Тема урока: «Выделение главной мысли в тексте. Определение темы и основной мысли текста Что входит в основную мысль

В тестах по русскому часто встречаются задания типа "Прочитайте текст. Определите его тему". Казалось бы, проще некуда, но почему-то именно на таких элементарных вопросах "спотыкаются" многие выпускники при сдаче ЕГЭ и даже студенты вузов.

Определение

Для того чтобы понять, как определить тему текста, прежде всего нужно выяснить, что это такое. Определения из учебников, как правило, сформулированы слишком заумно, а ведь всё чрезвычайно просто.

Попробуем попрактиковаться. Подумайте, как можно кратко сформулировать темы известных произведений? Приведём несколько примеров:

  • Л. Н. Толстой, "Анна Каренина" — история любви замужней дворянки и молодого офицера Вронского.
  • Г. Троепольский, "Белый Бим Чёрное ухо" — жизнь глазами собаки, которая потеряла любящего хозяина.
  • М. А. Булгаков, "Собачье сердце" — опыт по пересадке гипофиза человека собаке и его последствия.
  • А. Грин, "Алые паруса" - жизнь девушки Ассоль, живущей в ожидании принца, который, согласно предсказанию, должен приплыть к ней на корабле с алыми парусами.
  • А. Дюма, "Три мушкетёра" — приключения трёх мушкетёров и д’Артаньяна, прибывшего в Париж, чтобы вступить в ряды элитной королевской гвардии.

Как видите, если хотя бы примерно знать, о чём идёт речь в книге или статье, проблем с тем, как определить тему текста, не возникнет. К тому же часто ответ находится прямо в названии (например, "Война и мир", "Три товарища", "Ромео и Джульетта", "Приключения Тома Сойера").

Тема, идея, проблема: в чём разница?

А вот теперь мы подобрались к самому сложному моменту. Как определить тему текста, интуитивно понимает даже ребёнок, тогда откуда берётся путаница? Дело в том, что в литературе также существуют понятия "основная мысль" и "проблема текста", очень похожие по смыслу. К тому же в повседневной жизни мы часто используем их как синонимы.

Как перестать путать эти понятия? Забываем длинные и запутанные формулировки из учебников и попробуем вникнуть в смысл данных терминов.

На самом деле запомнить, в чём разница между темой, основной идеей и проблемой текста, довольно легко. Для удобства мы оформили основные моменты в виде таблицы.

Тема Идея (основная мысль) Проблема
Суть Что описывается в тексте (события, люди, явления и т. д.) Цели и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя Глобальный вопрос, о котором рассуждает автор
На какие вопросы отвечает О чём рассказывается в произведении? Что я чувствую в этот момент? О каких масштабных проблемах заставляет задуматься текст?
Кто является главным героем? Как должен поступить в этом случае хороший человек? Почему герои оказались в такой ситуации?
Где и когда происходят события? Какие выводы нужно сделать из этой ситуации? На что нужно обратить внимание современному обществу?
Особенности "Репортаж" о событиях произведения, описание места, героев, их мыслей и чувств Личное мнение писателя, его отношение к персонажам и событиям Есть как минимум две стороны медали, и каждое мнение заслуживает право на существование
Не содержит субъективных оценок Может содержать оценки хорошо/плохо, правильно/неправильно Не привязана к сюжету и героям, затрагивает глобальные конфликты - религиозные, политические, социальные
Перечисляет факты — кто, что и почему сделал Демонстрирует позицию автора касательно проблемы текста - в чём причина, как это влияет на общество и т. д. Выражена в форме вопроса
Примеры Прогулка по Санкт-Петербургу Петербург - город, где оживают страницы старинных романов, а у каждой улицы есть своя история Почему нужно учиться замечать прекрасное вокруг себя?
Спасение бездомного щенка Заботясь о братьях меньших, человек проявляет свои лучшие качества - умение сопереживать, доброту и ответственность Кто виноват в том, что на улицах столько бездомных животных?
Важность правильного питания Для здоровья человека важно, чтобы в рационе присутствовали продукты всех групп - мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты и злаки Можно ли в современном мире вести здоровый образ жизни?

"Вечные" темы

Люди всегда пишут о том, что происходит вокруг них, поэтому у каждого исторического периода есть свои характерные темы. Так, сейчас мало кто возьмётся описывать события Октябрьской революции или тяготы жизни крепостных.

Однако говоря о том, как определить основную тему текста, нужно отметить, что есть так называемые "вечные" темы — те, в которых во все времена читатели будут узнавать свои переживания и проблемы:

  • любовь, зарождение нежных чувств и горечь расставания;
  • отцы и дети (столкновение ценностей и взглядов разных поколений);
  • противостояние добра и зла;
  • дружба и предательство;
  • взросление и становление личности — как жизненные обстоятельства меняют характер и взгляды.

Эти темы так или иначе прослеживаются практически во всех художественных текстах. Поэтому, выполняя анализ, подумайте о том, какие общечеловеческие ценности и проблемы затрагивает автор.

Как определить тему текста за 5 минут

1. Перечитайте заголовок . В нём могут содержаться подсказки, которые помогут понять, о чём пойдёт речь в тексте. Особенно это касается небольших рассказов и статей, в которых автор сразу переходит к сути. При этом помните, что заголовки могут быть ассоциативными, метафорическими или парадоксальными.

2. Изучите текст. Мысленно выделите для себя основные смысловые блоки и определите, как они связаны между собой (во времени, логически и т. д.). Для удобства можно набросать небольшой план.

3. Выпишите ключевые предложения . В каждом абзаце выделите фразу, которая содержит в себе максимум полезной, необходимой для понимания материала информации.

4. Сократите . Теперь ваша задача — "выкинуть" из этих предложений всё лишнее. Художественные приёмы, дополнительные подробности, сложные обороты, действия. В результате должны остаться только основные ключевые слова и словосочетания.

5. Распределите словосочетания по значимости . Чтобы определить основную тему текста, нужно выписать их в столбик в порядке убывания значимости. То есть в первую очередь пишем те слова и фразы, без чего невозможно понять, о чём говорится в тексте.

6. Сформулируйте тему . За основу берём ключевые слова, которые мы собрали на предыдущем этапе. В отличие от идеи, тема должна быть предельно лаконичной. Не растягивайте её до полноценного предложения — в идеале постарайтесь вложиться в 5-6 слов (например, "Как научиться прощать" или "Целительная сила классической музыки").

Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах - словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.

Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании - как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, - и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?

Тема и основная мысль: связь и различие

С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль , заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.

Тема

В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой . Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.

Основная мысль

Здесь речь идет об авторском послании , заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.

Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно - в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.

Определить тему - значит уяснить , о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.

Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:

  1. Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
  2. Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
  3. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов - это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.

При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.

Существует несколько инструментов и приемов , помогающих это сделать:

  1. Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема - это то, что уже известно, а рема - это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста - чередования тем и рем - подсказывает его основной смысл.
  2. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
  3. Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
  4. Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль - своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
  5. Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза - необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.

Пошаговая инструкция

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

  1. Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
  2. Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
  3. Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:

    • автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
    • автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
    • автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
  4. Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
  5. Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
  6. Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
  7. Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже - в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста - подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.

В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами , которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.

Видео

В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.

13. Прочитайте.

Два молодых петушка подрались, и один победил. Побеждённый забился под сарай. Победитель взлетел на крышу и заорал во всё горло: ку-ка-ре-ку! Откуда ни возьмись ястреб: схватил крикуна и унёс к себе на ужин.

(К. Ушинский)

  • Докажите, что вы прочитали текст. Определите тему текста: о ком и о чём в нём рассказывается?
  • Почему петушок-победитель попал в когти ястреба? Когда так говорят: заорал во всё горло, откуда ни возьмись ?
  • Придумайте к тексту заголовок.
  • Запишите ответ на вопрос: что сделал ястреб?

14. Прочитайте. Докажите, что данные предложения не составляют текст.

В наших лесах живут лоси. Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж. У реки расцвели незабудки. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.

  • Спишите те предложения, которые могут составить текст. Определите тему текста и озаглавьте его.

15. Прочитайте.

      С кем поведёшься,
      от того и наберёшься

      Простой цветочек дикий
      Попал в один букет с гвоздикой.
      И что же? От неё душистым стал и сам.
      Хорошее знакомство - в прибыль нам.
      (К. Ушинский)

  • В каком или в каких предложениях говорится о самом главном, о чём хотел нам сказать автор?
  • Докажите, что заголовок отражает главную мысль текста. В каких ещё случаях так говорят?
  • Спишите предложения, в которых выражена главная мысль.

16. Прочитайте заголовок и текст.

Находчивый муравей

Тащил муравей щепочку. Вдруг начался дождь. Залез муравей в старый пень, а щёлку щепкой прикрыл.

Столкнул тогда муравей щепочку в воду и поплыл на ней, как по лодочке. Так до своего муравейника и доплыл.

(В. Степанов)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Докажите, что заголовок отражает главную мысль текста.
  • Спишите предложения, в которых говорится о том, как муравей укрылся от дождя.

17. Прочитайте. Почему так говорят?

Сентябрь без плодов не бывает.

  • Докажите, что это не текст, а предложение.
  • Спишите. Проверьте себя.
  • Устно составьте небольшой текст, заголовком которого будет данная пословица.

Здравствуйте, уважаемая редакция «Русского языка»!
Пишет вам ваш постоянный читатель – Михайлова Валентина Михайловна. Живу я в сельской местности. Ваше приложение – большое подспорье в моей работе. К сожалению, сельский учитель лишен многого: сельские библиотеки бедны, до города далеко, да и дорого. И вот единственный выход – подписка.
Работаю я в национальной школе, где русский язык является неродным языком обучения. С сожалением приходится констатировать такой факт: с каждым годом на изучение русского языка отводится в нерусских школах все меньше и меньше часов. В начальных классах, например, русскому языку ученики могут обучаться в течение 7 часов в неделю. И все. Преподавание других предметов ведется на родном языке. Дальше от класса к классу количество часов, отведенных на изучение русского языка, уменьшается.
И вот после окончания школы ученик, обучавшийся по программе национальных школ, наравне с лицеистами, гимназистами, с русскоязычными школьниками должен выдержать ЕГЭ по русскому языку. Разве это справедливо?
Для русских школ разработано большое количество учебников. А что же предлагают ученые национальной школе? Один-единственный утвержденный учебник для каждого класса, качество которого оставляет желать лучшего. Где же выход? Выход прост: использовать то, что наработано для русских школ.
Очень мне нравятся книги авторского коллектива Г.Г. Граник, Л.А. Концевой, С.М. Бондаренко. Вот и книга этого авторского коллектива «Когда книга учит», написанная живым, образным языком, стала для меня опорой в обучении школьников навыкам самостоятельной работы с учебной книгой. Подобные книги я называю книгами для ума и сердца.
Предлагаю вашему вниманию урок, проведенный по этой книге в 7-м классе в конце I четверти. Один из нескольких. Хочется особо выделить то, что проводилась не эпизодическая, а целенаправленная работа. В конце плана-конспекта урока привожу небольшие выдержки из сочинений учеников. Они несовершенны. Прошу отнестись к ним с пониманием. Очень трудно ученику, думающему на родном языке, выразить свои мысли на русском языке.
Моим ученикам очень нравится такая работа. Во-первых, они учатся самостоятельно добывать знания; во-вторых, обогащают свой словарный запас.
Надеюсь, включат работу с книгой в свою практику учителя, работающие в сельских школах. Я не уверена в том, что наши учителя имеют в своих личных библиотеках эту книгу. Значит, у них появится повод «достать» ее. К сожалению, должна признаться в том, что новые учебные пособия, выпускаемые этим авторским коллективом, мне не удалось приобрести.
С уважением,

Валентина Михайловна Михайлова

В.М. МИХАЙЛОВА,
Республика Чувашия

Тема урока: «Выделение главной мысли в тексте»

7 класс

Цель : развитие навыков выделения главной мысли в тексте.

ХОД УРОКА

I. Повторение.

(Удивительно, как быстро мы забываем. Единственный способ удержать знания в памяти – это повторение .)

– Умение самостоятельно работать с учебником и любой другой книгой необходимо не только тогда, когда вы сидите за партой: приобретать знания самостоятельно придется всю жизнь. Из чего же складывается это умение? Усвоить текст – это значит прежде всего понять и запомнить его. Что такое запомнить текст, понятно: пересказал без потерь – значит, запомнил. А что такое понять содержание текста?

Прочитав заданный материал, поняв его и хорошо запомнив, вы оказываетесь у доски. Пока вы пересказываете выученное, все идет прекрасно. Но вот учитель начинает задавать вопросы. И происходит нечто неожиданное для вас: на некоторые вопросы, относящиеся к этому как будто бы усвоенному материалу, вы ответить не можете. Почему? И возникает сомнение: а поняли ли вы текст? Стало быть, нет!

Как же надо работать с текстом, чтобы глубже его понимать и легче запоминать? На прошлых уроках мы с вами сконструировали модель «идеального читателя». Какова последовательность работы «идеального читателя» с текстом?

    (1-й этап. Работа до начала чтения.

    2-й этап. Работа во время чтения.

    3-й этап. Работа над текстом после прочтения .)

– Что включает в себя работа до начала чтения? (Работу с заголовком. Заголовок – это «входная дверь» текста. Мысленная обработка заголовка – первый шаг к уяснению идеи автора. Прочитав заголовок, «идеальный читатель» спрашивает себя: «О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать?».

Работу с эпиграфом. Эпиграф – полномочный представитель главной мысли. Наряду с заголовком верное прочтение эпиграфа – «пусковой» момент на пути к главной мысли: ведь эпиграф чаще всего выражает мысль текста обобщенно, иносказательно.)

– Обратимся к работе читателя на 2-м этапе, т.е. по ходу чтения. К уроку по этой теме мы подобрали эпиграф:

Моя отрада – мысленный полет
По книгам, со страницы на страницу.

У этого этапа работы свой стержень, основное направление чтения. Это диалог с текстом. Что значит вести диалог с текстом?

(Если читатель не безразличен к содержанию текста, то по ходу чтения у него возникают вопросы: почему? Что из этого следует? Постановка этих вопросов и нахождение ответов на них ведут к пониманию причинно-следственных отношений, пронизывающих текст. )

– После того как диалог с текстом закончен, «идеальный читатель» начинает работу, относящуюся ко всему тексту в целом. Что же он вначале выделяет в тексте?

II. Объяснение нового материала. Выделение главной мысли.

– Представим себе, что вы научились беседовать с текстом. Достаточно ли этого для полного понимания материала? К сожалению, умение вести диалог с текстом не всегда приводит к основному результату понимания – выделению главной мысли. В тексте может быть воплощена не одна мысль, а совокупность мыслей, равнозначных или организованных иерархически. Даже самый маленький текст может содержать не одну значительную мысль. Приведу в качестве примера анонимную испанскую эпиграмму XVIII века:

Как отношусь я к королю?
Да так же, как и все на свете.
Я от души его люблю
Изображенным на монете.

В этих четырех строчках по крайней мере две мысли. Первая: автор эпиграммы так же, как и все на свете, любит короля только после его смерти. (В Испании тех времен изображения на монете чеканились только после смерти короля.) Вторая – что это любовь на самом деле не к королю, а к деньгам.

В развернутых текстах может быть много мыслей с разными уровнями обобщения – от обобщения в контексте данного произведения до обобщения на уровне общечеловеческих духовных ценностей.

Известный педагог прошлого В.И. Водовозов как-то читал своим маленьким ученикам басню Крылова «Стрекоза и Муравей» и хотел, чтобы дети пришли к выводу о ценности трудолюбия, а легкомыслие осудили. Но учеников растрогала судьба бедной стрекозы. Они говорили: «Муравей такой жестокий! Конечно, он прав, что заранее подумал о зиме, он трудился. Но стрекоза такая красивая! И что плохого она сделала? Пела все лето и прыгала. Так ведь весело было! Летом под каждым ей листком был готов и стол и дом.

О различии в понимании одних и тех же произведений людьми разного возраста хорошо сказал один из восточных мудрецов: «Читать книгу в юности – все равно что глядеть на луну через щелку. Читать книги в зрелости – все равно что смотреть на луну посреди своего двора. Читать книги в старости – все равно что любоваться луной с высокой открытой террасы. Потому что глубина проникновения в прочитанное соответственна накопленному жизненному опыту». (Ч.Чжан . Тени спокойных снов // Листая вечные страницы. М., 1983. С. 132.)

Значит ли это, что основной смысл произведения есть нечто лишенное объективного значения и зависит от субъективного подхода читателей? Отнюдь нет. Различия, которые появляются при прочтении одного и того же произведения разными людьми, колеблются только в тех пределах, которые «задает» текст. Ничего чуждого тексту не может быть ему навязано.

Чтобы научиться и приучиться выделять главную мысль, надо развивать «умственную механику», несущую ответственность за выделение главной мысли.

III. Тренировочные задания.

Раздел I . Здесь представлены тексты, в которых главная мысль выражена словами, и ее надо найти.

Задание 1 . Найдите в тексте строчки, выражающие главную мысль.

Старик моряк говорил о море.
– Море бывает щедрым, – сказал он.
– Бывает оно печальным, – сказал он.
– Бывает жестокосердным, – сказал он.
– Бывает оно отчаянным, – сказал он.
– Море бывает разным, – сказал он.
– Чистым бывает и грязным, – сказал он.
– Таинственным и раскрытым,
Могучим, ворчливым, сердитым...
Море – как человек!

(Расул Рза)

(Море бывает разным. Море – как человек! )

Задание 2 . Найдите в тексте слова, выражающие главную мысль, и объясните их значение.

Закатилось солнце
за лесок,
стал лесок
и темен,
и высок.
Кто-то притаился
за сосной,
что-то прошуршало
за спиной,
загорелись в елках
огоньки...
Ой! –
Глаза у страха
велики.

(В.Левановский )

(Глаза у страха велики .)

Раздел II . В этом разделе предлагаются тексты, в которых главная мысль вытекает из содержания, но не сформулирована прямо. Надо ее вывести и выразить своими словами.

Задание 1 . Объясните главную мысль этих стихотворений.

С возу яблоко упало
и, как водится, пропало,
потому что не попало
ни в повидло,
ни в компот.
Хорошо, что не попало,
превосходно, что пропало,
расчудесно, что упало,
видишь – яблоня растет!

(В.Левановский)

(В этом стихотворении речь идет о том, что не надо огорчаться из-за маленьких потерь, а надо радоваться, если своя потеря оборачивается чем-то хорошим для других людей .)

Я слышал:
Ежонка ежиха
Звала – зазывала домой,
Шептала спокойно и тихо:
– Мой гладенький,
Мягонький мой...
Качала
Жучиха жучонка,
Качала
Под вишней в тени
И пела протяжно и тонко:
– Мой беленький мальчик,
Усни...
Зайчонка зайчиха
Будила:
– Ну что же ты, львенок мой,
Спишь?
Пойдем на охоту, мой милый,
Мой сильный,
Мой храбрый малыш...
А мы с тобой
Весело пляшем,
Цветы собираем во рву.
И я тебя
Солнышком нашим
И радостью нашей
Зову.

(Д.Блынский)

(Главная мысль этого стихотворения в том, что все мамы на земле очень любят своих детей и считают их самыми лучшими .)

Задание 2 . Объясните, в чем суть лечения, которое доктор рекомендовал больному.

САМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ РЕЦЕПТ

Англичанин Роберт Тибсон давно страдает от своей полноты. Тем более что большинство его друзей и знакомых – классические англичане, сухие и худощавые – все время над ним подтрунивают.
Врач, к которому решил обратиться за помощью Тибсон, сказал: «Я вас научу одному очень простому упражнению, и вы быстро обретете форму».
«Как, доктор, – удивился Тибсон, – всего одно упражнение? Вы шутите? Не поможет...»
«Поможет, и очень быстро.
Всякий раз, когда вам предлагают что-нибудь вкусное, отрицательно покачайте головой. Каждый раз повторяйте это движение, не ленитесь!
Уверяю вас: очень скоро вы скинете лишний вес.
Мой рецепт – самый новый, не сомневайтесь!»

IV. Работа с текстом.

Многие писатели и ученые строят тексты так, «чтобы словам было тесно, мыслям – просторно» (Н.Некрасов). Из таких текстов можно вычерпать больше содержания, чем на первый взгляд заключено в словах.

(Предлагаемый учащимся текст, как и все уже предложенные тексты, имеется у каждого ученика .)

Две с половиной тысячи лет назад жил царь Кир. Он покорил много земель и уничтожил тысячи вражеских воинов.
Об этом царе можно прочитать в каждом учебнике истории.
В это же время на маленьком острове посреди Средиземного моря правил своим народом король Пансо. Он ничего не завоевывал, никого не уничтожал, и учебники истории не упоминают о нем. Только старая-старая притча донесла до нас его имя.
Однажды, рассказывает притча, разразилась буря, и корабль царя Кира поспешил укрыться в тихой бухте маленького зеленого острова. Царь Кир оказался во владениях короля Пансо. Киру захотелось узнать, по каким законам живет народ в этом королевстве. В это время к королю Пансо пришли двое жителей с просьбой рассудить их. «Король Пансо! – сказал один из пришедших. – Я купил у этого человека пустошь, стал там рыть землю и нашел клад. – Возьми себе, – говорю я ему, – этот клад: я купил у тебя пустошь, а не золото». Другой отвечал: «Я, как и ты, боюсь греха присвоения чужого. Я продал тебе пустошь вместе со всем, что в ней находится, от недр земных до высот небесных». «Имеешь ли ты сына?» – спросил король одного из них. «Имею». «А у тебя дочь есть?» – спросил король другого. «Есть». – «Пожените их, а клад отдайте им в приданое». Видя удивление царя Кира, король Пансо спросил его: «Разве нехорошо я рассудил этих людей? А как в вашей стране решили бы подобный спор?» – «Я, – ответил Кир, – отрубил бы обоим жалобщикам головы, а клад забрал бы в царскую казну». – «Светит ли солнце в вашей стране?» – спросил Пансо. «Светит», – ответил Кир. «И дожди идут?» – «Идут». «А есть ли скот у вас?» – «Есть». – «Проклятия достойны люди у вас», – тихо сказал Пансо, бесстрашно глядя в глаза грозному царю. (А.Шаров).

– Что вам непонятно в этом тексте? (Повторяю этот вопрос 3 раза. К сожалению, новое, незнакомое слово проскальзывает мимо сознания учеников, не вызывает желания узнать, что это такое. Ученик должен понимать каждое слово, каждое словосочетание, каждый фразеологический оборот, входящий в текст. Если ученики ответят, что им все понятно, можно спросить у них, кто такой царь Кир, что означают слова притча, бухта, пустошь и т.д., сочетание грех присвоения чужого...)

– А теперь расскажите как можно больше о каждом из правителей и о жизни их народов, ничего не «присочиняя», но и ничего не упуская из виду.

Вариант ответа из сочинения школьника, данный авторами книги «Когда книга учит». (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. Когда книга учит. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1991. С. 95.)

Великий и грозный царь Кир уничтожил тысячи жителей в землях, которые он завоевал. Но и его народ потерял в этих завоеваниях много здоровых и сильных юношей. Власть царя Кира была страшной для его подданных: он мог обобрать и убить любого ни в чем не повинного человека. Его народ был задавлен и несчастлив, и великие победы Кира ни в малейшей степени не облегчали жизнь простых людей.
Во владениях короля Пансо народ был добрым и честным и не терял сыновей в завоевательных войнах. Люди шли к своему королю открыто и доверчиво, и он разрешал их споры справедливо и доброжелательно. Это был небольшой, небогатый, но счастливый народ.

Приведу отрывки из сочинений моих учеников.

«Жил великий и грозный царь Кир. Он завоевал много земель и уничтожил тысячи вражеских воинов, не пощадив и мирных жителей. Кир был жестоким, жадным. Победы тешили его самолюбие. И народ, которым правил он, достоин своего царя. Как сказал король Пансо: «Проклятия достойны люди у вас...» (Яковлева Т. )

«...Он был жесток не только с врагами, но и со своим народом. Его “великие” победы не принесли счастья простым людям. Сколько матерей, наверное, оплакивало своих сыновей, павших на войнах, затеянных Киром из-за непомерного честолюбия!..» (Московская Е .)

«Кир был очень жестоким, уничтожил тысячи вражеских воинов, жителей в покоренных землях. Мне кажется, что его народ очень боялся своего правителя. В тексте говорится, что Кир отрубил бы головы жалобщикам. Его народ жил в страхе. Кир умел только убивать.
Король Пансо был справедливым, добрым, поэтому люди шли к нему с просьбой рассудить их в том или ином споре. Его народ радовался солнцу, дождю... Боялся греха присвоения чужого, т.е. жил по божеским законам. Всякая война начинается с желания присвоения чужого, поэтому и не затевал войн король Пансо...» (Максимова Е .)

«Король Пансо справедливо рассудил жалобщиков, только об одном не подумал: полюбят ли друг друга их дети? Женитьба не по любви может привести к несчастью...» (Павлова Т.)

«Я думаю, что счастлив народ этого маленького острова посреди Средиземного моря, потому что им правит король Пансо. Король Пансо не воюет со своими соседями. Люди живут в мире. Народ не теряет своих сыновей в войнах. Он радуется солнцу, дождю. Люди в этом королевстве честны, боятся греха присвоения чужого...» (Васильев О .)

V. Задание на дом.

Расскажите более подробно о каждом из рабочих, описанных в тексте.

Один путешественник проходил мимо большой стройки, на которой трудилось множество рабочих. Он остановил одного рабочего, который вез тяжелую тачку с камнями, и спросил его: «Что ты делаешь?». «Разве ты не видишь? – ответил тот. – Толкаю тяжелую тачку, будь она проклята!». Затем путешественник задал этот же вопрос второму рабочему, который вез такую же тачку. «Я зарабатываю хлеб для семьи», – с достоинством ответил второй рабочий. Третий рабочий с такой же тачкой на тот же вопрос путешественника гордо ответил: «Я строю прекрасный храм!».

что такое оснавная тема и главная мысль текста и получил лучший ответ

Ответ от Кот Котофеевич[гуру]
В лингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия «текст» . Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.
Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного) . Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста.
Итак, текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Тема - это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.
Основная мысль, идея – это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.
Структура текста
Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. К примеру, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.
Абзац. Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения – абзацы.
Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными.
Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона.
Предложения, не входящие в абзацы. Не все предложения текста входят в абзац. Чаще всего ими бывают первые и последние предложения речевого произведения (которые относятся не к какому-то одному абзацу, а к тексту в целом) , а также авторские отступления. Такие предложения являются относительно независимыми в смысловом отношении.

Успехов!

Ответ от Никита танки [новичек]
спасибо


Ответ от Наталья Мадьянова [новичек]
тема что в тексте написано