Научно популярное издание. Победитель рейтинга журнал National Geographic

Окт 16, 2013

Мы уже говорили о известных российских научно-популярных журналах, однако не стоит говорить, что Россия это не весь мир, а стало быть и за границей есть издания, которые могут удивить ничуть не меньше, а зачастую и куда больше, чем отечественные аналоги. Именно поэтому сегодня речь пойдет о научно-популярных журналах зарубежья.

Стоит отметить, что существует их огромное количество, но далеко не каждый ресурс или журнал могут похвастаться особенными достижениями или материалами, которые они публикуют. Для того, что бы отсеять зерна от плевел, мы будем говорить о самых знаменитых и именитых, о тех, кто доказал, что на первом месте всегда стоит качество материала. Перейдем к топ-5 научно-популярных зарубежных журналов.

5. Журнал Scientific American

На пятом месте — Scientific American — от меньшего к большему, таков сегодняшний девиз. И пятую позицию смело и уверенно занимает старейший научно-популярный журнал США, который вышел в свет еще в 1845 году — Scientific American.

Изначально Scientific American журналом как таковым не являлся, это была газета состоящая из четырех страниц в которой писали о новых изобретениях. Большую часть внимания газета уделяла отчетам патентного ведомства США, что не удивительно, так как ведомство было самым лучшим источником полезной информации на тот момент. Со временем журнал все более и более развивался, его объем увеличился, а писать стали не только о том, какие открытия произошли.

Кроме этого журнал в начале XX века отличился тем, что издал энциклопедию The Americana (которая считается одной из самых крупных энциклопедий на английском языке) в 16 томах. Интересно так же посмотреть и за тем, как журнал изменил свое направление в рамках выбора целевой аудитории.

Нельзя не отметить и тот факт, что существует отечественный вариант журнала — «В мире науки», который выходил с 1983 по 1993 год, а после остановки печати вновь запустился в 2003 году. Однако собрать такую же аудиторию ему не удалось, определить это не сложно, достаточно сравнить тираж классического «SciAM», который составляет около 500 тысяч экземпляров и чуть более чем 12 тысячный «В мире науки».

Наравне с печатной, существует и электронная версия журнала, найти ее в интернете не составляет никакого труда.

4. Научно-популярный журнал Discover

Четвертое место журнал Discover — изначально выбрал своей аудиторией непрофессионалов в мире науке, однако упростив концепцию подачи материала, журнал не стал использовать в своих публикациях материалы о различного рода «таинственных» явлениях таких как НЛО, снежный человек и пр. — Discover. По сути, цель журнала изначально можно было трактовать как поиск «золотой середины» между научными публикациями и легкими научно-популярными заметками. Впервые выйдя в 1980 году, журнал практически сразу смог завоевать доверие аудитории. Помимо того, что именно здесь публиковались довольно серьезные научные материалы, не забыли авторы и о том, что поможет заманить читателя. Именно такой приманкой и стали статьи о психологии и психиатрии. Впрочем, журналу было чем заинтересовать своего читателя. Одной из самых популярных рубрик стала «Скептично о», в которой автор попытался раскрывать мифы и подделки научного мира. Таким образом эта рубрика стала наиболее читаемой на протяжении нескольких лет. Однако через два десятилетия (в 2006 году) политика журнала претерпит видоизменения связанные со сменой руководства и многие из рубрик исчезнут, а дизайн журнала изменится.

Несмотря на то, что журнал на протяжении своего существования писал о серьезных вещах это не помешало возникнуть традиции «первоапрельского розыгрыша», когда одна статья выходила шуточной и по своей сути являлась мистификацией о чем писалось в следующем выпуске журнала. Впрочем не заметить ее было нельзя, но даже опровержение статьи-розыгрыша все равно вызывало негодование у читателей журнала.

Выходит журнал и на данный момент, однако выпускается лишь за рубежом, не имея русскоязычных аналогов. Владеющие языком могут почитать электронную версию, а для тех у кого со знанием английского не сложилось, можем посоветовать поискать в сети научно-популярные передачи на русском языке от журнала «Дискавер» (такие имеются).

3. Журнал Popular Mechanics

На третьей позиции стоит журнал Popular Mechanics (Популярная Механика), который имеет колоссальную популярность как за рубежом так и на территории СНГ, о его российском аналоге мы уже . Итак, встречайте — Popular Mechanics . Много говорить о данном журнале не имеет смысла, часть известна, а часть мы упоминали в прошлый раз.

Однако пару слов сказать все же стоит. Popular Mechanics выходит с 11 января 1902 года и является классическим представителем журналов научно-популярного жанра. Нынешний тираж составляет более 1 миллиона 200 тысяч копий, выпускает свои издания в некоторых странах мира (в том числе Россия, страны Южной Африки и другие). Существовало издание в Латинской Америке, однако его вынуждены были закрыть.

Не смотря на то, что тираж по сравнению с 80-ми годами XX века сократился, нельзя сказать, что журнал потерял аудиторию. Уменьшение тиража на 400 тыс в большей мере связан не с падением заинтересованности читателей, а с развитием интернета, который позволил создать электронные версии печатных вариантов изданий.

К слову сказать, сайт у англоязычной Популярной Механики имеется, а подписка на это престижное издание обойдется вам всего лишь в 12$ в год, а вот на отечественном аналоге сайта оформить подписку не получится, однако можно зарегистрироваться и свободно покупать журналы (старый номер - 59 рублей, новый - 99 рублей, а годовой архив обойдется в 590 рублей).

2. Научный журнал Popular Science

На втором месте в нашем топе стоит Popular Science , который являет собой настоящее воплощение популярной науки, на данный момент выпускается в 45 различных странах мира, более чем на 30 языках, имеет множество премий и наград - Popular Science.

Как и с журналом «Популярная Механика», в дополнительном представлении это издание не нуждается, однако не сказать ничего о нем тоже нельзя. Изначально журнал публиковал работы ученых-современников, таких как Дарвин, Хаксли, Пирс, Кеттел и прочих, однако популярность, «популярная наука» обрела не сразу. И если во время своего появления журналу удалось приковать к себе внимание, то с каждым годом его популярность угасала, пока, наконец, в начале XX века его не продали новому издателю (к слову, этим издателем был Джеймс Кеттел, статьи которого не единожды публиковались в Popular Science). Однако и это не помогло журналу и в 1915 он вновь был продан. Именно с этого времени и началась активная жизнь журнала и его расцвет. Практически через столетие Popular Science организовывает новаторский проект - букмекерская платформа для ставок на предсказание самых новых изобретений человечества.

Сейчас журнал является добился уважения и популярности, которая воздвигла его практически на вершину, по крайней мере по тиражу(1.323.041 шт. экземпляров - внушительно, не так ли?), Popular Science занимает на данный момент вторую строчку, а интересен он или нет уже судить вам.

1. Победитель рейтинга журнал National Geographic

Приз за первое место мы решили отдать журналу National Geographic — наконец-то мы добрались до издания, которое по нашему мнению заслуженно занимает лидирующую позицию среди научно-популярных журналов мира. National Geographic. Его издают во многих странах, журнал выпускается на 33 языках и не просто так добился такой популярности.

Появившись на свет в 1888 году, его родителем стало Национальное географическое общество, которое возникло всего за 9 месяцев до этого. Изначально публиковались лишь научные статьи, а иллюстрации не появлялись в журнале вплоть до 1905 года. Именно с 1905 года и начинается история журнала как научно-популярного.

С этим годом у журнала многое связано, однако самое ключевое, несомненно это появление в номере журнала фотографии загадочного и неизвестного в те времена Тибета. А ключевым событием это стало потому, что данные фотографии фактически спасли журнал от разорения и создали ему фирменный стиль. Примечательно то, что на территории России эти же фотографии люди увидели еще в 1901 году и лишь спустя 4 года авторы фотографий (российские путешественники — бурят Гомбожаб Цыбиков и калмык Овше Норзунов) продали свои работы National Geographic.

Современные средства популяризации научных знаний разнообразны. К ним относятся и кино, и телевидение, и радио, и периодическая печать. Особая роль принадлежит книжным и журнальным изданиям. В нашей стране издается множество научно-популярных журналов. Широко известны такие, как «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Природа» и др.

Наиболее фундаментальным средством популяризации продолжают оставаться книжные научно-популярные издания. В широком значении научно-популярным книжным изданием следует считать издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей в доступной для них форме.

В общем предметом содержания научно-популярного издания можно считать все, что имеет отношение к науке и научным исследованиям: результаты научных исследований, научную область, в которой проводятся (проведены) исследования; объект исследования; научную проблему (задачу), цель и метод исследования; условия, в которых проводятся исследования, и используемые аппаратура и материалы; факты, составляющие основу исследования (науки), включая данные наблюдений и экспериментов, открытия, изобретения, теории, законы, гипотезы и др. Характеризуя предмет содержания научно-популярного издания, можно сказать словами Н. Г. Чернышевского: «...Популярные книги перечеканивают в ходячую монету тяжелый слиток золота, выплавленный наукою».

Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. Она должна определяться потребностями и задачами общества, интересами и спросом читателей. С этим связаны целевое назначение и функциональные свойства научно-популярных изданий.

Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей. Что касается функциональных свойств, то они весьма разнообразны.

Важнейшей функцией научно-популярной книги является популяризация и пропаганда научных знаний. Именно это в самом общем определении составляет целевое назначение рассматриваемой книги. Данная функция, наряду с просветительской и ознакомительно-образовательной, во все времена являлась ведущей. Пропагандируя научные знания, ученый передает массам последнее слово в науке и тем самым знакомит их с этим новым знанием, способствуя повышению их образовательного уровня и решая просветительскую задачу. Научные знания духовно обогащают читателя научно-популярной книги, пробуждая в нем дальнейший познавательный интерес, способствуют развитию его творческой инициативы, наконец, приобщают к знанию. Широко известен призыв Н. К. Крупской к ученым прийти на помощь рабочим в их учебе. В своих выступлениях в печати и в переписке с известными учеными она приглашала их отдавать свои знания народу. Ее обращения были адресованы С.И. Вавилову, В.Л. Комарову, А.Н. Баху, Н.Д. Зелинскому, А.Е. Ферсману и др.

Одной из главных целей научно-популярной книги является формирование научного мировоззрения читателя. Мировоззренческая функция предполагает изложение в научно-популярной книге естественнонаучных знаний и законов природы, освещение достижений в разработке теоретических проблем, открывающих новые перспективы науки и на ее основе новые возможности прогресса производства. Примерами научных решений, оказавших особое влияние на понимание объективной реальности мира, были теория естественного отбора Дарвина, периодический закон Менделеева, учение об условных рефлексах Павлова.

Соединение науки и демократии как условия формирования научного мировоззрения было программой научного творчества К. А. Тимирязева. Он утверждал, что цели и потребности науки и демократии, истинной науки и истинной демократии, одни и те же. Цели формирования научного мировоззрения читателей послужила и популяризаторская деятельность К.А. Тимирязева по распространению дарвинизма. Благодаря его мастерской пропаганде «Теория происхождения видов» Ч. Дарвина получила в нашей стране быстрое и широкое признание.

Реализация функции формирования научного мировоззрения непосредственно связана с приобщением человека к научным знаниям, воспитанием у читателя восприимчивости, понимания сути науки, научно-технического прогресса. Популярные издания по искусству выполняют важную функцию эстетического воспитания.

Для каждого, кто следит за развитием науки, научно-популярные издания, независимо от того, относятся ли они к техническим, гуманитарным наукам, к искусству или другим отраслям научного познания, нужны и полезны как средство расширения научно-познавательного кругозора. Эта их функция имеет не менее широкое значение, чем перечисленные выше. Во всяком случае можно предполагать, что цель ознакомиться с последними достижениями науки достаточно часто выступает в качестве стимула для прочтения различных изданий и особенно журнальных и газетных статей и заметок, а также для прослушивания сообщений по радио или просмотра телепередач.

Содействие расширению у читателей научно-познавательного кругозора может быть связано с выполнением научно-популярным изданием и других функций: содействия решению читателем практических задач; профессиональной ориентации читателя; адаптации его к определенным условиям и др. Важность предоставляемых научно-популярным изданием возможностей будет зависеть от целей действия и интересов читателя, а также от его стремления к реализации полученных сведений.

Названные функциональные свойства научно-популярного издания должны быть учтены при подготовке издания к печати. Необходимо видеть, какому читателю адресуется издание. Понятно, что вопрос о профориентации, к примеру, может быть актуальным в первую очередь для молодых людей, вступивших на путь самостоятельной жизни и работы.

Известны точки зрения, согласно которым научно-популярное издание должно выполнять информативные функции. Это не вызывает возражений. В принципе любая книга является средством фиксирования, хранения и передачи информации.

Оценивая таким образом научно-популярную книгу, следует признать ее как средство научной коммуникации. Конечно, не в таком качестве, как научная книга. Ее можно рассматривать в качестве источника научной информации не только в сфере отечественной науки, но и науки зарубежной. Поэтому важно (и об этом следует заботиться редактору), чтобы научная популяризация не обходила стороной достижения мировой науки.

Еще сравнительно недавно научно-популярная книга адресовалась большей частью читателю, не имеющему систематического образования. Авторы научно-популярных книг при изложении научного материала шли по пути упрощения, приводили возможно больше элементарных понятий из физики, химии, астрономии, математики, геологии, биологии и других наук, которые являются базовыми для естествознания и техники, и давали им популярное толкование.

В современных условиях задачи научной популяризации расширились и усложнились, потому что «вырос» и сильно изменился читатель. Расширились, как было показано, и функции научно-популярной книги. В ней нуждаются не только широкие массы читателей, но и ученые и специалисты самых разных направлений. Она нужна тем, кто учится, и тем, кто окончил учебное заведение. Нужна она и в послевузовском образовании. На этом этапе знания дает самостоятельная работа, и этому помогает научно-популярная книга. Проблемы современной науки и техники в широком плане интересуют и врача, и педагога, и юриста, и артиста, и художника.

Таким образом, получается, что ныне научно-популярная книга стала всеобщей потребностью. Вместе с тем очевидно, что она не может быть единой для всех. Следовательно, редактору необходимо отчетливо представлять уровень подготовки и потребности конкретных групп читателей. Только при этом условии можно обеспечить читателя нужной ему книгой.

Строгое деление читателей научно-популярной книги по группам - дело трудноразрешимое. Ее читательская аудитория включает всех - от школьника до ученого. Это - по образовательному уровню, возможностям восприятия научных знаний и целям их получения. Существуют и другие факторы, обусловливающие потребности в научно-популярных книгах: характер постоянных занятий, специальность, отношение читателя к той области научных знаний, которую отражает книга (непосредственное, косвенное и т.п.), возраст, познавательные склонности и многое другое.

Выявление читательских потребностей осуществляется путем маркетинговых исследований.

Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.

Массовый читатель весьма разнообразен, и его деление на какие-либо определенные группы, возможно, во многом условно. Можно обозначить значительную читательскую категорию, которую представляют люди, обладающие достаточно высокой общей подготовкой, в том числе имеющие высшее профессиональное образование, которые следят за развитием науки, техники, искусства, проявляют систематический интерес к достижениям научно-технического и общественного прогресса. В научно-популярной книге эти читатели ищут ответы на актуальные вопросы мироздания, бытия, духовной жизни. Их интересы могут быть обусловлены потребностью дальнейшего самообразования, желанием заполнить досуг полезным чтением. Наравне с любознательностью ими может владеть склонность к познавательной деятельности, к анализу, обобщению и оценке новых научных и технических достижений, а также к выявлению возможностей их использования.

Другую группу составляют читатели, которые имеют общее, цельное представление о мире и интересуются новыми знаниями о нем в порядке самообразования и с желанием более широкого его познания. Такими читателями могут быть люди со средним образованием и определенным жизненным опытом. Для них научно-популярная книга может представлять ценное пособие при решении практических вопросов. Конечно, тут дело не только в образовании. О нем приходится упоминать главным образом постольку, поскольку редактор должен учитывать при создании книги возможности ее прочтения и восприятия читателем. В принципе читатели, которых мы относим к данной группе, - это люди начитанные, порой обладающие систематическими знаниями предмета и устойчивым определенным мировоззрением.

Широкую массовую группу представляют учащиеся всех видов и форм образования - от младшего школьника до студента - выпускника вуза. Очевидно, что эту группу следует рассматривать, подразделяя ее на ряд подгрупп хотя бы по образовательным и возрастным признакам. Можно также учитывать психологический настрой, познавательный интерес, которые во многом зависят от ступени обучения, возраста, пола.

Для учащихся научно-популярная книга может представлять специальный интерес в качестве обучающего средства, которое дополняет обязательные учебные издания и служит расширению программных знаний.

Рассматривая категорию читателей, которую составляют специалисты из смежных отраслей, нужно учитывать одну из особенностей современной науки и техники. В ходе научно-технической революции осуществляются дробление функции и структуры производства, дифференциация наук. Но преобладающей и определяющей является другая тенденция - интеграция, ведущая к становлению науки как единой сложной системы. С одной стороны, на стыках двух, даже трех традиционных наук возникают новые (биохимия, физико-химическая механика). С другой стороны, рождаются науки синтезирующего характера, объединяющие ряд далеко отстоящих наук, нередко естественных и гуманитарных (кибернетика, науковедение), и происходит взаимопроникновение методов исследования. Например, в результате математизации наук возникли математическая геология, математическая лингвистика. Все чаще решаются проблемы, требующие знаний в области ряда наук (бионика).

Еще одним примером является развитие и применение в различных сферах, в том числе в самой науке, новых информационных технологий, широкая информатизация всего общества.

Ученые признают, что современная наука развивается так стремительно, стала настолько сложной и многогранной, что человек, чтобы в полную меру жить жизнью своего времени, не может обойтись без научных знаний, популярно изложенных. Вот мнение академика Б. М. Кедрова: «...В большинстве своем ученые знакомятся с достижениями коллег из других отраслей, с новинками советской и мировой науки через популярную литературу. Ныне в той же химии фронт исследований настолько широк, что ученый с правого фланга вряд ли уяснит... что творится на левом». Следовательно, можно сказать, что одной из новых функций научно-популярной книги является взаимная информация ученых и инженерно-технических работников о состоянии и проблемах, о достижениях и новых методах исследования, применяемых в самых разнообразных отраслях знаний.

"

Популяризация науки в России бурно развивается, и мне кажется, что нам всем повезло жить в такое время, когда действительно есть что почитать. Расскажу о разных СМИ - по профессии знаю, что их есть великое множество, и каждый обязательно выберет себе что-нибудь по душе. Всё зависит от того, кто вы и что вы ищете:)

Сама я работаю в молодом (но не менее прекрасном от этого) издании Indicator.ru , где мы пишем обо всяких разных науках и технологиях , стараемся делать это быстрее и качественнее всех, а ещё публикуем эксклюзивные интервью (также и с нобелевскими лауреатами), аналитические тексты по самым животрепещущим вопросам, красивые видео , милые тестики , завораживающие картинки дня, каждый день рассказываем об истории науки - и умеем шутить, что тоже немаловажно. Мы обожаем свою работу и хотим делиться этими замечательными вещами со всем миром. Вот тут мы есть ВК , если что.

Но это не значит, что я собираюсь от вас скрывать кучу других классных изданий и сайтов со своим характером и своими хорошими. Например, существует такой elementy.ru - отличный сайт, где тексты подробно пересказывают научные статьи, и пишут их чаще всего ученые, а не журналисты, но так, что и стиль не страдает. Среди них, например, обитает Александр Марков (если вы понимаете, о ком я).

Замечательный бумажный журнал с шершавой обложкой, который делает команда людей с горящими глазами - "Кот Шрёдингера ". Нацелен он больше на подростковую аудиторию, но почти в каждом взрослом живёт ребёнок, правда ведь?

Есть и тематические вещи. Так, серьёзно шарящим в биологии понравится biomolecula.ru (чаще всего там пишут сами учёные), а любящим при этом иронию - "Батрахоспермум " (водоросль такая, а вы что подумали?). Любители холиварить на тему эволюции Homo sapiens найдут много ценных аргументов на antropogenez.ru , а желающие лучше разобраться в работе мозга оценят "Нейроновости ", а интересующиеся медициной - www.fleming.pro .

Гуманитарии и искусствоведы найдут темы себе по душе на "Арзамасе "и на "Магистерии " (о печатных журналах для них, к сожалению, я осведомлена меньше).

Любителям завораживающих видов и историй со всех концов Земли (и не только) понравится старейший русский научно-популярный журнал "Вокруг света " и чем-то похожий National Geographic в его русскоязычной версии. Ещё один журнал с историей - "Наука и жизнь ". А вот "Химия и жизнь " в чём-то (например, в публикации на своих страницах также и рассказов) до сих пор сохранила черты типичного "толстого" журнала 19 столетия. И это совсем не плохо - кому-то нравится. А для тех, кто без ума от машинок, но хочет и о науке почитать, подойдёт "Популярная механика ", тоже имеющий бумажную версию.

Есть и огромная куча блогов и сайтов, которые ведёт фактически один человек - например, metkere.com Ильи Кабанова, или вот блог истории медицины . Тут просто глаза разбегаются - да и не знаю, ищете ли вы блоги.

13. Работа редактора над научно-популярным изданием

Научно-популярное издание – издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей в доступной для них форме.

Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. В общем предметом содержания научно-популярного издания можно считать все, что имеет отношение к науке и научным исследованиям. Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей. Важнейшие функции научно-популярной книги: -) популяризация и пропаганда научных знаний; -) формирование научного мировоззрения читателя; -) эстетического воспитания (воспитание у читателя восприимчивости, понимания сути науки, НТП); -) содействия решению читателем практических задач; -) профессиональной ориентации читателя; -) адаптации его к определенным условиям и др.

Строгое деление читателей научно-популярной книги по группам - дело трудноразрешимое. Ее читательская аудитория включает всех - от школьника до ученого. Это - по образовательному уровню, возможностям восприятия научных знаний и целям их получения. Существуют и другие факторы, обусловливающие потребности в научно-популярных книгах: характер постоянных занятий, специальность, отношение читателя к той области научных знаний, которую отражает книга (непосредственное, косвенное и т.п.), возраст, познавательные склонности и многое другое. При самом общем подходе принято считать, что читателем научно-популярной книги является неспециалист. Речь идет о человеке, который не является специалистом в какой-нибудь области вообще и в том числе в той, с которой связана тема книги. Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.

При формировании концепции издания редактору следует обращать особое внимание на специфику читательского адреса научно-популярной книги, который, несмотря на попытки его дифференцировать, является во многом расплывчатым, особенно в его срединной части, которая ограничена, с одной стороны, читателем-школьником, с другой - читателем-специалистом.

В книговедении нет однозначного взгляда на классификацию научно-популярных изданий. Можно выделить следующие виды .

Научно-популярная монография . Как во всякой монографии, в ней должны быть изложены сведения по одной проблеме, теме. Это, например, какое-либо открытие, изобретение, создание теории, проблема научного поиска, проблема становления и развития науки и др. Научно-популярная монография может иметь ряд разновидностей.

-) монография, проблемой или темой которой является научное достижение в одной, конкретной, относительно узкой области науки;

-) монография, которая охватывает широкий круг проблем и направлений в науке или какой-либо период ее развития, она имеет ретроспективно-аналитический характер;

-) научно-биографическая монография: творческая биография ученого, формирование его мировоззрения, характеристика его вклада в науку;

-) научно-биографическая монография, посвященная научному путешествию. В научных экспедициях или в одиночку ученые делают географические открытия, собирают ценные коллекции растений и животных, составляют их описания. Примером может стать путешествие Миклухо-Маклая.

Сборники научно-популярных произведений составляется из научных статей, воспоминаний, эссе, выдержек из официальных документов, очерков.

Можно также выделить такие виды, как научно-популярные журналы , энциклопедии , справочники .

С одной стороны, перед редактором стоит задача оценить научность содержания, с другой - приемы его отображения, обеспечивающие популяризацию.

Научность содержания нужно понимать как соответствие приводимых в научно-популярном произведении фактов требованиям, которые предъявляются к фактам научным. Фактический материал, на котором строится научно-популярное произведение, должен быть точным, достоверным, обоснованным и опираться на результаты научного исследования. Научность предполагает также соответствие авторской концепции выводам теоретических и экспериментальных исследований, относящихся к соответствующей сфере науки.

Популяризация направлена на облегчения понимания и восприятия материала и активизацию творческого мышления читателя. Важно, чтобы при чтении научно-популярной книги преобладали познавательный интерес и желание овладеть содержанием.

Существует 2 способа изложения материала, которые используются в НП издании: 1) описательно-повествовательный: читатель – пассивное звено, его информирую, ему что-то описывают, иллюстрируют; позволяет снять информацию); 2) проблемно-аналитический: рассчитан на активное восприятие читателем сообщаемой информации, автор представляет известное в такой форме, как будто знание рождается на глазах у читателя, т.о. читатель-соавтор, сотворец.

Условием популяризации является доступность изложения. Однако она не должна попадать под рубрику упрощенчества, которая искажает представление о природе предмета. Оценивается с учетом того, не перегружено ли изложение трудно воспринимаемым материалом. У любого изложения должен быть порог сложности: читатель должен идти от простого к сложному постепенно.

Эффективный способ обеспечения доступности – метафорическое подкрепление восприятия, сравнение с известным примером. Мысль подобна облаку, которое проливается дождем слов. Метафора может прояснить, а может увести от сути явления. Она должна не затемнять, а прояснять смысл понятия.

Основные приемы популяризации: 1) приемы изложения, которые ориентированы на читателя определенного возраста или обращены к его профессиональным интересам, учитывают его образовательный уровень; 2) отсутствие сложных формулировок; 3) образное моделирование дефиниций не в ущерб точности информации; 4) соблюдение принципа от известного к неизвестному, от простого к сложному; 5) конкретность и лаконичность изложения (маленькими главами – прием дробления инф. на блоки, что делает инф. более читаемой); 6) пояснение единичного факта на фоне общей картины.

Конкретные приемы популяризации: 1. Наличие авторских отступлений: оценки существующих позиций по вопросу и их комментарии. 2. Изложение в форме беседы с читателем, читатель вовлекается в диалог, создание проблемы, втягивание читателя. 3. Иногда автор предлагает точку зрения чит-лю только для того, чтобы потом ее опровергнуть, (провокация). 4. Познавательный интерес читателя стимулирует исторический материал: гипотезы, время их выдвижения, легенды, мифы, предания. 5. Приветствуются интригующие заглавия: «В своем ли мы имени?» . 6. Заглавия рубрик могут оформляться как прямое обращение к читателю (призыв, предупреждение). 7. Широко распространены заглавия в виде вопросов с воскл. Знаком, они часто усиливают парадокс: «Эйнштейн был неправ?» . 8. Прецедентные тексты (цитаты, высказывания политиков и т.д.): Хранит меня мой талисман? . 9. Эпиграфы (выполняют функцию подзаголовка). 9. Вводные эпизоды – вводят основное изложение, иногда представляют собой переложение рассказа, легенды, иллюстрацию научного факта.

Экспрессия и индивидуальность . Каждый автор научного текста (если он личность креативная и эмоциональная) сочетает те средства экспрессии, которые связаны с логикой научного изложения, обеспечивают его связность и те средства выражения авторской позиции, которые несут в себе элемент его субъективного стиля.

Языковые и стилистические средства создания экспрессии: 1. Образные, эмоционально-оценочные единицы, слова и фразеологизмы. 2. Использование перефраз – замена слова словосочетанием (СПб – город на Неве ), образным словосочетанием. 3. Олицетворение (рождение вселенной ). 4. Сравнение (один из самых распространенных). 5. Риторические вопросы (Куда смотрят прогнозисты? ). 6. Присоединительные конструкции, кот-е придают т-ту эмоциональную выразительность (несамостоятельные синтаксически, используется ассоциативная цепь). А как обстоит дело с экспериментами, которые якобы подтверждают теорию относительности? Кем проводились эти эксперименты? Когда? Где? . 7. Проявление юмора, иронии, каламбур (теория эволюции претерпевает существенную эволюцию; имена бед – это уже беда ). 8. Широкое использование элементов разговорного стиля: свободный порядок слов, много окказионализмов (прилетельцы вместо пришельцы ), разговорная лексика (зациклиться ), разговорная фразеология (худо-бедно ).

Характер использования терминологии в НП стиле . Не приветствуется использование узкоспециальных терминов. Если вводятся, то должны быть пояснены. Способы введения терминов: 1. Объяснение этимологии (факсИмиле (от лат. Fac simile – делай подобное) ). 2. Приведение известных читателю примеров после определения термина (отсечение окончания может быть способом образования нового слова. Этот способ называется дефлексацией. Например, лиса – лис ). 3. Полное определение термина не приводятся, но называются самые характерные признаки понятия, важные для автора (бериллий – легчайший металл Земли ). 4. Расшифровка понятия в скобках одним двумя словами, как бы мимоходом (прояснение мотивированности слова (или народная этимология) – излюбленный прием в языке детей ). 5. Рассматривая понятие или явления автор не сразу называет его, а как бы заставляет читателя самого вспомнить этот термин, и лишь потом называет его. 6. Раскрывая содержание понятия, автор может приводить все общепринятые его обозначения (пирит, железный колчедан, серный колчедан ).

Важную роль в структуре и композиции научно-популярной книги выполняет различного рода иллюстративный материал . По характеру отражения реальной действительности его можно разделить на научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фотографии). Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресу издания, быть понятными и доходчивыми, излишнее наукообразие графиков и схем снижают действенность текста, который они сопровождают. Как и во всякой другой книге, в научно-популярной большое значение имеют подписи под иллюстрациями и связь иллюстраций с текстом. Более того, в научно-популярной книге подписи могут выполнять дополнительную информационную функцию, расширяя основной текст и, по сути, являясь самостоятельным текстовым фрагментом.

Аппарат является обязательной составной частью научно-популярного издания. Его предназначение состоит в том, чтобы идентифицировать издание и обеспечить его успешное отыскание в литературном массиве, представить издание читателю и сориентировать его в содержании и структуре издания, создать условия для удобного, надежного и быстрого поиска сведений в издании, дать читателю информацию о дополнительных источниках по теме издания, а также для выполнения других задач, относящихся к пользованию изданием.

Научно-популярная книга должна не только представлять читателю новые научные знания, но и помочь ему понять их и овладеть ими. К какому бы виду ни относилось научно-популярное издание, в процессе его подготовки редактор должен помочь автору использовать те виды справочного аппарата (словарь терминов, хроника открытий, список рекомендуемой литературы и т.п.), которые способствуют объяснению и систематизации содержания книги и намечают путь дальнейшей самостоятельной работы читателя. В то же время от редактора требуется принять меры, чтобы издание имело достойное оформление.

Научно-популярное издание

Научно-популярное издание (НПИ) -- издание, содержащее сведения о теоретических или экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту. Кушнаренко Н.В. Делопроизводство: Учебное пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

Целевое назначение НПИ -- распространение и пропаганда научных и иных специальных знаний в области науки, техники, производства, в том числе их истории. Они содержат сведения научного или прикладного характера, но не во всем объеме, а только в виде общих законов, понятий, выводов, знание которых необходимо обществу в целом. Райцхаум А.Л. Функции научного издания//Секретарское дело. - 2001 - №2.

По читательскому адресу НПИ подразделяются на издания, рассчитанные: 1) на массового читателя; 2) на лиц, не являющихся специалистами в данной области; 3) на специалистов, работающих в смежных областях науки; 4) на практических работников, желающих использовать результаты научных исследований в своей профессиональной деятельности.

Среди НПИ наиболее распространены научно-популярные монографии, очерки, тематические сборники, серии, избранные сочинения, обзоры, энциклопедии.

Научная монография содержит всестороннее изложение научно-популярным языком результатов исследования научной проблемы.

Научно-популярный очерк -- описание научно-популярным языком отдельных периодов истории науки, техники, производства.

Тематические сборники научно-популярного изложения могут быть посвящены отдельной актуальной проблеме науки либо носить подытоживающий характер.

Многотомные издания посвящены проблеме, требующей подробного описания или многоаспектного раскрытия.

Научно-популярный обзор содержит вторичную научную информацию, представляющую собой описание научно-популярным языком совокупной характеристики современных достижений науки, техники, культуры, производства. Эти виды НПИ предназначены для ознакомления с ними специалистов и неспециалистов.

Научно-популярная энциклопедия -- это популярное изложение в систематизированном виде содержания лексических единиц определенной отрасли знания. Она обеспечивает ориентацию неспециалистов в понятийном аппарате отрасли знания.

Структура и справочный аппарат НПИ имеют ряд особенностей. Характер предисловия к изданию во многом зависит от конкретного адресата. Научные термины используются крайне умеренно. В изданиях, рассчитанных на читателей с начальной подготовкой, имеются контрольные вопросы, список рекомендованной литературы. В изданиях, ориентированных на более подготовленного читателя, представлены научные произведения. ПИ представляют собой, как правило, малообъемные издания с большим количеством иллюстраций. Среди них большой процент брошюр. В книгах по естественным и прикладным наукам в качестве иллюстраций нередко применяется карикатура -- рисунок, в котором в юмористической форме изображаются различные явления и процессы. НПИ выходят в основном в сюжетно-шрифтовых многокрасочных обложках.