Сатира маяковского - особенности, описание и интересные факты. Сатирические произведения В. Основные темы, идеи и оразы. Сочинение по литературе на тему: Сатира В.В.Маяковского

Сочинение

В начале 20-х годов в поэзии Маяковского четко обозначилось сатирическое направление. Напечатав одновременно два стихотворения: "Последняя страничка гражданской войны" и "О дряни", поэт переходит от восславления мужества красноармейцев к обличению мещанства и бюрократизма в советском обществе. Пафосная строка "Последней странички..." становится своеобразными эпиграфом стихотворения "О дряни".

Слава, Слава, Слава героям!!!

Впрочем, им довольно воздано дани. Теперь поговорим о дряни.

Этими словами Маяковский начинает крупный разговор на тему о недостатках, которые, по его мнению, не совместимы с социалистической действительностью, однако прекрасно уживаются в ней. Тревогу поэта вызывает опасная тенденция внедрения мещанина в государственный аппарат:

Со всех необъятных российских нив, с первого дня советского рождения стеклись они, наскоро оперенья переменив, и засели во все учреждения.

Намозолив от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники, живут и поныне - тише воды. Свили уютные кабинеты и спаленки.

Сатирические мотивы отчетливо слышались и в "Мистерии-Буфф", и в поэме "150 000 000". Но если раньше сатира Маяковского была обращена против внешних врагов, то теперь поэт переносит "огонь на себя", на внутренние наши недостатки. Прекрасное знание объекта сатиры обеспечивало точность ее попадания, шла ли речь о крупных негативных явлениях советской действительности или о "мелочах". "Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе" уже в самом названии сближает, казалось бы, несоизмеримые явления. Это нужно сатирику для того, чтобы советские руководители поняли политическое значение "мелочей".

И нам, если мы на митинге ревем, рамки арифметики, разумеется, узки - все разрешаем в масштабе мировом. В крайнем случае — масштаб общерусский.

Юмористически изложенное приключение бабы, пробиравшейся с тележкой к Ярославскому вокзалу и упавшей ночью в яму на Мясницкой, поднимает актуальную по сей день проблему пренебрежительного отношения местных властей к интересам рядовых граждан, которые страдают от неблагоустройства улиц и других подобных "мелочей". Вполне естественно в этом случае их отношение к руководителям. Поэтому автор полностью оправдывает пострадавшую бабу, которая, "взбираясь с этажа на этаж, сверху и меня и власти крыла". Здесь сатирик чувствует и свою ответственность за эти недостатки, не отделяя себя от властей. Таким образом, бытовое сатирическое стихотворение Маяковского фактически продолжает тему, наметившуюся в разговоре "о дряни", где речь шла о тех, кто, занимая значительный государственный пост, прикрывал советской формой чуждое или враждебное содержание. Маяковский срывает маску с опасного внутреннего врага молодого советского государства — мещанства.

"Опутали революцию обывательщины нити, Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните - чтоб коммунизм канарейками не был побит!"

Маяковский видел в современной жизни еще одно страшное зло — бюрократизм, который врастал во все сферы государственной деятельности, тормозя развитие советской страны. Так определилась для поэта одна из тем, которая прошла в дальнейшем через все его творчество. Этой теме посвящено стихотворение "Прозаседавшиеся", которое представляет собой сатирическое обобщение крупного плана. Рассказ о фантастическом происшествии в некоем советском учреждении, где "сидят людей половины", выявляет широчайший масштаб бюрократизации государственного аппарата, вызывая ужас, негодование и волнение лирического героя. Но фантастическое заключается даже не в этой дикой мистической картине, а в том, что это нисколько не удивляет секретаря.

"Зарезали! Убили!" - Мечусь, оря. От страшной картины свихнулся разум. и слышу спокойнейший голосок секретаря: "Они на двух заседаниях сразу. В день заседаний на двадцать надо поспеть нам. Поневоле приходится разорваться! До пояса здесь, а остальное там".

Сатирик был потрясен олимпийским спокойствием секретаря, для которого, как и для "товарища Ивана Ваныча", такая жизнь привычна и приемлема. Нужно было изменить то, что стало обычным "нашим бытом". Такая цель, стоявшая перед советским сатириком, заставила его обратиться к драматургии, чтобы сделать зло более зримым и конкретным, воплощенном в комедийном сценическом действе. Две его наиболее популярные комедии — "Клоп" и "Баня" — посвящены борьбе с бюрократизмом.

Узость кругозора, убогий обывательский вкус, стремление к материальным благам характеризует героя пьесы Маяковского "Клоп". "Бывший рабочий, бывший партиец" Петр Присыпкин под влиянием нэпманской стихии перерождается в буржуазного обывателя Пьера Скрипкина. Драматург предлагает читателю и зрителю взглянуть на этот тип современного мещанина из будущего. Для людей коммунистического завтра Скрипкин — такое же вредное насекомое, как клоп, который одним своим присутствием отравляет и заряжает окружающую среду. Подобные скрипкины становятся еще опаснее, обосновавшись в государственных учреждениях, ибо используют данную им власть во зло. Если такое вредное насекомое, как клоп, можно прихлопнуть или посадить в клетку с надписью "Обывателиус вульгарис", то победоносиковы и оптимистенко из "Бани" представляют собой реальную угрозу обществу, ибо в их власти запретить важное и полезное открытие, оставить нуждающихся людей без помощи, сеять вокруг семена лести и раздора, создавать видимость бурной деятельности при полном безделье. Бюрократия опасна тем, что, ничего не делая сама, она активно мешает людям творчески работать, изобретать, стараясь улучшить жизнь.

Поэт средствами сатиры боролся против "паутины кумовства, протекций, волокит", подхалимов, льстецов, которые служат по-молчалински "не делу, а лицам". Маяковский высмеивал трусливых узколобых руководителей, не умеющих сделать шага без указания начальства. Сатира Маяковского "косила" "дрянь", помогала читателю яснее увидеть многочисленные недостатки в обществе и в себе и по мере сил бороться с ними, критически относясь к своим поступкам.

Таким образом, сатирическими произведениями поэт воспитывал читателя, уча его принципиальности и активности. Сатира Маяковского помогает нам и сегодня бороться против бюрократов и подхалимов, обывателей и перестраховщиков. Не изжив этих недостатков, мы никогда не придем к свободному демократическому обществу, к жизни, достойной человека.

Октябрь 1917. "Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция."- писал в автобиографии Маяковский. Утверждение новой жизни, ее социального и морального строя становятся основным пафосом его творчества, с его поэзией связано утверждение социалистического реализма в литературе. Но не стоит заблуждаться, думая, что Маяковский принял новый строй безоговорочно, не замечая его недостатков. Нет, принимая революцию, поэт принял также и новую роль, роль обличителя пороков современного ему общества. Его остро заточенное перо сатиры описало немало явлений, с которыми следовало бороться и которые следовало искоренять. Сатира его часто ядовита и безжалостна, мы не встретим Эзопова языка в его стихах, он не пытается сгладить острые углы и мягче сказать о том или ином «грешке». Он всегда «бьет» в самое сердце, в самую суть проблемы, в самое больное место, и слова его также четки и болезненны для лиц, попавших под его перо. Эта сатира у него повсюду. Но особенно хочется выделить такие стихотворения как «Прозаседавшиеся», «О дряни» и «Бюрократиада», где особенно ясно проступают картины, написанные кистью сатиры Маяковского.

Сами названия этих стихов уже оскорбительны. Кажется, что поэт намеренно употребляет такие слова, чтобы побольнее «ударить» бюрократов (напомним, что во всех трех произведениях речь идет именно о бюрократии). И, думается, это ему действительно удается, ибо таких обличительных возгласов и такого едкого смеха не встретишь не у одного автора:

Утихомирились бури революционных лон.

Подернулась тиной советская мешанина.

И вылезло

из-за спины РСФСР

мещанина,

Сатира Маяковского всегда называет вещи своими именами, что бы ни случилось, и что бы не подумали о ней читатели. В стихах Маяковского нет «меда», они все – одна большая бочка дегтя. Поэтому так много гротеска в стихах. Маяковский увеличивает пороки до гигантских размеров, но и голос его обличительной сатиры увеличивает свою мощность, ибо если мы видим порок в рамках всего общества, тогда нужна и огромная лопата, чтобы разгрести всю эту «дрянь». И не случайно поэтому Маркс «орет, разинув рот» на таких вот горе-обывателей:

"Опутали революцию обывательщины нита

Страшнее Врангеля обывательский быт.

головы канарейкам сверните –

чтоб коммунизм

канарейками не был побит!"

Часто Маяковский еще и бытописатель, и это - еще один признак новаторства его сатиры. Его слова всегда обращены еще и к потомкам, мы слышим эти обращения в каждой строчке. Поэт как бы говорит нам, усмехаясь: «Вот, смотрите, мы жили в такое время, и мы высмеивали его! А вы живете лучше?» Наверное, ответ на этот вопрос будет отрицательным. Мы не можем с уверенностью сказать, что в нашем обществе нет таких вот «товрищей Надей» и такой вот «мещанины». Поэтому произведения Маяковского до сих пор остаются актуальными и вневременными.

Интересно наблюдать также, как сатира Маяковского изобретает новые определения только что народившимся порокам молодой Советской республики. Это такие неологизмы как: «мещанина», «нэписты» и многие другие, которые, впрочем, характеризуют одно и то же явление, а лучше сказать сословие, так называемый средний класс. И хотя революция провозгласила отмену всех сословий, избавится полностью от сословной системы она не смогла. И именно Маяковский вместе со своей неизменной спутницей-сатирой взялся искоренить ее. Интереснно прослеживать, что поэт не только обличает, но он еще и дает конкретные советы, показывает пути выхода, старается не быть голословным. Вот, например, какие рекомендации мы видим в стихотворении «Прозаседавшиеся»:

С волнения не уснешь.

Утро раннее.

Мечтой встречаю рассвет ранний:

"О, хотя бы

одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!"

Или например в «Бюрократиаде»:

как известно,

не делопроизводитель.

Канцелярских способностей у меня нет.

Но, по-моему,

без всякой хитрости

взять за трубу канцелярию

и вытрясти.

над вытряхнутыми

посидеть в тиши,

выбрать одного и велеть:

Только попросить его:

"Ради бога,

пиши, товарищ, не очень много!"

Такова сатира Маяковского, она не только смеется, но и дает дельные советы, не только выставляет на всеобщее обозрение всю мерзость и грязь, но и берет метлу и выметает эту грязь из углов. Есть в сатире Маяковского и просто юмор. Поэтому, наверное, его стихи читаются легко и интересно. Но этот юмор не в коей мере не освобождает «провинившихся» от ответственности. Функции юмора здесь несколько другие. Не будь его картины «обывытельщины», развертывающиеся перед нашим мысленным взором, пронизаны этим юмором, они были бы слишком черными и мрачными. Тогда мы бы читали не стихи, а обличительные манифесты, и их не стоило бы печатать в сатирических журналах, а только отсылать как жалобы в соответствующие органы. Тогда перед нами были бы отделные случаи взяточничества, бюрократии и безответственности. Но сатира Маяковского позволяет взглянуть на эти случаи на фоне всеобщей картины подобных пороков:

Мечусь, оря.

От страшной картины свихнулся разум.

"Оне на двух заседаниях сразу.

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться.

До пояса здесь,

а остальное

Чтобы не получилось вот такого раздвоения на отдельные случаи и общую картины, и использует Маяковский свою сатиру. Для этого служат еще и названия, когда сатирик пытается обрисовать явление полностью, например такие как «Бюрократиада», «Тресты», «О поэтах». Он не только обличает эти явления, но и дает свои резолюции:

По-моему,

с другого бочка –

знаменитая сказка про белого бычка.

И таких сказок про «белого бычка» великоле множество. Ведь как скажут позже: «Поэт в России больше чем поэт». И именно к Маяковскому эти слова наиболее применимы. Он был действительно больше чем поэтом, больше чем писателем, больше чем гражданином, больше чем патриотом. И в этом во многом заслуга его сатиры, острой и едкой, особенной, не похожей на другие. Ведь стихи Маяковского можно узнать сразу, и это только благодаря тому особенному стилю и той особенной сатире, которая присуща только ему:

Намозолив от пятилетнего сидения зады,

крепкие, как умывальники,

живут и поныне

тише воды.

Свили уютные кабинеты и спаленки

Иногда и сейчас нам очень не хватает этой сатиры поэта для борьбы все с теми же самыми явлениями, которые он обличал при жизни.

Сатира - вид художественной литературы, ставящий своей задачей критику, обличение и высмеивание отрицательных явлений действительности.

В начале двадцатого века сатира в России переживала расцвет. Издавались десятки журналов, писались сотни сатирических стихов. Уже в раннем творчестве Владимира Маяковского мы видим установку на сатиру. Он яростно обличает мещанство, обывательщину, пошлость, внутреннее безобразие, переходящее во внешнее:

Глядишь и не знаешь: ест или не ест он.
Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.
Два аршина безлицого розоватого теста:
хоть бы метка была в уголочке вышита.

или - уже после революции:

Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.

Немалое место в творчестве Владимира Владимировича занимает и политическая сатира - особенно в 19-20-ом годах. Это и откровенно ремесленные «окна сатиры Роста», и рифмованные лозунги, и знаменитые частушки, и самое нашумевшее:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.

Потом политическую сатиру, обличение мира «прогнившего капитализма» мы увидим в поздних стихах, посвященных Америке и Франции. Еще одна любимая тема Маяковского - обличение бюрократизма, который в период нэпа действительно стал серьезной проблемой. Изобретенное Маяковским словечко «прозаседавшиеся» прочно вошло в наш язык. Автор широко пользуется приемом гротеска, сатирического преувеличения:

Оне на двух заседаниях сразу. В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там.

Одна из особенностей сатиры Маяковского - это обязательная мораль в конце произведения:

О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!

Еще одна тема, очень важная для этого автора - тема поэта и поэзии. Владимир Маяковский утверждает, что искусство должно прежде всего служить народу, нести некую социально-политическую функцию. И он обличает тех, кто пишет о вещах, по его мнению, ненужных и устаревших:

Забудьте,
   плюньте
     и на рифмы,
       и на арии,
          и на розовый куст,
            и на прочие мелехлюндии
                из арсеналов искусств.

Элементы сатиры мы видим в его знаменитом обращении «Сергею Есенину»:

И несут
  стихов заупокойный лом,
с прошлых
  с похорон
    не переделавши почти.
В холм
 тупые рифмы
  загонять колом -
разве так
 поэта
  надо бы почтить?

Но то, что он так яростно обличает в искусстве, - это тоже обывательщина, но на другом уровне. Мещанство и бездуховность - главные объекты сатиры Маяковского, именно поэтому она остается современной и по сей день.

Никакие другие произведения русских поэтов так не изобилуют иронией и насмешками, как творчество Владимира Владимировича Маяковского. необычайно остра, злободневна и в основном социально направлена.

Биографическая справка

Родиной Маяковского была Грузия. Именно там, в селе Багдады, и родился 17 июля 1893 года будущий поэт. В 1906 году, после смерти отца, переехал в Москву с матерью и сестрами. За активную политическую позицию несколько раз попадает в тюрьму. Заканчивает Еще в студенческие годы начинается футуристический путь Маяковского. Сатира - наряду с эпатажем и бравадой - становится отличительной чертой его поэзии.

Однако футуризм с его нигилистическим протестом не мог полностью вместить всю силу писательского слова Маяковского, и темы его стихотворений быстро стали выходить за пределы избранного направления. Все больше и больше слышался в них социальный подтекст. Дореволюционный период в поэзии Маяковского имеет два ярко выраженных направления: обличительно-сатирическое, вскрывающее все недостатки и пороки гибельное, за которым ужасная действительность уничтожает человека, воплощающего идеал демократии и гуманизма.

Таким образом, сатира в творчестве Маяковского на самых ранних этапах творчества стала отличительной чертой поэта среди товарищей по литературному цеху.

Что такое футуризм?

Слово «футуризм» образовано от латинского futurum, означающего «будущее». Так называют авангардистское направление начала XX века, отличающееся отрицанием прошлых достижений и стремлением к созданию чего-то кардинально нового в искусстве.

Особенности футуризма:

  • Анархичность и бунтарство.
  • Отрицание культурного наследия.
  • Культивирование прогресса и индустрии.
  • Эпатаж и пафос.
  • Отрицание устоявшихся норм стихосложения.
  • Эксперименты в области стихосложения с рифмой, ритмикой, ориентация на лозунги.
  • Создание новых слов.

Все эти принципы как нельзя лучше отражены в поэзии Маяковского. Сатира органично вливается в эти новшества и создает уникальный стиль, присущий поэту.

Что такое сатира?

Сатира - способ художественного описания действительности, задача которого состоит в обличении, осмеянии, нелицеприятной критике общественных явлений. Сатира чаще всего пользуется гиперболой и гротеском для создания искаженного условного образа, олицетворяющего неприглядную сторону действительности. Ее основная характерная черта - ярко выраженное отрицательное отношение к изображаемому.

Эстетическая направленность сатиры состоит в культивации главных гуманистических ценностей: доброты, справедливости, истины, красоты.

В русской литературе сатира имеет глубокую историю, корни ее можно найти уже в фольклоре, позднее она перекочевала на страницы книг благодаря А. П. Сумарокову, Д. И. Фонвизину и многим другим. В XX веке сила сатиры Маяковского в поэзии не знает себе равных.

Сатира в стихах

Уже на ранних этапах творчества Владимир Маяковский сотрудничал с журналами «Новый сатирикон» и «Сатирикон». Сатира этого периода имеет налет романтизма и направлена против буржуазии. Ранние стихотворения поэта часто сравнивают с лермонтовскими из-за противопоставления авторского «Я» окружающему обществу, из-за ярко выраженного бунта одиночества. Хотя и в них отчетливо присутствует сатира Маяковского. Стихи близки футуристическим установкам, очень самобытны. Среди таковых можно назвать: «Нате!», «Гимн ученому», «Гимн судье», «Гимн обеду» и т. д. Уже в самих названиях произведений, особенно это касается «гимнов», слышна ирония.

Послереволюционное творчество Маяковского резко меняет свою направленность. Теперь его герои - не сытые буржуи, а враги революции. Стихотворения дополняются лозунгами и отражающими окружающие перемены. Здесь поэт проявил себя как художник, так как многие произведения состояли из стиха и рисунка. Эти плакаты вошли в серию «окна РОСТА». Их персонажи - безответственные крестьяне и рабочие, белогвардейцы и буржуи. Многие плакаты обличают пороки современности, которые остались от прошлой жизни, так как послереволюционное общество кажется Маяковскому идеалом, а все плохое в нем - пережитки минувшего.

Среди самых известных произведений, где достигает своего апогея сатира Маяковского, - стихи «Прозаседавшиеся», «О дряни» «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Поэт использует гротеск для создания абсурдных ситуаций и часто выступает с позиции разума и здравого понимания действительности. Вся сила сатиры Маяковского направлена на разоблачение недостатков и уродств окружающего мира.

Сатира в пьесах

Сатира в творчестве Маяковского не ограничивается стихотворениями, она проявилась и в пьесах, став для них смыслообразующим центром. Самые известные из них - это «Клоп» и «Баня».

Пьеса «Баня» написана в 1930 году, и уже с определения ее жанра начинается авторская ирония: «драма в шести действиях с цирком и фейерверком». Конфликт ее состоит в противостоянии чиновника Победоносикова и изобретателя Чудакова. Само по себе произведение воспринимается легко и забавно, однако в нем показана борьба с бессмысленной и безжалостной бюрократической машиной. Конфликт пьесы разрешается очень просто: из будущего прибывает «фосфорическая женщина» и забирает лучших представителей человечества с собой, туда, где царит коммунизм, а бюрократы остаются ни с чем.

Пьеса «Клоп» написана в 1929 году, и на ее страницах Маяковский ведет войну с мещанством. Главный герой, Пьер Скрипкин, после несостоявшейся женитьбы чудесным образом попадает в коммунистическое будущее. Невозможно четко понять отношение к этому миру Маяковского. Сатира поэта нещадно высмеивает его недостатки: работу выполняют машины, любовь искоренена... Скрипкин кажется здесь самым живым и настоящим человеком. Под его влиянием общество постепенно начинает разрушаться.

Вывод

Владимир Владимирович Маяковский становится достойным продолжателем традиций М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя. В стихах и пьесах ему удается метко обозначить все «язвы» и недостатки современного писателю общества. Сатира в произведениях Маяковского несет ярко выраженную направленность на борьбу с мещанством, буржуазией, бюрократией, нелепостью окружающего мира и его законов.

1. Ранняя сатира Маяковского.
2. Сатира в борьбе с пережитками прошлого.
3. Сатирическое изображение действительности в творчестве поэта.

Смех не может ничего убить, смех может только придавить.
В. В. Розанов

На всех этапах своего творчества В. В. Маяковский создавал сатирические произведения. В начале своей писательской деятельности поэт сотрудничал с журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», основная тематическая направленность которых вполне ясна из названия. И в стихах, и в пьесах Маяковский отдавал предпочтение сатире. Темы, образы подвергавшиеся осмеянию поэта, менялись с течением времени. Основная характеристика сатиры поэта — ее актуальность, соответствие настроениям эпохи.

В ранней поэзии Маяковского сатира пронизана духом антибуржуазности, и сатирические произведения не лишены романтизма. В стихах его можно увидеть конфликт, традиционный для романтической поэзии: конфликт творческой личности против общества, бунт, одиночество, желание раздражать и эпатировать «богатых и сытых». Эпатаж был типичен для футуризма, направления, к которому принадлежал Маяковский. Сатирическое изображение чужой обывательской среды характеризует поэзию Маяковского того периода. Поэт видит ее бездуховной, погруженной в мир низменных интересов, в мир вещизма, как в стихотворении «Нате» (1913):

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, — на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.

«Устрицы», смотрящие «из раковин вещей», буржуа и мещане, стали основным объектом высмеивания Маяковского. Сатира его была направлена на борьбу с бездуховностью. Уже в ранней сатирической поэзии автор использует традиционные для сатирической литературы художественные средства. Например, в названии многих его произведений мы видим ироническое употребление слова «гимны». Почему ироническое? «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику»... Особенно показательно первое из перечисленных названий. Гимном называется торжественная песнь. Торжественная песнь обеду? Да, в сатирическом ключе. У Маяковского гимны — злая сатира. Герои его — унылые люди, не умеющие радоваться жизни, стремящиеся лишить окружающий мир свободы, яркости и многогранности. Герои Маяковского стремятся регламентировать жизнь, подчинить ее ряду правил. Особенно яркая сатира слышится в «Гимне обеду». Героями этого произведения стали сытые, символизирующие ненавистную Маяковскому буржуазность. Вместо человека героем стихотворения стал... желудок. Вместо целого называется часть. Прием этот в литературоведении называется синекдохой. И вот как это звучит в «Гимне обеду»:

Желудок в панаме!
Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя,
кроме аппендицита и холеры!

Поворотным моментом в творчестве Маяковского в определенной степени можно назвать сочиненную в 1917 году частушку:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит,
буржуй.

Здесь Маяковский еще не отошел от свойственного его раннему творчеству романтизма, но уже ощущается влияние идей новой власти. Поэт искренне поверил в революцию. Он ожидал явления новой власти как глотка свежего воздуха, как избавления от буржуазной ограниченности, мещанского «вещизма». Но взаимоотношения поэта и новой власти сложились не так гладко, как ему представлялось. Впрочем, это тема для целого исследования.

Сатира Маяковского с 1917 года встала на службу новой власти. Высмеивать врагов революции было для поэта равноценно борьбе с ними. Ведь смех — это тоже оружие. В первые годы после революции Маяковский писал стихи, составлявшие «Окна РОСТА», агитационные плакаты на злобу дня. Маяковский и как поэт, и как художник принимал участие в их создании. В «Окнах РОСТА» поэт использует такие средства художественной выразительности, как гротеск, пародию, гиперболу. Героями его злободневных стихов были белые генералы, несознательные крестьяне и рабочие и, конечно же, буржуи — обязательно с толстыми животами, в цилиндрах.

Маяковский предъявлял к новой жизни и новой власти максималистские требования. Именно поэтому сатира его коснулась и недостатков советской эпохи. Эти тенденции отразились, например, в таких сатирических стихах поэта, как «О дряни», «Прозаседавшиеся». В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский создает гротескную картину постоянных заседаний. В стихотворении «О дряни» он вновь обращается к антиобывательскому пафосу:

Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне —
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.

Безобидные, на первый взгляд, детали быта, такие как самовар или канарейки, ассоциируются с мещанством и становятся его символами:

На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На Известиях лежа, котенок греется,
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.

И наконец поэт не выдерживает и высказывается, буквально кричит, протестуя против мещанства.. В финале стихотворения мы видим гротескную картину — образ, для литературы ставший традиционным. На портрете оживает Маркс и кричит:

Опутали революцию обывательщины нити —
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!

Менее известны такие сатирические произведения, в которых поэт выступает не с позиций воинствующего революционера. Например, в произведении «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе» пронизано здравым смыслом. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на Мясницкой улице, нет никакого дела до революции, глобальных проблем. Подобным здравым смыслом пронизаны стихи Маяковского о страсти новых властей именовать все на свете в честь героев. В стихотворении «Строго воспрещается» (1926) можно прочесть такие строки:

Погода такая, что маю впору.
Май - ерунда. Настоящее лето.
Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов.
Руку само подымает перо,
и сердце вскипает песенным даром.
В рай готов расписать перрон Краснодара.
Тут бы запеть соловью-трелеру.
Настроение китайская чайница!
И вдруг на стене: — Задавать вопросы контролеру
строго воспрещается!

И сразу сердце за удила.
Соловьев камнями с ветки.
А хочется спросить:
— Ну, как дела? Как здоровьице? Как детки?
Прошел я, глаза к земле низя,
только подхихикнул, ища покровительства,
И хочется задать вопрос, а нельзя —
еще обидится правительство!

В этом стихотворении мы видим столкновение искренних человеческих порывов и интересов с канцелярской системой, в которой все строго подчинено правилам. Неслучайно то, что стихотворение начинается с описания весны, радости. В самых обыденных явлениях выражается поэтическое вдохновение. И тут столкновение контрастных по сфере употребления слов — «китайской чайницы» с канцеляризмом «воспрещается». С удивительной точностью Маяковский передает ощущения человека, который сталкивается со строгим запретом. Человек уже не радуется, не смеется, он «подхихикивает, ища покровительства». Сатирические стихи Маяковского и в наши дни звучат актуально.