Выставки художественные. Экспозиционность как принцип организации художественной выставки. По отраслевой принадлежности

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Выставки художественные , публичный (как правило, временный) показ художественных произведений, основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством. Выставки художественные могут быть между народными, национальными, региональными; стационарными и передвижными; периодическими (ежегодные, проходящие один раз в два года - бьеннале и три года - триеннале и др.).

Выставки художественные могут различаться по количеству участников (персональные, групповые, коллективные), по составу (члены АХ, учащиеся художественных учебных заведений и пр.) или принадлежности к художественным группировкам. Организуются выставки художественные, посвященные отдельным видам и жанрам искусства (живопись , скульптура , гравюра , акварель , пейзаж , портрет и пр.), темам (так называемые тематические выставки художественные) и направлениям в изобразительном искусстве. Большое значение для искусствознания имеют музейные выставки художественные (тематические и персональные, с привлечением произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время из других музеев , выставки новых поступлений и др.), а также выставки художественные, посвященные отдельным явлениям и периодам истории искусств, в экспозицию которых нередко включаются произведения, хранящиеся в разных странах. На выставках современного искусства специальная комиссия (жюри) отбирает произведения по их теме и качеству, присуждает премии. Более широкие функции имеет выставочный комитет, проводящий всю организационную работу (комплектование и размещение экспонатов, издание каталогов, организация экскурсий и др.). История выставок художественных восходит к публичному показу художественных произведений в Древней Греции (с VI в. до н. э.), Италии (XV-XVI вв.), Голландии и Фландрии (XVII в.). Во Франции Королевская академия живописи и скульптуры начала устраивать выставки работ своих членов с 1653 (с 1699 в Лувре ; см. Салон). В XVIII в. регулярные выставки были организованы в АХ других государств (в том числе с 1760-х гг. петербургской АХ). В XIX в. выставки художественные становятся основной формой участия искусства в общественной жизни, ареной борьбы идейно-художественных направлений. Во второй половине XIX в. официальным художественным выставкам противостоят неофициальным выставкам художественным (например, во Франции "Салон отверженных", 1863) и общественные выставочные объединения (например, германские и австрийские Сецессионы, с 1892). В XX в. в капиталистических странах наряду с выставками классического и современного прогрессивного искусства устраивается множество выставок художественных, имеющих рекламно- коммерческий характер, пропагандирующих буржуазную идеологию. Широкий спектр современных течений представлен на крупнейших периодических выставках художественных: Бьеннале в Венеции (Италия; учреждена в 1895) и в Сан-Паулу (Бразилия ; с 1951), периодическая выставка "Документа" в Касселе (ФРГ). В России в XIX в. наиболее передовой характер имели выставки передвижников (с 1871). Сложный и противоречивый характер развития русского искусства в конце XIX - начале XX вв. обусловил резкое увеличение числа выставок художественных (выставки "Мира искусства", Союза русских художников, "Бубнового валета " и др.). В СССР и других социалистических странах выставки художественные, предназначенные для широких масс, играют большую воспитательную роль. Среди крупнейших тематических выставок художественных, отражающих развитие социалистического искусства: "15 лет РККА" (1933), "Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран" (1959), "На страже мира" (1965), Всесоюзная юбилейная художественная выставка "50 лет Советской власти" (1967), Всесоюзная художественная выставка "К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина" (1970), "Молодость страны", "Слава труду" (обе - 1976), "Мы строим коммунизм" (1981) - все в

Искусство окружает нас всюду: в доме, на улице, в музее. Однако есть особый вид знакомства с художественным творчеством: возможность пойти на выставку. Выставка - это показ произведений искусства широкой публике, организованный на определенный срок. Существуют большие и малые выставки. Они экспонируются как в специально отстроенных или приспособленных помещениях, так и в залах, занимаемых временно, например в залах музеев, Дворцов культуры, фойе театров и т. п. Такие выставки показывают творчество мастеров прошлого и современности, иногда совместно живописцев, скульпторов, графиков, архитекторов, художников декоративно-прикладного искусства. Но чаще всего устраиваются выставки мастеров одной специализации. Выставки могут быть посвящены творчеству отдельного мастера, определенной группы, школы, направления. В целом принципы, лежащие в основе организации той или иной выставки, достаточно гибки, подбор произведений проводится по темам, видам, жанрам, сюжетам и т. п. Бывают выставки международные, национальные, региональные (в СССР - всесоюзные, республиканские, областные, городские), стационарные и передвижные.

Посещение выставки в известной степени сравнимо с посещением театра, но разница все же будет весьма ощутимой. И не только потому, что там спектакль, а здесь произведения изобразительного искусства. На выставке вы видите множество людей, то сосредоточенно осматривающих экспозицию в целом или отдельную картину, статую, то беседующих, обсуждающих отдельные работы. Здесь сильнее чувствуется момент общения людей не только с искусством, но и друг с другом.

Публичные показы художественных произведений известны уже в Древней Греции, но выставочная деятельность в ее современном понимании началась во Франции в XVIII в., когда были открыты так называемые салоны, получившие такое название потому, что художники показывали произведения в салонах Лувра. Новшество это вызывало большой интерес публики и свидетельствовало об известной демократизации искусства. До этого, как правило, искусство было привилегией знатоков, покровителей-меценатов и коллекционеров. Теперь художественные произведения открыто выносились на суд публики. Выставки стали обсуждаться в печати - так родилась художественная критика. К открытию выставок печатался каталог, содержащий краткие сведения об экспонируемых произведениях и их авторах, позднее в них стали помещать репродукции выставленных работ. Все эти начинания со временем совершенствовались, изменялись по форме, по содержанию и впоследствии легли в основу определенной традиции выставочной деятельности. К началу XIX в. в парижском салоне, получившем всемирную известность, экспонировалось до 2 тыс. произведений. Широкими смотрами современного искусства стали Всемирные выставки, проходившие в Париже и Лондоне, где наряду с другими устраивались и художественные отделы.

Так как организация салонов находилась под строгим надзором официальных кругов, то неизбежно вспыхивали конфликты. Специально созданное жюри, призванное отбирать произведения, нередко не допускало на выставки произведения демократического, реалистического искусства. Художники, недовольные действиями жюри, неоднократно выступали за свободный показ произведений, требовали распустить жюри или сделать его выборным. Они устраивали и своего рода неофициальные «антивыставки» в своих мастерских и других помещениях. Так, Г. Курбе во время Всемирной выставки в Париже в 1855 г. строит отдельный павильон для своих произведений, демонстративно названный им «Реализм». Во Франции конфликт между художниками и жюри привел в 1863 г. к созданию «Салона отверженных», где показывались картины, не принятые на официальную выставку. В последующие годы художники стали практиковать устройство отдельных групповых независимых выставок (например, выставки художников-импрессионистов). К концу прошлого столетия число свободных художественных объединений со своей выставочной деятельностью заметно увеличилось. Пример Франции для многих стран Европы стал вдохновляющим. На рубеже веков делались попытки отдельно показывать не только живопись или живопись вместе со скульптурой и графикой, но скульптуру и графику раздельно.

В буржуазном обществе выставочная деятельность носит противоречивый характер: она способствует популяризации искусства, но в то же время служит проводником официальной идеологии. Кроме того, устройство выставок связано и со стихией художественного рынка. Кому быть «модным», «популярным» на выставках, порой решают торговцы картинами.

На рубеже XIX-XX вв. устраиваются выставки, посвященные старым мастерам. В настоящее время выставки такого рода, особенно большие, представительные, включающие малоизвестные произведения или, напротив, творения крупнейших мастеров прошлого времени, привлекают общественное внимание, становятся показателем интенсивности художественной жизни в той или другой стране.

В России выставки первоначально устраивались при Петербургской Академии художеств. В начале XIX в. на этих выставках показали картины известные живописцы: О. А. Кипренский , С. Ф. Щедрин, К. П. Брюллов , А. А. Иванов. Однако дух казенного академизма, который со временем стал властвовать в Академии, не мог не вызвать протеста демократически настроенных художников. Несколько художников решили покинуть Академию, создать свое объединение (см. Передвижники (Товарищество передвижных художественных выставок). Товарищество способствовало распространению в России искусства критического реализма, воспитанию художественного вкуса широких общественных слоев. За время своего существования ТПХВ устроило свыше 40 выставок. На рубеже веков в России возникли и другие групповые объединения, устраивавшие выставки («Мир искусства », «Голубая роза» и др.).

В СССР и других социалистических странах художественные выставки обращены, к широким массам народа и играют большую образовательную и воспитательную роль. Уже в 1920-е гг. ведущие массовые объединения художников: Ассоциация художников революционной России (АХРР) и Общество художников-станковистов (ОСТ) проводили многочисленные выставки, в том числе такие представительные, как «Жизнь и быт Красной Армии» (1922), «Революция, быт, труд» (1924-1925), «Жизнь и быт народов СССР» (1926), выставки, посвященные 10, 15 и 20-й годовщинам Красной Армии (1928, 1933, 1938), «Искусство в массы» (1929), «Индустрия социализма» (1939). Включение в экспозицию нашей страны на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939), на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (1939) произведений советских художников продемонстрировало идейную целеустремленность советского искусства, его жизнеутверждающую силу, способствовало развитию социалистического реализма . Знаменательными событиями в культурной жизни страны стали выставки «Великая Отечественная война» (1942), Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран (1959), «Искусство - в быт» (1960), «На страже мира» (1965), Всесоюзная юбилейная художественная выставка «50 лет Советской власти» (1967), Всесоюзная художественная выставка, посвященная столетию со дня рождения В. И. Ленина (1970), Всесоюзные художественные выставки, посвященные 60-летию образования СССР: «СССР - наша Родина» (1982), «Художники - народу» (1982) и др.

Ежегодно в нашей стране творческими союзами, Академией художеств СССР , органами культуры организуется свыше 5 тыс. стационарных и передвижных художественных выставок, их посещают десятки миллионов человек. Существует определенная система проведения зональных, республиканских и всесоюзных художественных смотров, приуроченных, как правило, к знаменательным событиям в жизни страны. Так, очень представительным явился цикл художественных выставок «Мы строим коммунизм» (1980-1981), посвященный XXVI съезду КПСС. Великое содружество искусства и труда, возникшее в первые годы пятилетки, получает сегодня второе рождение. Художники, представители всех союзных республик, активно участвуют в трудовой жизни народа, воплощают в своих произведениях идеи коммунизма и мира.

Одна из важнейших сторон выставочной деятельности в нашей стране - выставки, которые устраиваются в порядке культурного обмена с зарубежными странами. Они способствуют укреплению дружеских связей между народами, дают возможность ознакомиться с шедеврами мирового искусства. В 1960 г. состоялась выставка «Искусство Мексики от древнейших времен до наших дней» в Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В 1973 г. выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона» из собрания Египетского музея в Каире была показана в Москве, Ленинграде, Киеве. За рубежом неоднократно устраивались выставки русского и советского искусства (в США, Франции, ФРГ, Японии и других странах). Крупнейшие выставки из собраний Лувра и Прадо были показаны в нашей стране в 1981 -1982 гг. Важным вкладом в развитие культурных связей между советским и французским народами стала выставка «Москва - Париж» (1980- 1981) в Национальном центре искусства и культуры им. Ж. Помпиду в Париже и в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Художественные экспозиции – это сложная форма взаимодействия искусства и той аудитории, которая его почитает. Но на выставках посетители воспринимают не только сами творения. Они обращают внимание на пространство, место расположения, построение композиции и на других зрителей, которые находятся на выставке.

Поэтому, если говорить о психологии восприятия художественной выставки в целом, то нельзя утверждать то, что посетители любуются только картиной. Они рассматривают в целом все. Если целая композиция им понравится, то и произведение они приобретут с удовольствием.

В каждой выставке будет обязательно присутствовать определенный сюжет, который соединяет все представленные на ней произведения в одну линию, обобщит их. Такие экспозиции обычно собирают по разнообразным темам, сюжетам, направлениям, авторам, стилистике.


Сегодня особенно остро встает вопрос о разделении выставок по характеристикам. Причиной стало то, что появилось огромное количество людей, которые называют себя талантливыми художниками. Настоящим же профессионалам проявить себя зачастую трудно.

На тематических выставках теперь можно показать свой талант полностью. На них зритель сам определит, какому автору-профессионалу отдать предпочтение. Кроме этого, такие мероприятия нужны в мире современного искусства. Они не только помогают узнать новые имена в искусстве, но и познакомить с ними своих родных, друзей и, конечно же, себя.

Выставки во все времена были популярными. Но сегодня они особо важны для всех, особенно для подрастающего поколения. На художественных выставках также продолжается продажа произведений. И это очень хорошо. Ведь когда видишь какую-то картину и понимаешь ее так, как ни кто, трудно удержаться и не купить ее для себя. Было бы очень жаль, если бы такой услуги не было.

Итак, можно определить понятие сегодняшней художественной выставки. Она является местом, где художник проявляет себя, может получить понимание и популярность, восхищение и любовь зрителей. Публика приобщается к прекрасному, получает моральное удовлетворение, лучше понимает современность, а также приобретает картины. Вы всегда можете посетить выставки, прочувствовать мир автора произведений и приобрести картины для себя.