Обработка фото: Цветокоррекция с помощью "кривых" в Adobe Photoshop. Балансировка цвета кожи Color balance в фотошопе

На сайте написано уже довольно много, но важный вопрос о том, как его исправить в фотошопе, до сих пор был открытым. Правда я вскользь касался этой темы в статье про , но в ней мы рассматривали Raw-формат, который может быть доступен не на всех фотоаппаратах. Что ж, сейчас самое время рассказать о том, как исправить баланс белого в фотошопе для снимков в Jpg. Я покажу пару вариантов, хотя на самом деле их существенно больше, но все дают аналогичные результаты, поэтому какой выбрать — решать вам.

Уже больше пяти лет я в jpg не снимаю, на мой взгляд лучше потратить 5 минут на то, чтобы в авторежиме превратить raw в обычную картинку, но при этом иметь возможность что-то исправить в будущем, чем потерять нужные детали и кусать потом локти. Это небольшое лирическое отступление о пользе raw, чтож, приступим к исправлению баланса белого.

Вариант исправления баланса белого с использованием корректирующего слоя Levels

Фотография, которую мы будем исправлять, сделана ночью (вообще говоря, практически все ошибки автоматики случаются именно в темное время суток) и имеет сильный желто-оранжевый оттенок. Кому-то нравятся именно такие варианты ночных фотографий, но я бы сделал ее несколько холоднее, чтобы лучше показать динамику ночного города.

Как всегда перед началом работы мы сделаем новый слой, но на этот раз не обычный, а корректирующий. Не стоит пугаться необычного названия, все очень просто — достаточно нажать на иконку создания корректирующих слоев в панели слоев справа в самом низу, и выбрать из появившегося меню «Levels » («Уровни «). На панели слоев появится новый, со значком, как наверху, и изменит вид панель «Adjustments » («Коррекция «). Если у вас более ранняя версия программы Фотошоп, то на экране может появится отдельная панель «Levels » («Уровни «), которая немного отличается внешним видом, но функции выполняет все те же самые.

В первую очередь нас интересует гистограмма в верхней части панели, а точнее серый ползунок внизу. Если подвигать его из стороны в сторону, то можно затемнить или осветлить изображение.

Теперь переходим непосредственно к балансу цветов, за них отвечает средняя пипетка из трех в нашем случае расположенных сбоку. Нажимаем на нее и выбираем на изображении участок, который, по нашему мнению, должен иметь серый цвет. При этом цветовой баланс снимка меняется. Вы можете попробовать выбрать разные области, и посмотреть на результат. Я в качестве серого объекта использовал стену здания на левой части снимка. В моем случае результат получился вот такой.

Не скажу, что идеально, но на мой взгляд выглядит интереснее, чем было. Этот способ позволяет не только исправлять баланс белого, но и тонировать снимок. Конечно, это скорее побочный эффект, но он позволяет в некоторых случаях получать интересные результаты.

Исправление баланса белого при помощи наложения цвета

Второй вариант, на мой взгляд, позволяет получать более достоверные результаты, но пространства для творчества оставляет меньше.

Теперь меняем режим наложения этого слоя на «Color «(«Цвет «) и уменьшаем «Opacity » («Прозрачность «). В нашем случае я остановился на 29%. Меняя этот параметр, можно в большей или меньшей степени нейтрализовывать излишнюю желтизну (как у нас) или синеву (если баланс сбит в другую сторону) на фотографии.

Итак, полученный результат:

На мой взгляд картинка ближе к естественному состоянию, но в предыдущем варианте она смотрелась интереснее.

Выбор метода исправления баланса белого зависит от конкретного изображения. В некоторых случаях, когда освещение комбинированное и источники света имеют разную цветовую температуру, любые ухищрения все равно приводят к неудовлетворительному результату. В таких случаях остается лишь одно средство пусть не исправить баланс цветов, но сделать картинку более реалистичной — обесцветить изображение.

Безусловно от потери цвета снимок меняется, но в некоторых случаях это увы единственный вариант получения хорошего снимка.

Прежде чем начать знакомство с цветокоррекцией, стоит уточнить, что тема эта очень обширная. Чтобы заниматься цветокоррекцией на должном уровне, лучше пройти специальные курсы, где вас обучат основам цветовой гармонии, научат правильно сочетать цвета и пользоваться существующими методами и способами цветокоррекции. И желательно получить сертификат. В век цифровых технологий обработка фото - весьма прибыльное занятие. А самым выгодным вложением средств во все времена было и остаётся образование.

Мы рассмотрим базовый универсальный способ цветокоррекции.

Перед тем как сделать цветокоррекцию в Photoshop, нужно понять, что это такое и с какой целью применяется.

Цветокоррекция - это изменение цветов, тонов и насыщенности изображения, применяется либо для улучшения картинки, либо в качестве творческого приёма. К первому случаю можно отнести необходимость получить более реалистичные цвета или сделать фото светлее. Ведь при определённых настройках фототехники цвета могут передаваться искажённо, не так, как мы их видим в реальной жизни. Сюда же относится коррекция фото для поднятия насыщенности цветов, ради большей привлекательности снимка. Во втором случае цветокоррекцию подскажет вам собственная фантазия. Это может быть винтажная цветокоррекция, фантастические цвета пейзажей и тому подобное.

Коррекция цвета в Photoshop осуществляется на корректирующих слоях. Если цветокоррекцию применять к слою с изображением, то изменения изображения будут необратимы. Корректирующие слои работают как фильтры. Все эффекты корректирующего слоя будут видны на изображении под этим слоем. Также корректирующий слой позволит внести изменения в конечный результат, если это окажется необходимо. Тему слоёв мы обсуждали в предыдущей статье.

Автоматическая цветокоррекция

Самый простой и быстрый способ для новичков - автоматическая цветокоррекция. Откройте изображение в Photoshop, создайте дубликат слоя с изображением (Ctrl+G ). Перейдите на дубликат слоя и нажмите Shift+Ctrl+B . Эта команда Photoshop автоматически регулирует контраст и цвет изображения, самостоятельно определяя тени, средние тона и светлые участки.

Так выглядят снимки до и после автоматической цветокоррекции.

Цветовой тон/Насыщенность

Открываем изображение в Photoshop. На палитре слоёв находим список корректирующих слоёв, нажав пиктограмму полузакрашенного круга.

В списке выбираем «Цветовой тон/Насыщенность»/Hue/Saturation .

В диалоговом окне настроек слоя можно изменять «Оттенок цветов»/Hue , «Яркость»/Lightness (сделать снимок светлее или темнее) и «Насыщенность цветов»/Saturation (делать блеклыми или сочными оттенки).

Изображение можно разбить на цветовые каналы. Настройки позволяют работать со всеми каналами цветов одновременно либо с одним.

При работе с отдельным цветовым каналом, выбирая определённый оттенок, который необходимо изменить, пользуйтесь инструментом «Пипетка» . Нажмите на пиктограмму инструмента, подведите к нужному участку фото и сделайте один клик. Вы увидите ограничители на градиентах. На цветовых градиентах можно ограничить цветовой диапазон, тогда изменения будут происходить только в нём. Передвигая ограничители, вы зададите рабочий диапазон.

Далее, перемещая ползунки цветового тона, насыщенности и яркости, остаётся подобрать настройки соответственно вашей задаче. Придадим данному снимку пурпурный оттенок, чтобы получить более красочный закат. Для этого выберем синий канал. Ограничитель диапазона на градиенте перетаскиваем правее, чтобы захватить диапазон пурпурных оттенков. Ближе к пурпурному смещаем ползунок «Цветовой тон»/Hue , добавляем насыщенность. По завершении закрываем окно настроек.

Вот так получилось.

Еще больше о Photoshop можно узнать на курсе в Fotoshkola.net .

Кривые

Корректирующий слой «Кривые»/Curves имеет больше способностей, чем мы рассмотрим в базовом способе для начинающих.

Открываем изображение, вызываем корректирующий слой «Кривые»/Curves из списка корректирующих слоёв.

Откроется диалоговое окно с настройками. Изначально кривая выглядит прямой. Нас интересует инструмент «Пипетка» . Их три. Первая отвечает за тени, вторая - за средние тона, третья - за светлые.

Теперь берём пипетки по очереди: первой щёлкаем по самому чёрному участку фото, второй - по серому, третьей - по самому белому участку.

С применением каждой пипетки вы увидите изменения. На графике появятся кривые цветовых каналов RGB (красный, зелёный, голубой). По завершении окно кривых можно закрыть.

В итоге получится вот так.

Уровни

Для корректирующего слоя «Уровни»/Levels мы так же рассмотрим лишь базовый способ применения.

Растровое изображение, а в данном случае изображение наших фото, состоит из точек. Точки эти имеют каждая свой цвет. За насыщенность, яркость и свет отвечают точки чёрного, серого и белого в изображении. Корректирующий слой «Уровни»/Levels позволяет изменять уровень значения точки. Уровень 0 - чёрные пикселы, 255 - белые. Уровень 128 - серые. Оставшиеся уровни располагаются в диапазоне между 0 и 255. При перераспределении уровней изменяется тональный диапазон изображения.

Для быстрой цветокоррекции нужно перераспределить уровень средних тонов. Открываем изображение, в списке корректирующих слоёв выбираем «Уровни»/Levels .

В диалоговом окне настроек выбираем среднюю пипетку, которая отвечает за средние тона. На изображении кликаем по участку, где должен быть идеальный серый. Потом закрываем окно настроек. Таким образом подбираются равные значения красного, зелёного и голубого.

В итоге мы получаем уравновешенную насыщенную картинку.

Иногда, несмотря на все старания, все же не удается отстроить цветопередачу путем коррекции яркости-контраста. Попробуем применить команды коррекции цвета.
На рисунке 1.84 показано диалоговое окно первой из них - команды Color Balance (Ctrl-B). Переводится это название как цветовой баланс. Почему именно так, вы поймете, взглянув повнимательнее на движки в средней части диалогового окна.

Если на изображении в целом или в выделенном фрагменте многовато красного, мы возьмемся за движок Red и потащим его влево, чтобы уменьшить яркость красного. Но одновременно это будет означать увеличение голубого (Cyan). Вот такой баланс.

Рис. 1.84. Проводим коррекцию цветов по средним тонам

Точно так же, увеличивая количество зеленого (G) и синего (В), мы тем самым уменьшаем количество пурпурного (Magenta) и желтого (Yellow). Почему это так?
Потому что данные пары цветов противоположны друг другу: инвертировав изображение (сделав из него негатив по комбинации Ctrl-i), вы увидите, что красный превращается в циан, зеленый - в мадженту, а синий - в желтый. Такие цвета называются дополнительными.

Если сложить яркости дополнительных цветов по каждому из цветовых каналов, то мы везде получим 100 % (255). То есть смешивая в банке две краски противоположных цветов, мы получим черный цвет (модель CMYK), а смешивая их же на экране (то есть по модели RGB) - белый.
Существует такая очень наглядная схема - цветовой круг, которая многие вещи проясняет. Это сплошная радуга с плавными переходами цветов от красного и до красного со всеми остановками. Мне придется ограничиться упрощенной черно-белой схемой (рис. 1.85), на которой не видно цветов и нет плавных переходов, зато видно, что красному цвету (R) на круге противостоит голубой (С), зеленому (G) - маджента (М) и так далее.
Другое важное свойство цветового круга. Каждый из цветов получается смешиванием двух соседних: красный - смешиванием мадженты с желтым, желтый - смешиванием красного с зеленым... Отсюда еще одна важная закономерность цветокоррекции: избыток красноты на фотографии можно компенсировать не только уменьшением красной составляющей, но и уменьшением мадженты и желтого.

Рис. 1.85. Цветовой круг

Казалось бы, какая разница? Однако же разница есть, и весьма существенная. Перемещая влево движок Red (а значит, уменьшая яркость красного), мы снижаем и общую яркость изображения (возвращаемся снова к окошку баланса цветов). А перемещая вправо движки Magenta и Yellow (уменьшая пурпурную и желтую составляющие), мы на самом деле увеличиваем яркость зеленого и синего. А значит, и общую яркость изображения. Таким образом, у нас появляется возможность, исправляя цветопередачу, не сильно портить яркость и контраст.
Эти вещи стоит знать, но о них можно особо не задумываться, если поставить галочку в строке Preserve Luminosity (сохранить яркость). Поставили и расслабились: пусть теперь Photoshop об этом думает, пусть сам мудрит, соображая, на сколько процентов нужно увеличить один канал и уменьшить два других, чтобы общая яркость изображения осталась неизменной.
Если же вас не устроят плоды его трудов, уберите галочку и сделайте лучше!

Важной особенностью команды Color Balance является возможность раздельной регулировки цветового баланса в темных частях изображения (Shadows, тени), в нормальных (Midtones, средние тона) и в самых светлых (Highlights). Таким способом мы сможем попытаться компенсировать неоднородные искажения цвета - такие, когда в темных местах искажение сильнее, чем в светлых или в середине диапазона.
Для автоматической коррекции цветов в Photoshop есть команда Auto Color (Shit-Ctrl-B). В ряде случаев она может давать вполне пригодные результаты (иногда ее стоит применять после команды Auto Levels или Auto Contrast).

Инструмент в Photoshop, к которому, судя по множеству видеоуроков в сети, многие не равнодушны. Особенно часто его используют, когда дело касается творческой обработки: различные эксперименты с кросс-процессами, пленочная стилизация, сплит-тонинг и тому подобные художественные поиски. Наравне с Levels и Brightness/Contrast , Color Balance также находится где-то в вершине хит-парада бесполезных инструментов Photoshop, которые заменяются банальными Curves.
Если в двух словах, то Color Balance это в худшем случае простейшие поканальные гамма-коррекции, местами сопровождающиеся жесткой отсечкой в светах или тенях. Но не всё так страшно, как звучит на первый взгляд, аналогичное воздействие без труда повторяется в Levels, которые и так являются сильно урезанными в функционале Curves. Color Balance даже можно назвать логичным продолжением деградации Levels на пути от высокоразвитых Curves. Что бы легче было понять принцип работы нашего подопытного инструмента, буду приводить снимки панели Levels, соответствующие Color Balance-коррекции, и, для ещё большей наглядности - иллюстрации аналогичных кривых.
Алгоритм работы Color Balance отличается в зависимости от того установлена или снята галочка в пункте Preserve Luminosity. Рассмотрим по очереди два возможных варианта единственной, если это так можно назвать, настройки инструмента.

Color Balance: Preserve Luminosity - Off

В этом режиме сдвиг любого ползунка приводит к воздействию только на соответствующий ему канал, никак не затрагивая информацию в двух оставшихся. Так, например, перемещение ползунка Cyan/Red затронет только канал Red; Blue и Green останутся неизменны. В связи с этим на иллюстрациях к этому режиму будет достаточно скриншота одного единственного канала в панели Levels и Curves.
По очереди переберем в меню Tone условные тональные диапазоны - Highlights, Midtones, Shadows:

Tone: Highlights.

При отрицательных значениях какого-либо ползунка для Highlight-диапазона, на соответствующий канал оказывается гамма-коррекция с коэффициентом 1/0,71 в максимальном её прогибе (-100 в Color Balance). Например, если мы хотим повторить результат воздействия Cyan/Red = -100 в Color Balance, то для канала Red в палитре Levels вбиваем среднему движку значение 0,71; этот движок, собственно, только за гамма-компенсацию и отвечает. С помощью Curves в точности такая коррекция с ходу не повторяется (да и нет в ней необходимости), но достаточно близко достигается сдвигом одной лишь центральной точки.
Двигаясь от радикального значения -100 к 0 в Color Balance мы равномерно уменьшаем гамма-коррекцию (подтягиваем кривую к сходному положению) вплоть до полного её отсутствия (значение 1 у среднего ползунка Levels).
Глядя на форму кривой, которая, по логике инструмента, должна приводить к сдвигу «Highlights» в сторону Cyan, невольно удивляешься, эффективно оттенок сдвигается скорее где угодно, но только не в «светах»:

Немного интереснее манипуляции с каналами происходят при сдвиге ползунка цветового баланса вправо: по аналогии с предыдущим примером, здесь так же применяется гамма-коррекция, но уже обратная, и при всём при этом за компанию сдвигается влево белая точка. Насколько мы задали положительное смещение в Color Balance, настолько белая точка и уедет влево. К примеру, значение Cyan/Red максимально и равно +100, тогда белая точка в красном канале перемещается до 155 (255-100), а на оставшийся диапазон применяется гамма-коррекция с коэффициентом 1/1,41:

Пример для ослабленного положительного значения коррекции: для Cyan/Red значение +50, соответственно сдвиг белой точки на кривой до 205 (255-50), а гамма-коррекция 1/1,19 - прогиб кривой уже менее крутой:

Tone: Shadows

Изменения в этом условном тоновом диапазоне аналогичны для Highlight и зеркально повторяются по своей логике воздействия на изображение. Для положительных значений цветового сдвига к соответствующему каналу применяется гамма-коррекция без каких-либо хитростей: значение +100 в Color Balance аналогично коррекции с коэффициентом гамма равным 1/1,41. На примере пары Cyan/Red и канала Red:

Для отрицательных значений движка в Color Balance для Shadows (аналогично положительным значениям для Highlights) имеем гамма-коррекцию, сопровождающуюся жесткой отсечкой, но теперь уже в тенях. Сначала двигаем черную точку вправо на величину сдвига ползунка цветового баланса, а затем усугубляем положение несчастного канала, применяя к оставшемуся участку кривой притемняющую гамма-коррекцию (с коэффициентом 1/0,71 в самом крайнем случае). Традиционно пример для цветового баланса Cyan/Red: значение движка -100, следовательно, черная точка на Levels/Curves передвигается вправо на 100 уровней, в завершении - гамма-коррекция с гамма 1/0,71:

Ещё пример. Значение Cyan/Red =-50, тогда черная точка предсказуемо едет на 50 уровней вправо, а гамма-коррекция с коэффициентом 1/0,84, то есть в два раза ослабленна относительно 1/0,71:

Tone: Midtones

Для этого условного тонового диапазона всё максимально прозаично: здесь любое воздействие аналогично некоторой гамма-коррекции - черная и белая точка не затрагиваются.
При отрицательном положении ползунка цветового баланса применяется затемняющая гамма-коррекция: максимальный прогиб кривой при значении -100 соответствует коррекции с коэффициентом гамма 1/0,5:

Для положительных значений в Color Balance - аналогичная коррекция, но с прогибом в обратную сторону, максимуму осветляющего воздействия соответствует гамма-коррекции с коэффициентом 1/2:

Особый интерес представляет то, какое воздействие оказывается в диапазоне Midtones для значений с -50 до +50. Для движка цветового баланса +50 мы наблюдаем осветляющую коррекцию с гамма 1/1,41, но точно такая же форма кривой была и для значения +100 в диапазоне Shadows.

По логике работы инструмента Color Balance выходит, что сдвиг ползунка вправо для диапазона Shadows аналогичен уменьшенному в два раза сдвигу того же ползунка в диапазоне Midtones. Установили вы, скажем, значение +40 для Cyan/Red в диапазоне Shadows и довольны результатом, но разве нормальный человек догадается, что к аналогичному результату можно прийти, установив +20 тому же движку Cyan/Red, но уже в диапазоне Midtones? Для иллюстрации две аналогичные по воздействию панельки Color Balance:

Предсказуемо цветовому сдвигу в -50 для диапазона Midtones соответствует гамма-коррекция 1/0,71. Такая форма кривой нам уже знакома при установке значения -100 в диапазоне Highlights:

И снова иллюстрация двух панелек Color Balance, в которых на первый взгляд (как в прочем и на второй) совершенно нелогично подобраны значения коррекции, но, тем не менее, дающие полностью аналогичный результат воздействия на картинку:

На этом описание Color Balance c отключённой опцией Preserve Luminosity заканчиваем, посмотрим как происходит работа в режиме якобы «сохранения яркости».

Color Balance: Preserve Luminosity - On

Здесь движение ползунка цветового баланса может затрагивать как один канал, так и сразу несколько. В этом плане логика режима выглядит немного сложнее, но в тоже время сами формы кривых, оказывающие аналогичное воздействие, стали проще: Для Shadows и Highlight это чистая Z-коррекция (сдвиг черной или белой точек с жесткой отсечкой в тенях или, соответственно, светах), а для Midtones это простая гамма-коррекция, не затрагивающая белую и черную точки. Так как сдвиг одного движка в Color Balance может привести к воздействию на один или сразу несколько каналов, то иллюстрации придется немного усложнить. Я буду приводить снимки палитр Levels и Curves сразу для всех каналов, но те, в которых ничего не менялось (канал при коррекции не затрагивался) закрашу серым.

Tone: Highlights.

Для положительных значений движка цветового баланса в Highlights всё просто: насколько пунктов ползунок переместился право, настолько и уедет влево белая точка в соответствующем канале. Установили значение +20 для Cyan/Red - белая точка в красном канале переехала на 20 уровней влево, вбили +100 - на 100 уровней влево. Каналы Green и Blue в данном случае не понадобились и остались не тронутыми, эффективно прибавлять «красный» в «света» удалось за счёт одного лишь канала Red:

Сдвиг ползунка цветового баланса влево, опять же, занимается перемещением белой точки, только не в соответствующем для ползунка канале, а в двух других оставшихся. К примеру, для Cyan/Red установлено значение -100, тогда белые точки в каналах Green и Blue едут влево на 100 уровней. Color Balance, по велению разработчиков, сильно ограничен в разнообразии оказываемых воздействий на каналы изображения. Имея в своём распоряжении лишь гамма-коррекцию и умение двигать белую и черные точки влево-вправо, не смог прибавить «циана» в «света» воздействуя лишь на один канал Red, потому и сделал необходимую коррекцию за счет каналов Green и Blue:

Tone: Shadows

Воздействие Color Balance на картинку в диапазоне Shadows зеркально аналогично воздействию в Highlights. Движок Cyan/Red в пользу Red на 100 пунктов, значит, черная точка двигается вправо на те же 100 уровней в каналах Green и Blue:

Отрицательному сдвигу движка цветового баланса аналогичен сдвиг черной точки вправо на то же значение, причем черная точка перемещается в соответствующем движку канале, два других канала не затрагиваются:

Tone: Midtones

Для этого условного тонового диапазона сдвиг одного ползунка цветового баланса приводит к изменению всех трёх каналов. При положительном сдвиге движка на соответствующий канал воздействует осветляющая гамма-коррекция, а на два других канала аналогичная обратная (затемняющая) гамма-коррекция. Коэффициент гамма (при максимальном прогибе кривой) в первом случае 1/1,41, во втором - 1/0,71. Очевидно, чтобы получить требуемый цветовой сдвиг, можно было обойтись воздействием на один канал (соответствующий движку Color Balance), а два оставшихся не затрагивать. Именно так и происходило в диапазоне Midtones при отключённой галочке Preserve Luminosity. С другой стороны, задействуя один канал, расплачиваться приходилось слишком радикальной коррекцией для получения требуемого цветового сдвига, и как следствие более заметным перекосом общей яркости изображения.
При включенной галочке Preserve Luminosity, Color Balance учитывает тот факт, что добавлять нужный оттенок, скажем красный, можно как за счет усиления канала Red, так и за счёт двух других, то есть одновременного притемнения каналов Green и Blue. Воздействуя сразу на все каналы, мы получаем эффективное смещение цветового баланса при незначительном изменении общей яркости:

И последний пример. Движок Cyan/Red сдвинут в сторону Cyan, стало быть, в первую очередь затемняем канал Red, а затем усугубляем «цианистый» оттенок одновременным осветлением Green и Blue:

На этом закругляемся, тем, кто дочитал до конца - медаль за мужество. Конечно, остались еще некоторые соображения и невысказанные любопытные моменты, но тема и так не стоила того, чтобы тратить на неё время, слишком много чести этому Color Balance. Увлёкся, каюсь, кто же мог подумать, что такая поэма получится?
В качестве напутственных слов добавлю: для большей свободы пользуйтесь Curves, двигайте черную и белую точки как вздумается: влево/вправо, вверх/вниз, по диагонали, гните самыми причудливыми формами кривые. Не ограничивайтесь гамма-коррекциями, которые дело не по делу предлагает Color Balance, остерегайтесь его склонности к бесцеремонной отсечке в тенях и светах.
Да пребудет с вами стабильный Photoshop.