внутренним диаметром равным 0,5D вертолета, для посадки которого предназначена зона приземления.

34. Вертолетные посадочные площадки без искусственного покрытия обозначаются согласно приложению N 7 к настоящим Правилам.

Знаки посадочной площадки без искусственного покрытия могут представлять собой дорожные сигнальные конусы или автопокрышки, окрашенные в контрастный цвет, или флажки.

В зимний период дорожные сигнальные конусы, автопокрышки и флажки могут быть заменены ветками деревьев хвойных пород.

35. На месте стоянки вертолетов с искусственным покрытием маркируется граница центральной зоны желтой или оранжевой линией шириной не менее 0,15 м.

Места стоянки, не имеющие искусственного покрытия, обозначаются четырьмя дорожными сигнальными конусами, автопокрышками или флажками, расположенными по углам квадрата, в который может быть вписан круг, размером 1,2D вертолета, для которого предназначена данная стоянка.

36. На искусственном покрытии осевые линии РД для руления по земле и РД для руления по воздуху маркируются пунктирной линией желтого или оранжевого цвета шириной 0,15 м и длиной 1,5 м с разрывами 3,0 м.

Маркировка маршрутов руления по воздуху над поверхностями без искусственного покрытия может быть выполнена флажками или дорожными сигнальными конусами или покрышками.

37. Посадочные площадки для вертолетов оборудуются ветроуказателем. Ветроуказатель должен иметь размеры не менее размеров, указанных в приложении N 3 к настоящим Правилам.

Цвет, расположение и конструкция ветроуказателя должны соответствовать требованиям пункта 16 настоящих Правил.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

СТРОИТЕЛЬСТВО НАЗЕМНОЙ ВЕРТОЛЕТНОЙ ПЛОЩАДКИ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ строительству наземной вертолетной площадки.

Рис.1. Наземная вертолетная площадка


1.2. В настоящей карте приведены указания по организации и технологии производства работ по строительству наземной вертолетной площадки рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства работ по строительству наземной вертолетной площадки с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по строительству наземной вертолетной площадки. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.

Конструктивные особенности по строительству наземной вертолетной площадки решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по строительству наземной вертолетной площадки, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по строительству наземной вертолетной площадки.

2.2. Работы по строительству наземной вертолетной площадки выполняются вегетационный период с 20 мая до 20 сентября, в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

Где 0,06 - коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при строительстве наземной вертолетной площадки входят:

- геодезическая разбивка площадки;

- срезка растительного слоя грунта;

- устройство насыпи из карьерного грунта;

- устройство щебеночного основания;

- монтаж железобетонных плит покрытия.

2.4. При строительстве вертолетной площадки в качестве основных материалов используются: щебень фракции 40-70 мм и фракции 10-20 мм , М 800 отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93 ; песок строительный отвечающий требованиям ГОСТ 8736-93 ; железобетонные плиты аэродромные гладкие ПАГ-14 , размером 6,0х2,0х0,14 м, 4,2 т отвечающие требованиям ГОСТ 25912.0-91 , ГОСТ 25912.1-91 .

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватора Volvo EC-290B (емкость ковша 1,25 м); бульдозера Б170М1.03ВР (на базе Т-170, емкость отвала 4,28 м); грунтового катка ДУ-85 (эксплуатационная масса 13,0 т) и автомобильного крана КС-55713-1 "Галичанин" (грузоподъемностью 25,0 т) в качестве ведущего механизма.

Рис.2. Одноковшовый экскаватор Volvo EC-290B

Рис.3. Бульдозер Б170М1.03ВР

Рис.4. Грунтовый каток ДУ-85

Рис.5. Автомобильный кран КС-55713-1

Рис.6. График грузоподъемности крана в зависимости от наличия и вылета стрелы

2.6. Работы по устройству вертолетной площадки следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011 . Организация строительства;

- СНиП 3.01.03-84 . Геодезические работы в строительстве;

- СНиП 3.02.01-87 . Земляные сооружения, основания и фундаменты;

- СНиП 2.02.05-85. Автомобильные дороги. Нормы проектирования;

- СНиП 3.06.03-85 . Автомобильные дороги. Правила производства работ;

- СНиП 2.05.07-97*. Промышленный транспорт;

- Пособие к СНиП 2.05.07-85 . Проектирование земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий;

- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- РД 11-02-2006 . Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007 . Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии со СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства работ по строительству вертолетной площадки необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- разместить в зоне производства работ необходимые машины, механизмы и инвентарь;

- устроить временные проезды и подъезды к месту производства работ;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- составить акта готовности объекта к производству работ;

- получить разрешения на производство работ у технадзора Заказчика.

3.3. Перед устройством вертолетной площадки должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

- произведена геодезическая разбивка площадки;

- подготовлены площадки для складирования материалов;

- устроены временные подъездные дороги;

- подготовлены к работе машины и механизмы;

- подготовлен инвентарь, приспособления и средства для безопасного ведения работ.

Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007).

3.4. Геодезическая разбивка

3.4.1. Геодезическая разбивка площадки заключается в обозначении её размеров на местности. Разбивку ведут в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной. При горизонтальной разбивке определяют и закрепляют на местности положение осей, а при вертикальной - расчетную высоту площадки. Разбивку ведут от оси подъездной автодороги.

3.4.2. Разбивку площадки начинают с нахождения и закрепления продольной оси подъездной автодороги, выполняя следующие действия:

- восстанавливают ось подъездной дороги;

- измеряют стальной лентой (дважды) расстояние от центра площадки до указанного ПК на продольной оси дороги;

- забивают в полученной точке стальной гвоздь длиной 100-120 мм;

- центрируют над гвоздем теодолит и переносят в натуру угол между продольной осью дороги и осью площадки, он должен быть равным проектному значению;

- закрепляют полученную продольную ось площадки четырьмя контрольными столбиками, по краям, центру и у продольной оси подъездной дороги;

- переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера, а также отметки верха земляного полотна и каждого слоя дорожной одежды;

разбивают очертания площадки по схеме (см. рис.7) с закреплением её контуров колышками, забитыми на расстоянии 1,0-1,5 м от бровки площадки.

Рис.7. Разбивочная схема вертолетной площадки и конструкция покрытия


Закрепительные знаки (колышки с отметками) сохраняются до сдачи площадки заказчику. Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить.

3.4.3. Выполненные работы предъявляют технадзору Заказчика для осмотра и подписания Акта приёмки геодезической разбивки площадки, в соответствии с СНиП 3.01.03-84 .

3.5. Срезка растительного слоя грунта

3.5.1. При срезке растительного слоя грунта технологической картой предусматривается следующая последовательность работ:

- срезка "челночным способом" растительного слоя грунта I, II группы бульдозером и перемещение в отвалы на границах площадки;

- складирование и окучивание грунта.

3.5.2. При срезке грунта растительного слоя бульдозером Б170М1.03ВР "челночным способом" заполнение отвала грунтом, его перемещение производится при движении бульдозера вперед, а холостой ход - при движении бульдозера задним ходом по той же прямой.

Площадь участка строительства разбивают на пять захваток. Сначала бульдозер срезает грунт растительного слоя на продольной захватке и транспортирует его в ближайший отвал, путь перемещения грунта выбирается по кратчайшему расстоянию, поверхность пути перемещения следует предварительно выровнять бульдозером.

По окончании работ на первой захватке бульдозер разворачивается и ведет работы на второй продольной захватке. Срезка грунта растительного слоя бульдозером на первой и второй захватках ведется от середины участка в обе стороны, образуя двухстороннее размещение отвалов. Затем срезают грунт на третьей захватке расположенной у дальней стороны площадки, перпендикулярно первой и второй; затем на четвертой и пятой расположенным у выхода с вертолетной площадки перпендикулярно первой и второй захваткам (см. рис.8).

Рис.8. Схема производства работ при срезке растительного слоя грунта бульдозером


3.5.3. Полный цикл работы бульдозера состоит из операций:

- опускание отвала и установка его в требуемое положение;

- зарезание и заполнение отвала грунтом;

- перемещение грунта растительного слоя к месту укладки;

- разгрузка (укладка) грунта растительного слоя в отвал;

- возвращение бульдозера в забой.

3.5.4. Повышение производительности бульдозеров, используемых при разработке грунта растительного слоя, может быть достигнута за счёт совмещения операций:

- подъёма отвала с разгрузкой и разравниванием грунта;

- опускания отвала с переключением передачи трактора и началом движения бульдозера задним ходом.

3.5.5. Зарезание грунта растительного слоя производится на прямых участках по клиновой схеме. Клиновая схема зарезания грунта с применением переменного (по высоте) заглубления отвала обеспечивает наиболее полное заполнение его грунтом и использование тяговых возможностей трактора. Для обеспечения зарезания грунта и его набора режущая кромка ножа отвала бульдозера всегда должна быть острой.

При срезке грунта растительного слоя нож отвала бульдозера устанавливается под углом до 60° к горизонтальной поверхности.

3.5.6. Транспортирование грунта растительного слоя на подъем более 10° (1:5,6) должно производиться только в исключительных случаях, так как производительность бульдозера при этом значительно снижается.

3.5.7. Разгрузка грунта растительного слоя в насыпи производится резким поднятием отвала в конце транспортировки на расстоянии от 1,0 до 1,5 м при движении бульдозера вперед и последующим разравниванием отсыпаемого грунта тыльной стороной отвала при заднем ходе бульдозера. Перемещение грунта растительного слоя при коротких расстояниях или на подъём производится на первой передаче трактора, а при более значительных расстояниях - на второй передаче. Разгрузку грунта растительного слоя следует производить на скорости той передачи, на которой выполняется перемещение грунта бульдозером.

3.5.8. Обратный (холостой) ход бульдозера следует выполнять при повышенных скоростях.

3.5.9. Перемещенный в отвал грунт растительного слоя следует предохранять от размыва и выветривания путем устройства обваливания, уплотнения, укрытия.

3.5.10. При планировке поверхности бульдозером предусматривается перемещение грунта на расстояние до 30 м. Планировка ведется полосами, равными ширине отвала бульдозера, при рабочем ходе в одном направлении.

3.5.11. Выполненные работы предъявляют технадзору Заказчика для осмотра и подписания Акта освидетельствования скрытых работ по срезке растительного слоя грунта с площадки строительства, в соответствии с Приложением 3 , РД-11-02-2006 и разрешения последующих работ по устройству насыпи.

3.6. Возведение насыпи площадки

3.6.1. При возведении насыпи выполняют следующие работы:

- разработка грунта в карьере экскаватором;

- отсыпка грунта в насыпь автомобилями-самосвалами;

- разравнивание грунта бульдозером;

- увлажнение грунта (в случае необходимости);

- планировка поверхности слоя насыпи бульдозером;

- уплотнение слоя насыпи грунтовым катком;

- зачистка и окончательная отделка откосов насыпи экскаватором.

3.6.2. До начала производства работ по возведению насыпи, необходимо произвести расчеты по определению параметров устраиваемой насыпи, в том числе: толщину отсыпаемых технологических слоев насыпи.

Толщина слоя принимается в зависимости от применяемого катка - в нашем случае применяется грунтовый каток ДУ-85 для песка пылеватого и супеси, из которых отсыпается насыпь площадки толщина уплотняемого слоя равна 35-45 см.

3.6.3. Грунт для отсыпки насыпи разрабатывается при трассовом резерве экскаватором Volvo EC-290B и доставляется на место производства работ автосамосвалами КамАЗ-65115 (см. рис.9). Завезенный грунт выгружается из автомобилей самосвалов на поверхность площадки кучами. Расстояние между центрами выгружаемых куч грунта равно,

Рис.9. Устройство насыпи площадки из карьерного грунта


Выдерживание требуемого расстояния будет не только гарантией нужной толщины отсыпаемого слоя грунта и обеспечения качества его уплотнения, но и позволит минимизировать работу бульдозера по разравниванию куч и получить экономию времени и ГСМ. Прием грунта на месте выгрузки осуществляет дорожный рабочий 3 разряда. Рабочий подает сигнал на подход и отход автомобиля, регулирует движение автомобилей по ширине насыпи, чтобы не создавалась колейность и обеспечивалась более равномерное уплотнение слоя. Отсыпку грунта в насыпь следует производить от краев к середине слоями на всю ширину площадки, включая откосы. Ширина отсыпки насыпи принята на 0,5 м больше с каждой стороны, для уплотнения краевых частей, прилегающих к откосу. Последующая подсыпка краевых или откосных частей не допускается.