Богослужебное Евангелие. Богослужебный Апостол

Для определения и нахождения евангельского зачала на заданный день надлежит использовать приложения Евангелия, где содержатся все необходимые указания. Всего в Евангелии можно выделить следующие четыре приложения:

1. «Сказание еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета» - рядовые чтения подвижного круга богослужения. Это приложение начинается днем Святой Пасхи и заканчивается Великой Субботой. Особо выделяется период Великого поста. Здесь указаны чтения рядовые или дневные для всех воскресных и седмичных дней в году, за исключением среды и пятка сырной седмицы, а также седмичных дней святой Четыредесятницы (то есть дней, когда не полагается чтение Евангелия). В конце приложения указаны 11 воскресных утренних Евангелий, которые последовательно читаются в воскресные дни в течение года на утрене.

2. «Соборник 12-м месяцем» - чтения неподвижного круга богослужения (месяцеслов). Здесь полагаются чтения на каждый день года. Так как начало церковного года приходится на сентябрь, то и месяцеслов начинается 1 сентября, а заканчивается 31 августа. Следует отметить, что в дни памяти некоторых малых святых евангельское чтение в месяцеслове не указано вовсе (10 сентября, 15 октября и др.). В этих случаях на литургии читается только рядовое чтение.

3. «Евангелия обща святым» - чтения общие для каждого лика святых. Это приложение используется в тех же случаях, когда употребляется и книга Общая Минея: если совершается бденная или полиелейная служба святому, не имеющему знака в Уставе (например, в случае храмового праздника), или при совершении служб новопрославленным святым.

4. «Евангелия на всяку потребу различная». Здесь указаны евангельские чтения при совершении Таинств и других частных богослужений.

Схема чтения Евангелия

Обычная схема чтения Евангелия за богослужением такова:

Диакон : «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим».

Хор : «Господи, помилуй» (трижды ).

Диакон : «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия».

Священник : «Мир всем».

Хор : «И духови твоему».

Священник : «От… (называет имя евангелиста ) Святаго Евангелия чтение».

Хор :

Диакон : «Вонмем».

Священник читает Евангелие.

Хор (по окончании чтения): «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

На литургии эта схема несколько отличается в том смысле, что Евангелие читает диакон на амвоне и потому, если нет второго диакона, слова диакона («Премудрость, прости…» и «Вонмем») в диалоге перед Евангелием говорит священник, а диакон называет имя евангелиста. Кроме того, на литургии всегда опускаются начальные молитвословия «И о сподобитися нам…» и «Господи, помилуй», так что переход к чтению Евангелия начинается сразу с «Премудрость, прости…». Также «И о сподобитися нам…» не говорится в следующих двух случаях:



На Великих часах (всегда), на вечерне Рождества Христова, Богоявления и Великой Пятницы и на утрене Великой Субботы, когда Евангелие следует после Апостола;

На 3-м, 6-м и 9-м часах в первые три дня Страстной седмицы в тех случаях, если продолжается чтение того же Евангелия, которое было начато на предыдущем часе. В частности, Евангелие от Луки разделяется на три части, причем только в начале чтения первой части говорится «И о сподобитися нам…», тогда как перед началом второй и третьей части произносится сразу «Премудрость, прости…».

Устав чтения Евангелия

В начале каждого зачала помещается звездочка (если на одной странице два зачала, то в начале второго стоит две звездочки), которая играет роль ссылки и соотносится с подстрочником. Внизу страницы в подстрочном аппарате указывается день чтения данного зачала, и здесь же приводится вводная фраза, которой следует начинать чтение зачала. Чаще всего в Евангелиях используются фразы «Во время оно…» и «Рече Господь…».

Таким образом, при чтении Евангелия за богослужением следует, во-первых, с помощью приложений определить Евангелие и номер зачала, которое назначается для чтения в этот день. Затем, открыв нужное зачало, следует сразу убедиться на основании подстрочника в том, что оно действительно предназначено для чтения в данный день. Далее необходимо полностью взять вводную фразу из подстрочника и затем читать с тех самых слов, которые стоят после звездочки (то есть слова, стоящие перед звездочкой в основном тексте Евангелия, в этом случае опускаются). Заканчивается же чтение не там, где начинается следующее зачало, а только в том месте, которое обозначено словами «конец…» (например, «конец Богоявлению» или «конец субботе»). Если же в середине чтения одного зачала встречается начало другого чтения, то в этом случае необходимо следовать основному тексту, не обращая внимания на подстрочник.



Некоторые евангельские чтения имеют разрыв в тексте, или преступку , когда определенный отрывок в середине данного зачала опускается. В этом случае необходимо, дойдя до отметки «преступи…», пропустить следующий отрывок, найти заметку «чти…» и сразу продолжить чтение с этого места. В качестве иллюстрации приведем наиболее известное и часто употребляемое чтение с «преступкой» - зачало 4-е от Луки (Лк. 1, 39–49, 56), которое читается на утрене во все Богородичные праздники:

Во дни оны, воставши Мариам, иде в горняя со тщанием, во град Иудов. И вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И бысть, яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисавет. И возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. И блаженна Веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение Рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его.

Преступи Богородице.

И милость Его в роды родов боящимся Его. Сотвори державу мышцею Своею: расточи гордыя мыслию сердца их. Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя. Алчущия исполни благ: и богатящияся отпусти тщи. Восприят Израиля, отрока Своего, помянути милости: якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его до века [данный отрывок опускается ].

Чти Богородице:

Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы: и возвратися в дом свой.

Конец Богородице.

В данном случае сразу после предложения «Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его» читается «Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой», а промежуточный отрывок опускается.

В связи с тем что немало чтений имеют «преступки», необходимо заблаговременно (лучше перед богослужением) просмотреть все зачало и отметить, где и какой вводной фразой оно начинается, какой отрывок пропускается (в случае «преступки») и где зачало заканчивается. В некоторых случаях чтение с «преступкой» имеет окончание не в настоящем зачале, а несколько зачал или глав спустя. Здесь характерным примером является Евангелие на Богородичные праздники на литургии - от Луки зачало 54-е:

Во время оно, вниде Иисус в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. И сестра ей бе, нарицаемая Мариа, яже и седши при ногу Иисусову слышаше слово Его. Марфа же молвяше о мнозе службе, ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет. Отвещав же Иисус рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе: Едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра, яже не отымется от нея.

Первое место в числе Богослужебных книг занимают: Евангелие , Апостол и Псалтирь . Эти книги взяты из Священного Писания - Библии, - потому называются священно-богослужебные .

Затем следуют книги: Служебник, Часослов, Требник, книга молебных пений, Октоих, Минея месячная, Минея общая, Минея праздничная. Триодь постная, Триодь цветная, Типикон или Устав, Ирмологий и Каноник . Эти книги составлены на основании Св. Писания и Св. Предания, отцами и учителями Церкви. И называются церковно-богослужебные.

Евангелие - это Слово Божие. Оно состоит из четырех первых книг Нового Завета, написанными евангелистами Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном. Евангелие содержит в себе описание земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: Его учение, чудеса, крестные страдания, смерть, славное воскресение и вознесение Его на небо. Богослужебное Евангелие, имеет ту особенность, что кроме обыкновенного деления на главы и стихи, делится еще на особые отделы, называемые "зачалами". В конце книги помещается указатель: когда читать то или другое зачало.

Апостол , так называется на церковном языке книга, содержащая последующие книги Нового Завета: Деяния Святых Апостолов, соборные послания и послания апостола Павла (кроме книги Апокалипсис). Книга Апостол также, как и Евангелие разделена, кроме глав и стихов, на "зачала", с указанием в конце книги, когда и какое читать "зачало".

Псалтирь - книга пророка и царя Давида. Так называется она потому, что большинство псалмов в ней написаны св. пр. Давидом. В этих псалмах св. пророк открывает перед Богом свою душу, все свои радости, печали, кается в содеянных грехах, прославляет бесконечные Божия совершенства, благодарит Его за все Его милости благодеяния, просит помощи во всех своих предприятиях... Вот почему псалтирь и употребляется при Богослужении чаще всех других богослужебных книг.

Книга Псалтирь для употребления при Богослужении разделена на двадцать отделений, называемых "кафизмами", а каждая "кафизма" делится на три части, называемые "славами".

Кроме простой Псалтири есть еще Псалтирь "следованная", она отличается тем, что содержит в себе три приложения: а) Часослов, б) тропари и кондаки, выбранные из всех богослужебных книг и в) все молитвословия, которые должны читаться приступающими к Св. Таинству Причащения.

Служебник - книга для священника и диакона. Она содержит в себе порядок вечерни, утрени и Литургии. В конце служебника помещены: отпусты, прокимны, величания и месяцеслов, т. е. список святых, ежедневно воспоминаемых церковью.

Архиерейский служебник (или "Архиерейский чиновник") отличается тем, что содержит в себе еще чин освящения антиминса и чины посвящения в чтеца, диакона, священника и др.

Часослов - книга, служащая руководством для чтецов и певцов на клиросе. Часослов содержит в себе порядок всех повседневных служб, кроме Литургии.

Требник - книга, заключающая в себе чинопоследования Св. Таинств (кроме таинств Св. Причащения и Священства) и других треб - чин отпевания и погребения усопших, чин освящения воды, молитвы по рождении младенца, при наречении младенца и воцерковлении его и др.

Книга молебных пений содержит чинопоследования молебнов (молебных пений) на разные случаи жизни.

Октоих или Осмигласник заключает в себе песнопения (тропари, кондаки, каноны и проч.), разделенные на восемь напевов или "гласов". Каждый глас, в свою очередь, содержит в себе песнопения на всю седмицу, так что службы Октоиха повторяются раз в восемь недель. Разделение церковного пения на гласы совершено было знаменитым песнопевцем греческой Церкви св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Ему приписывается и составлено Октоиха, хотя надо заметить, что в составлении Октоиха принимали участие св. Митрофан, епископ Смирнский, св. Иосиф песнописец и другие.

Минея Месячная содержит в себе молитвы в честь святых на каждый день года и торжественные службы на праздники Господни и Богородичные, приходящиеся на определенный день месяца. По числу 12 месяцев она разделяется на 12 отдельных книг.

Минея Общая заключает в себе песнопения общие целому лику святых, например, в честь пророков, апостолов, мучеников, преподобных и проч. Она употребляется при Богослужении в том случае, если какому-либо святому не составлено отдельной службы в Минее Месячной.

Минея Праздничная содержит в себе службы Великих Праздников, извлеченные из Минеи Месячной.

Триодь Постная содержит в себе молитвословия на дни Великого Поста и на приготовительные недели к нему, начиная с недели Мытаря и Фарисея и до Пасхи. Слово: "Триодь" греческое и означает трипеснец. Такое название эта книга и следующая за ней "Триодь Цветная" получили потому, что в них имеются неполные каноны, состоящие всего из трех песней, вместо обычных девяти песней канона.

Триодь Цветная заключает в себе песнопения со дня Св. Пасхи до недели Всех Святых (т. е. до 9-го Воскресения, считая со дня Пасхи).

Типикон или Устав содержит в себе подробное указание: в какие дни и часы, при каких Божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в служебнике, часослове, октоихе и других богослужебных книгах.

Ирмологий содержит в себе избранные из различных канонов песнопения, называемые ирмосами (ирмос есть начальное песнопение каждой песни канона).

Употребляемые при богослужении книги могут быть разделены на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. К священно-богослужебным книгам относятся: Евангелий, Апостол и Псалтирь, т.е. книги, взятые из Библии. К церковно-богослужебным книгам относятся: Служебник, Часослов, Октоих, Минеи, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон, или Устав, Ирмологий, Требник, Книга моленных пений книги, составленные Отцами и Учителями на основании Священного Писания и Священного Предания.

Богослужебное Евангелие содержит в себе четыре благовестия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, поэтому иногда оно называется Четвероевангелием.

Чтение Евангелия за богослужением полагается по уставу ежедневно, кроме понедельника, вторника, среды, четверга пятницы Великого поста и среды и пятницы сырной седмицы. Все Евангелие прочитывается в течение года.

Перед каждым Евангелием помещено: 1) краткое описание жизни Апостола-Евангелиста; 2) краткое содержание глав евангельских; 3) указатель параллельных мест из других евангелистов. В этом указателе события расположены в хронологическом порядке начиная от Рождества Христова и заканчивая Его воскресением и вознесением. Цифрам, которыми обозначены евангельские события, соответствуют цифры черного цвета на наружных полях.

Обычное деление текста Священного Писания на главы и стихи сохраняется и в богослужебном Евангелии. Счет глав указывается на верхнем поле. Счет стихов указан цифрами черного цвета на внутреннем поле. Кроме деления на главы: (Мф.20 гл. Мк. 16 гл., Лк. 24 гл., Ин. 21 гл.) и стихи, каждое из четырех Евангелий делится для богослужебного употребления на так называемые зачала. В Евангелии от Матфея зачал 116, Мк.71, Лк. 114, Ин. 67. Деление Евангелий на зачала было произведено св. Иоанном Дамаскиным и св. Феодором Студитом.

Зачалом называется часть текста Нового Навета, назначенная для чтения при богослужении в тот или иной день. Перед зачалом помещается звездочка, под строкою же указывается дата чтения зачала. Там же, под строкой, указываются и слова, какими нужно начинать чтение зачала: “Во время оно”, “Рече Господь...” Конец евангельского чтения указывается в самом тексте киноварью, например: “конец недели”, “конец пятку”. Иногда евангельское чтение состоит из нескольких мест, выбранных из различных глав и даже различных евангелистов; какой переход в самом тексте обозначается так: “преступи Кресту”, и “чти Кресту”.

В конце богослужебного Евангелия помещен указатель рядовых чтений на каждый день седмицы всего года и всех недель (воскресений) начиная от Пасхи и кончая сыропустной неделей.

От Пасхи до Недели Всех святых 8 седмиц. Затем следуют 32 недели и подготовительные к Великому посту 33-я неделя о мытаре и фарисее, 34-я неделя о блудном сыне, 35-я неделя мясопустная, после которой начинается Великий пост. (О необходимых при этом евангельских преступке и отступке см. конспект 3-го класса).

Святое Евангелие – самая главная книга в жизни православного христианина, самая священная книга Святой матери нашей Церкви. По-видимому, именно за чтением Святого Писания нашли отрока Иисуса родители в Иерусалимском храме (Лк. 2:46-47). Именно, по Евангелию изучали веру новообращенные христиане апостольского века (Деян. 17:11). Именно с Евангелием настоятельно советуют сверять свое каждодневное действие современному верующему и Святые отцы, и наши батюшки в храмах.

Евангелие, главная, но не единственная книга, используемая во время служб в храмах. С амвона также читают Апостол. На клиросе используются другие богослужебные книги – минея, октоих, псалтирь... Они сегодня общедоступны и их можно приобрести в крупных церковных магазинах. Но, к сожалению, не многие люди знают, что это за книги (за исключением священнослужителей и некоторых научных работников). Какие же книги находятся на клиросных книжных полках мы расскажем сегодня.

Богослужебные книги – целиком или частично содержат чинопоследования служб и уставные указания. Каждая богослужебная книга имеет свое «ядро» - основу своего содержания, - и приложения, которые включены в нее для удобства пользования. Порой эти приложения могут быть у разных книг одинаковыми. Все эти книги подразделяются на две части - священно-богослужебные и церковно-богослужебные. К первым относятся книги, заимствованные из Библии – Евангелие, Апостол, Псалтирь . Ко вторым, – составленные на основании Священного Писания и Священного Предания, переданных Отцами и учителями Церкви: Часослов, Служебник, Минеи, Октоих, Триоди, Типикон, Ирмологий, Требник.

Богослужебное Евангелие

Евангелие - первые четыре книги Нового Завета, в которых описывается учение, жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа. Каждая книга названа по именам авторов-составителей - апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Само слово «Евангелие» в переводе с греческого означает - благая весть. В византийско-славянской богослужебной письменности сложилось несколько типов Евангелия: Евангелие-четий (для чтения), Евангелие-апракос (для служб), Евангелие толковое, Евангелие учительное.

В Евангелии-апракос краткие евангельские тексты были расположены по порядку чтений на каждой седмице (недели) богослужебного года. Такое Евангелие стало первым переводом Священной книги на славянский язык, сделанным в 863-867 годах славянскими первоучителями святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием.

Богослужебное Евангелие,которое мы слышим в храме, немного отличается по своему устроению текста, от того Евангелия, которое привыкли читать дома. В богослужебном Евангелии текст разделен на "зачала" (отрывки). У каждого «зачала» указана начальная фраза, которую мы слышим за богослужением, но никогда не находим в тексте Евангелия – «Во время оно...» или «Рече Господь». В конце богослужебного Евангелия помещен указатель чтений на каждый день года.

Апостол

В эту богослужебную книгу, составленную Византийской церковью, определены «Деяния» и «Послания» святых апостолов (послания апостола Иакова, два послания апостола Петра, три послания апостола Иоанна, послание апостола Иуды, и четырнадцать посланий апостола Павла). По аналогии с евангельскими книгами «Апостол» был разделен на три типа.

«Апостол», читается на Божественной литургии, перед чтением Евангелия. Помимо перечисленных книг, богослужебный «Апостол» содержит также собрание общих и воскресных прокимнов, прокимнов для особых служб (посвященных мученикам, пророкам…) и аллилуиариев – отдельных стихов из Псалтири или других книг Священного писания.

Весь текст «Апостола» разбит на 335 зачал, каждое из которых соответствующие чтению одного дня. Начало и конец каждого чтения отмечены звездочкой, а внизу под чертой расположены два указания чтицам: когда читать "зачало" и слова, которыми начинают зачало при чтении («Братие», «Чадо Тимофею», «Возлюбленнии».).

И еще стоит отметить, что «Апостол» – это первая печатная в России книга, вышедшая в 1564 году в первой типографии Ивана Федорова.

Псалтирь

Эта одна из книг Ветхого завета, состоящая из хвалебных песнопений - псалмов. Кроме псалмов пророка Давида, которых не менее 78-ми, есть еще один (89-й), принадлежащий Моисею, одиннадцать псалмов (41-48, 83, 84, 86) левитов, сынов Кореевых, двенадцать (49, 72-82) Асафа пророка, также из колена Левиина, один (87-й) Емана и один (88-й) Ефама, современников Давида. Все 150 псалмов собраны в одну книгу первосвященником Ездрою. Позднее к каноническим псалмам добавился еще один - 151-й, посвященный псалмопевцу Давиду.

Псалтирь делится на 20 разделов, которые называются кафизмами, каждая из которых, в свою очередь, делится на три части «Славы», заканчивающиеся молитвой «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Псалтирь была очень популярна как в дохристианский период, так и начиная с эпохи раннего христианства. На славянский язык она была переведена в начальный период возникновения древнеславянской письменности, так как без ее текста было невозможно совершение церковной службы.

Сегодня в состав повседневных служб Православной церкви входят пятьдесят псалмов, в том числе шестопсалмие. Вся Псалтирь прочитывается за богослужением в течение одной недели, а в Великий пост – дважды за неделю. Для богослужения так же используется следованная псалтирь – книга, с указанием тропарей и молитв, читаемых после кафизм. В книге могут помещаться часослов и месяцеслов.

Служебник

Эта книга для дьяконов и священников. В ней собраны последования трех Божественных литургий, которые служатся в Православной Церквилитургия святого Иоанна Златоуста, литургия святого Василия Великого и литургии Преждеосвященных Даров. Отсюда и второе название этой книги - литургиарий. Все последования служебника приводятся именно с точки зрения священнослужителей: все молитвы, ектеньи, возгласы, которые они произносят; все действия, которые они должны при этом совершать. В этой книге так же указано, что в это время читается или поется на клиросе. Кроме чина Божественной литургии в Служебнике находится чин вечерни и утрени, но в том виде, в каком это необходимо диакону и священнику.

Такой состав Служебника сформировался к началу XVII века и был зафиксирован в первых его печатных изданиях. До этого в богослужениях использовался Служебник Варлаама Хутынского (XII-XIII вв.) и Служебник митрополита Киприана (XIV-XV вв.).

Служебник имеет несколько приложений. Прежде всего, отпусты – слова, которые произносит священник в самом конце службы; месяцеслов – указание памяти святых и праздников на каждый день года; прокимны , которые возглашают диаконы.

Упомянем также книгу, которая называется Архиерейский служебник или Чиновник архиерейского священнослужения . Ее содержание совпадает с обычным Служебником, но дополнен чинопоследованием одного таинства, которое не может совершать иерей – Таинства Рукоположения (хиротонии). Также в этой книге находится последование чина освящения антиминса. Оно не причисляется к главным таинствам Церкви, однако, с ними тесно связано.

Часослов

Это основная книга для клиросного употребления. Ее составление приписывается преподобному Савве Освященному (532 год). Затем она дополнялась Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом. Появление первых полных Часословов относят к IX в. (Именно по Часослову в Древней Руси учили читать детей). Часослов содержит неизменяемые молитвословия служб дневного суточного круга : Утрени, Полунощницы, Изобразительных, Вечери и Часов с междучасиями (отсюда название). Различают два вида Часослова: большой и малый.

Большой Часослов содержит последования Полунощницы вседневной, субботней и воскресной, великого и малого Повечерия, Часов с междучасиями. Так же в эту книгу входят молитвы навечерий Рождества Христова, Богоявления и пятницы Страстной седмицы; последования Изобразительных, вседневной и пасхальной Утрени, великой и малой Вечерни. Помимо этого в современном славянском Часослове печатаются утренние молитвы, читаемые после Полунощницы, благословение трапезы после Вечерни, канон Богородице, молитвы на сон грядущим, тропари и кондаки, месяцеслов с песнопениями в честь святых и другие молитвословия.

Малый Часослов является сокращением большого часослова.

Минея

Эта богослужебная книга тоже используется в основном на клиросе. В наших храмах она появилась в конце X века, с того времени, когда на Афоне и в Охриде с греческих миней был сделан ее первый перевод на славянский язык. Вторая редакция, русская, была создана на основе южнославянского перевода в середине XI века. Минеи бывают трех видов.

Минея месячная содержат изменяемые песнопения неподвижных праздников на один месяц. Она состоит из 12 книг по числу месяцев в году, но практически каждый месяц может быть распределен по двум или трем книгам, так что томов гораздо больше. Первая книга минеи начинается с церковного новолетия – с 14 сентября по новому стилю. Бывают издания, в которых в одну книгу входят два-три месяца; иногда минея состоит из двух книг - сентябрьской (сентябрь-февраль) и мартовской (март - август); иногда из одной – годовой. Но такие издания сегодня крайне редки.

Минея праздничная – это удобный богослужебный сборник, выборка из месячной Минеи за весь год. В нее входят службы двунадесятым праздникам – Господские и Богородичные, некоторым наиболее чтимым иконам Божией Матери и великим святым. Эта книга не обязательная для богослужения, но используется чтецами для удобства. В праздничную Минею могут входить также последования рядовым святым, память которых совпадает с препразднствами и попраздниствами неподвижных праздников.

Минея общая состоит из изменяемых молитвословий и песнопений, которые Церковь назначила святым того или иного лика - пророкам, святителям, апостолам и так далее. Для каждого лика святых есть по два последования: для службы одному святому и для службы нескольким святым одного лика . Тексты в ней составлены так, что прославляют подвиг святого в его общих чертах. В большинстве песнопений оставлены пробелы: имярек – вставляется имя того святого, которому совершается память.

Обычно «Минея общая» используется вместе с «Праздничной минеей» там, где отсутствует «Месячная минея». «Общую» и «Праздничную» минеи так же используют, когда требуется совершить службу святому (например, новопрославленному святому), последований которому или совсем нет в Минеях месячных, или оно неполное.

Минея содержит одно приложение – Богородичны.

Есть еще и четвертая разновидность этой книги – «Четьи-Менеи» . В ней в календарном порядке собраны жития святых, память которых ежедневно чтит Церковь. «Четьи-Менеи» разбиты на двенадцать томов, соответственно месяцам года. В самом начале своего создания эта книга предназначались для клиросного чтения, но вскоре она стала столь популярна, причем не только у священнослужителей, но и простых верующих, что вскоре оказалась на полках домашних и общественных библиотек. Особой популярностью пользовались и пользуются по сей день «Четьи-Менеи» составленные святителем Димитрием Ростовским.

Триодь

Триодь в переводе на церковнославянский означает "трипеснец". Это название определено тем, что содержащиеся в ней каноны, большей частью состоят из трех песней. После шестой песни канона помещаются Синаксарий – собрание исторических сведений о празднике или о каком-либо святом. Авторами византийской Триоди являются многие Святые отцы в числе которых преподобные Роман Сладкопевец, Андрей Критский (вспомним его Великий покаянный канон), Иоанн Дамаскин.

По свидетельству первого синаксария постной триоди эти песнопения были собраны в одну книгу преподобными Феодором и Иосифом Студитами. В IX веке святые братья, объединив 200-летний опыт своих предшественников и добавив к их трудам стихиры и каноны собственного произведения, создали церковно-служебный молитвенник, заключающий в себе около ста шестидесяти больших и малых служб – триодь. В Х веке эта книга была разделена на две части: Триодь Постная и Триодь Цветная.

Триодь Постная содержит изменяемые молитвословия служб великопостного цикла. Он начинается с трех подготовительных седмиц к Великому посту (с Недели о мытаре и фарисее)

Первые две подготовительные седмицы Триодь используется только на воскресной службе, а начиная с субботы перед Неделей о Страшном суде и в течение всей четыредесятницы - ежедневно. Совершенно особенный период: Лазарева Суббота, Вербное Воскресение и Страстная седмица. На полунощнице перед пасхальной заутреней Триодь Постная используется последний раз в годовом круге богослужений.

В пасхальную ночь начинается богослужение по Триоди Цветной, иначе называемая пентикостарион, (от греческого слова – пятидесятница), которая содержит изменяемые молитвословия служб Пасхи, Пасхальной седмицы и всего времени до Пятидесятницы и Недели Всех святых, когда совершается последняя служба по этой книге.

Октоих

Эта книга составлена в начале VII веке. Через сто лет она была отредактирована и дополнена святым Иоанном Дамаскиным. Октоих содержит песнопения Вечерни, Повечерия, Утрени и Литургии (а в воскресные дни – малой Вечери и Полуношницы) недельного круга, исполняемые одним гласом. Всего гласов восемь (отсюда название этой книги - Осмогласник; греч. ). Слово и звук в этой книге неразрывны. В гласовой системе это очень легко почувствовать, потому при смене гласа, меняются не только напевы, но и тексты, которые соответствуют литургическим темам дней седмицы. После завершения цикла из восьми недель пение Октоиха начинается снова с песнопений первого гласа. Смена гласа происходит в субботу вечером, на воскресной всенощной.

Каждый день недели в Октоихе связан с воспоминанием определенного лика святых или священных событий: воскресный день посвящен Господу Иисусу Христу и его Воскресению; песнопения понедельника имеют покаянный характер и воспевают святых ангелов; во вторник прославляют святого Иоанна Крестителя; в среду и пятницу - песнопения посвящены Честному Кресту и Божией Матери; в четверг - славят апостолов и святителя Николая Чудотворца; в субботу всех святых и молитвенно поминают усопших христиан.

Различают два периода действия Октоиха. От Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее эта книга взаимодействует только с Минеей. Он называется период пения Октоиха. В еженедельном круге богослужений всегда главенствует воскресная служба. Она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником. В период пения Триоди октоих соединен с Триодями и в это время он используется реже: в будние дни Великого поста - только в отдельные моменты службы, но в воскресные дни стоит на первом месте. С Лазаревой Субботы до Великой Субботы Октоих не используется вовсе.

Октоих содержит и многочисленные приложения. Одно из них содержит таблицу, по которой можно определить, какое из одиннадцати воскресных евангелий читается на воскресной утрени в данный день. В Октоихе помещены и сами евангельские тексты. Еще одно приложение содержит богослужебные тексты (ексапостиларий, его Богородичен и евангельская стихира), которые связаны с Евангельским чтением. Они зависят не от гласа, а от евангельского чтения в данное воскресенье.

Так же стоит заметить, что начиная с XIII-XIV веков получили распространение несколько видов сокращенного Октоиха: Изборный Октоих, Параклитик, Шестоднев служебный и Богородичник.

Ирмологий

Это певческая книга. В ней собраны ирмосы из различных богослужебных книг и распределены по восьми гласам. Сам глас состоит из девяти песен по их числу в полном каноне. Большая часть входящих в Ирмологий ирмосов заимствована из канонов Октоиха, а также из Минеи и Триоди. Эта богослужебная книга имеет приложение - молитвословия, которые поются певцами на Литургиях - святого Иоанна Златоуста, святого Василия Великого и Преждеосвященных Даров; различные Богородичны, тропари, исполняемые на Утрене и полиелее, прокимны, пророческие библейские песни и другие. Впрочем, такое же приложение есть в Минее месячной.

Требник

Этой книгой пользуются священнослужители. Все чины, содержащие в Требнике, совершаются не каждый день, а по необходимости, по требованию – крещение, панихиды, отпевания, последование обручения и венчания; миропомазание, разные чины освящения. Наиболее ранний славянский список Требника - глаголический (XI век), хранится в библиотеке Синайского монастыря Святой Екатерины. Он представляет собой неполный перевод с греческого специальных молитв и служб на разные случаи. Старейшие русские Требники сохранились и в монастырских библиотеках – это монашеские Требники.

В современном Требнике можно выделить несколько тематических разделов различных чинов и молитв: те, которые совершаются священником в церкви или вне ее, и те, которые происходят по требованию молящихся в связи их жизненными обстоятельствами.

Кроме монашеских Требников выделяют Требники архиерейские, содержащие как чины и обряды, необходимые монашествующим, так и те, которые совершает лишь архиерей – чины хиротонии, поставления игумена, мироварения, освящения антиминса, специальные молитвы архиерея.

Типикон

Самые первые Типиконы - монастырские Уставы - появились вместе с зарождением монашества в III-IV веках. Наиболее известны Типиконы Студийский, Иерусалимский и Великой Церкви. Последний был распространен на Руси до XI века. Затем в Киево-Печерском монастыре преподобным Феодосием Печерским был введен Студийский Типикон. В XIV веке преподобный Афанасий Высоцкий перевел с греческого и привез из Константинополя Иерусалимский Типикон, который и стал использоваться на Руси.

В полном виде Типикон состоит из двух больших разделов: богослужебного и дисциплинарного. В богослужебном – даны указания, в какие дни и часы, в каком порядке и каким образом соединяются и вычитываются все последования, которые находятся в вышеперечисленных богослужебных книгах. Богослужебный раздел этой книги (еще его называют Литургическим) делится на две части - триодную и синаксарную. Первая содержит описание богослужебных последований по Постной и Цветной Триоди, вторая, синаксарная, - по месяцеслову за весь годовой круг

Современный Типикон может быть разделен по своему содержанию на три основных части. Часть первая (с 1 по 47 главы) содержит общие указания на порядок совершения служб. Вторая (47-52 главы) – содержит описание богослужебных последований на каждый день года. Третья часть (52-60 главы) содержит певческое приложение к Типикону.

Есть еще и «Толковый Типикон» Михаила Скабаллановича. В нем автор дает подробное объяснительное изложение Типикона с разбором исторических обстоятельств сложения богослужебного устава. При рассмотрении каждого фрагмента устава приводятся рассуждения о его смысле, значении и истории.

Подготовил Димитрий Богачев