Какой самый сильный корабль в мире. Атомный крейсер «Петр Великий». Самые большие корабли в мире: критерии отбора


Самый крупный: авианосцы типа «Нимиц»

Страна: США
Спущен на воду: 1972
Водоизмещение: 100000 т
Длина: 332,8 м
Мощность полного хода: 260000 л.с.
Скорость полного хода: 31,5 узла
Экипаж: 3184 чел.

В настоящее время самый крупный надводный корабль в мире – тяжелый атомный авианосец типа «Нимиц». Головной USS Nimitz был спущен на воду 13 мая 1972 года и вступил в строй ВМС США тремя годами позже. Всего построено десять кораблей, названных в честь известных американских политических деятелей. Честер Нимиц, давший свое имя всей серии, был главнокомандующим Тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны. По своей архитектуре «Нимиц»– гладкопалубный корабль с угловой полетной палубой. Площадь полетной палубы– 18200 м2. Корабль имеет надводную и подводную конструкционную защиту. Днище защищено бронированным настилом второго дна и третьим дном. Четырехвальная главная энергетическая установка включает два водоводяных ядерных реактора и четыре главных турбозубчатых агрегата.

Конструктивно корабли класса «Нимиц» одинаковы, однако шесть последних имеют увеличенные водоизмещение и осадку. Период перезарядки топливом их ядерных реакторов – до 20 лет. Основу вооружения авианосцев типа «Нимиц» составляет авиация: «Джордж Буш» – последний, десятый корабль авианосцев типа «Нимиц» – введен в боевой состав ВМС США 10 января 2009 года. Он стал «переходным» кораблем к новому поколению авианосцев класса Gerald R. Ford.

Самый оригинальный из современных: тримаран USS Independence

Страна: США
Спущен на воду: 2008
Водоизмещение: 2784 т
Длина: 127,4 м
Скорость полного хода: 44 узла
Экипаж: 40 чел.

Самым необычным боевым кораблем в мире является, пожалуй, американский тримаран Independence (LCS-2). К 2035 году американцы планируют постройку до 55 кораблей этого класса двух типоразмеров – малого (до 1000 т) и большого (2500–3000 т), но на сегодняшний день готов лишь первый корабль, «основатель» нового класса. Он был спущен на воду в 2008 году, а в январе 2010 года поступил на службу ВМС США. Своеобразный дизайн тримарана продиктован необходимостью построить максимально скоростной военный корабль; корпус разработала компания Austral, уже испытавшая эту концепцию на гражданском пароме Benchijigua Express, курсирующем между Канарами, Тенерифе, Гомерой, Иеррой и Пальмой в Атлантическом океане. Independence – это боевой корабль прибрежной зоны, способный разгоняться до 50 узлов (90 км/ч) и проводить боевые операции при пятибалльном волнении моря («неспокойное море», высота волны 2,5–4 м). Основной классовый конкурент тримарана – корабли класса Freedom, разработанные компанией Lockheed Martin. Последние имеют классическую компоновку. Что лучше – покажет время.

Самый большой из неавианесущих: «Петр Великий»

Страна: Россия
Спущен на воду: 1996
Водоизмещение: 25 860 т
Длина: 250,1 м
Мощность полного хода: 140 000 л.с.
Скорость полного хода: 32 узла
Экипаж: 635 чел.

Мощнейший на сегодня неавианесущий корабль – российский атомный крейсер «Петр Великий», относящийся к серии крейсеров проекта 1114 «Орлан». Первый корабль этого проекта, тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) «Киров», был спущен на воду в 1977 году и передан флоту в 1980-м. Сегодня в строю лишь «Петр Великий», остальные три крейсера проходят модернизацию, а пятый ТАРК проекта («Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») так и не был заложен из-за распада СССР. «Петр Великий» предназначен для уничтожения авианосных групп противника; он был заложен в 1986 году и передан флоту в 1998-м. Его дальность плавания практически неограничена, а крылатые ракеты П-700 «Гранит» способны поражать цель на расстоянии до 550 км. Энергетическая установка крейсера оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 МВт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами.

Самый совершенный ракетный крейсер: ракетные крейсеры типа «Тикондерога»

Страна: США
Спущен на воду: 1980
Водоизмещение: 9750 т
Длина: 173 м
Мощность полного хода: 80 000 л.с.
Скорость полного хода: 32,5 узла
Экипаж: 387 чел.

Крейсеры класса «Тикондерога» считаются наиболее опасными среди судов такого типа. Они спроектированы с учетом работы в условиях применения массового поражения и способны вести бой при семибалльном волнении. На «Тикондерогах» применяются две установки вертикального пуска по 61 ракетной ячейке каждая; типовую их загрузку составляют 26 крылатых ракет «Томагавк», 16 ПЛУР ASROC и 80З УР «Стандарт-2». С 1981 по 1992 год на воду спущено 27 ракетных крейсеров этого класса, пять из них уже списаны; к 2029 году планируется полностью заменить класс «Тикондерога» новым поколением ракетных крейсеров.

Самый известный корабль второй мировой: линейный корабль «Бисмарк»

Страна: Германия
Спущен на воду: 1939
Водоизмещение: 50 900 т
Длина: 251 м
Мощность полного хода: 150 170 л.с.
Скорость полного хода: 30,1 узла
Экипаж: 2092 чел.

«Бисмарк» был одним из самых совершенных и мощных кораблей Второй мировой, головным кораблем класса «Бисмарк» (вторым линкором серии стал «Тирпиц»). Даже сегодня тип «Бисмарк» входит в тройку крупнейших линкоров всех времен, уступая лишь «Айове» и «Ямато», построенным несколько позже. Мощное вооружение (в том числе восемь 380-мм пушек) позволяло «Бисмарку» противостоять любому кораблю подобного класса. Правда, первый же рейд нового линкора обернулся его гибелью: после того, как «Бисмарк» потопил флагмана английского флота линкор «Худ», за немецким гигантом открыли целенаправленную охоту и уничтожили явно превосходящими силами.

Самый крупный линкор: линкор типа «Айова»

Страна: США
Спущен на воду: 1942
Водоизмещение: 45 000 т
Длина: 270,43 м
Скорость полного хода: 33 узла
Экипаж: 2637 чел.

Американский линкор типа «Айова» – самый крупный надводный корабль в мире до эпохи постройки ударных авианосцев. Его создатели достигли максимального сочетания вооружения, мореходных качеств и средств защиты. Всего было построено четыре линкора этого типа: «Айова», «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин». Вошли в боевой состав ВМС США в 1943 году, выведены из боевого состава в 1990-м. Принимали участие во Второй мировой, в войнах в Корее и Вьетнаме, а после модернизации с установкой в дополнение к орудиям главного калибра (406 мм) противокорабельных комплексов «Гарпун» и крылатых ракет типа «Томагавк» наносили высокоточные удары по береговым объектам в ходе операции «Буря в пустыне».

Самый современный боевой корабль: Type 45 Daring

Страна: Великобритания
Спущен на воду: 2006
Водоизмещение: 8100 т
Длина: 152,4 м
Скорость полного хода: 29 и более узлов
Экипаж: 195 чел.

Самым современным и совершенным боевым кораблем в мире на сегодняшний день считается британский эскадренный миноносец типа 45 («Дэринг»). На данный момент в распоряжение британского флота поступили первые два «Дэринга» – Daring D32 и Dauntless D33. Эти корабли предназначены, в первую очередь, для противовоздушной обороны в зоне действия флота, а системы корабля способны координировать действия прибрежной авиации. С другой стороны, дальность плавания свыше 5000 морских миль позволяет 45-му типу быть достаточно мобильной автономной платформой для размещения комплексов ПВО в любых точках планеты.

Самый первый серийный беспилотный: Protector

Страна: Израиль
Запущен в серию: 2007
Длина: 9 м
Скорость полного хода: 50 узлов
Вооружение: оружейная платформа typhoon weapon system с возможностью установки 7,62-мм пулемета, 12,7-мм пулемета или 40-мм гранатомета

В 2007 году израильская компания Rafael Advanced Defense Systems Ltd запустила в серийное производство беспилотный катер Protector («Защитник»), который стал первым беспилотным боевым плавсредством, поступившим на вооружение, причем не только в Израиле, но также в Сингапуре. Рассматривается и вариант постановки его на вооружение в ВМС США. Основное назначение беспилотного катера – разведка и патрулирование прибрежных территорий, когда использование обычных средств опасно для личного состава.

Лучший корабль первой мировой: Паротурбинный эскадренный миноносец «Новик»

Страна: Россия
Спущен на воду: 1913
Водоизмещение: 1260 т (1620 т после
модернизации)
Длина: 102,43 м
Мощность полного хода: 42 000 л.с.
Скорость полного хода: 37 узлов
Экипаж: 117 (168 после модернизации) чел.

Долгие годы эскадренный миноносец «Новик», спущенный на воду в 1913 году, считался лучшим в мире кораблем своего класса – самым быстроходным, неуязвимым, маневренным. 21 августа 1913 года (еще до официального представления публике) на мерной миле корабль достиг скорости 37,3 узла– на тот момент это являлось мировым рекордом. «Новик» изначально рассчитывался на несение 60 шаровых мин без компенсации веса, в то время как с его английских конкурентов, для того чтобы принять на борт такое количество, приходилось снимать кормовую пушку и кормовой двухтрубный торпедный аппарат.

Лучший тяжелый крейсер второй мировой: крейсеры класса «Тонэ»

Страна: Япония
Спущен на воду: 1937
Водоизмещение: 15 443 т
Длина: 189,1 м
Мощность полного хода: 152 000 л.с.
Скорость полного хода: 35 узлов
Экипаж: 874 чел.

Лучшими кораблями класса тяжелых крейсеров за всю считаются, как ни странно, не американские или английские разработки, а французский «Альжери» и японские крейсеры типа «Тонэ». Два крейсера этой серии («Тонэ» и «Чикума») вошли в строй в 1937и 1938 году соответственно. В сравнении с изначальным проектом (они планировались как легкие крейсеры) «Тонэ» были сильно перегружены, а команда жила в сильной тесноте, зато по уровню вооружения, броневой и противоторпедной защиты, мерам контрзатопления они не знали себе равных в мире.

В 1945 году, после изгнания японских колонизаторов, корейцы жили беднее аборигенов Новой Гвинеи. В Сеуле не было ни одного человека с высшим образованием, а американские временные власти не могли найти корейца, способного водить трамвай. Разразившаяся братоубийственная война окончательно превратила юг Корейского полуострова в край тотального хаоса и разрухи. Страну терзал острейший энергетический кризис - все гидроэлектростанции остались на территории КНДР. К концу 50-х треть трудоспособного населения страны не имела работы, а ВВП на душу населения составлял $79 - меньше, чем в странах Африки и Латинской Америки.


Сейчас, глядя на сияющие небоскребы Сеула, трудно поверить, что полвека назад здесь все было иначе. Захолустная окраина мира превратилась в ведущего мирового экспортера морской и автомобильной техники, электроники и товаров народного потребления.

Одним из локомотивов южнокорейской промышленности считается судостроение. К примеру, «Хундай» известен в мире не только как производитель дешевых автомобилей, но и как лидер крупнотоннажного судостроения - океанские линейные контейнеровозы, супертанкеры, паромы… Всего на долю «Хундай Хэви Индастриз» приходится 17% объема всего мирового судостроения и 30% объема производства судовых двигателей!

Корейцы не сидят на месте и агрессивно завоевывают новые рынки, поглощая своих конкурентов. Не секрет, что российский «Мистраль» де-факто строит южнокорейская корпорация STX, которой принадлежит верфь в Сен-Назере.

Обитатели Корейского полуострова обеспечивают морской техникой добрую половину мира. При этом они никогда не забывают о собственных интересах: военно-морской флот Республики Корея является четвертым по силе в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ключевым вектором развития выбраны «продвинутые» технологии - без ущерба для численности корабельного состава. Флот мощен, современен и многочислен. В отличие от японцев, придерживающихся строго оборонительной концепции развития своих ВМС, южнокорейские моряки активно экспериментируют с крылатыми ракетами морского базирования. Ведутся работы в области создания ПКР и противолодочных ракетоторпед, на вооружение принята установка вертикального пуска собственной разработки и аналог «Томагавка» (КРМБ Hyunmoo-IIIC).

Усилия корейцев были щедро вознаграждены - в 2008 г. на вооружение южнокорейских ВМС был принят корабль, считающийся самым сильно вооруженным кораблем в мире.


Sejong the Great (DDG-991). Проект Korean Destroyer eXperimental-III (KDX-III)


Конечно, со стратегической точки зрения, эсминец «Седжон Великий» необходимо сравнивать с кораблями КНДР - основного геополитического противника Южной Кореи. По понятным причинам, сделать подобное сравнение затруднительно. Южнокорейский суперэсминец категорически не похож на деревянные фелюги и сторожевики постройки 60-х годов.

По количеству установленных на нем ракет «Седжон Великий» имеет смысл сравнивать с другим морским чудовищем - атомным крейсером «Петр Великий» (оба корабля, несомненно, заслуживают приставку «великий»).

144 ракеты различного назначения против 124 ракет «Петра» (не считая боекомплектов ЗРК самообороны - «Кинжал», «Кортик», RIM-116). Если же учесть все зенитные ракеты малой дальности, то соотношение станет 165 ракет у «корейца» против 444 ракет нашего крейсера.

Конечно, сравнение кораблей по количеству ракет похоже на курьез. Как можно ставить в один ряд 7-тонную П-700 «Гранит» и дозвуковую ПКР Hae Sung, имеющую в 10 меньшую стартовую массу?

Тем не менее, боекомплект южнокорейского корабля на треть превышает б/к любого американского или японского Иджис-эсминца. А по числу зенитных ракет большой дальности, противолодочных ракетоторпед, ПКР и КРМБ - «Седжон Великий» оставляет позади даже российский суперкрейсер. Фактически, по этому показателю, он не имеет равных в мире (до вступления в строй модернизированного ТАРКРа «Адмирал Нахимов»).

В отличие от российского корабля, «Седжон Великий» способен нести высокоточное для нанесения ударов по целям в глубине побережья. Второе преимущество «Седжона» - как и любой Иджис-эсминец, он оснащен мощной РЛС AN/SPY-1 (наиболее современной модификации «D»), идеально подходящей для контроля воздушного пространства на больших дистанциях, в т.ч. на заатмосферных высотах. Впрочем, в отличие от японских ВМС, корейцы пока не планируют оснащать свои эсминцы космическими ракетами-перехватчиками SM-3.

Вообще, возможности системы ПВО Иджис-эсминцев заметно преувеличены. Универсальный радар AN/SPY-1 и низкое расположением антенных решеток - неустранимый недостаток всех «Орли Берков» и их японских и южнокорейский клонов. Радар, как оказалось, совсем не «универсальный» и плохо различает низколетящие ракеты.

Не меньше сомнений вызывают системы управления огнем - «Седжон» оснащен стандартным комплектом из трех радиолокаторов подсветки AN/SPG-62 с механическим сканированием по азимуту и углу места. Система надежная, но с момента её создания прошло уже 30 лет. На многих флотах появились куда более продвинутые СУО на основе радаров с ФАР и активных РЛГСН для зенитных ракет. Лишь янки и их союзники продолжают «крутить старую шарманку».

Помимо стандартных радаров, в комплекс средств обнаружения «Седжона» входит французская ИК-система обнаружения Sagem IRST.

Зенитный боекомплект «Седжона» состоит из 80 ЗУР большой дальности SM-2MR Block IIIB производства США. Сравнение этих боеприпасов с зенитными ракетами «Петра» дает следующий результат: SM-2MR превосходят по дальности стрельбы С-300Ф и, примерно, соответствует по данному параметру С-300ФМ. Американская ракета компактнее и имеет в два раза меньшую массу, как результат - её скорость полета почти в два раза меньше, чем у отечественной ракеты 46H6E2, к тому же, SM-2MR оснащена БЧ меньшей массы. В то же время, SM-2MR Block IIIB, помимо обычной РЛГСН, имеет режим активного наведения в ИК-диапазоне (режим предназначен для обстрела «стелсов» и пр. целей с низкой ЭПР).

Из других зенитных средств на борту «Седжона» имеется ЗРК самообороны RIM-116 Rolling Airframe Missile - 21-зарядная ПУ на подвижном лафете, в носовой части надстройки. Технически, ракеты RAM представляют собой авиационные УР малой дальности «Сайдуиндер» с инфракрасными ГСН от ПЗРК «Стингер». Макс. дальность пуска - 10 000 метров. Любопытно, что «Седжон» стал первым из Иджис-эсминцев, получившим на вооружение такую систему.

Кормовые углы прикрывает другая система самообороны - семиствольная автоматическая пушка «Голкипер». Благодаря качественным приводам и средствам управления огнем, высокой скорострельности и могуществу 30 мм снарядов, голландский «Голкипер» считается одной из лучших систем данного назначения.

Конструктивно «Седжон» представляет собой увеличенный «Берк» серии IIA с усиленным боекомплектом и расширенными боевыми возможностями. Южнокорейский эсминец на 10 метров длиннее и на метр шире своего американского «прародителя». Полное водоизмещение «Седжона» достигло 11 тысяч тонн и соответствует в/и ракетного крейсера «Москва»!

Внешний облик с элементами технологии «стелс», компоновка, оружие и ГЭУ в составе четырех газовых турбин LM2500 - «Седжон» унаследовал большинство черт типичного Иджис-эсминца. Со всеми его несомненными достоинствами и недостатками.

Резерв водоизмещения был рационально потрачен на увеличение боекомплекта и запаса топлива на борту: дальность плавания «Седжона» на крейсерском, 20-узловом узловом ходу возросла на 600 миль (5500 миль против 4890 у самых современных «Берков»).

Отдельный интерес представляют подпалубные установки вертикального запуска (УВП/VLS). По сравнению с оригинальной конструкцией, носовая секция УВП была увеличена с 32 до 48 ячеек Mk.41. Кормовой пусковой ракетный комплекс также претерпел большие изменения - число ячеек Mk.41 сократилось до 32 единиц. Взамен, чуть дальше в корму, разместились 48 ячеек УВП K-VLS собственного корейского производства. Таким образом, общее число ячеек УВП на ракетном эсминце достигло 128 единиц.

Боекомплект размещен следующим образом: по данным из открытых источников, все 80 оригинальных Mk.41 используются дл хранении и запуска зенитных ракет SM-2MR. В ячейках корейской K-VLS «вытянулись во фрунт» 32 крылатые ракеты Hyunmoo IIIC и 16 противолодочных ракет «Красная акула» (также известные, как K-ASROC).

«Красная акула» представляет собой типичную ПЛУР с противолодочной торпедой в качестве боевой части. Основным отличием от американского ASROC-VL является малогабаритная торпеда: вместо Mk.50 используется 324 мм торпеда собственной разработки K745 «Синяя акула».

КРМБ Hyunmoo IIIC - аналог «Томагавка». Согласно заявлением корейцев, ракета способна запускаться на дальность 1000…1500 км. Оснащена 500-кг боевой частью, но, в отличие от «Топора», она способна выходить на сверхзвук (1,2М). Маршевая высота полета - 50…100 м. Наведение - ИНС и GPS.


Запуск КРМБ Hyunmoo с одного из кораблей ВМС Республики Корея


Также в состав вооружений корейского эсминца входят:

16 противокорабельных ракет SSM-700K Hae Sung. Малогабаритная дозвуковая ПКР, очередной «национальный» клон американского «Гарпуна». Ракеты размещены в счетверенных ПУ в средней части корабля;

127 мм универсальное орудие Mk.45 (новейшая модификации Mod.4 с длиной ствола 62 калибра);

Две противолодочные системы с малогабаритными торпедами «Синяя акула» (всего шесть единиц);

Вертолетная площадка, ангар на два вертолета - используются британские «Супер Линкс» или Сикорский SH-60 «Сихок».

Эпилог

Феномен превращения отсталой аграрной страны в одну из ведущих экономик мира получил название «Чудо на реке Ханган». Не менее удивительно прозвучит другой факт: в период с 2007 по 2012 годы корейцам удалось построить три суперэсминца!

Sejong the Great (DDG-991) и Seoae Ryu Seong-ryong (DDG-993) строились на мощностях «Хундай Хэви Индастриз».

Yulgok Yi I (DDG-992) построила компания «Дэу Шипбилдинг и Марин Инжиниринг».

В ближайшем будущем в планах корейцев построить еще шесть Иджис-эсминцев по проекту KDX-IIA. В отличие от крупных «Седжонов», новые корабли будет иметь полное водоизмещение в пределах 5500…7500 тонн и будут ориентированы на ведение боевых действий в прибрежной зоне. Передача кораблей флоту состоится в период 2019 - 2026 гг.

1

Флагман Северного флота РФ, «Пётр Великий» в 2011 году стал самым большим в мире ударным кораблем. 2 ядерных реактора разгоняют корабль до 32 узлов (а это около 60 км/ч) и могут эксплуатироваться в течение 50 лет. Экипаж из 1035 человек может находиться в автономном плавании ни много ни мало 2 месяца — 60 суток. Вооружён «Пётр Великий» буквально «до зубов»: помимо 130-мм артустановок с дальностью поражения до 25 км крейсер имеет массу мощнейшего ракетного вооружения различных классов и способен поражать цели в радиусе 700 км, также на крейсере базируются три вертолёта марки Ка-27. Всё это и делают атомный крейсер в составе флота России.

2


Этот гигант с полным водоизмещением более 61 тыс. тонн служит в составе все того же Северного флота. На тяжёлом авианосце базируются самолёты Су-25 и Су-33, а также вертолёты моделей Ка-27 и Ка-29. Общее количество единиц авиакрыла более 50. Стоит сказать и о мощном ракетном вооружении: ПКРК «Гранит», ЗРАК «Кортик», ПУ ЗРК «Кинжал», имеются также глубинные бомбы «Удав».

3


С 2013 года начата модернизация этого корабля, и хотя он пока не в строю, не упомянуть его мы не могли. До модернизации крейсер имел очень мощное ракетное вооружение и артустановки 130-мм калибра. После модернизации руководство ВМФ собралось удивить всех специалистов новыми возможностями этого корабля. С нетерпением ждём 2018 года!

4


Флагман Черноморского флота «Москва» имеет водоизмещение 11490 тонн. Имея на вооружении мощную артиллерию калибра 130-мм, а также зенитки АК-630, крейсер, конечно, располагает и современным ракетным вооружением: «Вулкан», «Риф» и «Оса». Также на борту располагается вертолёт Ка-27.

5


Еще один гигант Северного флота. «Автономка» — 30 суток. «Адмирал Чабаненко» имеет внушительное вооружение внушительное: мощная палубная артиллерия и зенитки, ракеты «Москит» и «Кинжал», мины и торпеды. Авиагруппа состоит из 2х Ка-27.

6


В составе Черноморского флота этот корабль — второй после крейсера «Москва»: и по габаритам и по вооружению. Находясь 47 суток в море, корабль может пройти до 8000 морских миль. Для борьбы с противником «Керчь» использует большой арсенал минно-торпедного вооружения, а также противолодочного и ракетного. Вертолёт Ка-25 на борту усиливает боеспособность корабля.

7


Не упомянуть подводные корабли ВМФ России просто невозможно, тем более самый крупный из них. Экипаж из 165 человек может находиться в плавании 4 месяца (120 суток). Главное оружие подводного крейсера – это знаменитый ракетный комплекс «Булава» с гиперзвуковыми ядерными боеголовками и с дальностью поражения до 9300 км. На корабле их 6.

8


Одна из новейших подводных лодок в составе Северного флота РФ. Вооружение более чем внушительное – 16 ракет «Булава», а кроме этого, торпедно-минное вооружение и средства ПВО.

9


Третий подводный атомоход, не самый большой или быстрый (водоизмещение 18000 тонн, скорость та же — 29 узлов), но самый глубоководный – 480 метров! Вооружён также ракетами «Булава» и стандартным набором торпедного и минного вооружения.

10


Закончит наш топ именно этот эсминец Северного флота России. Вооружён корабль мощной палубной и зенитной артиллерией. Ракетное и противолодочное вооружение усилено минами и торпедами 533-мм калибра. Авиагруппа – вертолёт марки Ка-27ПЛ.
Описанные нами корабли находятся сегодня на службе МВФ России. Но в ближайшие годы ожидают спуска на воду новейшие, ещё более мощные и быстрые корабли. Будем ждать появления новых «морских великанов» — защитников России!


Крупнейшие военные корабли

Ниже приведены фотографии и основные технические характеристики самых больших кораблей флотов мира. В данной подборке основной показатель - это длинна корабля. Именно по длине корабля, а не по водоизмещению или грузоподъемности расставлены все военные корабли в данном "ТОПе"

10. Авианосец Синано (Япония) - длинна 266 метров.


Параметры
Значение

Страна производства

Япония

Ввод в эксплуатацию

1944

Тип

Авианосец

Спущен на воду
5 октября 1944 года
Длинна
266 метров
Ширина
36,9 метров
Полное водоизмещение 71 890 т
Толщина брони борта
до 205 мм
Мощность силовой установки
153 000 л.с.
Скорость хода
27 узлов
Экипаж
2400 человек
Вооружение
16 × 127-мм пушек
12 × 120-мм орудий
45 × 25-мм зенитных пулеметов
22 × 13-мм зенитных пулеметов
12 × 120-мм установок неуправляемых зенитных ракет
18 истребителей A7M2 «Реппу»,
12 ударных самолетов B7A «Рюйсей»
6 самолетов-разведчиков C6N1 «Сайюн»
Выведен из строя
29 ноября 1944 года, затонул в результате торпедной атаки со стороны подводной лодки США
Во время Второй мировой войны авианосец Синано (Япония) являлся крупнейшим авианосцем в мире.

9. Линейные корабли типа «Айова» (Iowa class) - 270 метров





Параметры
Значение

Страна изготовления

США

Ввод в действие

1943 год

Тип корабля

Линкор

Водоизмещение
50 000 т
Длинна корабля
270 метров
Ширина
33 метров
Мощность двигателей (общая)
200 000 л.с.
Скорость хода
31 узлов
Дальность плавания
15 000 морских миль
Экипаж
1943 год - 2800 человек
1980 год - 1800 человек
Вооружение
4 × 4 противокорабельных ракетных комплекса «Гарпун»,
32 ракеты «Томагавк» (модернизованных)
3 × 3 - 406-мм орудия
10 × 2 - 127-мм пушек
4 установки «Вулкан MK 15»

Линкоры типа "Айова” использовались ВМС США во всех войнах и вооруженных конфликтах, начиная от Второй мировой войны, до войны в Персидском заливе. Всего было запланировано выпустить 6 кораблей, но на практике произведено 4 корабля. Строительство еще 2-х было отменено после их закладки. В данный момент все корабли типа "Айова” выведены из строя.
Основное вооружение кораблей 406 мм орудия. В настоящий момент ВМС США не имеют военных кораблей со столь мощными пушками. Длительность нахождения в строю данных линкоров определялось экономической эффективность использования именно этих орудий, поскольку стоимость ракеты, по отношению к стоимости снаряда в сотни раз выше.


8. Авианосцы типа «Лексингтон» (Lexington class) - 271 метр





Параметры
Значение

Страна изготовления

США

Ввод в действие

1929

Тип корабля

Авианосец

Длинна
271 метр
Ширина
32,2 метра
Толщина брони корпуса
127-178 мм (борт)
Мощность двигателей
212 000 л.с.
Скорость хода
34,6 узлов (максимальная)
Дальность плавания
12 000 морских миль
Экипаж
3000 человек
Вооружение
4×2 203-мм пушки
12×1 127-мм зенитных пушки
4 × 57-мм салютных пушки
63 самолёта

Военные корабли типа «Лексингтон» были первыми полноценными тяжелыми ударными авианосцами армии США, спуск первого корабля состоялся 3 октября 1925 года, а в 1927 году он вступил в строй ВМФ США. Изначально закладывались 2 линейных корабля, но они были переоборудованы в авианосцы " Лексингтон" и " Саратога”. Первый был потоплен японской авиацией в 1942 году, а второй преднамеренно потоплен при испытаниях ядерного оружия в 1946 году.


7. Авианосец "Адмирал Кузнецов" (Россия) - 302 метра





Параметры
Значение

Страна

Россия

Ввод в строй

1990

Тип корабля

Авианосец

Водоизмещение полное
59 100 т
Длинна
302 метра (270 метров по ватерлинии)
Ширина
33,41 метров (по ватерлинии), 71,96 метров (палуба)
Мощность двигателей
200 000 л.с. (общая)
Скорость хода
29 узлов максимальная
Дальность плавания
до 8000 морских миль
Экипаж
1980 человек
Вооружение
12 × пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса «Гранит»
4 × 2 зенитно-ракетный артиллерийский комплекс «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов)
4 × 6 модулей зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» (192 ракеты)
2 × 10 РБУ-12000 реактивный комплекс противоторпедной защиты (60 бомб)
50 самолётов и вертолётов
По проекту:
26 × МиГ-29К или Су-27К
4 × Ка-27РЛД
18 × Ка-27 или Ка-29
2 × Ка-27ПС
Фактически:
10 × Су-33
2 × Су-25УТГ
Статус
в составе флота

«Адмирал Кузнецов» - тяжёлый авиа несущий крейсер проекта 11435, единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации. Оснащен современным оружием противокорабельной защиты. Уникальным является защита корпуса от торпед и иных источников поражения. Корабль имеет 3-х слойную броню, борта корпуса толщиной 4, 5 метра, но имеют полые пространства для гашения энергии взрыва. Выдерживает взрыв до 400 кг. А тротиловом эквиваленте.

6. Авианосцы типа «Мидуэй» (Midway class) - 306 метров




Параметры
Значение

Страна

США

Ввод в действие

1945

Тип корабля

Авианосец

Водоизмещение
59 901 т
Длинна
306 метров
Бронирование борта
76-193 мм
Мощность двигателей
215 000 л.с.
Скорость хода
33 узла
Дальность плавания
15 000 морских миль
Экипаж
до 4100 человек
Вооружение
14−18×1 127-мм пушек
19-21×4 40-мм пушек «Бофорс»
0-68×1 20-мм пушек «Эрликон»
136-153 самолётов
Статус
снят с вооружения
Авианосцы этого класса входили в состав ВМФ США с 1945 года по 1992 год, в то время когда он был спущен на воду, - это был самый длинный авианосец в мире. Он мог развивать скорость хода 61 км/час

Человек очень давно начал осваивать водную стихию. Ученые считают, что первые плавательные средства человек изобрел 50-60 тыс. лет назад. Это были плоты из связок камыша или бревен, однако это не мешало нашим отчаянным предкам пускаться на таких утлых суденышках к новым островам и даже континентам. В давние времени море не разделяло людей, а, наоборот, связывало разные культуры и цивилизации.

Древние люди использовали морские просторы для торговли, перевозки грузов, поиска новых территорий и для войны. Очень скоро море стало еще одной ареной ожесточенных сражений. Уже в древнем мире появились первые специализированные боевые корабли, начали происходить масштабные морские баталии. Крупнейшим из них стало Саламинское сражение между персами и греками, произошедшее в Эгейском море в 480 г. до н. э.

В девятнадцатом столетии в кораблестроении произошла настоящая революция. Если ранее все корабли (в том числе и военные) передвигались, используя энергию ветра и человеческую мускульную силу, затем им на смену пришли паровые двигатели. Дерево – основной строительный материал, который использовали корабелы с древнейших времен, был заменен на сталь.

В двадцатом веке стремительное развитие военно-морского флота продолжилось. Появились первые авианосцы, подводные лодки, ракетные и торпедные катера. В настоящее время ВМС – это самый высокотехнологичный и самый дорогой вид вооруженных сил.

В этом материале рассказывается про самые большие военные корабли в мире. В нашем рейтинге собраны не только современные корабли, но и суда, построенные в другие исторические периоды. Главным критерием является не только размер корабля, но и история его применения и влияние, оказанное им на развитие военно-морского дела. В топ-10 вошли корабли, построенные в разных странах: в России, СССР, США, Великобритании.

Итак, топ-10: самые большие корабли в мире.

10. МДКВП «Зубр» (СССР/Россия)

Открывает наш рейтинг 10 самых больших кораблей судно на воздушной подушке. Этот корабль хотя и носил официальное название «малый десантный корабль», но это не должно вводить вас в заблуждение: водоизмещение «Зубра» 555 тонн, а длина составляет более 57 метров. Однако наибольшее достоинство корабля – это его скорость, которая может достигать 60 узлов.

Корабль был разработан в Советском Союзе, принят на вооружение в 1988 году. МДКВП «Зубр» может принимать на борт три основных боевых танка (до 150 тонн) и 140 десантников. Сегодня подобные корабли стоят на вооружении ВМС России и Греции.

9. Линкор «Ямато» (Япония)

На девятом месте топ-10 находится японский суперлинкор периода Второй мировой войны . «Ямато» является крупнейшим военным кораблем, потопленным неприятелем. Он был спущен на воду в 1939 году. «Ямато» участвовал в боях на Тихом океане и был уничтожен американской авиацией, так и не успев сделать ни единого залпа из пушек своего главного калибра.

Размеры этого корабля действительно впечатляют: длина – 263 метра, полное водоизмещение – более 72 тыс. тонн. Он был вооружен девятью 460-мм пушками главного калибра, которые могли вести огонь на дистанцию до 45 километров.

8. Линкоры типа «Айова»

Это серия американских линейных кораблей, строительство которых началось перед Второй мировой войной. На сегодняшний день линкоры этого проекта являются крупнейшими существующими кораблями своего класса. Всего было построено четыре линкора, они принимали участие в боевых действиях на Тихом океане, потом оказывали поддержку сухопутным войскам во время Корейской и Вьетнамской войны.

Три линкора превращены в плавучие музеи, а еще один входит в состав Резервного флота США .

Длина каждого из этих кораблей составляет 270 метров, водоизмещение – более 57 тыс. тонн. Артиллерийское вооружение состоит из девяти 406-мм орудий и двадцати 127-мм пушек.

7. Линкор «Бисмарк» (Германия)

На седьмом месте топ-10 самых больших кораблей находится еще один легендарный линкор Второй мировой войны — «Бисмарк ». Этот корабль был настоящей гордостью военно-морского флота Третьего Рейха. Он был спущен на воду в 1939 году, имел водоизмещение более 50 тыс. тонн. По своим размерам и калибру орудий главного калибра он уступал только «Ямато» и «Айове».

В первом же рейде «Бисмарк» был потоплен объединенными силами британского королевского флота. Однако перед этим немецкий линкор смог пустить на дно флагман англичан – линейный корабль «Худ».

6. Линейный парусный корабль Santisima Trinidad («Святейшая Троица», Испания)

На шестом месте топ-10 находится испанский боевой парусный корабль, который считается крупнейшим в истории. Он был построен на Кубе в 1769 году и находился на вооружении военно-морских сил Испании около 35 лет.

Для своего времени линкор «Святейшая Троица» был настоящим гигантом. Весь корпус, включая обшивку и палубу, был изготовлен из очень прочного и дорого материала – кубинского красного дерева, а на мачты использовали сосну из Мексики. Линкор был вооружен 140 пушками разных калибров, его водоизмещение составляло 5 тыс. тонн, а команда – 1200 человек.

Из-за больших размеров корабль был очень неповоротлив, однако толщина бортов в 60 см делала линкор практически непотопляемым. С этим кораблем в бою неоднократно сталкивался прославленный адмирал Нельсон. Последний раз это случилось во время Трафальгарского сражения: с испанским линкором одновременно сражались семь английских линейных кораблей, но они так и не смогли потопить его. После выигранной битвы англичане хотели отбуксировать гиганта в Британию, но по дороге он затонул.

5. Крейсер «Петр Великий» (Россия)

Это самый большой из неавианесущих кораблей, он относится к серии кораблей проекта 1114 «Орлан» , первый из которых был спущен на воду в 1977 году. «Петр Великий » был принят на вооружение ВМФ России в 1996 году.

Водоизмещение «Петра Великого» составляет 25860 тонн, его длина – 250 метров, самым грозным оружием корабля являются противокорабельные ракеты «Гранит», которые могут поражать противника на расстоянии 550 км. В настоящее время крейсер является флагманом Северного флота России.

4. Подводная лодка проекта 941 «Акула» (СССР/Россия)

На четвертом месте топ-10 находится атомная подводная лодка проекта 941 «Акула », вооруженная стратегическими баллистическими ракетами. Эта субмарина была спроектирована еще в Советском Союзе, первая лодка этой серии была спущена на воду в 1981 году.

Подводный крейсер «Акула» имеет поистине впечатляющие размеры: длину – 172,8 м, подводное водоизмещение – 48 тыс. тонн. Подлодка может погружаться на глубину в 500 метров. Ее экипаж составляет 160 человек. Кроме торпедного вооружения, на борту корабля находятся 20 БРПЛ Р-39 или Р-30 «Булава» . Сегодня в состав ВМФ России входят три подводные лодки проекта 941.

3. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (СССР/Россия)

2. Линкор HMS Dreadnought («Неустрашимый», Великобритания)

На втором месте топ-10 находится корабль, название которого дало имя целому подклассу линкоров. Его появление произвело настоящую революцию в военно-морском деле.

«Неустрашимый» был спущен на воду в 1906 году, основным отличием этого корабля от броненосцев того времени стало увеличение количества орудий главного калибра и отказ от пушек промежуточных калибров. Это давало кораблю значительные тактические преимущества. Кроме того, на «Дредноуте» впервые была использована паротурбинная силовая установка, которая обеспечивала ему скорость в 21 узел.

После появления этого корабля и другие ведущие морские державы стали строить подобные линкоры, все они получили нарицательное имя «дредноут». К началу Первой мировой войны морские просторы уже бороздили «супердредноуты», вооруженные еще более мощными артиллерийскими системами.

Водоизмещение этих плавучих гигантских аэродромов составляет около 100 тыс. тонн, длина – около 330 метров. Все корабли этой серии оснащены ядерной силовой установкой. Площадь взлетной палубы составляет более 18 тыс. кв. метров. Авианосцы этой серии могут принимать на борт до 90 самолетов и вертолетов различных типов.

Подобный корабль в одиночку может решить исход военного конфликта с небольшой страной, что наглядно показала война с Югославией и Ираком. Существующее противокорабельное оружие практически бессильно против подобных авианосцев – только применение ядерных ракет может уничтожить этого морского монстра. На сегодняшний день «Нимиц» - это действительно полноправный хозяин океанов.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них