Навигационный комплекс вертолета ми 35 пнк 24. Доработки по замечаниям военных

Продолжаю выкладывать фотографии того,что попроще и побыстрее,иначе нет времени на полеты.... Итак еще один вертолет в воздухе: Ми-24ВМ.
Ми-24ВМ (Ми-35М, AH-2 Sabre) - российский транспортно-боевой вертолёт круглосуточного применения разработанный в ОКБ Миля и серийно выпускающийся в Ростове-на-Дону на заводе «Роствертол» холдинга «Вертолёты России» как на экспорт, так и для нужд Минобороны России. Предназначен для уничтожения бронетанкового вооружения и техники, десантирования и огневой поддержки подразделений сухопутных войск, эвакуации раненых, а также для перевозки грузов в кабине или на внешнем подвесе. На данный момент построено более 120 вертолетов...
Машина которая была продемонстрировали нам в воздухе,принадлежит РВЗ(Росвертол).
И снова много похожих фотографий:-))



Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Вертолёт создан в ОКБ МВЗ им. М.Л.Миля путём глубокой модернизации Ми-24В/ВП с целью улучшения лётно-технических и эксплуатационных характеристик, повышения унификации вертолётов Миля, а также обеспечения круглосуточного выполнения боевых задач и более эффективного применения всех видов вооружения в различных физико-географических условиях, в том числе в условиях высокогорья и жаркого климата. Новая модификация получила обозначение Ми-24ВМ, а на экспорт вертолёт поставляется как Ми-35М. Первый прототип Ми-35М был построен в 1995 году. В 2004 году планировалось завершить ГСИ.

На вертолете установлены несущий и рулевой винты с композитными лопастями, разработанные для Ми-28Н, более мощное высокоточное оружие, а также бортовое оборудование, обеспечивающее круглосуточное боевое применение. Модернизация обеспечит продление срока эксплуатации существующего парка вертолетов Ми-24 (Ми-35) как минимум на 10-15 лет. Существенное улучшение летно-технических характеристик, повышение эффективности вооружения, возможность боевого применения ночью увеличат боевую эффективность Ми-24ВМ в 1,7-2,2 раза по сравнению с Ми-24.

Первый полет Ми-24ВМ выполнил 4 марта 1999 года под управлением экипажа Г. Ананьева. Вместо старых устанавливаются отечественные модернизированные высотные турбовальные двигатели «Климов» ВК-2500-II.

Крыло модернизированного вертолета также подверглось доработкам: размах его уменьшили до внешнего пилона. При этом количество более совершенных ПТУР Атака, устанавливаемых на внешних пилонах на двух АПУ-8-4У, осталось прежним - шестнадцать.

Для повышения автономности боевого применения вертолета предлагается установить встроенную в крыло систему подвески вооружения. Если расположение устанавливаемой прежде СОЭП-1В Липа диктовалось условиями защиты от ракет воздух-воздух с ИК-ГСН, то положение более совершенной станции защиты Мак-УФМ, установленной на нижней поверхности хвостовой балки, продиктовано в первую очередь обеспечением защиты от ракет ПЗРК.

Ми-24ВМ оборудован современным высоэффективным комплексом вооружения: несъемной подвижной пушечной установкой НППУ-23 с пушкой ГШ-23 (боекомплект - 470). Подвижность пушки по азимуту находится в пределах +10...-40, по углу места - +60...-60 На балочных держателях под каждой консолью предусматривается подвеска вооружения (до 16 ПТУР комплекта "Атака-В", "Малютка" или "Фаланга-М"; до 10 НУР С-13; до 80 НУР С-8, до 2 УР класса "воздух-воздух", бомб калибра до 500 кг).

Для боевой работы в любое время суток вертолет оснащен круглосуточным оптико-электронным обзорно-прицельным комплексом, очками ночного видения и тепловизионным прицелом; для повышения боевой живучести вертолет может быть оборудован бортовым комплексом обороны - экранно-выхлопным устройством, станцией активных помех "Липа", кассетами ИК-ловушек, а также станцией сигнализации об облучении вертолета РЛС противника Л006ЛМ.

Опыт эксплуатации Ми-24, в том числе и во время боевых действий в локальных конфликтах при отсутствии современной ПВО показал, что убирающееся шасси ему, кроме неприятностей, ничего не дают. Хотя с убранным шасси вертолет Ми-24 на 30% менее заметен в радиодиапазоне, имеет на 10 км/ч большую максимальную скорость полета и меньшие километровые расходы топлива на крейсерской скорости.

В случае, когда шасси не удавалось выпустить или просто об этом забывали, это нередко приводило к выходу машины из строя на длительный срок, а экипаж получал тяжелые травмы. Поэтому решили сделать шасси неубирающимся, плюс высвободились 120 кг.

Усовершенствовали радиооборудование и вооружение, в том числе и аппаратуру радиокомандного наведения ПТУР Атака - Тор-24, заменивших прежние Штурмы и аппаратуру Радуга-Ш. Комплект возрос до 16 ракет. Новые ракеты позволили не только повысить вероятность поражения целей но и расширить их номенклатуру. Поскольку можно будет использовать ПТУРы с различными боевыми частями (кумулятивная, осколочно-фугасная), то их целями будут не только бронемашины и танки, но и долговременные укрепленные огневые точки противника.

ПТУРами можно бороться и с летательными аппаратами, так как предусмотрена их комплектация неконтактным радиовзрывателем. А запланированная установка бортового вычислительного комплекса БВК-24 и лазерного дальномера значительно повысят эффективность вооружения. Кроме того, в процессе модернизации вертолета предлагается включить в состав вооружения малогабаритные зенитные ракеты 9М39 Игла-В в варианте воздух-воздух.

Предусматривается создание десантно-транспортной модификации, предназначенной для высадки тактического десанта до 8 человек и разведывательных диверсионных групп, снабжения передовых частей боеприпасами, перевозки войсковых подразделений и грузов внутри кабины массой до 1500 кг. Санитарный вариант предназначен для эвакуации с поля боя раненых и перевозки больных. На вертолете предусмотрены места для двух носилок, двоих сидячих больных и одного медработника. В машине размещаются средства для оказания первой медицинской помощи, кислородное оборудование.

Для оповещения экипажа об аварийном остатке топлива, пожаре в двигательных отсеках, отказе гидросистем и других аварийных ситуациях на вертолете может быть установлен речевой информатор и системы световой сигнализации. Радиосвязное оборудование обеспечивает надежную двухстороннюю радиосвязь вертолета с другими летательными аппаратами в воздухе, а также связь вертолета с наземными пунктами в МВ1-МВ2-ДМВ-КВ диапазонах частот. Управление полетом, стабилизация его угловых положений (по курсу, крену, тангажу и высоте) обеспечивается САУ-В24-1.

По сравнению с базовым вариантом Ми-24 конструкция вертолета Ми-24ВМ значительно облегчена. Предусматривается применение отдельных систем, агрегатов, узлов, оборудования и вооружения вертолета Ми-28Н. Крыло вертолета укороченное и облегченное с уменьшенным количеством точек подвески и применением облегченных балочных держателей. Шасси неубирающееся, что тоже ведет к облегчению конструкции.

Для защиты экипажа передняя кабина оборудуется пуленепробиваемым лобовым стеклом и бронированной стенкой сидения летчика. Бронеплиты могут быть установлены по бокам обеих кабин и на капотах двигателей. Для обеспечения возможности пилотирования вертолета в случае ранения летчика предусматривается установка дублирующих органов управления.

Поставлен новый автомат перекоса. Втулка несущего винта с эластомерными подшипниками, композитные несущий и Х-образный, четырехлопастной рулевой винты от Ми-28. Лопасти несущего и рулевого винтов снабжены электротепловой противообледенительной системой. Вертолет может быть оснащен пылезащитным устройством. Программой модернизации предусматривается проведение организационных мероприятий по продлению сроков эксплуатации вертолета.

Для потенциальных заказчиков разработано пять вариантов модернизации Ми-24, причем предложенная программа позволяет реализовать сочетание любых из них. Работы по модернизации могут выполняться непосредственно в строевых частях, на ремпредприятиях и серийных заводах. Для зарубежных заказчиков, которые эксплуатируют свыше 300 вертолетов данного типа, стоимость доработки Ми-35 в Ми-35М составит от 1 до 1,5 миллиона долларов.

Серийный выпуск Ми-24ВМ и его экспортной модификации начался на «Роствертоле» в 2005 году.

В 2008 году был подписан контракт на поставку Бразилии 12 Ми-35М3 на сумму $150 млн. Те наш борт Ми-35М-3 это бразильский вариант?:-)))

Контракт на поставку ВВС России 22 вертолётов Ми-35М (Ми-24ВМ) был подписан в 2010 году, позже был подписан ещё один контракт на 27 машин с поставкой в 2012-2014 годах.
В сентябре 2010 года был получен заказ на 24 Ми-35М для Государственной пограничной службы Азербайджана. Поставка вертолётов была произведена с декабря 2011 по январь 2014.

Венесуэле под обозначением Ми-35М2 предположительно поставлялись Ми-24ПК2.
В 2012 году с Ираком был подписан контракт общей суммой $4,2 млрд на поставку различной военной продукции, среди прочего, включающий заказ на 24 вертолёта Ми-35М с полным вооружением до 2017 года.

Итого на данный момент построено более 120 вертолетов различных модификаций...

Правильно ли я понимаю,что этим вертолетом управлял Александр Васильевич Чернышев,заслуженный летчик-испытатель России?

Кто может опознает?

А почему не все подвески заняты вооружением?

Ну и завершающий аккорд....

Тактико-технические характеристики Ми-24ВМ (Ми-35М3)
Технические характеристики
Экипаж: 2
Пассажировместимость: 8
Грузоподъёмность: до 1500 и до 2400 кг (в кабине и на внешнем подвесе соответственно)
Длина: 17,49 м
Диаметр несущего винта: 17,2 м
Диаметр рулевого винта: 3,84 м
Высота: 4,16 м
Масса пустого: 8360 кг
Нормальная взлётная масса: 10900 кг
Максимальная взлётная масса: 11500 кг
Силовая установка: 2 × ТВаД «Климов» ВК-2500-II
Мощность:
2 × 2700 л. с. (чрезвычайный режим)
2 × 2200 л. с. (взлётный режим)
2 × 1500 л. с. (крейсерский режим)
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 300 км/ч
Крейсерская скорость: 240-260 км/ч
Практическая дальность: до 550 км
Перегоночная дальность: до 1000 км с ПТБ
Статический потолок: 3150 м
Динамический потолок: 5100-5400 м
Вооружение
Стрелково-пушечное: несъёмная подвижная пушечная установка НППУ-23 с двуствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм (450 снарядов)
Точки подвески: 4
Боевая нагрузка: до 1500 кг
Варианты вооружения (в зависимости от задачи):
Противотанковые ракеты: «Штурм-В» или «Атака-М» (до 8 шт.)
Неуправляемые ракеты: 2 блока Б13Л1 с НАР типа С-13 калибра 122 мм или до 4-х блоков Б8В20-А с НАР С-8 калибра 80 мм
Подвесное пушечное вооружение: 2 универсальных пушечных контейнера УПК-23-250 с 23-мм пушками ГШ-23Л (2 × 250 снарядов)

Как боевая ударная машина широко известна во всём мире. Эта модернизированная версия вертолёта получила новые двигатели, современное противотанковое вооружение и спутниковое навигационное оборудование и способна не только эффективно уничтожать противника, но доставлять десант и перевозить раненых.

Особенности армейского вертолёта Ми 35

Первые экспортные поставки пошли за рубеж под обозначением , а в 90-е годы на московском заводе им. М.Л. Миля выпустили модернизированную серию по индексом и вариант .

Модернизированный вариант этой машины оснастили новым несущим винтом с лопастями из композитных материалов, на «безуходной» втулке стояли подшипники из эластомера и передовая конструкция автомата перекоса. Хвостовой винт Х-образной формы обладал низким уровнем шума.

Вертолёту укоротили размах крыла, убрали концевые пилоны на консолях, оснастили шасси ударопоглощающей конструкцией и выполнили неубирающимися. Новые подвесные топливные баки увеличенного размера позволяли осуществлять перелёты на большую дальность и более эффективно использовать новые силовые установки ВК-2500 с более мощной тягой.

Существенно улучшилась светотехническое оборудование кабины, обеспечившее полёты в любое время суток с новым высокоточным спутниковым навигационным комплексом с электронными индикаторами.

Стрелково-пушечное и ракетное вооружение вертолёта, на основе комплекса авионики с гиростабилизированной прицельной системой и очками ночного видения разрешает круглосуточное применение систем в сложных метеоусловиях.

Лётно-технические характеристики ударного вертолёта Ми 35

  • Длина фюзеляжа – 17,51 м
  • Диаметр несущего винта – 17,3 м
  • Вес пустого вертолёта – 8620 кг
  • Максимальный взлётный вес – 11500 кг
  • Запас топлива – 1500 кг + 1000 в ПТБ
  • Силовая установка – 2 х ВК-2500
  • Тяга на взлётной мощности – 2 х 2400 кг
  • Максимальная скорость – 340 км/ч
  • Крейсерская скорость – 280 км/ч
  • Боевой радиус действия – 450 км
  • Перегоночная дальность с ПТБ – 1000 км
  • Динамический потолок – 4500 м
  • Вооружение – двуствольная пушка ГШ-23 в установке НППУ-24
  • Точек подвески – 4
  • Экипаж – 2 чел

Боевое применение Ми 35

Ещё в марте 2014 года эти армейские вертолёты использовались для воздушного патрулирования приграничной зоны в Крыму. С присоединением Крыма к России каждый год в июне проводятся лётно-тактические учения на авиационном полигоне «Опук», в которых задействованы модернизированные вертолёты совместно с и .

Перед экипажами вертолётов поставили задачу по обнаружению низколетящих и малоскоростных воздушных целей с последующим уничтожением на удалении от 5 км до 500 метров.

Вертолёты российского производства, стоящие на вооружении армии Ирака участвовали в разгроме боевиков ИГИЛ. Воспользовавшись нестабильной обстановкой в провинции Эль-Анбар на границе с Сирией, террористы решили создать там Исламский эмират. Войска Ирака при содействии уничтожили десятки боевиков, среди которых лидеры бандитских формирований.

Ми-35М – это глубокая модернизация хорошо себя зарекомендовавшего транспортно-боевого вертолета Ми-24, который получил в войсках прозвище «Крокодил». В настоящее время Ми-35М производится как на экспорт, так и для нужд российской армии. Вертолет предназначен для поражения бронетанковой техники противника, огневой поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя, десанта и эвакуации раненых. Помимо этого вертолет может использоваться для перевозки различных грузов в кабине и на внешней подвеске. Выпуском вертолета занимается предприятие ОАО «Росвертол», расположенное в Ростове-на-Дону.

В 2010 году Минобороны РФ заказало 22 вертолета Ми-35М со сроком поставки в 2010-2015 годах. По состоянию на август 2012 года в российской армии насчитывалось 12 вертолетов Ми-35М. Позднее был заключен еще один дополнительный контракт на поставку 27 вертолетов Ми-35М сроком до 2014 года. Помимо России эксплутантами данного вертолета являются Венесуэла – заказ 10 вертолетов (обозначение Mi-35М2 Caribe), Бразилия – заказ на 12 вертолетов (обозначение AH-2 Saber), Азербайджан – заказ на 24 вертолета.


Благодаря программе модернизации новый вертолет Ми-35М стал многоцелевой ударной машиной, которая способна выполнять боевые задачи в круглосуточном режиме даже в самых сложных метеоусловиях. Вертолет оснащен подвижной двуствольной артиллерийской установкой ГШ-23Л калибра 23-мм и вооружается противотанковыми управляемыми ракетами типа «Штурм». Одной из особенностей конструкции Ми-35М стало использование укороченных крыльев и облегченного неубирающегося шасси, что положительно сказалось на весе вертолета. Претерпел изменения и X-образный рулевой винт, который теперь обеспечивает вертолету большую управляемость одновременно с уменьшеннием уровня шума. Получила машина и более мощные двигатели, что позволило увеличить высоту полета.

Ми-35М ВВС Бразилии


Многоцелевой ударный вертолет Ми-35М оснащается модернизированной обзорно-прицельной системой ОПС-24Н, которая совместима с системой ночного видения, БРЭО и может использоваться как в дневных, так и в ночных условиях. Вертолет получил тепловизионную систему наблюдения, а также приборы ночного видения, что позволяет обнаруживать и распознавать цели на расстоянии в несколько километров в любое время суток. Помимо этого вертолет оснащается современной спутниковой системой навигации, которая связана с бортовым компьютером вертолета. Это позволяет сократить время расчет маршрута, определения навигационных параметров, выдачи маршрута на экран монитора командира вертолета более чем в 2 раза.

Помимо боевой версии вертолет может использоваться в роли: десантного, грузового и санитарного. В десантном варианте вертолет может перевезти в грузовой кабине до 8 десантников с личным вооружением. В транспортном варианте вертолет способен перевозить до 1 500 кг. боеприпасов или иных грузов внутри грузовой кабины. При этом вертолет Ми-35М оснащен системой внешней подвески и вне грузовой кабины может перевезти груз общей массой до 2 400 кг. В санитарном варианте Ми-35М может выполнять транспортировку 2-х лежачих и 2-х сидячих раненых или больных в сопровождении одного медицинского работника.

Особенности вертолета Ми-35М

Модернизированный вертолет Ми-35М создан на базе экспортного варианта вертолета Ми-24 (Ми-35) для применения более совершенных средств поражения в круглосуточном режиме. Целью предпринятой модернизации вертолета является существенное улучшение его летно-технических характеристик, а также обеспечение более эффективного использования всех возможных видов вооружения (включая высокоточное ) в круглосуточном режиме и в самых разнообразных физико-географических условиях. В том числе использование машины в условиях жаркого климата и высокогорья.

Ми-35М ВВС Венесуэлы


Для обеспечения круглосуточного выполнения боевых задач на Ми-35М были установлены:

Новая обзорно-прицельная система ОПС-24Н, включающая в свой состав гиростабилизированную оптико-электронную станцию ГОЭС-342;
-прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24;
-комплекс навигации и электронной индикации КНЭИ-24;
-светотехническое оборудование, которое адаптировано к использованию очков ночного видения.

Установка на вертолет данных систем позволила: обеспечить машине круглосуточное обнаружение и распознавание как наземных, так и надводных целей; осуществлять наведение управляемых ракет; определять расстояния до объекта атаки с помощью лазерного дальномера; осуществлять более точное прицеливание при использовании стрелково-пушечного подвижного и неподвижного вооружения, а также неуправляемых ракет; обеспечить осуществление полета по заданному маршруту в полуавтоматическом режиме; уменьшить физическую нагрузку на экипаж вертолета в процессе управления машиной и использования имеющегося вооружения.

Использование очков ночного видения (ОНВ) привело к тому, что наружное и внутреннее светотехническое оборудование Ми-35М было специально адаптировано под них. Применение ОНВ позволяет обнаружить объекты при освещении не менее 5×10-4 люкс. ОНВ работают в диапазоне длин волн от 640 до 900 нм. Применение приборов ночного видения обеспечивает вертолету:

Возможность пилотирования на высотах от 50 до 200 м. с визуальным контролем за подстилающей поверхностью;
- обнаружение целей типа «бронетехника», «мачта ЛЭП», «дорога» и т. д.;
- выполнение взлета, посадки, полета и захода на посадку, а также выполнение посадок с касанием земли на неосвещенных и необорудованных площадках;

Выполнение разного рода поисково-спасательных операций, а также наблюдение за местностью в ночное время.


Вертолет Ми-35М вооружен НППУ-23 – носовой несъемной подвижной пушечной установкой с пушкой «ГШ-23Л» (двуствольная). В зависимости от варианта вооружения, вертолет может быть носителем следующих видов вооружений:

Противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Атака-М» и «Штурм-В» до 8 штук, оснащенные различными типами боевых частей, в зависимости от типа целей;
- 2 или 4 блока Б8В20-А с НАР типа С-8 (неуправляемая авиационная ракета калибра 80-мм);
- подвесное пушечное вооружение, которое состоит из 2-х контейнеров УПК-23-250, оснащенных пушками «ГШ-23Л».

Для улучшения технических характеристик, летно-технических характеристик, а также аэродинамических качеств вертолета Ми-35М на нем была смонтирована новая несущая система. Она включается в себя новый несущий винт, лопасти которого производятся из композиционных материалов, винт обладает новым аэродинамическим профилем. Лопасти винта обладают меньшей массой и увеличенным техническим ресурсом. Их живучесть при боевых повреждениях была повышена. Помимо этого на вертолете применяется новая втулка несущего винта с эластомерными шарнирами, которые не требуют смазки, главные детали втулки выполнены из титановых сплавов. Рулевой четырехлопастной винт с двухъярусным Х-образным расположением лопастей также производится из композиционных материалов и был оснащен торсионной подвеской. Помимо этого было сокращено количество точек смазки втулки рулевого винта вертолета.

Новая несущая система вертолета обеспечивает машине: высокие характеристики маневренности, низкую акустическую заметность, а также возросшую боевую живучесть. Установленные на Ми-35М лопасти несущего винта, выполненные из композитных материалов, позволяют сохранить их работоспособность до окончания полета даже в случае поражения артиллерийскими снарядами калибра до 30-мм. При этом композитные лопасти обоих винтов (несущего и рулевого) оснащены электротепловой противооблединительной системой.

Помимо этого на вертолете Ми-35М были установлены современные двигатели ВК-2500-02, увеличенной мощности, являющиеся дальнейшим развитием двигателей семейства ТВ3-117. Использование новых двигателей ВК-2500-02, которые обладают повышенной высотностью и большим в сравнении с двигателями ТВ3-117 ресурсом (до 60 000 часов) позволяет эффективно использовать вертолет в условиях высокогорья и высоких температур, а также обеспечивает безопасность выполнения полета и посадки Ми-35М с одним неработающим двигателем.

Ми-35М ВВС России


В конструкции турбины двигателей ВК-2500-02 были использованы современные жаропрочные материалы, электронно-механическая система управления двигателем, был усилен диск первой ступени компрессора. Все это позволило увеличить температуру газов перед турбиной компрессора и свободной турбиной, повысив частоту вращения турбокомпрессора. На двигателе были реализованы режимы полета «максимал» и «чрезвычайный», которые используются в случае полета лишь на 1 работающем двигателе.

Вертолет Ми-35М получил новое укороченное крыло, оснащенное балочными держателями ДБЗ-УВ, которые позволяют устанавливать на вертолет многоместные пусковые устройства АПУ-8/4-У, используемые для крепления управляемых ракет. Помимо этого укороченное крыло с новыми держателями позволило увеличить технологичность снаряжения Ми-35М различным спецгрузом при помощи установленного в крыло механизма для его подъема.

Получил вертолет и новые взлетно-посадочные устройства, которые предназначены для поглощения и восприятия нагрузок при взлете, посадке и
осуществлении руления машины по земле, а также изменения клиренса вертолета на стоянке. Также машина оснащается неубирающимся шасси, которое обеспечивает безопасность полета вертолета на предельно малых высотах или в случае совершения аварийной посадки.

Таким образом, можно утверждать, что вертолет Ми-35М, благодаря оснащению цифровым вычислительным комплексом и современной авионикой, очками ночного видения 3-го поколения, стал круглосуточным, всепогодным вертолетом с расширенным спектром решаемых боевых задач.

Летно-технические характеристики Ми-35М:

Размеры: диаметр несущего винта – 17,2 м., диаметр рулевого винта – 3,84 м., длина – 17,49 м., высота – 4,16 м.
Масса пустого – 8 360 кг, нормальная – 10 900 кг., максимальная взлетная – 11 500 кг.
Тип двигателя – 2 ВК-2500-02, 2х2200 л.с.
Максимальная скорость у земли – 300 км/ч., крейсерская – 260 км/ч
Практическая дальность – 450 км. (без ПТБ) и 1 000 км. (с ПТБ).
Статический потолок – 3 150 м., динамический – 5 100 м.
Экипаж – 2 человека
Вооружение: 2х23-мм установка НППУ-23 (450 патронов), до 8 ПТУР «Штурм-В», «Атака-М», 2 или 4 блока НАР С-8 и др.

Источники информации:
-http://www.rostvertolplc.ru/product/mi-24/version/mi-35m (производитель)
-http://www.rg.ru/2012/10/17/reg-ufo/vertolet.html
-http://ru.wikipedia.org/

Госкорпорации Ростех в рамках международного военно-технического форума «Армия-2018», который проходит с 21 по 26 августа в подмосковной Кубинке, впервые представил модернизированные ударные вертолеты Ми-35М и Ми-35П. Гости и участники форума могут ознакомиться с машинами на статической экспозиции форума. Вертолеты отличает существенно обновленный состав бортового радиоэлектронного оборудования и новое боевое оснащение.

«Многоцелевой военно-транспортный вертолет Ми-24 (экспортная версия – Ми-35) стал первым отечественным вертолетом, специально предназначенным для боевых действий. Конструкция оказалась настолько удачной, что сейчас это одна из самых востребованных машин на мировом рынке, высокая эффективность которой многократно доказана в условиях боевых действий. Мы ожидаем, что новые модификации вертолета с улучшенными боевыми возможностями будут пользоваться повышенным спросом у заказчиков во многих странах», – рассказал индустриальный директор авиационного кластера Ростеха Анатолий Сердюков.

Модернизированный Ми-35П получил обзорно-прицельную систему ОПС-24Н-1Л с матричным длинноволновым тепловизором третьего поколения, телевизионной камерой и лазерным дальномером. Новый цифровой пилотажный комплекс на основе автопилота ПКВ-8 улучшит управляемость, повысит устойчивость вертолета, автоматизирует пилотирование, упростив действия летчика, а модернизированный прицельно-вычислительный комплекс повысит точность поражения целей.


На обновленном Ми-35М, в свою очередь, значительно расширены опции по оснащению вертолета. Возможна доработка боевой машины под применение управляемых ракет «Игла-С» класса «воздух-воздух», а также бортового комплекса обороны «Президент-С» с лазерной станцией подавления тепловых головок самонаведения ракет ПЗРК. Кроме того, в качестве дополнительного оборудования на вертолете может устанавливаться аппаратура VOR/ILS, а также радиодальномер для замера дальности между вертолетом и наземными радиомаяками.

«Вертолеты типа Ми-24/35 – одни из самых воюющих в мире, история их боевого применения насчитывает более 30 войн и военных конфликтов. Такой богатый опыт позволил нам довести эту платформу до совершенства, и сейчас мы ведем планомерную работу по ее оснащению новейшим вооружением и бортовым оборудованием. Как только все изменения докажут свою эффективность в ходе испытаний, обновленные машины будут запущены в серийное производство», – отметил генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский.

Транспортно-боевой вертолет Ми-35 предназначен для уничтожения бронетанковой техники и огневой поддержки подразделений сухопутных войск. Он оснащен современным высокоточным оружием и способен выполнять боевые задачи круглосуточно в различных метеоусловиях. Одной из наиболее важных особенностей Ми-35 является возможность перевозки личного состава с вооружением, транспортировки до трех раненых с поля боя, а также грузов внутри кабины или на внешней подвеске.


Вертолёт Ми-35М / Фото Григория Беденко

На военной авиационной базе ВВС СВО в Шымкенте (в/ч 55652) торжественно встретили звено - четыре борта - новейших ударных вертолётов Ми-35М.

Новые вертолёты куплены в России в рамках программы перевооружения казахстанских Военно-воздушных сил. Техника такого уровня поступила в нашу страну после довольно продолжительного перерыва, связанного с выводом из эксплуатации сразу всего парка штурмовиков Ми-24B, ещё советской постройки, в связи с выработкой ресурса. Наш корреспондент детально изучил особенности новых боевых машин и даже поднялся на одной из них в воздух во время тренировочных полётов на авиабазе "Первомайская" под Алматы.

В наследство от Советского Союза Казахстану досталась весьма приличная группировка ударных вертолётов Ми-24B (по классификации НАТО - Hind ("Лань"). По данным из открытых источников, казахстанская группировка насчитывала около 40 бортов, из которых к 2016 году в состоянии лётной годности оставалась половина - около 20 машин. Большая часть из них базировалась на военном аэродроме в Учарале, прикрывая восточное стратегическое направление, и до сих пор остаётся там на хранении.


Ми-24B ВВС СВО РК на учениях в Алматинской области (19 апреля 2014 г.)

О достоинствах этой замечательной винтокрылой машины, во многом определившей ход локальных конфликтов последних десятилетий, написано огромное количество всевозможных трактатов. Достаточно упомянуть лишь некоторые факты. На сегодня Ми-24 остаётся самым распространённым ударным вертолётом в мире (произведено более 3500 экземпляров). На втором месте - американский AH-64 Apache (около 2000 экземпляров). Ми-24 стоит на вооружении в национальных армиях 63 стран мира - это третья часть всех государств, которые входят в ООН. Сегодня Ми-24 летают на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Впрочем, не исключено, что и в Австралии они есть, в частных коллекциях. А в Советской армии вертолёт получил неофициальное название "крокодил" за свой достаточно агрессивный дизайн и огромную ударную мощь.


Казахстанский Ми-24B на учебных полётах

Жизнь не стоит на месте, и российским авиаконструкторам из ОКБ Миля было бы просто непозволительно не попытаться создать на базе советской боевой машины, имеющей столь внушительный потенциал, суперсовременное изделие. Так и появился Ми-35М. Выпускается он серийно с 2005 года на авиазаводе "Росвертол" в Ростове-на-Дону, входящем в холдинг "Вертолёты России". "Тридцать пятый" является глубокой модернизацией своих предшественников Ми-24B/BП и носит индекс Ми-24BМ. На экспорт вертолёт поставляется под индексом Ми-35М. В Казахстан прибыли машины в той же комплектации, что разработана для российских Вооружённых сил, и здесь во многом сыграла роль политическая составляющая (об этом чуть позже).


Проход над аэродромом

Ми-35M предназначен для уничтожения бронетанкового вооружения и техники, огневой поддержки подразделений сухопутных войск, десантирования, эвакуации раненых, а также для перевозки грузов в кабине и на внешней подвеске. Как следует из анонса вертолёта разработчиком, модернизация проведена с целью улучшения лётно-технических и эксплуатационных характеристик, повышения унификации вертолётов ОКБ Миля, а также обеспечения круглосуточного выполнения боевых задач и более эффективного применения всех видов вооружения в различных физико-географических условиях, в том числе в условиях высокогорья и жаркого климата.

Что же нового было внесено в конструкцию вертолёта? Во-первых, существенно расширена номенклатура применяемого вооружения. Теперь есть возможность использования высокоточных боеприпасов. Вертолёт оснащён современным БРЭО с комплексом навигации и электронной индикации с цветными многофункциональными дисплеями, обзорно-прицельной системой ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-324, включающей в себя тепловизионный и телевизионный каналы, лазерный дальномер и пеленгатор. Говоря простыми словами, теперь оператор бортового вооружения видит картинку вокруг вертолёта на 240 градусов, и у него значительно больше возможностей гарантированного уничтожения целей противника. Обновление оборудования позволило не только снизить нагрузку на экипаж и применять управляемое и неуправляемое вооружение в любое время суток, но и выполнять взлёт и посадку на неподготовленные и необорудованные площадки.


Цифровая приборная панель командира экипажа

В отличие от предыдущих модификаций у Ми-35М не убираются шасси, что обеспечивает смягчение удара при падении. Опыт боевой эксплуатации Ми-24 показал, что в случае огневого поражения экипаж не успевает или не может выпустить шасси. Новый вертолёт имеет укороченное крыло с двумя вместо трёх подвесками для вооружения, что улучшает аэродинамику. Существенно изменена конструкция рулевого винта - он стал Х-образным, с лопастями из композитного материала. На несущем винте, также выполненном из композитов, установлен новый автомат перекоса и эластомерные подшипники. Силовая установка принципиально новая - турбовальные двигатели "Климов" ВК-2500-II. Что интересно, у 35-го даже изменился звук двигателей по сравнению с 24-м.

Сегодня вертолёт состоит на вооружении в ВВС Чехии, Азербайджана и Венесуэлы. Подписаны контракты на его поставку в Ирак и Бразилию.



Перед вылетом

Впервые о том, что Казахстан получит четыре новых вертолёта, объявил главнокомандующий Сил воздушной обороны Казахстана, генерал-лейтенант Нурлан Орманбетов на международной военной выставке КADEX-2016 в июне прошлого года. Поставка осуществлена в рамках военно-технического сотрудничества между РК и РФ и договора между МО РК и Рособоронэкспортом. Стоимость партии вертолётов не разглашается, однако источники в Минобороны утверждают, что она такая же, как и для российской армии. Казахстан является активным участником ОДКБ и несёт ответственность за укрепление южного стратегического направления. Поэтому вертолёты и направлены в Шымкент. Кстати, 602-я авиабаза СВО РК (в/ч 55652) в последнее время активно расширяется. Сюда уже прибыли новые транспортно-боевые вертолёты Ми-171Ш, которые наряду с истребителями МиГ-29 и фронтовыми штурмовиками Су-25 составляют ударную часть достаточно серьёзной авиационной группировки. Можно предположить, что наращивание авиационных средств проводится прежде всего в целях усиления границы с Узбекистаном, имеющим на юге опасного соседа - Афганистан, а внутри - перенаселённую, склонную к социальным потрясениям и исламскому экстремизму Ферганскую долину. Да и с остальными соседями по региону - Таджикистаном и Киргизией - не все абсолютно безоблачно. Регион не раз называли потенциально взрывоопасным.


Транспортно-боевой Ми-17 на авиабазе "Первомайская"

Экипаж Ми-35M состоит из трёх человек - командира, лётчика-оператора бортового вооружения и борттехника. Ещё в начале 2016 года в Россию была отправлена группа казахстанских лётчиков и технического персонала для переобучения. На сегодня подготовлено 12 человек - четыре экипажа.



Экипаж перед тренировочным вылетом

"Переобучение на этот тип вертолёта мы проходили в Российской Федерации, в городе Торжке", - рассказывает начальник штаба авиационной эскадрильи в/ч 55652 майор Казбек Рабаев. - Там находится центр боевого применения и переучивания армейской авиации. Сначала была теоретическая подготовка, далее тренажная подготовка, а потом приступили непосредственно к полётам. Это все заняло у нас два месяца. На переобучение отправили лётчиков, у которых есть опыт полётов на Ми-24".


Начальник штаба авиационной эскадрильи в/ч 55652 майор Казбек Рабаев

Сами вертолёты пришли в Казахстан из Ростова-на-Дону в ноябре 2016-го в сегментированном состоянии. Их сборка и обкатка производилась на 405-м авиазаводе, который расположен на территории Алматинского международного аэропорта. Затем боевые машины перегнали на авиабазу армейской военно-транспортной авиации "Первомайская" (в/ч 53975), которая находится в нескольких километрах от аэропорта. Здесь шымкентские лётчики несколько дней проводили на них тренировочные полёты.


Транспортно-боевой Ми-17 и ударный Ми-35M на авиабазе "Первомайская"

Казбек, Ваши впечатления о вертолёте?

Вертолёт прошёл глубокую модернизацию, много чего поменялось. Основные изменения - это вооружение, была улучшена авионика. Его боевые возможности выросли во много раз. Двигатели заменены на более мощные, несущая система заменена - лопасти винтов не металлические, а композитные. Рулевой винт х-образный, не трёхлопастный, как на Ми-24. Неубирающиеся шасси. Из-за этого вертолёт получился более лёгким, так как сама гидросистема весила довольно прилично. С удаления в семь километров можно распознать тип цели, навести на него управляемые ракеты, и с 3-5 километров обстреливать цели со 100-процентным попаданием.



Шаccи у Ми-35М в полёте не убираются

Комплектация устраивает?

Комплектация наших бортов аналогична тем машинам, которые поставляются в российские войска. Мы в Торжке летали точно на таком же типе. Вертолёт отличный, маневренный - все, что необходимо для современного боевого вертолёта, у него есть.


Эффектный проход над аэродромом

Есть ли отличия от Ми-24 по пилотированию?

По пилотированию принципиальных отличий нет. Немного изменилась работа с органами управления, потому что уже новое оборудование стоит, новые приборы. На Ми-24 все было аналоговое, здесь уже стоят МФИ (многофункциональные дисплеи).


Место командира экипажа

Какие планы на ближайшее будущее?

Мы сейчас восстанавливаемся. Потом возвращаемся к себе на базу в Шымкент. Для восстановления и готовности к перелёту нам необходимо отлетать две смены. Полёты на боевое применение начнём уже дома. Там тоже есть личный состав, который необходимо переучивать. Мы уже сами будем этим заниматься. После того как переучим, начнём планировать полигон и боевое применение. Думаю, что к весне мы уже будем готовы. По крайней мере, наше участие в параде в честь 25-летия Вооружённых сил, который пройдёт 7 мая в Астане, уже запланировали.


Лётчики "восстанавливаются"

Перспективы
Можно предположить, что казахстанский генералитет возлагает большие надежды на Ми-35М в плане перевооружения армейской авиации. Очевидно, в ближайшие годы их количество будет расти до полной комплектации эскадрильи. Как известно, современная авиационная эскадрилья составляет от 10 до 30 летательных аппаратов вместе с экипажами и наземным техническим персоналом.


Стоянка временного базирования Ми-35M на авиабазе "Первомайская"

По словам командира Первомайской авиабазы полковника Нурлана Байдуллаева, в составе авиабазы есть вертолёты Ми-17, которые по классу считаются транспортно-боевыми. Ми-35М - это полноценный боевой вертолёт. На нём будет осуществляться воздушное сопровождение, обеспечение высадки десанта с Ми-17, а также нанесение ударов по наземным целям - живой силе и технике противника.


Командир Первомайской авиабазы полковник Нурлан Байдуллаев


"Висение" над площадкой