Названия мероприятий по блокаде ленинграда в библиотеке. Список тематических мероприятий, посвященных снятию блокады ленинграда. Марьинская сельская библиотека

Дети блокадного Ленинграда… Преодолев тяжкие испытания, голод, они выжили. Многие навсегда остались в своем времени. Их имена стали бессмертными, их подвиг невозможно забыть.

12 февраля 2013 года в детской библиотеке с учащимися 2 «А» класса СОШ № 10 состоялся урок мужества «Мы с тобой никогда не забудем…», посвященный 70-летию снятия блокады Ленинграда.

Ребята узнали о том, как маленькие ленинградцы в блокадном городе сражались с голодом, холодом, смертью, как с первых дней войны старались помочь взрослым: вставали за станки вместо ушедших на фронт родителей, строили оборонительные укрепления, ухаживали за ранеными. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

Сотрудники библиотеки провели обзор литературы: «Детство, опаленное войной».

В конце урока школьники пришли к выводу, что подвиг детей блокады учит мужеству, стойкости и безграничной любви к Родине.

Патриотическому воспитанию подрастающего поколения города Канаш способствуют массовые мероприятия и выставочные экспозиции Центральной библиотеки, приуроченные к государственным праздникам и историческим памятным датам.

27 января 2013 года будет отмечаться 70-я годовщина освобождения города Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны.

За 900 дней от голода, болезней, бомбёжек и иных тягот погибло 800 тысяч жителей Ленинграда. Но эти жертвы не были напрасны, ибо в условиях нечеловеческих страданий вера в окончательную победу не покидала жителей города. Ленинградцам посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имён благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества русских людей.

В рамках этой знаменательной даты в Центральной библиотеке подготовлена выставка-реквием «900 дней мужества».

В разделах «Хлеб, лед и кровь блокады», «Живы. Выдержим. Победим», «Бессмертный подвиг Ленинграда» представлена документальная, художественная литература, поэзия, письма и иллюстрации, статьи из журналов и газет, которые рассказывают о периоде тяжелейших испытаний, страданий и героизма людей в тылу и на фронте.

Особое место на выставке занимают сборники поэтов О. Берггольц и Ю. Воронова, переживших Ленинградскую блокаду и видевших своими глазами весь ужас тех дней.

История знает немало примеров героической обороны крепостей, но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патрио¬тизма, какой была 900-дневная оборона осажденного Ленинграда. Блокада длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

27 января мы отмечаем памятную для всей страны дату – День снятия блокады города Ленинграда. Традиционно в эти дни в библиотеках проходят мероприятия для школьников. Как рассказать современным детям о тех днях? Найти слова, чтобы поняли, чтобы отозвалось сердце? В библиотеке рассказать о блокаде и подвиге ленинградцев помогают книги.

22 января 2012 года в филиале № 1 – краеведческой библиотеке с учащимися 9 «Б» класса СОШ № 11 состоялся урок мужества «Девочка из блокадного города». Заведующая библиотекой Федорова В.В. рассказала школьникам о самых героических страницах войны - обороне и снятии блокады Ленинграда, о героизме жителей блокадного города, в том числе детей. Рассказ о дневнике одиннадцатилетней школьницы Тани Савичевой нельзя слушать без боли и содрогания. Девять страниц записной книжки, написанные детской рукой, поведали миру о трагедии, которая произошла только в одной из многих ленинградских семей. Урок сопровождался показом фрагментов документального фильма «О блокаде» и обзором книг о Великой Отечественной войне.

К 70-летию снятия блокады города Ленинграда в Центральной библиотеке с учащимися 4 «Б» класса СОШ №10 был проведён урок памяти «Запомни, этот город Ленинград…».

Библиотекарь Барыкина А.О. рассказала о героизме, проявленном жителями блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Затаив дыхание, школьники посмотрели видеоролик «Девочка из осаждённого города» о глубине трагедии и величии подвига жителей осажденного города, о дневнике Тани Савичевой, одной из заложниц Ленинградской блокады.

Вниманию школьников была представлена выставка-реквием «900 дней мужества», на которой представлены документальная и художественная литература, письма и иллюстрации, статьи из журналов и газет, электронные и аудиовизуальные издания о блокаде Ленинграда.

Сталинградская битва - самое масштабное сражение за всю историю XX века. Ожесточенные бои не прекращались ни на секунду в течение 200 дней и ночей. По приблизительным подсчётам, потери обеих сторон в этом сражении превысили два миллиона человек. Город-герой навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости советского народа, необычайного героизма, символ несокрушимости российского войска.

28 января 2013 года сотрудники филиала №3 – библиотеки семейного чтения с учащимися 9 «б» и «в» классов средней школы №6 провели урок мужества «Сталинград – память поколений», посвященный 70-летию Сталинградской битвы.

Урок начался с показа видеофрагмента «Начало Сталинградской битвы». Затем заведующая библиотекой Игнатьева Г.Н. рассказала о переломном событии Второй мировой войны – Сталинградской битве.

Ребята, затаив дыхание, слушали о том, что город за 6 месяцев был почти полностью разрушен и сожжен. Если к началу битвы в городе было около 1 миллиона жителей, то после 2 февраля осталось всего 7 тысяч сталинградцев. Остальные погибли под бомбежками, были угнаны в Германию, убиты немцами или смогли эвакуироваться.

Вызвала большой интерес у учащихся информация о снайпере В.Г. Зайцеве, связистах В.П. Титаева и М.М. Путилова, которые показали мужество и героизм во время Сталинградской битвы:

Без внимания не осталась фамилия Петра Петровича Соколова, жителя г. Канаш, участника Великой Отечественной войны, награжденного медалями и орденами за героическую оборону Сталинграда.

Отличным дополнением урока стал показ мультимедийной презентации «Сталинград: хроника победы» о Мамаевом кургане, фрагментов документального фильма «Сталинградская битва» и чтение стихотворений о войне учениками 9 «б» класса.

Мероприятие завершилось обзором-рекомендацией «Сталинградская битва в художественной литературе» по книгам Ю. Бондарева «Горячий снег», Г. Николаевой «Гибель командарма», М. Шолохова «Они сражались за Родину», В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба».

Тема Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы неизменно является лейтмотивом в деятельности библиотек ЦБС, став особенно актуальной в преддверии празднования 70-летия освобождения Сталинграда.

30 января 2013 года в Центральной библиотеке для учащихся 9 «Б» СОШ № 10 состоялся патриотический вечер «Поклон земле, суровой и прекрасной!», посвященный 70-летию освобождения Сталинграда.

Вечер начался с выступления библиотекаря Г.Н. Игнатьевой, которая рассказала о роли и значении Сталинградской битвы в истории, о подвиге и мужестве солдат, в том числе уроженцев города Канаш, участников героической обороны Сталинграда.

Рассказ сопровождался показом видеофрагмента «Начало Сталинградской битвы», фрагментов документального фильма «Сталинградская битва», мультимедийной презентации «Сталинград: хроника победы» о Мамаевом кургане.

Тема: «Блокада. 900 дней из жизни ленинградцев».

(Посвящается 70-летию снятия блокады Ленинграда).

Цель: формирование гражданско-нравственной позиции учащихся среднего и старшего звена в отношении великих событий истории Отечества.

Задачи:

    Познакомить с хронологией данного периода, важнейшими событиями. Раскрыть понятия: блокада, осада, Военный Совет, Совет Обороны, продовольственные карточки, «дорога жизни», операция «Искра» - частичный прорыв блокады. Особое внимание уделить страницам жизни в осаждённом городе: ежедневные налёты и артобстрелы, голод, положение детей и подростков, поведение населения.

    Развивать навыки устной повествовательной речи учащихся, умение ясно и чётко излагать суть главнейших событий, формировать картографические навыки. Учить, на основании изложенного материала высказывать суждения, делать выводы, излагать умозаключения.

    На примере поведения ленинградцев в период блокады показать мужество и стойкость, проявляющихся повседневно. Подвести учащихся к пониманию, что подвиг ленинградцев заключается в их умении остаться людьми в нечеловеческих условиях жизни. Помочь прийти к выводу, что урок, преподнесённый жителями осажденного Ленинграда, заключается в том, что в жизни главной ценностью является сила духа, помогающая выстоять в труднейшие периоды жизни («ни хлебом единым жив человек»).

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция с использованием презентации.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Содержание мероприятия:

Вступительное слово учителя: В этом году исполнилось 69 лет со дня начала одного из самых важных событий в истории нашей страны 20-го века – Великой Отечественной войны. Мы не станем перечислять все ее события. Сегодня мы остановимся лишь на одном. Он длился с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года – 900 дней и вошел в историю под названием «Блокада». Мы посвятим наш урок памяти ленинградцев живших, работающих, воевавших в эти трудные дни в осажденном городе.

Презентация (слайд 1)

К 1941 году нацистская Германия захватила всю Европу, не понеся значительных потерь, и вышла к границам Советского Союза.

Презентация (слайд 2)

Но фюрер Германии Адольф Гитлер мечтал о несравнимо большей победе – жизненное пространство на Востоке, полученное в результате разгрома Советского Союза. План Барбаросса предполагал завершение войны до наступления холодов и выход на линию Астрахань-Волга-Архангельск. Городу на Неве предстояло быть захваченным к 21 июля 1941 года. Предполагалось, что Ленинград перестанет существовать, впрочем, как Москва, Сталинград, так и другие величественные города Советского Союза.

Презентация (слайд 3).

Презентация (слайд 4). Демонстрация карты нашествия.

Германские войска наступали тремя группами армий: север, центр, юг. На Ленинградском направлении действовала северная группа войск под командованием генерала-фельдмаршала фон Лееба общей численностью 500 тысяч человек. Леебу поручалось уничтожить части советской армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление через Двинск, Псков, Лугу, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. 22 июня враг обрушился на части прикрытия Советских армий.

Удар был мощный и неожиданный. Вскоре наши войсковые соединения потеряли связь со штабами своих армий. С первого дня войны Прибалтийский военный округ был преобразован в северо-западный фронт. По количеству войск его силы были меньше, немцы имели значительный перевес в танках, авиации, автоматах. Но главное преимущество врага состояло в том, что он имел возможность наносить удары по частям, разбросанным вдоль границы. Резервы подходили только на пятые-седьмые сутки с начала войны. Действия Советских войск осложнялись и тем, что дороги оказались, забиты огромными людскими толпами. Строители укрепленной полосы и беженцы из приграничных районов передвигались вглубь страны, преграждая путь к войсковым соединениям.

Через несколько дней, захватив Прибалтику, войска Лееба вторглись в РСФСР. С севера на Ленинград через Карельский перешеек наступали финские войска. 10 июля танковые соединения противника прорвали фронт у Пскова, и широким потоком двинулись к Луге. До Ленинграда оставалось 200 километров. Кольцо окружения сжималось.

Презентация (слайд 5) Бойцы прикрывают отход.

Анатолий Чивилихин

Мы прикрываем отход

Отход прикрывает четвёртая рота.

Над Волховом тусклое солнце встаёт.

Немецкая нас прижимает пехота.

Мы смертники. Мы прикрываем отход.

Браток! Вон камней развороченных груда –

Туда доползи, прихвати пулемёт.

Кто лишний – скорей выметайся отсюда.

Не видишь, что мы прикрываем отход!

Прощайте! Не вам эта выпала доля,

Не всё ж отходить, ведь наступит черёд…

Нам надобно час продержаться, не боле.

Продержимся, - мы прикрываем отход.

Не думай – умру, от своих не отстану.

Вон катер последний концы отдаёт –

Плыви, коль поспеешь, скажи капитану:

Мы все полегли. Мы прикрыли отход.

1941.

Презентация (слайд 6). Эвакуация.

Начинается массовая эвакуация. Покидая свой кров, население надеялось уехать вглубь страны, но дальше Ленинграда эвакуироваться не могло: железные дороги, грунтовые пути захватил неприятель. Беженцы длительное время жили в вагонах, загнанные в тупики железнодорожных узлов, испытывая неудобства и лишения. Они терпеливо ждали, что перерезанные пути вот-вот будут очищены от врага и вагоны последуют дальше. Ожидания не оправдались. В конце июля началась эвакуация и Ленинградцев, в первую очередь детей. Люди плакали, расставаясь с родными. Многим из них так и не удалось встретиться.

Между тем фашисты приближались к городу. 21 августа неприятельские части заняли станцию Чудово и перерезали Октябрьскую железную дорогу.

После упорных боев 30 августа был захвачен железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась перекрыта.

6 сентября немецкие бомбардировщики произвели налет на войска, защищавшие подступы к Шлиссельбургу. Утром 8 сентября фашисты вышли на южный берег Ладожского озера и захватили в истоках Невы город Шлиссельбург.

С севера на Ленинград продолжали наступать финны. Кольцо врага сжалось. Ленинград был блокирован с суши, движение судов по Неве прекратилось.

Со стороны Урицка вражеские войска находились на самом близком расстоянии от Ленинграда. Были захвачены предместья, куда обычно ходили трамваи. Всего 14 – 15 километров отделяли немцев от центра города. Невооруженным глазом фашисты видели окраины Ленинграда, заводские трубы, портальные краны верфей, купол Исаакиевского собора. Города Петродворец и Пушкин были оккупированы.

Презентация (слайд 7). Портреты Ворошилова и Жданова.

Еще в июле из Ставки Верховного Главнокомандования в Ленинград прибыл маршал Ворошилов, командующий северо-западным фронтом. Он и секретарь Ленинградского городского комитета компартии Жданов создают Совет обороны города во время блокады.

Презентация (слайд 8). Смольный.

Военный Совет северо-западного фронта и Совет обороны города располагался в здании Смольного. Отсюда происходило руководство боевыми действиями войск и хозяйственной деятельностью предприятий. Авиация противника многократно совершала сюда налеты, но безуспешно. Еще 21 августа военный совет фронта обратился к жителям Ленинграда с призывом стать на защиту города и ленинградцы тотчас откликнулись.

Презентация (слайд 9). Ополченцы.

Стихотворение А. Ахматовой «Мужество» (аудиозапись).

Презентация (слайд 10). Портрет Жукова.

Враг рвался в город. Положение сложилось критическое. И в сентябре ставка принимает решение о смене главнокомандующего северо-западным фронтом. Им был назначен Г. К. Жуков. К тому времени генерал Жуков имел в своем арсенале победы над японцами на озере Хасан и реке Халхин-Гол. Определив направление ударов врага, он усиливает оборону и готовит контрудар противнику. Для выполнения этой задачи Жуков переводит значительную часть моряков Балтийского флота в сухопутные войска, и ставит их на особо ответственных направлениях «Шварце тоодт» - «черная смерть» - так называли морских пехотинцев фашисты.

Показ слайда 11. Морская пехота.

Презентация (слайд 12). Демонстрация карты «Блокада».

К 29 сентября 41 года линия фронта вокруг Ленинграда представляла собою три огромные дуги, упиравшиеся концами в водное пространство.

Две дуги замыкали город с юга и с севера, образуя большое кольцо площадью 2850 км 2 . Передний край так близко подходил к городу, что фашисты могли подвергать его артиллерийскому обстрелу.

Третья дуга протяженностью 60 километров от юго-западного берега Финского залива до Петергофа охватывала Приморское побережье с южной стороны. Военные части, оборонявшие этот плацдарм, были прижаты к морю. Глубина плацдарма составляла в самом широком месте 26 километров, что крайне осложняло его оборону. Вражеское командование знало как велико значение этой полосы земли для Балтийского флота. Захватив Приморское побережье, артиллерия противника парализовало бы движение наших кораблей между Кронштадтом и Ленинградом. Добиваясь этой цели, фашисты бросили сотни самолетов. Бомбы и снаряды перепахивали землю квадрат за квадратом. То была огненная земля, пропитанная кровью.

Потеряв ударную силу для наступления, враг ослабил атаки.

Гитлер и его штаб признали: Ленинград взять штурмом нельзя. Разгневанный фюрер изложил свои взгляды на события под Ленинградом видным генералам немецкой армии: «Лееб не выполнил поставленную перед ним задачу. Топчется вокруг Ленинграда, а теперь просит дать ему несколько дивизий для штурма города. Но это значит ослабить другие фронты, сорвать наступление на Москву. И будет ли взят Ленинград штурмом, уверенности нет. Этот город нужно уморить голодом, активными действиями перерезать все пути подвоза, чтобы мышь не могла туда проскочить, нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод».

И осада началась. Фашисты вели ее с крайним остервенением и злорадством. «С нашей стороны в этой войне, которая ведется не на жизнь, а на смерть, нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города», - так говорилось в директиве начальника штаба руководства морской войной Германии, находившегося при армейской группе «Север».

4 сентября фашисты произвели первые выстрелы по городу из 240-миллиметровых орудий. Первые разрывы снарядов на улицах были неожиданностью для населения. Все знали, что враг подошел близко, но, чтобы фашисты могли стрелять по городу, как – то не верилось. За первые три дня артиллерийского обстрела было убито 53 и ранен 101 человек. Вскоре неприятель начал интенсивную бомбардировку города с воздуха, сбрасывая сотни зажигательных и фугасных бомб. Начались пожары, пронзительные гудки сирен часто разрезали воздух. Загорелись Бадаевские склады продовольствия.

Презентация (слайд 13).

Пожар на Бадаевских складах. Вой сирены.

Презентация (слайд 14).

Надпись на стене. Звук снарядов.

Бомбы были начинены студенообразным, весьма горючим веществом – напалмом. Этот состав мгновенно воспламенялся, и начиненные им бомбы было нелегко тушить. Фашистская авиация нещадно бомбила жилые дома, и промышленные объекты, госпитали и школы. Бомбежки продолжались подолгу, ленинградцы помногу часов высиживали в бомбоубежище, услышав о начале обстрела, привычно переходили на другую сторону улицы, гасили в домах керосиновые лампы. Но убитых и раненных меньше не становилось. Часто, вернувшись к родному дому после нескольких часов налета, человек находил лишь дымящиеся руины. С дороги, идущей со стороны Ладожского озера, после наступления темноты казалось, что город объят пламенем. Огненные языки разрезали темноту, высоко простираясь к небу. Среди ночи зарево было особенно ярким. Гул пушечной канонады усиливал впечатление от этого страшного зрелища.

Но в ленинградцы не производили ощущения подавленности. Люди находились в готовности ко всяким неожиданностям. У подъездов домов, на крышах несли вахту дежурные группы самозащиты. Очаги пожаров гасились усилиями команд добровольцев. Повсюду царила атмосфера настороженности, здравой оценки чрезвычайного положения, в котором оказался Ленинград.

Показ слайда №15.

Жертвы вражеского обстрела.

Показ слайда № 16.

Разгромлен Петергоф.

Показ слайда №17.

Дети, изувеченные снарядами.

Показ слайда №18. Плакат.

Не отдадим!

С утра не замолкает канонада,

Так день за днем, так много, много дней

Враги хотят на месте Ленинграда

Оставить груды пыли и камней.

Об этом говорили их листовки –

Свидетельства бессилия врага.

Горели Пушкин, Невская Дубровка,

Приневские дымилися луга.

И Ленинград пожары эти видел,

А враг, поживой жадною гоним,

Все наседал, смертельно ненавидя

Все русское, все связанное с ним!

Но мы стеною от земли до неба

Все поднялись и отстояли свет.

И Ладога и дальняя Онега

Услышали стоярусное: «Нет!»

Нет, не сдадим мы город русской славы

И от земли до неба оградим,

Своих садов и парков величавых,

Своих святынь врагам не отдадим!

Не отдадим мы дел, вознесших Смольный,

Лугов, какими город окружен,

Не отдадим волны Невы раздольной,

Не предадим своих детей и жён!

Не отдадим бездушной злобной силе

Обычаи народа свет его

И преградим пути ей вглубь России,

К бессмертию народа моего!..

Александр Прокофьев.

Показ слайда 19. Улица блокадного Ленинграда.

Особой страницей блокадного Ленинграда стала осень 41-ого, потому что в ноябре к почти непрерывным вражеским налетам и бомбежкам добавился ещё один страшный враг – голод.

Вторжение неприятельских войск на территорию Советского Союза и быстрое их продвижение вглубь страны поставили народное хозяйство в крайне тяжёлое положение. На территории СССР, захваченной немцами, к ноябрю 1941 года производилось до войны 38% зерна, 84% сахара, 60% мясомолочной продукции.

С приближением военных действий к стенам Ленинграда в городе создались большие трудности в снабжении войск и населения продовольствием. С этого времени войска, и моряки Балтийского флота питались за счет продуктов, имеющихся в городе. Кроме того Ленинград пополнился за счёт беженцев из Прибалтики, Пскова, Луги, Петрозаводска, Карелии.

В начале сентября был проведен переучет всех съестных припасов города. В связи обстановкой, Военный Совет принимает решение по сокращению расхода продуктов питания, вводятся карточки на хлеб, крупы, сахар, жиры. С началом налетов на город под ударом оказались и склады с продуктами. Во избежание их гибели от пожаров муку развезли по складам в более безопасные места. Жители пригородных районов по решению Военного Совета должны были сдавать весь картофель. Лица, скрывшие овощи, привлекались к уголовной ответственности. Большая часть картофеля оставалась еще в земле, так как картофельные поля оставались в зоне обстрела. Заметив движение людей на поле, немцы открывали огонь, и многие погибли. Убирали картофель больше по ночам, пробирались на поля ползком, прятались в воронках, лежа копали землю и складывали картофель в кучи. Таким образом, население получило дополнительно 9652 тонны овощей, или меньше четырех килограммов на человека.

Позднее начали заготавливать и хвою. Из нее изготовлялся витаминный настой, содержащий витамин С. В условиях блокады этот напиток спасал людей от цинготных заболеваний.

Показ слайда 20. Похороны.

Но голод с каждым днем усиливался. Изредка продукты доставлялись на баржах по Ладожскому озеру, но их катастрофически не хватало.

Уже в октябре неожиданно рано наступили заморозки, а затем вместе с пронизывающим ветром настоящие морозы. Откуда только возможно добывали топливо. В ход шли пустующие киоски, мебель, разрушенные деревянные дома. В ноябре дистрофия и холод угнали в могилу 11.000 человек. Первыми гибли мужчины преклонных лет. Они в отличие от женщин того же возраста оказались менее стойкими к голоду. Такое явление, по мнению врачей, объясняется большей сопротивляемостью организма женщин к лишениям.

Однако скоро голод уравнял всех. В декабре смерть косила людей, независимо от пола и возраста.

Органы здравоохранения создали широкую сеть лечебных пунктов, где ослабевшим людям делали внутривенное вливание глюкозы. Эти меры помогали встать на ноги. А дальше? Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины и женщины. У людей слабели ноги и руки, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступала смерть.

Смерть настигала людей везде – на улице, передвигаясь, человек падал и больше не поднимался; в квартире – ложился спать и засыпал навеки; часто жизнь обрывалась у станка. Хоронить было трудно. По улицам, занесенным снегом, вереницей плелись люди и, напрягая последние силы, тянули саночки, на которых лежали покойники. Мертвых хоронили без гробов, обернутых простыней или одеялом, а позднее просто в одежде, в которой человек умер. Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мертвых на полпути.

Работники коммунального хозяйства и здравоохранения, ежедневно объезжая улицы и переулки, подбирали трупы и увозили их на Серафимовское, Большеохтинское, Смоленское, Богословское кладбища. Но больше всего увозили мертвых на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискаревской дорогой. Так образовалось известное ныне всем Пискаревское кладбище.

Показ слайда 21. Пискарёвское кладбище.

Показ слайда 22. Документальный фильм «Голод».

Показ слайда 23.Блокадный быт.

Эта иллюстрация блокадной жизни ленинградцев: керосиновая лампа, печка-буржуйка и человек, держащий на ладони как великое сокровище блокадный хлеб: смесь жмыха, целлюлозной (древесной) муки и ржаной пыли. Съев кусок хлеба, ощущаешь во рту горечь.

А на этом объявлении – нормы дневной выдачи хлеба в граммах населению по карточкам за ноябрь.

Карточка была дороже денег, дороже картин, дороже всех сокровищ. Отсюда следовало, что к выдаче карточек отношение должно быть строжайшее. Военный Совет в начале октября обязал Ленгорисполком:

    Карточки выдавать гражданам только после тщательной проверки документов, а должностных лиц, нарушивших порядок выдачи привлекать к уголовной ответственности.

Потеря карточки не восстанавливалась:

    В виду невозможности установления мнимой потери от подлинной, выдачу карточек взамен утерянной прекратить – это широкие ворота для утечки продовольствия.

Показ слайда 24. Нормы выдачи хлеба.

Тяжело было детям, перешагнувшим порог одиннадцатилетия. На двенадцатом году жизни детская карточка заменялась иждивенческой. Ребенок становился взрослее, принимал участие в обезвреживании зажигательных бомб, брал на свои неокрепшие плечи часть тяжёлых работ и забот по дому, помогая родителям, а паёк его уменьшался.

Иждивенцы – так именовались в осажденном Ленинграде подростки и другое неработающее население.

Подростки… наши сверстники. Уже не дети и поэтому все понимающие и осознающие это страшное время. Но еще и не взрослые, не имеющие возможности пойти на фронт или стать у станка на заводе. Они рано повзрослели. Война заставила их это сделать. Они должны были быть стойкими и мужественными, потому что понимали, что без их помощи родителям не выстоять в суровом испытании. Это они оберегали своих младших сестрёнок и братишек во время ночных бомбёжек, встречали измученных матерей после ночных смен в госпиталях и на заводах, писали письма братьям и отцам на фронт.

И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что, а вместе и рядом с ними навеки сохранится в истории обороны города облик ленинградского учителя. Они стоят одни других – учителя и ученики. И те и другие из мёрзлых квартир сквозь стужу, и снежные заносы шли иногда километров за пять-шесть в такие же мёрзлые, оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились. Они впервые познавали цену друг другу, когда и те и другие умирали друг у друга на глазах на заснеженных улицах города, за партой или у классной доски.

Главным учебником жизни для них стала война.

В Ленинграде есть школы, которые не прекращали работать в самые тяжёлые дни зимы. А большинство школ, не работавших в эти наиболее тяжёлые месяцы, возобновили свою работу с 1 мая и дали выпуск к осени.

Стихотворение Р.Рождественского.

Та зима была, будто война, - лютой.

Пробуравлена,

Прокалена ветром.

Снег лежал, навалясь на январь грудой.

И кряхтели дома под его весом.

По щербатому полу мороз крался.

Кашлял новый учитель Сергей Саныч.

Застывали чернила у нас в классе,

И контрольный диктант

Отменял завуч…

Не случайно

Болит по утрам

Горло,

Потому что остались на всем свете

Лишь зима и война –

Из времён года!..

И хлестала пурга по земле крупно,

И дрожала река в ледяном гуле.

И продышины в окнах цвели кругло,

Будто в каждое

Кто-то всадил

Пулю!..

И надела соседка платок вдовий.

И стонала она допоздна-поздно…

Та зима была, будто война, - долгой.

Вспоминаю

И даже сейчас

Мёрзну.

Показ слайда 25. Дети.

Ещё одной горестной страницей блокадного Ленинграда стали дети…

Несмышленыши до пяти лет и что – то уже начинающие понимать младшие школьники – детские лица со взрослыми глазами.

Стихотворение А.Ахматовой

Щели в саду вырыты,

Не горят огни.

Питерские сироты,

Детоньки мои!

Под землёй не дышится,

Боль сверлит висок,

Сквозь бомбёжку слышится

Показ слайда 26. Ребёнок.

Война и дети – несовместимые слова. Также как дети и сиротство, дети и голод, дети и смерть. Ни одно сердце, ум, душа человека не может совместить эти понятия. Но в блокадном Ленинграде это происходило. Для фашистов дети, которых, пытаясь спасти от голода и смерти, вывозили из города, на баржах по Ладожскому озеру были всего лишь объектом. Объектом, который нужно было уничтожить, как и всё живое в Ленинграде.

И фашистские самолёты нещадно бомбили баржи с детьми.

Санитарки и воспитательницы, сопровождающие детей на большую землю, во время налётов прикрывали их своими телами и бушлатами, говоря в отчаянии: «Господи! С кем они воюют?! Разве они не видят? Это же дети.… С кем же они воюют?!»

Показ документального фильма «Дети Ленинграда».

Показ слайда 27.Таня Савичева.

Детей, как Таня Савичева в Ленинграде было тысячи. Счастливых и радостных, окружённых семьёй до войны и потерявших почти всё с её наступлением. За скупыми строками, написанными детским почерком – не детская тоска: «Умерли все. Осталась одна Таня…» Таня Савичева умерла, так и не дожив до победы. После неё на земле остались несколько блокнотных листочков, огромное человеческое горе, а ещё нечеловеческие мужество и сила духа маленькой девочки, выводившей ослабленными пальчиками имена близких ей людей.

Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

Всем детям, погибшим во время ленинградской блокады, поэтесса Анна Ахматова посвятила строки:

Постучи кулачком - я открою.

Я тебе открывала всегда.

Я теперь за высокой горою,

За пустыней, за ветром и зноем,

Но тебя не предам никогда…

Твоего я не слышала стона.

Хлебы ты у меня не просил.

Принеси же мне ветку клёна

Или просто травинок зелёных,

Как ты прошлой весной приносил.

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студёной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

Показ слайда 28.Дорога жизни.

Единственной дорогой, связывающей осаждённый Ленинград с Большой землёй, было Ладожское озёро.

До 15 ноября 1941 года грузы в осаждённый город доставлялись на пароходах и баржах, ценой невероятных усилий. Очень часто случались штормы, ещё Пётр I приказал строить каналы вдоль берега озера из-за частой гибели судов. Но в 41 выбирать не приходилось: фашисты заняли территорию до самых берегов. К тому же фашистские самолёты с остервенением топили медленно передвигающийся водный транспорт.

В ноябре навигация по Ладожскому озеру была прекращена, и город замер в голодном ожидании.

Для массовой транспортировки грузов нужен был лёд толщиной 200 миллиметров. И вот пришёл тот светлый день, когда началось движение машин по льду – 22 ноября. Двухтонные грузовики везли по всего три-четыре мешка продуктов, позади прикрепляли сани с двумя-тремя мешками – это уменьшало давление на лёд. Машины одна за другой, объезжая незамёрзшие полыньи, везли грузы от станции Кабона до станции Ваганово, а обратно вывозили истощённых людей. Так родилась Дорога Жизни – зимник по льду Ладожского озера в 30 километров.

Показ слайда 29. Машины по дороге жизни.

Но какими были эти 30 километров! Дорожные части, преодолевая невероятные трудности жестокой зимы, проложили шесть путей через озеро. Три - в одном направлении, и три - в обратном, это позволяло делать шоферам два-три оборота в сутки. Все, от кого зависела нормальная работа дороги: регулировщики, работающие на расчистке снега, ремонтники, шофёры – каждый на своём посту выполнял свою задачу, как боец. В это время наступили лютые морозы. Ледяной ветер при температуре ниже 30 градусов обжигал лицо, пронизывал тело до костей. У шофёров коченели руки, но люди шли на штурм Ладоги.

Фашисты не оставляли дорогу жизни в покое. Они бомбили, обстреливали трассу (за 6 месяцев совершено 5000 налётов). Но желаемого результата они не достигали: бомбы пробивали лёд и разрывались на дне, взрывная волна взломать лёд не могла. Образующиеся воронки тут же отмечали длинными шестами с еловыми ветками на концах. Водители машин их замечали издали и своевременно объезжали.

В декабре 1941 года, когда установился прочный лёд началась эвакуация населения.

Зимник действовал до апреля, за четыре месяца по нему вывезли из осаждённого города 514.069 человек. Дорога спасла жизнь многим и многим людям. Поэтесса Ольга Фёдоровна Берггольц, жившая во время блокады в Ленинграде посвятила дороге жизни таки строки:

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорога жизни многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Показ слайда 30. Ленинградский и Волховский фронты.

В середине второй недели января 1943 года произошёл короткий телефонный разговор между командующим 18-й фашистской армии фон Линденманом и командиром 170-й немецкой пехотной дивизией генералом Зандером.

Что нового на вашем участке? – спросил Линденман.

Господин генерал-полковник, торопливо стал докладывать его собеседник, повторяя донесение, уже посланное начальству, - мои разведчики наблюдают оживление на правом берегу Невы. Противник, очевидно, накапливает там войска. Есть опасность, что русские скоро будут наступать.

Линдерман перебил его:

О какой опасности вы говорите? Забыли, сколько попыток русских мы уже отразили? «Бутылочное горло» теперь ещё крепче, чем прежде. Противник ни при каких обстоятельствах не сможет его сломать. Соблюдайте спокойствие.

«Фляшенхальс» - «бутылочное горло» - так гитлеровцы называли выступ своего фронта, упиравшийся в Ладожское озеро. Этот выступ перерезал сухопутные дороги из Ленинграда на Большую землю. Он был узким, 12-14 километров. С одной стороны его стояли войска Ленинградского фронта, с другой – Волховского. Наши части уже не раз пробовали сломать «бутылочное горло». Пока это не удавалось, но фашисты удерживали «фляшенхальс» дорогой ценой.

Показ слайда 31. На огневые рубежи.

Наше наступление готовилось тщательно и довольно давно.

Ещё во второй половине ноября несколько высших офицеров штаба Ленинградского фронта начали работу, о которой, кроме них да командующего и членов Военного Совета, не знал никто. Работа называлась «Военная игра №5». Подобная же работа велась и в штабе Волховского фронта.

8 декабря директива была утверждена. Она предлагала двум фронтам провести операцию по прорыву блокады: совместным ударом с двух сторон разгромить немецко-фашистские войска на шлиссельбургско-синявинском выступе. В результате Ленинград должен был получить прямую сухопутную связь с центральными областями страны.

Прежнее название «Военная игра №5» было заменено на новое тоже условное, операция «Искра».

Показ слайда32.Операция «Искра».

12 января 1943 года в 9 часов 30 минут голосов одновременно произнесли, выкрикнув одну команду: «Огонь!». Началась артиллерийская подготовка нашего наступления.

Ленинградский фронт встретился с Волховским на поле боя и соединился с ним 18 января 1943 года. Чтобы преодолеть 14 киллометров разделявшего их пространства, войскам двух фронтов понадобилось семь дней. Выходит, каждый из них продвигался в среднем на один километр в сутки. Так сильно было укреплено «бутылочное горло», так ожесточенно отбивался враг.

Показ слайда 33. Встреча двух фронтов.

18 января в 9 часов 30 минут батальон, который вел майор Мелконян, ворвался в Рабочий посёлок №1. Гитлеровцы бежали оттуда, не выдержали атаки с двух сторон. С одной стороны атаковали бойцы Мелконяна, наступавшие с Невы. А кто с другой? Он вышел навстречу солдатам в продымлённых, прожженных полушубках и ватниках.

Кто такие?

Триста семьдесят вторая дивизия!

Значит, волховчане? Пароль?

Победа, - ответили ему. – А отзыв?

Смерть фашизму!

Это были условные слова, по которым ленинградцы и волховчане могли узнать друг друга. И, узнав, обнялись по-братски.

Показ слайда 34. Встреча воинов.

Стихотворение Сергея Наровчатова. 1943. Трёхминутный праздник (прорыв блокады).

Ещё три залпа по сволочам!

И вот в одиннадцать сорок

Врываемся первыми из волховчан

В горящий Первый посёлок.

С другого конца мимо шатких стен,

Огнем на ветру распятых,

Люди ль, фашисты ль сквозь чадную темь

В дымных сквозят маскхалатах.

К бою! Но искрой негаданных встреч

Вспыхнуло слово далече.

Всё ярче и шире русская речь

Разгорается нам навстречу.

И там, где разгромленный замер дот,-

Хоть памятник ставь над ними, -

Питерец волховцу руки жмёт,

Целуются,… не разнимешь!

Стоило жизнью не дорожить,

Снова рискуя и снова,

Чтоб не мы, так другие смогли дожить

До этого дня большого.

И прямо на улице фляжки с ремней

Срываем и светлым утром

За нашу победу, за память о ней

На празднике пьём трёхминутном.

Ещё раз целуемся. Время не ждёт.

Боевые порядки выстроив,

Навек неразлучные вместе в поход

До последнего вздоха и выстрела.

Показ слайда 35. Победа.

В этом году исполнилось 65 лет с того счастливого дня. Можно представить радость ленинградцев выживших, отстоявших родной город, непередаваемо счастье вернувшихся домой. Нет бомбёжек, нестерпимого холода, бессонных ночей!

Но и неисчерпаемо горе от потери близких, от тех страшных картин

Войны: город предстояло отстраивать заново.

Показ слайда 36. Памятник Петру.

Звук метронома.

Вот такой стук метронома был слышен по ленинградскому радио в течение всех 900 дней блокады. Так люди слышали время – секунды. И казалось, что это стучит сердце города, что означало, что город жив и рядом есть живые люди, от этого ощущения становилось теплее.

Показ слайда 37. Ополченцы.

Поэтессу Анну Ахматову война застала в Ленинграде, она была эвакуирована из осаждённого города. Но мыслями она всегда обращалась к ленинградцам, посвятив им такие строки.

А вы, мои друзья последнего призыва!

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена,

Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,

А крикнуть на весь мир все ваши имена!

Да что там имена! Ведь всё равно – вы с нами!..

Все на колени, все! Багряный хлынул свет!

И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами –

Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет.

Показ слайда 38. Исаакиевский собор.

Показ слайда 39. Ребёнок и старик.

Звук метронома.

Минута молчания.

27 января – один из самых значимых дней для всех петербуржцев. День памяти и скорби в городе, который пережил страшную блокаду, длившуюся 872 дня. Завтра мы отмечаем 74 годовщину ее полного снятия. По традиции в Петербурге пройдет очень много интересных мероприятий, посвященных этому великому событию. НЕВСКИЕ НОВОСТИ публикуют список праздничных мероприятий и приглашают всех жителей и гостей города присоединиться к ним.

Возложение цветов к памятным местам

– в 09:30 на Невском проспекте, 14;

– в 11:00 на Пискаревском мемориальном кладбище;

– в 11:00 на Серафимовском кладбище;

– в 11:00 на площади Победы;

– в 11:00 на Смоленском мемориальном кладбище;

– в 11:00 на Невском воинском кладбище «Журавли»;

– в 11:00 на мемориале Красная Слобода;

– в 11:00 у Триумфальной Арки Победы (Красное село, площадь Воинской славы);

– в 11:00 на Богословском кладбище (Холм славы);

– в 12:15 на других мемориалах и местах захоронения защитников и жителей блокадного Ленинграда.

Акция «Муза блокады»

Около памятного знака Ольге Берггольц на протяжении всего дня будут звучать стихи о блокаде. Там установят сцену, а вокруг воссоздадут обстановку блокадного Ленинграда. Также в ходе мемориальной акции будет создан «Блокадный альманах», где все желающие смогут написать слова благодарности ветеранам.

Адрес: Итальянская улица, 27.

Бесплатные кинопоказы фильмов о блокаде «Городу-герою посвящается…»

С 25 по 29 января бесплатные кинопоказы фильмов о блокаде пройдут в кинотеатрах сети «Петербург-кино». Их организуют совместно с Госфильмофондом России.

Расписание:

Адрес: Московский пр., 202, кинотеатр «Дружба»

Адрес: Пограничника Гарькавого, 22, корп. 1, кинотеатр «Восход»

Адрес: Петергоф, Санкт-Петербургский пр., 17, кинотеатр «Аврора»

Адрес: Караванная ул., 12, кинотеатр «Родина»

Адрес: Новочеркасский пр., 47, корп. 1, кинотеатр «Заневский»

Зажжение факелов на Ростральных колоннах

В память о тяжёлых блокадных днях зажгут факелы на Ростральных колоннах. Огни будут гореть 27 января с 10:00 до 13:00, а затем с 19:00 до 22:00.

49-й Международный зимний марафон «Дорога жизни»

В память годовщины снятия блокады Ленинграда по Дороге жизни пробегут около 2000 петербуржцев. Подготовили сразу несколько дистанций - 42 километра 195 метров, 21 километр 97 метров и 5 километров, что позволит принять участие всем желающим.

Участники памятного мероприятия возьмут старт от мемориала «Разорванное кольцо», а финиш бегунов на самую длинную дистанцию состоится у «Цветка жизни». Традиционно перед стартом на берегу Ладожского озера у монумента «Разорванное кольцо» состоится встреча с ветеранами, посвящённая годовщине полного снятия блокады Ленинграда. Начало - в 11:00.

Акция «Во имя жизни»

В рамках акции сотрудники нового мультимедийного музея «Россия – моя история» сложат 872 цветка из старых газет - по одному за каждый из блокадных дней. А гости смогут их «оживить» в сопровождении стихов, посвящённых страшному времени.

Кроме того, у участников акции появится возможность интерактивного погружения в то суровое время, когда вокруг истерзанного Ленинграда сомкнулось кольцо блокады: в музее подготовили полномасштабную мультимедийную историческую реконструкцию «Дорога жизни». Благодаря шлемам виртуальной реальности посетители почувствуют себя непосредственными участниками строительства и героической обороны ледовой трассы. История оживёт благодаря исторической хронике в формате 3D, которую сопроводит аудиогид.

Адрес: Исторический парк «Россия – моя история», Бассейная улица, 32.

Акция памяти «900 дней и ночей»

Действо развернётся как под открытым небом, так и в стенах Капеллы. В память о героическом подвиге жителей и солдат, защищавших наш город в годы Великой Отечественной войны, молодые петербуржцы создадут живой мемориал во дворе, где выставят артиллерийские орудия и противотанковые заграждения. На фоне мемориала появится подиум, с которого прозвучат стихи о войне. Инсталляция, по задумке авторов, станет образом стойкости, мужества и твёрдости человеческой воли жителей несломленного города.

Также в этот день пройдут два концерта в зале Капеллы. На общедоступном концерте в 14:00 хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга под руководством народного артиста СССР Владислава Чернушенко исполнят песни Георгия Свиридова, Валерия Гаврилина, Исаака Дунаевского и Геннадия Гладкова. А для ветеранов и блокадников подготовили музыкальные номера в соавторстве с Домом народного творчества и досуга. Концерт начнётся в 19:00.

Адрес: наб. реки Мойки, 20.

Акция «Свеча памяти»

На площади перед Аничковым дворцом будут расставлены свечи, а окна здания станут экранами, на которые спроецируют видеоролик из коллекционных блокадных открыток и плакатов. В ходе акции развернётся театрализованная постановка, после которой состоится зажжение свечей. Затем участники отправятся к мемориалу «Блокадная полынья» на Фонтанке, откуда в годы осады ленинградцы брали воду. Там состоится возложение еловых венков и минута молчания.

Адрес: Невский пр., 39.

Концерт в Исаакиевском соборе

Песни военных лет, песни, посвященные войне, песни о мире, о Родине и о любви прозвучат в деликатных и ярких обработках, созданных специально для этого уникального коллектива. В сюжет программы тонко вплетены «Грезы» Р. Шумана, Адажио С. Барбера и молитва «Ave Maria», известная как произведение Дж. Каччини.

Поэтическую канву концерта составят стихи А. Ахматовой, О. Берггольц и Б. Пастернака в исполнении заслуженного артиста России Виталия Гордиенко. Особый блок составят произведения Владимира Высоцкого, которому 25 января исполнилось бы 80 лет.

Вход свободный.

«Победный Салют» на Марсовом поле

В Петербурге вновь пройдёт реконструкция победного артиллерийского салюта, который прогремел в Ленинграде в 1944 году и ознаменовал собой полное освобождение города от блокады.

На Марсовом поле будут установлены дивизионные орудия выпуска военных лет - те, из которых наши артиллеристы жгли немецкие танки, рвали линии обороны и расчищали путь нашей наступающей пехоте. Каждый из 12 залпов салюта будет посвящён воинскому подразделению или формированию, которое отличилось во время операции «Январский гром».

Акция памяти «Блокадный свет»

Петербургские студенты запустят в небо 900 белых и 900 чёрных шаров, символизирующих 900 блокадных дней и ночей, и минутой молчания почтут подвиг героев.

Адрес: Петропавловская крепость.

Салют у Петропавловской крепости

По традиции праздничные мероприятия ко Дню полного освобождения от фашистской блокады завершат салютом: в 21:00 у стен Петропавловской крепости прогремит артиллерийский салют, а небо над городом раскрасят тысячи ярких искр.

27 января в России отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. К этому знаменательному дню библиотекарь поселковой библиотеки Покотило Татьяна Николаевна в территориальном центре « Ветеран» провела час памяти « 900 дней мужества».

Библиотекарь рассказала присутствующим о самой продолжительной и страшной блокаде города за всю историю человечества, о том, через какие испытания пришлось пройти людям осажденного Ленинграда. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Татьяна Николаевна зачитала воспоминания людей, переживших блокаду, дневники и письма которых открывают нам страшную картину. На город обрушился голод. Зимой 1941-1942 годов не было топлива и электричества. Истощенные, измученные непрерывными бомбежками и артобстрелами ленинградцы жили в неотапливаемых домах. Замерзли водопровод и канализация. Голодная смерть косила людей. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Со дня победы в битве за Ленинград прошло 72 года, но и поныне подвиг ленинградцев, воинов армии и флота, отстоявших северную столицу, олицетворяет воинскую славу России. Он служит для нынешних поколений примером верности патриотическому и воинскому долгу, мужества и отваги в защите свободы и независимости Отечества.

К мероприятию была оформлена тематическая полка.

Крымковская сельская библиотека

Ко Дню воинской славы России - к героической дате 27 января дню снятия блокады Ленинграда в Крымковской сельской библиотеке прошел час памяти «Дети блокадного Ленинграда. Война и Савичевы» для учащихся 2-3 классов.

Библиотекарь Бойчук Лариса Валентиновна рассказала присутствующим о тяжелых днях войны о своих сверстниках, которые жили в блокадном Ленинграде, о записях в дневнике ленинградской школьницы Тани Савичевой, ее семье и жизни до войны, о том, как постепенно девочка теряла близких и осталась одна во время блокады.

Мероприятие сопровождалось электронными презентациями «Дети блокадного Ленинграда», «Таня Савичева - дневник и жизнь девочки». Завершилась встреча минутой молчания под звук метронома.

Марьинская сельская библиотека

Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил!

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.

27 января в Марьинской сельской библиотеке был проведён Час мужества «Блокада Ленинграда- образец стойкости духа» для учеников начальной школы, приуроченный Дню полного снятия блокады легендарного города.

Библиотекарь Алиева Фатиме Мухамедовна рассказала ребятам о первых днях блокады- трудных, голодных, холодных; о жизни блокадного Ленинграда и его населения; о Дороге Жизни- пульсе осаждённого города; о вкладе детей в освобождение родного города; о том как Ленинградский и Волховский фронты в январе 1944 года прорвали блокаду и уничтожили врага.

Так же библиотекарь прочла ребятам рассказ В.Воскобойникова «900 дней мужества», в котором отражена эта трагедия, и показан образец стойкости человеческого духа.

Кроме того, ребята ознакомились с тематической выставкой «Блокада Ленинграда- боль и смерть».

Трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней- навеки останется в памяти потомков.

Победненская сельская библиотека

Ленинград… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Глинки и Бородина.

27 января исполнилось 72 года со дня освобождения от блокады города Ленинграда. Эта дата золотыми буквами вписана в историю государства Российского и отмечается, как День воинской славы. В Победненской сельской библиотеке этой дате был посвящен патриотический час « 900 дней мужества». Звук метронома, кадры кинохроники, музыка Шостаковича, фотографии и фотодокументы помогли ученикам седьмого класса Победненской МОУ представить, а многим и осознать ужас блокадного Ленинграда. Живой голос Ольги Бергольц и Агнии Барто, отрывки из книги Алеся Адамовича и Даниила.Гранина «Блокадная книга» , рассказ о нашем земляке Гуртовом М.В., участвовавшем в прорыве блокадного кольца, песня в исполнении Андрея Карганова сделали мероприятие интересным и запоминающемся.

Говорят, тот, кто не знает истории, вынужден ее повторить. Именно поэтому так важно вспоминать даже ее страшные моменты и периоды. К таким, бесспорно, относится блокада Ленинграда. Почти 900 дней жители города выживали в немыслимых условиях, пытаясь спастись от холода, голода и натиска фашистов. Попробуем понять, как грамотно написать сценарий: «Блокада Ленинграда». Что в нем озвучить, о чем промолчать и как рассказать об этом жутком периоде в истории России современным школьникам.

Исторические факты

Прежде чем начать писать сценарий, посвященный блокаде Ленинграда, стоит вспомнить, что это за период. Именно страшные факты, героизм обычных людей должны быть в нем отражены.

Во-первых, жители города до конца своих дней вспоминали суровую зиму 41-42 годов. В тот год было отключено отопление, не работала канализация, воды в кране не было. А между тем температура на улице редко поднималась выше -18 градусов. Благоустроенные дома, таким образом, превратились в огромные холодные склепы, практически непригодные для жилья. Спасались только так называемыми печками-буржуйками. За неимением дров топились такие печки книгами, мебелью и всем, что могло гореть.

Во-вторых, фашисты не только взяли город во вражеское кольцо, но и регулярно его обстреливали, а также сбрасывали бомбы. Больше 200 тысяч снарядов и бомб было сброшено на жителей Ленинграда.

Однако по статистике, от бомбежек погибло не более 3% жителей. Остальные скончались от тотального голода. И этот факт важно внести в сценарий. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. На тот момент в городе, в принципе, не было припасов. Очень быстро люди стали голодать и использовать в пищу:

  • мучной клей (им раньше клеили обои);
  • целлюлозу;
  • изделия из кожи (куртки и сапоги обжигали на огне и варили);
  • глицерин.

И многое другое, что сложно сейчас представить. Конечно, на стол попадали и домашние любимцы, и помойные крысы.

Блокадный хлеб Ленинграда

Отдельное внимание нужно уделить хлебу, который делили между собой горожане в те тяжелые дни. В начале оккупации цифры выглядели следующим образом:

  • рабочие получали 600 граммов хлеба;
  • служащие - 400 граммов;
  • дети - 300 граммов.

Это была норма на сутки. При этом хлеб не раздавался бесплатно, его надо было покупать, даже пока шла блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия будет более честным, если озвучить в нем этот факт.

Однако уже в конце ноября 41-го года норму снизили более чем в два раза:

  1. Рабочие стали получать по 250 граммов.
  2. Дети и иждивенцы - 125 граммов.

В тот страшный декабрь от голода скончалось свыше 50 тысяч человек. После чего норму немного повысили.

В этом году в нескольких городах России провели акцию «Блокадный хлеб Ленинграда». Людям предлагали сутки продержаться на 125 граммах хлеба. При этом повара старались максимально воссоздать его рецепт. Добавляли в тесто опилки, кору и целлюлозу. Акция нашла, как своих сторонников, так и ярых противников.

Впрочем, если позволяет бюджет, можно попробовать испечь для зрителей подобный хлеб. Это сделает более живым сценарий. Блокада Ленинграда - слишком тяжелый период в истории нашей страны, чтобы говорить о ней, используя только цифры и факты.

Дневники блокадного Ленинграда

Оживить сценарий помогут воспоминания очевидцев. Правда, надо выбирать отрывки, соблюдая некоторую цензуру. Слишком страшно читать эти записи. Особенно когда речь о детях и подростках, которые пытались выжить в период блокады.

17-летняя школьница Лена Мухина писала о своих планах на жизнь, о мечтах, о своих разговорах с мамой. Но чаще всего она писала о страшном голоде. И ждала, когда этот период закончится:

«Я куплю кило черного хлеба, кило пряников, пол литра хлопкового масла, - рассуждала девушка, - наемся до отвала. Потом мы с мамой напечем разных пирожков». Но даже таким простым желаниям не суждено было сбыться, мама умерла.

Читая дневники блокадного Ленинграда, понимаешь, как мало человеку надо для жизни и для счастья. Именно воспоминания очевидцев, особенно детей, были доказательством страшной вины фашистов перед советскими людьми.

В наше время бытует мнение, что школьников не надо знакомить с подобными дневниками. Но, к сожалению, в окруженном городе их было немало. На Нюрнбергском процессе был представлен дневник 12-летней Тани Савичевой. Это всего 9 страшных записей на листочках. Каждая из них - констатация смерти близкого человека. «Все умерли. Осталась одна Таня».

Именно поэтому выдержки из дневников должны попасть в сценарий: «Блокада Ленинграда».

Каким может быть сценарий блокады?

Итак, мы непосредственно подошли к вопросу о самом сценарии мероприятия. Тут надо отметить, что есть две памятные даты:

  • 8 сентября - день, когда Ленинград оказался в фашистском кольце;
  • 27 января - снятие блокады.

И вспоминать нужно обе. А значит, стоит рассмотреть, каким может быть сценарий: «Снятие блокады Ленинграда» и сценарий: «Жизнь в окруженном городе».

Если писать план празднования освобождения города, то лучше выбрать следующие формы:

  1. Сделать мероприятие в виде концерта.
  2. Группой посетить библиотеку.

Почти 900 дней жизни в «кольце» стоит показать:

  1. В качестве экскурсии по памятным местам.
  2. Попробовать воссоздать в форме ролевой игры.

Пусть никого не смущает слово «игра». Ведь только с помощью такого приема можно точнее понять, как тяжело приходилось горожанам в те страшные дни.

В любом случае, нужно обязательно рассказать о «дороге жизни» через Ладожское озеро. Именно по ней эвакуировали часть населения из Ленинграда, а также завозили продовольствие в оккупированный город.

Сценарий самой блокады

Чтобы наглядней показать, что такое блокада Ленинграда, сценарий мероприятия лучше разделить на две части. В первой показывать наши дни, во второй - период оккупации.

Ведущих также может быть двое. Допустим, мужчина и женщина:

Ведущая (делится с коллегой ). "Почти час выбирала в интернете сносный магазин с роллами. У одних доставка только через час, другие дополнительно напитки привезти отказываются. Это какой-то кошмар".

Выходит девочка, школьница.

Девочка . "Завтра пойдем в школу. Неделю назад нас окружили немцы. Они взорвали Говорят, там хранились мука и другие крупы. Но я помню только аттракцион «Американские горки». Осада города скоро закончится, и продукты привезут. Но этого аттракциона до конца войны не будет" (информация из дневников - примечание автора ).

Ведущий при этом может соглашаться со своей коллегой или, напротив, спорить с ней. Его задача озвучивать факты и цифры:

Ведущий. "В начале осады в Ленинграде находилось 2,5 миллиона горожан. И больше 300 тысяч жителей из области. В официальных документах пишут, что в городе погибли 650 тысяч человек. Однако после снятия осады в Ленинграде осталось чуть больше полумиллиона живых людей».

И на таком контрасте построить весь позволит обычному человеку немного погрузиться в страшную атмосферу блокады. Сравнить с нашими днями.

Мероприятие ко дню снятия блокады

Сценарий «Снятие Блокады Ленинграда» можно начать с 7-ой симфонии Шостаковича. Именно она звучала осенью 41-го года в филармонии. Уже измученные голодом и бомбежкой горожане шли на концерт:

Ведущий. " Гитлер готовил городу страшную участь. «Сравнять с землей», - можно прочитать сегодня в рассекреченном документе. Никакого интереса культурная столица России для так называемых арийцев не представляла. Уже 12 октября 1941 года немцы были уверены, что в городе не осталось живых людей. И тут зазвучала музыка.

Звучит 7-ая симфония Шостаковича. Пока чтец говорит, на сцену могут выходить актеры, играющие ленинградцев, солдат. Садиться и слушать.

Ведущий. "Дмитрий Шостакович дописал свою симфонию уже в окруженном немцами городе".

Солдат. " Я не мог целый день посвятить музыке. Этот день нужен фронту. Но я мог один час послушать концерт".

Ведущий. "Позже, в дневниках гитлеровцев мы прочитаем, что именно во время этого концерта они поняли, что Ленинград не сдастся. И оказались правы. 27 января 1944 года фашисты отступились от города. Этот легендарный день чтут все жители современного Санкт-Петербурга".

Получается, в те жуткие дни люди слушали музыку, ходили в зоопарки, дети посещали школы. Вырабатывали по несколько норм на заводе, как взрослые, так и школьники. Героизм рядового жителя очень важно внести в сценарий. Освобождение Ленинграда от блокады стало возможным потому, что горожане не сдавались.

Сценарий для школьников

Психологи спорят, с какого возраста можно рассказывать детям об ужасах войны. И конкретно об окруженном фашистами городе. Считается, что аккуратно можно начать рассказывать с 3-го класса.

В 9 лет ребята уже могут понять, что такое блокада Ленинграда. Сценарий при этом должен быть мягче, чем для взрослых. В нем не стоит рассказывать о:

  • каннибализме;
  • вопиющем садизме;
  • насилии.

Но в общих чертах о самом периоде рассказать нужно. Что же можно сделать:

  1. Провести экскурсию по памятным местам Ленинграда.
  2. Посетить библиотеку, где в картинках расскажут о событии.
  3. Посетить или самим организовать концерт, посвященный блокаде.

Чем старше школьник, тем насыщеннее будет программа мероприятия.

Экскурсия или ролевая игра

Сценарий, посвященный дню снятия блокады Ленинграда, может быть написан в разных жанрах. К примеру, как детективная история. Можно предложить школьникам несколько часов «прожить в осажденном городе». Сходить в школу, на работу, купить хлеб, а также пройтись по основным блокадным местам.

Где стоит побывать:

  1. В квартире (2-ая линия Васильевского острова, 13).
  2. У памятника герою-школьнику. Известно, что во время боя с фашистами Володя Ермак закрыл телом вражескую амбразуру. У советских солдат появилась возможность самим наступать на немцев.
  3. В зоопарке. За годы войны и блокады жители города не съели ни одного животного из зоопарка. Напротив, всячески старались им помочь выжить. Особенно тяжело было бегемотихе по кличке Красавица. Нехватка воды (как говорилось выше, водопровод одно время не работал) грозила ей смертью. Бассейн Красавицы заполняли водой из Невы.
  4. У памятника детям блокады (сквер на Наличной улице).
  5. У «Опасной стороны». В городе висело 4 таблички, предупреждающие, что «это сторона улицы» наиболее опасна при артобстреле. В настоящее время доска сохранилась на Невском проспекте.

Это далеко не весь список памятных мест, которые можно посетить. Если нет времени разрабатывать свой маршрут, можно воспользоваться услугами экскурсоводов Санкт-Петербурга.

В библиотеке

Конечно, находясь в Санкт-Петербурге, легче почувствовать, что такое блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия в библиотеке, составленный на основе воспоминаний, отрывков фильмов, а также исторических фактов, поможет рассказать об этом периоде школьникам из других городов.

Ведущим может выступить библиотекарь. Сначала рассказать о войне, самом осаждении города, о героизме ленинградцев. После рассказа можно показать кино об этом периоде. К примеру, документальный фильм Сергия Лозницы - «Блокада Ленинграда». Лента длится всего 17 минут, но дает очень четкое представление о том жутком моменте в истории нашей страны.

После можно вместе просмотреть вырезки из газет и журналов. Устроить небольшой коллоквиум (обсуждение). Прочитать стихи поэтов того времени. И почтить погибших минутой молчания.

В виде концерта

В свою очередь сценарий концерта «Блокада Ленинграда» можно условно разделить на три блока:

  • песни и танцы;
  • стихи.
  • сценки.

Таким образом, будут задействованы школьники всех возрастов, если речь идет о детях. Да и взрослым людям проще воспринимать информацию в виде концерта.

Песен об оккупационном городе написано немало. В концертную программу можно взять самые популярные. Например, «Балладу о Ленинграде», «Бессмертный Ленинград», «Балладу о Тане Савичевой». Помимо этого, подойдут любые военные песни 40-х годов. Под эти песни можно показывать кадры и фотографии города, поставить танцы, или их просто могут исполнить талантливые певцы.

Стихи о блокаде не составит труда найти и подобрать более подходящие. Если это школьное мероприятие, можно предложить ребятам самим выучить понравившиеся произведения.

Сценки также могут быть разнообразными. Во время представления можно читать дневники и воспоминания людей, переживших блокаду.

P.S. Зачем вспоминать этот период?

В настоящее время можно услышать, что город Ленинград (современный Санкт-Петербург) уже более 70 лет назад был освобожден от оккупации. И, наверное, пора забыть об этом печальном событии. Но это то же самое, что предложить армянам забыть о геноциде 1915 года или евреям об Освенциме.

Это был тяжелый и страшный период. Преступление против целого города: его мужчин, женщин и беспомощных детей. Забыть - это значит простить. Однако с психологической точки зрения, мы не имеем права прощать за других людей. За 630 тысяч погибших (а это только официальные цифры).

Помимо страха, этот период в истории подарил всей огромной стране веру. В мужество и героизм. Недаром ледяное озеро получило название «Дорога жизни». Ленинградцы показали, что бороться надо до последнего. И Советский Союз боролся. Неизвестно, как бы закончилась Великая Отечественная война, если бы не мужество тех храбрых людей из пасмурного города.