Как делают елочные игрушки. Стеклодувный промысел. Как и кто делает новогодние игрушки Процесс изготовления стеклянных елочных игрушек

Елочные игрушки представлены на современном рынке исключительно широким ассортиментом, большинство из них создается методом штамповки из пластмассы, изделия поставляются из разных стран, в основном из Китая. Однако существуют традиционные технологии производства новогодних украшений – более того, они активно практикуются, позволяя создавать индивидуальные предметы ручной работы.

Фабрики работают круглый год, создавая уникальные праздничные изделия из стекла. Но как происходит работа на подобных производствах, каким образом людям удается создавать такую красоту?

Из чего делают елочные игрушки?


Большинство производств охотно принимают туристов, предлагают проведение экскурсий, так что узнать секреты производства не сложно. Для изготовления традиционных игрушек для новогодней елки используется стекло, на фабрики поставляются специальные заготовки, из которых затем выдуваются как шары, так и изделия более сложных форм. Также в огромном количестве используются краски, различные блестки, дополнительные материалы для украшения. Ручной труд специалистов, стеклодувов и художников – тоже важное слагаемое успешного производства. Трудятся на таких производствах практически одни только женщины – считается, что у мужчин просто не хватит терпения для ручной обработки каждого шарика.

Елочные игрушки – производственный процесс


Первым этапом создания любой игрушки для елки служит разработка художественного эскиза. Изображения на шарах, форма игрушек и другие объекты могут быть придуманы художником по собственному усмотрению, также заказ на партию изделий с определенными изображениями может прийти извне. Игрушки для елок иногда заказываются оптом – различными предприятиями, частными лицами, ведь они могут быть даже бизнес – подарками.

Как делают елочные игрушки? Ответ на этот вопрос нижегородские ребятишки могут получить на фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель». Здесь круглый год - и весной, и летом, и осенью, и зимой - делают елочные шарики и забавные стеклянные фигурки, которые потом украшают елки в разных странах мира.

О том, как же делаются любимые и детьми, и взрослыми елочные игрушки, мастера фабрики, где Новый год отмечается в режиме нон-стоп, охотно рассказывают и показывают всем желающим. А таких находится немало: каждый день фабрика принимает по 16 экскурсионных групп! Около 300 ребятишек самого разного возраста - от учеников младших классов до выпускников школ и студентов техникумов - приезжают на фабрику, чтобы познакомиться с процессом создания елочной игрушки.

«Путешествие в страну елочной игрушки» начинается со знакомства с историей нижегородской елочной игрушки и историей промысла. Оказывается, первые стеклянные шары появились в Германии в середине 19 века. С помощью стеклянной трубки, которую разогревали сначала на керосинке, а позже - на газовой горелке, стеклодувы выдували шарики разного размера. Горячее стекло становится тягучим, и может принимать самые разные формы. На фабрике «Ариель» стеклодувы за 6 часов работы выдувают по 250-300 шаров! Каждый шарик - уникален, потому что сделан вручную, а не с помощью машины. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на донышко шарика - там остался след на том месте, где была перекручена стеклянная ниточка - или, как ее называют стеклодувы, «усик». Второй усик - с противоположной стороны шара - либо закручивают в аккуратную стеклянную петельку, либо - что удешевляет работу - отпиливают и покрывают металлическим колпачком, за который и вешают игрушку на елку.

Все шары сначала получаются прозрачными, как мыльные пузыри. Их опускают в бочку с краской, придавая фоновый окрас - красный, синий, зеленый или, например, золотой. А когда краска высохнет, к работу приступают мастера-художники. Они вручную расписывают поверхность шара. Это может быть изображение сказочного героя, зимний пейзаж или какие-то архитектурные достопримечательности самых разных стран мира.

Стеклодувы могут делать не только шары, но и разные фигурки. Для этого разогретую стеклянную трубку опускают в специальные формы - в виде зайчика, снеговичка или Деда Мороза. Такие игрушки называются формовыми. Одна из первых формовых игрушек, которые стали делать на фабрике «Ариель», была фигурка Щелкунчика. Потом появились десятки других самых разных фигур: разные зверушки, петушки, золотые рыбки, богатыри, бабки с курочкой рябой и т.п.

Увидеть все это разнообразие новогодних игрушек можно в музее фабрики: здесь собрано около тысячи самых разных елочных украшений. В экспозиции музея имеются как новогодние игрушки, сделанные и расписанные нижегородскими мастерами в разные годы, так и старинные советские игрушки, выпускавшиеся разными фабриками Советского Союза. По этим фигуркам можно проследить самые важные вехи в развитии страны - первый полет человека в космос, массовые посевы кукурузы - символ эпохи Никиты Хрущева и много другое. На выставке также можно увидеть елочные шары из разных коллекций: шары с изображением Санта-Клауса и Дед Мороза - такого, каким его представляют в разных странах мира; шары с сюжетами знаменитых сказок - «Три поросенка», «Красная шапочка», «Золушка» и т.п., а также с героями русских сказок - например, с Емелей.

Отдельное место выделено под «новогоднюю хохлому»: шары и матрешки со знаменитой золотой росписью, стеклянные ложки и даже самовары,
которые стеклодувы умудрились выдуть из стекла! Там же, в музее, можно увидеть и хрупкие пасхальные яйца и стеклянные медальоны с нежными пасхальными рисунками.

Есть среди экспонатов и шары с изображением станций московского метро, изготовленные к юбилею метрополитена. На выпуклых поверхностях шаров художникам удалось изобразить и глубокие тоннели метро, и великолепие старых московских станций.

Особое место в экспозиции отведено шарам из коллекции знаменитых людей: например, шары с изображением достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода Владимир Путин преподнес канцлеру германии Герхарду Шредеру. В отдельной коробке лежат шары с изображением русских зимних забав, которые вручали гостям на приеме Дмитрия Медведева.

А еще в коллекции нижегородских мастеров имеются шары с изображением Барака Обамы, которые были изготовлены по спецзаказу администрации президента США. Мастера рассказывают, что специальный заказ на их изготовление им сделала администрация президента США. Согласование шло долго и не просто: сначала художники нарисовали на шаре изображение Обамы с широкой улыбкой, потому что знали, что эта обаятельная улыбка - его визитная карточка. Но американцы сказали, что президент на изображении «слишком веселый», и попросили изобразить его построже. В итоге, за основу был принят вариант со сдержанной улыбкой. А широко улыбающийся Обама остался нижегородцам на память!

Особую гордость у мастеров вызывают уникальные новогодние шары, посвященные 200-летию баварской короны. Нижегородцам для работы пересылали изображения баварских замков и их оформления, самой короны, портреты баварских королей. И заказчики остались довольны результатами работы!

Все это ребятам, пришедшим на экскурсию, рассказывают и показывают мастера

фабрики «Ариель». Мальчишки и девчонки, затаив дыхание, наблюдают, как стеклодувы выдувают шары разного размера и делают формовые игрушки - фигурки снеговиков, зайчиков, Деда Мороза и т.п. Сотрудники фабрики объясняют тонкости и секреты мастерства.

А в художественных мастерских на глазах у гостей мастера фабрики вручную расписывают хрупкие стеклянные елочные украшения. Детям рассказывают о том, как наносится рисунок, подбираются краски, как игрушки припудриваются блеском и «золотинками».

В завершение экскурсии ребята отправляются на мастер-класс, где им дают возможность самостоятельно раскрасить елочные фигурки или шарики. Потом эти игрушки упаковывают в специальные коробочки, чтобы дети могли донести хрупкие сувениры до дома и показать родным. Такие шарики становятся самым лучшим сувениром на память о путешествии на фабрику, где круглый год живет Новый год.

Изготовление стеклянной ёлочной игрушки - дело тонкое. Фабричное производство стеклянных ёлочных украшений в России началось в 1848 году, когда князь Меньшиков открыл в своём имении Александрово стекольный завод (ныне находится в городе Высоковск Клинского района). Изначально на нём производили посуду, аптечные пузырьки, лампы. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать рождественское дерево игрушками, завод стал выпускать стеклянные бусы .

5 любопытных фактов о российской ёлочной игрушке

Традиционное российское ёлочное украшение - длинные стеклянные бусы (гирлянды)

Многие ошибочно считают, что традиционное ёлочное украшение в России - шар. Но история стеклянных ёлочных украшений на Руси начинается именно с бус.

Крестьяне, освоив ремесло на заводе Меньшикова, часто изготавливали дома кустарным способом пуговицы, серьги и бусы. Такие вещи называли «пустяшными».

Раньше ёлочные игрушки делали дома на керосиновой горелке

В городских архивах Клина был найден документ о том, что в 1887 году мастер Векшин Яков Иванович, работая на стекольном заводе князя Меньшикова, выучился искусству выдувать бусы. Затем он ушел с завода и организовал свое дело.

Кустарное производство обычно устраивали в избах. Для этого каждый мастер хранил в доме кружку-горелку диаметром 15 см. Внутрь такой кружки набивали паклю, делая из неё фитиль. Вниз наливали керосин. Затем поджигали паклю. Огонь раздували большими мехами.

Стеклянные трубки для домашнего производства мастерам приходилось покупать на заводах. Стекло,из которого кустарщики выдували украшения, делали из кварцевого песка. Температура плавления такой трубки была около 1710°С. Используя самодельную керосиновую горелку невозможно было достигнуть высокой температуры. Поэтому у мастеров не получались изящные игрушки и бусины.

Первые бусы были похожи на камни

Елочные гирлянды, которые изготавливают на современном предприятии, почти ничего не весят. Стекло настолько тонкое, что может треснуть, если сжать ёлочные бусы в кулаке.

В старые времена бусы получались тяжёлыми, с толстыми стенками и неровными краями, что было связано с тугоплавкостью стекла в домашних условиях. Гирлянды больше напоминали камни. И гремели они подобно гальке, брошенной на землю.

Поэтому промысел по изготовлению бус получил название камушковый. Разбить или покарябать такие изделия было практически невозможно.

В России нет учебного учреждения, где учат на мастеров-стеклодувов

Большинство из мастеров, которые работают на заводе - это потомственные стеклодувы. Опыт и навыки они получили от своих отцов и матерей. Эта традиция зародилась в XIX век и сохранилась по сей день.

Все желающие выучиться на стеклодувов обязательно проходят обучение на заводе. Стажировка длится полгода, после чего новый мастер приступает к изготовлению игрушек.

Самая большая игрушка, которую выдувает мастер на заводе «Ёлочка», достигает в диаметре 11,5 см, самая маленькая - 3 см

Игрушки производят такого размера, чтобы они хорошо смотрелись на ёлках в типовой квартире. Слишком большие шары неудобно вешать на рождественское дерево, поэтому завод их не выпускает.

Как делают ёлочную игрушку сегодня

Сегодня завод в среднем выпускает до миллиона игрушек в год, которые расходятся по России и странам ближнего зарубежья. «Ёлочка» относится к предприятиям народного промысла , так как многие технологии традиционного ремесленничества XIX века здесь сохраняются до сих пор.

Процесс изготовления современной ёлочной игрушки можно разделить на 5 главных этапов:

Выдувание

Выдувание игрушек происходит из длинных стеклянных трубок. Мастер держит трубку за «усики», разогревает её, постоянно вращая над огнем газовой горелки. Это необходимо для того, чтобы стекло равномерно нагрелось. Температура на языках пламени доходит до 1000°C. После того как материал становится пластичным (это определяется на глаз), мастер начинает дуть в трубку. В зависимости от силы дыхания, получаются шары или другие игрушки свободной выдувки (грибочки, матрешки, снеговики, макушки).

Формовые игрушки (избушки, лисички, зайчики и другие) сделать сложнее. Мастер так же разогревает трубку, а затем, дождавшись нужного момента, кладет пластичное стекло в металлическую форму, плотно закрывает ее и дует в свободный конец трубки. Стекло равномерно распределяется по металлу и принимает нужную форму. Делать это надо очень быстро, так как стекло остывает почти мгновенно.

Производство находится в полной темноте, мастера работают в наушниках, так как от газовых горелок идет постоянный шум. Все манипуляции со стеклом совершаются только с помощью огня и человеческого дыхания.

Самые сложные в изготовлении - монтажные игрушки (самовар, чайник). В них нужно с помощью огня припаивать одну стеклянную детальку к другой.

Металлизация

На следующем этапе производства игрушкам придают зеркальный блеск. Этот процесс называется металлизацией. Заготовки надевают на металлический каркас, сверху на него подвешивают фольгу. Затем все это отправляют в огромную вакуумную установку, похожую на бочку. Из установки откачивают воздух, после чего пускают по тонкой вольфрамовой проволоке ток. От этого фольга начинает плавиться, попадает на специальный испаритель и быстро превращается в алюминиевый туман. Буквально за 20 секунд туман оседает на холодное стекло и равномерно покрывает его плёнкой алюминия. За день на одной установке металлизируют больше 3 тысяч игрушек.

Похожим образом изготавливают зеркала.

Окрашивание

Следующий этап - окрашивание. Игрушку окунают в краску или распыляют краску через специальное устройство.

Разрисовка и упаковка

После окраски игрушка попадает в заботливые руки художника. За один день человек разрисовывает в среднем 60-80 игрушек. Для работы используются акриловые, эмалевые и другие краски. Художники наносят традиционные орнаменты и узоры. Затем украшения поступают в упаковочный цех.

Благодарим за помощь в подготовке материала главного технолога предприятия Валентину Васильевну Трынкину, исполнительного директора Владимира Симановича, экскурсоводов и гендиректора выставочного комплекса «Клинское подворье» Людмилу Симанович.

Фото предоставлены коммуникационным центром «Индустрии детских товаров».

Вот вы уже выросли, но наверняка помните тот детский восторг, когда родители доставали коробку с елочными игрушками, как вы разматывали запутавшиеся провода новогодней гирлянды, как искали перегоревшую лампочку в ней... А запах свежей ели или сосны, ведь елка обязательно должна быть настоящей, никаких искусственных поделок! Это маленькое детское чудо, быть причастным к созданию праздника - украшению новогодней елки! В Советском Союзе было всего несколько фабрик елочных игрушек, одна из них - в поселке Клавдиево Киевской области.

Но самое интересное, что спустя двадцать лет после распада СССР процесс производства елочных игрушек остается все таким же ручным и винтажным! Вручную разогревают стекло, выдувают шары, раскрашивают их. Абсолютно удивительный флешбек - на других предприятиях компьютеры-конвееры-стерильная чистота, а здесь очень уютный совок. В позитивном понимании этого термина! У меня сегодня отличное продолжение ! :)


Фабрика основана в 1949 году, пережила кризис 90х, но все же восстановила свое функционирование и работает до сих пор, постепенно наращивая объемы производства, стремясь достичь советских показателей.

На самой территории, несмотря на довольно ветхое состояние, все очень ярко и живо, ведь ежедневно сюда приезжают огромное количество детей:

Печки работают на настоящих дровах?! Винтаж и естественность даже в этом:)

Перейдем к самому производству, первый этап - это стеклодувный цех:

Исходный материал - это 50см стеклянные трубки, которые производятся в Беларуси.

Трубку разогревают при температуре выше 1000 градусов, из одной трубки получается до 20 шариков или 5-10 "сосулек" или верхушек на елку.

А затем вручную выдувают шары раздичного диаметра, максимальный размер - 150мм. Легкие работников этого цеха выдувают строго дозированный объем воздуха, погрешность не более 5% при кол-ве шаров за смену - 150-200! На выходе получаем прозрачный стеклянный шарик, которому нужно еще 5 минут, чтобы остыть.

Фишай 15мм дает очень прикольный эффект:)

Сергей aquatek_filips

Ира siv2203

Следующий этап - серебрение. Вот это как раз самый зрелищный и интересный момент. Все очень просто с точки зрения химии, но очень эффектно воочию. Дети в восторге, экскурсионные группы сменяются каждые 5-7 минут, людей оооочень много!

Вначале в каждую заготовку шарика впрыскивают раствор, состоящий из оксида серебра, аммиака и дистиллированной воды:

Затем окунают в горячую воду (50 градусов) на несколько секунд и встряхивают раствор внутри шарика, внутри шарика происходит т.н. "реакция серебрянного зеркала", когда серебро осаждается на стенках.

Вот здесь еще шарик прозрачный:

А спустя секунду уже серебряный:

Затем шары красят в один фоновый цвет и сушат:

Как же не сделать свой silver-look?! :)

На последнем этапе происходит художественно оформление игрушек. Здесь почему-то нельзя снимать, но на деле это никто не контролирует:

Высокие технологии производства здесь не используются, поэтому "голубого экрана смерти" вполне достаточно:

Вот такая "золотая" крошка наносится на игрушку, предварительно обработанную клеем.

Шарик может выдуть каждый, а вы попробуйте выдуть паровозик?! Для этого у работников фабрики есть 3D-принтеры 3D-легкие - 100500 поддувов под определенным углом и интенсивностью потока и паровозик готов!

Каждый работник цеха по художественному оформлению за одну смену делает от 3-4 до 50 игрушек в зависимости от сложности.

Вот таких вот шариков за смену производится 4-6:

Популярное развлечение больших компаний - это игрушки с нанесением логотипа:

Что мне очень понравилось - каждый уголок цеха, который выглядит не очень репрезентативно, закрыт каким-то баннером или растяжкой. Визуально - все скромно, но уютно:

Ну и последний зал, где срезают "шейки" и одевают застежки, а затем и упаковывают шарики. Станок, который производит обрезку, оборудован алмазным кругом:

Для школьников тут проводят мастер-классы и праздники, но людей очень много.

Сколько это стоит?
Стоимость шариков в магазине - от 15гр (2$) c термопечатью до 15-30$ за шарики ручной работы:

Еще есть небольшое помещение - музей, где экспонируются елочные игрушки разных эпох и стран. Но это стоит показать в отдельном репортаже, который я сделаю в ближайшие дни.

Оф. сайт фабрики елочных игрушек.

Согласитесь, самое приятное в подготовке к Новому Году - вовсе не стол и даже не подарки.
Ощущение праздника настигает нас ровно в тот момент, когда мы наряжаем главный символ новогодней ночи - ёлку.

Достаем из шкафа зеленую красавицу или покупаем живую ель, ставим во главе комнаты, украшаем сверкающими шарами, укутываем мишурой или зажигаем разноцветную гирлянду. С этого момента начинается отсчет - до Нового года осталось буквально несколько дней.

Пока все только готовятся начать предновогоднюю суету, есть время и подарки купить и решить, где и с кем провести эту самую ночь. И елку доставать еще рано. Но мы же знаем, как быстро летит время, не так ли?

Путешествие в зимний Нижний не было бы по-настоящему зимним, если не экскурсия в сказочную страну, о которой я собираюсь вам сейчас рассказать.

Мне удалось увидеть своими глазами, как делают одну из главных составляющих новогоднего праздника - ёлочную игрушку, и даже почувствовать себя немного художником.


Я уже была на подобном производстве, только не ёлочной игрушки, а керамики, и хорошо себе представляю, как происходит рождение таких художественных произведений как вазы,тарелки, кувшины, чашки, сувенирные фигурки и т.п. Много лет я училась в школе с художественным уклоном (Гжель) и даже имею сертификат (считай вторую профессию после журналиста) живописца. Хотя вот какой из меня художник. Однажды, о производстве гжельской керамики я написала большую статью в подмосковный журнал.

Но я никогда не видела, как делают стекло, и уж тем более такую хрупкую вещь, как ёлочная игрушка! Все слышали о Гусь-Хрустальном, елочные игрушки делают в Химках, Клину, Павловском Посаде. Нижегородская фабрика ёлочной игрушки "Ариель" - одно из таких производств.

1. Встречает фабрика вот такими романтичными рисунками на бетонном заборе.

2. Так и не скажешь, что фабрика! Домик фабрики - это музей, производсво начинается там, где "кирпич".

3.

4. Зашли внутрь и у всех разом перехватило дух. Волшебство! Взрослые люди как дети бросились рассматривать игрушки и фотографироваться в новогодних интерьерах.

5. Елочка на курьих ножках

6.

7.

8.

9.

Музей игрушки. Из прошлого в настоящее.

Музей игрушки - это настоящее путешествие в детство. Советские пластиковые елочки, металлического отлива ретро-игрушки, бумажные украшения и снег из ваты.

10. Экпозиция музея состоит из более чем тысячи экспонатов, которые собирались на протяжении 20 лет. Однако, сам промысел зародился на нижегородской земле в 1936 году. Фабрика "Ариель" своего рода продолжает традиции Горьковской промыслово-кооперативной артели "Детская игрушка".

11.

12.

13. Игрушки на прищепках, у всех такие были! У меня в закромах до сих пор сохранилось множество старых шариков и фигурок - на новый год мы их больше не вешаем на елку, жалко разбить. Дома кот - теперь только бездушный пластик на зеленой красавице:(

14. Точно такие же дома! Правду говорят, что в СССР у всех все было одинаковое.

15. Пока все разглядывали шарики, поспешила купить сувениров. Игрушки тут в среднем стоят 200-300 рублей за штуку, есть и за тысячу. Кому-то дорого, лично мне за такую красоту не жалко было денег.

16. Очень много сельских мотивов. Русская деревня, народные сказки.

17.

18. Зимние и такие же летние пейзажи. Очень душевные.

19. Есть и коллекция таких народных промыслов как Гжель.

Нижегородская фабрика ёлочной игрушки - единственная в России, чья продукция идет на экспорт. В Европу, Америку, Канаду и многие другие страны. Чего и в какой только технике они не рисуют! И европейские пейзажи и русскую деревню, самолеты (заказ от "Сухого") и нефтяные вышки ("Лукойл"), рисовали даже Барака Обаму! Путина только не изображали еще, не политкорректно, говорят.

20. На фабрике можно заказать любую тематическую партию игрушек. К новому году поступает столько корпоративных и индивидуальных заказов, что стеклодувы и художники работают по 12 часов в сутки!
Государственные заказы тоже приходят. Это патриотичная коллекция "города России".

21. А это заказ от московского метрополитена. Узнаете станции?

22. Павелецкая!

Стеклодувы. Тут игрушка обретает форму.

23. Пришло время рассказать, как же рождается такая красота. Сначала длинную стеклянную трубку нагревают над газовой горелкой и делят ее на заготовки. Потом эти части продолжают раскаливать на огне, после чего, мастер "надувает" шарик с одного конца трубочки.

24. Получаются вот такие "чупа-чупсы". Готовые леденцы

25. Но прежде мастер осторожно, под огнем, снимет одну из палочек.

26. А тут видно форму, в которой делают пупырчатые шарики.

27. Вот такие

Мастерская. Здесь рисуют Новый Год.

Игрушка-не игрушка, если ее не распишет художник. Пора заглянуть в мастерскую, где акварелью, акрилом и блестками расписывают будущие украшения.

28. Фабрика занимает здание бывшего автобусного парка. Это, видно, некогда учебный класс, видите по стенам плакаты?

Сегодня это мастерская, где трудятся живописцы. Только женщины, мужчинам не хватит усидчивости и терпения.
Единственный представитель сильного пола на "Ариель" - Аркадий Терсинских, директор фабрики.

29. Блогеры быстро заполнили комнату, стараясь отхватить удачный кадр. Бедные художницы!

30. Каждая девушка рисует свой сюжет. Здесь русская барыня

31. А тут матрешка. Не по наслышке знаю, как сложно обрисовать черным контуром готовое изделие. Лишь бы не дрогнула рука!

32. Рабочая обстановка. Кисти, краски, палитры, губочки и баночки с водой

33.

34. Рисуют акварелью и акриловыми красками, есть и специальные контурные, которые создают рельеф на изделии.

35. Кефир даже после смерти тоже служит искусству

36. Религиозные мотивы. Рождественская ночь

37. Офицеры

38. При полном параде и в блестках!

39.

40. Пряничная серия на фабрике существует уже не первый год. Очень нравится! Купила в подарок родным две игрушки из этой коллекции.

41. Барашки обзаводятся шубкой

42. Напоминаем, следующий год - год овцы/козы (имеется в виду 2015 год). Мой год, кстати (:

43.

44. Вазы и подсвечники тоже рисуют тут.

Главный по рисунку

То было ремесло, а кто же мастер? Главный художник! Именно он придумывает каждый сюжет, который изобразят на игрушке в этом году. Каждый заказ, каждую картинку на "Ариель" рисует Наталья Репина.

45.

46. Творческий беспорядок и свежие работы.

47. В кабинете художницы - примеры коллекций разных лет. Там на заднем фоне - "маленький принц", на переднем - российские и зарубежные пейзажи.
На первом шарике - Чкаловская лестница, Нижний Новгород.

48. Наталья призналась, что ее любимыми сюжетами являются пейзажи русской деревни.

49.

50.

51. Царь вдохновлен детскми сказками. Это новинка этого сезона.

52. А это необычная цветочная коллекция резко выделяется на фоне остальных игрушек. Совсем другая техника - наложение нескольких слоев краски.

Хочешь быть художником? Ну давай.

53. Ежели вам вдруг подумалось: "Я б тоже так смог, если бы захотел!" - это легко проверить. Можно побыть художником и самому расписать себе сувенир на память. Акриловые краски, кисти и вперед!

54. Кто-то рисовал по картинкам, кто-то ворчал, что не умеет рисовать, у некоторых выходили настоящие шедевры. Это нарисовал наш экскурсовод.