Технология профилирования незанятого населения и безработных граждан. Профилирование безработных граждан Профилирование работодателей в службе занятости

Владимир Власов
Источник: Работа и зарплата

По последним опубликованным данным исследования проблем занятости населения, которое провел Госкомстат России в 2003 году, численность безработных в Москве составила 67 тысяч человек, что на 5,9 % больше, чем за тот же период 2002 года. Причем безработных мужчин стало больше на шесть тысяч человек, а женщин - на две тысячи. Многие специалисты считают, что занятость в целом стала менее стабильной. Причинами нестабильности являются увольнения и сокращения численности персонала, а также добровольное прекращение трудовых отношений.

Чувство ненадежности занятости у многих москвичей зависит от того, как они оценивают возможности, которые могут предоставить их профессиональные навыки и уровень квалификации при быстром изменении потребностей рынка труда.

В этих условиях законодатели позаботились, чтобы безработные, которые обратятся в службу занятости, смогли найти работу в оптимальные сроки. В прошлом году в Закон «О занятости населения в Российской Федерации» было внесено дополнение, касающееся безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости. Речь в нем идет об организации и проведении специальных мероприятий по профилированию таких граждан.

Что такое профилирование?

При обсуждении данного нововведения в закон о занятости (еще на стадии законопроекта) в Российской трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений возникало достаточно вопросов. Многие видели в названии «профилирование» что-то отдаленное от человека, вроде технического термина из области обработки металла. Когда автор говорил по этому поводу с некоторыми специалистами службы занятости Москвы, они высказывались о некорректности применения данного понятия к безработным.

Заметим, что разработка методики профилирования, направленная на создание более гибкого рынка труда, осуществлялась в рамках специального международного проекта «Содействие структурной перестройке системы социальной защиты», на деньги, взятые в кредит у Всемирного банка. Этим, а также неточностью перевода можно объяснить появление данного названия.

По определению разработчиков методики, профилирование - это система разбиения безработных на категории в соответствии с риском длительной безработицы, который оценивается на основании индивидуальных характеристик безработного, отражающих потенциал трудоустройства и мотивацию к трудоустройству, с последующим определением оптимального, с точки зрения повышения потенциала трудоустройства, набора активных программ занятости для тех групп безработных, помощь которым со стороны службы занятости является экономически эффективной при заданных ресурсных ограничениях.

Обратим внимание на то, что профилирование должно привести к экономически эффективной работе служб занятости при заданных ресурсных ограничениях. Это надо понимать так: из бюджета выделяется определенная сумма на трудоустройство незанятых и защиту их от безработицы, а службы занятости стараются с минимальными затратами средств возвратить безработных на рынок труда. При росте безработицы количество безработных благодаря услугам службы занятости будет уменьшаться.

Безработных ставят на поток

Профилирование ставит работу с безработными на поток. Данный метод широко распространен в Западной Европе, где потерявший работу гражданин обращается в службу занятости, проходит тестирование на компьютере, после чего чиновник решает, нужно ему помогать или он самостоятельно найдет работу. Но надо иметь в виду, что в Европе люди живут в рыночных условиях сотни лет и за это время успели привыкнуть к увольнениям. Совсем другое дело у нас.

Методика профилирования предусматривает процедуры выявления проблемных категорий с высоким риском длительной безработицы на ранней стадии, вовлечение их в специальные программы, которые подобраны с учетом индивидуальных особенностей безработного и призваны сфокусировать усилия безработных и работников служб занятости на повышении конкурентоспособности безработного на местном рынке труда. Профилирование позволяет проявлять определенную гибкость: доля безработных, с которыми служба занятости будет работать более тщательно, определяется исходя из финансовых и штатных возможностей службы занятости и может меняться в зависимости от ужесточения или ослабления этих ограничений.

Придется пройти тест

Профилирование предусматривает тестирование гражданина, пришедшего в службу занятости. Тест выявляет ряд факторов, определяющих вероятность длительной безработицы.

Пол работника. Женщины испытывают больше проблем с поиском работы. Возраст. Чем старше человек, тем труднее найти работу.

Наличие профессионального образования и определенных навыков в труде уменьшают время поиска работы.

Стаж на последнем месте работы - чем он больше, тем тяжелее найти работу в силу того, что у работника аккумулируются навыки, специфические для прежнего места работы, их труднее применить у нового работодателя.

Общий стаж - несмотря на отрицательный эффект возраста, более опытные работники трудоустраиваются быстрее.

Количество иждивенцев - большая семья, как правило, вынуждает работника искать более высокооплачиваемую работу, а это увеличивает время трудоустройства.

Профессиональная подготовка и переподготовка значительно повышают шансы найти работу.

Причины увольнения - работники, высвобождаемые по сокращению штатов или ликвидации предприятия, дольше остаются безработными.

Кроме того, имеет значение, впервые ли гражданин столкнулся с проблемой поиска работы, долго ли не работал; принадлежит ли к социально незащищенным категориям.

Существенную роль играют характеристики местного рынка труда.

Вместе с тем ряд важнейших факторов разработчикам не удалось пока задействовать в методике. Это - величина заработной платы, уровень профессиональной квалификации.

В результате тестирования компьютер определяет рейтинг безработного в виде величины времени поиска работы.

Например, у Иванова предполагается длительность безработицы три месяца, а у Петрова - семь.

Этот срок корректируется с учетом мнения специалистов службы занятости, которые будут тщательно выявлять, какова мотивация к труду и самооценка безработного. Плохо, если безработный не спешит согласиться на работу, которую предлагает служба занятости.

Далее по методике подбираются конкретные программы для отобранной категории безработных. Для них компьютер составляет индивидуальный план действий. Мотивация участия безработного в предлагаемых специальных программах может быть усилена путем приостановки выплаты пособия по безработице в случае отказа от участия в программе.

Для других безработных индивидуальный план действий не составляется, но они имеют доступ к программам службы занятости. Набор программ определяется количеством средств, имеющихся у службы занятости. Весь вопрос в том, хватит ли на эти программы денег?

В службе занятости Москвы методика профилирования развивается со дня рождения этой службы и сейчас представляет собой систему работы с каждым безработным в отдельности. Это не поставлено на поток, как на Западе, где выводы делает компьютер, хотя и у нас подавляющее число безработных проходят тестирование. Особое отношение - к категории граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. В жесткой опеке службой занятости не нуждаются те безработные, которые имеют соответствующие рынку труда навыки и профессиональную подготовку и уверены в своих силах.

В Московской области служба занятости более внимательно относится к молодым безработным и долго не работавшим лицам. Здесь отработаны и широко применяются тесты по профориентации безработных, их психологической поддержке и др.

Каждая служба занятости с учетом финансового обеспечения, специфики рынка труда и численности незанятых имеет свой набор активных программ помощи безработным. Но при нынешнем финансовом обеспечении программ занятости о полном введении в действие данной методики говорить не приходится. Программное обеспечение профилирования безработных - дорогое удовольствие. К тому же его надо корректировать каждые два-три года и подстраивать под ситуацию, меняющуюся на рынке труда региона. Здесь без привлечения науки и ученых не обойтись. Это вопрос будущего. А пока денег на обычные активные программы занятости Правительство РФ отпускает все меньше.

Это видно из итогов работы служб занятости за 2003 год. Количество граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости, по сравнению с 2002 годом составило 79,1 % в Москве и 75,3 % в Московской области.

Будем надеяться, что профилирование со временем заработает в полную силу и не только станет «скорой помощью» для граждан, стремящихся получить работу, но и позволит отделить их от лиц, психологически настроенных на получение статуса долгосрочных безработных и малоперспективных с точки зрения трудоустройства.

Владимир ВЛАСОВ

2.4. Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан

В целях повышения эффективности работы органов службы занятости населения по содействию в трудоустройстве безработные граждане распределяются по профильным группам. При распределении по профильным группам учитывается востребованность на рынке труда имеющихся у безработного профессии и квалификации, степень мотивации к трудовой деятельности, социально-демографические и прочие характеристики.

Профилирование безработных проводится в соответствии с разработанными методическими рекомендациями по его организации и проведению. Методика профилирования предусматривает процедуры выявления проблемных категорий с высоким риском длительной безработицы на ранней стадии, вовлечение их в специальные программы, которые подобраны с учетом индивидуальных особенностей безработного и призваны сфокусировать усилия безработного и работников органов службы занятости населения на повышении его конкурентоспособности на рынке труда.

Как правило, распределение осуществляется по четырем профильным группам (в ряде субъектов Российской Федерации – по 3 - 9 группам). В группу «А» включаются безработные граждане, имеющие высокую мотивацию к труду, востребованные на рынке труда и готовые приступить к работе в кратчайшие сроки.

Группа «Б» включает безработных граждан, имеющих высокую мотивацию к труду, готовых приступить к работе в кратчайшие сроки, но слабо востребованных на рынке труда, т.к. они имеют низкую квалификацию или невостребованную профессию.

Безработные граждане, включенные в группу «В», имеют высокий потенциал трудоустройства (востребованные на рынке труда) и низкую мотивацию к труду. Как правило, граждане данной группы не готовы приступить к работе в кратчайшие сроки.
Группы профилирования безработных граждан


Группа

Мотивация к труду

Готовность приступить к работе

Востребован ность на рынке труда

А

+

+

+

Б

+

+

-

В

-

-

+

Г

-

-

-

К группе «Г» относят граждан с низкой мотивацией к труду и невостребованных на рынке труда. В большинстве случаев безработные граждане группы «Г» не хотят работать, а заинтересованы в долгосрочном пребывании в статусе безработного с целью получения социальных выплат.

Распределение граждан по профильным группам, анализ состава этих групп позволяет выявить причины их безработицы и спланировать комплекс мероприятий по содействию трудоустройства для каждой категории безработных, особенно для тех из них, кто оказался в наиболее уязвимом положении на рынке труда, применить индивидуальный подход к получателям государственных услуг в сфере занятости населения.

В целях повышения эффективности работы по оказанию содействия в трудоустройстве безработным, включенным в группу «А», как правило, предлагаются следующие государственные услуги: подбор подходящей работы, участие в ярмарках вакансий, информирование о возможности организации собственного дела, услуги по содействию самозанятости, и др.

Учитывая, как правило, низкую квалификацию безработных граждан, включенных в группу «Б», в дополнение к выше перечисленным услугам им предлагаются услуги по профобучению и повышению квалификации.

Безработным гражданам, включенным в группу «В», предлагаются в первую очередь услуги по социальной адаптации, мероприятия по психологической поддержке с целью коррекции мотивации к труду, групповое профконсультирование, участие в программах активной политики занятости, разрабатывается индивидуальный план поиска работы и др.

Безработным гражданам, включенным в группу «Г», предлагаются информационные консультации по вопросу правовой защиты, выбору сферы профессиональной деятельности, разработке стратегии трудоустройства, предлагается участие в оплачиваемых общественных работах, психологическая поддержка и др.

Следует отметить, что данная работа ведется в большинстве субъектов Российской Федерации достаточно активно.

Так, например анализ мероприятий по профилированию безработных граждан показал, что в I полугодии 2010 года в Томской области прошли процедуру профилирования все граждане, признанные в установленном порядке безработными. Наибольшее значение показателя охвата процедурой профилирования безработных граждан по субъектам Российской Федерации отмечено в Республиках Карелия , Марий-Эл , Удмуртия , Архангельской , Брянской , Калининградской , Орловской , Челябинской областях .

Республика Мордовия, Курганская, Московская, Нижегородская, Пензенская, Смоленская области и др.) деятельность по проведению профилирования безработных граждан, стала организационно более упорядоченной при внедрении единой для всех центров занятости населения Технологии (Положения, Временного порядка, методических рекомендаций и т.д.).

В субъектах Российской Федерации (Республика Хакасия , Ставропольский край , Иркутская , Омская области ,и др.) профилирование безработных граждан проводится в два этапа. При этом, если на первом этапе (первичное профилирование) осуществляется процедура оценки риска длительной безработицы на основании определения потенциала трудоустройства, мотивации к трудоустройству и определение наиболее подходящей для данного безработного гражданина профильной группы, то на втором этапе (вторичное профилирование) происходит уточнение профильной группы безработного гражданина, разработка индивидуальной стратегии содействия его занятости, формирование индивидуального плана мероприятий. Так, например, в Омской области вторичное профилирование осуществляется не реже одного раза в три месяца.

Оптимизации временных затрат на проведение профилирования, способствовала автоматизация данного процесса. Так, например, в Астраханской и Волгоградской областях внедрена компьютерная система профилирования безработных граждан. В Курганской и Томской областях используется компьютерный вариант анкетирования для определения профильной группы. В Ростовской области в компьютер заносятся результаты анкетирования.

Представляет интерес автоматизация части процедур профилирования в Воронежской области .Результат каждого этапа профилирования отмечается в электронной карточке учета гражданина. Программно- технический комплекс позволяет контролировать работу специалистов центров занятости по профилированию безработных граждан.

В ряде субъектов Российской Федерации (Пермский край и г. Москва) проводятся работы по внедрению автоматизированного варианта профилирования.

Работа по профилированию безработных граждан положительно влияет на увеличение эффективности работы службы занятости – растет уровень трудоустройства, мероприятия активной политики занятости и программ по снижению напряженности на рынке труда подбираются с учетом индивидуальных особенностей безработного гражданина и, соответственно, более эффективно решаются проблемы занятости. Так, например, в I полугодии 2010 года среди прошедших профилирование доля граждан нашедших работу увеличилась и составила в Новосибирской области -84,7 %, в Республике Марий-Эл – 51,0 %.

Профилирование безработных и своевременное принятие мер для скорейшего их трудоустройства уменьшает риск долгосрочной безработицы, позволяет оптимизировать расходы и повысить эффективность работы органов службы занятости населения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Прогноз и структура потребности в кадрах на территории области. Организация профессионального обучения безработных граждан. Анализ эффективности услуг по профессиональной переподготовке за счет средств центра занятости населения в современных условиях.

    дипломная работа , добавлен 26.01.2016

    Проблема занятости и трудоустройства. Социальная поддержка безработных граждан. Размеры пособия по безработице. Выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости.

    реферат , добавлен 18.09.2011

    Изучение деятельности органов службы занятости населения, направленной на содействие занятости безработных на примере ГУ Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска. Рекомендации по улучшению деятельности ГУ Центр занятости населения.

    дипломная работа , добавлен 05.01.2011

    Обзор литературы по проблеме развития профессиональной компетентности специалиста социальной работы. Структура психодиагностического исследования. Методические рекомендации по развитию профессиональной компетентности в работе с детьми-инвалидами.

    дипломная работа , добавлен 28.11.2012

    Социальная работа среди безработных. Роль социальных работников в защите безработных. Государственные гарантии безработным в области занятости. Решение проблем занятости социально незащищенных групп населения. Технология и подходы к поиску работы.

    реферат , добавлен 08.12.2007

    Сущность, причины, виды и формы безработицы. Проблемы занятости населения и основные направления государственной политики занятости. Характеристика деятельности социальных служб по защите безработных на примере анализа работы службы занятости в России.

    реферат , добавлен 23.05.2010

    Сущность безработицы и факторы ее возникновения, принципы формирования системы социальной защиты безработных. Типы безработных, их распространенность в современной России. Потребности и мотивы обращения безработных в службу занятости в городе Чебоксары.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2011

    Анализ кадрового потенциала учреждений социально-психологической коррекции. Обзор типологии компетентности сотрудников системы социальной защиты населения. Личностные и профессиональные качества, влияющие на формирование профессиональной компетентности.

    дипломная работа , добавлен 23.03.2013

Г. А. Заводовский, С. И. Матвеева

Управление Федеральной государственной службы занятости населения
по Республике Карелия, г. Петрозаводск
depzan @ onego . ru

Внедрение процедуры профилирования безработных граждан в Карелии началось c декабря 2003 года, когда республиканской службой занятости населения был разработан и утвержден «Временный порядок работы специалистов центра занятости населения по организации и проведению профилирования безработных граждан», определены четыре «пилотных» центра занятости населения (Петрозаводский, Кондопожский и Сортавальский городские, а также Пряжинский районный), которые с 2004 года начали его практическую реализацию.

С учетом положительного опыта работы, а также автоматизации процедуры профилирования безработных граждан в программном комплексе «Катарсис» с IV квартала 2004 года технология профилирования была внедрена в остальных центрах занятости населения республики.

В течение 2005 года профилированием в республике были охвачены 32265 человек, что составило 99,2% от числа всех граждан, признанных безработными в этом периоде.

Главной причиной достаточно оперативного внедрения технологии профилирования в практику работы республиканской службы занятости стало нарастание сложностей в трудоустройстве значительной части безработных, обусловленное, с одной стороны, ростом требований к качеству рабочей силы на рынке труда, а с другой – неспособностью службы занятости быстро и качественно исследовать основной объект своей деятельности – безработных граждан.

В этой связи необходимо напомнить, что важнейшими принципами организации работы в центрах занятости населения по содействию в трудоустройстве являются индивидуальный подход к безработным гражданам и минимизация времени их трудоустройства.

В то же время в арсенале центров имеется целый ряд направлений работы, нацеленных на ускоренную психологическую, социальную, профессиональную и трудовую реабилитацию безработных, а именно: психологическая поддержка и профессиональная ориентация; подготовка, переподготовка и повышение квалификации; организация общественных работ; организация временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы; социальная адаптация; содействие самозанятости.

Технологическим базовым звеном, объединяющим в единое целое вышеуказанные принципы организации и направления работы центров, стала процедура профилирования безработных граждан. В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» термин «профилирование» определен как«распределение безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда».

В практической плоскости процедура профилирования представляет технологию идентификации положения безработного гражданина на рынке труда (путем анкетирования) и выбора наиболее подходящей для него программы дальнейшей работы центра по его социальной, профессиональной и трудовой реабилитации.

Распределение безработных граждан по профильным группам осуществляется с учетом индивидуальных характеристик, отражающих их потенциал и мотивацию трудоустройства. В интегрированном виде профильные группы выглядят следующим образом:

группа «А» – наиболее активные в поиске работы граждане, имеющие высокий уровень профессиональной востребованности и мотивации к труду;

группа «БП» – граждане, имеющие высокую мотивацию к труду, но ограниченную профессиональную востребованность;

группа «БМ» – граждане, имеющие высокую профессиональную востребованность, но слабую мотивацию к труду;

группа «В» – очень пассивные безработные, невостребованные на рынке труда.

Профилирование, проведенное в 2005 году в Республике Карелия, показало, что подавляющая часть безработных принадлежит к группе «БП» и «В» (79,5%) и нуждается со стороны службы занятости населения в реализации дополнительных мер по их адаптации к требованиям рынка труда. Распределение безработных граждан по профильным группам в 2005 году представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение безработных граждан по профильным группам

В разрезе районов распределение безработных граждан по профильным группам за 2005 год представлено в таблице 1.

Представленное распределение безработных граждан отчетливо показывает наличие существенных территориальных отличий профильного состава безработных граждан. Особенно это заметно по доли безработных граждан, имеющих профильную группу «В». В относительно благополучных регионах республики (города Петрозаводск, Костомукша, Сортавала) эта доля не превышала четверти безработных граждан. Увеличение доли безработных группы «В» в два и более раза наблюдалось в районах, где безработица приняла долговременный, застойный характер, что, безусловно, сказалось на росте доли пассивных безработных граждан (Калевальский, Лоухский, Беломорский, Муезерский районы), или в районах, где имеются рабочие места на ведущих градообразующих предприятиях, недоступные в силу различных причин для значительной части безработных граждан (Суоярвский, Сегежский, Кондопожский районы).
Таблица 1


ГУ ЦЗН

Признано безработными


Всего,
чел.

из них присвоена профильная группа

всего

в т.ч. по группам

чел.

%*

А

БП

БМ

В

чел.

%**

чел.

%**

чел.

%**

чел.

%**

Беломорского р-на

2637

2633

99,8

48

1,8

1000

38,0

405

15,4

1180

44,8

Калевальского
национального р-на

1255

1200

95,6

16

1,3

410

34,2

154

12,8

620

51,7

Кемского р-на

1387

1367

98,6

42

3,1

766

56,0

275

20,1

284

20,8

Кондопожского р-на

2696

2696

100,0

129

4,8

1008

37,4

314

11,6

1245

46,2

г. Костомукша

810

782

96,5

36

4,6

417

53,3

163

20,8

166

21,2

Лахденпохского р-на

425

411

96,7

9

2,2

173

42,1

97

23,6

132

32,1

Лоухского р-на

1657

1595

96,3

18

1,1

655

41,1

205

12,9

717

45,0

Медвежьегорского
р-на

2233

2224

99,6

39

1,8

1280

57,6

322

14,5

583

26,2

Муезерского р-на

947

946

99,9

4

0,4

193

20,4

244

25,8

505

53,4

Олонецкого р-на

1361

1359

99,9

45

3,3

687

50,6

139

10,2

488

35,9

г. Петрозаводск

5726

5726

100,0

123

2,1

2528

44,1

1729

30,2

1346

23,5

Питкярантского р-на

1692

1692

100,0

30

1,8

744

44,0

303

17,9

615

36,3

Прионежского р-на

1306

1306

100,0

101

7,7

667

51,1

173

13,2

365

27,9

Пряжинского р-на

887

887

100,0

11

1,2

376

42,4

127

14,3

373

42,1

Пудожского р-на

3423

3400

99,3

26

0,8

1728

50,8

521

15,3

1125

33,1

Сегежского р-на

2494

2480

99,4

31

1,3

608

24,5

404

16,3

1437

57,9

г. Сортавала

1047

1047

100,0

12

1,1

537

51,3

253

24,2

245

23,4

Суоярвского р-на

532

514

96,6

7

1,4

149

29,0

34

6,6

324

63,0

Республики Карелия

32515

32265

99,2

727

2,3

13926

43,1

5862

18,2

11750

36,4

* Доля признанных безработными, имеющими профильную группу, от общего количества признанных безработными в отчетном периоде в районе.

** Доля безработных, имеющих конкретную профильную группу, от общего количества признанных безработными, имеющими профильную группу в отчетном периоде в районе.

Неоднородность районных рынков труда подчеркивает состояние республиканского банка вакансий. В течение 2005 года в органы государственной службы занятости населения работодателями было заявлено 36943 вакантных рабочих места, из них 11057 единиц (29,9%) – в рамках реализации активных программ занятости. В ряде районов с высоким уровнем безработицы (Беломорском, Калевальском, Муезерском, Пудожском) доля таких временных вакансий превышала 50%. Сведения о вакансиях, заявленных в органы республиканской службы занятости населения в 2005 году, представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Сведения о вакансиях, заявленных в органы республиканской
службы занятости населения в 2005 году

Трудовые ресурсы на регистрируемом рынке труда с учетом принципиальных особенностей профильных групп можно представить в виде двух обобщенных групп.

Первая имеет профессиональный потенциал и не требует дополнительных затрат на оказание содействия в трудоустройстве (профильные группы «А» + «БМ»). В основном (около 70%) это городские жители. На регистрируемом рынке труда доля безработных граждан, представляющих профессиональный кадровый ресурс, в среднем по республике составила в 2005 году 20,5% (г. Костомукша – 25,4%, г. Петрозаводск – 32,3%, г. Сортавала – 25,3%).

В число наиболее активных и востребованных на рынке труда граждан (группа «А») было отнесено 727 человек, или 2,3% от числа признанных безработными (в разрезе районов – от 0,4 до 7,7%). Немногочисленность этой группы закономерна, поскольку вероятность трудоустройства конкурентоспособных граждан в первые десять дней с момента обращения в службу занятости населения (до присвоения статуса безработного) достаточна высока. Так, в 2005 году было признано безработными от числа обратившихся в службу занятости (без учета несовершеннолетних граждан, участников программы «Трудовая адаптация») в городах: Петрозаводск – 65,2%, Сортавала – 58,6%, Костомукша – 70,7%, в Лахденпохском районе – 63,1%. Эти показатели косвенно подтверждают, что 30-40% ищущих работу граждан нашли работу в первые десять дней с момента обращения в службу. В районах с высоким уровнем безработицы доля граждан, признанных безработными, значительно выше: в Калевальском национальном районе – 92,9%, в Беломорском районе – 93%, в Пудожском районе – 88,9%. Можно предположить, что в указанных районах только 7-12% ищущих работу граждан нашли работу в первые десять дней с момента обращения в службу. В этой связи логично было бы увидеть более многочисленную группу «А» среди безработных данных районов, но результаты профилирования этого не обнаруживают. Таким образом, можно сделать вывод, что или активные граждане, востребованные на рынке труда в районах с высоким уровнем безработицы и ограниченным числом вакансий, ищут работу самостоятельно, не обращаясь в центр занятости населения за содействием, или работающие граждане более осторожно относятся к смене места работы и не выходят на открытый рынок труда.

К числу безработных граждан, имеющих профессиональный потенциал, но ослабленную мотивацию к труду (группа «БМ»), было отнесено 5862 человека, или 18,2% (в разрезе районов – от 6,6 до 30,2%). Необходимо отметить, что доля граждан, имеющих профессиональные навыки, но не спешащих возобновить трудовую деятельность, значительно выше среднереспубликанского значения в регионах с благополучной ситуацией на рынке труда. Например, в городе Петрозаводске (36% от всех заявленных в республике вакансий) доля безработных группы «БМ» достигла 30,2%, в приграничных районах с налаженным приграничным бизнесом она составила в г. Сортавала – 24,2%, в г. Костомукша – 20,8%, в Лахденпохском районе – 23,6%.

Вторая обобщенная группа – безработные, не востребованные на рынке труда в силу низкого профессионального потенциала и требующие значительных затрат со стороны органов занятости (профильные группы «БП» + «В»). Из них желающие найти работу (группа «БП») составили самую многочисленную группу – 43,1% (13926 человек), в том числе в возрасте 16-29 лет 51,9% (7230 человек). Имеющие низкую мотивацию к труду (группа «В») – 36,4% (11750 человек), из них в возрасте 16-29 лет – 37,0% (4348 человек). В итоге во всех центрах безработные граждане с низким профессиональным потенциалом составили абсолютное большинство от числа зарегистрированных безработных. Задача службы занятости – посредством активной политки максимально приблизить потенциал трудоустройства таких клиентов к уровню тех, кто успешно ищет работу самостоятельно.

Распределение безработных граждан, объединенных наличием или отсутствием профессионального потенциала, в разрезе районов представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Распределение безработных граждан по обобщенным группам
в 2005 году

Из представленных данных отчетливо видно, что доля безработных граждан, имеющих достаточно высокий профессиональный потенциал, хотя и выше в районах с благоприятной обстановкой, чем в районах со сложной ситуацией на рынке труда, но разница эта незначительна. Основными клиентами службы занятости населения во всех районах являются безработные граждане, не востребованные на рынке труда в силу низкого профессионального уровня.

Результаты исследований показывают, что профилирование является для центров и всей службы занятости населения не только технологией «сортировки» безработных граждан с целью организации дальнейшей работы с ними, но и процедурой, лежащей в основе формирования информационной базы для анализа реального положения дел на рынке труда и, соответственно, в основе разработки и реализации оптимальных мер, направленных на стабилизацию ситуации с безработицей. При этом необходимо отметить, что отнесение безработных граждан к той или иной социально-психологической группе, безусловно, имеет некоторую погрешность, величина которой определяется субъективными факторами (опыт специалистов, поведение клиентов и т. д.). Как показывает практика, эта погрешность снижается по мере накопления опыта работы центрами занятости населения и совершенствования методического сопровождения программы со стороны Управления.

Степень воздействия любой технологии на тот или иной процесс характеризуется теми изменениями, которые она оказывает на итоговый результат. В нашей ситуации, когда технология профилирования работала в течение одного года, очень сложно в полной мере оценить степень воздействия процесса профилирования на улучшение качественных показателей работы службы занятости населения. Однако если взять за критерий оценки изменения за период 2004-2005 гг. ряда показателей, характеризующих качество посреднических услуг, то получается следующая динамика:


  • средняя продолжительность регистрируемой безработицы в 2005 году составляла 4,08 мес., что на 0,16 мес. меньше, чем за соответствующий период 2004 года (4,24 мес.);

  • в 2005 году доля безработных граждан, трудоустроенных в течение от 1 до 4 месяцев со дня присвоения им статуса безработного (% к общему количеству безработных граждан, нашедших работу за год), увеличилась по отношению к 2004 году в районах республики с более благоприятной обстановкой на рынке труда:

    • в г. Петрозаводске – на 0,5%;

    • в г. Костомукша – на 5,8%;

    • в Кемском районе – на 3,7%;

    • в Лахденпохском районе – на 1,5%;

    • в Олонецком районе – на 0,9%;

    • в Питкярантском районе – на 5,8%;

    • в Прионежском районе – на 4,8%;

    • в Пряжинском районе – на 6,3%;

  • в 2005 году доля безработных граждан, трудоустроенных в течение от 4 до 8 месяцев со дня присвоения им статуса безработного (% к общему количеству безработных граждан, нашедших работу за год), увеличилась по отношению к 2004 году в среднем по республике на 5,8% .
Позитивное влияние применения процедуры профилирования на организацию работы по содействию в трудоустройстве безработных граждан косвенно подтверждает тот факт, что с помощью службы занятости населения, несмотря на сохраняющиеся проблемы на региональном рынке труда, в 2005 году нашли доходное занятие 14215 безработных граждан, что почти на 12% выше показателя 2004 года (12766 человек), когда технология профилирования применялась только в четырех центрах, и на 17% выше показателя 2003 года (11815 человек).

Р
езультаты работы с безработными гражданами в 2005 году в разрезе профильных групп представлены на рисунках 4 – 7.

Рис. 4. Результаты работы Рис. 5. Результаты работы

с безработными группы «А» с безработными группы «БМ»



Рис. 6. Результаты работы Рис. 7. Результаты работы

с безработными группы «БП» с безработными группы «В»
Как видно из приведенных данных, по всем группам, за исключением группы «В», удалось оказать содействие в занятости (трудоустройство и профессиональная подготовка и переобучение) свыше 55% безработных граждан, что само по себе является неплохим результатом.

В заключение следует отметить, что кроме совершенствования качества посреднических услуг внедрение технологии профилирования в Республике Карелия создало основу аналитической базы для разработки районных и республиканской программ содействия занятости населения на 2007-2010 годы. Апробирован инструмент, позволяющий в достаточно ранние сроки выявить наиболее уязвимые категории безработных, на работу с которыми преимущественно и должна быть нацелена активная политика на рынке труда.

(утверждена приказом Агентства по занятости населения Камчатского края от 18.03.2009 г. № 39)

(в редакции от 26.05.2010)
Настоящий порядок работы по профилированию безработных граждан разработан в соответствии с законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями от 25.12.2008 г.) и определяет основные положения работы центров занятости населения по организации и проведению специальных мероприятий по профилированию безработных граждан.

  1. Общие положения.

1.1. Профилирование безработных граждан, обращающихся в службу занятости населения, - это распределение безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик, а также в соответствии с риском длительной безработицы, который оценивается на основании индивидуальных характеристик граждан, отражающих потенциал трудоустройства.

1.2. Цель профилирования - оказание безработным гражданам наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве путем организации мероприятий и активных программ с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.

1.3. Методы, определяющие принадлежность безработного гражданина к той или иной профильной группе:

1.3.1.анкетирование с целью получения объективных статистических данных;


1.3.2.наблюдение и беседа с целью экспертной оценки работника службы занятости.

1.3.3.при необходимости проведение углубленного диагностического обследования для уточнения принадлежности к профильной группе, ограничений в трудовой деятельности и т.п.

1.4. Профилирование проводится в момент регистрации гражданина в качестве безработного.

1.5. Изменение и уточнение профильной группы клиента может осуществляться ежеквартально с момента регистрации гражданина в качестве безработного, а также после выполнения индивидуального плана мероприятий.


  1. Процедура профилирования
2.1.Работник центра занятости при регистрации гражданина в качестве безработного работник проводит профилирование клиента. Клиент отвечает на вопросы анкеты 1.

С целью определения уровня профессиональной востребованности работник службы занятости переносит значения вопросов 10-11, 13-14 в ПК «Катарсис», отвечает на вопросы 3.1 и 3.2 анкеты № 1 (Приложение 1), а ответы на вопросы 1-9, 12 будут автоматически заполнены из КПУ клиента (при правильном заполнении всех полей КПУ).

Для определения уровня мотивации к трудоустройству клиенту предлагается ответить на ряд вопросов анкеты № 2 (Приложение 2). Работник центра занятости населения переносит ответы в ПК «Катарсис», отвечает на вопрос 3.1 анкеты №2 (Приложение 2). На основании проведенного анкетирования гражданину автоматически присваивается профильная группа, отражающая востребованность на рынке труда и мотивацию к трудоустройству.

По результатам присвоения профильной группы в ПК «Катарсис» автоматически формируется индивидуальный план рекомендуемых мероприятий в области содействия занятости.

Работник центра занятости населения анализирует результаты профилирования. В случае низкого уровня мотивации к трудоустройству направляет клиента на консультацию к работнику, осуществляющему функцию по предоставлению государственной услуги по организации профессиональной ориентации и психологической поддержке.

Анкеты и план мероприятий подшиваются в личное дело получателя государственной услуги.*

Основной задачей следующего этапа является подбор мероприятий, наиболее эффективных для работы с каждой из этих групп.

Работник центра занятости населения организует дальнейшую работу по содействию занятости безработного гражданина согласно перечню услуг (см. Приложение 4), оказываемых в соответствии с его профильной группой.

Контролирует выполнение гражданином сформированного плана рекомендованных мероприятий. Гражданину предлагаются государственные услуги в соответствии с перечнем данной профильной группы.

*Данная процедура является обязательной в период внедрения технологии.


3.Профилирование клиента в ПК «Катарсис».

3.1. Основная панель профилирования клиента. В панели отображаются:

Информация о текущей профильной группе клиента (наименование и срок действия)

Список проведенных операций профилирования клиента.

Для каждой под списком отображается примечание.

3.2. Операция профилирования заключается в указании для клиента определенной группы. Дополнительно могут быть занесены количество баллов по мотивации и востребованности, набранных клиентом в процессе тестирования, дата проведения следующего профилирования, а также произвольный комментарий, в том числе внешние признаки поведения.


4. Отчетность по профилированию безработных граждан:

Отчет по профилированию безработных граждан необходимо представлять ежеквартально до 5-го числа, следующего за отчетным периодом, в Агентство по занятости населения Камчатского края.

Приложение 1

безработных граждан в

Камчатском крае


АНКЕТА 1
Здравствуйте!

В нашем центре занятости населения проводится социологический опрос по изучению социальной сферы. Для оказания помощи в трудоустройстве просим Вас ответить на предложенные вопросы. При заполнении анкеты выберете один из вариантов ответа в каждом вопросе. Просим заполнить анкету полностью, не пропуская вопросы.

Мы просим Вас ответить на ряд вопросов. Заполнять ее очень легко. Просто читайте вопросы и ставь­те «галочку» или «крестик» в квадратике напротив вариантов ответов, которые подходят именно Вам. В конце неко­торых вопросов есть графа «Другое». Мы будем благодарны Вам за указание в этой графе своего варианта ответа на вопрос в случае, если таковой вариант не учтен составителями. Пожалуйста, обратите вни­мание, что некоторые вопросы имеют отдельную инструкцию. Тогда отвечать следует в соответствии с ней. Время заполнения анкеты составляет не более 5 минут.

Спасибо за сотрудничество!

Дата заполнения______________


Вопрос

Ответ

Служебное поле

2.1. Пол

 женский

 мужской


2.2. Укажите Ваш возраст


 от 14 до 18 лет

 от 18 до 20 лет

 от 20 до 29лет

 от 30 лет до 39 лет

 от 40 до 47 лет

 от 48 до 50 лет

 от 51 года до 55 лет

 старше 56 лет



2.3. Образование

 начальное

 основное

 общее среднее

 начальное профессиональное

 среднее профессиональное

 высшее профессиональное



2.4. Место жительства

 город

 село


 поселок

2.5. Общий стаж работы

 стаж отсутствует

 от 0 до 2 лет

 от 2 до 5 лет

 от 5 до 10 лет

 от 10 до 15лет

 свыше 15 лет



2.6. Наличие детей, иждивенцев

 дети до 3 лет

 дети от 3 до 16 лет

 ребенок-инвалид

 родственники на иждивении

 не имею


2.7. Имеются ли ограничения по здоровью

 да

2.8. Назовите причину увольнения с последнего места работы

 сокращение численности штата или ликвидация предприятия

 по не зависящим от сторон обстоятельствам

 по собственному желанию

 по истечению сроков трудового договора

 по соглашению сторон

 другое


2.9. Длительность перерыва в работе

 нет перерыва

 до 1 месяца

 от 1 месяца до 6 месяцев

 от полугода до 1 года

 от 1 года до 3 лет

 свыше 3 лет



2.10. Имеете ли Вы повышение квалификации

 в последние 2 года

 в последние 5 лет

 не имею


2.11. Подтверждено ли повышение квалификации документами (сертификатами свидетельствами дипломами)?

 да

2.12. Наличие нескольких специальностей, дополнительных навыков (владение ПК, вождение автомобиля и т.п.)

 да

2.13. Осуществляли ли Вы поиск работы самостоятельно?

 да

2.14. Как Вы оцениваете перспективу своего трудоустройства

 в течение 1 месяца

 в течение полугода

 по окончанию обучения

 затрудняюсь


3. - - .

Спасибо!

Пункты 3.1-3.2 заполняются специалистом ЦЗН

3.1Уровень востребованности профессии на рынке труда

 высокий

 средний

 низкий


3.2Уровень индивидуальной активности

 высокий

 средний

 низкий

Приложение 2

к технологии по профилированию

безработных граждан в

Камчатском крае
Анкета 2
Здравствуйте!

С целью эффективного взаимодействия со службой занятости просим Вас ответить на предложенные вопросы. Выберете наиболее подходящий для Вас вариант ответа. Время заполнения анкеты составляет не более 5 минут

Дата заполнения_________________________

1 .Фамилия, имя, отчество __________________________________________________________


Вопрос

Ответ

Служебное поле

2.1. Ваши ожидания от службы занятости

 получение помощи в трудоустройстве

 получение пособия по безработице

 получение бесплатного профессионального обучения

 получение направления на досрочную пенсию

 получение материальной помощи

 для участия в оплачиваемых общественных и временных работах

 сохранение трудового стажа

 другое


2.2. Какие варианты поиска работы Вы использовали?

(возможно, несколько вариантов)



 поиск через службу занятости

 поиск работы через объявления о вакансиях в средствах массовой информации

публикация объявления о поиске работы в газете

 личное обращение к работодателю

 поиск работы через знакомых

 не искал



2.3. Для чего Вам важна работа (несколько вариантов)

 источник материальных средств

 наличие определенного социального статуса

 придает уверенность в себе, психологическая комфортность

 способ самореализации

 способ профессионального развития

 Свой вариант_______
 затрудняюсь ответить


2.4.Можете ли Вы себе позволить не заниматься трудовой деятельностью

 да
 затрудняюсь ответить

2.5. Имеете ли конкретное представление о своей будущей работе

 да
 другое

2.6. Если у Вас возникли трудности с трудоустройством, и нет предложений о работе. Ваш выбор

 приму предложение, даже если оно не привлекательно

 выйду на временную работу

 буду ждать новых вариантов

 задумаюсь о переобучении

 надеюсь на помощь службы

 Свой вариант_______


 затрудняюсь ответить

2.7. Готовы ли Вы пройти профессиональную подготовку переподготовку или повышение квалификации?

 да
 затрудняюсь ответить

2.8. Каковы Ваши планы на ближайший месяц?

 ознакомиться с вакансиями

 готов приступить к работе

 мне необходимо время для восстановления сил, здоровья

 Свой вариант_______

 затрудняюсь ответить


2.9. Готовы ли Вы приступить к работе в течение двух дней, если появится подходящее предложение?

 да
 затрудняюсь ответить

3. . Насколько полно и искренне Вам удалось ответить на вопросы анкеты? (Выразите свой ответ в баллах от 1 до 10 на шкале, где 0 - «ни на один вопрос мне не удалось ответить полно и искренне», а 10 - «на все вопросы мне удалось ответить полно и искренне») .

0___1___2___3___4___5___6___7___8___9___10

Спасибо!


Пункт 3.1 заполняется специалистом ЦЗН

3.1. Активно ли используются предлагаемые варианты содействия службы занятости

 использует все предложенные варианты и ищет самостоятельно

 использует только предложенные варианты

 уклоняется от предложенных вариантов


Заключение _____________________________________________________
Специалист______________________________________________________

Приложение3

к технологии по профилированию

безработных граждан в

Камчатском крае
ПРОФИЛЬНЫЕ КАРТЫ
Профильная группа 1 (M В )

Условное название:* Готовые приступить к работе

Параметры:

Уровень мотивации к трудоустройству: высокий (М )

Профессиональная востребованность: высокая (В )

Трудовые показания: без ограничений



Направления работы

1.



2.

Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан

3.

Консультация о правах и обязанностях граждан, обратившихся в центр занятости, ознакомление с перечнем государственных услуг в области содействия занятости ; предоставление информации об участии в специальных программах по содействию занятости населения

4.

Предоставление государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте РФ

5.



6.



7.

Предложение о предоставлении государственных услуг по содействию самозанятости безработных граждан

8.


Перечень мероприятий для безработных граждан 2 и 3 профильной группы



Направления работы

1.

Регистрация граждан в целях содействия поиска подходящей работы, а также регистрация безработных граждан

2.



3.

граждан*


4.

Предоставление государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, включая работу временного характера и общественные работы

5.



6.

Предоставление государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

7.

профессионального обучения



8.

безработных граждан



9.


10.

безработных граждан



11.



12.

Информирование о проведении мероприятий, проводимых центром занятости населения (ярмарки вакансий учебных и рабочих мест)

13.

Предложение о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в переселении для работы в сельскую местность

Перечень мероприятий для безработных граждан 4 и 5 профильной группы



Направления работы

1.

Выяснение причин обращения в центр занятости населения

2.

Регистрация граждан в целях содействия поиска подходящей работы, а также регистрация безработных граждан

3.

Консультация о правах и обязанностях граждан, обратившихся в центр занятости, ознакомление с перечнем государственных услуг в области содействия занятости; предоставление информации об участии в специальных программах по содействию занятости населения

4.

Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных

граждан*


5.

Предоставление государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы

6.

Предоставление государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте РФ (по заявлению-анкете)

7.

Предоставление государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

8.

Предложение о предоставлении государственной услуги по организации временного

трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые



9.

Предложение о предоставлении государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ

10.

Предложение о предоставлении государственной услуги по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства,

профессионального обучения



11.

Предложение о предоставлении государственных услуг по содействию самозанятости

безработных граждан



12.

Предложение о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации

безработных граждан на рынке труда



13.

Предложение о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке

безработных граждан



14.

Предложение о предоставлении государственной услуги по профессиональному обучению

15.

Информирование о проведении мероприятий, проводимых центром занятости населения (ярмарки вакансий учебных и рабочих мест)

*Государственная услуга по профилированию безработных граждан может осуществляться при предоставлении государственной услуги по социальной адаптации (по групповой форме)


Приложение 5

к технологии по профилированию

безработных граждан в

Камчатском крае


Перечень мероприятий (услуг) для безработных граждан с учетом профильных групп



Рекомендуемые программы

Профильные группы безработных

Длительные безработные


Высвобожденные работники

Многодетные и одинокие родители

Женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей


Молодежь

Выпускники профессиональных образовательных учреждений

Граждане, уволенные с военной службы (без права на пенсию)



Инвалиды

Лица с ограниченной трудоспособностью

Лица,освобожденные из учреждений исполнения

наказаний


Временное трудоустройство граждан, испытывающие трудности в поиске работы

V

V

V

V

V

V

Временное трудоустройство безработных несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет, испытывающих трудности в поиске работы

V

V

Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые

V

V

V

Организация проведения оплачиваемых общественных работ

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Организация самозанятости

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Профессиональная ориентация граждан

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Социальная адаптация безработных

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Психологическая поддержка безработных граждан

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Ярмарки вакансий

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Ярмарки учебных мест

V

V

Мини-ярмарки

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Досрочная пенсия

V